Камеральная проверка проводится в течение. Что такое камеральная налоговая проверка

К амеральная налоговая проверка - это проверка налоговой декларации (расчета) (п. 1 ст. 88 НК РФ). Она проводится в автоматическом режиме без извещения налогоплательщика (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ):

  • в налоговой инспекции (инспекторы не выезжают к налогоплательщику);
  • проводится инспекторами без какого-либо специального разрешения руководителя инспекции;
  • максимальный срок проверки – 3 месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета);
  • если до окончания проверки налогоплательщиком представлена уточненная декларация, то проверка предыдущей декларации прекращается и начинается камеральная проверка на основе новой декларации.

В определенных случаях налоговики вправе запросить у вас пояснения и истребовать документы, касающиеся камеральной проверки.

Получение налогового требования

Учитывая, что сроки представления документов строго регламентированы, разъясним, что понимается под датой получения налогового требования.

При направлении требования по почте датой его получения считается 6-й рабочий день со дня отправки заказного письма (п. 4 ст. 31 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 2.

При направлении требования через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в этом личном кабинете (п. 4 ст. 31 НК РФ).

При направлении требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) датой его получения считается дата, указанная в квитанции о приеме, отправленной в инспекцию (п. 13 Порядка, утв. приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@). Если вы относитесь к лицам, обязанным представлять декларации в электронной форме, то при получении требования в электронной форме вы обязаны отправить квитанцию о приеме. Указанная квитанция передается в электронной форме по ТКС в течение 6 рабочих дней со дня отправки документов налоговиками (п. 5.1 ст. 23 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). В случае уклонения от данной обязанности налоговые органы вправе заблокировать ваш банковский счет (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

Налоговое требование может быть также вручено лично под расписку .

Представляем пояснения

Если в декларации не обнаружено никаких ошибок, а также нет оснований для углубленной проверки, то камеральная проверка закончится и никаких требований к вам не поступит.

Если же в ходе проверки декларации будут обнаружены ошибки, нестыковки, признаки налогового правонарушения, то налоговики вас попросят внести исправления в декларацию либо представить пояснения . Сделать это надо в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения требования (п. 2 и 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 88 НК РФ).

Вместе с пояснениями вы вправе представить документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). Зачастую и сами налоговики в требовании о представлении пояснений указывают документы, которые надо приложить к письму.

Пример 1

Свернуть Показать

В 2016 г. многие предприятия получили требования о представлении пояснений по представленному расчету по форме 6-НДФЛ (в связи с несвоевременной уплатой НДФЛ). Для того чтобы убедиться в правонарушении, налоговики в требованиях указывали о необходимости приложить к пояснениям карточки счетов по НДФЛ (68.1) и по заработной плате (70), документы, подтверждающие выплату дохода, своды по заработной плате.

С этого года несвоевременное представление в инспекцию пояснений в случае непредставления уточненной налоговой декларации грозит штрафом в 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ). Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа уже в размере 20 000 рублей (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).

Представляем документы

При проведении камеральной проверки налоговики не вправе требовать у организации дополнительные сведения и документы (п. 7 ст. 88 НК РФ). Однако из этого правила есть исключения. К примеру, запрос по истребованию документов правомерен в следующих случаях (п. 6, 8 и 9 ст. 88 НК РФ):

  • если в декларации по НДС заявлена сумма к возмещению, то понадобятся документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов;
  • при использовании налоговых льгот предоставляются необходимые пояснения об операциях (имуществе), по которым применены налоговые льготы, а также документы, подтверждающие право на эти льготы;
  • по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, – документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

Истребованные документы следует представить в течение 10 рабочих дней (20 дней – при проверке консолидированной группы налогоплательщиков, 30 дней – при проверке иностранной организации) со дня получения требования (п. 3 ст. 93 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если вы не имеете возможности представить документы в течение установленного срока, то следует попросить отсрочку . Сделать это надо на следующий день после получения требования. В уведомлении (Пример 4) указывают причины, по которым документы не могут быть своевременно представлены и новый желательный для вас срок (п. 3 ст. 93 НК РФ).

В течение 2 дней со дня получения такого уведомления налоговики вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом (п. 3 ст. 93 НК РФ). Если причина невозможности своевременного представления документов уважительная, то чиновники обычно удовлетворяют ходатайства.

Пример 2

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для камеральной проверки

Свернуть Показать

Чтобы вам легче было ориентироваться, посмотрите на календарь февраля 2017 года, где жирным шрифтом выделены выходные и нерабочие праздничные дни этого месяца, которые в расчете участвовать не будут, т.к. НК РФ в рассматриваемой ситуации оперирует только рабочими днями.

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для камеральной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. На следующий день начинает течь срок из 6 рабочих дней, отведенный на его получение налогоплательщиком, он заканчивается 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

10 рабочих дней , в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (например, выслать по почте заказным отправлением с сопроводительным письмом и описью вложений, либо привезти в налоговую лично, либо доставить их иначе). Эти дни выделены в календаре оранжевой заливкой.


Пример 3

Расчет срока представления документов по требованию налоговиков для встречной проверки

Свернуть Показать

Допустим, заказное письмо с требованием представить документы для встречной налоговой проверки налоговая отправила заказным письмом через «Почту России» в среду 01.02.2017. Как и в предыдущем примере данное требование считается полученным 09.02.2017 (эти дни выделены серой заливкой).

Со следующего дня (10.02.2017) начинаем отсчитывать 5 рабочих дней , в течение которых налогоплательщик должен представить затребованные документы (они выделены в календаре оранжевой заливкой).


Пример 4

Свернуть Показать

Штрафы за непредставление документов:

  • на должностных лиц – до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ);
  • на организацию – 200 руб. за каждый непредставленный документ (п. 4 ст. 93 и п. 1 ст. 126 НК РФ).

Еще более существенно то, что налоговики могут оштрафовать за грубое нарушение правил учета доходов и расходов, объектов налогообложения. Тогда без доказательств в виде первички вы лишитесь учтенных расходов и налоговых вычетов. В этих случаях сумма штрафов очень серьезная.

Заверяем копии документов

Хотя в НК РФ в статье 88 и иных, а также в требовании налоговиков говорится о представлении «документов», на деле речь обычно идет о представлении заверенных копий интересующих налоговиков бумажных первичных учетных и др. документов. Оригиналы при этом остаются у налогоплательщика, который опирается в данном случае на п. 2 ст. 93 НК РФ.

Причем нотариуса посещать не надо, копии можно заверить самостоятельно. Налоговики считают, что при этом следует опираться на терминологический ГОСТ Р 7.0.8-2013 и ГОСТ Р 6.30-2003 по оформлению организационно-распорядительной документации (см. письма Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142 и от 11.05.2012 № 03-02-07/1-122).

Получается, что налоговикам хватит и укороченного варианта заверительной надписи на копии документа (как в Примере 5). Но если у вас процедура заверения копий регламентирована и следует указаниям нормативных документов, требующих внесения в нее еще и информации о местоположении оригинала, с которого изготовлена данная копия, то такое оформление заверительной надписи ошибкой не будет. Просто налоговиками это воспримется как избыточная информация.

Какие варианты заверения копии существуют, мы подробно разобрались в статье «Как организации отразить изъятие ее документов и дел? »

Удостоверять верность копии своей подписью должно уполномоченное должностное лицо (обычно это директор, главбух или их заместители; из них только руководитель фирмы имеет право действовать без доверенности (п. 3 ст. 29 НК РФ)).

Из-за большого объема такой работы целесообразно изготовить соответствующий штамп.

И не забывайте ставить оттиск печати ().

В аналогичном порядке заверяют карточки бухгалтерских счетов и различную аналитику, распечатанную из бухгалтерских программ.

Пример 5

Свернуть Показать

Если же говорить о правомерности подшивок документов , то в Налоговом кодексе сказано, что листы документов должны быть пронумерованы и прошиты в соответствии с требованиями, утверждаемыми налоговой службой (п. 2 ст. 93 НК РФ). Указанные требования до сих пор не утверждены, так что продолжаем руководствоваться разъяснениями чиновников ненормативного характера.

Ранее ФНС и Минфин говорили о недопустимости представления в налоговый орган подшивки документов, заверенной только на ее обороте (см. письма Минфина России от 29.10.2014 № 03-02-07/1/54849 и от 24.10.2011 № 03-02-07/1-374, ФНС России от 02.10.2012 № АС-4-2/16459).

Но позже вышло письмо Минфина России от 29.10.2015 № 03-02-РЗ/62336, которое разрешило так поступать «впредь до нормативного правового регулирования этого вопроса». Причем чиновники выдвигают :

  • при формировании сшивов необходимо обеспечить сохранение целостности документов / копий в них, а также возможность их свободного чтения и копирования;
  • сшив формируется объемом не более 150 листов с указанием арабскими цифрами сплошной нумерации листов, начиная с единицы;
  • все листы в сшиве прошиваются на 2–4 прокола прочной нитью, концы которой выводятся на оборотную сторону последнего листа и связываются. На оборотной стороне последнего листа в месте скрепления наклеивается бумажная наклейка (в виде прямоугольника размером примерно 40–60 мм на 40–50 мм). Наклейка должна закрывать место скрепления прошивки полностью, за пределы наклейки могут ­выходить только концы прошивных нитей, но не более чем на 2–2,5 см;
  • на бумажной наклейке проставляется заверительная надпись, в которой указывается количество (арабскими цифрами и прописью) пронумерованных листов. Заверительная надпись подписывается руководителем или иным представителем ­организации с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;
  • заверительная надпись опечатывается печатью организации (при наличии). Печать ставится таким образом, чтобы частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы (копии документов);
  • такие сшивы представляются в налоговые органы с сопроводительными письмами, в которых указываются реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом из них.

Но будучи главным бухгалтером, при необходимости заверить небольшое количество копий предпочитаю обходиться без сшивов, заверяя каждый документ во избежание лишних вопросов и претензий от налоговиков. При большом объеме запрашиваемых документов сшивы их копий конечно выручают.

Если сам документ многостраничный , то возможны следующие варианты заверения его копии (письмо ФНС России от 13.09.2012 № АС-4-2/15309@):

  • заверение каждого отдельного листа (как показано в Примере 5);
  • прошивка многостраничной копии документа и заверение ее в целом.

При прошивке многостраничного документа необходимо, согласно письму Минфина России от 07.08.2014 № 03-02-РЗ/39142, распространенному по налоговым органам письмом ФНС России от 29.08.2014 № АС-4-2/17341 (см. Пример 6):

Представляем бумажные документы

Способ представления документов в налоговый орган определяется организацией самостоятельно (письмо ФНС России от 25.11.2014 № ЕД-4-2/24315). Обычно заверенные бумажные копии документов подаются лично (или через представителя) либо по почте заказным письмом (п. 2 ст. 93 НК РФ).

Пример 6

Свернуть Показать

Пример 7

Свернуть Показать

При отправке документов почтой . Чтобы сэкономить время, можно заполнить бланк на сайте «Почты России» по адресу https://pochta.ru/form?type=F107, распечатывается он сразу в 2 экз. на листе (см. Рисунок 1), далее берете его с собой в почтовое отделение. При заполнении данной формы на сайте следует учесть, что количество знаков в строке весьма ограничено, поэтому формулировки придется сокращать.

Также копии бумажных документов могут быть представлены в налоговый орган в электронной форме (путем сканирования) по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). Налоговики в письмах от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@ и от 09.12.2015 № ЕД-4-2/21577 уточнили, что налогоплательщик вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@. Этим же приказом утвержден и электронный формат описи документов.

Возможность представления документов в виде скан-образов установлена для:

  • договоров (соглашений, контрактов), дополнений и изменений к ним;
  • спецификаций (калькуляций, расчетов) цен (стоимости);
  • актов приемки-сдачи работ (услуг);
  • счетов-фактур, в т.ч. корректировочных;
  • товарно-транспортных и товарных накладных (ТОРГ-12);
  • грузовых таможенных деклараций / транзитных деклараций, в т.ч. добавочных листов к ним.

Документы, которые направлены в виде скан-образов по ТКС, не требуют предварительного заверения печатью и подписью на бумаге, так как заверяются электронной подписью (письмо ФНС России от 23.11.2015 № ЕД-4-2/20421).

Электронные документы по утвержденным форматам

Представление документов в электронной форме допускается только в том случае, если они составлены по утвержденным ФНС форматам. Речь идет о следующих документах:

  • счет-фактура, в т.ч. корректировочный; журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур; книга покупок и книга продаж, в т.ч. дополнительные листы к ним (форматы утверждены приказом ФНС России от 04.03.2015 № ММВ-7-6/93@);
  • товарная накладная (ТОРГ-12) и акт приемки-сдачи работ (услуг) (форматы утверждены приказами ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/189@, от 24.03.2016 № ММВ-7-15/155@ и от 21.03.2012 № ММВ-7-6/172@);
  • о передаче товаров при торговых операциях (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/551@);
  • о передаче результатов работ (документ об оказании услуг) (формат утвержден приказом ФНС России от 30.11.2015 № ММВ-7-10/552@).

Представление указанных документов осуществляется по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика (п. 2 ст. 93 НК РФ). Формат описи электронных документов утвержден приказом ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@.

Обратите внимание: если пояснения по декларации по НДС запрошены у лица, обязанного сдавать электронную декларацию по НДС, то пояснения следует направить в электронной форме по ТКС. При этом пояснения на бумажном носителе не засчитываются (п. 3 ст. 88 НК РФ). С 2017 г. штраф за это составит 5 000 руб. (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Электронные документы по неутвержденным форматам

Обязательно сделайте отметку о подписании документа электронной цифровой подписью (письма ФНС России от 09.09.2015 № СА-4-7/15871, Минфина РФ от 11.01.2012 № 03-02-07/1-1 и от 11.01.2012 № 03-02-07/1-2). Законодательство не содержит требований к форме таких отметок. Учитывая, что информация об электронной подписи уже содержится в электронном документе, достаточно отметки: «Документ подписан электронной цифровой подписью».

Пример 8

Свернуть Показать

Когда необходимо представить подлинники?

В случае необходимости инспектор вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Поскольку камеральная налоговая проверка проводится в инспекции, то и ознакомление с подлинниками документов происходит там же (п. 3 письма Минфина РФ от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1).

Необходимость в подлинниках может возникнуть, в частности, в случае обнаружения несоответствия сведений, представленных организацией, сведениям, имеющимся в инспекции (п. 2 письма Минфина РФ от 11.01.2009 № 03-02-07/1-1). В этом случае проверяемому лицу вручается соответствующее уведомление (подп. 7 п. 2.8 письма ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705).

Учтите, что не допускается замена подлинника документа его электронным скан-образом, подписанным электронной подписью (письмо ФНС России от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@).

Повторное истребование документов

Налоговики не вправе требовать у организации документы, ранее уже представленные в инспекцию при проведении камеральных или выездных проверок (п. 5 ст. 93 НК РФ). К примеру, при камеральной проверке уточненной декларации инспектор не может требовать документы, которые были представлены при проверке первичной декларации.

Между тем если документы представлялись в связи с запросом по конкретной сделке вне рамок проведения налоговых проверок, то при камеральной проверке их придется повторно предъявить (п. 2 письма ФНС России от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304). Правомерен запрос и в случае, когда ранее представленные документы были утрачены налоговиками вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимой силы) (п. 5 ст. 93 НК РФ).

Представление документов для встречной налоговой проверки

Встречные проверки – это самый распространенный способ налогового контроля. При этом само понятие встречных проверок давно отсутствует в законодательстве. В то же время ст. 93.1 НК РФ позволяет налоговикам истребовать у организаций практически любые документы и информацию о других фирмах, с которыми те сотрудничали.

Обычно такие проверки проводятся для выяснения реального существования контрагентов и сопоставления документов, осевших у сотрудничавших фирм. Документы необходимы для подтверждения совершенных сделок, по которым были учтены расходы либо вычеты по НДС.

О том, что в отношении вашего контрагента идет проверка, вы узнаете из требования о представлении документов (информации), которое пришлет ваша налоговая инспекция. К нему должна быть приложена копия поручения от инспекции контрагента (п. 3 и 4 ст. 93.1 НК РФ), но и при ее отсутствии требование придется исполнить (об этом свидетельствует судебная практика).

Такое требование о представлении документов следует исполнить в течение 5 рабочих дней со дня получения либо в тот же срок сообщить, что не располагаете указанными документами (информацией) (п. 5 ст. 93.1 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ). См. Пример 3.

Истребуемые документы представляют в виде заверенных копий по тем же правилам, как и для камеральных проверок (п. 5 ст. 93.1 и п. 2 ст. 93 НК РФ). Учтите, что законодательство не содержит конкретного переченя истребуемых налоговыми органами документов. Так что это могут быть любые документы , содержащие информацию, касающуюся деятельности проверяемого лица (письма ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869, Минфина России от 09.10.2012 № 03-02-07/1-246 и от 08.10.2012 № 03-02-07/2-136). Не установлено ограничений и по периоду времени, за который могут быть истребованы документы (письмо Минфина РФ от 23.11.2009 № 03-02-07/1-519).

Налоговики вправе запросить не только копии документов, но и различные пояснения относительно контрагента. К примеру, информацию об условиях совершения сделки (письмо ФНС России от 30.09.2014 № ЕД-4-2/19869). Так что следует письменно ответить на все вопросы.

Если вы не имеете возможности своевременно передать документы (информацию), то следует попросить отсрочку (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Уведомление о продлении сроков представляют в порядке, аналогичном для камеральных проверок, см. Пример 4 (п. 5 ст. 93.1 и п. 3 ст. 93 НК РФ).

Если требуемые документы утилизированы в связи с истечением сроков хранения, то это также придется документально подтвердить (например, актом об уничтожении).

Неисполнение требования инспекции грозит существенными штрафами. Административный штраф на должностное лицо составляет до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ). Штрафы на организацию:

  • за непредставление в установленные сроки истребуемых документов о других налогоплательщиках – 10 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 и 2 ст. 126 НК РФ);
  • несвоевременное сообщение истребуемой информации – 5 000 руб., а за повторное деяние, совершенное в течение года, – 20 000 руб. (п. 6 ст. 93.1, п. 1 ст. 129.1 НК РФ).

Выемка документов

По нашему мнению, правомерность выемки документов, проведенной в процессе камеральной или встречной проверки, сомнительна.

С одной стороны, она должна проводиться на основании постановления при выездной налоговой проверке (п. 1 ст. 94 НК РФ).

С другой стороны, в случае отказа организации от представления запрашиваемых документов налоговики вправе произвести их принудительную выемку (п. 4 ст. 93 НК РФ). Кроме того, согласно подп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ, в случае отказа представить документы налоговики вправе производить выемку, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены (письмо Минфина РФ от 07.06.2006 № 03-02-07/1-141).

Но спорить на тему правомерности выемки бессмысленно, т.к. ничто не мешает налоговикам провести выездную проверку после камеральной либо встречной, и в этом случае выемка документов будет абсолютно законной. О ней мы подробно поговорим в следующем номере журнала в статье «

Порядок проведения камеральной налоговой проверки регламентируется 88 статьей НК РФ. Местом ее проведения служит налоговая межрайонная инспекция. Основание для проведения – декларация и иные финансовые (бухгалтерские) бумаги. Существует ряд требований, выдвинутых экспертами ФНС к налогоплательщикам, и определенный алгоритм проведения проверки. Об этом и поговорим подробно.

Предприниматель обязан предоставлять всю документацию в налоговую инспекцию по месту своего учета. Где встать на налоговый учет, он решает сам. Так, организация может платить налоги в казну муниципального образования, на территории которого находится производство, или там, где расположен головной офис, обособленные подразделения (для ИП – по месту жительства).

Например, организации следует подавать декларацию по уплате налога на имущество по месту нахождения этих объектов, даже если головной офис компании расположен в другом районе. Камеральная проверка в этом случае будет проводиться сотрудниками ИФНС по месту нахождения объектов имущества.

Данный вид проверки осуществляется в стенах ИФНС, которая получила документы от предпринимателя. Однако сотрудники ведомства имеют полное право побывать на территории налогоплательщика и осмотреть помещения, если эта информация им пригодится для того, чтобы сделать выводы о наличии/отсутствии фактов нарушения законодательных норм.

Первый этап камеральной проверки

Закон от всех участников налоговых отношений требует соблюдать порядок и сроки проведения камеральной проверки. Так, налогоплательщики должны вовремя предоставлять необходимую отчетность, а инспекторы должны начинать свою проверку с приема финансовых документов и регистрации их в единой информационной автоматизированной системе (ИАС «Налог»).

После этого система начинает автоматическую проверку введенной информации. Идет сверка контрольных соотношений, которые позволяют понять, всё ли правильно, или налогоплательщик допустил ошибку. Заметим, подобные арифметические действия бухгалтеры могут выполнить и самостоятельно, что впоследствии поможет избежать неприятных объяснений с сотрудниками ведомства.

Контрольные соотношения налоговой отчетности можно найти на официальном сайте ФНС www.nalog.ru (раздел – «Налоговая отчетность»). Эти формулы при желании можно внедрить в те компьютерные программы, с помощью которых бухгалтеры производят расчеты. Это поможет выявить ошибки еще на этапе подготовки отчетной документации и исправить прежде, чем их обнаружит налоговый инспектор.

Второй и третий этапы

Второй этап проверки представляет собой собственно проведение расчетов. Этот процесс полностью автоматизирован. Если будут выявлены ошибки или недочеты, инспектор приступает к проведению так называемой углубленной проверки, то есть к третьему этапу. Он представляет собой проведение различных мероприятий, помогающих установить истинное финансовое положение налогоплательщика.

На третьем этапе объектом пристального изучения становятся:

  • показатели сданной декларации в сравнении с данными, представленными в документе за прошлый налоговый период;
  • сопоставление информации, указанной в декларации, с той, что представлена в бухгалтерской отчетности или документации по другим налогам;
  • вывод о достоверности представленных сведений с учетом всей имеющейся информации о финансовой и хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Кроме того, сотрудник налоговой инспекции сравнивает показатели налогоплательщика с показателями аналогичных предприятий и среднестатистическим данными.

Завершение камеральной проверки

Камеральная налоговая проверка проводится до тех пор, пока не станет понятно, что налогоплательщик составил отчетность правильно, без ошибок, но длится не более трех месяцев. Если будут выявлены неточности, инспектор потребует предоставить уточненную декларацию. И новый документ предпринимателю следует предоставить в течение 5 рабочих дней. В этот момент завершается проверка по первой версии документа, а как только «уточненка» будет на руках у инспектора, начнется другая проверка. Тоже камеральная, но основанием для ее проведения будет уже уточненная декларация.

Если налогоплательщик не согласен с заявлением инспектора, что в декларации есть ошибки, закон позволяет ему предоставить пояснения и подтвердить слова соответствующими документами. Инспектор обязан их принять и рассмотреть.

Не согласен, считает объяснения неудовлетворительными – может вызвать в налоговую для личной беседы. Если объяснения разумны, его следующий шаг – сопоставление новых сведений с той информацией, которой «налоговики» уже располагают. Заметим, уточненную декларацию инспектор проверяет полностью, а не только исправленные данные. Затем составляет акт о проделанной работе.

Итак, порядок проведения камеральной проверки регламентируется 88 статьей Налогового кодекса. В зависимости от результатов, полученных после завершения автоматизированного подсчета, «камералка» завершается либо продолжается, но объектом «исследования» становится уже уточненная декларация или пояснения налогоплательщика.

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) осуществляет контроль, проводя документальные выездные, встречные и камеральные проверки. Самой распространенной является та, которая проводится без предупреждения плательщика, на основании поданной отчетности, исключительно в помещении ФНС. Налогоплательщик не может знать, когда такое мероприятие началось, и проводилось ли вообще. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) это и есть камеральная проверка.

Что такое камеральная налоговая проверка

Право на проведение проверок контролирующими органами закреплено ст. 31 НК РФ. Ст. 87 НК РФ определяет, какие аудиторские мероприятия может проводить ФНС. Определение сверки, цели, правила, порядок проведения камеральной налоговой проверки – нормы ст. 88 НК РФ. Согласно этой статье аудиту подлежит вся отчетность налогоплательщика – юридического, физического лица или налогового агента.

Камеральная налоговая проверка – сверка данных отчетности на предмет наличия арифметических и методологических ошибок. Осуществляется инспектором, администрирующим налог, по которому она сдана. Проводится без предупреждения плательщика, не требует обязательного решения руководителя ФНС, как при документальной ревизии. Осуществляется исключительно в помещении контролирующего органа .

При камеральном аудите инспектор проверяет отчетный период, за который подана декларация. Если должностное лицо при проведении проверки выявляет недостоверность задекларированных данных, оно вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие заявленные ранее отчетные суммы. Документы должны быть предоставлены на протяжении пятидневного периода.

Цель камеральной налоговой проверки

Действия контролирующих органов, проводимые в рамках действующего законодательства, имеют ряд целей. Для камерального контроля это:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • аудит полноты взысканий по нарушениям, выявленным налогоплательщиком самостоятельно или по результатам выездного аудита;
  • контроль за полнотой начисления и уплаты налогов (сборов) по текущим платежам;
  • привлечение налогоплательщика, уклоняющегося от полноты декларирования сумм доходов, ответственности соответствующей формы (административной или уголовной);
  • определение рисков деятельности конкретного налогоплательщика как механизм отбора плательщика для проведения выездных проверок;
  • полнота и правомерность заявленной суммы налоговой льготы или вычета по НДС.

Задачи камеральной налоговой проверки

Проведение аудита отчетности плательщика преследует ряд задач, четкого списка которых не определено ни НК РФ, ни другим нормативным документом. Анализируя работу контролирующих ведомств, можно выделить следующие задачи:

  • выявление ошибок, недостоверной информации по декларациям;
  • подсчет полноты начисления налогов для перечисления в казну РФ, соблюдение платежной дисциплины;
  • анализ полноты пакета, своевременности сдачи отчетности;
  • сопоставление данных отчетности, баз данных ФНС и бухгалтерской документации плательщика;
  • анализ бухгалтерской документации на предмет соответствия заявленным по отчетности суммам доходов.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Отчетность, сданная контролирующему органу, должна быть прокамералена в течение 90 дней с дня подачи. Срок проведения камеральной проверки не может продлеваться на основании подачи дополнительных документов, пояснений или уточнений. Если плательщиком сдана декларация по НДС, например, 20 января, то сверка будет проведена не позже 20 апреля.

Обязанности уведомления налогоплательщика о начале инспектирования у налоговиков нет, нет необходимости принятия специального решения о таком начале . Сама ревизия проходит в помещении органа ФНС, непосредственно с использованием баз данных и специализированных программ. После проведения аудита, по которому нарушений не выявлено, акт не составляется. Окончание такого инспектирования сопровождается проставлением галочки в базе, плательщик может не знать, проверена ли отчетность.

После выявления нарушений по результатам сверки инспектор направляет проверяемому лицу письмо с просьбой пояснить детали и/или предоставить документы по запрашиваемым операциям, которые противоречат нормам действующего законодательства. Ответ, при необходимости с пакетом документов, направляется почтой или предоставляется другим предусмотренным законом способом не позднее, чем через 5 дней с момента получения требования ФНС. Аналогичный срок и для подачи уточненной декларации.

Правомерный запрос на предоставление дополнительных документов или письменного разъяснения не может быть отправлен позже трехмесячного срока после подачи декларации. Сотрудник ФНС может составить индивидуальный для каждого плательщика перечень необходимых документов, в который могут включаться справки, авансовые отчеты, ТТН, акты приема-передачи и т. д.

Дополнительные документы, предоставляемые контролирующему органу, должны быть заверены надлежащим образом. Требования относительно заверения документов по отдельности или пакетом отсутствуют. Документы должны быть надлежащего качества, легко читаемыми, содержать необходимую информацию для проведения инспектирования . Требований относительно обязательного составления описи документов законом не предусмотрено.

Период, за который подана декларация, может проверяться дважды. Первый раз – камерально, второй – при документальном аудите. Аудит отчетности за определенный период не является основанием для пропуска этого срока при плановой ревизии. И наоборот, проведение планового или внепланового документального аудита за период дает право не проверять декларацию камеральщикам.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно. В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии. На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение . После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Углубленная камеральная проверка

Некоторые виды камеральной сверки обязывают финансовый контролирующий орган углубленно изучить данные о деятельности плательщика. Во время проведения инспектор не только потребует дополнительные документы, но и проведет действия по опросу свидетелей, проведению экспертиз (например, документов), подтверждению или опровержению некоторых фактов в деятельности плательщика.

Камеральная проверка является одним из видов проверок, осуществляемых налоговыми органами. Она позволяет проанализировать достоверность и точность отчетности, предоставляемой налогоплательщиками. Каковы процедура и порядок проведения камеральной проверки, рассмотрим в представленной статье.

Камеральная налоговая проверка - это…

Камеральная проверка представляет собой проверку соблюдения налогоплательщиком налогового законодательства на основании сданной им отчетности. Она имеет характер обязательной и проводится в отношении любой отчетности, представленной в налоговый орган.

Первым этапом камеральной налоговой проверки 2018 является регистрация данных поданного отчета в автоматизированной информационной системе налоговых органов (АИС «Налог»).

На следующем этапе проведения камеральной налоговой проверки производится сверка контрольных соотношений. Кроме того, анализируются показатели текущего налогового (расчетного, отчетного) периода в сопоставлении с аналогичными показателями за прошлый период. Также при камеральной проверке производится сверка показателей представленной декларации (расчета) с показателями в иной отчетности и, в частности, с отчетами по другим налогам (страховым взносам).

Одновременно при камеральной проверке представители налоговых служб отслеживают следующие моменты:

  1. Соблюдение сроков предоставления декларации или расчета (п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 2 ст. 88 НК РФ).
  2. Наличие либо отсутствие противоречий, ошибок, несоответствий в отчетности (ст. 88 НК РФ).
  3. Наличие оснований для углубленной камеральной проверки.

Следует отметить, что во время камеральной проверки контролируется не только соблюдение срока подачи отчетности, но и те сроки, которые дают право налоговым органам на вынесение наказания за несвоевременное представление отчета. При задержке подачи декларации (расчета) на 10 дней и более налоговые органы вправе приостановить ведение операций по расчетным счетам (п. 3 ст. 76 НК РФ). Арест с банковских счетов налогоплательщика будет снят только на следующий день после предоставления отчетности (ст. 76 НК РФ).

Сколько длится камеральная проверка

Сроки проведения камеральной проверки соответствуют 3 месяцам со дня подачи отчетности в налоговую службу (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Периодичность проведения камеральной проверки зависит от сдачи отчетности.

Решение о проведении камеральной проверки не зависит от налогоплательщика.

Порядок проведения камеральной проверки регулируется НК РФ.

Камеральные проверки налоговых органов без оснований для углубленной проверки

Бывает, что на первоначальном этапе камеральной проверки не выявляется никаких нарушений в предоставленной налоговым органам отчетности. Соответственно, оснований для углубленной камеральной проверки нет, и камеральная проверка заканчивается на данной стадии.

В обязанности налоговых органов не входит составление акта камеральной проверки в таких ситуациях (ст. 88 НК РФ), и они не обязаны сообщать налогоплательщикам о ее завершении. Исключение составляет камеральная проверка, проводимая по НДС, заявленному к возмещению (ст. 176, 176.1 НК РФ).

Когда проводится углубленная камеральная налоговая проверка

Все декларации и отчеты, предоставляемые в налоговые органы, проходят начальную камеральную проверку в автоматизированном режиме. Камеральная проверка заканчивается на данном этапе, если не выявлено нарушений (противоречий) и нет оснований для углубленной проверки.

Если у налоговиков возникают вопросы относительно сданной отчетности, они имеют право провести углубленную камеральную проверку. Процедура осуществления углубленной камеральной проверки зависит от ее оснований.

Углубленная камеральная проверка может проводиться по формальным основаниям для углубленной проверки (заявленные льготы по НДС, предоставление поясняющих документов и т. д.). При данных основаниях сотрудники налоговой инспекции оценивают представленные документы и проводят конкретные мероприятия по налоговому контролю. Они могут запрашивать дополнительные документы у налогоплательщиков или какую-либо информацию у банка по расчетному счету.

Эти процедуры налоговые органы проводят для того, чтобы удостовериться в отсутствии ошибок и искажений в данных отчетности либо выявить нарушения налогового законодательства.

При выявлении в ходе камеральной проверки в декларации (отчетности) каких-либо нарушений, противоречий, ошибок налоговики обязаны поставить в известность налогоплательщика и потребовать документальное подтверждение представленных данных либо достоверную отчетность (п. 3 ст. 88 НК РФ).

В случаях когда основанием для углубленной камеральной проверки являются технические ошибки, явные несоответствия финансовых показателей в отчетности, проверяющие потребуют предоставить пояснения либо корректировку.

Выявление противоречий в представленной отчетности

Камеральная проверка позволяет выявить ошибки налогоплательщиков, которые они допустили при составлении отчетности.

Рассмотрим варианты развития событий при получении сообщения от проверяющих о выявленных несоответствиях (ст. 88 НК РФ).

Если налогоплательщик обнаруживает ошибки и противоречия, которые ведут к занижению суммы налога к уплате, необходимо внести поправки и предоставить уточненную декларацию (отчет) не позднее 5 рабочих дней (п. 1 ст. 81, ст. 88 НК РФ). Предоставление корректировки допускается и при выявлении каких-либо иных ошибок (ст. 81 НК РФ).

Как правило, налогоплательщики дополнительно с уточненкой предоставляют пояснения. Данное право предоставляется ст. 21, 24 НК РФ. Пояснения необходимы также в том случае, когда налогоплательщик согласен с налоговиками лишь частично.

При предоставлении уточненной декларации по ней начинается новая камеральная проверка. Камеральная проверка по предыдущей отчетности считается законченной (п. 9. 1 ст. 88 НК РФ).

Несмотря на то что камеральная проверка считается законченной, предоставленные по ней документы могут быть использованы сотрудниками налоговых служб при проведении других камеральных проверок или осуществлении каких-либо налоговых процедур (ст. 88 НК РФ).

Налогоплательщики не всегда соглашаются с ошибками, выявленными проверяющими во время камеральной проверки. В таком случае будет достаточно предоставления пояснений по данному вопросу и оправдательных документов (ст. 88 НК РФ). Сотрудники налоговых органов обязаны их принять и рассмотреть (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Налоговики на основании предоставленных пояснений производят сопоставление показателей с уже имеющимися в их информационной базе сведениями (пп. 1, 5 ст. 88 НК РФ).

Если проверяющие сочтут предоставленные пояснения и доказательства неудовлетворительными, они вправе вызвать налогоплательщика в налоговую инспекции для дачи дополнительных пояснений (ст. 31 НК РФ).

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.