Финансово кредитная система представляет собой. Структура кредитно-банковской системы

Финансово-кредитная система - совокупность финансовых, инвестиционных и кредитных институтов государства.

Построение финансово-кредитной системы Украины представлена на рис 9.3.

Рассмотрим характеристику составляющих финансово-кредитной системы В контексте определений, сложившихся А.Г. Завгородним, Л. Вознюком, Т.С. Смовженко .

* Банковская система - совокупность различных банков и других кредитных учреждений, которые функционируют в рамках единого финансового механизма.

В двухуровневой системе банков на первом уровне находится центральный банк (в США - Федеральная резервная система), а на втором - сеть коммерческих банков и других расчетно-кредитных учреждений.

Банковские системы разных стран отличаются, но можно выделить два типа их построения:

Рис.9.3.

> Одноуровневую;

> Двухуровневую.

* Одноуровневая система предусматривает горизонтальные связи между банками, осуществление унифицированных операций, здесь все банки находятся на одной иерархической линии (характерная для тоталитарных стран, существовала до 1987 года в бывшем СССР).

* Двухуровневая система характерна для стран рыночной экономики, состоит из двух уровней: верхний уровень - центральный банк; нижний уровень - другие банки.

Структуру банковской системы Украины определяет Закон "О банках и банковской деятельности". Банковская система состоит из Национального банка Украины и других банков, которые созданы и действуют на территории Украины. Банки в Украине создаются в форме акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью или кооперативного банка. Государственный банк - это банк, сто процентов уставного капитала которого принадлежат государству.

Банк центральный - эмиссионный, кредитный, расчетный и кассовый центр государства. Обладает монопольным правом выпуска в обращение банковских и сокровищницу билетов, а также финансово-контрольными функциями. Главными задачами центрального банка является обеспечение устойчивости национальной денежной единицы, регулирования и координация деятельности денежно-кредитной системы. В Украине центральным Национальный банк Украины.

Неэмиссионные (коммерческие банки)

Банки имеют право создавать объединения и банковские холдинговые группы, банковские корпорации. Банки в Украине могут функционировать как универсальные или специализированные. По специализации банки могут быть сберегательными, инвестиционными, ипотечными, расчетными (клиринговыми). Банк самостоятельно определяет направления своей деятельности и специализацию по видам операций. Национальный банк Украины регулирует деятельность специализированных банков через экономические нормативы и нормативно-правовое обеспечение совершенных ими операций. Законом "О банках и банковской деятельности" определено, что банк приобретает статус специализированного банка в случае, если более 50% его активов являются активами одного типа.

Банк коммерческий - универсальная финансово-кредитное учреждение, создаваемое для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности и платности, а также осуществляет расчетные операции по поручению клиентов, их кассовое обслуживание, операции с валютой, ценными металлами, ценными бумагами и другие операции, разрешенные законом.

Коммерческие банки классифицируются по следующим признакам:

- По принадлежности уставного капитала и способами его формирования - акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, банки с участием иностранного капитала, иностранные банки;

- По видам совершаемых операций - универсальные и специализированные;

- По территории и сферами деятельности - общегосударственные, региональные, отраслевые.

Коммерческий банк осуществляет свою деятельность согласно уставу, который определяет перечень выполняемых банком операций, размеры его фондов, органы управления, порядок использования прибыли. В Украине на все виды осуществляемых операций, коммерческий банк должен иметь лицензию Национального банка. Он должен соблюдать установленные Национальным банком нормативов и инструкций.

Банк универсальный - финансово-кредитное учреждение, осуществляющим все основные виды банковских операций (депозитные, кредитные, фондовые, инвестиционные, доверительные, расчетные) и предоставляет банковские услуги.

Банк инвестиционный - специализированная кредитное учреждение, привлекает долгосрочный ссудный капитал и предоставляет его в распоряжение заемщикам (предпринимателям и государству) посредством выпуска облигаций и других видов долговых обязательств. Основными функциями инвестиционных банков является установление характера и размера финансовых потребностей заемщиков, согласование условий ссуды, выбор вида ценных бумаг, определения сроков их эмиссии и размещения среди инвесторов. Инвестиционные банки не просто посредником между инвестором и заемщиком, но и гарантом эмиссии и организатором рынка.

Банк инновацийний- разновидность коммерческого банка, специализирующегося на финансировании и кредитовании инновационных проектов, то есть различных научно-технических разработок, начиная от проектирования или создания опытного образца до массового внедрения. Кредитование обеспечивается приобретением ответственных акций, а также путем размещения облигационных займов.

Банк сберегательный - финансовое учреждение, специализирующееся на обслуживании населения, привлекая денежные сбережения граждан и предоставляя кредитные, расчетные и другие банковские услуги.

Банк ипотечный - банк, специализирующийся на предоставлении долгосрочных кредитов под залог недвижимости (зданий, земли и т.д.) и выпуска закладных листов, обеспеченных недвижимостью.

Небанковское финансово-кредитной (парабанкивська система) - совокупность небанковских финансово-кредитных учреждений (пара-банков), которая охватывает специализированные кредитно-финансовые институты и почтово-сберегательные учреждения. Деятельность специализированных кредитно-финансовых институтов заключается в обслуживании определенных типов клиентов (нередко на льготных условиях) или распространяется на те сферы кредитования, которые являются рисковыми для частных банков (сельское хозяйство, строительство, мелкое предпринимательство). Почтово-сберегательные учреждения- это особая разновидность специализированных кредитно-финансовых институтов, аккумулирующих мелкие сбережения широких слоев населения через почтовые отделения и используют эти средства для кредитования других кредитно-финансовых учреждений и государства.

Небанковские финансово-кредитные учреждения (парабанкы) отличаются от банков тем, что проводят деятельность на финансовом рынке, не эмитируя собственных долговых обязательств, а лишь собственные акции. Все риски, связанные с изменением стоимости активов и пассивов, разделяются при этом только среди акционеров.

Систему парабанку составляют: инвестиционные компании и фонды, лизинговые компании, факторинговые компании, брокерские и дилерские фирмы, страховые компании, пенсионные фонды, финансовые компании ", ломбарды, кредитные общества (союза), трастовые компании и др.

Компания лизинговая - компания, специализирующаяся на лизинговых операциях. Часто является дочерней компанией банка.

Брокерская фирма - официальный посредник при заключении сделок между заинтересованными сторонами на бирже. Брокерская фирма выступает посредником в торговле товарами и услугами, осуществлении операций на фондовой, товарной и валютной биржах. За посреднические операции получает комиссионное награду - определенный процент от суммы проведенной биржевой операции.

Дилерская фирма - осуществляет перепродажу товаров, а также ценных бумаг и валют. Агент дилерской сети фирмы-производителя или посредника, которая закупает продукцию вместе, а продает в розницу или меньшими партиями на региональных рынках как дистрибьюторов.

Страховая компания - юридически оформленная единица предпринимательской деятельности в форме акционерного, полного, коммандитного общества или общества с полной ответственностью, которая имеет лицензию на право брать

Рис.9.4. Организационно-экономические условия размещения инвестиционных сбережений через финансовых посредников.

на себя обязанности страховщика (за определенную плату берет на себя обязательства возместить страхователю или лицам, он отметил, ущерб, нанесенный страховым событием).

Компания финансовая - дочерняя компания или компания в составе объединения (холдинговая компания), созданная с целью привлечения финансовых ресурсов извне для обеспечения ими финансовых потребностей своих предприятий. Это позволяет финансировать закупку продукции, изготовленной материнской компанией, реализовывать ее инвестиционные проекты.

Фонд пенсионный - специализированное финансовое учреждение, занимающееся мобилизацией и использованием средств пенсионного назначения.

Ломбард - кредитное учреждение, занимает деньги под залог движимого имущества. Оценку стоимости имущества осуществляется по соглашению сторон. В зависимости от имущества заем составляет 50-80% его стоимости. Владельцу имущества выдают именной ломбардный билет (расписку).

Кредитный союз - общественная организация, созданная на добровольных началах в целях финансового и социальной защиты ее членов, собираются преимущественно по роду деятельности. Кредитный союз создают как юридическое лицо по инициативе группы людей, объединенных по определенным (территориальными, профессиональными и т.д.) признакам. Она объединяет только физических лиц, а ее деятельность связана в основном с мелкими заемщиками. Философия деятельности кредитного союза предусматривает минимизацию кредитного риска.

Таким образом, разные условия и низкий уровень государственных гарантий по сохранению инвестиционных сбережений населения обобщенно. В Украине развиваются разнообразные типы финансового посредничества - от депозитных институтов (банковских учреждений) и институтов совместного инвестирования (инвестиционных посредников) в негосударственные пенсионные фонды и компании по страхованию жизни (т. Н. Договорных сберегательных институтов).

1.1. Финансы и финансовый рынок

Финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств. Своеобразие экономических отношений, составляющих содержание финансов, заключается в том, что они всегда имеют денежную форму выражения. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Основным материальным первоисточником фондов денежных средств, по поводу которых и возникают финансовые отношения, служит национальный доход страны. По своемуматериальному содержанию финансы – это целевые фонды денежных средств, в совокупности представляющие финансовые ресурсы страны.

Сущность финансов в наибольшей степени проявляется в их функциях. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Эти функции осуществляются финансами одновременно.

Распределительная функция проявляется при распределении национального дохода, когда формируются основные или первичные доходы участников материального производства. Однако первичные доходы еще не образуют фондов денежных средств, необходимых для реализации многообразных общественных потребностей. Поэтому происходит дальнейшее распределение или перераспределение национального дохода.

Такоеперераспределение вызывается: межотраслевым и территориальным перераспределением денежных средств в интересах наиболее эффективного использования первичных доходов; наличием непроизводственной сферы (образование, здравоохранение, социальное страхование и обеспечение, управление, оборона и т. д.) и необходимостью ее финансирования; перераспределением доходов между различными социальными группами населения.

Контрольная функция финансов проявляется в проверке распределения национального дохода, формирования и использования денежных доходов и фондов. Она основывается на способности финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, сигнализировать о неполадках и отклонениях, на проникновении финансов во все сферы и уровни хозяйствования.

Контрольная функция финансов направлена на повышение эффективности экономической деятельности, рациональное расходование материальных, трудовых, финансовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, соблюдение финансового законодательства и выполнение финансовых обязательств.

Степень и глубина реализации контрольной функции финансов во многом определяется состоянием финансовой дисциплины.Финансовая дисциплина – это соблюдение обязательного для всех хозяйствующих субъектов порядка ведения финансов, установленных норм и правил, финансовых обязательств.


Распределительная и контрольная функции финансов реализуются черезфинансовый механизм. Он включает совокупность организационных форм финансовых отношений в существующей экономической системе (финансовые структуры), порядок формирования и использования фондов денежных средств, инструменты и методы управления финансами, финансовое законодательство.

Функционирование финансового механизма неразрывно связано с финансовым рынком. Как известно, в условиях рыночной экономики хозяйствующие субъекты самостоятельно изыскивают материальные и денежные ресурсы на рынках. Рынок, на котором продаются и покупаются материальные ресурсы, получил название рынка реальных активов. Рынок, обеспечивающий движение денежных средств между участниками экономических отношений, называется финансовым рынком.

Финансовый рынок – это сфера денежных операций, где объектом сделки являются временно свободные денежные средства юридических и физических лиц, государства и муниципальных образований.

Объективной предпосылкой функционирования финансового рынка является несовпадение потребности в финансовых ресурсах у того или иного субъекта с наличием источников удовлетворения этой потребности. Сплошь и рядом денежные средства есть в наличии у одних владельцев, а инвестиционные потребности возникают у других. Для аккумулирования временно свободных денежных средств и эффективного их использования и предназначен финансовый рынок, функциональное назначение которого состоит в посредничестве движению денежных средств от их владельцев (сберегателей) к пользователям (инвесторам).

Сберегателями выступают юридические и физические лица, накапливающие у себя денежные средства. Основными сберегателями в большинстве стран с развитой рыночной экономикой являются частные лица (население), которые осуществляют инвестирование своих сбережений непосредственно (индивидуально) либо через различные финансово-кредитные институты (коллективно). Пользователями денежных средств (инвесторами) являются субъекты хозяйствования, государственные и муниципальные органы, вкладывающие их в какое-либо предприятие, дело.

Функционирование финансового рынка объективно предопределено наличием в экономике страны собственников, обладающих реальной, а не мнимой самостоятельностью. Только такие независимые собственники способны заключать на финансовом рынке торговые сделки, предъявляя спрос на финансовые ресурсы и нацеливаясь на эффективное их инвестирование.

Принимая во внимание различные формы, в которых денежные ресурсы обращаются на финансовом рынке, а также способы юридического оформления их перераспределения в составе финансового рынка принято выделять сегменты (составные части). Важнейшими из них являются:

· кредитный рынок,

· рынок ценных бумаг,

· страховой рынок,

· валютный рынок

На кредитном рынке перераспределение денежных средств происходит через отношения кредитования. Под кредитом понимаются отношения по предоставлению одним лицом (кредитором) другому (заемщику) денег или вещей на условиях срочности, возвратности и платности. Кредитные отношения весьма разнообразны – различают товарный, коммерческий, государственный и банковский кредиты. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение денежных средств и прав собственности путем совершения операций со специальными инструментами (ценными бумагами). На страховом рынке перераспределение осуществляется через отношения страхования. Под страхованием понимаются отношения по защите имущественных интересов определенных лиц (страхователей) при наступлении определенных событий за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Существование валютного рынка вызвано наличием различных национальных валют и необходимостью их конвертации.

Рынок ценных бумаг и кредитный рынок – два основных сегмента финансового рынка – несмотря на различия тесно взаимосвязаны между собой. Кредитный рынок охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления банками кредитов на условиях возвратности, срочности и платности. Рынок ценных бумаг включает как отношения займа, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск ценных бумаг. На практике постоянно происходит взаимный перелив капитала из одной формы в другую: выпускаются долговые ценные бумаги под банковские гарантии, выдаются банковские кредиты под залог ценных бумаг, осуществляется кредитование ценными бумагами и т.п. Похожие взаимосвязи существуют с другими финансовыми рынками: страховые резервы инвестируются в ценные бумаги, ценные бумаги используются для страхования, ценные бумаги номинируются в иностранной валюте и т.д.

1.2. Структура финансово-кредитной системы

Эффективное функционирование финансового рынка во многом обуславливается степенью развития рыночной инфраструктуры. Инфраструктуру финансового рынка составляют многочисленные организации, которые обеспечивают реализацию его основных функций. Эти организации именуются финансово-кредитными институтами.

С институциональной точки зрения финансово-кредитная система представляет собой совокупность финансово-кредитных институтов, которые составляют инфраструктуру финансового рынка. Финансово-кредитные институты весьма разнообразны и могут быть проклассифицированы по различным признакам.

В зависимости от своей роли в функционировании финансового рынка финансово-кредитные институты можно разделить на первичные и вторичные. Первичные финансово-кредитные институты непосредственно осуществляют финансовое посредничество при перераспределении временно свободных денежных средств. К таковым относятся, например, банки и брокеры на рынке ценных бумаг. Вторичные институты выполняют функции по организационно-техническому и информационному обеспечению операций на финансовом рынке. В качестве примеров можно назвать – бюро кредитных историй, организации ведущие реестры владельцев ценных бумаг. Термин «вторичные» вовсе не означает подчиненной роли этих институтов в финансово-кредитной системе. Их значение в инфраструктуре развитых финансовых рынков весьма велико и имеет тенденцию к дальнейшему усилению.

По форме собственности финансово-кредитные институты подразделяются на государственные и частные. Поскольку в условиях рыночной экономики прямое государственное вмешательство в рыночный механизм весьма ограничено, то преобладающее положение занимают частные финансово-кредитные институты. Вместе с тем, государственные институты часто наделяются функциями регуляторов финансовых рынков и занимают в структуре финансово-кредитной системы особое положение. Среди наиболее значимых государственных финансово-кредитных институтов можно назвать Центральный банк Российской Федерации, Банка развития (Внешэкономбанк), Агентство по страхованию вкладов. Кроме того, они тесно связаны с государственными финансовыми институтами, которые действуют на нерыночных принципах и обеспечивают функционирование государственных финансов. Некоторые из них сочетают рыночные и нерыночные формы деятельности (например, Пенсионный фонд России).

Финансово-кредитные институты различаются по степени регулирования своей деятельности. Деятельность большинства институтов регламентирована законодательно. Существует развитая система нормативно-правового регулирования финансового рынка, которая закрепляет их правовое положение. При этом особо важные институты подлежат лицензированию (банки, страховые организации) или аккредитации (бюро кредитных историй), а другие действуют без специальных разрешений (лизинговые компании). Существуют также институты, деятельность которых в настоящее время не регламентируется специальными правовыми актами (факторинговые компании, кредитные брокеры). Изменение законодательства регулирующего финансовые рынки носит перманентный характер и, поэтому, ежегодно на рынке появляются новые финансово-кредитные институты.

Еще одним отличительным признаком финансово-кредитных институтов является сфера их деятельности. Сегментация финансового рынка неизбежно вызывает сегментацию финансово-кредитной системы. В ее составе выделяют ряд подчиненных систем (подсистем). В наиболее общем плане можно выделить три составные части финансово-кредитной системы – кредитно-банковская система, система страхования и система рынка ценных бумаг, которые соответствуют трем основным сегментам финансового рынка. Валютный рынок фактически не имеет самостоятельной инфраструктуры, поскольку неразрывно связан с банковской деятельностью. Поэтому малочисленные институты валютного рынка (валютные биржи) мы будем относить к кредитно-банковской системе.

К кредитно-банковской системе относятся институты, деятельность которых преимущественно связана с функционированием кредитного рынка. Основу этой системы составляют государственные и негосударственные банковские институты – Центральный банк Российской Федерации, Банк развития (Внешэкономбанк), банки и небанковские кредитные организации (инкассации, расчетные, депозитно-кредитные). К прочим кредитным институтам относятся – лизинговые и факторинговые компании, кредитные потребительские кооперативы граждан, ломбарды, ипотечные агенты. Вспомогательную роль в кредитно-банковской системе играют – бюро кредитных историй, кредитные брокеры, валютные биржи и организации, осуществляющие расчеты по коммунальным платежам. Кроме того, в определенных случаях роль финансово-кредитных институтов могут выполнять государственные финансовые органы (при отношениях государственного кредитования) и организации почтовой связи (при осуществлении почтовых переводов).

В систему страхования входят страховые организации, общества взаимного страхования, страховые брокеры, негосударственные пенсионные фонды. Из государственных институтов к системе страхования можно отнести Агентство по страхованию вкладов, хотя его деятельность тесно связана с банковской системой. В отдельных случаях роль финансово-кредитных институтов могут выполнять государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования).

В систему рынка ценных бумаг входят, прежде всего, профессиональные участники рынка ценных бумаг – брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии (кастодиальные, специализированные и расчетные), регистраторы, клиринговые организации (клиринговые центры) и организаторы торговли (фондовые биржи). Не менее важное значение имеют институты коллективного инвестирования, деятельность которых преимущественно связана с рынком ценных бумаг. К ним относятся – акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании паевых инвестиционных фондов, управляющие ипотечным покрытием, жилищные накопительные кооперативы. Среди вспомогательным организаций рынка ценных бумаг можно назвать трансфер-агентов, рейтинговые и консультационные агентства.

Рассматривая составные части финансово-кредитной системы необходимо учитывать их тесную взаимосвязь между собой. Благодаря возможности совмещения различных видов деятельности, одна и та же организация может одновременно действовать в разных сегментах финансово-кредитной системы. Например, кредитные и страховые организации могут одновременно заниматься профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг, а негосударственные пенсионные фонды являются крупным инвесторами на рынке ценных бумаг.

1.3. Государственные финансы

В финансовой системе страны ведущее место занимают государственные финансы. Государственные финансы представляют собой экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования государственных фондов денежных средств.

В составе государственных финансов выделяются отдельные обособленные звенья, каждое из которых выполняет свои специфические функции. Составными частями государственных финансов являются государственный бюджет, государственные внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных организаций и учреждений. Последняя часть представляет собой децентрализованные финансы.

При функционировании государственных финансов возникают два взаимосвязанных процесса: мобилизация финансовых ресурсов в распоряжение государства и их использование на государственные нужды. Первый из этих процессов находит свое выражение в понятии государственных доходов , второй - вгосударственных расходах . Совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государственных функций представляет собой финансовую политику государства.

Централизация значительной части государственных доходов в бюджетах разного уровня дает возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение финансовых ресурсов, решать государственные задачи.

Состав государственных доходов в значительной мере обусловлен методами, с помощью которых государство мобилизует необходимые денежные средства. В условиях рыночной экономикиосновными методами мобилизации государственных доходов являются взимание налогов, привлечение займов и эмиссии.Соотношение между ними в разные исторические периоды неодинаково и определяется уровнем экономического развития, проводимой финансовой политикой, остротой социальных проблем и другими факторами.

Центральное место в системе государственных доходов занимают налоги. В условиях рыночной экономики налоговая форма становится преобладающей в общей системе финансовых взаимосвязей. Налоги являются главным инструментом перераспределения национального дохода и обеспечивают мобилизацию преобладающей части финансовых ресурсов при формировании как бюджетных, так и внебюджетных фондов. Виды налоговых поступлений, механизм взимания каждого из них определяются в законодательном порядке и закрепляются за соответствующими органами государственного управления.

Налоги имеют фискальное, экономическое и социальноезначение. Обеспечивая государство необходимыми источниками денежных средств, налоги выполняют свою фискальную роль. Вместе с тем, механизм исчисления налогов, их виды, размеры, применяемые налоговые льготы могут влиять на развитие производства, совершенствование его отраслевой и территориальной структуры, стимулирование тех или иных видов деятельности, т. е. иметь экономическое значение. С помощью налогов решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, устанавливаются налоговые льготы исходя из требований социальной политики, освобождаются от налогов определенные лица и виды деятельности, затраты и т.п.

Вторым по фискальному значению доходом являются государственные займы . Они используются не только для покрытия бюджетного дефицита, но и для обеспечения различных капитальных затрат, особенно в части инвестирования средств в государственный сектор экономики. Существенно возрастает значение займов в периоды кризисного состояния экономики, когда усиливается финансовая напряженность разных звеньев финансовой системы. В период экономических кризисов займы могут даже превалировать над налогами, поскольку последние в силу недостаточной эластичности не способны быстро мобилизовать крупные финансовые ресурсы. Займы находят применение в разных звеньях государственных финансов: при формировании бюджетов различных уровней, при формировании внебюджетных фондов, в составе привлеченных средств государственных корпораций.

Третьим методом мобилизации государственных доходов является денежно-кредитная эмиссия , которая выступает в двух видах – бумажно-денежной и кредитной. К эмиссии государство прибегает лишь в том случае, если налоговые и займовые поступления не обеспечивают покрытия государственных расходов, а на финансовом рынке складывается ситуация, неблагоприятная для выпуска новых займов. Эмиссии, как бумажно-денежные, так и кредитные, если они не связаны с потребностями хозяйственного оборота, являются негативными моментами, поскольку ведут к усилению инфляционных процессов в экономике. Страны с развитым рыночным хозяйством стремятся не прибегать к кредитной эмиссии, заменяя ее выпуском займов.

Содержание и характер государственных расходов определяется функциями государства: экономической, социальной, управленческой, военной и другими. В рыночных условиях экономическая функция государства значительно сужается. Однако государственные расходы на экономику имеют очень важное значение. Они способствуют структурной перестройке производства, модернизации и техническому переоснащению предприятий. Кроме того, есть такие сферы экономики, финансировать которые, кроме государства, никто не в состоянии. Значительную долю в государственных расходах занимают расходы, обусловленные выполнением социальной функции государства.

Функционирование государственных расходов базируется на определенных принципах. К важнейшим принципам государственных расходов относятся:

Целевое направление средств,

Безвозвратность расходования государственных ресурсов,

Соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств означает, что госрасходы осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями расходования. Принцип безвозвратности расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование государственных расходов, не нуждаются в обязательном их возмещении. Такой режим расходования существенно отличается от использования кредитных средств. Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления госрасходов отвечает такой принцип их организации, каксоблюдение режима экономии . Он может быть охарактеризован как система форм и методов последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с сокращением расходов, но обязательно предлагает наиболее целесообразное их осуществление.

В системе государственных финансов ведущее место занимает государственный бюджет . Он воплощает главные доходы и расходы государства. Обычно, под государственным бюджетом понимается основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Так, государственный бюджет Российской Федерации оформляется в виде федерального закона. По своемуматериальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности –инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей и поступлений в бюджет.

Главным источником доходов бюджета являются налоги (80 – 85 %). В налоговых доходах бюджета основную долю составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К ним относятся, например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. Наиболее значительными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. К налоговым доходам бюджета относятся также таможенные пошлины. Взимание в доход бюджета каких-либо налогов, сборов, пошлин производится только на основании закона.

К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования государственного имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения по использованию средств бюджета по различным направлениям. По разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета выделяются следующие группы расходов:

1. Государственное управление – включает финансирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие расходы на общегосударственное управление.

2. Международная деятельность – объединяет расходы по международному сотрудничеству, реализации межгосударственных договоров, экономической и гуманитарной помощи, миротворческой деятельности.

3. Национальная оборона – расходы на строительство и содержание Вооруженных Сил, военные программы, обеспечение мобилизационной подготовки, социальную защиту военнослужащих и членов их семей.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства включает расходы на органы внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пограничной службы, прокуратуры, юстиции, внутренние войска, уголовно-исполнительную систему и противопожарную службу.

5. Финансирование народного хозяйства включает расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, поддержку топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, транспорта и связи, охрану окружающей природной среды и природных ресурсов.

6. Финансирование социально-культурной сферы – это расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.

7. Обслуживание государственного долга – расходы по выплате процентов и основного долга по внешним и внутренним заимствованиям государства.

Прочие расходы включают резервные фонды Президента и Правительства Российской Федерации, бюджетные ссуды, проведение выборов и другие расходы.

Кроме функциональной классификации расходов, в бюджете расписывается ведомственная структура расходов. По каждому министерству, федеральной службе и агентству указывается общий объем финансирования и конкретные направления расходов. Дополнительно, помимо указанных групп расходов, в федеральном бюджете выделяются затраты на финансирование федеральных целевых программ.

Государственный бюджет строится на основе балансового метода, т. е. исходя из предполагаемых доходов определяются расходы. Формирование и расходование средств федерального бюджета осуществляется через Федеральное казначейство, контроль за исполнением федерального бюджета возложен на Счетную палату Российской Федерации.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих строго целевое назначение. Создание их является одним из методов перераспределения национального дохода для финансирования целевых мероприятий.

В зависимости от целевого назначения могут формироваться социальные, экономические, природоохранные и другие внебюджетные фонды. Порядок образования и использования средств этих фондов определяется законодательством. Основными источниками доходов этих фондов выступают специальные налоги и сборы, а также средства из бюджета и займы. В настоящее время большинство специальных фондов, за исключением социального назначения, консолидировано в бюджете с сохранением целевого характера их использования.

К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. В общем объеме государственных финансов эти фонды занимают значительное место. По своим размерам в совокупности они сопоставимы с государственным бюджетом.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, либо кредитора, либо гаранта.

Государственный кредит как экономическая категория объединяет в себе финансовые и кредитные отношения. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.Фискальная функция государственного кредита состоит в формировании централизованных денежных фондов государства путем займа. Взятые взаймы денежные средства поступают на финансирование государственных расходов (в том числе, при необходимости, и на покрытие дефицита бюджета).

Реализация фискальной функции госкредита ведет к образованию государственного долга .Он подразделяется на капитальный и текущий. Капитальныйгосударственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты.Текущийгосударственный долг составляют суммы погашения обязательств, срок оплаты которых наступил, и начисленные проценты.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется путем воздействия на денежное обращение, уровень ставок на финансовом рынке, на другие макроэкономические показатели экономики. Размещая займы среди различных групп инвесторов, государство тем самым сжимает их платеже­способный спрос, отвлекает денежные средства с других сегментов финансового рынка.

Выступая в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и, соответственно, растет цена кредита. Выбрасывая на финансовый рынок денежные средства в виде ссуд, государство также влияет на денежную массу в обращении, на платежеспособный спрос и другие экономические индикаторы.

Государственный кредит может выступать в различных формах: наиболее распространенными являются: государственные займы, безоблигационные займы и кредиты, бюджетные ссуды и кредиты, гарантированные займы.

Государственный займ представляет собой заимствование средств юридических и физических лиц путем выпуска облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков. По эмитентам они делятся на федеральные, субъектов федерации и муниципальные. В зависимости от сферы размещения можно выделитьвнутренние и внешние займы. С точки зрения характера обращения на рынке существуютрыночные и нерыночные займы. Инструменты рыночных займов свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, а на нерыночные накладываются определенные ограничения. По признаку держателей заемных инструментов государственные займы делятся на размещаемые только среди физических лиц или только среди юридических лиц и на универсальные.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Если первые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, то безоблигационные кредиты – оформляются соглашениями, договорами, выдачей особых свидетельств без выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетные ссуды и кредиты выражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности. В отличие от банковских кредитов, бюджетные ссуды не преследуют коммерческих целей, выдаются на льготных условиях для решения общественно значимых задач.

Еще одной формой государственного кредита являются гарантированные ссуды . Они представляют собой ссуды субъектам федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и другим экономическим структурам со стороны внешних и внутренних кредиторов под гарантию государственных или муниципальных органов.

Финансово-кредитная система - это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирова­ние, распределение и использование фондов денежных средств.

Основные принципы выделения сфер и звеньев финансовой системы:

Наличие собственной финансовой базы, образуемой первичными дохо­дами субъектов экономических отношений;

Функциональное назначение каждого звена, обеспечивающего финан­сирование затрат на достижение специфических целей, хозяйствующих субъектов (производство и реализация товаров и услуг с целью извле­чения прибыли и умножения капитала), работающего населения (удо­влетворение материальных и духовных потребностей индивида, семьи), государства (удовлетворение общественных потребностей, социальная поддержка и защита экономически неактивного населения и безработ­ных);

Единство и взаимодействие сфер и звеньев, предопределяемые общно­стью источника первичных доходов (ВВП) и финансовой политики, нацеленной на согласование интересов субъектов экономических от­ношений.

Государственные финансы - это экономические отношения по фор­мированию и использованию централизованных фондов денежных средств, предназначенных для обеспечения выполнения государством его функций.

Спецификой формирования государственных фондов выступает участие органов государственной власти в качестве субъектов финансовых отношений.

Государственные финансы включают государственный бюджет, государ­ственный кредит, государственные внебюджетные фонды, государственное страхование.

По месту, занимаемому в финансовой системе, государственный бюджет представляет собой основной финансовый план государства на текущий финансовый год, имеющий силу закона.

По своему материальному содержанию государственный бюджет - это централизованный фонд денежных средств государства.

По социально-экономической сущности он представляет собой основной инструмент распределения и перераспределения ВНП и национального дохода государства.

Государственные внебюджетные фонды - это форма аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых для удовлетворения социальных потребностей и дополнительного финансирования территори­альных нужд.

Звенья финансово-кредитной системы представлены на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура и звенья финансовой системы


Внебюджетные фонды создаются на федеральном и территориальном уровнях и имеют целевое назначение. Внебюджетные фонды включают в себя Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонд обязательного меди­цинского страхования.

Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязатель­ных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов.

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств пред­приятий, организаций и населения на началах возвратности для финанси­рования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком - государство в лице его органов.

Дополнительные финансовые ресурсы государ­ство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг. Данная форма кре­дита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финан­совые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии.

Фонд страхования обеспечивает возмещение возможных убытков от стихийных бедствий и несчастных случаев, а также способствует их преду­преждению. Страхование в условиях рыночной экономики все больше стано­вится сферой коммерческой деятельности, но многие страховые компании не имеют четкой специализации по направлениям страхования. При развитой си­стеме страхования страховые компании специализируются на проведении от­дельных видов страховых услуг.

Кредитная система представляет собой совокупность банковских и иных кредитных учреждений. В России данная система имеет двухуровневый вид, включая Центральный банк РФ, кредитные организации и их филиалы. В систему входят небанковские кредитные учреждения, которые имеют право осуществлять лишь отдельные банковские операции.

Финансы организаций (предприятий) различных форм собственности, являясь основой единой финансовой системы страны, обслуживают про­цесс создания и распределения общественного продукта и национального дохода.

От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность централизо­ванных денежных фондов финансовыми ресурсами. При этом активное исполь­зование финансов предприятий в процессе производства и реализации продук­ции не исключает участия в этом процессе бюджета, банковского кредита, стра­хования.

Финансовый рынок - это рынок кратко-, средне-, и долгосрочных кредитов, инвестиций, ценных бумаг, вкладов. Фондовый рынок представля­ет собой особый вид финансовых отношений, возникающих в результате купли- продажи специфических финансовых активов - ценных бумаг. Его задача - обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Принципы использования финансовых ресурсов на фондовом рынке зави­сят от видов ценных бумаг, в которые они вложены, и от типов операций с цен­ными бумагами.

Международные финансы - это отношения между странами, возни­кающие в результате обмена в сфере торговли финансовыми активами, ин­вестиций, кредитной деятельности. В отличие от национального уровня эти отношения в большей степени подвержены контролю со стороны государства. Международные денежные потоки делятся на государственные займы, ссуды, помощь, дары, займы и кредиты международных организаций (МВФ) и частный капитал.

Финансы граждан (домашних хозяйств) - денежные ресурсы, сфор­мированные населением для удовлетворения потребностей, а также и целей сохранения и увеличения собственных доходов. Они делятся на две большие группы:

*заработанные доходы - это доходы, рассчитанные по повременной или сдельной системе оплаты труда в соответствии с затраченными человеком уси­лиями и затратами умственной и физической энергии;

*незаработанные доходы - это часть доходов, полученная в результате финансовой деятельности человека: проценты по вкладам, дивиденды по цен­ным бумагам, выигрыши.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • План
  • 1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев.
  • 2. Бюджетное звено финансово-кредитной системы
  • 3. Государственный кредит.
  • 4. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы
  • 5. Страховое звено финансово-кредитной системы

1. Понятие и сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев

Само понятие "финансовая система" является образованием более общего понятия "финансы". Финансы выражают экономические общественные отношения. Однако в каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства, имеет свои, присущие ему функции. Так, финансы предприятий обслуживают материальное производство. При их участии создается ВВП, распределяемый внутри предприятий и отраслей хозяйства. Через государственный бюджет мобилизуются ресурсы в основной централизованный фонд государства, и происходит перераспределение средств между отраслями хозяйства, экономическими регионами, отдельными социальными группами населения. Внебюджетные специальные фонды имеют строго целевое назначение. Так, крупнейший социальный Пенсионный фонд Российской Федерации мобилизует средства на выплату пенсий гражданам страны. Фонды страхования предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а по личному страхованию - выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая.

Следовательно, каждое звено финансовой системы представляет собой определенную сферу финансовых отношений, а финансовая система в целом - совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Иначе говоря, финансовая система - это система форм и методов образования, распределения и использования фондов денежных средств государства и предприятий.

Финансовая система Российской Федерации включает следующие звенья финансовых отношений:

- государственную бюджетную систему;

- внебюджетные специальные фонды;

- государственный кредит;

- фонды страхования;

- финансы предприятий различных форм собственности.

Первые три блока финансовых отношений относятся к централизованным финансам и используются для регулирования экономики и социальных отношений на макроуровне. Финансовые отношения предприятий относятся к децентрализованным финансам и используются для регулирования и стимулирования экономики и социальных отношений на микроуровне.

2. Бюджетное звено финансово-кредитной системы

Все бюджеты, действующие на территории Российской Федерации представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой.

В бюджетную систему России как федеративного государства также входят бюджеты трех уровней, являясь ее самостоятельными частями. К ним относятся государственные бюджеты двух уровней:

а) федеральный бюджет;

б) бюджеты субъектов Федерации - республиканские бюджеты республик в составе РФ; краевые, областные бюджеты краев и областей, городские бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга, областной бюджет автономной области и окружные бюджеты автономных округов.

Третий уровень - местные бюджеты, к которым относятся бюджеты муниципальных образований (бюджеты районов, городов и других административно-территориальных единиц, являющихся муниципальными образованиями в соответствии с федеральным законодательством и законами субъектов Федерации).

Среди них так же можно выделить бюджеты административно-территориальных единиц с особым режимом - бюджеты закрытых административно-территориальных образований.

Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления.

Законодательно закреплены в качестве основы бюджетного устройства принципы единства и самостоятельности бюджетов.

Принцип единства . Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в РФ, законодательство подчеркивает единство бюджетной системы. Оно проявляется во взаимодействии бюджетов всех уровней по линии доходов. Это взаимодействие осуществляется путем распределения между бюджетами регулирующих доходных источников, создания и частичного перераспределения целевых и региональных фондов.

Законодательство определяет организационно-правовые и экономические гарантии единства бюджетной системы. К ним относятся: ее единая правовая база, использование единых бюджетных классификаций, обеспечивающих сопоставимость доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также статистической и бюджетной информации, позволяющей составить консолидированные бюджеты, согласованные принципы бюджетного процесса; единая денежная система.

Единство бюджетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе налоговой, политики в стране.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается правом самостоятельного утверждения каждого уровня бюджета соответствующими представительными органами власти, правом определять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источников бюджетных доходов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

В соответствии с законодательством государственные и местные бюджеты состоят из доходной и расходной частей. Кроме того, в составе бюджетов образуются целевые и резервные фонды, имеющие свои источники доходов или создаваемые за счет общих бюджетных ресурсов. Они используются на определенные цели соответственно своему предназначению. Однако их доходы и расходы входят в общий состав доходов и расходов бюджета. Все доходы и расходы бюджетной системы распределяются (разграничиваются) между бюджетами.

3. Государственный кредит

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.

Кредитором выступают физические и юридические лица, заемщиком -государство в лице его органов. Дополнительные финансовые ресурсы государство привлекает путем продажи на финансовом рынке облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных государственных бумаг. Данная форма кредита позволяет заемщику направлять мобилизованные дополнительные финансовые ресурсы на покрытие бюджетного дефицита без осуществления для этих целей эмиссии. Государственный кредит используется также в целях стабилизации денежного обращения в стране. В условиях инфляции государственные займы временно уменьшают у населения платежеспособный спрос. Из обращения изымается избыточная денежная масса, т.е. происходит отток денег из обращения на заранее оговоренный срок. финансовый бюджет кредитный страховой

Использование государственного кредита обусловлено невозможностью удовлетворения потребностей общества за счет бюджетных доходов. Мобилизуемые временно свободные средства населения и юридических лиц используются для финансирования экономических и социальных программ, т.е. государственный кредит является средством увеличения финансовых возможностей государства. На общегосударственном уровне государственные займы не выражают конкретного целевого характера. Тогда как местные органы власти могут использовать мобилизованные средства на благоустройство городских и сельских районов, строительство объектов здравоохранения, культурного, просветительного, жилищно-бытового назначения.

В зависимости от заемщика государственные займы делятся на размещаемые центральными и местными органами управления. По месту размещения государственный кредит может быть внутренним и внешним. Исходя из срока привлечения средств, займы делятся на: краткосрочные (до года), среднесрочные (от года до пяти лет), долгосрочные (свыше пяти лет).

Мобилизация огромных финансовых ресурсов как следствие дает большую государственную задолженность. Размер государственного займа включается в сумму государственного долга страны.

Государственный долг - это вся сумма выпущенных, но непогашенных государственных займов с начисленными по ним процентами на определенную дату или за определенный срок.

Государственный внутренний долг РФ означает долговое обязательство Правительства РФ, выраженное в валюте страны, перед юридическими и физическими лицами. Формами долговых обязательств являются кредиты, полученные Правительством РФ, государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от его имени, другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Государственный внешний долг - это задолженность по непогашенным внешним займам и невыплаченным по ним процентам.

Внутренний долг состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Любые долговые обязательства РФ погашаются в сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Обслуживание государственного долга выражается в осуществлении операций по размещению долговых обязательств, их погашению и выплате по ним процентов. Эти функции осуществляет Центральный банк РФ. Затраты по обслуживанию государственного долга производятся за счет средств республиканского бюджета РФ.

Огромный государственный долг России, как внутренний, так и внешний, отражает экономический и финансовый кризис в стране. В этих условиях РФ может использовать рефинансирование государственного долга, т.е. погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

Контроль, за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга и использованием кредитных ресурсов возлагается на Счетную палату РФ.

4. Банковское (кредитное) звено финансово-кредитной системы

В банковской системе Российской Федерации, условно можно выделить несколько уровней, поскольку элементы, ее составляющие, имеют различные в рамках данной системы цели, задачи, функции, полномочия и ответственность, то есть имеют различный правовой статус, но при этом действуют в одной и той же сфере общественных отношений - сфере финансов и денежно-кредитного обращения, имеют единые предмет и метод правового регулирования.

Существование в банковской системе нескольких уровней обусловлено тем, что в единую систему включены Центральный банк Российской Федерации, являющийся федеральным банком и главным банком Российской Федерации, кредитные организации (банковские и небанковские), создающиеся по законодательству России, а также филиалы и представительства иностранных банков. Банк России, согласно законодательству, является кредитором последней инстанции. Он способствует созданию условий для устойчивого функционирования кредитных организаций, не вмешиваясь в их оперативную деятельность.

Как орган управления кредитной системы РФ он осуществляет контроль за законностью и целесообразностью создания банков и небанковских кредитных организаций. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственные общества, и в свою очередь подразделяются на банковские и небанковские кредитные организации. Банковские кредитные организации представляют собой организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Небанковские кредитные организации имеют право осуществлять отдельные банковские операции, причем допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций устанавливаются Банком России. Иностранным банком является банк, признанный таковым по законодательству иностранного государства, на территории которого он зарегистрирован.

Каждая кредитная организация (банк) имеет устав, который содержит фирменное (полное официальное) наименование, указание на организационно-правовую форму, перечень осуществляемых банковских операций и сделок, сведения о месте нахождения органов управления, в том числе исполнительных, и органов внутреннего контроля, о порядке их образования и их полномочиях, а также иные сведения, предусмотренные федеральными законами для уставов юридических лиц указанной организационно-правовой формы.

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов. Привлеченные денежные средства не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации.

Банк России устанавливает предельный размер неденежной части в уставном капитале кредитных организаций, а также минимальный размер уставного капитала вновь регистрируемых кредитных организаций. Норматив минимального размера уставного капитала может устанавливаться в зависимости от вида кредитных организаций.

Право осуществления банковских операций кредитная организация получает после государственной регистрации в Банке России с момента получения лицензии, выдаваемой Банком России. Все банковские операции и другие сделки осуществляются в рублях, а при наличии соответствующей лицензии Банка России - и в иностранной валюте. Правила осуществления банковских операций, в том числе правила их материально-технического обеспечения, устанавливаются Банком России.

Кредитным организациям запрещается осуществлять деятельность в сфере материального производства и совершать операции с торгово-материальными ценностями, а также заниматься всеми видами страхования.

Банки вправе осуществлять выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами.

Кредитная организация имеет право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

Отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено Федеральным Законом.

Кредитные организации на договорных началах могут привлекать и размещать друг у друга средства в форме вкладов (депозитов), кредитов, осуществлять расчеты через расчетные центры и корреспондентские счета, открываемые друг у друга.

Центральное место в банковской системе занимает Банк России, который помимо сходных с кредитными организациями банковских операций выполняет ряд не свойственных им функций, а также наделен государственно-властными полномочиями по организации функционирования системы в целом.

Структурные элементы системы кредитных организаций могут быть классифицированы по различным признакам. Так, по признаку наличия гос у дарственно-властных полномочий могут быть выделены: Центральный банк Российской Федерации как единственный банк, имеющий государственно-властные и нормотворческие полномочия, и кредитные организации, филиалы и представительства иностранных банков.

Образующие систему организации могут иметь статус юридического лица (Банк России, кредитные организации, иностранные банки) или не иметь такого статуса (структурные подразделения, территориальные учреждения Банка России; представительства и филиалы иностранных банков в Российской Федерации).

По месту регистрации в банковской системе России действуют организации, созданные и зарегистрированные в Российской Федерации, а также организации, зарегистрированные по законодательству иностранных государств, расположенные за пределами Российской Федерации, и их представительства и филиалы, находящиеся в Российской Федерации.

В зависимости от целей, стоящих перед кредитными и иными организациями , включенными в банковскую систему России, их можно разделить на коммерческие и некоммерческие. К некоммерческим организациям относится Центральный банк Российской Федерации, не имеющий цели получения прибыли. Коммерческими являются организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, то есть все кредитные организации. При этом, руководствуясь статьей 50 ГК РФ, можно сделать вывод, что представительства и филиалы иностранных банков коммерческими организациями по законодательству России признаны быть не могут, поскольку таковыми являются непосредственно те иностранные банки, которые они представляют. Коммерческие банки бывают универсальными и специальными, региональными и межрегиональными (не ограничивающими свою деятельность определенной территорией), отраслевыми или созданными под реализацию конкретной программы (например, банки развития) и не ограничивающими свою деятельность определенной отраслью или программой.

Одним из важнейших критериев, позволяющих классифицировать организации, образующие систему кредитных организаций России, на группы, является форма собственности. По этому признаку могут быть выделены частные, государственные, муниципальные и смешанные кредитные организации. Банк России является государственной организацией, поскольку его уставной капитал и иное имущество являются федеральной собственностью, а 50 % финансовой прибыли перечисляется в федеральный бюджет.

В целях обеспечения экономической реформы в России могут создаваться муниципальные банки. Таковыми признаются коммерческие банки, входящие в банковскую систему Российской Федерации и осуществляющие свою деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, одним из учредителей (участников) которых выступает соответствующий орган местного самоуправления. К частным относятся кредитные организации, уставный капитал и имущество которых находятся в собственности физических или юридических лиц, основанных на частной собственности. Во всех иных случаях кредитные организации могут быть отнесены к смешанному типу. Среди них такие крупнейшие банки, как Сбербанк России и Внешторгбанк России. В зависимости от принадлежности юридических и физических лиц, внесших свои средства в уставный капитал кредитных организаций, тому или иному государству эти организации могут быть российскими или иностранными инвестициями (совместные, иностранные).

Сегодня много спорят о месте и роли иностранных банков в России. В действующем законе о Центральном банке России предусмотрено равенство прав банков резидентов и нерезидентов в России. Однако под мощным давлением коммерческих банков и их ассоциаций (Ассоциация Российских банков - АРБ) эта норма была скорректирована Указом Президента Российской Федерации от 17 сентября 1993 года "О деятельности иностранных банков и совместных банков с участием средств нерезидентов на территории Российской Федерации". Этот Указ предусматривал введение моратория на операции иностранных и совместных банков с резидентами до 1 января 1996 года. Однако Указом от 10 июня 1994 года "О совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации" изложенные ограничения были сняты в отношении банков из стран, с которыми у России заключены соглашения о поощрении и защите капиталовложений.

Нестабильность законодательства в рассматриваемой области является отражением острой дискуссии по поводу правового положения иностранных и совместных банков на российском рынке. Совершенно четко прослеживаются две противоположные позиции. Сторонники первой считают необходимым существенно снизить деятельность иностранных банков, поставить заслон, который дал бы возможность их менее мощным и не очень опытным российским коллегам прочно встать на ноги. Поэтому такие условия, как не превышение капиталом иностранных банков 12 процентов совокупного российского банковского капитала, ограничение на три года их работы с ценными бумагами и требование минимального остатка на счете банка не 50 тыс. этот или иной достаточно мягкий набор ограничений, представляются обоснованными, поскольку российским банкам действительно трудно конкурировать с зарубежными банками. При равных или более привлекательных условиях в российских банках клиент в силу особенностей российского менталитета все равно пойдет в иностранный банк, считая, что последний обеспечит ему большую надежность вкладов.

Сторонники противоположной позиции считают, что протекционистская позиция по отношению к российским коммерческим банкам создает им тепличные условия развития и, в конечном счете, приведет к полной неконкурентоспособности российских банков, в то время как конкуренция заставит их "действовать". Важно учитывать и благоприятное влияние функционирования иностранных банков на уровень банковской технологии и применение приемов, которые наработаны за долгие годы. Наконец, возможность пользоваться привычными банковскими услугами, надежность банковских механизмов снимет одну из причин слабого развития процесса иностранного инвестирования. Усиление протекционистских мер в России неминуемо приведет к ответным мерам со стороны развитых государств. В результате интеграция российских банков в мировой рынок окажется под угрозой.

Вопрос стоит вне в том, пускать или не пускать иностранные банки в российскую экономику, а о мере их допуска, а, следовательно, в законодательстве должно быть решено какие и чьи капиталы и инвестиции нам нужны, в какие отрасли и в каком именно виде они нам желательны, на каких условиях и посредством каких механизмов мы готовы их принимать и многие другие взаимосвязанные вопросы.

Кредитные организации вправе создавать союзы и ассоциации, которые непосредственно не осуществляют банковских операций, и деятельность которых не может преследовать извлечение прибыли. Основными задачами союзов и ассоциаций являются защита и представление интересов своих членов, координация их деятельности, осуществление межрегиональных и международных связей, удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов, выработка рекомендаций для осуществления банковской деятельности и решения иных совместных задач.

5. Страховое звено финансово-кредитной системы

Необходимым элементом социально-экономической системы общества является страхование, как система защиты имущественных интересов граждан, организаций и государства.

Страхование является самостоятельным звеном финансовой системы Российской Федерации. Оно выступает в двух обособленных формах: в форме социального страхования и страхования, связанного с непредвиденными чрезвычайными событиями.

Социальное страхование в современных условиях развития рыночной экономики и функционирования предприятий, основанных на различных формах собственности, как самостоятельная форма страхования подразделяется, в свою очередь, на два вида: государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ первый из названных видов социального страхования гражданам России гарантируется, второй - поощряется.

Вторая форма страхования - собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями.

В русском языке понятие «страхование» всегда ассоциировалось с деятельностью по предохранению от чего-нибудь неприятного, нежелательного. В современном русском языке основной смысл понятия «страхование» сохранился. Страховать - означает «предотвращать материальные потери путем выплаты взносов учреждению, которое берет на себя обязательство возместить возможный ущерб, понесенный в специально оговариваемых случаях».

В экономическом аспекте страхование представляет собой систему экономических отношений по поводу образования централизованных и децентрализованных резервов денежных и материальных средств, необходимых для покрытия непредвиденных нужд общества и его членов.

С материальной точки зрения в ходе страхования создаются денежные (материальные) фонды специализированных учреждений - страховщиков, используемые для возмещения ущерба, причиненного стихийными бедствиями, несчастными случаями, а также в связи с наступлением определенных событий.

Страхование предоставляет гарантии восстановления нарушенных имущественных интересов в случае непредвиденных природных, техногенных и иных явлений, оказывает позитивное влияние на укрепление финансов государства. Оно не только освобождает бюджет от расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев, но и является одним из наиболее стабильных источников долгосрочных инвестиций.

Это определяет стратегическую позицию страхования в странах с развитой рыночной экономикой.

Для современной России ускоренное развитие страхования как механизма защиты имущественных интересов лиц становится особенно значимым. Так, в результате широкомасштабной приватизации значительная часть основных фондов перешла в собственность физических лиц и негосударственных структур. Это настоятельно требует создания системы финансовых гарантий, обеспечивающей возмещение ущерба в случае стихийных бедствий, аварий, пожаров и других непредвиденных событий, которые могут негативно повлиять на формирующиеся производственные связи, породить сбои в отраслях экономики.

Характерными чертами страхования являются:

1. Не постоянный, а вероятностный характер отношений. При страховании нельзя заранее предусмотреть ни время наступления страхового случая (определенного события, с которым связано возмещение потерь страхователю), ни размер причиненных убытков. Невозможно определить заранее и конкретного страхователя, интересы которого будут подлежать защите в тот или иной момент времени.

2. Возвратность средств. Страховые платежи после объединения их в страховой фонд подлежат (за вычетом расходов за услуги страховой компании) выплате самим же страхователям. Размер выплат конкретному страхователю при данной форме страхования (в отличие от социального) может зависеть не только от величины потерь, но и от условий конкретного страхового договора, например, от размера страховых платежей, срока договора и т.д. Возврат средств, согласно среднестатистическим данным, осуществляется, как правило, по истечении пяти - десяти лет после их внесения. Поэтому невыплата средств какому-либо конкретному страхователю из-за краткосрочности договора лишь подтверждает вероятностный характер отношений при страховании, но не свидетельствует об отсутствии этой характерной черты страхования. Ведь при страховании выплата средств предназначается не какому-либо конкретному страхователю, а как бы всем им в совокупности.

3. Строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений. Перераспределительные отношения при страховании заключаются в том, что сумма ущерба, подлежащая возмещению при наступлении страхового случая, распределяется между всеми участниками этих отношений. Субъекты страхования - юридические и физические лица - аккумулируют в специализированном предприятии (страховой компании) денежные фонды, за счет которых и осуществляется защита имущественных и личных интересов этих лиц. При этом риск раскладывается на всех страхователей, что особенно важно и максимально эффективно при нестабильных экономических условиях хозяйствования.

Таким образом, перераспределительные отношения при страховании основываются на том, что общее количество страхователей, участвующих своими взносами в формировании страхового фонда, как правило, превышает число страхователей, получающих право на возмещение потерь, связанных с наступлением страхового случая (что в конечном итоге и делает возможным перераспределение). И поскольку этот фонд используется исключительно для возмещения потерь страхователям, размер страховых взносов будет зависеть от количества лиц, участвующих в этих отношениях: чем шире круг страхователей, тем меньшая доля придется на каждого из них в распределении ущерба. Поэтому возможность возместить значительный ущерб при незначительных суммах взносов появляется лишь тогда, когда количество страховщиков будет максимальным. В этом одно из преимуществ государственного обязательного страхования.

Страховой деятельностью в Российской Федерации могут заниматься как государственные, так и негосударственные организации и компании. Деятельность страховых компаний носит предпринимательский характер.

Содержание взаимоотношений государства и страховых компаний после перехода России к рыночным отношениям кардинально изменилось. Государственное управление заменено на государственное регулирование и контроль (надзор). Системы органов государственного страхования как самостоятельной системы органов государственного управления на современном этапе не существует.

Основным органом, уполномоченным государством осуществлять надзор за страховой деятельностью, является Министерство финансов РФ, а точнее - его Департамент страхового надзора. На Департамент страхового надзора Минфина России (как правопреемника) возложены функции по анализу документов, которые страховщики представляют в Минфин РФ для получения лицензий и дачи по ним (документам) заключения, регистрации страховых компаний, а также функции по ведению единого реестра страховщиков, установлению правил формирования и размещения страховых резервов, обобщению практики страховой деятельности, осуществлению контроля за обеспечением платежеспособности страховщиков. В случае обнаружения неоднократных нарушений законодательных актов РФ Департамент вправе предъявлять в арбитражный суд иски об их ликвидации.

Сложный характер взаимоотношений при страховании, участие в этих отношениях государственных органов предопределили изменения в этой области, регулируемой несколькими отраслями права, в частности гражданским и финансовым правом. Гражданское право регулирует договорные отношения в этой области (гл. 48 ГК РФ), финансовое право - отношения, основанные на государственно-властных велениях. Нормы финансового права определяют систему и организацию страхования, его виды, порядок обязательного страхования, лицензирование страховой деятельности, обеспечение финансовой устойчивости организаций-страховщиков, а также осуществление государственного надзора за страховой деятельностью.

Государственный надзор, возложенный на федеральные органы исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью, осуществляется в целях соблюдения требований законодательства РФ о страховании, эффективного развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков, иных заинтересованных лиц и государства.

Отношения в области страхования, регулируемые нормами финансового права, в зависимости от участвующих в них субъектов можно классифицировать на следующие виды:

1) отношения между государством в лице Правительства РФ и федеральными органами, исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью (Департаментом Минфина России) по поводу утверждения основных положений их деятельности в целях осуществления государственного надзора за страховой деятельностью в Российской Федерации (п. 2 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

2) отношения между федеральными исполнительными органами власти по надзору за страховой деятельностью и организациями-страховщиками по поводу выдачи лицензий, установления правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм отчетности страховых организаций, а также по поводу выполнения предписаний Департамента страхового надзора об устранении нарушений Закона РФ «Об Организации страхового дела в Российской Федерации», в связи с приостановлением или ограничением действия, а также отзывом лицензий страховщиков и т.д. (п. 3, 4 ст. 30 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»; п. 31 п. 7 Положения о Министерстве финансов РФ от 6 марта 1998 г.);

3) отношения между государством в лице федерального антимонопольного органа (Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства) и организациями-страховщиками по поводу предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на страховом рынке (ст. 31 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации»);

4) отношения по обязательному государственному страхованию, где государство как обязательный субъект всех финансовых правоотношений выступает в качестве страховщика имущественных и личных интересов отдельных категорий граждан и вырабатывает меры по обеспечению имущественных интересов страхователей. Так, еще Росстрахнадзором 14 марта 1995 г. были утверждены Правила размещения страховых резервов. Страховые резервы, образуемые из полученных от страхователей страховых взносов для предстоящих страховых выплат, в соответствии с п. 1.2 этих Правил инвестируются страховыми организациями в целях обеспечения их финансовой устойчивости и гарантий страховых выплат на принципах диверсификации, возвратности, прибыльности и ликвидности.

5) отношения между Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Министерством РФ по налогам и сборам со страховщиками по осуществлению контрольных функций за страховой деятельностью.

Поскольку в условиях рыночных отношений государство и предприятия становятся равноправными хозяйствующими субъектами, каждый из которых отвечает только по своим долгам, особенно остро ощущается необходимость использования страхования. Таким образом, сами рыночные условия хозяйствования объективно предопределяют необходимость защиты имущественных и личных интересов юридических и физических лиц путем создания страховых фондов.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Сущность финансово-кредитной системы и ее звеньев. Бюджетное звено финансово-кредитной системы. Государственные внебюджетные фонды РФ. Государственный кредит. Банковское и страховое звено. Финансы предприятий различных форм собственности.

    курсовая работа , добавлен 05.12.2003

    Понятие финансово-бюджетного федерализма, его принципы и модели. Развитие и основные задачи бюджетного федерализма в России. Проблема финансовой самодостаточности. Разграничение расходных полномочий бюджетов всех уровней и их доходных источников.

    курсовая работа , добавлен 24.12.2011

    Черты бюджетной системы и бюджетного устройства Российской Федерации. Бюджетная классификация, статистические данные доходов и расходов, сбалансированность бюджетов. Характеристика отдельных звеньев бюджетной системы. Бюджетный процесс и его стадии.

    курсовая работа , добавлен 18.09.2014

    Понятие и структура финансовой системы РФ. Структура государственных и муниципальных финансов. Характеристика звеньев финансовой системы. Государственный бюджет, внебюджетные фонды, кредит. Фонд страхования. Фондовый рынок. Финансово-кредитная система.

    реферат , добавлен 26.12.2008

    Понятие финансово-бюджетного федерализма, его базовые принципы и основные модели. Особенности формирования и исполнения доходной и расходной частей консолидированного бюджета Российской Федерации. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2015

    Сущность денежно-кредитной системы. Формирование денежно-кредитной системы и ее звеньев. Основы регулирования современного состояния денежно-кредитной политики Республики Казахстан. Направления развития и проблемы развития денежно-кредитной системы.

    курсовая работа , добавлен 22.06.2015

    Понятие бюджетного устройства и бюджетной системы. Структура и принципы бюджетной системы Российской Федерации, характеристика ее отдельных звеньев и субъектов. Система межбюджетных отношений, основные направления ее реформирования и совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 10.05.2015

    Понятие государственного финансового контроля, его сущность, цели и органы. Полномочия Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, ее деятельность, роль, взаимодействие с другими контрольными органами, а также характеристика контрольной деятельности.

    курсовая работа , добавлен 12.12.2009

    Модели бюджетного устройства. Основные проблемы в функционировании бюджетного механизма и возможные направления совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах.

    курсовая работа , добавлен 20.05.2013

    Социально-экономическая сущность бюджета и его функции. Принципы бюджетного устройства. Распределение расходов и доходов между звеньями бюджетной системы и видами бюджетов. Совершенствование межбюджетных отношений в РФ, развитие бюджетного федерализма.

Институциональная структура кредитно-финансовой системы РФ состоит из финансовой и кредитной систем.

К структуре кредитной системы относятся:

1. Банковская система: *

Центральный банк; *

Коммерческие банки; *

Небанковские кредитные организации.

Платежно-сберегательная система: *

Специализированные кредитно- *

финансовые институты *

Почтово-сберегательные организации

К структуре финансовой системы относятся:

1.Централизованные финансы: *

Государственный бюджет; *

Внебюджетные фонды; *

Государственный кредит; *

Государственное страхование; *

Финансы госпредприятий.

2. Децентрализованный финансы: *

Финансы коммерческих организаций; *

Финансы некоммерческих организаций.

3. Финансы домашних хозяйств

Финансовая система – это совокупность различных звеньев финансовых отношений, каждое из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном производстве.

Финансовые отношения в этих звеньях характеризуются двумя элементами, которые обеспечивают воспроизводственные макро- и микропроцессы.

Состав финансовой системы РФ характеризуется такими элементами, структура которых ярко выражает государственное устройство и экономические основы хозяйственной деятельности.

Основные формы организации – это общегосударственные финансы и финансы хозяйствующих субъектов, которые, в свою очередь, включают структурные элементы, характеризующие обособление финансовых ресурсов в соответствии с их специфической сущностью и организационно-правовой основой формирования.

1. Структура финансовой системы по формам организации.

Горизонтальная структура основных звеньев финансовой системы без выделения муниципальных финансов с условным представлением только четырех субъектов РФ имеет следующий вид:

Рис.2. Пространственная структура основных звеньев финансовой системы

Реальная пространственная структура финансовой системы включает 89 элементов финансов субъектов РФ. При этом зона пересечения каждого субъекта РФ с финансами федерального центра характеризуется разнообразными взаимоотношениями: дотациями, субвенциями, трансфертами, субсидиями, кредитами и т.д.

Общегосударственные финансы детализируются в рамках действующего законодательства на государственные и муниципальные финансы.

Рис. 3. Структура общегосударственных финансов

Рис. 4. Структура финансов федеральных органов власти

Рис. 5. Структура финансов органов власти субъектов РФ.

Рис. 6. Структура финансов местного самоуправления.