Когда была всероссийская перепись населения. Перепись населения и её значение

В пятницу 18 декабря 2011г., в Российской газете были опубликованы официальные итоги переписи. Они, разумеется, были неполными, полные никогда не публикуются и лежат в архивах, а сааме полные из публикующихся – не в газетах, конечно, – занимают несколько томов (в России/СССР от одной книжки в 1979 до почти 100 в 1897).

Найти интересующие меня данные о национальном составе удалось. Но они были в виде рисунка, да такого маленького, что пришлось повозиться с переводом их в удобочитаемый, а затем и в цифровой вид. (Правда в интернет-Российской газете была ссылка на Федеральную службу государственной статистики. Но на сайте ФСГС попытка вызвать любой из «Информационных материалов об окончательных итогах Всероссийской переписи населения 2010 года» оканчивалась ответом The page cannot be found. На следующей неделе доступ все-таки появился. – http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/perepis_itogi1612.htm - и его данными я тоже воспользовался).

Прежде, чем обратиться к вопросу изменения численности народов Севера, нужно сделать два принципиальных замечания.

Первое – о конкретной переписи 2010 г. В ней около 4% населения (5,6 млн. человек) не указали свой национальности. Это огромный рост – почти в 4 раза – по сравнению с переписью 2002 (тогда 1,5 млн. или около 1%) и совсем уж лавина в сравнении с поздними советскими переписями –тогда не было и двух десятков тысяч.

Было высказано мнение, что это, мол, все иностранцы. Но, по нашему мнению, это совсем не так. Часть этих людей, действительно не захотели отвечать на этот вопрос, но таких, видимо, очень мало. Подавляющее большинство из «не указавших» – это те, к кому счетчики и не приходили. Их записали на основе каких-либо списков, баз данных и т.п., просто выписали пол и возраст и ничего более. Такое практиковалось и в 2002, а к 2010 было даже законодательно разрешено. Но есть еще и те, кого просто нарисовали/приписали. И таких, судя по некоторым искажениям возрастной структуры населения ряда регионов, в 2010 г. тоже немало.

Все рассуждения о национальном составе по данным переписи надо делать с оглядкой на массу «не указавших».

Второе – об учете национальности в переписях. В сознании россиян национальная/этническая принадлежность есть нечто обязательное: неотъемлемый признак, полученный при рождении и несменяемый всю жизнь. Официальная запись о национальности в документах отражала это мнение, усиливала и закрепляла его. И даже с исчезновением такой записи это убеждение остается широко распространенным. В действительности все много сложнее.

От переписи к переписи многие люди изменяют то, что в переписном листе 2010 г. называлось «Ваша национальная принадлежность». Этнографы говорят в таких случаях о «смене этнической идентификации». Среди народов Севера такие процессы довольно заметны. Такое особенно вероятно для лиц этнически смешанного происхождения. Например, дети из смешанных семей, где, как правило, мать «коренная», а отец «некоренной», записанные в одной переписи по национальности матери, в следующей, выросши, указывают национальность отца. А в третьей переписи, снова говорят о принадлежности к национальности матери.

Кроме того, вступают в дело и методические факторы: одна перепись выделяет данный народ, другая – «прячет» его в большем, родственном. К примеру, Перепись 1926 г. учла около 700 чуванцев, в 1939 их тоже учли как отдельный народ («этели»), но не выделили, а отнесли к «прочим северным народностям». А в переписях 1959, 1970 и 1979 гг. всех назвавших себя чуванцами, в разработке относили к чукчам. И этнографы назвали это «этнической консолидацией». А бывает и наоборот. Применительно к народам севера: тех же чуванцев в 1979 относили к чукчам, а в 1989 сочли отдельным народом (около 1,4 тыс. чел.). Или, например, энцев, которых в итогах всех российских/советских переписей переписывали как ненцев и только с 1989 начали выделять как отдельный народ (200 чел.).

Наконец, кроме методики существует и практика проведения переписи, когда нередко применяется, как и на выборах, административный ресурс. Известны башкиро-татарские разногласия в Башкортостане, когда в 2002 руководство республики агитировало за, то чтобы некие пограничные группы населения, прежде переписанные как татары, записывались башкирами. Менее известны подобные случаи в Дагестане, где, к примеру, малочисленным арчинцам переписчики просто говорили, что такого народа нет, и записывали их аварцами, или на Камчатке, где переписчики требовали у назвавших себя камчадалами доказательств этого. Все это явно противоречит положению о переписи и ее инструкциям, но, скорее всего, такое счетчикам было указано на местном уровне.

Я так подробно останавливаюсь на этом, чтобы было понятно, что не только, а часто, и не столько рождаемость и смертность, влияют на изменение численности народов между переписями. А подчас эти процессы очень далекие от «размножения» и «вымирания».

Наконец, о народах Севера. Я сверился со списком народов Севера по постановлению правительства РФ от 17 апреля 2006 г. N 536-р (в редакции от 18.05.2010 N 352). Судя по нему к КМНС относятся 40 этносов (интересно, что сайт Комитета Севера Госдумы http://www.severcom.ru/nations/ , где дан перечень 38 народов, отстает от жизни по меньшей мере на 5 лет – проверено 25.12.2011).

Итак, что же рассказала нам перепись 2010 о народах севера, «коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (КМНС) в официальной терминологии, или просто «коренных», как говорят жители Севера.

Ниже приведена таблица изменения численности этих сорока народов Севера России за последние три переписи. Кстати, при анализе переписи можно говорить не о 40, а 38 народах: перепись 2010 вообще не нашла алюторцев (в 2002 – 12 человек, приписаны к корякам), а кереков насчитала всего четырех, причем в месте их обитания – Чукотском округе – переписан всего один.

Сразу надо отметить, что многие из народов, упомянутых в этой таблице, государственная статистика стала учитывать только с 1990-х, на подъеме демократизации, а вместе с ней и национальных движений. Поэтому невозможно проследить динамику их численности за весь более чем 20-летний период. А сравнивать численность двадцати восьми народов в 1989 с численностью тридцати восьми в 2002 и 2010, как это нередко делали, совсем неправильно. Поэтому отдельно мы дали динамику за весь период группы из неизменных 28 народов, чтобы лучше была ясна общая ситуация. Да еще и промежутки между переписями разные: почти 14 и 8 лет. Поэтому кроме прироста за весь межпереписной период мы приводим среднегодовой прирост, что позволит сделать более точные сравнения.

Название народа Численность (человек) Прирост (%) Среднегодовой прирост (%)
1989 2002 2010 1989-2002 2002-2010 1989-2002 2002-2010
Алеуты 644 540 482 -16,1 -10,7 -1,3 -1,4
Алюторцы (*) (12) 0
Вепсы 12142 8240 5936 -32,1 -28,0 -2,8 -4,0
Долганы 6571 7261 7885 10,5 8,6 0,7 1,0
Ительмены 2429 3180 3193 30,9 0,4 2,0 0,1
Камчадалы 2293 1927 -16,0 -2,2
Кереки 8 4 -50,0 -8,3
Кеты 1084 1494 1219 37,8 -18,4 2,4 -2,5
Коряки 8942 8743 7953 -2,2 -9,0 -0,2 -1,2
Кумандинцы 3114 2892 -7,1 -0,9
Манси 8266 11432 12269 38,3 7,3 2,4 0,9
Нанайцы 11883 12160 12003 2,3 -1,3 0,2 -0,2
Нганасаны 1262 834 862 -33,9 3,4 -3,0 0,4
Негидальцы 587 567 513 -3,4 -9,5 -0,3 -1,2
Ненцы 34190 41302 44640 20,8 8,1 1,4 1,0
Нивхи 4631 5162 4652 11,5 -9,9 0,8 -1,3
Уйльта [в 2002 Ульта (ороки)] 179 346 295 93,3 -14,7 4,9 -2,0
Орочи 883 686 596 -22,3 -13,1 -1,8 -1,7
Саами 1835 1991 1771 8,5 -11,0 0,6 -1,5
Селькупы 3564 4249 3649 19,2 -14,1 1,3 -1,9
Сойоты 2769 3608 30,3 3,4
Теленгиты (*) 2399 3712 54,7 -0,1
Тазы 276 274 -0,7 5,6
Телеуты 2650 2643 -0,3 0,0
Тофалары 722 837 762 15,9 -9,0 1,1 -1,2
Тубалары (*) 1565 1965 25,6 2,9
Тувинцы-тоджинцы (*) 4442 1858 -58,2 -10,3
Удэгейцы 1902 1657 1496 -12,9 -9,7 -1,0 -1,3
Ульчи 3173 2913 2765 -8,2 -5,1 -0,6 -0,6
Ханты 22283 28678 30943 28,7 7,9 1,9 1,0
Челканцы (*) 855 1181 38,1 4,1
Чуванцы 1384 1087 1002 -21,5 -7,8 -1,7 -1,0
Чукчи 15107 15767 15908 4,4 0,9 0,3 0,1
Чулымцы 656 355 -45,9 -7,4
Шорцы 15745 13975 12888 -11,2 -7,8 -0,9 -1,0
Эвенки 29901 35527 38396 18,8 8,1 1,3 1,0
Эвены 17055 19071 21830 11,8 14,5 0,8 1,7
Энцы 198 237 227 19,7 -4,2 1,3 -0,5
Эскимосы 1704 1750 1738 2,7 -0,7 0,2 -0,1
Юкагиры 1112 1509 1603 35,7 6,2 2,2 0,8
Все КМНС 209378 252222 257895 102,2 0,3
Народы, учтенные в 1989 г. 209378 231195 237476 110,4 102,7 0,7 0,3


Некоторые из КМНС во всероссийском масштабе переписи отнесены к этнографическим группам в составе других, больших народов. В таблице они отмечены (*). Тувинцы-тоджинцы считались этнической группой тувинцев и в 2002, а вот теленгиты, тубалары и челканцы в 2002 были отдельными народами, а ныне стали этническими группами в составе алтайцев. Что повлияло на такое изменение мнения этнографов, а именно на их рекомендации опираются статистики при учете национального состава, за 8 лет неясно? Ведь еще раньше, до переписи 2002, они настояли на том, чтобы эти КМНС вместе с кумандинцами и телеутами считать самостоятельными народами и выделить их из состава алтайцев. Зато алюторцев, считавшихся в 2002 частью коряков, сделали отдельным народам, но никто из переписанных так себя не назвал.

В целом численность всех КМНС выросла, хотя много меньше, чем в 1989-2002. Однако в целом по стране население сокращается, и небольшой численный прирост КМНС на этом фоне выглядит более внушительно. Возможно, опять раздадутся голоса об «умеренно оптимистической демографической ситуации» у коренных северян.

Но, взглянув на таблицу попристальней, мы увидим, что прирост отмечен далеко не у всех народов, а только у четырнадцати; у 24 – наблюдалось сокращение численности. В прошлый межпереписной период выросли 18 народов, а уменьшилась численность только у 10. Налицо явное ухудшение ситуации.

Если говорить о приросте численности тех или иных народов, отметим сразу, что в современной ситуации числа свыше 12-15% (что соответствует, среднегодовому приросту в 1,4-1,8%) невозможны с демографической точки зрения. Среднегодовой прирост у самых быстро растущих только за счет естественного прироста народов России – чеченцев и ингушей – составил около 1%. Мы полагаем, что это максимум, возможный за период 2002-2010. Поэтому, когда мы видим числа порядка 20-50%, ясно, что прирост этот достигнут за счет недемографических факторов. Скорее всего, это свидетельствует о каких-то этнических процессах, так как о миграции КМНС в Россию извне говорить не приходится. Это относится как к приросту у теленгитов, челканцев, тубаларов и сойотов, так и к убыли тувинцев-тоджинцев, чулымцев и вепсов.

Конечно, смена этнической идентификации как источник роста численности народа вполне нормален, но для небольших и недавно конституированных общностей он и не слишком постоянен и надежен. Примером тому может быть сильное уменьшение числа тех, кто в 2010 назвал себя тувинцем-тоджинцем или камчадалом. И, если выйти за пределы официального списка КМНС, резко сократилась также численность коми-ижемцев (с 15607 в 2002 до 6420 в 2010).

Если оценивать естественный прирост у трех необыкновенно выросших народов из Республики Алтай, надо бы сравнивать с близкими им телеутами, кумандинцами и живущими рядом собственно алтайцами. У всех указанных отмечены небольшой прирост или небольшая убыль: практически неизменившаяся численность.

Это значит, что остаются только семь народов с устойчивой положительной динамикой: ненцы, долганы, эвенки с эвенами, юкагиры, ханты и манси. Из них, пожалуй, только ненцы растут в численности за счет высокой рождаемости у оленеводов Ямала и Таймыра (но не европейских тундр Ненецкого округа). Во всех остальных случаях находятся и другие объяснения. Например, смена этнической идентификации как источник роста численности хантов и манси, что отмечалась и в 1990-х. Долганы растут исключительно за счет якутских соплеменников (из Анабарского улуса), где их число увеличилось в 1,5 раз (а в 1989-2002 так и вовсе втрое); в Красноярском крае численность долган осталась без изменений. Мы не можем объяснить только роста численности юкагиров. Демографические параметры этого народа не слишком отличаются от соседних эвенов и чукчей, да и якутов – значит, здесь тоже имеют место недемографические факторы. Но эти факторы устойчивы и обеспечивают быстрый рост юкагиров уже полвека. 440, 593, 801, 1112, 1509, 1603 – вот динамика их численности в России по послевоенным переписям. Маленькие юкагиры «ассимилируют» соседей – иначе не объяснишь годовые темпы роста в 2-3% с 1959 до 2002, да и 0,8% в последнее восьмилетие совсем не мало.

Что касается народов, численность которых уменьшилась, то и здесь нет единственного фактора ответственного за этот процесс. Здесь и снижение рождаемости, и этнические процессы – ассимиляция русскими. Более быстро уменьшаются самые культурно русифицированные и/или метисированые. Это вепсы и шорцы, саами, народы Приамурья, алеуты и чуванцы. Ранее мы полагали, что численность саами продолжит расти, как в 1989-2002, благодаря той самой «смене этнической идентификации», что наблюдается у манси. Но национальное возрождение саами в 2000-х затихло и все вернулось к прежней ассимиляции, зафиксированной чуть ли не с конца 19-го века.

Говоря о расселении КМНС в стране, надо сказать, что уже второе десятилетие они концентрируются в районах основного расселения: в 1989 – вне «своих» регионах жило 6,7% КМНС, в 2002 – 4,3, в 2010 – 3,4%. Растет урбанизированность коренных северян, хотя она остается намного ниже чем в среднем по стране: в 2002 в городских поселениях жили 30,3% КМНС, а в 2010 – 32,5%. Причем народы, присоединившиеся к КМНС в 1990-х, урбанизированы больше, чем народы списка 1989 («старые НС») – 41% против 31%.

Если же брать отдельные регионы, то из 26 территорий, где есть данные о КМНС, прирост их численности зафиксирован в 7 (Республика Алтай, Бурятии, Саха-Якутии, Хакассии, Тюменская и Магаданской областях и в Чукотском ао), в остальных 19-ти население КМНС сократилось, особенно сильно в Республиках Тыве, Коми и Карели, Томской и Ленинградской областях.

Территория Народы, которые учтены на этой территории Их численность в … при-рост (%)
2002 2010
Мурманская область саами 1769 1599 -9,6
Республика Карелия вепсы 4870 3423 -29,7
Ленинградская область вепсы 2019 1380 -31,6
Вологодская область вепсы 426 412 -3,3
Архангельская область ненцы 8326 8020 -3,7
Республика Коми ненцы, ханты, манси 807 559 -30,7
Свердловская область манси 259 251 -3,1
Тюменская область ненцы, ханты, манси, селькупы, эвенки 67186 74664 11,1
Томская область селькупы, ханты, чулымцы, эвенки 3247 2198 -32,3
Кемеровская область шорцы, телеуты, кумандинцы 14382 13417 -6,7
Алтайский край кумандинцы 1663 1401 -15,8
Республика Алтай теленгиты, тубалары, челканцы, кумандинцы, шорцы 5803 7801 34,4
Республика Хакасия шорцы 1078 1150 6,7
Республика Тыва тувинцы-тоджинцы 4435 1856 -58,2
Красноярский край долганы, эвенки, ненцы, кеты, нганасаны, селькупы, энцы, чулымцы 16409 16226 -1,1
Иркутская область эвенки, тофалары 2154 1950 -9,5
Республика Бурятия сойоты, эвенки 5073 6553 29,2
Забайкальский край эвенки 1492 1387 -7,0
Амурская область эвенки 1501 1481 -1,3
Хабаровский край нанайцы, эвенки, ульчи, нивхи, эвены, удэгейцы, негидальцы, орочи 23512 22549 -4,1
Приморский край удэгейцы, нанайцы, тазы 1591 1429 -10,2
Сахалинская область нивхи, уйльта, эвенки, нанайцы, орочи 3192 2934 -8,1
Камчатский край коряки, ительмены, эвены, камчадалы, чукчи, алеуты, эскимосы 15236 14368 -5,7
Магаданская область эвены, коряки, ительмены, чукчи, камчадалы, юкагиры 4738 4841 2,2
Республика Саха (Якутия) эвенки, эвены, долганы, юкагиры, чукчи 32860 39936 21,5
Чукотский автономный округ чукчи, эскимосы, эвены, чуванцы, юкагиры, коряки, кереки 16757 16858 0,6

Народы перечислены в порядке убывания численности на данной территории.


Зеленым отмечены регионы с ростом численности КМНС.

Перепись 2010 г. отметила уменьшение численности у большей части КМНС во всей стране и в большинстве районов их расселения. Однако в целом общая число КМНС несколько увеличилось. Но все население России продолжало уменьшаться и это станет основным итогом переписи. Поэтому есть основания предположить, что ухудшение ситуации у КМНС снова, как и восемь лет назад, будет заретушировано учеными и не замечено обществом.

Дмитрий Богоявленский
Институт демографии НИУ-ВШЭ
2012г.

Федеральная служба государственной статистики подвела итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки переписных листов.

1. Численность и размещение населения

По данным Всероссийской переписи населения, проведенной по состоянию на 14 октября 2010 года, численность постоянного населения Российской Федерации составила 142,9 млн. человек .

При переписи было учтено 90 тыс. граждан Российской Федерации, находящихся на дату переписи за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти и проживающих с ними членов их домохозяйств (в 2002 г. - 107 тыс.).

Кроме того, при переписи было учтено 489 тыс. человек, временно (менее 1 года) находившихся на территории Российской Федерации и постоянно проживающих за рубежом (в 2002 г. - 239 тыс. человек).

Российская Федерация занимает восьмое место в мире 1 по численности населения после Китая (1335 млн. человек), Индии (1210 млн. человек), США (309 млн. человек), Индонезии (238 млн. человек), Бразилии (191 млн. человек), Пакистана (165 млн. человек) и Бангладеш (147 млн. человек).

По сравнению с переписью населения 2002 г. численность населения уменьшилась на 2,3 млн. человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1,1 млн. человек, в сельской местности - на 1,2 млн. человек.

Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г. 74% и 26% соответственно.

Население Российской Федерации проживает в 2386 городских населенных пунктах (городах и поселках городского типа) и 134 тыс. сельских населенных пунктах.

Изменения в размещении городского населения характеризуются следующими данными:

В городах проживает 93% городского населения (в 2002 г. - 90%), остальное городское население живет в поселках городского типа.

Размещение сельского населения характеризуется следующими данными:

За межпереписной период число сельских населенных пунктов уменьшилось на 8,5 тыс. сел и деревень. Это произошло за счет включения сельских населенных пунктов в черту городов и поселков городского типа, а также их ликвидации по решениям местных органов власти в связи с естественной убылью и миграционным оттоком населения в другие населенные пункты. Вместе с тем при переписи было зафиксировано 19,4 тыс. сельских населенных пунктов, в которых население фактически не проживало. По сравнению с прошлой переписью число таких населенных пунктов увеличилось на 48 процентов.

2. Размещение населения по территории Российской Федерации

Численность населения по федеральным округам изменилась следующим образом:

3. Возрастно-половой состав

По данным переписи населения 2010 г. численность женщин превышает численность мужчин на 10,8 млн. человек. В 2002 г. это превышение составляло 10,0 млн. человек.

На 1000 мужчин в 2010 г. приходилось 1163 женщины, в 2002 г.- 1147.

По данным переписи 2010 г. преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30-летнего возраста (в 2002 г. - с 33-летнего возраста).

Заметные изменения произошли в возрастном составе населения.

По итогам Всероссийской переписи населения 2010 года средний возраст жителей страны составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7 лет).

Возрастно-половая пирамида наглядно иллюстрирует произошедшие изменения в межпереписной период.

4. Состояние в браке, рождаемость

Число супружеских пар составило 33 миллиона (в 2002 г. - 34 млн.). Из общего числа супружеских пар 4,4 млн. (13%) состояли в незарегистрированном браке (в 2002 г. - 3,3 миллиона, или 9,7%).

Брачная структура населения в возрасте 16 лет и более характеризуется следующими данными:

Кроме того, 1,8 тыс. человек в возрасте моложе 16 лет указали, что они состоят в браке, из них 1,1 тыс. человек - в незарегистрированном (в 2002 г., соответственно, 3,7 тыс. человек и 2,2 тыс. человек).

По данным переписи 2010 г. рождаемость у женщин в возрасте 15 лет и более, проживающих в частных домохозяйствах, характеризуется следующими данными:

Среднее число рожденных женщинами детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010 г. В городских населенных пунктах этот показатель составил 1328 детей (в 2002 г. - 1350), а в селе - 1876 (в 2002 г. - 1993).

Из общей численности женщин в возрасте 15 лет и более, родивших детей, первого ребенка родили в возрасте 15-19 лет 19% женщин, в возрасте 20-24 лет - 54%, в возрасте 25-29 лет - 19%, в возрасте 30-34 лет - 5,3%, в возрасте 35 лет и более - 1,9% женщин.

5. Число и состав домохозяйств

В 2010 г. было зафиксировано 54,6 млн. частных домохозяйств 3 , в которых проживало 141,0 млн. человек, или 99% всего населения России. По размеру частные домохозяйства (далее - домохозяйства) распределяются следующим образом:

Средний размер домохозяйства (среднее число членов домохозяйства) в России уменьшился и составил 2,6 человека (в 2002 г. - 2,7 человека). Невысокий средний размер домохозяйства в целом по России обусловлен наличием большого числа домохозяйств, состоящих из одного и двух человек, такие домохозяйства составляют более половины всех частных домохозяйств.

Среди домохозяйств, состоящих из двух и более человек, 17,9 млн. домохозяйств (44%) имеют детей моложе 18 лет (в 2002 г. домохозяйства, имеющие детей моложе 18 лет, составляли 52%). В межпереписной период увеличилось на 15% число домохозяйств, не имеющих детей до 18 лет.

В составе домохозяйств как в городе, так и в селе по-прежнему преобладают домохозяйства с 1 ребенком.

В коллективных домохозяйствах (это лица, проживающие в детских домах, школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стационарных учреждениях социального обслуживания, казармах, местах лишения свободы, монастырях и тому подобных специализированных учреждениях) учтено 1,8 млн. человек, а в 2002 г. - 2,3 млн. человек. При переписи 2010 г. было зафиксировано 34 тыс. домохозяйств бездомных (в 2002 г. - 68 тыс.), в которые входят почти 64 тыс. человек (в 2002 г. - 143 тыс. человек).

6. Национальный состав, владение языками, гражданство

В соответствии с Конституцией Российской Федерации национальная принадлежность в ходе опроса населения указывалась самими опрашиваемыми на основе самоопределения и записывалась переписными работниками строго со слов опрашиваемых. При рассмотрении национального состава населения следует иметь в виду, что на численность населения отдельных национальностей могло повлиять то, что население имело право не отвечать на вопрос о национальной принадлежности. В связи с этим в 2010 г. у 5,6 млн. человек (почти 4,0%, в 2002 г. - 1,5 млн. человек, или 1%) отсутствуют сведения о национальной принадлежности, из них о 3,6 млн. человек сведения получены из административных источников, а 2 млн. человек не определили свою национальную принадлежность.

Изменение численности населения наиболее многочисленных национальностей характеризуется следующими данными4:

Из общего числа частных домохозяйств, состоящих из 2 и более человек, 84% домохозяйств являются мононациональными, где все члены домохозяйства принадлежат к одной национальности.

В 2010 г. владение русским языком указало 138 млн. человек (99,4% из числа ответивших на вопрос о владении русским языком), в 2002 г. - 142,6 млн. человек (99,2%). Среди горожан владели русским языком 101 млн. человек (99,8%), а среди сельского населения - 37 млн. человек (98,7%).

Среди других языков наиболее распространенными являются английский, татарский, немецкий, чеченский, башкирский, украинский, чувашский.

Владение русским жестовым языком глухих указали 121 тыс. человек.

Численность граждан Российской Федерации составила 137,9 млн. человек (99,4% лиц, указавших гражданство), 0,7 млн. человек имеют гражданство других государств и 0,2 млн. человек - лица без гражданства. Из общей численности граждан Российской Федерации 79 тыс. человек имеют два гражданства. У более 4,1 млн. человек в переписном листе гражданство не указано.

Изменение гражданства населения России за межпереписной период видно из следующих данных:

7. Уровень образования населения

При переписи населения 2010 г. учтено 110,6 млн. человек в возрасте 15 лет и более, имеющих образование основное общее и выше , что составляет 91% этой возрастной группы. По сравнению с 2002 г. число лиц с указанным уровнем образования увеличилось на 1,2 млн. человек (1,1%).

Динамика уровня образования населения в возрасте 15 лет и более следующая:

Из общей численности лиц с высшим профессиональным образованием степень бакалавра имеют 1,1 млн. человек (4,3%), специалиста 5 - 25,1 млн. человек (93%) и магистра 0,6 млн. человек (2,3%).

Среди специалистов с высшим профессиональным образованием 707 тыс. человек имеют послевузовское образование (в 2002 г. - 369 тыс. человек).

В России насчитывается 596 тыс. кандидатов наук и 124 тыс. докторов наук. Среди кандидатов наук женщины составляют 265 тыс. человек (44%), среди докторов наук - 41 тыс. человек (33%). По возрасту среди кандидатов наук преобладают лица в трудоспособном возрасте (65%), среди докторов наук - лица старше трудоспособного возраста (51%).

Увеличилась численность лиц с неполным высшим образованием (на 44%), при этом 68% из них продолжают обучение.

Незначительно выросла численность лиц, имеющих среднее (полное) общее образование (на 189 тыс. человек, или на 0,9%). В то же время уменьшилась численность лиц в возрасте 15 лет и более с основным общим и начальным образованием.

Следует отметить уменьшение доли неграмотного населения в возрасте 10 лет и более. Если в 2002 г. доля неграмотных в этой возрастной группе составляла 0,5%, то в 2010 г. - 0,3 процента. Среди неграмотного населения 42% - это лица в возрасте 60 лет и более (в 2002 г. - 67%).

8. Источники средств к существованию

В 2010 г. 103,6 млн. человек имели один источник средств к существованию, два источника имели 33,0 млн. человек, три источника и более было у 2,2 млн. человек.

Виды источников средств к существованию и численность населения, назвавшего их и основной источник, характеризуются следующими данными:

9. Экономическая активность населения

Изменение экономической активности населения в возрасте 15-64 лет , проживающего в частных домохозяйствах, в межпереписной период характеризуется следующими данными:

Экономическая активность населения выросла на 6,1%, при этом рост происходил за счет увеличения занятого населения (на 8,8%) при одновременном сокращении численности безработных (на 16%).

Численность экономически неактивного населения (например, не работающих пенсионеров, учащихся, домохозяек, лиц, не имеющих и не ищущих работу) сократилась на 18%, а их доля среди населения частных домохозяйств в возрасте 15-64 лет составила 25% против 31% в 2002 году.

В 2010 году из 109 млн. человек в возрасте 15-72 лет, проживающих в частных домохозяйствах, 72 млн. человек (66%) были экономически активными, а 32 млн. человек (29%) - экономически неактивными и 5 млн. человек (5%) не указали экономическую активность.

Почти 66 млн. человек (или 91%) экономически активного населения в возрасте 15-72 лет составляют занятые в экономике, а 6,3 млн. (или 9%) приходится на безработных. Среди безработных 2,8 млн. человек, или 44%, - это молодежь в возрасте 15-29 лет.

В 2010 г. 1,7 млн. занятых (2,5%) указали, что имеют не одну работу.

Из общего числа занятых в экономике в возрасте 15-72 лет абсолютное большинство - 61,6 млн. человек (94%) - являются работающими по найму. По сравнению с 2002 г. численность наемных работников увеличилась на 5,8%. Численность работодателей, привлекающих для осуществления своей деятельности наемных работников, составила 1,4 млн. человек (в 2002 г. - 923 тыс. человек).

Чем так ценна перепись населения? В нашем мире достаточно много проблем, связанных с деятельностью человека, так не важно ли понять, а сколько вообще людей проживает на планете Земля? На российской территории перепись начала проводиться относительно недавно - в конце 19-го века, но по ее результатам можно наблюдать тенденцию к приросту или оттоку жителей в другие страны, узнавать процентное соотношение между смертностью и рождаемостью, а также составлять аналитические данные по другим важным государственным факторам.

Что такое перепись населения?

Перепись населения - это сбор, анализ, обработка демографических, социальных и экономических сведений о каждом человеке, проживающем на данный момент в определенной стране. Данные сведения являются данными, собранными воедино, подлежащими публикации. Таким образом осуществляется составление статистики населения.

Как проводится перепись?

Любая перепись населения проводится по определенной программе. Такая программа включает в себя характеристики опрашиваемых людей, будь то отдельный человек либо семья. Для определения и уточнения таких характеристик существуют специальные бланки - переписные листы.

В каждом листе содержатся определенные вопросы, которые позволяют получить наиболее точную информацию об индивиде. Например, официальное лицо, обладающее полномочиями для таких действий, должно получить данные точного возраста, пола, адреса проживания и прописки, семейного положения, гражданства, этнической принадлежности, то есть к какой народности относится человек, на каком языке он предпочитает общаться, его вероисповедание, информация об образовании, а также информация о роде деятельности, количестве детей, сведения о переездах в другие страны и многое другое. Такая скрупулезная работа позволяет собрать как можно больше нюансов для определения демографических факторов в определенном временном периоде.

Какая может быть перепись?

Обычно перепись населения - это установленный по срокам проект, то есть определенный отрезок времени, единый для всего государства. Дата устанавливается правительством. К этому моменту времени обычно подгоняют все сведения и статистические данные переписи населения, чаще всего это - полночь перед первым днем начала переписи. Эта критическая грань позволяет учесть точное количество населения страны, устранить возможные повторы или пропуски. Те, кто рождаются после 12 часов ночи, не берутся в учет данной переписи. А те, кто умер, записываются в лист, и для них это уже будет последней переписью населения, так как до 12 ночи они были еще живы.

Существует такое понятие, как срочная перепись. Ее используют тогда, когда необходимо в ограниченные сроки собрать информацию по демографическим факторам, используя только пять основных вопросов для осуществления оперативной передачи данных.

Что такое демографическое обследование?

Вместо всеобщей переписи населения страна может организовать сбор данных об определенной части жителей. Это необходимо, чтобы изучить состав той или иной территории, определить социальные процессы и узнать общественное мнение. Подобное обследование - это сбор очень подробных сведений, которое при всероссийской переписи населения только тормозило бы процесс.

Микроперепись чем-то похожа на обследование, так как во время нее проводится исследование части населения как представителей всей страны. Особенностью является отбор территорий и участков для выявления определенной информации. В таком случае опрашиваются все жители, проживающие в данной местности. На микроперепись не выделяется большое количество бюджетных средств, отсутствуют сложности в организации, а сама программа исследования достаточно подробна. Последняя перепись населения в данном ракурсе проводилась в 1994 году, с выборкой в пять процентов от всего населения России.

Главные принципы переписи

Для того чтобы работа была проведена качественно и оправдала саму затею, всероссийская перепись населения подразумевает соблюдение определенных принципов:

  • Она должна быть всеобщей, то есть охватывать абсолютно всю территорию Российской Федерации и ее население.
  • Перепись должна быть осуществлена одномоментно. Здесь имеется ввиду использование критического момента, описанного выше.
  • Программа должна быть единой, то есть данные, выраженные в опросных листах, необходимо взять у каждого индивида.
  • Все опросники обязаны быть поименные.
  • Абсолютно вся информация должна быть записана со слов опрашиваемого человека, без требования предоставления дополнительных официальных документов для подтверждения, это в нашей стране называется самоопределением.
  • Полная конфиденциальность. Интервьюерам запрещено передавать любую информацию об опрошенных людях третьим лицам, кроме соответствующего органа сбора данных.
  • Вся программа должна быть централизованной.
  • Ответственность и финансирование лежат на государстве.
  • Принцип регулярности. По закону Российской Федерации проведение переписи населения должно быть не реже раза в десятилетие, такие же рекомендации поступают от ООН.

Какие категории людей учитываются

Перепись населения - это не только сбор статистических данных, но и учет разных категорий населения, проживающих на территории нашей родины. Программа переписи подразумевает три таких категории: постоянное население, юридическое и наличное. Данные категории имеют различные критерии переписи, но единые для всей территории России. Давайте разберемся, что означает каждая из них.

При переписи либо обследовании обычно учитывают одну-две категории, чаще всего это первая и третья. Таким образом точность сведений повышается.

Если в программе учитывается два вида, то во время опроса берутся в расчет проживающие на данный момент и отсутствующие, но прописанные на данной жилой площади индивиды. В итоге перепись населения - это процесс учета людей, находящихся в России либо на территориях, которые подлежат переписи, без учета временно выехавших, но с записью временного прибывшего населения, постоянно проживающих (от шести месяцев) и закрепленных юридической силой на какой-либо территории России. В последнем случае человеку не нужно предъявлять документы по официальному закреплению к месту проживания.

Способы сбора информации

Каким образом осуществляется сбор информации? В первую очередь стоит отметить опросный метод, то есть интервьюер (переписчик) сам заполняет все данные, одновременно беседуя с лицом, которое переписывает. В России и СССР используется именно такой метод.

Второй вариант - это самосчисление, то есть люди, которых переписывают, сами должны заполнить опросник, а регистратор только проверяет безошибочность заполнения и задает дополнительные вопросы, если находит пропущенные строки. Таким образом ведут статистику населения в Европе.

И третий способ - это анкетирование, смешанный, когда специальные анкеты посылаются по почте, переписчики их заполняют и отправляют по указанному адресу в офис сбора информации (статистическая служба). Те, кто вовремя не предоставил сведения по анкетам, опрашиваются лично регистраторами. Такой способ не очень удачный, так как по выясненным данным процент присланных заполненных бланков составляет до пятнадцати процентов. Плюс ко всему он более затратный, так как для большей вовлеченности ведется активная рекламная пропаганда, которая также покрывается определенными бюджетными расходами. Такой метод распространен в США.

Программа, по которой проводится перепись в РФ

В российской программе в первую очередь идет запись о месте проживания и регистрации, далее идут строки с личными данными о возрасте, указание пола человека, его статус: женат/замужем, в разводе/вдова(-ец). Обязательно упоминание об образовании, профессии, роде занятий, источниках, из которых человек получает свой денежный доход, его социальное положение в обществе. Далее заполняется реестр об этнической информации: собственно принадлежность, какой язык является родным, знание дополнительных языков, к какой религиозной конфессии, вероисповеданию человек себя причисляет. Имеются вопросы по наличию детей, если нет, то уточняется соответствующая информация и вопросы о миграционных шагах. Анкета опционально дополняется другими темами.

История возникновения переписи

Если взглянуть сквозь века, то по древним историческим очеркам мы увидим, что учет населения велся из-за развития налоговой и военной систем, а также для решения задач, связанных с административной работой государства. Например, древнеиндийские ведические знания передают миру законы Ману, которые предполагали перепись жителей для определения правильного налогообложения и расчета силы государства.

В 2900-х годах до нашей эры египетские власти уже проводили подсчет своих жителей. Древний Китай, Япония и Месопотамия тоже имели свои учетные записи. Цель была та же - узнать свою мощь и военные возможности. До прихода европейцев на американские берега местные государства занимались переписью коренного населения. Имеются достоверные факты об учете всего взрослого мужского населения в Древнегреческом царстве в четвертом веке до нашей эры. Тоже самое было сделано и в Древнем Риме, а с 400-х годов до нашей эры такая перепись стала регулярной практикой.

В раннем средневековом периоде переписи создавались для казначейства. А в 11-м веке появилась знаменитая "Книга Страшного суда", созданная после распоряжения английского правителя Вильгельма Завоевателя пересчитать все население тридцати четырех графств. В 15-16-м веках проводится подсчет домовых хозяйств в Цюрихе, Страсбурге, Флоренции. В полноценном формате первая перепись населения в современном мире прошла у американцев, в США в 1790 году.

Российская перепись: годы проведения и количество переписанных человек

Первая перепись населения на территории царской России была проведена еще в 1897 году, тогда насчитали 67 миллионов 475 тысяч человек. Следующие учетные дни состоялись в 1914 и 1917 годах - цифра количественного состава населения составила 89 900 000 и 91 000 000 соответственно. В ленинский период перепись проводилась в 1926 году - 92 700 000 человек, а в сталинский период прямо перед Второй мировой войной - 108 380 000 человек.

В послевоенные годы впервые народ был пересчитан в 1959 году - цифра показала 117 535 000. Разница в количественном составе страны между переписями 1970 и 1979 годов составила 7 миллионов человек (130 000 000 и 137 550 000 соответственно). В 1989 году еще существующий Советский Союз состоял из 147 385 000 жителей.

А 1991 и 1996 года показали в новой стране - Российской Федерации - численность в 148 540 000 и 148 300 000 жителей. После наступления новой эры в 2002 году было зарегистрировано 145 165 000 человек. Последняя перепись РФ производилась в 2010 году между 14 и 25 числами октября. Спустя несколько месяцев, после подсчета данных, была озвучена неожиданная цифра - 142 905 200, таким образом Россия опустилась на одну ступень ниже в общемировом зачете (с седьмого места на восьмое).

Зачем учитывать данные о национальности человека и его источнике дохода?

Так как мы проживаем в многонациональной стране, состоящей из множественных субъектов Федерации, в том числе и республик, то с исторической точки зрения знания о населяющих национальных меньшинствах будут очень полезны. Это позволит легко проводить анализы процесса взаимодействий между разными представителями народностей, а также проследить за их предпочтениями по расселению, изучить более точно их культуру и так далее. Поэтому в анкетах присутствует вопрос об этнической принадлежности.

Так сложилось, что для жителей России денежные вопросы обычно воспринимаются более болезненно, но это не означает, что государство собирает информацию о конкретных источниках дохода, статистам необходимо изучить и сопоставить информацию об источниках средств к существованию, а это два соприкасающихся, но разных момента. Если выразиться по-другому, то анкетируемый указывает основное место работы, а не канал, используемый для поступления денежного вознаграждения за выполненную работу. Например, сумма получаемой зарплаты и оклада - это и есть источник средств к существованию, а вот выигрыш в лотерею считается источником дохода.

Основные переживания жителей во время передачи личных данных

Часто поступают вопросы по поводу переживаний жителей о передаче информации в налоговые службы. На самом деле что налоговая, что остальные ведомства используют собранные данные исключительно в резюмированном виде, то есть не изучают историю конкретного человека. Абсолютно все сведения в опросных листах носят конфиденциальный характер и не могут быть разглашенными с упоминанием имени, фамилии или номера телефона.

В случае если информация просочится за пределы офиса по составлению статистических данных, эти лица будут нести полную ответственность в рамках законодательства РФ. Кстати, важным фактом является то, что за предоставление ложных данных опрашиваемый не несет никакой ответственности, кроме как перед своей совестью.

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ.. 2

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 4

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА.. 7

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ.. 10

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?. 12

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ.. 15

ВВЕДЕНИЕ

Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, – миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись – это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета , которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований . Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.

ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.

Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы – проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы , что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.

И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.

По мнению демографов, перепись – это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».

Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году – Армения и Украина; в 2012 году – Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.

Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности . Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом – однокомнатной квартирой .

Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ – ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Перепись населения, проживающего на отдаленных и труднодоступных территориях, связь с которыми в этот период, будет затруднена, состоится с 10 апреля по 20 декабря 2010 года. Организация переписи в труднодоступных районах требует серьёзных финансовых средств, хотя в 2002 году численность проживающих в них составила всего 430 тыс. человек. К таким территориям относятся населенные пункты районов Крайнего Севера, высокогорные аулы, удаленные урочища, острова, стоянки оленеводов, морские маяки.

Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи – опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).

Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях . Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.

Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.

Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, – домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т. е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

n отражать современные информационные потребности общества

n сохранять преемственность с предыдущими переписями

n соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям

n быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов

Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.

Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию – работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы – продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).

В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.

Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

n возрасте

n месте рождения

n состоянии в браке

n образовании

n гражданстве

n национальной принадлежности и владении языками

n занятости и положении в занятии

n о поиске работы.

n местонахождении работы

n о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства

n о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.

В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.

Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.

Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.

В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.

Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

о жилище в целом –

n тип жилища;

n период его постройки;

n материал наружных стен;

n благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

о жилом помещении (квартире) –

n число жилых комнат;

n наличие телекоммуникаций;

об условиях проживания каждого домохозяйства –

n число занимаемых комнат;

n наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.

Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.

Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:

- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей , составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);

- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2гг. – по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);

- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).

Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.

Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

n численности и размещении населения

n возрастно-половом составе населения и состоянии в браке

n образовании

n национальном составе населения, владении языками, гражданстве

n источниках средств к существованию

n числе и составе домохозяйств

n об экономически активном и экономически неактивном населении

n продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства

n жилищных условиях населения

n рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.

Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.

Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.

Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.

Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.

Основные этапы подготовки и проведения переписи

Подготовку и проведение переписи можно разделить на три этапа: подготовительный период - с 2007 г. по 13 октября 2010 г., непосредственно сама перепись населения (сбор сведений о населении) - с 14 по 25 октября 2010 г., последний этап - обработка полученных сведений и формирование полученных итогов переписи. На подготовительном этапе уже проведены значительные мероприятия, такие как пробная перепись населения 2008 г., проводившаяся в нескольких регионах страны (г. Хабаровск, г. Санкт-Петербург, город Балашиха Московской области). Пробная перепись показала, например, что метод самосчисления (когда люди сами записывают данные о себе), себя не оправдывает - получить полные данные о людях возможно только путем прямого обхода.

Также подготовительный этап включает в себя мероприятия по созданию материальной и документационной базы переписи: составление списков домов, расчет потребности в переписном персонале, разработка нормативных и организационных документов переписи, изготовление необходимых средств для проведения переписи - бланков переписных листов, портфелей переписчика, гелевых ручек и т.п. Проводится подбор помещений, набор и обучение временных переписных работников.

14 октября - начало Всероссийской переписи населения 2010 г., которая продлится по 25 октября включительно. В отдаленных и труднодоступных районах она проходит в более широкие сроки - с апреля по декабрь 2010. В Свердловской области перепись началась уже в августе: в труднодоступных населенных пунктах г. Ивдель, Тугулымского и Алапаевского районов она прошла с 9 по 20 августа 2010 года; в Таборинском районе - с 1 по 12 сентября; в Гаринском районе - с 15 по 26 сентября перепись прошла в одних населенных пунктах и с 5 по 16 декабря пройдет в других.

После завершения сбора сведений начинается подготовка материалов переписи к автоматизированной обработке и обработка полученных сведений. На этом этапе данные из переписных листов, которые являются машиночитаемыми документами, заносятся в электронную базу данных.

После подсчета данных к апрелю 2011 г. будут опубликованы предварительные результаты переписи. К 2013 г. будут получены окончательные итоги переписи населения на федеральном и региональном уровнях, создана территориальная выборка многоцелевого назначения. Впервые в истории переписей в России данные будут получены в разрезе муниципальных образований.

Как перепишут население

В течение 12 дней - весь период проведения Всероссийской переписи населения 2010 года - переписчики будут совершать обход всех жилых помещений своего участка. Узнать переписчика будет просто - на нем будет шарф с эмблемой переписи, в руках - синий портфель с надписью «Федеральная служба государственной статистики», а в нем переписные листы светло-персикового цвета. Важно, что у каждого переписчика будет специальное удостоверение с голографической защитой , на котором указываются его должность и имя, а также адрес переписного участка, к которому он прикреплен. Удостоверение действительно только при наличии паспорта. Вы имеете полное право попросить у переписчика документы. Эти меры приняты для защиты населения от мошенников, могущих проникнуть в помещения под видом переписчиков.

Как проходит опрос

Переписчик, застав проживающих в помещении, попросит разрешения войти, чтобы опросить каждого и заполнить переписные листы. Сначала он спросит, сколько человек проживает в вашем помещении, и все ли находятся в данный момент дома. Далее выяснит, проживают ли люди одним домохозяйством, или несколькими. Домохозяйство (основная единица переписи) - это группа лиц, совместно обеспечивающая себя всеми необходимыми средствами к существованию, объединяя полностью или частично свои доходы. Домохозяйство может состоять и из одного человека.

Получив первичную информацию, переписчик начнет опрос. В целом, на заполнение одного переписного листа может быть потрачено не более 20 минут. За малолетних детей ответы дают родители, а с 14 лет человек сам вправе отвечать на вопросы переписи. При отсутствии кого-либо из членов домохозяйства, переписчик заполнит на него переписные листы со слов остальных членов домохозяйства.

Программы переписных листов - о чем спросят при переписи?

Переписные листы будут трех видов: «Л» (личные данные), «П» (информация о помещении), «В» (вопросы для иностранных граждан).

Вопросы переписного листа формы Л :

Степень родства к остальным членам домохозяйства

Дата рождения

Место рождения

Состояние в браке

Гражданство

Национальная принадлежность

Вопросы об образовании и обучении

Владение языками и родной язык

Источники средств к существованию

Вопросы о занятости и безработице

Вопросы о миграции

Вопросы к женщинам: сколько детей Вы родили и дата рождения первого ребенка.

Вопросы переписного листа формы П :

Тип жилища

Время постройки дома

Материал наружных стен дома

Виды благоустройства жилого помещения и санитарно-гигиенические условия проживания

Размер общей площади помещения

Число жилых комнат в помещении

Наличие телекоммуникаций

Доступ в сеть интернет

Вопросы переписного листа формы В :

Год рождения

Страна постоянного проживания

Цель приезда в Россию

Продолжительность проживания на территории России

Страна рождения

Гражданство

Переписчикам запрещено требовать документы у опрашиваемых для подтверждения их ответов, т.к. переписные листы записываются со слов респондентов .

На некоторые вопросы, например, о национальности, человек может ответить только лично, тем более, что не всегда другие могут ответить за вас уверенно. Поэтому, если переписчик не застал кого-либо дома, он придет повторно, чтобы получить более полную и точную информацию. Кроме того, будут работать стационарные участки по месту жительства, сюда можно будет прийти самостоятельно и ответить на вопросы переписных листов.

Перепись населения будет проводиться по месту постоянного жительства, а не по месту регистрации. В том случае, если у человека два места жительства, он сам определяет, где будет переписываться. В случае затруднения при выборе, человек будет переписан там, где проживает его домохозяйство.

Если переписчик не застанет жильцов дома, он оставит информационную листовку с приглашением прийти на стационарный участок или договориться о встрече с переписчиком по телефону.

Необходимо отметить, что перепись населения включает в себя контрольный обход помещений и проверку правильности заполнения переписчиками переписных документов, который продлится с 26 по 29 октября. Все это время будут продолжать работать стационарные участки. Это дополнительная возможность переписаться для тех, кто отсутствовал или не успел сделать это во время основной переписи.

Конфиденциальность данных

Согласно Федеральному закону «О персональных данных», информация, полученная в ходе переписи, является конфиденциальной, т.е. не подлежит разглашению. Все работники Росстата и его территориальных органов, временный переписной персонал - от руководителя Росстата до переписчика - несут ответственность за разглашение конфиденциальной информации, полученной в ходе опроса населения (в соответствии со ст. 8 ФЗ «О Всероссийской переписи населения»). Полученные в ходе переписи персональные данные не могут быть переданы ни в одну организацию, включая государственные учреждения.

Информация, полученная от населения при опросе, нужна для получения обезличенных сводных данных. После обработки переписные документы подлежат уничтожению. Данные остаются лишь в автоматизированной системе, разработанной для подготовки, проведения и обработки материалов переписи. Эта система защищена от несанкционированного доступа, утраты и подделки информации.

Получение итогов переписи. Как будет использована полученная информация?

Предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население будут сформированы к апрелю 2011 г.; окончательные итоги будут готовы к 2013 г.

Итоги будут получены по каждому населенному пункту Российской Федерации.

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года будут опубликованы в форме официальных печатных изданий Росстата и его территориальных органов, а также на электронных носителях, популярных изданий для широкого круга пользователей (брошюры, пресс-релизы, атласы, презентационные материалы), размещения итоговой базы данных на сайте Росстата.

Печатные издания с итогами переписи поступят в продажу, кроме того, все тома официальной публикации будут размещены в электронном виде на сайте Росстата, и каждый пользователь сети Интернет сможет ознакомиться с ними бесплатно.

Перепись - источник сведений, без которых невозможна работа органов государственной власти. Информация о численности населения используется для формирования бюджетов Российской Федерации и ее субъектов, бюджетов муниципальных образований. Для формирования политики в сфере труда необходимы сведения о занятости и безработице, которые в масштабах страны могут быть получены только на основе переписи. Исходя из данных переписи, будут рассчитываться социальные стандарты: количество образовательных, медицинских и социальных учреждений на определенное количество человек.

На общегосударственном уровне необходимы данные не только о численности, но и половозрастной структуре населения, его национальном и языковом составе. Полученные сведения имеют значение для науки и культуры страны, они без преувеличения составляют историю современной России.