Инструменты денежно кредитной политики в. Понятие денежно-кредитной политики и её механизма

17.10.2016 \ Важное

События последних лет показывают, что назрела необходимость смены модели экономического развития России. Для того чтобы обеспечить сбалансированный экономический рост и устойчивое повышение благосостояния общества, важно снизить уязвимость экономики к изменению внешних условий, решить глубокие внутренние структурные проблемы. Они проявились не только в экономическом спаде, последовавшем за снижением цен на сырьевые товары российского экспорта в 2014 г., но и в предшествовавшей ему затухающей экономической динамике (даже при благоприятной конъюнктуре мировых товарных рынков). Вектор развития России будет зависеть от готовности как органов государственного управления, так и всех членов общества перейти к инвестиционно-инновационной модели экономического роста, приложить усилия к формированию его внутреннего потенциала и созданию благоприятной среды для экономической деятельности. Для этого в первую очередь требуются повышение эффективности управления, обновление основных фондов и развитие инфраструктуры, внедрение новых технологий, а также формирование качественных институтов, что будет способствовать повышению производительности труда. По сути это вызов для органов государственного управления, регуляторов и всех участников экономических отношений на всех уровнях, в том числе для Банка России.

МОСКВА, 16 дек — РИА Новости/Прайм. Банк России в 2016 году был последователен и предсказуем в своих действиях в сфере денежно-кредитной политики - даже несмотря на беспрецедентное для страны снижение инфляции механизм управления ключевой ставкой был достаточно жестким.

Банк России сохранил ключевую ставку на уровне 10% годовых Совет директоров Банка России отмечает, что динамика инфляции и экономической активности в целом соответствует прогнозу, инфляционные риски несколько снизились. В результате инфляция замедлится до целевого уровня 4% в конце 2017 года, сообщает ЦБ.

Ключевая ставка замерла на отметке 10%, что почти в два раза превышает инфляцию, однако на следующее снижение ставки ЦБ вряд ли пойдет раньше апреля следующего года.

Если в 2015 году скорость смягчения ДКП можно было назвать спринтерской (с 17% до 11%), то в 2016 году ЦБ уже выбрал стайерский темп в надежде "заякорить" инфляцию на уровне 4%.

Внешние шоки предыдущих лет научили ЦБ быть консервативным в прогнозах и не полагаться на благоприятную ситуацию на рынках, ведь обстоятельства в любой момент могут измениться в худшую сторону. Поэтому денежно-кредитную политику в уходящем году легко уместить в поговорку: "Обжегшись на молоке, дуешь на воду".

"Ситуация так развивается, что мы достаточно осторожно подходили к изменению ставки весь год. Денежно-кредитную политику проводили таким образом, чтобы принимать взвешенные решения и оценивать все риски, которые существуют, заранее. От этого подхода мы не собираемся отходить. Соответственно, будем принимать решение, исходя из того, как развивается ситуация", — пояснила в пятницу на итоговой пресс-конференции глава ЦБ Эльвира Набиуллина.

Яркий сигнал

Банк России в уходящем году попытался сделать свои действия более понятными и прозрачными по аналогии с Федеральной резервной системой США. Одним из таких шагов стала публикация в релизе по итогам сентябрьского заседания совета директоров четкого сигнала о том, что ставка останется неизменной до конца года, чтобы инфляция не отклонилась от намеченной траектории.

"Почему мы это сделали. Первое — мы видим ожидания рынка, пожелания всех, чтобы снижалась ключевая ставка. И ожидания рынка по траектории снижения ключевой ставки резко расходятся с нашими… То есть мы ставки снизим, но цели по инфляции можем не добиться", — пояснила тогда такой шаг Набиуллина.

На данный момент можно сказать, что это решение было своевременным: инфляция опустилась до исторического минимума, в декабре не наблюдается традиционного предновогоднего всплеска цен, а банки и компании получили своего рода ориентир по уровню ставок в экономике.

"В этом году успехи по снижению инфляции были значительнее, чем ожидал рынок. В общем ЦБ достаточно твердо показывает свою позицию. Рынок сейчас больше верит в его намерения, чем раньше. Другое дело, что текущая низкая инфляция может быть вызвана, в том числе и тем, что в экономике рецессия. Потребительский спрос падает, покупательская способность сокращается. Соответственно, возможность повышения цен ограничена с этой стороны", — считает аналитик банка "Альба Альянс" Ольга Беленькая.

В конце года Набиуллина дала еще более однозначный сигнал. "Мы считаем, что снижение ставки более вероятно во втором квартале, чем в первом квартале", — заявила глава ЦБ.

Нефть рублю не указ?

В уходящем году колебания курса рубля продолжились, но их амплитуда уменьшилась: рубль был весьма сдержан, не реагируя мгновенно на скачки цен на нефть.

"Курс стал менее изменчивым, менее волатильным, чем нефть, за которой он раньше ходил практически один в один, были периоды, когда была очень высокая эластичность. Эта волатильность, на наш взгляд, будет снижаться при диверсификации экономики", — отметила глава ЦБ.

Даже беспрецедентное соглашение нефтедобывающих стран о снижении уровня добычи нефти не повлечет за собой чрезмерного укрепления рубля и не станет угрозой финансовой стабильности РФ, уверены в ЦБ.

Ключевая ставка снизится при сокращении добычи нефти, уверен депутат Чижов Банк России в пятницу сохранил ключевую ставку на уровне 10%. Как отметил регулятор, вопрос снижения ключевой ставки будет рассмотрен в первом полугодии 2017 года.

На фоне решения ОПЕК цены на нефть выросли до 55 долларов за баррель, что повысило вероятность оптимистичного сценария Банка России. Однако в ЦБ не спешат пересматривать базовый прогноз с ценой на нефть в 40 долларов за баррель - эффект от этих договоренностей может быть краткосрочным, поэтому нужно время, чтобы оценить их последствия.

"Наше видение ситуации и направленность денежно-кредитной политики существенно не изменится, учитывая, что реакция российской экономики на колебания внешних факторов ослабла", — заключила Набиуллина.

Банк России никогда не дает прогнозов по курсу рубля, но глава ЦБ подтвердила, что регулятор не намерен отказываться от плавающего курса рубля, и посоветовала россиянам хранить сбережения в рублях.

Цели на будущее

В наступающем году словосочетание "таргет по инфляции" может перестать быть лишь экономическим термином и обрести реальные черты. ЦБ еще в конце 2013 года поставил цель по снижению инфляции до 4% в 2017 году — в то время, когда в ее достижимость было сложно поверить.

Но ЦБ неотступно идет к этой цели - по итогам 2016 года инфляция составит 5,4-5,8%, причем ближе к нижней границе.

"Текущая траектория индекса потребительских цен и позволяет прогнозировать с высокой вероятностью достижения по итогам 2016 года инфляции 5,5% и 4% по итогам 2017 года соответственно. Тем не менее, эти успехи могут оказаться временными из-за ряда факторов, в первую очередь из-за высоких инфляционных ожиданий населения", — считает аналитик "Финама" Тимур Нигматуллин.

Пока инфляция замедляется в соответствии с прогнозом регулятора, однако инфляционные ожидания по-прежнему высоки, подтвердила Набиуллина.

"Достижению таргета по итогам 2017 года могли бы угрожать события, приводящие к резкому ослаблению рубля и всплеску импортных цен, инерционность инфляционных ожиданий, форс-мажорные пересмотры бюджетных расходов", — полагает Дмитрий Куликов из рейтингового агентства АКРА.ЦБ РФ уменьшит жесткость ДКП после снижения инфляции до 4% Банк России возобновит снижение ключевой ставки по мере замедления инфляции. Это может произойти уже в первом полугодии 2017 года, говорится в докладе регулятора о ДКП.

"Запланированная индексация зарплат и разовая выплата пенсионерам не окажут существенного влияния на инфляцию. Мы рассчитываем, что утвержденные меры консолидации бюджета и умеренная индексация тарифов и выплат будут реализованы, что внесет вклад в замедление инфляции", — считает Набиуллина.

Это дает аналитикам надежду, что Банк России все-таки может вернуться к смягчению денежно-кредитной политики уже в первом квартале будущего года.

"Мы ожидаем, что ставка может быть снижена на 50 базисных пунктов в марте 2017 года в первый раз. При этом Набиуллина сегодня говорила, что скорее во втором квартале будет снижение ставки, но мы пока не меняем свое мнение. Переходить к более мелким снижениям ЦБ в следующем году не будет — в нашем базовом сценарии предполагается, что ставка будет на уровне 8,5% по итогам 2017 года, а с этого уровня ЦБ может начать снижать ставку с шагом по 25 базисных пунктов", — не теряет оптимизм аналитик Райффайзенбанка Станислав Мурашов.

Сущность и виды денежно-кредитной политики государства. Характеристика средств и инструментов денежно-кредитной политики государства. Анализ денежно-кредитной политики Банка России в 2016-2017 годах. Итоги денежно-кредитной политики Банка России за 2016 год. Анализ динамики функционирования денежно-кредитной системы России в 2017 году. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2017 и перспективы её развития в 2018-2019 годах.

Курсовая работа на тему:

Денежно-кредитная политика Банка России 2016-2017

ВВЕДЕНИЕ

Актуальное положение дел в сфере экономического развития России и обстоятельства, детерминирующие состояние финансового рынка, ставят перед ЦБ РФ сложные и многогранные задачи. Давление и санкции в геополитической сфере вместе с ухудшением внешнеэкономических условий на фоне ранее начавшегося процесс исчерпания традиционных источников экономического роста стали серьезнейшим вызовом для отечественной экономики в целом и денежно-кредитной политики в частности. В условиях нарастающей неопределенности особенно важно вырабатывать понятные и конкретные ориентиры для населения и бизнеса, в том числе по уровню инфляции, содействуя активизации внутренних долгосрочных инвестиций и экономическом росту. Также очевидно, что без повышения производительности труда и технологической модернизации невозможно обеспечить устойчивые темпы роста производства товаров и услуг. В свою очередь, для этого нужны структурные реформы и мобилизация рыночных источников долгосрочного и недорогого финансирования.
Все вышеперечисленные проблемы и обстоятельства требуют реализации грамотной денежно-кредитной политики государства. Это обстоятельство и предопределило важность изучения сущности, целей, задач, средств и инструментов кредитно-денежной политики главного регулятора в этой сфере - Банка России.
Теоретическим аспектам денежно-кредитной политики государства посвящено множество учебных пособий, статей и монографий, как в России, так и за рубежом. В курсовой работе наиболее активно использовались теоретические подходы к исследуемой теме, отраженные в работах: Антонова Н.Г., Казакова А.А., Булатова А.С., Чепурина М.Н., Архипова А.И. и др.
Актуальность работы заключается в том, что денежно-кредитная политика государства на сегодняшний день является ключевым инструментом в руках государства для достижения макроэкономической стабильности в условиях финансово-экономических санкций международного сообщества в отношении нашей страны.
Цель курсовой работы - исследование сущности денежно-кредитной политики государства и её особенностей в России в 2016-2017 гг.
Для достижения поставленной цели решим следующие задачи:
1. рассмотреть понятие и сущность денежно-кредитной политики государства и её механизма;
2. изучить основные средства и инструменты денежно-кредитной политики;
3. проанализировать денежно-кредитную политику ЦБ РФ в 2016-2017 годах, а также её перспективы в 2018-2019 годах.
Предмет данной работы - денежно-кредитная политика государства, её цели, задачи и инструменты.
Объект исследования - денежно-кредитная система экономики Российской Федерации.
Структура работы, обусловленная её целью и задачами, состоит из введения, 3-х глав, заключения и списка литературы.

1. Сущность денежно-кредитной политики государства и её механизм

1.1 Понятие денежно-кредитной политики и её механизма


Денежно-кредитная политика в большинстве случаев определяется, как политика Центробанка, влияющая на количество и денег в обращении и их доступность. Исходя из комментариев к федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банка России)», денежно-кредитная политика определяется, как составная часть единой государственной экономической политики, проявляющаяся в воздействии на количество денег в обращении с целью достижения стабильности цен, обеспечения максимально возможной занятости населения, а также роста реального объема производства. На практике как в России, так и за рубежом, реализуется более ограниченный подход. Более точная трактовка данной категории монетарную политику определяется как управление денежным предложением или создании условий для доступа экономических субъектов к кредитным ресурсам, соответственно определенным экономическим целям. В отличие от узкого определения, широкое подчеркивает возможность влияния денежно-кредитной политики не только на сферу обращения, но и на сферу производства.
Итак, денежно-кредитная политика — это комплекс мероприятий государства в области денежного обращения и кредита, направленных на повышение темпов экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. Она служит одним из важнейших методов участия государства в процессе воспроизводства с целью обеспечения благоприятных условий для функционирования предприятий.
Денежно-кредитная политика осуществляется центральным банком в тесном контакте с Министерством финансов и совместно с другими органами управления государства. Она проводится систематически и оказывает определенное влияние на общее состояние рынка ссудных капиталов и денежное обращение. Стимулируя или затрудняя выдачу банками кредитов, регулируя эмиссию платежных средств, центральный банк воздействует на процесс инвестиций, масштабы и направление потребительского спроса, уровень товарных цен и другие факторы, определяющие состояние экономики.
Величина созданной банками денежной массы определяется по формуле:

где В — денежная база центрального банка; mв — денежный мультипликатор; cD — отношение наличных денег к безналичным; rD — норма резервирования депозитов.
Из трех детерминантов денежной массы — B, cD и rD— центральный банк способен оперативно воздействовать только на два из них, а именно — на денежную базу В и уровень резервного покрытия депозитов rD.
Отношение наличных денег к депозитам cD находится вне контроля центрального банка (за исключением случая, когда центральный банк вызывает дефицит наличных денег). Величина cD определяется традициями платежного оборота, масштабами теневой экономики, уровнем общественного доверия к банковскому сектору. На быстрое изменение этих условий рассчитывать нельзя.
Центральный банк увеличивает и сокращает денежную базу (В), совершая сделки (операции) с финансовыми инструментами — ценными бумагами (из установленного списка), кредитами (для банков), иностранной валютой. В результате этих операций чистые активы центрального банка соответственно растут и сокращаются. В том же направлении изменяются банковские резервы, вызывая цепную реакцию расширения и сжатия банковских кредитов и депозитов и, значит, денежной массы.
На норму резервирования (rD) центральный банк воздействует через изменение нормативов обязательных резервов и через изменение процентных ставок, по которым он рефинансирует (кредитует) банки, а также привлекает их средства в срочные депозиты и облигации собственного выпуска. Данный пункт требует пояснения.
Банковские резервы состоят из двух частей: обязательных резервов, которые банки должны поддерживать в соответствии с действующими нормативами, и добровольных резервов, размер которых банки определяют самостоятельно.
Коммерческий интерес побуждает банки вкладывать привлеченные средства в наиболее доходные и наименее рискованные активы. Резервы, хранимые в центральном банке на корсчетах и счетах обязательного резервирования, не приносят им дохода, а резервы, размещенные в срочных депозитах и облигациях центрального банка, приносят минимальный доход. В общем, для банков обладание резервами сопряжено с потерями в виде упущенного процента (по непредоставленным кредитам).
У банков возникают потери и в случае нехватки резервов. Косвенной оценкой этих потерь могут служить дополнительные расходы на поддержание платежеспособности. Поскольку резервы можно привлечь путем заимствования у центрального банка и других банков (на межбанковском рынке), то решения банков по поводу величины резервов зависят от стоимости таких заимствований.
Таким образом, норму резервирования можно представить в виде функции:
(1)
аргументами которой являются: норматив обязательных резервов (rн); рыночная ставка процента (i), отражающая альтернативные издержки хранения резервов; ставки центрального банка по кредитам, депозитам и облигациям; ставка по межбанковским кредитам. (Знаками «плюс» и «минус» показан характер воздействия каждой переменной на норму резервирования).
Функция (1) позволяет уяснить логику действий центрального банка по регулированию денежного предложения через изменение rD. Например, чтобы увеличить денежную массу (значит, сократить rD, центральный банк может либо сократить нормативы обяза тельных резервов (г), либо снизить процентные ставки по кредитам и депозитам (/£б,/цб). В каждом случае норма резервирования rD уменьшается, у банков появляются избыточные резервы, которые в результате кредитно-денежной мультипликации приведут к созданию дополнительной денежной массы.
Итак, центральный банк имеет возможность управлять денежным предложением через изменение переменных, находящихся под его непосредственным контролем: через изменение денежной базы, нормативов обязательных резервов, процентных ставок по операциям центрального банка.
Центральный банк, воздействуя на денежную базу и денежный мультипликатор, генерирует монетарный импульс, приводящий к сдвигу денежного предложения. Сразу после сдвига на денежном рынке возникает дисбаланс между предложением денег и спросом на них. Экономика реагирует на данный дисбаланс изменением ключевых макроэкономических переменных — процентной ставки, уровня цен, валютного курса, реального ВВП. В ходе этих изменений достигается новое общее равновесие между денежным и реальным секторами экономики.
Механизм, посредством которого происходит передача исходного монетарного импульса к ключевым макроэкономическим переменным, называется трансмиссионным, или передаточным, механизмом монетарной политики.
Трансмиссионный механизм состоит из нескольких этапов. На начальном этапе центральный банк генерирует исходный импульс — импульс изменения денежного предложения. На промежуточных этапах происходит трансформация компонентов совокупного спроса (инвестиций, чистого экспорта и др.) под воздействием изменившихся монетарных условий (объемов кредитования, процентных ставок, валютных курсов). На конечном этапе общее изменение совокупного спроса оказывает влияние на деловую активность и темпы инфляции в стране.

1.2 Цели и режимы денежно-кредитной политики ЦБ

В западной экономике денежно-кредитную политику трактуют в узком и широком понимании. «Узкая формулировка» трактует в качестве цели данной политики стабильность национальной валюты посредством проведения валютных интервенций, изменения уровня учетной ставки и применения других инструментов, оказывающих влияние на состояние национальной денежной единицы.
«Широкая трактовка» - в качестве цели определят непосредственное воздействие на объем денежной массы в обращении.

Таблица 1. Цели денежно-кредитной политики ЦБ различных стран мира

Национальные денежные власти Первичная цель денежно-кредитной
политики
1 2
ФРС США Максимальный устойчивый
долгосрочный и
стабильность цен
Китайский народный банк Экономический рост и стабильность валютного курса юаня
Немецкий бундесбанк Защита валюты и поддержка общей
экономической политики правительства.
Национальный банк Польши Ценовая стабильность и поддержка
правительственной экономической политики настолько, насколько она не противоречит основной цели банка.
Банк России Защита и обеспечение устойчивости
рубля; развитие и укрепление
банковской системы РФ и обеспечение
эффективного и бесперебойного
функционирования платежной
системы.
Европейский ЦБ, Банк Англии,
Банк Франции, Национальный
банк Швейцарии, Банк Испании,
Шведский Риксбанк, Болгарский
национальный банк.
Национальный банк Румынии,
Банк Латвии.
Ценовая стабильность
Банк Италии, Национальный
банк Бельгии, Национальный
банк Дании, Центральный банк
Ирландии, Центральный банк
Люксембурга, Банк Нидерландов,
Чешский национальный банк.
Национальный банк Румынии,
Национальный банк Словакии,
Банк Словении. Банк Литвы.
Стабильность национальной валюты

В комплексе целей кредитно-денежной политики должно обеспечиваться соответствие числа поставленных целей количеству методов реализации денежно-кредитного регулирования и наличие строгой иерархии целей. Все эти цели можно классифицировать исходя из:
. границ действия: внешние (равновесие платежного баланса, стабильность валютного курса) и внутренние (стабильность национальной денежной единицы, стимулирование экономического роста и т.д.);
. времени действия: конечные, промежуточные и тактические. Первичные или основные цели (ultimate targets) кредитно-денежной политики, также как и политики фискальной (бюджетно-налоговой), конъюнктурной, экономического роста и т.п. - сводятся к достижению ориентиров «магического четырехугольника»:
. стабилизация уровня цен (темп инфляции),
. достижение полной занятости (темп безработицы),
. соразмерный и стабильный (темп ВВП),
. внешнеэкономическая стабильность (равновесный платежный баланс).
В совокупности задач промежуточные и тактические цели, образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения более важной задачи (см. рис. 1.). Конечные цели реализуются кредитно-денежной политикой как одним из направлений экономической политики в целом, наряду с фискальной и внешнеэкономической.
К промежуточным целям относятся:
. объем денежной массы,
. процентная ставка,
. обменные курсы национальной валюты относительно иностранных валют.
Необходимость использования промежуточных целей в реализации кредитно-денежной политики обусловлена следующими основными причинами:
во-первых, сложностью количественно и качественно отобразить взаимосвязи экономических и монетарных переменных;
во-вторых, наличием временного лага между принимаемыми мерами в монетарном секторе и реакцией экономики;
в-третьих, отсутствием точной и достоверной информации у органов денежно-кредитного регулирования о состоянии экономики.

Рис. 1. Цели кредитно-денежной политики

Тактическая цель определяет выбор формы кривой предложения денег. Возможные эффекты монетарной экспансии в зависимости от положения кривой предложения денег представлены на рис. 2.

Рис. 2. Воздействие влияния роста денежной массы (М) на равновесные процентные ставки (i) при вертикальной, горизонтальной и наклонной кривой предложения денег.

При вертикальной линии предложения денег изменения в спросе на деньги меняет лишь ставку процента, оставляя неизменной денежную массу. При другом крайнем случае — горизонтальной линии предложения денег - сдвиг линии спроса на деньги меняет лишь количество денег в обращении, не влияя на фиксированную ставку процента. При наклонной линии предложения денег изменение спроса на деньги меняет как денежную массу, так и ставку процента. Основные цели кредитно-денежной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.
Как правило, денежно-кредитная политика ориентируется на достижение одной цели в каждой из трех групп. Из числа операционных, промежуточных и конечных целевых показателей выбирается один в качестве главного; другим целям при всём этом отводится второстепенная роль. Такой подход объясняется противоречивостью целевых ориентиров. Центральный банк, как известно, не может управлять несколькими целевыми переменными одновременно. Стремясь стабилизировать одну из переменных, другие оказываются вне его контроля: их изменение происходит эндогенно в ответ на макроэкономические шоки и действия самого центрального банка.
Так, в случае фиксации валютного курса денежная масса оказывается вне контроля центрального банка. Она автоматически увеличивается всякий раз, когда центральный банк препятствует удорожанию национальной валюты. И наоборот, денежная масса сокращается, когда центральный банк продает иностранную валюту, стремясь не допустить обесценения отечественной валюты.
Центральный банк обеспечивает достижение целевых показателей либо путем проведения дискреционных мероприятий денежной политики, управляя монетарной сферой в «ручном режиме», либо на основе выполнения установленных монетарных правил.

1.3 Цели, особенности и ограничения денежно-кредитной политики в странах с формирующимся рынком

Важно понимать, что содержание и цели денежно-кредитной политики специфичны для каждой группы стран исходя из их экономического развития. Для стран с формирующимся рынком (СФР), к числу которых относится и Россия, денежно-кредитная политика сталкивается со специфическими вызовами.
Общепризнано, что первичной целью монетарной политики является денежная стабильность. Вторичной целью является обеспечение роста и занятости. Это отражает растущую независимость центральных банков и принятие новых поправок в законах, которые наделяют их ответственностью за достижение стабильности цен. Считается, что это лучший способ для эффективного достижения других целей. Центральные банки (ЦБ) также отвечают за финансовую стабильность; это стало все больше осознаваться в период финансового кризиса в 2007-2008 гг. Даже те центральные банки, которые не осуществляют функцию пруденциального регулирования, все же призваны заботиться о стабильности финансовой системы в целом. И эта цель стала звучать все более настойчиво в свете последних финансовых беспорядков в мире. Действительно, такая двойственная цель денежной политики в условиях, когда ЦБ столкнулись с серьезным кредитным крахом и, в тоже время, с высокой волатильностью цен на нефть и сырье — представляет сложную дилемму.
Но в странах с формирующимся рынком (СФР), в т.ч. и в РФ, ситуация ещё более сложная: хотя ценовая стабильность все ещё рассматривается как самая важная цель деятельности центральных банков в этих экономиках, тем не менее в большинстве этих стран центральные банки также выступают регуляторами коммерческих банков, отвечая за стабильность всей банковской системы. Для них также не менее важным остается поддержание роста и занятости методами денежно-кредитной политики. В этом и состоит главный вызов, с которыми сталкиваются ЦБ: используя обычно только один инструмент — краткосрочные процентные ставки — денежная политика в странах с формирующимся рынком должна решать триединую цель: высокий рост, низкая инфляция и финансовая стабильность.
Центральные банки сталкиваются в этих странах с уникальным набором вызовов, частично они институциональные, частично технические, но оба они накладывают серьезные ограничения на выполнение монетарной политики. Ключевое институциональное ограничение — это недостаточная независимость ЦБ, вплоть до подчинения министерству финансов. В некоторых странах, где ЦБ формально остается независимым, тем не менее он находится под влиянием различных политических сил, особенно министра финансов. Следовательно, ему приходится всегда идти по тонкой линии, оставаясь в рамках легитимности и независимости в очень трудных условиях.
Кроме того, даже в рамках установленной законом независимости, операционная независимость ЦБ в некоторых случаях ограничена ещё одной неявной целью — валютным курсом. Удержание валютного курса в заданных пределах накладывает на действия ЦБ ограничения, когда он пытается выполнять свою главную и непосредственную цель — удержать инфляцию.
Состояние бюджета — ещё одна ключевая проблема, с которой сталкиваются центральные банки в СФР. Во многих этих странах бюджетная дисциплина «хромает», а денежная политика часто подчинена фискальной политике, если учесть, что последняя выполняет перераспределительные функции. Для бюджетов характерен высокий уровень дефицита и государственной задолженности, и это накладывает ограничения на денежную политику центрального банка, поскольку при установлении уровня процентных ставок прежде всего принимается в расчет именно эти особенности бюджетов. При этом становится сложнее управлять инфляционными ожиданиями.
Более того, денежно-кредитная политика имеет слабый трансмиссионный механизм, поскольку финансовая система недоразвита. В частности, слабая банковская система затрудняет использование процентной политики для достижения целей, поскольку значительные изменения процентных ставок несут в потенциале разрушительные воздействия на балансы слабых банков.
Недостаточно развитые финансовые рынки ослабляют эффективность процентного канала трансмиссионной политики ЦБ. Слабая интеграция рынков внутри этих стран порождает ассиметричную реакцию регионов на денежную политику. К тому же эффект от действий монетарных властей имеет более длительный лаг и более непредсказуем, чем в развитых экономиках. Отсутствие глубоких и ликвидных финансовых рынков означает, что обратная связь от рынков более слабая, в отличие от развитых экономик, где благодаря хорошо налаженному механизму обратных связей центральный банк получает сигналы о том, как влияет его денежно-кредитная политика на участников рынка.
Денежно-кредитная политика в основных развитых экономиках может воздействовать на экономики стран с формирующимися рынками, в т.ч. и России, по различным каналам. Глобальные финансовые условия ограничивают пространство для маневра денежно-кредитной политики этих стран, создавая уязвимости, которые, в свою очередь, ограничивают рост мировой экономики. Как предупредить это негативное влияние и заранее учитывать их в политике (exante), в духе «разумного эгоизма», а не реагировать expost, когда шок уже произошел. Это подчеркивает важность такой политики, которая повышает «резистентность» экономической и финансовой систем.

1.4 Классификация видов денежно-кредитной политики

Наиболее приоритетными промежуточными объектами воздействия денежно-кредитной политики являются процентная ставка и денежная масса. ЦБ не может достичь двух автономно определённых целей, так как из анализа равновесия на денежном рынке следует, что каждой ставке процента соответствует определённая денежная масса и наоборот. Поэтому ЦБ должен определить, что он будет контролировать: ставку процента или объём денежной массы.
Если задачей денежно кредитной политики является поддержание на определенном уровне денежной массы, то проводится жесткая монетарная политика. Если требуется удержать на одном уровне ставку процента, проводят гибкую монетарную политику.
В тексте: О. И. Лаврушина «Деньги, кредит, банки. Экспресс-курс» выделяют два вида денежно-кредитной политики. Это политика «дорогих» и «дешевых» денег.
Политика "дорогих" денег:
Рестриктивная (направленная на ограничение расширения денежного предложения) политика "дорогих" денег предполагает высокий уровень процентных ставок и традиционно рассматривается как средство подавления инфляции.
Сегодня выбор подобной политики может быть обусловлен задачами поддержки стабильного обменного курса рубля и сокращения спроса на иностранную валюту, а так же удержания и снижения уровня инфляции.
Реализация политики "дорогих" денег включает в себя повышение (или понижение) уровня процентных ставок по предоставляемым Банком России и правительством финансовым ресурсам, а также ограничения по расширению денежного предложения. Последствия от реализации такой политики могут быть разными.
Позитивные последствия:
- стимулирование сбережений нефинансового сектора (вследствие роста процентных ставок по депозитам и стабилизации инфляционных и девальвационных ожиданий);
- селекция предприятий по эффективности (дорогой банковский кредит смогут привлекать лишь предприятия, эффективные сегодня).
Негативные последствия:
- сокращение объемов кредитования и усиление спада в экономике;
- рост издержек, связанных с удорожанием обслуживания банковских кредитов, и провоцирование инфляции издержек;
- снижение устойчивости банковской системы;
- ухудшение ситуации с "плохими" долгами.
Политика "дешевых" денег:
Экспансионистская (направленная на увеличение общего предложения денег в экономике) политика "дешевых" денег, опирающаяся на низкие процентные ставки, традиционно используется для снижения (или ограничения роста) безработицы в условиях рецессии.
Сегодня выбор политики "дешевых" денег может быть обусловлен следующими задачами:
- стимулирование внутреннего спроса и производства (в том числе поддержки уровня занятости);
- обеспечение стабильности банковской системы.
Позитивными последствиями данной политики могут стать:
· минимизация спада производства;
· поддержка уровня занятости;
· стабильность (отчасти временная) банковской системы.
К ее негативным последствиям можно причислить:
· сохранение угрозы девальвации рубля;
· высокие риски ускорения инфляции;
· консервация структурных диспропорций.
Другие виды монетарной политики: в условиях инфляции проводится политика "дорогих денег (политика кредитной рестрикции). Она направлена на сокращение предложения денег путем ужесточения условий и ограничения объема кредитных операций коммерческих банков. ЦБ, проводя жесткую денежно-кредитную политику, предпринимает следующие действия: продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, увеличивает норму обязательных резервов, повышает учетную ставку. Если эти меры оказываются недостаточно эффективными, ЦБ использует административные ограничения: понижает потолок предоставляемых кредитов, лимитирует депозиты, сокращает объем потребительского кредита и т.д. Политика "дорогих денег" является основным методом антиинфляционного регулирования.
В периоды спада производства для стимулирования деловой активности проводится политика "дешевых денег" (экспансионистская денежно-кредитная политика). Она заключается в расширении масштабов кредитования, ослаблением контроля над приростом денежной массы, увеличении предложения денег. Для этого ЦБ покупает ценные бумаги, снижает резервную норму и учетную ставку. При гибкой денежно-кредитной политике создаются более льготные условия для предоставления кредитов экономическим субъектам.
ЦБ выбирает тот или иной тип монетарной политики, исходя из состояния экономики страны. При разработке монетарной политики необходимо, во-первых, учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации и, во-вторых, денежно-кредитное регулирование способно повлиять только на монетарные факторы нестабильности.

денежно-кредитная политика государства курсовая работа 2016

2. Характеристика средств и инструментов денежно-кредитной политики государства

2.1 Классификация инструментов денежно-кредитной политики
Средства, с помощью которых центральный банк воздействует на денежную базу и денежный мультипликатор и через них — на денежную массу, называются инструментами денежной политики.
Принято различать три вида инструментов:
1) операции на открытом рынке;
2) операции постоянного действия;
3) изменение нормативов обязательных резервов.
К операциям на открытом рынке относятся операции по покупке и продаже центральным банком финансовых активов на действующих рынках по рыночным ценам. Операции на открытом рынке осуществляются по инициативе центрального банка.
К операциям постоянного действия относятся операции по покупке и продаже финансовых активов по запросу кредитных организаций на стандартных условиях и по фиксированным ценам (процентным ставкам), установленным центральным банком.
К числу финансовых активов, с которыми центральный банк совершает операции (на открытом рынке и постоянного действия), относятся:

  • государственные облигации;
  • облигации кредитных организаций и нефинансовых организаций — резидентов;
  • облигации центрального банка;
  • депозиты в центральном банке;
  • иностранная валюта.

Контрагентами центрального банка по всем видам операций являются кредитные организации (банки), подпадающие под действие правил обязательного резервирования и банковского надзора. С другими организациями финансового сектора и субъектами прочих секторов (в том числе государственного) центральный банк таких операций не совершает.
По характеру конечного воздействия на денежную массу операции центрального банка делятся на операции по предоставлению (нагнетанию) ликвидности, увеличивающие денежное предложение, и операции по абсорбции ликвидности, его сокращающие. Первые представляют собой продажу банкам резервных денег (резервов) в обмен на ценные бумаги и иностранную валюту. Вторые — покупку у банков резервных денег в обмен на финансовые активы, содержащиеся в портфеле центрального банка, — ценные бумаги, иностранную валюту, депозиты.

денежно-кредитная политика ЦБ РФ 2017 2018-2019

2.2 Основные инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка

2.2.1 Операции на открытом рынке
Операции на открытом рынке проводятся в форме аукционов (тендеров). Центральный банк объявляет о своем намерении купить или продать какой-либо финансовый актив на определенную сумму денег и принимает заявки от банков с указанием количества и цены этого актива (или процентной ставки). После анализа заявок он удовлетворяет те из них, которые обеспечивают наивысшую доходность.
Операции на открытом рынке позволяют центральному банку решать сразу несколько задач: регулировать размер денежной базы (в широком определении); поглощать избыточную ликвидность банков (неиспользуемые остатки на корреспондентских счетах в центральном банке); управлять уровнем процентных ставок и валютных курсов.
Когда центральный банк кредитует банки на реверсной основе (через ломбардные аукционы, аукционы РЕПО) или покупает у них государственные облигации и иностранную валюту, его денежная база увеличивается. Обратные сделки (возврат кредитов и т.д.) приводят к сжатию денежной базы.
Продажа депозитов и облигаций центрального банка вызывает увеличение нормы резервирования (rD), ослабляя тем самым способность банков к созданию дополнительной денежной массы. (Денежная база в этом случае не меняется: средства с корреспондентских счетов банков переводятся на депозитные счета и счета по учету облигаций центрального банка.)
Осуществляя операции на открытом рынке, центральный банк оказывает давление на цены финансовых активов: при их покупке — в сторону повышения, а при их продаже — в сторону понижения. В случае с долговыми обязательствами (облигациями) рост цен на них равносилен снижению процентной ставки (чем дороже облигация, тем ниже ее доходность). Сделки с иностранной валютой приводят к изменению номинального курса отечественной валюты, который обесценивается при покупке и дорожает при продаже центральным банком иностранной валюты.

2.2.2 Инструменты постоянного действия
Инструменты постоянного действия дают возможность банкам по собственной инициативе получать от центрального банка ликвидность (как правило, для поддержания платежеспособности), а также размещать временно свободные резервы на депозитах в центральном банке, обеспечивая им некоторую доходность.
Инструменты постоянного действия, предназначенные для рефинансирования банков, играют роль эмиссионного окна (именуемого также «дисконтным окном»), через которое банки оперативно пополняют свои резервы до необходимого им уровня.
Операции постоянного действия — рефинансовые и депозитные — проводятся по фиксированным процентным ставкам, привязанным к ключевой ставке центрального банка. При этом, как правило, устанавливается процентный коридор, верхняя граница которого (по операциям рефинансировния) смещена в большую сторону, а нижняя граница (по депозитным операциям) — в меньшую сторону от ключевой ставки. В случае пересмотра ключевой ставки границы коридора автоматически сдвигаются на величину изменения.
Поскольку банкам доступна альтернатива — заимствовать у центрального банка или у других банков (на межбанковском рынке), то при выборе величины ключевой ставки имеет значение, как она соотносится со ставками межбанковского рынка. Например, повышение ключевой ставки относительно межбанковской ставки сужает размеры эмиссионного окна, ограничивая способность банков создавать дополнительную денежную массу. Действия в обратном направлении позволяют достичь противоположного результата.
Центральный банк, устанавливая ключевую процентную ставку на том или ином уровне, не может заранее точно знать, каким будет изменение денежной базы, поскольку банки сами определяют количество средств, запрашиваемых через эмиссионное окно. Чтобы снизить риск чрезмерного изменения денежной базы, центральный банк использует количественные ограничения на суммы займов и предоставляет их на очень короткий срок. Если нежелательные изменения денежной базы все же происходят, то они устраняются с помощью операций на открытом рынке (например, центральный банк поглощает избыток ликвидности путем продажи ценных бумаг из своего портфеля).
Регулируя величину ключевой процентной ставки, центральный банк оказывает косвенное воздействие на норму банковских резервов (rD). Чем выше ставка центрального банка, тем дороже обходится банкам пополнение резервов через операции постоянного действия. Поэтому банки в период «дорогих денег» предпочитают иметь более высокий уровень резервного покрытия привлеченных средств, чем в период «дешевых денег».

кредитно-денежная политика Банка России 2017 курсовая

2.2.3 Изменение нормативов обязательного резервирования
Обязательные резервы — мощный инструмент монетарной политики, позволяющий ЦБ не только регулировать денежное предложение, но и оперативно влиять на общую финансовую ситуацию в стране.
Меняя нормативы (rн), центральный банк воздействует на денежный мультипликатор и, следовательно, на денежную массу: рост rн снижает Мs и наоборот. С помощью данного инструмента центральный банк оказывает косвенное влияние на цены финансовых активов, процентные ставки и валютные курсы.
Возьмем, например, случай с увеличением параметра rн (нормативы обязательных резервов). Банкам, чтобы выполнить возросшие резервные требования, необходимо изыскать свободные денежные средства и направить их на счета обязательных резервов в центральном банке. Для этого они должны либо «выйти» из активов (продать имеющиеся у них ценные бумаги, иностранную валюту, сократить объемы предоставляемых краткосрочных кредитов), либо осуществить заимствования на денежном рынке. При этом продажа ценных бумаг вызовет снижение цен на эти бумаги (следовательно, вырастут нормы их доходности), продажа иностранной валюты приведет к удорожанию национальной валюты (номинальный обменный курс снизится), сокращение предложения кредитных ресурсов, наряду с увеличением спроса на них, способствует росту процентных ставок.
Несмотря на то что эффективность данного инструмента регулирования высока, центральные банки активизируют его редко — обычно тогда, когда операционные инструменты (рыночные и постоянного действия) не могут произвести должного результата.
Существенным недостатком обязательных резервов является их налоговый характер. Деньги, «замороженные» на счетах по учету обязательных резервов, не приносят банкам дохода. Потеря дохода эквивалентна его налоговому изъятию, притом что банки, как и другие хозяйствующие субъекты, несут обычную налоговую нагрузку в соответствии с действующим законодательством.
Чтобы не дестабилизировать деятельность кредитных организаций, центральный банк старается поддерживать нормативы обязательных резервов на неизменном уровне (подобно тому, как государство обеспечивает стабильность налоговой системы). Отсюда другой недостаток данного инструмента — его «негибкость» или неоперативность (в отличие от операционных инструментов, которые могут применяться ежедневно).

2.2.3 Стерилизация валютных интервенции
В условиях несбалансированного оттока и притока иностранного капитала (вызванного дисбалансом по счету текущих операций платежного баланса) центральный банк, как указывалось в предыдущих главах, вынужден проводить валютные интервенции для поддержания курса отечественной валюты. Так, в ситуации массового притока иностранной валюты центральный банк скупает ее, чтобы сдерживать удорожание национальной валюты. Вместе с накоплением валютных резервов происходит расширение денежной базы и, следовательно, денежного предложения в стране.
Для предупреждения возможного в таком случае ускорения инфляции центральный банк осуществляет стерилизацию своих валютных интервенций путем абсорбирования свободной банковской ликвидности с применением других инструментов денежной политики, а при их нехватке — с использованием мер бюджетной политики.
В России стерилизационные мероприятия активно применялись в 2004—2008 гг. В этот период экономика страны развивалась в условиях интенсивного притока иностранного капитала, вызванного растущим профицитом торгового баланса (в связи с ростом мировых цен на сырьевой экспорт), масштабными заимствованиями частным сектором за рубежом, поступлением прямых иностранных инвестиций. Денежная эмиссия в такой ситуации осуществлялась под приток иностранной валюты. Банк России активно наращивал валютные резервы, скупая излишки иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, чтобы не допустить чрезмерного удорожания рубля. Валютные интервенции приводили к росту денежной базы и, как следствие, к росту денежной массы. Для сдерживания денежного предложения Банк России и Правительство РФ применяли комплекс стерилизационных мероприятий.
В качестве основного канала стерилизации использовался Стабилизационный фонд РФ (после 2008 г. — Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), который, помимо функции автоматического стабилизатора бюджетной политики, выполнял также функцию поглощения избыточных денежных средств. Эти средства оседали на правительственных счетах в Банке России, сокращая предложение денег. Дополнительным каналом стерилизации служили операции Банка России по привлечению средств кредитных организаций в депозиты и облигации Банка России.
Стерилизационные действия оказали заметное влияние на структуру активов и пассивов центрального банка. Так, в начале 2014 г. иностранные активы Банка России составляли 76,7% всех его активов (для сравнения: в развитых странах активы центрального банка на 70—90% состоят из обязательств национального правительства). Почти половина пассивов Банка России приходилась на депозиты правительства, состоящие, главным образом, из средств фондов. В 2004-2014 гг. чистые иностранные активы Банка России превосходили его денежную базу, а чистые внутренние активы характеризовались отрицательной величиной.

3. Анализ денежно-кредитной политики Банка России в 2016-2017 годах

3.1 Итоги денежно-кредитной политики Банка России за 2016 год

Денежно-кредитная политика Банка России, проводимая в 2015 - 2016 гг. в контексте таргетирования инфляции, была нацелена на обеспечение ценовой стабильности при сохранении финансовой устойчивости в условиях высокой изменчивости внешней среды. Действия Банка России, как по реализации денежно-кредитной политики, так и по обеспечению устойчивого функционирования банковского сектора и развития прочих компонентов финансовой системы являлись частью комплексной макроэкономической политики, которая была призвана сохранить устойчивость отечественной экономики и обеспечить условия для восстановления ее роста. Умеренно жесткая денежно-кредитная политики ЦБ РФ способствовала последовательному замедлению инфляции (с 12,9% в декабре 2015 г. до 6,1% в октябре 2016 г.) при сохранении стабильной ситуации в финансовой системе страны в целом.
Важно отметить, что Банк России в 2016 году был предсказуем и максимально последователен в своих действиях в области денежно-кредитной политики - даже, несмотря на беспрецедентное для страны снижение инфляции, механизм управления ключевой ставкой был весьма жёстким.
Ключевая ставка закрепилась на отметке 10%, что почти в два раза больше инфляции, однако на следующее снижение ставки ЦБ смог решиться только через год.
Если в 2015 году скорость смягчения ДКП можно было признать спринтерской (с 17% до 11%), то в 2016 году ЦБ уже избрал стайерский темп в надежде зафиксировать инфляцию на фундаментальном уровне 4%.
Внешние шоки предыдущих лет научили ЦБ быть консервативным в прогнозах и не полагаться на благоприятную ситуацию на рынках, ведь обстоятельства в любой момент могут измениться в худшую сторону. Поэтому денежно-кредитную политику в уходящем году легко уместить в поговорку: "Обжегшись на молоке, дуешь на воду".
Банк России в 2016году попытался сделать свои действия более понятными и прозрачными по аналогии с ФРС США. Одним из таких шагов стала публикация в релизе по итогам сентябрьского заседания совета директоров четкого сигнала о том, что ставка останется неизменной до конца года, чтобы инфляция не отклонилась от намеченной траектории.
"Почему мы это сделали. Первое — мы видим ожидания рынка, пожелания всех, чтобы снижалась ключевая ставка. И ожидания рынка по траектории снижения ключевой ставки резко расходятся с нашими… То есть мы ставки снизим, но цели по инфляции можем не добиться", — пояснила тогда такой шаг Набиуллина.
На данный момент можно сказать, что это решение было своевременным: инфляция опустилась до исторического минимума, в декабре не наблюдается традиционного предновогоднего всплеска цен, а банки и компании получили своего рода ориентир по уровню ставок в экономике.
"В этом году успехи по снижению инфляции были значительнее, чем ожидал рынок. В общем ЦБ достаточно твердо показывает свою позицию. Рынок сейчас больше верит в его намерения, чем раньше. Другое дело, что текущая низкая инфляция может быть вызвана, в том числе и тем, что в экономике рецессия. Потребительский спрос падает, покупательская способность сокращается. Соответственно, возможность повышения цен ограничена с этой стороны", — считает аналитик банка "Альба Альянс" Ольга Беленькая.
В конце года Набиуллина дала ещё более однозначный сигнал. "Мы считаем, что снижение ставки более вероятно во втором квартале, чем в первом квартале", — заявила глава ЦБ РФ.
В 2016 году колебания курса рубля продолжались, но их амплитуда уменьшилась: рубль был весьма сдержан, не реагируя мгновенно на скачки цен на нефть.
На фоне решения ОПЕК цены на нефть выросли до 55 долларов за баррель, что повысило вероятность оптимистичного сценария Банка России. При этом в ЦБ не спешат пересматривать базовый прогноз с ценой на нефть в 40 долларов за баррель - эффект от этих договоренностей может быть краткосрочным, поэтому нужно время, чтобы оценить их последствия.
"Наше видение ситуации и направленность денежно-кредитной политики существенно не изменится, учитывая, что реакция российской экономики на колебания внешних факторов ослабла", — заключила Набиуллина.
Банк России никогда не дает прогнозов по курсу рубля, но глава ЦБ подтвердила, что регулятор не намерен отказываться от плавающего курса рубля, и посоветовала россиянам хранить сбережения в рублях.

3.2 Анализ динамики функционирования денежно-кредитной системы России в 2017 году

Объем доходов федерального бюджета в I полугодии 2017г. составил 52,8% от прогнозируемого на 2017г. объема, утвержденного Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Дефицит федерального бюджета в I полугодии 2017 г. составил в сумме 407,8 млрд. рублей.
По данным Банка России, объем денежной массы (М2) на 1 июля 2017г. составил 39625,4 млрд.рублей и увеличился по сравнению с 1 июля 2016г. на 10,5%, по сравнению с 1 июня 2017г. на 1,0% при увеличении потребительских цен соответственно на 4,4% и 0,6%.

Таблица 1. Динамика денежной массы в РФ в 2016-2017 годах.

Количество действующих кредитных организаций, имеющих право на осуществление банковских операций, на 1 августа 2017г. составило 582 единицы и по сравнению с 1 августа 2016г. сократилось на 87 организаций, по сравнению с 1 июля 2017г. - на 7 организаций.
Объем кредитов, депозитов и прочих размещенных средств, предоставленных организациям, физическим лицам и кредитным организациям (в рублях и иностранной валюте), включая кредиты, предоставленные иностранным государствам, на 1 июля 2017г. составил 53954,8 млрд. рублей.
Доля кредитов и прочих размещенных средств (в рублях и иностранной валюте), предоставленных организациям на срок свыше 1 года, в общем объеме выданных им кредитов и прочих размещенных средств, распределенных по срокам погашения, на 1 июля 2017г. составила 74,8% против 74,5% на 1 июня 2017 года.
На 1 июля 2017г. объем просроченной задолженности по жилищным кредитам, предоставленным кредитными организациями физическим лицам, составил 77,2 млрд.рублей (1,6% от общей задолженности по жилищным кредитам), из неё по ипотечным жилищным кредитам - 71,5 млрд.рублей (1,5% от общей задолженности по ипотечным жилищным кредитам). С 19 июня 2017г. ключевая ставка, установленная Банком России, составляет 9,00% годовых (с 2 мая 2017г. действовала ставка 9,25% годовых). Объем депозитов, кредитов и прочих привлеченных кредитными организациями средств организаций, физических лиц, индивидуальных предпринимателей и кредитных организаций (в рублях и иностранной валюте) на 1 июля 2017г. составил 51022,9 млрд.рублей.
По данным Банка России, объем государственных ценных бумаг на конец июля 2017 г. составил 6260,0 млрд.рублей и увеличился по сравнению с соответствующей датой 2016 г. на 16,2%, с концом июня 2017г. - на 2,2%.
По данным Банка России, международные резервы Российской Федерации на 1 августа 2017г. составили 418,4 млрд.долларов США и увеличились по сравнению с 1 августа 2016г. на 6,2%, с 1 июля 2017г. - на 1,5%.
В целом функционирование денежно-кредитной системы в 2017 году имело стабильный и устойчивый характер. Даже политика Банка России по зачистки банковского сектора от проблемных учреждений не внесла какого-либо беспокойства в настроения граждан и организаций. Очевидно, что такое положение дел обусловлено слаженностью и грамотностью проводимой денежно-кредитной политики государства.

3.3 Денежно-кредитная политика ЦБ РФ в 2017 и перспективы её развития в 2018-2019 годах

Денежно-кредитная политика Банка России 2017 года играет ведущую роль в формировании столь приоритетных условий экономического развития и социальной стабильности, как низкие темпы инфляции, предсказуемые значения процентных ставок, обеспечивающие сохранность сбережений от инфляционного обесценения и необходимый для объективного планирования инвестиций. Данные условия обеспечиваются через ограничение инфляционных процессов. Денежно-кредитная политика нацелена на постепенное снижение годовой инфляции до 4% и поддержание ее вблизи этого уровня в дальнейшей перспективе. В условиях сохранения стабильно низкой инфляции экономические агенты могут более предсказуемо строить производственные и семейные планы, принимать решения о расходах, сбережениях или инвестициях. Напротив, высокая инфляция, как правило, подвержена сильным колебаниям, наращивает неопределенность и степень хозяйственных рисков, осложняет расчеты на будущее, сокращает горизонт планирования, снижая стимулы к сбережениям и инвестициям, усиливает социальную дифференциацию. Высокая и волатильная инфляция закладывается в процентные ставки, ложась дополнительной нагрузкой для домашних хозяйств и предприятий. При прочих равных условиях высокая инфляция способствует усилению социального неравенства, росту дифференциации доходов, отражаясь наиболее негативно на благополучии людей со средним и низким уровнем достатка, номинальные доходы которых, как правило, относительно стабильны. В ходе социологических опросов российские граждане не случайно называют высокую инфляцию одной из самых острых для себя проблем. Ценовая стабильность является неотъемлемым элементом благоприятной среды для жизни людей и ведения бизнеса, для устойчивого экономического роста.
В целом возможен и на фоне относительно высокой инфляции. Но такая инфляция, как правило, нестабильна и несёт угрозу дальнейшего ускорения и перехода к быстрому росту цен даже под влиянием временных факторов. В этих условиях возникают риски накопления диспропорций в финансовой сфере, реальном секторе, обострения социальной напряженности, при которых невозможно устойчивое экономическое развитие.
4% - как целевой порог инфляции выбран с учетом особенностей ценообразования и структуры отечественной экономики. Такая цифра немного выше, чем в странах с более развитыми рыночными механизмами, многолетним опытом сохранения ценовой стабильности, укрепившимся доверием к денежным властям и низкими инфляционными ожиданиями. В таких странах цель по инфляции обычно устанавливается на уровне от 1 до 3%. Постоянное поддержание инфляции в России вблизи этих значений мерами денежно-кредитной политики сильно затруднено из-за структурных экономических проблем: повышенного уровня монополизации и относительной неразвитости рыночных механизмов, низкой эффективности и недостаточной отраслевой диверсификации экономики. Кроме того, устойчивой стабилизации инфляции на исторически нехарактерном, низком для России уровне на начальном этапе будет также мешать инертность инфляционных ожиданий - укоренившаяся за многие годы привычка населения и бизнеса вести хозяйство в условиях высокой инфляции.
Наряду с указанными факторами выбор в пользу 4% продиктован необходимостью минимизации рисков возникновения дефляционных тенденций на рынках отдельных товаров. В условиях существующей структуры российской экономики изменение цен на различные группы товаров происходит неравномерно, в потребительской корзине довольно высока доля товаров и услуг, цены на которые могут сильно колебаться. Поэтому при общем уровне инфляции существенно ниже 4% возникает риск продолжительного снижения цен, то есть дефляции, на рынках различных групп товаров. Дефляция, охватывающая широкий круг товаров, может повлечь за собой не менее негативные последствия, чем высокая инфляция. Для того чтобы процесс выравнивания относительных цен не приводил к дефляционным явлениям, целевой показатель прироста общего индекса потребительских цен в нашей стране должен устанавливаться с некоторым "запасом". В то же время этот "запас" не должен быть слишком большим, поскольку при более высокой инфляции (например, около 10%), как правило, возрастает амплитуда ее колебаний и становится сложнее обеспечить ее стабильность и предсказуемость в случае реализации различных шоков, чем при инфляции около 4%. Это особенно проявляется, когда значительная доля потребительской корзины приходится на товары, цены которых могут существенно изменяться. В России такой группой товаров является продовольствие, составляющее более трети потребительской корзины. Динамика цен продовольственных товаров сильно зависит от итогов сбора урожая, конъюнктуры мировых товарных рынков. При невысоком целевом уровне инфляции снижается и потенциал роста цен на эту социально значимую группу товаров в случае действия неблагоприятных факторов. Устойчивость, предсказуемость темпов роста потребительских цен имеют не менее важное значение для экономического развития и благополучной жизни людей, чем их абсолютный низкий уровень.
Ожидаемое замедление инфляции до 4% в 2017 г. и ее стабилизация вблизи целевого уровня создадут во второй половине трехлетнего прогнозного периода условия для постепенного смягчения денежно-кредитной политики. На его фоне будет реализовываться снижение кратко- и долгосрочных рыночных процентных ставок в реальном и номинальном выражении. Кроме того, уровень реальных процентных ставок сохранится в положительной зоне, что с учётом текущих характеристик развития экономики крайне важно для сохранения сбалансированной сберегательной и кредитной активности. Ещё одним фактором смягчения ценовых и неценовых условий кредитования станет прогнозируемая нормализация долговой нагрузки и соответствующее последовательное снижение кредитных рисков, что будет обеспечиваться консервативным подходом к изменению соотношения кредитной задолженности и доходов заемщиков. В базовом сценарии прогнозируется, что годовой темп прироста кредита экономике со стороны банковского сектора составит 4 - 6% в 2017 г., а затем ускорится до 7 - 11% в 2018 - 2019 годах. Смягчение кредитных условий наряду с улучшением экономических настроений и ожиданий внесет вклад в постепенное восстановление роста как потребительского, так и инвестиционного спроса.
В разрезе компонентов совокупного спроса прогнозируется, что восстановление экономики будет происходить постепенно и относительно равномерно, что приведет к сохранению относительно стабильной структуры ВВП. Ожидается, что годовые темпы прироста расходов на конечное потребление составят 0,2 - 0,6% в 2017 г., 1,7 - 2,5% - в 2018 - 2019 годах. По мере укрепления уверенности производителей в восстановлении спроса, а также на фоне постепенного смягчения финансовых условий будет осуществляться оживление инвестиционной активности. Годовые темпы прироста валового накопления основного капитала в 2017 г. составят 1,2 - 1,7%, а в 2018 - 2019 гг. увеличатся до 2,7 - 3,2 и 3,2 - 3,7% соответственно. Вместе с тем после восстановительного роста инвестиционного спроса, компенсирующего его глубокое падение в предыдущие периоды, темп роста инвестиций, сдерживаемый особенностями экономики, может вновь замедлиться. Динамика запасов в условиях ожидаемого постепенного восстановления потребительского спроса будет вносить дополнительный вклад в прирост валового накопления в 2017 - 2018 годах.
Постепенное оживление потребительского и инвестиционного спроса при ожидаемой стабильности курсовой динамики будет сопровождаться восстановительным ростом импорта. В то же время с учетом предполагаемых показателей роста стран - торговых партнеров России, а также действующих объективных ограничений для наращивания сырьевого экспорта, имеющего большой вес в структуре экспорта России, годовые темпы роста экспорта в реальном выражении останутся устойчивыми, но невысокими - 1 - 2%.
При указанной динамике физических объемов экспорта и импорта товаров и услуг, а также с учетом стабилизации цен на энергоносители положительное сальдо текущего счета платежного баланса в течение прогнозного периода будет постепенно сокращаться. Вместе с тем, как ожидается, чистый отток частного капитала на трехлетнем горизонте также сохранится на низком уровне - около 2% ВВП. Во-первых, это будет обусловлено ожидаемым снижением интенсивности выплат по внешнему долгу на фоне расширения возможностей по его рефинансированию на международных рынках. Во-вторых, сохранение внутренних процентных ставок на относительно высоком уровне по сравнению с процентными ставками на внешних рынках, а также улучшение ожиданий восстановления экономической активности в России и реализация взвешенной макроэкономической политики будут способствовать сохранению привлекательности рублевых вложений как для российских, так и для глобальных инвесторов. Согласно базовому прогнозу, поступлений по текущему счету в предстоящие годы будет достаточно для обслуживания российскими кредитными и нефинансовыми организациями внешней задолженности. В этих условиях Банк России продолжит постепенно сворачивать операции рефинансирования в иностранной валюте и ожидает, что кредитные организации смогут полностью погасить задолженность по данным операциям до конца 2017 года. С учетом сочетания указанных тенденций на прогнозном горизонте ожидается сохранение в целом стабильной динамики курса рубля, что обусловит отсутствие дополнительного инфляционного давления со стороны этого фактора.
Помимо сдерживающего воздействия умеренного спроса и курсовой динамики, дополнительное понижательное влияние на темпы роста потребительских цен в прогнозный период будет оказывать ограниченный рост издержек производителей. В первую очередь это будет обусловлено сохранением относительно низких мировых цен на энергоносители при отсутствии значительных колебаний курса, а также отмеченным выше поддержанием умеренных темпов индексации административно регулируемых тарифов на услуги естественных монополий.
В целом ожидается, что в 2017 г. с учётом довольно слабого потребительского спроса, стабильной курсовой динамики и отсутствия дополнительного инфляционного давления со стороны факторов издержек производства годовая инфляция продолжит постепенно снижаться с 5,5 - 6,0% в декабре 2016 г. до целевого уровня 4% в конце 2017 г. и затем стабилизируется на этой отметке.
В альтернативных сценариях Банка России заложены снижение цены на нефть до 25 долл. США за баррель в начале 2017 г., ее сохранение вблизи этого уровня до конца 2019 г. (сценарий II) и постепенный рост цены на нефть до 55 долл. США за баррель в 2019 г. (сценарий III).
Динамика цен на нефть, предполагаемая в сценарии II, может сформироваться на фоне сочетания ослабления роста мировой экономики и спроса на нефть в целом, с одной стороны, и действия дополнительных факторов увеличения предложения на отдельно взятом сегменте рынка энергоносителей - с другой. В том числе возможно ускорение восстановления поставок нефти из Нигерии и Ливии и значительное расширение предложения со стороны других стран - экспортеров нефти (прежде всего Ирана и Ирака).
Подобные негативные изменения внешних условий будут влиять на российскую экономику через сокращение доходов от экспорта, в том числе бюджетных (что потребует дополнительного использования средств суверенных фондов), снижение платежеспособности заемщиков, имеющих задолженность в иностранной валюте, ухудшение ожиданий относительно перспектив роста российской экономики и существенное снижение привлекательности вложений в нее для российских и внешних инвесторов. Вместе с тем следует учитывать возросшую устойчивость экономики к таким внешним шокам, поддерживаемую соответствующей реакцией денежно-кредитной и бюджетной политики, а также гибким изменением валютного курса. Это должно сдержать спад совокупного выпуска. Темпы снижения ВВП могут составить 1,0 - 1,5% в 2017 г. и 0,1 - 0,5% в 2018 г., после чего начнется восстановительный рост.
Снижение темпов экономической активности поспособствует сдерживанию инфляции. При этом ослабление рубля на фоне ухудшения внешней конъюнктуры будет способствовать росту цен. В подобных обстоятельствах достижение целевого уровня инфляции 4% станет более вероятным не к концу 2017 г., а в 2018 году. Вместе с тем придётся поддерживать относительно жесткие денежно-кредитные условия на протяжении более длительного периода, чем в полностью благоприятном сценарии. Это нужно для сохранения привлекательности сбережений в рублях, недопущения дестабилизации курсовых и инфляционных ожиданий и обеспечения ценовой и финансовой устойчивости. В условиях развития негативного сценария Банк России будет оценивать необходимость проведения валютных интервенций в целях поддержания финансовой стабильности, а также увеличения объёмов предоставления кредитным организациям иностранной валюты на возвратной основе в случае возникновения осложнений в обслуживании внешнего долга у предприятий и кредитных учреждений.

Заключение

Итак, под денежно-кредитной политикой государства понимаются мероприятия, предпринимаемые центральным банком (иногда с участием правительства) с целью коррекции монетарных и финансовых условий функционирования экономики. Монетарная политика вместе с фискальной политикой составляют инструментальную основу для регулирования макроэкономической конъюнктуры.
Основным проводником кредитно-денежной политики в РФ является Банк России, который традиционно наиболее активно использует четыре ключевых инструмента денежно-кредитного регулирования: это регулирование объемов рефинансирования коммерческих банков, политика обязательных резервов, операции на открытом рынке и ограничение кредитования. Впрочем, объективные реалии развития мировой и отечественной экономики в 2016 - 2017 гг. явственно показали необходимость новых подходов в денежно-кредитной политике.
Основной урок недавно прошедших финансовых кризисов в странах с формирующимся рынком, в т.ч. и в России за последнюю четверть века — это необходимость перехода к политике более гибкого валютного курса и инфляционного таргетирования. В условиях быстрой финансовой либерализации денежно-кредитная политика в деле борьбы с инфляцией и приспособлением к внешним шокам пока показала низкую эффективность. В целом, как группа, страны с формирующимися рынками остаются очень уязвимыми к высокой волатильности притока капитала, а политика сдерживания укрепления валютного курса очень быстро транслируется во внутреннюю инфляцию.
Важно понять, что актуальные задачи денежно-кредитной политики государства нельзя решить за счёт какого-то единого критерия («таргетирование валютного курса», «таргетирование инфляции» и т.п.), как это было свойственно российской практике 1990-х-2000-х гг.
Данные задачи в 2017-м и перспективных 2018-2019 годах могут решаться исключительно на основе одновременного таргетирования:
. денежной массы (рост монетизации);
. инфляции (при условии активного противодействия государства немонетарной инфляции);
. процентной ставки (снижение процента и доходности финансовых активов);
. широкого коридора, в котором осуществляет действительные колебания валютный курс, при сохранении либерального режима счета капиталов (вместо до и пост кризисной политики закрепленного курса, прерываемого девальвациями и прочими рыночными шоками).
Также, должна быть переосмыслена роль макропруденциального регулирования в свете последних кризисов, чтобы уменьшить системную уязвимость вследствие более выраженной цикличности развития экономики. Речь идет об отказе от проциклического пруденциального регулирования. Требования по капиталу банков и других финансовых институтов должны быть усилены, чтобы сформировать более высокие запасы (антициклические буферы) по капиталу в период сильного роста экономики, с тем, чтобы они могли быть уменьшены до приемлемого уровня в периоды финансового стресса. Такие антициклические буферы капитала сделают банковский сектор более устойчивым к шокам и способствуют уменьшению процикличности, свойственной финансовой системе, да и всей экономики в целом.

Главной целью единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение ценовой стабильности, что означает достижение и поддержание устойчивой низкой инфляции.

Банк России с 2015 года будет проводить денежно-кредитную политику в рамках режима контроля инфляции. Банк России оказывает влияние на процессы ценообразования с временным ограничением, поэтому цель по инфляции должна устанавливаться на среднесрочную перспективу. Целью денежно-кредитной политики является снижение инфляции до 4% в 2017 году и дальнейшее ее поддержание вблизи указанного уровня. Предполагаемый уровень инфляции представлен на рис. 2.4. Постоянная цель установлена с учетом структурных особенностей российской экономики и динамики инфляции в странах - торговых партнерах России и является достижимой на трехлетнем горизонте.

Рис.2.4

Цель по инфляции определена для индекса потребительских цен (ИПЦ), измеренного за месяц по отношению к соответствующему месяцу предыдущего года. Данный показатель характеризует изменение стоимости набора товаров и услуг, потребляемых средним домохозяйством, и позволяет оценить масштаб воздействия роста цен на благосостояние населения. ИПЦ является наиболее понятным и широко используемым субъектами экономики индикатором инфляции, поэтому его динамика вносит значимый вклад в формирование инфляционных ожиданий.

В результате действия непредвиденных факторов инфляция может отклоняться от цели в пределах 1,5 процентного пункта.

Денежная программа на 2015-2017 гг предполагает пять сценариев развития российской экономики, формирующих различные условия проведения денежно-кредитной политики. Большое количество сценариев связано с повышенной неопределенностью относительно изменения внешних для отечественной экономики факторов.

Во всех пяти сценариях ожидается, что восстановление мировой экономики будет постепенным и неравномерным, темпы роста экономик стран - основных торговых партнеров России останутся относительно невысокими. В связи с этим динамика внешнего спроса в ближайшие годы не окажет значительного стимулирующего воздействия на экономику России.

В 1 варианте предполагается возвращение цены на нефть марки «Юралс» и ее последующее незначительное снижение. Также в этом сценарии ожидается, что санкции в отношении России будут отменены в 3 квартале 2015 года.

Банк России также рассмотрел еще четыре сценария (IIa, IIb, IIIa и IIIb), которые отличаются комбинацией предположений относительно траектории цен на нефть и длительности действия санкций. В вариантах IIa и IIb ожидается умеренный рост цен на нефть к середине 2015 года с последующим их снижением, в вариантах IIIa и IIIb закладывается, что цена на нефть сократится до 80 долларов США за баррель и сохранится на данном уровне до конца 2017 года. В вариантах, отмеченных субиндексом «a» предполагается, что санкции будут отменены в III квартале 2015 года, в вариантах с субиндексом «b» санкции действуют до конца 2017 года. Вариант IIb рассматривается Банком России в качестве базового.

В рамках этого сценария прогнозируемый сдержанный рост потребительского спроса и предполагаемое снижение инфляционных ожиданий с учетом осуществленного в 2014 году ужесточения денежно-кредитной политики и распределенного влияния уже произошедшего в 2014 году замедления роста денежных и кредитных агрегатов будут обеспечивать условия для замедления инфляции в 2015-2017 годах. Ожидается, что инфляция сохранится на повышенном уровне до конца первого квартала 2015 года и далее начнет снижаться.

Предполагаемые внешние и внутренние условия развития российской экономики обусловят сохранение близких к нулю темпов экономического роста в 2015-2016 годах. В 2017 году прогнозируется оживление экономической активности, чему, в частности, будет способствовать развитие импортозамещающих производств и повышение конкурентоспособности российского экспорта. Постепенное ускорение роста ВВП в среднесрочном периоде обеспечит приближение совокупного выпуска к потенциальному уровню и сокращение отрицательного разрыва выпуска с уровня - (1-1,5)% в 2015-2016 годах до около -0,5% к концу 2017 года. Темп прироста ВВП составит около 0% в 2015-2016 годах и увеличится до 1,5-1,7% в 2017 году, рис.2.5.

Рис. 2.5

Во всех рассмотренных сценариях возможна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на динамику инфляции и условия проведения денежно-кредитной политики.