В чем заключается нэп. Причины свертывания нэпа

На X съезде РКП(б), открывшемся 1 марта 1921 года отменяется продразвёрстка и заменяется продналогом, который составляет примерно половину от первой. Столь значительное послабление дало определённый стимул уставшему от войны крестьянству. Ленин сам указывал, что уступки крестьянству были подчинены только одной цели -- борьбе за власть: «Мы открыто, честно, без всякого обмана, крестьянам заявляем: для того чтобы удержать путь к социализму, мы вам, товарищи крестьяне, сделаем целый ряд уступок, но только в таких-то пределах и в такой-то мере и, конечно, сами будем судить -- какая это мера и какие пределы»

Введение продналога не стало единичной мерой. X съезд провозгласил Новую экономическую политику. Её суть -- допущение рыночных отношений. НЭП рассматривался как временная политика, направленная на создание условий для социализма. Временная, но не кратковременная. Сам Ленин подчёркивал, что «НЭП -- это всерьёз и надолго!». Таким образом, он, соглашался с меньшевиками в том, что Россия на тот момент не была готова к социализму, но для создания предпосылок социализма вовсе не считал нужным отдавать власть буржуазии.

Главная политическая цель НЭПа -- снять социальную напряжённость, укрепить социальную базу советской власти в виде союза рабочих и крестьян. Экономическая цель -- предотвратить дальнейшее усугубление разрухи, выйти из кризиса и восстановить хозяйство. Социальная цель -- обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, не дожидаясь мировой революции. Кроме того, НЭП был нацелен на восстановление нормальных внешнеполитических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному свертыванию НЭПа во второй половине 20х годов.

НЭП в деревне

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров разверстка отменяется, и вместо неё вводится налог на продукты сельского хозяйства. Этот налог должен быть меньше, чем хлебная разверстка. Он должен назначается ещё до весеннего посева, чтобы каждый крестьянин мог заранее учесть, какую долю урожая он должен отдать государству и сколько останется в его полное распоряжение. Налог должен взиматься без круговой поруки, то есть должен падать на отдельного домохозяина, чтобы старательному и трудолюбивому хозяину не приходилось платить за неаккуратного односельчанина. По выполнение налога оставшиеся у крестьянина излишки поступают в его полное распоряжение. Он имеет право обменять их на продукты и инвентарь, которые будет доставлять в деревню государство из-за границы и со своих фабрик и заводов; он может использовать их для обмена на нужные ему продукты через кооперативы и на местных рынках и базарах…

Первой и главной мерой нэпа стала замена продразвёрстки продовольственным налогом, установленным первоначально на уровне примерно 20 % от чистого продукта крестьянского труда (то есть требовавшим сдачи почти вдвое меньшего количества хлеба, чем продразверстка), а затем снижением до 10 % урожая и меньше и принявшем денежную форму.

30 октября 1922 вышел Земельный кодекс РСФСР, который отменил закон о социализации земли и объявил о её национализации. Но подтвердил распределение по трудовой норме. При этом крестьяне вольны были сами выбирать форму землепользования -- общинную, единоличную или коллективную.

Также был отменён запрет о найме рабочих, однако это изменило немногое. В то время наём носил краткосрочный характер, да и сам факт ставил нанимателя в разряд «кулаков», к которым власть относилась с подозрением.

В крестьянской политике 20-х годов необходимо отметить и такое явление, как повышенные ставки налогообложения для богатых крестьян. Таким образом, с одной стороны, была возможность улучшать благосостояние, с другой -- не было резона слишком разворачивать хозяйство. Всё это вместе взятое привело к осереднячиванию деревни. Благосостояние крестьян в целом по сравнению с довоенным уровнем повысилось, число бедных и богатых уменьшилось, доля середняков возросла.

Однако, даже такая «псевдостолыпинская реформа» дала определённые результаты, и к 1926 году продовольственное снабжение значительно улучшилось.

В-общем, НЭП благотворно сказался на состоянии деревни. Во-первых, у крестьян появился стимул работать. Во-вторых (по сравнению с дореволюционным временем) у многих увеличился земельный надел -- основное средство производства.

Стране требовались деньги: на содержание армии, на восстановление промышленности, на «мировую революцию», наконец. Поэтому, в стране, где 80 % населения -- крестьянство, основная тяжесть налогового бремени легла именно на этот слой. Но крестьянство было не настолько зажиточным, чтобы обеспечить все потребности государства, нужные суммы налоговых поступлений. Как уже указано выше, было усилено налогообложение на особо зажиточных крестьян, однако и это не дало достаточно денег, поэтому с середины 20х усиливаются иные, неналоговые методы поступления средств в госказну, такие, как принудительные займы, заниженные цены на зерно.

Также, деньги из крестьянства выкачивались с помощью завышения цен на промышленные товары. Как следствие, промышленные товары, если считать их стоимость в пудах пшеницы, оказались в несколько раз дороже, чем до войны. К тому же невысокого качества. Получилось явление, которое с лёгкой руки Троцкого именуется «ножницами цен». Крестьяне отреагировали просто: перестали продавать зерно. Налог сдадут, а остальное не продают. Всегда ведь найдётся, что делать -- скот получше кормить, самим лучше питаться, самогон готовить, на неурожайный год запас составлять… Первый кризис сбыта промышленных товаров возник осенью 1923 года. Крестьяне нуждались в плугах и прочих промышленных изделиях, но по таким ценам не покупали. Следующий кризис -- в 1924/25 хозяйственном году (то есть осенью 1924 -- весной 1925). Кризис получил название заготовительного, поскольку заготовки составили лишь 2/3 того, что ожидалось. Наконец, в 1927/28 хозяйственном году -- новый кризис: не удалось собрать даже самого необходимого.

Итак, к 1925 году стало ясно, что народное хозяйство пришло к противоречию: дальнейшему продвижению к рынку мешали политические и идеологические факторы, боязнь «термидорианского перерождения» власти; возврату к военно-коммунистическому типу хозяйства мешали воспоминания о крестьянской войне 1920 года и массовом голоде, боязнь антисоветских выступлений. Всё это вело к разноголосице в политических оценках.

Бухарин, Николай Иванович

Так, в 1925 году Бухарин говорит крестьянам: «Обогащайтесь, накапливайте, развивайте свое хозяйство!», хотя через несколько недель на деле отказывается от своих слов.

Другие же, во главе с Преображенским, требуют усиления борьбы с «кулаком» или «нэпманом», причём среди низовой и средней части партийного руководства такие настроения всё больше усиливались.

Возрождение государственной промышленности при общей хозяйственной структуре нашей страны будет по необходимости находиться в теснейшей зависимости от развития сельского хозяйства, необходимые оборотные средства должны образоваться в сельском хозяйстве в качестве избытка сельскохозяйственных продуктов над потреблением деревни, прежде чем промышленность сможет сделать решительный шаг вперёд. Но столь же важно для государственной промышленности не отставать от земледелия, иначе на основе последнего создалась бы частная индустрия, которая, в конце концов, поглотила бы или рассосала государственную. Победоносной может оказаться только такая промышленность, которая даёт больше чем поглощает. Промышленность, живущая за счёт бюджета, то есть за счёт сельского хозяйства, не могла бы создать устойчивой и длительной опоры для пролетарской диктатуры. Вопрос о создании в государственной промышленности прибавочной стоимости -- есть вопрос о судьбе Советской власти, то есть о судьбе пролетариата.

Радикальные преобразования произошли и в промышленности. Главки были упразднены, а вместо них созданы тресты -- объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получившие полную хозяйственную и финансовую независимость, вплоть до права выпуска долгосрочных облигационных займов. Уже к концу 1922 г. около 90 % промышленных предприятий были объединены в 421 трест, причем 40 % из них было централизованного, а 60 % местного подчинения. Тресты сами решали, что производить и где реализовывать продукцию. Предприятия, входившие в трест снимались с государственного снабжения и переходили к закупкам ресурсов на рынке. Закон предусматривал, что «государственная казна за долги трестов не отвечает».

ВСНХ, потерявший право вмешательства в текущую деятельность предприятий и трестов, превратился в координационный центр. Его аппарат был резко сокращен. Тогда и появляется хозяйственный расчёт, означающий что предприятие (после обязательных фиксированных взносов в государственный бюджет) само распоряжается доходами от продажи продукции, само отвечает за результаты своей хозяйственной деятельности, самостоятельно использует прибыли и покрывает убытки. В условиях нэпа, писал Ленин, "государственные предприятия переводятся на так называемый хозяйственный расчет, то есть, по сути, в значительной степени на коммерческие и капиталистические начала.

Не менее 20 % прибыли тресты должны были направлять на формирование резервного капитала до достижения им величины, равной половине уставного капитала (вскоре этот норматив снизили до 10 % прибыли до тех пор, пока он не достигал 1/3 первоначального капитала). А резервный капитал использовался для финансирования расширения производства и возмещения убытков хозяйственной деятельности. От размеров прибыли зависели премии, получаемые членами правления и рабочими треста.

В декрете ВЦИК и Совнаркома от 1923 г. было записано следующее:

тресты -- государственные промышленные предприятия, которым государство предоставляет самостоятельность в производстве своих операций, согласно утвержденному для каждого из них уставу, и которые действуют на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли.

Стали возникать синдикаты -- добровольные объединения трестов на началах кооперации, занимавшиеся сбытом, снабжением, кредитованием, внешнеторговыми операциями. К концу 1922 г. 80 % трестированной промышленности было синдицировано, а к началу 1928 г. всего насчитывалось 23 синдиката, которые действовали почти во всех отраслях промышленности, сосредоточив в своих руках основную часть оптовой торговли. Правление синдикатов избиралось на собрании представителей трестов, причем каждый трест мог передать по своему усмотрению большую или меньшую часть своего снабжения и сбыта в ведение синдиката. Реализация готовой продукции, закупка сырья, материалов, оборудования производилась на полноценном рынке, по каналам оптовой торговли. Возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий.

В промышленности и других отраслях была восстановлена денежная оплата труда, введены тарифы, зарплаты, исключающие уравниловку, и сняты ограничения для увеличения заработков при росте выработки. Были ликвидированы трудовые армии, отменены обязательная трудовая повинность и основные ограничения на перемену работы. Организация труда строилась на принципах материального стимулирования, пришедших на смену внеэкономическому принуждению «военного коммунизма». Абсолютная численность безработных, зарегистрированных биржами труда, в период нэпа возросла (с 1.2 млн. человек в начале 1924 г. до 1.7 млн. человек в начале 1929 г.), но расширение рынка труда было еще более значительным (численность рабочих и служащих во всех отраслях н/х увеличилась с 5.8 млн. человек в 1924 г. до 12.4 млн. в 1929 г.), так что фактически уровень безработицы снизился.

В промышленности и торговле возник частный сектор: некоторые государственные предприятия были денационализированы, другие -- сданы в аренду; было разрешено создание собственных промышленных предприятий частным лицам с числом занятых не более 20 человек (позднее этот «потолок» был поднят). Среди арендованных частниками фабрик были и такие, которые насчитывали 200--300 человек, а в целом на долю частного сектора в период нэпа приходилось около 1/5 промышленной продукции, 40--80 % розничной торговли и небольшая часть оптовой торговли.

Ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессий. В 1926--27 гг. насчитывалось 117 действующих соглашений такого рода. Они охватывали предприятия, на которых работали 18 тыс. человек и выпускалось чуть более 1 % промышленной продукции. В некоторых отраслях, однако, удельный вес концессионных предприятий и смешанных акционерных обществ, в которых иностранцы владели частью пая, был значителен: в добыче свинца и серебра -- 60 %; марганцевой руды -- 85 %; золота -- 30 %; в производстве одежды и предметов туалета -- 22 %.

Помимо капитала в СССР направлялся поток рабочих-эмигрантов со всего мира. В 1922 г. американским профсоюзом швейников и Советским правительством была создана Русско-американская индустриальная корпорация (РАИК), которой были переданы шесть текстильных и швейных фабрик в Петрограде, четыре -- в Москве.

Бурно развивалась кооперация всех форм и видов. Роль производственных кооперативов в сельском хозяйстве была незначительна (в 1927 г. они давали только 2 % всей сельскохозяйственной продукции и 7 % товарной продукции), зато простейшими первичными формами -- сбытовой, снабженческой и кредитной кооперации -- было охвачено к концу 20-х годов больше половины всех крестьянских хозяйств. К концу 1928 г. непроизводственной кооперацией различных видов, прежде всего крестьянской, было охвачено 28 млн. человек (в 13 раз больше, чем в 1913 г.). В обобществленной розничной торговле 60--80 % приходилось на кооперативную и только 20--40 % на собственно государственную, в промышленности в 1928 г. 13 % всей продукции давали кооперативы. Существовало кооперативное законодательство, кооперативный кредит, кооперативное страхование.

Взамен обесценившихся и фактически уже отвергнутых оборотом совзнаков в 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы -- червонцев, имевших золотое содержание и курс в золоте (1 червонец = 10 дореволюционным золотым рублям = 7.74 г. чистого золота). В 1924 г. быстро вытеснявшиеся червонцами совзнаки вообще прекратили печатать и изъяли из обращения; в том же году был сбалансирован бюджет и запрещено использование денежной эмиссии для покрытия расходов государства; были выпущены новые казначейские билеты -- рубли (10 рублей = 1 червонцу). На валютном рынке как внутри страны, так и за рубежом червонцы свободно обменивались на золото и основные иностранные валюты по довоенному курсу царского рубля (1 американский доллар = 1.94 рубля).

Возродилась кредитная система. В 1921 г. был воссоздан Госбанк СССР, начавший кредитование промышленности и торговли на коммерческой основе. В 1922--1925 гг. был создан целый ряд специализированных банков: акционерные, в которых пайщиками были Госбанк, синдикаты, кооперативы, частные лица и даже одно время иностранцы, для кредитования отдельных отраслей хозяйства и районов страны; кооперативные -- для кредитования потребительской кооперации; организованные на паях общества сельскохозяйственного кредита, замыкавшиеся на республиканские и центральный сельскохозяйственные банки; общества взаимного кредита -- для кредитования частной промышленности и торговли; сберегательные кассы -- для мобилизации денежных накоплений населения. На 1 октября 1923 г. в стране действовало 17 самостоятельных банков, а доля Госбанка в общих кредитных вложениях всей банковской системы составляла 2/3. К 1 октября 1926 г. число банков возросло до 61, а доля Госбанка в кредитовании народного хозяйства снизилась до 48 %.

Экономический механизм в период нэпа базировался на рыночных принципах. Товарно-денежные отношения, которые ранее пытались изгнать из производства и обмена, в 20-е годы проникли во все поры хозяйственного организма, стали главными связующим звеном между его отдельными частями.

Всего за 5 лет, с 1921 по 1926 г., индекс промышленного производства увеличился более чем в 3 раза; сельскохозяйственное производство возросло в 2 раза и превысило на 18 % уровень 1913 г. Но и после завершения восстановительного периода рост экономики продолжался быстрыми темпами: в 1927-м, 1928 гг. прирост промышленного производства составил 13 и 19 % соответственно. В целом же за период 1921--1928 гг. среднегодовой темп прироста национального дохода составил 18 %.

Самым важным итогом нэпа стало то, что впечатляющие хозяйственные успехи были достигнуты на основе принципиально новых, неизвестных дотоле истории общественных отношений. В промышленности ключевые позиции занимали государственные тресты, в кредитно-финансовой сфере -- государственные и кооперативные банки, в сельском хозяйстве -- мелкие крестьянские хозяйства, охваченные простейшими видами кооперации. Совершенно новыми оказались в условиях нэпа и экономические функции государства; коренным образом изменились цели, принципы и методы правительственной экономической политики. Если ранее центр прямо устанавливал в приказном порядке натуральные, технологические пропорции воспроизводства, то теперь он перешел к регулированию цен, пытаясь косвенными, экономическими методами обеспечить сбалансированный рост.

Государство оказывало нажим на производителей, заставляло их изыскивать внутренние резервы увеличения прибыли, мобилизовывать усилия на повышение эффективности производства, которое только и могло теперь обеспечить рост прибыли.

Широкая кампания по снижению цен была начата правительством еще в конце 1923 г., но действительно всеобъемлющее регулирование ценовых пропорций началось в 1924 г., когда обращение полностью перешло на устойчивую червонную валюту, а функции Комиссии внутренней торговли были переданы Наркомату внутренней торговли с широкими правами в сфере нормирования цен. Принятые тогда меры оказались успешными: оптовые цены на промышленные товары снизились с октября 1923 г. по 1 мая 1924 г. на 26 % и продолжали снижаться далее. Весь последующий период до конца нэпа вопрос о ценах продолжал оставаться стержнем государственной экономической политики: повышение их трестами и синдикатами грозило повторением кризиса сбыта, тогда как их понижение сверх меры при существовании наряду с государственным частного сектора неизбежно вело к обогащению частника за счет государственной промышленности, к перекачке ресурсов государственных предприятий в частную промышленность и торговлю. Частный рынок, где цены не нормировались, а устанавливались в результате свободной игры спроса и предложения, служил чутким барометром, стрелка которого, как только государство допускало просчеты в политике ценообразования, сразу же указывала на непогоду. Но регулирование цен проводилось бюрократическим аппаратом, который не контролировался в достаточной степени низами, непосредственными производителями. Отсутствие демократизма в процессе принятия решений, касающихся ценообразования, стало, «ахиллесовой пятой» рыночной социалистической экономики и сыграло роковую роль в судьбе нэпа.

Сколь ни блестящи были успехи в экономике, ее подъем ограничивался жесткими пределами. Достигнуть довоенного уровня было нелегко, но и это означало новое столкновение с отсталостью вчерашней России, сейчас уже изолированной и окруженной враждебным ей миром. Мало того, наиболее могущественные и богатые капиталистические державы вновь начинали укрепляться. Американские экономисты подсчитали, что национальный доход на душу населения в конце 20-х годов составлял в СССР менее 19 % американского.

Причины перехода к новой экономической политике

В первой половине 20 – х гг. положение Советской России было просто катастрофическим. Такая ситуация сложилась по окончанию Гражданской войны. Во-первых, страна пережила две революции в 1917 году, одновременно переживая события I мировой войны, где положение на фронтах для русской армии было неудачным. Сразу после окончания революции октября 1917г. началась Гражданская война. Страна не успевала передохнуть. Разруха и кризис наблюдались во всем. 1921 год даже называли «тотальным кризисом», а Ленин охарактеризовал страну в этот период как «человека, избитого до полусмерти»

Результаты I мировой войны, гражданской войны и интервенции таковы:

Уничтожено ¼ национального богатства; в 1920г. резко сократилась добыча угля, она составила 30% уровня 1913г, нефти в 1920г. было добыто столько, сколько в 1899г. т.е. в 2 раза меньше, чем в 1913г. Это привело к топливному кризису, который повлек за собой закрытие промышленных предприятий, сокращению промышленного производства, безработицы;

Демографический кризис, т.к. за 1918 – 1922гг. умерло 9,5 млн. чел., по данным медицинской статистики голод 1921 – 1922гг. унес 5 млн. чел., эмигрировало 1,5 – 2 млн. человек. Демографическая катастрофа обернулась массой неродившихся детей, а с ними потери исчисляются в 25 млн. чел;

Кризис сельского хозяйственного производства усугубила засуха 1921г., охватившая в 1920г. 7 губерний, а в 1921г. – 13 и территорию с населением 30 млн. чел. Производство зерна сократилось на 50%;

Война изолировала нашу экономику от мировой, т.к. усилилась конфронтация с капиталистическими державами;

Надолго закрепилась рожденная войной и революцией обостренность классового сознания, никто не считал себя грешным, люди привыкли убивать, стали более жестокими;

Но самым тяжелым бременем на плечи народа легла политика «Военного коммунизма». Именно она привела страну к полному развалу. Не удалось быстро восстановить шахты и рудники Донбасса, Урала, Сибири. Рабочие были вынуждены покинуть дома и уезжать в деревню. Петроград потерял 60% рабочих, когда закрылись Путиловский, Обуховский и др. заводы, Москва – 50%. Прекратилось движение на 30 железных дорогах. Безудержно нарастала инфляция. Посевные площади сократились на 25%, т.к. крестьяне не были заинтересованы в расширении хозяйства.

Провал политики «Военного коммунизма» большевистское правительство осознало не сразу. В 1920г. Совнарком создал Государственную комиссию (Госплан) для разработки текущих и перспективных планов хозяйственного развития страны. Расширился ассортимент продуктов сельского хозяйства, который подлежал продразверстке. Готовился Декрет об отмене денежного обращения. Однако эти мероприятия вступали в противоречие с требованиями рабочих и крестьян. Они переставали понимать, за что же они боролись в 1917году? И Ленин это прекрасно понимал. Экономический кризис усугублялся социальным кризисом. Рабочих раздражали безработица и нехватка продуктов питания, они были недовольны ущемлением прав профсоюзов, введением принудительного труда и его уравнительной оплаты. Поэтому в городах в конце 1920г – нач. 1921г. начались забастовки, в которых рабочие выступали за демократизацию политической системы страны, созыв Учредительного собрания, отмену спец.распределителей и пайков. Это уже кризис Доверия рабочих к правящей партии большевиков. Возникла угроза потери партией власти в стране по причине задержки перехода после окончания Гражданской войны к политике мирного времени.

Крестьяне, возмущенные действиями продотрядов, перестали не только сдавать хлеб по продразверстке, но и поднялись на вооруженную борьбу. Восстания охватили Тамбовщину, Украину, Дон, Кубань, Поволжье и Сибирь. Крестьяне требовали изменения аграрной политики, ликвидации диктата РКП (б), созыва Учредительного Собрания на основе всеобщего, равного избирательного права. На подавление этих выступлений были брошены части Красной Армии и ВЧК.

Таким образом, к окончанию Гражданской войны страну охватил тотальный кризис, ставивший под угрозу существование власти, утвердившийся после Октября 1917г., требующий срочного изменения политики. Событием, которое ускорило введение НЭПа стал Крондштадский мятеж. В марте 1921г. моряки и красноармейцы военно-морской крепости Крондштадт потребовали освобождения из заключения всех представителей социалистических партий, проведение перевыборов Советов и изгнания из них коммунистов, представления свободы слова, собраний и союзов всем партиям, обеспечения свободы торговли, разрешение крестьянам свободно пользоваться землей и распоряжаться продуктами своего хозяйства, т.е. ликвидации продразверстки. Кронштадтцев поддерживали рабочие. В ответ правительство ввело осадное положение в Петрограде, объявило восставших мятежниками и отказалось вести с ними переговоры. Полки Красной Армии, усиленные отрядами ВЧК и делегатами Х cъезда РКП (б), специально прибывшие из Москвы, штурмом взяли Кронштадт. 2,5 тыс. матросов было арестовано, 6-8 тыс. эмигрировало в Финляндию. Разруха и голод, забастовки рабочих, восстание крестьян и матросов – все свидетельствовало о Кризисном положении вещей. Кроме того, к весне 1921г. была исчерпана надежда на скорую мировую революцию и материально – техническую помощь европейского пролетариата. Поэтому В. И. Ленин пересмотрел внутриполитический курс и признал, что только удовлетворение требований крестьянства может спасти власть большевиков.

Сущность НЭПа

Итак, в первой половине 20-х гг. главной задачей перед партией было восстановление разрушенного хозяйства, создание материально – технической и социокультурной основы для построения социализма, обещанного большевиками народу.

В марте 1921 года на Х съезде РКП (б) В. И. Ленин предложил новую экономическую политику. Суть новой политики – воссоздание многоукладной экономики, использование организационно – технического опыта капиталистов при сохранении «командных высот» в руках большевистского правительства. Под ними понимались политические и экономические рычаги воздействия: полновластие РКБ (б), государственный сектор в промышленности, централизованная финансовая система и монополия внешней торговли.

В оценке НЭПа современные истории разделились на три основные группы:

1) одни историки исходят из того, что НЭП был сугубо российским явлением, продиктованным кризисом, вызванным Гражданской войной;

2) другие расценивают НЭП как попытку политиков вернуть страну на общецивилизованный путь развития;

3) третьи полагают, что в условиях политического монополизма большевиков НЭП был изначально обречен.

На НЭП нужно взглянуть, прежде всего, как на средство, позволившее выйти из тяжелой кризисной ситуации. Подобный подход небезынтересен с точки зрения нынешних реалий. Вопрос в том – откуда появилась идея НЭПа?

Авторами идеи считаются многие. Долгое время ее творцом признавали Ленина. В 1921г. Ленин в брошюре «О продналоге» писал, что принципы НЭПа были разработаны им еще весной 1918г. в работе «Очередные задачи Советской власти» определенная «перекличка» между идеями 1918 и 1921гг. конечно есть. Это становиться очевидным при учете сказанного Лениным о многоукладности экономики страны и политики государства по отношению к отдельным укладам. И все же бросается в глаза разная расстановка акцентов, на которую не обратил внимание Ленин.

Если в 1918г. предполагалось строить социализм путем максимальной поддержки и укрепления государственного сектора наряду с использованием элементов государственного капитализма при противостоянии частному капиталу и «мелкобуржуазной стихии», то теперь говорится о необходимости привлечь для нужд восстановления другие формы и уклады. Было бы ошибкой связывать НЭП только с именем Ленина. Идеи о необходимости изменения проводимой большевиками хозяйственной политики постоянно высказывались более дальновидными людьми независимо от их политической принадлежности. Большевикам было откуда подчеркнуть знания о том, как перестраивать экономику. На вооружение были взяты идеи стимулирования сельскохозяйственного производства с помощью дифференцированного налогообложения, кооперирования системы сбыта и снабжения, поощрения торговли и обмена для расширения внутреннего и внешнего рынка, стабилизации валюты в интересах повышения уровня жизни населения, демонополизации управления промышленностью и частичной ее денационализации. Однако, и в этом существенное отличие реформ периода НЭПа от прежних и последующих, не особенно доверяя своим знаниям и опыту в практических делах, накопленному в «героический период», большевистское руководство широко привлекало к экономическим мероприятиям «буржуазных специалистов». Почти при каждом органе управления – ВСНХ, Госплане, Наркомфине, Наркомтруде – существовала разветвленная система учреждений, вырабатывающих научно – обоснованную и достаточно взвешенную хозяйственную политику. Наиболее последовательно программа НЭПа была изложена в 20-е гг. в трудах Н. И. Бухарина.

В разгар осуществления военно – коммунистических мероприятий в феврале 1920г. один из главных их вдохновителей Л. Д. Троцкий неожиданно выступил с предложением заменить продразверстку фиксированным налогом, но его предложение конкретных последствий не имело. Это был скорее импульсивный акт, реакция на трудности, связанные с продовольственным обеспечением. Ни в тот момент, ни позже, Троцкий никогда не проявлял себя ни последовательным приверженцем преобразований в духе НЭПа, ни сторонникам возврата к «военному коммунизму», придерживаясь скорее прагматическим, чем доктринальных экономических воззрений.

Итак, Новой эту политику называют потому, что она признавала необходимость маневра, допущения некоторой свободы экономической деятельности, торговли, товарно-денежных отношений, уступок крестьянству и частному капиталу.

Основные цели НЭПа.

Принципиально, цель не изменилась – переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы перехода были отчасти пересмотрены.

Главная политическая цель НЭПа – снять социальную напряженность, укрепить социальную базу Советской власти в форме союза рабочих и крестьян.

Экономическая цель НЭПа – предотвратить разруху, выйти из кризиса, восстановить хозяйство и укрепить финансовую систему.

Социальная цель НЭПа - обеспечить благоприятные условия для построения социалистического общества, повысить уровень жизни.

Внешнеполитические цели – восстановление нормальных внешнеполитических и внешнеэкономических связей, на преодоление международной изоляции. Достижение этих целей привело к постепенному выходу из кризиса.

Реализация и основные шаги НЭПа.

Переход к НЭПу законодательно был оформлен декретами ВЦИК и СОВНАРКОМА, решениями IХ Всероссийского съезда Советов в декабре 1921г. НЭП включал комплекс экономических и социально – политических мероприятий. Они означали «отступление от принципов «военного коммунизма»» - возрождение частного предпринимательства, введение свободы внутренней торговли и удовлетворение требований крестьянства.

Сельское хозяйство.

Введение НЭПа началось именно с сельского хозяйства.

1) Продразверстка была заменена продналогом (продовольственный налог). Он устанавливался до посевной компании, не мог измениться в течении года и был в 2 раза меньше разверстки.

2) После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства.

3) Допускалась аренда земли и найм рабочей силы.

4) Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепится в деревне частному, мелкотоварному сектору.

Крестьяне единоличники давали 98% сельскохозяйственной продукции.

Вообще, система продналога обеспечивала возможность накопления излишков сельскохозяйственной продукции и сырья у крестьянства, что создавало стимул для промышленного производства. В результате к 1925г. на восстановленных посевных площадях валовой сбор зерна на 20,7% превысил среднегодовой уровень предвоенной России.

Улучшилось снабжение промышленности сельскохозяйственным сырьем.

3. Орлов А. С., Георгиев В. А. История России. – М. 2002г. – стр. 354

Торговля

Для осуществления проекта требовались товарные запасы, которых не было в разоренной стране. Стало ясно, что для обеспечения растущего спроса необходимо привлечение частного капитала в производство предметов потребления, а для этого необходима денационализация части предприятий.

Поскольку государственная торговля не могла обеспечить рост товарооборота, частный капитал был допущен в сферу торгового и денежного обращения. В результате допуска частных отношений в торговлю в стране нормализовались рыночные отношения.

В 1924г. был создан Наркомат внутренней торговли СССР. Начали работать ярмарки (в 1922 – 1923гг. их было более 600), наиболее крупные - Нижегородская, Киевская, Бакинская, Ирбитская, торговые выставки и биржи (в 1924г. их было около 100), формировались Госторги (ГУМ, Мосторг и др.), государственные и смешанные торговые общества («Хлебопродукт», «Кожсырье» и т.д.). Большую роль на рынке играла потребительская кооперация. Она была отделена от системы Наркомата продовольствия и превратилась в широко разветвленную систему, охватившую всю страну. Таким образом, во внутренней торговле участвовали и государственные, и кооперативные, и частные предприятия. Они дополняли друг друга, а конкуренция, возникавшая между ними, еще более стимулировала рост товарооборота. К 1924г. она уже достаточно хорошо обслуживала хозяйственные связи в экономике.

Финансовая система.

В финансовой сфере, кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. Выпускались государственные займы, которые принудительно распространялись среди населения с целью выкачивания личных средств для развития промышленности. Стабилизация денежной системы благоприятно повлияла на рыночные отношения в стране.

16 ноября 1921г. были открыты Государственный банк РСФСР и специализированные банки. Банковское кредитование на этом этапе становиться не безвозмездным финансированием, а сугубо коммерческой сделкой между банками и клиентами, за нарушение условий которой надо отвечать по закону.

Очень жесткой становиться налоговая политика. 70% прибылей промышленных предприятий отчислялись в казну. Сельхозналог составлял 5%. уменьшаясь или увеличиваясь в зависимости от качества земли, количества скота. Подоходный налог состоял из основного и прогрессивного. Основной платили все граждане, кроме чернорабочих, поденщиков, государственных пенсионеров, а также рабочих и служащих с зарплатой, менее 75 руб. в месяц. Прогрессивный налог платил только тот, кто получал дополнительную прибыль (нэпманы, частнопрактикующие адвокаты, врачи и т.п.). Существовали еще косвенные налоги: на соль, спички и пр.

В 1922г. была проведена денежная реформа Сокольниковым. Были выпущены так называемые Совзнаки. Это была первая деноминация денежных знаков, один новый рубль равнялся 10 тыс. прежних рублей. Рубль стал конвертируемым. 1рубль – 5 американским долларам. В оборот ввели Советский червонец – 10 руб. Сократилась эмиссия бумажных денег. Советский червонец высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволяло не только укрепить национальную валюту, но и побороть инфляцию. Вторая деноминация была проведена в 1923г. Рубль этого образца равнялся 1 млн. прежних рублей. На основе твердой валюты стала возможной полная ликвидация дефицита бюджета начинающего выполнять роль единого государственного плана, а большинство статей расходов бюджета идет на восстановление и развитие экономики.

Промышленность

Восстановление промышленности началось с перестройки организационных форм и методов управления. Декретами ВЦИК и СНК (май – август 1921г.) приостанавливалась национализация мелкой и средней промышленности, допускалась частное предпринимательство, в частные руки могли передаваться предприятия с численностью до 20 человек. Повсеместно разрешалась аренда. Предусматривалась реорганизация государственного сектора на основе внедрения отношений хозяйственного расчета. Основной принцип хозрасчета – оперативная самостоятельность и самоокупаемость. Был отменен декрет о всеобщей национализации промышленности. Но государство оставило за собой право оставить командные высоты в таких отраслях как:

Металлургия

Транспорт

Топливная промышленность

Нефтедобыча

Внешняя торговля

Это позволяло государству контролировать рост капиталистических элементов и влиять на них. В аренду сдавались мелкие и средние предприятия, производящие потребительские товары. Аренда промышленности в целом дала положительные результаты: было восстановлено несколько тысяч мелких предприятий, что способствовало развитию рынка товаров и укреплению экономических связей между городом и деревней; создавались дополнительные рабочие места; арендная плата увеличила материально – финансовые ресурсы государства.

Другой значительной капиталистической формой в I пол.20-х годов являлись концессии. Они занимали большое место в отношениях государства с иностранным капиталом. Концессия (от лат. «уступка») – договор о сдаче в аренду иностранным фирмам предприятий или участков земли, принадлежащих государству, с правом производственной деятельности. Государство представляло предприятия или территорию для разработки природных ресурсов и осуществляло контроль за их использованием, не вмешиваясь в хозяйственные и административные дела. Концессии облагались теми же налогами, что и государственные предприятия. Часть полученной прибыли (в виде продукции) отдавалась в качестве платы государству, а другая ее часть могла быть реализована за границей. По сути, так возник новый для экономики России государственно – капиталистический сектор. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции.

Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет. Вместо отраслевой системы управления вводилась территориально – отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты. Также крупные предприятия объединились в тресты, подчинявшиеся ВСНХ. Была отменена трудовая повинность и трудовая мобилизация, внедрялась оплата труда по тарифам с учетом количества и качества продукции. В итоге, в результате мероприятий НЭПа в 1926г. по основным видам промышленной продукции был достигнут довоенный уровень. Легкая промышленность развивалась быстрее, чем тяжелая, требовавшая значительных капиталовложений. Условия жизни городского и сельского населения значительно улучшились. Была отменена карточная система распределения продуктов питания.

Таким образом, одна из целей НЭПа – преодоление разрухи – была решена.

Политическая сфера в 1921 – 1929гг. и противоречия НЭПа

Новые веяния в экономике не изменили методы политического руководства страной. Государственные вопросы по прежнему решал партийный аппарат. Но НЭП не прошел бесследно для большевиков. Среди них началась дискуссия о роли и месте профсоюзов в государстве, о сущности и политическом значении НЭПа. Появились фракции со своими платформами, противостоящими позиции Ленина. Они настаивали на демократизации системы управления, представленная профсоюзам широких хозяйственных прав («рабочая оппозиция»). Другие предлагали еще больше централизовать управление и ликвидировать профсоюзы (Л. Д. Троцкий). Многие коммунисты вышли из РКП (б), считая, что введение НЭПа означает реставрацию капитализма и измену социалистическим принципам, партии грозил раскол.

На Х съезде РКП (б) были приняты резолюции, запрещающие создание фракций, после съезда была проведена проверка идейной устойчивости членов партии («чистка»), на четверть, сократившая ее численность. Важным звеном в политической системе в эти годы был аппарат насилия – ВЧК, в 1922г. он был переименован в ГПУ – Главное политическое управление. ГПУ следило за настроением всех слоев общества, выявляло инакомыслящих, отправляло их в тюрьмы. Особое внимание уделялось политическим противникам. В 1922г. ГПУ обвинило 47 арестованных ранее руководителей партии эсеров в контрреволюционной деятельности. Состоялся I крупный политический процесс при советской власти. Осенью 1922г. из России было выслано 160 ученых и деятелей культуры, не разделявших большевистскую доктрину («философский пароход»). С идейным противостоянием было покончено.

Также в годы НЭПа был нанесен удар по церквям. В 1922г. под предлогом сбора средств для борьбы с голодом, была конфискована значительная часть церковных ценностей. Усиливалась антирелигиозная пропаганда, разрушились храмы и соборы. Начались преследования священников. Патриарх Тихон был заключен под домашний арест. После смерти Тихона правительство воспрепятствовало избранию нового патриарха. Многие священники были арестованы или вынуждены проявить лояльность к Советской власти. В 1927г. они подписали Декларацию, в которой обязывали священников, не признавших новую власть, отойти от церковных дел.

Укрепление единства партии, разгром политических и идейных противников позволили упрочить однопартийную политическую систему, в которой так называемая «диктатура пролетариата в союзе с крестьянством» на деле означала диктатуру ЦК РКП (б). Эта политическая система с небольшими изменениями продолжала существовать все годы Советской власти.

После смерти В. И. Ленина ситуация в партии обострилась, началась борьба за власть, где в фаворитах находился Сталин, занимавший с 1922г. пост Генерального секретаря ЦК РКП (б). Сталин сосредоточил в руках огромную власть и расставил на местах и в центре преданные ему кадры.

Разное понимание принципов и методов социалистического строительства, личные амбиции Л. Д. Троцкого, А. Б. Каменева, Г. Е. Зиновьева и их неприятие сталинских методов – все это вызывало оппозиционные настроения в партии печати. Сталкивая политических противников и умело интерпретируя их высказывания как антиленинские, И. В. Сталин устранял своих оппонентов, т.о. закладывая камень в фундамент культа личности.

В целом, достижения НЭПа были значительны. По удачному выражению историка В. П. Дмитренко, он привел к восстановлению отсталости: задач модернизации, но не решил их. Более того, НЭПу были свойственны весьма серьезные противоречия, которые привели к целой череде кризисов: сбыта товаров осенью 1923г., дефицита промышленных товаров осенью 1925г., хлебозаготовок – зима 1927/28гг.

Противоречия НЭПа:

1) Политические - В. И. Ленин, автор НЭПа предполагавший в 1921г, что это будет политика «всерьез и надолго», уже через год на ХI съезде партии заявил, что пора прекратить «отступление» в сторону капитализма и необходимо переходить к построению социализма. Он написал ряд работ, где изложил основные цели партии: индустриализация, широкая кооперация, культурная революция. При этом Ленин настаивал на сохранении единства и руководящей роли партии в государстве. Ленин предостерегал партию от ее бюрократизации, считал главной опасностью политическое соперничество Л. Д. Троцкого и И. В. Сталина.

2) Экономические противоречия – техническая отсталость промышленности – высокие темпы ее восстановления, острая потребность в обновлении производственных мощностей и нехватка капиталов внутри страны, невозможность широкого привлечения иностранных капиталовложений, абсолютное преобладание мелких, полунатуральных крестьянских хозяйств на селе.

3) Социальные противоречия – усиление неравенства, непринятие НЭПа значительной частью рабочего класса и крестьянства, ощущение временности своего положения у многих представителей нэпмановской буржуазии.

Самое главное противоречие было между экономикой и политикой: экономика, основанная на частичном признании рынка и частной собственности, не могла стабильно развиваться в условиях ужесточения однопартийного политического режима, программные цели которого состояли в переходе к коммунизму – обществу, свободному от частной собственности. Политика, в отношении крестьянства была непоследовательна. Политика цен извращала НЭП. Руководство страны сознательно поддерживало низкие цены на хлеб. Неэквивалентные отношения между городом и деревней породили кризис сбыта 1923г. Официально об отказе от Нэпа объявлено в декабре 1929г.

Итоги НЭПа

НЭП обеспечил стабилизацию и восстановление хозяйства. К 1925г. промышленность дала 75,5% довоенной продукции. Это был большой успех. Громадную роль в нем сыграло энергетическое строительство на основе плана ГОЭРЛО: восстановлены старые электростанции и воздвигнуты новые – Каширская, Шатурская, Кизеловская, Нижегородская и др. Выработка электроэнергии выросла в 6 раз. Несмотря на продуманность, мероприятия по налаживанию прямого товарообмена между городом и деревней потерпели полную неудачу. К концу 1925г. наблюдался резкий скачок в сельскохозяйственном производстве: превзошла довоенный уровень урожайность зерновых: 1913 – 7 ц/га, 1925 – 7,6 ц\га, увеличивались валовые сборы зерна: 1913 – 65 млн.т., 1926 – 77 млн.т.

Хотя НЭП разрешил частную торговлю, но уже в 1923г. началось наступление на нэпманов в столицах, высылка их и их семей, запрещалось проживать и торговать в крупных центрах.

С 1924г. вытесняется частная торговля, с переходом к НЭПу выросла безработица. Работники в городах постоянно чувствовали угрозу голода, хотя хлеб в стране был, но из-за выкачивания средств из деревни возникали трудности с обеспечением города продовольствием и притом по доступным для рабочей массы ценам. Уровень жизни крестьянства, по подсчетам современных экономистов, был ниже уровня 1913г. Продолжался процесс дробления крестьянских хозяйств, в большей степени ориентированных на собственное потребление, чем на рынок.

Необходимость обеспечения независимости обороноспособности страны требовала дальнейшего развития экономики, в первую очередь тяжелой промышленности. Началась перекачка средств из города в деревню, закупочные цены занижались, на промтовары цены искусственно завышались. Качество продукции промышленности тоже хромало. В результате 1923г. – кризис сбыта, затоваривание плохими дорогими промтоварами. 1924г – кризис цен, когда крестьяне отказывались сдавать хлеб, собрав хороший урожай, по твердым ценам, решив продать его на рынке. Начались массовые восстания в Амурской области, Грузии из-за отказа сдачи хлеба по продналогу.

В середине 20-х гг. упал объем государственных заготовок хлеба и сырья. Это снизило возможность экспорта сельскохозяйственных продуктов, и, следовательно, уменьшило валютные поступления, необходимые для покупки промышленного оборудования за границей. В результате для выхода из кризиса правительство предприняло ряд административных мер. Было усилено централизованное руководство экономикой, ограничена самостоятельность предприятий, увеличены цены на промтовары, повышены налоги для частных предпринимателей, торговцев и кулаков. Это означало начало свертывания НЭПа.



Содержание статьи

НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) – политика советской власти, при которой все предприятия одной отрасли промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Сменила политику «военного коммунизма». Переход от «военного коммунизма» к НЭПу был провозглашен Х съездом Российской коммунистической партии в марте 1921. Первоначальная идея перехода была сформулирована в работах В.И.Ленина 1921–1923: конечная цель остается прежней – социализм, но положение России после гражданской войны диктует необходимость прибегнуть к «реформистскому» методу действий в коренных вопросах экономического строительства. Вместо прямой и полной ломки старого строя для замены его новым общественно-экономическим укладом, проводившейся в годы «военного коммунизма» , большевиками был предпринят «реформистский» подход: не ломать старого общественно-экономического уклада, торговли, мелкого хозяйства, мелкого предпринимательства, капитализма, а осторожно и постепенно овладевать ими и получать возможность подвергать их государственному регулированию. В последних работах Ленина концепция НЭПа включала идеи об использовании товарно-денежных отношений, всех форм собственности – государственной, кооперативной, частной, смешанной, хозрасчета. Предлагалось временно отступить от достигнутых «военно-коммунистических» завоеваний, сделать шаг назад с тем, чтобы набраться сил для скачка к социализму.

Изначально рамки нэповских преобразований определились руководством партии тем, в какой мере реформы укрепляли ее монополию на власть. Основные меры, проведенные в рамках НЭПа: продразверстка заменена продовольственным налогом, затем последовали новые меры, призванные заинтересовать широкие социальные слои в результатах своей хозяйственной деятельности. Легализовалась свободная торговля, частные лица получили право заниматься кустарными промыслами и открывать промышленные предприятия с числом рабочих до ста. Мелкие национализированные предприятия возвращались прежним владельцам. В 1922 было признано право на аренду земли и использование наемного труда; отменена система трудовых повинностей и трудовых мобилизаций. Натуральная оплата труда заменена денежной, был учрежден новый государственный банк и восстановлена система банков.

Все эти изменения правящая партия проводила, не отказываясь от своих идеологических воззрений и командных методов руководства социально-политическими и экономическими процессами. «Военный коммунизм» сдавал свои позиции постепенно.

Для своего развития НЭП нуждался в децентрализации хозяйственного управления, и в августе 1921 Совет Труда и Обороны (СТО) принял постановление реорганизовать главкистскую систему, при которой все предприятия одной отрасти промышленности подчинялись единому центральному органу управления – главному комитету (главку). Было сокращено количество отраслевых главков, в руках государства оставались только крупная промышленность и базовые отрасли хозяйства.

Частичное разгосударствление собственности, приватизация многих ранее национализированных предприятий, система ведения экономики на основе хозяйственного расчета, конкуренции, внедрение аренды совместных предприятий – все это характерные черты НЭПа. В то же время, эти «капиталистические» экономические элементы сочетались с мерами принуждения, усвоенными в годы «военного коммунизма».

НЭП привел к быстрому оживлению экономики. Появившаяся у крестьян экономическая заинтересованность в производстве сельскохозяйственной продукции позволила быстро насытить рынок продовольствием и преодолеть последствия голодных лет «военного коммунизма».

Однако уже на раннем этапе НЭПа (1921–1923) признание роли рынка сочеталось с мерами по его упразднению. Большинство руководителей коммунистической партии отнеслось к НЭПу как к «неизбежному злу», опасаясь, что он приведет к реставрации капитализма. У многих большевиков сохранялись «военно-коммунистические» иллюзии о том, что уничтожение частной собственности, торговли, денег, равенство в распределении материальных благ ведут к коммунизму, а НЭП есть измена коммунизму. По сути своей, НЭП был рассчитан на то, чтобы продолжая курс на социализм, путем лавирования, социального компромисса с большинством населения двигать страну к цели партии – социализму, хотя и более медленно и с меньшим риском. Считалось, что и в рыночных отношениях роль государства прежняя, как и при «военном коммунизме», а экономическую реформу оно должно проводить в рамках «социалистичности». Все это учитывалось в принятых в 1922 законах и в последующих законодательных актах.

Допущение рыночных механизмов, приведшее к восстановлению экономики, позволило политическому режиму укрепиться. Однако принципиальная несовместимость его с сущностью НЭПа как временного экономического компромисса с крестьянством и буржуазными элементами города неизбежно вела к отторжению идеи НЭПа. Даже в самые благоприятные для его развития годы (до середины 20-х) поступательные шаги в проведении этой политики делались неуверенно, противоречиво, с оглядкой на пройденный этап «военного коммунизма».

Советская и в значительной своей части постсоветская историография, сводя причины свертывания НЭПа к чисто экономическим факторам, лишила себя возможности в полной мере раскрыть его противоречия – между требованиями нормального функционирования экономики и политическими приоритетами партийного руководства, направленными сначала на ограничение, а затем и полное вытеснение частного производителя.

Трактовка руководством страны диктатуры пролетариата как подавления всех с ней не согласных, а также сохранившаяся у большинства кадрового состава партии приверженность «военно-коммунистическим» взглядам, усвоенным в годы гражданской войны, отражали свойственное коммунистам неуклонное стремление к достижению своих идейных установок. При этом стратегическая цель партии (социализм) оставалась прежней, а НЭП рассматривался как временное отступление от достигнутого за годы «военного коммунизма». Поэтому делалось все, чтобы не позволить НЭПу выйти за пределы, опасные для этой цели.

Рыночные методы регулирования экономики в нэповской России сочетались с внеэкономическими, с административным вмешательством. Преобладание государственной собственности на средства производства, крупной промышленности, являлось объективной основой такого вмешательства.

В годы НЭПа партийно-государственные верхи не хотели реформ, а были озабочены тем, что частный сектор получит преимущество перед государственным. Охваченные боязнью НЭПа, они принимали меры по его дискредитации. Официальная пропаганда всячески третировала частника, в общественном сознании формировался образ «нэпмана» как эксплуататора, классового врага. С середины 1920-х меры по сдерживанию развития НЭПа сменились курсом на его свертывание. Демонтаж НЭПА начался негласно, сначала мерами по налоговому удушению частного сектора, затем лишению его правовых гарантий. При этом на всех партийных форумах провозглашалась верность новой экономической политике. В конце 1920-х, посчитав, что новая экономическая политика перестала служить социализму, руководство страны ее отменило. Методы, которыми оно сворачивало НЭП, было революционным. В ходе ее осуществления деревенскую «буржуазию» (кулаков) «раскулачивали», конфисковали все ее имущество, ссылали в Сибирь, а «остатки городской буржуазии» – предпринимателей («нэпманов»), а также членов их семей лишали политических прав («лишенцы»); многих подвергали судебным преследованиям.

Ефим Гимпельсон

ПРИЛОЖЕНИЕ. ДЕКРЕТ ВЦИК О ЗАМЕНЕ РАЗВЕРСТКИ НАТУРАЛЬНЫМ НАЛОГОМ.

1. Для обеспечения правильного и спокойного ведения хозяйства на основе более свободного распоряжения земледельца продуктами своего труда и своими хозяйственными средствами, для укрепления крестьянского хозяйства и поднятия его производительности, а также в целях точного установления падающих на земледельцев государственных обязательств, разверстка, как способ государственных заготовок продовольствия, сырья и фуража, заменяется натуральным налогом.

2. Этот налог должен быть меньше налагавшегося до сих пор путем разверстки обложения. Сумма налога должна быть исчислена так, чтобы покрыть самые необходимые потребности армии, городских рабочих и неземледельческого населения. Общая сумма налога должна быть постоянно уменьшаема, по мере того как восстановление транспорта и промышленности позволит Советской власти получать продукты сельского хозяйства в обмен на фабрично-заводские и кустарные продукты.

3. Налог взимается в виде процентного или долевого отчисления от произведенных в хозяйстве продуктов, исходя из учета урожая, числа едоков в хозяйстве и наличия скота в нем.

4. Налог должен быть прогрессивным; процент отчисления для хозяйств середняков, маломощных хозяев и для хозяйств городских рабочих должен быть пониженным. Хозяйства беднейших крестьян могут быть освобождаемы от некоторых, а в исключительных случаях и от всех видов натурального налога.

Старательные хозяева-крестьяне, увеличивающие площади засева в своих хозяйствах, а равно увеличивающие производительность хозяйств в целом, получают льготы по выполнению натурального налога.

7. Ответственность за выполнение налога возлагается на каждого отдельного хозяина, и органам Советской власти поручается налагать взыскания на каждого, кто не выполнил налога. Круговая ответственность отменяется.

Для контроля за применением и выполнением налога образуются организации местных крестьян по группам плательщиков разных размеров налога.

8. Все запасы продовольствия, сырья и фуража, остающиеся у земледельцев после выполнения ими налога, находятся в полном их распоряжении и могут быть используемы ими для улучшения и укрепления своего хозяйства, для повышения личного потребления и для обмена на продукты фабрично-заводской и кустарной промышленности и сельскохозяйственного производства. Обмен допускается в пределах местного хозяйственного оборота как через кооперативные организации, так и на рынках и базарах.

9. Тем земледельцам, которые остающиеся у них после выполнения налога излишки пожелают сдать государству, в обмен на эти добровольно сдаваемые излишки должны быть предоставлены предметы широкого потребления и сельскохозяйственного инвентаря. Для этого создается государственный постоянный запас сельскохозяйственного инвентаря и предметов широкого потребления как из продуктов внутреннего производства, так и из продуктов, закупленных за границей. Для последней цели выделяется часть государственного золотого фонда и часть заготовленного сырья.

10. Снабжение беднейшего сельского населения производится в государственном порядке по особым правилам.

11. В развитие настоящего Закона Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет предлагает Совету Народных Комиссаров не позднее месячного срока издать соответствующее подробное положение.

Председатель Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

М.Калинин

Секретарь Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета

Новая экономическая политика (НЭП) – это экономическая политика, которая проводилась с 1921 по 1924 годы в СССР. Ее приняли 15 марта 1921 г. на X съезде РКП (б). НЭП сменил политику «военного коммунизма».

Предпосылки

После гражданской войны в стране наступили политические и экономические кризисы. Объем промышленности уменьшился в 7 раз. Запасы сырья были исчерпаны. Уменьшился объем железнодорожных перевозок. Также пострадало сельское хозяйство. Многие предприятия закрылись. В результате уровень безработицы стал увеличиваться.

Все эти факторы привели к усилению общественного недовольства.

Политика «военного коммунизма» привела к развитию спекуляции и образованию «черного рынка». В сфере политики установилась диктатура РКП (б). Партия большевиков стала определять политическую, экономическую, идеологическую ситуацию в СССР.

Цели. Политическая цель – снятие социальной напряженности. Экономическая цель – остановка разрухи в стране, восстановление хозяйства. Социальная цель – создание благоприятных условий для формирования социального общества.

НЭП в сельском хозяйстве

Продналог уменьшился почти в 2 раза. Его основная тяжесть падала на зажиточных крестьян.

30 октября 1922 г. был введен Земельный кодекс РСФСР, который отменил право частной собственности на землю.

Голод закончился, площади заселенных земель увеличились, шла перестройка аграрного сектора.

НЭП в промышленности

На замену главкам пришли тресты. Они могли сами решить что, как производить и где реализовывать. В это же время стали появляться синдикаты. Возникло большое количество ярмарок, торговых предприятий, бирж.

Была восстановлена система денежной оплаты труда, ликвидированы трудовые армии и обязательные трудовые повинности.

Возник частный сектор. Часть государственных предприятий была денационализирована.

НЭП в сфере финансов

Основные направления:

  • ликвидация дефицита бюджета;
  • остановка денежной эмиссии;
  • восстановление банковской системы;
  • обеспечение устойчивости валюты;
  • создание подходящей налоговой системы;
  • создание единой денежной системы.

В 1921 г. был создан Госбанк, установлена оплата транспорта, возобновлена система прямых и косвенных налогов. Также были сокращены государственные расходы.

В ноябре 1922 г. была выпущена новая валюта – «червонец». Он использовался для обслуживания промышленности, оптовой торговли, банковских операций по кредиту.

В феврале 1924 г. начался выпуск государственных казначейских билетов (номиналы 1, 3, 5 руб.).

13 марта 1924 г. Госбанком стали выпускаться совзнаки. За 500 млн. руб. денег старого образца выплачивалась 1 коп. совзнаков. В результате система двух параллельных валют завершила свое существование.

В эти же годы стали широко использоваться коммерческие кредиты, долгосрочное государственное кредитование.

Итоги НЭПа

Со второй половины 20-х годов началась ликвидация синдикатов, уменьшалась доля частного капитала и усиливалась централизация экономики, а также шло дальнейшее развитие индустриализации и коллективизации.

11 октября 1931 г. было принято постановление о запрете частной торговли. Это событие положило конец НЭПу.

Несмотря на ряд ошибок и недочетов, Новая экономическая политика смогла вывести страну из состояния полной разрухи.

НЭП - переход от политики «военного коммунизма», от продразверстки к продналогу по решению X съезда ВКП(6) и марте 1921 г. с разрешением внутренней свободной торговли при сохранении за государством монополии внешней торговли и крупной промышленности. Допущение госкапитализма в виде концессий аренды мелких промышленных предприятий и земли под контролем государства, перевод госпромышленности на хозрасчет. Использовала товарно-денежные отношения для оживления экономики страны. С конца 20-х гг. прекращена.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Новая Экономическая Политика

НЭП) комплекс экономических и политических реформ, направленных на восстановление нар. х-ва, создание современной "смычки" гос. сектора с иными формами х-ва с целью укрепления власти правящей партии большевиков. Первым шагом нэпа стало решение X съезда РКП(б) от 15 марта 1921 о замене продразверстки продналогом, размер к-рого был на 40% меньше по сравнению с продразверсткой. Декретом от 28 марта 1921 разрешался свободный обмен с/х продукции. Эти меры позволили завоевать доверие большей части крест., восстановить товарооборот между г. и дер., способствовали усмирению восст., грозивших до этого перерасти в крест. войну. Крест. восст. помешали проведению весеннего сева 1921 во мн. уездах У.; засуха, неурожай и голод 1921 обострили глубокий с/х кризис, поэтому система мер, предусмотренная нэпом оказала благотворное влияние на с. х-во лишь в 1923. Введение в действие Земельного кодекса 1 дек. 1922 разрешало крест. свободно выбирать форму земледелия (единоличную или коллективную), а также аренду земли и применение наемного труда. Практика насаждения коммун в дер. сменилась поощрением орг-ции и развития простых форм кооперации (потребительской, промысловой, с/х, кредитной и др.). Число колхозов на У. сократилось с 714 в 1921 до 442 в 1923. Сельская потреб. кооперация У. в 1923 охватывала 7,7% нас. и занимала 1-е место по кооперированию крест. в стране. Логика развития крест. экономики потребовала от гос-ва допустить нек-рые формы частного предпринимательства в пром. и торговле, сохраняя при этом контроль над банками, транспортом, крупными пром. предприятиями и внеш. торговлей. К весне 1924 хлебная, мясная, соляная, текстильная торговля на У. почти целиком оказалось в руках частников. В пром. частный капитал допускался в осн. в виде аренды госпредприятий и иностранных концессий. К 1925 на У. было 111 арендованных предприятий кустарного типа (мельницы, маслобойни и т. п.), на к-рых работало 2260 чел., что составляло 2% от общего числа раб. и служащих фабрично- з-дской пром. В тяжелой индустрии на У. были сданы в аренду мет. предприятия: Билимбаевский, Нязепетровский, Сысертский, Ильинский з-ды, чуг.-лит. ф-ка при станции "Хромпик", ряд мастерских Кыштымского, Нижне-Тагильского и Висимо-Уткинского з-дов. Однако уже через 8 месяцев под предлогом "производственной необходимости" аренда Билимбаевского з-да была прекращена. Вскоре эта же участь постигла и остальные предприятия тяжелой пром. В аренде остались в осн. предприятия ср. и мелкой пром. Из концессионных предприятий наиб. крупными были концессия Арманда Хаммера на асбестовые рудники в Алапаевском р-не и "Лена Голдфилдс Лимитед". Т.о., с введением нэпа структура многоукладной экономики усложнилась, в ней четко выделились гос., кооперативный, частный мелкотоварный, госкапиталистический и капиталистический сектора. К 1925 в пром. У. предприятия гос. сектора давали 87,7% ее валовой продукции, кооперативного - 6,7%, мелкотоварного - 11,5%, капиталистического вместе с госкапиталистическим - 1,3%; в валовой продукции с/х произв. мелкотоварый сектор составлял 93%. 12 авг. 1921 Совет труда и обороны определил новые принципы орг-ции крупной пром.: госпредприятия получают самостоятельность в управлении, строят свою деятельность на коммерческих нач., наиб. крупные предприятия объединяются в тресты. На У. были организованы тресты "Камуралбумлес", "Уралхим" и др. В 1925 крупная пром. региона насчитывала 31 трест, в т.ч. 10 - общесоюзного подчинения, 3 - респ., 18 - обл. 4 окт. 1921 вступил в силу декрет о возобновлении деятельности Гос. банка. С целью планового регулирования рынка создавались сов. товарные биржи. В 1921 была открыта товарная биржа в Перми, в 1922 - в Екат. и Челяб. Возобновилась Ирбитская ярм. 5-22 февр. 1924 проведена денежная реформа: совдензнаки изъяты из обращения после обмена их на новые деньги по курсу 1 новый рубль за 50 тыс. старых. Произошла стабилизация денежной системы. Административно-командная система управления постепенно размывалась. В экономике действовало два регулятора: рынок и власть. Попытки власти ограничить развитие товарно-денежных отношений приводили к кризисам (1923 - "кризис сбыта", 1924 - товарный голод, 1925 - рост инфляционных процессов и товарный голод, 1927-1928 - хлебозаготовительные кризисы). В жизни сов. об-ва переход к нэпу означал и отступление гос. "крепостничества": была отменена всеобщая трудовая повинность, ее заменил закон о добровольном привлечении к труду (КЗОТ, 1922), упразднялась уравнительная и натуральная оплата труда; к 1922 отменена карточная система; ослаблено беззаконие карательных органов; наметился рост социальной дифференциации в об-ве. Нэп повлек за собой значительные преобразования в полит. сфере. В 1921-24 происходит перестройка гос. структур, особенно после образования СССР в 1922 и в ходе разработки федеральной конституции, принятой в 1924. В перестройке нек-рых гос. структур У. играл роль своеобразного испытательного полигона: структура сел. парт. орг-ций и сел. Советов, утвердившихся на У. в 1921-24, была воспринята другими регионами РСФСР. В 1922 была создана прокуратура, опубликованы Гражд. кодекс, Уголовный кодекс. Незаконные налоги, сборы, штрафы, массовые обыски и т.п. пресекались; началась пропаганда правовых знаний среди нас. В результате проведенных преобразований удалось обеспечить умиротворение об-ва, ожесточенного войнами, революцией, военно-коммунистической политикой, и достичь в 1925 почти довоенного уровня экономики. В 1925 в Ур. обл. посевные пл. составляли 90% довоенного уровня, валовой сбор зерновых - 94%, поголовье крупного рогатого скота - 92,3%. К концу 1926 объем валовой продукции пром. достиг 93% от уровня 1913. Экономические и полит. реформы сопровождались ужесточением борьбы со всеми проявлениями оппозиции, усилением идеологического давления, а в самой партии укреплением механизмов централизации и контроля. На фоне споров о нэпе и его последствиях Сталин постепенно устранял своих оппонентов, закладывал основы режима абсолютной власти, ведущей к свертыванию нэпа. Проходивший 2-19 дек. 1927 XV съезд ВКП(б) одобрил курс на вытеснение частного капитала из пром. и поэтапной коллективизации с. х-ва в течение 10-15 лет. В янв. 1928 во время поездки по У. и Сибири Сталин начинает ожесточенную кампанию против крест., к-рые отказывались сдавать хлеб гос-ву по низким ценам. Применение реквизиций и арестов непокорных крест. во время хлебозаготовительной кампании получило название "урало-сибирского метода" и означало решительный отказ от продолжения новой экономической политики. Лит.: Хронология российской истории: Энциклопедический справочник / Под редакцией.Конта. М., 1994; История народного хо-зяйства Урала (1917-1945). Ч.1. Сверд-ловск, 1988; Куликов В.М. Подготовка и проведение развернутого наступления на капиталистические элементы на Урале. 1925-1932. Свердловск, 1987; Метель-ский Н.Н., Толмачева Р.П., Усов А.Н. Ко-оперативное движение на Урале в усло-виях новой экономической политики. Свердловск, 1990; Плотников И.Е. О пе-рестройке Советов в уральской деревне (1921-1932 гг.) // Октябрь на Урале: история и современность. Свердловск, 1988. Пересторонина Л.И.