Формирования хозяйственного комплекса украины, его структура. Территориальная структура хозяйства: основные формы и особенности
Под территориальной структурой хозяйственного комплекса понимают совокупность определенным образом взаиморазмещенных и соединенных территориальных элементов хозяйства (отдельных отраслей), которые находятся в сложном взаимодействии.
Территориальными элементами хозяйства являются промышленные пункты, центры, узлы, районы, сельскохозяйственные зоны, транспортные магистрали, социально-экономические районы и т.п.. Формируются они в результате территориального разделения и интеграции труда.
Первичным звеном производственной сферы является предприятие. Особенности предприятий, взаемозвьязки4 между ними, их размещение значительной мере определяются формами общественной организации производства. Таких форм выделяют четыре: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование.
Концентрация - это сосредоточение производства на крупных предприятиях. Рост концентрации производства происходит за счет расширения действующих предприятий, строительства новых крупных предприятий или объединения нескольких малых. Экономический эффект при этой форме организации производства обеспечивается за счет уменьшения затрат на единицу продукции, увеличение финансовых возможностей для модернизации предприятия и др.. Однако чрезмерная концентрация приводит к негативным последствиям.
Специализация - выпуск предприятием однородной продукции. По форме она может быть предметной, технологической и подетально.
Кооперирование - это организация производственных связей между предприятиями для выпуска определенной продукции. Развитая кооперирования в отраслях, производящих сложную продукцию, особенно в машиностроении.
Сочетание на одном предприятии (комбинате) нескольких производств, которые могут принадлежать к разным отраслям промышленности, называется комбинированием. Основывается оно на основе комплексной переработки исходного сырья, отходов производства или последовательной технологической обработке сырья. Комбинирования является характерным для металлургической, химической и лесной промышленности.
На размещение предприятий и учреждений хозяйственного комплекса страны влияют определенные факторы, которые предопределяют эффективное функционирование их в определенном месте, маленькие затраты на производство и транспортировку продукции. их называют факторами размещения хозяйства.
Факторы размещения группируют, выделяя среди них:
а) природные (топливный, сырьевой, водный, природных условий) х
б) технико-экономические (энергетический, технико-сырьевой, транспортный, технико-спо-живчий, экономико-географического положения, производственной инфраструктуры);
в) демографически-социальные (трудовых ресурсов, потребительский, социальной инфраструктуры).
Во сырьевым в группе природных факторов необходимо понимать природное сырье, а в группе технико-экономических - материалы, изготовленные на предприятиях (металл, пластмассу), идущих на дальнейшую переработку. Потребительский фактор в группе технико-экономических факторов касается предприятий-потребителей, а в группе демографически-социальных - население.
При анализе разных типов территориально-производственных систем (хозяйство мира, региона, страны, района и т. д.) обычно приходится иметь дело с двумя видами структур - отраслевой и территориальной. И та и другая показывает соотношение различных элементов хозяйственной системы - вещественных нетерриториальных (отрасли, предприятия, производства), и тогда речь идет о ее отраслевой (компонентной) структуре, и территориальных (регион, экономическая зона, район и т. п.), и тогда рассматривается ее территориальная (региональная) структура.
Отраслевая структура хозяйства - это совокупность его отраслей, характеризующихся определенными количественными соотношениями (состав и пропорции развития отраслей) и взаимосвязями.
Отраслевая структура хозяйства представлена отраслями материального и нематериального производства (отраслями производственной и непроизводственной сферы),
Производственную сферу образуют отрасли:
Непосредственно создающие материальный продукт (промышленность и строительство, сельское и лесное хозяйство);
Доставляющие материальный продукт потребителю (транспорт и связь);
Связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, сбыт, заготовки).
Непроизводственная сфера включает отрасли услуг (жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание населения, транспорт и связь по обслуживанию населения) и социального обслуживания (просвещение, здравоохранение, культура и искусство, наука и научное обслуживание, кредитование, финансирование и страхование, аппарат управления и др.).
Представленные основные отрасли хозяйства - промышленность, сельское хозяйство, строительная индустрия, транспорт расчленяются на так называемые укрупненные отрасли, а те, в свою очередь, - на однородные (специализированные) отрасли и виды производства (например, сельское хозяйство распадается на земледелие и животноводство; земледелие - на зерновое хозяйство, производство технических культур, овощеводство, бахчеводство, садоводство и виноградарство и т. д.; животноводство - на скотоводство, овцеводство, свиноводство, птицеводство, пчеловодство и т. д.).
В отраслевой структуре хозяйства выделяются также межотраслевые сочетания (комплексы), представленные как совокупность однородных производств в рамках одной отрасли (например, топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, транспортный комплексы), так и технологически связанные разные отрасли (например, строительный, военно-промышленный, аграрно-промышленный комплексы).
Наиболее сложной структурой среди них отличается агропромышленный комплекс (АПК), включающий три сферы деятельности:
Промышленность, производящую средства производства для сельского хозяйства (сельскохозяйственное машиностроение, производство удобрений и др.);
Собственно сельское хозяйство (отрасли земледелия и животноводства);
Отрасли по заготовке и переработке сельскохозяйственной продукции, доведению ее до потребителя (пищевая промышленность и первичные отрасли легкой промышленности, заготовительная система и элеваторно-складское хозяйство, торговля плодтоварами и общепит).
Важной составной частью хозяйства является инфраструктура, представляющая собой совокупность материальных средств по обслуживанию производства и населения.
В зависимости от выполняемых функций различают производственную, социальную и рыночную инфраструктуру.
Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и включает транспорт, связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения и устройства, коммуникации и сети (линии электропередач, нефтепроводы, газопроводы, теплотрассы, водопровод, телефонные сети и т. п.).
Социальную инфраструктуру в основном образуют отрасли жилищно-коммунального и бытового хозяйства населенных пунктов (пассажирский транспорт, сети водо- и энергоснабжения, канализация, телефонные сети, культурно-зрелищные объекты, учреждения народного образования, здравоохранения, общепита и т. п,).
Рыночная инфраструктура включает коммерческие банки, товарно-сырьевые и фондовые (операции с денежными ресурсами и ценными бумагами) биржи.
Отраслевая структура хозяйства определяется:
По удельному весу отраслей в общем, объеме производства продукции;
По численности занятых и стоимости основных производственных фондов (машин, оборудования, инструментов, производственных зданий и сооружений и т. п., используемых в материальном производстве).
Среди перечисленных основным является показатель объема произведенной продукции, позволяющий наиболее объективно судить о соотношении отраслей и их взаимосвязях.
В ходе исторического развития в отраслевой структуре мирового хозяйства происходят изменения. Как общая тенденция, сначала «первичные отрасли» (сельское хозяйство и добывающая промышленность) уступают первенство «вторичным отраслям» (обрабатывающая промышленность и строительство), затем «вторичные» - «третичным» (сфера услуг).
В современной структуре мирового хозяйства доля сферы услуг и других отраслей непроизводственной сферы (третичные отрасли) существенно возросла и уменьшилась доля производственной сферы (первичные и вторичные отрасли). В среднем в мире в непроизводственной сфере уже занято более 1/3 активного населения, а в отдельных развитых странах мира этот показатель (занятости) доходит до 50% и выше. В структуре ВВП отдельных развитых стран доля сферы услуг и того выше (60% в Германии и Японии, 70% в США).
Большие изменения в настоящее время происходят и в структуре материального производства. Они связаны, прежде всего, с изменением пропорций между промышленностью и сельским хозяйством в пользу промышленности, от развития которой зависит рост производительности труда во всех отраслях хозяйства. Удельный вес промышленности в ВВП наиболее развитых стран мира (США, Япония, Германия, Франция и др.) находится на уровне 25-35%, а сельского хозяйства составляет всего 2-3%. В новых индустриальных и постсоциалистических странах доля сельского хозяйства также неуклонно снижалась, хотя еще и относительно высока (6 -10% ВВП) 14 .
И только в развивающихся странах сельское хозяйство (его доля в ВВП составляет 30-40%) по-прежнему значительно превосходит промышленность (10-20%).
В составе промышленности продолжает снижаться доля добывающих отраслей и расти доля обрабатывающих. В последних особо высокими темпами роста выделяются новейшие наукоемкие отрасли машиностроения и химической промышленности (микроэлектроника, робототехника, органический синтез и др.).
Произошли изменения и на транспорте. В грузообороте первое место занимает морской транспорт (более 60%), а в пассажирообороте - автомобильный (около 80%). И в том и в другом виде перевозок второй - железнодорожный транспорт (соответственно 15 и 10,2%), Быстро развиваются сравнительно новые виды транспорта: воздушный и трубопроводный.
В пассажирских перевозках воздушный транспорт уже приблизился к железнодорожному (9,2%), в грузовых - трубопроводный (11,8%) также догоняет железнодорожный.
В товарной структуре мировой торговли увеличилась доля готовых изделий, машин и оборудования, уменьшилась доля сырья и продовольствия. Возросла торговля технологиями (патентами, лицензиями и т. д.).
Под территориальной структурой хозяйства понимается его деление по территориальным образованиям (таксонам). Такого рода территориальные образования разного уровня и вида (регионы, экономические зоны и районы, промышленные группировки и комплексы, центры и узлы и т. п.), как указывалось выше, являются конкретными формами территориальной организации производства (хозяйства).
В территориальной структуре современного мирового хозяйства можно выделить несколько иерархических уровней и соответствующих им видов территориальных образований.
Это, прежде всего региональный (международный) уровень, охватывающий самые крупные, самые обширные территориальные части мирового хозяйства - континенты, их отдельные части и страны. Этому уровню территориальной организации хозяйства соответствуют такие территориальные образования, как регион, субрегион, страна.
Принципы, положенные в основу выделения таких звеньев мирового хозяйства, как регион и субрегион, могут быть самые разные (историко-географические, этнические, политические, экономические и даже религиозные), а потому само деление хозяйства мира на регионы и субрегионы носит условный, в определенной мере субъективный характер.
Положение в территориальной структуре хозяйства стран мира обусловлено их участием в международном разделении труда. Собственно по этой причине и регионы, и субрегионы, как сочетания, группировки разных стран, также участвуют в международном разделении труда и существуют вполне объективно.
Регион - самое крупное территориальное образование в хозяйстве мира, составленное из нескольких (из групп) стран, расположенных на одной общей территории и объединенных рядом других признаков. В составе мирового хозяйства выделяют семь основных или главных регионов: Северную Америку, Латинскую Америку, Африку, Австралию и Океанию, Содружество Независимых Государств (СНГ), Зарубежную (по отношению к странам СНГ) Европу и Азию.
Субрегион - крупная часть региона, отличающаяся от других его составных частей своеобразием исторических, природных и экономических условий развития производительных сил, социализацией и особенностями размещения хозяйства. В пределах Европы выделяют две крупные части - Восточную (Албания, Болгария, Польша, Румыния, Словакия, Чехия, Венгрия, Латвия, Литва, Эстония, Босния и Герцеговина, Македония, Словения, Хорватия, Югославия) и Западную. Западная Европа, охватывающая территорию двадцати четырех государств, в свою очередь подразделяется на Северную (Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция), Среднюю (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Ирландия, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Франция, Швейцария) и Южную (Андорра, Ватикан, Греция, Испания, Италия, Мальта, Португалия, Сан-Марино) Европу. Таким образом, Европу подразделяют на четыре субрегиона.
Субрегионы Азии: Центральная и Восточная Азия (Китай, Республика Корея, КНДР, Монголия, Япония), Юго-Восточная Азия (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд, Филиппины), Южная Азия (Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан, Мальдивы), Западная Азия (Афганистан, Бахрейн, Израиль, Иордания, Ирак, Иран, Йемен, Катар, Кипр, Кувейт, Ливан, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия, Сирия, Турция).
Африку подразделяют на Северную (Алжир, Египет, Ливия, Мавритания, Марокко, Тунис, Зап. Сахара), Восточную (Джибути, Кения, Коморские о-ва, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мозамбик, Реюньон, Сейшельские о-ва, Сомали, Судан, Танзания, Эритрея, Эфиопия), Центральную (Ангола, Бурунди, Габон, Заир, или Демократическая республика Конго, Уганда, Центрально-Африканская Республика, Чад, Экваториальная Гвинея), Западную (Бенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Камерун, Кот-д"Ивуар, Либерия, Мали, Нигер, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того) и Южную Африку (Ботсвана, Зимбабве, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР).
Субрегионы Латинской Америки: Средняя Америка (Мексика и страны Центральной Америки и Вест-Индии - Антигуа и Барбуда, Багамские о-ва, Барбадос, Белиз, Гаити, Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминика, Доминиканская Республика, Коста-Рика, Куба, Панама, Сальвадор, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Тринидад и Тобаго, Ямайка), Андские страны (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу, Чили, Эквадор), страны бассейна Амазонки и Ла-Платы (Аргентина, Бразилия, Гайана, Парагвай, Суринам, Уругвай).
В составе региона Австралия и Океания выделяют: Австралию, Меланезию (Ванутату, Папуа-Новая Гвинея, Соломоновы о-ва, Фиджи, Западное Самоа), Полинезию (Новая Зеландия, Тонга, Тувалу, Кирибати, Маршалловы о-ва) и Микронезию (Микронезия, Науру, Палау).
Регион Северная Америка состоит из двух государств - Канады и США, а СНГ - из двенадцати (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина).
Страна - территория (местность), границы и целостность которой обусловлены суверенитетом государства, с характерными условиями развития, специализацией и структурой хозяйства.
Другой уровень территориальной структуры (организации) хозяйства мира - районный, связан с территорией каждой отдельной (конкретной) страны.
Экономический район - это географически целостная территориальная часть хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи и неразрывно связанная с другими частями общественным территориальным разделением труда.
Образование экономических районов - объективный процесс, обусловленный развитием территориального разделения труда внутри страны. Вследствие того, что его уровень в разных странах может быть разным, наблюдаются различия в территориальной структуре и организации хозяйства в каждой стране.
Различия наблюдаются также и в принципах экономического районирования, определения границ районов и пр.
В России основополагающими служат следующие принципы:
Экономический, рассматривающий район как специализированную территориальную часть единого целого народного хозяйства страны с определенным набором вспомогательных и обслуживающих производств. Согласно этому принципу, специализацию районов должны определять отрасли, в которых затраты труда и средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими. Основные контуры границ районов определяются ареалом размещения специализирующих отраслей;
Национальный и административный, предусматривающий полное соответствие выделенных районов образуемым национальным и административным объединениям (республикам, краям, областям и т. д.) в интересах укрепления их единства как целостных территориально-хозяйственных образований.
Территориальная структура (организация) хозяйства России распадается на:
макроуровень - экономическая зона, экономический район;
мезоуровенъ - область, край, республика;
микроуровень - административный район, промышленный узел, промышленный центр, промышленный пункт.
Экономические зоны - обширные территориальные образования, составленные из нескольких (группы) районов, с характерными природными и экономическими условиями развития производительных сил.
На территории Российской Федерации выделяют Западную экономическую зону, включающую районы Европейской части страны с Уралом, и Восточную, включающую районы Сибири и Дальнего Востока.
Для Западной экономической зоны характерны дефицит топливно-энергетических и водных ресурсов, высокая степень концентрации населения и экономической освоенности территории (около 80% населения и основных производственных фондов страны), в составе промышленности преобладание обрабатывающих отраслей. Для Восточной экономической зоны характерны наличие больших запасов топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, слабая заселенность и хозяйственная освоенность территории, в составе промышленности преобладание добывающих отраслей.
Экономические районы также представляют собой крупные территориальные образования, составленные из областей, краев и республик с относительно однородными условиями, с характерной направленностью развития (специализацией) хозяйства, с трудовыми и природными ресурсами, достаточными для относительно самостоятельного комплексного развития производительных сил.
В системе хозяйства России выделяют 11 крупных, или основных экономических, районов, различающихся по условиям развития экономики, специализации и структуре хозяйства: Центральный, Северо-Западный, Северный, Центрально-Черноземный, Северо-Кавказский, Волго-Вятский, Поволжский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный. Крупные районы разделены на 89 политико-административных единиц, являющихся субъектами Российской Федерации. Последние, в свою очередь, - на низовые административно-хозяйственные районы. И те, и другие в экономическом отношении являются специализированными звеньями крупных экономических районов.
Промышленный узел (промузел) - группа технологически и экономически связанных производств, компактно размещенных на небольшой территории (нескольких промцентров).
Промышленный центр (промцентр) - группа невзаимосвязанных разнородных производств (предприятий), размещенных в одном центре (большой город).
Промышленный пункт (промпункт) - территория (малый город или поселок городского типа), на которой размещается одно или более родственных предприятий (одной отрасли).
Широко распространенными в мире формами территориальной организации хозяйства являются специальные экономические зоны (СЭЗ) - территории с наиболее благоприятным режимом финансово-экономической деятельности отечественных и иностранных инвесторов. В зависимости от направления хозяйственной деятельности, поставленных экономических задач или других целей СЭЗ могут создаваться как зоны свободной торговли (свободные таможенные зоны), где осуществляются операции по складированию и обработке (упаковка, маркировка, контроль качества, простейшая доработка и т. п.) грузов внешней торговли, как промышленно-производственные зоны, где промышленные компании производят экспортную или импортозаменяющую продукцию, как торгово-производственные, сервисные, комплексные, технико-внедренческие (для разработки и внедрения новых технологий) или технополисы, транзитные, страховые, банковские, эколого-экономические зоны, туристические центры и др.
В основу отбора зональных территорий положены разные принципы: выгодное географическое положение, высокий уровень развития или дешевизна инфраструктурного обустройства, наличие значительного ресурсного (сырьевого, трудового) потенциала для дальнейшего роста и др.
В России СЭЗ получили незначительное развитие. Изначально (1990-1992 гг.) было объявлено о создании 12-13 зон. Однако в настоящее время многие из этих зон существуют формально и некоторые из них фактически уже распались. Относительно активно развиваются СЭЗ лишь в Находке, Калининградской области и Санкт-Петербурге.
Все вышеназванные территориальные образования - регионы, районы и т. д., составляют основу территориальной структуры (организации) мирового хозяйства. Именно с необходимостью их изучения связано появление (происхождение) таких дисциплин, как экономическая география, а позже - региональная география, регионалистика, регионоведение, регионология и др., которыми при всем многообразии интерпретаций содержания исследуется один и тот же объект - территориальная организация общественного производства.
Особенности отраслевой структуры мирового хозяйства
Определение 1
Мировое хозяйство это сложный комплекс национальных экономик в их взаимодействии.
В зависимости от специфики выполняемых операций или выпускаемой продукции мировое хозяйство делится на производственную и непроизводственную сферы (сферы материального и нематериального производства). Они, в свою очередь, делятся на соответствующие отраслевые комплексы, отрасли и подотрасли.
Главными составляющими производственной сферы являются промышленность, сельское хозяйство и транспорт . Более подробно мы рассмотрим отраслевую структуру мирового хозяйства параллельно с территориальной.
Территориальная структура основных отраслей мировой экономики
Основой любой экономики является топливно-энергетический комплекс. Он состоит из топливной промышленности и электроэнергетики. Топливная промышленность сегодня представлена нефтяной, газовой и угольной отраслями.
Нефтяная промышленность
разделяется на нефтедобывающую и нефтеперерабатывающую
. Переработка нефти часто происходит за пределами стран добычи. Основные залежи нефти сосредоточены на территории развивающихся стран и находятся в районе Персидского залива, на севере и западе Африки, в Индонезии, на севере Латинской Америки, в России, США, Китае и Австралии. Переработка нефти сосредоточена в развитых странах Европы и Азии, в США. Поэтому США, Япония и страны Европы выступают на мировом рынке крупнейшими импортерами нефти и газа. Но постепенно переработка нефти смещается в развивающиеся страны (как экологически «грязное» производство).
[Замечание]
США не экспортирует свою нефть, а, наоборот, закупает чужую с целью сохранения стратегически важного сырья.
- Газовая промышленность вышла на передовые рубежи уже во второй половине $ХХ$ века. Месторождения газа часто соседствуют с нефтяными. Самыми крупными экспортерами газа являются Россия, Канада, Нидерланды и Норвегия. Значительную часть газа добывают с океанического шельфа.
- Угольная промышленность является старейшей отраслью энергетики. Главными экспортерами угля выступают Австралия, США, ЮАР, Россия, Китай, Польша, Канада. Главными потребителями на угольном мировом рынке стали страны Европы, Япония и страны Латинской Америки.
- В период НТР электроэнергетика стала одной из трех ведущих отраслей экономики. Основными производителями электроэнергии являются самые развитые страны мира. Тройку лидеров производства составляют США, Китай, Япония. Преобладает производство электроэнергии на ТЭС ($75$%). ГЭС (около $20$% электроэнергии) размещены в районах рек с мощным течением или большим перепадом высот – в Норвегии, Австрии, Швеции, Бразилии. АЭС дают примерно $7$% электроэнергии. Самыми крупными долями атомной энергетики в производстве славятся Франция, Бельгия, Венгрия.
- Черная металлургия развита в США, Японии, Китае, России. Многие развитые страны Западной Европы, лидировавшие ранее в черной металлургии, «сдали» свои позиции из-за истощения своих месторождений.
- Существенно обновилась в период НТР цветная металлургия . Энергоемкое производство алюминия размещается в Китае, России, Австралии, Канаде. Производство меди сосредоточено в Чили, Индонезии, США, Японии, Канаде, России. Цветные металлы используются в самых современных отраслях машиностроения. Но на их размещение влияет экологический фактор (это – вредное производство).
Мировое машиностроение насчитывает около $70$ отраслей. Общее машиностроение , опирающееся на металлургическую базу и сырье, размещено в Приозерном районе США, в Рурском бассейне Германии, в Верхнесилезском бассейне Польши, на Урале и в северо-восточном Китае. Лидерами транспортного машиностроения являются США, Япония, Германия, Франция и Южная Корея. Авиа- и ракетостроением знамениты США, Россия, Франция, Китай. Разрабатывается ракетостроение и в КНДР.
В конце ХХ века опережающими темпами начало развиваться точное машиностроение . Наряду с традиционно высокоразвитыми странами (США, Японией, Германией), конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию на мировой рынок начали массово поставлять Китай, Индия и страны «новой индустриализации» - Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Филиппины, Индонезия, Малайзия.
Подводя итог, можно выделить три основных мировых центра машиностроения: Северная Америка (чуть более $30$% продукции), Западная Европа (около $30$%), Восточная и Юго-Восточная Азия ($20$%).
Химическая промышленность также является одной из ведущих отраслей НТР. Традиционно ведущим регионом развития химической промышленности является Западная Европа. Она дает около $40$% мировой химической продукции. Первенство здесь занимают Германия, Франция и Италия. Традиционные производства основной химии основаны на собственном сырье, а химия органического синтеза ориентируется на импортное сырье. Не уступает по значению европейской химическая промышленность США, развивающаяся на базе отходов черной металлургии Приозерья и нефти Юга. В странах Восточной и Юго-Восточной Азии (Япония, Китай, страны «новой индустриализации») быстрыми темпами развивается химия органического синтеза на импортном (за исключением Китая и Индонезии) сырье.
Главными регионами лесной промышленности остаются районы лесов нашей планеты. Выделяются здесь такие страны как США, Канада, Россия, страны Скандинавского полуострова, Бразилия.
Легкая и пищевая промышленности развиты по всему миру. Но не стоит забывать историческую тенденцию. Традиционно центрами мировой моды считаются Франция и Италия.
Сельское хозяйство – одно из древнейших видов производственной деятельности человека. В эпоху НТР оно тоже претерпело изменения. Произошла массовая механизация и автоматизация предприятий. Часть производств (первичная обработка продукции) отделилась от сельского хозяйства и стала частью легкой и пищевой промышленности. В структуре отрасли сохраняются различия по уровням развития стран. Чем более развита экономика страны, тем больше в ее сельском хозяйстве удельный вес животноводства, выше уровень интенсификации труда и меньше занято трудовых ресурсов. Специализация производства зависит от агроклиматических факторов.
Производство зерновых размещено в Китае, Индии, США, России, Канаде, Казахстане, Австралии, Аргентине. Технические культуры выращивают в США, странах Центральной Азии, Восточной Европы, Китае. Цитрусовыми славятся страны Средиземноморья.
Животноводство тоже представляет собой комплекс отраслей со своими особенностями. Разведение крупного рогатого скота процветает в Бразилии, Аргентине, США, Китае. В свиноводстве лучшие показатели имеют Китай, США, Россия. Овцеводство получило распространение в Австралии, Китае, Новой Зеландии, в странах Центральной Азии.
Без конструкционных материалов не может функционировать ни одно производство. Именно металлургия выпускает конструкционные материалы.
Факторы размещения мирового хозяйства
Как видно из сказанного выше, мировое производство размещено по территории планеты очень неравномерно. Существуют определенные правила – принципы размещения хозяйства. Главный принцип – максимализация выгоды. Поэтому на размещение производства влияют ряд обстоятельств – факторов.
- Природно-ресурсный фактор определяется наличием условий и предпосылок для развития того или иного производства (наличие сырья, условия работы).
- Фактор трудовых ресурсов влияет на объем производства и его характер. Чем больше рабочей силы и выше ее квалификация, тем сложнее производство, выше трудо- и наукоемкость процесса.
- Транспортный фактор позволяет учитывать влияние затрат на перевозку сырья, готовой продукции и рабочей силы на общую себестоимость готовой продукции.
- Наукоемкость как фактор начали учитывать в период бурного развития НТР, когда наука превратилась в мощную производственную силу. Производство многих видов продукции начало концентрироваться вокруг научных и научно-исследовательских центров.
Скопление отходов производства, характер производства, необходимость строительства новых и совершенствования старых очистных сооружений служат ограничением концентрации производства и населения в определенных районах. Этот фактор носит название экологического . Особое внимание на него стали обращать именно в последнее время, совпавшее с бурным развитие НТР.
Замечание 1
Для каждой отрасли и ее составляющих, для каждого производства имеет приоритетное значение тот или иной фактор. Добывающие отрасли размещены в районах месторождений полезных ископаемых. Переработка ориентируется на источники дешевой электроэнергии и воды, на наличие квалифицированной рабочей силы. Наиболее четко влияние факторов размещения производства проявляется в географии современного машиностроения. Эта многогранная отрасль чутко реагирует на изменение коньюктуры рынка и условий производства, на усиление влияния НТР на все сферы жизни и деятельности общества.
Современная территориальная структура хозяйства (ТСХ) Испании обладает рядом общих особенностей. Во-первых, это ярко выраженная территориальная концентрация производительных сил в отдельных районах и центрах страны. В отличие от большинства экономически развитых стран, подавляющая часть промышленного потенциала Испании сконцентрирована на относительно небольшой площади, что до известной степени сходно с характером территориальной структуры хозяйства развивающихся стран и отражает трудности индустриализации страны, трансформации ее социально-экономического пространства. Восемь промышленно наиболее развитых провинций из 50 дают 46,3% суммарной добавленной стоимости. Большинство из них выделяется относительно более богатыми природными ресурсами и их выгодными территориальными сочетаниями.
Вторая особенность ТСХ страны - тяготение экономической активности к побережьям, наблюдавшееся и в прежние исторические периоды. Но если раньше это было связано с длительной ориентацией экономики страны на колонии, то в последние десятилетия решающую роль сыграли
энергетический кризис, туристический «бум» и пр. Семь из восьми хозяйственно наиболее освоенных провинций - приморские. В 1990-х гг приморские провинции в сумме давали около 2/3 ВВП страны. Сложилась определенная, но противоречиво функционирующая «геопара» - приморские и внутренние территории, что говорит о пока еще недостаточной зрелости ТСХ Испании. Самые высокие показатели индекса хозяйственного развития имеют Мадридский, Северо-Западный Приморский, Средиземноморский регионы и Канарские острова (рис. 8).
Плотность населения в приморских провинциях примерно в два раза выше средней по стране. Здесь находится и большинство крупных городов (15 из 25 с населением более 100 тыс. жителей). Все возрастающую роль в развитии приморских провинций играет непроизводственная сфера. В перспективе рекреационные функции прибрежных провинций усилятся, В целом приморские регионы - наиболее динамичные элементы ТСХ страны.
Северо-Западный Приморский регион. Этот регион охватывает большую часть «влажной» Испании от Галисийского побережья Атлантики до Пиренеев и является экономически наиболее освоенным. Горы способствовали длительной исторической изоляции этой территории от других частей страны. Крупные месторождения угля и железа стали базой для возникновения и развития главного индустриального пояса, включающего Астурию, Кантабрию и Страну Басков. Здесь производится около 68% испанской стали. Приморское положение значительно облегчило переориентацию промышленности на импортное сырье в последние десятилетия. Бывшая окраинная Галисия в настоящее время - один из наиболее динамично промышленно развивающихся регионов страны, прежде всего на базе местных электроэнергетических и топливных ресурсов. Наличие множества рек и удобных бухт издавна способствовало развитию рыболовства, а в последние десятилетия - формированию крупных портовых комплексов на побережье Бискайского залива (Бильбао, Хихон, Сантандер).
В Басконии недалеко от границы с Францией находится Сан-Се- бастьян - один из самых красивых городов-курортов Северной Испании (у басков - Доностия), место проведения престижного кинофестиваля.
8,0-11,9 ЕЙЙД 12,0-19,9
>20,0
Индекс общего хозяйственного развития территории (lz) ? 4,0-7,9
Регионы
!а Северо-Западный Приморский регион Нб Регион Южной Месеты
16 Средиземноморский регион Ша Регион «Долина Эбро»
Ів Юго-Западный Приморский регион III6 Регион «Долина Гвадалквивира»
Па Регион Северной Месеты * Провинции, занимающие
промежуточное положение
Рис. 8. Уровни общего хозяйственного развития территории Испании (по регионам)
Прибискайские провинции - зона высокопродуктивного живот-новодства, специализирующегося прежде всего на разведении крупного рогатого скота, мясомолочного и молочного направлений. Значительную часть кормов для небольших ферм дают богатые естественные высокотравные пастбища. В горах распространены преимущественно широколиственные леса из дуба, бука и каштана, здесь же находятся предприятия по лесозаготовке и деревообработке.
Климатические условия в значительной степени определили размещение населения по территории региона. Преобладают многочисленные хуторы (caserios), мелкие деревушки по склонам гор и небольшие городки вдоль коротких, но полноводных рек.
Средиземноморский регион. Средиземноморье включает в себя нижнее течение реки Эбро, отделенное от среднего и верхнего течений не-высокими Каталонскими горами, часть Иберийских гор, обрамляющих Месету с востока, и большую часть массивной системы Кордильеры Бе- тики. Здесь выделяются природно-гетерогенный комплекс Каталонии и Валенсии, простирающийся от Восточных Пиренеев на юг до северовосточной оконечности Сьерры Бетики, естественным продолжением которой являются Балеарские острова.
Средиземноморский регион занимает 2-е место по общему уровню хозяйственного развития, освоенности территории. На Средиземноморском побережье сформировалось два крупных ППК - Барселонский и Валенсийский, с разнообразной перерабатывающей индустрией, значительным развитием высокоточных производств. Здесь выпускается более половины испанских легковых автомобилей, большая часть продукции электронной промышленности. Каталония - крупнейший центр текстильной промышленности страны. Вдоль побережья разбросано множество более мелких городов с высокой экономической активностью, которая во многом связана с индустрией туризма. Благодаря уникальной природе испанское Средиземноморье - обширная зона рекреации международного значения с высокоразвитым сервисом. Для Балеарских островов это главная отрасль хозяйства.
На узкой, но очень плодородной прибрежной полосе расположена зона высокопродуктивного и разнообразного субтропического растениеводства. Кроме олив здесь выращиваются миндаль, рожковое дерево, а на орошаемых землях - апельсины и другие цитрусовые. Разнообразие агроклиматических ресурсов и возможности морской торговли стали предпосылками формирования средиземноморской поликультуры, продукция которой является важной статьей испанского экспорта, прежде всего в страны ЕС умеренного пояса. Каталония традиционно славится в Испании высокой коммерческой активностью.
Плотность населения в Средиземноморском регионе - самая высокая в стране (158,3 человек/км2). Южнее климат становится все более жарким и сухим и в Альмерии, Аликанте и Мурсии достигает максимума аридности не только для Испании, но и для всей Европы (количество осадков менее 300 мм/год). Это обусловило концентрацию населения вокруг оросительных систем, а также длительную миграцию населения из этих провинций.
Юго-Западный Приморский регион. Три провинции Андалусии - Кадис, Севилья и Уэльва - со времен Великих географических открытий занимают исключительно выгодное стратегическое положение - отсюда начинаются кратчайшие морские пути из Европы в Новый Свет. Провинции расположены на расширении Андалусской низменности по обоим берегам Гвадалквивира в его нижнем течении. Эта территория с плодородными почвами и мягким океаническим климатом благоприятна для выращивания фруктов и винограда.
Исторический центр региона - Севилья. Великолепный по красоте город - памятник былого величия. Сегодня он значительно уступает по своему промышленному потенциалу многим городам Испании. Гордость современной Севильи - огромный выставочный центр, построенный для всемирной выставки 1992 г. В провинции Севилья сформировалась одна из важнейших в стране зон по переработке сельскохозяйственной продукции.
Важная отрасль специализации хозяйства региона - рыболовство (добыча сардины, анчоусов, морских моллюсков) и рыбоконсервное производство. Гидрологические особенности Атлантики (менее резкие, чем в Средиземном море, годовые амплитуды температуры, меньшая соленость) благоприятствуют развитию планктона - основы рыбного богатства. Продуктивность рыбной ловли здесь более чем в 10 раз выше, чем в Средиземном море. Главные рыболовные порты - Альге- сирас и Уэльва.
Наиболее индустриально развита провинция Кадис, прежде всего благодаря близости Гибралтара и главного нефтяного пути в Европу. Центр провинции - крупный промышленный порт Кадис, занимающий ключевое положение в морских связях Испании с Америкой и Африкой. Грузооборот порта превышает 1 млн т/год. Здесь расположены крупные судоверфи, военно-морская база. В Уэльве, до последнего времени экономически значительно отстававшей от двух других провинций региона, быстро развивается химическая промышленность на базе импортной нефти и местных пиритов. Плотность населения здесь в полтора раза ниже средней по стране, а в провинции Кадис в два раза превышает ее (44,4 и 148,2 чел./км2 соответственно).
Мадрид (около 5 млн жителей) занимает особое место в территориальной структуре хозяйства Испании. Перенесение Филиппом И столицы государства в Мадрид привело к формированию крупного центра - не только экономического, но и политико-административного, культурного, научного и учебного. Мадридская промышленно-город- ская агломерация, резко контрастирующая с окружающими территориями, имеет диаметр более 100 км, здесь размещена большая часть промышленных предприятий региона. По уровню получаемой суммарной добавленной стоимости мадридский административный регион - лидер страны (более 50 млрд долл. в год в начале 1990-х гг.).
Мадридская промышленно-городская агломерация до настоящего времени в значительной степени остается оторванной от побережий, в том числе в системе внутриотраслевого разделения труда. Это наложило отпечаток на особенности формирования инфраструктуры страны, порайонную дифференциацию развития экономического потенциала и на ТСХ в целом. «Анклавное» положение столичного региона - одна из самых ярких черт территориальной структуры испанского хозяйства. Для преодоления инерционных последствий экономико-географического положения столичного региона, тормозящего прогрессивное развитие страны, стимулируется формирование четырех инфраструктурных ли-ний: Мадрид - Сарагоса - Барселона, Мадрид - Бургос - Бильбао, Мадрид - Валенсия и Мадрид - Севилья. Эти инфраструктурные жгуты (термин И.М. Маергойза) могут стать «опорным каркасом» меняющейся географии обрабатывающей промышленности страны.
В Испании, отгороженной от Западной Европы Пиренеями, наблюдается тяготение экономической активности к выходам в центральную часть общеевропейского экономического пространства, прежде всего к западной и восточной оконечностям Пиренейских гор (Прибискайская и Каталонская промышленные зоны). Полоса Мадрид - Сарагоса - Бар-селона представляет собой важную и наиболее динамичную экономическую ось страны. Она формируется по типу полимагистральных коридоров и обеспечена железнодорожным сообщением, нефте- и газопроводами, линией электропередач. Ее значение возрастет с вводом в действие скоростной железнодорожной магистрали Париж - Барселона с европейской колеей (в Испании, как и в России, - более широкая колея). Вторая бы- строразвивающаяся полоса - от Мадрида в сторону Прибискайской экономической зоны вдоль инфраструктурной линии Мадрид - Бильбао. Она также представлена полимагистралью - электрифицированной железной дорогой, нефте- и газопроводами, серией мощных ЛЭП.
По решению и при финансовой поддержке ЕС построена новая скоростная автомагистраль Андай - Мадрид, а также мощный газо-
провод Лак - Серрабло для получения газа из Европы. В целом примыкающий к югу Франции треугольник Мадрид - Барселона - Бильбао в настоящее время является хозяйственно наиболее освоенной зоной испанской территории. В перспективе возможно его примыкание к формирующемуся межгосударственному экономическому макрорегиону «Солнечный треугольник» (Мюнхен - Милан - Барселона).
Одна из серьезнейших проблем испанского хозяйства - наличие обширных внутренних экономически депрессивных зон, где индекс общего хозяйственного развития не превышает 7,9 (см. рис. 8). К ним относится большинство провинций Старой и Новой Кастилии, занимающих почти половину территории страны. Несмотря на то что Me- сета стала ядром единого Испанского государства, в течение веков она была самой экономически отсталой частью страны. В отличие от индустриализированной периферии, этот регион - преимущественно сельскохозяйственный. Однако из-за изоляции от океанических ветров и общей приподнятости территории здесь часты резкие понижения температуры зимой, в силу чего Месета относится к зоне рискованного земледелия. Поэтому доля более стойких зерновых культур в сельскохозяйственных площадях здесь значительно выше, чем посадок олив и винограда, особенно в провинциях Северной Месеты.
Регион Северной Месеты. Северная Месета - главная житница страны. Равнины, покрытые до середины XIX в. склерофильными климаксовыми дубравами, в настоящее время заняты в основном полями пшеницы (80% сельскохозяйственных земель), которые дают четверть урожая зерна страны. Холодная и длительная для Средиземноморья зима на позволяет выращивать маслины, посадки которых занимают всего 0,3% сельскохозяйственных земель, сильно ограничивает виноградарство (5%). Только в восточных долинах верховий Дуэро и частично на юге с более мягкой зимой есть небольшие оливковые рощи и виноградники, в основном на относительно крутых склонах, непригодных для возделывания зерновых.
Несмотря на наличие разветвленной речной сети геологические условия территории, представляющей собой древнее антиклинальное поднятие, пронизанное гранитами, сильно затрудняют широкое использование орошения. На его развитие здесь требуется в несколько раз больше капитальных вложений, чем на востоке или юге страны. Орошаемые земли занимают только 5% сельскохозяйственных земель. Они заняты в основном сахарной свеклой, картофелем, а также разнообразными овощами. Глав-ные заводы по переработке сахара размещены в провинции Вальядолид.
Индустрия в провинциях Северной Месеты развита слабо. Локальные индустриальные очаги созданы в Вальядолиде, Бургосе, Валенсии, Саморе, а также в Саламанке - старейшем университетском
центре Испании. Среди факторов, благоприятных для ее развития (положение между северной индустриальной зоной и столичным регионом, избыток дешевой рабочей силы, развитая транспортная сеть), - хорошая энергообеспеченность региона. На реке Дуэро построено шесть ГЭС общей мощностью более 400 тыс. кВт.
В целом Северная Месета - один из наименее экономически развитых регионов. Его 11 провинций сообща дают суммарной добавленной стоимости чуть больше, чем три провинции Юго-Западного Приморского региона. Уровень урбанизации регион имеет низкий: только 23,6% жителей живет в городах с населением более 10 тыс. человек. Почти половина работающих занята в коммерции. Сельское население размещено в хуторах и небольших городах, расположенных вокруг средневековых замков.
Регион Южной Месеты. Обширная Южная Месета занимает почти треть территории полуостровной Испании (128,8 тыс. км2, или 31% территории). В среднем она находится примерно на 100 м выше, чем Северная, и имеет более пересеченный рельеф. Две крупные реки - Тахо и Гвадиана отличаются меньшими, чем Дуэро, сезонными и годовыми амплитудами колебаний уровня воды, более спокойным течени-ем, что связано с особенностями режима питания. Климат близок к Северной Месете, однако зима более короткая и мягкая, а лето жаркое и длинное. Осадков выпадает в среднем 300-400 мм/год с максимумом в марте и ноябре. Некогда северная и западная части Южной Ме-сеты, как и Северная, были заняты коренными дубравами, более аридная восточная и южная - степями. И те и другие в настоящее время практически полностью превращены в сельскохозяйственные угодья.
Так же как и Северная, Южная Месета представляет собой преимущественно аграрный регион. Благодаря более благоприятному климату Южной Месеты в средиземноморской триаде доля маслин и винограда значительно выше, чем пшеницы. На орошаемых землях наряду с сахарной свеклой выращивают табак, хлопок и рис, а также кукурузу и другие культуры, ставшие кормовой базой крупных высокопродуктивных животноводческих хозяйств. Значительные площади заняты зимними пастбищами для овец. Провинция Бадахос занимает 1-е место в стране по поголовью овец (более 1,5 млн голов в 1990-х гг.). Это главная зона тонкорунного овцеводства страны.
К значимым индустриальным центрам Южной Месеты можно отнести провинцию Сьюдад Реаль, где развивается промышленный комплекс на базе каменноугольного месторождения Пуэртольяно в предгорьях Сьерры Морены, а также до недавнего времени разрабатывалось крупнейшее месторождение ртути в Альмадене. В размещении населе-
ния наблюдается четкое увеличение числа жителей в крупных населенных пунктах с севера на юг Месеты. На юге преобладают крупные поселки и города с населением около 10 тыс. жителей и выше.
Несколько более высокий уровень хозяйственного развития имеют регионы «Долина Эбро» и «Долина Гвадалквивира». Провинции, расположенные в долинах рек Эбро и Гвадалквивир, обладают рядом общих природных особенностей: здесь многочисленные межгорные долины спускаются к общей долине реки, литология, климатические условия, высотная поясность исключительно разнообразны, в поймах и на надпойменных террасах распространены плодородные почвы.
Регион «Долина Эбро». Провинции, расположенные между высокими Пиренеями и Иберийскими горами, образуют географическое единство, издревле известное в Испании под названием «Valle del ЕЬго». Вдоль р. Эбро проходит экономическая ось региона с основным промышленным фокусом в Сарагосе. Развитие индустрии стимулировали имеющиеся здесь крупные энергетические ресурсы (гидроэнергетические ресурсы Пиренеев и лигниты). В настоящее время регион дает пятую часть электроэнергии страны. «Долина Эбро» - традиционно важный сельскохозяйственный регион страны, хотя закрытость долины для североатлантических циклонов и господство в летний период сухих и жарких южных ветров bochomo осложняют сельскохозяйственное использование. Существенное значение для развития сельского хозяйства имеют крупные оросительные системы. В пяти провинциях «Долины Эбро» сосредоточено 20% орошаемых земель страны (360,5 тыс. га). На склонах гор находятся обширные пастбища (здесь сосредоточено 16,5% поголовья овец шерстяного направления).
Очень низкая плотность населения в горах компенсируется очагами высокой плотности в долине. В целом же плотность населения здесь примерно вдвое ниже средней по стране.
Регион «Долина Гвадалквивира>>. Общее устройство региона, в целом сходное с «Долиной Эбро», имеет ряд особенностей. Жаркий, но благоприятный для сельского хозяйства климат, прежде всего в силу смягчающего действия атлантических ветров со стороны Кддисского залива (осадки - около 550 мм/год) способствовал развитию высокопродуктивного и разнообразного растениеводства. В провинциях Кордова и Хаэн размещено около половины площадей посадок маслин. Большие площади заняты хлопчатником и цитрусовыми. На базе крупных месторождений полиметаллических руд в горах Сьерра Морена и Кордильера Бетика формируется Южный индустриальный пояс с крупными индустриальными центрами: Кордова, Хаэн, Дос-Эрманос, Линарес, Мендистар. Однако в целом этот регион пока относится к индустриально слаборазвитым. Одно из серьезных препятствий его развития - дефицит энергоресурсов.
Для региона характерна концентрация населения в городах и крупных сельских поселках. В провинции Кордова более половины жителей размещено в населенных пунктах с численностью населения более 10 тыс. человек, что существенно выше, чем в других провинциях Андалусии. Значительная часть жителей городов занята в сельском хозяйстве, что характерно для субтропических стран и районов с сельскохозяйственной специализацией.
Территориальная структура – это конкретное распределение социально-экономических объектов по территории региона и совокупность устойчивых связей между ними, реализация которых заключается в преодолении пространства посредством сокращения пространственных затрат.
Для характеристики географии хозяйства - как мира, так и отдельных стран - применяются разные термины: размещение производства (производительных сил), территориальная организация и др. Но для экономической и социальной географии особенно важно понятие о территориальной структуре хозяйства.
Территориальная структура хозяйства (ТСХ) - это совокупность определенным образом взаиморасположенных территориальных элементов, находящихся в сложном взаимодействии друг с другом. В качестве таких элементов выступают крупные городские агломерации, промышленные районы, рекреационные зоны, основные транспортные магистрали, которые в первую рубежная Европа, Северная Америка, основные транспортные магистрали, которые в первую очередь определяют географический рисунок расселения населения и его хозяйственной деятельности. Этот рисунок может быть моноцентрическим (одноцентровым), полицентрическим (многоцентровым) или смешанным.
В экономически развитых странах на протяжении длительного времени сформировалась территориальная структура хозяйства, отличающаяся высоким уровнем "зрелости". Это значит, что их территория насыщена промышленными районами и центрами, городскими агломерациями, транспортными узлами и магистралями, районами интенсивного сельского хозяйства, рекреации и туризма, технологическими парками, образующими своего рода опорный каркас всей территориальной структуры. В этих странах сложилась система экономических районов четырех основных типов.
Во-первых, это высокоразвитые районы, отличающиеся динамичным развитием. Они имеют наиболее благоприятные условия для притяжения наукоемких отраслей промышленности, науки и научного обслуживания, непроизводственной сферы. В этих районах находятся штаб-квартиры крупнейших фирм, и происходит, как говорят, "принятие решений".
Штат Калифорния в США - самый большой в стране и по населению, и по экономической мощи. Если рассматривать его как своего рода "государство в государстве", то по размерам своего ВВП он уступает только нескольким самым развитым странам мира, а по душевому ВВП занимает первое место. Калифорния - район сосредоточения самых наукоемких отраслей.
Во-вторых, это старопромышленные районы, которые возникли, как правило, еще в эпоху промышленных переворотов прошлого. Для них обычно характерны такие старые отрасли, как каменноугольная, железорудная, судостроение, текстильная промышленность, т. е. обычные, рядовые производства преобладают над наукоемкими. Больше всего старопромышленных районов на родине промышленных переворотов - в Западной Европе.
В-третьих, это аграрные районы, вообще слабо затронутые индустриализацией, не говоря уже о постиндустриальном развитии.
В-четвертых, это районы нового освоения, зачастую труднодоступные и малообжитые из-за экстремальных природных условий, но богатые разнообразными природными ресурсами. Достижения НТР в области техники и технологии сделали возможным освоение и таких районов.
К числу главных районов нового освоения относятся Север Канады и Аляска, центральная, северная и западная части Австралии, Амазония в Южной Америке, Сибирь и Дальний Восток в России.
В экономически развитых странах сохраняются территориальные диспропорции между более передовыми и более отсталыми районами, но они постепенно сглаживаются. А географический рисунок расселения и хозяйства, опорный каркас их территории усложняются.
В развивающихся странах географический
рисунок расселения и хозяйства во многом
другой. Основные черты территориальной
структуры хозяйства стран Азии, Африки и
Латинской Америки сложились еще в тот
период, когда они находились в колониальной
или полуколониальной зависимости. И теперь
еще так называемый колониальный тип
территориальной структуры сохраняется во
многих из них. Для него характерен
значительно более низкий уровень "зрелости"
- насыщенности промышленными и
сельскохозяйственными районами,
транспортными магистралями, сильная
разобщенность отдельных частей, своего
рода очаговое использование территории. И в
то же время территориальная концентрация
производства и населения в большинстве
этих стран значительно выше, чем в
экономически развитых.
Как показали исследования ученых-географов,
роль главного центра, "фокуса" всей
территории в развивающейся стране обычно
выполняет ее столица, нередко
приобретающая даже чрезмерное,
гипертрофированное развитие и подавляющая
рост других городов. В приморских странах
столица обычно служит и главными морскими
воротами.
В Буэнос-Айресе сконцентрированы 1/3 населения Аргентины и более 1/2 ее промышленного производства. По числу жителей он превосходит следующий город страны в 12 раз. Буэнос-Айрес - главный морской порт Аргентины.
В некоторых случаях роль "экономической столицы" страны может играть и не столичный город. Таковы, например, Бомбей и Калькутта в Индии, Сан-Паулу в Бразилии, Касабланка в Марокко. Территория, примыкающая к таким городам, обычно образует наиболее развитый район страны, нередко со значительной промышленностью, активно участвующий в международной торговле.
Роль вспомогательных центров ("фокусов") территории могут выполнять также районы экспортной специализации. Это районы либо горнодобывающей промышленности, либо плантационного сельского хозяйства. Они сравнительно мало связаны с окружающей территорией и вывозят свою продукцию на мировой рынок через столичный или другой специализированный порт.
Роль же периферии играют обширные внутренние территории с преобладанием традиционного потребительского сельского хозяйства. Это главные районы "выталкивания" избыточного населения в столицу и крупные портовые города, на плантации и рудники. Не случайно в литературе их нередко именуют "внутренними колониями".
"Две страны в одной стране" - это выражение, пожалуй, наилучшим образом характеризует основную особенность географического рисунка большинства развивающихся стран. Мир больших городов как бы противостоит в них остальной территории.
Сравнение территориальной структуры экономически развитых и развивающихся стран.