Кбм по id рса. Единая база осаго (проверить полис)

Коэффициент бонус-малус (КБМ) - коэффициент, соответствующий классу, присваиваемому водителю или собственнику транспортного средства, влияющий на . При заключении договора ОСАГО страховая компания обязана использовать сведения о предыдущих периодах страхования, содержащиеся в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА).

На сегодняшний день установлено 15 классов водителей, предусматривающих применение соответствующих коэффициентов.

Вопросы и ответы про КБМ

От чего зависит КБМ?

Коэффициент бонус-малус (КБМ) определяется для каждого водителя транспортного средства индивидуально или для собственника транспортного средства, при условии, что договор заключен на условии неограниченного использования транспортного средства, и влияет на стоимость договора ОСАГО. КБМ изменяется в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущего, закончившегося не более года назад, договора обязательного страхования, по вине водителя, указанного в договоре транспортного средства.

Значение КБМ сохраняется вне зависимости от смены страховой компании. Показатель КБМ применяется при заключении или изменении договора обязательного страхования со сроком действия один год. Порядок определения и применения КБМ описан в разделе «Порядок определения КБМ».

Как проверить текущее значение КБМ?

Проверить текущее значение КБМ возможно самостоятельно в автоматизированной информационной системе Российского союза автостраховщиков (АИС РСА): .

Замена водительского удостоверения (ВУ) и/или фамилии, имени и/или документа, удостоверяющего личность

Если вы поменяли водительское удостоверение и/или фамилию, имя и/или документ, удостоверяющий личность, необходимо внести изменения в действующий договор ОСАГО как можно скорее. Это необходимо для внесения корректных сведений в автоматизированную информационную систему Российского союза автостраховщиков (АИС РСА) и присвоения правильного класса аварийности (КБМ) в будущем.

В соответствии с пунктом 8 ст.15 Федерального закона 40-ФЗ П: «В период действия договора ОСАГО страхователь обязан незамедлительно сообщать Страховщику в письменной форме об изменении сведений, указанных в заявлении о заключении договора страхования». В случае одновременного действия нескольких договоров ОСАГО, необходимо вносить изменения в каждый из этих договоров ОСАГО.

Написать заявление на внесение изменений можно . Внести изменения в электронный полис ОСАГО можно через .

Порядок определения КБМ Полис с ограниченным списком водителей

Общий порядок

По договору обязательного страхования, предусматривающему ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, класс определяется на основании сведений в отношении каждого водителя. Класс присваивается каждому водителю, допущенному к управлению транспортным средством, указанным в договоре. При расчете страховой премии применяется наибольшее значение коэффициента КБМ. При отсутствии сведений о страховой истории водителю присваивается класс 3 (КБМ = 1). Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством, то коэффициент КБМ учитывается только в том случае, если вписываемый водитель является собственником транспортного средства в отношении которого был заключен предыдущий договор.

  • Страхователь, который является вписанным Водителем №1 с КБМ равным 5 классу, вписал в полис ОСАГО водителя №2 с КБМ равным 2 классу, т. к. по его вине была выплата страхового возмещения договору, окончившемуся не более года назад. Соответственно, размер страховой премии будет определяться по водителю №2, и размер премии будет увеличен в связи с меньшим классом водителя №2.
  • Водитель №1 и водитель №2 имеют одинаковый безаварийный стаж 4,5 года. Страхователь вписал в полис ОСАГО водителя №2. Соответственно, факт добавления в полис второго водителя на КБМ по договору не повлияет, и страховая премия останется неизменной.

Если водитель ранее не был вписан в полис ОСАГО (например, только получил водительское удостоверение)

При отсутствии сведений в АИС РСА по указанным в договоре водителям им присваивается класс 3 (КБМ = 1).

  • Водитель №1 получил права и через два дня купил транспортное средство. При оформлении договора ОСАГО такому водителю присваивается класс страхования 3 (КБМ = 1).

Изменение списка допущенных к управлению с «без ограничений» на «ограниченный» (одно и то же транспортное средство)

Если предыдущий договор обязательного страхования был заключен на условиях, не предусматривающих ограничение количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (ТС), то предоставленные сведения учитываются только в том случае, если вписываемый водитель является собственником ТС.

  • Собственником транспортного средства заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования, класс собственника - 5 (КБМ = 0,9). Он планирует изменить условия на следующий год и заключить договор на условии управления ТС только указанными в полисе водителями на то же самое ТС. В случае если страхователь (собственник) вписывает себя водителем, класс для него будет сохранен и, при условии, что не было выплат по предыдущему договору, составит 6 (КБМ = 0,85).

У страхователя есть договор ОСАГО «без ограничений» на принадлежащее ему ТС. Его добавляют в качестве водителя, допущенного к управлению, в другой договор ОСАГО с ограниченным списком водителей

В данном случае у вписываемого водителя нет страховой истории как у водителя, следовательно, для него определяется начальный класс 3 (КБМ = 1).

  • Собственник транспортного средства, который на протяжении 5 лет заключал ОСАГО «без ограничений», хочет, чтобы его вписали в договор ОСАГО с ограниченным списком водителей. В этом случае, его класс как водителя - начальный, т.е. 3 (КБМ = 1).

Если водитель вписан в несколько договоров

Если водитель вписан в несколько договоров ОСАГО, класс определяется на основании суммирования количества страховых возмещений, содержащихся в сведениях о предыдущих договорах обязательного страхования, закончившихся не более чем за один год до даты заключения ОСАГО, а также класса, который был определен при заключении последнего закончившегося договора обязательного страхования.

Полис без ограничений

Общий порядок

КБМ присваивается собственнику относительно конкретного транспортного средства, которое указано в договоре ОСАГО. Если у одного собственника несколько ТС и на каждое из них заключен договор ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством, то КБМ по каждому из договоров может быть разным.

  • Страхователь является собственником транспортных средств №1 и №2. Оба транспортных средства застрахованы по договору ОСАГО на условии неограниченного использования транспортным средством. При этом транспортное средство №1 только из салона (новое), транспортное средство №2 - используется уже 3 года. Несмотря на то, что собственник один и тот же, значение КБМ будет разным.

Изменение списка лиц, допущенных к управлению, с «ограниченного» на «без ограничений»

При внесении изменения договор ОСАГО в связи с переходом с ограниченного списка лиц допущенных к управлению транспортного средства, на неограниченный, КБМ по договору в отношении собственника транспортного средства применительно к данному транспортному средству будет установлен равным 1 , т. к. в АИС РСА нет информации о КБМ собственника для данного транспортного средства.

  • Страхователь он же собственник транспортного средства, страховал на протяжении 3 лет свое транспортное средство на условии ограниченного списка водителей, допущенных к управлению. Его КБМ как водителя - 0,85. Затем он решил оформить полис на условии допуска водителей «без ограничений». В данном случае для расчета страховой премии будет использоваться его КБМ как собственника, равный 1.

Если предыдущий договор был досрочно расторгнут

При заключении нового договора ОСАГО, класс аварийности (КБМ) будет равным классу, который был определен при заключении последнего закончившегося не более года назад договора обязательного страхования.

  • У страхователя был полис ОСАГО с классом 5 (КБМ = 0,9). Он его расторгает (ДТП не было), покупает новое транспортное средство. Его класс не изменяется, а остается равным 5 (КБМ = 0,9).
Если произошло ДТП

Если в результате ДТП вы являлись пострадавшей стороной, то выплата по данному ДТП никак не отразится на вашем классе аварийности (КБМ). Если вы стали виновником ДТП, то если:

  • договор был заключен на условии ограниченного использования указанными в договоре водителями - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет снижен только у того водителя, который был виновником ДТП. В полис вписано 2 водителя: Водитель №1 и Водитель №2. Виновником ДТП является водитель №2. Класс водителя №2 будет снижен, при этом на КБМ Водителя №1 факт ДТП не скажется.
  • договор был заключен на условии допуска водителей «без ограничений» - при заключении последующего договора ОСАГО класс будет уменьшен у собственника транспортного средства, при этом неважно, кто из водителей был виновником ДТП.
Перерыв в страховании 1 год и более

Для определения класса учитываются сведения по договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие не более чем за один год до даты начала срока страхования по договору обязательного страхования.

Если в течении более чем 1 года вы не участвовали в договорах ОСАГО, ни как водитель ни как собственник, то ваша страховая история «обнуляется» и при заключении договора будет использоваться 3 класс (КБМ = 1).

Увы, значительная часть автомобилистов даже не пытается понять, как узнать коэффициент скидки по ОСАГО, принимая любую сумму, названную сотрудником компании-автостраховщика, за справедливую. Своё невежество они оправдывают сложностью процедуры проверки, а также необходимостью «подключать» компьютер и интернет, с которыми они на «вы». Узнать размер скидки по ОСАГО на самом деле можно и без использования современных технологий – путём ручных расчётов.

Кто получает скидку

Коэффициент бонус-малус (КБМ) – относительно новое понятие для отечественного страхового рынка. Страховщики принялись обращать на него внимание только с 2013 года, хотя в законодательстве этот термин стал фигурировать куда раньше – с начала «нулевых».

Фактически КБМ – это скидка, которую получает покупатель полиса в награду за то, что все предыдущие годы водил аккуратно. Обратите внимание, что применение снижающего коэффициента – не право, а обязанность страховщика.

Коэффициент может быть и повышающим – если водитель за предшествующие покупке полиса годы «коллекционировал» дорожные нарушения. Страховщик оценивает сотрудничество с таким автомобилистом как рискованное, а потому обязует его платить большую сумму, нежели его коллег с высокой дорожной культурой. В наихудшем случае КБМ повысит стоимость страхового полиса почти в 2.5 раза.

Начиная с 2008 года, КБМ закрепляется за водителем, а не за транспортным средством. В этом есть справедливость, ведь машина не виновата, что водителя плохо обучили в автошколе.

Проверка КБМ

Существуют несколько способов, как узнать коэффициент скидки на ОСАГО.

Чтобы правильно произвести ручные расчёты, водителю стоит припомнить, сколько лет он уже ездит без аварий, а также взять в руки такую табличку:

Начинающему автомобилисту присваивается 3-й класс. Каждый год безаварийной езды повышает его класс на единицу. Таким образом, за 10 лет водитель сможет преодолеть путь с 3 до 13 класса и претендовать на максимальную скидку по ОСАГО за безаварийную езду, которая составляет 50%.

В обратную сторону такой порядок расчёта не работает. Даже если с автомобилистом произойдёт всего один страховой случай, в результате которого страховщик будет вынужден выплачивать возмещение, класс водителя понизится весьма значительно. Здесь нужно обратить внимание на 4-ую колонку таблицы. Скажем, если начинающий водитель с 3-м классом спровоцирует ДТП, его класс понизится сразу до первого – а это значит, что придётся переплачивать за полис 55% от его стоимости. Чем выше «забрался» водитель, тем стремительнее падение: автомобилисту с 13-м классом ДТП обойдётся сразу в 6 позиций – он будет понижен до 7-го класса.

Воспользоваться сервисом от РСА

Автомобилисты, которые «в ладах» с интернетом, могут не ломать голову над табличкой и узнать скидку по ОСАГО у РСА (Российского Союза Автомобилистов) на официальном сайте. Сервис для расчета скидки по ОСАГО доступен по ссылке - http://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/kbm.htm . Автомобилисту придётся указать на сайте следующую информацию:

    Собственные ФИО и дату рождения.

    Реквизиты водительских прав.

    Является ли обладателем авто юридическое лицо?

    Ограничено ли по условиям страховки количество людей, имеющих право сесть за руль?

Указав обязательные данные, водитель должен ввести капчу и нажать «Поиск».

Процедура не затянется надолго - спустя всего несколько секунд сервис РСА выдаст вердикт, есть ли скидка на ОСАГО за безаварийную езду.

Обратите внимание: воспользоваться сервисом РСА смогут только граждане России.

Есть и другие сервисы, знающие, как проверить скидку по ОСАГО через РСА и в обход этой инстанции, однако за точность результатов, выданных ими, поручиться нельзя. Если же портал ещё и деньги «вымогает», автомобилисту следует немедленно покинуть его – проверка КБМ никогда не была платной и сейчас не является.

КБМ неправильно посчитан – что делать?

Вопросом, что делать, если пропала скидка по ОСАГО, задаётся каждый аккуратный и ответственный водитель, которого сотрудники страховой «огорошивают» стоимостью страховки при покупке, не учитывающей КБМ. Причиной инцидента может являться пресловутый человеческий фактор – ведь вся информация в базу РСА вносится исключительно вручную сотрудниками страховых фирм. Волноваться не стоит – справедливость будет восстановлена. Но не сразу.

Купить полис ОСАГО придётся по некорректной цене, просто потому что водить машину без страховки нельзя. Далее уже нужно задумываться о том, как вернуть скидку по ОСАГО и исправить сложившуюся ситуацию. Вместе с КБМ будут возвращены и «лишние» деньги, которые страховщик взял за полис. Алгоритм действий, как восстановить скидку по ОСАГО, таков.

    Сделайте копии или сканы действующего и предыдущего полисов ОСАГО, а также водительского удостоверения.

    Сканы отправьте на электронный почтовый ящик Союза Автостраховщиков - Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . Копии можно послать заказным письмом на такой адрес: г. Москва, ул. Люсиновская, 27, строение 3, индекс 115093.

    Ждите ответа от РСА. Период ожидания может составить до 4 месяцев. Как только получите ответ, распечатайте письмо, поступившее от Союза Автостраховщиков и отправляйтесь с ним в страховую.

Страховщик будет вынужден вернуть часть суммы, которую он потребовал некорректно, и оформить новый договор.

Часто водители жалуются на то, что они поменяли права и скидка по ОСАГО пропала. Такие автомобилисты сами виноваты: сразу после замены ВУ следует обращаться к страховщику с заявлением о внесении корректив в базу данных. Только когда в базе будут верные сведения, можно приобретать полис.

Вот исчерпывающее руководство к действию, что делать при лишении скидки по ОСАГО, произошедшем неправомерно. Ни РСА, ни страховщик не смогут воспрепятствовать реализации права автомобилиста на льготную стоимость полиса, не имея на то «железных» оснований.

Кому ещё даётся скидка на страховку?

Однако на самом деле скидок пенсионерам на ОСАГО в 2017 году не будет, как и в 2016 их не было. Зато инвалиды вправе рассчитывать на довольно значимое снижение цены страховых полисов – аж на 50%! – при соответствии следующим условиям.

    Инвалид имеет ТС в собственности и пользуется им самостоятельно.

    В страховку автомобиля вписаны ещё максимум два человека, но не более.

Обратите внимание: если инвалидом является ребёнок, скидку на ОСАГО получает его законный представитель.

Как получить скидку по ОСАГО инвалиду? В офисе страховщика запрашивают полную стоимость полиса, и это нередко вызывает у льготников негодование и вполне обоснованный вопрос: «что же значит 50-процентная скидка на ОСАГО?». На самом деле волноваться не стоит: скидка предоставляется путём перевода компенсационных выплат.

Необходимо обратиться в местные органы соцзащиты со следующим пакетом документов.

    Копии паспорта (главная страница и страница с пропиской).

    Удостоверение инвалидности.

    Полис ОСАГО (только что купленный).

    Квитанция, подтверждающая оплату полиса.

    Медсправка, в которой говорится, что инвалид способен управлять транспортом.

Штраф за управление автомобилем без страховки относительно невысок – всего 800 рублей. Однако следует помнить, что платить его водителю придётся всякий раз, когда он «попадётся» инспектору. Поэтому куда выгоднее единожды заплатить за полис и не переживать по поводу возможных санкций, тем более что благодаря системе КБМ можно добиться существенного снижения стоимости страховки, просто соблюдая ПДД.

КБМ или коэффициент бонус-малус – система поощрений и штрафов, которую применяют страховые компании к клиентам (страхователям) с учетом рейтинга. Рейтинг определяется на основании истории страховых выплат. Фактически, он представляет собой скидку или повышающий коэффициент, который используется при определении стоимости страхового полиса. Для автомобилистов важнейшее значение имеет этот коэффициент при обязательном .

ОСАГО и КБМ.

Система бонус-малус работает при страховании ответственности владельцев и водителей автомобилей в большинстве развитых стран. Ее концепция подразумевает поощрение – бонус в виде снижения стоимости страхового полиса для тех, кто не допускает страховых случаев. Обратная сторона – штраф – малус для тех, кто такой случай допустил.

В России о применении такой системы было завялено одновременно с вступлением в силу с 1 июля 2003 года закона об ОСАГО (№ 40-ФЗ от 25.04.2002г). В полной мере автоматизированный учет рейтинга водителей и заработал только в 2011 году. До тех пор ведение истории страховых выплат, определение коэффициента бонус-малус и расчет с его использованием стоимости полиса входило в функции страховой компании.

С 1 января 2012 года заработала централизованная автоматизированная система учета, в которую были внесены сведения по договорам ОСАГО, заключенным в 2011 году. С начала 2013 года пополнение базы системы стало обязательным для работающих с этими договорами страховых компаний. Страховщики должны передавать данные страхователей и договоров. Доступ к содержащимся в системе сведениям был открыт для них с июля 2014 года, благодаря чему при определении стоимости полиса стало возможно использование сведений предыдущих страховых периодов.

Согласно новой редакции закона с изменениями от 23.06.2016 года доступ к данным автоматической системы для контроля актуальности и корректности хранящейся информации с 1 января 2017 года получили и страхователи – физические лица.

Таким образом, каждый гражданин, заключающий договор ОСАГО может, обратившись на сайт Российского Союза автостраховщиков (именно эта организация вдет единую базу), узнать, какие сведения о нем доступны страховщику, и получить текущее значение КБМ.

Как рассчитывается КБМ?

Самостоятельное определение коэффициента бонус-малус не представляет труда. При первом заключении договора ОСАГО водителю присваивается начальный 3 класс, который дает при расчетах значение КБМ, равное 1. За каждый год, прошедший без страховых случаев, водитель поощряется увеличением класса на 1. Каждое такое увеличение приносит скидку при страховании в 5%.

Если страхователь допускает страховой случай, класс понижается, цена плиса растет. Причем рост этот тем значительнее, чем ниже текущий класс и чем большее количество страховых случаев допущено. К примеру, для водителя 3 класса, ответственного за 1 выплату в течение года произойдет понижение в классе до 1, что равносильно росту стоимости полиса на 55%. Водитель, управлявший автомобилем без аварий 3 года, получит 6 класс и скидку в 15%, но, став виновником ДТП на четвертый год, опустится до 4 класса и сможет рассчитывать только на 5% бонуса.

Для быстрого расчета в источниках приводится таблица классов водителей и соответствующих им КБМ, отражающая также и его изменения. Максимальный бонус составляет 50% (10 лет безаварийной езды и более). Особо неаккуратные водители будут вынуждены переплачивать за полис ОСАГО в 2.45 раза.

Некоторые особые правила установлены при расчете КБМ, когда к управлению транспортным средством допущены несколько лиц. При ограниченном их числе, при расчете страховки учитывается минимальный коэффициент бонус-малус из всех (хотя индивидуальные коэффициенты для каждого из водителей и продолжают определяться по стандартным правилам). При неограниченном круге скидка при страховании зависит от КБМ собственника.

Обнуление КБМ.

Обнуление коэффициента бонус-малус в базах РСА происходит в одном случае – если после окончания последнего договора страхования до заключения нового прошло более 12 месяцев. В этом случае, вне зависимости от предыдущего класса и уровня скидок накапливать поощрительный коэффициент придется с 3 класса и нулевой скидки (100%-й стоимости полиса при страховании).

Во всех остальных случаях изменения коэффициента будут соответствовать таблице.

Существует вероятность того, что КБМ обнулится при изменении важных сведений страхователя – получении новых прав, изменении фамилии и т.д. Чтобы этого не произошло он сам или владелец авто должны подать в СК соответствующее заявление. Страховщик обязан отразить эти изменения в базе.

Проверить актуальность сведений можно на сайте РСА

Как узнать КБМ водителя по базе РСА — пошаговая инструкция.

  1. Зайти на сайт Российского Союза автостраховщиков по адресу www.autoins.ru .
  2. В меню сайта выбрать пункт ОСАГО.
  3. В открывшемся слева списке выбрать первый пункт – «Сведения для страхователей и потерпевших».

  1. Из перечня в центральной области выбрать третий пункт «Сведения для страхователей, необходимые для расчета КБМ».

  1. Появившееся текстовое сообщение предупреждает о необходимости вода некоторых личных данных. Без согласия на их обработку результат получить невозможно. Согласиться на нее можно, отметив поле рядом с запросом «Согласен на обработку персональных данных».

  1. Далее потребуется указать является собственником транспортного средства юридическое или физическое лицо, тип договора страхования (с ограничением или без ограничения числа допущенных к управлению), Ф.И,О. водителя и данные его удостоверения, дату заключения договора страхования.

После ввода проверочного кода по этим данным будет рассчитан официальный коэффициент бонус-малус, который обязателен для применения любой страховой компанией.

Расчет стоимости полиса ОСАГО.

Сайт позволяет не только узнать свой КБМ по ОСАГО. Есть здесь и удобный калькулятор стоимости полиса.

Воспользоваться им можно, выбрав в левом списке пункт «Расчет стоимости ОСАГО» или с других страниц, где доступна ссылка «Калькулятор ОСАГО».

После ввода сведений об автомобиле и водителях, будет рассчитана стоимость плиса с указанием вилки базового тарифа, и максимальной и минимальной сумм страхового взноса. Там же можно увидеть список всех коэффициентов, использующихся при расчете и их конкретные значения.

  • Полученная в базе РСА величина коэффициента бонус-малус – обязательна для применения всеми страховщиками. Поэтому для устранения разногласий, полученные на сайте результаты достаточно распечатать и предъявить в страховой компании при покупке ОСАГО.
  • Если сведения в базах РСА не соответствуют действительным, рассчитанным по фактическому стажу безаварийной езды, значит, один или несколько страховщиков не внесли сведения в информационную систему. Поправить положение можно, обратившись в РСА с претензией, подкрепленной документами (полисы желательно сохранять).
  • Неверное указание страховщиком КБМ – повод для разбирательства и возврата переплаченных средств. Для этого в страховую компанию подается претензия, указывается реальный коэффициент бонус-малус (обращение должно быть официально зарегистрировано – указан его номер при отправке в электронном виде, иметься квитанции об оплате почтового отправления или отметка СК на втором экземпляре). Если в течение установленного срока (закон отводит на это 10 дней), действий не предпринято, или в изменении КБМ и возврате средств отказано – следует обратиться с жалобой на страховщика в Банк России. Жалоба подкрепляется фактическим материалом. После рассмотрения и принятия положительного решения страховая компания вернет переплаченные средства.

Видео.

ежедневно, c 9:00 до 20:00

Как рассчитывается скидка на ОСАГО? Что такое КБМ?

Тарифы по ОСАГО утверждаются не страховыми компаниями, как в случае с КАСКО, а правительством РФ. Цена полиса ОСАГО равняется произведению базового тарифа на ряд поправочных коэффициентов. В данной статье мы не будем их все расписывать, т.к. это достаточно объемная информация. Если Вы хотите узнать стоимость ОСАГО – воспользуйтесь калькулятором ОСАГО на нашем сайте.

Объектом внимания данной статьи станет Коэффициент Бонус-Малус (КБМ) . Задачей этого параметра является поощрение безаварийных водителей в виде скидок и наказание тех, по чьей вине случались ДТП, в виде повышения стоимости полиса ОСАГО.

Когда говорят про КБМ, Страховщики зачастую употребляют термин «Класс страхователя». Если Вы страхуетесь впервые, то Ваш класс равен 3, а сам КБМ - 1. Далее за каждый безаварийный год вождения Вы получаете по 5% скидки, т.е. на второй год страхования Ваш КБМ становится равен 0.95, на третий – 0.9 и т.д. Максимальный порог – скидка 50% на ОСАГО (КБМ=0.5). Чтобы достичь такого результата, необходимо на протяжении десяти лет не становиться виновником ДТП.

Накопленную годами скидку можно запросто потерять, если в течение очередного страхового периода стать виновником ДТП. Если же Вы страхуетесь не так давно, и скидки у Вас нет, либо она незначительная, то неосторожная езда на дороге, помимо прочих неприятностей, обернется для Вас повышенной стоимостью полиса ОСАГО на следующий год страхования. Надо отметить, что санкции будут применяться только в том случае, если пострадавший в результате ДТП обратится за выплатой в Вашу страховую компанию. В теории, он может махнуть рукой и восстановить авто за свой счет, к примеру, если ущерб его транспортному средству был нанесён незначительный. При таком удачном для Вас сценарии повышении цены не будет.

КБМ не учитывается при страховании прицепов. Также он не играет роли при заключении договора ОСАГО на транзитное ТС и на транспортные средства, владельцы которых зарегистрированы в иностранном государстве.

Как узнать свой КБМ?

Чтобы узнать свой КБМ на очередной год страхования, нужно воспользоваться соответствующей таблицей.

Как было упомянуто ранее, на первый год страхования водителю присваивается 3 класс. В таблице он выделен желтым цветом. КБМ в таком случае равен 1, т.е. на стоимость ОСАГО он никак не влияет. Допустим, по вине этого водителя за первый год не произошло ни одного происшествия. Смотрим на столбец «0 страховых выплат», значение в ячейке равно 4. Т.е. на следующий год водителю присваивается 4-й класс (КБМ=0.95). Это значит, что он вправе рассчитывать при продлении договора ОСАГО на скидку 5%. Если на второй год страхования этот водитель станет виновником одного ДТП, то ему будет присвоен класс 2 (КБМ=1.4). Т.е. цена полиса ОСАГО при очередном продлении вырастет сразу на 40%. Еще один безаварийный год поможет ему вернуть 3-й класс и не переплачивать за страховку.

Как определить КБМ, если в ОСАГО вписано несколько водителей

Если список застрахованных водителей по ОСАГО состоит из нескольких человек, при расчете учитывается наибольший КБМ. К примеру, если у двух водителей накоплена скидка 40% (КБМ=0.6), а у третьего – 10% (КБМ=0.9), то стоимость ОСАГО будет рассчитана с учетом скидки 10%. В случае, если кто-то из застрахованных водителей в течение года будет признан виновником ДТП, то вырастет лишь его КБМ. Остальные вправе ожидать увеличения скидки на 5%.

Если договор ОСАГО оформляется на условии неограниченного круга лиц, допущенных к управлению, то учитывается КБМ владельца транспортного средства.

Как определяют КБМ водителей страховые компании

Еще в 2012-м году на рынке страхования царила неразбериха в вопросе определения КБМ. В то время не было единой базы данных с историей страхования водителей, к которой имели бы доступ страховые компании. Водители, ставшие виновниками ДТП, понимали, что их страховая компания попросит в следующем году заплатить за полис ОСАГО значительно больше, и поэтому просто обращались за новым полисом в другую страховую, уверяя её представителей, что последний год вождения был безаварийным. Этой дырой пользовались и страховые агенты, желающие сделать наиболее выгодное предложение для потенциального клиента. Доходило до того, что водители на первый год страхования получали сразу максимальную 50%-ю скидку.

Спустя почти десять лет с момента введения в 2003-м году обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев, 1 января 2013-го года заработала единая база данных Российского Союза Автостраховщиком. С этого момента страховые компании обязаны предоставлять данные об истории страхования своих клиентов в РСА. При этом доступ к базе, конечно же, есть у Страховщиков, которые сейчас способны проверить информацию по клиентам, а не верить им на слово.

Важно помнить

КБМ не привязан к автомобилю. Если Вы продаете старый автомобиль, и решили купить новый, то Ваша скидка сохранится. Рассчитывать на скидку по ОСАГО можно при условии, что новый полис вступает в силу не раньше окончания срока действия предыдущего, а также, если с момента его окончания не прошел один год. Т.е. вы продали автомобиль в январе 2014-го года. Страховка на него еще действовала до июня 2014-го. Скидку на ОСАГО на новый автомобиль Вы сможете получить только в июне 2014-го. Если полис оформляется до этого, к примеру, в марте, для расчета ОСАГО будет применен КБМ на начало действия предыдущего полиса, без дополнительной скидки.

Если Вы накопили скиду, а потом по какой-либо причине не страховались по ОСАГО, то Ваш КБМ будет храниться в базе данных не более одного года с момента окончания срока действия последнего договора ОСАГО с Вашим участием. Спустя год скидка аннулируется, и Вам будет присвоен начальный 3 класс (КБМ=1).

Под коэффициентом бонус-малус (КБМ) понимается показатель, которые обозначает уровень дисциплинированности водителя транспортного средства. Он используется страховыми компаниями для того, чтобы рассчитать стоимость оформления полиса ОСАГО. КБМ был введен в 2003-м году, причем принцип его определения и механизм предоставления скидок при заключении со страховщиком договора несколько раз менялся.

Как узнать коэффициент бонус-малус

В результате нередко возникает путаница, устранить которую может использование для проверки коэффициента только надежных ресурсов и баз данных. К их числу относится официальный сайт РСА, то есть Российского союза автостраховщиков, ведущего реестр страховых полисов, исчерпывающая информация о которых собирается в АИС РСА (автоматизированной информационной системе).

Для того, чтобы проверить КБМ ОСАГО по единой базе РСА в режиме онлайн, необходимо ввести сведения о владельце транспортного средства, к числу которых относятся:

ФИО собственника;

Дата его рождения;

Реквизиты водительского удостоверения;

Дата формируемого запроса в РСА. В данном случае следует указывать день, следующий за окончанием срока действия текущего полиса ОСАГО.

После введения указанной информации во все формы ввода, следует поставить галочку о согласии с установленными на сайте правилами обработки и предоставления данных, а затем нажать на кнопку «Проверить». В течение нескольких секунд интересующие пользователя данные будут выведены на экран, после чего их можно использовать при расчете цены полиса. Важно отметить, что услуга проверки предоставляется бесплатно.

Не получилось определить КБМ?

Нередко возникает ситуация, когда определить КБМ не удается и сервис проверки выдает ошибку. Причин подобного развития событий может быть несколько:

Ошибка со стороны автостраховщика, передавшего в РСА неверные данные;

Изменения в документах владельца транспортного средства или водителя;

Сбой в работе АИС РСА;

Заключение владельцем автомобиля нескольких страховых договоров или использование нелегального полиса страхования, например, без прохождения техосмотра.

В случае ошибки со стороны страховой компании собственник авто может обратиться с жалобой в контролирующий орган – Центробанк РФ или непосредственно в РСА.