Мировая архитектура: МГУ. «Я работаю в Главном здании МГУ

January 30th, 2013

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку.

Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»


Строительство высотных зданий было огромным шагом вперед на пути индустриализации отечественной строительной отрасли. Московские высотные дома стали экспериментальной базой для множества технологий, примененных в СССР впервые и составляющих основу современной проектной и строительной практики. Высотные здания явились очень требовательными «заказчиками» для строительной промышленности. Громадный объем сооружений позволил осуществить применение новых и дорогостоящих технических усовершенствований, стоимость которых была переложена на единицу полезной площади здания без значительного удорожания последней. Это облегчило возможности освоения новой техники. Строительство высотных зданий оказалось экономически прогрессивным фактором – его влияние вышло далеко за пределы рамок строительства самих высотных зданий.

Проект нового здания университета готовил известный советский архитектор Борис Иофан, придумавший небоскреб Дворца Советов. Однако за несколько дней до утверждения «в верхах» всех чертежей зодчего от этой работы отстранили. Создание самой грандиозной из сталинских высоток было поручено группе архитекторов, возглавляемой Л.В. Рудневым.

Причиной столь неожиданной замены считают неуступчивость Иофана. Он собирался строить главный корпус прямо над обрывом Ленинских гор. Это в точности соответствовало пожеланиям «отца народов». Но к осени 1948-го ученые-специалисты сумели убедить генерального секретаря, что такое расположение огромного сооружения чревато катастрофой: район опасен с точки зрения возникновения оползней, и новый Университет попросту сползет в реку! Сталин согласился с необходимостью переноса главного корпуса МГУ подальше от кромки Ленинских гор, а вот Иофана такой вариант совершенно не устраивал. Возражать «лучшему другу и учителю советских архитекторов»? –Немедленно в отставку!

Лев Руднев перенес здание на 800 метров в глубь территории, а на месте, выбранным Иофаном, создал смотровую площадку.

В первоначальном эскизном варианте предполагалось увенчать высотку скульптурой внушительных размеров. Персонаж на листах ватмана был изображен абстрактный – фигура человека с задранной к небу головой и широко раскинутыми в стороны руками. Видимо, такая поза должна символизировать тягу к знаниям. Хотя архитекторы, показывая чертежы Сталину, намекнули, что скульптура может получить портретное сходство с вождем. Однако Иосиф Виссарионович распорядился соорудить вместо статуи шпиль, чтобы верхняя часть здания МГУ была похожа на остальные шесть высоток, строящихся в столице.

Для высотных зданий применялись стальные и железобетонные каркасы. Стальной каркас, по сравнению с железобетонным, являлся более индустриальным, однако его применение влекло большой расход стали. При проектировании восьми высотных зданий в Москве конструкторы разработали третье, промежуточное по степени экономичности и индустриальности решение — стальной каркас, усиленный бетоном, так называемый железобетонный каркас с жесткой арматурой.

Каркасная система позволила свести роль наружных стен к лишь оболочке, изолирующей внутреннее пространство здания от внешних температурных колебаний. Все нагрузки здания теперь передавались на каркас, представляющий собой систему балок и колонн, которые воспринимали вес здания и передавали его на фундамент. В основу советских методов проектирования стальных каркасов были положены труды выдающихся русских инженеров Н.А.Белелюбского, П.Я.Проскурякова, В.Г.Шухова и других, а позднее – Е.О.Патона, Б.Г.Галёркина, Н.С.Стрелецкого, создавших уже к началу ХХ века свою школу и рациональные конструктивные формы. Электросварка, изобретенная в России инженерами Н.Д.Славяновым и Н.И.Бенардосом в 80-е годы XIX столетия получила особенно широкое распространение после Октябрьской революции в различных областях промышленности и в том числе в строительстве. Успешное развитие сварочного дела дало возможность уверенно применить сварку и при монтаже стальных конструкций: каркасы всех высотных зданий в Москве были не только изготовлены, но и полностью смонтированы на сварке. Сварная конструкция, впервые примененная в Советском Союзе для высотного строительства, имела ряд преимуществ перед существовавшей в мировой практике конструкцией с монтажными соединениями на заклепках – снижение веса, снижение трудоемкости изготовления элементов и снижение трудоемкости монтажа.

Предусматривались наиболее простые монтажные сопряжения колонн и ригелей каркасов, причем колонны доставлялись на строительную площадку с уже приваренными к ним элементами сопряжения для крепления ригелей и балок при монтаже. Торцы элементов колонн фрезеровались на заводе, при стыковании таких колонн не требовалось временное крепление в виде расчалок, стыковка производилась при помощи болтов, которые вставлялись в специальные приваренные у торцов «ребра», выполнявшие роль фланцев. Условия упрощения и облегчения монтажа потребовали и максимального сокращения монтажных элементов. Например, при возведении каркаса здания на Смоленской площади при общем весе конструкций 5200 тонн количество монтажных элементов составило всего 7900 единиц. Монтажный вес колонн колебался от 5,0т. до 1,2 т, ригелей от 4,5 т. до 0,3 т.

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.

В репортажах с ударной стройки на Ленинских горах сообщалось, что высотку возводят 3000 комсомольцев-стахановцев. Однако в действительности работа здесь была у гораздо больше людей. Специально «под университет» в конце 1948 года в МВД был подготовлен приказ об условно-досрочном освобождении из лагерей нескольких тысяч заключенных, имевших строительные специальности. Этим счастливчикам предстояло провести остаток срока на сооружении МГУ.

Универсальный башенный кран УБК на строительстве

В системе ГУЛАГа существовало «Строительство-560», преобразованное в 1952-м в Управление ИТЛ Особого района (так называемый «Стройлаг»), контингент которого занимался сооружением университетской высотки. Начальником этого «гулаговского острова» был сперва полковник Хархардин, а после него – полковник Смирнов и майор Архангельский. Курировал стройку лично генерал Комаровский, начальник Главного управления лагерей промышленного строительства. Численность заключенных в «Стройлаге» достигала 14290 человек. Практически все они сидели по «бытовым» статьям, «политических» везти в Москву побоялись. Зону со сторожевыми вышками и колючей проволокой построили в нескольких километрах от «объекта», рядом с деревней Раменки, в районе нынешнего Мичуринского проспекта.

Когда возведение высотного здания подходило к концу, было решено «максимально приблизить места проживания и работы заключенных». Новый лагерный пункт был оборудован прямо на 24-м и 25-м этажах строящейся башни. Такое решение позволяло сэкономить и на охране: нет необходимости ни в сторожевых вышках, ни в колючей проволке – все равно некуда деваться!

Как оказалось, охранники недооценили свой подшефный контингент. Нашелся среди узников умелец, который летом 1952 года соорудил из фанеры и проволоки некое подобие дельтаплана и… Дальнейшие события молва трактует по-разному. По одной версии, он сумел перелететь на другой берег Москвы-реки и благополучно скрылся. По другой – его еще в воздухе расстреляли охранники. Есть вариант с счастливым завершением этой истории: якобы «летуна» уже на земле схватили чекисты, но, когда о его поступке стало известно Сталину, тот лично велел отважного изобретателя отпустить… Возможно даже, что крылатых беглецов было двое. По крайней мере так утверждал вольнонаемный строитель высотки, который сам видел двух людей, планирующих с башни на самодельных крыльях. По его словам одного из них подстрелили, а второй улетел в сторону Лужников.

С уникальной «высотной лагерной зоной» связана еще одна необычная история. Это происшествие даже считали тогда попыткой покушения на вождя народов. В один прекрасный день бдительная охрана, проверяя территорию «ближней дачи» Сталина в Кунцеве, вдруг обнаружила на дорожке винтовочную пулю. Кто стрелял? Когда? Переполох был серьезный. Провели баллистическую экспертизу и выяснили, что злополучная пуля прилетела… со строящегося Университета. В ходе дальнейшего расследования стала ясна картина произошедшего. При очередной смене караула, сторожившего заключенных, кто-то из конвоиров, сдавая пост, нажал на курок винтовки, в стволе которой оказался боевой патрон. Прогремел выстрел. По закону подлости оружие оказалось направлено в сторону находящегося вдалеке правительственного объекта, и пуля все-таки «дотянула» до сталинской дачи.

Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Столь полюбившийся Сталину шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн.

На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длинну 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

В высотке было создано и уникальное лифтовое хозяйство. Специалисты изготовили 111 лифтов особой конструкции, в том числе и высотные скоростные кабины.

Весьма вероятно, что Главное Здание Университета является рекордсменом и по количеству колонн. Подсчитать их число практически невозможно. Часть колонн поставлена исключительно ради украшения, и не несет никакой конструктивной нагрузки.

1951 г. Комсомольцы-облицовщики — ученики школы рабочей молодежи на фоне Главного здания

На башне главного корпуса университета монтажник комсомолец Иван Клещев вызывает по телефону подъемный кран.

Электросварщик Е.Мартынов на тридцать четвертом этаже главного корпуса университета.

Ствол башенного крана УБК-3-49, сохранившийся до наших дней на чердаке одного из московских высотных зданий

Иосиф Виссарионович не дожил до этого события семь месяцев. Возведенное по его инициативе высотное здание «храма науки» торжественно открыли 1 сентября 1953 года. Проживи он еще немного, и Московский государственный университет стал бы вместо «имени М.В. Ломоносова» – «имени И.В. Сталина». Планы подобного переименования были уже вполне реальны. Смену Васильевича на Виссарионовича собирались приурочить как раз к вводу в действие нового корпуса на Ленинских горах. Но генералиссимуса не стало, и проект остался неосуществленным. А ведь зимой 53-го даже буквы для нового названия университета были готовы. Уже размечали их установку над карнизом главного входа в высотное здание.

1956 год
Мало кто знает, но территория МГУ должна была быть в два раза больше современной. Участок за Ломоносовским проспектом, ограниченный проспектом Вернадского и Мичуринским проспектом, в плоть до современной улицы Удальцова, должен быть частью МГУ. Территория огромная! Уже в 21 веке, Интеко построило библиотеку МГУ на этой территории на Ломоносовском проспекте на против МГУ, а до этого построила на углу Мичуринского и Ломоносовского жилой комплекс «Шуваловский».

Самой любопытной подробностью в истории строительства Московских высоток является то, что на протяжении времени с момента их закладки и до его окончания предполагаемые этажность и назначение зданий менялись.

Если верить статьям в газете «Советское искусство» от 28 февраля 1948 года, планировалось построить самое крупное здание в 32 этажа на Ленинских горах в центре излучины Москвы-Реки и расположить в здании гостиницу и жилые квартиры. Ни про какой университет тут речи не идет.

В первоначальных планах здания планировалась установить статую Ломоносова вместо шпиля по аналогии с Дворцом Советов. Фигура могла бы иметь высоту 35–40 метров, но это придало бы зданию вид гигантского пьедестала для маленькой скульптурки. Поэтому ее сняли сверху, уменьшили в размерах, изменили позу и поставили к фонтанам, где сегодняшние студенты, обычно отмечают окончание сессии. А здание, получившее взамен шпиль высотой 58 метров, только выиграло.

Такое грандиозное строительство не могло не обрасти множеством баек и мифов. А.Н. Фешенков, бывший выпускник МГУ, и, как он сам пишет, любознательный студент, в своей статье приводит некоторые из таких баек.
В здании МГУ – 34 этажа плюс шпиль и достоверно – 3 подвала вниз. 29 этаж – Музей землеведения МГУ, оттуда ходит лифт на 32 этаж. 30 и 31 этажи – технические. Круглый зал заседаний – это 32 этаж. 33 этаж – это галерея под куполом, а последний этаж, 34 соответственно – опять технический. Там находится вход в шпиль. Что внутри шпиля?
Одна из баек гласит, что в Советское время помещение там принадлежало КГБ и использовалось для наружного наблюдения за перемещениями высокопоставленных лиц, что, вроде бы, оттуда было видно дачу Сталина.

Другая байка такова: на каком-то из подвальных этажей от –3-го до –16-го (в зависимости от фантазии рассказчика), лежит 5-метровая бронзовая статуя Сталина, что должна была стоять перед входом в Главное здание (ГЗ). Но в связи с 53-им годом эту статую так и оставили в подвале еще недостроенного ГЗ, и так она там и лежит замурованная.
Что наверняка является байкой, это то, что ГЗ строили зэки. Это в корне неверно. Это подтверждено свидетелями. Разве такую ответственную стройку стратегического объекта, курируемого лично Л. П. Берия, доверили бы зэкам, предателям Родины, которые никогда ничего сложнее Беломорканала не строили? ГЗ построено исключительно трудом немцев-военнопленных. Байка о зэке, улетевшем со шпиля на куске фанеры в Раменки и (или) выуженном из Москва-реки НКВД, пошла из статьи, опубликованной в «Комсомолке» в 1989 году.

Пожалуй, самая известная байка о строительстве МГУ, которая передается из статьи в статью. Суть ее в следующем. Когда планировали строительство Храма в честь победы в Отечественной войне 1812 года, было несколько проектов, один из них – построить храм на Воробьевых горах. Строительство не началось, так как здесь очень слабые грунты, которые не в состоянии выдержать крупного здания. Но что не смогли сделать царские архитекторы, сделали сталинские. Вырыли огромный фундамент, залили жидким азотом, потом поставили холодильные установки на то место, которое потом стало называться 3-м подвалом. Этой зоне присвоен статус суперсекретной, так как в случае возможной диверсии и вывода из строя морозильников через неделю ГЗ сплывет в Москва-реку. Нужно сказать, что эта история нашла опровержение в различных источниках. Во-первых, из-за дороговизны и ненадежности способа заморозки грунта жидким азотом. Во-вторых, ставить целостность МГУ в зависимость от подачи электричества? Гораздо проще и дешевле морозить всё трубами с крепким соляным раствором минусовой температуры.

С Храмом Христа Спасителя Университет связывает еще кое-что кроме нереализованного проекта на Ленинских горах. Малахитовые колонны, снятые при разрушении храма, много лет валялись на складе НКВД, а потом Л. П. Берия подарил их своему детищу. Колонны украшают собой кабинет ректора. Говорят, что это не единственная деталь храма, унаследованная храмом науки.

В одном из подвальных помещений, заваленном противогазами и дозиметрами, в 1989 году А.Н. Фешенков видел карту, привинченную к стене под оргстеклом – позже эта карта была опубликована в газете «АиФ» – и на ней помимо прочего изображались две линии Метро-2, подземные автомобильные тоннели, в том числе дублирующие садовое кольцо. Запомнились выход на Мичуринском проспекте, грандиозная автомобильная магистраль, выходящая около Белорусского вокзала и также автомагистраль, которую строили позже ГЗ, до самого Белого Дома.

Одну из тайн подземелий не так давно рассекретили – линию метрополитена, так называемого Метро-2, от Кремля до аэропорта Внуково. Ветка Метро-2 проходит прямо под ГЗ, один из входов туда – через КПП зоны «Б». Эта ветка ведет в подземный город в районе Раменок.

Еще одна легенда – когда проектировали ГЗ, его проектировали как запасной телецентр, если Шаболовка выйдет из строя в случае войны (Останкинской башни тогда еще и в помине не было).

МГУ 1950-е годы

ВИРТУАЛЬНЫЙ ПОЛЕТ ВОКРУГ МГУ

А вот тут - http://raskalov-vit.livejournal.com/127004.html можно почитать и посмотреть на ребят, которые залезли на шпиль здания. Ух, смельчаки... источники
http://retrofonoteka.ru
http://my-ramenki.narod.ru/int-msu.html
http://www.mmforce.net/msu/story/story/1520/ — Александр Добровольский
http://aramis.dreamwidth.org
Фотографии Грановского

Если вспоминать архитектуру СССР, то хотелось бы вам напомнить , а так же Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Нынешнюю градостроительную политику московских властей (а можно и шире брать) можно кратко охарактеризовать в трех словах – торжество бездарности и некомпетентности.

На окраинах Москвы стихийно вырастают «каменные джунгли» - безликие, лишённые транспортной связности и социальной инфраструктуры, что уж говорить об эстетической привлекательности, кварталы многоквартирных домов. Специалисты-градостроители могут лишь бессильно разводить руками или переквалифицироваться в дизайнеров интерьеров дач успешных девелоперов.

Осознав свои неудачи на ниве проектирования новых кварталов, городские власти вкупе с застройщиками бурно эксплуатируют чужие работы. Существующие районы, построенные с соблюдением градостроительных норм, постоянно подвергаются варварским «улучшениям» - уплотнительной застройке и псевдоисторической реконструкции.

Москвичи практически лишились исторического центра города, мы привыкли регулярно читать сводки «снесено за год», мы стараемся «не замечать» загораживающие почти каждую привычную висту гнилые зубы стеклобетонных новостроек. Теперь беда пришла и на Юго-Запад. «Эти» собрались улучшать ансамбль Московского Государственного Университета на Воробьевых горах - знаковую архитектурную доминанту столицы и духовный символ всей страны. На смотровой площадке Воробьевых гор, спиной к МГУ, собрались водрузить памятник в 24 метра высотой, который будет загораживать как вид на Главное здание МГУ, так и вид из него.

Такому проекту есть два объяснения – бессилие карликов-имитаторов – не будучи в состоянии создать ничего своего, они при этом возжелали прославиться – «улучшить» признанный шедевр. Пририсовать усы Моне Лизе, пристроить минареты к собору Святой Софии, отломать причинное место у Аполлона на Большом театре и так далее. Зачем надрываться, пытаясь создать что-то свое, которое скорей всего никому не понравится, когда есть что «подновить»?

Второе объяснение состоит в том, что установка памятника – это просто подготовка к «освоению» и застройке Воробьевых гор и берегов Москвы-реки. Как известно, одна из причин существования заказника в тех местах - геологическое строение берегов и высотный регламент. Работы по проектированию свай под памятник позволят по-новому взглянуть на ограничения по строительству. Инвесторам можно будет говорить, что раз памятник поставили – то и дом удержится. А появление новой высотной доминанты на линии смотровой площадки позволит пересмотреть высотные ограничения на строительство вдоль всей улицы Косыгина.

Так или иначе, впору бить тревогу - архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, созданный после победы во Второй Мировой войне, и построенный, как нам казалось, навсегда - доживает свои последние месяцы. Заметим, что территория МГУ уменьшается как шагреневая кожа – защитные лесополосы отдают под застройку, партер – передают ЦПКиО под строительство пивных, митбольных и других развлекательных заведений для гуляющей публики, аллеи планируют к вырубке при строительстве транспортно-пересадочных узлов, совмещенных с торгово-развлекательным центрами.

А между тем, МГУ имени М.В.Ломоносова отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации (Указ Президента РФ от 30.11.1992 N 1487 в ред. от 17.05.2007), а территория МГУ на Воробьевых горах отнесена к охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения согласно Генплану г. Москвы.

Д.С.Лихачев отмечал: «Любой памятник – архитектуры, живописи, литературы, прикладного искусства, садово-паркового и т.д. – есть памятник культуры, прежде всего» (Восстановление памятников культуры (проблемы реставрации)/Под ред. Д.С.Лихачева. – М., 1981. – С.13.)

Сохранение ансамбля МГУ имени М.В.Ломоносова – одного из символов великой эпохи победителей, символа отечественной науки и первого полета в космос, - это не только дань уважения к прошлому, сохранение источника исторической информации и эстетического воздействия, но и путь к достойному будущему.

Пожалуйста, подпишите петицию в защиту уникального комплекса зданий московского университета и Воробьевых гор! Это можно сделать .

Ниже представлено краткое описание и история создания архитектурного комплекса МГУ на Воробьевых горах.

Архитектурный комплекс МГУ на Воробьевых горах

Архитектурный комплекс Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1949–1953 гг., архитекторы Иофан Б.М. (отстранен), Руднев Л.В., Чернышев С.Е., Абросимов П.В. , Хряков А.Ф., инженер Насонов В.Н., включает несколько десятков зданий и сооружений учебно-научного и вспомогательного назначения, спортплощадки, ботанический сад и парк, располагающиеся в геометрически четкой системе улиц и проездов.

Комплекс расположен в самой высокой части Москвы, на краю Юго-Западного плато. Его планировка продиктована идеей создания сложного, растянутого по горизонтали силуэта, вторящего очертаниям Ленинских гор. Все мастерство архитекторов было устремлено к решению образа дворца науки. При этом внутренние функции – организация учебного процесса и проживание студентов – были подчинены его внешней градостроительной и образной стороне. Комплекс МГУ отличается большой целостью и вместе с окружающим его ландшафтом образует единый архитектурно-парковый ансамбль.

Являясь частью Москвы, университетский городок на Воробьевых горах, благодаря высокой плотности различных научно-исследовательских институтов и организаций, сложившейся специфике использования территории и расположенных на ней зданий и сооружений, представляет собой уникальный и самобытный участок города.

Стержнем ансамбля, образованного зданиями высотою в 2, 3, 5, 6, 9, 12 и 18 этажей, является главное здание университета, центр которого, а также всей территории университетского городка – 32-этажная часть высотой в 240 м с 57-метровым шпилем. Она придает величественный характер всему сооружению. Благодаря ей Московский университет стал одним из архитектурных ансамблей города, формирующих его облик. На момент строительства и на протяжении 37 лет, до 1990 года, главное здание МГУ являлось самым высоким зданием в Европе. Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, 1 сентября 1953 г. там начались занятия.

Комплекс зданий Московского государственного университета на Ленинских горах. Фотография из книги «Памятники архитектуры Москвы. Кремль, Китай-город, центральные площади» 1982 года,

Высотное здание Московского университета сильно отличается от остальных московских высоток. Оно абсолютно симметрично относительно своей центральной части. От нее отходят 18-этажные крылья, к которым примыкают корпуса в 12 этажей. На крыльях с башнями установлены часы, термометр и барометр. В главном здании (сектор «А») 36 этажей и шпиль. В здании находятся три факультета: геологический, механико-математический, географический и ректорат. На 29 этаже расположен музей землеведения, из которого можно подняться на лифте до 32 этажа, на котором находится зал заседаний.

Проект главного здания МГУ разработан группой архитекторов под руководством Льва Владимировича Руднева. Главное здание поистине является шедевром творчества Руднева, основной целью которого при проектировании здания было гармоничное сочетание будущего строения с окружающей его природной средой.

Памятники Московского государственного университета на Воробьевых горах

В 1949-1953 гг., в художественном оформлении ансамбля МГУ совместно с архитекторами и художниками участвовали 70 скульпторов, среди которых такие известные имена, как М.К.Аникушин, Е.В.Вучетич, С.Т.Коненков, М.Г.Манизер, В.И.Мухина и многие другие. На Воробьевых горах был создан скульптурный ансамбль, образованный 17 монументальными памятниками великим русским ученым - представителям различных областей знания.

В 1998 году ансамбль был дополнен памятником выдающемуся юристу, почетному профессору Московского университета, А.Ф.Кони (1844-1927), установленным на бульваре вдоль Ломоносовского проспекта (скульптор А.Семынин, архитектор А.Великанов). На постаменте памятника слова: "Напутствовать юное/ Хочется мне поколение./От мрака и грязи умы/ И сердца уберечь".

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Иллюстрации с . 1- Сквер между химическим и физическим факультетами, 2- Аллея учёных, 3- Скульптурная группа "Первые комсомольцы", 4 -Вечный огонь, 5 - Памятник А.Ф.Кони

В центре большого сквера между главным зданием университета и его физическим и химическим корпусами на цилиндрическом колоннообразном пьедестале стоит бронзовая фигура первого российского академика. На постаменте бронзовая доска-картуш с надписью: Михаил Васильевич Ломоносов 1711-1765. Авторы памятника: скульптор Н.В.Томский и архитектор Л.В.Руднев.

Перед зданиями физического и химического факультетов установлены памятники выдающимся русским ученым А.М.Бутлерову (1828-1886, скульптор З.И.Азгур), П.Н.Лебедеву (1866-1912, скульптор А.К.Глебов), Д.И.Менделееву (1834-1907, скульптор А.О.Бембель) и А.Г.Столетову (1839-1896, скульптор С.И.Селиханов).

Памятники сквера между химическим и физическим факультетами МГУ. Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта

От главного здания к склону Воробьевых гор ведет просторная аллея с кустами роз и бассейном с фонтанами, вдоль которой установлены гранитные бюсты выдающихся деятелей отечественной науки и культуры.

Аллея ученых в МГУ на Воробьевых горах. 1 - Н.И.Лобачевский (1792-1856, скульптор Н. В. Дыдыкин), 2 - Н.Г.Чернышевский (1828-1889, скульптор Г. В. Нерода), 3 - В.В.Докучаев (1846-1903, скульптор И. В. Крестовский), 4 - А.С.Попов (1859-1905/6, скульптор М. Т. Литовченко), 5 - И.В.Мичурин (1855-1935, скульптор М. Г. Манизер), 6 - И.П.Павлов (1849-1936, скульптор М. Г. Манизер), 7 - Н.Е.Жуковский (1847-1921, скульптор М. Г. Манизер), 8 - К.А.Тимирязев (1843-1920, скульптор С. Д. Меркуров), 9 - Д.И.Менделеев (1834-1907, скульптор М. Г. Манизер), 10 - П.Л.Чебышев (1821-1894, скульптор И. А. Рабинович), 11 - А.И.Герцен (1812-1870, скульптор С.Т.Коненков), 12 - М.В.Ломоносов (1711-1765, скульптор И. И. Козловский). Аэроснимок с сайта Межуниверситетского аэрокосмического центра , фотографии с сайта Летопись Московского университета

Внутри главного здания университета, в фойе актового зала установлены бронзовые скульптуры Н.Е.Жуковского, Д.И.Менделеева, И.В.Мичурина, И.П.Павлова. Здесь же, над колоннами фойе размещена галерея из 60 мозаичных портретов крупнейших ученых мира (автор А.А. Дейнека, посмотреть все 60 портретов - можно ).

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

В фойе Дома культуры МГУ установлены скульптуры А.С.Пушкина и А.М.Горького, а также мраморные бюсты писателей и общественных деятелей - Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, В.Г. Белинского, Т.Г. Шевченко, Ш. Руставели и Низами.

Памятники МГУ на Воробьевых горах. Скульптуры в ДК МГУ. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Помимо памятников ученым и деятелям культуры комплекс зданий МГУ украшен множеством аллегорических скульптур. Так у главного входа в ДК МГУ стоят скульптуры юноши и девушки с книгами, символизирующие «Вечную молодость науки» (автор В. Мухина). У входа с южной стороны – еще две скульптурные группы: «Молодежь в науке» и «Молодежь в труде» (автор С.М. Орлов). Скульптурный аттик над главным входом украшен барельефом «Народ-созидатель» работы скульптора Г.И. Мотовилова. На портике главного входа установлены бронзовые фигуры «Физкультурников» (автор С.М. Орлов). На ризалитах высотной части главного корпуса находятся четыре восьмиметровые скульптуры двух молодых рабочих с молотами и двух колхозниц с серпами и снопами (автор М. Бабурин).

Аллегорические статуи в МГУ на Воробьевых горах. Фотографии с сайта Летопись Московского университета

Парки Московского государственного университета на Воробьевых горах

Роль зеленых насаждений в формировании общего ансамбля университета очень высока. Университетский комплекс занял площадь в 167 гектаров, то есть территорию, на которой мог бы разместиться небольшой город. Гармоничное сочетание нарастающей к центру архитектурной композиции с широкими зелеными массивами было одним из важнейших принципов генерального плана застройки, которое не только предопределило особый строй архитектуры университетского комплекса, но и привели зодчих к мысли об архитектурной организации всего юго-западного района на тех же принципах свободного и гармонического расположения зданий среди массы зелени в свободной живописной композиции.

Исключительно сложной задачей было разместить в ансамбле университетского городка до тридцати небольших зданий, высота которых, в силу их назначения, не превышала одного - двух этажей. Естественно было невозможно достигнуть композиционного единства между столь разномасштабными сооружениями и поэтому авторы решили расположить их за зеленой стеной большой аллеи, попросту «утопить» в лесу. (Руднев Л.В. Архитектурный ансамбль на Ленинских горах // Советское искусство. 1951. 22 сентября).

Посадки зеленых насаждений начались в 1951 году, в этот год высадили 13 тыс. деревьев и 170 тыс. кустарников. В 1952 году «зеленых новоселов» доставляли грузовиками из Тульской, Рязанской, Брянской и Ивановской областей: к осени было высажено 28 тыс. деревьев и 230 тыс. кустарников. В 1953 году количество высаженных растений превысило и эти цифры. Общее количество посадочного материала для университетского городка – свыше 50 тыс. деревьев и 400 тыс. кустарников. При этом деревья отбирались главным образом крупномерные, в возрасте 18-20 лет. Ими оформили проезды университетского городка. Перед главным зданием были посажены 30-летние дубы.

Посадка аллей МГУ на Воробьевых горах,1951 г.

Проходивший в Главном здании МГУ, и помимо основной цели - собственно доклада (который оказался чрезвычайно интересным!), у меня была цель заснять панорамы Москвы из Музея Землеведения на верхних этажах Главного здания.
Об этих панорамах, которые на голову эффектнее общедоступных видов с Воробьёвых гор, у меня будет отдельный пост. Ну а пока расскажу о собственно Главном здании МГУ. Среди прочего будут виды ГЗ изнутри, включая Ротонду, о которой знает не всякий студент или обитатель общежитий.

И да, конечно я в курсе, что это пост из области "А в Москве-то оказывается кремль есть, а в Питере-то эрмитаж!". Но всё-таки ЖЖ я веду в первую очередь в своё удовольствие, и может кому-то еще этот материал будет интересен.

Сначала посмотрим на Главное здание с севера, от края Воробьёвых гор. Увы, свет контровый, но зато это наиболее эффектный вид собственно ГЗ:

Главное здание Московского университета было построено в 1949-53 годах, над ним работали такие знаковые архитекторы, как Б. Иофан, Л. Руднев, С. Чернышев, П. Абросимов, А. Хряков, В. Насонов. В первую очередь ГЗ считается произведение Руднева, так как Иофан был смещен с должности главного архитектора в процессе строительства. Высота здания от основания до верхушки шпиля - 240м, в нём 36 этажей, причём довольно широко растиражирован в 1990-е годы факт: это самое высокое в мире здание, построенно подневольным трудом, так как на строительстве ГЗ МГУ работали в основном заключенные.

Вид с обратной стороны:

Мне кажется, в архитектурном плане это один из самых выдающихся шедевров Москвы, русской архитектуры и мировой архитектуры ХХ века. На момент постройки ГЗ МГУ было высочайшим зданием мира за пределами США, да и вообще небоскрёбы традиционной (не модернической) архитектуры есть только в США и Россиии (+еще советские высотки в Риге и Варшаве). ГЗ МГУ - лишь одна из 7 "сталинских сестёр", образующих кольцо вокруг центра Москвы, но это самая крупная, самая величественная, и на мой взгляд самая красивая из советских высоток.

Вид сбоку:

Несмотря на появление новых высоток, МГУ остаётся самым величественным зданием Москвы и доминантой московского пейзажа. Ведь он стоит на вершине 50-метровых Воробьёвых гор - прибрежных холмов Москвы-реки, на одной из высших точек города, и как бы парит над Москвой. Особенно хорошо это видно в темноте, когда здание ярко подсвечено. Еще в начале 19 века на этом месте хотели построить Храм Христа Спасителя как памятник победе над Наполеоном. Тогда технологии не позволяли строить гигантских зданий на таких грунтах, и всё же идея осталась. Чтобы возродиться после победы над Гитлером, только вместо Храма Божьего был построен Храм Науки.

Раньше главный вход в ГЗ располагался со стороны Воробьёвых гор. Там находится аллея учёных, начиная от Михайло Ломоносова:

Как известно, основан МГУ был в 1755 году Елизаветой Петровной по предложению Ломоносова и Шувалова. В общем-то, по европейским меркам возраст весьма скромный. Однако всё же МГУ - главный вуз России, и традиционно был одним из ведущих университетов мира. В последние десятилетия МГУ, как и вся наша наука, сильно сдал позиции - но думаю, это не навсегда.
Изначально университет располагался на Моховой, прямо около кремля, в барочном здании, отчасти похожем на петровские палаты - но оно не сохранилось. Часть построек МГУ по-прежнему находится там (в том числе Университетская церковь Святой Татьяны - основан МГУ был в Татьянин день, после чего Татьяна стала покровительницей русских студентов).

Бывший главный вход:

Триумфальные колонны по обе его стороны:

Достопримечательность ГЗ МГУ - скульптуры, в основном работы Веры Мухиной (автор "Рабочего и Колхозницы" и вообще один из лучших советских скульпторов). Например, у главного входа:

Другая достопримечательности - башни с астрономическими часами. Всего их 4, но циферблаты на них всего двух типов:

В главном здании размещаются геологический, математический и географический факультеты, а также ректорат на 8-10 этажах. Геофак занимает 17-22 этажи, и я помню, как в 10-11 классе мечтал, что буду там учиться, в небе над Москвой... Увы, я в МГУ так и не поступил, о чём теперь не жалею.
Еще выше геофака - Музей Землеведения в квадратном ярусе с гербом:

Оформление этого яруса:

Скульптуры:

А на расположенном еще выше круглом ярусе (31-32 этажи) находится Ротонда - один из двух актовых залов МГУ, менее известный и крупный, чем основной зал на втором этаже, но более красивый и элитный. Туда мы и доберёмся. 33-36 этажи - технические. Высота ГЗ без шпиля - 182м, на шпиль со звездой приходится еще 58:

По ночам на звезде иногда работает вращающийся прожектор, типа маяка. Его луч в чёрном небе мне всегда напоминал Глаз Саурона.
По бокам к зданию пристроены общежития (для студентов ГЗ, для аспирантов всех факультетов, и квартиры профессоров и преподавателей), образующие дворики:

Здание на переднем плане - КПП. Пропуской режим в МГУ драконовский, постороннему человеку туда проникнуть не легче, чем на оборонный завод. В общагах МГУ еще недавно был ВООБЩЕ запрещён проход посторонних (за исключением родителей, а скажем братьям-сёстрам уже формально нельзя, фактически же всё решалось с охранником).

В общажном дворике:

Те же самые арки снаружи - очень красивые перемычки между общагами и Главным корпусом.

Есть ли через них открытый проход - не знаю, но и через дворик пройти от входа до входа метров 30. ГЗ МГУ оснащено магазинами (не только продуктовыми), кафе, кинотеатром, бассейном и многим другим, и теоретически студент, зайдя 1 сентября в здание и заселившись в общагу, может вообще не покидать ГЗ до конца летней сессии.

Главный вход ныне - с южной стороны. Будем входить:

Вид наверх прямо от подножья:

Знаменитая "фишка" МГУ - крутящиеся двери. Они на всех входах, этот кадр снят на боковом, ведущем в общажный дворик. В двери видна обитательница общежитий и аспирантка ommenysh , известная в литературных кругах:

Одна из достопримечательностей первого этажа - Зал Четырёх Буфетов, или Шайба, очень красиво отделанный гранитом:

Еще немного интерьеров первого этажа - тяжеловесных, каменных, ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ:

Вообще, внутри ГЗ много интересного, и по его интерьерам можно было бы сделать еще один пост. Например, грандиозный актовый зал или фрагменты подлинного Храма Христа Спасителя, украшающие вход в деканат. Но я туда уже не пошёл...
Другая достопримечательньность ГЗ - лифты. Их много, они скоростные, и каждый обслуживает определённые этажи - то есть лифты здесь полноценный транспорт с маршрутной схемой.
Самый дальний лифт ведёт на 28 этаж:

Это Музей Землеведения - один из лучших естественно-научных музеев Москвы. О нём тоже можно сделать отдельный пост, но я его в этот осмотреть не успел (хотя бывал там не раз). Из окна за глобусом и были сняты панорамы, о которых пойдёт речь в следующем посте. Попасть сюда постороннему можно, увы, только с экскурсией или хотя бы пропуском - но пропуск получить сложно. Не пустить на доклад могут теоретически не только слушателя, но и докладчика.
С 28 этажа ходит отдельный лифт, вход на который тоже только с разрешения. Он приводит в Ротонду:
Выход на 31-этаж - внизу Ротонды:

Выход на 32-й - вверху.

Тут сидят суровые профессора, напоминающие кто Гэндальфа, кто Сарумана (в том числе и своим положением на высокой башне), которые меня сразу же выставили. Однако я успел снять вид Ротонды сверху:

Вид в обратном направлении:

Купол Ротонды:

Кстати, теоретически в МГУ есть смотровая площадка, и фотосъёмка оттуда платная. Но как и с кем договариваться - не знаю.
Слава Богу, я узнал об этом только после того, как уже заснял виды из окна музея. О них и пойдёт речь в следующем посте.

В 1949–1951 годах неоднократно публиковались эскизные проекты нового университета. Вместо скульптурной композиции, которую изображал в своих набросках Б.М. Иофан, у Л.В. Руднева на вершине центральной башни помещалась статуя.

В одном из вариантов это была статуя самого И.В. Сталина, однако, согласно легенде, скромный вождь такой вариант отклонил. Этим объясняется тот факт, что эскиз «со Сталиным» в те годы не публиковался и остался в запаснике. Вместо этого широкое распространение приобрели эскизы и фотографии макетов МГУ с установленной наверху скульптурой В.И. Ленина (известны также варианты со скульптурой основателя МГУ М.В. Ломоносова и фигурой рабочего).

20 ноября 1948 года газета «Московский университет» публикует информацию о выступлении на Совете МГУ академика архитектуры Л.В. Руднева, который в роли руководителя проектной группы «продемонстрировал членам Совета МГУ эскизы и макет здания и дал пояснения к ним» .

11 февраля 1949 года Л.В. Руднев выступает с большим интервью, где, в частности, говорит: «Центральная двадцатишестиэтажная башня, увенчанная на двухсотметровой высоте скульптурой гениального создателя Советского государства Владимира Ильича Ленина, символизирует стремление нашей науки к высотам знаний».

Проект Главного здания Московского государственного университета (Сталинская премия I степени, 1949).

Планировавшаяся фигура на башне могла бы иметь высоту 35–40 метров. Появление статуи, по аналогии со статуей Дворца Советов, придало бы зданию университета вид гигантского пьедестала для относительно маленькой скульптурки. После постройки высотного здания МИД СССР на Смоленской площади стало ясно, что сделать здания абсолютно пропорциональными можно только одним способом: выполнив завершения в виде шпилей.

Таким образом, получив вместо скульптуры шпиль со звездой высотой 58 метров, здание значительно выиграло.


Схема построения фасада высотной части МГУ с отметками высоты в метрах (Руднев,1953) и фото шпиля (1975 и современное).

В хорошую погоду золотой шпиль, увенчанный звездой в венке из колосьев, видится за многие десятки километров. Эмблема, кажущаяся с земли ажурной, является весьма крупным сооружением: диаметр ее венка 9,5 метра, а диаметр звезды – 7,5 метра. Зерно колоса, обрамляющего звезду, достигает одного метра сорока сантиметров, длинна двух колосьев равна двенадцати метрам. Шпиль высотой почти 60 метров равен высоте 16-этажного дома. Такая высота являлась для своего времени рекордной. Здание Петропавловской крепости в Ленинграде завершает шпиль высотой в 33 метра, шпиль на здании Адмиралтейства – 29 метров.


Монтаж каркаса звезды, венчающей высотное здание Московского государственного университета (1951) и современное фото звезды (2012, ).

Сегодня уже неизвестно имя человека, впервые предложившего увенчать звездами шпили высотных зданий Москвы. Однако идея установить звезду на верхней отметке сооруженного каркаса впервые была реализована строителями именно на Ленинских горах.

«У строителей Московского государственного университета возникла традиция – по праздникам зажигать звезду на самой высокой точке металлического каркаса главного корпуса», - пишет бригадир верхолазов-монтажников П. Жаворонков. «7 ноября 1949 года, в день 32-й годовщины Великого Октября, огромная звезда, усеянная сотнями электрических огней, зажглась на шестом этаже. В день семидесятилетия со дня рождения товарища Сталина москвичи увидели ее на двенадцатом этаже. 1 мая 1950 года звезда соревнования строителей Дворца науки зажглась на двадцатом этаже. В день 33-й годовщины великого октября строители зажгли звезду на двадцать шестом стального каркаса здания. Не только коллектив строителей университета, но и вся Москва могла следить за нашими успехами, видя как все выше и выше поднимается звезда социалистического соревнования строителей Дворца Науки». (Дворец науки. Рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. ВЦСПС, 1952. С. 65).

Возможно, именно эта традиция натолкнула архитекторов на мысль о внесении изменений в утвержденные правительством проекты высотных домов и украшении звездами всех шпилей.

Монтаж шпиля МГУ был операцией чрезвычайно ответственной. Его сборка производилась при помощи самоподъемного крана УБК-15. Некоторые конструкции весом 10-15 тонн не могли быть подняты этим краном на полном вылете стрелы (это привело бы к прогибу опорных балок), поэтому их поднимали через шахту, временно оставленную внутри здания. Под шахту были подведены железнодорожные пути. Внутри этой же шахты производилась сборка каркаса шпиля. Шпиль изготавливался из 12 секций высотой по 4,5 метра. Эти секции, каждая весом от 5,5 до 6,5 тонны, установленные одна на другую. Первые пять секций были опущены через шахту краном УБК-15 на специальную площадку, где две бригады верхолазов-монтажников осуществили их стыковку и сборку. Секции соединялись друг с другом при помощи сварки, эти операции было поручено выполнять четверым сварщикам. Затем башенный кран УБК-15 был демонтирован. Демонтаж производился при помощи мачтового деррика, который установили рядом, остальные секции шпиля были смонтированы с его же помощью. 65).


Подготовка каркаса звезды ГЗ МГУ () и кран КБК-15 на вершине здания.

Шпиль установили на место стоянки демонтированного крана УБК-15 по оси здания. Вес шпиля составлял 120 тонн. Для того чтобы поднять его, в башенной части здания были установлены две мощные лебедки и сложная система полиспастов, с помощью которой всю конструкцию медленно вели верх по мере облицовки его золотистым алюминированым стеклом. Сборка и монтаж шпиля были выполнены в сжатые сроки. Затем на двухсотметровую высоту подняли гигантскую звезду. Ее каркас заранее сварили внизу на площадке перед будущим актовым залом. Сделать последнюю сварку было порчено Е. Мартынову.

Электросварщик Е. Мартынов за сваркой колоса в венке звезды ГЗ МГУ (1951).

«…Поднимаясь по лестнице к звезде, я немного волновался, – вспоминал электросварщик Е. Мартынов, - Это чувство испытываешь всегда, если знаешь, что за тобою следит множество глаз. Но когда я взобрался и уселся на одно из звеньев венка, чтобы удобнее было работать, сразу успокоился. Москва была скрыта от меня густым туманом, поднявшимся над Москвой-рекой. Только вершины высотных строек на Смоленской площади и на Котельнической набережной выглядывали из туманной завесы, как бы заинтересовавшись, чем украшается их собрат на Ленинских горах. “Вот и сбылась моя мечта! – промелькнуло у меня в голове. – Я стал настоящим строителем. Когда-то я дал себе слово построить взамен разрушенной фашистами школы такую же. И вот сейчас мне придется сваривать звезду, венчающую Дворец науки…”» (Дворец науки. Рассказы строителей нового здания Московского государственного университета. ВЦСПС, 1952. С. 76).

Звезда на шпиле Дворца Науки, олицетворяющая собой могущество Родины и мирный труд советского народа, засияла над Ленинскими горами накануне 34-й годовщины Октябрьской революции.

Читатель мой, бывал ли ты
На башне университета?
Видал ли с этой высоты
Столицу нашу в час рассвета?
Когда за дымкой голубой,
А в летний зной - совсем лиловой
Москва-река перед тобой
Лежит серебряной подковой.
Всё видно с высоты такой -
Бульвары, площади и парки,
Мосты повисли над рекой,
Раскинув кружевные арки.
Ты ищешь Кремль? Вон холм крутой
Игрушечный Иван Великий,
На луковке его златой
Играют солнечные блики…

(Наталья Кончаловская. Наша древняя столица)



Монументальное Главное здание МГУ стало венцом в семействе сталинских высоток. Огромное здание до сих пор, даже в наше время небоскребов, поражает воображение. Самое удивительное, что по плану комплекс должен был быть еще больше, но звезды распорядились иначе.

Проект и стройка века

В 1947-м году по личному предложению Сталина Совет министров принимает решение о строительстве в только что пережившей войну Москве восьми зданий-гигантов, призванных подчеркнуть величие Страны Советов. Здание главного советского университета в итоге стало самым крупным из семи построенных. Рассказывают, что вождь желал расположить его на самом берегу Москвы-реки, чтобы колосс отражался в ее водах, но в итоге его удалось отговорить от бесперспективной затеи, и МГУ отнесли на место побезопасней. Впрочем, и оно не слишком подходило для строительства столь тяжелого здания - из-за не самых лучших грунтовых условий проектировщикам пришлось приложить титанические усилия и разработать уникальную, ранее не использовавшуюся систему несущего каркаса и фундамента, способного выдержать такой вес.

По первоначальному проекту архитектора Бориса Иофана здание должно было стать огромным постаментов для гигантской статуи Ломоносова, но затем от «архитектурного излишества» решено было отказаться, и на месте ученого оказалась обычная звезда.

Архитектура и особенности здания

Главное здание МГУ, как и другие высотки, было построено в стиле, получившим впоследствии название «сталинский ампир», или «монументальный классицизм». Перед его входом располагается несколько скульптур, в основном, принадлежащих Вере Мухиной. Говорят, что знаменитый скульптор предлагала установить здесь и свой шедевр «Рабочий и колхозница», но получила отказ. Множество легенд связано и с происхождением материалов для строительства. Кто-то утверждает, что здешние колонны привезли из разрушенного Храма Христа Спасителя, кто-то сообщает, что для отделки использовался мрамор немецкого Рейхстага. Ни одна из этих легенд ничего под собой не имеет, но они, как и положено городским мифам, все же очень живучи.

По обеим сторонам здания расстилается парк, а в сторону Москвы-реки реки уходит комплекс Воробьевы горы - желающие могут посетить здешнюю смотровую площадку и прокатиться на канатной дороге.

В последние годы свободный доступ в здание МГУ закрыт и возможности посмотреть, как выглядит Москва с небоскреба над Воробьевыми горами, нет. Впрочем, руководство университета недавно заявило о планах по открытию площадки на 28-м этаже здания. Планируется, что пускать туда будут по предварительной записи.