Гос бюджет российской федерации. Дефицит сохранится

К 2019 году правительство планирует сократить дефицит бюджета до 1,2% ВВП (с ожидаемых 3,9% в 2016-м), не прибегая к повышению налогов и увеличению пенсионного возраста. На фото: премьер-министр Дмитрий Медведев (слева) и министр финансов Антон Силуанов (Фото: Dmitry Astakhov/Sputnik/AP)

После однолетнего бюджета 2016 года правительство решило вернуться к трехлетнему циклу — Минфин считает, что только так можно последовательно и предсказуемо выправить накопленные дисбалансы бюджетной системы. По итогам 2016 года дефицит бюджета может достигнуть 3,9% ВВП, что станет крупнейшим разрывом за шесть лет. Минфин хочет сократить его до 1,2% к концу 2019 года. Возвращение к трехлетнему бюджетному циклу — «может быть, <...> и рановато для сегодняшних условий», признался в среду президент Владимир Путин, выступая на форуме «ВТБ Капитала» «Россия зовет». «Но все-таки определенная доля здорового оптимизма у правительства присутствует, и, безусловно, я его даже поддерживаю», — сказал президент.

Когда будет утвержден бюджет?

Правительство рассмотрит проект трехлетнего бюджета на заседании в четверг, 13 октября. Он должен еще пройти согласование Министерства экономического развития. Проект поступил в Минэкономразвития в среду, «документ прорабатывается», сказала РБК представитель министерства.

Правительство планирует внести проект трехлетнего бюджета в Госдуму 28 октября, сообщил в среду министр финансов Антон Силуанов. К тому времени он вполне может быть скорректирован, правки наверняка будут вноситься и в ходе прохождения через Думу.


Каковы основные параметры бюджета?

Доходы в 2017 году окажутся в номинальном выражении практически на уровне текущего года — 13,44 трлн руб. (см. таблицу ). В реальном выражении с учетом инфляции они продолжат сокращаться. Правда, к 2019 году Минфин ожидает роста доходной части до 14,8 трлн руб. — в номинальном выражении это будет исторический максимум. Однако, во-первых, этот планируемый рост отчасти обусловлен слабым рублем, закладываемым в бюджет на 2019 год (71,1 руб. за доллар), тогда как цена на нефть прогнозируется на все три года на уровне $40 за баррель. Во-вторых, доходы бюджета в отношении к ВВП будут снижаться каждый год и в 2019 году упадут до 15% (по сравнению с более 19% ВВП в 2012 году).

Общий объем расходов на 2017 год предложен в размере 16,18 трлн руб., на последующие два года — уже чуть меньше 16 трлн руб. Единственный путь бюджетной консолидации — это сокращение расходов, сказал в среду Силуанов на форуме «Россия зовет». Но получается, что Минфин все-таки больше рассчитывает на рост доходов, чем на экономию в расходах. По сравнению с оценкой ожидаемого исполнения бюджета 2016 года доходная часть к 2019 году возрастает более чем на 1,4 трлн руб., а расходная сокращается на 670 млрд руб. При этом нужно учитывать высокую базу расходов в 2016 году: на финише однолетнего бюджета Минфин решил увеличить расходы с 16,1 трлн до 16,4 трлн руб., а с учетом ожидаемых изменений в так называемой сводной бюджетной росписи, которые не нужно проводить через поправки в закон, — до 16,63 трлн руб.

В результате дефицит бюджета в 2017 году составит 2,74 трлн руб., или 3,16% ВВП, следует из законопроекта. В поправках к бюджету 2016 года, внесенных на этой неделе в Госдуму, Минфин предлагает прописать дефицит в 3,03 трлн руб., но ожидает, что по факту разрыв окажется больше — 3,26 трлн руб. То есть в следующем году бюджетный дефицит может сократиться сразу на 16%.

В 2018 году дефицит бюджета, согласно проекту Минфина, сократится до 2,2% ВВП, а в 2019-м — до 1,2% ВВП.


Дополнительные доходы получится привлечь и без налоговых реформ или повышения пенсионного возраста. «Идеология правительства — не увеличивать налоги», — сказал Силуанов в среду; напротив, возможны изменения с точки зрения облегчения для бизнеса доли прямых налогов. Серьезный рост доходов, на который рассчитывает Минфин, реалистичен, считает профессор кафедры экономики и финансов общественного сектора РАНХиГС Людмила Пронина. Во-первых, это доход от НДПИ (Минфин подсчитал его на уровне 300 млрд руб. на 2017 год и по 200 млрд в последующие два года), второе — повышение акцизов, а затем в 2019 году вероятно повышение налогов за счет непопулярных мер, говорит Пронина.

Как Минфин собирается финансировать дефицит на трехлетку?

В отличие от 2016 года, когда дефицит на две трети финансируется за счет Резервного фонда, в 2017-2019 годах Минфин предлагает изменить структуру финансирования дефицита в сторону меньшего использования суверенных фондов и большего использования заемных средств. Занимать на внутреннем рынке предлагается по 1,05 трлн руб. каждый год (чистый объем заимствований). Это вдвое больше, чем Минфин планирует занять в 2016 году. Учитывая необходимость погашения в 2017 году госбумаг на 829 млрд руб., Минфину понадобится разместить ОФЗ на сумму почти 1,9 трлн руб.

Из Резервного фонда в 2017 году планируется забрать на финансирование дефицита 1,15 трлн руб., и это значит, что Резервный фонд будет полностью исчерпан. Придется задействовать Фонд национального благосостояния (ФНБ), из которого Минфин хочет потратить 660 млрд руб. в 2017 году. Пик расходования ФНБ придется на 2018 год — 1,14 трлн руб. В результате к концу бюджетной трехлетки в ФНБ останется около 3 трлн руб. (сейчас в нем 4,6 трлн руб.). Пополняться суверенные фонды в этот период не будут — действие бюджетного правила приостановлено до 1 февраля 2020 года.

На 2017 год Минфин устанавливает планку по внешним заимствованиям в $7 млрд, как это было в докризисные годы. Ранее Антон Силуанов объяснял, что в принципе бюджет может обойтись без внешних займов, но нужно поддерживать ликвидность суверенных евробондов. По сути Минфин в 2017 году рефинансирует истекающий долг — к погашению запланированы бумаги на $7,3 млрд. В 2018 и 2019 годах планируется занимать по $3 млрд. Строго говоря, указанные цифры на 2017-2019 годы необязательно предполагают заимствования на зарубежных рынках — это могут быть и займы на российском рынке в иностранной валюте.

Не опасен ли такой объем заимствований?

Правительство будет наращивать объем внутренних заимствований, заявил в среду Силуанов на форуме «ВТБ Капитала». Но делать это, по его словам, нужно осторожно — важно не перегнуть палку, чтобы инвесторы не начали требовать более коротких бумаг и высоких ставок.

Объем совокупного госдолга к концу 2019 года вырастет до 16,6 трлн руб., или 16,8% ВВП (по сравнению с 15% ВВП по итогам текущего года). В 2017 году Минфин планирует разместить на внутреннем рынке бумаги на 1,88 трлн руб. (в 2018 году — 1,6 трлн руб., а в 2019 году — 1,7 трлн). Если геополитические факторы не будут оказывать негативного влияния на финансовые рынки, то, при том что Минфин разместит 1,9 трлн руб., «они совершенно спокойно получат более низкую доходность, которая может оказаться на уровне 7% уже к концу года», говорит главный экономист «ПФ Капитал» Евгений Надоршин. По сравнению с объемом российского ВВП 1,9 трлн руб. это немного, долг «совершенно спокойно» можно удвоить в течение пяти лет, не создав на рынке никаких проблем, считает экономист.

В целом в предстоящем периоде объем госдолга РФ «сохранится на безопасном уровне менее 20% ВВП», отмечается в пояснительной записке к проекту бюджета (есть у РБК).

Сколько расходов засекретят?

Открытая часть бюджетных расходов на 2017 год составляет 13,31 трлн руб. Это значит, что около 18% всех расходов будет засекречено (примерно такая же доля будет приходиться на закрытые расходы и в 2018-2019 годах). Это меньше, чем в 2016 году, по итогам которого уровень закрытости расходов превысит 22% (постсоветский максимум). Более 500 млрд руб. в предстоящие три года Минфин направит​ на «отдельные субсидии» компаниям и организациям, а также на «отдельные межбюджетные трансферты» региональным бюджетам по засекреченным статьям бюджета, следует из законопроекта.

В разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить в следующем году на социальную политику — 5,08 трлн руб. (см. таблицу ). По разделу «Национальная экономика» планируются ассигнования на сумму почти 2,3 трлн руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 950 млрд руб., а с учетом секретных расходов — 2,84 трлн руб. Это на 27% меньше, чем планируется выделить на национальную оборону за 2016 год.

При участии Светланы Бочаровой

Ежегодно правительство Российской Федерации разрабатывает и принимает федеральный бюджет. 24 ноября 2017 года Государственной Думой был принят Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 362-ФЗ “О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов”, главный документ страны, регламентирующий принципы распределения денежных средств, описывающий направления экономического развития государства.

В документе зафиксированы планируемые доходы, и прописаны обязательные статьи расходов. Основная характеристика нового бюджета состоит в еще большем урезании государственных трат, которые всё равно остаются выше доходов.

Общие параметры бюджета РФ на 2018 год

С 2006 года федеральный бюджет в России планируется на трехлетний период. Это правило было нарушено при создании документа на 2008 и 2016 годы, ввиду пика кризисов. Нынешний закон снова предполагает трехлетний план государственного бюджета. На 2017, 2018 и 2019 годы распространяются одинаковые цели и тенденции: с каждым годом сокращение доли дефицита и снижение показателя инфляции путем сокращения расходов.

В текущем проекте дефицит федерального бюджета в 2018 году сокращен до 1,271 трлн руб. (ранее – 1,332 трлн руб.), в 2019 году – до 819,1 млрд руб. (с 867 млрд руб), в 2020 году – до 870 млрд руб. (с 960 млрд руб.).

Доходы бюджета в 2018 году составят 15,257 трлн рублей (ранее – 15,182 трлн руб.), в 2019 году – 15,554 трлн руб. (15,548 трлн руб.), в 2020 году – 16,285 трлн руб. (16,28 трлн руб.).

Расходы в 2018 году планируются на уровне 16,529 трлн руб. (ранее – 16,515 трлн руб.), в 2019 году – 16,373 трлн руб. (16,415 трлн рублей), в 2020 году – 17,155 трлн руб. (17,24 трлн руб.).

Ранее глава Минфина Антон Силуанов говорил, что основными направлениями расходов федерального бюджета в 2018-2020 годах остаются соцсфера (36,4%), оборона (29%) и поддержка национальной экономики (14,7%).

Минфин повысил прогноз по дефициту федерального бюджета за 2017 год с 2,2% ВВП до 2,5% ВВП, говорится в сопроводительных материалах к проекту бюджета 2018-2020 годов. Законом о бюджете на 2017 год и плановый период 2018-2019 годы предусматривался дефицит бюджета по итогам 2017 года на уровне 2,1% ВВП.

Цена на нефть и курс валюты в формировании бюджета

Так как Россия продолжает быть сырьевой страной, то есть существенную долю доходов приносят нефте- и газодобывающие отрасли, одним из ключевых расчетных показателей является стоимость нефти на мировом рынке. В принятом бюджете за основу взята цена в 40 долларов за баррель.

При этом прогнозы по цене не баррель нефти различных специалистов крайне разнообразны. Очередное падение цен до 40 и ниже долларов – это самый пессимистичный прогноз. С апреля 2016 года показатель не опускался ниже этой отметки, а только двигался вверх. Сегодня больше звучат цифры 50-55, допускают даже рост до 70 долларов за баррель. Слишком много факторов могут повлиять на динамику: договорятся ли страны ОПЕК о сдерживании объемов поставки сырья, возобновит ли США добычу сланцевой нефти, не будет ли спада в экономике Китая и т.д.

Если в реальности цены на нефть окажутся выше заложенной в бюджет, как это произошло в 2016 году, у правительства появится возможность частично компенсировать дефицит. В первую очередь речь идет о пополнении резервных фондов, а не о дополнительных тратах.

Не менее важным показателем при составлении главного финансового документа страны является курс американского доллара, валюты, в которой производится расчет по международным сделкам, в том числе за продажу сырья. Прогнозируется дальнейшее плавное и незначительное ослабление рубля, за средний курс на 2017 год взята цифра 67,5 рубля за доллар. С одной стороны, дешевый рубль делает импорт дороже, а значит и многие товары народного потребления вырастут в цене. Это ведет к росту инфляции. С другой стороны, федеральный бюджет рассчитывается в рублях, социальные выплаты, зарплаты бюджетникам, оплата госзаказов производится тоже в рублях. Поэтому доход от поставок нефти и газа при действующем курсе, переведенный в отечественную валюту, оказывается на необходимом уровне.

Статьи расходов

С целью одновременного снижения уровня инфляции и сокращения дефицита бюджета при расчете нового документа правительство РФ за ведущий принцип взяло сокращение бюджетных расходов: в 2017 году на 6%, в последующие 2 года на 9% и 11%. В послании Президента говорилось об экономии средств, которые нерационально расходовались ранее, на практике будет снижение финансирования по большинству направлений и приоритетных госпрограмм.

В итоге зафиксированы следующие статьи расходов:

  • общегосударственные расходы – 1,135 триллиона рублей;
  • национальная оборона – 1,121 триллиона;
  • безопасность и правоохранительные структуры – 1,270 триллиона;
  • поддержание национальной экономики – 2 292 триллиона;
  • жилищно-коммунальное хозяйство – 58,2 миллиардов рублей;
  • охрана окружающей среды – 76,4 миллиардов;
  • образование – 568 миллиардов рублей;
  • культура и кинематография – 94 миллиарда;
  • здравоохранение – 377 миллиардов;
  • социальная политика – 5,08 трлн рублей;
  • СМИ – 73,4 миллиардов рублей;
  • физкультуру и спорт – 89,7 миллиардов;
  • обслуживание государственного долга – 729 миллиардов рублей;
  • межбюджетные трансферты – 783,5 миллиардов рублей.

Финансирование здравоохранения, образования (кроме высших учебных заведений), ЖКХ в большей степени будет осуществляться за счет региональных бюджетов.

Около 17% федеральных бюджетных расходов засекречены, и только 6% из них связаны с затратами на оборону и безопасность страны.

Что входит в общегосударственные вопросы

В статью на общегосударственные вопросы заложены расходы на обеспечение деятельности органов власти: Президента, Правительства, губернаторов и т.д. Сюда входит и зарплаты чиновников, но важно отметить, что наибольшие средства рассчитаны на министерство международных дел и Президента. Первый пункт объясняется наличием международных конфликтов и разногласий: война в Сирии, украинский конфликт, взаимоотношения с Западом.

В федеральном бюджете на 2018 год не предусмотрено не расписанных резервных расходов. Возможные траты на ликвидацию последствий экстренных ситуаций, в том числе стихийных бедствий, расходы на выполнение срочных поручений Главы государства планируются именно из средств, заложенных на обеспечение работы Президента.

Расходы на оборону и безопасность

Министерство финансов посчитало самым простым вариантом урезать бюджетные вложения в те направления, в которых в последние годы был максимальный прирост финансирования. В частности, расходы на оборону обсуждались как гипертрофированные и не оказывающие положительного влияния на состояние экономики страны. Однако нынешние затраты во многом – это планомерное решение задачи о перевооружении российских войск, поставленной Президентом несколько лет раньше.

Многие госзаказы были сделаны до кризиса, и сейчас целесообразнее максимально быстро рассчитаться, чтобы не переплачивать проценты и не допустить лишнюю финансовую нагрузку на бюджет в последующие года. И всё же в сравнении с 2016 годом расходы на оборону снизили более чем на 1 трлн рублей. При этом часть затрат, касающихся военных, вписана в другие статьи бюджета: поддержка военных учебных заведений – в образовании, обустройство жилья военнослужащих – в ЖКХ и т.д.

Относительно правоохранительных органов ожидается очередное сокращение численности сотрудников полиции, в основном административного аппарата, на 10%. Но в планах повышение заработной платы на 5%.

Государственные инвестиции в экономику

Объем вложений в национальную экономику сокращен еще на 7,5% за счет прекращения или снижения финансирования некоторых государственных экономических программ. С одной стороны, приостановка федерального субсидирования некоторых корпораций и региональных проектов закрывает дорогу задуманному изначально развитию тех или иных отраслей или территорий. С другой стороны, государственные инвестиции за счет бюджета по этим направлениям оказываются малоэффективными, в идеале требуется привлечение бизнес-инвесторов, и тенденция на сокращение расходов по этой статье будет продолжена.

Пока наибольшие потери понесли следующие программы:

  • Социально-экономическое развитие Дальнего Востока -50,3%,
  • Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013- 2030 годы -30,3%,
  • Энергоэффективность и развитие энергетики -27,2%,
  • Экономическое развитие и инновационная экономика -22,8%

При этом продолжится финансирование таких компаний как Росатом (77 млрд рублей), РЖД (68 млрд рублей), Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства (14 млрд рублей). Снова получат дотации банки: в первую очередь находящийся на грани банкротства Внешэкономбанк (150 млрд рублей), Россельхозбанк, реализующий кредитование агропромышленных предприятий, Сбербанк и ВТБ в рамках поддержки ипотечного кредитования. К регионам, которые обеспечены наибольшими субсидиям, в 2018 как и ранее году относятся Крым, Севастополь, Северный Кавказ и Калининградская область.

Судьба приоритетных национальных проектов

За несколько последних лет правительством и Президентом РФ утверждено 45 приоритетных государственных программ. В бюджете на 2018 год нет ресурсов для полноценной реализации каждой из них. Если ранее в соответствии с Бюджетным кодексом дозволялось оставлять около 2,5 процента от всех расходов условно расписанными, они предназначались для распределения по самым важным проектам и программам по решению правительства или Президента, то в нынешнем финансовом документе это правило не действует.

Но расходы на несколько приоритетных проектов предусмотрены:

  • Развитие здравоохранения – 3,84 млрд рублей
  • Развитие образования на 2013-2020 годы – 42 млрд рублей
  • Ипотека и арендное жильё – 20 млрд рублей
  • ЖКХ и городская среда – 10 млрд рублей
  • Международная кооперация и экспорт – 41 млрд рублей
  • Малый бизнес и поддержка предпринимательской инициативы – 14,6 млрд рублей
  • Безопасные и качественные дороги – 30 млрд рублей
  • Комплексное развитие моногородов – 6,5 млрд рублей
  • Экология – 20,19 млрд рублей

Социальная политика во главе бюджета

Еще до рассмотрения федерального бюджета на 2018 год было обещано выполнение государством социальных обязательств при любых обстоятельствах. Даже в условиях сокращения всех расходов на социальные выплаты выделено на 620 млрд больше, чем в прошедшем году. Это объясняется, в том числе ростом количества получателей различных пособий.

Основная часть пойдет на выплаты пенсии с учетом двух индексаций, соответствующих фактическому уровню инфляции. При этом закон об опережающем росте пенсий для сельских жителей отложен на 3 года, что затрудняет повышение уровня благосостояния самых малообеспеченных пенсионеров.

Остальные 1,4 трлн рублей будут потрачены на все прочие пособия, индексация которых составит 8%. В этой же статье заложены расходы на реализацию продленной программы материнского капитала. Установленный размер выплаты за рождение второго ребенка остался на уровне 453 тыс. руб.

Несмотря на сокращение расходов на здравоохранение, запланировано продолжить строительство перинатальных центров, оснащение детских больниц, оборудование помещений социального назначения для комфортного использования инвалидами. Но многие проекты отложены на неопределенный срок.

Источники доходов

Доходную часть бюджета традиционно составляют налоговые сборы и таможенные пошлины.

  • Налог на добычу полезных ископаемых
  • Ввозные и вывозные таможенные пошлины на нефть и газ
  • Налог на добавленную стоимость
  • Акцизы на алкоголь, табак, топливо
  • Налог на прибыль предприятий

Около 37% прогнозируемых доходов бюджета 2018 года будут приносить нефтегазовые корпорации. В прошедшем году существенный прирост показали продажи зерна и туризм, в 2018 году ожидается соответствующий уровень дохода от этих направлений.

Продолжают действовать , в целом наблюдается спад товарооборота большинства предприятий, поэтому общие налоговые сборы будут ниже докризисных годов. Но с 2018 года меняется принцип отчислений с регионов налога на прибыль предприятий, вместо 2% теперь в федеральный бюджет будут поступать 3% от сборов.

В целях финансирования покрытия дефицита госбюджета планируется использование резервного фонда полностью в размере 1,2 трлн рублей и фонда национальной безопасности на сумму в 659,6 млрд рублей. Это покроет две трети общего дефицита. Оставшаяся сумма должна быть покрыта с помощью внутренних заимствований и приватизации. Планируется размещение облигаций госкорпораций и Банка России на сумму 1,05 трлн рублей. По прогнозам Министерства финансов, госдолг при этом не превысит безопасный уровень в 20% ВВП.

Мнения о том, приведет ли принятый федеральный бюджет к сдвигу экономического развития страны в положительную сторону расходятся. Главный финансовый документ страны создан с учетом текущих внешних политических и экономических обстоятельств. Но сохраняется надежда на урегулирования межгосударственных разногласий, отмену санкций, стабилизацию цен на нефть на уровне не ниже 50 долларов за баррель.

Новый федеральный бюджет принят 355 депутатами, 99 представителей Госдумы не согласны с ним, обвиняя в нерациональном распределении расходов: излишних тратах на госаппарат и банковскую систему, недостаточное финансирование агропромышленного комплекса, слабую поддержку регионов и неэффективные инвестиции в развитие экономики. Правительство в свою очередь настаивает именно на максимальном сокращении расходов. Более 60% мер направлено на эти задачи. Для поиска вариантов дополнительного дохода нынешнее время считается не подходящим. Объективно на сегодня экономика России находится в процессе стагнации, и без жестких мер создать сбалансированный бюджет невозможно.

Накаленная мировая политическая ситуация заставляет граждан задумываться о будущем. Россия переживает не лучшие времена. Экономика, можно сказать, перерождается заново, и это влечет неизбежность издержек в виде дефицита федерального бюджета. Народ чувствует себя не стабильно, а потому уже сейчас задается вопросом: каков бюджет России на 2017 год в цифрах ?

При подготовке бюджета учитываются важные факторы. Это нефтегазовая составляющая, общая мировая обстановка. Закладывая статьи на будущий трехлетний период, власти также уделили внимание существующим санкциям иностранных государств против нашей страны и ответным мерам России на них.

Закон, определявший бюджет на 2016 год стал новшеством, потому как традиционно бюджет определяется на следующий год и планово – еще на 2 года. Но в виду отсутствия четких прогнозов и постоянных перемен (не всегда в лучшую сторону), правительство не рискнуло брать на себя ответственность прогнозировать на 3 года вперед.

Однако в 2016 году власти, судя по всему, настроены оптимистично, ведь уже в ближайшие недели будет и заложены средства на 2018 и 2019 годы. Действовать федеральный закон начнет с 01 января 2017 года.

Итак, согласно проекту федерального закона, доходы государства составят 13,4 триллиона рублей. Расходы, в свою очередь, 16,2 триллиона. О чем говорят эти цифры? Да, денег государству не хватает . Номинально это практически цифры 2016 года. Конечно, имеет значение и инфляция, с ее учетом доход, по сравнению с предыдущим годом, сократится. По прогнозам Министерства финансов, государство в силах сократить расходы и увеличить доходную составляющую. Прогнозы достаточно хорошие: если дефицит бюджета России на 2017 год составит 2.8 млрд, то в 2018 – 2 млрд, а в 2019 году будет равняться 1.1 млрд. рублей

Валовый внутренний продукт в следующем году по прогнозам составит 86,8 млрд. К 2019 году он, вероятно, поднимется до цифры 98,8 млрд.

В процессе разработки закона о бюджете, власти не раз акцентировали, что единственное средство на пути к стабилизации бюджета – это максимально сократить расходы. Причем, такая политика действует и сейчас: ожидаемый дефицит бюджета 2016 года должен был составить 3,7 миллиардов. Однако уже внесены поправки в части уменьшения этой цифры. Теперь она немногим более 3 млрд рублей. Есть вероятность, что в 2017 году дефицит имеет шансы на сокращение более чем на 15%.

Откуда брать дефицитные средства?

В 2016 году большая часть дефицита покрывалась засчет Резервного фонда. Сейчас в нем хранится почти 3 млрд рублей. В 2017 году перспективы Резервного фонда уже определены: он полностью иссякнет. Поэтому, эту часть финансирования пришлось кардинально менять. Теперь будет задействован Фонд национального благосостояния, величина которого составляет 4,6 трлн. В 2017 году он опустеет на 0,66 трлн, а в 2018 – на 1,2 трлн рублей.

В целом, государство стремится к уменьшению внешних заимствований и приоритетности заимствований внутренних. В части внешнего долга бюджет России на 2017 год в долларах остановится на отметке $7 млрд, а в последующие годы верхняя планка займа опустится до $3 млрд. Причем, даже эти цифры по мнению властей возможно заимствовать на внутреннем рынке, в иностранной валюте.

Минфин в пояснительной записке к проекту федерального бюджетного закона указало, что общий государственный долг в периоде 2017-2019 не превысит безопасную отметку в 20% ВВП.

Структура расходов бюджета

Наименьшую часть в структуре расходов на 2017 год занимают такие сферы как образование и здравоохранение (соответственно 3,5% и 2,3%). Правительство обещает сокращение количества бюджетных мест в вузах более чем на 40%. . Эта мера направлена на снижение расходов на образование и повлечет массовые увольнения научных сотрудников и преподавателей. Кроме того, сокращается обеспечение программы по развитию образования. В 2017 году ее урежут более чем на 20%.

На долю национальной экономики выпало 14,2%. Планируется увеличить предпринимательскую способность населения, тем самым восстановить рост экономики, поддержать некоторые инвестиционные проекты.

Бюджет в сфере ЖКХ стремительно сокращается: в 2017 году этой сфере планируется выделить 58 млрд рублей, а в 2018 лишь 28,8 млрд рублей.

Бюджет МВД России на 2017 год составит почти 1968 млрд рублей, это 12,2% доли общих расходов. Однако, это ведомство ждут существенные изменения, в первую очередь, они касаются кадрового наполнения. Ужесточаются требования не только к профессиональным качествам , но большую роль теперь играет морально-психологические аспекты личности отдельно взятого работника. Эти критерии введены отчасти и как условия для сокращения штатных единиц. К октябрю 2017 года может уменьшиться почти на 10%. Это значит, что 100 тысяч сотрудников останутся без работы. Нововведения мало коснутся сотрудников, работающих “на местах”, непосредственно с населением (участковые, например). Доля их сокращений составит не более 2%. Оставшихся в рядах МВД ожидают приятные бонусы – прибавка 5% к зарплате.

Уже с 2015 года Россия обозначила прямой курс на поддержку и укрепление национальной обороны. Военный бюджет России в 2017 году составит 2840 млрд в 2017 году. Это на 6% меньше, чем в 2016, с учетом инфляции. Стоит отметить существование в бюджете так называемых закрытых, секретных статей. В сфере обороны под такую статью запланировано 800 млрд. Есть мнения, что эти деньги пойдут на досрочное исполнение обязательств по кредитам оборонных предприятий с целью экономии процентов.

  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Задача обеспечения сбалансированности бюджета является важнейшей для государства при реализации экономической политики. В данной статье подлежит рассмотрению и анализу доходы и расходы федерального бюджета за период 2013-2017 годы.

  • Роль Федеральных налогов в налоговой системе Российской Федерации
  • Использование механизмов государственно-частного партнерства в целях развития общественной инфраструктуры
  • Пути укрепления доходной части Федерального бюджета Российской Федерации

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП - с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП .

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 - 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета - это сокращение федеральных расходов . Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано .

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Показатели/Годы

2017 в % к 2013

Нефтегазовые доходы

Налог на прибыль

Таможенные пошлины

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

Прочие доходы

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета . Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику - 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год . Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., - СПб.: Питер, 2015. - 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. - С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/

Российская экономика несколько лет находится в полнейшем упадке, цена на нефть долгое время не может подняться выше отметки в 50 долларов за барелль. Власти изо всех сил пытаются выйти из сложившейся ситуации, но как ни старается Правительство бюджет 2017 года все равно привязан к стоимости на «черное золото». Помимо нефти на экономику России влияют санкции, введенные некоторыми западными странами, а также непростое положение дел в соседней Украине и на Ближнем Востоке. Рассмотрим бюджет России на 2017 год в цифрах, чем Минфин планирует пополнить казну в следующем году?

Если перевести годовой бюджет РФ в американскую валюту, то сейчас страна располагает 250 млрд. долларов, объем российской казны сравним с такими странами, как Швеция и Бельгия, например, те же Соединенные Штаты распоряжаются суммами в 16 раз превосходящими нашу. Правда, у американцев огромный дефицит бюджета — 470 млрд. долларов, что почти в 2 раза превышает примерный бюджет России на 2017 год. Но не нужно радоваться, расходы на оборону в США ежегодно составляют 500 млрд. долларов, т.е. американское МО распоряжается суммой вдвое превышающей ежегодный объем российской казны, а на здравоохранение в Соединенных штатах заложено в 52 раза больше, чем в России. Стоит задуматься, если учесть, что Российская Федерация намного превосходит США по площади. Поэтому планирование бюджета должно стать основной задачей Правительства РФ.

Влияние нефтяных котировок

Экономика нашей страны все еще остается сырьевой, поэтому проект бюджета на 2017 год все же зависит от цен на нефть, известно, что Минфин прогнозирует стоимость на 2017 год в 52 доллара за барелль. Прогноз ведущих аналитиков примерно такой же, считается, что «черное золото» вряд ли перешагнет планку в 60 долларов за барелль. Не стоит забывать, что в мировую торговлю нефти вернулся Иран, который готов продавать свое сырье по любой, даже самой низкой цене, данная ситуация, естественно, сбивает стоимость «черного золота».

Также российский бюджет зависит от газовой промышленности, сейчас 1 кубометр газа оценивается в 290 долларов, Правительство заложило цену следующего года в 209 долларов, данный шаг направлен на уменьшение ВВП, которое прогнозируется в 3%.

Поэтому единственным выходом из кризиса является переход из экспорта сырья в производство, что сделать крайне сложно, за годы производственные мощности в нашей стране практически сошли к нулю.

На замедление экономического роста влияет и уровень инфляции, который в прошлом году составил около 13%, курс доллара тоже шатает нашу экономику.

Теперь посмотрим на бюджет в России на 2017 год в цифрах, как Правительство распределило денежные средства, какая сфера получит наибольшее финансирование? Какой курс решит принять наше Правительство при составлении проекта бюджета России на 2017 год?

Бюджет на следующий год

Пусть новая программа импортозамещения действует медленно, но довольно эффективно: возрождается сельское хозяйство, развивается производство, модернизируется оборудование, экономика страны начинает уходить от полной нефтяной зависимости. Дыра в бюджете России — побочное явление, вызванное пополнением бюджета исключительно за счет экспорта сырья и природных материалов. И нестабильный курс доллара с каждым днем увеличивает дефицит средств.

По оценкам специалистов дефицит бюджета 2017 года будет порядка 3,9% ВВП, что внушительно превысит прогноз Правительства — 3% ВВП. Казна опустеет еще сильнее перед предстоящими выборами, также если будут индексировать выплаты пенсионерам, потратят средства на увеличение зарплат государственным служащим. Чтобы покрыть расходную часть бюджета Минфин будет вынужден воспользоваться Резервным фондом, который на данный момент составляет 50 млрд. долларов, но даже полное использование резервных денег не закроет «в ноль» бюджет России в 2017 году, они смогут покрыть только 60% всех расходов. Дополнительные средства планируется получить за счет приватизации и эмиссии еврооблигаций.

По мнению рейтингового агентства Fitch, именно 2017 год является переломным в российской экономике. После того, как средства Резервного фонда будут исчерпаны, власти начнут использовать деньги Фонда национального благосостояния, который сейчас насчитывает около 49 млрд. долларов. Правительство должно понимать, что проект федерального бюджета на 2017 год должен быть максимально продуман, необходимо четко оценить уровень инфляции, курс национальной валюты и нефтяные котировки на следующий год.

Давайте посмотрим на антикризисный проект бюджета, во-первых, лучшее средство для выхода из экономического кризиса — модернизация производственных мощностей, именно на это и был заложен ни один миллион долларов. Также есть сведения, что в следующем году будут заключены несколько выгодных военных контрактов, поэтому МО РФ получит внушительную сумму.

Что потеряют в следующем году граждане наше страны, естественно, вряд ли произойдет весомое увеличение зарплат, напротив, только в этом году россияне не досчитались около 8% своего дохода, хотя ходят слухи, что планируется увеличить оклад врачам и младшему медицинскому персоналу.

Законопроект о бюджете на 2017 год предполагает более жесткую политику:

  • расходы на ЖКХ в России сократятся почти на 40%;
  • медицина не досчитается порядка 10%;
  • сократят и финансирование образования — почти на 8%;
  • увеличен оборонный бюджет, МО России получит на 72 млрд. рублей больше, чем в 2016 году, планируется увеличение зарплат военных.

Расходы на защиту государства и его граждан

Закон о федеральном бюджете в 2017 году заложил затраты по статье «Национальная оборона» в 949 млрд. рублей, однако в целом расходы по данной статье на 2017 год значатся в размере 1,021 тлрн. рублей. Сейчас оборонный бюджет является одним из самых значительных, предполагается, что с каждым последующим годом будут закладывать в бюджет меньше средств на оборону: на 2018 год Минфин предполагает выделить МО РФ 948,3 млрд. рублей, на 2019 год — 941,2 млрд. рублей. По некоторым источникам известно, что Правительство планирует увеличить обеспечение военных, сейчас военнослужащий получает минимум 32 тыс. рублей, правда, в условиях экономического кризиса, индексация зарплат может остаться исключительно на уровне слухов. По мнению аналитиков, с 2008 года значительно увеличились затраты на оборону и безопасность, госаппарат, пенсионную систему, социальную политику.

Помимо МО для увеличения безопасности государства и его граждан указом президента в 2016 году было принято решение о создании Национальной гвардии. Данная организация имеет свою особенность, она будет заниматься исключительно вопросами борьбы с экстремизмом, терроризмом, охраной государственных объектов, поддержанием порядка внутри страны. Войска и подразделения Национальной гвардии будут созданы на базе МВД России. Возможно, проект о федеральном бюджете на 2017 год выделит внушительную сумму на содержание Национальной гвардии, ходят слухи, что об увеличении зарплат гвардейцам на 10%.

Также известно, что бюджет МЧС России в 2017 году сократят более, чем на 2 млрд, будет составлять порядка 165 млрд. рублей после согласования закона о Федеральном бюджете на 2017 год и плановый период на 2018 и 2019 гг. Министерство финансов ежегодно будет утверждать сокращение расходов указанного ведомства.

Урезают расходы на медицину

ФЗ о бюджете на следующий год предполагает значительное сокращение расходов на здравоохранение. Согласно сообщением представителей Минздрава, Минфин выделит 342 млрд, в 2016 году на данное ведомство потрачено порядка 544 млрд. рублей.

Вряд ли медицинский персонал дождется прибавки к зарплате.

Также Правительство будет принимать решение о сокращении расходов на амбулаторную помощь более, чем в полтора раза, урежут расходы и на стационарную помощь до 39%, меньше выделят денег и на медицинские исследования. В общем расходы на медицину будут сокращены на 6%, вспомните лето 2016 года, тогда Д. Медведев на одном из заседаний напомнил россиянам, что в следующем году придется «жить по средствам».

Что о пенсионных выплатах?

Уже известно, что Минфин решил в феврале 2017 года проиндексировать пенсионные выплаты, так пенсия увеличится на 5,9%. По оценкам специалистов, в 2016 году Пенсионный фонд недополучил более 175 млрд. рублей, в следующем году дефицит бюджета может увеличится. Правительство уже приняло продлить заморозку накопительной части пенсий, на трансфере в ПФР власти сэкономят до 400 млрд. рублей.

Характеристика бюджета России на 2017 год показала, что власти решили сократить расходы на содержание многих сфер жизни граждан. Что нас ждет в следующем году? Будем ждать.