Особенности формирования рабочего плана счетов на малых предприятиях.

Сопоставляющие счета - предназначены для получения показателей, отражающих финансовых результатов отдельных хозяйственных процессов или деятельности предприятия. Они делятся на операционно-результатные и финансово-результатные.

К операционно-результатным счетам относятся счет 46 «Выполненные этапы по незавершенным работам».

По кредиту отражается продажная стоимость или выручка от реализации соответствующих средств, а по дебету - фактическая стоимость, а также расходы по реализации. Сопоставление оборотов и позволяет определить финансовый результат. Если больше сумма дебетового оборота, то разница показывает убыток от реализации, а если больше сумма кредитового оборота, то разница отражает прибыль от реализации. Эта разница по окончании месяца перечисляется на счет 99 «Прибыли и убытки», поэтому операционно-результатные счета не имеют сальдо.

Финансово-результатные счета предназначены для учета и контроля финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. Примером такого счета является счет 99 «Прибыли и убытки». По дебету этого счета отражаются убытки от реализации и другие внереализованные расходы, а по кредиту - прибыль от реализации и другие внереализационные расходы. При сопоставлении оборотов определяется конечный финансовый результат. Поэтому дебетовое сальдо отражают убыток, а кредитовое - прибыль.

Все перечисленные счета отражают остатки и движение средств и источников их формирования, принадлежащих предприятию. Если счета имеют сальдо, то оно отражается в балансе. Следовательно, они относятся к балансовым счетам.

В хозяйственной деятельности предприятия могут участвовать средства не принадлежащие предприятию. Кроме того, в предприятии могут быть условные ценности (бланки строгой отчетности), а также дебиторская задолженность, списанная на убыток. Эти объекты требуют контроля и учета. Поэтому они отражаются на забалансовых счетах. Особенностью этих счетов является отражение операций на них способом ординарной записи только по дебету или только по кредиту. Они никогда не корреспондируют с балансовыми счетами.

Группировка счетов по однородным признакам называется классификацией счетов.

Тема 2.3. Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета

Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета устанавливает единые подходы к применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и отражению фактов хозяйственной деятельности на счетах бухгалтерского учета. В ней приведена краткая характеристика синтетических счетов и открываемых к ним субсчетов: раскрыты их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов хозяйственной деятельности, порядок отражения наиболее распространенных фактов. Описание счетов бухгалтерского учета по разделам приводится в последовательности, предусмотренной Планом счетов бухгалтерского учета.


Принципы, правила и способы ведения организациями бухгалтерского учета отдельных активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др., в том числе признания, оценки, группировки, устанавливаются положениями и другими нормативными актами, методическими указаниями по вопросам бухгалтерского учета.

По Плану счетов бухгалтерского учета и в соответствии с Инструкцией бухгалтерский учет должен вестись в организациях (кроме кредитных и государственных (муниципальных) учреждений) всех форм собственности и организационно-правовых форм, ведущих учет методом двойной записи.

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и Инструкции организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

План счетов бухгалтерского учета представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете. В нем приведены наименования и номера синтетических счетов (счетов первого порядка) и субсчетов (счетов второго порядка).

Для учета специфических операций организация может по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации вводить в План счетов бухгалтерского учета дополнительные синтетические счета, используя свободные номера счетов.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов бухгалтерского учета, используются организацией исходя из требований управления организацией, включая нужды анализа, контроля и отчетности. Организация может уточнять содержание приведенных в Плане счетов бухгалтерского учета субсчетов, исключать и объединять их, а также вводить дополнительные субсчета.

Порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией исходя из Инструкции, положений и других нормативных актов, методических указаний по вопросам бухгалтерского учета (основных средств, материально-производственных запасов и т.д.).

В Инструкции после характеристики каждого синтетического счета дана типовая схема корреспонденции его с другими синтетическими счетами. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности, корреспонденция по которым не предусмотрена в типовой схеме, организация может дополнить ее, соблюдая единые подходы, установленные настоящей Инструкцией.

Рабочий план счетов организации является наиболее важной составляющей системы бухгалтерского учета организации, поскольку классификация объектов бухгалтерского учета, положенная в его основу, определяет возможности дальнейшей детализации информации бухгалтерского учета.

Главное отличие современной системы бухгалтерского учета состоит в необходимости выделения в ней трех направлений: финансовый, управленческий и налоговый учет. Как уже было отмечено ранее, такое подразделение связано с тем, что каждое направление бухгалтерского учета имеет свои цели и призвано решать свои задачи. Именно этот фактор является причиной различий в подходах к классификации объектов учета в различных направлениях бухгалтерского учета.

Так, например, в налоговом учете расходы организации подразделяют на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы, а в финансовом - на расходы по обычным видам деятельности, операционные и внереализационные (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 6 мая 1999 года № 33н).

Таким образом, рабочий план счетов организации призван служить основой для каждого из направлений бухгалтерского учета.

В Инструкции по применению Плана счетов дана характеристика синтетических счетов и субсчетов, а также указана типовая корреспонденция счетов. В случае возникновения фактов хозяйственной деятельности или совершения операций, записи (корреспонденция) по которым не предусмотрены в типовой схеме, организация дополняет ее, соблюдая единые методологические подходы, установленные Инструкцией.

Аналитические счета в Плане счетов не указываются, порядок ведения аналитического учета устанавливается организацией самостоятельно на основании Инструкции по применению Плана счетов, а также документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета.

Таким образом, План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению являются документами, которые сочетают государственное регулирование и возможность самостоятельного выбора каждым хозяйствующим субъектом перечня синтетических счетов и субсчетов, необходимых для отражения его деятельности.

Тема 2.4. Принципы и цели разработки рабочего плана счетов бухгалтерского учета

На основе данного Плана счетов организации утверждают рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий полный перечень синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета.

Действующий План счетов содержит синтетические счета и субсчета. Синтетические счета имеют номера от 01 до 99, сгруппированные в восемь разделов, исходя из экономической группировки объектов бухгалтерского учета и участия их в процессе деятельности хозяйствующего субъекта. В каждом разделе имеются свободные номера, позволяющие вводить дополнительные счета. После балансовых синтетических счетов в самостоятельном разделе представлены забалансовые счета, имеющие трехзначные номера (001-011). Они предназначены для накапливания информации о наличии и движении временно находящихся у организации в пользовании и распоряжении ценностей.

Для учета специфических операций организация может вводить в План счетов дополнительные синтетические счета, используя свободные номера.

Субсчета, предусмотренные в Плане счетов, применяются организациями для детализации показателей синтетических счетов. Организациям предоставлено право уточнять содержание, дополнять, исключать или объединять отдельные субсчета.

Тема 2.5. Два подхода к проблеме оптимизации рабочего плана счетов организации

Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Для решения указанной задачи можно воспользоваться следующими правилами:

1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.

2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.

3. Построение синтетического учета имеет древовидную структуру.

4. Можно объединять отдельные синтетические счета в один.

5.Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации.

Таким образом, разрабатывая рабочий план счетов, каждая организация оптимизирует «официальный» план счетов с учетом, как масштабов деятельности, так и организации учета.

Разработка и применение плана счетов в бухгалтерском учете

1.3 Формирование рабочего плана счетов

План счетов бухгалтерского учета имеет синтетические счета (счета первого порядка) и субсчета (счета второго и следующих порядка), причем организация имеет право при необходимости сама открывать субсчета исходя из нужд управления, в том числе анализа, контроля и составления отчетности. Из синтетических и аналитических счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, и складывается рабочий план счетов.

Для большинства организаций при формировании учетной политики одной из ключевых проблем является оптимальная организация аналитических счетов (субсчетов) с целью правильного отражения себестоимости выпускаемой продукции, получения информации о доходах и рентабельности по видам деятельности.

Как правило, существует два подхода к решению данной задачи.

Первый подход подразумевает автономию финансового и управленческого учета, когда бухгалтерия, работая по котловому методу, готовит отчетность только для внешних пользователей, а в системе управленческого учета собирается и обрабатывается информация для менеджеров.

Второй подход заключается в объединении финансового и управленческого учета в общую информационную систему, в которой аналитические счета финансового учета организованы таким образом, чтобы обеспечивать переток информации в управленческий учет.

При первом подходе каждая система финансового и система управленческого учета являются замкнутыми, обеспечивая потребности только своего круга пользователей, без взаимного обмена информацией. На рисунке 1 показана схема работы такого подхода.

Сначала вся первичная документация поступает в отдел управленческого учета (планово-экономический отдел). После регистрации документы поступают в отдел финансового учета (бухгалтерию). Таким образом, происходит двойная регистрация каждой операции в удобной для конкретного учетного процесса форме, т.е. каждая система преобразовывает независимо одна от другой входящий поток информации только для целей своих пользователей: финансовый учет - для целей внешних пользователей; управленческий учет - для целей внутренних пользователей. В данном случае организация рабочего плана счетов происходит по котловому методу, когда бухгалтерские проводки, как правило, осуществляются по синтетическим счетам и аналитический учет исключается.

"right"> Рис.1. Автономная работа финансового и управленческого учета

Такой вариант больше подходит для небольших организаций, для которых важна оперативность поступления управленческой информации, а затраты на ведение "второй" бухгалтерии невелики.

Реализация такого подхода обычно заключается в организации дополнительной службы, которая занимается сбором фактических данных и занесением их в таблицы Excel (или используются другие специализированные программы). Бухгалтерия в этом процессе не участвует. В связи с введением нового Плана счетов появился еще один способ применения этого подхода.

В разделе "Затраты на производство" Инструкции по применению Плана счетов сказано, что формирование информации о расходах по обычным видам деятельности может вестись на счетах 20-39, причем счета 30-39 применяются для "учета расходов по элементам расходов". В этом случае каждая операция отражается два раза: традиционно на счетах 20-29 и на специально открытых счетах 30-39, которые позволяют добиться необходимой детализации информации.

Предположим, необходимо начислить заработную плату.

Допустим, что в целях управленческого учета необходимо разделить заработную плату на две группы: заработная плата высококвалифицированных рабочих и заработная плата низкоквалифицированных рабочих.

Для этого откроем счет 30 "Заработная плата" и субсчета к нему:

30-1 "Высококвалифицированные рабочие";

30-2 "Низкоквалифицированные рабочие".

Если заработная плата для первой группы рабочих составила 200 000 руб., а для второй - 150 000 руб., то проводки будут выглядеть следующим образом.

Традиционная проводка:

Д 20 "Основное производство", субсчет "Заработная плата" - К 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

350 000 руб.

Детализация затрат:

Д 30 "Заработная плата", субсчет 1 "Высококвалифицированные рабочие" - К 30

200 000 руб.;

Д 30 "Заработная плата", субсчет 2 "Низкоквалифицированные рабочие" - К 30

150 000 руб.

Как видим, счет 30 не имеет сальдо, но взяв оборот по дебету, мы получим информацию о затратах в необходимом разрезе.

В данном случае бухгалтерский учет остался самостоятельным.

Второй подход, когда система финансового учета и система управленческого учета интегрированы, более сложный. Он предполагает организацию финансового учета таким образом, чтобы обеспечить "состыковку" с управленческим учетом. Схема работы такого подхода показана на рис.2.

"right">Рис.2. Интегрированная система финансового и управленческого учета

В системе управленческого учета выдвигаются требования к организации аналитических счетов бухгалтерского учета и к проведению некоторых операций (например, устанавливаются правила распределения общехозяйственных расходов).

Вся внешняя информация (первичная документация) поступает в бухгалтерию, и данные из нее разносят по субсчетам. В конце отчетного периода сведения об оборотах по аналитическим счетам передаются в систему управленческого учета как фактические данные. Таким образом, каждая операция регистрируется один раз, но в форме, которая удовлетворяет требованиям обеих систем, т.е. поток входящей информации отражается на счетах бухгалтерского учета таким образом, чтобы на ее основе можно было составлять отчетность как для внешних, так и для внутренних пользователей.

Этот подход целесообразен для крупных организаций, для которых важна не столько скорость получения управленческой информации, сколько ее точность при сопоставлении плановых и фактических данных; тем более, что издержки на содержание дополнительной службы велики.

Посмотрим, как реализуется этот подход.

В таблице 1 приведен пример организации аналитического учета на основных счетах.

"right">Таблица 1

Номер счета

Субсчета

Наименование кодов аналитического признака

20 "Основное производство"

Статьи затрат основного производства

23 "Вспомогательные производства"

Статьи затрат вспомогательных производств

Объект (структурное подразделение)

По видам продукции и/или по видам деятельности

25 "Общепроизводственные расходы"

Статьи затрат общепроизводственных расходов

Объект (структурное подразделение)

26 "Общехозяйственные расходы"

Статьи затрат хозяйственных расходов

Объект (структурное подразделение)

90 "Продажи"

1. Выручка - по видам продукции и/или по видам деятельности

2. Себестоимость - по видам продукции и/или по видам продаж деятельности

3. НДС - при необходимости - по видам продукции

4. Экспортные пошлины и/или по видам деятельности

9. Прибыль/убыток - по видам продукции и/или по видам от продаж деятельности

Организация учета по статьям затрат основного и вспомогательных производств, общепроизводственных и общехозяйственных расходов строится в соответствии с требованиями управленческого учета в разрезе затрат составляемых бюджетов.

Допустим, предприятие составляет бюджет расходов основного производства в следующем разрезе затрат:

1) материалы;

2) заработная плата и отчисления на социальные нужды;

3) энергоресурсы, из них:

электричество,

4) транспорт и механизмы, из них:

горюче-смазочные материалы (ГСМ),

5) налоги;

6) прочие расходы.

Субсчета на счете 20 "Основное производство" будут организованы, как показано в табл.2.

"right">Таблица 2

На счетах 23, 25, 26 субсчета должны быть организованы аналогично в соответствии с составляемыми бюджетами. К списку субсчетов необходимо добавить статью "Амортизация", ибо в бюджеты эта статья, как правило, не входит.

Под аналитическим признаком в настоящей статье понимается критерий разграничения затрат, выбираемый в связи с определенной целью, например подготовкой бухгалтерской отчетности в соответствии с требованиями Минфина России или в соответствии с МСФО, подготовкой внутренних бюджетов и отчетов.

По аналитическому признаку "объект (структурное подразделение)" определяются структурные подразделения организации. Если финансовая структура построена по принципу центров финансового учета (ЦФУ), то по данному аналитическому признаку будут определяться центры затрат, центры доходов, центры прибылей и центры инвестиций. Соответственно исходя из вида ЦФУ по нему учитывают или производственные, или общехозяйственные расходы и различные виды доходов.

Аналитический признак "виды продукции" и/или "виды деятельности" определяет номенклатуру выпускаемой организацией продукции и/или перечень видов деятельности, приносящих доход.

Предположим, организационная структура предприятия такая, как показано на рис.3. Тогда аналитические признаки будут следующими:

Структурное подразделение:

отдел сбыта;

дирекция.

Виды продукции:

Виды деятельности:

производство;

розничная торговля (магазин).

Общепроизводственные затраты будут учитываться только по цехам 1 и 2, а затраты по дирекции и отделу сбыта будут списаны на общехозяйственные расходы. Издержки по розничной торговле учитываются по счету 44 "Расходы на продажу".

В таблице 3 приведена последовательность бухгалтерских записей.

"right">Таблица 3

Дебет счета

Кредит счета

20 , 25 , 26

10 , 60 , 69 , 70 , 76

Отражены фактические затраты в разрезе аналитических счетов по месту возникновения затрат

Отражена задолженность покупателей за проданную продукцию

Списаны производственные расходы

Списаны общепроизводственные расходы

Списаны общехозяйственные расходы

Определен финансовый результат по продуктам и/или видам деятельности

Обсудим каждый тип операции в отдельности.

Учет фактических затрат. Происходит формирование себестоимости продукции в разрезе аналитических счетов.

Сложность заключается в том, чтобы организовать поступление первичной информации в нужном ключе, т.е. детализированной до такой степени, чтобы можно было без дополнительной обработки правильно отнести данные на нужный субсчет.

В конце отчетного периода совокупный дебетовый оборот по каждому субсчету будет определять фактические бюджетные данные.

Задолженность покупателей за проданную продукцию. Поступление выручки (по отгрузке) формируется по видам продукции и/или видам деятельности. Кредитовый оборот по субсчету 90-1 "Выручка" составит величину выручки организации по продажным ценам.

Списание производственной себестоимости. Происходит прямое списание производственной себестоимости продукции. В данной статье для упрощения мы не применяем счет 43 "Готовая продукция". Порядок записей приведен в табл.4.

"right">Таблица 4

Списание общепроизводственных расходов. Общепроизводственные затраты списываются пропорционально выбранному критерию (заработная плата, материалы и пр.).

Для нашего примера списание будет выглядеть, как в табл.5.

"right">Таблица 5

Списание общехозяйственных расходов. Общехозяйственные расходы списываются пропорционально выбранному критерию (заработная плата, материалы и т.п.) и на те виды деятельности, к которым относятся.

В нашем примере списание будет происходить так, как показано в табл.6.

"right">Таблица 6

Хотелось бы обратить внимание, что затраты оптового отдела, как общехозяйственные, не списываются на затраты магазина. В результате по счету 90-2 у нас сформируется полная и достоверная себестоимость по каждому виду деятельности и по каждому продукту.

Определение финансового результата. Собрав на субсчете 90-1 все доходы, а на субсчете 90-2 все расходы, мы определяем полученную прибыль по видам продукции и видам деятельности.

Организация бухгалтерского учета малого предпринимательства по материалам ООО "Тарком"

Учетная политика общества с ограниченной ответственностью «ТАРКОМ» для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете...

Организация бухгалтерского учёта в Администрации сельского поселения Леуши

Особенности бухгалтерского учета на малом предприятии

Особенности учета на предприятиях малого бизнеса

Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности...

Бухгалтерский учет в Российской Федерации регламентируется четырехуровневой системой документов Гусева, Т.М. Самоучитель по бухгалтерскому учету / [Текст]: учеб. пособие.--2-е изд./ Т.М. Гусева, Т.Н. Шеина.- М.: Проспект, 2009. - С. 14...

План счетов бухгалтерского учета

План счетов - это та область учетной деятельности, которая подвергается наибольшим изменениям в процессе развития бухгалтерского учета, что, в свою очередь, связано с изменениями в методах управления, организации производства...

План счетов бухгалтерского учета

План счетов бухгалтерского учета

ОАО «Холдинговая компания «ТАТНЕФТЕПРОДУКТ» было образовано в 1994 г. в результате приватизации Казанского Управления Госкомнефтепродукта РСФСР. Юридический адрес: РФ, 420503, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Астрономическая, 5/19...

План счетов бухгалтерского учета

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе организации является составление оборотной ведомости. Учетная информация, поступающая в течение месяца...

План счетов бухгалтерского учета

Планом счётов бухгалтерского учёта называется перечень регистров учета, который позволяет всем предприятиям вести раздельный учёт имущества, источников средств предприятия и совершаемых операций по единой методологии принятой в России...

План Счетов бухгалтерского учета - основа системы организации учета

На основе Плана счетов бухгалтерского учета и инструкции по его применению организация утверждает рабочий план счетов бухгалтерского учета...

План счетов бухгалтерского учета коммерческих банков

Таблица 3. Структура плана счетов Часть структуры плана счетов Описание - Балансовая часть; Балансовая часть объединяет первые пять классов. На основании этих классов состоит балансовый отчет коммерческого банка...

Расчеты с поставщиками и подрядчиками в 1С: Предприятие

Для учета расчетов с поставщиками активно используются счета 63 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 371 «Расчеты по выданным авансам», 374 «Расчеты по претензиям»...

Учетная политика организации

Согласно п.3 ст.6 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" при принятии учетной политики организация должна утвердить рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета...

Общие принципы

С 01.01.17 г. информация о финансово-хозяйст­венных операциях бюджетных учреждений должна обобщаться в системе бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов).

Поскольку План счетов должны использовать как бюджетные учреждения, так и учреждения государственных целевых фондов, он определяет методологию учета независимо от отраслевой принадлежности.

Очевидно, что создать унифицированный план счетов для разнопрофильных учреждений можно только путем формирования его по принципу сферы объединения, то есть включить в него бухгалтерские счета, используемые всеми субъектами госсектора. Однако использовать такой план счетов в полном его объеме, бесспорно, нет необходимости, и поэтому каждое учреждение или организация разрабатывает рабочий план счетов – подборку синтетических и аналитических счетов, предназначенных для отражения хозяйственной деятельности конкретного субъекта ведения учета.

Поскольку, как предусмотрено пп. 7 п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, главный бухгалтер подает предложения руководителю по дополнительной системе счетов, соответственно и рабочий план счетов разрабатывается под руководством главного бухгалтера бюджетного учреждения.

При включении счетов в рабочий план счетов главный бухгалтер руководствуется практическими нуждами учреждения. Так, небольшому учреждению достаточно иметь несколько десятков счетов, а крупному – нужно использовать тысячи счетов. Поэтому каждый субъект, исходя из своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов, который отражает специфику отрасли, вида деятельности, определяет содержание аналитического учета и характеристику применяемой формы учета.

Рассмотрим более подробно основные требования к рабочему плану счетов.

Требования к рабочему плану счетов

Рабочий план счетов бюджетного учреждения должен отвечать следующим требованиям:

  • быть гибким;
  • соответствовать национальным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • полностью удовлетворять потребности как внешних, так и внутренних пользователей;
  • быть удобным в пользовании;
  • способствовать ведению контроля за финансовой, инвестиционной и операционной деятельностью учреждения путем создания действенной системы контроля.

Требования к рабочему плану счетов наглядно показаны на рис. 1 .

1 из 1

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Важно! Формируя рабочий план счетов, необходимо соблюдать требования п. 2 Плана счетов, согласно которым субъектом госсектора могут вводиться только аналитические счета к субсчетам Плана счетов. Соответственно новые субсчета могут включаться в План счетов только государственным регулятором в сфере бухгалтерского учета – Минфином.

Кроме того, рабочий план счетов должен гарантировать такую организацию бухгалтерского учета, чтобы учетные регистры велись систематизированным способом, данные счетов гарантировали в полной мере составление финансовой, бюджетной и статистической отчетности, а также чтобы эти данные можно было использовать для управленческих нужд бюджетного учреждения.

Для удовлетворения потребностей внутренних пользователей можно вести на счетах управленческого учета, используя соответствующие классификаторы, учет по центрам ответственности, сегментам деятельности, что способствует усилению контроля, аналитичности полученных данных и соответственно – принятию оптимальных управленческих решений.

Принципы построения рабочего плана счетов

Эффективность внедрения рабочего плана счетов в практику бюджетных учреждений и возможность его использования как инструмента организации учета определяется наличием концептуальных подходов и методики его формирования.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько нужно для отражения хозяйственной деятельности.

Под субсчетом (в переводе с лат. sub – «под»; обозначает отношение подчиненности, зависимости) понимается идентификатор группы объектов низшего уровня по отношению к синтетическому счету, то есть зависимый от него идентификатор, облегчающий группирование учетной информации.

Субсчета используются с учетом потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.

При разработке рабочего плана счетов следует руководствоваться соответствующими принципами. Сейчас общеизвестны семь основных принципов, которые применяются при построении рабочего плана счетов: легитимности; оптимизации критериев; однородности; системности; рациональности; адаптивности; многозначной кодировки. Характеристику этих принципов обобщим в таблице.

Таблица. Характеристика принципов разработки рабочего плана счетов

Характеристика принципа

Легитимности

Соответствие нормативным документам, прежде всего Плану счетов и национальным стандартам

Оптимизации критериев

Признаки включения счетов в рабочий план и их кодировки должны быть одинаковы на всех уровнях системы бухучета, благодаря чему обеспечивается определенность, однозначность рабочего плана счетов, возникает возможность выявить содержание каждого счета и его отличия от других счетов

Однородности

Позиции в рабочем плане счетов должны предусматриваться для качественно однородных объектов учета. Соблюдение по каждому счету единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности в отношении баланса.
Один аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных хозяйственных операциях или выполнять несмежные функции. Однозначность и разграниченность счетов, составляющих рабочий план счетов, определяется согласно их обоснованной классификации, при этом субсчета одного и того же уровня выделяются на основе классификации только по одному признаку

Системности

В рабочем плане счетов учетные позиции одного порядка (синтетические и аналитические) должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о хозяйственных операциях. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и существенно упорядочить их корреспонденцию. Смещение разных уровней учета лишает рабочий план счетов последовательности и четкости

Рациональности

Направлен на формирование разумного соотношения между количеством уровней субсчетов и аналитических счетов и полезностью разграничения информации, которая на них формируется

Адаптивности

В пределах каждого раздела следует предусматривать свободные позиции, которые могут быть заполнены в случае введения новых счетов

Многозначной кодировки

Позволяет обеспечивать максимальную аналитичность информации

Разработка рабочего плана счетов должна стать естественным продолжением работы по организации бухгалтерского учета после разработки форм бухгалтерской отчетности. Часто в ходе этого процесса бухгалтеры задаются вопросом: каким образом выделить тот или иной аналитический разрез - путем обособления его на отдельном синтетическом субсчете или же на аналитическом счете. Для решения указанной задачи следует воспользоваться следующими правилами:

1. Рабочий план счетов должен быть логическим продолжением форм бухгалтерской отчетности.

2. Синтетические счета и субсчета у субъектов малого бизнеса, как правило, отражаются в сводных учетных регистрах отдельной строкой.

3. Построение синтетического чета имеет древовидную структуру.

4. Отдельные синтетические счета позволяется объединять в один.

5. Аналитический учет обладает более широкими возможностями по группировке информации.

На малых предприятиях применяется упрощенный план счетов бухгалтерского учета, который субъектам малого предпринимательства предлагают использовать Типовые Рекомендации.

Учет основных средств ведётся на счете 01 «Основные средства». Амортизация основных средств учитывается на счете 02 «Амортизация основных средств». На счете 01 обособленно рекомендуется учитывать приобретенные нематериальные активы. Амортизация нематериальных активов учитывается обособленно на счете 02 «Износ основных средств».

При осуществлении капитальных вложений расходы по строительству или приобретению объектов основных средств и нематериальных активов согласно счетам поставщиков и подрядчиков отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». В соответствии с Типовым рекомендациями готовую продукцию малым предприятиям следует отражать на счете 41 «Товары», субсчет «Готовая продукция». На практике, однако, предприятия малого бизнеса в указанных целях могут воспользоваться как счетом 43 «Готовая продукция», так и счетом 41 «Товары».

Производственные запасы, отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах 07 «Оборудование к установке», 10 «Материалы», 11 «Животные на выращивании и откорме», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», учитываются на счете 10 «Материалы».

Затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), отражаемые согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах:

20 «Основное производство»,

21 «Полуфабрикаты собственного производства»,

23 «Вспомогательное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

44 «Расходы на продажу», учитываются на счете 20 «Основное производство».

Учет дебиторской и кредиторской задолженности, осуществляемый согласно типовому Плану счетов бухгалтерского учета на счетах

62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»,

71 «Расчеты с подотчетными лицами»,

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»,

75 «Расчеты с учредителями»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»,

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На данном счете расчеты приводятся в развернутом виде: по дебету - возникновение дебиторской задолженности и погашение кредиторской, по кредиту - возникновение кредиторской задолженности и погашение дебиторской.

Учетная политика организации должна обеспечивать: рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. Поэтому при разработке рабочего плана счетов в аналитическом учете целесообразно закреплять только те перечни, состав которых не претерпевает частых изменений. В отношении тех синтетических счетов, аналитические счета которых меняются часто, предпочтительнее указать в плане счетов только аналитические разрезы, которые должны поддерживаться.

Общие принципы

С 01.01.17 г. информация о финансово-хозяйст­венных операциях бюджетных учреждений должна обобщаться в системе бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета в государственном секторе, утвержденным приказом Минфина от 31.12.13 г. № 1203 (далее – План счетов).

Поскольку План счетов должны использовать как бюджетные учреждения, так и учреждения государственных целевых фондов, он определяет методологию учета независимо от отраслевой принадлежности.

Очевидно, что создать унифицированный план счетов для разнопрофильных учреждений можно только путем формирования его по принципу сферы объединения, то есть включить в него бухгалтерские счета, используемые всеми субъектами госсектора. Однако использовать такой план счетов в полном его объеме, бесспорно, нет необходимости, и поэтому каждое учреждение или организация разрабатывает рабочий план счетов – подборку синтетических и аналитических счетов, предназначенных для отражения хозяйственной деятельности конкретного субъекта ведения учета.

Поскольку, как предусмотрено пп. 7 п. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.11 г. № 59, главный бухгалтер подает предложения руководителю по дополнительной системе счетов, соответственно и рабочий план счетов разрабатывается под руководством главного бухгалтера бюджетного учреждения.

При включении счетов в рабочий план счетов главный бухгалтер руководствуется практическими нуждами учреждения. Так, небольшому учреждению достаточно иметь несколько десятков счетов, а крупному – нужно использовать тысячи счетов. Поэтому каждый субъект, исходя из своих потребностей, разрабатывает собственный рабочий план счетов, который отражает специфику отрасли, вида деятельности, определяет содержание аналитического учета и характеристику применяемой формы учета.

Рассмотрим более подробно основные требования к рабочему плану счетов.

Требования к рабочему плану счетов

Рабочий план счетов бюджетного учреждения должен отвечать следующим требованиям:

  • быть гибким;
  • соответствовать национальным стандартам бухгалтерского учета и финансовой отчетности;
  • полностью удовлетворять потребности как внешних, так и внутренних пользователей;
  • быть удобным в пользовании;
  • способствовать ведению контроля за финансовой, инвестиционной и операционной деятельностью учреждения путем создания действенной системы контроля.

Требования к рабочему плану счетов наглядно показаны на рис. 1 .

1 из 1

Учитывая вышеизложенное, следует отметить, что рабочий план счетов должен содержать синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности.

Важно! Формируя рабочий план счетов, необходимо соблюдать требования п. 2 Плана счетов, согласно которым субъектом госсектора могут вводиться только аналитические счета к субсчетам Плана счетов. Соответственно новые субсчета могут включаться в План счетов только государственным регулятором в сфере бухгалтерского учета – Минфином.

Кроме того, рабочий план счетов должен гарантировать такую организацию бухгалтерского учета, чтобы учетные регистры велись систематизированным способом, данные счетов гарантировали в полной мере составление финансовой, бюджетной и статистической отчетности, а также чтобы эти данные можно было использовать для управленческих нужд бюджетного учреждения.

Для удовлетворения потребностей внутренних пользователей можно вести на счетах управленческого учета, используя соответствующие классификаторы, учет по центрам ответственности, сегментам деятельности, что способствует усилению контроля, аналитичности полученных данных и соответственно – принятию оптимальных управленческих решений.

Принципы построения рабочего плана счетов

Эффективность внедрения рабочего плана счетов в практику бюджетных учреждений и возможность его использования как инструмента организации учета определяется наличием концептуальных подходов и методики его формирования.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета содержит синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности. В нем могут быть использованы столько счетов и субсчетов, сколько нужно для отражения хозяйственной деятельности.

Под субсчетом (в переводе с лат. sub – «под»; обозначает отношение подчиненности, зависимости) понимается идентификатор группы объектов низшего уровня по отношению к синтетическому счету, то есть зависимый от него идентификатор, облегчающий группирование учетной информации.

Субсчета используются с учетом потребностей управления, контроля, анализа и отчетности.

При разработке рабочего плана счетов следует руководствоваться соответствующими принципами. Сейчас общеизвестны семь основных принципов, которые применяются при построении рабочего плана счетов: легитимности; оптимизации критериев; однородности; системности; рациональности; адаптивности; многозначной кодировки. Характеристику этих принципов обобщим в таблице.

Таблица. Характеристика принципов разработки рабочего плана счетов

Характеристика принципа

Легитимности

Соответствие нормативным документам, прежде всего Плану счетов и национальным стандартам

Оптимизации критериев

Признаки включения счетов в рабочий план и их кодировки должны быть одинаковы на всех уровнях системы бухучета, благодаря чему обеспечивается определенность, однозначность рабочего плана счетов, возникает возможность выявить содержание каждого счета и его отличия от других счетов

Однородности

Позиции в рабочем плане счетов должны предусматриваться для качественно однородных объектов учета. Соблюдение по каждому счету единства экономического содержания, определенности структуры и назначения, однозначности в отношении баланса.
Один аналитический счет не может обобщать информацию о разнородных хозяйственных операциях или выполнять несмежные функции. Однозначность и разграниченность счетов, составляющих рабочий план счетов, определяется согласно их обоснованной классификации, при этом субсчета одного и того же уровня выделяются на основе классификации только по одному признаку

Системности

В рабочем плане счетов учетные позиции одного порядка (синтетические и аналитические) должны обеспечивать одинаковый уровень обобщения информации о хозяйственных операциях. Введение однопорядковых счетов позволяет правильно установить взаимосвязи между ними и существенно упорядочить их корреспонденцию. Смещение разных уровней учета лишает рабочий план счетов последовательности и четкости

Рациональности

Направлен на формирование разумного соотношения между количеством уровней субсчетов и аналитических счетов и полезностью разграничения информации, которая на них формируется

Адаптивности

В пределах каждого раздела следует предусматривать свободные позиции, которые могут быть заполнены в случае введения новых счетов

Многозначной кодировки

Позволяет обеспечивать максимальную аналитичность информации