Кто такой налоговый агент по НДС? Налоговый агент по НДС: кто должен платить «чужие» налоги.

Налоговые агенты — это лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации (п. 1 ст. 24 НК РФ). Налоговыми агентами по НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели (а также физические лица — арендаторы федерального имущества) в случаях, перечисленных в статье 161 Кодекса. Причем не важно, являются эти лица плательщиками НДС или нет. Обязанности налоговых агентов могут возникнуть у организаций и предпринимателей, применяющих специальные режимы налогообложения либо освобожденных от уплаты НДС на основании статьи 145 НК РФ.

Федеральным законом от 17.05.2007 № 85-ФЗ в статьи 170 и 171 НК РФ внесены дополнения, касающиеся порядка исчисления НДС налоговыми агентами. Новые нормы вступили в силу с 1 января 2008 года. Установлены правила учета НДС в ситуации, когда налоговый агент возвращает иностранному партнеру товар или отказывается от выполненных работ (услуг).

Рассмотрим подробнее, как организации и индивидуальные предприниматели исполняют обязанности налогового агента по НДС с учетом поправок.

Категории налоговых агентов по НДС

В статье 161 НК РФ предусмотрено пять категорий налоговых агентов по НДС.

Во-первых, это зарегистрированные в российских налоговых органах организации или индивидуальные предприниматели, которые приобретают товары (работы, услуги) у иностранного лица (п. 2 ст. 161 НК РФ). Обязанности налогового агента возникают, если зарубежный партнер не состоит на учете в качестве налогоплательщика на территории России. Допустим, товары (работы, услуги) приобретаются у представительства иностранной организации, состоящей на учете в налоговых органах Российской Федерации. Тогда НДС исчисляется и уплачивается в бюджет представительством этой иностранной организации самостоятельно (либо ее уполномоченным представительством — если у иностранной организации на территории России несколько представительств, состоящих на учете в налоговых органах Российской Федерации).

Если местом реализации товаров, работ, услуг не признается территория Российской Федерации, объект обложения НДС отсутствует. У покупателя не возникает обязанностей налогового агента. Место реализации товаров (работ, услуг) необходимо определять в соответствии со статьями 147 и 148 НК РФ.

Во-вторых, налоговым агентом является лицо, арендующее на территории России федеральное и муниципальное имущество, а также имущество субъектов Российской Федерации (п. 3 ст. 161 НК РФ). Но только при условии, что в качестве арендодателя непосредственно выступает орган государственной власти или местного самоуправления. Обычно подобные договоры заключают с комитетом по управлению имуществом. Иногда оформляется тройственный договор между арендатором, государственным (муниципальным) органом и балансодержателем имущества.

Если арендодатель — организация, владеющая передаваемым имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, применяется иной порядок уплаты налога на добавленную стоимость. В этом случае исчисляет и перечисляет НДС в бюджет сам арендодатель. Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Определения Конституционного суда РФ от 02.10.2003 № 384-О.

Таблица. Налоговая база и налоговая ставка у налоговых агентов

№ п/п Категория налогового агента Налоговая база Применяемая ставка НДС
1 Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории РФ товары (работы, услуги) у иностранного лица, не зарегистрированного в налоговых органах (п. 2 ст. 161 НК РФ) Сумма дохода от реализации товаров (работ, услуг) с учетом НДС (п. 1 ст. 161 НК РФ) 10/110 или 18/118(п. 4 ст. 164 НК РФ)
2 Лица, арендующие федеральное и муниципальное имущество, имущество субъектов Российской Федерации у органов государственной власти, местного самоуправления (п. 3 ст. 161 НК РФ) Сумма арендной платы с учетом НДС (п. 3 ст. 161 НК РФ) 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ)
3 Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ) Цена реализуемого имущества, определяемая согласно статье 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) (п. 4 ст. 161 НК РФ)
4 Организации и индивидуальные предприниматели, реализующие на территории РФ по договорам поручения, комиссии, агентирования с участием в расчетах товары иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах (п. 5 ст. 161 НК РФ) Стоимость товаров с учетом акцизов (для подакцизных товаров) без включения суммы НДС (п. 5 ст. 161 НК РФ) 10 или 18% (п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ)
5 Собственник судна в случаях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ Стоимость, по которой судно было реализовано заказчику, с учетом НДС 18% (п. 6 ст. 161 и п. 3 ст. 164 НК РФ)

Правила исчисления и уплаты налога

Налоговые агенты рассчитывают и перечисляют в бюджет НДС в полном объеме (п. 4 ст. 173 НК РФ). Различные категории налоговых агентов по НДС определяют налоговую базу по-разному (см. таблицу).

При продаже имущества, обращенного в федеральную собственность, а также комиссионных товаров, принадлежащих иностранным лицам, налоговые агенты дополнительно к цене реализации предъявляют покупателю сумму НДС. Основание — пункт 1 статьи 168 Налогового кодекса.

Согласно новой редакции статьи 163 НК РФ с 2008 года налоговый период по НДС и для налогоплательщиков, и для налоговых агентов равен кварталу. Налоговые агенты должны уплатить исчисленный НДС в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ). Исключение — случаи приобретения работ или услуг у иностранных лиц, не зарегистрированных в российских налоговых органах. В таких ситуациях налоговый агент обязан уплатить удержанный налог в бюджет одновременно с перечислением выручки зарубежному продавцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Банк не вправе принимать поручение на перевод денежных средств в пользу иностранного контрагента, если покупатель не представил также поручение на уплату НДС. При этом на банковском счете клиента должно быть достаточно средств для перечисления сумм налога в бюджет.

Обратите внимание: налоговые агенты, приобретающие товары у иностранных лиц по договору мены, уплачивают НДС по общим правилам. То есть налоговый агент перечисляет сумму налога в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором товар оплачен поставщику неденежными средствами. Причем в данном случае российская организация уплачивает налог на добавленную стоимость за свой счет (письмо Минфина России от 24.10.2006 № 03-04-15/190).

Нередко по условиям внешнеторгового договора расчеты с продавцом осуществляются в иностранной валюте. Вместе с тем в пункте 5 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что налоговый агент обязан уплатить НДС в бюджет в рублях. По какому курсу пересчитывается рублевый эквивалент налоговой базы? Покупателю следует руководствоваться нормой пункта 3 статьи 153 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется исходя из курса Банка России на дату фактического осуществления расходов. То есть налоговый агент рассчитывает сумму НДС, подлежащую удержанию и уплате в бюджет, по курсу, действовавшему в момент перечисления денежных средств зарубежному партнеру. При этом налоговые агенты не применяют положения абзаца 4 пункта 1 статьи 172 Кодекса. Они не пересчитывают иностранную валюту в рубли на дату принятия на учет товаров, работ или услуг. Аналогичная позиция приведена в письме Минфина России от 03.07.2007 № 03-07-08/170.

Налоговые агенты уплачивают сумму исчисленного НДС по месту своего нахождения (п. 3 ст. 174 НК РФ). При оформлении платежного поручения на перечисление налога в качестве налогового агента в поле 101, определяющем статус плательщика, указывают код 02 (налоговый агент). Об этом говорится в приложении № 5 к Правилам указания информации, идентифицирующей лицо или орган, оформившие расчетный документ, на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 24.11.2004 № 106н.

Вычет НДС у налоговых агентов

Покупатели — налоговые агенты, которые состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности плательщика НДС, имеют право на вычет суммы налога, уплаченного за продавца. Основанием служит пункт 3 статьи 171 НК РФ. Налоговые агенты, применяющие спецрежимы или освобожденные от исчисления и уплаты НДС согласно статье 145 Кодекса, не могут воспользоваться налоговым вычетом. Исключение составляют организации, совмещающие ЕНВД и общую систему налогообложения. Они применяют налоговый вычет в той части, в которой приобретенные товары (работы, услуги) использовались в деятельности, облагаемой налогом на добавленную стоимость. Так определено в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса.

Чтобы правомерно применить вычеты по НДС, необходимо соблюсти требования, прописанные в статьях 171 и 172 Кодекса. Товары (работы, услуги) должны быть приняты на учет, приобретены для операций, признаваемых объектом обложения НДС и подлежащих обложению этим налогом, сумма налога удержана и уплачена. НДС принимается к вычету на основании счета-фактуры.

Что касается отражения налоговыми агентами в составе налоговых вычетов рассматриваемых сумм НДС в декларации, нужно учитывать следующие положения законодательства.

В пункте 4 статьи 174 НК РФ установлено, что при выполнении работ (оказании услуг), местом выполнения (оказания) которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог уплачивают налоговые агенты одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам. В иных случаях налог в бюджет налоговые агенты уплачивают до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Данные суммы налога отражаются в налоговой декларации по НДС.

Согласно статье 52 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет за налоговый период, исчисляется исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Кроме того, именно по окончании налогового периода исчисляются налоговая база и сумма налога, подлежащая уплате (ст. 55 НК РФ).

В пункте 1 статьи 80 НК РФ сказано, что декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) содержит другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

В-третьих, обязанности налоговых агентов по НДС возникают у организаций или предпринимателей, уполномоченных продавать конфискат, клады, бесхозные и скупленные ценности, а также ценности, перешедшие по праву наследования государству (п. 4 ст. 161 НК РФ). Реализация указанных ценностей — одна из функций Российского фонда федерального имущества.

В-четвертых, налоговыми агентами считаются организации и индивидуальные предприниматели, которые продают на территории России на основании посреднических договоров с участием в расчетах товары иностранных лиц (п. 5 ст. 161 НК РФ). Разумеется, речь идет о зарубежных партнерах, не состоящих на учете в российских налоговых органах.

И наконец, в-пятых, налоговым агентом по НДС выступает собственник судна в ситуациях, перечисленных в пункте 6 статьи 161 НК РФ. Это случаи, когда судно исключается из Российского международного реестра судов в течение 10 лет с момента его регистрации, не считая фактов признания плавсредства погибшим, пропавшим без вести или утратившим качества судна. Кроме того, если в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности на судно оно не зарегистрировано в реестре, предыдущий судовладелец признается налоговым агентом по НДС. Обязанности налогового агента возникают у собственника в момент исключения судна из реестра или по истечении 45 календарных дней с даты перехода права собственности соответственно (письмо Минфина России от 21.03.2007 № 03-07-07/09).

Напомним, что четвертая и пятая категории лиц признаны налоговыми агентами с 1 января 2006 года (в соответствии с федеральными законами от 22.07.2005 № 119-ФЗ и от 20.12.2005 № 168-ФЗ).

Кстати

Бухгалтерский учет у налогового агента
В бухгалтерском учете суммы НДС, уплаченные организацией в качестве налогового агента, следует учитывать отдельно. Для этого вводят дополнительные субсчета к основным бухгалтерским счетам. Так, к счету 19 можно открыть субсчета «НДС, исчисленный налоговым агентом по ставке 18% (10%)», «НДС, исчисленный налоговым агентом по расчетной ставке 18/118 (10/110)». Используют также специальные субсчета «Расчеты налогового агента с бюджетом по НДС» к счету 68, «Расчеты по НДС, исчисленному налоговым агентом» к счету 76.

Следовательно, уплаченная в бюджет сумма НДС является фактической уплатой налога, а не переплатой, только если она определена исходя из налоговой базы, сложившейся за соответствующий истекший налоговый период, и отражена в декларации, представленной также за указанный налоговый период.

Налоговые агенты подают в налоговые органы по месту своего учета декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Декларация по НДС представляется по окончании налогового периода, установленного в соответствии со статьей 163 Кодекса. Исходя из этого, данная декларация подается в периоде начиная с 1-го числа квартала, следующего за кварталом, в котором налоговые агенты уплачивали налог.

Значит, при соблюдении условий статьи 171 и пункта 1 статьи 172 Кодекса суммы НДС, уплаченные налоговыми агентами по операциям реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, могут быть включены налоговыми агентами в налоговые вычеты в декларации, представляемой за налоговый период, следующий за налоговым периодом, за который подана декларация с отраженной в ней суммой налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет в отношении указанных товаров (работ, услуг).

Организации и предприниматели, которые продают имущество, обращенное в федеральную собственность, или комиссионный товар, не могут воспользоваться вычетом по НДС, уплаченному ими в качестве налогового агента (абз. 2 п. 3 ст. 171 НК РФ). Ведь фактически сумма удержанного НДС предъявляется покупателям.

Посмотрим, как применяются налоговые вычеты при покупке товаров (работ, услуг) у иностранных контрагентов.

Если в контракте не предусмотрен НДС

Как уже отмечалось, при продаже иностранными лицами товаров, работ или услуг на территории России налоговая база по НДС равна сумме дохода от реализации с учетом налога на добавленную стоимость (п. 1 ст. 161 НК РФ).

На практике в контрактах договорная цена устанавливается разными способами. Стороны могут указать в договоре, что в стоимость товаров (работ, услуг) включена сумма НДС. Тогда налоговый агент перечисляет продавцу сумму, указанную в контракте, за вычетом НДС.

Нередко в договоре с иностранным контрагентом сумму НДС не предусматривают. Согласно пункту 3 статьи 171 НК РФ налоговый агент принимает к вычету сумму НДС, удержанную и уплаченную из доходов продавца. Как в данном случае определить налоговую базу? Можно ли воспользоваться правом на вычет налога на добавленную стоимость? Покупатель должен самостоятельно рассчитать налоговую базу, увеличив стоимость товаров (работ, услуг) на сумму НДС. Исчисленный и уплаченный в бюджет НДС по сути является суммой налога, удержанной из доходов налогоплательщика — иностранного лица. Поэтому в приведенной ситуации налоговый агент вправе принять к вычету сумму НДС в порядке, предусмотренном в пункте 3 статьи 171 Налогового кодекса (письма Минфина России от 07.02.2007 № 03-07-08/13 и от 21.03.2007 № 03-07-08/50).

Если договор расторгается

Предположим, покупатель, исполняющий обязанности налогового агента, после удержания и уплаты НДС в бюджет по объективным причинам возвращает товары зарубежному поставщику либо отказывается принять результаты выполненных работ (оказанных услуг). Как быть с перечисленным в бюджет налогом на добавленную стоимость?

С 2008 года вступили в силу нормы, устанавливающие порядок учета НДС в подобных ситуациях. Теперь такой покупатель — плательщик НДС (и одновременно налоговый агент) при возврате товара, отказе от работ или услуг имеет право суммы удержанного и уплаченного налога на добавленную стоимость принять к вычету. Основание — абзац 3 пункта 5 статьи 171 НК РФ. Кроме того, в случае изменения условий либо расторжения договора и возврата сумм авансовых платежей покупатель — плательщик НДС имеет право принять к вычету суммы НДС, исчисленные и уплаченные им в бюджет с сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Налоговый агент, который не является налогоплательщиком или освобожден от этих обязанностей согласно статье 145 НК РФ, в указанной ситуации включит удержанный НДС в расходы (п. 7 ст. 170 НК РФ). Разумеется, при условии, что покупатель имеет право в соответствии с главами 25, 26.1 и 26.2 НК РФ уменьшать налоговую базу на стоимость понесенных затрат. Организации, применяющие общую систему налогообложения и освобожденные от обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ, при отказе от товаров, работ, услуг учтут сумму удержанного НДС в составе прочих расходов. Это предусмотрено в подпункте 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Плательщики ЕСХН уменьшат на сумму уплаченного НДС налогооблагаемый доход исходя из подпункта 23 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ. Организации и предприниматели, перешедшие на УСН с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, также включат сумму НДС в расходы (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Обратите внимание: применить налоговый вычет или признать сумму НДС в составе расходов по возвращенным товарам или непринятым работам (услугам) вправе только покупатели, исполняющие обязанности налогового агента на основании пункта 2 статьи 161 НК РФ.

Порядок выставления счетов-фактур, ведения книг покупок и продаж

В пункте 16 Правил ведения книг покупок и книг продаж, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, сказано следующее. Налоговые агенты самостоятельно составляют счета-фактуры и регистрируют их в книге продаж при возникновении обязанности по исчислению НДС. Помимо этого налоговый агент, который принимает к вычету удержанный и перечисленный в бюджет НДС, отражает выписанный счет-фактуру в книге покупок.

Налоговые агенты — продавцы обращенного в федеральную собственность имущества, а также организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары иностранных партнеров, выписывают счета-фактуры в двух экземплярах. Один экземпляр передается покупателю товаров, второй хранится у налогового агента в журнале учета выставленных счетов-фактур.

Остальные категории налоговых агентов (лица, перечисленные в пунктах 2, 3 и 6 статьи 161 НК РФ) вправе принимать к вычету удержанный НДС. Они оформляют также два экземпляра счета-фактуры на одну операцию. Первый подшивается в журнал учета выставленных счетов-фактур и регистрируется в книге продаж. Второй экземпляр хранится в журнале учета полученных счетов-фактур и служит основанием для внесения записи в книгу покупок по мере возникновения права на налоговый вычет (письмо Минфина России от 11.05.2007 № 03-07-08/106).

Составляем налоговую декларацию

Налоговые агенты представляют в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Так определено в пункте 5 статьи 174 НК РФ. Напомним, что с 2008 года налоговым периодом по НДС является квартал. Форма декларации по НДС утверждена приказом Минфина России от 07.11.2006 № 136н. В конце прошлого года финансовое ведомство скорректировало приложение к Порядку заполнения декларации. В перечень кодов добавлены коды операций, которые с текущего года не признаются объектом обложения НДС, освобождаются от НДС и подлежат восстановлению (согласно приказу Минфина России от 21.11.2007 № 113н). Указанные изменения вступают в силу начиная с представления налоговой декларации по НДС за I квартал 2008 года.

Все налоговые агенты по НДС обязаны заполнять раздел 2 декларации «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Организации или индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика на основании статьи 145 НК РФ. Если указанные лица признаются налоговыми агентами, они представляют в налоговые органы титульный лист и раздел 2 декларации по НДС.

Возможна ситуация, когда налоговый агент в течение налогового периода осуществляет только операции, перечисленные в статье 161 НК РФ, либо у организации или предпринимателя, перешедшего на специальный режим налогообложения, возникают обязанности налогового агента. Тогда декларация по НДС будет состоять из титульного листа, раздела 1 с прочерками и раздела 2.

Если налоговый агент — иностранная организация, зарегистрированная в налоговых органах и имеющая несколько подразделений на территории Российской Федерации, раздел 2 заполняет и включает в состав декларации то подразделение, которое уполномочено уплачивать НДС в целом. Раздел 2 составляют только по тем подразделениям, у которых в данном налоговом периоде возникла обязанность налогового агента. В строке 020 указанного раздела отражается КПП филиала, за который уполномоченное подразделение представляет декларацию и уплачивает налог.

Налоговый агент составляет раздел 2 отдельно по каждому иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах, и арендодателю (органу государственной власти и управления, органу местного самоуправления). При наличии нескольких договоров с одним арендодателем раздел 2 заполняется на одной странице. Налоговые агенты, уполномоченные продавать имущество, обращенное в федеральную собственность, оформляют раздел 2 на одной странице. Лица, признаваемые налоговыми агентами на основании пункта 6 статьи 161 НК РФ, представляют раздел 2 по каждому судну отдельно.

Наименование иностранного лица или арендодателя приводится в строке 030 раздела 2. Налоговые агенты, поименованные в пунктах 4 и 6 статьи 161 НК РФ, ставят в данной строке прочерк. Строки 040 и 050 заполняют только признаваемые налоговыми агентами арендаторы. В этих строках отражается ИНН и КПП арендодателя. В строке 100 указывается один из кодов операции, осуществляемой налоговым агентом. Коды приведены в разделе IV приложения к Порядку заполнения декларации по НДС. Сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет налоговым агентом, отражается по строке 090 декларации.

Особые правила заполнения раздела 2 предусмотрены для налоговых агентов, реализующих имущество, обращенное в собственность государства, а также комиссионный товар, принадлежащий иностранным лицам. Сумма налога, которая записывается по строке 090, рассчитывается исходя из показателей строк 110, 120 и 130. По строке 110 отражается сумма НДС, предъявленная покупателю при реализации товаров, а по строке 120 — НДС, исчисленный налоговым агентом с оплаты, частичной оплаты, полученной в налоговом периоде. В строке 130 фиксируется сумма НДС, принимаемая к вычету в момент отгрузки товаров, в счет предстоящих поставок которых в данном налоговом периоде и (или) предыдущих налоговых периодах был исчислен НДС с сумм полученной оплаты (частичной оплаты). Налог на добавленную стоимость, подлежащий уплате в бюджет (строка 090), равен сумме значений строк 110 и 120 за минусом показателя строки 130.

Как уже отмечалось, некоторые категории налоговых агентов при соблюдении определенных условий могут принять к вычету удержанный и уплаченный НДС.

Сумма налога, подлежащая вычету в случаях, предусмотренных в пунктах 3 и 4 статьи 171 НК РФ, отражается по строке 310 графы 4 раздела 3 декларации по НДС, а в случаях, предусмотренных в подпункте 5 статьи 171 НК РФ, — по строке 320 графы 4 раздела 3 декларации по НДС.

Пример

ООО «Лара» реализует товары, облагаемые НДС. Помимо торговли на внутреннем рынке в I квартале 2008 года организация осуществляла следующие операции.

1. У иностранной компании Trademark организация приобрела право пользования торговой маркой за 30 000 долл. США. Зарубежный поставщик не состоит на учете в российских налоговых органах. В контракте не упоминается о включении в договорную стоимость суммы налога на добавленную стоимость. Покупатель 21 января 2008 года перечислил поставщику 30 000 долл. США. Курс доллара США на указанную дату, установленный Банком России, составлял 24,5074 руб.

2. На основании отдельных договоров, заключенных с комитетом по управлению имуществом, организацией были арендованы два торговых помещения, находящихся в муниципальной собственности. Ежеквартальная плата за аренду по первому договору составляет 500 000 руб., по второму — 400 000 руб. (в договорную стоимость включен НДС). Сумма арендной платы за I квартал 2008 года без учета налога на добавленную стоимость перечислена арендодателю в январе 2008 года.

3. В феврале 2008 года был заключен договор комиссии с иностранной компанией ERIO, не зарегистрированной в налоговых органах РФ. По условиям данного соглашения ООО «Лара» — комиссионер с участием в расчетах реализует на территории Российской Федерации товары, принадлежащие зарубежному комитенту. В I квартале 2008 года в рамках договора комиссии на счет ООО «Лара» поступила предварительная оплата от покупателей за комиссионные товары в размере 300 000 руб. (включая НДС 45 763 руб.), отгружено товаров на сумму 400 000 руб. (в том числе НДС 61 017 руб.), полученная предоплата зачтена в полном объеме.

Во всех трех случаях у ООО «Лара» возникают обязанности налогового агента. Рассмотрим порядок исчисления налога на добавленную стоимость по указанным операциям.

1. Поскольку в договоре с компанией Trademark НДС не указан, ООО «Лара» должно не позднее 21 января 2008 года уплатить в бюджет НДС в размере 132 340 руб. (30 000 долл. США х 24,5074 руб. х 18%). На дату принятия услуг к учету величина налоговой базы по данной операции не пересчитывается.

Налоговый агент выписал счет-фактуру в двух экземплярах и оформил запись в книге продаж за I квартал 2008 года. Уплаченный в бюджет НДС — 132 340 руб. ООО «Лара» сможет принять к вычету в II квартале 2008 года, выставленный счет-фактуру отразит в книге покупок за данный налоговый период.

По названной операции раздел 2 декларации по налогу на добавленную стоимость за I квартал 2008 года составлен отдельно. В строке 030 указано наименование иностранного контрагента — Trademark, по строке 090 отражена сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, в размере 132 430 руб. Сумма НДС в размере 132 430 руб., подлежащая вычету по данной операции, сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.

2. Сумму налога на добавленную стоимость по договорам аренды ООО «Лара» обязано исчислить и уплатить в бюджет не позднее 21 апреля 2008 года [ссылка:1]1 . По первому договору общество перечислит НДС в размере 76 271 руб. (500 000 руб. : 118 х 18), по второму — в сумме 61 017 руб. (400 000 руб. : 118 х 18).

ООО «Лара» выписало счета-фактуры в двух экземплярах и оформило записи в книге продаж за I квартал 2008 года.

Так как оба договора заключены с одним арендодателем, раздел 2 заполнен на одной странице. В частности, в строке 030 ООО «Лара» указало наименование арендодателя, по строке 090 — общую сумму НДС, подлежащую уплате по двум договорам, в размере 137 288 руб. (76 271 руб. + 61 017 руб.).

Право на вычет НДС по аренде за I квартал возникнет у ООО «Лара» после перечисления суммы налога в бюджет, то есть в II квартале 2008 года. В книге покупок за указанный налоговый период на основании выписанного счета-фактуры будет оформлена соответствующая запись. Сумма принятого к вычету НДС в размере 137 288 руб. сформирует показатель строки 310 раздела 3 декларации по НДС за II квартал 2008 года.

3. ООО «Лара» не позднее 21 апреля 2008 года уплатит в бюджет НДС по посредническому договору с компанией ERIO в размере 61 017 руб. (строка 090) .

При реализации комиссионных товаров счета-фактуры организация выписывала в двух экземплярах: первый передавался покупателю, второй оставался у комитента. На основании выставленных счетов-фактур ООО «Лара» оформляло записи в книге продаж за I квартал 2008 года. Принять к вычету уплаченный по посредническому договору налог на добавленную стоимость комиссионер не имеет права.

Все операции по договору комиссии ООО «Лара» отразило на одной странице раздела 2 декларации за I квартал 2008 года.

Образец заполнения раздела 2 по операциям с комиссионными товарами представлен в приложении к статье.

Ситуация: в каких случаях организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества ?

Организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она или ее обособленное подразделение арендует государственное (муниципальное) имущество у органов государственной власти или местного самоуправления.

То есть если договор аренды со стороны арендодателя заключен от имени территориального подразделения Росимущества, регионального комитета по управлению имуществом или аналогичных структур местного самоуправления.

Если в договоре аренды в качестве арендодателя указана организация, у которой государственное (муниципальное) имущество находится в оперативном управлении или хозяйственном ведении (например, ГУП или МУП), то обязанности налогового агента по НДС у арендатора не возникают.

На практике широко распространены трехсторонние договоры аренды государственного (муниципального) имущества. Помимо арендатора, такие договоры подписывают представители Росимущества и балансодержателя (государственного учреждения, на балансе которого состоит имущество, сдаваемое в аренду). В этом случае действуют те же правила. Если в роли арендодателя выступает балансодержатель, а подразделение Росимущества лишь подтверждает его полномочия, то арендатор не должен исполнять обязанности налогового агента. Всю сумму арендной платы, включая НДС, он перечисляет арендодателю, который самостоятельно рассчитывается с бюджетом.

Если же арендодателем по договору является то или иное подразделение Росимущества, то арендатор исполняет обязанности налогового агента. Сумму арендной платы он должен перечислить арендодателю, а удержанный с этой суммы НДС - в бюджет.

Независимо от того, кто является арендатором - организация или ее обособленное подразделение, сумму НДС, удержанную из арендной платы, нужно перечислять в бюджет по местонахождению организации.

Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ и разъяснен в определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О, в письмах Минфина России от 26 ноября 2010 г. № 03-07-11/448, от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/266, от 10 июня 2004 г. № 03-03-11/92, ФНС России от 19 октября 2005 г. № ММ-6-03/886 и от 17 мая 2005 г. № ММ-6-03/404.

Такого же мнения придерживаются арбитражные суды (см., например, определения ВАС РФ от 16 мая 2008 г. № 6133/08, от 18 апреля 2008 г. № 4388/08, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 13 марта 2008 г. № Ф08-7079/07-2869А, Московского округа от 23 января 2008 г. № КА-А40/13848-07, Восточно-Сибирского округа от 11 ноября 2008 г. № А19-6940/08-20-Ф02-5533/08, от 4 мая 2006 г. № А19-11831/05-33-Ф02-1977/06-С1, Дальневосточного округа от 26 января 2005 г. № Ф03-А80/04-2/3814).

Выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями не является объектом обложения НДС (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, ст. 3 Закона от 5 апреля 2013 г. № 39-ФЗ). Поэтому при аренде государственного (муниципального) имущества у казенных учреждений обязанности налогового агента по НДС у арендаторов не возникают. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 10 ноября 2011 г. № ЕД-4-3/18836.

Совет : подписывая договор аренды государственного (муниципального) имущества, проверьте, чтобы сумма арендной платы была указана с НДС. Если такое условие не прописано, арендатору придется платить налог сверх стоимости аренды, указанной в договоре.

При аренде государственного имущества налоговую базу по НДС арендаторы - налоговые агенты должны определять как сумму арендной платы с учетом налога. Перечислить НДС в бюджет арендатор обязан, удержав налог из доходов арендодателя. Сумму НДС следует исчислить по расчетной налоговой ставке. Такой порядок предусмотрен абзацем 1 пункта 3 статьи 161 и пунктом 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Если в договоре аренды государственного (муниципального) имущества не указано, как сформирована цена аренды: с учетом НДС или без налога, то исходя из требований налогового законодательства, арендатор должен самостоятельно рассчитать налог, умножив сумму арендной платы, указанную в договоре, на величину расчетной ставки НДС (18/118). Полученную сумму НДС налоговый агент обязан перечислить в бюджет, а остальную часть арендной платы - арендодателю. Правомерность такого подхода подтверждается постановлением Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. № 33.

На практике реализовать такой порядок расчетов с арендодателем государственного имущества очень трудно. Между тем неправильно составленный договор не освобождает арендатора от исполнения обязанностей налогового агента по НДС (п. 4 ст. 173 НК РФ). Поэтому, как правило, организации начисляют НДС не по расчетной, а по прямой ставке и перечисляют его в бюджет за счет собственных средств. Некоторые арбитражные суды считают, что такой способ уплаты НДС не противоречит законодательству (см., например, определение ВАС РФ от 23 сентября 2010 г. № ВАС-10832/10, постановления ФАС Уральского округа от 6 ноября 2012 г. № Ф09-10574/12, от 11 мая 2010 г. № А76-23629/2009-35-529, от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2).

Однако, оптимальный вариант в подобной ситуации - уточнение суммы арендной платы путем изменения условий договора. Арендная плата должна быть указана с учетом НДС. Изменить условия договора можно, заключив с арендодателем дополнительное соглашение (ст. 450 ГК РФ).

После уплаты сумму удержанного НДС можно принять к вычету .

Ситуация: должна ли организация (арендатор) перечислить НДС в бюджет, если она арендует государственное (муниципальное) имущество? Арендную плату в текущем налоговом периоде она не перечисляла.

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит.

При аренде государственного (муниципального) имущества организации-арендаторы признаются налоговыми агентами по НДС (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

По общему правилу налоговую базу по НДС налоговые агенты - арендаторы государственного (муниципального) имущества должны определять (в зависимости от того, что наступит раньше):

  • либо на дату оказания услуг (как правило, в последний день месяца);
  • либо на дату перечисления арендной платы арендодателю.

Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.

Вместе с тем, в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ прямо предусмотрена обязанность удерживать и перечислять в бюджет налог только из средств, уплачиваемых арендодателю. Из содержания этой нормы можно сделать вывод, что сумму НДС, подлежащую перечислению в бюджет, налоговый агент должен определять именно при оплате аренды. То есть либо в момент перечисления арендодателю предварительной арендной платы, либо в момент оплаты фактически оказанных арендных услуг. Поэтому, если в текущем налоговом периоде организация-арендатор не перечисляла арендную плату (например, из-за отсутствия средств на расчетном счете), обязанностей налогового агента у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402.

Следует отметить, что до выхода этого письма официальная точка зрения контролирующих ведомств по данному вопросу не высказывалась. Между тем арбитражная практика по возникавшим спорам была неоднородной. Некоторые судьи пришли к выводам, аналогичным разъяснениям ФНС России (см., например, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 5 октября 2009 г. № А53-25809/2008, Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2, Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Восточно-Сибирского округа от 17 марта 2004 г. № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).

Однако в ряде судебных решений была отражена противоположная позиция (см., например, определение ВАС РФ от 12 марта 2009 г. № ВАС-2218/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 5 ноября 2008 г. № Ф04-6761/2008(15404-А67-42), Северо-Западного округа от 21 июня 2004 г. № А26-128/04-29). В основе этих решений лежали общие правила уплаты НДС, установленные налоговым законодательством. Налоговая база определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ: либо на день оказания услуг, либо на день оплаты (частичной оплаты). Платить налог нужно по итогам каждого квартала (п. 1 ст. 174, ст. 163 НК РФ). Никаких исключений из этих правил для налоговых агентов не предусмотрено.

Арендодатель оказывает услуги арендатору постоянно (ежедневно) (п. 5 ст. 38 НК РФ). Следовательно, определять налоговую базу и перечислять НДС в бюджет организация-арендатор должна по итогам каждого квартала независимо от фактической оплаты услуг арендодателя (п. 4 ст. 166 и ст. 163 НК РФ).

Учитывая отсутствие единого толкования пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации окончательное решение организация должна принять самостоятельно.

Ситуация: нужно ли перечислять НДС в бюджет налоговому агенту, который списывает невостребованную кредиторскую задолженность по платежам за аренду государственного (муниципального) имущества?

Нет, не нужно.

Действительно, арендуя государственное (муниципальное) имущество, арендатор должен платить НДС как налоговый агент. То есть каждый раз, перечисляя арендную плату, в тот же день он должен удержать из ее суммы налог и самостоятельно направить в бюджет. Так же надо поступать в момент окончательного расчета с арендодателем. Такой порядок следует из подпункта 1 пункта 3 статьи 24, статьи 161 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 19 марта 2010 г. № 03-07-11/72, от 16 сентября 2009 г. № 03-07-11/228 и ФНС России от 12 августа 2009 г. № ШС-22-3/634.

Однако в рассматриваемой ситуации таких расчетов арендатор с арендодателем не производил. Ни деньгами, ни имуществом, никаким другим способом он за аренду не расплачивался. Потому и возникла кредиторская задолженность. Не погасили ее и по истечении срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ).

Выходит, что к моменту списания такого невостребованного долга арендодатель так и не получил доходов от сдачи имущества в аренду. И значит, налоговая база для начисления НДС отсутствует. А следовательно, и у арендатора не возникает обязанности налогового агента рассчитать и уплатить НДС со списанной суммы долга по аренде.

Такие выводы можно сделать из писем Минфина России от 18 мая 2012 г. № 03-07-11/146 и ФНС России от 6 апреля 2011 г. № КЕ-4-3/5402. Об этом же свидетельствует и арбитражная практика (решение ВАС РФ от 12 сентября 2013 г. № 10992/13, постановления ФАС Северо-Западного округа от 6 июля 2009 г. № А66-9315/2008, Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2009 г. № Ф04-2129/2009(4293-А67-42), Московского округа от 20 декабря 2007 г. № КА-А40/11879-07, Уральского округа от 24 июня 2008 г. № Ф09-4480/08-С2). Аналогичную точку зрения специалисты Минфина России высказывают в частных разъяснениях.

Ситуация: должна ли организация исполнять обязанности налогового агента по НДС при аренде государственного (муниципального) имущества, если договор аренды официально не зарегистрирован?

Да, должна.

Если организация арендует государственное (муниципальное) имущество, она должна исполнять обязанности налогового агента независимо от того, зарегистрирован договор или нет. Налоговый кодекс РФ не соотносит порядок исчисления и уплаты НДС с выполнением требований других отраслей законодательства, в том числе Гражданского кодекса РФ.

Подтверждает данный вывод и арбитражная практика (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 1 ноября 2006 г. № Ф03-А59/06-2/3857, от 4 мая 2006 г. № Ф03-А59/06-2/1048, и Северо-Кавказского округа от 16 ноября 2005 г. № Ф08-5401/2005-2128А).

Вместе с тем, есть пример судебного решения, где судьи пришли к выводу, что обязанности налогового агента возникают у организации-арендатора только после государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 6 октября 2005 г. № А56-34788/2004).

Ситуация: должна ли организация-ссудополучатель исполнить обязанности налогового агента по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом ?

От исполнения обязанностей налоговых агентов по НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом освобождаются только некоммерческие организации и унитарные предприятия.

Если ссудополучатель является некоммерческой организацией, он может не исполнять обязанности налогового агента при одновременном выполнении двух условий:

  • в безвозмездное пользование получено имущество казны;
  • имущество получено для ведения уставной деятельности.

Это объясняется тем, что при выполнении перечисленных условий передача имущества в безвозмездное пользование некоммерческим организациям не признается объектом обложения НДС. Об этом сказано в подпункте 10 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Если ссудополучатель является унитарным предприятием, он может не исполнять обязанности налогового агента, если в безвозмездное пользование получены основные средства. Независимо от того, кто выступает в качестве ссудодателя и для каких целей имущество передается унитарному предприятию. В таких случаях объекта обложения НДС тоже не возникает. Это следует из положений подпункта 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

В остальных случаях операции по предоставлению в безвозмездное пользование государственного (муниципального) имущества признаются объектом обложения НДС. При этом к договору безвозмездного пользования применяются правила о договоре аренды (ст. 689 ГК РФ).

Если передающей стороной выступает орган государственной власти (местного самоуправления), то, так же как и при сдаче государственного (муниципального) имущества в аренду, получающая сторона (ссудополучатель) признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). В рассматриваемой ситуации организация должна рассчитать НДС, исходя из рыночной стоимости услуги с учетом налога, и перечислить его в бюджет за счет собственных средств.

Если передающей стороной выступает бюджетная организация (унитарное предприятие), за которой имущество закреплено на праве оперативного управления (хозяйственного ведения), плательщиком НДС будет организация-ссудодатель. Получающая сторона (ссудополучатель) перечислять НДС не должна.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 20 октября 2009 г. № 03-03-06/4/91, от 2 апреля 2009 г. № 03-07-11/100, от 28 ноября 2008 г. № 03-07-11/371, от 24 октября 2007 г. № 03-07-11/520.

Совет : есть аргументы, позволяющие организациям, которые получают в безвозмездное пользование государственное (муниципальное) имущество, не исполнять обязанности налоговых агентов по НДС. Они заключаются в следующем.

Организация - ссудополучатель государственного (муниципального) имущества должна удерживать НДС из доходов, уплачиваемых ссудодателю в денежной форме (подп. 1 п. 3 ст. 24, абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ). При безвозмездном использовании имущества организация освобождается от платы за пользование имуществом, поэтому источник для удержания НДС отсутствует. Налоговый кодекс РФ не требует, чтобы налоговые агенты перечисляли в бюджет неудержанные суммы налогов за счет собственных средств. Следовательно, в рассматриваемой ситуации у организации не возникают обязанности налогового агента. Поэтому платить НДС в бюджет она не должна (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Вместе с тем, при проверке налоговая инспекция может доначислить ссудополучателю сумму НДС, исходя из рыночной стоимости услуг по аренде аналогичного имущества с учетом налога. В этом случае свою позицию организации придется отстаивать в суде. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые опровергают необходимость начисления НДС при безвозмездном пользовании государственным (муниципальным) имуществом (см., например, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2005 г. № А33-18628/04-С3-Ф02-5106/05-С1).

Ситуация: должна ли российская организация исполнять обязанности налогового агента по НДС, если она арендует земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности?

Нет, не должна.

Исполнение обязанностей налогового агента подразумевает перечисление в бюджет налогов, удержанных из доходов налогоплательщиков (п. 1 ст. 24 НК РФ). То есть из доходов лиц, которые совершают налогооблагаемые операции, но по тем или иным причинам освобождены от обязанностей самостоятельно определять налоговую базу и платить налог в бюджет.

По общему правилу организация должна исполнять обязанности налогового агента по НДС, если государственное (муниципальное) имущество она арендует непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Однако арендная плата за право пользования природными ресурсами освобождается от обложения НДС (подп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ). Земля является природным ресурсом (ст. 9 Конституции РФ). Значит, если организация арендует государственную (муниципальную) землю, обязанности удерживать и перечислять НДС в бюджет у нее не возникает. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 1 февраля 2011 г. № 03-07-11/21.

Тем не менее включить сведения о такой операции в раздел 7 деклараций по НДС нужно: налоговые агенты должны заполнять этот раздел наряду с налогоплательщиками (п. 44 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 29 октября 2014 г. № ММВ-7-3/558).

Отдельный случай - когда организация арендует земельный участок, находящий в государственной собственности, у казенного учреждения. Эта услуга вообще не признается объектом налогообложения (подп. 4.1 п. 2 ст. 146 НК РФ, письма Минфина России от 26 января 2016 г. № 03-07-11/2939, от 24 марта 2013 г. № 03-07-15/12713, ФНС России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7605). Отражать такую операцию в декларации по НДС тоже не нужно. Дело в том, что в абзаце 1 пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ речь идет только об аренде государственного имущества у органов исполнительной власти и управления. Казенные учреждения там не указаны. А значит, организация не признается налоговым агентом в отношении этой операции. Казенное учреждение - арендодатель должно будет самостоятельно составить и сдать декларацию по НДС, отразив сумму арендной платы в разделе 7.

Пример отражения в декларации по НДС платы за аренду земельного участка, принадлежащего государству

ООО «Альфа» арендует два земельных участка, находящихся в муниципальной собственности:

  • в городе Мытищи у казенного учреждения. Месячная стоимость аренды - 100 000 руб.;
  • в городе Дмитрове непосредственно у городской администрации. Месячная стоимость аренды - 150 000 руб.

При заполнении декларации по НДС в разделе 7 бухгалтер «Альфы» указал:

По участку, находящемуся в городе Дмитрове:

  • код операции (графа 1) - 1010251;
  • стоимость приобретенных услуг, не облагаемых налогом (графа 3) - 450 000 руб. (150 000 руб. × 3 мес.).

В отношении земельного участка, арендованного у казенного учреждения в городе Мытищи, «Альфа» декларацию по НДС не заполняет.

Если земельный участок, арендованный у органов власти, был передан в субаренду, то в отношении платы, поступающей от субарендатора, организация-арендатор, применяющая общую систему налогообложения, признается плательщиком НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). С этих сумм организация должна начислять налог и платить его в бюджет на общих основаниях. Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 18 октября 2012 г. № 03-07-11/436 и ФНС России от 18 июня 2015 г. № ГД-3-3/2391.

Ситуация: нужно ли российской организации удержать НДС как налоговому агенту с платы за право установки и эксплуатации рекламной конструкции по договору с городской администрацией?

Нет, не нужно.

Перечень операций, при совершении которых российские организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС, приведен в статье 161 Налогового кодекса РФ. Одной из таких операций является аренда государственного (муниципального) имущества непосредственно у органов исполнительной власти и управления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ).

Договор, предметом которого является предоставление права на установку и эксплуатацию собственной рекламной конструкции организации, нельзя квалифицировать как договор аренды. По такому договору организация не получает никакого имущества во временное владение или пользование. А именно это условие является основным признаком договора аренды (ст. 606 ГК РФ). В рассматриваемой ситуации предоставление права на установку и эксплуатацию рекламной конструкции является услугой, которую городская администрация оказывает организации, а заключенный между ними договор следует квалифицировать как договор возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779 ГК РФ).

Услуги органов власти и управления освобождаются от обложения НДС при выполнении двух условий:

  • обязательность оказания таких услуг предусмотрена законодательством;
  • услуги оказаны в рамках исполнения исключительных полномочий, возложенных на органы власти и управления в той или иной сфере деятельности.

Такой порядок предусмотрен подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляется ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция (либо с другим лицом, уполномоченным собственником). Такой порядок предусмотрен частью 5 статьи 19 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ. Из этой нормы следует, что возможность установки и эксплуатации рекламной конструкции может быть предоставлена ее собственнику не только органами власти и управления, но и другими лицами. А поскольку предоставление права установки и эксплуатации рекламной конструкции не относится к исключительным полномочиям городской администрации, оказание такой услуги облагается НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Реализация услуг органами власти и управления не включена в состав операций, при совершении которых организации должны исполнять обязанности налоговых агентов по НДС.

Поэтому в рассматриваемой ситуации организация, как заказчик услуг, оплачивает их исполнителю с учетом НДС, но перечислить сумму налога в бюджет городская администрация должна самостоятельно (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ).

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 мая 2008 г. № 03-07-11/178.

Ответственность

Внимание: если налоговый агент перечислит НДС в бюджет позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить пени (ст. 75 НК РФ). Если неудержание (неполное удержание) и (или) неперечисление (неполное перечисление) налога в бюджет выявлены в результате проверки, организация (ее сотрудники) могут быть привлечены к налоговой, административной, а в некоторых случаях к уголовной ответственности (ст. 123 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ, ст. 199.1 УК РФ).

Оштрафовать налогового агента по статье 122 Налогового кодекса РФ налоговая инспекция не может. К ответственности, которая предусмотрена этой статьей, могут быть привлечены только налогоплательщики. Именно на них возложена обязанность по уплате законно установленных налогов (подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Обязанности налоговых агентов заключаются в том, чтобы правильно и своевременно рассчитать сумму налога, удержать ее из доходов контрагента (налогоплательщика) и перечислить в бюджет (п. 3 ст. 24 НК РФ). За неисполнение этих обязанностей они могут быть привлечены к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ. Иная квалификация нарушений, допущенных налоговым агентом, неправомерна (ст. 106 НК РФ).

Привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса РФ не освобождает его от обязанности перечислить в бюджет суммы удержанного НДС и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ). Об обязанности налогового агента перечислять в бюджет суммы неудержанного НДС см. Какими правами и обязанностями обладает налоговый агент .

Если в течение месяца налоговый агент не сообщил в налоговую инспекцию о невозможности удержать НДС, с него может быть взыскан штраф либо по статье 126, либо по статье 129.1 Налогового кодекса РФ.

Положения ст.161 НК РФ дают полное описание ситуаций, когда налогоплательщик не сам оплачивает начисленный НДС, а за него это делает налоговый агент. Институт посредников по исчислению и уплате обязательных бюджетных сборов предусматривается в ситуации, когда сам субъект предпринимательства не может выполнять свои обязанности по отношению к государству.

Момент возникновения обязанностей налогового агента

Передача обязанностей по уплате и начислению НДС от реального налогоплательщика к посреднику возникает в следующих случаях:

  • при покупке у иностранной компании продукции/услуг на российской территории;
  • при временном пользовании имуществом, находящимся в муниципальной или государственной собственности;
  • при продаже конфиската, бесхозного имущества или кладов.

Важно: функции налогового агента могут возникать у любой организации, в том числе и не являющейся плательщиком налога по причине использования спецрежимов (ЕНВД, УСН, патент).

Приобретение продукции у зарубежного партнера

Наиболее частый вариант налогового агентирования – приобретение на российской территории товаров или услуг у иностранного юридического лица. Для того чтобы обязанность по исчислению и уплате НДС перешла к покупателю, необходимо одновременное исполнение трех условий:

  • зарубежный партнер-продавец не зарегистрирован в российской налоговой службе;
  • реализованный товар/услуга не входят в перечень продукции, освобожденной от НДС;
  • факт продажи происходит на территории РФ.

При совпадении перечисленных критериев покупатель обязан исчислить НДС и уплатить его в бюджет.

Налоговая база, с которой производится , определяется с полной суммы дохода иностранного продавца за реализованные товары или услуги, включающей налог. Для исчисления НДС используется ставка 18/118 или 10/110.

Если оплата за иностранные поставки происходит в несколько траншей, и в контракте указана сумма без НДС, то для начисления налога следует применить ставку 10% или 18%.

Имейте в виду: налоговый агент должен уплатить НДС в тот момент, когда произошел перевод денежных средств продавцу. В течение пяти дней должен быть выписан и зарегистрирован счет-фактура в адрес покупателя от имени иностранного партнера.

Для выписки счета-фактуры используются данные зарубежного продавца, указанные в договоре. В полях, предназначенных для обозначения ИНН/КПП, проставляется прочерк.

В счете-фактуре необходимо перечислить номера платежных поручений в оплату продукции или услуг. При этом в случае приобретения товаров надо указать номера тех «платежек», которыми непосредственно оплачена договорная сумма. Если же контракт предполагает оплату за выполненные иностранным исполнителем работы или услуги, то в счете-фактуре надо указать номера и даты платежных документов на уплату НДС.

Аренда имущества муниципальных или государственных структур

При пользовании федеральным или муниципальным имуществом арендатор обязан уплатить арендодателю доход, за минусом исчисленного НДС, который следует перевести на счет казначейства.

Важным обстоятельством, которое принципиально определяет обязанность арендатора уплачивать НДС, является заключение договора аренды непосредственно с федеральным или муниципальным органом власти (комитетом по управлению имуществом). Возможно заключение тройственного договора, где, помимо арендатора, выступает орган власти и тот хозяйственный субъект, на балансе которого содержатся , передаваемые в аренду.

В случаях аренды недвижимости или оборудования у лица, которое распоряжается государственным имуществом на правах хозяйственного владения (управления) арендатор не является налоговым агентом, рассчитывать и платить НДС он не обязан.

Следует знать: при аренде федерального/муниципального имущества налоговым агентом может быть как юридическое, так и физическое лицо.

НДС при аренде госимущества должен рассчитываться с величины договорной платы, включающей налог, по ставке 18%/118%.

В соответствии с общими требованиями НК РФ, в течение 5 дней с момента осуществления оплаты аренды, арендатор составляет счет-фактуру. В полях, предназначенных для указания продавца, прописываются данные органа власти, указанного в договоре.

При пользовании федеральными или муниципальными активами (или их приобретении) арендатор/покупатель обязан предоставить в налоговую инспекцию декларацию по НДС с заполнением раздела 2. Срок ее составления – 25 число месяца, следующего за отчетным кварталом.

Реализация конфискованных активов

Предприятия и ИП, которых государство уполномочило реализовывать конфискованное, бесхозное и унаследованное федеральной казной имущество, выступают в роли налоговых агентов. Главная организация, занимающаяся этой процедурой, Росфонд федерального имущества, проводит конкурсы, на которых отбираются реализаторы кладов, бесхозных активов и конфиската.

Налоговая база по такому виду реализации определяется по стоимости аналогичных активов на рынке. Если продаже подлежат товары, облагаемые акцизами, то в налоговой базе должна учитываться величина этого сбора.

Уплатить в бюджет исчисленный с продажи НДС необходимо в день отгрузки продукции либо в дату получения предоплаты – в зависимости от того, какое из событий наступит раньше.

Особенности заполнения декларации по НДС для налоговых агентов

Все налогоплательщики, обязанные отчитываться по НДС, должны использовать только электронный вариант передачи документации в налоговую службу. Исключение составляют лишь хозяйствующие субъекты, для которых законом предусмотрено освобождение от налога на добавленную стоимость, но отдельные операции подпадают под обязанность налогового агентирования.

Из всех листов Декларации НДС налоговым агентам предстоит заполнить:

  • головной (титульный ) лист;
  • раздел 1 , где указывается сумма, подлежащая оплате в бюджет;
  • раздел 2 , в котором отражаются суммы НДС, обязательные к уплате по деятельности, подлежащей налоговому агентированию;
  • раздел 12 , в котором содержатся сведения из счетов-фактур, составленных налогоплательщиками, освобожденным от уплаты НДС по своей деятельности, но выполняющими операции налогового агента.

Имейте в виду: в Разделе 2 налоговый агент отражает сведения по каждому контрагенту, с которым проводились налогооблагаемые операции (покупка товаров/услуг у иностранного продавца, аренда муниципального или федерального имущества). Если по одному контрагенту проведено несколько сделок на протяжении квартала, то допускается заполнение одного листа Раздела 2.

Для каждой операции, отраженной в Разделе 2 указывается свой бюджетный код (). Если компания перечислила в налоговом периоде авансовые платежи по контракту с иностранным продавцом либо по аренде имущества у государственных органов, то в следующем квартале эти суммы должны быть исключены из общей суммы сделки. Такое правило действует во избежание двойного налогообложения.

Надо знать: переплата по НДС по основной деятельности налогоплательщика не может быть зачтена в счет уплаты суммы, необходимой для перечисления налоговым агентом.

По срокам сдачи декларации и уплаты НДС для налоговых агентов действуют такой же регламент, как и для прочих налогоплательщиков. Декларация должна сдаваться не позднее 25 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода, а уплатить налог надо до 20 числа этого же месяца. Отчет по НДС должен передаваться в тот налоговый орган, где зарегистрировано юридическое лицо. ИП предоставляют декларации в ФНС по месту своего проживания (регистрации).

Организация или ИП становится налоговым агентом по НДС, если:

  • приобретает у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах РФ, товары (работы, услуги), местом реализации которых признается территория РФ (п. 1,2 ст. 161 НК РФ);
  • как посредник реализует на территории РФ товары (работы, услуги, имущественные права) иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах РФ, и участвует при этом в расчетах (п. 5 ст. 161 НК РФ). В поименованных двух ситуациях исполнять обязанности налогового агента вы не должны, если приобретаете имущество у физлица-иностранца, не являющегося ИП (Письмо Минфина от 05.03.2010 № 03-07-08/62);
  • арендует у госорганов и органов местного самоуправления федеральное имущество, имущество субъектов РФ и муниципалитетов (абз.1 п.3 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает у органов власти государственное или муниципальное имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями (абз.2 п.3 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает (кроме освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика) сырые шкуры животных, лом и отходы черных и цветных металлов, вторичный алюминий и его сплавы (п.8 ст.161 НК РФ);
  • продает на территории РФ конфискованное имущество, имущество, продаваемое по решению суда (кроме случаев, когда должник признан банкротом), клады, ценности (бесхозяйные, скупленные, а также перешедшие по праву наследования государству) (пп. 15 п. 2 ст. 146 , п. 4 ст. 161 НК РФ);
  • приобретает судно, которое в течение 45 календарных дней с момента перехода права собственности не было зарегистрировано в Российском международном реестре судов (п. 6 ст. 161 НК РФ);
  • предоставляет на территории РФ железнодорожный подвижной состав или контейнеры на основании посреднического договора (за исключением международной перевозки товаров и транспортировки экспортируемых (реэкспортируемых) товаров, если пункт отправления и пункт назначения находятся на территории РФ) (п.5.1 ст.161 НК РФ).

Обязанности налогового агента по НДС

Говоря простым языком, налоговый агент по НДС должен уплатить налог вместо налогоплательщика, который не может это сделать. В обязанности налогового агента в общем случае входит:

  • исчисление суммы налога;
  • удержание налога из доходов налогоплательщика, выплачиваемых налоговым агентом;
  • перечисление налога в бюджет (п. 1 , пп. 1 п. 3 ст. 24 НК РФ).

При этом не имеет значения, является ли сам налоговый агент плательщиком НДС. Даже если вы применяете какой-либо из спецрежимов или применяете общий режим, но освобождены от уплаты НДС, в указанных выше ситуациях вы должны будете выполнять обязанности налогового агента по НДС (Письмо Минфина от 05.10.2011 № 03-07-14/96).

Плательщики НДС, удержавшие и перечислившие налог в качестве налогового агента, смогут принять его к вычету (п. 3 ст. 171 НК РФ). Исключение составляют случаи уплаты налога в соответствии с пп. 4 , , 5.1 ст.161 НК РФ .

Если НДС удержать невозможно

Если удержать НДС из доходов налогоплательщика вы не можете, поскольку между вами нет денежных расчетов, то о невозможности удержания налога и сумме образовавшейся задолженности плательщика перед бюджетом необходимо сообщить налоговикам (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ , п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57). На это у налогового агента есть месяц со дня, когда стало известно о невозможности удержания НДС. Утвержденной формы для сообщения нет, поэтому можно направить в ИФНС письмо в произвольной форме.

Уплата НДС налоговым агентом

Перечислять в бюджет удержанный из доходов налогоплательщика НДС налоговый агент должен по месту своего нахождения. Исчисленную сумму налога нужно разделить на 3 и каждую из полученных сумм перечислить в бюджет каждого из 3-х месяцев, следующих за кварталом, в котором сумма НДС была удержана (п. 1 , 3 ст. 174 НК РФ). То есть, например, когда:

  • перечислена оплата иностранной организации за поставленный товар (Письмо Минфина от 11.07.2012 № 03-07-08/177),
  • перечислены деньги органу госвласти по договору аренды помещения;
  • посредником получена оплата за реализованные товары (работы, услуги) иностранного лица (Письмо ФНС от 03.04.2009 № ШС-22-3/257@).

Иное правило установлено для перечисления сумм налога при приобретении облагаемых НДС работ и услуг у иностранной организации, не состоящей на учете в налоговых органах РФ. В этом случае НДС должен быть уплачен в бюджет одновременно с перечислением денег иностранцу (п. 4 ст. 174 НК РФ). Поэтому в банк нужно направлять сразу 2 платежки: одну на оплату работ или услуг иностранца, другую - на перечисление налога в бюджет (Письмо Минфина от 09.02.2012 № 03-07-08/33).

Особенности заполнения платежки на уплату налога

При оформлении платежки на перечисление НДС налоговый агент указывает в поле 101 код «02» (Приложение № 5 к Приказу Минфина от 12.11.2013 № 107н). А КБК должен быть поставлен тот же, что и при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. В 2018-2019 гг. это 182 1 03 01000 01 1000 110.

Как заполнить декларацию по НДС налоговому агенту

В декларации по НДС налоговый агент в обязательном порядке заполняет титульный лист и раздел 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента» (утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ , п. 3 Порядка заполнения декларации).

В зависимости от того, по каким операциям вы являетесь налоговым агентом, раздел 2 декларации заполняется отдельно (п. 36 Порядка заполнения декларации):

  • по каждому иностранному лицу;
  • по каждому органу госвласти и управления, местного самоуправления.

Другие разделы включаются в декларацию при необходимости отражения в них соответствующих данных. Например, организации и ИП, являющиеся налогоплательщиками НДС, в обязательном порядке сдают в составе декларации раздел 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика».

Скачать бланк декларации можно .

Способы представления декларации налоговыми агентами

Налоговые агенты должны сдавать декларации по НДС в ту ИФНС, в которой состоят на учете. Некоторые из них вправе сами выбирать - сдавать им декларацию на бумаге или в электронном виде. Это налоговые агенты, которые одновременно:

  • не являются посредниками, действующими в интересах другого лица;
  • не являются плательщиками НДС, либо являются плательщиками, но освобождены от обязанности платить НДС (п. 5 ст. 174 НК РФ);
  • не являются крупнейшими налогоплательщиками;
  • имеют среднесписочную численность работников за предыдущий календарный год не более 100 человек (для вновь созданных организаций в указанный лимит должна укладываться численность работников) (п. 3 ст. 80 НК РФ).

Остальные налоговые агенты должны сдавать декларацию по НДС исключительно в электронном виде. Декларация же, представленная в ИФНС на бумаге, не будет считаться принятой. Из-за чего налоговики могут оштрафовать и заблокировать счета налогового агента (пп. 1 п. 3 ст. 76 , п. 5 ст. 174 НК РФ , Письмо ФНС от 30.01.2015 № ОА-4-17/1350@).

Срок представления декларации

Декларация должна быть представлена налоговикам не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим кварталом (

По каждому иностранцу, который не состоит на учете налоговой службы, но предоставляет ему свои услуги, товары, работы (является продавцом) отдельно.

Налоговым агентом является арендатор муниципального, государственного и федерального (в том числе и субъектов федерации) имущества в случае, если органы власти и местного самоуправления предоставили его как такового.

Это также лицо, которое выплачивает денежные средства или другим лицам, состоящим на учёте в качестве налогоплательщиков, однако является реализатором операций, подлежащих обложению каким-либо налогом.

Яркий пример налогового агента – работодатель по отношению к зарплате, которая выплачивается работающим на предприятии.

Основные случаи уплаты налога налоговым агентом

Среди основных случаев обязательной уплаты НДС налоговым агентом:

  • реализация операций по продаже или услуги на российской территории иностранными лицами по факту отсутствия их на учете контролирующего налогового органа, в то время, как налоговый агент (организация и индивидуальный предприниматель) состоит на учёте и приобретает у иностранца;
  • при передаче в аренду государственного и муниципального имущества органами власти и местного самоуправления на российской территории. Исходя из этого, налоговым агентом стает арендатор имущества.

Декларация НДС для налогового агента

Список необходимой документации

При составлении декларации, контрагент обязан руководствоваться данными из , регистрами бухгалтерского учета. Нормы расчета налога предусмотрены ст. 161 Налогового Кодекса.

Руководство к заполнению

При заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость всем отчитывающимся налоговым агентам обязательны к заполнению титульный лист, и декларации, согласно действующему федеральному законодательству. Неплательщики налога в качестве налоговых агентов, которые выставляют счета-фактуры, заполняют дополнительно .

Реквизиты по регистрации налогового агента прописываются на титульном листе. Декларация подписывается уполномоченным лицом организации. В случае передачи НДС-декларации доверенным лицом от лица плательщика налога прописываются на титульном листе данные доверенного лица (паспортные данные, рабочая должность, номер доверенности) и заверяется подписью.

Раздел 2 – основной раздел в декларации для налогового агента

Второй раздел декларации по НДС выводит сумму налога к уплате для налогового агента и оформляется отдельно по каждому предприятию, в отношении которого налогоплательщик признается налоговым агентом.

Контрагент заполняет 2 раздел декларации при наличии одного и больше договоров с одним налогоплательщиком (арендодателем).

Если работа с каждым лицом ведется больше чем по одному договору, в таком случае раздел подается на одном листе. Если имеет место факт реализации контрагентом конфискованного имущества, клада или вещей, не имеющих собственника, раздел также подается на одной странице.

Раздел 2 НДС-декларации может подаваться на нескольких страницах, если были осуществлены операции с более чем одним партнером.

При этом раздел 2 оформляется отдельно по каждому:

  • арендодателю (муниципальный или государственный орган, который предоставляет аренду или продажу некое имущество);
  • иностранному лицу, который признается неплательщиком налога по факту отсутствия его на учете контролирующего налогового органа в РФ и который является продавцом товара (услуги), а также по факту продажи товаров зарубежному предприятию по агентским/комиссионным договорам;
  • поставщику-продавцу товара, который реализует муниципальное или государственное имущество, не закрепленное за каким-либо соответствующим предприятием.

К заполнению обязательны строки 010-070.

  • Строка: 010 – КПП отделения организации иностранного лица, за которое предоставляется раздел и уплачивается НДС;
  • Строка: 020 – имя или название иностранного лица (арендодателя, продавца в соответствии с договором), чьим налоговым агентом представляется заполнитель;
  • Строка: 030 – ИНН лица, по операциям с которым признается заполнитель, если таковое имеется. В противном случае поставить прочерк;
  • Строка: 040 – КББ – двадцатизначный код, который используется для учета бюджетов (доходов и расходов);
  • Строка: 050 – код контрагента в ОКТМО;
  • Строка: 060 – сумма налога, которая подлежит окончательной уплате в бюджет;
  • Строка: 070 – семизначный код операции с иностранным лицом;
  • Строка: 080 – сумма налога по отгрузке услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 090 – сумма с оплаты (в том числе и частичной), полученной в налоговом периоде, в счет отгрузки товаров в предстоящем времени, услуг, работ и товаров, передачи имущественных прав;
  • Строка: 100 – сумма налога, которая исчисляется строками 080 и 090.

Другие разделы декларации

Вычеты по НДС налоговые агенты могут отразить после уплаты налога государству - по этим данным прописывается строка 180 в 3 разделе.

Позиция ФНС такова, что право на налоговый вычет может возникнуть только в следующем отчетном квартале после уплаты налога, однако, возможным представляется также заполнение сразу разделов 2 и 3, в случае, когда покупка товаров (к примеру, у иностранного лица) и перечисление налога в государство осуществляются в одном квартале, по усмотрению законодательства.

Также требуется заполнить 12 раздел в случае, если представитель декларации не уплачивает налог или признан освобожденным от его уплаты, но выставил налогоплательщикам счета-фактуры с отображением суммы НДС.

Подача декларации, строки и нарушения

Контрагенты подают отчетность с заполненным титульный листом, разделами 1 и 2. Также зачастую необходимо заполнить 2 раздела на дополнительных листах.

Налоговая декларация подается налоговым агентом в электронном формате.

Лица, признаны освобожденными от уплаты налога (либо неплательщики НДС), которые признаются налоговыми агентами, могут воспользоваться правом подачи отчетности лично инспектору, либо прибегнуть к услугам почтового отделения и отправить документ, представив опись вложения.

Условия сроков, нарушений и формы подачи декларации других налогоплательщиков не отличаются для налоговых агентов: ее следует представить до 25 числа месяца, который наступит после отчетного квартала, а в случае обнаружения ошибки налоговый инспектор потребует объяснений в той форме, в которой подавалась декларация.