Налоговые отношения. Налоговые правоотношения: понятие, признаки, структура

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

  • сущность и содержание налоговых правоотношений, правового статуса субъектов налоговых правоотношений;
  • особенности правового регулирования налогово-правовых отношений;

уметь

  • принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом;
  • анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними налогово-правовые отношения;
  • анализировать, толковать и правильно применять нормы налогового права;

владеть навыками

Анализа различных правовых явлений в сфере налогов и налоговой деятельности государства, юридических фактов, налоговоправовых норм и налогово-правовых отношений.

Понятие и структура налоговых правоотношений

Налоговое отношение представляет собой один из видов финансового правоотношения, поэтому ему присущи все общие признаки финансового отношения. Финансовые правоотношения – это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов . Финансовые правоотношения являются юридической формой выражения и закрепления финансовых отношений, которые в свою очередь являются формой определения экономических отношений . Без существования реальных экономических отношений, которые являются предпосылками для взимания налогов, невозможно возникновение налоговых правоотношений и формирование законодательной базы в сфере налогообложения. Особенностью регулирования налоговых отношений является и то, что они, представляя собой, отдельные аспекты общественных отношений, могут существовать только в качестве особых правовых связей, при которых налогоплательщик обязан уплатить сумму налога, а налоговый орган вправе требовать такой уплаты .

Налоговому правоотношению присущи все общие признаки финансового отношения, как то: возникновение из финансовой деятельности государства, властно-имущественный и правовой характер отношений, обязательное участие государства или муниципального образования в данных отношениях, связанность их возникновения, изменения и прекращения с нормативными актами, публично-правовой характер.

В науке высказано несколько точек зрения относительно понятия налогового правоотношения, поскольку законодательного определения, основанного на признаках и сущности налогового правоотношения, до сих пор не сформулировано, дается лишь перечень видов отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах: законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК РФ).

Наиболее краткое определение налоговых правоотношений заключается в том, что это общественные отношения по поводу установления, введения и взимания налогов .

Данная формулировка отличается лаконичностью, но при этом охватывает круг основных отношений, возникающих по поводу налогов и сборов.

Несколько подробнее перечислены признаки налоговых правоотношений в определении, данном Н. И. Химичевой, которая описывает налоговые правоотношения как урегулированные нормами права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления, введения в действие и взимания налогов с физических лиц и организаций .

Под налоговым правоотношением иногда понимается урегулированное нормами налогового права общественное отношение, возникающее в процессе организации и осуществления государственных налоговых изъятий принадлежащего организациям и физическим лицам имущества в целях финансового обеспечения публичной деятельности , однако указанная формулировка не включает в себя отношения, возникающие при проведении налогового контроля или привлечении к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Некоторые ученые делают вывод, что налоговые правоотношения – это отношения, которые возникают в соответствии с налоговыми нормами (регулируют установление, введение и отмену налоговых платежей) и юридическими фактами, при этом участники отношений наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, связанными с уплатой налогов и сборов в бюджет . Возможно, это определение также не достаточно детализировано, но в целом верно отражает суть отношений по уплате налогов и сборов.

В сферу регулирования налоговых правоотношений некоторые авторы не включают отношения по возмещению налогоплательщику вреда, причиненного незаконными решениями и деяниями налоговых органов и их должностных лиц, поскольку государство нс проявляет себя в этих отношениях как властный субъект, а для защиты нарушенных прав в данных отношениях на практике используется гражданско-правовой метод . Однако это не верно, поскольку государство присутствует в подобных отношениях в качестве обязательного субъекта, не вступающего в отношение напрямую (государство не часто является непосредственным участником правоотношений, как, например, при установлении и введении налогов и сборов) и именно из государственного бюджета будет производиться выплата сумм в возмещение понесенных налогоплательщиком убытков. Кроме того, именно государство контролирует своевременное возмещение ущерба и производство выплат из бюджета.

Наиболее подробным и точным представляется определение налоговых отношений, данное исходя из содержания отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах (ст. 2 НК РФ), как вида финансового отношения, урегулированного нормами права, возникающего в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения , поскольку это определение охватывает все общественные отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Однако легко заметить, что налоговые правоотношения как предмет регулирования налогового права во всех этих случаях определяются не через анализ их сущности, а путем перечисления их видов, что фактически воспроизводит положения НК РФ. Д. В. Винницкий, исходя из сущности налоговых правоотношений, дает следующее определение – это общественные отношения по распределению бремени публичных расходов на основе принципов равенства, всеобщности, соразмерности, имеющие организационно-имущественный характер, способные существовать только в правовой форме, складывающиеся между субъектами, обладающими властными полномочиями (публичными субъектами) и не обладающими таковыми (частными субъектами) . Представляется, что это определение также не является полным, поскольку не охватывает, в частности, отношения по взиманию налогов, контролю за их правильным исчислением и своевременной уплатой и т.д.

Наиболее полно налоговые правоотношения можно охарактеризовать следующим образом – это общественные отношения, существующие исключительно в правовой форме, имеющие властно-имущественный характер и возникающие между субъектами, наделенными правами и обязанностями, связанными с установлением, введением и взиманием налогов и сборов, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц и привлечением к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (рис. 5.1).

Рис. 5.1.

Наиболее точно охарактеризованы признаки налоговых правоотношений Н. П. Кучерявенко, который относит к ним:

  • – опосредованность их движением публичных денежных фондов;
  • – их специфическое место в системе правоотношений, поскольку они обеспечивают финансовые основы целостности, сбалансированности развития общества;
  • – исключительно денежный характер;
  • – их возникновение, изменение и прекращение непосредственно на основании закона;
  • – специфическая характеристика субъектного состава и особенности правосубъектности участников налоговых правоотношений;
  • – необходимость наличия в основе правового регулирования уплаты и взимания налогов и сборов четкой иерархической структуры элементов, без которых невозможна реализация налоговой обязанности;
  • – уровень проявления властного характера при регулировании налогообложения (практически всегда это безусловная императивность);
  • – целевая системность отношений, предполагающая реализацию основной цели поступления денежных средств в доходные части бюджета .

Как уже было отмечено, налоговым отношениям присущи те особенности, которые свойственны всем финансовым правоотношениям. К таковым относятся их возникновение в сфере финансовой деятельности государства и денежный характер этих отношений; одним из субъектов всегда является государство или муниципальное образование, выступающее чаще всего в лице уполномоченных органов, осуществляющих от имени и под контролем государства (муниципального образования) действия властного характера. При этом необходимо отметить, что властность субъекта не зависит от того, вступает ли он в конкретное налоговое правоотношение в качестве обязанного участника или как носитель прав. Функция власти неизменно принадлежит государственному органу, чья компетенция ограничена самим государством.

Публичность налогового правоотношения также вытекает из общего свойства публичности, присущего всем финансовым правоотношениям. Публичность налогового правоотношения связана с закреплением в налоговом праве публичных интересов государства и его субъектов, противостоящих частным интересам отдельных лиц, с обязательностью и возможной принудительностью изъятия налоговых платежей и с обязательной законодательной формой установления налогов и сборов.

Налоговым правоотношениям присущ также организационный аспект в тех случаях, когда они возникают в связи с необходимостью гарантировать исполнение обязанности по уплате налогов и сборов , т.е. возникающие отношения не имеют непосредственного имущественного содержания, но направлены на достижение общей цели – обеспечение финансовой деятельности государства для осуществления его задач и функций, следовательно, косвенно им присущ имущественный аспект.

В налоговых правоотношениях по сравнению с другими финансовыми правоотношениями наиболее выразительно прослеживается государственно-властная и имущественная стороны, присущие всем финансовым правоотношениям, т.е. отношения но поводу налогов и сборов являются властноимущественными (отношения власти неотделимы от имущественных), поэтому налоговые отношения не строятся как исключительно властные правоотношения, ни тем более как исключительно имущественные отношения. Налог – это ограничение конституционного права собственности в конституционно-правовом значении, а не конкретного субъективного права собственности па определенное имущество . Таким образом, имущественная сторона налоговых правоотношений выражается в том, что они являются конституционным способом ограничения права собственности субъектов частного права, и одновременно это отношения по возникновению права государственной собственности на собранные денежные средства.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Конституционный Суд РФ в п. 3 Постановления от 17.12.1996 № 20-П "По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года “О федеральных органах налоговой полиции”" указал, что взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества – оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Поскольку налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой, то они предполагают субординацию сторон, одной из которых – налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а другой – налогоплательщику – обязанность повиноваться.

Налоговые отношения имеют имущественный характер, потому что выполнение обязанности по уплате налога или сбора означает передачу в распоряжение государства определенной доли собственности налогоплательщика, и невыполнение этой обязанности, выраженной в денежной форме, влечет за собой причинение материального ущерба государству. Права и обязанности субъектов налогового правоотношения регламентируются чаще всего императивными нормами (хотя в налоговом праве содержатся также и диспозитивные нормы), причем в конкретных налоговых правоотношениях реализуется свобода государства как собственника денежных средств и определенное государством поведение участников налоговых отношений. Необходимо отметить, что закрепленная в Конституции РФ обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) уже на конституционном уровне подчеркивает имущественный характер этих отношений. Признак властности также вытекает из исключительно правовой формы налоговых отношений, поскольку только государство полномочно издавать те нормативные правовые акты, которые повлекут возникновение общественных и правовых отношений в сфере налогообложения.

Властный характер также означает формализацию регулируемых отношений, их построение в рамках определенных процедур, ограничение инициативы подвластных субъектов, строгую урегулированность деятельности уполномоченных государством органов нормативными актами. Государство не только обеспечивает исполнение норм налогового права принудительной силой, но и является непосредственным субъектом налогового правоотношения, устанавливая нормы, определяющие права и обязанности участников налоговых отношений. Таким образом, налицо юридическое неравенство субъектов исследуемых отношений, вытекающее из индивидуальной безвозмездности налогов.

При наличии определенных предпосылок право может способствовать появлению новых финансовых отношений, либо помогать их дальнейшему упрочению и развитию, например, вводя новые налоги. Роль государства будет заключаться в обеспечении соответствия правовых норм экономическим отношениям, в своевременном изменении и обновлении законодательства, устранении пробелов в праве. Нормы налогового права используются государством как средство воздействия на поведение людей, с их помощью происходит изменение способов аккумуляции денежных средств государства.

Налоговые правоотношения имеют волевой характер, поскольку налоговая норма является реализацией воли государства и обусловлена его интересами. Поведение налогоплательщика как субъекта налогового правоотношения закрепляет за ним роль обязанного лица, но в связи с этим оно и является волевым. В подавляющем большинстве случаев, когда властный субъект налогового правоотношения получает право совершить какое-либо действие, норма права фактически обязывает его к совершению этих действий, т.е. его права совпадают с его обязанностями. Налогоплательщик имеет право, но не обязанность обжаловать действия налогового органа, но право налогового органа осуществлять налоговый контроль одновременно является его обязанностью. Следовательно, установленное в законе право государства или государственного органа носит императивный характер, а свобода налогоплательщика весьма ограничена, хотя иногда права и обязанности сторон налоговых правоотношений реализуются в результате заключения определенных соглашений (например, предоставление инвестиционного налогового кредита). Таким образом, императивность налогового правоотношения проявляется в фактическом неравенстве сторон. Однако необходимо отметить, что налоговое правоотношение возникает независимо не только от воли налогоплательщика, но и налогового органа.

Итак, налоговому правоотношению свойственны следующие основные признаки:

  • – оно возникает в особой сфере финансовой деятельности государства;
  • – является публичным правоотношением;
  • – имеет властно-имущественный характер;
  • – существует только в правовой форме;
  • – отражает объективно существующие экономические отношения, что обусловливает единство экономического содержания и правовой формы налогового отношения;
  • – для налогового правоотношения характерен специфический субъектный состав, заключающийся в том, что государство может выступать непосредственно или опосредованно через уполномоченные им налоговые и иные органы и организации (например, банки в качестве налогового агента или организации, способствующей осуществлению налогового контроля).

Налоговым правоотношениям, связанным с исполнением обязанности по уплате налогов и сборов и с реализацией прав и обязанностей налоговых органов государства, помимо того присущ организационный характер.

Необходимо выделить следующие виды налоговых правоотношений:

  • – в зависимости от функций, выполняемых нормами права – регулятивные и охранительные отношения;
  • – по характеру правовых норм – материальные и процессуальные налоговые отношения;
  • – по структуре юридического содержания – простые и сложные правоотношения;
  • – в зависимости от их юридического объекта – основные и производные налоговые отношения;
  • – по субъектному составу – отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами РФ, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами РФ и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов; и отношения между государством в лице его органов (муниципальными образованиями) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;
  • – по структуре межсубъектных связей – относительные и абсолютные;
  • – по времени – временные и постоянные.

Интересным представляется деление налоговых правоотношений в зависимости от функций, выполняемых нормами права, сделанное Н. П. Кучерявенко, который опираясь на труды С. С. Алексеева, выделяет общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные и охранительные налоговые правоотношения . Все вышеперечисленные виды налоговых отношений действуют в единстве, поэтому можно говорить о системе налоговых правоотношений. Основную массу налоговых правоотношений составляют регулятивные отношения, устанавливающие субъективные права и юридические обязанности субъектов налогового правоотношения.

Существование субъекта права связано с определенной суммой юридических прав, для возникновения которых не требуется иных юридических фактов, кроме существования носителя общего права или обязанности. Развитие регулятивных отношений свидетельствует о полном и реальном использовании права, поскольку общее субъективное право принадлежит не только всем субъектам, но и каждому из них в отдельности.

Конкретно-регулятивные отношения, направленные на закрепление конкретного поведения людей, начинают функционировать тогда, когда вступили в действие общерегулятивные отношения, закрепляющие круг субъектов налогового права, их юридический статус и т.п. При этом общерегулятивные отношения имеют императивную направленность, поскольку в их структуре присутствуют большей частью позитивные обязывания и субъективные правообязанности, которые закреплены налоговым законодательством и дают весьма ограниченные возможности для проявления правовой инициативы. Поэтому можно говорить о конкретно-регулятивных отношениях как о форме реализации общих правоотношений. В них общие права и обязанности проецируются на деятельность конкретных субъектов, уточняется поведение субъектов, содержание их прав и обязанностей. При этом необходимо отметить, что конкретнорегулятивные отношения часто взаимодействуют между собой, образуя определенную систему отношений, которая представляет собой основную часть механизма правового регулирования налоговой сферы. Примером общерегулятивного отношения может служить отношение, возникающее в связи с реализацией норм, закрепляющих права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков, тогда как конкретно-регулятивное отношение возникает при уплате конкретного налога налогоплательщиком.

Регулятивные отношения в зависимости от направленности регулирующей функции права являются активными или пассивными налоговыми правоотношениями . В случае с пассивными отношениями определенным участникам правоотношения предоставляются права на положительные действия, а остальные участники должны воздерживаться от действий определенного рода (например, отношения в области налогового контроля). Активные отношения представляют собой отношения, в которых одной стороне (налоговым органам) предоставлено право требования определенного поведения, выполнения обязанностей от второй стороны отношений (налогоплательщиков).

Комплексные правоотношения, выделенные Н. П. Кучерявенко в отдельную группу, возникают на стыке общих и конкретных регулятивных отношений, предусматривая конкретного плательщика, что на практике оборачивается сложным содержанием этих отношений и позволяет ставить вопрос об объединении в их рамках норм налогового права и норм других отраслей права.

Охранительные отношения направлены на реализацию мероприятий государственно-принудительного характера при условии нарушения прав и невыполнения обязанностей, когда участники нуждаются в правовых способах защиты со стороны государства. Один из участников данных отношений всегда будет являться носителем властных полномочий, в том числе наделен государством полномочием принуждения, другим участником станет лицо или орган, к которому применяются санкции. Эти отношения имеют производный характер и опосредуют охранительную функцию права, причем в налоговых отношениях их доля относительно велика по сравнению с иными видами финансовых отношений. К таковым возможно причислить отношения, возникающие при привлечении к ответственности за совершение нарушения законодательства о налогах и сборах.

По характеру финансово-правовых норм, регулирующих налоговые отношения, отношения подразделяются на материальные и процессуальные. Материальные нормы, как известно, определяют права и обязанности сторон. Процессуальные же нормы в сфере налогового права обладают сложной динамической структурой, когда посредством одних и тех же действий осуществляются как процессуальные права и обязанности, составляющие юридическое содержание одного правоотношения, так и вызываются к жизни другие, следующие за ними процессуальные правоотношения. Это помогает установить взаимосвязь и взаимозависимость содержания различных налоговых процессуальных прав, обусловливает возможность их последовательной реализации на практике. Значительную процессуальную ориентацию имеют нормы налогового права, регламентирующие порядок взимания налогов, осуществления налогового контроля и т.п.

По структуре межсубъектных связей субъектов и участников налоговых правоотношений (или же способу индивидуализации субъектов в налоговом правоотношении) можно выделить абсолютные и относительные отношения . Некоторые авторы не отрицают существование абсолютных отношений, но указывают, что в налоговом праве они невозможны, поскольку всегда наличествуют два определенных субъекта – государство (в том числе в лице своих органов) и налогоплательщик, поэтому правовые отношения в сфере налогов могут быть только относительными, т.е. обладателю определенного субъективного права в них всегда противостоит конкретный носитель юридической обязанности .

Учитывая обязательный правовой характер налоговых отношений, можно утверждать, что реализация прав, регулируемых налоговым правом, вне правоотношения невозможна, поэтому существование абсолютных правоотношений в сфере налогового права вполне допустимо. Например, обязанность каждого налогоплательщика вовремя уплачивать законно установленные налоги при реализации ее на практике претворяется в жизнь через абсолютное правоотношение – эта обязанность является всеобщей, государство вправе требовать ее исполнения от неограниченного круга субъектов, поэтому отношения по взиманию налогов являются самыми массовыми среди всех видов налоговых правоотношений. К абсолютным правоотношениям, по справедливому замечанию М. В. Карасёвой, можно также отнести отношения по установлению налогов и сборов .

Что касается деления налоговых правоотношений на простые и сложные, то простые правоотношения состоят из одного права и соответствующей ему одной обязанности (например, отношения по установлению налогов). Необходимо отметить, что среди налоговых правоотношений основную массу составляют сложные отношения, включающие в себя несколько юридических прав и обязанностей.

Исходя из этой классификации, в литературе высказывалось мнение, что налоговые правоотношения могут делиться на общие (носят денежный характер и возникают по поводу исполнения налогоплательщиком своей налоговой обязанности) и специальные (возникают в процессе реализации этой обязанности налогоплательщика перед государством между плательщиком, банком, налоговыми органами и т.п.) . М. В. Карасёва предлагает характеризовать такие правоотношения как основные (обязанность уплатить налог) и производные (вытекающие из основных) . Классификация налоговых отношений на основные и производные может быть произведена по юридическому объекту правоотношений. Это, в свою очередь, влечет разграничение прав и обязанностей налогоплательщика – основной обязанностью является обязанность уплатить налог, остальные права и обязанности субъектов правоотношения вытекают из нее.

Что касается разграничения налоговых отношений по субъектам, между которыми они возникают, это, во-первых, отношения, возникающие между Российской Федерацией и ее субъектами, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами РФ и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов. Во-вторых, отношения, возникающие между государством и муниципальными образованиями (в лице их органов) и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений по поводу взимания налогов, осуществления налогового контроля, привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах и обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.

Деление налоговых правоотношений на временные и постоянные опирается на такое основание, как время действия . Временные отношения рассчитаны на определенный срок действия, постоянные во времени действия не ограничены. В большинстве случаев налоговые правоотношения носят постоянный характер, однако, например, возможно введение или отмена налоговых льгот на определенный срок в связи с какими-либо обстоятельствами.

Классификация налоговых правоотношений наглядно отражена на рис. 5.2.

Рис. 5.2.

Налоговое правоотношение является необходимым элементом механизма правового регулирования отношений в сфере налогов и сборов. Механизм правового регулирования направлен на обеспечение эффективности воздействия права на общественные отношения. Правовое регулирование является сложным процессом, оно не всегда может завершаться реализацией правоотношения, а нуждается в цепочке последовательно связанных между собой правоотношений и их реализации. Вряд ли представимо существование налогового отношения в виде общественного отношения, не закрепленного нормами права, основанного на добровольных началах. Следовательно, существование подобного отношения должно быть обусловлено нормами права, оно требует объективного правового регулирования. Нормы налогового права создают возможность или обязательность поведения участников налоговых отношений, соотносятся с реальным их поведением, позволяя совершить переход от абстракции к конкретному, от общего к единичному. Норма налогового права не может воздействовать на общественные отношения, минуя правовое отношение.

Первой стадией правового воздействия на общественные отношения является стадия общего действия норм налогового права, на которой происходит регламентация поведения субъектов, определяются условия возникновения прав и обязанностей сторон. Применительно к налоговым отношениям необходимо отметить, что поскольку они всегда существуют в правовой форме, то государство фактически способствует их созданию в реальной жизни одновременно с принятием нормативных правовых актов, считая необходимым существование подобных общественных отношений. Данной стадии соответствует такой первоначальный элемент механизма правового регулирования, как юридическая норма. На второй стадии происходит возникновение прав и обязанностей, носителями которых становятся конкретные субъекты, чему соответствует элемент – собственно правоотношение, с возникновением которого начинается реальное действие права. На третьей стадии происходит реализация прав и обязанностей, претворяющихся в фактическом поведении субъектов. Элементом механизма правового регулирования в данном случае будут являться акты реализации прав и обязанностей. Таким образом, правоотношение является способом реализации прав и обязанностей его субъектов, но не самого права. Необходимо отметить, что правоотношение возникает не только из правомерного поведения, но и из деликтов, поэтому в результате совершения налогового правонарушения реализуется охранительное налоговое правоотношение.

Правило поведения, закрепленное нормой права, всегда привязывается к реальным жизненным условиям, с наступлением которых приводится в действие требование нормативного акта. Для обобщенного выражения таких условий в теории права применяется категория "юридический факт". Юридический факт служит для конкретизации абстракции "правоотношение". При этом он является отправным моментом образования конкретного правоотношения, возникновения субъективного права или юридической обязанности. Таким образом, юридические факты обеспечивают прямой перевод прав и обязанностей участников правоотношений в их поведение. Необходимость наличия юридических фактов для возникновения конкретных правоотношений подчеркивает неразрывную связь фактического и юридического содержания правоотношения, связь практического поведения и его правовой формы.

Налоговые правоотношения возникают обычно в связи с наличием сложного фактического юридического состава, который иногда может включать даже иные правоотношения (например, уплата налога на имущество возможна лишь при наличии соответствующих гражданско-правовых отношений) – это связано со сложностью регулируемых экономических отношений, их возможной длительностью и необходимостью жесткой регламентации нрав властной стороны в целях предотвращения превышения ею предоставленных полномочий. В качестве сложного фактического состава можно привести пример правоотношения по уплате налога, для возникновения которого необходимо одновременное наличие объекта налогообложения и окончание налогового периода. Необходимость наличия объекта обложения в качестве юридического факта, по справедливому замечанию М. Ф. Ивлиевой, обусловлена своеобразием налоговых отношений, в которых тесно переплетены экономические и правовые начала и которые всегда выступают в форме правоотношений; а последние могут возникать только при наличии определенных юридических фактов .

Юридические факты являются важнейшими элементами юридической характеристики налога или сбора, его правовым основанием. Поскольку налоги и сборы устанавливаются исключительно государством, то они основываются на актах высшей юридической силы. Правовая оболочка налога приводит к тому, что он взимается только при наличии фактического состава, установленного нормативным правовым актом (например, наличие дохода, прибыли и пр.). Если эти условия имеются в реальности, то налог становится обязательным для всех субъектов, установленных законом. При этом для возникновения налогового отношения, как правило, необходимо наличие сложного фактического состава. Для возникновения ряда налоговых отношений требуется наличие предусмотренных в законе материальных условий и специального акта налогового органа (например, при наличии у гражданина объекта обложения – недвижимости – обязанность уплатить налог возникает при получении извещения налогового органа).

Таким образом, налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основании определенного комплекса взаимозависимых юридических явлений, взаимодействие которых предполагает развитие правоотношений.

Юридические факты в налоговом праве позволительно классифицировать по различным основаниям. По волевому признаку выделяются действия (правомерные и неправомерные) и события. По юридическим результатам юридические факты подразделяются на правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие.

Наиболее широкий спектр оснований возникновения, изменения и прекращения налоговых правоотношений описал Н. П. Кучерявенко. По его мнению, налоговые правоотношения могут развиваться под воздействием нормативных оснований, правосубъектных оснований и фактических оснований . Под нормативными основаниями автор понимает нормы права, регулирующие отношения, возникающие в сфере налогообложения. Правосубъектные основания характеризуют способность лица к участию в правоотношениях, по лишь фактические основания являются собственно основой появления, изменения и прекращения налоговых правоотношений, которые основываются на юридических фактах, т.е. конкретных жизненных обстоятельствах, с которыми нормы права связывают появление, изменение и прекращение правоотношения. Под фактическими основаниями понимаются факты реальной действительности, предусмотренные нормами права и влекущие определенные юридические последствия (например, смерть физического лица влечет прекращение его обязанности по уплате налогов и возникновение обязанности наследополучателя заплатить налог).

Возникновение налоговых правоотношений связано с изданием нормативных и индивидуальных актов, т.е. возникновением их юридических оснований, а также с наличием необходимых условий, являющихся предпосылкой для правомерных волевых действий или воздержания от неправомерных действий их участников. Примером индивидуального акта, влекущего возникновения налогового правоотношения, может служить принятие решения о предоставлении налогоплательщику инвестиционного налогового кредита. В таком случае индивидуальный акт должен быть принят компетентным уполномоченным органом на основе четко определенных в законе обстоятельств (которые тоже являются юридическими фактами). При этом юридические факты являются необходимым промежуточным звеном для реализации субъективного права при наличии у участника правоотношения правосубъектности. Таким образом, без установления в нормативном правовом акте юридических фактов субъект права не может превратиться в субъекта правоотношения и реализовать свои права и исполнить обязанности.

По волевому признаку факты подразделяются на действия, которые являются результатом волевого поведения людей (как правомерные, так и неправомерные), и события, т.е. явления, которые происходят независимо от воли субъектов правоотношений. Неправомерные юридические действия являются правонарушениями, которые вызывают ответную реакцию государства и влекут ответственность субъекта – правонарушителя. В налоговом праве чаще встречаются правонарушения, выраженные в форме бездействия (непредставление сведений в налоговый орган; неисполнение банком решения налогового органа; неуплата сумм налога и пр.), что связано с закреплением обязанностей подчиненного субъекта налогового правоотношения в основном в виде позитивного обязывания.

Юридические действия, совершаемые с намерением породить правовые последствия, называются юридическими актами; действия, влекущие юридические последствия независимо от намерения лица, классифицируются как юридические поступки. Юридические поступки довольно распространены в качестве оснований возникновения налоговых правоотношений. В качестве примера можно привести различные гражданско-правовые сделки, влекущие возникновение прибыли у заключившего их юридического лица, независимо от воли самого лица. Деление юридических фактов в соответствии с волей субъекта правоотношения подчеркивает волевой характер любого правоотношения и воздействие правоотношения на волю лица, участвующего в нем. Юридический факт может служить основанием для применения определенной нормы закона (что наиболее характерно для публично-правовых отношений, к которым относятся и налоговые), но может сверх того выражать волю сторон в определении их взаимных прав и обязанностей (это обычно свойственно правоотношениям, при регулировании которых используется диспозитивный метод).

Юридические факты – события возникают вне зависимости от воли лица и делятся на абсолютные и относительные. Под первыми понимаются обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в зависимости от этой воли. Например, достижение ребенком определенного возраста является основанием для изменения отношения по уплате НДФЛ его родителями. Относительными событиями называются явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие независимо от причин, повлекших их возникновение (например, проценты по вкладам в банках как основание возникновения обязанности уплатить НДФЛ).

Поскольку налоговые отношения чаще всего возникают, изменяются или прекращаются на основании фактических составов, а не отдельных юридических фактов, возможно существование отношений, возникающих, изменяющихся или прекращающих существование только при одновременном наличии всех элементов состава, находящихся в свободной связи (например, получение льгот по НДФЛ). Такие юридические составы называются простыми (свободными) или составы с независимым накоплением элементов.

Часто встречаются на практике составы с последовательным накоплением элементов или сложные (связанные) составы, когда для возникновения отношения факты должны накапливаться последовательно, в определенном порядке.

ПРИМЕР

Примером последовательного накопления может служить случай привлечения банка к ответственности за неисполнение решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента – клиента банка по ст. 134 НК РФ. Для привлечения к ответственности необходимо наличие решения налогового органа в отношении клиента банка и установленный факт исполнения банком хотя бы одного платежного документа по данному счету, чья очередность более поздняя, чем очередность платежей в бюджет.

По степени определенности фактические составы, влияющие на налоговое правоотношение, делятся на определенные и относительно определенные (бланкетные). Большинство фактических составов в сфере отношений по поводу налогов и сборов являются определенными, когда все элементы состава предусмотрены в финансово-правовой норме. Однако предоставление налоговых рассрочек связано с бланкетными фактическими составами, когда в юридических нормах не полностью предусмотрены все элементы состава, а содержатся лишь фактические предпосылки индивидуальных актов, в которых закрепляются конкретные юридические факты, влекущие предоставление налоговых рассрочек или отсрочек определенному субъекту налогового правоотношения.

Юридические факты и фактические составы в налоговом праве должны быть четко определены законодателем, предоставляя как можно меньше возможностей для свободного усмотрения властного субъекта при возникновении конкретного правоотношения или необоснованного расширения фактического состава на практике, что связано с публичным характером налогового правоотношения. Например, субъекты налогообложения должны быть ясно определены в законе, устанавливающем и (или) вводящем новый налог, чтобы его взимание осуществлялось именно с тех субъектов, которые должны по указанию государства нести налоговое бремя, не расширяя и не сужая круг участников возникающих налоговых отношений.

Структура налогового правоотношения представляет собой триаду элементов – субъекты налоговых правоотношений (между кем оно возникает), объект налогового правоотношения (по поводу чего оно возникает) и содержание налогового правоотношения (права и обязанности субъектов правоотношения, а также реализация прав и обязанностей в поведении субъектов) (рис. 5.3).

Финансовое право: учебник / отв. ред. Н. И. Химичева. 3-е изд. М.: Юристъ, 2003. С. 332.

  • Кучерявенко Н. П. Налоговое право: учебник. Харьков: Легас, 2001. С. 175.
  • Ивлиева М. Ф. К понятию налога и объекта налогообложения // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. 1997. № 3. С. 39.
  • Кучерявенко Н. П. Налоговое право: учебник. Харьков: Легас, 2001. С. 41.
  • Поскольку сфера возникновения всех налоговых правоотношений - финансовая деятельность государства по аккумулированию публичных доходов, то специфика этой области общественной жизни обуславливает следующие характерные черты налоговых правоотношений.

    • 1. Налоговые правоотношения возникают и функционируют в налоговой деятельности государства, то есть деятельности по образованию за счёт налоговых поступлений государственных и муниципальных фондов денежных средств в публичных целях.
    • 2. Налоговые правоотношения имеют имущественный характер. Они являются разновидностью финансовых отношений, в основе которых лежат имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, имеющие публичный характер. Правовое регулирование налогообложения не может обойтись и без установления процедурно-процессуальных норм, на основе которых возникают и функционируют процессуальные (организационные) правоотношения. Но эти правоотношения производны от материальных налоговых правоотношений, они обеспечивают движение денежных средств от налогоплательщиков в казну государства и создают охранительный механизм в налоговой сфере.
    • 3. Налоговые правоотношения направлены на образование государственных и муниципальных фондов денежных средств.
    • 4. Обязательным участником и воздействующим субъектом является государство или муниципальное образование непосредственно или в лице компетентных органов. Налоговые правоотношения возникают только на основе правовых норм, установленных или санкционированных государством или (в пределах компетенции) муниципальным образованием. В этих правоотношениях государство и муниципальное образование выступает обязательным участником, которому принадлежит право-требование об уплате налогов. Таким образом, особенность налоговых правоотношений состоит не только в том, что в них участвует (в качестве стороны) государство или действующий от его имени уполномоченный орган, но и в том, что оно проявляет присущие ему властные функции в данном правоотношении.
    • 5. Для налоговых правоотношений характерно наличие третьей стороны при исполнении налоговой обязанности. Согласно статье 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налогов, если иное не предусмотрено налоговым законодательством. Тем самым Кодекс допускает возможность участия в налоговых правоотношениях лиц, не являющихся налогоплательщиками, но обязанных исчислить налог, удержать его из дохода налогоплательщика и перечислить в соответствующий бюджет. Такие лица согласно статье 24 НК РФ называются налоговыми агентами, и их наличие в качестве участников налоговых правоотношений обуславливает особенность последних.
    • 6. Налоговые правоотношения возникают, изменяются и прекращаются на основе норм налогового права.
    • 7. Налоговые правоотношения носят публичный характер.

    С.И. Белова выделяет следующие признаки налоговых правоотношений:

    • 1. Налоговые правоотношения носят ярко выраженный государственно-властный императивный характер.
    • 2. Налоговое правоотношение возникает при обязательном участии соответствующего государственного органа - носителя полномочий государственно-властного характера.
    • 3. Налоговые правоотношения носят организационно-имущественный характер.
    • 4. Налоговые правоотношения - это общественные отношения, которые могут существовать только в правовой форме.
    • 5. Налоговые правоотношения возникают по инициативе любой из сторон. Однако согласие или желание второй стороны является во всех случаях обязательным условием их возникновения.
    • 6. Способ разрешения споров, возникающих между сторонами налоговых правоотношений. Такие споры разрешаются как в административном, так и судебном порядке.
    • 7. В случае нарушения одной из сторон требований норм налогового права она несёт ответственность не перед другой стороной, а непосредственно перед государством в лице его соответствующего органа или должностного лица.

    На наш взгляд, вышеперечисленные признаки не являются исчерпывающими, но они позволяют отграничить налоговые правоотношения от иных общественных отношений, более чётко определить их место и роль в финансовой деятельности государства и правовой системе общества.

    Виды налоговых правоотношений. Многообразие налоговых правоотношений позволяет провести определённую классификацию. В юридической литературе приводятся различные основания для классификации.

    М.В. Карасёва по характеру налогово-правовых норм выделяет материальные и процессуальные правоотношения. По объектам налоговых правоотношений указанный автор выделяет имущественные и неимущественные отношения. По структуре юридического содержания налоговых правоотношений выделяются сложные и простые правоотношения.

    Н.П. Кучерявенко предлагает налоговые правоотношения разделить на: общерегулятивные, конкретно-регулятивные, комплексные, охранительные.

    А.И. Худяков выделяет материальные и организационные правоотношения, а также налоговые правоотношения активного типа и пассивного типа в зависимости от характера обязанности субъекта.

    В.А. Яговкина по субъективному составу выделяет две группы налоговых правоотношений: первую группу составляют отношения, возникающие между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между Российской Федерацией и муниципальными образованиями, а также между субъектами России и муниципальными образованиями по поводу установления и введения налогов и сборов. вторую группу, по мнению указанного автора, составляют отношения между государством в лице его органов и налогоплательщиками и иными участниками налоговых отношений.

    Ю.А. Крохина предлагает следующую классификацию налоговых правоотношений.

    1. В зависимости от служебной роли налоговых правоотношений в механизме налогово-правового регулирования они подразделяются на материальные и процессуальные.

    Материальные налоговые правоотношения связаны с реализацией в практике финансовой деятельности материальных (имущественных) нормативных правовых предписаний и выражают налогово-правовой статус субъектов налогового права. Например, материальными следует считать правоотношения по исчислению налоговых ставок (статья 34631 НК РФ). В материальных правоотношениях субъективные права и обязанности направлены на получение конкретных имущественных благ.

    Процессуальные налоговые правоотношения производны от материальных, возникают на основе процессуальных предписаний, предусматривают процессуальные права и обязанности субъектов налогового права, определённые процедуры проведения налогового контроля, разрешения налогово-правовых конфликтов, дел о налоговых правонарушениях и так далее.

    2. В зависимости от выполняемых функций налоговые правоотношения подразделяются на регулятивные и охранительные.

    Регулятивные налоговые правоотношения возникают на основе регулятивных норм права; обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов; имеют позитивный характер; служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, связанных с формированием казны государства. Примерами регулятивных налоговых правоотношений являются отношения по установлению и введению налогов, их исчислению и уплате, получению инвестиционного налогового кредита, предоставлению информации налогоплательщику, соблюдению налоговой тайны и другие.

    Регулятивные налоговые правоотношения могут быть подразделены на абсолютные и относительные.

    Абсолютные налоговые правоотношения индивидуализированы только по одной стороне - той, у которой есть право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать её право и исполнять возложенные на них обязанности. В абсолютных налоговых правоотношениях таким управомоченным лицом является государство или муниципальное образование. В правоотношениях такого рода управомоченному лицу в качестве обязательной стороны противостоит всякий и каждый субъект. Характерными примерами абсолютных налоговых правоотношений являются конституционная обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, право налоговых органов выявлять и пресекать налоговые правонарушения.

    Относительные налоговые правоотношения наиболее характерны для налогового права. Такие правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно-определённый субъект с известным набором юридических обязанностей. Обычно в таких правоотношениях управомоченное лицо имеет право-требование, которому корреспондирует обязанность индивидуально-определённого субъекта. Например, отношения по постановке на налоговый учёт, уплате в бюджет или государственный внебюджетный фонд конкретно-определённых видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога и так далее.

    Регулятивные отношения подразделяются также на активные и пассивные.

    Активные налоговые правоотношения выражают движение, динамику налогового права. Они складываются на основе обязывающих налогово-правовых норм и характеризуются тем, что активный центр налогового правоотношения находится в юридической обязанности.

    Пассивные налоговые правоотношения выражают статическое состояние налогового права. Они складываются на основе управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются тем, что их активный центр находится в субъективном праве.

    Охранительные налоговые правоотношения направлены на реализацию разнообразных способов и средств государственной защиты и принуждения в налоговом праве. В рамках таких правоотношений применяются меры правовой защиты, предупреждения совершения налоговых правонарушений, ответственности за несоблюдение налогового законодательства и так далее. Охранительные налоговые правоотношения возникают на основе охранительных норм налогового права (например, главы 11, 16, 18 НК РФ); они возникают как на основе налоговых правонарушений, так и определённого рода событий и правомерных актов.

    • 3. В зависимости от юридических оснований, лежащих в основе возникновения, изменения или прекращения налоговых правоотношений выделяются правоотношения, складывающиеся и функционирующие на базе норм и принципов налогового права, правоприменительных актов, индивидуальных налогово-правовых актов и так далее.
    • 4. В зависимости от структуры юридического содержания налогового правоотношения выделяются:
      • - простые налоговые правоотношения;
      • - сложные налоговые правоотношения.
    • 5. В зависимости от объекта налогового правоотношения выделяются:
      • - имущественные налоговые правоотношения;
      • - неимущественные налоговые правоотношения.
    • 6. В зависимости от юридического характера взаимоотношений участников налогового правоотношения:
      • - вертикальные налоговые правоотношения;
      • - горизонтальные налоговые правоотношения.
    • 7. В зависимости от формы проявления налогового правоотношения:
      • - двусторонние налоговые правоотношения;
      • - многосторонние налоговые правоотношения.
    • 8. В зависимости от принадлежности налогового правоотношения к какому-либо налогово-правовому институту:
      • - отношения по поводу установления, введения, исчисления, уплаты налогов;
      • - налогово-учётные отношения;
      • - налогово-контрольные отношения;
      • - отношения по правовому регулированию конкретного налога
      • - другие налоговые отношения.

    ЧОУ ВПО ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

    (г. Казань)

    Экономический факультет

    Кафедра «Финансы и кредит»

    НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ, ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

    Курсовая работа

    По дисциплине «Налоговое администрирование»

    Выполнила:_________________

    Студент гр. 871

    Ильина Светлана Валерьевна

    Научный руководитель:______

    к. э. н., доцент Гарасимчук Елена

    Геннадьевна

    Набережные Челны – 2010

    Введение

    Реформирование экономики России было нацелено на переход к рыночным отношениям, что в свою очередь привело к возрастанию роли налогов и их воздействия на различные стороны жизнедеятельности общества и государства. Налоги выступают основным источником доходов бюджетной системы, и, следовательно, решающим фактором создания финансовой базы, необходимой для выполнения социально-экономических и других задач государства, в том числе обеспечения обороноспособности и безопасности страны, материальной гарантированности прав человека и гражданина.

    Механизм налогообложения приводится в действие с помощью правовых норм, совокупность которых именуется налоговым правом. В современных условиях - это крупная отрасль права, имеющая свои особенности предмета и метода правового регулирования. Следовательно, актуальность данной темы исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования налоговых правоотношений в Российской Федерации.

    Значение налоговых правоотношений также обусловлено значением налогов для жизни общества и государства. В той или иной мере нормы налогового права затрагивают интересы каждого человека, каждой организации.

    Целью курсового исследования является изучение понятия и структуры налоговых правоотношений. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. дать определение налоговому правоотношению, установить, что такое правоотношение вообще применительно ко всем отраслям права;

    2. провести исследование видов налоговых правоотношений;

    3. рассмотреть особенности налогового правоотношения как элемента механизма правового регулирования;

    4. установить основных участников налоговых правоотношений в РФ;

    5. раскрыть основания возникновения и прекращения налоговых правоотношений;

    6. определить состав и структуру налогового правоотношения;

    7. выявить проблемы и перспективы совершенствования и развития налоговых правоотношений.

    Объектом курсового исследования являются налоговые правоотношения, складывающиеся в процессе нормативно-правовой регламентации налогообложения, а также их осуществление на практике.

    Предметом исследования являются нормы финансового, административного, гражданского и иных отраслей права, посредством которых осуществляется нормативно-правовая регламентация регулирования налогообложения в Российской Федерации.

    Предметом исследования – проблемы правоотношений субъектов налогового права.

    Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, выводов и предложений, списка используемой литературы. Каждая глава в свою очередь делится на три-четыре параграфа.

    Первая глава посвящена исследованию налогового правоотношения как вида финансового правоотношения. Здесь были определены сущность налогового правоотношения, его виды, а также проанализировано налоговое правоотношение как элемент механизма правового регулирования.

    Вторая глава посвящена анализу субъектно-объектного состава налогового правоотношения, в частности участники налоговых правоотношений, основания возникновения и прекращения, содержание, совершенствование и развитие налоговых правоотношений.

    При проведении курсового исследования были использованы различные методы исследования. Среди использованных методов можно выделить: аналитический, сравнительный методы, метод изучения нормативно-правовой базы и библиографических источников, метод обобщения.

    Теоретической основой для написания курсовой работы послужили нормативно-правовые акты, различные литературные источники, полный список которых приведён в конце работы.

    1. Налоговое правоотношение как вид финансового правоотношения

    1.1. Сущность налогового правоотношения

    Налоговые правоотношения - это охраняемые государством об-щественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъек-тов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

    Распространенное мнение высказывает Н.И. Химичева, характеризуя налоговые правоотношения как урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, возникающие по поводу установления и взимания налогов с организаций и физических лиц . Это же определение наблюдается в работе О.В. Староверовой, где «налоговые отношения отличаются от финансовых и административных наличием особых элементов: субъектов и объектов».

    Сущность налогового правоотношения с введением, установлением и взиманием налогов и сборов связывает А.В. Брызгалин. Он указывает, что «налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов» . Подтверждает это и С.Г. Пепеляев, выделяющий стержнем налоговых правоотношений отношения по взиманию налогов. Однако четкого определения налоговых правоотношений в своих работах он не дает .

    Более широкого подхода придерживается А. Б. Борисов. По мнению этого автора, «Налоговые правоотношения носят комплексный характер и вытекают из финансовых, конституционных, имущественных, административных управленческих, арбитражно-процессуальных, административно-процессуальных, информационных, гражданско-процессуальных отношений» .

    Таким образом, приведенный анализ позволяет заключить, что по своей правовой природе, сущности и значению правовые отношения в сфере налогообложения могут быть охарактеризованы как социально значимые общественные отношения сложносоставного характера. Вопрос о материальном содержании (составе) таких правовых отношений в настоящее время продолжает оставаться дискуссионным.

    Правоотношение обычно понимают как общественное отношение, урегулированное нормой права, участники которого наделены субъективными правами и обязанностями.

    Правоотношение является результатом воздействия нормы права на фактическое общественное отношение. Оно выступает в качестве одной из форм реализации права, когда абстрактная модель возможного или должного общественного отношения, сформулированная в норме, обретает характер персонально-определенной юридической связи между лицами.

    Основанием и предпосылкой для возникновения правоотношения служит правовая норма.

    Правоотношение носит волевой характер, т.е. его участники отдают себе отчет в последствиях своих действий либо бездействия, даже если одна из сторон вступила в правоотношение не по своей воле. Например, приговоренный к отбытию наказания в виде лишения свободы, вступает в правоотношения с администрацией соответствующего учреждения.

    Для правоотношений характерна индивидуализированная связь между его субъектами, которая осуществляется через субъективные права и обязанности. При этом юридическая связь между субъектами выражается в их взаимных правах и обязанностях. Правоотношение носит представительно-обязывающий характер. Без взаимных прав и обязанностей нет и самого правоотношения. Если одному участнику правоотношения предоставлено субъективное право, то у другого участника возникает субъективная обязанность, исполняя которую, он обеспечивает обладателю субъективного права необходимые условия для его реализации. В то же время у обязанного лица есть право требовать от обладателя субъективного права, чтобы оно не выходило за его пределы.

    Структура правоотношения включает в себя следующие элементы:

    Субъекты правоотношения;

    Объект правоотношения.

    Юридическую сторону содержания правоотношения составляют сами субъективные права и обязанности. Субъективное право и юридическая обязанность - это предусмотренная нормой права мера возможного и должного поведения участников конкретных правоотношений. Субъективное право выражается в правомочиях субъекта, которые состоят в следующем:

    1. возможность субъекта своими собственными действиями реализовать свое право;

    2. право требовать от другого участника правоотношения исполнения своих обязанностей;

    3. право обращаться за государственной защитой, в случае, если субъективное право нарушено.

    Юридическая обязанность - это обязанность исполнить все то должное, что предусмотрено нормой права, а в случае неисполнения претерпевать предусмотренные санкцией данной нормы меры государственного воздействия.

    1. 2. Виды налоговых правоотношений

    В юридической литературе предлагаются различные виды налоговых правоотношений.

    В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения. К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов. Ко второму виду относятся отношения по привлечению к налоговой ответственности.

    По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные. Отношения по поводу исчисления и уплаты налогов и сборов, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным. Отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т. п., можно отнести к процессуальным.

    По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:

      отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями;

      отношения между государствами (муниципальными образованиями) в лице уполномоченных органов и налогоплательщиками, а также иными участниками налоговых правоотношений – по поводу взимания налогов и сборов, проведения налогового контроля, привлечения к налоговой ответственности, а также обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц.

    По характеру межбюджетных связей они делятся на отношения на абсолютные и относительные. Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена только одна сторона. Например, отношения по установлению и введению налогов и сборов, в которых уполномоченный орган принимает соответствующий нормативно-правовой акт, носящий обязательный характер для неопределенного числа субъектов. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязательных лиц, наделенных соответствующими правами.

      установления и введения налогов и сборов;

      взимания налогов и сборов;

      проведения налогового контроля;

      привлечения к ответственности за налоговые правоотношения;

      обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц .

    По цели они делятся на основные и обеспечительные (сопутствующие). Традиционно основными считаются отношения по взиманию и уплате налога и сбора. Отношения, возникающие по поводу постановки на учет, по проведению налоговых проверок и т. п. принято рассматривать как вспомогательные.

    1. Налоговые правоотношения (5)

      Реферат >> Финансы

      А также их теоретического обоснования. 1 Понятие налогового правоотношения , его структура Следует отметить, что в дореволюционной юридической...

    2. Налоговый процесс и его структура

      Дипломная работа >> Финансы

      ... налоговых правоотношений . Как отмечалось выше, связь финансового права с административным несомненна, однако рассматри­вать понятие налогового ... исследования является налоговый процесс его структура . Целью исследования налогового процесса является...

    3. Налоговое планирование предприятия, его структура

      Реферат >> Финансы

      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 1.1. Понятие и содержание налогового планирования на... РИС 2) Структура налогового планирования Проекция конструкции налогового планирования в виде... ли предприятие субъектом налоговых

    Налоговые правоотношения – это охраняемое гос. общественное отношение, возникающие в сфере налогообложения, которые представляют собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами налогового права.

    Налоговые правоотношения – это властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов, а также отношения, возникающие в процессе налогового контроля и привлечения обязанных субъектов к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Налоговые правоотношения – это общественные отношения, урегулированные налоговым законодательством.

    Элементы налоговых правоотношений.

    1. Субъекты:

    · налогоплательщики и плательщики сборов;

    · налоговые агенты;

    · ФНС и ее территориальные подразделения

    · ФТС и ее территориальные подразделения;

    · Минфин, финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы районов и городов – при решение вопроса предусмотренных НК;

    · государственные и муниципальные органы, уполномоченные ими и должностные лица, осуществляющие прием и взимания налогов и сборов, а также контроль за своевременность ее уплаты;

    · органы МВД – при решении вопросов отнесенных к их компетенции НК.

    2. Объекты, т.е. сами налоги и сборы, размеры которых устанавливаются налоговым законодательством;

    Налогоплательщики и плательщики сборов, на которых возложены обязанности по уплате налогов и сборов. Одним из критериев отнесения к физическим лицам или организации к налогоплательщикам является предполагаемая возможность уплачивать налоги и сборы. Физ. лица и организации приобретают налоговый правовой статус по причине предполагаемой возможности вступления в налоговые правоотношения с гос. или МО относительно уплаты установленных налогов и сборов. Предпологаемость уплачивать налог возлагается на физ. лицо или организацию с момента возникновения обстоятельств установленных в законодательстве о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного конкретного налога. Налогоплательщики в качестве субъекта налогового права подразделяются на две группы:

    a. организации;

    b. физ. лица.

    Понятие налогоплательщики – организации включает в себя:

    1. юр. лиц созданных в соответствие с законодательством РФ;

    2. иностранные организации, т.е. иностр. юр. лица, компании и др. корпоративные образования обладающее гражданской правоспособностью и созданные в соответствие с законодательством ин. государства, международные организации и их филиалы и представительства созданные на территории РФ.

    К числу организаций расположенные на территории РФ при условии, что законодательством о налогах и сборах на них возложена обязанность уплачивать конкретные налоги. Филиалы и обособленные представительства РФ не являются налогоплательщиками, а только исполняют налоговые обязанности головного

    Понятие налогоплательщики – физ. лица включает в себя:

    2. ин. гр-не;

    3. лиц без гр-ва.

    Кроме того, среди физ. лиц выделяются:

    1. налоговые резиденты РФ, т.е. физ. лица находившиеся на территории РФ в общей сложности не мене 183 дней в течении года

    2. ИП, т.е. фи. лица имеющие регистрацию в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юр. лица, а также адвокаты, частные нотариусы, частные охранники и частные детективы. ИП приобретают правовой статус налогоплательщика не зависимо от правового статуса предпринимателя. Физ. лица осуществляющие ПД без образования юр. лица, но не имеющие регистрацию в кач-ве ИП (нарушение требований гражданского законодательства) при исполнении налоговых обязательств не вправе ссылаться, что они являются ИП.

    Основой правового статуса налогоплательщика является налоговая правосубъектность, т.е. предусмотренная нормами налогового права возможность или способность быть субъектом налогового права. налоговая правосубъктность состоит правоспособности и дееспособности. Налоговая правоспособность – это возможность меть права и нести обязанности по поводу объектов налоговых правоотношений. Она предпологает юр. характеристику лица и дает возможность быть участником налогового правоотношение. Налоговая дееспособность – это предусмотренная нормами налогового права способность лица своими действиями приобретать и реализовывать свои права и выполнять возложенные на него обязанности. Налоговая правоспособность и дееспособность, тесно взаимосвязанные и дополняют друг друга. Налоговая правоспособность возникает с момента (например, с момента рождения ребенка), а дееспособность по достижении определенного условия (например, регистрации в кач-ве ИП, достижение определенного возраста и т.д.). В налоговом праве возникновение правоспособности и дееспособности часто совпадают, например: с регистрации Устава юр. лица и постановки его в налоговом органе по представлению отчета о деятельности, а в случае уклонения применяются меры гос. принуждения. Налогоплательщик – это особый правовой статус лица, на которого возлагается обязанность уплачивать налоги и сборы.

    Для обеспечения и защиту прав налогоплательщиков и плательщиков сборов установлены след. гарантии реализации этих прав:

    1. право установлены обязанностями должностных лиц и не исполнение или ненадлежащее исполнение этих обязанностей влечет за собой ответственность таких должностных лиц;

    2. налогоплательщикам и плательщикам сборов гарантируется защита их прав и законных интересов:

    · законодательная защита – в порядке обжалования не правомерных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов в выше стоящие налоговые органы;

    · судебная защита.

    Налогоплательщикам м.б. предоставлены след. права:

    1. получать от мин. финаносов, налоговых органов про месту учета бесплатную информацию о законодательстве о налогах и сборах;

    2. использовать налоговых льгот;

    3. требовать соблюдения налоговой тайны;

    4. не выполнять не правомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;

    5. обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействия) их должностных лиц;

    6. требовать полного возмещения убытков причиненных не законными решениями налоговых органов и незаконными действия (бездействием) их должностных лиц;

    7. и др. права установленные законодательством.

    Налогоплательщики плательщики обязаны:

    1. в зависимости от юр. фактов лежащих в основе возникновения обязанностей:

    · уплачивать установленные законодательством налоги. своевременная и в полном объеме уплаты налогов является основной обязанностью налогоплательщика. Данная обязанность возникает с момента вступления в законную силу НПА предусматривающего уплату конкретного определенного налога;

    · вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения;

    · представлять в налоговый орган по месту своего учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать. Налоговая декларация – это письменное заявления налогоплательщика о доходах, расходах, а также об объекта налогообложения и иные данные, предусмотренные НК РФ. Налоговая декларация заполняется на спец. бланке, установленные налоговым законодательством. Налоговая декларация подается в налоговый орган, а также иным способом (по почте). Налоговый орган не вправе отказать в требовании налогоплательщика о проставлении даты принятия в копии налоговой декларации. Налоговый орган не вправе требовать внесения;

    · представлять налоговым органами и их должностным лицам документы необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    · выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений налогового законодательства;

    · не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при осуществлении ими служебной обязанности;

    · в течение 3-х лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, подтверждающих полученные доходы и уплаченные (удержанные) налоги, а также подтверждающие произведенные расходы;

    · постановка на учет в налоговых органах;

    · предоставление налоговому органу необходимой информации и документов;

    2. В зависимости от императивности возложения обязанности налогоплательщиков. Большинство обязанностей прямо зафиксированы НК РФ, входит в общий правовой статус налогоплательщика и не требует введения доп. действий. К таким обязанностей относятся обязанность уплачивать законно установленные налоги и сборы. Вместе с тем возложение на налогоплательщика некоторых обязанностей возможна только в силу указания на то НПАК. К числу таким обязанностей относится обязанность вести в установленном порядке учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения (в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете).\

    3. В зависимости от принадлежности статуса налогоплательщика выделяются обязанности для налогоплательщиков – организаций и ИП, которые обязаны в письменной форме сообщать в налоговый орган по месту своего учета:

    · об открытии или закрытия счетов в коммерческих банках в срок 7 дней;

    · об участии в иностранных и Российских организациях в срок 1 месяц с момента участия;

    · о реорганизации, ликвидации, банкротстве в срок 3 дня с момента принятия соответствующего решения;

    · о филиалах и др. обособленных подразделениях на территории РФ в срок в 1 месяц с момента их создания, реорганизации, ликвидации;

    Налогоплательщики могут нести иные обязанности установленные федеральным законодательством, т.к. обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) установленные НК не является исчерпывающим. Не выполнение или ненадлежащее выполнение налогоплательщиком возложенных обязанностей образует соответствующий состав налогового правонарушения. Субъекты, уплачивающие налоги и сборы в связи с перемещением товаров ч\з таможенную границу РФ также несут обязанности установленные таможенным законодательством.

    Взаимозависимые лица - это лица, кот. могут оказывать влияние на условие или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых лиц. Для признания взаимозависимости лица учитывает влияние лица над другими лица путем доли капитала. Взаимозависимыми лицами являются:

    1. организации, которые прямо или косвенно участвует в другой и долей такого участия более 25%;

    2. физ. лица и компания, если это лицо прямо или косвенно участвует в этой компании и доля такого участия составляет более 25%;

    3. организации, в кот. прямо или косвенно участвует одно и тоже физ. лицо причем доля его участия в каждой организации более 25%;

    4. компания и лицо, кот. наделено полномочиями назначать либо ее единоличный исполнительный орган либо не мене 50% состава директоров;

    5. организации если их единоличный исполнительный орган либо не менее половины совета директоров одним и тем же лицом;

    6. компании, где совет директоров более чем на половину состоит из тех же физ. лиц;

    7. организация и лицо, наделенное полномочиями ее единоличного исполнительного органа;

    8. компании, где функции ЕИО выполняет одно и тоже лицо;

    9. юр. лица или физ. лица, если доля прямого участия каждого предыдущего лица в каждой последующей организации составляет боле 50%;

    10. физ. лицо и его родственники: супруг супруга, родители, дети, братья и сестры, опекуны и подопечные.

    Налоговое право. Шпаргалки Смирнов Павел Юрьевич

    5. Виды налоговых правоотношений

    В зависимости от функций, выполняемых нормами права, принято различать регулятивные и охранительные налоговые правоотношения.

    К первым могут быть отнесены отношения по установлению, введению, взиманию налогов и сборов.

    Ко второму виду относятся, в частности, отношения по привлечению к налоговой ответственности.

    По характеру налоговых норм они делятся на отношения материальные и процессуальные . Если отношения по поводу исчисления, уплаты налога или сбора, выполнения иных налоговых обязанностей относятся к материальным, то отношения, связанные с порядком назначения, проведения налоговых проверок, особенностей привлечения к налоговой ответственности, порядком обжалования актов налоговых органов и т. п., можно отнести к процессуальным.

    По субъектному составу налоговые правоотношения можно подразделить на:

    1) отношения, возникающие между РФ и субъектами РФ; между РФ и муниципальными образованиями; между субъектами РФ и муниципальными образованиями – к ним относятся отношения по поводу установления и введения налогов и сборов;

    2) отношения между государством (муниципальными образованиями), а также иными участниками налоговых правоотношений.

    По характеру межсубъектных связей они делятся на отношения абсолютные и относительные . Под абсолютными правоотношениями в теории права понимаются те, в которых точно определена лишь одна сторона. Относительными являются те правоотношения, в которых конкретные налогоплательщики выступают в качестве обязанных лиц, наделенных одновременно и соответствующими правами.

    1) установления и введения налогов и сборов;

    2) взимания налогов и сборов;

    3) проведения налогового контроля;

    4) привлечения к ответственности за налоговые правонарушения;

    5) обжалования актов налоговых органов, а также действия (бездействия) их должностных лиц.

    Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

    6.6.1. Порядок формирования информации о постоянных и временных разницах, отложенных налоговых активах и отложенных налоговых обязательствах В соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 под постоянными разницами понимают доходы и расходы:а) формирующие бухгалтерскую прибыль (убыток)

    Из книги Учетная политика организаций на 2012 год: в целях бухгалтерского, финансового, управленческого и налогового учета автора Кондраков Николай Петрович

    6.6.2. Порядок отражения в бухгалтерской отчетности отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств В соответствии с п. 19 ПБУ 18/02 организации могут отражать суммы отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств в бухгалтерском

    Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

    49. Субъекты и содержания расчетных правоотношений Структура расчетных правоотношений:1) объект правоотношений;2) содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов.Объект – денежные средства клиента кредитной

    Из книги Налоговое право автора Микидзе С Г

    47. Понятие и виды налоговых проверок Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:1) камеральные налоговые проверки;2) выездные налоговые проверки.Целью камеральной и выездной налоговых

    Из книги Налоговое право. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    39. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные

    автора Кановская Мария Борисовна

    23. Признаки банковских правоотношений Банковские правоотношения имеют несколько существенных признаков: ?это общественные отношения, т. е. отношения между лицами (юридическими и физическими), имеющие общественную значимость. ?они являются денежными по своей

    Из книги Банковское право. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

    24. Юридическое содержание банковских правоотношений Содержание банковских правоотношений, как и любых других правоотношений, может быть раскрыто через правовой статус субъектов таких правоотношений. Права, обязанности, а в определенных случаях и компетенция

    Из книги Механизм уплаты налогов при многоуровневой структуре организации автора Мандражицкая Марина Владимировна

    Глава 16. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение <...> Статья 118. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке 1. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый

    автора Белоусов Данила С.

    7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, виды Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношений Элементами структуры налогового правоотношения является:– субъекты– юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов.Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в

    Из книги Налоговое право. Конспект лекций автора Белоусов Данила С.

    Лекция 8. Правовой статус налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых представителей 8.1. Понятие и виды налогоплательщиков и плательщиков сборов, их права и обязанности Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на

    Из книги Уплата налогов и сборов: как получить отсрочку автора Клокова Анна Валентиновна

    4. Виды налоговых отсрочек

    автора Альбова Татьяна Николаевна

    29. Основные черты страховых правоотношений Страховое правоотношение значительно отличается от других видов обязательственных правоотношений, поскольку обладает своим определенным набором индивидуальных черт. Это отличие проявляется во всех его структурных

    Из книги Страхование. Шпаргалки автора Альбова Татьяна Николаевна

    31. Формы страховых правоотношений Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» выделяет две основные формы страхования:1) обязательное;2) добровольное. Страхование в добровольной и обязательной формах может быть как имущественным, так и

    Из книги Налоговая нагрузка предприятия: анализ, расчет, управление автора Чипуренко Елена Викторовна

    2.5. Обобщение информации о структуре налогового поля: состав и причины возникновения налоговых обязательств и налоговых вычетов в процессе хозяйственной деятельности Анализ хозяйственной деятельности предприятия позволяет при условии ее распределения на три этапа в

    Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

    2.4. Сущность и виды предпринимательских правоотношений Под предпринимательскими правоотношениями понимаются урегулированные нормами предпринимательского права отношения, возникающие в процессе осуществления предпринимательской деятельности, тесно с ней связанной