Сколько денег нужно давать ребёнку на карманные расходы? Карманные расходы.

Когда наши дети были маленькими, деньги им были не нужны. Все изменилось, когда первый ребенок начал ходить в школу. С этого момента мы начали выдавать ему небольшие суммы, чтобы заплатить за проезд, купить еду.

Ни для кого не секрет, что многие дети тратят выданные деньги не по назначению. С такой проблемой столкнулись и мы. Оказалось, ребенок отказывается от обедов в школьной столовой, а потом покупает то, что ему хочется. Поэтому мы решили разделить суммы: одни направлять на питание, проезд и на обеспечение других ежедневных нужд, а другими позволить ребенку распоряжаться самостоятельно. Позже мы стали выдавать карманные деньги только по вечерам в воскресенье - один раз на всю неделю. Сумма менялась в зависимости от прилежности, с которой ребенок выполнял работу по дому.

Методом проб и ошибок мы с родителями и сестрой создали правила выдачи карманных денег детям в наших семьях. Главное из них: деньги не получают просто так, а зарабатывают своим трудом. Их нужно уметь получать и грамотно тратить. Суммы, которые достаются ребенку легко, он не ценит, поэтому спускает на очередную бесполезную вещь.

1. Установка минимальной суммы

Дети в нашей семье. конечно, не всегда слушаются, получают хорошие отметки в школе и старательно убираются в своих комнатах. Однако мы задали минимальную сумму денег, на которую ребенок может рассчитывать при любых обстоятельствах. Это что-то наподобие оклада, который получает взрослый человек, даже если продуктивность его работы падает.

2. Повышение лимита со временем

Когда ребенок взрослеет, его расходы увеличиваются. Нашим первоклашкам хватало 50-100 рублей в неделю без учета питания и проезда (это было давно, а сейчас расходы уже совсем другие). Однако 16-летнему подростку требуется больше карманных денег, потому что его потребности возрастают. Старшеклассники в нашей семье получают около 1000 рублей в неделю, хотя эта сумма во многом зависит от текущего материального положения.

3. Лишение денег - строгое наказание

Система наказаний - важная часть воспитательного процесса. Однако неправильно полностью лишать ребенка карманных денег за малейшую провинность. Такую меру мы решили применять только в тех случаях, когда дети совершают очень серьезные проступки.

4. Оплата домашней работы

Когда ребенок в нашей семье выполняет больше работы по дому, он получает больше карманных денег. Однако он должен знать, что у него есть базовый набор обязанностей. Поэтому мы не обещаем ребенку деньги за то, что он заправит кровать, уберется в своей комнате, помоет за собой посуду, сложит в шкаф разбросанную одежду, сходит в магазин за хлебом. Все, что не входит в этот перечень, оплачивается отдельно. Так у ребенка появляется стимул помогать маме по хозяйству - например, мыть пол и протирать пыль во всей квартире.

5. Трудная работа стоит дороже

Как любящие родители, мы стараемся быть справедливыми по отношению к детям: чем более трудоемкую работу по дому ребенок выполняет, тем больше денег он должен получать. Протирание пыли, поливка цветов, развешивание постиранной одежды, чистка ковров пылесосом - самые простые задания, поэтому оплата за них низкая. Более высокую «ставку» мы назначили за глажку белья, выхлопывание ковриков. Еще больше денег ребенок получает, если соглашается помыть машину или всю грязную посуду, которая осталась после гостей.

Мы заранее обсуждаем с детьми стоимость работ. Если договорились - соблюдаем свое обещание. Еще у нас действует система штрафов, чтобы ребенок всегда старался выполнить задание хорошо. Если качество работы низкое, снижаем оплату за нее. Если все приходится переделывать, ребенок не получает никаких денег.

6. Хорошие оценки не оплачиваются

Деньги - неправильная мотивация для обучения. Для обучения у ребенка должна быть иная мотивация, нежели материальное вознаграждение. Поэтому мы отбросили эту идею, но ввели дополнительные штрафы. При неуспеваемости или частых жалобах учителей на поведение ребенка мы приостанавливаем выдачу карманных денег до того момента, когда ситуация исправится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

7. Не выдавать деньги раньше срока

Поначалу наши дети легко спускали за один день всю сумму, которую получали на неделю, а потом приходили просить еще. Тогда мы твердо решили не оказывать внеплановую материальную помощь ребенку. Пусть он обходится без денег до очередной «получки». Этот метод учит контролировать свои расходы.

8. Отчет о тратах

Конечно, младшеклассников мы заставляли отчитываться о том, как и на что они тратили карманные деньги. Однако мы решили, что с возраста 13-14 лет уже можно дать ребенку свободу распоряжаться своими финансами, как он считает нужным. Исключение - если сын или дочка долго копит деньги на какую-то крупную покупку. Такие решения мы обсуждаем на семейном совете.

9. Поощрение накоплений

Дети часто клянчат у нас какие-то гаджеты, модную одежду и другие вещи. В таких случаях мы объясняем, что можно самостоятельно накопить на покупку, если перестать тратиться на ненужные мелочи и начать откладывать деньги. Однако мы всегда помогаем ребенку «заработать» недостающую сумму, предоставляя внеочередную работу - например, проведение генеральной уборки.

10. Карманные деньги - часть общего семейного бюджета

Во всех семьях возникают финансовые трудности, наша - не исключение. В таких ситуациях приходится урезать суммы, которые дети получают на ежедневные расходы, а это вызывает обиды и негодование. Поэтому мы всегда доходчиво объясняем ребенку, что его карманные деньги являются частью семейного бюджета, а временно сократить свои траты придется всем. Как только материальное положение выправляется, мы сразу же восстанавливаем прежние суммы карманных денег.

11. Обсуждение суммы карманных денег с другими родителями

По возможности мы обсуждаем вопрос карманных денег с родителями друзей и одноклассников наших детей. Логика такова: если ребенок будет получать одинаковые суммы со своими сверстниками, он не станет завидовать или задаваться перед ними.

12. Дневник расходов

Когда дети начали получать карманные деньги, мы попросили их завести дневники и подробно описывать в них, сколько и на что было потрачено. В будущем это станет хорошей привычкой, которая поможет контролировать свои расходы и аккуратнее относиться к финансам.

Первые месяцы мы заглядывали в такие дневники. Однако потом мы позволили детям самостоятельно вести учет расходов. Нам только нужно было удостовериться, что записи ведутся аккуратно. Позже это помогает ребенку оценивать собственные покупки.

Дети слышат, как взрослые говорят о деньгах, видят, как родители считают, платят. Поэтому вполне естественно, что они проявляют к ним интерес. Нужно ли давать ребенку деньги на карманные расходы? За что и с какого возраста?

Когда детям отказывают в покупке игрушки, потому что она слишком дорогая, они часто отвечают: «А ты возьми деньги с карты!»

Видя, что взрослые достают купюры из банкомата, просто вставив в него карту, малышам начинает казаться, что получить деньги достаточно просто. Важно объяснить ребенку, что деньги нужно зарабатывать. А помимо этого уделить большое внимание и разговору о том, как их нужно тратить. Психологи считают, что лучшим воспитанием финансовой состоятельности является умение с ранних лет распоряжаться карманными деньгами.

Елена Николаева, медицинский психолог:

Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, копить, планировать) без реальных денег, в случае с детьми – это карманные деньги. Еще в детском саду наши дети с удовольствием играют «в магазин», используя в виде банкнот кусочки бумаги, листочки деревьев, лепестки цветов, камешки. Повзрослев, дети с удовольствием играют в бизнес – игры по типу «Монополии».

Получение и распоряжение собственными карманными деньгами является самым действенным методом финансового воспитания детей. Только на своем опыте управления деньгами ребенок сможет научиться эффективно их тратить, сохранять и вкладывать.

Даже небольшой, но собственный личный бюджет дает навыки бережливого обращения с деньгами. Родители советами могут влиять на этот процесс.

Нужно ли родителям обсуждать с ребенком то, на что пойдут его деньги?

Цель карманных денег для ребенка состоит в том, чтобы дать ему возможность научиться в реальной ситуации самому принимать решения по поводу своих финансовых средств.

Карманные деньги прививают навыки планирования бюджета, здесь и сейчас ребенок не может приобрести себе нужную вещь, а через некоторое время сможет, приучают детей к терпению, ведь порой, чтобы приобрести какую-то дорогую и нужную вещь, приходится длительно копить деньги. Также карманные деньги развивают уверенность в себе, в собственных силах, в те моменты, когда ребенок сам принимает решение о том, что ему приобрести, становится «как взрослый», сам решающий, что и как ему делать. За некоторые расходы ребенок может отвечать самостоятельно, в зависимости от возраста это могут быть школьные обеды, оплата сотовой связи, передвижения в городе, подарки друзьям, походы в кино, предметы одежды, канцтовары.

Необходимо ли следить за тем, на что ребенок потратил свои карманные деньги?

Полезно будет время от времени разбирать траты ребенка, особенно если у него не получается самостоятельно их контролировать.

Обратите внимание на то, что дети - наша копия, поэтому для воспитания финансово грамотного ребенка в первую очередь стоит позаботиться о собственной финансовой грамотности. Все, что вы рекомендуете или рассказываете ребенку о финансовой грамотности, будет примером только в том случае, если вы сами будете придерживаться тех же правил.

Не превращайте деньги в способ манипуляции. Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Можно ли «штрафовать» ребенка за его проступки, не давая ему больше денег или забирая уже выданные? И стоит ли платить ребенку за пятерки?

Не поощряйте и не наказывайте ребенка при помощи карманных денег. Количество выдаваемых денег не должно зависеть от оценок, полученных в школе, выполненных домашних обязанностей, хорошего поведения. Школьник должен понять: учеба – его обязанность.

Мотив «пятерка – денежное вознаграждение» приводит к тому, что ребенок начинает нервничать, если не получает «отлично», переживает из-за неудачи, что в свою очередь может привести к проблемам и стрессам, нарушению сна, потере аппетита, нарушается общение со сверстниками. Поощрять нужно не оценки, а старания. Если, например, ребенок приложил усилия и исправил оценку, если выполнял все домашние задания по сложному для него предмету. В качестве поощрения могут быть интересные поездки, экскурсии, поход в кино, развлекательный центр, совместное времяпровождение с родителями, встречи с друзьями, т. е. то, что направлено на получение новых впечатлений.

Асия Кабылкенова, 17 лет

Родители дают детям карманные деньги для того, чтобы они могли купить то, что захотят, будь то еда или книга.

Во сколько пора начинать давать деньги? В 6-7 лет, мне кажется, рано, если только на проезд и питание, так как в этом возрасте дети не понимают, как правильно их использовать. Я думаю, начиная с 8-9 лет уже можно - в этом возрасте у них уже будут свои определенные интересы, и они захотят что-нибудь приобрести для себя.

Самая оптимальная сумма для школьника моего возраста - 2000-3000 тенге. Например, мне достаточно этих денег, так как в эту сумму входит и проезд, и питание, и, так как я учусь в 11 классе, еще сдаю деньги на разные задачники и для выпускного. На эти деньги я бы погуляла с друзьями, купила бы книгу по биологии или кулинарии, сходила бы в кино.

На мой взгляд, если давать ребенку деньги по определенному графику, то он, одним словом, обнаглеет. Родители могут поощрять его за хорошие оценки - это создаст какой-то стимул для ребенка, возбудит интерес, другими словами, так можно будет совместить «приятное с полезным».


Алтынай Кабылкенова, 11 лет

Я думаю, карманные деньги нужны нам для того, чтобы мы покупали себе что-нибудь вкусное. Или, если ребенок, например, в 5-6 классе, то нужно давать ему деньги на обед. Однажды я сама заработала деньги - я делала браслеты и продавала их своим подружкам в школе. Вообще, мне всегда было интересно зарабатывать самой.


Мне кажется, карманные деньги нужно давать детям с 11-12 лет - в этом возрасте ребенок еще не такой взрослый, что может заработать сам, но и не такой уж маленький, он сможет их правильно потратить. Это должно быть минимум 2000 тенге в неделю, потому что если считать только на обед, то по 200 тенге 5 раз в неделю получается 1000 тенге, и еще как раз остается немного, чтобы купить что-нибудь.

Можно давать ребенку деньги за хорошие оценки или просто так по графику. Как решат родители, так и будет правильно.


Жасур Сидиков, 13 лет

Карманные деньги нужны детям для того, чтобы они могли тратить их на то, что им действительно нужно.

Каждый ребенок должен понимать, что значат деньги, поэтому, я считаю, что давать их нужно уже с раннего возраста - 8-9 лет. Сумма зависит от того, на что он хочет потратить. А так, я думаю, 1000-1200 тенге в неделю будет хватать.


Я лично половину бы тратил на еду, а другую половину, возможно, копил на более ценную вещь. Думаю, что ребенок не должен просто так получать деньги, он должен их заслужить.


Мария Богословская, 14 лет

Карманные деньги нужны ребенку для того, чтобы он сам планировал свои расходы и понимал, что деньги на потолке не растут. Нужно подумать, прежде чем потратить все, что тебе дали, потому что не факт, что в следующий раз дадут еще.

Свои деньги должны быть у ребенка с 6-7 лет, когда он начинает ходить в школу и на кружки.


И знаете, каждому нужно давать по-разному, это зависит от семейного бюджета. Сколько бы ни дали родители, это все нужно ценить. Это может быть даже 500 тенге в неделю.

Лично я с 8 лет складываю деньги в копилку, коплю на свою мечту. Мама дает мне деньги, когда я попрошу, или когда сама посчитает нужным. Родители разные, и кто-то может сказать, что деньги надо заслужить, но я так не считаю, это как-то неправильно.


Анна Ежкова, 11 лет

Карманные деньги нужны, чтобы дети могли потратить их с удовольствием. Нужно давать ребенку деньги сразу, как только он перестает эти монетки глотать и рвать бумажные деньги.


Все дети тратят по-разному: кто-то по 1000 тенге в день, кто-то вообще ни копейки, мне лично хватит 700 тенге чтобыдва раза поесть - перед английским и в среду перед музыкой. Я в основном трачу на перекус.

Было бы хорошо, если карманные деньги можно было б заработать, например, помыв дома пол или вытерев пыль. Но мы так не делаем, родители дают нам деньги по графику.


Мария Ежкова, 8 лет

Взрослые дают детям деньги на тот случай, если произойдет что-то непредвиденное - дети потеряются, или родители не успеют их забрать из школы, чтобы детимогли доехать до дома или купить себе еды.

Я бы очень хотела сама заработать свои карманные деньги. Например, я вытираю пыль, а мне за это 100 тенге. Наверное, деньги нужно давать детям, когда они понимают, на что их можно тратить. Это примерно с восьми лет.


Сколько нужно, чтобы хватало? Это примерно 160+80 и умножить на 5. Но это если не считать IPhone X. Я бы тратила 200-300 тенге на еду, а остальные копила и потом купила бы себе игрушку.

Вообще я понимаю, что деньги нужно заработать чем-то, но мне хотелось бы, чтобы папа давал мне их просто так, а не за хорошие оценки.

Как формируется отношение к деньгам

В современном обществе понятие успешности во многом связано с количеством денег, которые человек может потратить. С экранов телевизоров, с рекламных плакатов, со страниц газет и журналов нам внушают, что мы должны постоянно что-то приобретать, чтобы идти в ногу со временем – новые машины, бытовую технику, различные электронные гаджеты.

Многие покупают все это, даже не имея необходимости. И это не удивительно – ведь без этих покупок человек чувствует себя как белая ворона, опасается формирования у окружающих соответствующего мнения о себе, как о человеке, который не может себе позволить такие покупки, человеке бесперспективном, не успешном, не стоящем внимания.

Естественно, что все это видят наши дети. Видят покупки родителей, видят рекламу, видят, что без денег сегодня просто никак не обойтись. Отсюда уже с детских лет у маленького человечка начинает формироваться отношение к деньгам, как к средству проявления своей индивидуальности, своих возможностей, успешности и просто как к возможности жить в свое удовольствие.

Поэтому у ребенка возникает потребность иметь свои деньги на карманные расходы, которые смогут добавить ему авторитета среди друзей, одноклассников и почувствовать себя взрослее, самостоятельнее.

Вот тут и возникает вопрос у родителей – когда можно начинать давать ребенку деньги? А если давать, то как часто и как много?

Давайте попробуем найти ответы на эти вопросы, чтобы понять, как правильно вести себя, когда у ребенка появится желание иметь свои деньги.


С какого возраста можно давать деньги ребенку?

Как правило, родители начинают давать деньги на карманные расходы своим детям с того времени, как ребенок пошел в школу.

Если до школы малыш постоянно находился рядом с родителями и деньги ему были ни к чему, то в школе ему нужно что-то купить себе на обед в столовой, оплатить проезд в школу, купить себе какие-то канцелярские мелочи для учебы. И это не прихоть, родители хорошо это понимают и не отказывают малышам в некоторых суммах.

Но тут появляются новые вопросы. Сколько денег для ребенка будет достаточно? Как часто давать деньги? Как научить малыша относиться к деньгам бережно, не тратя их попусту?


Как научить ребенка ответственно относиться к деньгам?

Давая деньги ребенку, взрослые иногда не задумываются, что в этот момент ребенок вовлекается в очень важный процесс, от которого впоследствии во многом будет зависеть его умение обращаться с деньгами.

Умение распоряжаться деньгами – одно из важнейших умений в нашей жизни. Правильно планировать траты, умение откладывать деньги на будущее, делать накопления, понимать, на что действительно нужно потратить, а на что вовсе не обязательно. Все это закладывается в сознание ребенка именно с момента появления у него карманных денег.

Поэтому, давая деньги малышу, вы должны понимать свою ответственность за формирование у него бережного отношения к деньгам.

Чаще всего происходит как? Ребенок подходит к маме или папе и говорит, что ему нужны деньги на то-то и на то-то. Взрослый берет кошелек, достает из него нужную сумму денег и дает их ребенку.

Понятно, что ни о каком развитии навыка обращения с деньгами здесь речь не идет вообще. Ребенок знает, что ему всегда дадут столько, сколько нужно, достаточно просто попросить. Складывается впечатление, что количество денег в родительском кошельке неисчерпаемо.

Ребенок не понимает, что родители раз в месяц получают зарплату, на которую потом живут весь следующий месяц. Что для этого им приходится планировать, на что и сколько они потратят денег, чтобы дожить до следующей получки.

Лучшим способом научить ребенка бережному отношению к деньгам является регулярная выдача определенной суммы, расходование которой будет планировать сам ребенок. При этом не следует ему указывать когда, на что и сколько можно потратить.

Сначала ребенку будет непросто научиться распоряжаться полученными средствами. В первое время вы не раз столкнетесь с ситуацией, когда ребенок все потратил буквально на следующий день. Но не следует идти на поводу и, вздохнув, выделить еще немного денег. Так вы никогда его ничему не научите и сделаете только хуже.

Поначалу можно давать деньги 1 раз в неделю. Когда ребенок будет становиться старше и у него уже накопится определенный опыт обращения с деньгами, можно перейти на выдачу нужной суммы раз в месяц.

Перед тем, как начать давать деньги можете договориться с ребенком, что некоторые определенные расходы теперь будет оплачивать он сам, что в эту сумму войдут, к примеру, пополнение баланса на сотовом телефоне, покупка проездного, поход в кино. Все, что останется – он откладывает в свою копилку или тратит на свое усмотрение.

Конечно сумма должна быть адекватной, позволяющей пополнить баланс, сходить в кино и оплатить проезд в городском транспорте и еще немного на карманные расходы.

Такой подход поможет научить ребенка понимать, что деньги не падают с неба, что если он за пару часов проговорил все деньги на своем мобильном, то до следующего пополнения баланса ему придется подождать, что в кино каждый день не следует ходить, так как после этого уже не остается денег на все остальное и т.д.

Это очень действенный способ развития аккуратности в обращении с деньгами, которая пригодится ребенку во взрослой жизни.

Сколько давать денег на карманные расходы?

Этот вопрос является наиболее трудным и требует от взрослого определенной мудрости и ответственности. Конечно же, в первую очередь количество карманных денег, выдаваемых ребенку, зависит от доходов семьи.

Но даже в том случае, если вы совершенно не стеснены в средствах, не следует давать ребенку денег слишком много, как бы ему ни хотелось блеснуть перед друзьями.

Подсчитайте расходы, которые вы включите в эту сумму – сотовый, завтраки, проезды, кино и накиньте немного сверху. Или поинтересуйтесь у родителей его друзей – сколько они выделяют денег своим детям. Исходя из этого, уже можно вывести примерную сумму.

Никто кроме вас точную цифру назвать не сможет. Тем более что с возрастом ребенка сумма будет постепенно увеличиваться. Если в первом классе малышу вполне хватало 500 рублей в месяц, то старшекласснику может оказаться ее недостаточно и на неделю.

Давая деньги ребенку, не забывайте соблюдать несколько главных правил.

Здравствуйте, дорогие читатели! Думаю, многих, у кого есть дети, этот вопрос волнует по-настоящему. Давать или не давать карманные деньги ребенку? И если давать, то сколько? Когда начинать давать и как проконтролировать? Вопросы, на которые мы ищем ответы. И каждый решает для себя эту проблему, как может и как считает верным.

Многие родители уверены, что карманные деньги необходимы ребенку. Это позволит ему во взрослой жизни избежать многих ошибок. Ведь, для того чтобы научиться распоряжаться деньгами, планировать расходы, тратить и рассчитывать бюджет – нужно этому научить. А как научить, если ребенок никогда не держал в руках деньги?

Другая часть родителей уверена в обратном. – понятия несовместимые. А зачем ребенку деньги?

  • Им все и так покупают родители
  • К тому же, дети не умеют тратить деньги
  • Можно избаловать деньгами или развить такие качества, как жадность
  • Ребенок, у которого всегда есть деньги, больше рискует (у него их могут отобрать или, хуже того, побить)

В поисках ответов мы изучаем опыт других родителей, опыт зарубежных стран, читаем советы психологов и всякие умные книжки, как, например, книги Роберта Кийосаки.

Временами, так и хочется сказать себе: «Стоп, достаточно. Остановись на минутку, перевари все, что узнал, и примени. Но применяй творчески, опираясь на собственный жизненный опыт и интуицию, учитывая характер и склонности своего ребенка».

Согласитесь, многие из нас относятся к поколению, воспитанному в несколько негативном отношении к деньгам.

В наших семьях не было принято обсуждать какие-то финансовые вопросы и проблемы с детьми. Родители, как правило, выкручивались, как могли.

И уж, конечно, ни о каком финансовом образовании детей и речи не было. Поэтому мы, теперешние родители, в большинстве своем абсолютно безграмотны в финансовом отношении. Наши родители, да, зачастую, и мы сами живем, как Бог на душу положит.

И распоряжаемся заработанными деньгами примерно по той же схеме, по которой это происходило в семье, как это обычно делали бабушка и дедушка, родители или ближайшие родственники.

Только сейчас я начинаю понимать, что в жизни можно было бы все организовать как-то иначе, при правильном отношении к деньгам.

И, уже только поэтому, считаю, что дети должны с детства знать цену деньгам и уметь с ними обращаться.

Чтобы ваш ребенок стал богатым и счастливым человеком, вы, родители, научите его стать таким, даже если у вас что-то не получилось в жизни и вы сами совсем не богаты.

Потому как дело здесь в основном не в вашем состоянии, а в вашей голове и в вашей способности воспитать в детях правильное отношение к деньгам.

Но это только моя точка зрения.

Посмотрим, что по этому поводу думают психологи, и как это происходит в других странах.

Германия

Стабильная и добропорядочная Германия известна своей страстью к экономии во всем (правда, в разумных пределах, и, при этом, качество жизни от этого нисколько не страдает).

Карманные деньги у детей здесь приветствуются с раннего возраста.

Некоторые родители начинают давать детям деньги с 5 лет.

Суммы эти, конечно же, небольшие, но условия, при которых они выдаются в некоторых семьях, учат детей распределять свои финансы. Например, предлагается ребенку на выбор какая-то сумма денег или какое-то количество конфет, купленных за эти деньги. Таким способом (либо деньги, либо конфеты) ребенок начинает осознавать ценность денег и делать выбор.

Не знаю, приемлемо ли это в нашей стране. Лично мне такой способ как-то не очень. Но вот, наверное, мы поэтому и не немцы.

Немецкие школьники получают в среднем на свои расходы 5-20 евро. Но, при этом, многие родители сразу же забирают у детей 20% от выданной суммы (такой своеобразный налог).

Делается это не потому, что родители такие жадные и не могут расстаться со всей суммой, а с определенной целью: приучить детей, что с каждой суммы денег необходимо заплатить налог.

В Германии поощряется такой способ заработка детьми, как продажа на блошиных рынках своих игрушек, книжек и других уже ненужных им вещей. На эти деньги (когда накопиться нужная сумма) приобретается какая-то более крупная и необходимая ребенку вещь.

Франция

Вот уж почему-то никогда не думала, что французы (на мой взгляд, несколько легкомысленные по жизни, но, наверное, я ошибалась) способны заниматься таким накопительством.

Они приучают своих детей копить деньги и вести финансовый учет приходов и расходов с раннего детства (5-6 лет). Да еще и штрафуют за всякие детские шалости и провинности, существенно уменьшая содержимое детского кошелька.

На карманные расходы французским школьникам дают 5-30 евро в неделю, и эти деньги рассматриваются больше как способ научить детей обращаться с деньгами. А если им нужно приобрести что-то более дорогое, дети, как правило, зарабатывают деньги в свободное время.

Поступив в университет, многие французские дети и вовсе снимаются с денежного довольствия родителей (живут отдельно и за счет подработок).

Как я завидую их родителям: нам, наверное, никогда не приблизится к такой модели отношений детей с родителями. А так иногда хочется.

США

Страна, в которой очень серьезно (можно даже сказать, фанатично) относятся к , и дети приучены работать с детства (например, им могут платить родители за домашнюю работу или подростки зарабатывают на мойке машин, стрижке газонов, в кафе и т.п.).

Взаимоотношения родителей и детей сводятся в финансовом плане к простой схеме: родители стараются накопить себе больше на старость, чтобы не быть обузой для детей, а потому дети должны зарабатывать самостоятельно.

На карманные расходы американским школьникам выдают 5-15 долларов. Системное образование по финансовой грамотности дети могут получить в специальных лагерях, где такое обучение проходит в игровой форме. Очень часто американские дети берут себе кредиты на обучение (полностью или частично).

Швеция

В этой стране деньги накопить детям очень легко и совсем не затратно для родителей.

Представляете, до 20 лет шведским детям платит на карманные расходы государство – 152 доллара ежемесячно. В школе питание бесплатное. А если еще родители будут «участвовать» в этакой своеобразной «программе софинансирования», то есть добавлять к сумме, накопленной от государства, такую же сумму от себя – то к 20-летию на счету ребенка уж точно наберется кругленькая сумма.

Я хочу жить в Швеции 🙂

И еще в Швеции дети также зарабатывают деньги на продаже своих ненужных вещей (одежды, игрушек, книг) и уже с 15-ти лет могут организовать свой бизнес. В стране очень много таких молодых бизнесменов.

Ну а что мне не очень нравиться, так это то, что есть сладкое в Швеции дети могут только по субботам.

Англия

Англия, как оказалось, самая лояльная страна по отношению к детям. Честно признаюсь, я думала наоборот, что в чопорной и строгой Англии самые драконовские меры по отношению к детям и детскому труду.

Но все вовсе не так.

Англичане не стараются «загружать» своих малолетних детей основами финансовой грамотности. Хотя, как правило, почти во всех семьях у детей есть копилки, куда они откладывают деньги. На карманные расходы детям выдается еженедельно 8-31 доллара (в зависимости от возраста ребенка).

Также практикуется система подработок у родителей. А дети постарше, которые подрабатывают самостоятельно, иногда лишаются денег на карманные расходы.

И еще вот такой интересный нюанс: если дети начинают зарабатывать по-настоящему и продолжают жить с родителями, они платят родителям 10% от своего заработка (так называемый родительский сбор) на оплату коммунальных и продукты. И, тем самым, вырабатывается понимание: не все, что сам заработал, можешь потратить только на себя.

Турция

В этой стране самый приятный и легкий способ заработать деньги детям. Они получают монетки (от 0,5 до 27 долларов) с самого младенчества за то, что целуют старших родственников по большим национальным праздникам.

Дети-школьники получают еженедельно 5,5-16 долларов на карманные расходы. Начинают подрабатывать позже, чем в европейских странах и США, лет с 15-16, и продолжают находиться под финансовой опекой родителей.

Венгрия

Интересен ее опыт финансового образования детей: обучают обращаться с деньгами в процессе игры (например, «Монополия») и на уроках в школе.

Карманные деньги – 12 долларов в неделю.

В этом вопросе и отечественные, и зарубежные психологи единодушны. Невозможно приобрести собственный опыт и научиться распоряжаться деньгами (тратить, сберегать, планировать) без реальных денег (на данном этапе – это карманные деньги).

С какого возраста давать детям деньги?

Единой точки зрения нет. Но большинство склоняется к тому, что деньги надо начинать давать, когда ребенок будет к этому готов (начнет сам проявлять интерес к этому вопросу, научится считать). У нас этот период обычно совпадает с началом учебы в школе.

Здесь каждый решает сам. Это зависит и от доходов в семье, и от разумного подхода.

Деньги должны рассматриваться не как стимул хорошо себя вести, получать хорошие оценки или, что еще хуже, за выполненную работу по дому, а именно как средство обучения ребенка финансовым навыкам.

Как часто выдавать карманные деньги?

Выделяемая сумма должна быть постоянной – например, 50-100 рублей в неделю. Обычно потребность в карманных деньгах возникает с началом учебы в школе.

Как научить ребенка обращаться с деньгами?

Ребенок должен самостоятельно распоряжаться этими средствами.

Родители же могут посоветовать, на что потратить деньги, как лучше ими распорядится, ненавязчиво проконтролировать. Но окончательное решение должен принять ребенок. Так как, при строгом контроле за расходами со стороны родителей, утрачивается весь смысл карманных денег.

Например, можно взять с собой ребенка за . И не бойтесь, что ребенок потратит деньги (на ваш взгляд, совершенно бездарно на бесполезные вещи). Любой опыт – это опыт самого ребенка. Только так он научится самостоятельно распоряжаться деньгами.

Пока-пока…

P.S. Если вы сами еще не умеете распоряжаться финансами, начните учиться вместе со своим ребенком. Полезно будет всем.