Страны мира, обладающие крупнейшими запасами основных видов полезных ископаемых. Минеральные ресурсы земли

Тема "География мировых природных ресурсов" - одна из центральных в школьном курсе географии. Что такое природные ресурсы? Какие их виды выделяются, и как они распространены по планете? Какими факторами определяется география Об этом читайте в статье.

Что такое природные ресурсы?

Крайне важна для понимания развития мировой экономики и экономик отдельных государств география мировых природных ресурсов. Понятие это можно трактовать по-разному. В самом широком смысле - это весь комплекс природных благ, необходимых человеку. В узком понимании под природными ресурсами подразумевают совокупность благ естественного происхождения, которые могут служить источниками для производства.

Природные ресурсы не просто используются в хозяйственной деятельности. Без них, по сути, невозможно существование человеческого общества как такового. Одной из важнейших и актуальных проблем современной географической науки является география мировых природных ресурсов (10 класс средней школы). Изучением этого вопроса занимаются как географы, так и экономисты.

Классификация природных ресурсов Земли

Природные ресурсы планеты классифицируют по различным критериям. Так, выделяют ресурсы исчерпаемые и неисчерпаемые, а также частично возобновляемые. По перспективности применения природные ресурсы делят на промышленные, сельскохозяйственные, энергетические, рекреационно-туристические и т. д.

Согласно генетической классификации природные ресурсы включают:

  • минеральные;
  • земельные;
  • водные;
  • лесные;
  • биологические (в том числе ресурсы Мирового океана);
  • энергетические;
  • климатические;
  • рекреационные.

Особенности планетарного распределения природных ресурсов

Какими особенностями представлена география Как они распределены по планете?

Сразу стоит отметить, что мировые природные ресурсы распределяются крайне неравномерно между государствами. Так, несколько стран (таких как Россия, США или Австралия) природа наделила широким спектром полезных ископаемых. Другим же (например, Японии или Молдове) приходится довольствоваться всего двумя-тремя видами минерального сырья.

Что касается объемов потребления, то около 70 % мировых природных ресурсов используют страны США, Канада и Япония, в которых живет не более девяти процентов населения Земли. А вот группа развивающихся государств, на долю которых приходится около 60 % общемирового населения, потребляют всего 15 % природных ресурсов планеты.

География мировых природных ресурсов неравномерна не только по отношению к полезным ископаемым. По запасам лесных, земельных, водных ресурсов страны и континенты тоже сильно отличаются друг от друга. Так, большая часть пресной воды планеты сосредоточена в ледниках Антарктики и Гренландии - регионах с минимальной заселенностью. В то же время десятки африканских государств испытывают острый

Такая столь неравномерная география мировых природных ресурсов вынуждает многие страны решать проблему их недостачи разными способами. Одни делают это с помощью активного финансирования мероприятий геологической разведки, другие внедряют новейшие технологии энергосбережения, максимально снижают материалоемкость своего производства.

Мировые природные ресурсы (минеральные) и их распределение

Минеральное сырье - это природные компоненты (вещества), которые используются человеком в производстве или для получения электроэнергии. Минеральные ресурсы имеют важное значение для экономики любого государства. В земной коре нашей планеты содержится около двух сотен полезных ископаемых. 160 из них активно добываются человеком. В зависимости от способа и сферы использования минеральные ресурсы делят на несколько видов:


Едва ли не самым главным минеральным ресурсом сегодня является нефть. Её справедливо называют «черным золотом», за нее велись (и ведутся по сей день) крупные войны. Как правило, нефть залегает вместе с сопутствующим природным газом. Главные регионы по добыче этих ресурсов в мире - это Аляска, Техас, Ближний Восток, Мексика. Еще один топливный ресурс - это уголь (каменный и бурый). Его добывают во многих странах (более чем 70-ти).

Рудные минеральные ресурсы включают в себя руды черных, цветных и благородных металлов. Геологические месторождения этих полезных ископаемых часто имеют четкую привязку к зонам кристаллических щитов - выступов фундамента платформ.

Нерудные минеральные ресурсы находят совершенно разное применение. Так, гранит и асбест используют в строительной индустрии, калийные соли - в производстве удобрений, графит - в атомной энергетике и т. д. Ниже более подробно представлена география мировых природных ресурсов. Таблица включает в себя список самых важных и востребованных полезных ископаемых.

Минеральный ресурс

Страны-лидеры по его добыче

Саудовская Аравия, Россия, Китай, США, Иран

Каменный уголь

США, Россия, Индия, Китай, Австралия

Горючий сланец

Китай, США, Эстония, Швеция, Германия

Железная руда

Россия, Китай, Украина, Бразилия, Индия

Марганцевая руда

Китай, Австралия, ЮАР, Украина, Габон

Медные руды

Чили, США, Перу, Замбия, ДР Конго

Урановые руды

Австралия, Казахстан, Канада, Нигер, Намибия

Никелевые руды

Канада, Россия, Австралия, Филиппины, Новая Каледония

Австралия, Бразилия, Индия, Китай, Гвинея

США, ЮАР, Канада, Россия, Австралия

ЮАР, Австралия, Россия, Намибия, Ботсвана

Фосфориты

США, Тунис, Марокко, Сенегал, Ирак

Франция, Греция, Норвегия, Германия, Украина

Калийная соль

Россия, Украина, Канада, Беларусь, Китай

Самородная сера

США, Мексика, Ирак, Украина, Польша

Земельные ресурсы и их география

Земельные ресурсы - одно из самых важных богатств планеты и любой страны мира. Под этим понятием подразумевают часть поверхности Земли, пригодную для жизни, строительства и ведения сельского хозяйства. Мировой земельный фонд - это около 13 миллиардов гектар площади. Он включает в себя:


Разные страны обладают разными земельными ресурсами. Некоторые имеют в своем распоряжении огромные просторы свободных земель (Россия, Украина), другие же ощущают острый дефицит свободной площади (Япония, Дания). Крайне неравномерно распределены сельскохозяйственные земли: около 60 % мировой пашни приходится на Евразию, тогда как на Австралию - всего 3 %.

Водные ресурсы и их география

Вода - самый распространенный и самый важный минерал на Земле. Именно в ней зародилась земная жизнь, и именно вода необходима каждому из живых организмов. Под водными ресурсами планеты подразумевают все поверхностные, а также подземные воды, которые используются человеком или могут быть использованы в будущем. Особенно востребованной является пресная вода. Она используется в быту, на производстве и в аграрном секторе. Максимальные запасы пресного речного стока припадают на Азию и Латинскую Америку, а минимальные - на Австралию и Африку. Причем на одной трети мировой суши проблема с пресной водой стоит особенно остро.

К самым обеспеченным странам мира по запасам пресных вод относится Бразилия, Россия, Канада, Китай и США. А вот пятерка наименее обеспеченных пресной водой государств выглядит так: Кувейт, Ливия, Саудовская Аравия, Йемен и Иордания.

Лесные ресурсы и их география

Леса часто называют «легкими» нашей планеты. И совершенно оправданно. Ведь они играют важнейшую климатообразующую, водоохранную, рекреационную роль. К лесным ресурсам относят собственно леса, а также все их полезные качества - защитные, рекреационные, лечебные и т. д.

По статистике, около 25 % земной суши покрыто лесами. Основная их часть приходится на так называемый «северный лесной пояс», включающий такие государства, как Россия, Канада, США, Швеция, Финляндия.

В таблице ниже представлены страны, которые являются лидерами по показателю лесистости своих территорий:

Процент территории, покрытой лесами

Французская Гвиана

Мозамбик

Биологические ресурсы планеты

Биологические ресурсы - это все растительные и животные организмы, которые используются человеком в различных целях. Более востребованы в современном мире именно флористические ресурсы. Всего на планете насчитывается около шести тысяч видов культурных растений. При этом лишь сто из них широко распространены по всему миру. Кроме культурных растений, человек активно разводит домашний скот и птицу, использует штаммы бактерий в сельском хозяйстве и промышленности.

Биологические ресурсы относят к типу возобновляемых. Тем не менее при современном, местами хищническом и непродуманном их использовании некоторым из них грозит уничтожение.

География мировых природных ресурсов: проблемы экологии

Современное природопользование отличается целым рядом серьезных экологических проблем. Активная добыча полезных ископаемых не только загрязняет атмосферу и почвы, но и существенно видоизменяет поверхность нашей планеты, изменяя некоторые ландшафты до неузнаваемости.

С какими словами ассоциируется современная география мировых природных ресурсов? Загрязнение, истощение, уничтожение… К сожалению, это правда. Тысячи гектаров вековых лесов ежегодно исчезает с лица нашей планеты. Браконьерство уничтожает редкие и исчезающие виды животных. Тяжелая промышленность загрязняет почвы металлами и прочими вредными веществами.

Необходимо срочно и на глобальном уровне менять концепцию поведения человека в природной среде. В противном случае будущее мировой цивилизации будет выглядеть не очень радужно.

Феномен «ресурсного проклятия»

«Парадокс изобилия», или «сырьевое проклятие», - так называется феномен в экономике, который впервые был сформулирован в 1993 году Ричардом Аути. Сущность этого явления состоит в следующем: государства, обладающие значительным природно-ресурсным потенциалом, как правило, отличаются невысоким экономическим ростом и развитием. В свою очередь, «бедные» на природные ресурсы страны достигают больших экономических успехов.

Примеров, подтверждающих данное умозаключение, действительно очень много в современном мире. Впервые о «ресурсном проклятии» стран начали говорить еще в 80-х годах прошлого века. Некоторые исследователи уже тогда прослеживали в своих трудах эту тенденцию.

Экономисты выделяют несколько основных причин, объясняющих данный феномен:

  • отсутствие желания у властей проводить эффективные и необходимые реформы;
  • развитие коррупции в на почве «легких денег»;
  • снижение конкурентоспособности других отраслей экономики, которые не так сильно «завязаны» на природных ресурсах.

Заключение

География мировых природных ресурсов отличается крайней неравномерностью. Это касается практически всех их видов - минеральных, энергетических, земельных, водных, лесных.

Некоторые государства владеют большими запасами полезных ископаемых, а вот минерально-сырьевой потенциал других стран существенно ограничен всего несколькими их видами. Правда, исключительная обеспеченность природными ресурсами не всегда гарантирует высокий уровень жизни, развитость экономики конкретного государства. Ярким примером этого являются такие страны, как Россия, Украина, Казахстан и прочие. Это явление уже даже получило свое название в экономике - «ресурсное проклятие».

Осадочные полезные ископаемые наиболее характерны для платформ, так как там располагается платформенный чехол. Преимущественно это нерудные полезные ископаемые и горючие, ведущую роль среди которых играют газ, нефть, уголь, горючие сланцы. Они образовались из накопившихся в прибрежных частях мелководных морей и в озерно-болотных условиях суши остатков растений и животных. Эти обильные органические остатки могли накопиться лишь в достаточно влажных и теплых условиях, благоприятных для пышного развития . В жарких засушливых условиях в мелководных морях и прибрежных лагунах происходило накопление солей, использующихся как сырье в .

Добыча полезных ископаемых

Существует несколько способов добычи полезных ископаемых . Во-первых, это открытый способ, при котором горные породы добываются в карьерах. Он экономически более выгоден, так как способствует получению более дешевого продукта. Однако брошенный карьер может стать причиной образования широкой сети . Шахтный способ добычи угля требует больших затрат, поэтому является более дорогостоящим. Наиболее дешевый способ добычи нефти - фонтанный, когда нефть поднимается по скважине под нефтяных газов. Распространен также насосный способ добычи. Существуют и особые способы добычи полезных ископаемых. Они называются геотехнологическими. С их помощью из недр Земли добывают руду. Делается это закачиванием горячей воды, растворов в пласты, содержащие необходимое полезное ископаемое. Другие скважины откачивают полученный раствор и отделяют ценный компонент.

Потребность в полезных ископаемых постоянно растет, увеличивается добыча минерального сырья, но полезные ископаемые - это исчерпаемые природные ресурсы, поэтому необходимо более экономно и полно расходовать их.

Для этого есть несколько путей:

  • снижение потерь полезных ископаемых при их добыче;
  • более полное извлечение из породы всех полезных компонентов;
  • комплексное использование полезных ископаемых;
  • поиск новых, более перспективных месторождений.

Таким образом, основным направлением использования полезных ископаемых на ближайшие годы должно стать не увеличение объема их добычи, а более рациональное использование.

При современных поисках полезных ископаемых необходимо использовать не только новейшую технику и чувствительные приборы, но и научный прогноз поиска месторождений, который помогает целенаправленно, на научной основе вести разведку недр. Именно благодаря подобным методам были сначала научно предсказаны, а затем открыты месторождения алмазов в Якутии. Научный прогноз опирается на знание связей и условий образования полезных ископаемых.

Краткая характеристика основных полезных ископаемых

Самый твердый из всех минералов. По составу он - чистый углерод. Встречается в россыпях и в виде вкраплений в породах. Алмазы бывают бесцветные, но встречаются и окрашенные в различные цвета. Ограненный алмаз называется бриллиантом. Его вес принято измерять в каратах (1 карат = 0,2 г). Самый крупный алмаз найден в Южной : он весил более 3000 карат. Большинство алмазов добывается в Африке (98% от добычи в капиталистическом мире). В России крупные месторождения алмазов расположены в Якутии. Прозрачные кристаллы используются для изготовления драгоценных камней. До 1430 года бриллианты считались обычными драгоценными камнями. Законодательницей моды на них стала француженка Агнесса Сорель. Непрозрачные алмазы благодаря своей твердости используются в промышленности для резания и гравировки, а также для шлифовки стекла и камня.

Мягкий ковкий металл желтого цвета, тяжелый, на воздухе не окисляется. В природе встречается главным образом в чистом виде (самородки). Самый крупный самородок, весом в 69,7 кг, был найден в Австралии.

Золото встречается и в виде россыпи - это результат выветривания и размыва месторождения, когда крупинки золота освобождаются и уносятся в , образуя россыпи. Золото испрльзуют при производстве точных приборов и различных украшений. В России золото залегает на и в . За рубежом - в Канаде, Южной Африке, . Так как в природе золото встречается в небольших количествах и добыча его связана с большими затратами, то оно и считается драгоценным металлом.

Платина (от испанского plata - серебро) - драгоценный металл от белого до серо-стального цвета. Отличается тугоплавкостью, стойкостью к химическим воздействиям и электропроводностью. Добывается главным образом в россыпях. Используется для изготовления химической посуды, в электротехнике, ювелирном и зубоврачебном деле. В России платина добывается на Урале и в Восточной Сибири. За рубежом - в Южной Африке.

Драгоценные камни (самоцветы) - минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью, прозрачностью. Они подразделяются на две группы: камни, идущие на огранку, и поделочные. К первой группе относятся алмаз, рубин, сапфир, изумруд, аметист, аквамарин. Ко второй группе - малахит, яшма, горный хрусталь. Все драгоценные камни, как правило, имеют магматическое происхождение. Однако жемчуг, янтарь, коралл - минералы органического происхождения. Драгоценные камни применяются в ювелирном деле и в технических целях.

Туфы - горные породы различного происхождения. Известковый туф - пористая горная порода, образующаяся в результате осаждения углекислого кальция из источников. Такой туф используется для получения цемента и извести. Вулканический туф - сцементированный . Туфы применяются как строительный материал. Имеет разные цвета.

Слюды - горные породы, обладающие способностью расщепляться на тончайшие слои с гладкой поверхностью; в виде примесей встречаются в осадочных породах. Различные слюды применяются как хороший электроизолятор, для изготовления окон в металлургических печах, в электро- и радиопромышленности. В России слюды добываются в Восточной Сибири, в . Промышленные разработки месторождений слюд ведутся на Украине, в США, .

Мрамор - кристаллическая горная порода, образовавшаяся в результате метаморфизма известняков. Он бывает различного цвета. Применяется мрамор как строительный материал для облицовки стен, в архитектуре и скульптуре. В России много его месторождений на Урале и Кавказе. За рубежом наибольшей известностью пользуется мрамор, добываемый в .

Асбест (греч. неугасимый) - группа волокнистых несгораемых горных пород, расщепляющихся на мягкие волокна зеленовато-желтого или почти белого цвета. Он залегает в виде жил (жила - минеральное тело, заполняющее трещину в земной коре, имеет обычно плитообразную форму, уходя по вертикали на большие глубины. Длина жил достигает двух и более километров), среди изверженных и осадочных пород. Применяется для изготовления специальных тканей (противопожарная изоляция), брезентов, огнестойких кровельных материалов, а также теплоизоляционных материалов. В России добыча асбеста ведется на Урале, в , за рубежом - в и других странах.

Асфальт (смола) - хрупкая смолистая горная порода бурого или черного цвета, представляющая собой смесь углеводородов. Асфальт легко плавится, горит коптящим пламенем, является продуктом изменения некоторых видов нефти, из которых улетучилась часть веществ. Асфальт часто пронизывает песчаники, известняки, мергель. Применяется как строительный материал для покрытия дорог, в электротехнике и резиновой промышленности, для приготовления лаков и смесей для гидроизоляции. Основные месторождения асфальта в России - район г. Ухта, за рубежом - в , во Франции, .

Апатиты - минералы, богатые фосфорными солями, зеленого, серого и других цветов; встречаются среди различных изверженных пород, местами образуя большие скопления. Апатиты в основном используются для производства фосфорных удобрений, их используют также в керамической промышленности. В России крупнейшие залежи апатитов расположены в , на . За рубежом их добывают в , Южно-Африканской Республике.

Фосфориты - осадочные горные породы, богатые соединениями фосфора, которые образуют в породе зерна или скрепляют различные минералы в плотную породу. Окраска фосфоритов темно-серая. Применяются они, как и апатиты, для получения фосфорных удобрений. В России месторождения фосфоритов распространены в Московской и Кировской областях. За рубежом их добывают в США (п-ов Флорида) и .

Алюминиевые руды - минералы и горные породы, используемые для получения алюминия. Главные алюминиевые руды - это бокситы, нефелины и алуниты.

Бокситы (название пошло от местности Бо на юге Франции) - осадочные горные породы красного или коричневого цвета. На севере залегает 1/3 их мировых запасов, и по их добыче страна входит в число ведущих государств. В России бокситы добываются в . Главным компонентом бокситов является окись алюминия.

Алуниты (название происходит от слова алун - квасцы (фр.) - минералы, в состав которых входят алюминий, калий и другие включения. Алунитовая руда может быть сырьем для получения не только алюминия, но и калийных удобрений и серной кислоты. Месторождения алунитов есть в США, Китае, на Украине, в и других странах.

Нефелины (название происходит от греческого «нефеле», что означает облако) - минералы сложного состава, серого или зеленого цветов, содержащие значительное количество алюминия. Входят в состав изверженных пород. В России нефелины добывают на и в Восточной Сибири. Алюминий, получаемый из этих руд, - мягкий металл, дает прочные сплавы, широко применяется , а также в производстве товаров домашнего обихода.

Железные руды - природные минеральные скопления, содержащие железо. Они разнообразны по минералогическому составу, количеству в них железа и различным примесям. Примеси могут быть ценными (марганцевый хром, кобальт, никель) и вредными (сера, фосфор, мышьяк). Главными являются бурый железняк, красный железняк, магнитный железняк.

Бурый железняк , или лимонит, - смесь нескольких минералов, содержащих железо с примесью глинистых веществ. Имеет бурый, желто-бурый или черный цвет. Встречается чаще всего в осадочных породах. Если руды бурого железняка - одной из наиболее распространенных железных руд - имеют содержание железа не менее 30%, то они считаются промышленными. Основные месторождения - в России (Урал, Липецкое), на Украине (), Франции (Лотарингское), на .

Красный железняк , или гематит, - минерал от красно-бурого до черного цвета, содержащий железа до 65%.

Встречается в различных горных породах в виде кристаллов и тонких пластин. Иногда образует скопления в виде твердых или землистых масс ярко-красного цвета. Основные месторождения красного железняка - в России (КМА), на Украине (Кривой Рог), США, Бразилии, Казахстане, Канаде, Швеции.

Магнитный железняк , или магнетит, - минерал черного цвета, содержащий 50-60% железа. Это высококачественная железная руда. Состоит из железа и кислорода, сильно магнитен. Встречается в виде кристаллов, вкраплений и сплошных масс. Основные месторождения - в России (Урал, КМА, Сибирь), на Украине (Кривой Рог), в Швеции и США.

Марганцевые руды - минеральные соединения, содержащие марганец, главное свойство которого - придавать стали и чугуну ковкость и твердость. Современная металлургия немыслима без марганца: выплавляется специальный сплав - ферромарганец, содержащий до 80% марганца, который применяется для выплавки высококачественной стали. Кроме этого, марганец необходим для роста и развития животных, является микроудобрением. Основные месторождения руды располагаются на Украине (Никольское), в Индии, Бразилии и Южно-Африканской Республике.

Оловянные руды - многочисленные минералы, содержащие олово. Разрабатываются оловянные руды с содержанием олова 1-2% и более. Эти руды требуют обогащения - увеличения ценного компонента и отделения пустой породы, поэтому в плавку идут руды, содержание олова в которых увеличено до 55%. Олово не окисляется, что вызвало его широкое применение в консервной промышленности. В России оловянные руды залегают в Восточной Сибири и на , а за рубежом их добывают в Индонезии, на полуострове .

Никелевые руды - минеральные соединения, содержащие никель. Он не окисляется на воздухе. Добавка никеля к сталям сильно повышает их упругость. Чистый никель применяется в машиностроении. В России его добывают на Кольском полуострове, на Урале, в Восточной Сибири; за рубежом - в Канаде, на , в Бразилии.

Урано-радиевые руды - минеральные скопления, содержащие уран. Радий - продукт радиоактивного распада урана. Содержание радия в рудах урана ничтожно мало - до 300 мг на 1 тонну руды. имеют большое значение, так как деление ядер каждого грамма урана может дать в 2 миллиона раз больше энергии, чем сжигание 1 грамма топлива, поэтому они используются в качестве топлива на АЭС для получения дешевой электроэнергии. Урано-радиевые руды добывают в России, США, Китае, Канаде, Конго, и в других странах мира.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Минеральные ресурсы распределены неравномерно - одни страны богаты самыми разнообразными ископаемыми, другие обладают лишь отдельными их видами. Во многом именно наличие минерального сырья оказывает влияние на экономическое благосостояние страны.

Россия унаследовала от СССР статус самого обеспеченного по минерально-сырьевым ресурсам государства на Земле. Российская доля в мировых запасах газа составляет газа - 32%, нефти 13%, угля - 11, свинца, кобальта, цинка, никеля, железа от 10 до 36% и так далее.

Мировые ресурсы минерального сырья и топлива

Минеральные ресурсы включают в себя:

  • нефть, природный газ, каменный уголь;
  • черные и цветные металлы;
  • прочие неметаллические ископаемые.

Запасы всех видов минерального сырья изучены в разной степени, до сих пор нет общей классификации этих полезных ископаемых.

Российская классификация предполагает четыре категории запасов по степени разведанности:

  • А - в этой категории запасы разведаны предельно точно, известны площади и границы месторождений;
  • В - в этой категории запасы изведаны приблизительно, границы не точно определены;
  • С1 - запасы в этой категории известны лишь отдаленно, расчет произведен на основе известных месторождений;
  • С2 - запасы в этой категории неизвестны, их объем лишь приблизительно определен.

В западных странах используется другая классификация:

  • известные доподлинно на основе геологоразведочных работ и находящиеся в разработке;
  • точно определенные и доступные для извлечения;
  • прогнозируемые, которые определены лишь гипотезами или научными данными.

В целом мировые запасы минеральных ресурсов оцениваются примерно в 12,5 триллионов тонн. Больше половины из них - уголь, еще треть - нефть и газ. Оставшуюся часть занимают металлы и неметаллические ископаемые.

Страны богатые ресурсами разнообразного минерального сырья

Среди стран, в которых обнаружены значительные залежи минеральных ресурсов, можно назвать:

  • Россия - добывается природный газ, нефть, уголь, железная руда и прочие (валовая ценность разведанных и предварительно оцененных запасов составляет около 28,5 трлн. долларов);
  • США - добывается уголь, нефть, газ;
  • Китай - нефть, уголь, руда;
  • Индия - уголь, руда;
  • Канада - природный газ;
  • Саудовская Аравия - нефть;
  • Норвегия - природный газ;
  • Бразилия - железная руда.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья

Отдельные страны обладают более обширными запасами минерального сырья, чем другие. Так, самые крупные запасы каменного и бурого угля располагаются в США, Китае, России, Австралии, Канаде, ЮАР, Польше, Индии. При этом в европейских странах, таких как Великобритания или Германия, залежи угля уже по большей части израсходованы, а добыча на слишком большой глубине зачастую оказывается невыгодна. Наиболее рентабельной считается добыча угля в Сибири, Австралии и Южно-африканской республике.

По запасам нефти лидирует Саудовская Аравия. Здесь находится около четверти всех мировых залежей. На втором месте Ирак и ОАЭ - в каждой из этих стран около одной десятой мирового запаса. Далее, идет Венесуэла, Россия, США и Китай.

В области природного газа признанным мировым лидером является России. В нашей стране располагается около 40% запаса газа со всего мира. В странах Западной Азии приблизительно одна третья часть запасов. Остальные залежи располагаются в Северной Африке, Северной Америке, Европе и Южной Америке.

Залежи железной руды, хотя и не являются топливом, также имеют немалое значение. Самые большие залежи этого природного ресурса располагаются в Бразилии, Австралии, России, Индии, Канаде и Швеции. Цветные металлы добываются преимущественно в Австралии, Венесуэле, Бразилии, в Новой Гвинее и на Ямайке.

Ресурсы минерального сырья и топлива

Один из самых важных показателей для минерального сырья - это его ресурс. Чем он больше, тем дольше человечество сможет использовать этот ресурс. Так, запасы угля, известные на сегодня, составляют более пяти триллионов тонн. При нынешних темпах добычи этого хватит еще на четыре сотни лет использования.

Запасы нефти гораздо ограниченнее. Разведанные залежи составляют около 140 миллиардов тонн. При сохранении темпов добычи этого может хватить лишь на 45 лет. В США собственных ресурсов хватит всего лишь на 10-12 лет, России - примерно на 22 года, а Саудовской Аравии - на 90 лет.

Запасы природного газа составляют около 150 триллионов тонн. Регулярно открываются новые залежи. Но ресурс природного газа можно сопоставить с показателями, рассчитанными для нефти. Темпы потребления позволяют предположить, что природного газа хватит еще на 40-50 лет использования.

Известные запасы железной руды составляют примерно 260 миллиардов тонн. Этого должно хватить на два с половиной века. Такие же показатели и в отношении цветных металлов. Исключение составляет медь - ее, как и нефти, хватит приблизительно на 50 лет.

Минеральные ресурсы планеты - это все полезные ископаемые, которые добывает человечество. Доступные и пригодные для промышленного использования ресурсы называют минерально-сырьевой базой. И на сегодняшний день используется свыше 200 видов минерального сырья.

Природные минералы становятся ресурсами лишь после того, как освоена их добыча и применение в промышленности, хозяйстве. Например, уголь люди стали использовать давно, но промышленное значение он получил лишь в конце XVII столетия. Нефть стали широко применять в промышленности лишь в XIX веке, а урановые руды и вовсе - только в середине прошлого столетия.

Карта минеральных ресурсов мира

(Нажмите на картинку, чтобы в разы увеличить изображение и скачать в полномасштабном размере 1600x1126 pxl)

Размещение минеральных ресурсов на планете неравномерно, и в большей степени связано с тектоническим строением. Ежегодно открываются и разрабатываются все новые залежи минералов.

Больше всего запасов содержится в горных районах. В последнее время активно ведется разработка залежей минералов на дне океанов и морей.

Виды минеральных ресурсов Земли

Единой классификации минеральных ресурсов нет. Существует достаточно условная классификация по видам использования:

Руды цветных металлов: алюминий, медь, никель, свинец, кобальт, цинк, олово, сурьма, молибден, ртуть;

Горно-химические: апатиты, соли, фосфориты, сера, бор, бром, йод;

Руды редких и драгоценных металлов: серебро, золото,

Драгоценные и поделочные камни.

Индустриальное сырье: тальк, кварц, асбест, графит, слюда;

Строительные материалы: мрамор, сланец, туф, базальт, гранит;

Существует еще одна классификация видов минеральных ресурсов:

. Жидкие (нефть, минеральные воды);

. Твердые (руды, соли, уголь, гранит, мрамор);

. Газообразные (горючие газы, метан, гелий).

Добыча и использование минеральных ресурсов в мире

Минеральные ресурсы - основа современной индустрии и научно-технического прогресса. Без них невозможно представить себе существование большинства отраслей промышленности: химической, строительной, пищевой, легкой, черной и цветной металлургии. Машиностроение с его многочисленными ответвлениями также базируется на использовании минерального сырья.

Огромное значение имеют топливные ресурсы. Они имеют осадочное происхождение и чаще всего располагаются на древних тектонических платформах. В мире 60% топливных минеральных ресурсов приходится на долю угля, 15% - природный газ, 12% - нефть. Все остальное - это доля торфа, горючих сланцев и прочих минералов.

Запасы минеральных ресурсов (по странам мира)

Соотношение разведанных запасов минеральных ресурсов и размеров их использования называют ресурсообеспеченностью страны. Чаще всего эта величина измеряется количеством лет, на которое должно хватить этих самых запасов. В мире только несколько стран, обладающих значительными запасами полезных ископаемых. Среди лидеров - Россия, США и Китай.

Крупнейшие страны по добыче угля: Россия, США и Китай. Здесь добывают 80% всего угля в мире. Больше всего угольных запасов в северном полушарии. Самые бедные углем страны находятся в Южной Америке.

Нефтеносных месторождений в мире исследовано свыше 600, еще 450 только разрабатываются. Самые богатые нефтью страны - Саудовская Аравия, Ирак, Кувейт, Россия, Иран, ОАЭ, Мексика, США.

При современных темпах добычи нефти, по предположению геологов, запасов этого топлива в уже разработанных месторождениях хватит на 45-50 лет.

Страны, которые лидируют в мире по запасам газа, это Россия, Иран, ОАЭ и Саудовская Аравия. Богатые месторождения газа обнаружены в Средней Азии, Мексике, США, Канаде и Индонезии. Мировой экономике запасов природного газа хватит лет на 80.

Все остальные минеральные ресурсы также распределены на планете весьма неравномерно. Железа больше всего добывают в России и Украине. ЮАР и Австралия богаты марганцевыми рудами. Никеля больше всего добывают в России, кобальт - в Конго и Замбии, вольфрам и молибден - в США и Канаде. Медью богаты Чили, США и Перу, в Австралии много цинка, а Китай и Индонезия лидируют по запасам олова.

Проблемы добычи и использования минеральных ресурсов

Минеральные ресурсы относятся к невозобновляемым природным запасам нашей планеты. Именно поэтому главная проблема - это истощение мировых запасов полезных ископаемых.

Чтобы рационально использовать минеральные ресурсы нашей планеты, ученые постоянно работают над совершенствованием способов добычи и переработки всех полезных ископаемых. Важно не только добыть как можно больше минерального сырья, но и использовать их по максимуму, и позаботиться о полной утилизации отходов.

(Самый большой алмазный карьер, посёлок Мирный, Якутия )

При разработке месторождений проводят целый комплекс работ, направленных на защиту окружающей среды: атмосферы, почвы, воды, растительности и животного мира.

С целью сохранения запасов минерального сырья разрабатывают синтетические материалы - аналоги, которыми можно заменить наиболее дефицитные ископаемые.

Чтобы создать потенциальные запасы минеральных ресурсов, большое внимание уделяют геологической разведке.

Урок 1 5 . Тема : География м инеральны х ресурс ов мира .

Ц ель : - актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых ; - обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства ; - охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; - развивать умение работать со статис ти ческими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование :политическая карта мира, учебник, справочники, атласы, таблицы, диаграмма.

Основные понятия : минерально-сырьевые ресурсы, топливн ое , рудн оё , нерудн ое сыоьё.

Тип урока : комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопрос ы:

Какие виды природных ресурсов вы знаете?

Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

Что такое полезные ископаемые?

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению?

На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Но в ые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развит ия : каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному

выражением академика А. Есть. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодич еская таблица Менделеева. Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровищ а земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории не возобновляемых , во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты»человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

IV. Изучение нового материала

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспечен ности . Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

1. Особенности размещения топливных, рудных и нерудных ресурсов мира

(работа по вариантам I –III, можно рядами, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу, см. раздел «Закрепление».)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и диаграммами, определите регио-

ны, страны с:

I вариант - крупнейшими запасами топливных полезных ископаемых.

II вариант - крупнейшими запасами рудных полезных ископаемых.

III вариант - важнейшими месторождениями нерудных полезных ископаемых.

    Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади су ши . Общие запасы - 15 трлн тонн, разведанные - 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралії, ФРГ, Канаде .

    Общемировые запасы нефти - 350-450 млрд тонн). Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґв и нейська залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

    Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа - 200-300 трлн куб. м (достоверные - к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

    Рудные полезные ископаемые представлены рудами черных и цветных, р едких , рассеянных, благородных металлов. Большие запасы железной руды (в мире - 800 млрд тонн, разведанные 200-250 млрд тонн) есть в России, Австралии, Бразилии, Украине, США, Канаде, Индии и др. Мировые запасы марганцевых руд составляют почти 17 млрд тонн. Более чем 90 % из них приходится на Ю А и Украину. За по-

пасами руд хрома выделяются Ю А, Зимбабве, Казахстан.

    Из руд цветных металлов наиболее распространенными являются руды алюминия (запас ы - более 70 млрд тонн). Крупнейшие месторождения алюминиевого сырья размещено в Гвинее, Бразилии, Австралии, Индии, Суринаме, России, Ямайке. Медные руды на и более распространены в Чили (90 % мировых), Замбии, ДРК, США, Канаде, Австралии.

Значительные запасы полиметаллических руд имеются в США, Канаде, Австралии, России, Казахстане, Ю А. Более 90 % оловянных руд находятся в «олов"яному поясе»: Ро с сия - Монголия - КНР - Вьетнам Таиланд - Малайзия - Индонезия - Австрал и я. На киноварь (ртутная сырье) богатые Россия, Украина, Словения, Алжир, Италия, Кыргызстан. Большинство мировых запасов золота и платины находятся

в ПА, США, Канаде, России, Австралии; урановых руд Австралии, Южной Аф-

рике, Канаде, Н и ґер ии , Бразилии, США.

    Нерудное горно-химическое сырье - апатиты, нефелины, каменная и калийная соли, сера, барий фосфориты. Значительные месторождения калийных солей в США и Канад е , Германии, России, Беларуси; апатитов - на полуостровах Лабрадор и Кольськом, фосфоритов - в Западной Африке (Марокко), на Аравийском полуострове, в США (Флорида).

    Наибольшие объемы добычи приходятся на строительные материалы , которые распространены повсюду. Запасы драгоценных и полудрагоценных камней имеют Индия, Ро с сия, Шри-Ланка, Канада и др. Значительные алмазоносні провинции расположены в Африке, России, Австралии.

2. Проблемы использования минеральных ресурсов

З .3 ада ние . Сформулируйте главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов. Предложите пути их решения.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Обобщить результаты работы вариантов.

Страны, которые имеют наибольшие запасы отдельных видов полезных ископаемых .

VI. Итог урока

VII. Домашнее задание

Проработать §__.

Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля, железных руд, алюминиевых руд, алмазов.

Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам:

«Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира », «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Уроки 15-17. Тема : География минеральных ресурсов, земельных, лесных, водных, рекреационных ресурсов и ресурсов Мирового океана.

Цели урока : - Формирование научного представления о богатстве, разнообразии и проблемах природных ресурсов.

Отработка приёмов публичного выступления;

Формирование умений и навыков отбора информации в Интернет-ресурсах.

Развитие у школьников творческих умений и навыков, формирование креативного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.

Ознакомление с использованием и проблемами мировых ресурсов.

Тип урока : урок формирования новых знаний с применением современных компьютерных технологий;

Технология: личностно-ориентированная, проблемно-исследовательская, инновационная направленность педагогической деятельности на уроках географии.

Форма урока : комбинированный.

Ценностный компонент урока : вся история человеческого общества – это история взаимодействия его с природой, с географической средой.

Оборудование : класс с интерактивным оборудованием, учебник, атласы.

Организация учебной деятельности на уроке

    Организационный этап.

    Мотивация учебной и познавательной деятельности учащихся

Учитель: С природными ресурсами и экологическими проблемами вы уже начали знакомиться в предыдущих курсах географии. Мы продолжим их изучение. Это особенно важно потому, что данная проблема – важнейшая, «дирижирующая» в современной географической науке. Она более всего связывает географию с практикой, с прогнозированием. В настоящее время в географической науке сформировались такие научные направления, как география природных ресурсов, геоэкология, медицинская, рекреационная география и др.

III .Актуализация опорных знаний

Учитель: прежде чем приступить к изучению данной темы, вспомните:

1 ) Что такое «географическая среда»? (Географической средой называется та часть земной природы, с которой человеческое общество непосредственно взаимодействует в своей жизни и производственной деятельности на данном этапе исторического развития).

2) Что такое «окружающая среда»? ( Окружа́ющая среда́» - обобщённое понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности , состоянию её локальных и глобальных и их взаимодействие с человеком . В таком значении термин используется в международных соглашениях ).

Окружающая среда - обычно рассматривается как часть , непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую (человека, животного и т. д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда - и деятельности , весь окружающий человека мир, включая и , и антропогенную среду .

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды .

3 )Что такое природные ресурсы ? (Это тела и силы природы, которые на данном уровне развития производительных сил и изученности можно использовать для удовлетворения потребностей человеческого общества в форме непосредственного участия в материальной деятельности).

4.Учитель: В свою очередь сырьевые материалы, вовлечённые в общественное производство и многократно в нём преобразованные, превращаются уже в экономические ресурсы.

IV .Изучение нового материала

Учитель . Мировые природные ресурсы играют огромную роль в жизни человека; всё, что ему необходимо в жизни, он получает благодаря добыче и переработке природных ресурсов. Они являются связующим звеном в системе “природа-общество”. Давайте вспомним, какие виды природных ресурсов вам известны? (анализ рис.25 – стр.55) – Классификация природных ресурсов.

Ученик.

1. Минеральные ресурсы.

2. Земельные ресурсы.

3. Водные ресурсы.

4. Биологические ресурсы.

5. Ресурсы Мирового океана.

6. Рекреационные ресурсы.

Самостоятельная работа : используя текст учебника – стр. 55-56 и рис.25, составить логический конспект по теме: «Классификация природных ресурсов».

Учитель: В XXI веке во взаимодействии природы и общества наступил качественно новый этап. Превращение природных ландшафтов в антропогенные – городские, горнопромышленные, сельскохозяйственные, рекреационные и т.д. – чрезвычайно ускорилось, распространяясь на всё новые пространства. Общество стало изымать из природы всё больше ресурсов и одновременно возвращать в природу всё более многочисленные отходы своей деятельности. Так возникли две взаимосвязанные проблемы: 1)Рационального использования природных ресурсов и 2)Охрана окружающей среды от загрязнения.

6. Вспомните из курса географии 9 класса: Что такое «ресурсообеспеченность»? ( это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения).

7.Это интересно знать! Подборка материалов произведена группой учащихся. Например:

По расчетам учёных, мировые общегеологические запасы минерального топлива превышают 12,5 трлн.т. Это значит, что при современном уровне добычи их может хватить на 1000 лет.

В развивающихся странах находится 90% олова и кобальта, 75% бокситов, 60% меди, более 60% нефти и т.д.

(работы представлены в виде отдельных слайдов).

Учитель : Что такое «природопользование»? (Это совокупность всех форм эксплуатации природно-ресурсного потенциала и мер по его сохранению).

Границы природопользования очень подвижны. Они учитывают все воздействия на природу – как полезные, так и вредные для человека. Отсюда и разделение природопользования на рациональное и нерациональное.

Рациональное природопользование – система деятельности, призванная обеспечить экономную эксплуатацию природных ресурсов и условий и наиболее эффективный режим их воспроизводства с учётом перспективных интересов развивающегося хозяйства и сохранения здоровья людей.

Нерациональное природопользование – система деятельности, не обеспечивающая сохранения природно-ресурсного потенциала (например, неконтролируемая вырубка леса, хищнический подход к лову рыбы и т. Д.).

По этим видам темам учащиеся получили опережающее задание: подобрать материал на сайтах Интернета и подготовить презентацию для публичной защиты.

8. Презентация на тему: «Характеристика мировых природных ресурсов».

9.По ходу рассмотрения данной презентации учащиеся заполняют таблицу:

Сделайте анализ круговой диаграммы, начертите её в тетрадях. Выводы записать.

На изучение всех видов природных ресурсов достаточно двух уроков. По мере представления презентаций, учащихся класса составляют план-конспект (п.12-14), (таблицы, схемы, опорные конспекты или др.).

V . Характер творческих работ:

Минеральные ресурсы – достаточно ли их?

Земельные ресурсы: два противоположных процесса.

Водные ресурсы суши: проблема пресной воды.

Биологические ресурсы: предотвратить оскудение!

Ресурсы Мирового океана: кладовая богатств.

Климатические и космические ресурсы – ресурсы будущего.

Рекреационные ресурсы – основа отдыха и туризма.

Учащиеся представляют свою самостоятельную творческую работу, дают пояснения и отвечают на вопросы одноклассников. Обязательно вместе с учащимися оцениваем презентацию и её представление, таким образом, ребята приобретают навыки публичного представления своих работ.

VI . Заключительные презентации на темы : «Загрязнённость окружающей среды, охрана природной среды», «Экологические проблемы человечества», пути их решения».

Учитель : В развитых странах мира важное место в системе природопользования начинает занимать мониторин г – комплекс научных, технических, технологических, организационных и других мер по обеспечению систематического контроля за состоянием и тенденциями развития природных и техногенных процессов.

Дополнительный материал:

1. Земельные ресурсы

Земельные ресурсы - земли, которые используются или могут использоваться в различных отраслях хозяйства. Относятся к восстановительным и характеризуются определенной территорией, качеством почв, климатом, рельефом, г и дролог и ч еским режимом, растительностью и тому подобное. Земельный фонд (без Антарктиды) составляет 133,9 млн кв км2, или 26,3% общей площади земного шара, в том числе: пахотные

земли (пашня, сады, плантации) - 11 %, луга и пастбища - 24 %, леса и кустарники - 31 %, малопродуктивные земли (болота, пустыни, ледники) - 30 %, антропогенн ые застройки (города, заводы, транспорт) - 3 %. Одним из важнейших показателей в земельном фонде территории является част ь пахотных земель. На Евразию приходится 59 % мировой пашни, на Северную и Центральну ю Америку - 15 %, на Африку - 15 %, на Южную Америку - 8 %, на Австралию - 3 %. 80 % мировой пашни находится в засушливой зоне. Круп ная доля пастбищ - в странах Африки (24 %) и Азии (18 %). Структура земельного фонда планеты не остается неизменной. Ежегодное сокращение с е льско хозяйственных угодий составляет более 9 млн га.

2. Водные ресурсы

К водным ресурсам относят поверхностные и подземные воды, которые испольются или могут быть использованы в хозяйстве. Реально пригодными для освоение является прежде всего воды рек, пресных озер и подземных вод неглубокого залегания - это менее 1 % ресурсов пресной воды и лишь 0,03 % всех водн ы х запасов Земли. Запасы доступной пресной воды размещены очень нер а вном е рно. Треть земли уже сейчас испытывает нехватку воды. 700 млн человек, которыеживут в 43 странах мира, страдают от постоянного дефицита воды, а более 900 млн человек не имеют доступа к источникам чистой питьевой воды.

Проблема дефицита пресной воды обусловлена прежде всего бурным развитием хозяйства. Основными потребителями пресной воды является сельское хозяйство (63 %), промышленность (27 %), коммунальное хозяйство (7 %) и транспорт. Мировое потребление пресной воды превышает 3 800 млрд м3 в год. Главными

путями преодоления проблемы является уменьшение расхода вод, водоемкости производства, внедрение новейших технологий (опреснение морской воды, транспор тирование айсбергов, территориальное перераспределение речного стока и т. п).

3. Лесные ресурсы

Лесные ресурсы - это леса определенной территории, которые используются или могут использоваться для удовлетворения любых потребностей общества. Составляются из древесных, технических, пищевых, кормовых, лекарственных ресурсов. Леса исполняют также защитные, водоохранные, оздоровительные, заповедные функции. Лесной фонд мира составляет примерно 28 % суши. Большая часть лесов сконцентрова в двух лесных поясах - северном, с преобладанием хвойных пород (про ходит через Канаду, США, Скандинавию, Россию) и южном, с лиственными породами деревьев (территории Центральной и Южной Америки, Экваториальной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии). По запасам древесины ведущие места в мире принадлежат России, Канаде, Бразилии, США, Индонезии; из африканских стран ДРК.

Ежегодно площади лесов сокращаются на 125 тыс. км2. Только за последние двести лет лесистость земной суши уменьшилось вдвое. Чтобы преодолеть проблем сокращение лесных ресурсов, предлагаются такие меры, как лесопосадки , комплексное использование древесины, замена древесины на синтетические мате-

риалы.

4. Ресурсы Мирового океана

Минеральные (нефть, природный газ, каменный уголь, соль, железо марганце вые конкреции и т. п), энергетические (механическая и тепловая энергия вод) и био ресурсы (представители растительного и животного мира океана), рекреационные и транспортн ые ресурсы. Проблема экономного использования богатств Мирового океана является общей проблемой человечества. В последние годы распространилось р а зведения некоторых видов организмов на морских плантациях и фермах (аква - и марикультур ы ).

5. Климатические ресурсы

Климатические ресурсы - неисчерпаемые природные ресурсы, что содержат солнечную энергию, влагу и энергию ветра (энергетические, сельскохозяйственные и рекреац ионные ресурсы климата). Сочетание тепла, влаги, водного режима, почв определенной территории, используемые в сельском хозяйстве, называют агроклиматическими ресурсами.

6. Рекреационные ресурсы

Рекреационные ресурсы - совокупность природных и антропогенных объектов и явлений, которые можно использовать для отдыха, лечения и туризма. Два направления - природные и социально-экономические.

Природные - морские побережья, берега рек, озер, леса, парки, горные ра й оны подобное.

Социально-экономические - памятники истории, архитектуры, этнографические элементы.

VII .Домашнее задание:

-выучить п.11-12, 13-14 (на два урока);

-повторить все ключевые слова по данной теме; подготовиться к диспуту;

-закончить оформление всех таблиц, логических конспектов, схем.

Для любознательных: подготовить творческий проект на тему: «Экологическая политика на современном этапе».

Урок 18. Тема: Практическая работа № 2. Сравнительная оценка ресурсообеспеченности 2-х отдельных стран или регионов мира.

Обобщение по темам: «География населения мира» и «География мировых природных ресурсов».

Цели : -Закрепить понятие «ресурсообеспеченность».

-Формирование умений рассчитывать ресурсообеспеченность на основе статистических данных, представлять результаты работы в различных формах (таблица, диаграмма), делать выводы на основе полученной информации.

-Развитие навыков работы с тематическими картами.

Тип урока : урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Форма урока : урок самостоятельной практической работы.

Ход урока:

    Организационный момент.

О порядке работы на уроке. Форма представления результатов работы.

    Практическая работа (выполняется в тетрадях для практической работы с печатной основой).

    Обобщение