Основные субъекты экономики и их взаимодействие. Субъекты и объекты экономического развития

Основные субъекты экономики:

1. Домашние хозяйства – обозначают отдельных людей и целые семьи в качестве физических лиц, со всей сложностью, присущего человеческим существам поведения, интересов и мотивов.

2. Фирмы- это организации, концентрирующие и использующие ресурсы для производства товаров или услуг с целью получения прибыли.

3. Государство- собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты и т.п.

Функции научного исследования экономики.

Экономическая наука выполняет следующие функции (назначения): познавательную, прогностическую и практическую.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы и условия хозяйственной деятельности, выявить их сущность. Это позволяет открыть объективно (независимо от воли и сознания человека) действующие тенденции и законы развития экономики. Такое изучение основывается на достоверных и типичных фактах социально-экономической жизни. Во второй и последующих лекциях мы углубимся в познание внутренних причинно-следственных зависимостей между экономическими процессами.

Научное прогнозирование (греч. prognosis – предвидение, предсказание) заключается в разработке научных основ предвидения социально-экономического развития на обозримое будущее. Основанное на научных данных хозяйственное предвидение позволяет принимать рациональные долгосрочные решения, основанные на правильном учете будущих хозяйственных затрат и выгод. Управление современной экономикой может рассчитывать на успех предстоящего дела, если хозяйственные руководители способны, подобно игре в шахматы, хотя бы на несколько «шагов» вперед предвидеть ход будущих событий и действовать в соответствии с обоснованным прогнозом.

Практическая функция состоит в том, чтобы научно обоснованно выбирать наиболее экономически выгодные практические действия. При этом важно определить основные правила и способы достижения намеченных целей. Нам предстоит научиться находить такие основные правила.

Стало быть, успешное осуществление функций экономической науки имеет первостепенное значение для исполнения социальных и профессиональных задач юристов, нахождения эффективных организационно-управленческих решений.

Общенаучные и частные методы научного познания экономики

К общенаучным методам исследования экономических процессов относятся такие методы, как:

1. анализ и синтез ;

2. индукция и дедукция.

3. метод научной абстракции

Общим мировоззренческим методом является

1. материалистическая диалектика

Среди частных методов исследования выделяют:

1. графические,

2. статистические,

3. математические,

4. моделирование,

5. сравнительный анализ,

6. экономический эксперимент,

7. сравнение и аналогия

Факторы производства и закономерности их развития.

Первый фактор – работники , имеющие необходимые знания и навыки в труде. Этот фактор, как правило, имеет созидательный и творческий характер.

Второй фактор – вещественный – средства труда . К ним относятся те вещи, с помощью которых люди создают нужные им блага.

Третий фактор – тоже вещественный – предметы труда . Они подразделяются на вещество природы, которое не подвергалось обработке (например, угольный пласт в шахте, руда в руднике), и на сырье (отбитые из пласта уголь и руда, направленные для дальнейшей переработки).

Четвертый фактор производства - предпринимательство, или предпринимательская способность. Для современной экономики особенно характерна следующая закономерность. Если в обществе возникают новые потребности, то они становятся мощным побудителем технического прогресса. В свою очередь, прогресс техники и технологии вызывает экономию ресурсов в расчете на единицу продукции или рост эффективности производства.

Эта причинно-следственная связь между возвышением потребностей, техническим прогрессом и эффективностью производства нашла соответствующее отражение в кругообороте экономических благ (рис. 6).

Рис. 6. Кругооборот экономических благ на основе технического прогресса

Указанная закономерность и кругооборот экономических благ на основе научно-технического прогресса сохраняют свое действие в XXI столетии.

Структура и движущие силы общественного производства

Структура общественного производства – определённое соотношение между отраслями производства, выражающее народно-хозяйственные пропорции и состояние общественного разделения в условиях данной системы производственных отношений. Научной основой анализа Структура общественного производства является марксистско-ленинская теория воспроизводства, которая определила состав и основные элементы структуры, закономерности её изменения - общие и специфические для различных способов производства, факторы, влияющие на её развитие и совершенствование.

Первая стадия производства

Хозяйственная деятельность в первобытных общинах приняла два вида первичного вида производства:

1) земледелие (с обработкой почвы с помощью мотыг) и скотоводство;

2) развитие охоты и рыболовства.

Вторая стадия производства

Для второй стадии производства характерны следующие качественно новые процессы:

· главной является вторичная сфера экономики – машинизированное промышленное производство;

· промышленность по своему образу и подобию – на основе машинной техники – преобразует другие важнейшие отрасли хозяйства;

· происходит быстрый рост городов: в них проживает до 2 / 3 всех жителей страны;

· важным в индустриальной экономике был переход к новым источникам энергии (от паровой техники к использованию электричества и двигателей внутреннего сгорания).

Третья стадия производства

Третья стадия производства отличается следующими признаками:

· наибольшее развитие получает третичная сфера экономики – сфера услуг, где занято 60-70% всех работников;

· наука становится непосредственным фактором производства. На основе ее достижений впервые создаются блага, которые не существуют в природе;

· во всех отраслях хозяйства и в быту широко внедряются достижения информатики и современной вычислительной техники. Это позволяет резко повысить значение информации в жизни общества, а также автоматизировать физический и умственный труд;

· научно-техническая революция в конце XX в. и начале XXI в. перерастают во второй этап своего развития, когда начинаются информационная революция и совершенно новое инновационное развитие экономики.

Последовательное историческое развитие и преобразование общественного производства, рассмотренное выше, показывает тесную внутреннюю взаимосвязь всех факторов, лежащих в основе этого движения. В современных условиях экономика каждой страны представляет собой большую и сложную экономическую систему , в которой много самых разнообразных видов хозяйственной деятельности и где каждое звено, компонент системы может существовать только потому, что получает от других что-либо, т.е. находится во взаимосвязи и взаимозависимости от других звеньев.

В экономической системе хозяйственная деятельность людей всегда оказывается организованной, скоординированной тем или иным образом. Следует учитывать, что осуществляется эта деятельность в определенной экономической и социальной среде. Организация взаимодействия, как правило, обусловлена: во-первых, природой (климатическими и почвенными условиями, количеством населения, качеством продуктов питания, жилища, одежды и т.д.), т.е. экономической средой; во-вторых, общественной организацией (отношениями собственности, государственным устройством, правилами и законами существования и др.), т.е. социальной средой.

Субъекты экономики : домашние хозяйства, фирмы, государство.

Домашние хозяйства предоставляют принадлежащие им ресурсы для осуществления процесса производства, а на полученные средства покупают товары и услуги для личного потребления, формируют спрос на товары, услуги и предложение ресурсов.

Фирмы определяют спрос на ресурсы и предложение готовых потребительских товаров.

Государство собирает налоги с домохозяйств и фирм, а затем использует средства государственного бюджета для закупки товаров, на содержание государственного сектора экономики, на социальные выплаты.

Б. Опишите взаимосвязи основных черт рыночной экономики.

На приводимой ниже схеме в виде прямоугольников схематически изображены основные черты рыночной экономики. Соедините стрелками те черты, которые на ваш взгляд являются взаимосвязанными. Подпишите на стрелках характер влияния одной черты на другую. Например, черта А «порождает» (стрелка с соответствующей надписью) черту Б, которая в свою очередь «противодействует» (надпись на стрелке) черте В и т.д.

Личный (корыстный) интерес Частная собственность
Свобода предпринимательства Суверенитет потребителя
Принцип «невидимой руки» Конкуренция
Роль государства
Рынок и цены как механизм саморегуляции

Тесты

Тест Обоснование
1. Исходным критерием разграничения типов экономических систем служит: a) Темпы экономического роста b) Используемые технологии и уровень благосостояния членов общества c) Способ ответа на три фундаментальные проблемы экономической жизни d) Эффективность использования редких ресурсов e) Степень социальной справедливости Экономическая система – это специфический способ, которым общество решает фундаментальные проблемы экономики: что производить? как производить? для кого производить?
2. В конкурентной рыночной экономике при производстве и распределении продукта приоритет отдается интересам: a) Государства b) Продавцов c) Покупателей d) Производителей e) Общества Рыночная экономика является спросоограниченной системой, т.е определяется спросом на блага, а не их предложением. Такая система ориентирована на потребителя, который руководствуется в своем выборе лишь собственными желаниями.
3. Что из перечисленного не является фактором производства? a) Капитал b) Земля c) Деньги d) Предпринимательские способности e) Труд Факторы производства: 1. Труд; 2. Земля; 3. Капитал; 4. Предпринимательская способность; 5. Технический прогресс; 6. Информация. Капитал – все средства производства длительного или краткого пользования. Деньги фактором производства не являются.
4. Способность рыночной экономики к cаморегулированию объясняется: a) Умением предпринимателей верно оценивать объем и динамику рынка b) Значительной степенью правительственного вмешательства c) Развитием политической демократии d) Конкурентным механизмом, действующим на основе цен, прибылей и убытков e) Координацией деятельности крупнейших фирм (в современных условиях) Рынок – это спонтанная экономическая система, главным отличием которой является способность к саморегулированию 2 момента регулирования: 1. Свободно-рыночное ценообразование 2. Конкуренция
5. К числу преимуществ, которыми обладала плановая экономика, можно отнести: a) Быстрый технический прогресс и внедрение изобретений b) Широкий выбор потребительских товаров c) Определение цен на большинство товаров государственными органами и связанная с этим дешевизна d) Отсутствие безработицы и небольшая социальная дифференциация населения e) Эффективное использование ресурсов Минимальные потребности всех людей были удовлетворены.
6. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода показывает, что главную роль в экономике выполняют: a) Рынки факторов производства b) Рынки потребительских товаров c) Производители (фирмы) d) Взаимодействие всех сегментов данной модели e) Потребители Нормальный кругооборот ресурсов, продуктов и капитала возможен лишь при непрерывном существовании и выполнении своих экономических функций всеми субъектами экономики, т.к. расходы одного субъекта являются доходами другого.
7. К экономическим функциям государства в рыночной экономике не относятся: a) Антимонопольное регулирование b) Обеспечение общественными благами c) Определение цен на продукты и ресурсы d) Перераспределение доходов e) Достижение макроэкономической стабилизации В условиях рыночной экономики происходит свободное ценообразование, которое является одной из причин саморегулирования рынка.
8. Как бы вы определили экономическую систему в современной России? a) Рыночная экономика b) Смешанная экономика c) Переходная экономика нового типа d) Переходная экономика e) Рыночная экономика нового типа Россия относится к странам с переходной экономикой нового типа, т.к. 1. Она двигается к рыночной экономике от социалистической; 2. Неполное создание многих рыночных институтов (не сложились рынки капитала, земли и трудовых ресурсов) 3. Инфляция, безработица, разнообразные кризисы.
9. Экономика является смешанной, если: a) Существует полная свобода конкуренции ("laissez faire") b) Не завершился процесс перехода к рынку от традиционной или социалистической экономики c) Государство обладает монопольным правом на собственность и предпринимательскую деятельность d) Действия рыночных сил дополняются государственным регулированием e) Преобладает смешанная (частная с участием государства) форма собственности Смешанная экономика подразумевает значительное развитие социальной сферы, сравнительно велика в ней роль государства, развиты его регулирующие функции.

1.2 Субъекты экономической системы

В экономической системе присутствуют три основных субъекта экономики: домохозяйство, фирмы, государство. В развитых государствах данная триада субъектов хозяйствования всегда дополняется четвертым элементом – иностранным сектором.

Первичным субъектом представляются домашние хозяйства, т.е. частные хозяйственные ячейки, нацеленных на удовлетворение своих собственных потребностей. В этих ячейках формируются все исходные ресурсы экономики, и они являются их собственниками. Продавая свой труд, предоставляя в пользование имущество и капитал, они получают денежный доход и направляют его на потребление .

Фирмы представляют из себя предпринимательскую структуру. Они реализуют ресурсы, полученные из домашних хозяйств, производя массу товаров и услуг и обеспечивая ими все разнообразие индивидуальных и общественных потребностей нации. На их долю в этом процессе достается прибыль.

Государство – совокупность органов, реализующих общенациональные интересы. Определяющая цель государства – производить общественные блага. Главным образом на бесплатной основе: социальная защита населения; развитие науки, образования и культуры; обеспечение безопасности страны и др. государственный интерес состоит в сборе налогов и их расходовании на национальные нужды. У государства имеется и специфическая экономическая задача: оно выпускает в обращение деньги и контролирует их движение в экономической системе.

Иностранный сектор в основном представлен экспортно-импортными операциями с заграницей. Международные экономические отношения строятся на неукоснительном и четком выполнении взятых на себя обязательств. Если государство их не может по какой-либо причине выполнить, то наступает дефолт – отказ, и в отношении данной страны международные организации предпринимают меры принудительного характера.

В каждой стране существуют тысячи фирм, еще больше домашних хозяйств, кроме того, само государство состоит из значительного количества учреждений и организаций.

Причем речь идет в последнем случае не только о правительственных органах, но и общественных организациях.

Все они принимают управленческие решения, используя информацию о динамике хозяйственной системы. Между субъектами устанавливаются вертикальные и горизонтальные связи и отношения.

В результате чего образуется общее экономическое пространство деятельности с пересекающимися экономическими интересами.

Однако как субъекты экономической системы они четко разграничены на вышеперечисленные домохозяйства, фирмы, государство, и именно в этом качестве и рассматриваются экономической теорией .

Экономическая система выполняет такие функции, как создание материальных средств для общества, осуществление взаимодействия общества с природой, выступает саморегулирующейся подсистемой социальной жизни, создающей необходимые предпосылки и условия для различных сторон жизни.

Таким образом, экономическая система – это часть общества в целом, которая помимо экономических отношений, включает политические, идеологические, социально-культурные, юридические и т.д. отношения.

Общество же посредством своих структур влияет на экономическую систему, познает экономические законы, которые используются для экономического развития, создает социально-экономические предпосылки, вырабатывает экономическую политику и нормы функционирования экономической системы.

Таким образом, усвоив сущность экономической системы, можно понять закономерности развития экономической жизни общества.


1.3 Классификация типов экономической системы

Экономическая система является совокупностью взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. Вне системного характера экономики не могли бы осуществляться экономические отношения и институты, не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, и как следствие, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики. В современных курсах экономической теории выделяют: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика – это такая экономическая система, в которой традиции, обычаи, религиозные обряды играют важную роль в регулировании отношений производства, обмена, распределения и потребления экономических благ. Она, как правило, присуща слаборазвитым странам. Наследственность и касты в странах централизованной экономики диктуют экономические роли индивидов. Технический прогресс и внедрение инноваций здесь резко ограничены, так как они вступают в противоречие с устоявшимися традициями и угрожают стабильности общественного строя. Религиозные и культовые ценности здесь первичны по сравнению с экономической деятельностью .

Эта система базируется на многоукладной экономике, широком распространении ручного труда и отсталой технологии. Многоукладность экономики означает существование различных форм хозяйствования. В ряде стран сохраняются натурально-общинные формы, основанные на общинном коллективном ведении хозяйства и натуральных формах распределения продукта. Сюда относятся крестьянское и ремесленное хозяйства . Обычаи определяют начало и конец сельскохозяйственных работ, отсутствует свободный выбор профессии – дети должны наследовать занятие отца. Высокая рождаемость при данном уровне развития экономики обрекает огромное количество населения на нищенское существование. В традиционной системе активную роль играет государство. Подавляющую часть национального дохода оно вынуждено направлять на оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения и на развитие инфраструктуры. Эта система характеризуется устойчивостью и стабильностью, что является не столько преимуществом данной системы, сколько ее недостатком, так как она не способна к быстрым изменениям, техническому прогрессу, а следовательно, и не ведет к повышению уровня жизни населения .

Также для стран с традиционной экономикой характерны: низкий уровень жизни и неравномерное распределение доходов; политическая и экономическая нестабильность; слабая валюта, инфляция и большой внешний долг; чрезмерная опора на государственный сектор в развитии экономики; неконкурентные цены на товары; низкий уровень накопления и скудные инвестиции; малоэффективное использование природного сырья; неразвитое сельское хозяйство; большой процент неграмотных; недостаток квалифицированных работников и высокий уровень безработицы.

Командная система это особая форма организации экономической деятельности, опирающуюся на абсолютное господство государства в экономике, принудительное планирование и уравнительное внеэкономическое распределение материальных благ.

Характерными чертами системы выступают: прямое управление предприятиями из центра; полный контроль государства за производством и распределением; управление с помощью административно-приказных методов. Централизованный план в условиях монополизма государственной собственности является обязательной директивой, необходимой для выполнения, доводимой до регионов, отраслей, отдельных производств, включая сельское хозяйство.

«Государственный план представляет собой совокупность обязательных к исполнению распоряжений органов государственного управления, адресованных конкретным предприятиям организациям народного хозяйства и регламентировавших ассортимент и объем производства, цены и другие аспекты их хозяйственной деятельности» .

Командная система базируется на государственной форме собственности, вся экономическая деятельность планируется и координируется из единого центра, где происходит согласование объемов производства и потребностей через количественные балансы; выполнение единого общегосударственного плана контролируется многочисленными чиновниками. Частная собственность ограничивается личным имуществом граждан. Государственный аппарат выступает в роли работодателя.

Противоположностью командной системы является рыночная экономика (чистый капитализм). Это такая экономическая система, где координация действий осуществляется на основе взаимодействия производителей и потребителей с минимальным вмешательством государства. В данной системе рыночная экономическая система функционирует на принципах саморегуляции. Факторы производства находятся в частной собственности, которая призвана обеспечить личную независимость и возможность развития экономической деятельности каждому человеку. Инициатива сосредоточена в руках частного сектора, действия которого координирует рынок. Поведение продавцов и покупателей осуществляется через механизм цен, который поддерживает равновесие между производством и потреблением, спросом и предложением.

Благосостояние каждого человека в рыночной системе определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, собственные изделия, земельный участок, умение проводить коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям лучший товар и на более выгодных условиях, открывает себе дорогу к росту собственного благосостояния. Рыночной экономикой управляют, по меткому выражению великого экономиста Адама Смита, «невидимая рука» рынка, складывающиеся на нем спрос, предложение, цены, конкуренция .

Основным регулирующим инструментом в такой системе является закон стоимости. Поведение каждого ее участника мотивируется его личными, эгоистическими интересами. Каждый субъект экономических отношений стремиться максимизировать свой доход на основе индивидуального принятия решений. В такой системе существует много самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и ресурса. Роль правительства ограничивается защитой частной собственности и установлением надлежащей правовой структуры, облегчающей функционирование свободных рынков.

Особенности современной рыночной экономики: гибкое адаптивное производство; целевой функцией является не прибыль, а расширение рынка, модификация, повышение качества, снижение затрат; насыщенность товарами и услугами; изменение форм предпринимательской деятельности в сторону увеличения доли мелкого бизнеса .

Отрицательными сторонами рыночной экономики являются следующие черты: отсутствие стабильности, циклические колебания, проявление негативных последствий для развития общества.

В сегодняшней реальной жизни уже нет примеров чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Передовые страны (особенно Германия, Франция) ищут наиболее рациональные, гуманные и социально справедливые пути хозяйствования, стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием. Подобные попытки соединить все лучшее и образуют смешанную экономику.

Образование таких систем обусловлено тем, что конкуренция в эпоху чистого капитализма неизбежно порождает могущественные экономические организации (монополии), которые стремятся противостоять этой конкуренции и обеспечить себе экономические преимущества. Способность этих мощных блоков манипулировать работой рыночной системы и искажать ее нормальное функционирование в своих интересах объективно требует вмешательство государства в процесс регулирования экономических процессов.

В смешанной экономической модели большая часть хозяйственных ресурсов находится в частных руках, многочисленные малые и средние бизнесы плодотворно сотрудничают с крупными корпорациями,. С другой стороны, ряд важных сфер (оборонный и космический комплексы, общее образование и здравоохранение, социальная защита) принадлежит государству, и правительство активно воздействует на социально-экономические процессы.

Смешанная экономика – экономическая система, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующе административно-командное управление допускало существование рынка. Большинство развитых стран, смешанную экономику, в которой и государство, и частный сектор (предприятия и домашние хозяйства) играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ.

Таким образом, можно сделать вывод, что в независимости от вида экономической системы, она никогда не может быть идеальной, то есть – без проблем. Совершенные, общества не существуют. Любая экономическая система имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому, важно одно: какая из систем более эффективна, жизнеспособна, гуманна, открыта миру и несет прогресс. Неэффективная экономика, как можно убедиться на опыте СССР и всех других социальных стран обрекает народы на бедность, отсталость, раздоры и может приводить к краху целые государства.


II. НАЦИОНАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ


Сложилась своеобразная мотивация трудовой деятельности. Именно эта модель демонстрирует значение социокультурного и конфессиональных факторов в экономической жизни общества. Итак, проведя анализ описных выше моделей рыночной экономики, можно прийти к выводу, что при наличии частных различий для всех развитых стран характерен ряд общих закономерностей: -господство частной собственности и...

Национального рыночного хозяйства; 2. сильная система социального обеспечения; 3. значительный удельный вес государственной собственности в валовом национальном продукте. Третья модель рыночной экономики - японская. Ей свойственны: 1. чёткое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства в интересах достижения национальных целей; 2. дух коллективизма и патернализма на...


Модель при переменных параметрах роста населения, изменениях технического прогресса, а значит капиталовооруженности труда и изменениях нормы сбережений. Из неоклассической модели Солоу следует, что в условиях совершенной конкуренции при любой норме сбережений рыночная экономика тяготеет к сбалансированному росту, при котором национальный доход и капитал увеличиваются с темпом, равным темпу роста...

Особеностью Германской модели от Шведской является то, что в Германии Центральному Банку предоставлена полная автономия. ГЛАВА 3:” РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ НА ПУТИ К СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ” 3.1 ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И ЕГО УРОКИ Изучение мирового опыта имеет безусловное значение и для Республики Беларусь. За последние годы страна...

Заказ № 1841

Курсовая работа на тему: «Субъекты экономики и их виды»

Введение…………………………………………………………………..3

Глава 1. Субъекты экономики…………………………………………...5

1. 1. Субъекты рыночной экономики…………………………………...5

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики………………………..9

Глава 2. Интересы субъектов экономики……………………………..13

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм…………13

2. 2. Экономические интересы агентов……………………………….16

Заключение……………………………………………………………...22

Список использованных источников………………………………….25

Введение

К экономическим агентам относят домашние хозяйства (отдельных лиц и семей), предприятия (фирмы) и государство (органы государственного управления, государственные учреждения), а также некоммерческие организации. Это самое общее, несколько условное деление.

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет.

Актуальность темы работы. Рыночные отношения предполагают децентрализацию производства, относительно независимое принятие решений и осуществление хозяйственной деятельности субъектами экономики. Вместе с тем, в процессе реформирования экономической системы российского общества в качестве основных целей подобных преобразований провозглашалось улучшение качества жизни населения, устранение одного из крупнейших недостатков командно-административной экономики – отторжения достижений научно-технического прогресса воспроизводственным процессом, а также повышение эффективности функционирования системы в целом. Переход России от глубокого спада к стабилизации и экономическому росту вызывает необходимость выявления факторов, способствующих закреплению и усилению данной тенденции. К последним относятся совершенствование организации и управления производством, использование достижений НТП в воспроизводственном процессе, а также рост производительности труда. Каждый из них связан с экономическими интересами субъектов экономики, от согласования которых зависит решение поставленных задач.

Цель данной работы – изучение субъектов экономики и их интересов.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие субъектов;

Рассмотреть субъекты рыночной экономики;

Изучить функции экономических агентов;

Проанализировать интересы субъекты экономики.

Объектом исследования в данной работе выступают экономические субъекты, предметом является рыночная экономика.

Глава 1. Субъекты экономики

1. 1. Субъекты рыночной экономики

Рынок – это система взаимодействия продавца и покупателя.

Зарождения и развитие рыночной системы было обусловлено двумя причинами:

1. развитием разделения труда, которое дало возможность и необходимость обмена, вылившегося при появлении денег в куплю – продажу. Обмен стал возможным, поскольку в результате специализации у производителя появились значительные излишки продукции. Разделение труда ведёт к росту производительности, что, в свою очередь, делает возможным производить данный продукт в количестве больше, чем требуется самому производителю;

2. частной собственностью.

Для рыночной экономики характерными являются:

1. частная собственность

2. свобода выбора

3. личные экономические интересы как главный мотив поведения людей

4. конкуренция

5. механизм цен, координирующий экономические связи

Рынок выполняет следующие функции:

1. информационную, через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком;

2. регулирующую, т.е. рынок устанавливает пропорциональность в развитии экономики, регулирует распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей;

3. стимулирующую, т. е. фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки;

4. санирующую, т. е. рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным.

В современных условиях рыночная система из саморегулирующейся трансформировалась в регулируемую, что привело к усложнению субъектной структуры рыночного хозяйства.

Домашнее хозяйство - экономическая единица, функционирующая в потребительской сфере экономики - может состоять из одного или нескольких лиц. Оно обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала, самостоятельно принимает решения, является собственником и поставщиком какого-либо фактора производства в рыночной экономике, стремится к максимальному удовлетворению личных потребностей (а не для наращивания прибыли).

Предприятие (фирма) - экономическая единица, функционирующая с целью получения дохода (прибыли), стремится к максимизации дохода, самостоятельно принимает решения, использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи. Оно предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, что влечет за собой риск и ответственность. Полученный доход предприятие (фирма) расходует не просто на личное потребление, а для расширения производства.

Банк - финансово-кредитное учреждение, регулирующее движение денежной массы, необходимой для нормального функционирования экономики.

Государство (правительство) представлено различными правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Бюджетные организации, которые представляют государство, не имеют своей целью получение прибыли, а реализуют функции государственного регулирования экономики.

Рисунок 1. Общая модель взаимодействия субъектов рыночного хозяйства

Взаимодействие домашних хозяйств, фирм и государства может быть представлено моделью экономического кругооборота.

Модель экономического кругооборота позволяет исследовать поведение фирм и домашних хозяйств на рынках факторов производства и потребительских благ.

На рынке факторов производства домашние хозяйства выступают в роли продавцов, предлагая фирмам, выступающим здесь в роли покупателей, труд, землю, капитал, предпринимательские способности. Приобретя все необходимое для создания потребительских благ, фирмы осуществляют их производство.

Вторая встреча домашних хозяйств с фирмами происходит на рынке потребительских благ. Но теперь их роли поменялись: в качестве продавцов выступают фирмы, а покупателями являются домашние хозяйства. Движение по внешнему кругу схемы, по которому движутся потоки товаров, замыкается.

Но одновременно с движением товаров происходит перемещение денежных потоков. Движение денег начинается с фирм, которые являются владельцами стартового денежного капитала, необходимого для приобретения факторов производства. Деньги, отданные в обмен на факторы производства, выступают в виде затрат на производство. Но, оказавшись в руках собственников производственных ресурсов, деньги принимают форму доходов на факторы производства, а будучи истраченными на покупку потребительских благ, выступают в виде расходов домашних хозяйств. И, наконец, после продажи фирмами произведенных ими товаров и услуг деньги выступают в виде доходов владельцев фирм.

Модель показывает, что в экономике движутся два противоположно направленных потока: поток товаров и поток расходуемых на их приобретение денег. Оба потока непрерывны, протекают одновременно и представляют собой главный элемент механизма функционирования рыночной экономики. Важным следствием модели кругооборота является то, что суммарная величина продаж фирм равна суммарной величине доходов домашних хозяйств.

1. 2. Функции субъектов современного рыночного хозяйства и экономические цели в рыночной системе экономики

Отличительная черта экономических агентов - принятие и реализация самостоятельных решений в сфере хозяйственной деятельности.

Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени интенсивности воздействия на экономику и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

При первой модели целевая направленность государственных программ связана с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

Корпоративная экономика предполагает целевую направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Что касается российской экономики, она исторически опиралась на примат либо государственной, либо общинной, либо общественной собственности, что и обусловило специфику основных проблем современных рыночных реформ.

Если оценивать экономические цели современной системы хозяйствования в масштабе всего общества, то их можно свести к следующим основным положениям:

1. Обеспечение экономического роста и более высокого уровня и качества жизни населения.

2. Повышение эффективности использования ограниченных производственных ресурсов в масштабе всего общества, то есть достижения наилучших результатов при минимальных затратах.

3. Достижение полной занятости трудоспособного населения. Все кто может и желает работать должны быть обеспечены рабочими местами.

4. Стабильный уровень цен. Постоянно изменяющиеся цены ведут к изменению поведения людей и предприятий, создают напряженность и неуверенность в экономической деятельности.

5. Экономическая свобода. Все хозяйствующие субъекты должны обладать в своей экономической деятельности высокой степенью свободы.

6. Справедливое распределение доходов. Мы уже говорили, что справедливость в распределительных отношениях не означает уравниловки. Она заключается в том, чтобы на равный капитал и равный труд обеспечивался равный доход и чтобы ни одна группа населения не пребывала в нищете при чрезмерной роскоши других.

7. Поддержание разумного соотношения экспорта и импорта, то есть по возможности активного торгового баланса в международных экономических и финансовых отношениях.

Таковы в общих чертах основы и характерные признаки рыночной экономики.

Глава 2. Интересы субъектов экономики

2. 1. Экономические интересы и хозяйственный механизм

Экономические отношения возникают между людьми под воздействием экономических интересов. Экономический интерес - это осознанная потребность человека, группы лиц, общества в целом в экономических благах.

Требуя удовлетворения, потребности рождают экономический интерес. Под воздействием экономических интересов люди вступают друг с другом в экономические отношения. Так, необходимость в удовлетворении потребностей в пище заставляет людей заниматься производством продуктов питания и вступать при этом в производственные, а затем в распределительные и обменные отношения, в результате которых возникают отношения потребления, в ходе которых удовлетворяются потребности в пище.

Таким образом, возникает целая цепь связей между потребностями и их удовлетворением: потребность их осознание экономический интерес экономические отношения (отношения производства, распределения и обмена) удовлетворение потребности (отношения потребления). Из этой цепочки видно, что экономические интересы создают побудительные мотивы к экономической деятельности, выступая в виде движущей силы всей экономической системы.

Выделяются три основных вида экономических интересов: личные, групповые, или коллективные, и общественные. В том числе личные и групповые интересы могут быть классовые, то есть выражать интересы целого класса.

Конкретное содержание экономических интересов отдельных людей зависит от их места в системе экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Очевидно, что экономический интерес собственника рабочей силы иной, чем интерес нанимающего его собственника крупного капитала. И тот, и другой заинтересован в максимальной отдаче от своей собственности, но, как мы увидим в дальнейшем, отдача от капитала может находиться в обратной зависимости от отдачи рабочей силы. Это говорит о том, что интересы людей и классов могут противоречить друг другу.

Для экономики как функциональной системы важное значение имеет совпадение всех видов интересов, когда личный интерес является частью группового, а групповой, в том числе классовый, - частью общественного интереса. Несовпадение интересов ведет к неэффективному функционированию экономики и в конечном счете к ее расстройству.

Итак, экономический интерес - система экономических потребностей субъектов хозяйственной деятельности (работника, корпорации, кооперации, потребителя, государства). Отражая единство всех экономических потребностей, интерес, в отличие от потребностей, ориентированных на предметные цели (потребность в хлебе, обуви, машине и т. д.), направлен на экономические отношения, на жизненные условия в целом. Поэтому интерес выступает как стимул деятельности субъекта экономики, определяя его хозяйственное поведение и поступки.

Важную роль в обеспечении соответствия экономических интересов и тем самым в функционировании экономики как системы играет хозяйственный механизм. Под хозяйственным механизмом понимается совокупность мер, рычагов, управляющих воздействий, направленных на обеспечение производства необходимых благ и их доведение до потребителей.

Центральное место в хозяйственном механизме занимают стимулы. В экономике стимул предстает как побудитель экономической деятельности субъектов, основанный на наглядной демонстрации связи между результатом этой деятельности и степенью реализации экономических интересов субъектов. Стимулы могут быть применены к отдельным людям, побуждая их результативно трудиться, и к целым предприятиям, побуждая их к производству тех или иных благ.

По видам стимулы делятся на материальные и нематериальные.

Материальные стимулы основаны на возможности получения материальных благ и услуг в качестве вознаграждения за экономическую деятельность. Такие стимулы называют также экономическими. Нематериальные стимулы основаны на нематериальном вознаграждении, выступающем в виде морального или творческого удовлетворения от результатов экономической деятельности. Подобное удовлетворение может дать сам труд, если он интересен и содержателен творчески. Кроме того, такие стимулы могут быть основаны на чувстве страха, гордости, чести и прочих чувствах, не связанных с материальными потребностями. Эти стимулы называют также неэкономическими.

Воздействуя через систему стимулов на экономические интересы людей, хозяйственный механизм координирует их деятельность как автономных субъектов, обеспечивая внутреннюю организованность экономики как системы. Под воздействием хозяйственного механизма люди находят свое место в системе организационно-экономических отношений, а сами эти отношения приобретают конкретно-функциональный характер, то есть предстают как отношения между людьми, выполняющими определенные экономические функции.

Особую роль хозяйственный механизм играет в сфере распределения и обмена, где он обеспечивает связь между производителями различных благ и их потребителями. Через него потребители делают своего рода заказ производителям. С одной стороны, хозяйственный механизм обеспечивает выявление потребностей в благах как потребительского, так и производственного назначения, определяет приоритетность их удовлетворения и с учетом этого обеспечивает распределение «заказов» на соответствующие материальные блага и услуги между производителями по подразделениям общественного производства, отраслям и предприятиям. С другой стороны, с учетом этих «заказов» с помощью хозяйственного механизма идет распределение имеющихся ресурсов, их использование в качестве факторов производства и затем распределение и доведение до потребителей произведенных благ.

Именно под воздействием хозяйственного механизма производители получают ответы на такие главные вопросы экономики: что и для кого производить? как и сколько производить? С помощью различных стимулов он заставляет делать выбор в пользу производства тех или иных благ, производить их в определенном количестве и направлять потребителям. Тем самым хозяйственный механизм обеспечивает решение проблемы №1 любой экономики – проблемы выбора: выбора направлений использования ограниченных ресурсов, способов их использования, выбора направлений распределения произведенной с их помощью продукции.

2. 2. Экономические интересы агентов

Интересы экономических агентов обусловливаются их положением в экономической системе, выполняемыми ими функциями.

Если рассматривать непосредственно интересы субъектов экономики, то можно заметить, что они (а также их реализация) сильно варьируются в зависимости от типа субъекта экономики, объема, структуры и характера использования его собственности. Так, например, потребности и интересы государства, как экономического субъекта, с одной стороны, связаны с повышением производства и потребления общества, так как государство является выразителем его интересов, с другой - с интересами и потребностями государственных структур, возникающими в процессе их функционирования (как в экономических ресурсах, так и в инвестиционных, и потребительских благах).

Интересы домохозяйств сильно разнятся в зависимости от набора экономических ресурсов, поставляемых ими на рынок. Зарубежные субъекты экономики включают в себя домохозяйства, предприятия, государственные структуры, расположенные за пределами рассматриваемого национального хозяйства. Последние могут реализовывать свои интересы в рамках хозяйственной системы, по отношению к которой они являются иностранными, что вызывается как глобальной конкуренцией (в сфере эффективности производства, уровня нормы прибыли, рыночной цены природных и трудовых ресурсов и т.д.), так и процессом международного разделения труда. Главное отличие интересов зарубежных субъектов хозяйствования от отечественных заключается в том, что в процессе их реализации большее значение уделяется собственным задачам, которые часто противоречат интересам страны, в рамках которой осуществляется их экономическая деятельность.

Домашние хозяйства стремятся максимизировать полезность благ, приобретаемых на доходы; они ранжируют свои потребности и осуществляют расходы в пределах имеющихся у них бюджетов.

Решения, принимаемые предприятиями (фирмами), неоднозначны: они определяются не только стремлением максимизировать прибыль, но и другими мотивами, например, захват и удержание доли на рынке, расширение масштабов производства, утверждение экономической власти.

Выполняя функции, которые не может реализовать рынок, государство призвано обеспечивать общенациональный интерес, способствовать росту богатства нации. Исключительная роль общенационального интереса, особенно в переходные эпохи, далеко не всегда осознается членами общества. Но именно этот интерес, направляемый на решение коренных задач нации, страны в соответствии с ее положением в мире, наличием ресурсов, особенностями общественного устройства, историей и традициями, является ведущим и определяющим.

В свое время еще Т. Веблен с известной долей иронии замечал, что не следует представлять «экономического человека» в виде механического шарика, своего рода «генерального калькулятора удовольствий и тягот», который руководствуется исключительно денежными мотивами. «Экономический человек» - одно из наиболее общих понятий, своего рода модель человека с точки зрения его целей, средств достижения и знаний (информации), которыми он руководствуется. Поведение человека как потребителя и как участника производства весьма неоднозначно. Экономические интересы - одна из составляющих его интересов, представляющих достаточно сложную и противоречивую систему. Следует иметь в виду, что помимо чисто личных интересов люди руководствуются интересами коллектива, села или города, региона, в котором они живут. В решениях и поступках людей присутствуют и более широкие интересы - национальные, общества в целом.

В качестве основного фактора, определяющего взаимозависимость интересов субъектов экономики, выступает общественный характер производства, так как на любом уровне обнаруживается множество хозяйственных связей. Интегрирующая функция общественного характера производства детерминируется общественным разделением труда и проявляется в вертикальном аспекте, соединяя в единое целое (субъект более высокого уровня) субъекты-элементы, связывая частные интересы каждого из них с общими интересами субъекта-системы; и в горизонтальном - благодаря отношениям типа «производитель-потребитель» между отдельными субъектами экономики, что предопределяется экономическим разделением их функций.

Взаимозависимость интересов агентов хозяйствования диктуется необходимостью повышения эффективности производства, которое достигается за счет общественного разделения труда. В результате углубляется специализация отдельных субъектов. В современных условиях осуществлять полный производственный цикл могут только очень крупные хозяйственные единицы. Углубление процесса разделения труда вызывает возрастание количества субъектов производственных отношений, их специализацию на предоставлении отдельной продукции производственного и потребительского назначения, а также ресурсов, что вызывает удлинение технологических цепочек, усложнение процесса формирования и совершенствования части ресурсов (например, труда), качественную смену способов удовлетворения потребностей. В итоге, для реализации каждого конечного интереса, необходимо непосредственное участие все большего количества субъектов экономики, каждый из которых, в свою очередь, имеет собственные потребности.

В качестве основных объективных причин противоречий экономических интересов субъектов экономики, выступает общий источник экономических ресурсов, используемых для удовлетворения их потребностей, ограниченность последних и производимых на их основе благ, экономическая обособленность субъектов экономики. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объективные причины противоречий в системе экономических интересов вызваны единым источником реализации этих интересов и противоречиями между типами, формами и видами самих интересов.

Увеличение объемов общественного производства служит основным источником постоянного углубления степени реализации интересов. Экономический рост - это, прежде всего, повышение эффективности производства на основе ограниченных экономических ресурсов, он не включает в свой состав эффективности процессов распределения, обмена и потребления. Между тем, интерес реализуется вместе с удовлетворением потребностей, которые являются его материальной основой. А качество данного процесса определяется эффективностью использования ресурсов не только в фазе производства, но и на всех стадиях воспроизводственного процесса – от производства до потребления. Дополнительным фактором связи между реализацией интересов общества и экономическим ростом в рамках его хозяйственной системы является воспроизводство ресурсов на качественно новом уровне.

Заключение

Субъектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между множеством субъектов, выражающая их цели, равноправные, но встречно согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения товаров и услуг.

Субъектами рыночной экономики являются: предприниматели; работники, продающие свой труд; конечные потребители; владельцы ссудного капитала; собственники ценных бумаг; торговцы и т.д. Основные субъекты рыночного хозяйства принято подразделять на четыре группы: домашнее хозяйство; предприятие (фирма), банк и государство (правительство).

Положение и роль каждого экономического агента определяется его отношением к факторам производства, которыми он владеет. Одни располагают капиталом и обладают экономической властью, определяют формы хозяйствования, участвуют в управлении, занимаются предпринимательской деятельностью. Другие распоряжаются лишь собственной рабочей силой, их возможности влияния на организацию производства, распределение доходов, участие в управлении ограниченны.

К домашним хозяйствам принято относить тех, кто осуществлять операции, связанные с ведением домашнего хозяйства, т.е. преимущественно потреблением. Предполагается, что все экономические ресурсы в конечном счете принадлежат домашним хозяйствам. Они получают доходы, предоставляя экономические факторы - рабочую силу, капитал, землю и др., которыми они располагают, иначе говоря, путем оказания факторных услуг.

Полученные доходы используются ими на приобретение необходимых товаров, а также для создания сбережений. Как потребители домашние хозяйства независимы, т.е. они вправе принимать решения самостоятельно, но эта независимость ограничивается размерами доходов и системой регламентации, существующей в обществе.

Предприятия (фирмы) в отличие от домашних хозяйств, выполняющих преимущественно функцию потребления, в основном осуществляют производственную деятельность, а также инвестирование. Предприятия различаются по формам собственности (частные кооперативные, государственные), размерам и масштабам производства, видам производственной деятельности и т.д. В экономической статистике предприятия (фирмы) часто делят на два вида агентов: нефинансовые и финансовые.

Предприятия (фирмы) занимаются предпринимательской, коммерческой деятельностью, цель которой - извлечение прибыли. Несколько специфические функции выполняют в обществе некоммерческие организации, например благотворительные фонды, профсоюзные организации, спортивные общества, ассоциации предпринимателей. Их основная задача - непосредственное удовлетворение потребностей людей, а не получение прибыли. Так, цель некоммерческих организаций в области спорта - физическое развитие личности и подготовка спортсменов.

Хотя основные функции государства состоят в обеспечении общественных потребностей и безопасности, оно всегда играло важную роль в экономической жизни общества. Государство активно вмешивается в экономику, используя различные формы и методы. Существуют различные показатели и критерии экономической активности государства, среди них - доля государственных расходов в ВВП; доля налогов в ВВП; размеры государственной собственности и продукции, производимой государственными предприятиями.

Субъекты экономики представляют собой элементы открытой системы, в процессе функционирования которых, происходит изменение как внешней, так и внутренней, по отношению к ним, среды. Поэтому каждый из них характеризуется собственными потребностями. Эти потребности непосредственно связаны с экономическими интересами.

Список использованных источников

1. Акимов А.В. Основы национальной экономики / «ИНФРА – М», М.: 2004. - с. 332.

2. Куликов Л.М. Основы экономической теории. М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 105

3. Николаев И. Р. Основы экономической теории. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – с. 791

4. Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 115 с.

5. Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

6. Стадник И. С. Инвестиции субъектов экономики – условие экономического роста/ /И. С. Стадник // Материалы научно-методических чтений ПГЛУ: Университетские чтения – 2003. Часть IV. – Пятигорск: изд-во ПГЛУ, 2003.

7. Стадник И.С. Воздействие сбалансированной реализации интересов на процесс экономического роста. /И. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Экономические интересы, стимулирование и мотивация в механизме рыночного хозяйствования. Пятигорск, 2004.

8. Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. - 831 с.

9. Экономика предприятия: Учебник // Под ред. О. И. Волкова. - М.: ИНФРА-М, 2004. - с. 416

10. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. – Ростов н/Дону: издательство «Феникс», 2000. - с. 125.

11. Экономика: Учебник / С.Г. Землянухина, О.В. Мраморнова, А.В. Пахомова и др.; под общ. ред. С.Г. Землянухиной. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т., 2000. - с. 143.

12. Экономика отрасли. Серия. Учебники и учебные пособия. Ростов н/ Дону: «Феникс», 2003. - с. 311.

13. Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/


Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 43

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 44

Экономический словарь//http://abc.informbureau.com/

Седов В. В. Экономическая теория: В 2 ч. Ч. 1. Введение в экономическую теорию: Учеб. Пособие. – Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. с. 45

Стадник И. С. Субъекты экономики и взаимозависимость их интересов. С. Стадник // Сб. науч. трудов: Вопросы согласования и реализации экономичеинтересов в условиях формирования цивилизованного рынка. Пятигорск, 2003.

Экономика / Ред. А.С. Булатов. - М.: Экономистъ, 2006. с. 271

Экономика / Ред. А.С. Булатов. -М.: Экономистъ, 2006. с. 273

Раз экономика субъектна, то первейшей задачей экономического анализа становится выявление субъектов экономической деятельности. При этом экономика не рассматривается как нечто отдельное от социума, а, значит, под экономическими субъектами понимаются различные социальные страты под углом их экономического поведения, и социум в целом является субъектом собственной хозяйственной деятельности.

  • 1. Власть (государственные и политические структуры). Ее экономическая деятельность выражена в прямом присвоении продуктов хозяйственной деятельности общества посредством налогов, установления ограничений и разрешений на экономическую активность. Собственно внутренний интерес власти лежит в несколько иной (неэкономической) плоскости - ее самосохранении, но характер столкновения экономических и внеэкономических интересов власти, чему в данном конкретном случае отдается предпочтение, для целей экономического анализа вторично. В сфере экономики власть воздействует на общество, регулируя законодательную базу, размеры налогов и пошлин, финансируя различные государственные программы и т.д., используя весь спектр государственных рычагов. Насколько такое воздействие отражает интересы общества в целом и влияет на экономическое развитие связано с наличием реальной обратной связи между обществом и властью. Но собственный экономический интерес власти удовлетворяется всегда, пока общество хоть что-то производит. Особый экономический статус власти, помимо всего прочего, закреплен еще и законодательно.
  • 2. Частная собственность. Экономический интерес собственника выражен не в его непосредственной хозяйственной деятельности, а закреплен правовым статусом собственности, дающим право на присвоение продукта, произведенного при использовании данной собственности. Сохранение этого правового статуса является основным мотивом экономического поведения данной социальной страты.
  • 3. Предпринимательский бизнес-слой. К нему также можно отнести высшее управленческое звено. Экономическая деятельность этого слоя напрямую ориентирована на извлечение прибыли. Характер взаимодействия с остальными субъектами: с властью - попытка добиться от нее преференций для ведения бизнеса, как и защита от излишних (как считает этот слой) посягательств власти в ее присвоении доли извлекаемой прибыли. С обществом в целом - оно рассматривается как потребитель произведенного продукта, так что задачей становится стимулирования потребителя в еще большем потреблении, как и выявление тех запросов общества, обслуживание которых может потенциально давать прибыль. С собственником - стремление к «справедливому» распределению доли прибыли, приходящейся непосредственно на использование собственности (если предпринимательский слой сам не является собственником), и характерны в первую очередь договорные отношения. С «армией труда» - цена труда рассматривается как издержки, которые желательно уменьшить, но характер взаимоотношений уже имеет двойной характер: договорной (при приеме на работу, увольнении, регулировании конфликтных ситуаций) и административно-приказной в непосредственно хозяйственной деятельности.
  • 4. Армия труда. Характер ее экономического интереса - возможность продать свой труд за достойную цену. Можно к этой социальной страте отнести и полунатуральный способ ведения хозяйства (приусадебные участки). Воздействие на экономику этого слоя связано с наличием в нем широкого спектра профессиональных навыков, востребованных на рынке, готовностью и способностью отстаивать права труда в политической и экономической сферах, степенью экономической самодеятельности и активностью этого слоя.
  • 5. Иждивенческий слой. К нему можно отнести возрастное иждивенчество (дети и пенсионеры), временное иждивенчество (призывники, студенты, безработные на пособии) и социально немощные (больные и инвалиды). Экономическое влияние этого слоя - в размерах его запросов и готовности общества нести на своих плечах бремя этих расходов. Иждивенческий слой находится в экономической зависимости от источника доходов и обычно выступает как пассивный экономический фактор. Конечно, это несколько не так по отношению к слою временных иждивенцев, потому как их иждивенчество - это в некотором смысле социальный кредит, который получает этот слой, но который возвращается с переходом из этой социальной страты в экономически активную.
  • 6. Стоит выделить особо финансовый бизнес-слой. Выделение его вызвано тем, что основной его экономический интерес связан с особым статусом денег в экономических процессах. И понятие прибыли в этой сфере связано с правом «печатания» денег и контролем финансовых потоков.
  • 7. Для полноты охвата всех социальных страт с их особой экономической субъектностью необходимо отметить еще и антиэкономику - теневой, криминальный сегмент общественного хозяйства. Главным экономическим мотивом для данных субъектов экономики является возможность силового присвоения общественного продукта (или иного другого нелегального способа) с последующей легализацией этого присвоения.

Можно считать, что такое представление субъектов экономики почти целиком охватывает социум. Надо к такому разграничению экономических субъектов (включая характер их экономической мотивации) добавить еще экономическую субъектность общества в целом, его совокупный интерес в росте экономике. Последнее уже можно рассматривать как взаимодействие общества с природной средой, которая является источником ресурсов для хозяйственной деятельности.