Общая характеристика доходов бюджетов субъектов рф и их структуры. Общая характеристика доходов и расходов бюджетов Доходы бюджета характеризуются

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствие с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти разных уровней.

Главный материальный источник доходов бюджета – национальный доход. Он перераспределяется с помощью налогов. Налоги - это главный метод огосударствления национального дохода.

Доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы. Они составляют в федеральном бюджете до 70-80%.

К неналоговым доходам относят:

1) доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;

2) доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в собственности соответствующих органов власти;

3) средства, полученные в результате применения мер гражданско-правой и административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации имущества и др. ценностей, компенсации за причинение ущерба РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям);

4) прочие неналоговые доходы.

К безвозмездным и безвозвратным перечислениям относятся:

· финансовая помощь из бюджетов другого уровня;

· субвенции из Федерального фонда компенсаций и (или) из региональных фондов компенсаций;

· субвенции из местных бюджетов бюджетам другого уровня;

· иные безвозмездные и безвозвратные перечисления между бюджетами бюджетной системы;

· безвозвратные и безвозмездные перечисления из внебюджетных государственных и (или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

· безвозвратные и безвозмездные перечисления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных стран, в том числе добровольные пожертвования.

Безвозмездные и безвозвратные перечисления могут быть в форме:

Дотаций – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов.

Субвенции – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления определенных целевых расходов.

Субсидии – бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования расходов.

С 2007 года планирование и утверждение доходов и расходов бюджета осуществляется на три года с ежегодным уточнением. Доходы бюджета группируются на нефтегазовые и ненефтегазовые. Балансирование бюджета осуществляется ненефтегазовыми доходами.

  • Билет № 7. Показатели национального производства. Валовой внутренний продукт.
  • Билет № 8 Показатели общего уровня цен. (Индексы цен)
  • Билет № 9 Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие.
  • Билет № 10. Инфляция, ее определение, виды. Механизмы, причины и последствия инфляции. Антиинфляционная политика государства
  • Билет № 11 Характеристика рынка труда. Понятия и виды безработицы. Кривая Филипса и ее экономический смысл.
  • Применение Кривой Филипса
  • Билет № 12. Экономический рост. Основные типы и факторы экономического роста.
  • Билет № 13. Цикличность как закономерность экономического развития. Виды циклов.
  • Билет № 14 Понятие «Финансы». Социально-экономическая сущность и функции финансов.
  • Билет № 15. Содержание и принципы финансовой политики государства.
  • Билет № 16. Финансовая система государства.
  • Билет № 17. Государственный бюджет российской федерации и его функции.
  • Билет № 18. Доходы бюджета и их характеристика.
  • Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
  • Билет № 20. Федеральные налоги и сборы.
  • Билет № 21. Региональные налоги.
  • Билет № 22. Местные налоги.
  • Билет № 23. Сущность и функции государственного кредита. Классификация государственных займов.
  • Билет № 24. Государственный долг. Внутренние и внешние займы.
  • Билет № 25. Классификация бюджетных расходов рф.
  • Билет № 26 Бюджетное устройство рф.
  • Билет № 27 Бюджетный процесс в рф
  • Билет № 28 Внебюджетные социальные фонды государства
  • Билет № 29 Финансовый контроль
  • Билет № 30 Затраты предприятия на производство продукции и выручка
  • Билет № 31. Прибыль предприятия. Планирование и направления использования прибыли.
  • Билет № 34 Состав и структура доходов федерального, регионального и местного бюджета в текущем году.
  • Билет № 35 Состав и структура расходов федерального, регионального, местного бюджетов.
  • Расходы регионального бюджета.
  • Расходы местных бюджетов.
  • Билет № 36 Основные элементы налога на доходы физических лиц, налог на прибыль, добавленную стоимость и единого социального налога
  • Билет № 37 Методический инструментарий оценки стоимости денег во времени.
  • Билет № 38. Методы анализа финансового состояния предприятия.
  • Билет № 39. Анализ ликвидности (платежеспособности) предприятия
  • Билет № 40. Анализ финансовой устойчивости предприятия
  • Билет № 41 Оценка средневзвешенной стоимости капитала.
  • Билет № 42. Финансовые отчеты (балансовый отчет, отчет о прибылях и убытках, кассовый план, другие стандартизированные отчеты)
  • Билет № 43 Эффект финансового рычага, финансовый риск
  • Билет № 44 Определение порога рентабельности (безубыточности производства)
  • Билет № 45 Эффект операционного рычага, предпринимательский риск
  • Билет № 46 Управление оборотными денежными фондами
  • Билет № 47 Управление товарно-материальными запасами
  • Билет № 48 Управление дебиторской задолженностью
  • Билет № 49 Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.
  • Долгосрочное финансовое планирование
  • Билет № 50 Принципы и процесс управления денежными потоками предприятия
  • Билет № 51 Методы анализа денежных потоков
  • Билет № 52 Планирование денежных потоков и разработка платёжного календаря.
  • Билет № 53 Оптимизация денежных потоков предприятия
  • Билет № 54 Диагностика банкротства предприятия
  • Билет № 55 Дивидендная политика компании, выкуп и дробление акций
  • Билет № 56 Анализ эффективности инвестиционных проектов
  • Билет № 57 Виды и особенности прямых иностранных инвестиций в России
  • Билет № 58. Портфельные иностранные инвестиции в России
  • Билет № 59 Риск и доходность: теория портфеля
  • Билет № 60 Методы управления финансовыми рисками
  • Билет № 61. Хеджирование финансового риска. Инструменты хеджирования.
  • Билет № 62 Страхование, функции страхования, характеристика видов страхования.
  • Билет № 63. Роль и место рынка ценных бумаг в финансовой системе государства
  • Билет № 64. Облигации как инструмент заемного финансирования
  • Билет № 65. Функционирование фондовых бирж, профессиональные участники фондового рынка.
  • Участники фондового рынка.
  • Билет № 66 Обыкновенные акции как инструмент собственного финансирования
  • Билет № 67 Производные ценные бумаги
  • Билет № 68 Основные принципы фундаментального и технического анализа фондового рынка
  • Билет № 69 Рынок корпоративных ценных бумаг в России
  • Билет № 70 Понятие денежной массы и денежной базы. Понятие «Денежный оборот» и его структура.
  • Структура денежного оборота
  • Билет № 71. Сущность кредита и его функции.
  • Билет № 72 Понятие валютной системы и ее особенности на современном этапе, конвертируемые валюты и её виды. Формирование валютного вкуса.
  • Билет № 73 Характеристика элементов кредитной системы, ее структура
  • Билет № 74 Задачи и функции цб рф
  • Денежно-кредитная политика цб рф
  • Билет № 75 Понятие ссудного и банковского процента
  • Билет № 76 Активные операции коммерческих банков
  • Билет № 77 Пассивные операции коммерческих банков
  • Билет № 78 Информационная безопасность в финансовых системах
  • Билет № 79 Автоматизированные информационные системы и технологии в страховых органах
  • Билет № 80 Автоматизированные информационные системы и технологии в налоговых органах
  • Билет № 81 Автоматизированные информационные системы и технологии в биржевом деле.
  • Билет № 82 Автоматизированные информационные системы и технологии в предприятиях и организациях различных организационных форм.
  • 1.2. Особенности информационной технологии в организациях различного типа
  • Билет № 83 Информационные системы и технологии удалённого банковского обслуживания
  • Билет № 84 Цели и задачи автоматизированных информационных систем казначейства
  • Билет № 18. Доходы бюджета и их характеристика.

    Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Основным источником формирования является национальный доход, а именно та его часть, которая составляет доходы хозяйствующих субъектов, полученные при первичном распределении.

    К ним относятся:

    1. предпринимательская прибыль; 2. заработная плата работников; 3. доходы лиц работающих по найму; 4. рента собственников земли; 5. ссудный процент.

    Доходы бюджета состоят из:

    1. К налоговым доходам, предусмотренным законодательством, относятся:

    Федеральные налоги и сборы (НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль предприятий, налог на доходы физических лиц, налог на операции с ц.б., платежи за пользование природными ресурсами);

    Региональные налоги и сборы;

    Местные налоги и сборы;

    Пени, штрафы.

    2. К неналоговым относятся:

    Доходы от использования имущества, которое находится в государственной и муниципальной собственности после уплаты налогов и сборов с действующем законодательством.

    Доходы от продажи государственного и муниципального имущества;

    Доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями;

    Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, уголовной и административной ответственности.

    3. Безвоздмездные и безвозвратные перечисления:

    Финансовая помощь из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий. Дотации – это бюджетные средства, представленные бюджету другого уровня бюджетной системы на безвоздмездной и безвозвратной основе.

    Субвенции из федерального и регионального фондов компенсаций. Субвенция – это бюджетные средства, представленные бюджету другого уровня, или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определённых целевых расходов. Субсидия – это бюджетные средства, представляемые бюджету другого уровня бюджетной системы физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

    Билет № 19. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.

    Центральное место в финансовой системе любого государства занимает государственный бюджет - имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий (финансовый) год. В современных условиях типичным явлением для государственного бюджета большинства стран стал бюджетный дефицит.

    Бюджетный дефицит – превышение расходов бюджета над его доходами; как правило, дефицит государственного бюджета отражает неустойчивое положение в хозяйственной, финансовой деятельности, покрывается за счет изыскания внутренних источников финансирования, государственных займов, иногда – за счет эмиссии бумажных денег, не подкрепленных товарной массой. Как правило, бюджетный дефицит связан с инфляцией. Внешним источником финансирования бюджетного дефицита служат кредиты международных финансовых организаций, главным образом МВФ.

    Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой так же хронически дефицитны и имеют бюджетный дефицит от 10 до 30%.

    Интересно, что в начале 90-х годов положительное сальдо государственного бюджета составляло 9,3 % ВВП. Рекордного уровня дефицит государственного бюджета достигал в Кувейте в начале 80-х годов и составлял более 60 % ВВП. А самый большой в мире дефицит государственного бюджета в абсолютных размерах имеют США. В начале 90-х годов он достигал 290 млрд. долларов, или 4,8 % ВВП, что по мировым стандартам считается не опасным для экономического развития страны {17}.

    Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».

    В реальной действительности расходная часть, как правило, превышает доходную. Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост «теневого» сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск «пустых» денег. Особое значение из них имеют спад производства и рост «теневого» сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь «теневая» экономика отличается от обычной («легальной») лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в «тени». На 2003 год в «тени» производилось до 40% ВВП.

    Механизм рыночной экономики наиболее четко работает тогда, когда государству удается сводить концы с концами, уравнивать доходы бюджета с расходами Тем не менее государства все чаще сталкиваются с дефицитом бюджета, и тогда возникает вопрос, как и за счет чего покрывать бюджетный дефицит. Следует иметь в виду, что любой способ покрытия дефицита сопровождается усилением инфляции, ведет к торможению развития экономики. Но если этого все же не делать своевременно, задержки с преодолением бюджетного дефицита еще более усиливают дестабилизирующие факторы экономического развития.

    Способов покрытия бюджетного дефицита несколько. Рассмотрим главные из них.

    Первый способ сводится к тому, что его финансируют посредством эмиссии дополнительных денежных знаков. Такая мера создает видимость быстрого решения финансовой проблемы страны, но на самом деле имеет весьма негативные экономические последствия, ибо ложится бременем на плечи населения, ведет к резкому ускорению инфляционных процессов. Каждый дополнительный денежный знак, проникающий в обращение через «дыру» в бюджете, равнозначен неполноценным деньгам, ибо не обеспечен товарной массой продуктов и услугами, он усиливает разрыв между инфляционным спросом и реальным предложением товаров.

    Второй способ связям с тем, что для покрытия дефицита государство прибегает к займам у центрального банка. На первый взгляд кажется, что такая мера не сопровождается инфляцией денег, но это только кажется. Инфляция происходит и здесь, но протекает медленнее и в более цивилизованных формах. В самом деле, допустим, что правительство заняло у центральною банка n-ю сумму денег и в назначенный срок вернула банку ссуду с процентами. Но, расплатившись с банком сегодня, государство уже завтра вынуждено обратиться к нему за новыми кредитами, которые на данный момент не обеспечены товарными ценностями. В результате происходит постепенное инфляционное разбухание денежной массы.

    Третий способ покрытия дефицита заключается в том, что государство выпускает и размещает свои долговые обязательства в виде облигаций государственною займа. Данный вид финансирования внешне не носит инфляционного характера. Объем денежных знаков не увеличивается, но дестабилизирующее действие и возможность развития инфляционных процессов очевидны. Дело в том, что выпуск облигаций и изъятие у населения денег сокращают инвестиции в экономику, ограничивают предложение товаров. Кроме того, выпуск государственных долговых обязательств сопровождается повышением процентных ставок за предоставляемые кредиты, что также ограничивает размеры инвестиций. В итоге происходит то же самое - тормозится экономическое развитие, сокращается предложение, усугубляется инфляционное неравновесие рынков. Таким образом, любой из перечисленных способов покрытия бюджетного дефицита выступает злом, является экономическим бедствием для страны. И все же если беда случилась и дефицит в бюджете появился, то предпочтение следует отдавать третьему способу.

    "

    Доходы бюджета субъекта РФ

    Доходы бюджетов - это определенные нормами права финансовые отношения по поводу поступления денежных средств в бюджет Российской Федерации, субъекта Федерации или муниципального образования с целью создания финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей.

    Доходы региональных бюджетов выражают финансовые отношения, возникающие у органов власти субъектов РФ с предприятиями, организациями и гражданами по поводу поступления денежных средств в бюджет соответствующего региона с целью создания его финансовой базы для удовлетворения публичных потребностей. Формой проявления этих финансовых отношений служат различные виды платежей и поступлений в региональный бюджет с их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд субъекта РФ.

    В основу построения системы бюджетных доходов регионов положены принципы, позволяющие субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния

    Формирование доходов бюджета субъекта РФ

    Доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов и неналоговых поступлений. Собственные налоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет региональных налогов и сборов, виды и ставки которых определены Налоговым кодексом РФ. К региональным налогам и сборам относятся:

    • налог на имущество организаций;
    • государственная пошлина;
    • транспортный налог;
    • налог на игорный бизнес;
    • региональные лицензионные сборы.

    Регулирующие налоговые доходы бюджетов субъектов РФ поступают от федеральных налогов и сборов, которые закреплены на постоянной основе или закрепляются решением Правительства РФ в случае недостаточности средств, аккумулированных в бюджетах субъектов РФ. Регулирующие налоги формируют бюджеты субъектов РФ на 70% общей суммы бюджета. К регулирующим федеральным налогам, закрепленным на постоянной основе, отнесены:

    • акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизов на спиртосодержащую продукцию (отчисления в бюджет субъектов РФ -- 50%), акцизы на автобензин, дизтопливо и моторные масла (отчисляется 60%);
    • налог на добычу полезных ископаемых (отчисляется 5%,а по отдельным видам полезных ископаемых 60%) и прочие.

    Неналоговые доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет:

    • части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами РФ, остающейся после уплаты ими налогов и иных платежей;
    • доходов от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ;
    • доходов от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов власти субъектов РФ;
    • доходов от продажи (приватизации имущества), находящегося в собственности субъектов РФ;
    • других источников получения доходов.

    50. Расходы бюджетов субъектов РФ: их характеристика и структура в динамике.

    Расходы бюджета субъекта РФ

    Расходы бюджета субъекта РФ - это денежные средства, направляемые из бюджетного фонда на финансовое обеспечение выполняемых задач и функций субъекта Российской Федерации. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей) и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов). В соответствии с законодательством РФ (ст. 86 БК РФ) исключительно из бюджетов субъектов РФ финансируются следующие функциональные виды расходов на:

    • - содержание органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Федерации;
    • - обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
    • - проведение выборов и референдумов субъектов Федерации;
    • - реализацию региональных целевых программ;
    • - прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.

    Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением процедур санкционирования и финансирования.



    В любом бюджете доходы и расходы должны быть сбалансированы. При дефиците бюджета должны быть указаны источники финансирования.

    На региональные бюджеты ложится основной объем финансирования народного хозяйства - более 70 % расходов консолидированного бюджета, что включает в себя дотации предприятиям, инвестиции, компенсации жилищно-коммунальному хозяйству, затраты на городскую и сельскую инфраструктуру.

    Расходы территориальных бюджетов должны определяться теми функциями и задачами, которые выполняются на данной территории, - это комплексное развитие экономики региона, его благоустройство и т.д. При этом основополагающими принципами при распределении расходов между бюджетами являются: на федеральном уровне - обеспечение общегосударственных интересов, государственная значимость расходов; на региональном уровне - соответствие функциям, выполняемым данным уровнем управления, территориальная принадлежность, значимость для данной территории; на местном уровне главными принципами становится экономическая целесообразность и территориальная принадлежность. Следовательно, из расходов региональных бюджетов следует вывести расходы на гражданскую оборону, военкоматы, строительство жилья для военнослужащих, содержание судебных, правоохранительных органов (кроме муниципальной милиции), которые по своему содержанию должны осуществляться из федерального бюджета. За счет региональных бюджетов должно осуществляться финансирование подготовки и переподготовки кадров для данных регионов, начиная от профессионально - технического образования до высшего, ведомственных социальных объектов и жилья, переданных в муниципальную собственность, региональных телеканалов и других расходов, обеспечивающих предоставление услуг населению данной территории, которые раньше финансировались из федерального бюджета.

    Из региональных бюджетов при наличии средств может осуществляться поддержка федеральных целевых программ, которые не имеют адресной региональной принадлежности, но их выполнение положительно влияет на развитие регионов (например, реконструкция и строительство предприятий дает новые рабочие места, программа по улучшению плодородия почв способствует развитию сельского хозяйства, программа по экологии улучшает экологическую обстановку и др.).

    При разработке бюджета необходимо структуру и размер его расходной части соотносить с возможностями территории по мобилизации в доходную часть финансовых ресурсов, т. е. потребности регионов должны выстраиваться в зависимости от возможностей доходной базы их бюджетов и ограничиваться в соответствии с объемом внешних и внутренних источников ресурсов.

    Немногим более 16% бюджетных средств расходуются на народное хозяйство,до 11% на ЖКХ, более 25% на образование.

    Доходы бюджета

    Тема 7.

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

    Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

    Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

    1. Общая характеристика доходов бюджета

    2. Бюджетная классификация доходов

    3. Доходы федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

    Доходы бюджета представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства – финансовые ресурсы, необходимые для осуществления государством и муниципальными образованиями возложенных на них публичных, социальных, экономических и иных функций.

    В юридической литературе государственные доходы (т.е. доходы федерального и региональных бюджетов) определяются как часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности государства.

    В свою очередь, под муниципальными доходами (т.е. доходами местных бюджетов) понимается часть национального дохода, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения в собственность и распоряжение муниципального образования с целью создания финансовой основы, необходимой для финансирования деятельности органов местного самоуправления.

    Система государственных и муниципальных доходов в совокупности образует доходы бюджета .

    По своему экономическому содержанию доходы бюджета представляют финансовые отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования и использования соответствующего бюджета. При этом формой проявления таких финансовых отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей юридических и физических лиц в бюджеты бюджетной системы РФ.


    Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

    Доходная часть бюджета должна формироваться на основе следующих принципов:

    Ø денежной формы поступлений в бюджет;

    Ø регулярности и полноты поступления средств в бюджет;

    Ø равенства условий налогообложения;

    Ø стабильности, устойчивости налоговой системы.

    Бюджет каждого уровня формируется в соответствии с установленными правилами, которые предполагают наличие собственных и несобственных источников. Последние образуются в результате перераспределения денежных средств между центром и регионами.

    Известны пять основных видов поступлений государственного бюджета: налоговые доходы, неналоговые доходы, займы, эмиссии и трансферты . В реальной действительности их соотношений неодинаково и определяется различными факторами:

    ü характером денежно-кредитной и финансовой политики;

    ü экономическим состоянием страны;

    ü политико-экономической конъюнктурой;

    ü конкретными особенностями исторического периода.

    Таким образом, при формировании бюджета используются два механизма - основной, финансовый (однонаправленное, безвозмездное движение денежных средств) и неосновной, кредитный (срочное, возвратное, возмездное движение) для финансирования дефицита бюджета. В основе финансового механизма формирования доходной части бюджета лежат налоговые и неналоговые методы, в соответствии с этим доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых источников, а также за счет безвозмездных перечислений. Кредитный механизм используется для финансирования дефицита бюджета. Кредиты, займы, не являются доходами бюджетов.

    Следует отметить, что в современной финансовой науке для целей более глубокого изучения рассматриваемой категории принято классифицировать доходы бюджетов по различным основаниям. Одной из значимых является классификация видов доходов, выделяемых в зависимости от формы их образования. При использовании указанного основания деления различают три вида доходов бюджетов:

    неналоговые доходы бюджетов;

    налоговые доходы бюджетов;

    безвозмездные перечисления.

    Нельзя не отметить, что состав каждого из указанных видов доходов и в целом критерии и принципы классификации видов доходов бюджетов в процессе эволюции финансовой науки неоднократно становился предметом дискуссий.

    С 2005 г. за каждым уровнем бюджетной системы закрепляются на постоянной основе налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные перечисления. Все они образуют собственные доходы каждого бюджета. Не относятся с собственным доходам только субвенции из фондов компенсаций на выполнение полномочий того уровня бюджетной системы, которая передает субвенции.

    К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

    Налоговая система России включает

    Федеральные налоги и сборы

    · налог на добавленную стоимость;

    · акцизы;

    · налог на доходы с физических лиц;

    · единый социальный налог (до 2010 г.);

    · налог на прибыль организаций;

    · налог на добычу полезных ископаемых;

    · водный налог;

    · сборы за право пользования объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов;

    · государственная пошлина

    Региональные налоги и сборы

    · налог на имущество организаций;

    · налог на игорный бизнес;

    · транспортный налог

    Местные налоги и сборы

    · земельный налог;

    · налог на имущество физических лиц

    В современной литературе к неналоговым доходам принято относить:

    ü платежи штрафного характера и административные сборы (взимаемые штрафы; суммы, полученные от реализации конфискованного имущества);

    ü доходы от использования объектов федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (например, от сдачи в аренду зданий и сооружений);

    ü доходы от экономической деятельности государственных и муниципальных органов, государственных и муниципальных предприятий;

    ü финансовые средства, полученные в возмещение ущерба;

    ü доходы от внешнеэкономической деятельности, продажи государственных ценных бумаг и т.д.

    В свою очередь, с учетом положений статей 41-54 БК РФ система неналоговых доходов представлена следующим образом: к неналоговым доходам бюджетов относятся:

    Ø доходы от использования имущества , находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, а именно:

    o доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

    o средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в Центральном банке Российской Федерации и в кредитных организациях;

    o средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных), в залог, в доверительное управление;

    o плата за пользование бюджетными кредитами;

    o доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

    o часть прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

    o другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

    Ø доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственной или муниципальной собственности,после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;

    Ø доходы от платных услуг , оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    Ø средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности , в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    Ø средства самообложения граждан ;

    Ø иные неналоговые доходы.

    В Российской Федерации соотношений налоговых и неналоговых доходов в бюджетах из года в год меняется, но в целом тенденции остаются в пределах общемировых – роль доходов, аккумулируемых вне налогообложения, в большинстве зарубежных стран, как правило, минимальна.

    Между налоговыми и неналоговыми платежами можно выделить общие черты:

    § установление законодательным порядком размеров и условий взимания;

    § обязательность уплаты;

    § принудительный характер изъятия;

    § связь с бюджетом или внебюджетными фондами;

    § безэквивалентность платежа.

    В то же время неналоговые платежи существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление – обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т.п.).

    При этом порядок установления неналоговых поступлений, их исчисление и взимание отличаются от налоговых доходов:

    1) для некоторых из них не установлены элементы (ставки, льготы, сроки оплаты и др.);

    2) размер отдельных неналоговых доходов регулируется не БК РФ и НК РФ, а специальными нормативными актами. К примеру, санкции определяются ГК РФ и УК РФ;

    3) целый ряд неналоговых платежей не носят обязательного и регулярного характера, например, средства от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

    Неналоговые доходы зачисляются преимущественно в соответствующие бюджеты в полном объеме. Следовательно, налоговый платеж – это обязательный взнос, входящий в налоговую систему и устанавливаемый налоговым законодательством, а неналоговый платеж не включается в налоговую систему и регулируется не налоговыми законами.

    К безвозмездным поступлениям относятся:

    Ø дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    Ø субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

    Ø субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

    Ø иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

    Ø безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    2. Классификация доходов бюджетов .

    Классификация доходов бюджетов является группировкой доходных источников бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.

    Структура кода классификации доходов состоит из 20 разрядов и включает в себя коды:

    1) главного администратора доходов бюджета;

    2) вида доходов;

    3) подвида доходов;

    4) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

    Доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Доходная часть бюджетов состоит из налоговой и неналоговой частей, причем налоговые доходы являются определяющими.

    Налоговые доходы - обязательные, безвозмездные, безвозвратные платежи различных экономических субъектов в бюджет. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами, региональные и местные налоги, а также пени и штрафы по ним. Через налоговые платежи мобилизуются денежные средства в распоряжение органов государственной и муниципальной власти.

    Неналоговые доходы - это прежде всего:

    О доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    О доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

    О средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;

    О средства самообложения граждан;

    О доходы от внешнеэкономической деятельности;

    О иные неналоговые доходы.

    В бюджет включаются также поступления в виде заимствований.

    К безвозмездным поступлениям относятся дотации и субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ, иные межбюджетные трансферты, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

    Структура доходов бюджетов определяется на стадии его формирования, но зависит от фактического поступления запланированных доходов, прежде всего налогов. Налоговые и неналоговые доходы, полученные в соответствии с Налоговым и Бюджетным кодексами РФ, и доходы от управления государственной и муниципальной собственностью называются собственными доходами.

    Если для исполнения полномочий, закрепленных за определенным уровнем власти, собственных доходов недостаточно, в рамках межбюджетных отношений используются:

    О дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые из вышестоящего бюджета в твердой сумме на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

    О межбюджетные субвенции (ст. 41 БК РФ) - средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящим бюджетам на финансирование строго целевого мероприятия;

    О бюджетный кредит нижестоящему бюджету может быть получен в коммерческом банке или привлечен путем выпуска государственных и муниципальных облигаций.

    Расходы бюджета - выплачиваемые из бюджета денежные средства за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета. Расходы бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов на выполнение органами власти своих функций. Каждый вид расходов обладает качественной характеристикой, которая, отражая экономическую природу явления, позволяет установить назначение бюджетных расходов, и количественной, определяющей их величину.

    Формирование расходов бюджетов бюджетной системы осуществляется в соответствии с расходными обязательствами публично-правового образования, обусловленными законом, иным нормативным правовым актом перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения.

    Расходы бюджета классифицируются по разным основаниям в зависимости от финансирования выполняемых государством функций - экономической, социальной, оборонной и т.д. Кроме того, современная классификация бюджетных расходов использует понятия «действующие» и «вновь принимаемые», что связано с наличием финансовых ресурсов на выполнение существующих обязательств и новых обязательств, которые необходимо брать, например строительство новой школы.

    Основной принцип разграничения расходов между бюджетами - их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти.

    Расходная часть бюджетов предполагает движение средств в бюджеты нижестоящего уровня для финансовой поддержки и решения социально-экономических проблем.

    Средства бюджетов могут направляться на финансирование долгосрочных целевых программ, выходящих за пределы одного финансового года и включаемых в бюджеты последующих лет. Перечень и объем финансирования целевых программ утверждается на очередной финансовый год и плановый период.

    Доходы и расходы федерального бюджета (рис. 3.3). Федеральный бюджет - это центральный бюджет России, являющийся гарантом выполнения социальных и экономических программ на территории России. В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

    О налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет;

    О налога на прибыль организаций в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в РФ через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам;

    О налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции - 20 %;

    Рис. 3.3.

    1 , 2-доходы и расходы федерального бюджета

    О налога на добавленную стоимость - 100 %;

    • 0 акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - по 50 %;
    • 0 акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, - 100 %;
    • 0 акцизов на спиртосодержащую продукцию - по нормативу 50 %;
    • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % - 60 %;
    • 0 акцизов на табачную продукцию - 100 %;
    • 0 акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, с 1 января 2014 г. - 28 %;
    • 0 акцизов на автомобили легковые и мотоциклы - 100 %;
    • 0 акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию России, - по нормативу 100 %;
    • 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - по нормативу 100 %;
    • 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 100 %;
    • 0 налога на добычу других полезных ископаемых - 40 %;
    • 0 налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ - 100 %;
    • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) - 100 %;
    • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 95 %;
    • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ, за пределами территории РФ при выполнении соглашений о разделе продукции - 100 %;
    • 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 20 %;
    • 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) - 20 %;
    • 0 водного налога - 100 %;

    О государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты и указанной в ст. 56, 61, 61.1 и 61.2 БКРФ)- 100%.

    Неналоговые доходы федерального бюджета формируются:

    • 0 из доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности РФ;
    • 0 доходов от платных услуг, оказываемых федеральными казенными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ, - 100 %;
    • 0 доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, за исключением имущества федеральных бюджетных и автономных учреждений, имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в том числе казенных, - 100 %;
    • 0 части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
    • 0 лицензионных сборов - 100 %;
    • 0 таможенных пошлин и таможенных сборов - 100 %;
    • 0 платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда - 100 %;
    • 0 платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, - 100 %;
    • 0 платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям - 100 %;
    • 0 платы за негативное воздействие на окружающую среду - 20 %; с 01.01.2016-5%;
    • 0 консульских сборов - 100 %;
    • 0 патентных пошлин - 100 %;
    • 0 платы за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме, - 100 %;
    • 0 утилизационных сборов - 100 %;
    • 0 прибыль Центрального банка России, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;
    • 0 доходы от внешнеэкономической деятельности.

    Расходные обязательства РФ возникают в результате:

    0 принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения РФ и (или) полномочий по предметам совместного ведения;

    О заключения Российской Федерацией договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения;

    О заключения от имени Российской Федерации договоров (соглашений) федеральными казенными учреждениями;

    О принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетныхтрансфертов.

    Большую роль в формировании доходов федерального бюджета играют поступления налогов на добычу полезных ископаемых и связанных с реализацией нефти и газа за рубеж. Производство и экспорт сырой нефти в 2011 гг. по наиболее крупным странам-производите- лям (включая страны ОПЕК) представлены в табл. 3.2.

    Таблица 3.2. Производство и экспорт нефти на мировом уровне в 2011 г.

    Производство, баррели в сутки

    В % к мировому производству

    Экспорт, баррелей в сутки

    В % к мировому экспорту

    Норвегия

    Великобритания

    Саудовская Аравия

    Окончание табл.3.2

    Источник: OPEC Annual Statistical Bulletin. 2012.

    На рис. 3.4 представлены данные по экспорту нефти из России и доле этих поставок в общем объеме экспорта нефти по странам-потребителям.


    Рис. 3.4.

    1 - экспорт нефти из России, млн баррелей; 2 - доля в общем объеме экспорта

    Цены на нефть марки «Юралс» и другие товары традиционного российского экспорта будут и дальше формироваться в центрах влияния, расположенных вне пределов России, с соответствующими дисконтами и потерями для отечественной экономики и, в частности, для бюджетной системы РФ, а степень их предсказуемости всегда будет низкой, если не решить проблему зависимости российского федерального бюджета от состояния рынка нефтегазовых ресурсов. Такая проблема поставлена, и сегодня используются понятия нефтегазового и ненефтегазового бюджета.

    За последнее десятилетие зависимость федерального бюджета и бюджетной системы РФ в целом от нефтегазовых доходов существенно усилилась. Если в 2000 г. доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета составляла около 20 %, то к 2004 г. она выросла до 30 %, а в 2012 г. нефтегазовые доходы превысили 50 % всех доходов. В таких условиях существенное снижение цены на нефть может привести к значительному сокращению доходной части бюджета и росту его дефицита. Ненефтегазовый дефицит вырос с 2-3 % ВВП в 2002-2007 гг. до 10,6 % ВВП к 2012 г. (рис. 3.5, 3.6).


    Рис. 3.5.

    / - доходы федерального бюджета, % ВВП; 2- ненефтегазовый дефицит, % ВВП

    В настоящее время действует механизм использования нефтегазовых доходов федерального бюджета, определяемый Бюджетными правилами. Бюджетное правило - закрепленный в Бюджетном кодексе РФ механизм определения предельного (максимально возможного) объема бюджетных расходов, основанный на долгосрочном уровне цен на нефть. Предельные расходы равны доходам федерального бюджета при базовой (средней за последние несколько лет) цене на нефть, увеличенным на 1 % ВВП. Если фактическая цена на нефть выше базовой, избыток нефтегазовых доходов (доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти и газа) направляется на пополнение Резервного фонда, в противном случае - на расходы направляются средства из Резервного фонда.


    Рис. 3.6. Динамика доходов нефтегазового 1 и ненефтегазового 2 федерального

    Если при формировании проекта бюджета прогнозная цена на нефть превышает базовую, дополнительные нефтегазовые доходы подлежат направлению в Резервный фонд до достижения им нормативного объема 7 % ВВП. После достижения Резервным фондом 7 % ВВП: не менее 50 % дополнительных нефтегазовых доходов направляются в Фонд национального благосостояния, а оставшиеся средства могут направляться на финансовое обеспечение инфраструктурных и других приоритетных проектов, не влекущих длящихся обязательств.

    Сопоставление основных параметров бюджетных систем РФ и зарубежных стран показывает, что уровень доходов бюджетной системы в РФ в процентах к ВВП в 2013-2015 гг. прогнозируется ниже, чем в большинстве развитых зарубежных стран G7 (табл. 3.3).

    Таблица 3.3. Доходы, расходы и дефиците России и странах G7,% к ВВП (поданным официальных сайтов министерств финансов зарубежных стран и МВФ)

    • (оценка)
    • (прогноз)
    • (прогноз)
    • (прогноз)

    Профицит

    Германия

    британия

    Данные Счетной палаты РФ говорят о том, что по сравнению со странами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) уровень дефицита бюджетной системы РФ ниже дефицита бюджета Индии (8,2 % ВВП в 2013 г., 8,1 % ВВП в 2014 г. и 7,9 % ВВП в 2015 г.), Бразилии (2,4 % ВВП в 2013 г., 2,3 % ВВП в

    • 2014 и 2015 гг.) и Южной Африки (3,7 % ВВП в 2013 г., 3,1 % ВВП в
    • 2014 г. и 2,4 % ВВП в 2015 г.) и сопоставим с уровнем дефицита бюджетаКитая(1 % ВВП в2013 г., 0,6 % ВВП в2014г., 0,1 % ВВПв
    • 2015 г.). В странах СНГ, таких, как Белоруссия и Украина, прогнозируется дефицит бюджета в 2013-2015 гг. в пределах 1-2 % ВВП, в Казахстане - профицит бюджета на уровне 3,3-4,4 % ВВП.

    Структура основных видов доходов бюджетной системы РФ заметно отличается от соответствующей структуры доходов экономически развитых стран, стран с переходной экономикой, отдельных стран СНГ (табл. 3.4, 3.5).

    Таблица 3.4. Структура основных видов доходов бюджетных систем стран «Группы семи» (по данным МВФ) и РФ, % общей суммы доходов

    Германия

    Великобритания

    Налог на прибыль

    Налог на доходы физических лиц

    Налог на имущество

    НДС и налог с продаж

    Другие доходы

    Таблица 3.5. Структура основных видов доходов бюджетных систем отдельных стран СНГ (по данным МВФ) и Российской Федерации, % общей суммы доходов

    Казахстан

    Белоруссия

    Молдавия

    Налог на прибыль

    Налог на имущество

    НДС и налог с продаж

    Отчисления на социальное страхование

    Другие доходы

    Значительная доля других доходов в структуре доходов бюджетной системы РФ объясняется тем, что в их число входят налоги на добычу природных ресурсов и таможенные пошлины.

    Доходы и расходы субъектов Федерации. В бюджеты субъектов Российской Федерации подлежат зачислению налоговые доходы от следующих налогов:

    1) региональных

    О налога на имущество организаций - по нормативу 100 %;

    • 0 налога на игорный бизнес - по нормативу 100 %;
    • 0 транспортного налога - по нормативу 100 %;
    • 2) федеральных налогов и сборов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами:
    • 0 налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ;
    • 0 налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ, - по нормативу 80 %;

    О налога на доходы физических лиц - по нормативу 80 %;

    • 0 налога на доходы физических лиц, уплачиваемого иностранными гражданами в виде фиксированного авансового платежа при осуществлении ими на территории РФ трудовой деятельности на основании патента, - 100 %; с 01.01.2014 - 50 %;
    • 0 акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья - 50 %;
    • 0 акцизов на спиртосодержащую продукцию - 50 %;
    • 0 акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей - 100 %; с 01.01.2014 - 72 %;
    • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 % за исключением пива и вин - 40 %;
    • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 %, включающую пиво, вина, фруктовые вина, игристые вина (шампанские), винные напитки, - 100 %;
    • 0 акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно - 100 %;
    • 0 налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых - 100 %;
    • 0 налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, природных алмазов и общераспространенных полезных ископаемых) - 60 %;
    • 0 налога на добычу полезных ископаемых в виде природных алмазов - 100 %;
    • 0 регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) - 5 %;
    • 0 сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) - 80 %;
    • 0 сбора за пользование объектами животного мира - 100 %;
    • 0 налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, - 100 %;
    • 0 государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) - 100 % (перечень действий определен Б К РФ).

    Неналоговые доходы бюджетов субъектов Федерации формируются в соответствии со ст. 41,42, 46 БК РФ, в том числе за счет:

    О доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ, за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений субъектов Федерации, а также имущества государственных унитарных предприятий субъектов Российской Федерации, в том числе казенных, - 100 %;

    • 0 доходов от продажи имущества - 100 %;
    • 0 доходов от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями субъектов Федерации;
    • 0 части прибыли унитарных предприятий, созданных субъектами Федерации, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет, - в размерах, определяемых в порядке, установленном законами субъектов Федерации;
    • 0 платы за негативное воздействие на окружающую среду - 40%;
    • 0 платы за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, - 100 %;
    • 0 доходов от передачи в аренду земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - 20 %;
    • 0 доходов от продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах городских округов, - 20 %;
    • 0 доходов от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, от передачи в аренду таких земельных участков и продажи прав на заключение договоров аренды таких земельных участков - не более 50%;
    • 0 доходов от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - не более 50 %;
    • 0 платы за пользование водными объектами, находящимися в собственности субъектов Федерации, - 100 %.

    В бюджеты субъектов Федерации городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга подлежат зачислению:

    О плата за негативное воздействие на окружающую среду - 80 %; с 01.01. 2016-95 %;

    • 0 доходы от передачи в аренду земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, - 100 %;
    • 0 доходы от продажи земельных участков, на которые государственная собственность не разграничена и которые расположены в границах указанных городов, - 100 %;
    • 0 доходы от продажи земельных участков, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - 100%;
    • 0 доходы от продажи объектов недвижимого имущества одновременно с занятыми такими объектами недвижимого имущества земельными участками, которые находятся в федеральной собственности и осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Федерации, - 100 %.

    Расходные обязательства субъекта Федерации возникают в результате:

    • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по их предметам ведения;
    • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, а также заключения субъектом Федерации (от имени субъекта Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Федерации полномочий по предметам совместного ведения;
    • 0 заключения от имени субъекта Федерации договоров (соглашений) с казенными учреждениями субъекта Федерации;
    • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов субъекта Федерации, предусматривающих предоставление из бюджета субъекта Федерации межбюджетных трансфертов;
    • 0 принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Федерации при осуществлении ими переданных им полномочий Российской Федерации.

    Органы государственной власти субъекта Федерации самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Федерации и работников государственных учреждений субъекта Федерации.

    Для примера рассмотрим структуру доходов и расходов бюджета Томской области (табл. 3.6, рис. 3.7). В таблице представлены материалы проекта бюджета. Реально бюджет на 2013 г. принят с дефицитом 3 млрд руб.

    Таблица З.б. Основные параметры областного бюджета на 2012-2015 гг.

    Рис. 3.7.

    • 1 - налог на прибыль организаций;
    • 2 - налоги на имущество; 3 - НДФЛ;
    • 4 - остальные доходы

    Если обратиться к экономической структуре расходов, то следует отметить, что наибольшую долю в областных расходах составляет финансовая помощь муниципальным образованиям Томской области (рис. 3.8).

    Рис. 3.8. Экономическая структура расходов областного бюджета, млн руб., по действующим расходным обязательствам на 2013 г. (без учета целевых средств федерального бюджета):

    • 1 - резервные фонды (296,1 %); 2 - капитальный ремонт и содержание имущества областных учреждений (3986, 11 %);
    • 3 - страховые взносы ОМС (4550, 13 %);
    • 4 - господдержка отдельных отраслей экономики (2993, 9 %); 5- расходы на обслуживание госдолга (772,2 %); 6 - финансовая помощь местным бюджетам (11 462, 32 %); 7 - меры социальной поддержки (5772, 16 %); 8 - ФОТ с начислениями
    • (573, 16 %)