Промышленность и сельское хозяйство франции. Формы хозяйственной деятельности

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его -- частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50% продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко цениться из-за качества.

Франция -- крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства по состоянию на 2010 год приходилось примерно 2,2% ВВП и 3,8% самодеятельного населения страны, но оно дало 25% продукции в ЕС. Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий -- 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 1960-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк “Креди Агриколь” с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения в сфере перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым -- пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, Германии и Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу -- свыше 100% [ 8,340].

Статья рассказывает о сельскохозяйственном секторе страны. Описывает его приоритетные направления. Материал кратко очерчивает области хозяйственного сектора Франции, указывая на его сильные стороны.

Сельскохозяйственный сектор экономики Франции

В секторе сельского хозяйства страны приоритетными являются хозяйства среднего объема с площадью 10-50 га.

Таких угодий по всей Франции более 50%, и они охватывают более 50% земель пригодных для ведения хозяйственной деятельности. Имеются также и мелкие хозяйства с площадью до 10 га, которые охватывают около 8% обрабатываемых земель. Крупных фермерских хозяйств с площадью превышающей 50 га меньше 10%, однако, они занимают чуть меньше 40% земель.

Рис. 1. Фермерское хозяйство Франции.

Из-за нерентабельности мелких хозяйств их число уменьшается.

Сельхоз сектор Франции выделяется значительным развитием таких отраслевых групп как:

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

  • растениеводство;
  • животноводство.

Последнее же имеет высокую значимость и дает около 60% стоимости продуктов сельскохозяйственного труда.

Животноводство страны ориентировано на производство мясо-молочной продукции.

Основной растительной культурой является пшеница.

Практически 30% урожая пшеницы дает Северо-Французская низменность. Также выращивается ячмень и кукуруза.

Рис. 2. Пшеничное поле.

В северо-западных регионах земли засеваются овсом и гречихой, в Центральной области преобладающей культурой является рожь. Картофель выращивается повсеместно.

Хозяйство Франции

Спецификой хозяйственного комплекса страны является присутствие существенной доли госсектора. На государственных предприятиях занято 25% населения. Монополиями контролируется 25% промышленного производства. Большая доля в развитии экономики Франции отведена под зарубежные монополии.

Французская энергетика признана одной из мощнейших в Европе. Это объясняется тем, что достаточно хорошо развита атомная энергетика. АЭС производят 76% электроэнергии.

По развитию этой отрасли энергетики страна уступает только США. ГЭС выдают 17 % всей электроэнергии страны. ТЭС, соответственно, 7%.

В машиностроительном направлении значимую позицию занимает автомобилестроение. Франция четвертый в мире и второй в Европе производитель автомобилей.

Рис. 3. Французский автомобиль.

Старейшая и перспективная отрасль Франции - легкая промышленность. Важное значение в этом секторе занимают текстильная, швейная и обувная отрасли. В стране выпускаются хлопчатобумажные и шерстяные ткани высокого качества, а также обувь.

Транспортная система страны самая развитая в мире. Важными направлениями считаются ЖД и автомобильный транспорт. Во внутренних перевозках по большей части занят автотранспорт.

Что мы узнали?

Выяснили основные сельскохозяйственные направления страны. Познакомились с ее хозяйственной отраслью и промышленностью. Узнали о приоритетных направлениях в энергетике страны.

Оценка доклада

Средняя оценка: 3.4 . Всего получено оценок: 8.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Географическое положение и природа, население, климат, растительный и животный мир, государственное устройство, тенденции развития экономики, промышленность, системой социального обеспечения Великобритании, Франции, Германии, Бельгии и Австрии.

    курсовая работа , добавлен 10.07.2015

    Общая характеристика Франции. География, климат и население страны. Уровень развития экономики и характеристика промышленности Франции. Краткая история развития и становления Франции как государства. Государственное устройство и макроэкономика Франции.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Общие сведения о Франции – самой большой страны Западной Европы. Государственный строй и политические партии государства. Уровень развития образования, экономики, внешней торговли и внешнеэкономических связей Франции. Позиция страны в отношении России.

    реферат , добавлен 26.01.2015

    Географическое положение Франции, особенности климатических условий данного государства, его животный и растительный мир. Население страны, его национальный состав и религиозные предпочтения, диалекты. Место Франции в мире и в Европейском Союзе.

    презентация , добавлен 20.01.2011

    Общая характеристика Швеции. Краткая история развития Швеции как государства. Уровень развития экономики и промышленности страны. Макроэкономика и финансовый климат Швеции. Экспортная ориентация экономики страны. Государственное устройство и население.

    реферат , добавлен 09.06.2010

    Географическое положение Азербайджана. Герб и флаг государства. Газодобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроительная, горнорудная промышленность страны. Темпы экономического развития. Характеристика внутренней и внешней политики страны.

    презентация , добавлен 10.02.2013

    Экономико-географическое и политико-географическое положение Словении. Характеристика хозяйства страны. Причины, влияющие на темпы сельскохозяйственного развития. Состояние транспортного комплекса. Государственное устройство. Главные политические партии.

    Для Франции характерен высокий уровень концентрации и централизации производства и капитала. Господствующее положение занимают 10 финансово-монополистических групп. Сто крупнейших французских компаний сосредоточили свыше 2/3 промышленного производства. К числу отраслей с наибольшим уровнем концентрации относится производство энергоносителей, средств наземного транспорта, судов и авиакосмической техники, конторского оборудования и средств информационного обеспечения, черных и цветных металлов, а также синтетических волокон. Причем в каждой отрасли монопольное положение занимают 2-3 фирмы. В черной металлургии в результате многочисленных слияний и поглощений образовалась гигантская сталелитейная государственная компания «Юзинор-Сасилор», являющаяся ведущим французским производителем и экспортером стали. Она обеспечивает 70% производства стали и более 98% национального экспорта в данной отрасли.

    Крупнейшими производителями и экспортерами электроники и электротехники во Франции являются «Компани Женераль д`Электрисите» и государственная компания «Томсон». На их долю приходится 50% производства электронного и электротехнического оборудования страны.

    В автомобильной промышленности Франции, которую отличает высокая степень монополизации, главенствующее положение занимают две компании - государственная «Рено» и частная «Пежо». На эти компании приходится почти все производство автомобилей, около 93% продаж и почти 100% экспорта в отрасли.

    Производство и сбыт цветных металлов во Франции почти полностью сосредоточены в руках двух крупнейших групп «Пешине-Южин-Кюльман» и «Иметаль». «Пешине» специализируется на производстве алюминия (около 94% всего производимого в стране алюминия), а «Иметаль» занимает одну из ведущих позиций в мире по добыче свинца, по производству цинка и никеля, а также имеет сильные позиции в производстве многих редких металлов, особенно урана, имеет филиалы в более чем 25 странах мира.

    В авиакосмической промышленности ведущие позиции занимают государственные компании «Аэроспасьяль» и «Снекма», а также частная группа «Дассо». Компании «Аэроспасьяль» и «Дассо» занимают соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности Западной Европы.

    Крупные компании с многомиллиардными оборотами возникли в последнее время в пищевой промышленности, строительстве, транспорте и торговле. Так, крупнейшей пищевкусовой компанией Франции является «БСН», занимающая 11 место среди пищевкусовых компаний мира.

    Процессы централизации капитала в национальном и международном масштабах способствовали превращению ряда французских компаний в мировых лидеров отдельных отраслевых производств. В частности, химическая компания «Пешине» стала лидером упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет» - ведущим издателем журналов, фирма «Кабль де Лион» занимает первое место в мире в производстве электрических кабелей, электротехничексий концерн «Томсон» - первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники.

    Об упрочении позиций французских компаний свидетельствует и увеличение их числа в списке ста крупнейших компаний мира. Если в 1961г. их было всего две, то сегодня их число достигло восьми. Тем не менее Франция уступает США, Японии, Германии и Великобритании как по количеству крупнейших компаний, так и по величине их оборота. Оборот первых десяти французских компаний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% - первых десяти германских.

    Активную роль в экономике страны играют малые и средние предприятия, укрепившие свои позиции в период 70-80гг. на эти предприятия приходится более 99% всех существующих во Франции фирм. Малые и средние предприятия преобладают в сфере нефинансовых рыночных услуг (83%), строительстве (около 80%) и торговле (79,3%). В промышленности их доля значительно меньше - около 36%. Исключение составляют отрасли по переработке сельскохозяйственной продукции (58%) и производство товаров широкого потребления (около 69%).

    Как и большинство других развитых стран, Франция отличается разнообразием правовых форм предпринимательской деятельности. Коммерческие предприятия во Франции образуются в формах единоличного предприятия (более 2/3 всех малых и средних предприятий), полного товарищества, акционерно-коммандитного или коммандитного товарищества, общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества. Наиболее часто встречающейся разновидностью правовой организации компаний являются акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью. В основном они ориентированы на сферу услуг и торговлю. Так, например, в сфере оптовой торговли наиболее распространенными являются общества с ограниченной ответственностью (44% всех компаний), индивидуальные или частные фирмы (29%), и акционерные общества (22%).

    Эффективность многих французских малых и средних предприятий обеспечивается узкой специализацией, гибкостью и маневренностью производства, а также охватом высокотехнологичных новейших отраслей экономики. В таких отраслях, как фармацевтика, производство точных приборов и инструментов малые и средние предприятия дают около половины оборота отрасли.

    Вместе с тем именно этот сектор экономики подвержен негативным влияниям рыночной конъюнктуры. 30% предпринимательских единиц терпят крах уже спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Рассматривая слабые стороны малых и средних предприятий, следует отметить их большую финансовую уязвимость, недостаточное знание внутреннего рынка и запаздывание в освоении внешних рынков.

    Наиболее уязвимыми являются индивидуальные предприятия в сфере торговли, более прочные позиции - у малых и средних предприятий в промышленности. Но вместе с тем ежегодно число малых и средних предприятий увеличивается более чем на 10%, что в конечном итоге повышает число банкротств.

    Экспортная деятельность малых и средних предприятий имеет весьма скромные показатели. Более 60% предприятий данной категории либо вообще не занимаются подобной деятельностью, либо экспортируют крайне незначительную часть своей продукции. Тем не менее французское правительство оказывает весьма ощутимую поддержку экспортному производству. Создаются специальные фонды содействия, выделяются среднесрочные и долгосрочные кредиты на льготных условиях при достижении этими предприятиями определенного размера экспорта. Для преодоления трудностей, связанных с экспортной деятельностью, многие предприятия объединяются для совместного изучения рынка, а также идут по пути создания совместных предприятий с партнерами из той страны, куда направляется продукция.

    Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI столетия превысил 25 тыс. евро в год. Общий ВВП приближается к 1,5 трлн евро.

    Как и Германия, Франция - страна со сложнейшей отраслевой и территориальной структурой хозяйства.

    В высокоэффективном сельском хозяйстве занято всего 5% работающего населения, доля сельхозпродукции в ВВП страны не превышает 2%, но по объемам производства Франция занимает 1-е место в Европейском союзе и дает 22% общего объема его сельскохозяйственной продукции. По экспорту ей принадлежит 2-е место в мире после США.

    Обрабатываемые земли составляют 33,4 млн га - более половины территории страны. Фруктовые сады и виноградники занимают 4%.

    В результате укрупнения хозяйств средняя площадь одного хозяйства Достигла 40 га. В Парижском бассейне, Пикардии и Бри велика доля хозяйств площадью более 100 га.

    Половину сельхозпродукции страны дает растениеводство. Ассортимент выращиваемых культур здесь очень широкий, среди них ячмень, кукуруза, рапс, подсолнечник, виноград, соя, разнообразные овощи и фрукты. По ряду ключевых отраслей Франция - либо мировой, либо европейский лидер. По сбору пшеницы она занимает 1-е место в Зарубежной Европе, по винограду - 1-е место в мире. Пшеница традиционно возделывается в основном в Парижском бассейне, районах Берри и Тулузы. Сахар производится как Из сахарной свеклы, выращенной также в Парижском бассейне, так и из сахарного тростника, поступающего из Мартиники, Гваделупы и . После укрупнения хозяйств в северных и центральных регионах поля приобрели правильную геометрическую форму, что благоприятствует использованию техники.

    Обширные виноградники размещены в Шампани, Аквитании (район Бордо), Бургундии, в долине Луары и в Лангедоке. Именно эти исторические районы Франции дали название всемирно известным винам, число сортов которых превышает 7 тыс. В окрестностях городов Коньяк и Арманьяк выращивают виноград специально для производства не менее знаменитых более крепких напитков. По сбору фруктов и овощей Франция занимает 3-е место в мире, уступая лишь и .

    В у Франции не менее сильные позиции. По поголовью крупного рогатого скота (20 млн голов) и производству мяса она занимает 1 -е место в Зарубежной Европе. Тучные стада рыжих и пятнистых буренок - традиционный элемент ландшафта на влажном западе страны, в Нормандии, Бретани, долине Луары. Франция занимает ведущие места в мире по производству многих молочных продуктов, в частности сыра. Культура сыроварения, как и виноградарства, уходит корнями в эпоху Римской империи, насчитывая уже 2 тыс. лет. Во Франции более 2 тыс. сортов сыра, каждый приурочен к определенной исторической местности. Особенно славятся сыры, вырабатываемые на старинных семейных фермах в предгорьях Юры и Альп.

    По поголовью свиней и производству мяса птицы Франция уступает только Германии. Овцеводство сосредоточено в основном на юге в предгорьях Пиренеев и Альп, а также на о. Корсика. Последнее время растет популярность овечьих сыров, особенно рокфора. Есть и традиционные национальные пристрастия: гусиная печень из Эльзаса, выращивание или лов устриц на Атлантическом побережье, раз- ведение лошадей на мясо, производство знаменитого лягушачьего «мяса».

    Яркие национальные особенности проявляются не только в сельском хозяйстве. Например, Франция - единственная , где АЭС дают более 70% всей электроэнергии, обеспечивая почти половину ее энергетических потребностей. В стране действует 57 атомных реакторов суммарной мощностью 60 тыс. МВт. Большинство АЭС размещены на реках Луара и Рона.

    ТЭС вырабатывают всего 10% электроэнергии, еще 13% - гидроэлектростанции, расположенные в основном в Альпах, Пиренеях и Центральном массиве. Возрастает роль новых источников электроэнергии. Появляется все больше ветровых электростанций, обеспечивающих электроэнергией малые населенные пункты. Геотермальные установки дают тепло более 200 тыс. квартирам в Парижском округе и на юго-западе страны.

    Французская индустрия занимает 2-е место в Зарубежной Европе после Германии. Судьбы отраслей промышленности в процессе модернизации экономики страны складывались по-разному. Как и в других развитых странах, многие традиционные отрасли переживают глубокий кризис. Наиболее характерный пример - угольная промышленность. За последние полвека добыча угля сократилась почти в 10 раз и сегодня не превышает 7 млн тонн. Шахты в департаменте Нор-Па-де- Кале закрыты в 1990 г., почти все остальные шахты - в Лотарингии и в Центральном массиве - планируется закрыть к 2005 г Главные поставщики угля во : США, Австралия и Южная Африка.

    Другая депрессивная отрасль - черная металлургия. С 1975 г. производство стали во Франции уменьшилось на треть и не превышает 15- 17 млн тонн в год. Спад производства связан с обострением конкуренции со стороны как других видов продукции, прежде всего алюминия и пластмасс, так и более успешных производителей в лице и . Чугунолитейное производство теперь размещается не в традиционных внутренних металлургических центрах (прежде всего в Лотарингии), а в приморских центрах: в Нор-Па-де-Кале и Дюнкерке, где металлургические заводы были переориентированы на импортное сырье, и в Фос-сюр-Мэр вблизи Марселя.

    Намного лучше положение алюминиевой промышленности, обеспечивающей нужды прежде всего авто- и авиастроения. Первое в мире месторождение алюминиевой руды было обнаружено более 100 лет назад в местечке Бокс на юге Франции, поэтому руду назвали бокситами. Сегодня самый мощный в стране ультрасовременный завод по производству алюминия, принадлежащий компании «Пешинэ», расположен в Дюнкерке, рядом с атомной электростанцией в Гравлине.

    Стабильно работает химическая промышленность. Предприятия основной химии используют местное сырье, в частности калий из Эльзаса, серу из Лака, соль из Лотарингии. Компания «Эр Ликид» - мировой лидер в промышленной переработке газа, крупнейшее месторождение которого находится в Лаке, в предгорьях Пиренеев. Нефтепереработка и нефтехимия тяготеют к портовым городам. Внутри страны нефтехимические предприятия компаний «Эльф-Акитэн» И «СФП-Тоталь» заняли корпуса бывших предприятий углехимии. Своих нефти и газа Франции уже давно не хватает, поэтому велика доля импорта. Франция интегрирована в единую общеевропейскую газовую сеть.

    Быстро развивается производство товаров бытовой химии и фармацевтики. Здесь господствуют такие крупные компании, как «Про- ктер энд Гэмбл», «Колгейт-Пальмолив». Отдельно необходимо выделить знаменитую французскую парфюмерию. Фирма «Л’Ореаль» занимает ведущее место в производстве косметических средств. Продукция парфюмерных фирм «Ив Сен-Лоран» и «Шанель» известна во всех странах мира. В России она также широко представлена, од- йако пока еще, к сожалению, не по карману большинству поклонников тонкого французского парфюма.

    Одна из старейших отраслей хозяйства Франции - текстильная промышленность. Традиционно она сконцентрирована в трех районах: на севере в промышленно-городской агломерации Лилль-Рубэ- Туркуэн (шерстяное и льняное производство), в южном Эльзасе (хлопчатобумажные ткани) и в Лионской ПГА (трикотаж и синтетические волокна). Французские швейные изделия всегда отличались хорошим вкусом и элегантностью. Для состоятельных модниц Париж - город лучших в мире ателье. Сюда не только съезжаются посмотреть на плоды фантазии лучших модельеров мира, но нередко прилетают из-за океана по нескольку раз на примерки заказанных платьев.

    В ключевая позиция принадлежит автомобилестроению. Франция занимает 4-е место в мире по производству автомобилей (около 3,5 млн в год) и 3-е место по экспорту легковых автомобилей индивидуального пользования (60% производства). Крупнейшие производители - частная группа PSA (более 50% автомобилей), контролирующая заводы «Пежо» и «Ситроен», и государственная компания «Рено» (более 40% автомобилей). На территории Франции корпуса завода «Рено» традиционно располагаются вокруг Парижа и к западу от него вдоль р. Сены вплоть до Гавра. Заводы «Пежо» и «Ситроен» находятся в Сошо-Монбельяре и Страсбурге, на Востоке страны. Сегодня география производства автомобилей этих Марок намного шире и простирается далеко за границы Франции. Покрышками и другими комплектующими выпускаемые автомобили обеспечиваются заводами всемирно известной компании «Мишлен» - крупнейшего производителя шин, головное предприятие которой находится в Клермон-Ферране.

    Производство бытовой техники известно в мире прежде всего благодаря продукции компании «Мулинекс», основные предприятия которой расположены в Париже.

    Авиационная и космическая промышленность - предмет национальной гордости. Франция одной из первых стран выпустила на пассажирские авиалинии сверхзвуковые самолеты. И хотя судьба знаменитого «Конкорда» складывалась не просто, с самолетом случались трагические аварии, французы не оставляли надежду на развитие сверхзвуковых полетов и до весны 2003 г. упорно продолжали эксплуатировать «конкорды». В рамках грандиозных программ «Аэробус» и ATR, оцениваемых миллиардами долларов, Франция выпускает самолеты вместе с и . Аэробус А-340 сегодня единственный в мире реальный конкурент американским «боингам». Главные предприятия авиационной промышленности сосредоточены в Париже и Тулузе. Совместно с другими странами ЕС Франция активно участвует в космических программах и в создании международной космической станции, имеет свои спутники связи. Ракеты «Ариан» регулярно взлетают с французского космодрома Куру в Гвиане.

    Франция располагает одним из мощнейших в мире военно-промышленных комплексов, по экспорту вооружений входит в пятерку мировых лидеров. Она известна производством современных танков, истребителей («Мираж»), баллистических ракет средней и большой дальности. Основные заводы по производству вооружений находятся в Иль-де-Франсе, на севере в Бретани, на юге в Провансе и на Лазурном берегу. В Бордо размещен завод «Талез» по производству истребителей. Авиасалон в Бурже - мировой выставочный центр и место заключения коммерческих сделок по купле-продаже военных самолетов и вертолетов. Значительную часть вооружений закупают французские вооруженные силы. Примечательно, что Франция, обладая самой мощной армией в Зарубежной Европе, расходует на образование в 1,5 раза больше, чем на армию (27,8% против 19,8% бюджета страны в 1998 г.).

    Намного хуже, чем с , дело обстоит с французским . За последнее тридцатилетие ушедшего века производство судов по тоннажу упало с 500 до 70 млн тонн, в 1980-1990-х гг. 80% работающих в отрасли потеряли свои места. Связано это с избыточной грузовместимостью мирового торгового флота и конкуренцией со стороны азиатских производителей, прежде всего Южной Кореи. Старинные судоверфи в Тулоне, Гавре, Сен-Назере выживают в основном за счет судоремонта. Военные судоверфи традиционно располагались в Тулоне и Нанте.

    Среди «новейших» отраслей необходимо назвать прежде всего электронную промышленность и биоиндустрию. Первая занимает очень сильные позиции на мировом рынке телекоммуникаций (компания «Франс Телеком» и др.). Широкий спектр продукции - от электронного оборудования оборонного назначения до бытовой электроаппаратуры - выпускает фирма «Томпсон». Размещены предприятия электронной промышленности очень дисперсно. Но тяготеют они к наиболее живописным и экологически чистым районам побережий, в особенности юга страны, что связано с повышенными притязаниями К качеству жизни высококвалифицированных, хорошо оплачиваемых работников этой отрасли.

    В условиях теснейшего взаимодействия науки и производства во Франции создаются технополисы - современные центры НИОКР, где разрабатываются наиболее перспективные научно-исследовательские проекты. Самый известный - София-Антиполис на юге страны недалеко от Ниццы.

    Во Франции широко внедряются достижения биоиндустрии в самые различные сферы жизни. Достижения генной инженерии используют в медицине, фармацевтике, сельском хозяйстве, экологии. Так же как и в Германии, стремительно набирает темпы экоиндустрия - оборот предприятий «зеленого рынка» оценивается более чем в 5 млрд евро. Приоритетное внимание уделяется водоочистке, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.

    В целом размещение промышленности отражает продолжающийся кризис внутренних старопромышленных районов, таких, как Лотарингия и Нор, и активное хозяйственное развитие прибрежных территорий, в особенности на юге.

    Огромную роль в экономике страны в последние десятилетия играет сфера нематериального производства, или сфера услуг: транспорт, телекоммуникации, банковские услуги, торговля, туризм, а также образование, культура, спорт и др. Как уже отмечалось, этот сектор обеспечивает сегодня 70% ВВП страны.

    Во Франции уже давно осознали, что такое транспорт для развития страны. За послевоенный период здесь создана одна из самых густых и эффективных транспортных сетей мира. На 100 км 2 территории приходится 146 км автомобильных и 6,2 км железных дорог. Главная черта дорожной сети - ярко выраженная радиальная структура с центром в столице. Все ключевые магистрали сходятся в Париже.

    Общая протяженность автомобильных дорог достигает почти 1 млн км. По ним осуществляется 60% грузоперевозок и 90% пассажироперевозок (включая индивидуальный автотранспорт). В 1990-х гг. стабильно растут международные автоперевозки, особенно после ввода в строй автомагистралей Париж-Лилль-Брюссель, Перпиньян-Барселона й др.

    Железнодорожный транспорт почти весь послевоенный период находился в глубоком кризисе, так как не выдерживал конкуренцию автотранспорта. Длина железнодорожного полотна с 1930-х гг. к концу ушедшего столетия сократилась с 52 до 34 тыс. км. Однако Франция одна из первых в мире начала внедрять скоростные железные дороги, прежде всего для перевозок пассажиров. Хотя железнодорожным транспортом пользуются менее 10% пассажиров, скоростные поезда (TGV) популярны, особенно среди туристов, путешествующих по Европе. Каждый час с Северного вокзала столицы отправляется поезд «Еврос;гар», прибывающий через 3 часа на вокзал Ватерлоо в Лондоне, 54 км пути он проходит по тоннелю под . Поезд «Талис» - за 1 час 25 минут (!) «долетает» до . Внутри страны большой популярностью пользуются скоростные линии TGV Париж-Лион-Марсель, Париж-Тур-Бордо и Париж-Лимож-Тулуза.

    Парижский авиаузел по пассажироперевозкам занимает 2-е место после Лондона. Огромное достоинство организации транспортных узлов в Париже - сведение в один пункт разных видов транспорта. Например, прилетев в аэропорт Руасси-Шарль-де-Голль, пассажир за считанные минуты, с тележкой, успевает перейти на железнодорожную станцию, станцию метро (RER), автовокзал или стоянку такси.

    Занимая 4-е место в мире по экспорту, Франция находится всего на 27-м месте по морским перевозкам. Из 70 портов относительно крупные только два: Марсель-Фос (90 млн т) на Средиземноморье и Гавр (56 млн т) на севере в Па-де-Кале. В последние годы растут морские перевозки туристов, особенно из Кале и Шербура в порты Великобритании.

    Грузо- и пассажирооборот речного транспорта невысокий. Несмотря на наличие густой речной сети, судоходная ее часть отстает от современных требований, плохо оборудована. Грузоперевозки по рекам в последние полвека многократно сократились из-за низкой рентабельности. Некоторое оживление наблюдается на реках, имеющих туристское значение. Например, очень популярен изумительно красивый речной маршрут «Замки Луары». Главные речные порты - Париж (р. Сена) и Страсбург (р. Рейн).

    Во Франции зарегистрировано более 30 млн телефонных абонентов и уже более 35 млн абонентов мобильной (2002). Компания «Франс Телеком» входит в десятку крупнейших телекоммуникационных компаний мира. Счет пользователей Интернетом также пошел с середины 1990-х гг. на миллионы. Во многом это результат целевой государственной политики, направленной на преодоление отставания в этой сфере от мирового лидера США. Стремительно растет число французских страниц в Интернете.

    Банковская деятельность обеспечивает 4% ВВП, что сопоставимо с какими секторами экономики, как транспорт, энергетика и сельское хозяйство. Возрастает интернационализация банковской деятельности, отражая стремление Франции увеличить мировую финансовую роль Парижа. Свыше тысячи отделений французских банков функционируют в 140 странах мира. После отказа в 2000 г. от национальной валюты - франка и вхождения в зону евро французский финансовый рынок стал неотъемлемой частью рынка общеевропейского. Французская система страхования находится на 4-м месте в мире - ее оборот в 2000 г. превышал 175 млрд долл.

    Одна из ключевых отраслей специализации Франции - туризм. 0то самая посещаемая страна мира, за год она принимает 60-70 млн туристов, из которых почти 90% - европейцы. В стране насчитывается 12 тыс. памятников, находящихся под охраной государства, и 1200 музеев. Здесь первоклассная инфраструктура туризма, гостиничная сеть включает 45 тыс. гостиниц (1 млн номеров). «Туриндустрия» - мощный двигатель развития страны, она обеспечивает 1,5 млн рабочих мест и приносит около 125 млрд долларов дохода. Основные курортные зоны Франции расположены на море; это аристократические Довилль на севере и Ницца на юге, а также Аркашон и Биарриц. По числу приезжающих туристов лидирует регион Прованс-Альпы- Лазурный берег. Туризм дал «новое дыхание» многим бывшим депрессивным приморским районам, таким, как Лангедок и Ланды, замедлил отток населения из горных районов.

    Горный туризм во Франции зародился в Шамони еще до Второй мировой войны. Здесь самая длинная горнолыжная трасса в Европе - более 20 км. Особенно популярным горнолыжный туризм стал после проведения зимних Олимпийских игр в Гренобле (1968) и Альбервилле (1992). В последнее десятилетие растет интерес к «зеленому» - экологическому - туризму. Он, в частности, позволяет крестьянам получать дополнительные доходы от аренды комнат и домов и оборудования кемпингов на фермах. Особенно активно «зеленый» туризм развивается в долине Роны и Центральном массиве.

    Франция по праву гордится тем, что создала одну из самых передовых и эффективных систем образования и профессиональной подготовки. Как уже отмечалось, государство тратит на образование в 1,5 раза больше, чем на армию. 80% учащихся оканчивают не только среднюю школу (коллеж), но и лицеи, получая дипломы бакалавров. В системе высшего образования работают 130 тыс. преподавателей и научных сотрудников. В университетах Франции обучаются более 1,5 млн студентов, 10% из них - иностранцы, в основном выходцы из бывших французских колоний. Выпускники парижского университета Сорбонна славятся блестящим образованием в области гуманитарных наук. Престижные университеты расположены также в Лилле, Тулузе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.

    Сложная отраслевая структура и различие в факторах размещения отраслей обусловливают не менее сложный рисунок общего территориального устройства страны. К интегральным чертам современной территориальной структуры хозяйства можно отнести:

    • сохраняющуюся ключевую роль столичного региона. Несмотря на то что вес Большого Парижа в хозяйстве страны постепенно уменьшается, он остается огромным, здесь концентрируется почти четверть производства страны;
    • качественную перестройку хозяйства северо-востока и востока, связанную с глубоким кризисом традиционных отраслей экономики: , черной металлургии и текстильной промышленности;
    • стабилизацию развития центральных районов страны, стимулирование развития экономики второго города страны Лиона;
    • динамичное развитие прибискайского и средиземноморского побережий, прежде всего за счет развития здесь авангардных отраслей промышленности, интенсификации сельского хозяйства и улучшения инфраструктуры туризма.