Страховые выплаты при крушении самолета. Спор на $700 млн: суд решит вопрос о компенсациях семьям жертв авиакатастрофы над Синаем

Уровень компенсаций зависит не от числа авиакатастроф или капитализации авиакомпаний, а от того, какую международную конвенцию признает та или иная страна — Монреальскую или Варшавскую.

Страны, признавшие Монреальскую конвенцию

США, страны Евросоюза, Китай, Япония и ещё 99 стран подписали Монреальскую конвенцию, которая регламентирует выплаты семьям погибших в авиакатастрофах с самолётами международных рейсов. Вне зависимости от того, кого объявят виновным в авиакатастрофе — семья каждого погибшего получит $170 тыс. Эти выплаты не означают, что государство, чей гражданин погиб в авиакатастрофе, больше ничего не выплачивает его семье — у каждой страны есть собственная система выплат. Россия пока не ратифицировала Монреальскую конвенцию.

США : Помимо компенсации, предусмотренной Монреальской конвенцией, выплаты из бюджета страны рассчитываются по схеме: сумма компенсации равна сумме потенциального дохода погибшего гражданина США за 5 лет с учётом потенциального роста его заработной платы. Кроме того, американские семьи получают компенсации морального ущерба в размере $250 тыс. (около 17 млн рублей). При этом моральный ущерб родителей, потерявших ребёнка, оценивается в $350 тыс. (более 23 млн рублей). Условная оценка стоимости жизни авиапассажира установлена Министерством транспорта на уровне $3 млн, которая меняется в зависимости от инфляции.

Китай : Помимо выплат, которые полагаются по Монреальской конвенции, китайские власти выплачивают семьям погибших около $500 тыс. (около 33,5 млн рублей). Единовременная помощь при этом составляет около $38 тыс (около 2,5 млн рублей)

Франция также подписала Монреальскую конвенцию. Страховые выплаты осуществляются по так называемому индемнитарному принципу возмещения ущерба, когда страховая компания покрывает все виды потерь застрахованного лица. В том числе упущенную выгоду, если страховой случай нарушил планы пострадавшего по получению доходов.
Когда ответчика нет или инцидент произошёл в результате глобальной катастрофы, в дело вступают так называемые Гарантийные фонды по компенсации ущерба. Отчисления в него осуществляются всеми гражданами, которые покупают страховки. Так, например, Air France выплатила €100 млн (около 7,67 млрд рублей) семьям жертв авиакатастрофы в аэропорту имени Шарля де Голля. В результате трагедии в 2000 году погибло более 100 человек.

Испания также не скупится на выплаты, особенно если речь идёт о масштабных катастрофах, но ждать положенных денег приходится годами. Так, например, одна из самых крупных компенсаций была назначена при взрыве четырёх пригородных поездов в 2004 году. Родственникам погибших суд постановил выплатить €400 тыс. (более 30 млн рублей каждой семье), а каждому пострадавшему по €200 тыс. (более 15 млн рублей). Однако многие испанцы согласились на предложения частных страховщиков, которые выплачивали сразу, но гораздо меньшие суммы. Высокий уровень бюрократии при получении компенсаций спровоцировал целую серию самоубийств пострадавших в катастрофах и членов семей погибших.

Украина в 2008 году ратифицировала Монреальскую конвенцию. Кроме того, власти выплачивали дополнительные страховые компенсации. Так, например, 4 октября 2001 года над Чёрным морем произошла катастрофа самолёта Ту-154 авиакомпании «Сибирь». Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолёт непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе военных учений. В результате Украина выплатила России $7,8 млн для предоставления помощи родственникам погибших. Кроме того, в ноябре 2003 года Украина выплатила Израилю $7,5 млн компенсации.

Страны, признавшие Варшавскую конвенцию

Россия признаёт Варшавскую конвенцию, по которой минимальная сумма компенсации составляет $8,3 тыс (по текущему курсу — около 560 тыс. рублей). Впрочем, когда упал самолёт AirAsia в декабре 2014 года гендиректор этой компании заявил, что не будет «прятаться за какой-либо конвенцией и выплатит семьям погибших гораздо большие суммы. Также Варшавскую конвенцию подписали такие страны как Узбекистан, Беларусь, Венесуэла, Гондурас, Ливия, Алжир, Ангола, Иран, Ирак, Зимбабве, Йемен и др.

Россия : Сейчас сумма выплат определяется по следующей схеме: за каждого погибшего родственникам выплачивается по 1 млн рублей из федерального бюджета. Также предусмотрены компенсации из региональных бюджетов. При этом у каждого региона своя система выплат. Но, как правило, их размер соответствует федеральным выплатам. Также родственники погибших имеют право на небольшую единовременную помощь от 10 до 50 тысяч рублей и выплаты, связанные с утерей имущества.

Семьям, потерявшим родных в авиакатастрофе Ан-148, которая унесла жизни 71 человека, в Орске начали выплачивать денежные компенсации. Сейчас идет процесс опознания жертв крушения, но опознанных пока нет. МЧС расширила зону поисковой операции.

Материальную помощь в размере одного миллиона рублей должны выплатить из регионального резервного фонда. На данный момент деньги выплачены двум семьям, в процессе получения еще две, сообщает сайт правительства Оренбургской области 16 февраля. По мере готовности после проверки все остальные документы будут передаваться на оплату, отмечают в областной администрации.

Накануне, 15 февраля, Министерство социального развития Оренбургской области подписало соглашение с Министерством соцразвития Московской области о предоставлении подмосковным правительством межбюджетного трансферта для выплаты единовременной помощи родственникам погибших.

В Орске с близкими и родственниками погибших продолжают работать представители федеральных и областных ведомств, вопросы по каждой семье отрабатываются в индивидуальном порядке. Всю информацию собирают в так называемых социальных паспортах, где отражены все сведения по родственникам, проблемные ситуации, нуждаемость в мерах поддержки.

Открыт благотворительный счет для сбора пожертвований семьям погибших в авиакатастрофе, реквизиты для перечислений указаны на сайте обладминистрации.

Ранее сообщалось, что семьи всех погибших получат от страховой компании "Альфа-страхование" по два миллиона рублей, также выплаты будут осуществлены по решению губернаторов Московской, Оренбургской и Саратовской областей, напоминает ТАСС.

В отделении Пенсионного фонда РФ по Оренбургской области уже оформлены документы и назначены пенсии 15 иждивенцам за девять погибших, из них 13 детей и двое взрослых, сообщает региональное управление МЧС . Еще по двум детям документы оформляет ПФР в Москве, работа по оказанию адресной помощи продолжается.

С момента начала работы сводной оперативной группы психологов в Орске экстренная психологическая помощь оказана 124 людям.

Опознанных среди жертв крушения пока нет

Спасатели нашли на месте крушения самолета Ан-148 в Подмосковье более 4,7 тысячи его обломков, поисковая операция продолжается, передает ТАСС со ссылкой на ГУ МЧС РФ по Московской области. "Обнаружено за сегодняшний день 243 обломка самолета, а всего за время поисковой операции - 4771. Общая площадь поиска составила 50 гектаров", - рассказали агентству в ведомстве.

Глава МЧС Владимир Пучков сообщил, что опознанных среди жертв крушения пока нет.

Сейчас основные усилия пожарно-спасательных подразделений сосредоточены на обследовании лесополосы, сборе обломков воздушного судна и личных вещей. Все обломки самолета были доставлены в Летно-исследовательский институт имени М. М. Громова в Жуковском для экспертизы Межгосударственного авиационного комитета.

На месте трагедии собрано 87 пакетов с личными вещами, которые были переданы сотрудникам Следственного комитета для идентификации. В зоне крушения работают 673 человека и 166 единиц техники.

Поисковая операция будет продолжаться столько, сколько нужно

По словам Пучкова, зона проведения поисковой операции на месте катастрофы расширена, предварительное решение о сроках ее продолжения будет принято в воскресенье, 18 февраля. "Она [поисковая операция] будет продолжаться столько, сколько нужно", - цитирует главу МЧС "Интерфакс" . Министр подчеркнул, что все действия осуществляются в соответствии с графиком.

Пассажирский самолет Ан-148 авиакомпании "Саратовские авиалинии", 11 февраля выполнявший рейс из Москвы в Орск, пропал с экранов радаров сразу после взлета из аэропорта Домодедово. По предварительным данным, он вылетел в 14:24, а в 14:28 пропал с радаров. Обломки воздушного судна были найдены в районе деревни Степановское Раменского района Подмосковья. Погибли 65 пассажиров и шесть членов экипажа.

Среди наиболее вероятных причин авиакатастрофы эксперты называют возгорание в двигателе, неисправность датчика скорости, возможное обледенение, а также ошибку в пилотировании.

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля 2018 года в Раменском районе Подмосковья разбился пассажирский самолет Ан-148-100В авиакомпании «Саратовские авиалинии», выполнявший рейс по маршруту Домодедово - Орск. На борту самолета находились шесть членов экипажа и 65 пассажиров. Пассажиры и члены экипажа самолета Ан-148, разбившегося в Подмосковье, были застрахованы в "АльфаСтраховании" . Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о выплатах жертвам авиакатастроф в России.

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина . Документ предусматривал, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Данное положение касалось внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 года, перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Страховые суммы установлены в федеральном законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» от 14 июня 2012 года.

4 апреля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о присоединении России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (Монреальская конвенция), подразумевающая значительное увеличение выплат. Однако это увеличение касается только международных рейсов.

Сумма компенсации родственникам жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

2 млн 25 тыс. руб. ответственности авиакомпании (порядка 8-9 млн руб. по Монреальской конвенции);

компенсация за утраченный багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности);

дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;

выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом - в этом случае размеры страховой компенсации регулируются Монреальской конвенцией, международными договорами и иностранным законодательством - например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Выплаты членам экипажа

Жизнь и здоровье членов экипажа самолета должно быть застраховано на сумму не менее 1 млн руб. (согласно поправкам в Воздушный кодекс от 23 мая 2016 года)

Налог на компенсации родственникам погибших

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 года в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 года был президент РФ Дмитрий Медведев . Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив» .

Судебные иски о размере компенсации

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева , погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» 14 сентября 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 года войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» , следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 году по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

В судах Египта и России в настоящее время слушаются иски от родственников жертв авиакатастрофы самолета Airbus A321 авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа") 31 октября 2015 года. Они добиваются от авиакомпании и страховщика выплат в соответствии с Монреальской конвенцией или соразмерной суммы.

Катастрофа пассажирского Ан-148 под Москвой, унесшая жизни 71 человека, вновь подняла вопрос о выплатах родственникам жертв трагедии. Семьям погибших в крушении полагается суммарная компенсация в размере двух млн рублей: по миллиону от Оренбургской и Московской областей. Кроме того, определенную сумму людям, потерявшим своих близких, выплатят и «Саратовские авиалинии», которым принадлежал самолет.

Общественная организация «Коллективная защита» в среду, 14 февраля, направила обращение в Госдуму с предложением увеличить сумму, выплачиваемую близким жертв авиакатастроф, произошедших на внутренних рейсах. «Сейчас страховое возмещение составляет 2,025 млн рублей. Между тем РФ не так давно ратифицировала Монреальскую конвенцию, по которой возмещение составляет на наши деньги 8-10 миллионов рублей, но эта конвенция касается только международных перевозок», — рассказал «Газете.Ru» руководитель «Коллективной защиты» Марат Аманлиев.

По его словам, нынешний размер выплат не позволяет говорить о достаточной компенсации потери близкого. «Математика здесь простая. Вот, например, ребенок остался без мамы и папы. Его бабушке полученных двух миллионов рублей на сколько хватит? Ведь ей придется теперь воспитывать ребенка до того момента, пока он не станет совершеннолетним. Кроме того, сумма именно в два миллиона была установлена несколько лет назад, тогда это были совершенно другие деньги. Сейчас инфляция существенно «съела» эту сумму, так что ее явно недостаточно для компенсации потери кормилица или кормильцев.

Сейчас мы через суд добиваемся помощи женщине, которая потеряла своих близких в катастрофе Boeng 737 в Ростове-на-Дону авиакомпании Flydubai. Ей выплатили лишь 15 тыс. рублей, она считает, что этого явно недостаточно», — рассуждает Аманлиев.

Документ, поданный правозащитниками, поступит в профильный комитет Госдумы (по транспорту и строительству), который в течение 30 дней примет решение о дальнейшей его судьбе.

Обязательное страхование жизни авиапассажиров было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривает, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (что в 2018 году соответствует 1,139 млн рублей). Данное положение касается только внутренних рейсов.

Кроме того, в марте 1997 года был принят новый Воздушный кодекс РФ, по которому перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багаж в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Авиакомпания обязана выплатить родственникам погибшего пассажира 2 млн рублей (в редакции кодекса от 4 декабря 2007 года), не считая компенсации за багаж и ручную кладь (до 11 тыс. рублей, или 600 рублей за кг веса, или в размере объявленной ценности).

Помимо этого, осенью 2014 года была принята поправка в Налоговый кодекс России, освободившая от налогообложения выплаты родственникам погибших при чрезвычайных ситуациях. Поводом к принятию этой нормы закона стала катастрофа самолета Як-42Д компании «Як Сервис» под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб «Локомотив».

Все перечисленные выше правила и положения касаются только тех случаев, когда авиакатастрофа произошла на российской территории, причем рейс был внутренним. Для жертв международных трагических инцидентов в сфере авиации действует иная система, которая сложилась из положений Монреальской конвенции — ее Россия ратифицировала в августе 2017 года. Этот документ установил максимальные компенсации от авиакомпаний за нарушение правил перевозки — опоздания, перенос рейса, повреждение или потерю багажа, и тем более — за гибель человека. И они в разы больше тех выплат, которые есть сейчас в России. Компенсации привязаны к искусственному платежному средству — специальным правам заимствования (СПЗ). Их курс формируется на основе корзины из четырех валют — доллара, евро, йены и фунта стерлингов. В случае гибели пассажира по вине авиакомпании выплаты родственникам погибшего могут доходить до 113,1 тыс. СПЗ, то есть более 9 млн рублей на начало 2018 года.

Адвокат Игорь Трунов, неоднократно представлявший интересы родственников жертв авиационных происшествий, рассказал «Газете.Ru», что в сфере страховых выплат в России ситуация остается сложной.

«У нас сейчас действует двойной стандарт — для международных рейсов и для внутрироссийских. При этом разницы в цене билетов на самолет нет.

В цену билетов, как мы знаем, входит и цена страхования. Получается, что страховые компании получают сверхприбыль — они ведь перестраховывают свою ответственность и потом в соответствии с международными лимитами получают выплаты. В общем-то в правовых системах других странах мира эта ситуация расценивается как нарушение закона, в США есть даже отдельная отрасль права, которая занимается вопросами злоупотребления страховыми компаниями своим правом с целью получения сверхприбыли», — рассуждает эксперт.

В то же время он обратил внимание на то, что основная проблема в России не в законодательстве, а в нежелании его исполнять. «Авиакомпании и страховщики зачастую пытаются уйти от ответственности. Юристы страховых компаний сразу начинают спорить об истинных причинах: мол, это был теракт. И приходится доказывать, что самолет сам по себе был в плохом состоянии, у него были проблемы с хвостовой частью и что если бы он был в лучшем состоянии, то, возможно, он бы не упал даже при взрыве на борту. В общем, это крайне сложная ситуация, она усугубляется тем, что в России очень мало судей и прокуроров, которые компетентны вести разбирательства по таким делам, так как здесь стык страхового и воздушного права, и многие международные документы составлены на английском языке», — рассказал Трунов.

По его словам, при подобных спорах лучше всего переводить их из юрисдикции российских судов в юрисдикцию международных, как это было с самолетом А-310, который сгорел на летном поле в Иркутске. «Тогда можно получить гораздо большую компенсацию», — заключил адвокат.

Практика судебных решений по искам о денежном возмещении семьям погибших пассажиров в российском праве уже сформировалась. Первый подобный иск был рассмотрен и удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании «Владивосток-Авиа» под Иркутском более 500 тыс. рублей. Большинство семей погибших заключили мировое соглашение с авиаперевозчиком и получили только от 100 до 300 тыс. рублей.

Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 «Аэрофлот-Норд» в сентябре 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн рублей. Родственники доказали, что Трошев летел пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Однако нередко родственники жертв различных авиакатастроф сталкиваются с проблемами при выплате компенсаций. Одной из самых громких судебных тяжб сейчас является иск семей пассажиров, погибших в крушении самолета А-321 компании «Когалымавиа». Самолет был взорван террористами в небе над Синаем. На сегодняшний день по три миллиона рублей получили близкие всех погибших, однако не для всех этот процесс был простым. Так, в этой катастрофе погибла всея семья Шеиных: Ольга и Юрий, а также трое их детей. Дедушка и бабушка этих внуков были вынуждены добиваться выплаты через суд.

Еще порядка 70 семей, с которыми работал Трунов, получат дополнительно по миллиону долларов от американской лизинговой компании International Lease Finance Corporation, владельца разбившегося аэробуса. Это предприятие согласилось осуществить выплаты во внесудебном порядке.

Кроме того, после трагедии часть родственников погибших обратилась с исками к страховым компаниям «Ингосстрах», «Альянс Глобал Корпорэйт энд Спешиэлти», туристической компании Brisco, авиаперевозчику «Когалымавиа» (буквально на днях признанному банкротом), а также компании «Эиркап». По словам представителя истцов Анатолия Кучерены, общая сумма исков составляет более 93,15 млрд рублей. Как рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Замоскворецкого суда Москвы Эмилия Хиль, сейчас все иски находятся на рассмотрении, следующее заседание по ним пройдет 26 февраля. «При этом представители «Ингосстраха» подали ходатайство о слушании дела в закрытом порядке, оно было удовлетворено», — пояснила Хиль.

«Сейчас в России создалась следующая система: компенсацию компании выплачивают, вычитая сумму из своей прибыли, а потому они создают всевозможные юридические препоны, чтобы платить как можно меньше или не заплатить вовсе. Различные социальные службы руководствуются схожей философией, так что получить все причитающиеся по закону деньги близким погибшего зачастую проблематично», — рассказал «Газете.Ru» адвокат Александр Карабанов. Тем не менее, он уверен, что инициатива о повышении суммы страховых выплат поступила в Госдуму своевременно. «По сравнению с общемировыми стандартами, у нас компенсации за смерть человека, в том числе и в авиакастрофе, самые маленькие в мире. Эту планку надо поднимать, так как она является, помимо всего прочего, и отражением ценности жизни человека в нашем обществе», — сказал юрист.

Пассажирский самолет Ан-148-100В авиакомпании "Саратовские авиалинии", выполнявший рейс по маршруту Домодедово - Орск. На борту самолета находились шесть членов экипажа и 65 пассажиров. Пассажиры и члены экипажа самолета Ан-148, разбившегося в Подмосковье, были застрахованы в "АльфаСтраховании". Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о выплатах жертвам авиакатастроф в России.

Обязательное страхование жизни пассажиров авиационного транспорта было введено в России 7 июля 1992 года указом президента РФ Бориса Ельцина. Документ предусматривал, что страховой взнос включается в стоимость проездного документа, а страховая сумма составляет до 120 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Данное положение касалось внутренних рейсов.

Согласно положениям Воздушного кодекса РФ, подписанного президентом РФ Борисом Ельциным 19 марта 1997 года, перевозчик обязан застраховать жизнь и здоровье пассажиров, а также багажа в соответствии с нормами российского и иностранного законодательства. Страховые суммы установлены в федеральном законе "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" от 14 июня 2012 года.

4 апреля 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал закон о присоединении России к Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года (Монреальская конвенция), подразумевающая значительное увеличение выплат. Однако это увеличение касается только международных рейсов.

Сумма компенсации родственникам жертвам авиакатастроф российских авиакомпаний включает в себя:

  • 2 млн 25 тыс. руб. ответственности авиакомпании (порядка 8-9 млн руб. по Монреальской конвенции);
  • компенсация за утраченный багаж и ручную кладь (до 11 тыс. руб., или 600 руб. за кг веса, или в размере объявленной ценности);
  • дополнительные выплаты от федеральных и местных органов исполнительной власти;
  • выплаты страховых компаний за добровольное страхование жизни, если погибшие заключали соответствующие договоры.

Сумма может быть еще выше, если авиакатастрофа произошла за рубежом - в этом случае размеры страховой компенсации регулируются Монреальской конвенцией, международными договорами и иностранным законодательством - например, суммами обязательного страхования зарубежного государства, на территории которого произошла катастрофа.

Выплаты членам экипажа

Жизнь и здоровье членов экипажа самолета должно быть застраховано на сумму не менее 1 млн руб. (согласно поправкам в Воздушный кодекс от 23 мая 2016 года)

Налог на компенсации родственникам погибших

В соответствии с поправками, внесенными 29 ноября 2014 года в Налоговый кодекс РФ (п. 3 ст. 217), компенсационные и страховые выплаты родственникам погибших в авиакатастрофах или в результате других чрезвычайных ситуаций и терактов освобождены от налогообложения. Инициатором поправок в сентябре 2011 года был президент РФ Дмитрий Медведев. Он поручил освободить такие компенсации от налогов после авиакатастрофы самолета Як-42Д компании "Як Сервис" под Ярославлем 7 сентября 2011 года, на борту которого находился хоккейный клуб "Локомотив".

Судебные иски о размере компенсации

Родственники жертв авиакатастроф могут также требовать возмещения морального ущерба и оспаривать размер компенсаций в суде. Впервые подобный иск был удовлетворен 16 ноября 2001 года. Тогда суд постановил выплатить родственникам некоторых из погибших в катастрофе Ту-154 3 июля 2001 года компании "Владивосток-Авиа" под Иркутском более 500 тыс. руб. компенсации. При этом основная часть семей заключили мирное соглашение с авиаперевозчиком и получили только 100-300 тыс. руб. Впоследствии подобные судебные тяжбы происходили регулярно. Так, в июне 2010 года семья Героя России Геннадия Трошева, погибшего в катастрофе самолета Boeing 737 "Аэрофлот-Норд" 14 сентября 2008 года, отсудила у авиаперевозчика 16,3 млн руб. Родственники доказали, что Трошев следовал пересадочным рейсом из-за рубежа и его семья могла претендовать на больший размер компенсации, чем у остальных пассажиров.

Также сумма компенсаций может быть выше, если вина за катастрофу лежит на иностранном государстве. Так, 4 октября 2001 года войска украинской ПВО сбили над Черным морем самолет Ту-154 авиакомпании "Сибирь", следовавший рейсом из Тель-Авива в Новосибирск. В 2003 году по итогам межправительственных переговоров Украина согласилась заплатить $200 тыс. каждой семье погибших граждан России и Израиля.

В судах Египта и России в настоящее время слушаются иски от родственников жертв авиакатастрофы самолета Airbus A321 авиакомпании Metrojet ("Когалымавиа") 31 октября 2015 года. Они добиваются от авиакомпании и страховщика выплат в соответствии с Монреальской конвенцией или соразмерной суммы.