Экономика и промышленность франции. Современная экономика франции

Реферат

Социально-экономическая характеристика Франции


Введение

социальный экономика политический

Данный реферат посвящен социально-экономической характеристике современной республики Франция.

Франция - одна из самых больших по территории стран в Западной Европе. Именно поэтому к ее истории и развитию проявляют интерес ученые различный направлений.

В древности на территории современной Франции жили племена кельтов (галлов) и страна называлась Галлией. В V в. Галлию завоевали франки - народ, пришедший с правого берега Рейна (от них страна получила свое название - Франция). Франки ассимилировали с кельтами.

В своей работе я ставлю цель изучения и описания сторон социально-экономического развития Франции. Я затрону следующие задачи: дам общую характеристику страны; постараюсь определить модель социально-экономического развития; рассмотрю основные источники дохода государства.


1. Общая характеристика Франции


1.1 Местоположение и территория страны


Французская республика, сокращенно - Франция - самая большая по территории страна в Западной Европе. На северо-востоке она граничит с Бельгией, Люксембургом и Германией, на востоке - с Германией, Швейцарией и Италией, на юго-востоке - с Монако, на юге - с Испанией и Андоррой. На севере территория Франции омывается Северным морем, проливами Па-де-Кале и Ла-Манш, на западе Бискайским заливом Атлантического океана, на юге - Средиземным морем. Туннель под проливом Ла-Манш соединяет ее с Великобританией.

Площадь европейской части Франции, включая остров Корсика в Средиземном море и другие мелкие прибрежные острова, составляет 543 965 кв. км, общая площадь - 551 500 кв. км, 545 630 кв. км из которых занимает суша. Столица государства - город Париж.

Франция обладает большим географическим разнообразием. На севере страны простираются обширные равнины. Юра, Вогезы, Центральный массив, Альпы, очень древние горные цепи формируют хребет вдоль всей восточной части страны.

Западная часть страны более пологая и богата реками. Реки относительно небольшие. Например, Сена, Ионна, Марна и Уаза. Они текут в направлении Атлантического океана и Ла-Манша. Рейн течет на север, а Сона и Рона впадает в Средиземное море.


1.2 Население


На протяжении всей истории, Францию населяли разные народы, и благодаря смешениям различных этнических групп, современное население страны разделено на 3 группы - северо-европейскую (балтийская), центрально-европейскую (альпийская) и южно-европейскую (средиземноморская). И сейчас на современной территории страны проживают представители нескольких этнических групп. 95% населения - французы, по своему национальному составу делятся на: французов; эльзасцев; бретонцев; фламандцев и каталонцев. Остальную часть составляют португальцы, алжирцы, итальянцы, марокканцы, турки.

Средняя плотность населения около 107 человек на кв. км. За последние годы во Франции отмечается тенденция прироста населения (среднегодовой естественный прирост - 0,37%). На 2014 год момент население Франции составляет более 66 млн. человек, что на 6 млн. человек больше по сравнению с 2004 годом.

Высокий показатель продолжительности жизни объясняется тем, что жители Франции стали меньше пить по сравнению с жителями Эстонии, Чехии и Ирландии. Кроме того, они курят в 4 раза меньше россиян и среди них не так много людей, страдающих ожирением (12,9%).

Что касается расходов на здравоохранение, то правительство Франции выделяет примерно 4000 $ в год на 1 человека.

Не маловажную роль в высокой продолжительности жизни населения играют достижения страны в лечении онкологических и сердечных заболеваний.

Государственным языком государства является французский, на котором говорят практически все жители страны, за исключением западной Бретан, где население говорит еще и на бретонском языке.

Большинство жителей Франции являются католиками, хотя в стране есть еще и мусульмане, протестанты, иудаисты.

Средняя продолжительность жизни мужского населения составляет 77 лет, а женского - 84 года.


1.3 Политическая система


Франция - неделимое, светское, демократическое и социальное государство с республиканской формой правления. В административном отношении Франция делится на 22 региона, 96 департаментов, 36 565 коммун. Крупнейшие города - Париж, Лион (1,3 млн), Лилль (1,0 млн), Ницца (0,8 млн), Тулуза (0,8 млн), Бордо (0,7 млн).

Действует Конституция, принятая путём референдума в 1958, с поправками, последние из которых были приняты в 2000 году.

Форма правления с 1958 года - президентско-парламентская республика: в Конституции чётко обозначен принцип приоритета президента, который не ответственен перед парламентом, но и не является главой правительства. С 2002 года избирается на 5-летний срок, введенный Жаком Шираком в 2000 году. До этого срок президентского правления составлял 7 лет. С 2012 года Президентом Франции является Франсуа Олланд (24-й по счету).


.4 Административно-территориальное деление


Французская Республика состоит из:

Метрополии (разделенной на 22 региона и 96 департаментов);

4 заморских департаментов (DOM) - Гваделупа, Мартиника, Гвиана и Реюньон;

3 заморских территорий (TOM) - Французской Полинезия, Валлис и Футуна, Французских владений в Южной Антарктике;

Территориальных коллективов, имеющих особый статус: Майотта, Сен-Пьер и Микелон и Новая Каледония.

Заморские коллективы и территории являются частью Французской Республики, но не входят в Европейский Союз или его финансовую область. Тихоокеанские территории продолжают использовать тихоокеанский франк, стоимость которого связана с евро. В противопоставление, четыре заморских региона использовали французский франк, а теперь используют евро.

Франция также контролирует ряд небольших, не постоянно обитаемых островов в Индийском океане и в Тихом океане: Бассас-да-Индия, остров Клиппертон, остров Европа, острова Глории, остров Хуан де Нова, остров Тромлен.


2. Модель социально-экономического развития


Социально-экономическая модель Франции называется «французский дирижизм», т.е. государственное регулирование экономики.

В области государственного регулирования экономики существует пирамида целей, важнейшими в которой являются формирование наиболее благоприятных условий для самовозрастания капитала и поддержание социально-экономической стабильности в обществе. Все прочие цели государственного регулирования так или иначе производны от этих двух. К средствам государственного регулирования прежде всего относится административно-правовой инструментарий. Важнейшим средством госрегулирования выступают государственные финансы, т.е. средства, связанные с формированием и использованием государственного бюджета и централизованных («полугосударственных»), публично-правовых фондов социального страхования.

Средства государственного бюджета используются для предоставления частному бизнесу субсидий, льготных займов и гарантий по частным кредитам с целью стимулирования предпринимательской деятельности и соответственно экономического роста. Эти средства служат также источником закупок промышленной и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, они используются для проведения отраслевой и региональной структурной политики, содействия подготовке и переподготовке рабочей силы соответствующей квалификации и стимулирования научных исследований и опытно-конструкторских разработок.

Вторым по значению средством государственного регулирования является денежно-кредитный инструментарий.


3. Структура экономики Франции


.1 Промышленность


Франция относится к высокоразвитым постиндустриальным странам мира. Она была одной из первых стран, которые стали на путь индустриального развития. В середине XIX ст. была второй в мире по уровню экономического развития и наличием колониальных владений после Великобритании. Позже темпы развития экономики Франции несколько спали. На начало XX ст. Франция была аграрно-индустриальной страной и характеризовалась замедленными темпами экономического развития.

По своему ВВП Франция является четвертой экономической державой в мире. Ее ведущими отраслями являются: транспорт, телекоммуникации, агропродовольственная промышленность, фармакология, а так же банковский, страховой секторы, туризм. Также не следует забывать и о традиционных отраслях производства предметов роскоши (кожгалантерея, готовое платье, парфюмерия, спиртные напитки).

В формировании валового внутреннего продукта (ВВП) Франции доминирует сфера услуг.


.2 Новейшие отрасли промышленности


Новейшие отрасли промышленности обеспечивают 20% рабочих мест в производстве и такой же объем экспорта. Франция является одной из самых передовых стран в авиакосмической промышленности, а также в области производства вооружений. В авиакосмической промышленности занято около 100 тыс. человек. Примерно половина ее продукции идет на экспорт. В состав отрасли входят в основном предприятия с государственным капиталом, такие как «Аэроспасьяль Матра» и «Снекма».

Франция участвует в выводе на орбиту спутников связи и слежения, таких как СПОТ и «Гелиос». Эти спутники производятся компаниями «Аэроспасьяль Матра» и «Алкатель эспас».

Электротехническая и электронная промышленность характеризуется большим разнообразием выпускаемой продукции. В отрасли, в основном выполняющей государственные заказы, доминируют крупные объединения. Группа «Алькатель», которая за последние десять лет приобрела ряд компаний, остается лидером в области телекоммуникаций. Компания «Альстом», ассоциированная с британской компанией GEC, специализируется не только на железнодорожном подвижном составе (скоростные поезда), но и на оборудовании для электростанций. Ей, в частности, принадлежит первое место в мире по производству турбогенераторов комбинированного цикла. Фирма «Томсон» выпускает широкую гамму продукции - от бытовой электроаппаратуры до электронного оборудования оборонного назначения. Компания «Легран» является мировым лидером в области производства электроаппаратуры. Франция удерживает прочные позиции в области телекоммуникаций, в частности благодаря компании «Франс телеком», однако она в значительной степени зависит от заграницы в области производства микропроцессоров и страдает от конкуренции со стороны Соединенных Штатов и Японии.

Биоиндустрия представляет собой отрасль, за которой будущее. Франции принадлежит видное место в разработке и создании ферментов, ароматических веществ, в генной инженерии, используемой, в частности, в сельском хозяйстве для производства новых сортовых семян. Работы в этой сфере крайне разнообразны и затрагивают многие отрасли экономики: инновационную фармацевтику, агропродовольственный комплекс, энергетику и область защиты окружающей среды и др. В результате оборот промышленных предприятий, действующих на «зеленом рынке», то есть экопредприятий, составляет порядка 4,5 млрд. евро. Первостепенное значение приобретает водоочистка, затем следуют очистка воздуха и переработка отходов.


.3 Сельское хозяйство


Франция - ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе. Она имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность (урожайность зерновых 60 ц/га). На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС (в стоимостном выражении). Франция - крупнейший в Европе и второй в мире (после США) экспортер сельскохозяйственной продукции. Особенно велика роль Франции в поставках зерновых (50 млн. т в год, главным образом пшеницы и кукурузы) на мировой рынок.

Кроме того, повсеместно выращивается виноград (сбор 10-12 млн. т), который используют в основном для производства вин.

Большое значение, особенно в последнее время приобрели цветоводство и разведение устриц. Франция занимает первое место в Европе и в мире по производству сахарной свеклы, винограда - второе место в мире и в Европе (после Италии). По количеству вырощенных свиней - 9 место в мире и 5 в Европе.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.


Заключение


Итак, проанализировав изученную мною информацию о республике Франция, я делаю вывод, что она является одной из ведущих стран западных держав. По размерам территории и населения она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы.

Итак, Франция - это:

.демократическая унитарная полупрезидентская республика, где действует конституция, одобренная референдумом 28. 09. 1958 г.;

2.страна, где ведущую роль в регулировании экономики играет государство.

.страна, знамающая 4-е место в мире по уровню ВВП, по экспорту промышленных промышленной продукции и по привлечению инвестиций.

.ведущая сельскохозяйственная страна в Европейском союзе которая имеет самую большую площадь пахотных земель (более 30 млн. га) и самую высокую их продуктивность. На долю Франции приходится более 21% сельскохозяйственной продукции стран ЕС.

.промышленная страна, ведущими отраслями которой являются энергетика и машиностроение, и большую роль играет химическая, легкая и пищевая промышленность.

.страна, в которой важнейшую роль в формировании ВВП играет сфера услуг: финансовые ибанковские услуги, страхование, туризм.

.страна, в которой активно развиваются новейшие отрасли промышленности, такие как авиакосмическая, электротехническая и электронная, а также биоиндустрия.

.страна, основными статьями экспорта которой являются: топливные и другие виды энегрии, полезные ископаемые, автомобили и транспортное оборудование, продукт питания и сельскохозяйственное сырье, химическая продукция; основными статьями импорта являются: автомобили, транспортное оборудование и другие промышленные товары.

Список используемой литературы


1Бургесс А. «Мир в цифрах - 2005. Карманный справочник»: Олимп-Бизнес, 2005 г.

2«Мировая экономика»: Учебник/ Под ред. Проф. А.С. Булатова. - М.: 2005.

«Общество и экономика», №2, 2005. В. Гутник «Модели социально-экономического развития стран Западной Европы».

#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">#"justify">«World Investment Report 2006», UNCTAD

http://www.votpusk.ru/story/article.asp? ID=8406#ixzz3KxQh8ahm


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Франция (Французская Республика) - крупнейшее государство Западной Европы по площади (около 550 тыс. км 2) и пятая страна в мире по экономическому потенциалу (ее ВВП в 2014 г. составил 2,7 трлн долл.). Франция - высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объему экономики она занимает второе место в ЕС (после Германии) и стабильно в различных рейтингах входит в первую мировую двадцатку стран по самым разным показателям (к примеру, в рейтинге стран по уровню развития человеческого потенциала она, по данным ООН, в 2014 г. двадцатая, но по эффективности системы здравоохранения - первая). Численность населения страны - 66,3 млн чел., ВВП на душу населения - 36 тыс. долл, (по паритету покупательной способности).

К сожалению, во втором десятилетии XXI в. Франция, возглавляемая президентом-популистом Франсуа Олландом, имеет многочисленные проблемы в своем развитии: се экономика и промышленность находятся в состоянии стагнации, близкой к рецессии; уровень безработицы превышает 10%, а основные показатели государственных финансов выходят за рамки допустимых критериев, принятых для стран ЕС (дефицит бюджета более 4% ВВП, уровень государственного долга превышает 90% ВВП).

Если учесть, что население страны за период 2007-2013 гг. увеличилось более чем на 2 млн чел., уровень доходов на душу населения в условиях, когда экономика так и не вышла на предкризисную траекторию роста, заметно снизился. В результате государство вынуждено повышать налоговые ставки. Последнее вызывает все возрастающее количество стачек и забастовок в стране, а также отток наиболее состоятельных граждан (среди них отмечаются и такие известные личности, как Жерар Депардье) за границу. Ситуацию также осложняют быстрорастущие долговые обязательства Франции, а также рекордно высокие уровень и количество безработных в 2013 г.

К традиционно слабым сторонам французской экономики относятся:

  • достаточно высокая безработица, особенно среди молодежи и в заморских территориях;
  • хронический дефицит бюджета с 1981 г.;
  • зависимость экономики от государственного сектора;
  • большой размер внешнего долга;
  • относительно низкий уровень внедрения технологий в промышленность;
  • слабая экспортная база и, как следствие, отрицательное сальдо торгового баланса.

Слабые стороны экономики Франции стали более очевидны после вступления страны в еврозону, в рамках которой Франция продолжает терять конкурентоспособность из-за дорогого, относительно качества ее продукции, евро. Подавляющее большинство населения (97%) - французы, но в последнее время, как и в Германии, наметилась тенденция к притоку в страну рабочих-иностранцев. Иностранная рабочая сила насчитывает во Франции около 2,1 млн чел., а вместе с членами семей всего иностранцев во Франции оказывается до 5 млн чел.

Основные природные ресурсы Франции - железная руда, каменный уголь, бокситы, природный газ, уран, вольфрам, тальк, свинец, олово, серебро. Очевидно, что по этим позициям у Франции есть приоритет перед Германией. Для Франции характерен также широкий диапазон климатических условий, позволяющий развиваться и морским курортам, и центрам горнолыжного спорта и альпинизма. Богатая история и культурное наследие Франции делает ее самой посещаемой страной для иностранных туристов, а столица государства - Париж - «праздник, который всегда с тобой», по выражению Эрнеста Хемингуэя.

Франция была основоположником процесса европейской интеграции. На ее территории находится одна из столиц Европейского сообщества - Страсбург, в котором расположен Совет Европы, Европейский парламент и руководящие органы ЕС. Многочисленные международные организации расположены также в Париже, в частности штаб-квартира ОЭСР. Франция заботится и о культурном и политическом единстве франкоговорящих стран, находясь во главе мировой франкофонии.

Франция играет видную роль в мировой политике. Именно она послужила своеобразным посредником между НАТО и Россией, когда в Париже было получено согласие России на расширение НАТО на восток. Франция занимает свою собственную, отличную от США, позицию на Ближнем Востоке, поддерживая арабский мир. Франция - давний экономический и внешнеполитический партнер России, добрососедские отношения между Францией и СССР развивались даже в период холодной войны. Кроме того, в самые острые периоды украинского кризиса (2014-2015) президент Франции Ф. Олланд наряду с канцлером Германии А. Меркель принимал активное участие в посредничестве между Россией и Украиной в рамках Нормандской четверки (Россия, Германия, Франция, Украина). И наконец, Франция - наиболее последовательный приверженец модели социально ориентированного рынка.

Экономическая система Франции напоминает немецкую. Здесь действует социально ориентированная модель экономики, в центре которой находится «государство благоденствия» (фр. I’Etat providence). Именно из-за большой роли государства в экономике такую систему довольно часто называют и этатистской моделью. Не случайно один из бывших премьер-министров страны, Эдуард Балладюр, назвал Францию государством планирования (I’Etat planificateur ), подразумевая плановый характер французского этатизма и весьма существенную роль государства в экономике.

О значительной роли государства в экономике Франции говорят следующие факты. Государство перераспределяет во Франции более половины ВВП. Количество занятых в государственном секторе составляет четверть всего числа занятых. Крупнейшие французские ТНК - это прежде всего предприятия с государственной долей участия, такие как Elf Aquitain/Total (добыча и переработка нефти), Renault (автомобилестроение), Thomson (электроника), Aerospatiale (самолеты Airbus и ракеты Апапе).

Социальное рыночное хозяйство с элементами этатизма сглаживало отрицательные черты капитализма во Франции, поскольку государство стояло на защите интересов трудящихся. Сильные традиции социальнорыночной экономики, особенно в послевоенный период, способствовали значительным завоеваниям французов в социальной сфере.

Однако современная экономика Франции развивается в новых условиях: глобализация мирового хозяйства и объединение Европы оказывают значительное влияние на национальную экономику. Для успешного глобального развития теперь необходима либерализация экономики, отмена избыточного внутреннего регулирования, а также новые технологии, которые могут служить научно-технической базой экономического роста. В основе мирового научно-технического прогресса в настоящее время также стоят серьезные структурные изменения в экономике, предполагающие изменение регулирующей роли государства.

Франция, но сути, страдает от тех же проблем, что и Германия: экономическому развитию страны сильно мешает система социальных гарантий, значительное различие между государственным и частным секторами, утечка умов и проблема государственных финансов.

Система социальных гарантий имеет своим следствием высокую нагрузку на государственные финансы. После отставки президента-гене- рала Шарля де Голля в 1969 г. французы добились значительных завоеваний в социальной сфере, с которыми не спешат расставаться. В частности, заработная плата в государственном секторе превышает уровень оплаты труда в частном бизнесе. Государственные служащие не могут быть сокращены, в 50-55 лет выходят на пенсию (при том, что минимальный пенсионный возраст в стране составляет 60 лет), уровень их пенсии превышает уровень заработной платы. Пособия но безработице также превышают средний уровень заработной платы в стране.

Такими социальными гарантиями Франция гордится, но эту гордость омрачают процесс старения населения и растущая безработица (уровень безработицы в стране превышает 10% экономически активного населения). При этом высокие социальные гарантии предполагаются только в государственном секторе экономики - заработная плата в частном секторе во Франции ниже, а социальных гарантий, свойственных государственному сектору, там практически нет. Тем временем сильные профсоюзы угрожают общенациональными забастовками при малейшем наступлении правительства на достигнутые социальные завоевания.

Социальные гарантии финансируются в первую очередь за счет налогоплательщиков. Причем высоки не только косвенные и индивидуальные подоходные налоги, но и социальные взносы предпринимателей. Так, если в США социальные взносы составляют 10% ВВП, в Швеции - около 15%, а в Великобритании - и вовсе чуть выше 6%, то Франция здесь идет впереди планеты всей: на социальные взносы приходится до пятой части ВВП страны. Грузом на трудящихся ложатся пенсии и пособия по безработице. Работающие французы содержат массу пенсионеров и безработных, причем на некоторых предприятиях один работающий уже содержит не только себя и свою семью, но и как минимум двух пенсионеров.

Различие между государственным и частным сектором экономики существует не только в уровне заработной платы и гарантий. Изначально экономической идеологией страны было поощрение занятости в государственном секторе и едва ли не отрицательное отношение к частному предпринимательству. Наиболее престижной до сих пор считается государственная служба, на которую стремятся поступить все французы, а желающих заняться частным предпринимательством или работать в частной фирме насчитывается относительно немного. Высшие учебные заведения страны в первую очередь ориентировались на профессиональную подготовку государственных служащих. Частное предпринимательство было загнано в угол высоким уровнем налогов и предвзятым отношением государства к частному бизнесу. Даже в сфере НИОКР государство оказывает всемерную поддержку и субсидирует общественный сектор, а венчурный бизнес - реальный двигатель научно-технического прогресса и прикладных технологий - не поощряется.

Отсутствие внимания государства но отношению к развитию технологической базы объясняется еще и тем, что государственные служащие не слишком заинтересованы в повышении качества своей работы, в высвобождении путем применения новой техники и новых методов управления высокооплачиваемых рабочих мест в общественном секторе. Таким образом, французская модель управления страдает неэффективностью, поощряя произвол и коррупцию в среде государственных чиновников, и серьезно сдерживает научно-технический прогресс.

Франция страдает и от утечки мозгов. Оторванность системы высшего и профессионального образования во Франции от проблем развития частного бизнеса приводит к тому, что выпускники учебных заведений очень часто, не найдя работу в государственном секторе, остаются безработными. Государственные учебные заведения Франции не способны гибко реагировать на спрос на рынке труда, в связи с чем выпускникам очень трудно адаптироваться в частном секторе экономики, а также вообще найти работу во Франции. Из-за этого наиболее перспективная и хорошо образованная молодежь страны не находит спроса па рынке труда Франции и предпочитает работу за границей, в том числе в США и Великобритании.

Все перечисленные выше процессы, а также индикаторы состояния национальной экономики снижают уровень конкурентоспособности Франции как в мире, так и в Европе. Высокая стоимость французской рабочей силы точно так же, как и в Германии, делает производство во Франции невыгодным и для национальных, и для зарубежных компаний. Капитал стремится покинуть Францию и найти страны с более благоприятным уровнем налогообложения и более гибким рынком труда. Высокие налоги и отсутствие стимулирующей научно-технической политики государства приводят к нехватке инноваций во французской экономике. Назревает очевидный вывод, что социально-рыночная модель экономики Франции нуждается в структурной перестройке. В противном случае экономическое и научно-техническое развитие страны может серьезно замедлиться.

Хотя экономика Франции пережила в 1990-х - начале 2000-х гг. несколько волн реформ, включая и приватизацию государственного имущества, и попытку сокращения уровня налогового бремени, однако итоги этих реформ оказались достаточно скромными. Кроме того, правительство Ф. Олланда своими действиями, в том числе декларированием курса на повышение налогов для наиболее обеспеченных французов (в том числе успешных предпринимателей), во многом свело на нет позитивные итоги предыдущих лет. Таким образом, Франция все еще нуждается в новой экономической политике, направленной на оздоровление ее экономики и финансов.

Примечательно, что французское общество в целом настроено по отношению к возможным переменам негативно. Принятый под давлением большинства избирателей Закон о 35-часовой рабочей неделе вредит национальной конкурентоспособности (ранее максимальная продолжительность рабочей недели составляла во Франции 39 часов). Государственный контроль предусматривает окончание всех работ ежедневно в 18:30, а нарушители подвергаются высоким штрафам. Не случайно компании - производители программного обеспечения, в которых рабочее время не нормируется, из-за своей обеспокоенности таким законодательством перевели свои подразделения из Франции в другие страны.

Серьезные опасения но-прежнему продолжает вызывать высокий уровень безработицы в стране. Примечательно, что французские безработные в большинстве своем (особенно из числа эмигрантов) не желают работать, получая высокие пособия от государства. Даже при увеличении ассигнований на науку Франция отстает от ведущих стран по уровню развития информационных технологий, особенно по развитию глобальных информационных сетей. Французы менее активно изучают иностранные языки, чем жители других европейских стран, и в связи с этим имеют ограниченный доступ к современным информационным технологиям, где большая часть ресурсов формируется на английском языке.

Размышляем самостоятельно

Подумайте о позитивных чертах развития французской экономики. Какие из них, на ваш взгляд, стоило бы взять на вооружение России?

Из-за таких нерешенных проблем в экономике страны продолжают нарастать трудности. Если экономический рост в конце 1990-х гг. оказался для Франции довольно успешным (его темпы составили 3,1%), то в начале 2000-х гг. темпы роста снизились до 2-2,5% при сохраняющейся высокой безработице, а в 2014 г. рост ВВП Франции составил только 0,4%.

На долю сельского хозяйства во Франции приходится 1,9% ВВП, промышленности - 18,7% ВВП, а сфера услуг производит 79,4% ВВП (данные 2013 г.). Очевидна постиндустриальная ориентация экономики и довольно высокая доля сферы нематериального производства.

По объему выпуска продукции сельского хозяйства Франция занимает среди развитых стран третье место, а в Европе - первое. Треть всей сельскохозяйственной продукции страны поступает на внешний рынок. Франция входит в тройку ведущих производителей - экспортеров вина, сыров, ячменя, молока, сливочного масла.

Среди отраслей французской промышленности на мировом рынке получили признание следующие:

  • аэрокосмическая промышленность;
  • военная промышленность;
  • общее машиностроение и металлообрабатывающая промышленность;
  • автомобилестроение;
  • цветная и черная металлургия;
  • электронная и электротехническая промышленность;
  • атомная энергетика;
  • фармацевтика и парфюмерия;
  • химическая промышленность;
  • транспортное машиностроение.

Франция делает ставку на наукоемкость своего промышленного производства, в частности занимает первые места в мире по производству железнодорожного подвижного состава (скоростные поезда TGV - Train a Grande

Vitesse), самолетов {Airbus, Falcon, Mirage), ракет (Ariane ), в атомной энергетике (вторая в мире после атомной промышленности США). Франция обладает передовыми технологиями по обработке редкоземельных металлов (германий, радий, хром, титан). Неоспоримы ведущие позиции страны в робототехнике, средствах связи, производстве новых материалов, биотехнологиях и микроэлектронике. В производстве делается упор на высокой концентрации, преобладании крупных производителей. Франция активно заимствует передовой зарубежный опыт, растут темпы прямых инвестиций французских ТНК в США, что открывает Франции доступ к новаторским технологиям и рынкам.

Из сферы услуг стоит выделить развитие во Франции туризма и финансов. Франция активно экспортирует туристические услуги, привлекая множество туристов со всего мира, а также активно экспортирует капиталы (особенно долгосрочные) в США, Великобританию, Испанию, Италию, Германию.

В сфере внешней торговли Франция имеет достаточно крепкие позиции. Страна имеет большую внешнеэкономическую ориентацию в своем развитии: доля экспорта и импорта приближается к четверти объема ВВП. Это шестой в мире экспортер и импортер товаров, четвертый в мире экспортер и импортер услуг. Товарный экспорт в 2014 г. составил 583 млрд долл. (3,1% мирового), а импорт - 679 млрд долл. (3,6%). Общий объем экспорта услуг - 263 млрд долл. (5,4% мирового), а импорта - 244 млрд долл. (5,1%).

Заметим, что в 2014 г. режим санкций, введенный ЕС против России на фоне развития украинского кризиса, ударил и по французскому экспорту: Франция по политическим причинам была вынуждена остановить передачу уже готовых вертолетоносцев Mistral России (сумма сделки оценивалась в 1,2 млрд евро, которые Франция возместила в августе 2015 г.).

Франция -- высокоразвитая страна, ядерная и космическая держава. По общему объёму экономики страна занимает ведущие места в Европейском союзе и стабильно входит в первую мировую десятку.

Реальный темп роста ВВП :

  • · В 2010 году 1,5%
  • · В 2009 году -- 2,5%
  • · В 2008 году 0.7%

Традиционная особенность французской экономической политики -- большая доля государственного сектора, особенно в стратегически важных областях -- нефтегазовой промышленности, транспорте. Существует планирование, но оно носит не нормативный, а индикативный характер (намеченные показатели не являются нормативными для частных предприятий). Велика доля в экономике иностранного капитала (промышленность до 40 %, недвижимость около 27,5 %, торговля -- 20 %, сфера услуг -- 9 %). На предприятиях с иностранным капиталом работают свыше 20 % трудящихся. Особенно велика доля иностранного капитала в информатике и других отраслях передовых технологий (свыше 50 %).

Существенную часть ВВП даёт промышленное производство -- 20 %, оно обеспечивает более 30 % рабочих мест, 40 % инвестиций, 80 % экспорта. Франция располагает значительными запасами полезных ископаемых: железных и урановых руд, бокситов, калийных солей и др. Это создаёт базу для горнодобывающей и тяжёлой промышленности. По уровню развития цветной металлургии страна занимает лидирующие места в мировых рейтингах, по выплавке стали находится на третьем месте в Западной Европе. Основные отрасли: машиностроение (2,6 % мирового производства), химическая (четвёртое место в мировом экспорте), авиакосмическая (Франция играет ведущую роль в Европейском космическом агентстве), автомобильная (десятое место в мире по выпуску автомобилей Список_стран_по_производству_автотранспортных_средств), пищевая (по объёму экспорта на втором месте в мире после США), радиоэлектронная, информатика, судостроение, электротехническая. Относительно незначительную роль в общем объёме экономики, но важную для престижа страны играет производство и продажа предметов роскоши. Одна из наиболее передовых стран в области развития атомной энергетики: свыше 75 % энергии получают на АЭС.

Сельское хозяйство является наиболее опекаемой государством отраслью, хотя основа его -- частное землевладение. Решающую долю продукции дают крупные хозяйства (с наделом 20-100 гектаров), но численно преобладают мелкие и средние. По объёму произведенной продукции Франция занимает 1-е место в Западной Европе и 3-е место в мире после США и Канады. Это крупнейший европейский производитель пшеницы, сливочного масла, говядины, сыров (более 400 сортов). Более 50 % продукции даёт животноводство (скотоводство). Традиционно высока доля вин в экспорте. Французские фермеры являются главными противниками внедрения генетически изменённой продукции в Европе, так как французская продукция традиционно высоко ценится из-за качества.

Франция располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. С 1981 года большинство городов связаны между собой сетью высокоскоростных магистралей, такая же ветка проложена в тоннеле под проливом Ла-Манш. Степень социальной защиты населения одна из самых высоких в мире. Примерно 30 % ВВП расходуется на социальные нужды. В 1998--2008 гг. была официально установлена 35-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе), но в 2008 году её отменили, теперь работодатель и вправе заключить индивидуальные соглашения с профсоюзами и определить количество рабочих часов и сверхурочных

В 2007 году товарооборот с Россией составил 16,7 млрд евро по данным французской статистики, 16,4 млрд долл. по данным российской статистики.

Таблица 2 - Экономические показатели

ВВП (номинальный)

1.646 трл. евро, то есть 84.5% ВНП страны. Данные на 30.06.2011)) (2011)

ВВП по ППС

2,097 триллион (2008)

Место по ВВП по ППС

всего: 8-е

на душу населения: 38-е

ВВП на душу населения по ППС

ВВП по секторам

сельское хозяйство: 2,2%

промышленность: 20,3%

сфера услуг: 77,4% (2008)

Инфляция (ИПЦ)

Население за чертой бедности

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП)

0,952; 10-е место в 2005

Экономически активное население

28,5 миллиона человек

Занятое население по секторам

сельское хозяйство: 3,8%

промышленность: 24,3%

сфера услуг: 71,8% (2005)

Уровень безработицы

7,2% / 7,5% (Европейская Франция / Европейская Франция + ЗД, 1-й квартал 2008)

Основные отрасли

машиностроение, химическая, автомобильная, авиационная, электронная, лёгкая, пищевая

Внешняя торговля

761 миллиард (2008)

Статьи экспорта

машины и транспортное оборудование, авиация, пластмассы, химикаты, лекарства, железо и сталь, напитки

Партнёры по экспорту

Германия (14,9%), Испания (9,3%), Италия (8,9%), Соединённое королевство (8,1%), Бельгия (7,3%), США (6,1%), Нидерланды (4,1%) (2008)

833 миллиарда (2008)

Статьи импорта

машины и оборудование, автомобили, неочищенная нефть, авиация, пластмассы и химикаты

Партнёры по импорту

Германия (18,9%), Бельгия (11,4%), Италия (8,4%), Испания (7,1%), Нидерланды (7%), Соединённое королевство (5,6%), США (4,4%), Китай (4%) (2008)

Государственные финансы

Государственный долг

74,6% ВВП (2010)

Внешний долг

$4,7 трлн. (июнь 2010)

Государственные доходы

1 150 миллиардов (2006)

Государственные расходы

1 211 миллиардов (2006)

Экономическая помощь

10,6 миллиардов (2007)


Франция - одна из самых развитых европейских стран. Несмотря на то, что в стране довольно большая доля экономических субъектов принадлежит государству, Франция в мировой экономике стабильно занимает место в первой десятке. Во Франции один из самых высоких уровней жизни в мире.

По уровню сельскохозяйственного производства экономика Франции удерживает первое место среди стран ЕС и второе место в мире. Франция - лидер Западной Европы по производству молока и зерна, сахарной свеклы, картофеля, мяса, винограда и при этом крупнейший экспортер самых разнообразных видов продукции сельского хозяйства. Причем продукты растеневодства и животноводства представлены примерно в равном процентном соотношении.

Помимо сельского хозяйства, в этой стране развиты такие отрасли, как туризм, телекоммуникации, промышленность, транспорт, энергетика. Особенности экономики Франции в том, что движущей силой в развитии для неё стала сфера услуг. Объясняется это тем, что туризм - это одна из самых доходных статей бюджета страны.

Также экономика Франции обеспечивает своё развитие за счет эффективности систем внешней торговли и инвестирования. Прямые инвестиции составляют около 25 миллиардов долларов в год. Чаще всего капитал Франции размещается в Бельгии, Германии, Люксембурге, Швейцарии, США, странах Африки и Латинской Америки.

Стабильное развитие экономики Франции

Лидирующие позиции на европейском и мировом рынках - именно такая характеристика экономики Франции в настоящее время. После структурного кризиса 1980-х годов развитие экономики Франции стало стабильным. Реальные темпы роста такого важного макроэкономического показателя, как ВВП, составили в 2008 году - 0,1%, в 2009 году - 2,5% и в 2010 году - 1,5%.


Современная экономика Франции представляет собой смешанную систему, в которой велика управляющая роль государства. Государственное регулирование играет очень важную роль в отношениях общества, производства и экономики. Большая доля государственного сектора, представленная в стратегически важных для экономики отраслях, таких как транспорт и нефтегазовая промышленность, что позволяет обеспечить хорошую занятость и социальную защиту населения.

Экономика Франции на современном этапе - это наглядная иллюстрация принципа прагматизма, согласно которому все существующие экономические теории должны работать в реальности. Используя именно такой подход к экономике, французы смогли добиться хорошего баланса между свободным предпринимательством и государственным регулированием.

Мини-отель - лучший бизнес во Франции

Сфера услуг - самый большой бизнес во Франции по такому показателю, как занятость: в ней трудится около 70% экономически активного населения, что составляет больше 15 миллионов человек. Так как сфера услуг является одной из самых значимых для бюджета Франции, то именно она отличается высокой степенью развития.

Малый бизнес во Франции представлен такими видами, как гостиничное и ресторанное дело, услуги по перевозкам, розничная торговля, финансовые и телекоммуникационные услуги. Практически в любое время года малый бизнес во Франции работает для того, чтобы удовлетворить разнообразные потребности огромного числа туристов, и в настоящее время частные мини-отели представляют собой хорошую альтернативу большим сетевым отелям.

Гостиничный бизнес во Франции представлен не только крупными корпорациями, но и сотнями уютных малых отелей, каждый из которых имеет свою яркую индивидуальность. Поселяясь в мини-гостинице, постоялец ощущает себя желанным гостем, ему обеспечено больше внимания со стороны персонала и быстрота выполнения всех его просьб. Практически домашняя атмосфера мини-отелей в сочетании с невысоким уровнем цен на проживание привлекает всё больше внимания со стороны отдыхающих, и гостиничный мини-бизнес во Франции становится одним из самых доходных.

Промышленное производство во Франции

Интересно, что Франция занимает лидирующие позиции в мире по такому показателю, как производство и реализация предметов роскоши. И при этом около 20% валового внутреннего продукта экономика Франции получает за счет тяжелого промышленного производства. Производство во Франции обеспечивает рабочими местами около 30% всех занятых, 40% общего объёма инвестиций и около 80% объёмов экспорта. Промышленное производство во Франции представлено такими отраслями, как горнодобывающая, машиностроительная, химическая, авиакосмическая, пищевая, автомобильная, металлургическая, электротехническая, атомная промышленность. В большинстве из вышеперечисленных отраслей Франция удерживает первые места в мировых и европейских рейтингах. Достижение таких результатов стало возможным благодаря применению современных инновационных технологий добычи и переработки ресурсов.

Франция является одной из ведущих стран западных держав, занимая седьмое место среди всех стран мира - 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. кв км) и населения (57 млн чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии, Люксембургу). На долю Франции приходится 17% промышленного и 20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.

В 1980-е гг. экономическое развитие Франции характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали сильное влияние на промышленное производство. После кризиса 80-х гг., французская промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.

Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли (1980 г. - 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг. Уменьшились экспортные возможности. Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.

Во Франции активно протекают процессы перестройки социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к максимуму. В черной металлургии две крупнейшие компании «Юнизор» и «Сасилор» сосредоточили 70% производства стали, «Компани женераль д`электрисите» (КЖЕ), «Томсон» - 50% производства электронного и электротехнического оборудования, «Рено» и «Пежо» - почти все производство автомобилей. «Пешине-Южин-Кюльман» (ПЮК) и «Иметаль»- почти полностью сосредоточили в своих руках производство и сбыт цветных металлов.

Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК. Так, «Иметаль» объединяет 62 общества, действующих в 25 странах. У автомобилестроительной компании «Рено» - почти 45% производственных мощностей и 25% рабочей силы сосредоточены на заграничных предприятиях и так далее.

Централизация капитала на национальном и международном уровне привела к укреплению целого ряда французских компаний в мировом производстве. Химическая компания «Пешине» превратилась в мирового лидера упаковочной продукции, полиграфическая фирма «Ашет»- в ведущего издателя журналов в мире, фирма «Кабль де Лион» вышла на первое место в мире в производстве электрических кабелей. Электротехнический концерн «Томсон» занял первое место в мире по выпуску навигационного оборудования для самолетов, а в Европе - по производству бытовой электроники. «Иметаль» занимает ведущее положение по производству свинца, цинка, никеля в промышленно развитых странах. В Западной Европе компании «Аэроспасиаль» и «Дассо-Бреге» заняли соответственно первое и третье места в авиакосмической промышленности.

Упрочились позиции французских компаний среди крупнейших корпораций Западной Европы и мира. В списке ста крупнейших компаний входят 8 французских объединений (1961 г.- 2). Франция не только уступает ведущим странам - США, Японии, ФРГ и Британии по количеству крупнейших компаний, но и по величине их оборотов. Оборот первых десяти французских компаний в обрабатывающей промышленности составляет около 28% от оборота первых десяти американских и 45% германских. 6 французских банков входят в число 50 крупнейших банков мира. Это «Креди агриколь», «Банк насиональ де Пари», «Креди Лионне», «Сосьете жене-раль», «Групп де кесс д`епарнь», «Компани финансьср де Париба».

Банки активно участвуют в деятельности промышленных компаний через систему участия во владении акционерным капиталом, используя в том числе холдинговые компании, инвестиционные фонды, личную унию.

Статистические показатели Франции
(по состоянию на 2012 год)

Процесс переплетения капитала привел к тому, что вся экономика охвачена несколькими финансовыми группами, имеющими широкие международные связи. Это группы «Нариба», «Союз», группы Ротшильдов и Ампен-Шнейдеров. Финансовые группы оказывают серьезное влияние на формирование экономической политики. Интересы крупнейших компаний отстаивает Национальный совет французских предпринимателей (Патронат), а также различные отраслевые, межотраслевые и региональные организации предпринимателей, являющиеся мощными рычагами давления на правительство.

Активную роль в экономике страны играет мелкий бизнес. Мелкие и средние предприятия укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг. Мелкий сектор очень подвижен. 30% регистрируемых предпринимательских единиц терпят крах спустя два года, а каждое второе не дотягивает до пяти лет. Число фирм, терпящих банкротство, высоко. Препятствием в деятельности новых компаний выступает недостаточность накопления первоначального и оборотного капитала. Мелкий сектор в основном ориентирован на сферу услуг и торговли.

Функционирование экономической системы происходит под мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени развития ГМК, проявляющемся в активном участии государства в регулировании и программировании экономики, в распространении государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно развитых стран. В 80-е гг. произошло изменение основных направлений экономической политики от дирежизма к неолиберализму, к усилению роли рынка. Большое влияние на экономическую политику оказали изменения в расстановке политических сил на правительственном уровне, что прежде всего проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г. правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16% занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль иностранного капитала.

Пришедший к власти блок правых и центристских партий в 1986 г. принял программу денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний. В частный сектор были переданы крупнейшие банковские группы «Париба» и «Сосьете женераль», индустриальные гиганты «Сен-Гобен», «Компани женераль д`электрисите», финансовая компания «Тивас», военно-промышленная компания «Матра», финансовая группа «Сюэз».

Сохраняющийся государственный сектор занижает базовые, инфраструктурные и отрасли обрабатывающей промышленности. В нем обеспечивается 70% производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80% авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и так далее. Государственный сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях хозяйства непосредственно решается государством.

Регулирующая роль государства находит свое яркое выражение в государственном программировании и планировании, которое получило широкое развитие в первые послевоенные годы. С этой целью были созданы официальные органы, среди которых выделяется Комиссариат плана. Разработанные планы ориентировали французскую экономику на освоение новых технологий, структурную перестройку, усиление научно-исследовательских работ. Государство активно участвует в развитии НИОКР. На его долю приходится свыше половины общенациональных ассигнований на научно-конструкторские работы. Государство стремится ликвидировать существующий разрыв в научно-техническом потенциале между Францией и другими ведущими странами.

Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества. Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее конкурентные позиции не высоки.

Правительство сократило государственное регулирование экономики и стимулировало частный сектор. С этой целью был отменен валютный контроль, контроль над ценами, снижены налоги, увеличены льготы компаниям. Одним из краеугольных камней экономической политики являлось сдерживание роста заработной платы, благодаря чему потребительские расходы сохранялись на умеренном уровне, а норма прибыли достигла уровня начала 70-х гг.

Промышленность Франции

Под влиянием НТР происходят существенные изменения в отраслевой структуре хозяйства. Сократилось значение промышленности, на долю которой приходится 26,7% ВВП (1980 г.- 32%). В промышленном производстве выросла доля продукции машиностроения (до 31%), главным образом за счет прироста в электротехнической и электронной отраслях и, отчасти, в общем машиностроении. Этот структурный сдвиг сопровождался сокращением доли и фактически свертыванием производства в традиционных отраслях. Однако во Франции остается еще довольно высоким удельный вес «старых» производств, продукция которых не выдерживает конкуренции на мировом рынке со стороны аналогичной продукции некоторых западных и особенно «новых индустриальных стран». Большое место занимает пищевая промышленность (12%). Такую долю имеет только Великобритания.

По доле продукции отраслей машиностроения в промышленном производстве Франция отстает от ведущих стран. Наибольшее отставание отмечается в отраслях, являющихся носителями НТП и обеспечивающих модернизацию производственного аппарата на базе новейшей техники. Это прежде всего в производстве станков, ряде отраслей промышленной электроники и средств информатики, микроэлектронной техники. На Францию приходится только 8,9% совокупного производства товаров передовой технологии одиннадцати наиболее развитых стран (ФРГ - 11%, Великобритании - 7,8%). Она значительно отстает от ведущих стран в производстве металлорежущих станков и кузнечно-прессового оборудования, уступая ФРГ и Японии по общему объему примерно в 8 раз. Производственная структура станкостроения характеризуется относительно низкой долей прогрессивных видов металлообрабатывающего оборудования.

Ведущее место в структуре промышленного производства занимают общее машиностроение (12%) и транспортное (10%). Автомобильная промышленность является одной из основ национальной промышленной структуры. Две крупнейшие в стране компании - частная «Пежо-Ситроен» и государственная «Рено» обеспечивают соответственно 4 и 5% мирового производства легковых автомобилей. Французские компании занимают второе место в мире, после Японии, по выпуску энергетического оборудования для электростанций. Франция остается ведущей силой в ракетной промышленности Западной Европы. Проект «Арианспейс» обеспечивает ведущие позиции страны в коммерческих запусках спутников. На его долю приходится примерно 50% мирового космического рынка.

Переход к энергосберегающему типу производства, высокая зависимость от импорта топливно-энергетических ресурсов вызвали переориентацию в энергетической стратегии. Основное внимание уделялось развитию атомной энергетики, а также альтернативным источникам энергии. Ускоренное развитие ядерной энергетики привело к заметному изменению структуры производства электроэнергии в стране. В 1973 г. на АЭС вырабатывалось 8% всей электроэнергии, на ТЭС - 65% и на ГЭС - 27%, в 1987 г. доля АЭС составила 76%, доля ТЭС снизилась до 7%. Развитие ядерной энергетики позволило поднять степень самообеспеченности Франции в энергии с 25% в 1975 г. до 50% в 1980 г. и 58% в 1987 г. По мере ввода в действие новых АЭС и вывода из эксплуатации ТЭС на жидком топливе, сокращался импорт нефти.

Сельское хозяйство Франции

Франция - крупнейший производитель сельскохозяйственной продукции в Западной Европе. На долю сельского хозяйства приходится примерно 4% ВВП и 6% самодеятельного населения страны, но оно дает 25% продукции в ЕС.

Характерной чертой социально-экономической структуры являются достаточно мелкие размеры хозяйств. Средняя площадь земельных угодий - 28 га, что превышает соответствующие показатели многих стран ЕС. В землевладении отмечается большая раздробленность. Более половины хозяйств существуют на собственной земле. Ведущей силой производства выступают крупные хозяйства. 52% сельскохозяйственных угодий приходятся на хозяйства размером свыше 50 га, которые составляют 16,8% от их общего числа. Они обеспечивают свыше 2/3 продукции, занимая господствующее положение в производстве практически всех отраслей сельского хозяйства.

В сельском хозяйстве получили распространение групповые формы ведения хозяйства. Важнейшее место среди них занимают кооперативы, в первую очередь, по использованию сельскохозяйственной техники. Кооперативы действуют во всех сферах производства. В виноделии они обеспечивают 50% продукции, дают 30% овощных консервов, свыше 25% торговли мясом, свыше 40% молочных продуктов. В середине 60-х гг. появились сельскохозяйственные производственные объединения, которые возникли как выражение стремления мелких и средних производителей выстоять против наступления крупного капитала.

Управление сельским хозяйством осуществляется как через систему государственных специализированных органов, так и ряда смешанных обществ, в основном отраслевого характера. Государственное регулирование осуществляется в основном путем экономического воздействия. Существует специализированный банк «Креди Агриколь» с отделениями на местах, Фонд экономического и социального развития. Большое влияние на выработку структурной политики оказывает Европейский фонд сельскохозяйственной ориентации. Стимулирующие методы государственного воздействия используются как для расширения производства отдельных культур, укрепления структуры хозяйств, так и сокращения перепроизводства.

Ведущей отраслью является животноводство, на долю которого приходится 2/3 стоимости аграрной продукции, Франция является первым среди западных стран производителем ячменя и сахара, вторым - пшеницы, вина и мяса. Традиционно известны такие отрасли, как виноградарство, садоводство, устричный промысел.

Сельское хозяйство высоко индустриализовано. По насыщенности техникой, использованию химических удобрений оно уступает только Нидерландам, ФРГ, Дании. Техническое оснащение, повышение агрокультуры хозяйств привело к повышению уровня самообеспеченности страны в сельскохозяйственных продуктах. По зерну, сахару он превышает 200%, по сливочному маслу, яйцам, мясу - свыше 100%.

Внешнеэкономические связи Франции

Экономика Франции глубоко встроена в мировое хозяйство. Французским компаниям в 80-е гг. удалось несколько увеличить свою долю в мировом экспорте (6,5%) и сократить в импорте. Внешняя торговля выступает серьезным фактором экономического роста. На экспорт идет около 1/5 ее конечного продукта 1970 г. - 19,4%). По объему экспорта Франция уступает в Западной Европе только ФРГ. Структура французского экспорта имеет определенные особенности. В нем более высокий удельный вес имеют сельскохозяйственные товары и сырье - 20%. В настоящее время ликвидирующие позиции во внешней торговле страны занимают машины и оборудование (43% экспорта и 39% импорта). Наибольший удельный вес в этой группе мировой торговли занимает гражданская авиатехника, электротехническое оборудование и комплектное оборудование для строительства крупных промышленных объектов, различные виды вооружения. В 80-е гг. позиции Франции в торговле многими видами машиностроительной продукции заметно ослабли. Снизилась доля в мировом экспорте легковых автомобилей, конторского оборудования и вычислительной техники, специального промышленного оборудования, станков, электроприборов. Это в значительной мере определяется особенностями отраслевой структуры хозяйства и характером ее специализации в международном разделении труда, а также снижением конкурентоспособности промышленности. В тоже время по экспорту авиационной техники, локомотивов, вагонов она занимает второе место; автомобилей, химических товаров - третье место; в экспорте военной техники и оружия Франция удерживает второе место в мире после США. Тремя главными статьями экспорта вооружения являются военные корабли, самолеты и армейское вооружение.

По объему сельскохозяйственного экспорта Франция отстает только от США. На внешних рынках реализуется свыше 1/3 производимой продукции. В аграрном экспорте преобладают «массовые» продукты - пшеница, ячмень, кукуруза, молочные продукты. Доля продуктов высокой степени обработки - кондитерских, мясных изделий, шоколада, консервов - ниже, чем в других ведущих странах.

Экспортная специализация Франции значительно уступает другим крупным странам. Так, в общем машиностроении только одно производство относится к высокому уровню специализации (реактивные двигатели) и ряд - к умеренному (насосы, паровые машины, ядерные реакторы, роторные электроэнергетические установки, холодильники, отопительное оборудование, сельхозмашины).

В последнее десятилетие в экономике страны значительно возрос импортный компонент (21% ВВП), что связано с усилением международного разделения труда и изменением конкурентоспособности французских товаров. Наиболее высока доля импорта в производстве продукции машиностроения и химической промышленности (40-60%). Это в значительной мере связано с особенностями развития научно-технического потенциала страны и внедрением научных достижений в производство. Франция отстает от своих конкурентов по доле НИОКР в ВВП (3,3% в 1991 г., тогда как у ФРГ - 3,6%). Характерной чертой научно-исследовательской деятельности выступает ее военная направленность. Доля средств, направляемая на военные исследования, достигает 19% всех расходов на НИОКР, а ФРГ - около 5%.

Франция проводит исследования по широкому кругу тем. По целому ряду из них она занимает ведущие позиции - атомная энергетика, авиационная техника, оборудование связи, некоторые виды электроники промышленного назначения. По другим сильно отстает- информатика, электроника, биотехнология. В настоящее время на долю электронной, авиакосмической, автомобилестроительной промышленности, химической и фармацевтической приходится более 60% ассигнований на НИОКР в промышленности. В то же время в таких отраслях, как общее машиностроение, металлообработка, пищевая промышленность и др. эти расходы незначительны. В машиностроении доля затрат на НИОКР значительно ниже, чем в других ведущих отраслях.

Многие французские компании относятся к рынку ЕС как своему внутреннему. Свыше 60% экспорта направляется в страны ЕС. Это самая крупная доля среди четырех ведущих стран Западной Европы. Главным торговым партнером Франции в этом регионе выступает ФРГ, на которую приходится 16% экспорта и 20% импорта. На втором месте Италия (12%). Среди других стран важным торговым партнером выступают США (6,1% экспорта). Доля развивающихся стран в торговле страны сократилась, в том числе доля Африки с 13,3 до 7,4% за 80-е гг. Недостатком географической структуры внешней торговли является значительная ориентация экспорта в страны с медленно расширяющимися рынками. Французские компании прилагают большие усилия для расширения внешнеэкономической экспансии. Важным средством ее выступает экспорт капитала. На долю Франции приходится 5% общего объема заграничных прямых инвестиций. При этом в 80-е гг. произошло сокращение ее доли.

Экспорт капитала заметно переориентировался на промышленно развитые страны, где основным объектом приложения капитала является Западная Европа, но значение ее уменьшилось. В 1960 г. на страны Западной Европы приходилось 86,4% французских прямых инвестиций, а в 1986 г. их доля снизилась до 57%. За этот же период резко возрос удельный вес США - с 5,4% до 36,5%. В 80-е гг. французские компании вышли на шестое место среди иностранных инвесторов в США. В основном их инвестиции сосредоточены там в старых отраслях - металлургии, угольной, химической, нефтяной промышленности и производстве автомобильных шин. В Западной Европе основные объемы французского капитала инвестированы в ФРГ и Великобритании.

В развивающихся странах сосредоточено примерно 30% общего объема прямых инвестиций, что выше доли других стран. Африканский континент занимал ранее и продолжает занимать особое место. На его долю приходится свыше 50% французских инвестиций в «третьем мире». В основном они сосредоточены в странах зоны франка. Помимо сырьевых отраслей инвестирование осуществляется в обрабатывающие производства путем налаживания сборочных или автономных предприятий с ориентацией на местный рынок.

Франция также является крупным импортером капитала. Ведущее место среди иностранных фирм занимают американские (48%). Инвестиции каждой в отдельности европейской страны значительно уступают им.

Крупный приток иностранного капитала начался в 60-е гг. На долю зарубежных фирм приходится более 1/4 суммарного оборота и около 1/3 товарного экспорта. Иностранный капитал сконцентрирован в ключевых, новейших отраслях промышленности, где он занимает нередко лидирующие позиции. Так, в нефтеперерабатывающей промышленности он контролирует 52% оборота отрасли, в химической - 55%, сельскохозяйственном машиностроении - 50%, производстве ЭВМ и средств информатики - 49%, точном приборостроении - 36%. Большинство иностранных инвестиций вложено в крупные предприятия, многие из которых входят в число первых десяти фирм в отрасли. В производстве ЭВМ ведущее положение занимают американские «ИБМ» и «Хэниуэлл», в сельскохозяйственном машиностроении - «Интернэшнл Хавестер», «Катерпиллер», «Дир энд К°».

В обеспечении внешнеэкономической экспансии компаний на внешних рынках развивающихся стран важная роль отводится экономической помощи. За счет финансовой поддержки со стороны государства компании компенсируют свою слабость при освоении внешних рынков. По объему помощи Франция уступает только США и Японии, а по ее доли в ВВП превосходит все ведущие страны.

Несмотря на возрастание значения многосторонней помощи в связи с членством Франции в ЕС, приоритетное место остается за двухсторонней помощью. В условиях структурной перестройки экономики извивающихся стран и усиления процессов интернационализации производительных сил, увеличился объем технической помощи, которая стала важным средством обеспечения деятельности ТНК в обрабатывающих отраслях. Как и раньше, значительная часть помощи идет нa сооружение объектов инфраструктуры, но увеличивается доля аграрных и обрабатывающих отраслей. Франция поддерживает достаточно устойчивые экономические отношения с Российской Федерацией. В экспорте основное место занимают машины и оборудование, химические и сельскохозяйственные продукты. Ввозит Франция из РФ топливо и сырьевые товары.

Торговый и платежный баланс Франции традиционно сводится с отрицательным сальдо. Дефицит образуется главным образом за счет минерального сырья, части химических и потребительских товаров, включая бытовую электронику. В последнее десятилетие ухудшилось сальдо торговли промышленными товарами. Крупные разрывы образуются в торговле с ФРГ и Японией.

Франция выступает как чистый импортер технологических достижений. Дефицит сделок по патентам и лицензиям в отдельные годы превышает половину отрицательного сальдо внешней торговли страны. В свою очередь, 73% всего дефицита технического обмена приходится на долю таких отраслей, как электроника, химия, информатика, 60% французских расходов на покупку патентов и лицензий идет в США.

В области внешнеэкономической политики приоритет отдается развитию экспорта импортозамещающих производств. Наряду с идеей «нового завоевания внутреннего рынка» выдвинута идея «нового завоевания западноевропейского рынка».


Франция начинается с освоения французского языка : частные занятия, все уровни.