Обращаемся с запросом в финансовые и налоговые органы. Как отправить запрос в налоговую

Вы недовольны действиями налоговой инспекции? Вы обратились в уполномоченный орган, но так и не получили ответа? Тогда можно смело подавать жалобу. Разберем, как написать такое обращение в ИФНС в 2019 году.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Не всегда налоговый орган выполняет свои обязательства по отношению к гражданам. Если и вы столкнулись с бездействием уполномоченной инстанции, то можете составить соответствующее обращение.

Причем жалоба может подаваться не только в случае бездействия налоговиком, но и при действиях, которые, по вашему мнению, нарушают определенные права. Разберемся, как составить жалобу, а также куда, когда и как ее подать.

Основные моменты

При наличии оснований для написания жалобы следует учесть определенные данные, которые указываются в документе.

Важно также разобраться, какова последовательность действий должна соблюдаться при обращении в госорган.

Но сначала разберемся, какие нормативные документы Российской Федерации вам пригодятся в данном вопросе, а также когда именно можно обратиться в налоговую инспекцию.

Что это такое

Жалобой признается обращение лица в налоговый орган в случае нарушения прав граждан или юридического лица. Это законный вариант урегулирования возникшего спора.

Обращение может быть апелляционным и обычным. Первый вариант предполагает обращение после проведения , если налогоплательщик не согласен с вынесенным решением.

Такая жалоба подается, пока решение еще не вступило в силу, то есть в течение месяца после его получения.

С какой целью подается

Обращаются в налоговую службу за разъяснениями в таком случае:

  • если налогоплательщику неправильно насчитана сумма налога, который подлежит уплате в бюджет;
  • если представитель налогового органа отказывается предоставить ;
  • если не зачтено переплату по налоговым платежам;
  • если приостановлено операции по ;
  • если налоговый инспектор издал ненормативный акт;
  • если несвоевременно выполнены обязательства налоговиками;
  • если работник налоговой службы требует представить документы, о которых не идет речь в законодательных актах.

Не обязательно жаловаться именно на налоговую службу. К примеру, можно подать о .

Нормативная база

Процесс подачи жалобы в ФНС рассмотрен в — . Так, если права плательщика налога нарушены, он должен обратиться сначала в вышестоящий орган, чтобы обжаловать решение налоговой службы ().

Порядок и сроки обращения прописаны в . Специальные формы заявления не установлены на законодательном уровне.

Обращение в ФНС допускается по вопросам, что прописаны в Положениях о ФНС, которые утвердили .

Как написать обращение в налоговую инспекцию в России

Жалоба подается в вышестоящую службу или вышестоящим . При подаче документа прямо в ФНС (если не учтено иерархическую структуру), то его перенаправят по необходимому адресу.

Но вот стоит понимать, что в данном случае будет потрачено лишнее время. Жалоба на решение по налоговой проверке до момента вступления в силу решения предоставляется в отделение ФНС, решение которой вы обжалуете.

Что же должен содержать письменное обращение в налоговые органы от налогоплательщика:

  1. Информацию о налоговой службе, в которую подается – название, адрес.
  2. Сведения о компании или индивидуальном предпринимателе – все имеющиеся реквизиты, ФИО, должность, и , контакты.
  3. Пишут адрес заявителя, чтобы сотрудник уполномоченного органа знал, куда направить ответ.
  4. Сам текст – на какие неправомерные действия подается жалоба, а также все сопутствующие документы, которые подтвердят вашу правоту. Необходимо указать ссылки на нормативные положения .
  5. Опишите, какого результата вы ожидаете – отменить акт, изменить решение и т. д.
  6. Перечисляют документы, которые прилагают к заявлению – те, что могут подтвердить полномочия представителей, которые действуют по , те, что подтвердят обоснованность излагаемой информации.
  7. ФИО составителей, подписи и дату.

Перечислим, какие доказательства можно прилагать:

Лицо может подавать жалобы, заявления или предложения. Но в каждом случае должны указываться определенные реквизиты.

Налоговики могут отказаться рассматривать заявление, если:

  • оно не содержит каких-либо обязательных реквизитов, точного адреса;
  • текс документ трудно прочесть;
    сведения прописаны на латинице или использованы только заглавные буквы, или же текст не разбито на предложения;
  • в документе нет конкретного требования, предложения, заявления;
  • в документе есть оскорбления, угрозы;
  • ответ по существу не получится дать, не разглашая сведения, которые являются государственной тайной.

Составление жалобы (на бланке организации)

Отметим, что составлять заявление-жалобу можно произвольно. А значит, компания вправе самостоятельно разработать и утвердить бланк.

Главное, чтобы он содержал основные данные, указанные выше. Отражают:

  • название компании;
  • адресные данные;
  • ФИО руководителя или иного лица, которое уполномочено действовать от лица фирмы.

Ставится печать компании в том случае, если обращение представляется в бумажном виде не на бланках фирмы. Важно указывать реквизиты решения, которое обжалуется.

Компания может обращаться с жалобой, если:

  • принято решение, в соответствии с которым определенных лиц привлекают к ;
  • уполномоченный сотрудник ФНС отказывается принять декларацию по налогам и т. п.;
  • ФНС дает отказ в возврате налога, что уплачен сверх необходимой суммы.

Сотрудники предприятий могут подать жалобы на работодателей, если:

  • организация платит гражданам в «конверте»;
  • фирма не платит своевременно причитающиеся средства;
  • руководство отказывается заключать тогда, как работник уже трудится в компании;
  • осуществляются неправомерные удержания с зарплаты и т. д.

Формирование в электронной форме

Подача документа возможна несколькими способами:

  • самостоятельно или через ;
  • по почте заказным письмом (обязательна );
  • через интернет (через сайт ФНС онлайн).

Остановимся на нюансах заполнения электронной формы:

При выборе адресата стоит остановиться на подразделении территориального округа Где заявитель проходил регистрацию, или где были обнаружены правонарушения. Если возникла спорная ситуация, лучше проконсультироваться, какое отделение ФНС выбрать. Для этого стоит позвонить в службу клиентской поддержки
Обязательно указывать персональные сведения Анонимные заявки не будут рассматриваться. Опишите свою ситуацию
Указывают ведомство Куда заявка также направлялась. Если ранее лицо обращалось в другой госорган, об этом можно указать в специальном поле
Любой документ Который вы прилагаете к онлайн-заявке, должен быть отсканирован или сфотографирован. Допустимые размеры вложений – 2 Мб
Система запросит ваш электронный адрес Когда регистрация будет завершена, на ваш электронный ящик придет уведомление, в котором прописан номер и дата регистрации. Эти данные нужны, чтобы отслеживать, на какой стадии рассмотрения находится обращение

Образец жалобы

При подготовке жалобы можете опираться на такой пример:

Фото: образец жалобы о незаконной предпринимательской деятельности

Нюансы при составлении анонимного варианта

Налогоплательщики вправе обратиться анонимно в отделение ФНС. Жалоба может быть подана такими способами:

  • устно по специальным номерам, которые содержатся на портале налоговой службы;
  • при личном посещении уполномоченной инстанции;
  • по почте или факсу;
  • посредством интернета.

Обращение онлайн предполагает отражение личных данных заявителя. Анонимные сведения по факту коррупции можете сообщать по телефону доверия.

Как можно проверить по номеру

Через сайт Налог.ру заявитель может узнать:

  • когда жалоба поступила и какой имеет номер рассмотрения государственной инстанцией;
  • какие результаты рассмотрения заявки (ФНС приняла решение или перенаправила жалобу в иное региональное отделение);
  • какие сроки отведены на принятие решений, а также не продлены ли они;
  • находится заявка на рассмотрении или ее рассмотрение завершено.

Для получения информации о поданном документе заполняется электронная форма, в которой нужно отразить имеющиеся сведения. Пишут:

  • какой налоговый орган должен рассматривать заявку;
  • какой тип лица-заявителя;
  • какой номер обращения.

Иные пункты заполнять не обязательно. Далее система потребует ввести защитный код. Все результаты будут выведены на экран. Через интернет можно узнать и о решении. Такая информация является публичной.

Срок ответа от ФНС

Жалоба может быть подана в течение года после того, как лицо узнало о том, что его права нарушены. Ранее такой срок был меньшим – всего три месяца.

Обращение граждан и компаний в ФНС должно регистрироваться в течение 3 дней. На рассмотрение заявок у налоговиков есть 15 дней после регистрации (ранее этот срок составлял месяц).

А значит, заявитель должен получить ответ на вою жалобу в течение не более 33 дней.

Изредка срок рассмотрения обращений может быть продлен руководством налогового органа или заместителями еще на 15 дней.

Видео: обращения, жалобы и вопросы в налоговую ФНС РФ онлайн

Обязательно должно высылаться уведомление о том, что сроки рассмотрения продлеваются.

Если будет принято решение оставить жалобу без рассмотрения, заявителю должно в течение пяти дней после обращения прийти уведомление об этом.

Но это не значит, что вы не можете подать жалобу повторно (). Решения, которые могут быть приняты:

  • провести дополнительные мероприятия налогового контроля;
  • привлечь к ответственности виновных в правонарушении лиц;
  • отказать в привлечении виновных лиц к ответственности.

В любом случае решение можно обжаловать.

Как быть, если инстанция не отвечает

Если налоговая инспекция оставляет ваше обращение без рассмотрения, не приняла меры по заявлениям, тогда жалоба подается:

Учтите также, что в суд можно обратиться после того, как принятый акт обжалован в вышестоящем органе.

Порядок подачи (онлайн через интернет)

Если вы предпочли подать жалобу онлайн, тогда следует придерживаться такого алгоритма действий:

  • зайдите на сайт налогового органа nalog.ru. Данный портал содержит ряд разъяснений к законодательным положениям, информацию о налогоплательщиков, справочные сведения и т. д. С помощью сервиса также можно подавать жалобы. Как только вы зайдете на сайт, систем проведет в автоматическом режиме навигацию, учитывая ваше местоположение.


  • определитесь, какой пункт более всего подходит в вашем случае. К примеру, при желании обратиться с жалобой на работу налогового органа нужно кликнуть на такой вариант:


Здесь же содержатся сведения о правах плательщиков налогов.

  • действуйте согласно подсказкам. Заполните необходимые сведения.

  • вверху выберите организацию, куда подается обращение (в ФНС или вышестоящую инстанцию). Затем впишите свои данные.

Если у вас имеются документы, которые подтвердят вашу позицию, прилагайте их к заявке. И прикрепление возможно по таким ссылкам:


Отметьте, какой способ получения ответа вам подходит. Далее перепроверьте указанную информацию и нажмите «Отправить».

Любая жалоба, которая поступает в налоговую службу, должна регистрироваться и направляться руководству структурного подразделения.

А значит, если заявитель неточно укажет адресата, жалобу могут перенаправить иному должностному лицу, если оно является компетентным в рассмотрении данного вопроса.

Иногда налоговая инспекция не полностью выполняет свои функции и обязанности по отношению к гражданам. Например, она не ответила на письменное обращение гражданина, не предоставила запрашиваемую им информацию или предоставила налоговый вычет и задержала возврат налога.

Таким образом, жаловаться можно как на действия налоговых инспекций, так и на их бездействие.

В представленной статье рассказывается о том, куда и как можно направить жалобу на налоговую инспекцию.

Куда направить жалобу на налоговую?

Подача жалобы на работу налоговой инспекции происходит в несколько этапов:

  1. Изначально подаётся жалоба в налоговую инспекцию по месту жительства заявителя;
  2. Затем нужно направить жалобу в налоговое управление региона заявителя;
  3. И только в последнюю очередь следует направлять обращение в центральный аппарат – Федеральную Налоговую Службу.

Внимание

Обращаем ваше внимание, что отправлять обращение в вышестоящий налоговый орган необходимо через тот налоговый орган, на который написана жалоба.

В том случае, если инспекция бездействует и конфликтная ситуация не разрешена, следует обращаться в следующие инстанции:

Жалобы - стандартный блок

  • Прокуратура;

Как подать жалобу в налоговую инспекцию?

Жалобу в налоговый орган можно подать следующим образом:

  • Посредством онлайн-обращения;
  • Обратившись с заявлением лично. Здесь важно, чтобы у заявителя на руках было 2 экземпляра заявления. Первый экземпляр остаётся в налоговой, а на втором инспектор должен поставить свою подпись и дату принятия;
  • Отправив заказное письмо. Перед тем, как отправить письмо, необходимо попросить у сотрудника почты составить опись вложения в 2 экземплярах. Первый отправляется в инспекцию вместе с письмом, а второй заверяется работником почты и остаётся у заявителя. Также необходимо заказать услугу уведомления о вручении.

Как подать жалобу в налоговую онлайн?

У налоговой службы есть официальный сайт , с помощью которого зарегистрированный пользователь может отправить онлайн-обращение.

Внимание

Для регистрации на сайте ФНС нужно обратиться в ближайшую налоговую инспекцию с паспортом, после чего обратившемуся лицу выдают регистрационную карту с данными для входа на сайт.

После того, как пользователь зарегистрировался на сайте ФНС, он может отправить жалобу. Для этого необходимо:

  • На главной странице сайта пройти по вкладке «Физические лица»;
  • Далее система переводит пользователя на страницу с перечнем предоставляемых услуг, среди которых нужно выбрать «Подача жалобы в налоговые органы»;
  • На следующей странице пользователю необходимо выбрать одну из четырёх предложенных ситуаций. Для того чтобы подать жалобу, необходимо выбрать «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов»;
  • На вновь открывшейся странице пользователь может ознакомиться с предоставленной информацией. Например, о том, как оформляется жалоба. После изучения информации пользователю предлагается действовать согласно дальнейшим инструкциям.

Жалоба на налоговую в прокуратуру

Жалобу на налоговую службу следует отправлять в прокуратуру только в том случае, когда права налогоплательщика были грубо нарушены.

Обращаться необходимо в прокуратуру по местонахождению ИФНС. Можно составить заявление на бумаге и отнести в прокуратуру лично, а можно направить электронное обращение. Для этого:

  • В интернет-приёмной генеральной прокуратуры заявителю необходимо выбрать свой регион в выпадающем меню «Органы прокуратуры в субъектах РФ»;
  • После этого система переводит пользователя в интернет-приёмную прокуратуры его региона. Там пользователю необходимо изучить предлагаемую информацию, после чего нужно нажать кнопку «Согласен»;
  • Затем заявителю предлагается к заполнению форма, где необходимо вписать запрашиваемые данные в соответствующие пустые поля:
    • Адрес;
    • Электронная почта;
    • Телефон;
    • Район;
    • Кому адресовано обращение;
    • Текст обращения;
  • При необходимости можно прикрепить документы, относящиеся к теме жалобы. Для этого необходимо воспользоваться кнопкой «Выберите файл»;
  • После того, как форма будет полностью заполнена, нужно отправить обращение, нажав на соответствующую кнопку.

Обращение в суд

Граждане могут обратиться в арбитражный суд, если считают, что решения или действия налоговых органов:

  • Не соблюдают их права и интересы в сфере предпринимательства и прочей экономической деятельности;
  • Нелегально возлагают на них обязательства;
  • Создают другие препятствия.

Инфо

Заявитель может обратиться в суд не позднее 3 месяцев с того момента, когда ему стало известно о нарушении налоговой службой его прав. Если срок подачи заявления был пропущен по уважительной причине, то суд вправе его восстановить.

В том случае, если решение арбитражного суда не удовлетворило заявителя, он вправе обжаловать это решение в суде апелляционной инстанции, а затем в порядке кассационного производства, осуществляемого верховным (кассационным) судом.

Образец

Срок рассмотрения жалобы

Обращение, направленное в налоговую инспекцию, регистрируется в течение 3 дней, после чего оно рассматривается в течение 30 календарных дней.

В некоторых случаях время рассмотрения может быть продлено ещё на 30 дней, но не более того. О продлении должностное лицо уведомляет заявителя заранее.

Прокуратура рассматривает обращения и принимает по ним решения в течение 30 дней.

Судья единолично рассматривает дела об оспаривании незаконных действий налоговой службы и принимает решение в течение 3 месяцев с момента поступления заявления. Этот срок может быть продлён судьёй на основании мотивированного заявления до 6 месяцев.

Так уж получается, что наша система налогообложение местами слишком запутанна и непонятна. Поэтому чиновники различных ведомств неустанно пишут поправки к законам и разъяснительные письма. Если самостоятельно разобраться в тонкостях законодательной базы не получается, то нужно обратиться к авторам законов, поправок или писем.

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как отказ в приеме документов в налоговой или, что еще хуже, быть обвиненным ими же в уходе от налогообложения, советуем вам отправить письменный запрос в Министерство финансов или ФНС с целью разъяснения тонкостей российского законодательства.

Однако перед тем как такое письмо отправить, следует подготовиться:

  • изучить уже имеющиеся информационные ресурсы, такие как Налоговый кодекс и стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС (далее - Регламент). Есть большая вероятность, что этих источников будет достаточно для получения ответа на свой вопрос. Кроме того, нормативные документы содержат сведения о правах и обязанностях каждой, знание которых позволит плательщику сгладить возможную конфликтную ситуацию и добиться своего в рамках имеющихся полномочий;
  • четко сформулировать содержание своего запроса, от которого будет зависеть адресат; напомним, что согласно Регламенту налоговики имеют право только информировать, но если вы хотите получить разъяснения, то нужно писать запрос уже в Минфин;
  • определиться с формой запроса – письменный он будет или устный. Если принято решение обратиться в инспекцию с устным запросом, рекомендуется составить его кратко и по существу, предварительно записав себе в качестве «шпаргалки» суть обращения.

Из уст в уста

Устную консультацию налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции, обратившись туда лично или по телефону справочной службы инспекции. Напоминаем, что для представителей налогоплательщиков необходимо иметь должным образом оформленную доверенность, а для налогоплательщиков, обращающихся лично, – документ, удостоверяющий личность. Если у налогового инспектора не будет оснований для отказа, он должен сформулировать ответ в момент обращения налогоплательщика. В пункте 27 Регламента определен временной период в 15 минут (или в 30 минут в случае, если нужна предварительная подготовка), за исключением периода за пять рабочих дней до срока сдачи налоговых деклараций, тогда на подготовку устного ответа Регламентом предусмотрено 2 часа.

Изучение уже имеющихся информационных ресурсов, таких как Налоговый кодекс, информационные стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС, может дать ответ на вопрос налогоплательщика.

Если же для ответа на устное обращение по вопросам, возникающим по конкретной ситуации, нужно представление нормативного обоснования, либо если информации, предоставленной по телефону, недостаточно, инспектор в силу пунктов 33, 34 Регламента обязан предложить налогоплательщику направить обращение в письменной форме.

Пишите письма

Письменное обращение налогоплательщики могут представить лично в канцелярию налогового органа, а также отправить по почте или в электронном виде (п. 37 Регламента). Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в Приложении 4 к Регламенту.

При этом письменное обращение должно содержать следующие обязательные сведения (п. 40 Регламента):

  • для физического лица: фамилию, имя, отчество, подпись и почтовый адрес;
  • для организации: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество и подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, изображение печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, не являющемся бланком компании.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, согласно пункту 42 Регламента обращение подлежит возврату налогоплательщику.

На подготовку письменного ответа пунктом 39 Регламента отведено 30 дней со дня регистрации обращения.

Рекомендуем оформлять все письменные обращения в двух экземплярах. Если вы решаете лично представить обращение в инспекцию, то на втором экземпляре должностное лицо налогового органа должно проставить отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, с указанием своей фамилии, инициалов и должности, а также с датой его приема. Обращения, отправляемые почтой, рекомендуется оформлять заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Датой представления письменного обращения будет считаться день отправки. Если вы отсылаете письмо по каналам связи, необходимо получить сообщение о том, что письмо отправлено от специализированного оператора, и подтверждение о приеме от налогового органа.

Жонглируем ответами

Зачастую, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, организации оформляют запросы в налоговые органы, ведомые желанием избежать ответственности, так как одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Однако, поскольку налоговые органы имеют право давать разъяснения только относительно порядка заполнения деклараций, а остальные услуги относятся к информированию, возникает вопрос: освобождаются ли от ответственности разъяснения налогового органа, не касающиеся порядка заполнения декларации?

Имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности.

Несмотря на то что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в действительности крайне редко можно воспользоваться данным положением, так как письма любого ведомства, в том числе Министерства финансов, носят лишь информационно-разъяснительный характер и не являются нормативно-правовыми актами, то есть эти документы не являются обязательными для исполнения.

По разъяснительной работе налоговых органов, не связанной с заполнением деклараций, существуют противоречивые мнения – как у судов, так и у чиновников Минфина.

В некоторых судебных решениях указывается, что ответы налогового органа на конкретный запрос налогоплательщика, а также сообщения инспекции о необходимости применения специального режима налогообложения являются разъяснениями, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2008 г. № Ф03-А37/08-2/685 по делу № А37-1575/2007-15, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. по делу № А53-5840/2008-С5-47).

В то же время имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. по делу № А44-86/2008).

Что касается разъяснений Министерства финансов, то согласно пункту 8 статьи 75 НК не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства, данных либо ему, либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Однако эти положения не применяются в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. При этом разъяснения должны быть даны либо непосредственно налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц.

Из вышесказанного следует, что крайне важно наличие письменного разъяснения и по смыслу оно должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Если письмо адресовано конкретной организации или предпринимателю, то у указанного налогоплательщика должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. В случае, когда письмо адресовано неопределенному кругу лиц, то согласно разъяснениям Минфина от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, необходимо наличие письма, опубликованного на официальном сайте ведомства либо в СМИ. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма, без даты и номера (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций не освобождают.

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

О действующих налогах и сборах;

Законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

Правах и обязанностях налогоплательщиков;

Полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения - в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам . А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации - это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому - отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание : обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.

Заявление в ИФНС относится к официальным видам обращения гражданина или организации к государственному фискальному органу. В отличие от жалобы, обстоятельствами для написания заявления не является какое-либо нарушение его прав. Суть заявления состоит в выражении намерения реализовать законные права заявителя и его интересы. В отношении юридических лиц заявление в налоговую инспекцию пишется с намерением разобраться и устранить какие-либо недочеты в работе организации.

Фискальный орган принимает обращения граждан и организаций с использованием строго определенных бланков, позволяющих быстро систематизировать и обрабатывать поступившую информацию. Таким образом, форма бланка будет соответствовать типу вопроса, в связи с которым обратился заявитель.

Общие правила заполнения

Документы в налоговую отличаются наличием четкой структуры и требований к оформлению. Различают заявления на установленном бланке и обычную форму документа.

Следует заранее уточнять, имеется ли установленный по интересующему вопросу бланк, либо обращение необходимо оформить в соответствии с общими требованиями к документу такого вида:

  1. Информация в заявлении указывается достоверно и правильно.
  2. В правом верхнем углу заполняют сведения о должностном лице и отделении, куда направляется запрос, далее вносят личные данные от заявителя.
  3. Посередине пишут заголовок документа – «заявление».
  4. Изложение просьбы в фискальный орган должно соответствовать налоговому законодательству. Текст заявления необходимо сопровождать ссылками на Налоговый Кодекс.
  5. После основного текста приводят список приложений, если они необходимы.
  6. Дополнительно допускается указание способа связи с заявителем, получение ответа по запросу.
  7. В нижней части заявления ставят дату и расписываются.

Виды заявлений

В зависимости от типа обращения заявления будут различаться некоторыми деталями в оформлении.

Вмененный налог

Если заявитель обращается в налоговую с просьбой о переводе на вмененное налогообложение, придерживаются следующих правил:

  1. Для заполнения используется установленный бланк ЕНВД-2.
  2. Информация в бланк заносится черной или синей ручкой. Допускается электронное заполнение бланка и его отправка.
  3. Документ заполняется дважды, т.е. у двух экземплярах. Второй документ остается у заявителя.
  4. Бланк является двухстраничным и требует внесения простых данных.

На титульном листе указывают: ИНН, ФИО, ОГРНИП, дату перехода на ЕНВД, число прилагаемых листов, количество листов в прилагаемых копиях. Следует не забывать о необходимости указывать в графе вариант подтверждения сведений: лично или через представителя.

Вторая страница содержит номер ИНН, страницы, а также код вида деятельности. Заявитель указывает, где функционирует предприниматель, адрес с индексом, код региона.

Профессиональный налоговый вычет

Граждане и организации перечисляют налог с любых получаемых доходов. В отдельных случаях предусмотрена возможность оформления профессионального налогового вычета. Для физического лица подобный вычет может быть оформлен через заказчика (предпринимателя или предприятия), который выступает в качестве налогового агента.

Подача заявления требует приложения бумаг, которые подтвердили бы расходы исполнителя. Если работа выполнялась для физических лиц, вычет оформляют в инспекции. В таком случае подача заявления происходит путем подачи 3-НДФЛ.

Более простая форма заявления предусмотрена, если вычет требуется по вознаграждениям. Форма отличается большей свободой оформления. В шапке документа указывают налогового агента, к которому обращается заявитель, далее – сведения о гражданине. Далее, со ссылками на положения НК, оформляется запрос вычета.

УСН

При переходе на упрощенную систему налогообложения заполняется определенная фискальным органом форма. В рамках перехода на УСН, заявитель сообщает о намерении оплачивать 6-процентный налог с доходов, либо применении принципа обложения налогом доходов за вычетом доходов, при условии применения 15-процентной ставки.

Так как форма бланка строго регламентирована, рекомендуется использовать электронный вариант последнего актуального бланка и заполнить его компьютерным способом.

Налоговый вычет на лечение

Данный вид налогообложения относится к социальным вычетам. Граждане, планирующие компенсировать часть затрат на лечение, могут воспользоваться перечисленными ранее в бюджет средства. Документ оформляется с учетом общих требований.

На видео о заявлении на возврат налога

Сверка по налогам

В некоторых случаях требуется написать заявление о проведении совместной проверки по налогам или сборам, в пустой графе указывают вид(ы) сверяемого налога с кодом КБК. Бланк составляется от руки либо на компьютере.

Таким образом, обращаясь в налоговую с определенным намерением, необходимо быть готовыми к написанию и самостоятельному оформлению заявления. В зависимости от потребности налогоплательщика, требования к оформлению могут отличаться в индивидуальном порядке.