Срок рассмотрения налоговой заявления о зачете переплаты. Инструкция по возврату налоговой переплаты

В любом случае инспекция принимает решение о зачете излишне уплаченных сумм в счет недоимки в течение 10 рабочих дней:

  • с момента обнаружения переплаты, если организация не обращалась в инспекцию с заявлением о зачете в счет конкретного платежа;
  • со дня получения заявления организации о зачете в счет конкретного платежа (если организация подала такое заявление);
  • со дня подписания акта о сверке расчетов с бюджетом (если инспекция и организация провели сверку);
  • с момента вступления в силу решения суда (в т. ч. если организация добилась зачета через суд).

Такой порядок предусмотрен пунктом 5 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Зачет в счет предстоящих платежей

Если недоимки по другим налогам (сборам, пеням, штрафам) у организации нет, переплату можно зачесть в счет предстоящих платежей в бюджет. Такое решение налоговая инспекция принимает по заявлению организации. Предварительно могут назначить сверку расчетов с бюджетом .

Как заявить о зачете

Заявления о зачете подайте по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.

В заявлении есть строка для указания суммы, направляемой в счет погашения недоимки. Однако на момент подачи такого заявления вы можете и не знать точную сумму недоимки, в счет которой предполагается зачет. Например, если подаете заявление до составления налоговой декларации.

Если сумму долга перед бюджетом не знаете, то сумму предстоящего платежа, в счет которого организация просит зачесть переплату, в заявлении можете не указывать (письмо Минфина России от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-315). После того как размер недоимки станет известен, инспекция направит всю сумму имеющейся переплаты на ее погашение.

В какую налоговую инспекцию обращаться

Заявления о зачете налогов, излишне уплаченных в региональные бюджеты по местонахождению обособленных подразделений организации, можно подавать как в налоговую инспекцию по местонахождению организации, так и в налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений (письмо ФНС России от 19 ноября 2010 г. № ЯК-37-8/15939).

Какими способами можно подать заявление

Заявление можно подать:

  • на бумажном носителе. Заявление должен подписать руководитель или представитель организации;
  • в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью .

Об этом сказано в пункте 4 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

В течение какого срока можно заявить

Заявление о зачете организация может подать в течение трех лет с момента уплаты излишней суммы налога. Налоговая инспекция должна принять решение о зачете в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления от организации. Такой порядок предусмотрен пунктами 4 и 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ.

Совет: если планируете зачесть переплату в счет предстоящих платежей (по тому же или другому налогу), то заявление о зачете лучше подать заблаговременно. Как минимум за 10 рабочих дней до срока уплаты налога, в счет которого хотите зачесть переплату. В противном случае инспекция может начислить пени.

Налог считается уплаченным со дня вынесения инспекцией решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ). В свою очередь, инспекция принимает решение в течение 10 рабочих дней со дня, когда получит от организации заявление о зачете (п. 4 ст. 78 НК РФ). Если подать заявление слишком поздно (например, накануне или в последний день уплаты налога, в счет которого планируется зачесть переплату), то проверяющие могут не успеть с зачетом. И тогда у организации возникнет недоимка, а инспекция начислит пени за просрочку платежа до дня вынесения решения о зачете (подп. 4 п. 3 ст. 45, п. 3 ст. 75 НК РФ).

И что обидно, если инспекция примет решение о зачете своевременно (в течение 10 рабочих дней с момента получения заявления), то оспорить пени не удастся. Ведь действия контролеров соответствуют действующему законодательству. Аналогичные разъяснения есть в письмах Минфина России от 2 августа 2011 г. № 03-02-07/1-273, от 12 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-62.

Ситуация: как определить срок, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов?

Ответ на этот вопрос зависит от вида налога. Вернее, от того, предусмотрены ли авансовые платежи по этому налогу.

Общий срок для подачи заявлений о возврате или зачете излишне уплаченного налога - три года со дня уплаты данной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Но что считать днем уплаты? Зависит как раз от того, есть ли авансы по налогу.

Переплата по налогу, по которому перечислять авансовые платежи не нужно

Например, по НДС, НДПИ, ЕНВД, налогу на игорный бизнес. В таком случае трехлетний срок для подачи заявления отсчитывайте со дня перечисления излишней суммы налога. Если переплата возникла в результате нескольких платежей, то срок для заявления определяйте отдельно по каждому из них. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 29 июня 2004 г. № 2046/04, определение ВАС РФ от 26 марта 2009 г. № ВАС-1890/09, постановление ФАС Московского округа от 1 ноября 2008 г. № КА-А40/10257-08).

В бюджет переплатили налог, для которого предусмотрены авансовые платежи

Например, это налог на прибыль, налог на имущество, земельный налог. Для них трехлетний срок для подачи заявления нужно отсчитывать:

  • со дня представления декларации за налоговый период - если организация сдала декларацию в установленный срок или досрочно. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 20 марта 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 20 марта 2018 года;
  • с даты, установленной для подачи налоговой декларации, - если организация сдала декларацию с опозданием. Например, если организация сдала годовую декларацию по налогу на прибыль 15 апреля 2015 года, она может подать заявление о возврате (зачете) излишне уплаченной суммы налога по этой декларации до 28 марта 2018 года.

Правомерность такого вывода подтверждается письмами Минфина России от 15 июня 2012 г. № 03-03-06/1/309, ФНС России от 21 февраля 2012 г. № СА-4-7/2807 и арбитражной практикой (см., например, постановления Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 17750/10, ФАС Московского округа от 16 февраля 2012 г. № А40-49892/11-116-139, Дальневосточного округа от 13 февраля 2012 г. № Ф03-45/2012).

Заметьте: даже если вы не успели подать заявление в трехлетний срок, вернуть или зачесть налог можно через суд.

Пример обжалования решения налоговой инспекции об отказе в возврате суммы переплаты по налогу

Организация «Альфа» 27 января 2016 года подала в налоговую инспекцию заявление на возврат излишне уплаченного транспортного налога за 2012 год. По декларации за 2012 год сумма налога составила 390 000 руб., по уточненной декларации - 375 000 руб. Переплата в размере 15 000 руб. образовалась из-за применения неверной налоговой ставки.

Транспортный налог за 2012 год «Альфа» перечисляла авансовыми платежами. Авансы были уплачены тремя платежными поручениями:
- 26 апреля 2012 года - 130 000 руб.;
- 19 июля 2012 года - 130 000 руб.;
- 25 октября 2012 года - 130 000 руб.

Инспекция отправила «Альфе» решение от 15 февраля 2016 года. В решении инспекция указала, что отказывает в возврате налога, потому что трехлетний срок для подачи заявления пропущен. День, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления, инспекция определила как дату платежа, перечисление которого повлекло за собой переплату, а именно 25 октября 2012 года.

Бухгалтер принял решение обжаловать решение налоговой инспекции. 22 февраля 2016 года организация обратилась в региональное УФНС России с письменной жалобой .

Ситуация: можно ли зачесть (вернуть) переплату по налогу, если с момента уплаты излишней суммы прошло более трех лет ?

Да, можно.

Как правило, для этого нужно обратиться в суд. Дело в том, что трехлетний срок, о котором сказано в пункте 7 статьи 78 Налогового кодекса РФ, установлен для внесудебного зачета (возврата) переплаты. Пропуск этого срока не лишает организацию права зачесть (вернуть) переплату через суд. Такие выводы содержатся в определении Конституционного суда РФ от 21 июня 2001 г. № 173-О.

Обращаться в суд есть смысл, если инспекция отказалась возвращать (зачитывать) излишне уплаченные суммы или вообще не ответила на заявление организации в установленный срок (п. 33 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57, письмо Минфина России от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/1-281). При этом надо учитывать, что в некоторых случаях инспекции вправе самостоятельно проводить зачет переплаты, возникшей более трех лет назад. Речь идет о ситуациях, когда помимо переплаты у организации есть недоимка по налогам, пеням или штрафам. Если такую недоимку можно взыскать, не обращаясь в суд, и если срок для взыскания не истек, то «старую» переплату инспекция вправе зачесть в счет погашения этой недоимки. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 22 апреля 2015 г. № 03-02-07/2/23112.

Срок исковой давности

При рассмотрении дела в суде срок исковой давности определяется по нормам гражданского, а не налогового законодательства. Суд будет отсчитывать срок исковой давности не с момента уплаты излишней суммы, а с момента, когда организация узнала (должна была узнать) об этом (п. 1 ст. 200 ГК РФ).

Таким образом, основная задача организации, которая намерена вернуть переплату в судебном порядке, - доказать, что между датой обращения в суд и датой, когда ей стало известно о наличии переплаты, прошло не более трех лет (п. 1 ст. 65 АПК РФ).

Чем подтвердить трехлетний срок

Прежде чем подавать исковое заявление, нужно оценить, располагает ли организация необходимыми доказательствами. Например, если организация получала из инспекции сообщение о переплате, то обращаться в суд целесообразно только в том случае, если с момента получения такого документа не прошло три года.

Универсальных доказательств для подтверждения начального срока исковой давности (даты, когда организации стало известно о переплате) нет. В каждом конкретном случае суды могут по-разному оценивать доводы, представленные как организацией, так и налоговой инспекцией (ст. 71 АПК РФ).

День получения разъяснений от ФНС России и Минфина России

Суд должен учитывать все обстоятельства, имеющие значение для дела (постановление Президиума ВАС РФ от 25 февраля 2009 г. № 12882/08). Например, если организация обратилась в ФНС России или Минфин России с запросом по поводу определения налоговой базы, срок исковой давности может исчисляться с момента получения разъяснений. Ведь до получения разъяснений организация не могла правильно рассчитать сумму налога.

А вот дата подачи уточненной налоговой декларации, в которой организация показала уменьшение налога, не является точкой отсчета для исчисления срока давности. Решения, подтверждающие правомерность такого подхода, есть в окружной арбитражной практике (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2010 г. № А32-4895/2009-59/76).

День получения акта выездной проверки

Начальным моментом для отсчета срока исковой давности может быть получение акта выездной налоговой проверки. Обычно это происходит, если по результатам проверки организации доначисляют налог на имущество, транспортный, земельный и другие налоги, которые учитываются при налогообложении прибыли.

В такой ситуации у организации возникают дополнительные расходы, поэтому ранее перечисленные суммы налога на прибыль становятся излишне уплаченными. Уточнив свои налоговые обязательства, организация сможет зачесть эти суммы в счет текущих (будущих) платежей или вернуть на банковский счет.

Поскольку о возникновении переплаты по налогу на прибыль и о возможности зачета (возврата) этих сумм организация узнает только после получения акта налоговой проверки, отсчитывать срок исковой давности в этом случае нужно с момента получения акта (ст. 200 ГК РФ). Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 мая 2015 г. № Ф08-2175/2015, ФАС Уральского округа от 19 декабря 2007 г. № Ф09-10590/07-С3).

День составления акта сверки расчетов

Организация может сослаться на то, что узнала о переплате при составлении актов совместной сверки расчетов с бюджетом . В таких случаях срок исковой давности начинается с даты подписания акта сверки (см., например, определение ВАС РФ от 16 октября 2009 г. № ВАС-13453/09, постановления ФАС Уральского округа от 22 июня 2009 г. № Ф09-4077/09-С3, Дальневосточного округа от 11 июля 2011 г. № Ф03-2746/2011, от 23 апреля 2010 г. № Ф03-2351/2010, Московского округа от 22 марта 2010 г. № КА-А40/2210-10, от 9 ноября 2009 г. № КА-А41/11714-09, от 22 апреля 2009 г. № КА-А40/3293-09, от 6 февраля 2009 г. № КА-А41/188-09, Западно-Сибирского округа от 29 июля 2009 г. № Ф04-4570/2009(11952-А75-15)).

Прерывание срока давности

Следует отметить, что срок исковой давности может прерываться. Для этого необходимо, чтобы инспекция совершила какие-либо действия, свидетельствующие о признании долга (ст. 203 ГК РФ).

Однако воспользоваться этой нормой на основании акта сверки, выданного налоговой инспекцией, не удастся. Акты сверки расчетов, а также решения о проведении частичного зачета переплаты не являются признанием долга. Следовательно, они не могут быть основанием для прерывания срока давности для возврата (зачета) излишне уплаченных налогов, пеней и штрафов.

Такой вывод подтверждается устойчивой арбитражной практикой (см., например, определения ВАС РФ от 22 февраля 2012 г. № ВАС-1345/12, от 24 января 2012 г. № ВАС-17660/11, постановления ФАС Московского округа от 12 апреля 2013 г. № А40-68277/12-90-445, от 20 марта 2013 г. № А40-120856/11-107-499, Северо-Кавказского округа от 26 сентября 2011 г. № А22-1389/2010, от 4 марта 2010 г. № А32-7594/2009-51/103, от 27 февраля 2010 г. № А32-12635/2008-70/98, Поволжского округа от 11 февраля 2010 г. № А65-11889/2009, Западно-Сибирского округа от 5 октября 2011 г. № А46-16162/2010, Волго-Вятского округа от 30 апреля 2009 г. № А17-2713/2008).

Ситуация: должны ли налоговые инспекторы начислить проценты, если зачитывают в счет недоимки по другому налогу излишне взысканные суммы налога (сбора, пеней) ?

Да, должны.

На сумму излишне взысканного налога (сбора, пеней) начисляются проценты (п. 5 ст. 79 НК РФ). Организация имеет право получить проценты и в том случае, когда она попросила зачесть излишне взысканный налог (сбор, пени) в счет недоимки по другому налогу (п. 9 ст. 79 НК РФ). Объясняется это тем, что проценты - это компенсация материальных потерь организации, которые были вызваны излишним взысканием сумм налога. И неважно, в какой форме деньги возвращаются организации - перечислением на банковский счет или зачетом в счет недоимки по другому налогу.

Аналогичная точка зрения отражена в письме ФНС России от 21 сентября 2011 г. № СА-4-7/15431.

Согласны с таким подходом и судьи (см., например, определение ВАС РФ от 24 ноября 2008 г. № 15129/08, постановления ФАС Московского округа от 5 мая 2011 г. № КА-А40/3771-11-П, от 20 августа 2009 г. № КА-А41/8136-09, Восточно-Сибирского округа от 21 июля 2008 г. № А19-18067/07-33-Ф02-3291/08).

"Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

Каков порядок проведения процедуры зачета? Какая роль отведена налогоплательщику? Каков порядок действий налогового органа? Каковы сроки проведения зачета? Что говорит законодательство и какие разъяснения дает Минфин по данному вопросу?

Процедура зачета: основные положения Правовое регулирование процедуры зачета налогов

Статьей 78 НК РФ предусмотрено, что зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по этому или иному налогу осуществляется по решению налогового органа на основании письменного заявления налогоплательщика (п. 4), а зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам производится налоговыми органами самостоятельно (п. 5). При этом в последнем случае налогоплательщик вправе представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам).

В любом случае при осуществлении зачета налоговые органы руководствуются Приказом ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам" <1> (далее - Приказ N ММ-3-1/683@), которым утверждены Методические рекомендации по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам.

<1> Действует в редакции Приказа ФНС России от 20.03.2009 N ММ-7-1/131@.

В своих последних разъяснениях (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-3) Минфин обращает внимание налогоплательщиков, что в настоящее время вступил в силу Приказ Минфина России от 04.09.2008 N 90н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденный Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 г. N 116н", обеспечивающий проведение межрегиональных зачетов сумм налогов, то есть зачетов, решения о которых принимаются налоговыми органами, находящимися на территориях различных субъектов РФ.

Срок проведения процедуры зачета

Важным моментом также является срок проведения зачета. По общему правилу срок проведения зачета - не более 10 дней. Данный срок отсчитывается в зависимости от ситуации:

  • со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась (п. 4 ст. 78 НК РФ);
  • со дня обнаружения налоговым органом факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Срок, в течение которого налогоплательщик может обратиться с заявлением о проведении зачета излишне уплаченного налога, - три года со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ). Вправе ли налогоплательщик осуществить зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов в случае, если им был пропущен срок для подачи заявления о зачете этих сумм, в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ? Именно такой вопрос рассматривали специалисты Минфина в Письме от 26.11.2008 N 03-02-07/1-478. Ссылаясь на Определение КС РФ от 21.06.2001 N 173-О, а также на нормы ст. 78 НК РФ, чиновники разъяснили, что в случае пропуска установленного ст. 78 Кодекса срока подачи заявления о зачете излишне уплаченной суммы налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о зачете, возврате указанной суммы либо об уточнении платежа.

Условия для проведения зачета налоговым органом

Перед принятием решения о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей налоговый орган обязан проконтролировать соблюдение следующих обязательных условий, установленных законодательством РФ о налогах и сборах:

  • налогоплательщик состоит на учете в налоговом органе, принимающем решение о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей (за исключением государственной пошлины, возвращаемой по решению суда);
  • суммы излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей фактически зачислены на счета по учету доходов бюджетов (внебюджетных фондов);
  • решение о зачете принимается в отношении излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей, направляемых на погашение задолженности налогоплательщика по налоговым платежам соответствующего вида налогов и сборов;
  • обеспечено соответствие принятия налоговым органом решения о зачете переплаты по налоговым платежам юридического лица как налогоплательщика в погашение задолженности этого же юридического лица как налогоплательщика;
  • факт излишнего взыскания налога (сбора) подтвержден документами о том, что суммы денежных средств, фактически взысканные налоговым органом, превышают сумму налога (сбора), подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
  • факт наличия сумм налога, подлежащих возмещению путем зачета и (или) возврата, подтвержден в соответствии с нормами гл. 21 и 22 НК РФ решением налогового органа, вышестоящего налогового органа либо решением суда, вступившим в законную силу.

Документальное оформление процедуры зачета

Оригиналы принятых налоговыми органами решений о зачетах и возвратах излишне уплаченных (излишне взысканных), подлежащих возмещению налоговых платежей хранятся в архивном деле соответствующих инспекций ФНС России в течение пяти лет.

Документы, оформляемые при проведении зачета
Наименование документа Форма документа Примечание
Извещение налоговым
органом
налогоплательщика о
факте излишней уплаты
(излишнего взыскания)
Приложение 6 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Может быть передано руководителю
(законному или уполномоченному
представителю) организации или
физическому лицу (его законному
или уполномоченному представителю)
лично под расписку или иным
способом, подтверждающим факт и
дату получения извещения. В случае
если указанные лица уклоняются от
получения извещения, оно
направляется по почте заказным
письмом
Извещение о принятом
решении о зачете
(возврате)
Приложение 7 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Решение налогового
органа о зачете в
пределах одного КБК
Приложение 3 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговым органом в
пределах одного
субъекта РФ
Приложение 4 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Рекомендуемая форма
Решение налогового
органа о зачете
излишне уплаченных
(взысканных), а также
подлежащих возмещению
сумм налогов, сборов,
пеней, штрафов,
осуществляемом
налоговыми органами,
находящимися на
территории различных
субъектов РФ
Приложение 8 к
Приказу
N ММ-3-1/683@
Данная форма также применяется при
осуществлении зачета излишне
уплаченных (взысканных), а также
подлежащих возмещению сумм
налогов, сборов, пеней, штрафов
разными налоговыми органами,
находящимися на территории одного
субъекта РФ <*>
<*> Решение о межрегиональном зачете принимается или самостоятельно налоговым органом по месту учета головной организации, или по заявлению головной организации.

Действия налогового органа при обнаружении переплаты. Проведение зачета налоговым органом самостоятельно

Факт переплаты устанавливается специалистом отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. Сотрудником отдела формируется список налогоплательщиков, имеющих переплату, в течение пяти дней после наступления срока уплаты налога (сбора).

Излишне уплаченная сумма рассчитывается программными средствами по каждому КБК на основании баз данных деклараций, баз данных налоговых проверок, базы данных ввода расчетных документов и баз данных по зачетам и возвратам.

Извещение налогоплательщика подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства. К извещению прилагается справка о состоянии расчетов по налогам, сборам и взносам по форме N 39-1, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ (далее - справка по форме N 39-1).

В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика проводится совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам. Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком, по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 04.04.2005 N САЭ-3-01/138@ "Об утверждении форм по сверке расчетов по налогам, сборам, взносам, информированию налогоплательщиков о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам и Методических указаний по их заполнению".

Извещение и справка по форме N 39-1 подписываются руководителем налогового органа (его заместителем).

Подписанное извещение передается для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено в течение 10 дней со дня обнаружения факта излишней уплаты (излишнего взыскания) налоговых платежей.

Налоговым органом может быть принято самостоятельное решение о проведении зачета переплаты по налогу, сбору, пени, штрафу только в счет погашения недоимки, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком.

Под задолженностью, размер которой ранее был сверен с налогоплательщиком, понимается задолженность, установленная в справке по форме N 39-1 (или акте сверки), подписанной руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, при условии, что по данному виду налога в период со дня подписания указанной справки по день обнаружения факта излишней уплаты сумм денежные средства не поступали.

Проект решения о проведении зачета подготавливается отделом урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом налоговым органом решении о зачете;

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел работы с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета.

Проведение зачета налоговым органом излишне уплаченных налогоплательщиком сумм

Зачет (возврат) осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика. Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, а вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства.

В случае наличия расхождений между заявленной налогоплательщиком к зачету (возврату) суммой и данными учета налоговых органов копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с приложением сальдо расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами и предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий по суммам переплаты или задолженности налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных (излишне взысканных) налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства готовит проект решения о зачете (возврате).

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате);
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете (возврате) и копия решения налогового органа о зачете (возврате) передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение вручается налогоплательщику в течение пяти дней со дня принятия решения о проведении зачета или возврата.

Проведение зачета налоговым органом излишне взысканных сумм

Специалисты отдела по работе с налогоплательщиками регистрируют реквизиты поступившего заявления о зачете (возврате) излишне взысканных сумм, затем одну копию заявления передают для ввода в отдел ввода и обработки данных, вторую - в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства, а третью в отдел камеральных проверок для подтверждения факта излишнего взыскания.

Возврат налогоплательщику суммы излишне взысканного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной недоимки (задолженности).

В случае непризнания факта излишнего взыскания или наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести совместную сверку расчетов. Сверка расчетов с налогоплательщиком осуществляется отделом по работе с налогоплательщиками, по результатам сверки оформляется справка по форме N 39-1.

После урегулирования разногласий налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о зачете (возврате) излишне взысканных налоговых платежей.

В случае отсутствия разногласий в данных учета налогового органа и налогоплательщика и подтверждения факта излишнего взыскания подготавливается проект решения о проведении зачета.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о зачете передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками. Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Возмещение налога путем зачета

Данный порядок применяется при возмещении налога путем зачета и возврата в рамках реализации ст. ст. 176 и 203 НК РФ.

Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступившего в законную силу.

Возмещение налога путем зачета налоговым органом производится самостоятельно.

После принятия указанного решения специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства:

  • подготавливается для подписания извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете;
  • копия решения о проведении зачета в рамках одного КБК направляется на исполнение в отдел ввода и обработки данных.

Извещение налогоплательщика о принятом решении о зачете и копия решения налогового органа о проведении зачета передаются для вручения налогоплательщику в отдел по работе с налогоплательщиками.

Извещение должно быть вручено налогоплательщику в течение пяти дней со дня вынесения решения о проведении зачета.

Сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению.

В случае наличия расхождений по заявленной налогоплательщиком к возврату сумме копия первоначально представленного заявления возвращается налоговым органом налогоплательщику без исполнения с предложением провести сверку расчетов по спорным суммам. После урегулирования разногласий по суммам, подлежащим возмещению путем возврата, налогоплательщик представляет в налоговый орган новое заявление о возмещении налога путем возврата.

А.В.Шепелев

Эксперт журнала

"Оплата труда:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

Если вы переплатили какой-либо налог в бюджет, то сумму переплаты вы можете вернуть или зачесть в счет будущих платежей (пп. 5 п. 1 ст. 21 НК РФ). Во втором случае нужно подать в свою ИФНС заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Его можно представить в налоговую в течение 3 лет со дня, когда была совершена переплата (п.2 , 7 ст. 78 НК РФ).

В счет каких платежей можно зачесть излишне уплаченный налог

Переплату по налогу можно зачесть в счет уплаты будущих платежей по налогам, а также в счет погашения недоимки, уплаты пени или штрафа. Но при соблюдении правил зачета налогов (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Отметим, что свой порядок зачета установлен для зачета излишне удержанного или уплаченного НДФЛ с доходов работников.

Кстати, если налоговики сами обнаружат переплату, они зачтут ее в счет недоимки по другому налогу (того же «уровня»), либо пеням, штрафу по такому налогу самостоятельно (п. 5 ст. 78 НК РФ).

Как подать заявление на зачет переплаты по налогам

Заявление на зачет налога (КНД 1150057) подается по утвержденной ФНС форме (Приложение N 9 к Приказу ФНС России от 14.02.2017 N ММВ-7-8/182@).

В форме организации и ИП заполняют только страницу 1. Вторая предназначена для физических лиц, не являющихся предпринимателями. Порядка заполнения к форме нет, но в целом правила отражения в ней данных интуитивно понятны. К тому же в конце формы есть некоторые пояснения.

Заявление на зачет излишне уплаченного налога: образец

Приведенный нами актуален и для 2018 года.

Способы подачи заявления

Подать заявление на зачет переплаты в налоговую можно одним из 3-х способов:

  • руководитель организации (ИП) может представить его налоговикам лично, либо это может сделать представитель на основании доверенности;
  • переслать по почте ценным письмом с описью вложения;
  • направить в электронном виде при условии, что заявление подписано усиленной квалифицированной электронной подписью (

Н.А. Мацепуро, юрист

Инструкция по возврату налоговой переплаты

Порядок зачета и возврата переплаченных налоговых платежей

Упомянутые в статье судебные решения можно найти: раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Переплата по налоговым платежам возникает практически у всех организаций и предпринимателей. Кто-то, например, просто ошибся в платежке. Кто-то подал уточненную декларацию с уменьшенной суммой налога к уплате. А у кого-то уплаченные в течение года авансовые платежи превысили сумму налога по итогам года. Переплату во всех этих случаях можно вернуть или зачесть в счет других налоговых платеже йподп. 5 п. 1 , п. 3 ст. 21 , п. 1 ст. 78 НК РФ . О том, как это сделать, и пойдет речь. А вот о зачете и возврате налоговых платежей, излишне взысканных с вас налоговым органом, и налогов, уплаченных в качестве налогового агента, мы расскажем в ближайших номерах.

Когда возникает переплата

Налоговая переплата может возникнуть в результате излишней уплаты вами любых налоговых платежей: налогов, сборов, авансовых платежей, пеней, налоговых штрафо впп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ . Рассмотрим несколько примеров таких ситуаций:

  • при уплате налога вы ошиблись в сумме и перечислили в бюджет больше, чем было нужно.

Имейте в виду, что если в платежке был неверно указан тип платежа, КБК, ОКТМО (ОКАТО) или статус плательщика, то такой платеж можно просто уточнить. Нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. И тогда инспекция поправит данные в карточке лицевого счета и пеней не буде тп. 7 ст. 45 НК РФ ;

  • уплаченные вами в течение года авансовые платежи превысили сумму налога, рассчитанную по итогам года (например, по налогу на прибыль, по налогу при УСНО);
  • вы нашли ошибку в прошлом периоде (например, забыли применить льготу) и подали за этот период уточненную деклараци юп. 1 ст. 81 НК РФ ;
  • вы представили в ИФНС декларацию по НДС с заявленной в ней суммой налога к возмещению. Если при этом вы затянули с подачей заявления на возврат или зачет (то есть подали его, когда ИФНС уже вынесла решение о возмещении налога), то возврат и зачет НДС производятся в нижеописанном порядк е п. 14 ст. 78 , пп. 6 , 11.1 ст. 176 НК РФ .

Если же заявление о зачете (возврате) НДС подано до принятия инспекцией решения о возмещении налога, то зачет (возврат) НДС производится по специальным правилам (в частности, в более короткие сроки)пп. 7- 11 ст. 176 НК РФ .

Если вы хотите, чтобы переплата по налогу была зачтена в счет предстоящих платежей по этому же налогу (то есть в пределах одного КБК и ОКТМО), то тогда обращаться в ИФНС за зачетом не нужно. Такой зачет будет произведен в вашей карточке лицевого счета автоматически, как только в ней отразятся очередные начисления или поступления по этому налогу. Вы просто в очередной раз перечисляете в бюджет меньше, чем нужно, на сумму переплаты.

Поэтому при излишней уплате налога обращаться за его зачетом или возвратом есть смысл, только если сумма переплаты значительна или вы уже перестали быть плательщиком этого налога.

По каким правилам производится зачет

Основных правил, по которым переплата зачитывается в счет уплаты предстоящих платежей по налогам или недоимки, всего два.

ПРАВИЛО 1. Переплата, образовавшаяся у организации или предпринимателя как у налогоплательщика, может быть зачтена лишь в счет платежа, который уплачивается ими также в статусе налогоплательщик ап. 1.2 Методических рекомендаций, утв. Приказом ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ (далее - Методические рекомендации) . А потому налогоплательщик не может зачесть переплату в счет уплаты налога, который он должен перечислить как налоговый агент, и наоборо тПисьма Минфина от 23.11.2010 № 03-02-07/1-543 , от 19.02.2010 № 03-02-07/1-69 .

ПРАВИЛО 2. Переплата по федеральным налогам (а к ним относятся и спецрежимны еп. 7 ст. 12 , ст. 18 НК РФ ) и пеням по ним зачитывается в счет федеральных налогов и пеней, по региональным - в счет региональных, а по местным - в счет местны хп. 1 ст. 78 НК РФ . При этом не имеет значения то, что налоги зачислялись в бюджеты разного уровня (так, налог на прибыль частично платится в федеральный бюджет, а частично - в бюджет субъекта РФ).

Для наглядности покажем в таблице, как может зачитываться переплата по налогам (сборам) и пеням по ним.

Налоги (сборы) и пени, по которым имеется переплата Налоги (сборы) и пени, в счет которых можно зачесть переплату
Федеральные налоги (сборы):
  • налог на прибыль (зачисляемый как в федеральный бюджет, так и в региональный), включая авансовые платежи;
  • НДС (за исключением НДС, уплаченного на таможне при ввозе товаров и в других случая хст. 147 Закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ ) ;
  • «предпринимательский» НДФЛ;
  • акцизы, включая авансовые платежи;
  • НДПИ;
  • водный налог;
  • сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов;
  • налог при УСНО, включая авансовые платежи и минимальный налог;
  • ЕНВД;
  • ЕСХН, включая авансовые платежи
В счетпп. 1 , 14 ст. 78 , пп. 6 , 11.1 ст. 176 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по любому федеральному налогу (сбору), в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому федеральному налогу.
  • Авансовые платежи по УСНО можно зачесть в счет минимального налог ап. 5 ст. 346.21 НК РФ ; Письмо Минфина от 21.09.2007 № 03-11-04/2/231
Пени по федеральным налогам
Региональные налоги:
  • налог на имущество организаций, включая авансовые платежи;
  • транспортный налог, включая авансовые платежи;
  • налог на игорный бизнес
В счетпп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по любому региональному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по любому региональному налогу
Пени по региональным налогам
Местный налог - земельный налог, включая авансовые платежи В счетпп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ :
  • предстоящих платежей или недоимки по земельному налогу, в том числе авансовых платежей;
  • задолженности по пеням по земельному налогу
Пени по земельному налогу

Что касается переплаты по налоговым штрафам, то из НК РФ следует: она может в общем порядке направляться на уплату предстоящих платежей по налогам либо на погашение любой налоговой задолженност ипп. 1 , 14 ст. 78 НК РФ . При этом вид налога (сбора), пени, штрафа, в уплату которых может зачитываться переплата по штрафам, не конкретизируется. Значит, зачет возможен в счет любых налоговых платежей.

Однако на местах с таким зачетом часто возникают проблемы.

Напомним, что размеры налоговых штрафов, в зависимости от вида нарушения, установлены:

  • <или> в твердой сумме. Это, в частности, штрафы по п. 1 ст. 116, ст. 119.1, пп. 1, 2 ст. 120, статьям 125, 126, 129.1 НК РФ;
  • <или> исходя из суммы неуплаченного налога (сбора). Например, штрафы по ст. 119, п. 3 ст. 120, ст. 122 НК РФ.

И переплату по последним штрафам налоговики часто соглашаются зачесть, только если соблюдается принцип соответствия видов налого вп. 1.2 Методических рекомендаций . То есть если штраф, к примеру, был наложен за непредставление «прибыльной» декларации, то переплата по такому штрафу зачитывается лишь в счет уплаты федеральных налогов (пеней по ним). И наоборот: переплата по федеральным налогам (пеням по ним) зачитывается лишь в счет уплаты штрафов по федеральным налогам.

В связи с неоднозначным решением этого вопроса на практике мы поинтересовались мнением специалистов ФНС о том, как все-таки должны производиться зачеты по штрафам.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Некоторые штрафы также относятся к видам налогов. Так, штраф за неуплату налогов, предусмотренный ст. 122 НК РФ, относится к федеральному, региональному или местному виду в зависимости от того, за неуплату какого вида налога он наложен. Это определяется бюджетным законодательством. Тут действует общее правило: федеральные налоги зачитываются в счет федеральных и т. д. Вместе с тем существуют штрафы (их большинство), не относящиеся к определенному виду налога (это, например, все штрафы, предусмотренные гл. 18 НК РФ, ст. 126 НК РФ и др.). По моему мнению, зачет этих штрафов в корреспонденции с видами налоговых платежей, относящихся к федеральному, региональному или местному виду, невозможе н” .

Чтобы не столкнуться с отказом в зачете переплаты по штрафу, назначенному исходя из сумм неуплаченного налога, сразу просите о ее возврате либо о ее зачете в счет уплаты налогов и пени того же вида, что и налог, исходя из которого был исчислен штраф.

Какую сумму переплаты можно зачесть или вернуть

Можно зачесть или вернуть лишь ту переплату, которая числится в налоговом органе в вашей карточке лицевого счета. То есть разницу между суммой поступлений по конкретному налогу (сбору, пени, штрафу), в том числе в результате зачета, и суммой начислений по этому же налогу (сбору, пени, штрафу), отраженных на основании вашей отчетности, решений по результатам налоговой проверки и прочих документов.

При этом всем известно, что данные налоговиков и плательщиков часто не совпадают. Поэтому, перед тем как подать в налоговую инспекцию заявление на возврат либо зачет налога, лучше сначала провести с ней совместную сверку расчетов с бюджетом или хотя бы запросить справку о состоянии таких расчето вподп. 5.1 п. 1 , п. 2 ст. 21 , подп. 10 , 11 п. 1 ст. 32 , п. 3 ст. 78 НК РФ . Если вы не сделаете этого и подадите в налоговую инспекцию заявление на бо´ ль -шую сумму, чем числится по данным налоговиков, ИФНС все равно предложит вам произвести совместную сверку. И скорее всего, вернет вам заявление с тем, чтобы вы представили после сверки ново епп. 3.2.2 , 3.3.4 , 3.4.6 Методических рекомендаций . Правда, вы этого делать не обязаны, достаточно и уже поданного заявлени яп. 4 ст. 78 НК РФ ; Письмо Минфина от 20.09.2012 № 03-02-07/1-226 .

Акт сверки готовится 10- 15 рабочих дней со дня получения ИФНС вашего заявления, а справка о состоянии расчетов - до 5 рабочих дней (правда, за нарушение этих сроков ИФНС ничего не грозит)п. 6 ст. 6.1 , подп. 10 , 11 п. 1 ст. 32 НК РФ ; пп. 3.1.2 , 3.4.3, 3.4.4 Регламента, утв. Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@ . В этих документах будут указаны суммы переплаты при их наличии. Их-то и можно будет вернуть или зачесть в счет иных налоговых платежей.

В отличие от справки о состоянии расчетов акт сверки - двусторонний документ. Если вы подтвердите свою правоту при наличии расхождений по суммам, то налоговики скорректируют данные.

Но если у вас есть задолженность по налогу (сбору, пеням, штрафу) того же вида, по которому есть переплата (см. выше правило 2), то переплата в первую очередь направляется на погашение этой задолженност ипп. 5 , 6 ст. 78 НК РФ . Налоговый орган производит такой зачет самостоятельно с извещением организации или предпринимателя о принятом решении в течение 5 рабочих дней со дня его приняти яп. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ . Но плательщикам не запрещено и со своей стороны просить о таком зачет еп. 5 ст. 78 НК РФ .

Причем если у вас есть такая недоимка, то не стоит дожидаться, когда ИФНС произведет «принудительный» зачет. Поскольку она может с этим затянуть, а в это время на сумму недоимки будут начисляться пен ип. 1 ст. 75 НК РФ . Ведь обязанность по уплате налога считается исполненной с момента уплаты этого налога либо с момента принятия налоговым органом решения о зачет еп. 3 ст. 45 НК РФ .

То есть при наличии одновременно недоимки по одному налогу и переплаты по другому пени на недоимку все равно начисляются. В случае когда недоимка и переплата образовались по разным налогам одного вида и недоимка погашается зачетом, начислять пени налоговики прекращают со дня вынесения решения о зачет еПисьмо Минфина от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260 . Но есть суды, которые с этим не соглашаются и считают, что из-за наличия переплаты пени в данной ситуации начисляться не должн ыПостановления ФАС ЦО от 09.06.2011 № А09-14978/2008 ; ФАС СЗО от 16.05.2011 № А42-4246/2010 . Поэтому такие пени можно попробовать оспорить.

В какой срок надо обратиться за переплатой

Подать заявление в ИФНС на возврат или зачет переплаты можн опп. 7 , 14 ст. 78 НК РФ :

  • <если> переплата образовалась из-за ошибки в сумме в платежке либо в результате подачи уточненки в связи с внесением изменений в прошлые периоды - в течение 3 лет со дня уплаты налога в излишней сумме;
  • <если> вы хотите зачесть или вернуть авансовые платежи, превысившие сумму налога за год, - в течение 3 лет со дня подачи декларации за год (но не позднее последнего дня срока, в течение которого она должна была быть представлена)Письма ФНС от 21.02.2012 № СА-4-7/2807 ; Минфина от 15.06.2012 № 03-03-06/1/309 ; Постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10 ;
  • <если> вы хотите зачесть или вернуть НДС, заявленный в декларации к возмещению, - в течение 3 лет со дня подачи этой деклараци ип. 1 ст. 176 НК РФ .

В какую ИФНС и как подать заявление

За возвратом или зачетом налоговой переплаты нужно обращаться в ИФНС по месту своего учет ап. 2 ст. 78 НК РФ .

По какому основанию вы должны состоять в ИФНС на учете, в НК РФ не конкретизировано. Поэтому можно сделать вывод, что обратиться за зачетом (возвратом) переплаты можно в любую ИФНС, в которой вы стоите на учете, независимо от того, по месту нахождения какой ИФНС произошла переплата. И например, в случае переплаты налога по месту нахождения обособленного подразделения можно по своему выбору обратиться или в ИФНС по месту нахождения головной организации, или в ИФНС по месту нахождения обособленного подразделени яПисьмо ФНС от 19.11.2010 № ЯК-37-8/15939 ; Постановление ФАС МО от 14.10.2011 № А40-99747/10-4-476 .

Так ли это, мы уточнили у специалиста налоговой службы.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Если переплачен налог по месту нахождения обособленного подразделения, то организация имеет право выбора, куда ей обратиться за возвратом (зачетом) суммы излишне уплаченного налога: или в ИФНС по месту нахождения организации, или в ИФНС по месту нахождения подразделени я” .

Если вы стоите на учете в нескольких инспекциях, то за зачетом или возвратом переплаты лучше обращаться в ту ИФНС, по месту которой был излишне уплачен налог. А если переплату самостоятельно выявила одна из инспекций, прислав вам извещение, то этой ИФНС и нужно адресовать ваше заявление о зачете (возврате)Письмо Минфина от 12.07.2010 № 03-02-07/1-315 .

Образец заявления на зачет и возврат налога см.:

Форма заявления на возврат или зачет налоговой переплаты произвольная. Его можно подать или на бумаге, или в электронном виде с усиленной квалифицированной подпись юпп. 4 , 6 ст. 78 НК РФ . К заявлению нужно приложить документы, подтверждающие переплату. Это копии платежек и деклараций.

В какой срок ИФНС должна принять решение

Она обязана это сделат ьп. 6 ст. 6.1 , пп. 4 , 8 ст. 78 НК РФ :

  • <если> по предложению налогового органа проводилась сверка расчетов с бюджетом - в течение 10 рабочих дней со дня подписания акта сверки;
  • <если> сверка не проводилась - в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления (например, когда вы его подали на основании полученного от ИФНС извещения о наличии переплаты);
  • <если> вы подали заявление на основании декларации (одновременно с ней или до окончания ее проверки) - в течение 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки декларации или истечения 3-ме -сячного срока, отведенного на такую проверк у ; Письмо Минфина от 03.07.2013 № 03-02-08/25502 . Правда, Президиум ВАС указывал, что сроки возврата (зачета) предусмотрены в ст. 78 НК РФ лишь для тех случаев, когда на момент получения заявления от плательщика размер переплаты уже установлен налоговым органо мп. 11 Информационного письма Президиума ВАС от 22.12.2005 № 98 . Из этого можно сделать вывод, что когда заявление подается на основании декларации, то 10-днев -ный срок на принятие решения о зачете или возврате вообще не применяется. Ведь факт переплаты нужно еще проверить.

Поэтому мы уточнили у специалистов ФНС, в какой срок по окончании камеральной проверки (либо 3-ме -сячного срока, установленного для ее проведения) ИФНС должна принять решение о зачете - сразу же (то есть не позднее чем на следующий день) или же в течение 10 рабочих дней.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ В ситуации, когда заявление на возврат (зачет) излишне уплаченного налога подано на основании налоговой декларации, срок на принятие налоговым органом решения о возврате (зачете) налога составляет 10 рабочих дней со дня окончания камеральной проверки этой декларации либо со дня окончания 3-ме -сячного срока, отведенного для проведения такой проверки, - в зависимости от того, какой срок наступит ране е” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

О принятом решении ИФНС должна сообщить вам в течение 5 рабочих дней со дня его приняти яп. 6 ст. 6.1 , п. 9 ст. 78 НК РФ ; приложение № 7 к Приказу ФНС от 25.12.2008 № ММ-3-1/683@ .

Если вы хотите зачесть налоговую переплату в счет предстоящих платежей по другому налогу того же вида, то заявление о зачете нужно подавать как минимум за 10 рабочих дней до крайнего срока уплаты этого другого налога, а лучше - еще более заблаговременно. Ведь если ИФНС примет решение о зачете позже срока уплаты налога, то со дня, следующего за днем уплаты этого другого налога, до даты решения о зачете будут начислены пен и

М ногие компании сталкиваются с ситуацией, когда у них возникает переплата по одному или даже по нескольким налогам. Разумным шагом в такой ситуации будет зачет переплаты в счет этого же или других налогов. Выясним, в каком ­порядке происходит такой зачет и какие документы нужно составить.

Сразу скажем, что правила о зачете переплаты применяются не только к налогам, но и к штрафам, и к пеням (п. 14 ст. 78, п. 9 ст. 79 НК РФ). Поэтому в дальнейшем, говоря о налогах, мы будем иметь в виду все три типа ­платежей.

Итак, переплата налога может возникнуть по двум причинам:

  • организация сама переплачивает налог (например, в результате неправильного определения налоговой базы или неверного указания КБК в платежке). В этом случае налог возвращается в ­порядке, который предусмотрен ст. 78 НК РФ;
  • налоговая инспекция взыскивает излишнюю сумму налога. В такой ­ситуации применяется ст. 79 НК РФ.

К сведению

Свернуть Показать

С 1 января 2015 г. принудительное взыскание налога допускается даже с лицевых счетов. Недосчитаться денег на лицевом счете могут те организации, чья недоимка по налогам составляет не более 5 млн руб. (подп. 1 п. 2 ст. 45 НК РФ). При возникновении большей задолженности налоговикам придется обращаться в суд.

Организация, переплатившая налог, может выбрать один из трех вариантов действий (глава 12 НК РФ):

  • вернуть переплату (в случае отсутствия задолженности по налогам - п. 1 ст. 79 НК РФ);
  • зачесть переплату в счет платежей по этому налогу;
  • зачесть переплату в счет платежей по некоторым (не по всем!) другим налогам.

Рассмотрим два последних варианта.

Какие налоги можно зачесть?

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ зачет производится по видам налогов: федеральные - в счет федеральных, региональные - в счет региональных, местные - в счет местных (п. 1 ст. 12 НК РФ). При этом не ­имеет значения, в какой бюджет зачисляется тот или иной налог (письмо ­Минфина России от 26.04.2011 № 03-02-07/1-141).

Пример 1

Свернуть Показать

Федеральными налогами являются, в частности, НДС и налог на прибыль (п. 1 и 5 ст. 13 НК РФ). При этом НДС идет в федеральный бюджет полностью (ст. 50 БК РФ), а налог на прибыль (ставка 20%) распределяется между ­федеральным (по ­ставке 2%) и региональным (по ставке 18%) бюджетами (п. 1 ст. 284 НК РФ).

Тем не менее переплату по НДС можно полностью зачесть в счет налога на ­прибыль (и наоборот).

К сведению

Свернуть Показать

Налоги, уплачиваемые в связи с применением специальных режимов налого­обложения, тоже относятся к числу федеральных (п. 7 ст. 12 НК РФ, письмо ­Минфина России от 20.04.2006 № 03-02-07/2-30).

Если организация переплатила сама

Порядок действий организации будет зависеть от того, кто обнаружил переплату: она сама или налоговая инспекция.

Переплату обнаружила инспекция

В этом случае налоговики обязаны сообщить организации о переплате. На это им отводится 10 рабочих дней с даты обнаружения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 78 НК РФ). Сообщение направляется по форме, утвержденной приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 2 к данному приказу). Оно может быть передано представителю компании под расписку, направлено обычной почтой, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ).

Надо сказать, что на практике налоговики далеко не всегда сообщают об обнаружении переплаты. Поэтому если организация выявила ее самостоятельно, есть смысл подать в инспекцию заявление о зачете, не надеясь на активность инспекторов в этом вопросе. Тем более что НК РФ позволяет это сделать, даже если налоговая инспекция сама обнаружила переплату (абз. 3 п. 5 ст. 78 НК РФ).

Если у компании имеется недоимка по налогам, то инспекция должна сама зачесть переплату в счет имеющейся задолженности (п. 5 ст. 78 НК РФ). Разумеется, это относится только к тем случаям, когда возможность принудительного взыскания задолженности не утрачена (п. 32 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации»). Утрата может произойти, например, если инспекция попустила двухмесячный срок (после того, как организация не исполнила требование об уплате налога) на вынесение ­решения о принудительном взыскании задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Если же долгов нет, то дальнейшую судьбу переплаты может определить только налогоплательщик. В такой ситуации самостоятельно (т.е. без заявления налогоплательщика) проводить зачет переплаты (например, в счет предстоящих платежей по тому же налогу) инспекция не вправе (письмо Минфина России от 25.07.2011 № 03-02-07/1-260).

Переплату обнаружила организация

Налогоплательщик, обнаруживший переплату, может подать в инспекцию заявление о ее зачете. Форма этого документа утверждена приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ (приложение № 9 к данному приказу).

К сведению

Свернуть Показать

Подать заявление о зачете можно в течение трех лет со дня уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

Налоговая инспекция сверит информацию из заявления со своими данными о поступивших платежах. В случае выявления расхождений налоговики могут предложить провести сверку расчетов (абз. 2 п. 3 ст. 78 НК РФ). Если все вопросы будут сняты, то инспекция примет решение о зачете сумм налога, если нет - об отказе в зачете. И в том, и в другом случае на принятие решения у инспекции есть 10 рабочих дней. Этот срок отсчитывается либо с даты получения заявления от организации, либо с даты подписания акта сверки расчетов (п. 6 ст. 6.1, абз. 2 п. 4 ст. 78 НК РФ). Нередко налоговики нарушают этот срок. В такой ситуации можно пожаловаться на их бездействие в вышестоящий налоговый орган (п. 2 ст. 138 НК РФ), но потребовать уплаты процентов за просрочку нельзя. Такая мера предусмотрена при просрочке возврата (а не ­зачета) излишне уплаченного налога (п. 10 ст. 78 НК РФ).

Еще пять рабочих дней у инспекции есть на то, чтобы сообщить организации о принятом решении (п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 78 НК РФ).

Заявление о зачете

Порядок заполнения заявления о зачете рассмотрим в Примере 2.

Пример 2

Образец заполнения заявления о зачете переплаты НДС в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Свернуть Показать

ООО «Актив» имеет переплату по НДС за III квартал 2015 г. в сумме 100 000 руб. Недоимка по другим федеральным налогам отсутствует. В связи с этим ­компания ­хочет зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же налогу.

Заявление будет заполнено так:

Если излишние суммы взыскала налоговая инспекция

Зачесть излишне взысканный налог инспекция может только в счет имеющейся недоимки. Причем зачет инспекция проведет самостоятельно, без каких-либо заявлений от налогоплательщика (п. 1 ст. 79 НК РФ). А вот зачет в счет будущих платежей в данном случае невозможен (письмо ­Минфина России от 23.11.2012 № 03-02-07/1-293).

В соответствии с п. 5 ст. 79 НК РФ излишне взысканная сумма налога подлежит возврату с процентами, которые рассчитываются по ставке рефинансирования. При этом специалисты налоговой службы подчеркивают один очень важный момент: «для начисления процентов не имеет значения, в какой форме произведен возврат излишне взысканного налога - путем возврата на банковский счет налогоплательщика либо путем зачета» (письмо ФНС России от 21.09.2011 № СА-4-7/15431). Суды с таким подходом согласны (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 12.04.2013 по делу № А32-14781/2012, ФАС Московского округа от 26.04.2013 по делу № А40-85167/12-107-453 и от 16.03.2011 № ­КА-А40/1301-11 по делу № А40-82943/10-35-416).

К сведению

Свернуть Показать

Проценты начисляются со дня, следующего за датой взыскания, по день фактического возврата (абз. 2 п. 5 ст. 79 НК РФ).

На практике часто возникает вопрос: по какой формуле считать такие проценты? По мнению чиновников, исходить следует из того, что в году 360 дней (письма Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-7, ФНС России от 08.02.2013 № НД-4-8/1968@). При этом они ссылаются на п. 2 постановления Пленума ВС РФ № 13, Пленума ВАС РФ № 14 от 08.10.1998 «О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами». Однако как постановление, разъясняющее ­применение ГК РФ, ­связано с налоговыми отношениями, понять сложно.

Именно поэтому Президиум ВАС РФ выпустил постановление, в котором указал, что при расчете следует использовать фактическое количество дней в году: 365 или 366 (постановление от 21.01.2014 № 11372/13 по делу № А53-31914/2012).