Период стагнации кратко. Эпоха застоя

На этот раз мы с вами рассмотрим исторический портрет генсека, который всем запомнился своими густыми бровями и поцелуями. :*

Леонид Ильич Брежнев (1964—1982)

Леонид Ильич был одним из инициаторов отстранения Хрущева. Он пришел к власти немолодым (57 лет), и время его пребывания на посту Первого, а затем Главного Секретаря партии составило 18 лет, можно сказать, что его правление пришлось на преклонные годы. К тому же, в этот период средний возраст членов правящей партии составлял около 60 лет, поэтому нередко к эпохе Брежнева применяют
термин «геронтократия» (от др.греч. geron – старик, kratos – власть, государство). Надо сказать, что это не единственное слово, которым принято называть правление Леонида Ильича, и сейчас в совокупности с характеристикой направлений деятельности мы рассмотрим и другие названия.

Внутренняя политика

  • Переход к концепции развитого социализма

Поскольку Брежнев был человеком в возрасте, ему были присущи консерваторские политические предпочтения, в некоторых случаях даже реакционные. В лучших традициях исторического пинг-понга Брежнев свернул многие начатые Хрущевым преобразования (первая семилетка, критика культа личности Сталина и так далее) и во внутренней политике принял курс на построение коммунизма.

В 1977 году была принята «брежневская» Конституция СССР, в основу которой была положена концепция «развитого социализма» (этап общества на пути к коммунизму, в котором достигается гармоничное соединение всех сфер общества). Данная конституция перед ее принятием активно обсуждалась среди всех слоев населения: на предприятиях, в институтах, в колхозах. Каждый имел право предложить свои идеи для проекта Основного Закона. Это было одним шагов к установлению полновластию народа.

Но можно сказать, что желание власти выслушать мнение народа было показным, на деле новая конституция законодательно закрепила руководящую роль КПСС в обществе и фактическая подменила партийным аппаратом советские органы государственной власти.

  • Реформа Косыгина

Экономическая реформа Косыгина проводилась в 1965—1970 годы. Ее суть состояла в повышении заинтересованности предприятий в увеличении объемов производства и последующем улучшении экономического положения. Были ликвидированы СНХ (советы народного хозяйства), созданные еще при Хрущеве в 1957 году, внедрены элементы хозрасчета в предприятия, но при этом сохранялась административно-командная система. Предприятия теперь самостоятельно могли определять ассортимент производства, количество персонала и его заработную плату, поставщиков сырья и так далее. В то же время, предприятия были обязаны выполнить план, установленный государством, но они также имели возможность продать сверхплановую продукцию и увеличить свою прибыль.

  • Попытки вывести промышленность из кризиса

Стремясь улучшить положение промышленности, государство отдало предпочтение экстенсивному пути развития, то есть было построено множество новых заводов, производств и фабрик, но в то же время, не улучшались условия труда и технологий на существующих предприятиях.
Также были сделаны попытки модернизации утвердившихся форм хозяйствования и планирования. Десятая пятилетка (1976—1980) была названа «пятилеткой эффективности и качества», планировалось направить промышленность на путь экстенсивного развития, но намеченное не было выполнено, даже наоборот отмечалось отставание в индустрии.

  • Борьба с сельскохозяйственным кризисом

В борьбе с трудностями аграрного сектора экономики был увеличен размер вложений капитала и поставок техники.

С целью увеличения производства сельской продукции были созданы объединения – агропромышленные комплексы (АПК). Они собой представляли объединения колхозов, предприятий по переработке с/х сырья, транспортных и торговых компаний. Но ожидаемого эффекта эти объединения не принесли – кризис продолжал прогрессировать.

После многочисленных перебоев в обеспечении населения продуктами питания, в 1982 году была принята Продовольственная программа СССР, которая была нацелена на развитие всего сельского хозяйства в комплексе, то есть всех инстанций на пути продукции от поля к прилавку.

Для улучшения плодородности была проведена обширная химизация и мелиорация почв.

Но все эти действия не помогли преодолеть кризис агропромышленности.

  • Социальная сфера

Основные характеристики общественной жизни при Брежневе можно разделить на несколько пунктов

А) Распространение уравнительного принципа распределения материальных благ среди основной массы населения.

Это связано с одновременным повышением зарплат низкооплачиваемым работникам и понижением оплаты труда инженеров. При оценивании труда не учитывалось качество работы и какие-либо личные заслуги.

Б) Остаточный принцип выделения средств на социальные нужды

Скорее всего, этому принципу следовали многие советские руководители партии. На первом месте по материальному обеспечению всегда стоит военное производство и тяжелая промышленность, затем нужды партийной верхушки, а уже в самом конце списка «социальные нужды». В деревне не хватало больниц, детских садов и столовых, что стало причиной переезда многих селян в город.

В) Введение особо привилегированного положения партийно-государственной номенклатуры

Зато хорошо жила партийная верхушка, для них специально строились санатории и больницы, доставляли лучшее продовольствие. Но такая разница в социальном положении вскоре способствовала падению авторитета партии.

Г) Господство марксистко-ленинской идеологии и подавление всякого инакомыслия (травля диссидентов)

Так как был взят курс на построение коммунизма, вновь была ужесточена цензура, кроме того развернулась борьба с теми, кто не желал примириться с установленными правилами и открыто выражал свое мнение (диссиденты)

Д) Диктат атеизма и забвение религии

Нам известно, что и при Хрущеве существовало гонение на православие, закрывали храмы. При Брежневе отношения между государством и Церковью вышли на новый уровень, был создан Совет по делам религий при Совете Министров СССР, который фактически полностью подчинил себе Церковь. Кроме того, по сравнению с временами Хрущева, было увеличено количество лекций, пропагандирующих атеизм.

Е) Проведение в Москве XXII Олимпийских игр (лето 1980)

Пожалуй, самое значимое событие культурной жизни периода застоя. Летние Олимпийские игры прошли на высоте, это событие все еще свежо в памяти народа, у многих при вспоминании слов из песни «До свидания, наш ласковый Мишка» до сих пор наворачиваются слезы.

Внешняя политика

  • Политика «разрядки»

В международных отношениях продолжал быть актуальным вопрос снижения международной напряженности. При Брежневе был достигнут военный паритет между СССР (ОВД) и США (НАТО) посредством следующих договоров:

  • Договор о нераспространении ядерного оружия между СССР, США и Великобританией (1968)
  • Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны и ОСВ-1 (1972) и ОСВ-2 (1979)

Новый виток получило развитие экономических и культурных отношений с капиталистическими странами (советско-французская декларация), расширялись торговые связи с Европой.

  • СССР и социалистические страны

Первостепенным во внешней политике Советский Союз считал укрепление мирового социалистического лагеря.

В 1968 году в Чехословакию была введена армия ОВД для подавления «пражской весны» — попытки нового секретаря партии децентрализировать управление и демократизировать страну.

В 1964—1973 годы СССР оказывал помощь Вьетнаму, где так же установлен социализм, во время агрессии США.

Было углублено военно-политическое (ОВД) и экономическое (СЭВ) сотрудничество.

Итоги деятельности:

Правление Брежнева ознаменовало собой размеренность и стабильность в жизни страны, при нем наступила так называемая эпоха «застоя». В течение 18 лет пребывания Брежнева у власти советское правительство проводило политику в направлении «развитого социализма» (в 1977 году была принята новая «брежневская» конституция СССР). Уделялось внимание решению проблем народного потребления: направлялись ресурсы в сельское хозяйство, легкую и пищевую промышленность. Результатом таких реформ стало некоторое повышение уровня жизни населения, особенно сельского, однако после первого периода действительного роста в экономике страны к середине 70-х годов появились признаки застоя. Химизация почв привела к ухудшению экологического состояния земель, ухудшению состояния экономики аграрного сектора. Осуществлялся полный контроль над интеллигенцией, шла борьба с диссидентами. На международной арене Брежнев продолжает следовать начатому Хрущевым курсу на развитие диалога с Западом. Первые двусторонние соглашения по разоружению представляли собой ощутимые достижения политики разрядки, кульминацией стало подписание Хельсинских соглашений. Эти успехи, однако, оказались серьезно подорваны «пражской весной», а затем и прямым вторжением в Афганистан, после чего в международных делах вновь возникает напряженность.

Ну и напоследок прикольное видео от Enjoykin :

А также, анекдоты в тему. Чтобы посмотреть их, поставьте лайк в одной из Ваших социальных сетей:

Бpежнев подошел к зеpкалy и pазмышляет вслyх:
“Да… стаp стал, очень стаp, СУПЕРСТАР!”.

Ленин доказал, что управлять страной могут и кухарки.
Сталин доказал, что управлять страной может один человек.
Хрущев доказал, что управлять страной может и дурак.
Брежнев доказал, что страной можно вообще не управлять.

Брежнев в первый день Пасхи приехал в Кремль. Его встречает Устинов:
Брежнев кивнул и пошел дальше. Навстречу Черненко, подхалимно улыбаясь:
- Христос воскрес, Леонид Ильич!
- Спасибо, мне уже доложили.

После отставки Хрущева новым лидером страны стал Л.И. Брежнев, занимавший до этого должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, а затем второго секретаря ЦК.

Для обозначения периода 18-летнего правления Брежнева используется термин «застой », т.е. это было время замедленного развития всех сфер жизни советского общества.

«Застой» в экономической сфере

В экономической сфере «застой» проявляется в стремительном падении темпов роста производства. Неуклонно сокращается производительность труда. Все более очевидным становится экономическое отставание СССР от развитых стран Запада, прежде всего в высокотехнологичных отраслях. Постоянно рос список дефицитных товаров.

Чтобы преодолеть эти проблемы советское руководство с 1965 г. проводит экономические реформы, инициатором которой стал председатель Совета Министров А.Н. Косыгин.

Началась реформа с упразднения совнархозов и восстановления промышленных министерств. В целом она не посягала на директивную экономику, но предусматривала механизм внутренней саморегуляции, материальной заинтересованности производителей в результатах и качестве труда. Было сокращено число спускаемых сверху обязательных показателей, в распоряжении предприятий оставалась доля прибыли, провозглашался хозрасчет.

С колхозов и совхозов были списаны долги, повышены закупочные цены, установлена надбавка за сверхплановую продажу продукции государству. Началась реализация программ комплексной механизации аграрного производства, химизации почв и мелиорации. Был взят курс на создание агропромышленных комплексов.

Успех от проведенных преобразований был кратковременным.

Причины общей неудачи реформ:

  1. Нежелание партийного руководства мириться с растущей самостоятельностью директоров предприятий.
  2. Продолжающееся падение производительности труда.
  3. Необходимость продолжения гонки вооружений и, следовательно, необходимость первоочередного развития тяжелой промышленности.

Главный способ предотвращения экономического краха власти видели в форсировании поставок на западный рынок энергоносителей. Руководство СССР провозглашает курс на строжайшую экономию – лозунг Л.И. Брежнева «Экономика должна быть экономной!»

По мере скатывания государственной экономики к стагнации все больше развивалась так называемая теневая экономика – от различных подпольных мастерских до прямого криминала.

Кризисные явления в экономике усугублялись проводимой в стране социальной политикой, направленной на поддержание хотя бы относительно высокого уровня жизни населения. В условиях постоянного падения производительности труда решение этой задачи требовало от государства вложения огромных средств в социальную сферу. К началу 1980-х гг. удерживать высокий уровень жизни населения становилось все труднее. Дефицит на товары народного потребления становится тотальным. Вводится карточная система на основные виды продовольственных и даже промышленных товаров.

«Застой» в политической сфере

В политической сфере время «застоя» стало «золотым веком » для партийно-государственной номенклатуры (привилегированного слоя чиновников), превратившейся при Хрущеве в самостоятельный субъект политики. Занятие государственных постов становится пожизненным. Возникает система круговой поруки чиновников. Расцвела коррупция. «Застой» в политической сфере характеризуется еще одним термином – «неосталинизм ». Под этим явлением принято понимать прекращение критики «культа личности» Сталина и начало формирования «культа личности» самого Брежнева.

Идеологический кризис в годы «застоя» продолжал нарастать. Чтобы оттянуть окончательный крах коммунистической идеи была создана концепция о наличии в стране «развитого социалистического общества », как промежуточной стадии в строительстве коммунизма. Закрепление этой идеи произошло в новой конституции страны.

7 октября 1977 г. была принята четвертая по счету за 60 лет Конституция СССР («Конституция развитого социализма »). Статья 6 официально закрепляла руководящее положение КПСС в жизни общества. Впервые в Конституцию страны были включены важнейшие международные обязательства СССР – основные положения Хельсинкского акта о правах человека. Однако многие положения, записанные в Конституции, в итоге так и остались лишь на бумаге.

Главным итогом политического развития СССР в эти годы стала консервация политического режима и усиление господства партийного аппарата, руководства армии и КГБ в жизни общества.

Невзирая на ужесточающееся преследование, еще на рубеже 50-60-х гг. зарождается движение диссидентов (инакомыслящих, правозащитников). Появляются бесцензурные издания «самиздата» - «Синтаксис», «Феникс» и т.д., кружки и молодежные организации. В рамках диссидентского движения начинается борьба за права человека в СССР.

Причины возникновения диссидентского движения в СССР:

  1. Общий кризис коммунистической идеологии. Советский народ начинает терять веру в возможность построения коммунизма.
  2. Подавление Советской армией демократических движений в странах Восточной Европы. Особенно большое впечатление на правозащитников произвели события в Венгрии и Чехословакии (1968 г.).
  3. Позднее росту правозащитного движения способствует подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). По этому международному соглашению СССР обязался соблюдать права человека на собственной территории, однако грубо его нарушал. Создается правозащитная «Хельсинская группа».

Одним из лидеров правозащитного движения становится академик А.Д. Сахаров.

После смерти Л.И. Брежнева (1982 г.) Генеральным секретарем ЦК КПСС становится Ю.В. Андропов (бывший председатель КГБ). Он выдвинул идею «совершенствования социализма». Однако произвести это «совершенствование» предполагалось чисто директивными и даже репрессивными методами, без серьезной перестройки самой системы в целом.

В феврале 1984 г. Ю.В. Андропов умер. Его место занял К.У. Черненко – пожилой и нездоровый человек, неспособный к проведению серьезных преобразований.

«Застой» в духовной сфере

Развитие духовной культуры в годы «застоя» было крайне противоречивым.

С середины 70-х гг. стала активно внедряться практика госзаказов на постановку фильмов, написание сценариев, романов и пьес. В партийных инстанциях заранее определялись не только их количество и тематика. Такой подход очень скоро привел к застою и в художественной культуре. Значительно усилился идеологический контроль за средствами массовой информации, учреждениями культуры. В сентябре 1974 г. в Москве была разгромлена выставка современного искусства, проведенная прямо на улице. Художники были избиты, а картины раздавлены бульдозерами («бульдозерная выставка »). «Бульдозерную выставку» принято считать моментом окончания «оттепели» в духовной сфере. Театральные постановки (даже классического репертуара) выпускались лишь с одобрения специальных комиссий.

«Железный занавес» вновь опустился, лишив советских людей возможности читать книги и смотреть фильмы ряда зарубежных авторов.

Деятели культуры, мнение которых шло вразрез с установками партии, оказывались за пределами СССР или лишались возможности работать с полной отдачей. За пределы страны были высланы писатели В. Аксенов, А. Солженицын, В. Максимов, В. Некрасов, В. Войнович, поэт И. Бродский, кинорежиссер А. Тарковский, театральный режиссер Ю. Любимов, виолончелист М. Ростропович, оперная певица Г. Вишневская, поэт и исполнитель А. Галич.

Объективно противостояли идеологии «застоя» представители «деревенской» прозы (Ф. Абрамов, В, Астафьев, Ш. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин), в образной форме показывавшие последствия сплошной коллективизации для судеб российской деревни. О проблемах нравственности в сталинские и последующие годы писали Б, Васильев, Ю. Трифонов. Свой взгляд на смысл жизни и роль интеллигента в ней предлагали популярные в те годы режиссеры Г. Товстоногов, А. Эфрос, М. Захаров, О. Ефремов, Г. Волчек, Т. Абуладзе, А. Герман, А. Аскольдов и многие другие театральные и кинорежиссеры.

Специфической чертой культуры 60-70-х гг. была так называемая «магнитофонная революция ». Признанными лидерами здесь были В. Высоцкий, А. Галич, Ю. Ким, Б. Окуджава, М. Жванецкий.

Все это свидетельствовало о наличии и противоборстве двух направлений в отечественной культуре – официально-охранительного, выполнявшего социальный заказ властей, и демократического, готовившего предпосылки для духовного обновления общества.

Внешняя политика СССР в 1965-1984 гг

Советская внешняя политика 60-80-х гг. неразрывно связана с именем министра иностранных дел СССР А.А. Громыко («эра Громыко»).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений между Востоком и Западом. Летом 1966 г. впервые за весь послевоенный период в Москву нанес визит президент Франции Шарль де Голль. Важнейшим событием 70-х гг. явилось возобновление советско-американских встреч на высшем уровне.

Начиная с визита Р. Никсона в Москву в мае 1972 г. и до 1975 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности . Политика разрядки состояла из экономических соглашений и договоров об ограничении ядерных вооружений. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан временный договор, названный ОСВ-1 , который ограничивал для обеих сторон количество наступательных вооружений. В 1978 г. был заключен ОСВ-2 , были подписаны также договоры об ограничении подземных ядерных испытаний, о противоракетной обороне (договор по ПРО 1972 г.).

В 1975 г. в Хельсинки состоялось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) лидеров тридцати трех европейских стран, США в Канады. Подписанные там документы утверждали основные принципы, на которых отныне должны строиться международные отношения.

Разрядка закончилась после ввода советских войск в Афганистан (1979 г.). В знак протеста против вмешательства СССР в дела Афганистана США и еще несколько десятков государств Запада бойкотировали XXII Олимпийские игры в Москве (1980 г.). В ответ СССР и его союзники бойкотировали Олимпийские игры в Лос-Анджелесе (1984 г.).

В 1983 г. был нанесен еще один удар по переговорному процессу – советский истребитель сбил южнокорейский лайнер Боинг-747, по неизвестным причинам нарушивший границу воздушного пространства СССР. После этого президент США Рейган назвал Советский Союз «империей зла».

СССР активно участвует в событиях на Ближнем Востоке, оказывая открытую поддержку арабской стороне. В 1967 г. Советский Союз разорвал дипломатические отношения с Израилем, развязавшим «шестидневную войну».

Непросто складывались отношения СССР и со странами социалистического лагеря, особенно с Китаем, противостояние с которым привело к вооруженному конфликту на острове Даманский (март 1969 г., река Уссури).

В отношениях с европейскими странами соцлагеря основной задачей СССР было устранить угрозу распада лагеря в теснее сплотить его в политическом, военном и экономическом отношениях. На этом направлении своей внешней политики СССР руководствовался «Доктриной Брежнева » - доктриной ограниченного суверенитета для социалистических государств, фактически зависимых от Советского Союза.

Весной 1968 г. в Чехословакии возникает мощное оппозиционное движение, требующее реформирования социализма – «Пражская весна ». Оппозиция была поддержана частью партийного руководства (А. Дубчек). В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. войска пяти стран – участниц ОВД вступили в Чехословакию. «Пражская весна» закончилась.

Следующий конфликт был связан с резким повышением цен в Польше в 1980 г. Оно вызвало волну забастовок, достигших своего апогея летом 1980 г. в Гданьске. Возглавил борьбу независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. 13 декабря 1981 г. генерал В. Ярузельский ввел в стране военное положение. Несмотря на «нормализацию» положения в Польше, кризис социалистического лагеря становится очевидным.

Период от прихода Леонида Брежнева к власти (середина 1960-х) до начала перестройки (вторая половина 1980-х) обычно характеризуется в публицистике как «эпоха застоя».

Термин «застой» ведет свое происхождение от политического доклада ЦК XXVII съезду КПСС (1986), сделанного Михаилом Горбачевым, в котором констатировалось, что «в жизни общества начали проступать застойные явления» как в экономической, так и в социальной сферах.

Со сменой руководства в 1964 году в экономике СССР произошли существенные изменения. Правительство предприняло попытку провести масштабные экономические реформы. 30 сентября 1965 года вышло постановление «Об улучшении управления промышленностью», а 4 октября 1965 года - постановление «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства». Главным инициатором проводимых реформ стал председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин.

Сущность реформ сводилась к комплексу мер, направленных на усиление экономических рычагов, на увеличение самостоятельности предприятий и организаций, на обновление методов централизованного планирования.

Косыгинская реформа 1965 года делала ставку и на сельское хозяйство. Примерный Устав колхозов от ноября 1969 года давал коллективным хозяйствам значительную самостоятельность, вводились элементы хозрасчета. За колхозниками оставалось право содержания личного подсобного хозяйства, приусадебного участка и домашнего скота и птицы. В этот период были провозглашены широкомасштабные программы мелиорации и строительства ирригационных каналов, стабилизации эксплуатации целинных земель и особый план возрождения нечерноземных земель центра России.

Коренные экономические реформы не затрагивали социальную и политическую систему общества и не ставили под сомнение механизм партийного руководства.

В первые постреформенные годы (1966-1970) среднегодовые темпы прироста национального дохода выросли в среднем на 1,1% по сравнению с предыдущей пятилеткой, а прирост валовой продукции сельского хозяйства в те же годы увеличился на 1,7 %. В этот период валовой общественный продукт вырос более чем на 350%. В стране производилось продукции в 4 раза больше, чем за предыдущие четыре пятилетки . Выпуск промышленной продукции увеличился на 485%, а сельскохозяйственной - на 171%.

К 1968 году экономическая реформа Косыгина забуксовала, а вскоре и вовсе сошла на нет в силу отсутствия политических преобразований. В 1970-1971 годах началось обсуждение новой экономической реформы. Предложенную концепцию могли начать реализовывать в 1972-1973 годы, но в 1973 году произошел скачок цен на нефть на мировом рынке, и все экономические реформы были отложены.

Еще одна попытка оживления советской экономики была осуществлена в 1979 году. Тогда было принято постановление ЦК КПСС «О совершенствовании планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работ». Однако оно не оказало существенного воздействия на происходившее в экономике. За 1970-е годы структура экономики существенно изменилась , она стала абсолютно зависимой от нефтяных доходов, с одной стороны, и поставок продовольствия, ширпотреба и машиностроения из развитых стран, с другой.

В промышленности в 1970-е годы акцент переносится на освоение и развитие территориально производственных комплексов (ТПК). Ускоренными темпами развивалась энергетика СССР. В строй были введены новые мощности уже действующих АЭС, построено несколько новых атомных станций. За десятую пятилетку выработка электроэнергии атомными электростанциями увеличилась в 3,6 раза.

Единая энергетическая система объединила каскады гидроэлектростанций на Днепре, Волге, Каме, Ангаре и Енисее. В энергетике, как и в топливно сырьевом комплексе, была сделана ставка на экстенсивный путь развития . Доля топливно сырьевого экспорта из СССР поднялась за 1960-1985 годы с 16,2 до 54,4%.

Сложная ситуация сложилась в сельском хозяйстве, которое становилось все более дотационным. Эффективность сельского хозяйства неуклонно падала, и правительство шло на увеличение импорта. В 1979-1984 годах в страну ввозилось около 40 млн тонн продовольствия ежегодно.

В конце 1970-х - начале 1980 годов в развитии народного хозяйства СССР стала обнаруживаться тенденция к заметному снижению темпов роста национального дохода. Если в 8-й пятилетке его среднегодовой прирост составлял 7,8 % и в 9-й - 5,7 %, то в 10-й он снизился до 4,3 %, а в 11-й составил около 3,6 %.

Тем не менее, реформы 1960-1970 годов оказали положительное воздействие на развитие народного хозяйства СССР. В 1980 году Советский Союз занимал первое место в Европе и второе место в мире по объемам производства промышленности и сельского хозяйства. Если в 1960 году объем промышленной продукции СССР по сравнению с США составлял 55%, то в 1980 году - уже более 80%.

В социальном плане за 18 брежневских лет реальные доходы населения выросли более чем в 1,5 раза. Население России увеличилось на 12 млн человек. При Брежневе было введено в эксплуатацию 1,6 млрд кв. метров жилой площади, благодаря чему бесплатным жильем было обеспечено 162 млн человек. При этом квартплата в среднем не превышала 3% семейного дохода. Доступность жилья, медицинского обслуживания и высшего образования были беспрецедентными.

По данным опроса Фонда «Общественное мнение», проведенного в 2006 году, 61% опрошенных считают годы правления Леонида Брежнева благополучным временем для страны, и только 17% - неблагополучным. Среди тех, кому от 36 до 54 лет, позитивную оценку той эпохе дали 75% респондентов, среди тех, кто старше - 74% (негативную - соответственно 14% и 18%). Молодые респонденты (до 35 лет), естественно, гораздо чаще затруднялись дать оценку временам Брежнева, но и они гораздо чаще признавали их благополучными, нежели неблагополучными (35% и 20% соответственно).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников.

Годы застоя, обычно, является названием периода времени с 1964 года по 1987 в союзе. То есть с момента становления у руля государства Л.И. Брежнева и до Пленума в январе 1987 года, который знаменит запуском кардинальных реформ во всех сферах страны.

Появление термина «застой» прежде всего обязано М.С. , который в своем докладе на XXVII съезде КПСС прочитал отчет о неутешительных перспективах СССР при таком курсе, которые назвал «застойными явлениями в жизни общества». Данный период времени характеризуется падением темпов экономического развития, ухудшением показателей во всех сферах страны, снижением уровня жизни, и все это при отсутствии явных глобальных проблем.

Период с 1964 по 1987 имеет как хорошую так и плохую сторону. Формально развитие страны продолжалось, и по некоторым показателям очень даже успешно. К примеру продолжалось строительство новых заводов, дк, стадионов. Не так давно побывал в космосе – 1961 год. Общество активно осваивало медицину и спорт.

А вот с другой стороны, наблюдалась четкая тенденция зависимости он экспорта полезных ископаемых. Рост не ресурсных отраслей экономики практически исчез. Точные и высокотехнологические науки переживали кризис. Не осталось в стороне и сельское хозяйство, для описания состояния его развития достаточно сказать, что СССР импортировал продовольствие и сельскохозяйственную продукцию в целом! Инакомыслие и любое проявление национального самосознания преследовалось как во времена .

Причиной «застоя» очень часто считают энерго зависимость СССР, точнее зависимость от продажи Нефти и Газа. Доминирование на мировом рынке быстро прошло в 1970-х годах, из-за так званого нефтяного бума, когда на поверхность вылезла технологическая отсталость СССР, и цены на нефть начали падать.

Такие тенденции вовсе не были утешительными, вследствие чего к управлению государством становится молодой и энергичный Михаил Горбачев. На посту генерального секретаря с 1985 по 1987 никаких сдвигов в лучшую сторону не наблюдалось, но было объявлено о Перестройке – официальном направлением в развитии СССР, и полномасштабном реформировании социальной и экономической сфер.Из положительных моментов в период застоя следует отметить то, что к 1980 году СССР удерживал первое место среди европейских стран и занимал второе место после США по объемам промышленного производства. В сравнении с 1960 годом отставание в объеме выпускаемой промышленности от США уменьшился с 45% до 20%. Очень больших результатов СССР достиг в цементном производстве, что доказывает мировое лидерство в данной отрасли.

По статистическим данным доход населения вырос в 1,5 раза, что довольно существенно. Население увеличилось почти на 12 млн. человек.Интересным фактом является то, что тяжелую технику типа тракторов, СССР экспортировал более чем в 40 стран мира. С одной стороны полная обеспеченность сельского хозяйства техникой было гордостью Союза, но вот урожайности не было, над результатами стоило работать.

Самой острой проблемой застоя был дефицит. Товарный дефицит, по мнению многих историков, был искусственным, и сделан был для так званой ”Экономики продавца”. Предприятия планового хозяйствования не были заинтересованы в своевременных доставках, в надлежащем качестве продукции и т.д. Критичным было исчезновение товаров первой необходимости.

Внутренняя и внешняя политика СССР в 1965-1984 гг.

Этот период вошел в историю как «Эпоха застоя». Термин «застой» впервые был введен в оборот в политическом докладе М.С. Горбачев на 27 Съезде ЦК КПСС , когда он в своей речи отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начали проступать некие застойные явления. С тех пор этот термин стал широко использоваться политиками, экономистами и историками.

Под «застоем» понимают, как положительные, так и негативные явления . С одной стороны, именно в эти двадцать лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего развития – строилось огромное количество больших и мелких городов, активно развивалась военная промышленность, Советский Союз начал осваивать космос и выбился в лидеры в этой сфере; также страна достигла значительных успехов в спорте, культурной сфере и самых разных отраслях, включая социальную сферу – уровень благосостояния граждан существенно возрос. Стабильность – вот главный термин, который описывает тот период .

Однако у понятия «застой» есть и другое значение. Экономика страны в этот период фактически прекратила свое развитие. Произошел так называемый «нефтяной бум», что позволило руководству страны получать прибыль от продажи нефти. В то же время экономика сама по себе не развивалась и требовала реформ, однако из-за общего благосостояния на это обращали меньше внимания, чем требовало. Из-за этого многие называют период застоя – «затишьем перед бурей».

Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества . Они проявлялись:

· в стагнации экономики,

· росте оппозиционных настроений населения,

Принимавшиеся руководством страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной системы.

Характеристики эпохи застоя

1. Консервация политического режима .

· За время пребывания Брежнева у власти, административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли основной лозунг Брежнева - «обеспечить стабильность» - что привело не просто к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.



· За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности фактически стали пожизненными. В результате, средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля – партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких, государственных учреждений.

2. Возрастание роли военной сферы .

· Страна находилась в состоянии холодной войны с США, поэтому одной из основных задач, было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

· Промышленность, как и в период Великой Отечественной войны, во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

3. Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики .

· Несмотря на то, что в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в «застой» и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

· После проведенной аграрной реформы, многие крестьяне фактически лишились работы, так как была введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили лишь убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы, потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

Смена политического курса . С отставкой Н. С. Хрущева завершился процесс.

либерализации общественно-политической жизни, окончились начатые им преобразования. К власти пришло новое руководство. Первым секретарем ЦК КПСС (с 1966 г.- Генеральным секретарем) стал Л. И. Бережнев , находившийся в течение многих лет на партийной работе. Именно он был одним из инициаторов и организаторов смещения Н. С. Хрущева. Человек осторожный, консервативный, он более всего стремился к стабильности общества. Главой правительства был назначен А. Н. Косыгин, руководивший в разные годы Госпланом СССР, министерствами финансов, легкой и текстильной промышленности .

Часть новых руководителей, в том числе А. Н. Косыгин и секретарь ЦК партии Ю. В. Андропов, считали необходимым дальнейшее развитие страны, опираясь на решения XX съезда партии. Они полагали нужным продолжать реформаторский курс в экономике и дальнейшую либерализацию общественно политической жизни, с тем, чтобы укрепить существующую систему. В то же время они выступали противниками радикальных преобразований в обществе. Более консервативный путь развития отстаивали Л. И. Брежнев, М. А. Суслов, А. К. Шелепин и некоторые другие работники партийно-государственного аппарата. Достижение стабильности общества они связывали с пересмотром политического курса последних лет, с отказом от политики десталинизации и реформ.

Противоборство мнений по вопросу о выборе путей дальнейшего развития общества завершилось поворотом от реформаторства периода хрущевской «оттепели» к умеренно-консервативному курсу в политике и идеологии. Идейно-теоретической основой деятельности нового руководства была разработанная в конце 60-х годов концепция «развитого социализма». В официальных документах «развитой социализм» трактовался как обязательный этап на пути продвижения советского общества к коммунизму, в ходе которого предстояло добиться органического соединения всех сфер общественной жизни. Концепция не подвергала сомнению теоретические положения о коммунистической перспективе, содержащиеся в партийных документах предшествующих лет, в частности в Программе КПСС. Вместе с тем эта концепция концентрировала внимание на необходимости решения текущих задач одного из этапов построения коммунизма - этапа «развитого социализма». Существовавшие в обществе недочеты и кризисные явления рассматривались как результат неизбежных в процессе его развития противоречий. Устранению недостатков должна была способствовать политика «совершенствования» социализма. Активными проводниками концепции «развитого социализма» были Л. И. Брежнев, сменивший его на посту главы КПСС Ю. В. Андропов и преемник последнего - К. У. Черненко.

Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под видом борьбы с волюнтаризмом Н. С. Хрущева свертывались начатые им преобразования . В конце 1964 г. состоялось объединение промышленных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена территориальная система управления народным хозяйством. Устранялись искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению к личному приусадебному хозяйству. Начался отход от курса десталинизации . В печати прекратились критика культа личности И. В. Сталина, разоблачение беззаконий сталинского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, ограничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые последствия для развития науки. Ни в этот период, ни позднее полного фактического равенства республик достигнуто не было . Более того, в межнациональных отношениях возникали новые проблемы, требовавшие незамедлительного разрешения. Представители республик требовали расширения сети школ с преподаванием на родном языке. Усилилось Движение в защиту окружающей среды, за сохранение исторических памятников и национальных традиций. Но руководство страны не уделяло должного внимания нарастающим конфликтам в национальной сфере. Рост национального самосознания народов, выступления в защиту национальных интересов рассматривались как проявление Местного национализма. В развитии общественно-политической жизни все более четко прослеживались две тенденции: демократическая и антидемократическая . Они проявлялись, в частности, в сфере управления производственными и государственными делами. На рубеже 60-70-х годов значительно расширились полномочия местных Советов. Они координировали и контролировали деятельность предприятий, учреждений, колхозов в области жилищного строительства, народного образования, здравоохранения. Депутаты местных и Верховных Советов получили право вносить предложения о заслушивании на сессиях отчетов любых органов власти или должностных лиц, подконтрольных Советам. В 70-х - начале 80-х годов интенсивно росла численность общественных объединений на предприятиях и в учреждениях. Создавались организации народного контроля и технического творчества, постоянно действующие производственные совещани я (ПДПС). Широкое распространение получили добровольные народные дружины по охране общественного порядка . Деятельность массовых объединений, руководили которыми партийные организации, создавала иллюзию участия в управлении общественным производством широких слоев населения. Руководство деятельностью государственных и общественных организаций осуществляла Коммунистическая партия.

В 1977 году была принята новая Конституция СССР, которая юридически закрепила построение «развитого социализма» . В Конституции были расширены социальные права граждан: право на труд, бесплатное образование, медицинское обслуживание, отдых и др. Конституция СССР впервые официально закрепила особую роль КПСС в обществе.

Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними Конституциями политическая основа государства - Советы. Отныне они стали называться Советами народных депутатов. Все Советы народных депутатов - Верховный Совет СССР, Верховные Советы союзных и автономных республик, краевые, областные и другие Советы составляли единую систему органов государственной власти (схема 1).

Во главе системы находился двухпалатный Верховный Совет СССР, состоящий из Совета Союза и Совета Национальностей. Его обязанностями являлись: принятие и изменение общесоюзной Конституции, включение в состав Союза новых республик, утверждение государственных бюджетов, планов социального и экономического развития. В перерывах между сессиями Верховного Совета СССР его функции выполнял Президиум. Повседневная управленческая деятельность осуществлялась при помощи системы государственного управления, которую возглавлял Совет Министров СССР (схема 2). Ядром политической системы общества развитого социализма называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества , определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалась основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух ее формах: государственной и кооператив . Отдельные разделы Конституции были посвящены вопросам социального развития и внешней политики. Были сформулированы принципы отношений СССР с другими державами мира: суверенное равенство, взаимный отказ от применения силы, соблюдение территориальной целостности государств, мирное урегулирование спорных вопросов.

С конца 1964 года руководство страны пытается провести экономические реформы . Мартовский пленум ЦК КПСС (1965 г.) наметил меры по сельскому хозяйству:

· установить твердый план закупок на 6 лет (1965-1970 гг.) повысить закупочные цены,

· ввести 50%-ную надбавку за сверхплановую продукцию,

· увеличить капиталовложения в деревню,

· сократить налоги.

Реализация этих мер привела к временному ускорению сельско-хозяйственного производства.

Суть экономической реформы в промышленности (сентябрь 1965 г.) состояла в следующе м:

· переход к отраслевому управлению,

· перевод предприятий на хозрасчет,

· сокращение числа плановых показателей (вместо 30-9),

· создание поощрительных фондов на предприятиях.

В подготовке и проведении реформы активную роль сыграл А.Н. Косыгин (Председатель Совета Министров СССР).

Экономическая реформа 1965 г. проявила себя успешно в годы 8-й пятилетки (1966 – 1970 гг.):

· объем промышленного производства вырос на 50%.

· было построено 1900 крупных предприятий (Волжский автозавод в Тольятти выпустил 1970 г. первые «Жигули»).

· сельхозпроизводство выросло на 20%.

К началу 1970-х годов реформа перестала действовать . Рыночные механизмы управления производством были парализованы командно-административной системой. Сельское хозяйство вновь отошло на 2-й план. Экономическая реформа, не подкрепленная реформой политической системы, была обречена.

С начала 70-х гг. возросли темпы падения производства:

· Экономика продолжала развиваться на экстенсивной основе, (вовлечение в производство дополнительных материальных и людских ресурсов).

· На вновь строящихся заводах и фабриках не хватало рабочих рук из-за низкой рождаемости. Упала производительность труда.

· Экономика стала невосприимчивой к нововведениям. Только предприятия, работавшие на военные заказы, отличались высокой технологией.

· Экономика страны была милитаризована. Военные расходы росли в 2 раза быстрее, чем национальный доход.

· Гражданская промышленность несла потери. К началу 80-х годов было автоматизировано лишь 10% - 15% предприятий. В годы 9-ой пятилетки (1971 – 1975 гг.) экономический рост прекратился.

Видимость благополучия народного хозяйства обеспечивалась за счет продажи природных богатств – газа и нефти. «Нефтедоллары» расходовались на освоение восточных районов страны, создание гигантских территориально-производственных комплексов. Осуществлялись стройки века (ВАЗ, КАМАЗ). С 1974-1984 гг. строилась Байкало-Амурская магистраль (БАМ) – 3 тыс. км.

Наиболее слабой отраслью в 70-е – 80-е годы оставалось сельское хозяйство . Старая система управления мешала самостоятельности руководителей колхозов и совхозов. Закупочные цены на сельхозпродукцию были низкими, а на сельхозтехнику – высокими. Государство было вынуждено импортировать зерно (1979 – 1084 гг. – 40 млн. т. в год).

В70-е годы широко развернулся поход на «вторую целину» - Нечерноземье (29 областей и республик России). Главный упор делался на агропромышленную интеграцию, т.е. объединение сельского хозяйства с отраслями, которые его обслуживают – промышленностью, транспортом, торговлей. Началась массовая ликвидация «неперспективных деревень» (200 тыс.). В 1982 г. была разработана продовольственная программа, призванная решить продовольственный вопрос в ССССР к 1990 г.

В социальной сфере постепенно накапливались кризисные явления. Приостановился подъем жизненного уровня населения, наблюдался дефицит, скрытый рост цен. Это стало экономической предпосылкой образования «теневой экономики».

Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых, было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

Диссидентское движение. Внутренняя политика брежневской администрации носила консервативный характер («неосталинизм» ).

· со 2-й половины 60-х годов была запрещена критика культа Сталина,

· прекратился процесс реабилитации репрессированных,

· начались гонения на инакомыслящих.

В 1970-е годы инакомыслие влилось в диссидентское движение , характерными чертами которого были антикоммунизм и антисоветизм. (академик А.Д. Сахаров, писатель А.И. Солженицын, музыкант М.А. Ростропович).

Сначала деятельность диссидентов (лиц. взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от нее. Наиболее яркими их представителями были: историк Рой Медведев, писатель А. И. Солженицын, физик А. Д. Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами , обращения в адрес руководителей страны и судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц.

В 1966 г. группа либерально настроенной интеллигенции - художники, писатели, музыканты - обратилась с открытым письмом к Л. И. Брежневу . В письме шла речь о появлении опасности реабилитации И. В. Сталина и о недопустимости возрождения неосталинизма.

В 1968 г. участники правозащитного движения организовали демонстрации протеста в связи с вторжением войск СССР и других стран ОВД в Чехословакию .

В 70-е годы усилилось противостояние между оппозиционным движением и властью. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции е внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами была налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещенных в стране («Тамиздат»). Возникла так называемая бесцензурная печать («Самиздат») . Издавались машинописные журналы («Вече», «Память»), информационный бюллетень правозащитного движения «Хроника текущих событий» .

В середине 70-х годов диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению хельсинкских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны как «вредные» и «враждебные». Представители диссидентского движения подвергались преследованиям, их сажали в тюрьмы (генерал Григоренко), высылали за рубеж (писатель А. И. Солженицын).

Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к позитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового руководства страны была очевидной необходимость продолжения экономических реформ. Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В марте 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукция на несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование. Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ограничения с развития их личных хозяйств. Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в их числе В. С. Немчинов, Л. М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказывались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и самоокупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевременные, тем не менее, в реформу были заложены некоторые принципы рыночной экономики (прибыль, хозрасчет). Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей работы предприятий объем реализованной продукции . Упразднялись Советы народного хозяйства, и восстанавливалось отраслевое управление.

Осуществлялись программы создания территориально-производственных комплексов . С их помощью также предполагалось укрепить хозяйственные связи республик. Были сформированы территориально-производственные комплексы в Сибири (Красноярско-Ачинский), в Казахстане (Чимкентеко-Джамбулский), в Таджикистане и других районах. Прокладывалась Байкало-Амурская железнодорожная магистраль (БАМ). Курс на интеграцию экономик союзных республик, директивное управление республиканскими хозяйствами из центра вызывали диспропорции в их структуре. Одним из последствий этого стали общественное недовольство и рост оппозиционных настроений в союзных республиках. В Латвии, Литве и Эстонии на почве экономических противоречий усилилось стремление к выходу республик из состава СССР. Сепаратистские настроения в них особенно активизировались в 80-е годы.

К началу 80-х годов в стране был создан мощный промышленный потенциал. Вместе с тем приоритетное внимание к отраслям военно-промышленного и топливно-энергетического комплексов усугубляло деформации в структуре промышленности. Директивное управление, недостаточный учет региональных особенностей производства вели к падению экономических показателей индустриального развития.