Юридическое оформление и порядок осуществления сноса ветхого. Снос здания является основанием для прекращения исчисления налога на имущество организации

Осуществляет получение (оформление) разрешения на снос здания / строения / постройки. Положительный опыт работ в сфере строительства позволяет нам гарантировать быстрый и качественный результат. Получив разрешение на снос, вы сможете выполнить демонтажные работы легально и в сжатые сроки, что ускорит процесс начала нового строительства.

Снос зданий и сооружений - это уничтожение объектов недвижимого имущества в силу тех или иных причин.

Законодательно, снос объекта недвижимости (зданий и сооружений)- это разновидность строительной деятельности.

Законом запрещено сносить объекты недвижимости без согласования с органами местной администрации, а так же без получения разрешения на снос.

Как правило, необходимость сноса зданий и сооружений возникает по следующим причинам:

  1. Комплексное развитие застроенных территорий;
  2. Ликвидация самовольной постройки;
  3. Признания объектов недвижимости (зданий, сооружений) ветхими или аварийными;
  4. Решение собственника здания/строения.

Снос зданий и сооружений необходимо начинать с получения исходно-разрешительной документации.

Разрешение на снос подготавливается соответствующим федеральным органом исполнительной власти или иной орган местного самоуправления, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство.

К заявлению на оформление разрешения на снос объекта недвижимости (здания) прилагает следующий пакет документов:

  1. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
  2. Градостроительный план земельного участка (при последующем новом строительстве);
  3. Схема организации строительной площадки;
  4. Заключение ОПС (для Москвы) на заявленные работы;
  5. Справки от эксплуатационных организаций об отключении инженерных сетей и от балансодержателя;
  6. Справки об отселении жителей и выводе организаций;
  7. Разрешение на перемещение строительных отходов;
  8. Порубочный билет (при наличии зеленых насаждений);
  9. Проект производства работ на заявленные работы, согласованный в установленном порядке;

Перечень документов не является исчерпывающим.

Итак, для того что бы осуществить снос объекта недвижимости, необходимо:

  1. Осуществить сбор исходно-разрешительной документации (функция технического заказчика);
  2. Подготовить проект на снос здания;
  3. Получить ордер на выполнение работ по сносу здания;
  4. Отселить людей, проживающих в здании / проконтролировать выезд учреждений;
  5. Подготовить территорию (выставить временное ограждения в месте, где предполагается снос объекта, освободить от временных зданий и т.п);
  6. Отключить демонтируемое здание от инженерных коммуникаций;
  7. Выполнить снос здания;
  8. Утилизировать строительный мусор и благоустроить территорию;
  9. Закрыть ордер.

Завершение сноса подтверждается службой технической инвентаризации путем подписания «Акт обследования результатов сноса объекта». Так же необходимо получить подписи у представителя пожарного надзора, главного архитектора, и т.д. После этого собственнику необходимо снять объект недвижимости с технического учета.

В результате проведения данных процедур, на основании решения органов местного самоуправления производится запись в государственном реестре о прекращении права собственности в связи с ликвидацией объекта.

Пресс-центр - GOROD GROUP

Защита прав собственников жилых помещений в настоящее время предусмотрено действующим законодательством.
Что же касается прав собственников нежилых помещений (офисов, магазинов, аптек, находящихся в сносимых зданиях) - их права защищаются в настоящее время положениями гражданского кодекса, касающимися отчуждения земли для государственных или муниципальных нужд (именно сюда мы отнесли снос дома в связи с «реновацией»):
В соответствии с п. 3 ст. 239. 2 Гражданского кодекса РФ
«Отчуждение зданий, сооружений, помещений, расположенных в таких зданиях, сооружениях, объектов незавершенного строительства в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по правилам, предусмотренным для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» .
В соответствии с п. 6 ст. 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии).
В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии со ст. 56.9 главы VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, от 25.10.2001 N 136-ФЗ, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд содержит …размер и порядок выплаты возмещения за объекты недвижимости;
При наличии согласия лиц, у которых изымаются объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых.
При этом в соглашении об изъятии недвижимости указываются:
- рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, передаваемых или предоставляемых на праве собственности взамен изымаемых объектов недвижимого имущества;
- рыночная стоимость иных прав(например, аренды);
- разница между размером возмещения за изымаемые объекты недвижимости и рыночной стоимостью передаваемых или предоставляемых взамен объектов недвижимого имущества, прав на них, порядок оплаты такой разницы лицу, у которого изымаются объекты недвижимости.
При этом, в соответствии со ст. 56. 12 ЗК РФ, решение суда об изъятии объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые объекты недвижимого имущества.
Таким образом, в настоящее время при изъятии объекта недвижимости полагается выплата денежной компенсации, а в случае СОГЛАСИЯ собственника- предоставление ему другого жилого помещения взамен изымаемого, с выплатой разницы в стоимости.

Однако согласно проекту федерального закона № 120505-7«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в столице Российской Федерации - городе федерального значения Москве (принят Государственной думой в первом чтении 20 апреля 2017 года), теперь собственнику нежилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, включенном в решение о реновации, уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы или фондом предлагается заключить договор, определяющий переход права собственности на нежилое помещение, в отношении одного из равнозначных нежилых помещений , находящихся в собственности города Москвы или фонда.
Равнозначным нежилым помещением признается нежилое помещение, расположенное на территории города Москвы, площадь которого не меньше площади освобождаемого нежилого помещения .
В случае необоснованного уклонения указанного собственника от заключения данного договора в течение более чем шестидесяти дней со дня направления ему проекта указанного договора уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы или фонд вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить соответствующий договор, определяющий переход права собственности на нежилое помещение.
Это значит, что по принятии закона права собственника такого помещения не будут защищены ничем !
На достойную денежную компенсацию за свое уничтоженное имущество теперь можно не претендовать.
Предлагается один вариант помещения такого же размера, причем отказаться от него нельзя.
Убытки, понесенные при переезде, при расторжении арендных отношений, разницу в цене между старым и новым (возможно значительно более дешевым) помещением никто не компенсирует.
Мы видим в этой ситуации фундаментальное нарушение прав собственника, гарантированных Конституцией:

В соответствии со ст. 35 Конституции РФ,

  1. Право частной собственности охраняется законом.
  2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
  3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения

Новый же законопроект говорит не о равноценном возмещении (равной стоимости), а о некоем «равнозначном» жилом помещении того же размера, которое, как мы понимаем, будет расположено в ином районе города Москвы и о равной стоимости говорить не приходится.
В соответствии со ст. 15 Конституции, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В данном случае мы наблюдаем принятие закона, прямо противоречащего Конституции РФ.
Таким образом можно говорить о том, что любые принятые решения судов о принудительном заключении договора «определяющего переход права собственности на равнозначное жилое помещение» повлекут немедленные жалобы в Конституционный суд РФ.
Что в итоге приведет к отмене положений неконституционного закона и как следствие отмены сотен судебных решений.

Следует отметить, что под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.

Унифицированная форма КС-10 — Акт оценки подлежащих сносу (переносу) зданий, строений: скачать образец

  • собственник строительного объекта, предполагаемого к сносу, или его представитель, наделенный соответствующим перечнем полномочий;
  • лица, делегированные стороной-заказчиком (застройщиком) намеченного к сооружению на данном месте нового объекта;
  • сотрудник, представляющий бюро по технической инвентаризации;
  • при возникновении потребности в составе комиссии возможно присутствие иных представителей организаций, заинтересованных в данном мероприятии.

Новая форма акта обследования 2020

  1. решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования о признании объекта недвижимости в установленном законом порядке ветхим или аварийным, а также в случае возведения объектов недвижимости ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, на землях автомобильных дорог, в придорожных полосах и резервных зонах с нарушением установленного порядка использования этих земель, при нарушении норм действующего природоохранного законодательства и в других случаях; документа, подтверждающего изъятие для государственных или муниципальных нужд земельного участка с находящимися на данном земельном участке объектами недвижимости, подлежащими сносу; документа, подтверждающего развитие застроенной территории, на которой расположен объект недвижимости, подлежащий сносу; иных документов, на основании которых принято решение об осуществлении сноса (демонтажа) в случае принудительного изъятия объекта недвижимости у собственника;
  2. проектная документация объекта капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов) в случае сноса или демонтажа объекта капитального строительства, его частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства;
  3. решения собственника здания, сооружения, объекта незавершенного строительства о сносе объекта недвижимости в случае добровольного сноса объекта;
  4. документы органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или муниципального образования, подтверждающие факт стихийных бедствий или других чрезвычайных ситуаций в случае прекращения существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с гибелью такого объекта недвижимости либо прекращения существования помещения в связи с гибелью здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью части здания или сооружения, в пределах которых такое помещение было расположено, по причинам, не зависящим от воли собственника такого объекта недвижимости;
  5. иные документы, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Акт о сносе здания

  • владельца здания, строения или сооружения, а также насаждений, которые подлежат сносу. Вместо владельца в комиссию может войти его законный представитель или уполномоченное лицо;
  • застройщика, в лице уполномоченного или законного представителя, который будет непосредственно выполнять строительно-монтажные работы по возведению объекта;
  • бюро технической инвентаризации в лице его представителя;
  • иные лица, заинтересованные в составлении акта (при необходимости).

Акт обследования зданий и сооружений: когда он нужен и как его составить

Кадастровый инженер может работать самостоятельно либо являться сотрудником компании. Специализированных фирм на рынке немало: бюро технических и строительных экспертиз, кадастровые бюро, архитектурные, проектные и строительные организации и т.п. Все они могут иметь в штате кадастровых инженеров. По закону, чтобы иметь право оказывать подобные услуги, на работу должно быть нанято не менее двух таких специалистов. При этом, помимо персональной ответственности экспертов, гарантию качества работ должна предоставлять и компания-работодатель. О том, как не ошибиться с выбором организации и конкретного специалиста, рассказал представитель «Московского кадастрового бюро»:

Отражаем в бухгалтерском и налоговом учете снос здания, дальнейшее использование которого нецелесообразно

При отражении в учете ликвидации недвижимости, прежде всего, надо разобраться с тем, куда и когда мы спишем ее остаточную стоимость (конечно, если недвижимость не была полностью самортизирована). И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть несколько интересных моментов, которые надо рассмотреть подробнее.

Акт о сносе здания

Акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Форум кадастровых инженеров

Ситуация: у меня 1/2 доли в доме, зем участок раздельный, сосед свою часть реконструировал и по декларации зарегил как отдельный дом. Теперь настала моя очередь, снести пол дома и прекратить право на свою 1/2 долю. При этом росреестр говорит что мол сосед зарегил дом, а 1/2 доли по БТИ так и висит (он неоформлял свою 1/2), что делать?

Акт сноса строения образец

Акт обследования — это документ, где кадастровый инженер дает свое заключение о прекращении существования осмотренного объекта недвижимости, в результате его гибели или уничтожения (пожара). При необходимости снятия объекта недвижимости с кадастрового учета, в случае его реконструкции, сноса, пожара кадастровый инженер формирует акт обследования, где в заключении описывает всю ситуацию, касаемо объекта недвижимости.

Акт О Сносе Жилого Дома Образец

Акт обследования жилого помещения. Акт обследования жилого помещения. Астрология Для Начинающих Как Читать Натальную Карту Автор Евгения Саликова на этой странице. Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положениитребованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. В случае обследования помещения комиссия составляет в 3 экземплярах акт обследования помещения по нижеприведенной форме в виде приложения. На основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно- восстановительных работ.

Документы, оформляемые при демонтаже здания

Существует утвержденная постановлением Госкомстата России унифицированная форма «Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений» (форма КС-10), в которой предусмотрена ссылка на документ, являющийся основанием для сноса строения. В зависимости от конкретной ситуации это может быть решение на уровне РФ, местного самоуправления или собственника здания, подлежащего сносу.

Как оформить снос старого дома на земельном участке

2. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»* (далее — Закон) Акт представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся кадастровых сведений о таком объекте недвижимости подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в котором оно было расположено, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение было расположено.

Акт о сносе демонтаже здания строения объекта — ipcziz ru

Акт приемки работ по сохранению объекта культурного наследства, выявленного объекта культурного наследства (мосгорнаследие) эталон.Write() источник документов раздела акт. Ходатайство о принятии меры по обеспечению выполнения решения суда о сносе строения пристройки. Алматы разрабатывает программку сноса ветхих жилых домов на местности г. К формуляру о итоге проверки постройки.Примерный эталон акта и заключения (некие формулировки состояния конструкций) для фонда жкх.

Снятие дома с кадастрового учета

  • снос дома. В данный пункт включается и снос здания по решению владельца, и уничтожение в результате наводнения, урагана, смерча и иных форс-мажорных обстоятельств;
  • достройка. Реконструкция в данный пункт не включается. Она не подразумевает увеличение площади всего здания, изменение параметров здания, обозначенных в кадастровом паспорте. Могут быть изменены только параметры отдельных комнат или помещений;
  • предъявление заявителем при постановке на учет недействительных, подложных или поддельных документов;
  • соединение нескольких зданий в единый комплекс. Это может быть общая крыша, общий фундамент, стилобат, достройка стен. Снятию с учета подлежит каждое из зданий, составляющих комплекс, а ставится новое здание полностью;
  • разделение единого здания на отдельные дома жилого или коммерческого назначения. В данном случае необходим обратный процесс. Единое здание с учета снимается, а отдельные на учет ставятся;
  • признание недействительным временного кадастрового номера по окончании строительных работ. В любом из случаев, когда здание утрачивает границы и стены, указанные в паспорте, его необходимо снять с кадастрового учета.

Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений

Акт об оценке подлежащих сносу (переносу) зданий, строений, сооружений и насаждений форма КС-10 - это документ, применяющийся для оценки размера ущерба в денежном эквиваленте. Ущерб может быть нанесен путем сноса или переноса строений и уничтожением насаждений (посевов, плодово-ягодных и других).

Публикации, 14:27 10.02.2016

© РАПСИ

FAQ: как снести недвижимость в Москве без суда

Аркадий Смолин, собственный корреспондент РАПСИ

В ночь на 9 февраля в Москве начался снос торговых павильонов, признанных городскими властями самостроем. Чтобы легче было разобраться в причинах, степени соответствия закону и правовых последствиях этого решения мы подготовили варианты ответов на самые значимые вопросы в этой истории.

Кто попал под снос?

Под экстренный снос 8 февраля попали 104 объекта в разных округах Москвы. Больше всего таких конструкций расположено в Центральном (25 объектов) и Северном округах (28). Основная часть торговых павильонов из списка была построена в девяностые годы прошлого века. Среди «жертв» - как небольшие ларьки, так и торговые центры в несколько этажей. 97 объектов из 104 уже снесли, либо сносят в настоящее время.

Законно ли решение о сносе? Версия бизнеса

По данным председателя отраслевого отделения коммерческого недвижимости «Деловой России» Эдуарда Гуляна, как минимум по 27 объектам из списка под снос были вынесены судебные решения об отсутствии самостроя.

В 2015 году мэрия Москвы потерпела поражение практически во всех судебных тяжбах по сносу объектов недвижимости. В частности, власти проиграли кассацию по искам к фирме «Альбатрос» (5 решений судов в пользу владельцев «Альбатроса» за 2014-2015 годы), владельцу торгового комплекса «Пассаж Альбатрос» у метро «Щелковская», а также иски к владельцам павильонов у станций метрополитена «Арбатская» и «Улица 1905 года».

Владельцев недвижимости поддержал даже Верховный суд РФ. Он отказался пересмотреть решение по иску Москвы к владельцу павильона в 254 кв. м на ул. Народного Ополчения - ООО «ТДКМ». В итоге строение также не было признано самостроем.

Законно ли решение о сносе? Версия мэрии Москвы

Не найдя поддержки в судах, власти Москвы добились внесения поправок в Гражданский кодекс РФ. В сентябре 2015 года вступил в силу пункт 4 статьи 222 ГК РФ, согласно которому органы местного самоуправления городского округа вправе самостоятельно принимать решение о сносе самовольной постройки. Раньше это мог сделать только суд. Теперь же достаточно признать, что земельный участок, на котором возведено строение, был предоставлен изначально для других целей. Или же он должен быть расположен в зоне с особыми условиями использования территории.

8 декабря 2015 года правительство Москвы приняло постановление «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы». Оно предусматривает снос объектов, признанных столичными властями самостроем, из-за неправильного оформления документов, нахождения на землях общего пользования или на участках с инженерными коммуникациями.

Причины сноса

По словам первого заместителя начальника Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости Москвы Тимура Зельдича, сносимые торговые павильоны несут угрозу здоровью гражданам в случае аварий или чрезвычайных ситуаций. «Эти объекты стоят на инженерных коммуникациях, а это значит, что они потенциально опасны как сами по себе, так и с точки зрения эксплуатации инженерных сетей».

По утверждению руководства столичного метрополитена, «объекты, расположенные в технической зоне метрополитена... создают нагрузки на несущие сооружения метрополитена, затрудняют осуществление антитеррористических мероприятий».

Впрочем, в ряде решений судов цитируются результаты экспертизы, доказавшей, что спорные объекты не угрожают жизни и здоровью граждан.

Зачем было сносить ночью?

8 февраля истек срок добровольного демонтажа самостроев. Работы по сносу могли начаться с полуночи 9 февраля. Примерно в это время они и начались. У многих возник вопрос: зачем так торопиться?

Некоторые торговые павильоны сносили вместе с мебелью, техникой, товарами и даже людьми внутри. Согласно показаниям свидетелей, а также видеосъемке, совершенно не соблюдалась процедура ликвидации здания, признанного самостроем. По закону, для этого сначала должно быть введено ограничение доступа в помещения, потом - произведена опись и эвакуация имущества на склад ответственного хранения, после чего, собственно, возможен непосредственно демонтаж.

Тимур Зельдич в интервью СМИ объяснил подобную спешку тем, что «каждый час существования такого объекта угрожает жизни и здоровью не только тех, кто в нем работает, но и всех находящихся рядом людей, и, понимая это, префектуры должны стремиться как можно скорее избавить от них город».

Утверждение выглядит сомнительно с учетом того, что большая часть сносимых зданий была построена более 20 лет назад, так что еще пара недель или даже месяцев, необходимых для соблюдения всех правовых процедур, вряд ли стали бы существенным риском для жизни и здоровья граждан. Гораздо больший ущерб им, кажется, нанес ночной шум строительной техники, работа которой в это время также запрещена законом.

Более вероятной выглядит версия опасений усложнения задачи сноса из-за угрозы митингов. Владельцы, имеющие на руках постановления суда о признании строения легальным, имели все основания отстаивать свою должным образом оформленную собственность практически любыми ненасильственными способами.

Причем здесь право собственности?

© Вконтакте

«Деловая Россия» проверила 50 адресов из списка снесенных торговых площадей и выяснила, что по всем объектам зарегистрированы права собственности. Они защищены статьей 35 Конституции. В пункте 3 Основного закона говорится: «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения».

Напомним еще раз: ни одного действующего решения суда в пользу сноса этих объектов не существует.

Более того, даже новая редакция ГК РФ, на которую ссылаются московские власти, хоть и сужает возможности легализации самовольных построек, но не отменяет ранее вынесенных решений. Таким образом, право собственности на постройки сохраняется.

Юристы считают, что нормы ГК РФ не наделяют местные власти правом признавать объекты капитального строительства самостроем без решения суда, поскольку это вступает в конфликт с Конституцией РФ.

С учетом всех этих сомнительных трактовок законов следует ожидать в ближайшее время массового обращения собственников в Конституционный суд РФ. До сих пор все суды были на их стороне, так что объективных причин сомневаться в том, какое решение по закону может быть вынесено в этом случае, довольно немного.

Размер компенсаций

В случае решения КС РФ в пользу владельцев разрушенной недвижимости особенно остро встанет вопрос о компенсации понесенных бизнесменами убытков. Очевидно, что эти расходы должны будут лечь на бюджет Москвы (крайне маловероятно, что ответственность понесут конкретные чиновники). Таким образом, нанесенный ущерб, скорее всего, будут оплачивать непосредственно налогоплательщики.

Если власти добьются оценки ущерба от разрушенной недвижимости по ее кадастровой стоимости, то предприниматели никак не смогут компенсировать свои убытки, поскольку она может быть меньше рыночной в 10-20 раз. Например, по последним данным, которые можно найти в открытых источниках, кадастровая стоимость здания торгового комплекса «Пирамида» на Тверской - 58,2 млн руб., при рыночной оценке - примерно 1,5 млрд руб. Кадастровая стоимость 25 объектов в ЦАО равна немногим больше 250 млн руб (при рыночной стоимости более 5 млрд руб).

Таким образом, общая кадастровая стоимость всех снесенных «самостроев» составляет порядка 1 млрд руб. Хотя юристы оценивают рыночные размеры исков за утраченное имущество в 22 млрд руб и более.

По закону, даже без решения конституционных судей власти должны выплатить собственникам компенсацию, эквивалентную именно рыночной стоимости объекта, если здание имеет кадастровую стоимость и на него получено свидетельство о собственности.

Раз уж мэрия ведет речь о заботе по поводу безопасности жителей (т.е. фактически изымает участки для государственных нужд), то можно было бы сослаться на статью 281 ГК РФ. Согласно ее второму пункту: «При определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду».

Возможно, удастся обойтись и без судов, поскольку в постановлении мэрии Москвы говорится о выплатах компенсаций за снос, однако их размер пока не определен. Впрочем, это маловероятно: из комментариев чиновников СМИ сейчас известно, что методики возмещения подобных расходов не существует, что ставит под сомнение их добровольную выплату в обозримом будущем.

Наглядным примером готовности столичной мэрии компенсировать убытки предпринимателей может служить похожая история ликвидации дебаркадеров на реке Москве. Насколько известно, за полтора года владельцы дебаркадеров не получили вообще никакой компенсации.

Ответственность чиновников

Возможно, правильнее было бы возложить ответственность за эти убытки на чиновников, которые выдали многочисленные разрешения, позволившие возвести этот «самострой».

Поскольку возведение капитальных зданий в центре Москвы, по очевидным причинам, было бы невозможно без справок из Москомархитектуры, префектуры, районной управы, Мосэнерго, Мосводоканала, ОАТИ, ИГАСН, АПУ и пр., то, вероятно, должно быть возбуждено не менее сотни (по числу «самостроев») уголовных и административных дел за коррупцию, халатность или превышение должностных полномочий (максимальное наказание - лишение свободы сроком на четыре года).

Также важно заметить, что за рубежом в аналогичных случаях принято сначала публично отменять решение чиновников, привлекая их к ответственности. А после одобрения судом сноса, выкупать собственность по рыночной цене у владельца.

Московские же власти пока молчат по поводу наказания виновных в появлении «самостроя», а также мер по предотвращению подобных ситуаций в будущем (в частности, во время обещанной выдачи пострадавшим предпринимателям мест для нового строительства). Единственный ответ на вопрос, как же получены документы о собственности, пока дал начальник Госинспекции по недвижимости Сергей Шогуров. Он заявил, что это станет предметом отдельного разбирательства.

Последствия

Помимо необходимости компенсировать предпринимателям и инвесторам города (в том числе иностранным) стоимость снесенной недвижимости, властям Москвы следует готовиться к валу исков с требованием компенсации за витрины, мебель, товар, а также - морального ущерба.

Впрочем, главный ущерб - потеря доверия населения и предпринимателей к силе закона и гарантии исполнения решения суда - вряд ли уже в обозримом будущем удастся покрыть. Как признаются сами предприниматели, малый бизнес утомлен постоянно меняющимися правилами игры. Закон все сложнее воспринимать именно как стабильные правила игры, а суд - как реального арбитра и реальную власть.

И нет никакой уверенности, что малый бизнес вообще теперь рискнет создавать новую городскую среду, заполняя первые-вторые этажи домов, даже если эта цивилизованная стратегия развития будет поддержана властями. В условиях оперативного изменения законов в период отпусков, а также вынесения судьбоносных решений в предновогодней суете, когда постановления судов остаются без внимания, а Конституция трактуется как гороскоп, сложно представить, кто бы еще мог выступить гарантом для малых и средних предпринимателей.