Налогоплательщики и налоговые агенты. Налогоплательщики и плательщики сборов

" № 6/2017

Налог, помимо налогоплательщика, может перечислить иное лицо. Распространяется ли это правило на случаи, когда НДФЛ с доходов налогоплательщика обязан удержать ?

С 30 ноября 2016 года уплату налога за налогоплательщика может произвести любое третье лицо (п. 1 ст. 45 НК РФ). Словом, может быть перечислен в бюджет как с расчетного счета самого налогоплательщика, так и со счета иного лица. С 1 января 2017 года действие этого правила распространено на налоговых агентов (п. 8 ст. 45 НК РФ, п. 3 ст. 13 Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Распространяются ли новые правила уплаты налогов на случаи, когда НДФЛ с доходов налогоплательщика обязан удержать налоговый агент? Нивелируют ли они обязанность работодателя уплачивать данный налог исключительно из средств налогоплательщика, а не собственных средств? Эти вопросы чиновники Минфина изучали в недавнем письме (от 04.04.2017 № 03-04-06/19952), но прямого ответа (как часто случается) так и не дали.

Обязанности налогового агента.

Для предметного разговора по обозначенной теме считаем необходимым напомнить ключевые правила, предусмотренные гл. 23 НК РФ и касающиеся обязанностей налоговых агентов по удержанию и перечислению НДФЛ в бюджет.

Пункт 1 ст. 226

Российские организации, от которых или в результате отношений с которыми получил налогооблагаемые доходы, обязаны исчислить, удержать у него и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 224 с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей

Пункт 5 ст. 226

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога

Пункт 7 ст. 226

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается (по общему правилу) в бюджет по месту учета (месту жительства) налогового агента в налоговом органе. Иной порядок уплаты налога установлен для организаций с обособленными подразделениями и предпринимателей, работающих на патенте или являющихся «вмененщиками»

Пункт 9 ст. 226

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц

Перечисленные правила уплаты НДФЛ в бюджет не менялись на протяжении последних лет. Кстати, Минфин в Письме № 03-04-06/19952 также подчеркнул, что установленные Налоговым кодексом обязанности налоговых агентов по исчислению, удержанию налогов из денежных средств налогоплательщиков и перечислению налогов в установленные сроки и порядке в бюджетную систему РФ на соответствующие счета Федерального казначейства не отменены . А значит, налоговый агент, как и раньше, фактически исполняет обязанность по уплате данного налога за налогоплательщика. Однако исполнить эту обязанность он должен исключительно за счет средств самого налогоплательщика. Причем в ст. 226 НК РФ определена четкая последовательность действий налогового агента при выплате дохода налогоплательщику:

    исчислить налог при выплате дохода (определить налоговую базу и применить к ней соответствующую налоговую ставку);

    удержать его из дохода (при невозможности удержать – сообщить налоговому органу и налогоплательщику);

    перечислить налог в бюджет по месту учета налогового агента.

Исполнение обязанности по уплате налога иным лицом

В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно уплачивать налоги. Это общее правило. Вместе с тем оговаривается возможность иного порядка уплаты налога в ситуациях, предусмотренных, в частности:

    ст. 24, в которой раскрыто понятие «налоговый агент», определены его права и обязанности, а также мера ответственности за нарушение налогового законодательства;

    ст. 24.1, определяющей условия уплаты налогов и сборов управляющим товарищем инвестиционного товарищества;

    ст. 25.5, устанавливающей обязанности ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (в том числе по уплате налога на прибыль по этой группе);

    ст. 26, в которой закреплено право налогоплательщика на участие в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя;

    ст. 50, где сказано, что в случае реорганизации юридического лица обязанности по уплате налогов и сборов исполняются его правопреемником (правопреемниками).

Кроме того, в абз. 4 п. 1 ст. 45 НК РФ сказано, что уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом. Между тем законодателем не расшифровано, какое лицо может быть признано иным в указанных целях.

Может ли налоговый агент быть «иным лицом»?

Казалось бы, налоговые агенты подпадают под эту категорию по двум формальным признакам:

    являются иным лицом по отношению к налогоплательщику с юридической точки зрения;

    уплачивают налог в бюджет за налогоплательщика.

Вместе с тем налоговые агенты, перечисляя налог (к примеру, НДФЛ) в бюджет, исполняют не только обязанность непосредственного налогоплательщика (ст. 207 НК РФ), но и свои (ст. 226 НК РФ). В связи с этим, очевидно, не следует приравнивать налогового агента к «иному лицу». Как быть?

Ключ к решению обозначенной проблемы, на наш взгляд, – это механизм исполнения обязанности по уплате налога иным лицом, который заложен в Налоговом кодексе. Вначале иное лицо уплачивает налог за налогоплательщика за счет собственных средств, а затем возмещает расходы, которые понесло в связи с такой уплатой .

При уплате НДФЛ в бюджет налоговым агентом применяется совершенно иная схема, в которой ни о каком возмещении расходов агенту речи не идет. Более того, по-прежнему актуален установленный п. 9 ст. 226 НК РФ запрет на уплату налоговым агентом НДФЛ за счет собственных средств.

С учетом всего вышесказанного получается, что иное лицо вправе уплатить налог на основании ст. 45 НК РФ только в случае, когда обязанность по уплате данного налога несет сам налогоплательщик. А так как обязанность по уплате НДФЛ из дохода налогоплательщика возлагается на налогового агента, он не вправе уплатить НДФЛ за счет собственных средств как «иное лицо».

Доходно-расходные последствия обозначенной операции для сторон (налогоплательщика и иного лица) были проанализированы в статье «Исполнение обязанности по уплате налога за налогоплательщика иным лицом», № 5, 2017.

Статья 38. Налогоплательщик, налоговый агент

1. Налогоплательщиком является лицо, на которое возлагается обязательство по уплате установленных настоящим Кодексом налогов.

2. Налоговым агентом является лицо, которое в установленных настоящим Кодексом случаях и порядке должно выполнить налоговое обязательство налогоплательщика.

3. Налоговый агент для целей настоящего Кодекса, с точки зрения прав и обязанностей, приравнивается к налогоплательщику.

Статья 39. Права налогоплательщиков

1. Налогоплательщики имеют право:

а) получать от налоговых органов информацию о налоговом законодательстве, правах налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также применении налогового законодательства;

б) представлять свои интересы в налоговых органах лично или через своих законных или уполномоченных представителей; в любое время заменять своих представителей в налоговых отношениях;

в) пользоваться налоговыми льготами или освобождаться от уплаты налогов по основаниям и в порядке, установленных налоговым законодательством;

г) своевременно возвратить или(и) зачесть суммы излишне уплаченных или(и) излишне взысканных налогов или(и) санкций;

д) в установленном законом порядке знакомиться с имеющейся в налоговых органах информацией о них;

е) присутствовать при проводимых в отношении них выездных налоговых проверках;

ж) получать подлинники или удостоверенные копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также "налогового требования";

з) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства при осуществлении ими действий, связанных с налогоплательщиками;

и) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по актам проведенных налоговых проверок, а также по исчислению и уплате налогов;

к) при наличии определенных настоящим Кодексом обстоятельств требовать в установленном порядке применения соответствующих налоговому правонарушению мер ответственности, смягчения ответственности или освобождения от ответственности;

л) обжаловать в установленном законом порядке предъявленное "налоговое требование", а также иные решения и деяния налоговых органов и их должностных лиц;

м) не выполнять акты и требования налоговых органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу и иным законам Грузии;

н) требовать от налоговых органов и их должностных лиц соблюдения налоговой тайны;

о) требовать и получать в установленном законом порядке возмещения вреда, причиненного незаконными решениями или деяниями налоговых органов и их должностных лиц;

п) не предъявлять правоохранительным и другим контролирующим органам, кроме налоговых, документы, связанные с определением объектов налогообложения, исчислением и уплатой налогов, за исключением случаев, когда такие полномочия переданы настоящим Кодексом другим органам.

2. Права налогоплательщиков не ограничиваются правами, предусмотренными частью первой настоящей статьи.

Статья 40. Обеспечение защиты прав и законных интересов

налогоплательщиков

1. Гарантируется защита прав и законных интересов налогоплательщиков в административном и судебном порядке.

2. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков определяется настоящим Кодексом и иными нормативными актами.

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по обеспечению прав и законных интересов налогоплательщиков влечет предусмотренную законом ответственность.

Статья 41. Обязанности налогоплательщиков

1. Налогоплательщики обязаны:

а) исполнять налоговые обязательства в порядке и на условиях, установленных налоговым законодательством;

б) встать в установленном настоящим Кодексом порядке на учет в соответствующем налоговом органе;

в) в целях исчисления и уплаты налогов в установленном налоговым законодательством порядке вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения;

г) в установленном законодательством порядке представлять в налоговый орган по месту налогового учета налоговые декларации, расчеты, справки и бухгалтерскую отчетность по налогам, в отношении которых они считаются налогоплательщиками;

д) при проведении налоговой проверки или в иных предусмотренных настоящим Кодексом случаях представлять налоговым органам и их должностным лицам документы (сведения), необходимые для исчисления и уплаты налогов;

е) выполнять законные требования налоговых органов и их должностных лиц в связи с устранением выявленных нарушений налогового законодательства, а также не препятствовать осуществлению служебных полномочий этими должностными лицами;

ж) заявлять о пользовании налоговыми льготами или освобождении от уплаты налогов и представлять налоговому органу или налоговому агенту по месту налогового учета документы, удостоверяющие право пользования налоговыми льготами;

з) обеспечивать сохранность документов, на основании которых производится учет объектов налогообложения и составление налоговых деклараций, а также документов, подтверждающих получение доходов и прибыли, произведенные расходы и уплаченные или(и) удержанные налоги, в течение 6-летнего срока;

и) выполнять иные обязательства, установленные налоговым законодательством.

2. Налогоплательщики обязаны представлять налоговому органу по месту налогового учета сведения:

а) об открытии в банках и других организациях, осуществляющих банковские операции, банковских или иных счетов в 5-дневный срок после открытия таких счетов. При этом предприятия Грузии, организации Грузии и физические лица-предприниматели представляют информацию о счетах, открытых как в Грузии, так и за пределами Грузии, а иностранные предприятия и организации - только о счетах, открытых в Грузии, и счетах, по которым они осуществляют экономическую деятельность в Грузии.

б) о регистрации, реорганизации или ликвидации подразделений предприятия в 10-дневный срок после их регистрации, реорганизации или ликвидации в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

в) об объявлении предприятия банкротом, ликвидации или реорганизации предприятия в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии;

г) об изменении места деятельности, места управления или осуществления экономической деятельности в 10-дневный срок после принятия такого решения в порядке, утвержденном Министром финансов Грузии.

3. Налогоплательщики представляют налоговому органу сведения, предусмотренные настоящей статьей, только по форме, утвержденной Министром финансов Грузии.

4. В случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, установленных налоговым законодательством, на налогоплательщиков возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 42. Обязанности налогового агента

1. Налоговые агенты обязаны:

а) правильно и своевременно исчислять, удерживать у налогоплательщика и перечислять в соответствующие бюджеты соответствующие налоги;

б) вести учет начисленных и выплачиваемых налогоплательщикам доходов по каждому налогоплательщику, а также начисленных, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов;

в) представлять в налоговый орган по месту налогового учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и уплаты налогов;

г) выполнять иные установленные налоговым законодательством обязательства.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения установленных налоговым законодательством обязательств на налогового агента возлагается ответственность, предусмотренная настоящим Кодексом или(и) иными законодательными актами Грузии.

Статья 43. Представитель налогоплательщика/налогового агента или

другого обязанного лица

1. Налогоплательщик/налоговый агент или иное обязанное лицо вправе участвовать в налоговых отношениях через своего законного или уполномоченного представителя. Личное участие вышеуказанного лица в налоговых отношениях не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает его права участвовать в указанных отношениях лично.

2. Законными представителями предприятия/организации признаются его органы или(и) иные лица, уполномоченные законодательными актами Грузии и учредительными документами этого предприятия/организации. Законными представителями физического лица признаются лица, осуществляющие соответствующие полномочия на основании настоящего Кодекса и иных законодательных актов Грузии.

3. Деяния законных представителей налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица, связанные с участием вышеуказанного лица в налоговых отношениях, признаются деяниями самого этого лица.

4. Уполномоченным представителем налогоплательщика/ налогового агента или иного обязанного лица признается лицо, уполномоченное вышеуказанным лицом представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами или(и) иными участниками налоговых отношений, а также в суде.

5. Уполномоченный представитель предприятия/организации действует на основании выданной этим предприятием/организацией доверенности, а уполномоченный представитель физического лица - на основании выданной этим лицом и нотариально удостоверенной доверенности или иного документа, приравненного Гражданским кодексом Грузии к доверенности, в пределах полномочия, определенного такой доверенностью или иным документом.

Статья 44. Переписка с налоговыми органами

1. Любой документ, подлежащий направлению налогоплательщиком/налоговым агентом или иным обязанным лицом в налоговый орган, должен быть составлен в письменной форме, подписан его законным или уполномоченным представителем (с указанием фамилии, имени и должности) и скреплен печатью (если у него имеется печать).

Адресату должны быть вручены подлинник или удостоверенная копия документа.

2. "Требование налогоплательщика", налоговая декларация, возражение, иные документы или письма считаются переданными, если были посланы заказным почтовым отправлением или вручены непосредственно в налоговом органе.

3. В случае направления заказным почтовым отправлением датой передачи документа/письма признается дата получения почтового отправления налоговым органом, а если для передачи документа/письма установлен срок, - дата отправки заказного почтового отправления.

1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:

1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);

2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.

2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой или настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании.

3. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) (далее в настоящем Кодексе - уведомление об участии в иностранных организациях) представляется в срок не позднее трех месяцев с даты возникновения (изменения доли) участия в такой иностранной организации (даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица), являющегося основанием для представления такого уведомления, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом Российской Федерации в момент возникновения оснований для представления уведомления об участии в иностранных организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, признается налоговым резидентом Российской Федерации по итогам этого календарного года, то уведомление об участии в иностранных организациях представляется таким физическим лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. Указанное уведомление представляется физическим лицом при наличии у него на 31 декабря календарного года, по итогам которого такое физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, доли участия в иностранной организации, размер которой превышает размер, установленный подпунктом 1 пункта 3.1 статьи настоящего Кодекса, либо при наличии учрежденной (зарегистрированной) таким физическим лицом на указанную дату иностранной структуры без образования юридического лица. Сведения и информация, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, указываются в уведомлении об участии в иностранных организациях по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.

В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.

В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).

Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Освобождение от применения положений настоящего пункта, установленное настоящим абзацем, не применяется при представлении уведомления об участии в иностранных организациях за периоды до 1 января 2029 года в случае, если участие налогоплательщиков в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей настоящего Кодекса.

Международная компания в течение одного месяца со дня ее регистрации представляет уведомление об участии в иностранных организациях в отношении долей участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на дату государственной регистрации такой международной компании.

3.1. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.

4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).

Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.

Налогоплательщики - физические лица вправе представить указанные уведомления на бумажном носителе.

Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

5. В уведомлении об участии в иностранных организациях указываются следующие сведения и информация:

1) дата возникновения основания для представления уведомления;

5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

6) информация о том, является ли налогоплательщик - учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица контролирующим лицом такой структуры (в случае, если уведомление представляется налогоплательщиком в отношении учрежденной им иностранной структуры без образования юридического лица).

6. В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются следующие сведения и информация:

1) период, за который представляется уведомление;

2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;

4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);

5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;

7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);

8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:

сведения, предусмотренные подпунктами 2, 3 и 4 настоящего пункта, - в отношении каждой последующей организации (иностранной структуры без образования юридического лица), через которую (с использованием которой) реализовано косвенное участие в иностранной организации;

наименование, основной государственный регистрационный номер, идентификационный номер налогоплательщика, код причины постановки на учет налогоплательщика - российской организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;

9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;

10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если налогоплательщик воспользовался правом не представлять документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 25.13-1 настоящего Кодекса, в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях при раскрытии информации, предусмотренной подпунктом 8 настоящего пункта, отражается информация о налогоплательщике - контролирующем лице, являющемся российской организацией, через которую реализовано косвенное участие налогоплательщика в контролируемой иностранной компании, представившем документы, предусмотренные пунктом 9 статьи 25.13-1 настоящего Кодекса.

7. В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления об участии в иностранных организациях или уведомления о контролируемых иностранных компаниях налогоплательщик вправе представить уточненное уведомление.

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.6 настоящего Кодекса.

8. При наличии у налогового органа информации, в том числе полученной от компетентных органов иностранных государств, свидетельствующей о том, что налогоплательщик является контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), но при этом такой налогоплательщик не направил в налоговый орган уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в случаях, указанных в статье 25.13 настоящего Кодекса, налоговый орган направляет этому налогоплательщику требование представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, в установленный налоговым органом срок, который не может составлять менее тридцати дней с даты получения указанного требования.

9. Требование налогового органа, указанное в пункте 8 настоящей статьи, должно содержать следующую информацию:

1) наименование (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика, которому направляется требование;

2) наименование иностранных организаций (иностранных структур без образования юридического лица), в отношении которых у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является их контролирующим лицом;

3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации (иностранной структуре без образования юридического лица), в отношении которой у налогового органа имеется информация, свидетельствующая о том, что налогоплательщик является ее контролирующим лицом;

4) описание оснований, имеющихся у налогового органа, для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица).

5) период, за который налогоплательщику необходимо представить уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи.

10. Налогоплательщик до истечения срока, указанного в пункте 8 настоящей статьи, вправе представить в налоговый орган пояснения относительно фактов, изложенных в требовании, направленном в соответствии с пунктами 8 и 9 настоящей статьи, свидетельствующие об отсутствии оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом, с одновременным представлением в налоговый орган документов (при их наличии), подтверждающих изложенные пояснения.

В случае признания налогоплательщика контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса налогоплательщик вправе представить в налоговый орган одновременно с уведомлением о контролируемых иностранных компаниях соответствующие пояснения и (или) документы, подтверждающие, что ему не было известно о том, что в календарном году, за который не было представлено уведомление о контролируемых иностранных компаниях, доля участия в иностранной организации всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации (для физических лиц - совместно с супругами и несовершеннолетними детьми), составляла более 50 процентов.

11. Должностное лицо налогового органа обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при их отсутствии налоговый орган установит факт нарушения законодательства о налогах и сборах, ответственность за которое предусмотрена статьей 129.6 настоящего Кодекса, производство по делу о таком налоговом правонарушении осуществляется налоговым органом в порядке, предусмотренном статьей 101.4 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик, признаваемый контролирующим лицом на основании подпункта 2 пункта 3 статьи 25.13 настоящего Кодекса, освобождается от ответственности, предусмотренной статьями 129.5 и 129.6 настоящего Кодекса, в случае представления в установленный налоговым органом срок уведомления о контролируемых иностранных компаниях, информация о которых содержится в требовании. В этом случае пени на соответствующие суммы налогов не начисляются.

12. Положения пунктов 8 - 11 настоящей статьи распространяются также на случаи, в которых налогоплательщик своевременно представил уведомление, предусмотренное пунктом 6 настоящей статьи, но при этом не отразил в нем сведения об одной или нескольких контролируемых иностранных компаниях.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны:

  1. уплачивать законно установленные ;
  2. встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  3. вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  4. представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  5. представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  6. представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  7. выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  8. в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  9. нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 ст. 23 НК РФ, обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) — в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
  • о организации — в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие , обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны:

  1. правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства;
  2. письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  3. вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  4. представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  5. в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено НК РФ (ст. 26 НК РФ).

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

Законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

Законными представителями налогоплательщика — физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Действия (бездействие) законных представителей организации, совершенные в связи с участием этой организации в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, признаются действиями (бездействием) этой организации.

Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или , уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.

Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный представитель налогоплательщика — физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Что такое налог: Видео

  • Налог как сложнейшая экономическая и правовая категория
    • Социально-экономическая сущность налогов в современном обществе
    • Понятия «налог» и «сбор», их разграничение
    • Функции налогов
    • Принципы налогообложения
      • Юридические и организационные принципы налогообложения
    • Классификация налогов
    • Обязательные и факультативные элементы налога
    • Сущность и классификация налоговых льгот
  • Налоговая система и налоговая политика государства
    • Понятие и теоретические характеристики налоговой системы
    • Налоговая политика государства: сущность, цели и формы
    • Сущность и основные аспекты налоговых реформ
  • Налоговое администрирование как неотъемлемый атрибут налоговой системы
    • Понятие и сущность налогового администрирования
      • Функции налогового администрирования
    • Налоговые органы как центральное звено налоговых администраций
      • Функции налоговых органов
    • Модернизация налоговых органов - стратегическое направление совершенствования налогового администрирования
    • Взаимодействие таможенных и налоговых органов
    • Взаимодействие органов внутренних дел и налоговых органов
  • Реализация налоговыми органами основных полномочий налогового контроля
    • Формы налогового контроля
    • Постановка на учет налогоплательщиков (плательщиков сборов) и налоговых агентов
    • Организация камеральных налоговых проверок
    • Организация выездных налоговых проверок
      • Действия по осуществлению налогового контроля, проводимые в процессе выездной налоговой проверки
      • Окончание выездной проверки и реализация ее результатов
    • Взыскание недоимок по налогам и сборам
  • Реализация прав и обязанностей налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов
    • Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»
    • Характеристика и обеспечение прав налогоплательщиков
      • Отсрочка или рассрочка по уплате налога
    • Обязанности налогоплательщиков и налоговых агентов
    • Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
  • Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
    • Общая характеристика способов снижения налоговых обязательств
    • Ответственность за нарушения налогового законодательства
    • Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
      • Административная ответственность в сфере налогообложения
    • Налоговые преступления и ответственность за их совершение
  • Характеристика налогов, сборов и страховых взносов Российской Федерации
    • Виды налогов и сборов современной России
    • Порядок установления, изменения и отмены федеральных, региональных и местных налогов и сборов
  • Федеральные налоги и сборы
    • Налог на добавленную стоимость
      • Плательщики НДС
      • Объект налогообложения НДС
      • Операции, не подлежащие обложению НДС
      • Налоговая база по НДС
      • Налоговые агенты по НДС
      • Налоговые ставки по НДС
      • Порядок исчисления НДС
    • Акцизы
    • Налог на доходы физических лиц
      • Доходы, не подлежащие налогообложению
      • Налоговые вычеты
      • Налоговые ставки
      • Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц
    • Единый социальный налог
    • Налог на прибыль организаций
    • Налог на добычу полезных ископаемых
      • Налоговая база по НДПИ
    • Водный налог
    • Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов
    • Государственная пошлина
      • Порядок и сроки уплаты госпошлины
  • Региональные налоги
    • Транспортный налог
    • Налог на игорный бизнес
    • Налог на имущество организаций
  • Местные налоги
    • Земельный налог
      • Порядок исчисления земельного налога
    • Налог на имущество физических лиц
  • Специальные налоговые режимы
    • Упрощенная система налогообложения
      • Объекты налогообложения при УСН
      • Налоговый период при УСН
      • Особенности применения УСН индивидуальными предпринимателями на основе патента
    • Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности
      • Налогоплательщики ЕНВД
    • Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
      • Объектом налогообложения по ЕСХН
    • Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
      • Cпособы раздела продукции при выполнении соглашений о разделе продукции
  • Обязательные страховые взносы
    • Концептуальные основы обязательного социального страхования
    • Страховые взносы на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование
    • Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • Налоговое право зарубежных стран
    • Общая характеристика налогового права зарубежных стран
    • Налоговая политика и налоговое право зарубежных стран
    • Система источников налогового права зарубежных стран
    • Принципы налогового права зарубежных стран
    • Практика местного налогообложения за рубежом
    • Санкции за налоговые правонарушения в зарубежных государствах

Понятия «налогоплательщик», «плательщик сбора» и «налоговый агент»

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. Юридические лица уплачивают налоги независимо от организационно-правовых форм.

Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения. Обособленным подразделением организации признается любое территориально отделенное от нее подразделение, по месту нахождения которого созданы стационарно оборудованные места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Физические лица как налогоплательщики могут иметь различный статус:

  • наемные работники, получающие заработную плату, вознаграждения и иные выплаты от работодателей;
  • лица, получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера;
  • индивидуальные предприниматели (предприниматели без образования юридического лица);
  • лица, использующие труд наемных работников;
  • собственники имущества (движимого и недвижимого);
  • авторы произведений науки, искусства, литературы и их правопреемники;
  • законные представители (опекуны, усыновители);
  • нотариусы, занимающиеся частной практикой;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты;
  • иной статус в соответствии с законодательством РФ.

Важным признаком налогоплательщика является принадлежность его к резидентам или нерезидентам. На резидентов РФ распространяется полная налоговая юрисдикция. Другими словами, обязанность по уплате налогов распространяется на доходы, полученные как на территории России, так и за ее пределами. В отношении нерезидентов РФ действует ограниченная налоговая юрисдикция, которая означает, что требования по уплате налога возникают только в отношении доходов, полученных от источников, находящихся на территории РФ.

К резидентам относятся:

1) физические лица - граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства - фактически находящиеся на территории России не менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев. Причем период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения;

2) организации, являющиеся юридическими лицами и образованные в соответствии с законодательством РФ (российские организации), а также иностранные юридические лица (компании и другие корпоративные образования), созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации). Организации, не обладающие статусом юридического лица, не признаются плательщиками налогов и сборов.

Нерезидентами признаются физические лица, находящиеся на территории РФ менее 183 дней в течении 12 следующих подряд месяцев, и организации (компании и фирмы), образованные в соответствии с законодательством иностранных государств.

Важным для дальнейшего восприятия некоторых особенностей исчисления налогов является понятие взаимозависимости. В законодательной практике ряда зарубежных стран используется категория «консолидированный налогоплательщик». Ее образует группа юридических и физических лиц, объединенных между собой финансовыми, организационными и технологическими связями, в связи с чем к ним применяется специальный порядок или режим налогообложения. В налоговом законодательстве РФ введено понятие «взаимозависимые лица», которое достаточно широко используется в гражданском и антимонопольном законодательстве, где нередко используется также термин «аффилированное лицо».

Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц. В соответствии со ст. 20 НК взаимозависимыми лица являются в следующих трех случаях.

1. Одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и доля такого участия составляет более 20%. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой. Таким образом, взаимозависимыми могут быть коммерческие и некоммерческие организации, участие которых осуществляется через приобретение акций акционерного общества, вложение в уставный капитал, внесение паевого взноса, управление организацией.

2. Одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению. Последнее должно быть установлено законодательно либо уставными или внутренними документами и положениями организаций, наделяющих одно из лиц прямыми распорядительными полномочиями.

3. Лица состоят в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или усыновителя либо усыновленного, а также попечителя и опекаемого. Здесь, в частности, следует отметить, что брачными признаются отношения супругов, зарегистрированные в органах записи гражданского состояния, а отношения родства подразумевают наличие общего родственника и распространяются на родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков, родных братьев и сестер (полнокровных и неполнокровных). Отношения свойства касаются мужа сестры, брата жены, сестры мужа, жены брата, мачехи и пасынка, отчима и падчерицы.

Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, лишь при условии, что эти основания указаны в других правовых актах, а отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджетную систему РФ налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, поэтому, характеризуя далее права налогоплательщиков, следует проецировать их в полной мере и на налоговых агентов. Однако обязанности у налогоплательщиков и налоговых агентов несколько различаются.