Социализм, коммунизм — Энциклопедия. Чем отличается коммунизм от социализма? Идеология и основные принципы социализма и коммунизма

Коммунизм (от лат. сommunis - общий) как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строится на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идея коммунизма имеет долгую историю и общие корни с социализмом. Она выразила светлую и благородную мечту человечества о справедливом и совершенном общественном строе, одну из версий социального идеала о достижении всеобщего равенства людей на основе изобилия материальных и духовных благ.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, в то же время, теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX веке. Большое значение для их концептуализации имели идеи французского мыслителя Ж.-Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабефа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового Времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII – начале XIX века утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном.

В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматривается нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.

В середине ХIХ века в Западной Европе зародился марксизм . Он стал идеологией пролетариата, появившегося в результате произошедшего промышленного переворота. Свою концепцию становления нового коммунистического общества на основе классовой борьбы пролетариата К. Маркс и Ф. Энгельс считали научной теорией социализма и коммунизма, поскольку она не только выражала социальный идеал справедливого общества, но и указывала конкретные пути и способы его построения.

Переход от капитализма к коммунизму, согласно учению марксизма, включает две фазы. Первая фаза – социализм как переходное общество, вырастающее из недр капитализма и несущее на себе «родимы пятна» буржуазного строя. Капитализм сам создает предпосылки для социальной революции, ликвидации частной собственности и перехода к социализму. Главное противоречие, которое взрывает капитализм изнутри, – это противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения его результатов. Разрешение этого противоречия возможно только революционным путем, через установление диктатуры пролетариата – «могильщика капитализма», который, освобождая себя, освободит все человечество от эксплуатации.

Вторая фаза – коммунизм – трактовалась как начало подлинной истории человечеств, как скачек из царства необходимости и ограниченных возможностей в царство свободы, изобилия и безграничного гармонического развития личности, где осуществится заветный принцип – «от каждого по способностям, каждому - по потребностям». Коммунизм знаменовал собой восхождение совершенно нового образа жизни, построенного на принципах равенства, братства, солидарности. Коммунистический идеал марксизма включал в себя идею свободы, но не свободы личности, как она понимается в либерализме, а свободы от подавления, эксплуатации и нужды, причем свободы одновременно для всех при полной отмене привилегий для немногих.

Одним из вариантов коммунистической идеологии стала версия социализма разработанная немецкими теоретиками (К. Каутским, А. Бабелем, Э. Бернштейном). Позитивно трактуя роль государства (демократической республики) в общественных преобразованиях и утверждая приоритет мирных, эволюционных средств достижения целей, они положили начало социал-демократической идеологии.

Социал-демократия (социал-реформизм) – важная составная часть левых сил. Сам термин «социал-демократы» появился в конце ХIХ века в период образования в Европе партий рабочего класса. В самостоятельное политическое течение социал-демократия выделилась в 20-е годы ХХ в. после размежевания революционных (коммунистических) и реформистских сил. В 1923 г., был организован Рабочий социалистический интернационал, просуществовавший до 1940 г. В 1951 г., ему на смену пришел Социалистический интернационал . К началу 90-х гг., он превратился в одно из самых авторитетных политических течений современности. В него входят 80 социал-демократических и социалистических партий всех континентов, а общая численность членов – более 17 млн. За социал-демократов только в Западной Европе голосуют около 80 млн., избирателей. В Европарламенте социалисты образуют самую крупную фракцию.

Провозгласив в свое время приверженность традиционным ценностям французской революции (свобода, равенство, братство), социал-демократы не отказываются от них и в настоящее время. В Стокгольмской Декларации Социнтерна (1989) раскрывается содержание основных принципов социал-демократии, подчеркивается их взаимосвязь:

Свобода . Каждый человек имеет право быть свободным от политического принуждения, действовать в силу своих личных целей и индивидуальных возможностей. Свобода означает прекращение всякой дискриминации личности, её равенство в правах и возможностях, а также освобождение от любой зависимости от владельца средств производства или тех, кому принадлежит политическая власть.

Равенство . Оно предполагает равную ценность всех людей и служит непременным условием свободного развития личности и социального прогресса. Равенство и личная свобода неразделимы.

Солидарность . Она носит всеобъемлющий и глобальный характер. Это выражение общности человечества и чувства сострадания к жертвам несправедливости, моральная и материальная поддержка.

Социал-демократы признают возможность существования различных форм демократии. Однако в любом случае основополагающими требованиями политической демократии должны быть наличие свободных выборов, предоставление людям выбора между различными политическими альтернативами, возможность смены правительства мирными средствами, гарантии прав личности и меньшинства, существование независимой судебной системы, основанной на верховенстве закона. Социалисты отстаивают неотъемлемое право на жизнь и физическую безопасность, свободу убеждений и свободное выражение мнений, свободу собраний и защиту от пыток и унижений.

В интерпретации социал-демократов демократия предстает в качестве абсолютной ценности, имеющей надклассовый характер. Недостаток западных демократий они видят лишь в их незавершенности.

В последние годы, учитывая усиливающуюся непопулярность этатистского (прогосударственного) курса, социал-демократы стали уделять больше внимания проблемам борьбы с бюрократизмом, выступать за административную децентрализацию, усиление местного самоуправления.

Экономическая теория социал-демократии не оставалась неизменной на протяжении последних десятилетий. До 40-х гг. преобладала ориентация на государственную экономику, создание такого хозяйственного механизма, где основой выступает планирование. Однако в 50-60-е гг. лидеры социал-демократии отказались от идеи национализации основных средств производства. Если раньше рынок и план противопоставлялись друг другу, то теперь использование рыночных отношений считается необходимым.

Борьба за социальную демократию в понимании социал-демократов – это прежде всего борьба за более высокое качество жизни. Под ним понимаются высокая степень социальной свободы человека, благоприятные условия его трудовой деятельности, доступность системы образования и духовных ценностей, хорошее состояние окружающей среды и быта. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной. В таких странах, как Австрия, Швеция, Норвегия и ряде других, где социал-демократы долгое время находились у власти, достигнуты высокий уровень жизни населения и высокая степень его социальной защиты. Тем не менее, практически повсюду в мире социал-демократы пришли к выводу о необходимости корректировки своих программ в соответствии с новым историческим опытом, который показал, что:

1. Огосударствленные предприятия оказались менее эффективными, чем частные компании. Конкуренция стала значительно большим стимулом экономического роста и модернизации, чем любая монополия (частная или государственная);

2. Перераспределительная налоговая политика, направленная на улучшение условий обездоленных слоев, дала обратные результаты. Она привела к снижению объемов инвестиций и уровня производительности труда.

Социализм. коммунизм. Отличия

Данная статья написана для того чтобы раз и навсегда объяснить народу в чем разница между социализмом и коммунизмом. Во все времена рабочие боролись за сокращение рабочего дня, за пенсии, за пособия по безработице, за бесплатное образование и медицину. Вот это все и есть настоящий социализм, от слова социум. То есть общество, которое заботится о детях, стариках, безработных и больных. Заметьте, социализм существует при капитализме! Без проблем. Отбираем у капиталиста ЧАСТЬ прибыли, в виде налогов, и отдаем пенсионерам, безработным и детям. В итоге, у каждого есть ЛИЧНЫЙ дом, машина, полный холодильник, компьютер, ну и много чего другого, и все богаты и счастливы… Коммунизм, имеет совершенно другую природу. Патологическое желание любого коммуниста сделать все общим. Общие дома, чашки, ложки, трусы, женщины, дети, и т д. От слова коммуна, то есть все общее. Но первая стадия, это обязательное уничтожение частной собственности на землю и другие средства производства. То есть, национализация. Вот она та «игла в яйце». Вот она СУТЬ коммунизма. Вот она, его жизнь или смерть. И только затем по утверждению маркса, ленина и всех других теоретиков, исчезнет эксплуатация, наступит всеобщее изобилие, отомрет государство, и «все реки потекут», ну и т д. То есть коммунизм не совместим с капитализмом, категорически. Уже в первые годы после революции частная собственность в СССР была уничтожена. А это значит, что уже тогда, был построен именно коммунизм, в первой своей стадии развития, но ни в коем случае не социализм. Вот например, при сталине не было ни пенсии ни пособий. Вы этого хотите? Хотите на старости лет сдохнуть с голода? И вот взяв власть, еще ленин обещал через несколько лет полное изобилие, как и обещала теория. Но увы, теория давала сбой за сбоем, изобилия не наступало, государство упорно не умирало, «реки никак на хотели течь». Сначала теорию латали на ходу как могли, а потом поняли, что теория обман и плюнули на это дело. И просто подменили понятия, и назвали первую стадию коммунизма, социализмом. И всем запретили об этом даже думать и рассуждать, под страхом смерти. На данный простой вопрос: «в чем разница?». Мне не могли ответить ни в школе, ни в институте. Гнали пургу о неком переходном периоде, который может продолжаться вечно! Надо же было что-то врать народу, почему в СССР тотальный дефицит. Запутали, и продолжают путать народ так, что до сих пор найти концы невозможно. Хотя все просто и ясно. Эти два понятия имеют разную суть, хотя и могут пересекаться, и даже существовать одновременно. Когда в стране есть пенсии, пособия, бесплатное образование и медицина, это социализм. Иногда больше, иногда меньше. Когда ср. пр. находятся в руках государства (или народа), например как сейчас в России, это называется коммунизм. Опусти железный занавес, и вы не увидите ни какой разницы между сегодняшним днем и правлением молодого Брежнева. Суть системы та же! В итоге имеем: Те же не решаемые проблемы, та же нищета, та же показуха, та же не эффективная гос экономика. Та же коррупция. Тот же произвол власти. Также через несколько лет страна рухнет и развалится на куски.

Коммунизм (от лат. communis -- общий) как общественно-политическая идеология и социально-политическое движение основано на убеждении в том, что власть и собственность должны находиться в руках общества, и все блага являются общим достоянием, а жизнь людей должна строиться на базе принципов коллективизма, социального равенства и социальной справедливости.

Идея коммунизма имеет долгую историю и общие корни с социализмом. Она выразила светлую и благородную мечту человечества о справедливом и совершенном общественном строе, одну из версий социального идеала о достижении всеобщего равенства людей на основе изобилия материальных и духовных благ.

Социальное равенство и справедливость - базовые ценности социализма либерализм консерватизм коммунистический социалистический

Идея коммунизма глубоко укоренена в общеевропейской истории. Первые христиане "катакомбной" эпохи придерживались коммунистических по своей природе идей. Они проповедовали и практиковали общинную собственность, рассматривая частный интерес как противоречащий духу своего учения. Эти установки были достаточно широко распространены в средневековых монастырях и многочисленных сектантских движениях, приверженцы которых считали, что собственность и земные заботы несовместимы со служением Богу. В Средние века существовало множество мелких коммунистических общин с коллективной собственностью, где материальные блага распределялись равномерно между всеми членами общества, что теснее сплачивало и привязывало верующих к монастырю или общине.

Другим вариантом обоснования коммунистического идеала стали концепции утопического социализма, появившиеся в XVI в. в произведениях Т. Мора "Утопия" и Т. Кампанеллы "Город Солнца". Они отражали стихийный протест и мечту эксплуатируемых слоев периода первоначального накопления капитала и считали, что общественная собственность создаст условия для справедливого распределения, равенства, благополучия всех людей и отсутствия эксплуатации.

Новый этап в развитии социалистических и коммунистических идей начинается после Великой французской революции, в период бурного развития промышленного капитала. В первой половине XIX в. наибольший вклад в разработку концепций утопического социализма внесли французы Анри Сен-Симон (1760--1825), Шарль Фурье (1772-- 1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771--1858). В их работах появляются и сами термины "социализм" и "коммунизм", которые обозначали социальное устройство, основанное на отрицании частной собственности и утверждении общности имущества.

Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по способностям, каждой способности по ее делам; всестороннего и гармонического развития личности; ликвидации различий между городом и деревней; разнообразия и смены физического и духовного труда; свободного развития каждого как условия свободного развития всех. Коммунистическая идеология как концептуально оформленная система представлений и идей, выражающая интересы и идеалы трудящихся масс, была разработана в середине XIX в. основоположниками марксизма Карлом Марксом (1818--1883) и Фридрихом Энгельсом (1820--1895). Марксисты рассматривали коммунизм как закономерный результат развития общества, действия объективных исторических законов и практической революционной деятельности людей, как высшую общественную формацию, неизбежно и естественно-исторически с необходимостью наступающую вслед за капитализмом.

Коммунизм в марксистском понимании -- это не идеальная модель справедливого общества, а реальный, закономерный результат прогресса цивилизации, неизбежный этап развития общества, следующий за капитализмом. Как писали Маркс и Энгельс в "Немецкой идеологии": "Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние". В "Манифесте Коммунистической партии" они противопоставляли свой взгляд на коммунизм другим социалистическим и коммунистическим позициям -- феодальному социализму, мелкобуржуазному социализму, немецкому социализму и др. Суть коммунистической идеи они видели в том, что "на место старого буржуазного общества с его классами и классовыми противоположностями приходит ассоциация, в которой свободное развитие каждого является условием свободного развития всех"

Как показала историческая практика, "уязвимыми местами" коммунистической идеологии оказались: недооценка социокультурных факторов общественного развития; абсолютизация сознательности и активности рабочего класса и недооценка исторической роли других категорий трудящихся; недооценка потенциала эволюционной динамики капитализма; нетерпимость к инакомыслию; трактовка буржуазной демократии только как диктатуры буржуазии и др.

В последнее время под термином "коммунизм" чаще всего подразумевают либо итог исторического развития человечества, предсказанный мыслителями-марксистами, либо реальную жизнь в условиях господства коммунистической партии. Для осмысления опыта Восточной Европы в наши дни иногда используется понятие посткоммунизма, характеризующее состояние и движение обществ в тех странах, которые сравнительно недавно отошли от прежних социалистических основ и форм общественной жизни.

Следует подчеркнуть, что коммунизм и сегодня является одной из мировых идеологий. "Провал социалистического эксперимента не означает смерть коммунистических идей. Они будут живы, пока жив человек, поскольку в их основе -- стремление к равенству и социальной справедливости. Не случайно социал-демократическую ветвь левого учения сегодня так чтят в Старом Свете. С коммунистическим мировоззрением наша страна прожила почти весь двадцатый век. С этой идеологией были одержаны великие победы -- над нищетой, безграмотностью и нацизмом. С ней мы первыми в мире проложили дорогу в космос.

Разве для суверенной Беларуси не подходят такие принципы из нашей прежней коммунистической идеологии, как коллективизм, патриотизм, социальная справедливость? Высокий престиж образования, общественно полезный труд без расчета на материальное вознаграждение, формы морального поощрения людей и многое другое, что стало частью и нашей жизни? Все это должно органично входить в идеологический фундамент современного белорусского общества".

Основная разница в том, что марксизм - это учение, а коммунизм и социализм - стадии коммунистической формации внутри этого учения. Конечно, существуют еще множество определений социализма и коммунизма, но т.к тут затронут марксизм, то я буду пользоваться только этими.

Социализм, если брать только марксизм (не марксизм-ленинизм, сталинизм и т.п) и не трогать тот же анархизм - это первая стадия коммунизма, формации особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам. В первых чертах определения этому понятию дал Маркс в "Критике Готской программы"(рекомендую прочитать для полного понимания):

«Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»

То есть в сознании и быте людей все ещё сохраняются пережитки капиталистического общества, точно так же как и во всех предыдущих обществах сохранялись пережитки еще более древних обществ в виде обычаев и традиций. При этом надо учитывать, что перед этой стадией так же имеется переход между капитализмом и ей (диктатура пролетариата), но в вопросе про это не спрашивали, так что продолжим. Частная собственность упразднена. На её место приходит общественная. Труд также все ещё является необходимостью, а распределение происходит по принципу "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". На этом же этап происходит отмирание государства (т.к классов уже нет, а значит отсутствует подавление одного класса другим) и замена его самоуправлением.

Как я сказал выше в настоящий момент термин "социализм" используется повсеместно и у людей разных взглядов имеет различные значения: особо упоротые рыночные фундаменталисты называют социализмом любое вмешательство государства в экономику, соцдемы приводят в пример страны Скандинавии, сталинисты - СССР, анархисты - Арагон и Каталонию во время Испанской Революции 1936-39гг.. Был ли социализм в СССР? Этот вопрос является холиваром, который требует отдельного вопроса и который тут поднимать вряд ли стоит, ибо он затрагивает целый ряд больших теорий от деформированного рабочего государства, государственного капитализма до реального социализма.

Коммунизм же в узком смысле - высшая стадия коммунистической формации, которую также иногда называют полный коммунизм (full communism). Маркс ни оставил ни каких подробного описания функционирования коммунистического общества, что ожидаемо, т.к он считал, что любая попытка описать его попахивает утопизмом (яркие примеры: "Государство" Платона, "Утопия" Мора, "Путешествие в Икарию" Кабе и "Вести ниоткуда" Морриса) , которым занимались утопические социалисты (Фурье, Оуэн, Сен-Симон). Он ограничился только такими словами в той же "Критике Готской программы":

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Ответ, возможно, получился скомканным, но я и не претендую на абсолютно точное и строгое описание и советую все же почитать "Критику Готской программы", где все это расписывается основательно. Для ознакомления же с основными идеями марксизма следует прочитать "Анти-Дюринг"и первую главу "Немецкой идеологии" (если время позволяет), ну или хотя бы "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, где в трех маленьких главах описывается история формирования социалистической мысли (I глава: утопический социализм, II глава: диалектика, III глава: исторический материализм).

Смотря, что вы имеете в виду под социализмом. Социалистическим государством можно назвать и Германию, и Швейцарию, и Швецию, и КНДР. Так же социалистическими называют проекты устройства общества, придуманные утопистами прошлого.

Учитывая такое сравнение, речь скорее всего идёт о марксизме. В марксизме социализмом называют низшую стадию развития коммунизма, при этом такой самодостаточной ступени как "социализм" не существует.

А отличаются они силой государственного насилия над человеком. Социализм - это послереволюционное общество, в котором всё еще сохраняются привычки и недостатки предыдущего общества.

Для социализма характерно существование денег и принципа "кто не работает - то не ест", наказание отлынивающих от работы, при этом социалистическое государство отличается от капиталистического тем, что в нём отсутствует армия, и отсутствует каста бюррократов. Чиновники при социализме являются выборными на всех уровнях, которые отзываются по первому требованию избирателей и зарплата которых завист от средней зарплаты рабочего. Помимо этого, вооруженный народ осуществляет революционное насилие над эксплуататорами.

Это и есть "диктатура пролетариата" - дикутатура большинства над меньшинством, которая противопостовляется "диктатуре буржуазии" - диктатуре меньшинства над большинством.

Как писал Ленин в "Государстве и революции" - при диктатуре пролетариата отпадает нужда в таких государственных институтах, как армия и бюррократия, так как большинству не нужно к ним прибегать для насилия над меньшинством.

При высшей стадиии коммунизма, государства не существует, так как не существует контроля над людьми - нужда в нём просто отпадает. Вместо чиновников как особой должности - каждый человек является чиновником и сам за собой ведёт учёт, при этом, осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

Для воспитанных при социализме людей - труд по мере сил является моральным долгом. Коллектвивизм (в хорошем смысле этого слова) становится частью человеческой индивидуальности.

В. Яцкевич

Во второй половине ХХ столетия возник термин “постиндустриальное общество”. Его предложили западные политологи, игнорирующие марксизм, и желающие сказать новое слово с учетом текущих достижений науки и техники. Этот термин дружно поддержали “самые верные поборники диалектического материализма” марксисты-ленинцы. Но что значит “пост” в данном случае? Социальные процессы не состоят из одной только индустриализации. Поэтому данный термин совершенно пуст, и в нем нет ни малейшей необходимости. Все то, чем его обычно наполняют, представляет собой лишь детали, причем весьма второстепенные. Авторам этого термина можно задать много вопросов, но бессмысленно спрашивать тех, кто неуверенно говорит. Вообще говорить о социальном будущем вне марксизма - невозможно.

Напротив, термины “социализм” и “коммунизм” полны глубоко содержания и прежде всего - философского. Конкретно они означают еще более высокую степень реализации Марксовой абстракции социальности. Четкой границы между социализмом и коммунизмом не существует, как не существовало ее никогда ранее, когда общество переходило от одной общественно-экономической формации к другой. Этот переход всегда был диалектическим с многочисленными противоречиями и отрицаниями, но в целом он был эволюционным, имел форму конвергенции.

В практическом плане сущность общественного прогресса выражается в Ленинском определении социализма. Вся диалектика социального развития нашла воплощение в тех делах и решениях, которые относятся к периоду Новой Экономической Политики (НЭП) истории нашей страны.

Но прежде всего необходимо отметить, что до 1921 года Ленин был сторонником экстремистского направления в марксизме. Он полностью разделял отношение Маркса к частной собственности. Однако после первых лет советской власти стала очевидной несостоятельность примитивной (ориентированной на пролетариев) трактовки социализма, которая является доминирующей в “Манифесте”.

“К весне 1921 г. выяснилось, - писал Ленин (не упоминая имени своего уважаемого учителя), - что мы потерпели поражение в попытке “штурмовым” способом, т. е. самым сокращенным, быстрым, непосредственным, перейти к социалистическим основам производства и распределения” .

В трудах Ленина в 1921-1923 гг. были существенно уточнены и конкретизированы представления о социализме. Эти представления были настолько новыми, что он говорил о коренной перемене “всей точки зрения на социализм” .

Ленин переосмыслил и Марксовы рекомендации, и весь трагизм ситауции, сложившейся после ”слома старой машины”. По его предложению была введена НЭП, которая уже не предусматривала ”уничтожение частной собственности”. Эта политика оставляла без внимания схоластический вопрос об эксплуатации человека человеком, что вполне справедливо.

По мнению Ленина нужно не “уничтожать” частную собственность, а полномасштабно использовать базирующиеся на ее основе производительные силы и в процессе этого создавать альтернативные виды собственности. Об этом он пишет в содержательной и полной глубокого смысла статье “О кооперации”.

“Мы перегнули палку, переходя к НЭПу, не в том отношении, что слишком много места уделили принципу свободной промышленности и торговли, но мы перегнули палку, переходя к НЭПу, в том отношении, что забыли думать о кооперации, что недооцениваем теперь кооперацию, что начали забывать уже о гигантском значении кооперации … ” .

Иными словами, свобода в промышленности и торговле может быть еще большей, и это не повредит делу.

“Надо ссужать кооперацию такими государственными средствами, которые хотя бы на немного, но превышали те средства, которые мы ссужаем частным предприятиям, вплоть хотя бы до тяжелой промышленности и т. д. ” .

Вот и вся борьба с частной собственностью. Коренное изменение отношения к ней Ленина очевидно. В результате этого в центре внимания оказался человек-труженник с его свободой и инициативой независимо от его социального положения и классовой принадлежности. (Классовая структура была проигнорирована, она абсолютно ничего не решала.) Это был пролетарий, крестьянин, кооператор, инженер, ученый – любой гражданин страны, предлагающий свой труд. В совокупности все они составили ”творческий потенциал народных масс”. Приняв его за основу, власть обеспечила еще более эффективное развитие страны, чем реформы Петра Столыпина. Фактором “ссуживания” государство стало непосредственно способствовать “обуржуазиванию” (выражаясь языком классиков марксизма) не только рабочих, но и крестьян. Статистическое выражение данного процесса состоит в том, что количество состоятельных (материально обеспеченных) людей на душу населения стало расти. Именно этим обеспечены все успехи НЭПа.

Ленин непосредственно не говорит о рыночных отношениях, но фактически признает их необходимость. Глубоко сознавая важность механизма спроса и предложения, он пишет, что в текущих условиях многое зависит от умения соединить революционный энтузиазм с умением торговать. “Под уменьем быть торгашом я понимаю уменье быть культурным торгашом”. Понимая, что ценральной фигурой становится рядовой российский труженник, Ленин уточняет: “Он торгует сейчас по-азиатски, а для того, чтобы уметь быть торгашом, надо торговать по-европейски” .

Тем самым косвенно признается необходимость тех механизмов и отношений в деле строительства социализма, которые были развиты в условиях капиталистического способа производства. Поскольку общественные отношения порождаются в процессе производственной деятельности людей, то культура этих отношений базируется на взаимном уважении между производителем и потребителем, поскольку в действительности каждый из них - и то, и другое. Благодаря этому данное уважение возникает прежде всего в момент обмена продуктами труда, т. е. между покупателем и продавцом, поскольку последний предлагает результат труда, являясь в сущности представителем труда. Другими словами, данное уважение (и связанная с ним культура) является составляющей отношения к труду вообще. К такому выводу приводит последовательное применение материалистического подхода.

Ленинская программа перехода к социализму предусматривала множество форм собственности от частной до государственной. Что означает понятие “государственный капитализм”? Оно означает капитализм конвергирующий в социализм, а также наиболее активную фазу этого перехода. Оценивая продолжительнось этой фазы (или эпохи), Ленин писал: “Мы можем пройти на хороший конец эту эпоху в одно-два десятилетия” .

То есть, все очень обстоятельно и серьезно. Ленинская статья “О кооперации” является уникальной подлинно научной работой о подлинном социализме. НЭП была рассчитана на построение социалистической экономики. При этом осознавалось в полной мере, что это не может быть короткий отрезок времени, как это казалось многим революционерам. Предусматривалось использование товарно-денежных отношений и материальных стимулов в полной мере.

Историк С. Кульчицкий пишет: “Ленин отказался от идеи сплошной коллективизации, лишившей колхозников частной собственности, и начал призывать к кооперированию крестьян-собственников.” . Он пишет также о том, что Ленин категорически возражал против организации государственной системы, основанной на тотальном подчинении партии.

“Социализм”, ”свобода” и “демократия” - суть различные понятия, которым соответствуют различные сущности, но первая из них не существует без двух других. “... социализм невозможен без демократии” . В соответствие с данным принципом, столь очевидным с позиций науки, во всех странах Европы социализм уже наступил. Большевики же нагло его попрали.

Социализм по Ленину “поставит большинство населения в условия, позволяющие всем без изъятия выполнять государственные функции” .

Не трудно видеть, что фактор роста количества людей, обладающих собственностью (имущих), совсем не противоречит Ленинским определениям.

Весьма важным является также то, что переход от социализма к коммунизму предполагается плавным, непрерывным. Замечательно. Но точно также переход от капитализма к социализму тоже естественно предполагать таким же. Именно так и было в историческом прошлом. И роль революций (вооруженных восстаний) во всем этом только второстепенна.

Квинтэссенция Ленинского подхода содержится в его следующем высказывании: “Социализм – это советская власть плюс электрофикация всей страны”. Трактовка данного определения не составляет проблемы. “Советская власть” – это гарант условий свободы и демократии в стране (не путать с условиями в СССР!), а под термином “электрофикация” следует иметь в виду весь научно-технический прогресс и базирующиеся на его основе производительные силы. Слово “кибернетика” в то время еще не было известно. Особо следует подчеркнуть, что об уничтожении частной собственности не упоминается. Здесь все необходимо, корректно и точно. Здесь нечего ни “добавить”, ни “убавить”.

Согласно данному определению при социализме свободы должно быть только больше, чем в царской России до событий 1917 года. А в СССР ее было явно меньше. С учетом одного только этого фактора наше советское общество не было и не могло быть социалистическим. “Диктатура пролетариата” на деле обернулась диктатурой тотального невежества, несовместимой с представлениями о свободе и демократии.

Вообще в связи с Лениным мы пережили две трагедии. Первая состоит в том, что он родился и, став взрослым, организовал пролетарскую революцию. Вторая - связана с тем, что он слишком рано умер. Он единственный человек, кто осознал сущность социализма и марксизма в целом как науки. Как только понял и осознал, утратил власть и умер. После его смерти научная теория и практика социализма закончились.