Лесопромышленный комплекс: проблемы, перспективы развития. Основные проблемы лесопромышленного комплекса россии

Кризисное состояние лесопромышленного комплекса , наконец, побудило правительство взяться за вопросы развития этой отрасли. Недавно опубликованы концепции развития ЛПК Министерства промышленности, науки и технологий и Министерства природных ресурсов. Эти концепции должны объединить интересы бизнеса и обеспечить рост производства лесопромышленного комплекса в четыре раза к 2015 г. Основной задачей государственной политики в лесопромышленном комплексе должно стать решение серьезных проблем, препятствующих развитию отрасли.

В лесопромышленном комплексе можно выделить несколько основных, системных проблем, препятствующих полноценному развитию отрасли и эффективному привлечению инвестиций, жизненно необходимых лесному комплексу. В понимании этих проблем сходится большинство сторон, заинтересованных в реформировании и развитии ЛПК.

Неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам

В настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако вряд ли эффективно с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном стабильном бизнесе и готовых вкладывать средства в лесовосстановление, требующее многих десятков лет. Поэтому нужно стимулировать расширение сроков предоставления аренды лесов . Более того, по мнению Председателя комитета природных ресурсов Госдумы А. Белякова, если в течение 49 лет - почти полного цикла лесовосстановления - арендатор использовал лесные ресурсы законно и эффективно, он должен получить право на переход леса в его собственность. К тому же в силу длительности цикла лесовосстановления, лесу крайне противопоказана частая смена собственников. Другим аспектом этой проблемы является существующая практика выдачи лицензий на право пользования лесными ресурсами региональными властями, порождающая злоупотребления и снижающая конечную эффективность их использования. Решением этого вопроса может стать перенос лесных конкурсов на федеральный уровень.

Незаконные вырубки лесов

Расширение легальных возможностей для получения во временное пользование лесных ресурсов должно вестись параллельно с жестким пресечением таких откровенно криминальных явлений, как незаконная порубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний. По оценкам, объем хищничества составляет не менее 20% от официально регистрируемой лесозаготовки. Маловероятно, что воровство в таких количествах может происходить без ведома властей на местах. Слишком уж заметен ущерб. Однако ситуация с годами только усугубляется, тем более, что со сбытом краденого пока не возникает больших проблем: контрабанда древесины, даже по самым скромным оценкам, составляет около 30% сверх объемов легального российского экспорта необработанных лесоматериалов . По отдельным свидетельствам, в сопредельных с Россией районах Китая возник целый комплекс лесоперерабатывающих предприятий, ориентированных на контрабанду, как на основной источник сырья.

Вынужденная конкуренция с нелегальным лесным бизнесом резко ограничивает возможности для развития вполне законно существующих предприятий. Без четкой и скоординированной работы правоохранительных органов и таможни переломить ситуацию невозможно.

Низкая доходность бизнеса из-за неэффективной структуры производства и экспорта

В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе , достигается за счет максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины - от пиломатериалов до высококачественной бумаги и продукции лесохимии. При этом наиболее доходным является продукция высоких технологических переделов. В России до сих пор складывалась иная ситуация. Доступ к лесным ресурсам часто получают компании или вовсе не имеющие собственных перерабатывающих мощностей, или располагающие заводами, расположенными на значительном расстоянии от мест вырубки. В этих случаях переработка леса для заготовителей нецелесообразна даже при наличии собственных мощностей: слишком велики транспортные тарифы. Легче экспортировать необработанную древесину. Тем более, что ее вывоз пока не облагается таможенными платежами. Переломить эту ситуацию можно, введя, с одной стороны, высокие экспортные пошлины при вывозе необработанного леса, а с другой - используя практику предоставления лицензии на лесопользование лишь тем компаниям, которые обладают собственными лесоперерабатывающими мощностями в радиусе до 1000 км от места лесозаготовки.

Другим барьером для улучшения структуры производства и экспорта лесоматериалов является то, что вывоз сравнительно технологичной продукции ЛПК сдерживается довольно значительными экспортными тарифами. Так, при вывозе целлюлозы, бумаги и картона российский экспортер должен уплатить в виде таможенного тарифа 10% таможенной стоимости. Действующая тарифная политика приводит к снижению ценовой конкурентоспособности российских полуфабрикатов и конечных продуктов переработки древесины на мировом рынке (причем складывающаяся конъюнктура мирового рынка и без того не благоприятствует отечественным производителям), на практике стимулируя экспортеров к вывозу сырья. Например, стоимость 1 тонны лесных товаров, импортируемых из Финляндии в Россию, составляет 488 долларов США при стоимости 1 тонны российских товаров в Финляндию 39 долларов США. По мнению представителей крупного лесопромышленного бизнеса, стимулированию глубокой переработки лесных ресурсов способствовала бы отмена пошлин на экспорт из России технологичной продукции при одновременном введении запретительных таможенных тарифов на ввоз высокотехнологи чной продукции, аналоги которой могут быть произведены отечественными компаниями.

Отсутствие специализированной машиностроительной базы

В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение техперевооружения производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования. Отечественное машиностроение даже во времена бывшего СССР не выпускало всю номенклатуру необходимых отрасли машин. Производимые же виды оборудования по качеству, как правило, существенно уступали зарубежным аналогам. Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных во времена расцвета СССР, оснащались за счет поставок из-за рубежа, причем доля импортного оборудования достигала 80%. После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса в той или иной мере вынуждены приобретать оборудование по импорту, не имея никаких альтернатив. Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки требует коррекции таможенной политики государства за счет значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России. Тем более, что потери бюджета можно сравнительно легко компенсировать, обложив экспорт необработанной древесины более высокими пошлинами. Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок, и создание налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами-производителями специализированного оборудования для лесного комплекса. Важным шагом, способствующим техническому перевооружению отечественных лесопромышленников, может стать разработка государственной программы субсидирования процентных платежей по целевым кредитам для приобретения оборудования.

Неэффективная защита прав собственников

В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся к 2000 г. корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связанный с появлением крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в лесопереработке. Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний.

С одной стороны, сам факт появления инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой, издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия (материалы о несовершенстве действующего закона о банкротствах многократно появлялись на страницах журнала "Эксперт"). За последний год серьезные конфликты в сфере передела собственности возникали на Братском и , чьи показатели деятельности явно не свидетельствуют о безысходном кризисе. Однако, даже абстрагируясь от вопроса, насколько экономически целесообразна смена собственника в той или иной компании, силовые методы получения контроля над рядом предприятий ЛПК наносят серьезный урон инвестиционной привлекательности отрасли. До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности (причем требуемые для этого размеры долгов часто невелики, и потому дешевы), а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.

Проблема развития лесного комплекса (Таблица 1.1) выходит за рамки чисто экономических проблем, потому что лес - это, можно сказать, состояние души российского человека, это среда его обитания. И конечно, лес можно рассматривать только в комплексе, а именно с точки зрения среды обитания, экологии и экономической деятельности человека.

Лесной комплекс - это незадействованный потенциал российской экономики. За последние десятилетия в мире очень активно развивается лесной комплекс. В России прирост леса составляет 700 миллионов кубических метров в год, а добывается официально только 160 млн. куб. м, и на теневом рынке, может добываться еще 20 млн. куб. м. То есть используется расчетная лесосека всего на 23 процента. В то же самое время США, вырубают 350 миллионов кубометров, Канада - 190 миллионов кубометров леса, у них лесосека используется значительно больше, чем у нас. А созревший и не вырубленный лес - это уже не польза, а источник болезней, причина лесных пожаров и другое.

Оставаясь, длительное время на периферии российского бизнеса, лесной комплекс существовал преимущественно на основе собственных, весьма ограниченных, ресурсов и был лишен рычагов для эффективного лоббирования своих интересов во властных структурах.

Однако на сегодняшний день масштаб проблем, стоящих перед лесным комплексом, таков, что решить их собственными силами предприятия не в состоянии. И основная проблема - катастрофическое положение с основными фондами. Они безнадежно устарели и изношены на 80%. Поэтому главная и неотложная задача - привлечение инвестиций. Аналитики ведущих инвестиционных компаний говорят о необходимости привлечения в лесной комплекс не менее 2-3 млрд. долларов США в год. К таким затратам российские участники рынка в настоящее время явно не готовы

Одним из важных шагов в этом направлении является выработка четкой государственной политики в сфере предоставления лесных участков в аренду. В настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3-5 годами (по ГКРФ аренда ограничивается 49 годами).

В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся к 2000 году корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связанный с приходом в лесопромышленный комплекс крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в переработке леса.

Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний. С одной стороны, сам факт появления инвесторов, готовых к масштабным вложениям в развитие производств, можно только приветствовать. С другой, - издержки российского законодательства и нередкая ангажированность судебных и арбитражных органов позволяют проводить крайне агрессивную политику поглощений, объявляя банкротами и вполне эффективно работающие предприятия.

До тех пор, пока доступ к активам компании можно получить путем простой перекупки его задолженности, а смена владельцев предприятий будет сопровождаться едва ли не вооруженным противостоянием служб безопасности конфликтующих сторон, говорить о приходе серьезных зарубежных инвесторов в отрасль рано.

В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе, достигается за счет максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины - от пиломатериалов до высококачественной бумаги и продукции лесохимии.

При этом наиболее доходным является продукция высоких технологических переделов. В России складывается иная ситуация. Проблемы здесь не ограничиваются низким уровнем вертикальной интеграции производителей, отсутствием необходимых технологий и оборудования, хотя и эти обстоятельства играют существенную роль.

Структура производства изделий из древесины у отечественных производителей во многом диктуется пропорциями в экспортных поставках, на которые приходится свыше половины произведенной в России продукции. Спросом за рубежом пользуются преимущественно продукты с низкой добавленной стоимостью.

Действующая тарифная политика приводит к снижению ценовой конкурентоспособности российских полуфабрикатов и конечных продуктов переработки древесины на мировом рынке, на практике стимулируя экспортеров к вывозу сырья. Трудно ожидать, что в этих условиях компании будут заинтересованы в переориентации производства с целью повышения доли продукции высоких переделов, особенно учитывая сравнительно узкий рынок данной продукции в России.

Одним из стимулов для улучшения структуры производства продукции лесопромышленного комплекса могло бы стать формирование и реализация четко акцентированной инвестиционной политики. Определив наиболее перспективные и важные, с точки зрения общего развития экономики страны, сегменты лесного комплекса, Правительство РФ потенциально способно обеспечить продвижение именно этих секторов как за счет индикативного влияния на рынок, так и в результате использования налоговых и тарифных инструментов, ориентированных на стимуляцию непосредственных производителей. Вместе с тем, никакая государственная поддержка не будет результативна до тех пор, пока сами производители не станут предпринимать конкретные действия, направленные на повышение эффективности бизнеса, вкладывая в ее реализацию собственные средства.

В настоящее время даже сравнительно благополучные предприятия, имеющие достаточно средств на проведение модернизации производств, вынуждены нести издержки, связанные с закупкой оборудования по импорту. Повышение конкурентоспособности российских производителей продукции лесопереработки требует коррекции таможенной политики государства за счет значительного снижения или полной отмены пошлин на импортируемое производственное оборудование, не производимое в России.

Необходима и одновременная поддержка системы лизинга техники для лесозаготовок и создание системы налоговых льгот для отечественных машиностроительных корпораций, развивающих совместные проекты с ведущими иностранными фирмами-производителями специализированного оборудования для лесного комплекса.

Все эти вопросы должны найти отражение в Национальной лесной политики РФ на долгосрочный период, целью которой должен быть вывод лесного комплекса из системного кризиса и увеличение годового объема производства лесной продукции.

Таблица 1.1 Проблемы, характерные для всех лесных регионов Российской Федерации

Мифологичность

расчетной

лесосеки

Биологическая расчетная лесосека, определяемая традиционным способом, создает иллюзию избытка лесных ресурсов и дезориентирует лесную промышленность и потенциальных инвесторов.

Руководители лесных компаний, органы управления и потенциальные инвесторы не владеют обоснованными данными об экономически доступных лесных ресурсах: размещением перспективных массивов и ограничениями их освоения.

Отсутствует оценка доходности древесных ресурсов на рентной основе, что существенно снижает возможности планирования и реальные доходы от лесопользования.

Убыточность

лесозаготовок

На деятельность лесозаготовительных предприятий негативно влияют сверхнормативная численность работающих, высокие тарифы на энергоресурсы и железнодорожные перевозки, цены на оборудование.

Рост рентабельности отрасли сдерживают:

  • - преобладание менее производительной хлыстовой технологии, обеспечивающей комплексную выработку на одного рабочего в 2,5-3,5 раза меньше, чем при сортиментной, и использующей машины отсталого технического уровня,
  • - большой удельный вес заготовки на базе бензиномоторных пил и трелевочных тракторов,
  • - недостаточная инвестиционная поддержка производства, в том числе дорожного строительства,
  • - низкий уровень организации производства и квалификации кадров.

Нерентабельность

мелких предприятий

Нерентабельная деятельность характерна для предприятий с низкими объемами производства. Удельный вес нерентабельно работающих предприятий выше среди малых предприятий и превышает 2/3 их общего количества. Реализованная продукция малых предприятий убыточна, как в лесозаготовительной, так и в деревообрабатывающей промышленности.

Необеспеченность

лесозаготовок

сетью лесовозных

дорог

Начиная с 2001 г., объемы дорожного строительства наращиваются и могут составить в 2008 г. 80 % нормативной потребности в 210 км в год на объем заготовки 7,0 млн. м 3 ..

Однако требуется опережающее строительство дорог постоянного действия, в первую очередь, магистральных грузосборочных дорог.

Инвестиционные

ограничения

Возможности самоинвестирования определяются с одной стороны мощным потенциалом предприятий, представляющих активы транснациональных корпораций, и их интересами. С другой стороны, финансовой слабостью многих предприятий комплекса.

Стагнация инвестиционной и инновационной деятельности приводит к технологическому отставанию большинства лесопромышленных предприятий.

В настоящее время лесопромышленный комплекс (ЛПК) РФ имеет ряд проблем, которые необходимо решать. Сейчас не только нет тенденции к улучшению, а напротив, ситуация имеет тенденцию к ухудшению.

Суть вопроса не в том, что стоящие перед ЛПК трудности непреодолимы или сил, прилагаемых для их решения, недостаточно. Дело в том, что все проблемы ЛПК тесно взаимосвязаны, а их масштаб требует системного подхода к решению на государственном уровне. ЛПК как никогда ранее необходима совершенная система управления, отражающая стратегию государства в отрасли. Причем основанная на истинных интересах страны, а не на интересах государства, в лице чиновников, которые заботятся о собственных интересах.

В интересах ли России вести промышленную эксплуатацию ее лесных ресурсов?

Какие направления ЛПК являются наиболее предпочтительными для России исходя из национальных интересов, экономических условий и экологической стабильности?

Только после того, как государство сформулирует предельно ясную позицию по этим и другим вопросам, которые касаются развития ЛПК и рационально использования нашего богатства, можно переходить к решению более локальных задач: к разработке конкретных мер по улучшению рационального лесопользования, формированию эффективной таможенной политики, налоговому стимулированию. В противном случае, российский ЛПК будет лишен базы для долговременного развития.

Если в России будет заложена эффективная национальная политика, российский ЛПК, учитывая его гигантский потенциал, может добиться в долгосрочной перспективе впечатляющих результатов, но сейчас к большому сожалению наше законодательство имеет ряд больших пробелов и несогласованностей.

В настоящее время существуют и другие проблемы, которые связанны с лесовосстановлением. С одной стороны, являясь собственником лесного фонда, государство не может проводить эти работы в необходимых масштабах. Кроме того, оказавшись в сложных финансовых условиях, государственные структуры сами выступают в качестве лесозаготовителей, причем осуществляются далеко не только те рубки, которые необходимы для поддержания качества лесного фонда. В таких условиях борьба с нелегальными рубками, которые осуществляются варварскими способами, с помощью административных мер воздействия становится практически невозможной. С другой стороны, вследствие несогласованности действий между федеральными, региональными и местными властями экономическое воздействие на процесс лесоохраны и лесовосстановления в настоящее время неэффективно. Множество споров вызывает процесс взимания, распределения и использования платежей за пользование лесными ресурсами.

Собственно, все эти проблемы - лишь следствие одного очевидного факта. Наше с вами государство не в силах выполнять свои прямые обязанности по сохранению нашего национального богатства . Конечно, речь не идет о том, чтобы исключить правительство из процесса регулирования ЛПК. Однако лесное богатство России пропадет даром, если лесопользователи будут продолжать относиться к лесным ресурсам только как к источнику "быстрых" денег, то в скором времени наше богатство превратится в щепки.

В настоящее время подавляющая часть лесопользователей получает лишь краткосрочное разрешение на заготовку леса. И часто в больших сроках аренды они и не заинтересованы. Предусмотренного этим разрешением времени вполне достаточно, для того чтобы вырубить требуемое количество древесины и экспортировать ее за границу и не заботиться ни о лесовосстановлении, ни о строительстве инфраструктуры. Такая ситуация вполне всех устраивает, в т.ч. и местные власти, для которых регулярное оформление и переоформление аренды - лишняя возможность заставить лесопромышленников "делиться". Не заинтересованы в хищнических способах заготовки леса лишь крупные компании, которые рассматривают лесной бизнес как стабильный источник доходов в долгосрочной перспективе.

Даже сейчас ведущие лесопромышленные компании обладают всеми необходимыми ресурсами и для проведения работ по лесовосстановлению, и для строительства необходимой инфраструктуры в ранее не освоенных регионах. Но при существующей обстановке они не имеют стимулов для серьезных вложений в лесное хозяйство. Зачем вкладывать серьезные средства в участки, которые через несколько лет могут быть переданы другим? Поэтому вопрос о предоставлении разрешения на заготовку леса на длительные сроки, возможности получения леса в концессию стоит для лесного комплекса исключительно остро.

Только после того, как у лесных ресурсов России появятся реальные хозяева (пусть даже работающие на условиях долгосрочного разрешения на заготовку леса), которые будут заинтересованы в поддержании лесного хозяйства на должном уровне, система использования лесных ресурсов станет эффективной. Поэтому главной задачей государства в этой сфере сейчас является выработка максимально прозрачного, действенного механизма передачи леса в долгосрочное использование и контроля над эксплуатацией лесов. Если же лесопользователь в течение длительного времени эффективно использовал арендованные им лесные ресурсы, соблюдая все предъявляемые ему государством требования, то почему бы и не передать ему используемые участки леса в частную собственность, вряд ли в такой ситуации интересы России будут нарушены.

Не маловажной проблемой ЛПК является повышение экологической ответственности российских лесопромышленных компаний. Западные партнеры российского ЛПК сейчас предъявляют все более жесткие требования к экологическим показателям отечественных компаний. Единственное предложение, с которым наши лесопромышленные компании могут выходить на западные рынки, - приемлемые цены на качественный продукт в сочетании с гарантией, того что при его производствe "ни одна белка не пострадала». Поэтому уже в самом ближайшем будущем наши компании смогут выйти на весьма перспективные рынки европейских и азиатских государств, лишь если представят реальныe доказательства того, что в своей деятельности они не забывают и об охранe окружающей среды. А без доступа к новым региональным рынкам отечественный ЛПК обречен на стагнацию.

Подавляющее большинство предприятий ЛПК не заботятся об экологическом состоянии нашей страны. В связи с этим существует множество проблем, которые остро стоят перед компаниями: нелегальная рубка леса, вырубка малонарушенных лесов, выбросы оксида углерода в воздух и взвешенных веществ и нефтепродуктов в водоемы. Только отдельные российские предприятия начали внедрять наиболее прогрессивныe технологии, давно и успешно используемые на Западе. Основная проблема этих компаний связана с тем, что они не уверены в будущем своей собственности в современных условиях. Кроме того, определенные моменты, которые касаются экологии или рационального использования лесных ресурсов противоречат подходам государственных чиновников. К примеру, методы рубок и способы определения расчетной лесосеки не менялись со времен СССР, когда казалось, что лeсов в России хватит еще на миллион лет.

Основное препятствие на пути "экологизации" российского ЛПК - отсутствие адекватной системы оценки уровня экологичности предприятий лесного комплекса, понятной в том числе и Западу. Западный потребитель не будет самостоятельно выяснять какую технологию использует российский производитeль. К тому жe российские предприятия ЛПК имеют очень разные понятия о том, что есть забота об окружающей срeде и где начинаются излишества. В данном случае российскому ЛПК необходима соответствующая сертификация, но в нашей стране такие сертификаты качества и экологичности не соответствуют зарубежным сертификатам.

Библиографический список

  1. Зиновьева, И.С. Современные пути устойчивого развития лесного сектора в России [Текст] / И.С. Зиновьева // Современные направления теоретических и прикладных исследований - 2008: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Том 10. Экономика. - Одесса: Черноморье, 2008. - С. 73 - 75.

Лесопромышленный комплекс более остро, чем другие отрасли промышленности, ощутил влияние экономического кризиса 90-х годов. Спад производства в отрасли, начиная с 1993 г., существенно опережал общероссийские темпы сокращения выпуска продукции, причем, с течением времени разрыв расширялся. Посткризисное улучшение общеэкономической конъюнктуры позитивно отразилось на лесной промышленности. Уже в 1999 г. рост производства в отрасли составил 118 % к уровню предыдущего года. Однако в дальнейшем динамика развития отрасли (и по настоящее время) стала постепенно снижаться.

Следует констатировать тот факт, что лесопромышленный комплекс России, включающий лесозаготовительные предприятия, а также компании деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, в настоящее время не относится к числу ведущих отраслей российской индустрии. В общем числе предприятий, функционирующих в сфере лесозаготовки и переработки древесины, преобладают сравнительно мелкие частные компании. Это обстоятельство определяет весьма низкий для российской промышленности уровень концентрации производства, однако создает конкуренцию и не ведет к росту цен в этой отрасли.

Изучение и анализ статистических данных, научных публикаций, специальной литературы позволили выделить несколько основных, системных проблем, препятствующих полноценному развитию отрасли и эффективному привлечению инвестиций, жизненно необходимых лесному комплексу.

Основные проблемы развития ЛПК и их характеристики:

  • Неэффективность механизма доступа к лесным ресурсам.

В настоящее время решение о предоставлении во временное пользование лесных ресурсов, как правило, принимается на уровне региональных властей, причем срок аренды в большинстве случаев ограничивается 3–5 годами (по закону аренда ограничивается 49 годами). Это приемлемо для сравнительно мелких лесозаготовителей, однако вряд ли эффективно с точки зрения крупных компаний, заинтересованных в долгосрочном стабильном бизнесе и готовых вкладывать средства в лесовосстановление, требующее многих десятков лет. Поэтому нужно стимулировать расширение сроков предоставления аренды лесов.

  • Незаконные вырубки лесов.

Расширение легальных возможностей для получения во временное пользование лесных ресурсов должно вестись параллельно с жестким пресечением таких откровенно криминальных явлений, как незаконная порубка лесов. В настоящее время браконьерство достигло масштабов, вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний.

  • Низкая доходность бизнеса из-за неэффективной структуры производства и экспорта.

В мировой практике рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе, достигается за счет максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента продукции на основе древесины – от пиломатериалов до высококачественной бумаги и продукции лесохимии. При этом наиболее доходным является продукция высоких технологических переделов. В России до сих пор складывалась иная ситуация. Доступ к лесным ресурсам часто получают компании, или вовсе не имеющие собственных перерабатывающих мощностей, или располагающие заводами, расположенными на значительном расстоянии от мест вырубки. В этих случаях переработка леса для заготовителей нецелесообразна даже при наличии собственных мощностей: слишком велики транспортные тарифы. Легче экспортировать необработанную древесину, тем более что ее вывоз пока не облагается таможенными платежами. Переломить эту ситуацию можно, введя, с одной стороны, высокие экспортные пошлины при вывозе необработанного леса, а с другой – используя практику предоставления лицензии на лесопользование лишь тем компаниям, которые обладают собственными лесоперерабатывающими мощностями в радиусе до 1000 км от места лесозаготовки.

  • Отсутствие специализированной машиностроительной базы.

В связи с отсутствием оборудования предприятия вынуждены нести дополнительные издержки, связанные с приобретением зарубежного оборудования. Отечественное машиностроение даже во времена бывшего СССР не выпускало всю номенклатуру необходимых отрасли машин. Производимые же виды оборудования по качеству, как правило, существенно уступали зарубежным аналогам. Большинство целлюлозно-бумажных комбинатов, построенных во времена расцвета СССР, оснащались за счет поставок из-за рубежа, причем доля импортного оборудования достигала 80 %. После распада Союза часть машиностроительной базы осталась за пределами России, да и качество продукции отечественных машиностроителей не улучшилось. Поэтому практически все крупные предприятия лесного комплекса в той или иной мере вынуждены приобретать оборудование по импорту, не имея никаких альтернатив.

  • Неэффективная защита прав собственников.

В последнее время лесной комплекс все больше упоминается в связи с конфликтами, связанными с переделом собственности. Сложившаяся к 2000 г. корпоративная структура отрасли в настоящее время переживает период трансформации, связанный с появлением крупных компаний, аккумулировавших значительные финансовые ресурсы в другом бизнесе и заинтересованных в приобретении активов в лесопереработке. Так, контроля над крупнейшими предприятиями отрасли весьма активно добиваются группы компаний, занятых в металлургическом комплексе. Кроме того, вопросами приобретения целлюлозно-бумажных и лесоперерабатывающих комбинатов интересуется и ряд зарубежных компаний.

Проблемы развития ЛПК невозможно решить без совершенствования и структуризации организационного и финансового механизмов ЛПК как на федеральном, так и региональном уровнях, механизмов основанных на совершенной нормативно-правовой базе.

Одним из основных факторов успешного функционирования предприятий любых отраслей, в том числе и предприятий ЛПК является состояние материально-технической базы, что непосредственно влияет на инвестиционную активность со стороны заинтересованных инвесторов.

Материально-техническая база лесоперерабатывающей отрасли находится в крайне неудовлетворительном состоянии, положение здесь может быть оценено как близкое к критическому. Средний возраст машин и оборудования достигает 25 лет. Износ большинства из них по отрасли составляет 70–80 %. Более половины лесосечных машин и нижнескладского оборудования подлежит списанию. Фактические сроки эксплуатации основного технологического оборудования превышают нормативные в среднем на 80 %. Объемы ввода нового оборудования и техники в два раза меньше выбывающих производственных фондов. Удельный вес продукции, получаемой с применением прогрессивных технологических процессов, составляет менее трети, а по многим ее видам менее 10 %. Данный факт негативно отражается на состоянии и развитии ЛПК в целом.

Следует отметить, что ежегодная потребность отрасли в инвестициях составляет десятки миллиардов рублей. Особенно остро данная проблема стоит для предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Около 20 лет новые предприятия не сооружались. До 2007 года в развитие этой отрасли по прогнозам необходимо было вложить не менее 140 млрд. рублей. В противном случае отечественная продукция утратит конкурентоспособность. Для оптимального развития всего лесного комплекса общий объем капиталовложений, по оценкам специалистов, должен составить 1,3 трлн. руб. в течение ближайших 15 лет.

Одним из путей способствующий разрешению проблем и реализации основных направлений развития лесной промышленности должен стать путь повышения инвестиционной и инновационной активности, что позволит совершенствовать структуру производства и экспорта продукции лесопромышленного комплекса.

Необходим анализ причин и факторов как внутреннего, так и внешнего характера определяющих нынешнее состояние ЛПК и определяющих тенденции его развития. В этом анализе необходимо определить интересы социальных групп, участвующих в лесной отрасли.

Субъектом этого анализа должны стать общественные организации лесопромышленников. Государственная политика в отношении ЛПК должна быть направлена на создание инфраструктуры, которая должна повышать конкурентоспособность отрасли, тем образом стимулируя крупные отечественные и зарубежные инвестиции.

Носаченко Игорь

В своем проекте ученик раскрыл проблемы развития лесной промышленности России.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Проект

«Лесопромышленный комплекс России, проблемы его развития»

Учени к а: 9А класса

Носаченко Игорь Сергеевич (15лет)

Предмет: География

Учитель: Сотникова Светлана Васильевна

п.г.т. Ерофей Павлович

2018

Введение .

Все мы знаем, что большинство предметов сделаны из дерева столы, стулья, парты, бумага, карандаши, различная мебель, и.т.п.

Актуальность подобных исследований, теоретическая и практическая значимость связаны, прежде всего, что на рубеже XX-XXI вв. во всем мире начинают отчетливо понимать - разрушение природной среды. Даная тема очень важна для нас так как, это является одной из проблем сохранения жизни в глобальном масштабе.

Гипотеза: Возможно ли улучшение лесной промышленности России?

Цель и задача работы.

Цель : Изучение состояния лесопромышленного комплекса в России и выявление актуальных проблем регулирования его деятельности.

Задачи :

Информировать молодёжь о проблемах, связанных с лесной промышленностью.

Какие технические проблемы в лесной промышленности России;

Проанализировать существующие экологические проблемы и найти пути их решения;

О лесной промышленности :

Лесная промышленность России - совокупность отраслей российской промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины.

На территории России находится 1/4 всех мировых запасов древесины. По данным за 2015 год общая лесная площадь превысила 885 млн.га что составляет 45 % всей площади страны.

Какие технические проблемы лесной промышленности в России?

Переработка древесины в промышленных масштабах всегда находилась вне сферы деятельности лесного хозяйства России, хотя именно после переработки древесина достигает самой высокой рыночной стоимости. Поэтому главные различия между странами мира в эффективности лесного хозяйства и лесного сектора в целом связаны с различиями в структуре себестоимости конечной продукции из древесины.

Материально-техническая база ЛПК сильно изношена – требуют модернизации 70% основных фондов.

У лесозаготовителей наблюдается острая нехватка собственных средств.

Низкая производительность труда, нехватка рабочей силы, оборудования, влияние климата и др.

1.Решение проблемы :

Обновление основных фондов лесопромышленного комплекса за счет модернизации отечественного лесного машиностроения и техническое перевооружение существующих предприятий;

Стимулирование глубокой и комплексной переработки древесного сырья;

Улучшение налогово-таможенного режима отрасли;

Экологические проблемы :

Развитию лесных ресурсов в большинстве всех развивающихся стран мешают природные катаклизмы. Значительно возросло число пожаров, уничтожающие огромные территории лесных ресурсов. Особенно данная проблема характерна для России, климат которой отличается по всей протяжённости её территории.

Две основные причины, которые приводят к возникновению частых пожаров:

Естественные (молния и засуха)

Антропогенные (человек)

2.Решение проблемы :

Ежегодно организуют разработку и выполнение предприятиями, на которые возложены охрана и защита лесов, и арендаторами мероприятий по пожарной профилактике,

противопожарному обустройству лесов и подготовке к пожароопасному сезону;

Создание заповедников.

Квалифицированные люди и новейшая техника для тушения пожаров.

Вывод

Так возможно ли улучшение лесной промышленности России? Конечно да!

Несмотря на многие проблемы и трудности, развитие и улучшение лесной отрасли возможно.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Проект Лесопромышленный комплекс России, проблемы его развития. 1 Учени к а: 9А класса Носаченко Игорь Сергеевич (15лет) Учитель: Сотникова Светлана Васильевна Предмет: География

Актуальность проекта. Все мы знаем что большинство предметов сделаны из дерева столы, стулья, парты, бумага, карандаши, различная мебель, и.т.п. Даная тема очень важна для нас так как, это является одной из проблем сохранения жизни в глобальном масштабе. 2

Гипотеза: Возможно ли улучшение лесной промышленности России? 3

Цель и задача работы. Цель: Изучение состояния лесопромышленного комплекса в России и выявление актуальных проблем регулирования его деятельности. Задачи: Информировать молодёжь о проблемах, связанных с лесными ресурсами. Какие технические проблемы есть в лесной промышленности России; Проанализировать существующие экологические проблемы и найти пути их решения; 4

О лесной промышленности: Лесная промышленность России - совокупность отраслей российской промышленности, связанных с заготовкой и переработкой древесины. На территории России находится 1/4 всех мировых запасов древесины. По данным за 2015 год общая лесная площадь превысила 885 млн.га, что составляет 45 % всей площади страны. 5

Какие технические проблемы лесной промышленности в России? 6

Только после переработки древесина достигает самой высокой рыночной стоимости. Материально-техническая база ЛПК сильно изношена – требуют модернизации 70% основных фондов. У лесозаготовителей наблюдается острая нехватка собственных средств. Низкая производительность труда, нехватка рабочей силы, оборудования, влияние климата и др. 7

1.Решение проблемы: Обновление основных фондов лесопромышленного комплекса за счет модернизации отечественного лесного машиностроения; Стимулирование глубокой и комплексной переработки древесного сырья; Улучшение налогово-таможенного режима отрасли; 8

Экологические проблемы: Развитию лесных ресурсов в большинстве всех развивающихся стран мешают природные катаклизмы. Значительно возросло число пожаров, уничтожающие огромные территории лесных ресурсов. Две основные причины, которые приводят к возникновению частых пожаров: Естественные(молния и засуха) Антропогенные(человек) 9

2.Решение проблемы: Улучшение организаций на которые возложены охрана и защита лесов, провидение пожарных профилактик, противопожарная обустройство лесов и подготовке к пожароопасному сезону. Создание заповедников. Найма квалифицированных рабочих и новейшая техника для тушения пожаров. 10

Выводы: Так возможно ли улучшение лесной промышленности России? Конечно да! 11

Литература(ссылки): http://wood-prom.ru/analitika/14456_razvitie-lesnoy-promyshlennosti https://ru.wikipedia.org/wiki/Лесная_промышленность_России https://studfiles.net/preview/5278187/page:12/ http://studbooks.net/1144381/agropromyshlennost/problemy_razvitiya_lesopromyshlennogo_kompleksa_rossii http://studbooks.net/829873/agropromyshlennost/sostoyanie_voprosa 12

Спасибо за внимание! 13