Что такое инфраструктура и какие существуют объекты инфраструктуры? Понятие и значение транспортной инфраструктуры.

Транспортных магистралей, качество правового регулирования обращения соответствующих коммуникаций, а также управления различными инфраструктурными объектами в данной сфере — ключевые факторы успешного развития экономики государства. Поэтому обеспечение функционирования инфраструктуры — важнейший приоритет властей страны. Но в чем заключаются ее особенности? Какие объекты могут выстраиваться на тех или иных уровнях коммуникаций между различными субъектами правоотношений в государстве?

Общая характеристика

Прежде чем рассматривать, какие категории объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств выделяют современные эксперты, изучим сущность соответствующего хозяйственного элемента. Что он представляет собой?

Под транспортной инфраструктурой понимается совокупность различных типов ресурсов, посредством которых обеспечивается движение машин, осуществляющих пассажироперевозки, транспортировку различных грузов. К данной сфере можно отнести, таким образом, как дороги и магистрали, так и непосредственно машины, а также обслуживающие их предприятия (но на этот счет в среде экспертов появляются дискуссии — далее мы изучим их специфику). Соответствующая инфраструктура может коммуницировать с большим количеством смежных отраслей — например, с объектами снабжения, предприятиями топливно-энергетического комплекса, банками, охранными организациями, государственными органами. Все они могут играть важную роль в развитии транспортной инфраструктуры. В свою очередь, она сама по себе является важнейшим ресурсом, обеспечивающим работу различных субъектов экономики.

Сущность объектов и субъектов

В соответствии с распространенной точкой зрения, объект транспортной инфраструктуры — это часть технологического комплекса, который может состоять из: магистралей, вокзалов, станций, метрополитенов, терминалов, аэропортов, вертолетных площадок, морских и речных портов, космодромов, различных военных объектов — например, авианосцев.

В свою очередь, субъектами транспортной инфраструктуры можно назвать граждан и юридических лиц, которые на законном основании — например, на праве собственности или исходя из наличия разрешенного доступа, пользуются транспортной инфраструктурой.

Объекты и субъекты транспортной инфраструктуры обеспечивают, прежде всего, эффективное взаимодействие между гражданами и организациями, участвующими в различных правоотношениях. Для того чтобы коммуникации между людьми осуществлялись, они должны иметь возможность, прежде всего, оперативно перемещаться с одного места на другое, а также обладать необходимыми ресурсами для перемещения различных вещей — имущества, материалов, сырья. Уровень развития транспортной инфраструктуры — один из ключевых критериев определения уровня экономической диверсификации государства. Наличие достаточного количества высокоскоростных магистралей на территории государства может быть важнейшим фактором обеспечения высокой динамики хозяйственного развития различных отраслей экономики.

Роль государства в развитии отрасли

Объекты транспортной инфраструктуры — это ресурсы, которые стоят, как правило, огромных средств. Их выстраивание зачастую под силу только государству, имеющему возможность распределять бюджетные средства, использовать политический ресурс. Частные структуры во многих случаях не имеют возможности выстраивать транспортную инфраструктуру — хотя бы даже в масштабах региона, не говоря о стране в целом.

Поэтому в том, чтобы объекты транспортной инфраструктуры и столь необходимые экономике, появлялись в распоряжении хозяйствующих субъектов, должно быть заинтересовано, прежде всего, государство. В свою очередь, в компетенции частных структур может быть, к примеру, обеспечение безопасности инфраструктуры, поддержание ее в функциональном состоянии. Изучим данный нюанс подробнее.

Обеспечение безопасности транспортной инфраструктуры

Итак, объект транспортной инфраструктуры — это во многих случаях результат реализации государственного инвестиционного проекта. В свою очередь, частные фирмы могут обеспечивать поддержание его функционального состояния в аспекте доведения условий его эксплуатации до оптимального состояния с точки зрения соблюдения критериев безопасности функционирования различных компонентов соответствующей инфраструктуры.

В такой сфере как обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры принято понятие зоны обеспечения стабильной работы — территории, в рамках которой обеспечивается оптимальное функционирование различных хозяйственных компонентов. Данное условие может потребовать организации строгого контроля доступа тех или иных лиц к соответствующим объектам. Границы могут быть определены законодательно — в соответствии с нормативами, прописанными в отдельных источниках права.

Также на уровне нормативных актов могут определяться уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры, то, каким образом ответственным лицам необходимо обеспечивать соответствие хозяйственных компонентов установленным критериям.

Существует большое количество иных характеристик территорий безопасности. В числе таковых — степень уязвимости транспортной инфраструктуры. Ее критерии также могут устанавливаться на уровне нормативных источников права. В свою очередь, практическая оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры может осуществляться ответственными лицами также с учетом внутрикорпоративных норм, дополняющих те, что принимаются ведомствами.

Условия для развития транспортной инфраструктуры

Эксперты выделяют ряд условий, при которых возможно успешное развитие транспортной инфраструктуры. Прежде всего — это мониторинг и своевременная модернизация различных хозяйственных объектов. Данная сфера должна быть в достаточной мере технологичной для обеспечения запросов ее пользователей. Ресурсы, о которых идет речь, должны быть доступны для заинтересованных лиц. Так, например, предполагается, что платные магистрали будут тарифицироваться таким образом, чтобы проезд по ним не был обременительным для граждан.

Требования к объектам транспортной инфраструктуры должны устанавливаться исходя из потенциального уровня спроса на пользование ее ресурсами со стороны граждан и организаций. Так, постройка новых дорог может быть оценена с учетом более интенсивной динамики их эксплуатации — вследствие предполагаемого роста автомобилизации населения государства, возведение аэропорта — с учетом возможного использования его ресурсов международными авиакомпаниями, как следствие — с увеличением мощностей соответствующего объекта инфраструктуры.

Развитие ресурсов, о которых идет речь, должно осуществляться с учетом мнения заинтересованных лиц, социальных групп, общественных организаций — например, экологических. Объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, в ряде случаев предполагающий достаточно интенсивное использование ресурсов окружающей среды. Оно не должно быть чрезмерным по оценке населения, проживающего в непосредственной близости к данным объектам, специалистов-экологов, а также с точки зрения действующих экологических стандартов.

Классификация объектов

При выработке государственной политики в сфере развития транспортной инфраструктуры, при проведении различных экспертных оценок эффективности ее компонентов, важнейшую роль в повышении качества результатов соответствующих направлений деятельности может сыграть категорирование объектов транспортной инфраструктуры. Исходя из каких критериев соответствующие компоненты могут быть классифицированы? Таковые можно определять по разным основаниям. Так, если говорить о магистралях, то их можно классифицировать:

На дороги общего пользования;

На частные магистрали.

При этом первые могут быть бесплатными или платными. Дороги могут быть также классифицированы:

По материалу покрытия;

Исходя из пропускной способности;

По сроку службы;

По климатическим характеристикам.

Категории объектов транспортной инфраструктуры могут определяться исходя из видов транспорта, применяемых на соответствующих магистралях: железнодорожного, морского, автомобильного, воздушного, космического. Безусловно, критерии классификации объектов транспортной инфраструктуры могут определяться и на иных основаниях — нами рассмотрены лишь некоторые примеры таковых.

Функции транспортной инфраструктуры

В соответствии с распространенным подходом, объект транспортной инфраструктуры — это хозяйственный компонент, который выполняет функции:

Экономическую;

Культурную;

Социальную;

Научную;

Оборонную.

С точки зрения экономики транспортная инфраструктура важна как необходимый ресурс для обеспечения связи между различными хозяйствующими субъектами. От того, насколько она будет развита, зависит динамика продвижения тех или иных предприятий на рынке, перспективы реализации совместных проектов с партнерами, инвестиционная привлекательность фирмы — хотя, казалось бы, прямого отношения соответствующий ресурс к бизнес-модели предприятия не имеет.

Культурная функция объектов транспортной инфраструктуры может заключаться в обеспечении условий для межнациональных, Собственно, реализуемые в строительстве соответствующих объектов, также могут рассматриваться как часть национальной культуры в ряде контекстов.

Объект транспортной инфраструктуры — это значимый ресурс общества как совокупности коммуницирующих граждан, социальных групп, организаций. Используя его, люди могут интенсивнее общаться между собой, обмениваться различными ценностями, путешествовать и расширять свой кругозор. Развитая транспортная инфраструктура в государстве — важнейший фактор успешного развития общества, ресурс, который граждане могут использовать для обмена опытом между собой в различных сферах.

Значимую роль рассматриваемый ресурс также играет и в научной сфере. Так, он может быть использован в целях обеспечения обмена значимыми с точки зрения науки ценностями между различными структурами, организации поездок представителей научных учреждений в партнерские организации.

Еще одна важнейшая функция транспортной инфраструктуры — оборонная. Ее можно проследить в контексте обеспечения национальной безопасности, деятельности вооруженных сил государства. Несмотря на то, что инфраструктура рассчитана на применение преимущественно в гражданских целях, она может активно использоваться, к примеру, при организации военных учений, для перевозки боеприпасов, поставки сырья и материалов на оборонные предприятия. Ее технологичность может быть важным фактором динамики военного производства, как следствие — укрепления обороноспособности государства. Также необходимо, чтобы уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры военного назначения соответствовали установленным стандартам. Для этого может быть проведена масштабная работа с привлечением компетентных экспертов, подотчетных структурам власти или же нанятых крупными бизнесами.

Инфраструктура как часть транспортной системы

В среде экспертов распространен подход, в соответствии с которым транспортная инфраструктура рассматривается как часть более масштабной системы. При этом в нее также могут входить иные системы:

Правовая — устанавливающая нормы, на основе которых функционирует транспортная инфраструктура;

Управленческая — определяющая порядок работы рассматриваемой системы;

Финансовая — как источник ресурсов, за счет которых осуществляется выстраивание транспортной инфраструктуры и других компонентов рассматриваемой системы.

Транспортной инфраструктуре в соответствующей модели можно отвести важнейшую роль. Именно она будет объектом правового регулирования — при разработке норм или же стратегий управления указанной системой. Ее строительство, экспертиза, приемка, оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры — основные виды расходов при распределении финансовых ресурсов в рамках всей системы.

Проработка правовых, управленческих, финансовых механизмов может быть сколько угодно детальной, но при некачественной транспортной инфраструктуре это не будет иметь большого значения. Таким образом, она является ключевым системным элементом в соответствующей модели. В транспортную инфраструктуру входят фактически все типы дорог, магистралей, контактных линий, а также объектов, которые на них расположены. Часто в качестве ее элементов рассматриваются системы связи и навигации, инструменты управления движением тех или иных транспортных средств, а также коммуникации с пользователями. Например, если таковыми являются пассажиры железнодорожной сети, то подобными инструментами коммуникации будут кассы, онлайн-сайты бронирования билетов, порталы транспортных железнодорожных компаний.

Законодательством, а также внутрикорпоративными стандартами предприятий в соответствующем сегменте экономики могут быть определены различные категории безопасности объектов транспортной инфраструктуры. Это нужно, прежде всего, для создания лучших условий для работы, осуществляемой сотрудниками соответствующих организаций, а также непосредственно для потребителей их услуг — граждан, частных и государственных предприятий. Выделение категорий безопасности также может осуществляться в целях повышения эффективности управления данными объектами.

Инфраструктура и транспортные средства

Существует 2 точки зрения касательно того, относить ли к рассматриваемой инфраструктуре собственно транспортные средства. Первая предполагает, что они не должны включаться в нее. Это обуславливается тем, что использование транспортных средств носит хотя и относительно частый, но непостоянный характер. В свою очередь, инфраструктура — особенно если ее рассматривать как часть транспортной системы, рассчитана на постоянное выполнение возложенных на нее функций по обеспечению коммуникаций в различных областях социально-экономического развития государства.

Вторая точка зрения предполагает, что транспорт не следует рассматривать отдельно от соответствующей инфраструктуры, поскольку таковая создается не просто так, а именно с целью последующего задействования именно транспортных ресурсов человеком в рамках тех условий, что формируются на уровне инфраструктуры. Безопасность на объектах транспортной инфраструктуры, ее основные характеристики — например, пропускная способность, если вести речь о дорогах, будет напрямую влиять на возможности эксплуатации транспорта.

Еще один аргумент в пользу рассмотрения транспортных объектов и рассматриваемой инфраструктуры в общем контексте: строительство инфраструктурных объектов осуществляется, прежде всего, с учетом последующей интенсивности их эксплуатации, которая осуществляется при непосредственном задействовании человеком как раз-таки транспортных средств. Именно характеристики машин определяют то, какими должны быть дороги по качеству, по протяженности, по уровню технологичности. Уязвимость объектов транспортной инфраструктуры и определение иных критериев ее безопасности также определяется исходя из типичной динамики эксплуатации соответствующих ресурсов, которая может устанавливаться, опять же, с учетом характеристик транспортных средств.

Развитие инфраструктуры: задачи государства

Итак, государство, как мы определили выше, является ключевым субъектом в сфере развития инфраструктуры. Только властям страны под силу — исходя из наличия доступа к относительно объемным финансовым ресурсам - инвестировать в строительство дорог, их модернизацию, повышение безопасности, совершенствование механизмов выработки правовых норм и управленческих подходов в рамках транспортной системы. Какие же конкретно задачи необходимо решать властям страны при выработке приоритетов в развитии соответствующей инфраструктуры? К таковым правомерно отнести:

Мониторинг состояния инфраструктуры, инициирование ее своевременного ремонта, модернизации, обновления;

Повышение технологичности транспортных путей исходя из предполагаемой динамики ее использования гражданами и организациями;

Повышение доступности инфраструктуры для пользователей — с точки зрения обеспечения фактического оснащения территорий необходимыми коммуникациями, а также снижения затрат граждан и организаций на пользование соответствующими ресурсами.

Решение указанных задач требует планомерной работы самых компетентных специалистов на разных уровнях власти. Это будет главным условием обеспечения функционирования транспортной инфраструктуры как одного из ключевых ресурсов для социально-экономического развития страны.

Морской, железнодорожный, автомобильный, трубопроводный и речной. Именно она обеспечивает и услугами и даже помогает людям увидеть новые места (и познакомиться с новыми людьми). Транспортная инфраструктура России имеет стратегическое значение для функционирования страны в целом и ее отдельных регионов, поэтому в апреле 2013 была пересмотрена программа ее развития до 2020 года. В ней рассматриваются преимущества и недостатки каждого отдельного средства перемещения грузов и пассажиров, на основе которых планируется сфера его применения в национальном хозяйстве.

Транспортная инфраструктура - это отрасль, которая, по словам министра транспорта России, испытывает хроническое недофинансирование, поэтому обладать какими-либо резервами устойчивости в наши тяжелые времена она просто не может. Тем не менее, именно от нее зависит развитие экономики в сложных условиях после вхождения в Единое экономическое пространство и вступления во Всемирную торговую организацию. А транспортная инфраструктура страны (как никогда) нуждается в комплексном и планомерном развитии, которое могло бы вывести все отрасли национального хозяйства на совершенно новый уровень. Основной целью сегодня должно стать обеспечение синхронности и сбалансированности мероприятий по ее модернизации. Не менее важно создание единой системы для контроля над выполнением программных задач.

Как уже было сказано выше, транспортная инфраструктура и каждый ее отдельный элемент имеют свои особенности, которые нужно учитывать при выборе эффективного средства транспортировки того или иного груза. Например, железнодорожный транспорт дешевле других, но требует больших капиталовложений на начальном этапе (на сооружение пути для следования поездов). Но транспортная система не состоит только из одного элемента. Есть еще морской транспорт, который обладает самой большой пропускной способностью и низкой себестоимостью, но сильно зависит от навигационных и географических условий. А вот речной используют чаще всего для внутренней транспортировки (из-за сезонности его работы и невысокой скорости перемещения грузов, которую он обеспечивает). Что касается перевозок то рациональнее всего осуществлять их только на короткие расстояния. К тому же состояние дорожного покрытия в России оставляет желать лучшего. Что касается то на сегодняшний день осуществление перевозок с его помощью является слишком большим удовольствием. Поэтому, несмотря на чрезвычайно высокую скорость доставки, он остается одним из самых непопулярных средств перемещения грузов на большие расстояния.

Каждая фирма самостоятельно решает вопрос о том, использование какого вида транспорта является наиболее рациональным в ее деятельности. Зачастую от этого решения зависит очень многое в ее дальнейшей судьбе, ведь обеспечение рентабельности - это главная цель для любого хозяйствующего субъекта.

Транспортная инфраструктура включает в себя все сооружения, необходимые для осуществления транспортировки. К ним относятся:

  • пути сообщения — все пути, по которым осуществляется перемещение транспортных средств;
  • объекты инфраструктуры, на которых происходят начальные, конечные и промежуточные операции с грузами между последовательными перевозками (терминалы, хабы, порталы, склады и т.д.);
  • вспомогательные объекты транспортных систем, обеспечивающие энергоснабжение, коммуникации и т.д.

К основным свойствам транспортной инфраструктуры можно отнести:

  • развитие транспортной инфраструктуры оказывает сильное влияние на территории, связанные с ней:
  • положительное с точки зрения экономики, но отрицательное в экологическом плане;
  • высокая стоимость создания транспортной инфраструктуры. На развитие транспортной инфраструктуры деньги выделяются из бюджетов различных уровней, в последнее время все большее развитие получает государственно-частное партнерство, например, при строительстве платных автомобильных дорог;
  • для реализации инфраструктурных проектов необходимо затрачивать длительное время. Это связано не только с технологическими особенностями, но и с затратами времени на всевозможные согласования проектов инфраструктурных объектов.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕРРИТОРИЙ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Впервые классификация территорий с точки зрения развития транспортных сетей была дана немецким транспортным географом И. Колем. Он выделил следующие типы транспортных систем:

  • моноцентрическая система, ориентированная во внутрь определенной территории. Характерно наличие одного крупного центра и расходящихся транспортных диаметров, которые ветвятся в других крупных поселениях;
  • система, ориентированная на внешние границы территории, обладающая хорошей связью между крупными поселениями и транспортными узлами, находящимися у границ региона. Такую систему можно назвать полицентрической;
  • система, ориентированная на внешние границы территории, обладающая плохой связью между крупными поселениями и транспортными узлами, находящимися у границ региона. Такая система создаётся для добычи и транспортировки природных ресурсов к границам региона;
  • транспортные системы, в которых водные коммуникации развиты лучше, чем сухопутные. Такие системы характерны для административных образований, расположенных на архипелагах.

ТРАНСПОРТНЫЕ КОРИДОРЫ

В современных транспортных системах основные грузопотоки проходят через транспортные коридоры и транспортные узлы.

Транспортный коридор — это (согласно определению всемирного банка) совокупность транспортной и логистической инфраструктуры, координируемой национальными и международными региональными органами для содействия торговым и транспортным потокам между центрами экономической деятельности и порталами международной торговли.

Транспортные коридоры могут сочетать различные функции. Можно выделить три основных типа.

Транзитные , в которых предпринимаются все необходимые меры для осуществления максимального эффективного пропуска грузопотока. С точки зрения транзитных функций выделяют:

  • сухопутное соединение порта на одном берегу с портом, находящимся на другом берегу континента, куда доставляется груз и продолжается его морская перевозка — лэндбридж;
  • сухопутное соединение порта на одном берегу с пунктом назначения на другом — минибридж;
  • сухопутное соединение порта с пунктом назначения в глубине материка — микробридж.

Торговые , в которых предпринимаются все необходимые меры для осуществления торговли между регионами, которые соединяет данный транспортный коридор, например, налоговые, таможенные, административные режимы и т.д.

Развивающие . Транспортные коридоры имеют важное значение в развитии регионов, по которым они прокладываются, выполняя развивающую роль.

Различают международные и национальные транспортные коридоры. Первые соединяют несколько государств и могут проходить через транзитные государства, вторые развиваются в рамках определенного государства и, как правило, входят в состав первых.

Транспортные коридоры включают в себя пути сообщения различных видов транспорта, унимодальные и мультимодальные терминальные объекты. Транспортные коридоры допускают различные альтернативы осуществления транспортировки. Таким образом, транспортный коридор нужно рассматривать как полосу, состоящую из некоторого количества альтернативных путей. То есть в рамках определенного транспортного коридора можно проложить различные маршруты, которые будут проходить через одни и те же основные транспортные узлы.

Транспортные коридоры создаются на базе инфраструктуры железнодорожного и автомобильного транспорта. Маршруты, создаваемые на основе морского и воздушного транспорта, в состав транспортных коридоров не входят, но морские порты являются важными элементами транспортных коридоров в качестве порталов.

Основные транспортные коридоры на сегодняшний день можно представить следующим образом:

  • транспортные коридоры на североамериканском континенте, развивающиеся в рамках зоны свободной торговли NAFTA;
  • в европейской части евразийского континента развиваются две системы транспортных коридоров:

а) NET-T — трансевропейская транспортная сеть, связывающая хорошо развитые транспортные сети стран западной Европы, которые подразделяются на сети двух уровней:

нижнего уровня, обеспечивающие максимальную доступность к территориям, входящим в данную транспортную сеть;

опорные сети, обеспечивающие поддержку стратегических интересов Европейского Союза в трансконтинентальных перевозках;

б) Паневропейская система транспортных коридоров, обеспечивающая связь развитой транспортной сети стран Западной Европы с развивающимися транспортными сетями стран Восточной Европы. Данная сеть состоит из десяти транспортных коридоров; транспортные коридоры азиатской части Евразийского континента, создающиеся для эффективного транзита товаров и связи с транспортной системой Европейского Союза.

ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕРМИНАЛЫ И ИХ РОЛЬ В ТРАНСПОРТИРОВКЕ

Использование транспортных терминалов позволяет сосредотачивать грузопотоки в транспортных коридорах, обеспечивающих максимальную эффективность транспортировки. Транспортные терминалы обеспечивают максимальное использование транспортных характеристик парка, лучших свойств различных видов транспорта. Также терминалы позволяют транспортным операторам предоставлять всё большее количество услуг, не относящихся к перевозке: пакетирование, маркировка, подготовка транспортного средства к перевозке, небольшой ремонт транспортных средств, сюрвейерские услуги и т.д.

При использовании терминальных технологий транспортировки прямая перевозка груза от производителя к потребителю заменяется следующей последовательностью действий:

  • перевозка груза на терминал в регионе отправителя;
  • подготовка груза к транспортировке в магистральном транспортном средстве (пакетирование, группировка до помашинной или повагонной отправки);
  • магистральная перевозка, осуществляемая между терминалом отправителя и терминалом получателя;
  • подготовка груза к развозке до конечных пунктов назначения; перевозка груза с терминала конечному получателю.

Терминалы можно классифицировать следующим образов:

  • по роду обрабатываемого груза: наливные, насыпные, тарно-штучные, необалк и т.д.; по возможности обслуживать различные виды транспорта: унимодальные или мультимодальные);
  • по доступности услуг потребителям: общего пользования, контрактные терминалы, обслуживающие группу организаций или терминалы, создаваемые компаниями для собственных нужд);
  • по роли терминала в сети: терминалы, обеспечивающие доступ потребителей к услугам транспортной сети, и терминалы, на которых преимущественно осуществляется перевалка грузов).

Использование терминалов в качестве хабов, то есть для перевалки грузов в определенных точках территории, позволяет максимально использовать возможности магистральных транспортных средств.

Транспортная инфраструктура - совокупность путей сообщения, транспортных сооружений и устройств различных видов транспорта, предназначенных для пассажирских и грузовых перевозок, ремонта, технического обслуживания и хранения транспортных средств (подвижного состава) в пределах определенной территории. В составе транспортной инфраструктуры выделяются: транспортные системы городов, единые транспортные системы городов-центров и тяготеющих к ним районов, транспортные системы отдельных регионов и страны в целом.

Виды транспортных коммуникаций, сооружений и устройств и их особенности

Транспортную инфраструктуру городов образуют линии, сооружения и устройства городского, пригородного, внешнего транспорта.

Улично-дорожная сеть городов обеспечивает связи жилых, производственных, туристских и рекреационных градостроительных образований с центром поселения и между собой, подъезды и подходы к земельным участкам всех зданий и сооружений, а также транспортные связи поселения с прилегающими территориями и другими поселениями.

Различие между улицами и дорогами населенных мест следующее: улицы предназначены для проезда и стоянки транспортных средств, пешеходного движения, подъезда и подхода к зданиям и внутриквартальным территориям, размещения остановочных пунктов пассажирского транспорта и прокладки инженерных коммуникаций; дороги - участки улично-дорожной сети с преобладающим движением транзитного и грузового автомобильного транспорта, прокладываемые в изоляции от жилых территорий, общественных центров, зон отдыха (вдоль железных дорог, в оврагах, вдоль промышленных зон).

Выделяются улицы и дороги магистральные и местного значения.

Магистральные улицы и дороги (непрерывного движения, общегородского и районного значения, главные улицы городов) выполняют соединяющие и распределяющие функции. Они обеспечивают пропуск основных транспортных потоков, включая внешние связи и связи между основными районами городов. По ним проходят маршруты общественного пассажирского транспорта (трамвая, троллейбуса, автобуса и др.).

Система магистральных улиц и дорог, являясь результатом предшествующего развития, продолжает развиваться и трансформироваться в процессе его дальнейшего роста.

Главные улицы городов выполняют репрезентативную функцию. Вдоль них формируются архитектурные ансамбли, размещаются городские площади с общественными зданиями. На главных улицах размещаются театры, другие уникальные культурные, обслуживающие и торговые объекты.

Для того чтобы уменьшить транспортные нагрузки на главные улицы, они дублируются транспортными магистралями.

Автомобильные улицы и дороги непрерывного движения - магистральные автомобильные улицы и дороги, которые обеспечивают в крупных и крупнейших городах скоростные сообщения между удаленными районами, между городами и прилегающими к ним территориями (к аэропортам, зонам отдыха, пригородным поселениям и пр.), транспортные выходы городов на магистральные автомобильные дороги общего пользования.

Для обслуживания прилегающей застройки вдоль них устраиваются боковые проезды.

Территории вдоль улиц и дорог с интенсивным автомобильным движением имеют неблагоприятные экологические характеристики среды - повышенные загрязненность воздуха, почв, уровни шума, вибрации, электромагнитных излучений. Наиболее велико негативное воздействие на городскую среду автомобильного грузового транспорта .

Для защиты прилегающей застройки и приуличных территорий от шума, выхлопных газов, пыли, улицы с интенсивным движением заглубляются, обваловываются; между ними и прилегающей застройкой размещаются плотные многоярусные посадки деревьев и кустарников, шумозащитные экраны в сочетании с растительностью, проектируется специальная шумозащитная застройка.

Пешеходные переходы через улицы с интенсивным движением транспорта должны создаваться, как правило, подземными или надземными, что обеспечивает безопасность пешеходов и непрерывность движения транспорта. При этом должна учитываться необходимость пользования ими маломобильными группами населения.

Улицы общегородского и районного значения выполняют соединяющие и распределяющие функции в городах и обеспечивают пропуск основных транспортных потоков, включая внешние связи и связи между основными районами городов.

Улицы местного значения (жилые основные и второстепенные, производственных и коммунально-складских зон, поселковые дороги, проезды) обеспечивают локальные связи в пределах застройки, подъезды к зданиям и сооружениям.

Железные дороги. В крупных городах помимо внешних связей между городами, связей «город-пригород», железные дороги могут использоваться и для связей между городскими районами. Для повышения провозной способности железнодорожных линий строятся дополнительные пути, по которым осуществляется параллельное движение городских поездов.

Железные дороги не только связывают, но и разделяют городские районы, являясь пространственным барьером между ними. Полосы отвода железных дорог часто являются единственным резервом для строительства новых автомагистралей, потребность в которых возникает в процессе развития городов.

Исторически сложилось отношение к пространствам вдоль железных дорог, как «задворкам» города со складскими и промышленными объектами. В настоящее время это отношение меняется. Параллельно железным дорогам прокладываются новые автомагистрали, полосы отвода железных дорог используются для строительства новых общественно-деловых комплексов. С увеличением количества пассажиров, перевозимых по железным дорогам, повышаются архитектурно-художественные требования, предъявляемые к застройке придорожных территорий. Железные дороги - это также туристские трассы, по которым туристы въезжают в города, и первое впечатление от города формируется у них от видов из окна поезда .

Водные пути. Передвижение людей и грузов по водным путям имеет давние традиции и на протяжении веков было самым массовым. С развитием железнодорожных, автомобильных и других видов пассажирских сообщений дешевый, но тихоходный водный транспорт потерял лидирующие позиции. Серьезным недостатком его использования на большей части территории России является сезонность работы.

Тем не менее, многие города имеют речные и морские порты и пристани, в них организованы внутригородские и пригородно-городские водные пассажирские сообщения. Водный транспорт выполняет относительно небольшой объем пассажирских перевозок, но очень популярен как прогулочный и туристско-экскурсионный вид транспорта.

Водные туристско-экскурсионные маршруты организуются по рекам, каналам, озерам, водохранилищам, вдоль морского побережья. Наряду со стационарными водными вокзалами для причала водных судов используются плавучие дебаркадеры. Они позволяют устраивать места посадки-высадки пассажиров практически в любом месте и наиболее удобны для организации туристско-экскурсионных маршрутов.

Транспортно-коммуникационные (транспортно-пересадочные) узлы - пересечения и примыкания путей сообщения в одном или разных уровнях, которые служат для распределения транспортных потоков по направлениям. В них сходятся (пересекаются) не менее двух линий одного или разных видов транспорта. Транспортно-коммуникационные узлы зачастую являлись исторически определяющим фактором возникновения и развития городов.

Транспортно-пересадочные узлы являются «фокусами» концентрации общественных функций, к ним пространственно тяготеют центры и комплексы общественного обслуживания (рис. 5.7.1) .

Рис. 5.7.1.

На основе железнодорожных вокзалов и станций, автовокзалов и автостанций, конечных пунктов пригородных автобусных маршрутов целесообразно формировать транспортно-общественные центры , которые включают торговые комплексы, объекты бытового и коммунального обслуживания, где пассажиры, совершающие пересадки, попутно могут получить дополнительные услуги (рис. 5.7.2) .

Транспортно-обслуживающие предприятия и объекты - здания, сооружения или их комплексы, предназначенные для обслуживания пассажиров,


Рис. 5.7.2. Проектное предложение по созданию многофункционального транспортно-общественного центра

проведения операций с грузами и подвижным составом, для хранения, технического обслуживания и ремонта транспортных средств. К транспортно-обслуживающим предприятиям и объектам относятся пассажирские вокзалы и станции, грузовые станции и терминалы, аэропорты, порты, пристани, причалы, базы маломерных судов, депо, парки, гаражи, автостоянки, остановочные пункты (конечные и промежуточные) маршрутного наземного и подземного транспорта, площадки отстоя транспортных средств, станции технического обслуживания, автозаправочные станции.

Наиболее широко распространенным видом транспортно-обслуживающих объектов являются автостоянки и другие места парковки автомобилей. Их отличает большое разнообразие видов и пространственных решений. Парковки могут находиться на земле, под землей, на крыше здания, примыкать к нему, размещаться в многоэтажных домах.

Преимущества наземного размещения парковок - низкие строительные затраты, удобство для пользователей. Недостатки - потребность в больших площадях территории.

Строятся автостоянки открытого и закрытого типов, с пандусами (рампами) и с механизированными способами перемещения автомобилей к месту хранения.

В современной градостроительной практике, в связи с ростом уровня автомобилизации, предпочтение отдается сооружению подземных и наземных многоуровневых паркингов (рис. 5.7.3).


Рис. 5.7.3.

Велодорожки и велотрассы. Специально выделенные велодорожки могут включаться в состав транспортных и пешеходных улиц, прокладываться по рекреационным территориям общего пользования. Велодорожки и велотрассы выделяются с помощью контрастного покрытия, специальной разметки, оборудуются звуковыми и световыми сигнальными системами, отделяются от велодорожек встречного направления движения и других путей движения с помощью разделительных полос, ограждающих конструкций, моделирования рельефа.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

1.2 Исторические аспекты развития транспортной системы в России

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ

На сегодняшний день Россия располагает всеми современными видами транспорта, транспортные коммуникации по своей структуре и размещению в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны. Транспортный комплекс России выступает системообразующим фактором экономики, основой хозяйственного и промышленного освоения территорий. Вклад транспорта в формирование ВВП составил в 2010 году 7 %. Транспортная отрасль занимает по этому показателю четвертое место в России. Тем не менее, следует признать, что транспорт, и транспортный машиностроительный комплекс в частности, остро нуждается в существенном совершенствовании и преобразовании. За годы радикальных институциональных реформ накопилось много проблем.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что значительно возрастает системообразующая роль транспорта и транспортной инфраструктуры, усиливается взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований. Гарантированные ст. 8 Конституции Российской Федерации единство экономического пространства и свободное перемещение товаров и услуг сегодня возможны только на основе целенаправленного опережающего развития транспорта.

Транспортная инфраструктура направлена на удовлетворение потребностей экономики и населения страны в перевозках, надежный внутренний и международный товарообмен при соблюдении требований национальной, экономической и экологической безопасности, планомерное и пропорциональное развитие наземных, водных и воздушных путей сообщения на перспективу, региональную транспортную обеспеченность, а также мобилизационную готовность к выполнению перевозок в чрезвычайных ситуациях. Транспортные услуги должны стать доступными для большинства населения.

Транспортная политика во многом определяется специфической миссией транспорта на каждом отрезке исторического развития страны. Особенно важен этот вопрос применительно к России, поскольку пространственный ресурс является ее отличительной чертой. Речь идет об отработанной, гласной, перспективной и общепринятой идее, которая определяет целевой вектор всей политики государственного управления и регулирования на транспорте.

Еще в прошлом столетии Д.И.Менделеев определил миссию транспорта формулой: «транспорт - центр гравитации России». В годы Советской власти та же мысль звучала как: «СССР, как государство, был бы немыслим без первоклассного железнодорожного транспорта, связывающего в единое целое его многочисленные области и районы».

Цель данной курсовой работы - проанализировать состояние и пути развития транспортной инфраструктуры России.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить понятие и значение транспортной инфраструктуры.

2. Изучить исторический опыт развития транспортной системы России.

3. Выявить проблемы транспортной системы РФ.

4. Рассмотреть основные направления развития транспортной инфраструктуры России.

Таким образом, объектом данной работы является транспортная инфраструктура России; предмет работы - направления развития транспортной инфраструктуры РФ.

ГЛАВА 1. ТРАНСПОРТНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА РОССИИ

1.1 Понятие и значение транспортной инфраструктуры

Инфраструктура - термин, появившийся в экономической литературе в конце 40-х гг. 20 в. для обозначения комплекса отраслей хозяйства, обслуживающих промышленное и с.-х. производство (строительство шоссейных дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов, энергетическое хозяйство, ж.-д. транспорт, связь, водоснабжение и канализация, общее и профессиональное образование, расходы на науку, здравоохранение и.т.п.).

В советской экономической науке инфраструктура делится на две группы: производственную и непроизводственную (социальную). В первую группу включаются отрасли, непосредственно обслуживающие материальное производство: железные и шоссейные дороги, водоснабжение, канализация и пр. Во вторую группу включаются отрасли, опосредованно связанные с процессом производства: подготовка кадров, школьное и высшее образование, здравоохранение и т. д.

Транспорт - важнейшая составная часть экономики государства. Территория Россия, а также темпы социально-экономического развития страны определяют необходимость совершенствования транспортной инфраструктуры. Сегодня инфраструктурные проблемы существуют для всех видов транспорта, при этом нерешенность проблемы для одного вида транспорта создает дополнительные трудности для других. Николаев А.С. Единая транспортная система. Пособие. - М.: Лицей, 2009. Стр. 135

Транспортная инфраструктура -- это совокупность всех видов транспорта и транспортных структур, деятельность которых направлена на создание благоприятных условий функционирования всех отраслей экономики, т.е. совокупность материально-технических систем транспорта, предназначенных для обеспечения экономической и неэкономической деятельности человека. Другими словами, под транспортной инфраструктурой следует понимать совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. Инфраструктура -- это один из самых фондоемких и инерционных секторов экономики, и поэтому проблемы транспортного обеспечения будут постоянно находиться в центре внимания руководства страны и регионов. Транспортная инфраструктура должна не только поддерживать текущие хозяйственные связи, но и иметь некоторый резерв, призванный обеспечить мобильность экономики. Особенность транспортной инфраструктуры состоит в том, что ее рост происходит медленнее, чем расширение хозяйственных связей. Традиционно эти проблемы проявляются на стыках различных ведомств и видов транспорта. Максимов А.Б.Транспортная инфраструктура регионов// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 1. С. 30-33.

К объектам транспортной инфраструктуры относятся пути сообщения, технические сооружения, грузовые и пассажирские вокзалы и станции, агентства по продаже билетов и организации перевозок, логистические центры, склады, инженерные сети, коммуникации и т.д. Полную объектную характеристику транспортной инфраструктуры дать довольно сложно из-за ее крайней обширности. Базовыми объектами транспортной инфраструктуры являются пути сообщения и пассажирские и грузовые вокзалы и станции. Миротина Л.Б. Транспортная логистика: Учебник.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009

Транспортная инфраструктура оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом.

Важное значение транспортная инфраструктура имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции. Транспортный фактор имеет особо огромное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. Учеб. пособие - М.: 2010. Стр. 213

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью рыночной инфраструктуры.

Таким образом, транспортная инфраструктура представляет собой совокупность материально-технических и организационных условий, обеспечивающих быстрое и беспрепятственное выполнение перевозочного процесса. Она играет большое значения для развития страны, оказывает влияние на размещение производительных сил, большое значение имеет и в решении социально-экономических проблем, создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка.

1.2 Исторические аспекты развития транспортной системы России

На заре человеческой цивилизации и в течение многих прошедших веков для перемещения в пространстве различных грузов и передвижения людей использовались реки, моря, сила ветра, физическая сила человека и домашних животных. Ситуация в транспортной сфере развитых стран мира стала кардинально меняться во второй половине XIX в. в связи с успехами промышленной революции, наступлением эры пара и электричества.

Путешественники, торговцы и войска передвигались в древности, а также в раннее и позднее средневековье по необъятным просторам России, используя в основном гужевой и водный транспорт. Плохое состояние дорог - характерно для России с ее глинистыми почвами. Так, известно, что в начале XVIII в. после переноса столицы из Москвы в Санкт-Петербург даже иностранные послы тратили на дорогу до пяти недель. И это при том, что первый российский император, а за ним и почти все последующие, уделяли большое внимание состоянию путей сообщения в стране. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире. М.: 2010.

В царствование Анны Иоанновны, были приняты правила построения дорог и решение о сооружении «перспективной дороги от Санкт-Петербурга до Москвы». Созданная для руководства этим строительством Канцелярия была уже при императрице Елизавете Петровне реорганизована в другую - «Канцелярию строительства государственных дорог», которая отдавала распоряжения местным властям об улучшении содержания основных (государственных) дорог. Деятельность Канцелярии была нерезультативной, и очередная правительница России Екатерина Великая ее упразднила, передав уход за дорогами сначала властям организованных ею губерний, а спустя некоторое время создала под своей эгидой новую «Комиссию о дорогах в государстве», которая в свою очередь была упразднена новым императором Павлом I по его воцарении, хотя спустя четыре года, в 1800 г., была им же организована «Экспедиция устроения дорог в Государстве». Последняя уже при Императоре Александре I была в 1809 г. передана в ведение расположенной в Твери и руководимой принцем Георгием Ольден- бургским «Экспедиции Водяных Коммуникаций», вскоре преобразованной в построенное по территориально-отраслевому принципу «Управление водяными и сухопутными путями сообщения». Этим перечнем реформы управления дорогами в России далеко не исчерпываются - они с тем же успехом продолжались и в XIX в., и в XX в., продолжаются и в современной России.

Несмотря на многочисленные реорганизации, ведомство путей сообщения России способствовало их развитию, улучшению состояния транспорта империи. Во второй половине XIX в. для улучшения качества транспорта: скорости, надежности, регулярности и увеличения объемов перевозок началось активное строительство железных дорог.

Сооружение Транссибирской магистрали началось 19 мая 1891 г. и было закончено в январе 1916 г. Это гигантская и весьма сложная в инженерном отношении железная дорога длиною свыше 8 тыс. километров.

Наряду с железнодорожным большое развитие получил и водный транспорт. Если в 1860 г. в России было около 400 речных пароходов, то в 1890-х годах - свыше 1,5 тыс. Россия, практически не имевшая в середине XIX века своего морского флота и использовавшая для перевозок зарубежные корабли, за последние десятилетия века увеличила их количество с 50 до 520. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический дом «Юстицинин- форм», 2009.-432 с.

К началу ХХ века транспорт России включал в себя традиционные виды гужевого и водного транспорта, слаборазвитую сеть шоссейных дорог и находившийся в процессе интенсивного развития железнодорожный транспорт. Остальные виды транспорта (автомобильный, городской электрический и др.) находились по существу лишь в процессе зарождения или становления.

С начала XX в. и до вступления России в первую мировую войну в августе 1914 г. продолжалось ускоренное развитие железнодорожного транспорта. На его долю в 1913 г. приходилось 74% грузов. Железнодорожный транспорт был одним из основных потребителей капитала - с 1903 по 1913 гг. в него было вложено 2002 млн рублей. Для сравнения: всей промышленности за тот же период было выделено 2230 млн рублей, а стоимость всех отечественных речных и морских торговых судов (паротепловых и парусных) вместе с осуществленными вложениями во внутренние водные пути к началу войны не достигала и 700 млн рублей. При этом государство было наиболее крупным собственником транспортных средств, особенно в сфере железнодорожных перевозок. Так, казенные дороги в 1913 г. перевезли 75,1% всех коммерческих грузов. К этому же времени относится и возникновение в России автомобильного транспорта. С 1909 по 1917 гг. за рубежом было закуплено 39440 автомобилей и еще 600 произведено внутри страны. В начале XX в. появился воздушный транспорт. Во втором десятилетии уже было около 300 аэропланов. Авиация еще не использовалась в хозяйственной деятельности, кроме перевозки почты.

Первая мировая и гражданская войны разрушительно сказались на транспорте - более 60% железных дорог, 90% паровозов и 80% вагонов были выведены из строя. В 1920 г. положение дел несколько улучшилось. Было отремонтировано 9377 паровозов, введено в эксплуатацию 197 км новых железных дорог, восстановлено, правда, облегченным способом, 978 железнодорожных мостов. Но, в общем, к концу гражданской войны среднесуточный пробег вагонов и паровозов (грузовых и пассажирских) сократился более чем в три раза, железнодорожные перевозки упали до уровня 90-х годов, а речные - до уровня 80-х годов XIX в. и составили соответственно в 1920 г. 30,4 и 24,3% от уровня 1913 г., а на морских перевозках и того меньше - 21,4%. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. - С.212

Переход на мирные рельсы и введение в 1921 г. новой экономической политики (НЭП) в стране позволили приступить к восстановлению разрушенного войной производственного потенциала, хотя и на старой технической основе. На транспорте к концу 1926 г. было построено и сдано в эксплуатацию 3835 км новых железных дорог. Возросли поставка из-за рубежа и отечественное производство паровозов, заложены первые морские транспортные суда, ввезено из-за границы 4004 и изготовлено внутри страны 492 автомобиля и т.д.

Государственный план электрификации России (ГОЭЛРО), составленный к концу 1920 г. во многом определил и направление дальнейшего развития транспорта. По ГОЭЛРО “основой коренной реконструкции промышленности должна стать единая транспортная система, охватывающая железнодорожные магистрали и сеть морских и речных путей”. Намечалось электрифицировать 3,5 тыс. км железных дорог и одновременно построить 25-30 тыс. км новых путей. Предусматривалось снижение стоимости перевозок, рост пропускной и провозной способности транспорта. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России. От ре-формы к реформе. - М.: Транспорт, 2010. - 335 с.

За годы Великой Отечественной войны было разрушено примерно 47% железных дорог, 650 только больших мостов, повреждено более 60% железнодорожных станций и вокзалов. Примерно пятая часть флота Наркомвода была за эти годы уничтожена и затоплена. Численность автопарка, находившегося в эксплуатации в 1940 г., уже к концу 1941 г. сократилась наполовину. Восстановление транспорта заняло несколько послевоенных лет, а на железнодорожном транспорте - примерно до конца 1948 г. Орлов Б.П. Развитие транспорта СССР. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - 403 с.

В сентябре 1955 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли решение о широком развитии на железных дорогах страны электрической и тепловозной тяги. Генеральным планом электрификации железных дорог на 1956-1970 гг. предусматривалось перевести на электрическую тягу 40 тыс. км железных дорог.

С 1960 по 1980 гг. произошла полная замена паровозов тепловозами и электровозами, самолетов с поршневыми двигателями на реактивные, в основном было завершено оснащение речных и морских судов дизельными установками и внедрение мощных специализированных грузовых автомобилей, комфортабельных скоростных автобусов и авиалайнеров (серии АН, ИЛ, ТУ и др.), налажено массовое производство для населения легковых автомобилей (Волга, Жигули и др.), заметно расширилось и улучшилось состояние автодорожной сети, трубопроводных систем, были разработаны и внедрены на транспорте автоматизированные системы управления и плановых расчетов. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире. М.: 2010.

В судостроении был освоен выпуск нового типа судовых дизельных установок (22-30 тыс. кВт), построены мощные специализированные суда: контейнеровозы, лихтеровозы, танкеры, суда на воздушной подушке, огромные ледоколы с экономичными атомными силовыми установками и др. В автомобильной промышленности были выпущены мощные и сверхмощные самосвалы.

В 1956 г. самолетом Ту-104 была открыта эра гражданской реактивной пассажирской авиации.

В 1946-1950 гг. на внутреннем речном транспорте одновременно с тем, что было построено и восстановлено 400 самоходных судов и 1100 несамоходных металлических барж, на 5,2 тыс. км увеличилась длина причального фронта в речных портах, восстановлено сквозное движение по Днепру и Мариинской системе, завершено восстановление Беломорско-Балтийского и Днепро-Бугского каналов, существенно улучшено судоходство на малых реках и т.д. В послевоенный период в связи с освоением богатых нефтяных и газовых месторождений, прежде всего сибирских, по существу был создан магистральный трубопроводный транспорт. Постепенно было освоено строительство трубопроводов высокого диаметра и повышенного давления. Орлов Б.П. Развитие транспорта СССР. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - 403 с.

В последнее десятилетие XX в. в стране были проведены радикальные экономические реформы, нацеленные на переход от централизованно-плановой системы управления экономикой к децентрализованной рыночной. В ходе этих реформ были проведены: либерализация основной части цен на ресурсы и продукты (товары и услуги), глобальная приватизация государственной собственности, ликвидирована монополия внешней торговли. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире. М.: 2010.

Таким образом, еще в XVIII в. придавалось огромное значение транспортной инфраструктуре, были приняты правила построения дорог. К началу ХХ века транспорт России включал в себя традиционные виды гужевого и водного транспорта, слаборазвитую сеть шоссейных дорог и находившийся в процессе интенсивного развития железнодорожный транспорт. Остальные виды транспорта (автомобильный, городской электрический и др.) находились по существу лишь в процессе зарождения или становления. Большое влияние оказали две мировые войны, пришлось пройти сложный путь восстановления. С развитие России вводились в действия новые дороги, совершенствовалась существующая транспортная инфраструктура.

ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РОССИИ

2.1 Основные проблемы развития транспортной системы в РФ

В сфере транспорта в России в последние годы была проведена необходимая модернизация инфраструктуры, что позволило удовлетворить растущий спрос на пассажирские и грузовые перевозки и создать определенный задел для дальнейшего развития.

Россия располагает всеми современными видами транспорта, размещение и структура ее транспортных коммуникаций в целом отвечают внутренним и внешним транспортно-экономическим связям страны, но нуждаются в существенном совершенствовании.

Протяженность путей сообщения транспортной системы России по состоянию на начало 2009 года составляла 85 тыс. км железных дорог общего пользования, 42 тыс. км путей промышленного железнодорожного транспорта, 755 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием (в том числе 597 тыс. км дорог общего пользования), 102 тыс. км внутренних водных путей, 2,8 тыс. км трамвайных путей, 439 км путей метрополитена, 4,9 тыс. км троллейбусных линий, 532 тыс. км воздушных трасс, из которых более 150 тыс. км являются международными. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// СЗ РФ от 15.12.2008, N 50, ст. 5977.

Ежесуточно по этим транспортным коммуникациям всеми видами транспорта перевозилось 69,1 млн. пассажиров и 33,1 млн. тонн груза.

Многие проблемы современной России можно было бы решить, найдя выход в сложившейся ситуации с неразвитой сетью автодорог. Это и грунтовые дороги, которые ещё не заасфальтировали, и, по которым невозможно добраться до населенных пунктов при плохой погоде, и дороги, выбоинами столь часто, что её и дорогой-то можно назвать с покрытые трещинами и натяжкой. Всё усугубляется проблема пробок в крупных мегаполисах. Сюда же можно добавить и статистику ГИБДД по дорожно-транспортным происшествиям, которая постоянно растет, и состояние дорожного полотна является одной из причин происшествий. Развитие транспортной инфраструктуры в России. Интегрум. Информационно - аналитический обзор №62

Основные проблемы дорожной инфраструктуры: Почти 50% общего объема автоперевозок осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети. Радиальная конфигурация автодорог ориентирована на Москву, недостаточное число соединительных и хордовых дорог, только 8% автодорог имеют многополосную проезжую часть. Более 1/3 автодорог и мостовых сооружений на них требуют увеличения прочностных характеристик. Значительная протяженность автодорог проходит по территории населенных пунктов. Низкий уровень обеспеченности автодорогами Сибири, Дальнего Востока, северных территорий Европейской части России 76% автодорог регионального значения не соответствуют нормативным требованиям по эксплуатации. Полякова И. От модернизации -- к развитию // Транспорт России № 45 (541), 2010 г.

Федеральные автомобильные дороги исчерпали свою пропускную способность. С превышением нормативной загрузки эксплуатируется 13 тыс. км дорог, особенно на подходах к крупнейшим городам, что составляет почти 29 процентов протяженности сети. Местная дорожная сеть развита недостаточно, поэтому значительная часть локальных перевозок производится по федеральным дорогам. Ускорение автомобилизации страны пока не привело к соответствующему росту объемов строительства и реконструкции дорожной сети, а ремонт автомобильных дорог в последние годы даже несколько сократился. При увеличении за последние 10 лет протяженности автомобильных дорог общего пользования на 15 процентов автомобильный парк вырос почти на 75 процентов.

Текущая характеристика железнодорожной инфраструктуры: 7 субъектов РФ не имеют железных дорого вообще, в 10 субъектах РФ железнодорожная сеть развита критически слабо; 23 разведанных крупнейших месторождения ценнейших природных ресурсов не осваиваются из-за отсутствия железнодорожного обеспечения. Плотность железных дорог России составляет 5 км/1000 кв. км площади страны (в других странах этот показатель выше в десятки раз). Средний уровень износа основных фондов составляет 58,6%, а значительная их часть находится за пределами нормативных сроков службы. Перекрестное межотраслевое субсидирование отраслей промышленности за счет ОАО «РЖД» привело к увеличению в 2 раза сроков окупаемости инфраструктурных проектов (до 20 - 30 лет) и сделало строительство новых железнодорожных линий коммерчески неэффективным. Ковалев Н.Р. Закономерности развития транспортной инфраструктуры//Системные исследования региональных транспортных проблем/ ДВНЦ РАН. - Владивосток,2009.-с.112.

Количество действующих аэропортов в России постоянно уменьшается, а их износ и простой увеличивается. В настоящее время в стране функционирует 351 аэропорт, из них 69 аэропортов имеют статус международных. Основная концентрация перевозок идет из/в Мосвку, при этом снижается уровень перевозок между другими городами.

Касаясь аэродромной сети, то срочного проведения реконструкции требует 12% взлетно-посадочных полос с искусственными покрытиями, 18% взлетно-посадочных полос с грунтовым покрытием требуют проведения капитального ремонта; только 48% аэродромов оборудованы системой светосигнального оборудования, 14% систем светосигнального оборудования требует замены; физическое и моральное старение основных производственных фондов аэропортов продолжается на фоне роста цен на аэродромное и аэропортовое оборудование, аэропортовую технику, авиационное топливо. В настоящее время средний уровень обеспеченности аэропортов основными производственными комплексами составляет по аэродромным, пассажирским и грузовым комплексам 95%, объектам технического обслуживания - 53%, объектам топливообеспечения - 85%; 90% объектов, включая взлетно-посадочные полосы, по данным бухгалтерского учета имеют полный износ основных фондов. Объекты выведены из налогообложения и по ним не начислялась амортизация на воспроизводство имущества.

Имеется резкое отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий в сфере организации воздушного движения, систем автоматической посадки и других радиотехнических систем.

В России 60% внешнеторгового грузооборота осуществляется с участием морского транспорта. Развитие морской инфраструктуры является одним из важнейших факторов эффективной интеграции России в мировую транспортную систему. На сегодняшний день основные портовые мощности эксплуатируются на пределе своих возможностей.

Существующие специализированные и универсальные комплексы, построенные в 50-60 годах прошлого века, не удовлетворяют современным требованиям в части: недостаточных глубин на портовых акваториях, поскольку за прошедший период сменилось три поколения морских судов; несоответствия длины причалов линейным размещениям судов, работающих на тихоокеанском бассейне; многолетней ориентации в развитии портовых мощностей на перевалку экспортных грузов, что привело к дефициту портовых мощностей, ориентированных на импортное направление. Особенно это сказывается на возможности обработки контейнерных и накатных грузов; слабой организации функционирования и недостаточной технической оснащенности таможенных и пограничных органов в пунктах пропуска через государственную границу, что существенным образом сказывается на времени обработки грузов. Морозова И.А Проблема повышения конкурентоспособности транспортной системы России и ее интеграции в международную транспортную систему//Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. Т. 11. № 6. С. 73-76.

Развитие российских портов и смежной транспортной инфраструктуры происходит неравномерно. Накопились значительные различия по уровням технологичности и капитализации портовых узлов. Это является следствием неравномерности и нестабильности грузовой базы, недостаточного развития смежной железнодорожной, автомобильной и трубопроводной инфраструктуры, а также тыловой терминальной и складской инфраструктуры.

В ряду основных недостатков российского транспорта особо выделяются низкий технический уровень и неудовлетворительное состояние его производственной базы.

Сокращение объемов реконструкции и строительства инфраструктурных объектов, а также темпов пополнения и обновления парков подвижных средств транспорта, другой транспортной техники привело в последние годы к существенному ухудшению их технического состояния (возрастная структура, увеличение износа и т.д.) и работоспособности.

Таким образом, основные проблемами развития транспортной системы Российской Федерации являются следующие:

1. Наличие территориальных и структурных диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры;

2. Значительный износ транспортных сетей

3. Сокращение объемов реконструкции и строительства транспортных объектов инфраструктуры

4. Недостаточное качество транспортных услуг;

5. Недостаточный уровень конкурентоспособности отечественных компаний и всей транспортной системы России.

В силу естественных географических факторов российский транспорт является одной из системообразующих отраслей экономики, обеспечивающих территориальную целостность государства и единство экономического пространства страны.

Произошедшая за последние 13 лет переориентация значительной части товарных потоков на экспорт, расширение внутренней и международной торговли и стоящая на повестке дня интеграция России в глобальный мировой рынок формируют мощный макроэкономический спрос на развитие транспортной инфраструктуры, как важнейшего базового фактора устойчивого и динамичного роста российской экономики, усиления ее позиций на внутренней и международной арене.

После принятия «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года» Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// СЗ РФ от 24.11.2008, N 47, ст. 5489. к транспортной системе были предъявлены дополнительные требования, что повлекло за собой принятие новой транспортной стратегии в соответствии с цепями и задачами развития страны. При этом «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// СЗ РФ от 15.12.2008, N 50, ст. 5977. становится одним из главных механизмов проведения государственной политики не только в транспортной отрасли, но в национальной экономики в целом.

Важнейшим стратегическим направлением развития транспортной системы является сбалансированное развитие инфраструктуры транспорта. Реализация этого направления означает согласованное комплексное развитие всех элементов транспортной инфраструктуры на основе всестороннего анализа статистики и использования математических методов прогнозирования потребностей секторов экономики и населения в услугах транспорта, развития системы статистического учета, построения транспортно-экономического баланса, прогнозирования динамики грузовой базы, анализа моделей развития транспортной системы с целью выбора оптимально сбалансированных вариантов. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// СЗ РФ от 15.12.2008, N 50, ст. 5977.

Развитие нормативно-правовой базы должно предусматривать гармонизацию транспортного законодательства, интеграцию в мировую систему стандартов и коммуникаций, определение нормативов качества транспортных услуг, ответственности за их соблюдение, а также прав потребителей. Повышение качества транспортных услуг потребует создания обоснованных резервов в транспортной системе, а это позволит в свою очередь развить конкуренцию на основных направлениях грузо- и пассажиропотоков.

Одним из направлений развития транспортной инфраструктуры и в рамках транспортной стратегии предполагается сформировать единое транспортное пространство России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры. Достижение этой цели позволит обеспечить динамичный рост экономики России, социальное развитие и укрепление связей между ее регионами путем устранения территориальных и структурных диспропорций на транспорте, вовлечение в хозяйственный оборот новых территорий за счет создания дополнительных транспортных связей, повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки, рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения. Филина В.Н. Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития инфраструктуры//Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 78-97.

Единое транспортное пространство России должно обеспечить функционирование единой сбалансированной системы транспортных коммуникаций, интегрированной системы товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, применение единых стандартов технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующих их взаимодействие, единых стандартов технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также создать единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.

Другим направлением, является обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг по критериям качества для грузовладельцев на уровне потребностей инновационного развития экономики страны. Это позволит полностью удовлетворить потребности населения и хозяйствующих субъектов в качественных транспортных услугах за счет внедрения передовых транспортных технологий и развития парков пассажирского и грузового подвижного состава, а также обеспечить предоставление имеющих социальную и экономическую значимость транспортных услуг должного качества и по приемлемым ценам.

В рамках этого направления предполагает прежде всего разработку и ввод в действие модели рынка транспортных услуг для потребностей всех секторов экономики. Эта модель является инновационной для отечественной транспортной системы. Она должна определить параметры качества транспортных услуг, рамочную структуру стандартов качества для различных категорий грузов и секторов экономики, требования к развитию нормативно-правовой базы в сфере транспортных услуг и технологические модели обеспечения качества транспортных услуг. Протасов Н.М. Развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями новой экономики//Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 3. С. 60-64.

Еще одним направлением развития транспортной инфраструктуры и в рамках транспортной стратегии является интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны. Интеграция в международное транспортное пространство в первую очередь может быть эффективно реализована в рамках ЕврАзЭС и стран Шанхайской организации сотрудничества. Одним из перспективных путей реализации этой инициативы является формирование контейнерных "мостов". Кроме этого, интеграция в мировое транспортное пространство предполагает развитие международного сотрудничества с другими международными транспортными организациями и с другими торговыми партнерами России, расширение участия в системе международных соглашений и конвенций в области транспорта, а также в крупных международных транспортных проектах. Предполагается также разработка и ввод в действие соответствующих механизмов государственного регулирования, мотивирующих создание национальных и интернациональных конкурентоспособных транспортных компаний. Филина В.Н. Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития инфраструктуры//Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 78-97.

Увеличение доли участия российских транспортных организаций в перевозках отечественных экспортных и импортных грузов, а также грузов между третьими странами требует разработки и реализации соответствующих законодательных и других методов регулирования, обеспечивающих конкурентоспособность российского транспорта.

Таким образом, основными направлениями развития транспортной инфраструктуры в Российской Федерации являются:

1. Сбалансированное развитие инфраструктуры транспорта.

2. Развитие нормативно-правовой базы, предусматривающее гармонизацию транспортного законодательства.

3. Формирование единого транспортного пространства России на базе сбалансированного развития эффективной транспортной инфраструктуры.

4. Обеспечение доступности, объема и конкурентоспособности транспортных услуг.

5. Интеграция в мировое транспортное пространство и реализация транзитного потенциала страны.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

транспортный инфраструктура услуга система

В Российской Федерации, как и в других развитых странах, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей хозяйства, важнейшей составной частью производственной и социальной инфраструктуры.

Транспортные коммуникации объединяют все районы страны, что является необходимым условием ее территориальной целостности, единства ее экономического пространства. Они связывают страну с мировым сообществом, являясь материальной основой обеспечения внешнеэкономических связей России и ее интеграции в глобальную экономическую систему.

Выгодное географическое положение позволяет России получать значительные доходы от экспорта транспортных услуг, в том числе от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям.

В настоящее время транспортная инфраструктура выдвинулась и заняла одно из приоритетных мест среди основных факторов, определяющих эффективное функционирование экономики страны, стала важнейшим условием ее дальнейшего развития и вхождения регионов в мировое хозяйство. Вместе с тем характерной особенностью транспортной инфраструктуры в течение последних лет стал ее экономический кризис из-за транспортной зависимости страны, физического и морального износа материально-технической базы, диспропорций и неравномерностей размещения и развития ограниченности выделяемых инвестиций, отсутствия рыночного механизма функционирования и управления.

Таким образом, транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми элементами экономики и социальной сферы. По мере дальнейшего развития страны, расширения ее внутренних и внешних транспортно-экономических связей, роста объемов производства и повышения уровня жизни населения значение транспортной инфраструктуры и ее роли как системообразующего фактора будут только возрастать.

В этих условиях формирование стратегических направлений развития транспортной инфраструктуры должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике.

Библиографический список

Нормативно правовые акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с изм. от 30.12. 2008) // Российская газета 25.12.1993г.

2. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»// СЗ РФ от 24.11.2008, N 47, ст. 5489.

3. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р «О Транспортной стратегии Российской Федерации»// СЗ РФ от 15.12.2008, N 50, ст. 5977.

Монографии, учебники и статьи:

4. Аксененко Н.Е., Лапидус Б.М., Мишарин А.С. Железные дороги России. От реформы к реформе. - М.: Транспорт, 2010. - 335 с.

5. Ковалев Н.Р. Закономерности развития транспортной инфраструктуры//Системные исследования региональных транспортных проблем/ ДВНЦ РАН. - Владивосток,2009.-с.112.

6. Лившиц В. Н. Транспорт за 100 лет//Россия в окружающем мире. М.: 2010.

7. Максимов А.Б.Транспортная инфраструктура регионов// Известия Иркутской государственной экономической академии. 2009. № 1. С. 30-33.

8. Миротина Л.Б. Транспортная логистика: Учебник.- 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009.

9. Морозова И.А Проблема повышения конкурентоспособности транспортной системы России и ее интеграции в международную транспортную систему//Известия Волгоградского государственного технического университета. 2010. Т. 11. № 6. С. 73-76.

10. Николаев А.С. Единая транспортная система. Пособие. - М.: Лицей, 2009. Стр. 135.

11. Орлов Б.П. Развитие транспорта СССР. - М.: Изд. АН СССР, 1963. - 403 с.

12. Полякова И. От модернизации -- к развитию // Транспорт России № 45 (541), 2010 г

13. Протасов Н.М. Развитие транспортной инфраструктуры в соответствии с потребностями новой экономики//Экономика и управление: научно-практический журнал. 2009. № 3. С. 60-64.

14. Развитие транспортной инфраструктуры в России. Интегрум. Информационно - аналитический обзор №62

15. Тимошина Т.М. Экономическая история России. М.: Информационно-издательский Дом "Филинъ", Юридический дом «Юстицинин- форм», 2009.-432 с.

16. Филина В.Н. Транспортная стратегия России: основные принципы и приоритетные направления развития инфраструктуры//Проблемы прогнозирования. 2009. № 2. С. 78-97.

17. Фишер В. Европа: экономика, общество и государство. 1914-1980. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2009. - С.212

18. Шишкина Л.Н. Транспортная система России. Учеб. пособие - М.: 2010. Стр. 213

Развитие транспортной инфраструктуры в России. Интегрум. Информационно - аналитический обзор №62.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Характеристика и направления развития транспортной инфраструктуры в муниципальном образовании. Проблемы развития транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях в Российской Федерации. Направления развития транспортной инфраструктуры г. Тюмени.

    дипломная работа , добавлен 08.06.2014

    Переход к инновационной модели развития транспортной инфраструктуры. Основные пункты транспортной стратегии Правительства до 2030 года. Анализ и поиск наиболее оптимального решения транспортной проблемы. Рост транспортного сектора в российской экономике.

    статья , добавлен 18.08.2017

    Теоретические обоснования транспортной инфраструктуры и нормативно-правовая база ее системы регулирования. Проблемы управления и пути их решения. Анализ транспортной инфраструктуры Тюменской области. Программа развития транспортно-дорожного комплекса.

    курсовая работа , добавлен 02.02.2011

    Понятие и роль транспортной инфраструктуры. Теоретические основы транспорта. Транспортные тарифы и правила их применения. Основные виды транспортирования товаров. Маршрут и его характеристики. Документационное обеспечение транспортной логистики.

    реферат , добавлен 19.06.2010

    Состояние транспортной инфраструктуры в России. Общая характеристика автотранспортных предприятий г. Ленска и анализ их деятельности. Проектирование мероприятий по оптимизации перевозки грузов, организации труда, экономическое обоснование решений.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Характеристика основных проблем, на решение которых направлена Программа развития транспортной системы России до 2020 года. Цели и задачи программы, сроки и этапы ее реализации. Инвестиционные и инновационные мероприятия, которые включены в программу.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2016

    Особенности размещения, развития и состояния транспортной отрасли Российской Федерации. Способы взаимодействия различных видов транспорта и причины их возникновения. Анализ каждого вида структуры транспортной отрасли, проблемы и перспективы их развития.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2014

    Основные тенденции развития транспорта в условиях глобализации мировой экономики. Воплощение интернационализации транспортной инфраструктуры. Универсализация способов обмена, происходящих в результате формирования транспортной методологии и документации.

    курсовая работа , добавлен 05.11.2014

    Национальные интересы РФ и роль транспортного комплекса и транспортной безопасности в их обеспечении. Классификация понятий "транспортная безопасность" и "угрозы транспортной безопасности". Анализ современного состояния транспортной безопасности в России.

    реферат , добавлен 26.02.2010

    Сущность мировой транспортной системы. Место российской транспортной системы в мировом транспорте. Характеристика и особенности транспортной системы Дальнего Востока. Проблемы и перспективы интеграции дальневосточного региона в мировую транспортную сеть.