Понятие о централизованных и децентрализованных финансах.

Внутрифирменный финансовый контроль

Осуществляется экономическими службами самого предприятия, фирмы, корпорации- бухгалтерией, финансовым отделом, службой финансового менеджмента и др. -за финансовой деятельностью его предприятия, его филиалов и дочернихструктур. Службы внутреннего контроля постоянно следят за эффективностью ицеле­сообразностью расходования денежных средств (собственных, заемных,привлеченных), проводят анализ и сопоставление фактических финансовыхрезультатов с прогнозируемыми, финан­совую оценку результатов инвестиционныхпроектов, контроли­руют финансовое состояние предприятия.Внутренний контроль сопровождает весь процесс инвестиро­вания капитала. Такназываемый пост-аудит означает сравнение фактических финансовых результатовна каждой стадии произ­водственно-инвестиционной деятельности спрогнозируемыми в финансовом разделе бизнес-плана; анализ и устранение причиних несоответствия; поиск путей снижения издержек и улучше­ния методовфинансового прогнозирования. Возникновение государства предполагает, кроме всего прочего, установлениеопределенных взаимоотношений по распределению и перераспределению создаваемыхэкономических благ между государством в лице верховной власти и остальнымисубъектами воспроизводимых отношений. Собственно, эти отношения иопределялись в прошлом понятием «финансы».Для начала определим понятие финансы (от лат. financia - доход, платеж присделке) - экономические отношения, связанные с формированием, распределениеми использованием централизованных и децентрализованных фондов денежныхсредств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условийрасширенного воспроизводства.По своему составу Финансы - совокупность целевых централизованных идецентрализованных фондов денежных средств.С глобализационных позиций финансы как экономическая реальность выступают вформе движения частных (децентрализованных) и государственных(централизованных) финансовых ресурсов. А поскольку финансовые ресурсы идоходы совершают свое движение в частноправовой и публично-правовой формах,постольку система финансов включает в себя два больших звена:частнохозяйственные (частные, децентрализованные) финансы и государственные(централизованные, включая муниципальные) финансы.В этой работе более подробно будут изучены централизованные(общегосударственные и муниципальные) финансы. Для централизованных финансовхарактерными признаками являются:1) денежный характер отношений;2) безвозмездный и безвозвратный характер платежей хозяйствующимисубъектами и населением в государственные и местные бюджеты, а также вовнебюджетные фонды;3) принудительная со стороны государственных органов и органовместного самоуправления форма денежных отношений с хозяйствующими субъектамии населением (государство и органы местного самоуправления в форме публично-правовых актов устанавливают систему обязательных платежей и меры воздействияк указанным субъектам в случае нарушения последними установленного порядка);4) отношения перераспределения уже распределенного совокупногообщественного продукта, в его денежной форме.Рассмотрим структуру централизованных финансов, а также взаимосвязь отдельныхзвеньев финансовой системы - централизованных и децентрализованных финансов.В качестве примера рассмотрим состав и классификацию финансовой системыРоссии, приведенные на рис. 1 (следует отметить, что возможны и другиепредставления финансовой системы с обособлением тех или иных ее компонентов). Из приведенной схемы видно, что финансовая система (как Российской Федерации,так и других государств) в зависимости от методов формирования доходовэкономических субъектов подразделяется на две сферы финансов:централизованные и децентрализованные финансы.Основой финансовой системы являются децентрализованные финансы, (денежныеотношения, опосредующие процесс кругооборота денежных средств фирм,организаций и учреждений (ФОУ), а также домашних хозяйств) поскольку именнов этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства.Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансовогоправа в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этомзначительная часть указанных средств направляется в дальнейшем нафинансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций в видесубвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальныхтрансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т.п.).Централизованные финансы (экономические отношения, связанные с формированиеми использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых вгосударственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах длярешения экономических, социальных и политических задач) состоят изгосударственных и муниципальных финансов. В свою очередь государственные имуниципальные финансы включают в себя бюджет (система бюджетов всех уровней),государственные внебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты,финансы иных государственных и муниципальных институтов.


Общегосударственные (централизованные) фонды денежных ресурсов создаютсяпутем распределения и перераспределения национального дохода (национальныйдоход - вновь созданная за год стоимость, которая рассчитывается как частьВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов), созданного вотраслях материального производства. Важная роль, которую выполняетгосударство в области экономического и социального развития, приводит кнеобходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовыхресурсов. Формами их использования как видно из схемы являются бюджетные ивнебюджетные фонды, государственный и муниципальный кредиты, обеспечивающиеЦентрализованным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенныхтемпов развития всех отраслей народного хозяйства; перераспределениифинансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны,производственной и непроизводственной сферами, а также формами собственности,отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовыхресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.Через финансовую систему государство воздействует на формированиецентрализованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления ипотребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета,государственный кредит.Рассмотрим бюджетное устройство и бюджетную систему РФ.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ .

    Сущность финансов.

    Функции финансов.

    Роль финансов в решении социально-экономических проблемах России.

    Понятие финансовых ресурсов. Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

Сущность финансов.

Понятие «финансов» нельзя отождествлять с понятием «деньги». Деньги – категория более древняя, они возникли раньше финансов.

Не все денежные отношения являются финансами.

Появление финансов обусловлено возникновением гос-ва. С возникновением гос-ва появилась потребность в централизованных фондах гос-ва для содержания аппарата управления, для охраны границ, введения войн, для постройки общественных зданий и дорог и других объектов общественного назначения.

А, следовательно, возникли налоги. Гос-во стало развивать фин. отношения с плательщиками налогов. Эти факторы обусловили возникновение финансов. Стал формироваться гос-ый бюджет, а позднее возник и государственный кредит.

С усилением товарно-денежных отношений финансы способствуют первоначальному накоплению капитала.

Финансы – это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных ср-в в целях обеспечения расширенного воспроизводства, выполнения функций и задач гос-ва.

Главное назначение финансов состоит в том, что чтобы путем создания денежных фондов обеспечить не только потребности гос-ва и организаций денежных средств, но и обеспечить контроль за эффективным использованием этих фондов.

В процессе расширенного воспроизводства у гос-ва возникают фин. отношения с хозяйствующими субъектами (организациями). Отношения по поводу уплаты налогов, формирования бюджетных средств, выплат средств организациям из бюджета.

Отношения с организациями возникают также при заимствовании ср-в у гос.организаций, а также в результате предоставления гос.кредитов организациям. Фин. отношения с организациями возникают также при формировании внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с населением по поводу уплаты налогов и др. платежей в бюджет, а также при получении населением ср-в из бюджета и внебюджетных фондов.

Фин. отношения у гос-ва возникают с другими гос-вами при осуществлении внешнеэкономических связей, международной торговли, туризма.

Фин. отношения:

    всегда денежные;

    эти отношения вызваны фактом существования гос-ва и носят регламентированных характер.

Фин. отношения связаны с распределением и перераспределением ВВП и национального дохода.

Фин. отношения хозяйствующих субъектов возникают:

С гос-вом;

С партнерами по бизнему;

С банками;

Со страховыми организациями;

С внебюджетными фондами;

С вышестоящими организациями (корпорациями, фин.промышленными группами);

С персоналом.

У коммерческих организаций возникают фин.отношения с учредителями при формировании уставного капитала, а также при выплате дивидендов.

В понятие «финансы» включается также совокупность ср-в, находящихся в распоряжении гос-ва и предприятий.

К фин. отношениям относятся также отношения, связанные с кредитом, ценообразованием.

Финансы тесно связаны с деньгами, но имеют существенные отличия от денег.

    Всеобщий эквивалент, с помощью которого измеряются затраты товаропроизводителей;

    Выполняют функции:

Меры стоимости;

Средства накопления;

Средства платежа;

Мировых денег.

3. Возникли раньше финансов

5. Охватывают широкие экономические отношения.

    Экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП.

    Выполняют совершенно другие функции:

Распределения,

Регулирования,

Контроля.

3. Возникли позднее денег.

5. Охватывают более узкие отношения, связанные с формированием фондов денежных средств.

Функции финансов

Выделяют 2 функции финансов:

Распределительную;

Контрольную

Субъектами распределения выступают гос-во, юридические и физические лица.

Объектами распределения служат ВВП и национальный доход.

Национальный доход распределяется на фонд накопления, который используется для расширенного воспроизводства, и на фонд потребления.

При этом гос-во использует финансы в качестве орудия распределения с целью эффективного воздействия на результаты хозяйственной деятельности организации.

В дальнейшем осуществляется перераспределение национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, между отраслями экономики, между регионами страны.

Доходы, создаваемые в результате такого перераспределения должны обеспечить граждан не занятых в сфере материального производства и не трудоспособной части населения.

Подавляющая часть перераспределительных отношений осуществляется через государственный бюджет.

Распределительная функция финансов проявляется и в процессе формирования доходов и расходов организации.

Поступающая выручка от реализации продукции распределяется между гос-вом и организацией. Гос-ву передается НДС и акцизы, поступающие вместе с выручкой. Далее гос-ву выплачивается другие налоги, включаемые в себестоимость продукции.

Из общей суммы доходов вычитаются расходы на производство и реализацию продукции, получается балансовая прибыль. Из этой прибыли выплачивается налог на прибыль, оставшаяся часть в распоряжении гос-ва прибыль распределяется по фондам организации.

В результате распределения прибыли формируются фонды денежных средств для развития производства, для развития социальной инфраструктуры организации, для стимулирования оплаты труда рабочих, для выплаты дивидендов учредителям.

Контрольная функция финансов осуществляется двояко:

Через контроль рублем

Через контроль специальными финансовыми органами.

Контроль рублем осуществляется за:

Использованием денежных фондов;

Соблюдением режима экономии;

Использованием материальных и трудовых ресурсов;

Использованием основных и оборотных фондов;

Перераспределением и использованием прибыли;

Использованием средств по целевому назначению;

Соблюдением расчетов с бюджетом, внебюджетными фондами, с партнерами по бизнесу, с банками, страховыми организациями, покупателями продукции, ..

Контроль финансовыми органами осуществляется за эффективным и целевым использованием средств.

Его осуществляют администрация Президента, Совет Федерации и Гос. Дума, Правительство и ЦБ России.

Для осуществления финансового контроля создаются специальные органы, например, Счетная палата, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба и др.

Роль финансов в решении социально-экономических ресурсов.

В условиях рыночной экономики возрастает необходимость в финансах, т.к. рыночные отношения находятся в тесной связи и единстве с денежным обращением и финансами.

    В условиях расширенного воспроизводства возрастает потребность гос-ва и хозяйствующих субъектов в денежных средствах. Эту потребность в денежных ресурсах без финансов удовлетворить невозможно ни в сфере хоз-ого управления, ни в сфере гос-ого управления.

Финансы объективно необходимы, т.к. обусловлены потребностями

общественного развития.

    Финансы обеспечивают кругооборот производственных фондов на расширенной основе.

При помощи финансов гос-во регулирует отраслевую и территориальную структуру экономики, стимулирует развитие производства.

В условиях экономики рыночного типа хозяйствующие субъекты самостоятельно определяют сферы своей деятельности, источники финансирования, направления вложения своих средств, ... .

При этом гос-во осуществляет регулирование (вмешательство в деятельность организации) при помощи финансов путем:

Взимания налогов;

Финансирования из бюджета;

Применение повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет;

Организации денежного обращения и расчетов;

Установление ставки рефинансирования ЦБ;

Гос-ых займов и кредитов;

Правового финансового регулирования.

Понятие финансовых ресурсов.

Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы.

По своему материальному содержанию финансовые ресурсы – это фонды денежных средств.

Финансовые ресурсы сами по себе не определяют сущности финансов.

Фин. наука изучает не фин. ресурсы, а экономические отношения, возникающие в результате формирования, распределения и использования фондов денежных средств.

Финансовые ресурсы – это совокупность всех денежных средств и других фин. активов, которыми располагает гос-во и хозяйствующие субъекты для покрытия своих затрат.

К другим фин. активам относятся дебиторская задолженность, средства вложенные в акции, облигации и др. ценные бумаги.

Финансовые ресурсы (денежные ср-ва) подразделяются на:

- централизованные (гос.бюджет, внебюджетные фонды);

- децентрализованные (денежные фонды организаций и предприятий).

Данные об объемах фин. ресурсов необходимы для определения оптимальной структуры производства, сбалансированности фин. ресурсов с капитальными и материальными затратами, для определения объемов инвестирования ср-в.

Основным источником формирования централизованных фин. ресурсов является национальный доход, который создается в основном в сфере материального производства.

На основе распределения и перераспределения нац. дохода гос-воформирует централизованные фонды для решения общегосударственных задач. Эти фонды создаются через формирования бюджета и внебюджетных фондов. Другая часть нац. дохода остается в распоряжении организации.

В наст. время хоз-щие субъекты в основном представлены коммерческими организациями. Следовательно, налоги и другие обязательные платежи, поступающие от коммерческих организаций, являются основным источником формирования гос-ых ресурсов.

Гос-ые фин. ресурсы формируются также за счет:

Внешнеэкономической деятельности гос-ва;

Использования гос-ой собственности;

Приватизации гос-ой имущества и передачи его в аренду;

Части национального богатства вовлекаемого в оборот (продажа золотовалютных запасов страны, а также энергетических ресурсов).

Фин. ресурсы хозяйствующих субъектов формируются за счет собственных, заемных и привлеченных ср-в.

Фин. ресурсы организации формируются в первую очередь за счет собственных источников. В момент учреждения организации поступают взносы в уставной капитал от учредителей. В дальнейшем собственные ср-ва (капитал) формируются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Важным источником формирования собственных ресурсов является амортизационный фонд, который формируется за счет амортизационных отчислений при использовании основных средств (зданий, сооружений, оборудований).

Ежемесячная начисляемая сумма амортизации включается в себестоимость продукции и в цену изделия (товаров, услуг). При реализации продукции эта сумма в составе выручки поступает на расчетный счет организации. Так постепенно формируется амортизационный фонд. Средства этого фонда в основном используются для простого воспроизводства основных фондов (для покупки нового оборудования, машин, капитального строительства).

Внешними источниками увеличения собственных фин. ресурсов являются:

Дополнительные взносы ср-в в уставный капитал учредителей;

Дополнительный выпуск и продажа акций и др. ценных бумаг.

Иногда фирмы получают ср-ва от вышестоящих организаций в порядке перераспределения ср-в.

Гос-ые и муниципальные организации, а иногда и коммерческие организации, выпускающие необходимую гос-ву продукцию или оказывающие населению услуги, могут получать ср-ва из бюджета.

Для хоз-ой деятельности собственных средств у организации бывает, как правило, недостаточно, тогда они привлекают их из заемных источников:

Для и инвестиций берут долгосрочные кредиты в банках;

Для текущих нужд используют краткосрочные кредиты в банках и др. организациях.

Одним из источников заемных ср-в является коммерческий (товарный) кредит. Организации порой испытывают трудности с реализацией продукции, другие организации нуждаются в этой продукции, но не имеют ср-в для оплаты. В этом случае, поставщики предоставляют товар в кредит с оплатой через определенный период времени или после реализации товаров.

Заемным источником фин. ресурсов являются также средства, полученные в результате выпуска и реализации облигаций и др. ценных бумаг.

В наст. время для многих организаций основным источником формирования фин. ресурсов является кредиторская задолженность. Это неоплаченные долги другим организациям за поставленные товары, выполненные работы и оказанными услугами.

ТЕМА: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ.

    Финансовая система РФ и ее структура.

    Гос.финансы и их роль в системе финансовых отношений.

    Финансы хозяйствующих субъектов и их роль в финансовой системе страны.

    Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

    Система гос-ых финансовых органов и их роль в финансовой системе.

    Финансовые посредники и финансовый рынок.

Финансовая система РФ и ее структура

В условиях рынка характерно большое разнообразие финансовых отношений. При этом общими чертами всех фин.отношений являются:

1. все фин.отношения осуществляют распределение и перераспределение ВВП и нац.дохода;

2. Все фин.отношения участвуют в формировании фондов денежных средств и в их использовании;

3. Все фин.отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В то же время каждая сфера фин.отношений имеет свои особенности, которые выделяют эту сферу из общего количества фин.отношений (налоги, бюджет, кредит, страхование, фондовый рынок и др.).

Все специфические признаки позволяют сгруппировать фин.отношения в определенные сферы и звенья, каждые из которых отличаются особыми формами образования и использования фондов денежных средств и выполняет важную роль в процессе расширения производства и имеет присущие ей функции.

Такие финансовые организации обслуживают материальное производство, они участвуют в создании ВВП и нац. дохода.

Через гос. бюджет мобилизуются фин.ресурсы в ост. централизованный фонд гос-ва и через ……….. происходит перераспределение этих фондов.

Внебюджетные соц.фонды (пенсионный, соц.страхования) имеют строго целевое назначение, через эти фонды мобилизуются фонды денежных ср-в для выплаты пенсий, соц. поддержки населения и обеспечения медицинского обслуживания.

Таким образом, каждое звено фин. системы представляет собой определенную сферу фин.отношений. Совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих сфер звеньев фин.отношений посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств составляет фин. систему страны.

В общей совокупности фин. отношений, образующих фин. систему можно выделить 2 крупные сферы (подсистемы):

Гос-ые и местные финансы

Финансы хоз. системы (финансы предприятий и организаций).

Основным звеном в подсистеме гос-ых и местных финансов является бюджетная система . При помощи бюджетной системы формируются фин. ресурсы властных структур, которые используются для регулирования экономики и фин. распред. отношений на микро уровне. Это центральное звено финансов, управление которым осуществляет гос-во.

Бюджетная система включает в себя

Гос. бюджет, бюджет субъектов федерации (республик, краев, областей, городов Москвы и Санкт -П.)

Местные бюджеты (бюджеты городов, районов, поселков).

Использование этих фондов осуществляется по решению органов местного самоуправления (муниципальных органов).

Муниципальные органы согласно конституции РФ не включаются в состав органов гос.власти.

Важнейшая роль в бюджетной системе у Фед.бюджета.

Бюджетные ср-ва – ресурсы фед.власти.

Бюджет – основной финансовый план формир. и использования фондов денежных ср-в.

Фед.бюджет – основной экономический закон гос-ва.

Фед.бюджет как фин.план гос-ва взаимосвязан с фин.организацией и с финансами населения, т.к. доходная часть бюджета в основном формируется за счет взимаемых с хоз.субъектов и населения налогов, кроме того бюджет связан с фин. организациий и населения в связи с выделением бюджетных ср-в организациям и выплатам ср-в населению за счет бюджета. Кроме налогов источником доходов федер-ого бюджета являются таможенные платежи, доходы от приватизации гос.имущества и передачи его в аренду, от продажи нац.богатств и др.

Расходы федер-ого бюджета – затраты, необходимые для функций и задач гос-ва (расходы на гос.управления, нац. Обороны, содержание судов, .. , финансирование экономику).

Бюджеты субъектов федераций – бюджеты регионов России, в составе расходов этих бюджетов преобладают расходы на социальные нужды (на содержание и эксплуатацию объектов жилищно-коммунальных хоз-в, здравоохранения, культуру).

Доходы этих бюджетов формируются за счет региональных налогов, а также трансфертов, поступающих из фед-ого бюджета.

Местные бюджеты формируются за счет местных налогов (налог на имущество физ.лиц, налог на землю), а также за счет др.поступлений, в том числе поступлений из бюджетов регионов.

Поступления за счет использования собственного имущества, а также прибыли организаций и предприятий, находящихся в ведении этих органов.

В расходах этих бюджетов наибольший удельный вес составляют затраты на социальные нужды (затраты на содержание жилищно-коммунального хоз-ва, на медицину, образование, культуру, на благоустройство районных центров), а также на содержание органов местного управления регионов и муниципалитетов.

Составным звеном фин.системы страны являются государственные внебюджетные фонды.

В основном на ур-не гос-ва создаются внебюджетные социальные органы. Средства этих фондов формируются за счет отчислений предприятий и организаций в виде единого социального налога, к-ый взимается в размере 26% от фонда заработной платы работника. Ср-ва этих фондов носят строго целевое назначение, поэтому они зачисляются не в бюджет гос-ва, а в бюджеты гос-ых внебюджетных фондов.

По размеру бюджета наибольшую долю в этих фондах занимает пенсионный фонд. Размер его бюджета занимает 2 место после федерального бюджета страны. Средства этого фонда используются на выплаты пенсии.

Следующий фонд – фонд социального страхования . Он предназначен для выплаты пособия работникам по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 года.

Фонд обязательного медицинского страхования . Ср-ва этого фонда также формируется за счет отчислений работодателей в размере 3,1% от фонда з/п каждого работника. Кроме того, в этот фонд поступают бюджетные ассигнования для оказания мед.услуг неработающему населению.

В состав гос-ых финансов включается также гос-ый кредит , к-ый отражает кредитные отношения по поводу привлечения гос-вом свободных денежных ср-в населения и организаций.

Гос-во выступает в качестве заемщика внутри страны, путем продажи цен.бумаг физическим и юр.лицам, тем самым пополняет доходную часть бюджета.

Кредиты гос-во также берет у др. гос-в, иностранных фирм, корпораций, фирм, банков.

Гос-во может выступать в качестве гаранта при получении иностранных кредитов российскими организациями.

Чаще всего гос-во выступает в качестве заемщика, вместе с тем правительство может предоставлять гос-ые кредиты отдельным отраслям экономики, организациям и регионам.

Например, в наст. время предоставляются льготные кредиты организациям, предприятиям, фермерам и личным крестьянским хозяйствам и с/х кооперативам, занимающихся производством, закупками и переработкой с/х продукции.

Кредиты предоставляются также другим организациям, занимающихся производством продукции необходимой для гос-ва и граждан.

Бюджетные кредиты предоставляются также предприятиям оборонной промышленности, атомной энергетике и др-им.

Финансы хоз. субъектов

Подсистема финансов хозяйствующих субъектов включает в себя:

Финансы коммерческих организаций;

Финансы некоммерческих организаций.

Цель и основная деятельность коммерческих организаций сводится к получению прибыли.

Коммерческие организации функционируют как хозяйственные общества и хозяйственные товарищества, акционерные общества, а также как частные и индивидуальные предприятия.

Основная часть фин. ресурсов в условиях рынка сконцентрирована в коммерческих организациях. Поэтому от их фин. устойчивости зависит стабильность фин. состояния страны, т.к. большая часть централизованных денежных ср-в гос-ва формируется за счет налогов и отчислений коммерческих организаций.

Финансы коммерческих организаций формируются за счет собственных ср-в и привлеченных заемных ресурсов.

В период формирования коммерческих организаций основным источником фин. ресурсов является уставный фонд, к-ый формируется за счет взносов учредителей.

В условиях рынка коммерческие организации обладают хозяйственной и фин. самостоятельностью, определяют виды деятельности, сами устанавливают цены на продукцию, самостоятельно реализуют товары и услуги, по своему усмотрению используют прибыль, оставшуюся после уплаты налога, самостоятельно формируют фонды денежных ср-в и изыскивают ср-ва для инвестиций.

Хозяйствен. организации выступают в качестве юр. лица. Основными признаками юр. лиц являются:

Прохождение гос-ой регистрации;

Наличие собственности, собственности в хоз-ой ведении или оперативном управлении обособленного имущества;

Самостоятельная ответственность по своим обязательствам, имеющимся в распоряжении имуществом.

Хоз-щие субъекты (юр. лица) являются основой фин. системы, т.к. в этом звене формируются ВВП и национальный доход.

Некоммерческие организации (потребительские кооперативы, благотворительные организации, добровольные союзы) не ставят своей целью получение прибыли и их основная задача наиболее полное удовлетворение своих участников (членов) этих обществ в товарах и в разнообразных услугах.

Прибыль этим организациям нужна для того, чтобы выжить и оказывать поддержку своим участникам этих организаций.

Наибольшее распространение среди некоммер. организаций получили потребительские общества и кооперативы. Их капитал формируется за счет паевых и вступительных взносов членов этих кооперативов и обществ. Например, в системе потребительской кооперации России членами потребит-их обществ являются почти все сельское население, а также жители районных центров и рабочих поселков.

При вступлении в потребительское общество, они вносят паевой взнос. Размер паевого взноса утверждается собранием потребительского общ-ва. В наст. время он колеблется от 50 до 1000 и более руб. На ср-ва пайщиков кооперативов осуществляется на селе торговое и бытовое обслуживания, оказываются разнообразные социальные услуги сельскому населению, особенно престарелым и малоимущим гражданам.

Финансы населения и их влияние на экономическое развитие страны.

К децентрализованным финансам относятся также финансы домашних хоз-в (населения).

Финансы населения представляют собой экономические денежные отношения по поводу формирования и использования фондов денежных ср-в в целях обеспечения материальных и духовных потребностей, обеспечения социальных условий жизни членов общества и их воспроизводства.

В эк-кой литературе под финансами населения принимаются финансы домашних хоз-в и финансы семьи.

Домашн.хоз-во ведется одним или несколькими лицами, проживающими совместно с имеющими общий бюджет.

Сущность финансов дом. хоз-в находит проявление в ихфункциях :

1.Обеспечение жизненных потребностей семьи .

2.Распределительная функция.

Первая функция создает условия для членов данной семьи. В период натурального ведения хоз-ва домашние хоз-ва удовлетворяли свои потребности самостоятельно без широкого товарного обмена. С развитием товарно-денежных отношений расширились материальные, социальные и культурные потребности семьи. Произошел рост денежных ср-в у населения, возник семейный бюджет для обеспечения материалн. и духовн. Благами.

Распределительная функция финансов населения охватывает первоначальное распределение нац.дохода и формирование бюджета семьи.

Эта функция включает в себя 3 последовательные ступени:

Формирование;

Распределение:

Использование фондов денежных ср-в.

Фин. отношения у населения возникают со всеми звеньями фин.системы (бюджетом, внебюджетными фондами, с организациями, предприятиями).

В результате создаются первичные доходы в виде з/п, пенсий, пособий, стипендий.

Кроме того, фин. отношения возникают при уплате налогов, пошлин и др-их платежей.

Финансовые ресурсы населения – это совокупный фонд денежных ср-в, находящихся в распоряжении семьи. Он создается в результате производ-ой деятельности членов домохозяйств и является частью нац. дохода общ-ва.

В состав фин.ресурсов населения включаются:

Собственные ср-ва зарабатываемые каждым членом семьи (в виде з/п, доход от подсобных хоз-в, прибыль от коммерческой деятельности);

Ср-ва мобилизованные на фин. рынке (покупка акций и т.д.), полученных в форме кредита, дивиденды, % по вкладам;

Ср-ва, поступающие в порядке перераспределения нац. дохода – пенсии, пособия, субсидии и др. выплаты из бюджетов и внебюджетных фондов.

Фин. ресурсы населения выступают в виде 2-ух обособленных фондов:

Фонда потребления, предназначенного для удовлетворения личных потребностей семьи.

Фонд сбережений (отложенных потребностей), к-ый будет использован в будущем для приобретения дорогостоящих товаров, для медицин. обслуживания, достойной жизни в старости, для формирования первоначального капитала коммерческой деятельности.

О состоянии финансов дом.хоз-в зависит платежеспособность населения, его покупательская способность, поступление ср-в в бюджеты всех уровней и банки. Эти факторы во многом определяют темпы экономического развития страны.

За счет доходов населения образуется большая часть сбережений в обществе, в условиях рынка именно денежные сбережения населения становятся источником инвестиций, а гос-ые заимствования у населения – источником покрытия дефицитов бюджета.

Финансовая система по формам формирования финансовых ресурсов, методам их использования, способам управления и контроля подразделяется на две сферы. В Российской Федерации это централизованные (публичные) финансы и децентрализованные финансы.

Состав финансовой системы РФ представлен на рис. 1.

Рис. 1.

Централизованные (публичные) финансы -- это важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяются в бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.

Действующая бюджетная система РФ, как и любого федеративного государства, -- трехуровневая. В соответствии с Конституцией РФ это бюджеты: федеральный, субъектов РФ (республик, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), местные (по Бюджетному кодексу РФ -- муниципальных районов и свод бюджетов городских и сельских поселений).

Бюджеты - финансовая основа управления государственных органов власти и органов местного самоуправления. Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий.

В составе бюджетов могут создаваться целевые бюджетные фонды за счет целевого назначения или в порядке целевых отчислений от конкретных видов доходов или иных поступлений.

Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет -- статистический сводный бюджет, объединяющий финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

За счет финансовых ресурсов бюджетной системы обеспечивается структурная перестройка экономики, развитие науки и техники, повышение эффективности производства, военная реформа и реформа жилищно-коммунального хозяйства. В целом это должно способствовать стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов.

В качестве самостоятельного звена в системе централизованных финансов выделяются специальные внебюджетные фонды. В настоящее время на центральном уровне сохранились лишь три социальных внебюджетных фонда.Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры.

Среди внебюджетных социальных фондов:

  • · Пенсионный фонд, формируется за счет единого социального налога, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства Фонда используются на выплату пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также на выплату пособий на детей, пособий пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.
  • · Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий.
  • · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

призванный обеспечить охрану здоровья населения.

Децентрализованные финансы - составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства, формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Децентрализованные финансы объединяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий (организаций), финансы домашнего хозяйства.

Решающую роль среди децентрализованных финансов играют финансы коммерческих предприятий, организаций, участвующие в создании всех денежных фондов страны. От их состояния зависит общее финансовое положение Российской Федерации и, следовательно, выполнение всех намеченных экономических и социальных программ.

В условиях рыночной экономики финансовые отношения предприятий, организаций могут эффективно функционировать на основе ряда принципов (самостоятельности в принятии хозяйственных решений, самофинансированной предпринимательской деятельности и др.).

Некоммерческие организации (благотворительные и религиозные, различные добровольные союзы, фонды и др.), создаваемые для достижения определенных конкретных целей, не ставят своей целью получение прибыли.

Их финансовые средства формируются за счет добровольных взносов и пожертвований, поступлений от учредителей, бюджетных средств и др.

Особое место в системе децентрализованных финансов принадлежит финансам домашнего хозяйства. Они имеют исключительно важное значение в создании ВВП и НД и регулировании платежеспособного спроса страны. Определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через семейный бюджет. Чем выше доходы членов общества, тем выше его спрос на производимые материальные ценности, тем устойчивее экономическое положение предприятий.

1. Финансовый механизм - это:

Способы организации финансовых отношений, применяемых в целях мобилизации финансовых ресурсов и их использования в государстве

Определение целей и задач, а также совокупности государственных мероприятий по мобилизации и использованию финансовых ресурсов

Контроль за использованием денежных потоков внутри страны

Система налогообложения, применяемая в настоящее время в государстве

Совокупность экономических денежных отношений по поводу формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

2. По степени участия государства в финансовых отношениях различают:

Финансовую стратегию и тактику

Регулирующий и директивный финансовый механизм

Коммерческий, банковский и государственный кредит

3. Система установленных государством форм, видов, методов организации финансовых отношений называется:

Финансовой политикой

Финансовым механизмом

Финансовой системой

4. Выделите орган финансового контроля, регулирующего деятельность участников фондового рынка:

Министерство финансов РФ

Федеральное казначейство

Центральный Банк РФ

+ Федеральная служба по финансовым рынкам РФ

5. Тип финансовой политики, где государству отводится роль наблюдателя за экономическими процессами в стране, называется:

Регулирующим

Планово-директивным

+ классическим

6. Идеи Дж. М. Кейнса лежат в основе финансовой политики:

+ регулирующего типа

Планово-директивного типа

Классического типа

7. Финансовая политика – это:

Деятельность Государственной Думы в области финансового законодательства

Деятельность государства в области финансовых отношений

Деятельность органов Федерального казначейства

8. Законодательной основой планирования и проведения финансовой политики выступает:

Заявления Правительства РФ

Бюджетное послание Президента РФ

Финансовое законодательство

Административный кодекс РФ

9. Тип финансовой политики, при которой придерживаются принципа невмешательства государства в экономику:

Планово-директивный

Регулирующая

Классическая

Хозяйственный

10. Финансовая политика направлена на:

Мобилизацию финансовых ресурсов

Распределение и перераспределение финансовых ресурсов

Использование финансовых ресурсов

Все перечисленное

11. Фискальная политика представляет собой:

Денежную политику

Ценовую политику

Кредитную политику

Налоговую политику

Политику доходов и заработной платы

12. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу – это:

Финансовая тактика

Финансовый механизм

Финансовая стратегия

13. Проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год осуществляют:

+ Счетная палата РФ

Федеральное казначейство

Министерство финансов РФ

Министерство по налогам и сборам РФ

14. В РФ используется следующая система исполнения бюджета:

Банковская

+ казначейская

Смешанная

15. Аудиторский контроль – это:

+ независимый финансовый контроль

Государственный финансовый контроль

Ведомственный контроль

16. Вид финансового контроля, осуществляемого в процессе составления отчета об исполнении бюджета:

Предварительный

Текущий

+ последующий

17. Для регулирующего финансового механизма характерно:

Прямое непосредственное участие государства

Государство определяет законодательные границы, в рамках которых действуют все участники

Вся система отношений детально разрабатывается государством

Каждый хозяйствующий субъект сам решает, какие платить налоги

18. Контрольная функция финансов осуществляется:

Только органами государственной власти

Хозяйствующими субъектами

+ и государством, и хозяйствующими субъектами

19. Содержание финансовой политики включает: 1) разработку научно обоснованной концепции развития финансов; 2) принятие адресных программ поддержки населения; 3) принятие законодательных актов в сфере финансового права; 4) определение основных направлений использования финансовых ресурсов; 5) разработку государственной экономической политики; 6) разработку мер, направленных на достижение поставленных целей в рамках концепции развития финансов:

+ 1, 4, 6

+ разработку оптимальной траектории перемещений грузопотоков

Определение основных направлений использования финансовых ресурсов

Разработку научно обоснованной концепции развития финансов

Нет верного ответа

21. Выделите положение, не имеющее отношение к типам финансовой политики:

Классическая финансовая политика

Планово-директивная финансовая политика

Регулирующая финансовая политика

+ дисконтная финансовая политика

22. Принцип «невидимой руки» А. Смита лежит в основе финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Стратегического типа

Монетаристического типа

23. Государственные расходы, налоги и государственный кредит выступают инструментами финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Монетаристического типа

24. Чрезвычайно высокая концентрация финансовых ресурсов в руках государства на основе государственной собственности является характерной чертой финансовой политики:

Классического типа

Регулирующего типа

Планово-директивного типа

Нет верного ответа

Советского типа

25. Выделите несуществующий тип финансовой политики:

Классический

Планово-директивный

Регулирующий

Монетаристический

26. Денежные доходы, накопления и поступления, формируемые в руках субъектов хозяйствования и государства и предназначенные на цели расширенного воспроизводства, материальное стимулирование работающих, удовлетворение социальных потребностей, нужд обороны и государственного управления представляют собой:

+ финансовые ресурсы

Финансы

Финансовую систему

27. В основе финансовой политики регулирующего типа лежат идеи:

Дж. М. Кейнса

А. Смита

К. Маркса

В.И. Ленина

З. Фрейда

28. В проверке точного соблюдения законодательства по финансовым вопросам, своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств заключается ___________ функция финансов:

Распределительная

Регулирующая

+ контрольная

Стабилизационная

29. Финансовая политика является составной частью____________ политики государства:

+ экономической

Денежной

Налоговой

Бюджетной

31. Выделите этапы проведения государственной финансовой политики: 1) выработка научно обоснованной концепции развития финансов; 2) приспособление финансовых институтов к меняющимся условиям рынка; 3) определение основных направлений использования финансов на текущий период и перспективу; 4) осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей:

32. Из данных категорий выделите финансовые рычаги государственного воздействия на экономические процессы: 1) государственный бюджет; 2) государственные цены и тарифы; 3) финансовый механизм; 4) налоги; 5) экспортно-импортные пошлины; 6) ВВП:

Финансовая система»

1. Совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, характеризующихся особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств – это:

Финансовая система

Финансовые ресурсы

Финансовая политика

Финансовые отношения

Финансовый механизм

Финансы

2. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите базовое, являющееся источником финансовых ресурсов:

Государственный бюджет

Фонды страхования

Финансы предприятий

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

3. Основой выделения сфер и звеньев в структуре финансовой системы являются:

Государственные финансы

Различия в источниках ресурсов всех звеньев

Денежные отношения

Особенности в формировании и использовании фондов денежных средств

4. Звеном финансовой системы НЕ являются:

Внебюджетные фонды

Финансы домашних хозяйств

Внебюджетные фонды и финансы домохозяйств

Структурные подразделения предприятий

5. Из перечисленных бюджетов не являются составной частью государственных финансов: 1) государственный бюджет; 2) местные бюджеты; 3) государственные внебюджетные фонды; 4) бюджеты субъектов федерации; 5) семейные бюджеты; 6) государственный кредит:

6. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) фискальная политика; 4) внебюджетные фонды; 5) финансовый механизм; 6) бюджетный дефицит; 7) государственный кредит; 8) консолидированный бюджет:

1, 2, 4, 7 и 8

7. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Коммерческий кредит

Государственный кредит

Финансы предприятий

8. В понятие «государственные финансы» с фондовой точки зрения входят: 1) налоги; 2) государственный бюджет; 3) внебюджетные фонды; 4) бюджетный дефицит; 5) государственный кредит:

1, 2, 3, 4 и 5

9. Термин бюджетное регулирование относится к:

Перераспределению ресурсов между уровнями бюджетной системы

Управлению бюджетом

Бюджетному управлению сферами и субъектами экономики

Управлению государственным долгом

10. Централизованные фонды денежных средств формируются:

+ на государственном уровне

На уровне субъектов хозяйствования

На всех уровнях

11.Основой единства всех звеньев финансовой системы является:

Государственный бюджет

Финансовая политика, проводимая государством

Единый источник ресурсов для всех звеньев – национальный доход

Действие рыночных механизмов хозяйствования

12. Финансы страхования относятся к:

И к централизованной, и к децентрализованной сфере

13. Финансы населения относятся к:

Сфере централизованных финансов

+ сфере децентрализованных финансов

И к централизованной, и к децентрализованной сфере финансовых отношений

14. К государственным финансам относят:

+ сферу централизованных финансов

Сферу децентрализованных финансов

Централизованную и децентрализованную сферы финансовых отношений

15. Ранее в структуре финансовой системы не выделяли звено:

Государственный бюджет

Государственный кредит

Внебюджетные фонды

+ финансы населения

16. Через звенья финансовой системы перераспределяется:

+ национальный доход

Только прибыль предприятий

Страховое возмещение

17. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере централизованных финансов: 1) государственный бюджет; 2) государственный кредит; 3) финансы государственных предприятий; 4) финансы страхования; 5) внебюджетные фонды:

+ 1, 2 и 5

18. Из перечисленных звеньев финансовой системы выделите звенья, относящиеся к сфере децентрализованных финансов: 1) бюджет государства; 2) финансы населения; 3) государственный кредит; 4) финансы предприятий; 5) финансы страхования; 6) внебюджетные фонды:

+ 2, 4 и 5

19. В структуре финансовой системы выделяют:

Централизованные и децентрализованные государственные финансы

+ централизованные и децентрализованные фонды денежных средств

Централизованные и децентрализованные предприятия

20. Государственный кредит с точки зрения совокупности присущих финансовых отношений:

+ выделяют в отдельное звено финансовой системы

Включают в состав внебюджетной системы

21. Финансы населения:

Не включают в состав финансовой системы

+ выделяют в качестве звена финансовой системы

Выделяют в составе централизованных фондов денежных средств

22. Пенсионный фонд РФ:

Относится к централизованным финансам

Относится к децентрализованным финансам

Не относится ни к централизованным, ни к децентрализованным финансам

23. Финансы негосударственных пенсионных фондов:

Относятся к сфере децентрализованных финансов

Относятся к сфере централизованных финансов

Относятся к внебюджетным фондам

Не относятся ни к сфере централизованных, ни к сфере децентрализованных финансов

24. Финансы государственных предприятий относятся к:

Централизованным финансам

+ децентрализованным финансам

Государственной бюджетной системе

25. В сферу государственных финансов входит такое звено, как:

Банковские кредиты, выдаваемые банками с государственным участием

Государственный кредит

Денежные фонды государственных предприятий

26. Различные группы финансовых отношений объединены в финансовую систему государства вследствие:

+ взаимосвязи ее отдельных звеньев

Подчиненности звеньев единому центру

Отсутствия взаимосвязи в отдельных звеньях

Наличие единого начала в лице государственной власти

27. К сфере децентрализованных финансов не относят такое звено, как:

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ государственный кредит

28. К децентрализованным финансам не относят такое звено, как:

Финансы населения

Финансы предприятий

+ финансы муниципальных органов власти

29. К централизованной сфере финансовой системы государства не относят такое звено, как:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ коммерческие банки

30. Из перечисленных звеньев к децентрализованным финансам не относят: 1) финансы государственных предприятий; 2) бюджет государства; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) бюджет субъекта федерации:

+ 2, 5, 6

31. Из перечисленных звеньев к централизованным финансам относят: 1) бюджет государства; 2) финансы государственных предприятий; 3) финансы коммерческих предприятий; 4) финансы коммерческих банков с государственным участием; 5) финансы местных органов власти; 6) финансы домашних хозяйств, членами которого являются государственные служащие; 7) государственные внебюджетные фонды:

+ 1, 5, 7

32. Финансы страхования:

+ являются самостоятельным звеном финансовой системы

Подчинены государственным финансам

Включаются в состав государственных внебюджетных фондов

33. Выделите звено, в котором создается национальный доход государства:

Государственный бюджет

Внебюджетные фонды

+ финансы предприятий

Финансы населения

34. К какому из звеньев финансовой системы можно отнести фонды обязательного медицинского страхования:

Государственный бюджет

Финансы предприятий

Финансы страхования

+ внебюджетные фонды

35. Компенсация ущерба, вызванного реализацией рисков, осуществляется в таком звене финансовой системы, как:

Бюджет государства

Внебюджетные фонды

Финансы предприятий

+ финансы страхования

36. Выплата заработной платы позволяет формировать фонды денежных средств в звене:

Государственный кредит

+ финансы населения

Финансы предприятий

37. На децентрализованном уровне формируются:

+ фонды предприятий

Фонды государства

Внебюджетные фонды

38. На централизованном уровне формируются:

Фонды предприятий

Фонды страхования

+ внебюджетные фонды

39. Формирование финансовой системы связано с функционированием:

+ финансовых отношений

Кредитных отношений

Международных отношений

40. Особенности в организации финансовых отношений приводят к формированию:

+ сфер и звеньев финансовой системы

Институтов финансовой системы

Финансового контроля

41. Не является звеном финансовой системы:

Бюджет государства

Государственный кредит

+ банковский кредит

42. Выделите звено финансовой системы:

+ бюджет государства

Государственный банк

Государственная власть

43. Выделите правильное утверждение о структуре финансовой системы:

Децентрализованные финансы носят подчиненный характер по отношению к централизованным финансам

Централизованные финансы носят подчиненный характер по отношению к децентрализованным финансам

В структуре финансовой системы выделяют две равнозначные сферы финансовых отношений: централизованную и децентрализованную

44. Выберите верное утверждение:

+ финансы страхования относятся к децентрализованным финансам финансовой системы

Финансы страхования входят в состав внебюджетных фондов

Финансы страхования не имеют отношения к финансовой системе государства

45. Выделите неверное утверждение:

В составе финансов предприятий выделяют финансы коммерческих и некоммерческих предприятий

+ внебюджетные фонды входят в состав бюджета государства

Государственный кредит входит в состав государственных финансов

46. Финансы муниципальных образований:

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

Относятсяк такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

47. Выделите верное утверждение:

+ все звенья финансовой системы характеризуются различной ролью в общественном воспроизводстве

Звенья финансовой системы не связаны с общественным воспроизводством

С общественным воспроизводством связаны только финансы предприятий

48. Фондом денежных средств не является:

+ годовая выручка

Бюджет государства

Семейный бюджет

Фонд заработной платы

49. В настоящее время страховой фонд страховщика создается:

В централизованном порядке

+ в децентрализованном порядке

И в централизованном, и в децентрализованном порядках

50. В широком смысле страховой фонд – это:

+ часть ВВП, используемая для возмещения потерь, причиненных неблагоприятными событиями

Страховой фонд самострахования

Только государственный централизованный страховой фонд

51. Финансы муниципальных учреждений образования:

Относятся к такой сфере финансовой системы, как централизованные финансы

+ относятся к такой сфере финансовой системы, как децентрализованные финансы

Находятся на стыке двух сфер: централизованных и децентрализованных финансов

Имеют непосредственное отношение к государственным финансам

Распределительная, перераспределительная и контрольная функции финансов

Распределительная функция финансов реализуется во всех сферах общественной жизни, в материальном производстве, нематериальной сфере, сфере обращения. Основными субъектами распределения на микро уровне выступают юридические и физические лица, на макро уровне – государство в лице органов законодательной и исполнительной власти. Объектами распределения служит ВВП и национальный доход в денежной форме. Путем реализации распределительных функций осуществляется распределение и перераспределение новой стоимости. В основе распределительной функции лежат 3 последовательные ступени:

1. Формирование фондов денежных средств. На микро уровне формируются финансовые ресурсы хозяйствующих субъектов, на макро уровне – создаются централизованные средства государства

2. Распределение денежных фондов через финансовые инструменты

3. Образование бюджета всех уровней и внебюджетных фондов

Перераспределительная функция финансов позволяет создавать денежные фонды на уровне организиции домашнего хозяйства, а также государства, образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения, осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между сферами и социальными группами, формировать необходимые резервы на уровне организации и государства. Сущность контрольной функции состоит в осуществлении контроля объективно существующих денежных отношений. Содержание финансового контроля состоит в том, чтобы сообщать обществу обо всех недостатках в денежных отношениях. Контрольная функция представляющая собой воспроизводственный процесс сигнализирует о возникающих отклонениях, пропорциях распределения ВВП и НД в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов в обеспеченности необходимыми ресурсами производственного процесса. Смысл контрольной функции заключается в том, чтобы стимулировать наиболее рациональное использование централизованных и децентрализованных денежных средств с целью обеспечения эффективности общественного производства. Объектом контрольной функции финансов выступают финансовые показатели финансовой системы. По решению эффективности контроля зависит во многом от организации финансовой системы. Контрольная функция финансов проявляется во первых, еще до наступления распределительного процесса … во вторых, в процессе использования фондов денежных средств при исполнении намеченных программ, планов, смет, в третьих, в процессе подведения итогов, составлении оценок, исполнения денежных фондов. Контрольная функция реализуется по средствам:

1. Финансово-хозяйственного контроля в отдельных организациях на основе выполнения хозяйственных договоров осуществления коммерческого расчета

2. Финансово-бюджетного контроля при налоговых платежах и финансировании из бюджетных ресурсов

3. Кредитно-банковского контроля при использовании принципов кредитования и денежных расчетов

Финансовая система: централизованные и децентрализованные финансы

Под финансовой системой понимают совокупность различных сфер финансовых отношений, каждая из которых характеризуется своими особенностями, формировании и использовании фондов денежных средств различным местам в общественном производстве. В рамках финансовой системы финансовые отношения в условиях рынка имеют некоторые общие черты:

1. Осуществляют распределение ВВП и НД

2. Участвуют в формировании фондов денежных средств в их использовании

3. Контролируют и регулируют распределительный процесс

В целом финансовая система государства включает 2 группы финансовых институтов: централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы охватывают бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды и призваны обеспечить структурную перестройку экономики ускорении НТП, повышение эффективности производства и на этой основе рост уровня жизни населения. При помощи централизованных фондов обеспечивается расширение производства на макро уровне, путем межотраслевого и межтерриториального перераспределения финансовых ресурсов для выравнивания темпов экономического и социального развития отдельных регионов. Внебюджетные фонды призваны расширять социальные услуги населению, стимулировать развитие отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Важной составляющей централизованных финансов является государственный кредит, характеризующий кредитные отношения, связанные с мобилизации государством временно свободных денежных средств экономических субъектов. Основой финансовой системы служат децентрализованные финансы. Это обусловлено тем, что именно здесь в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. От создания децентрализованных фондов денежных средств зависит в целом финансовое положение страны. К децентрализованным финансам принято относить финансы организаций и финансы домашних хозяйств. Финансы организаций участвуют в создании материального источника всех денежных фондов государства. Финансы организаций являются основой единой финансовой системы страны. С их помощью обслуживается процесс создания и распределение общественного продукта и НД. Они выступают главным фактором формирования централизованных денежных фондов. От общего состояния финансов организаций напрямую зависит обеспеченность централизованных денежных фондов финансовым ресурсам. Коммерческие организации в условиях рынка ведут деятельность на началась коммерческого расчета, основная цель которого заключается в обязательном получении прибыли. Хозяйственные субъекты самостоятельно распределяют выручку от реализации продукции, формируют и используют фонды производственного и социального назначения. Формируют необходимые средства для расширения производства продукции, прибегая к использованию собственных, кредитных ресурсов и возможностях финансового рынка. Финансы домашних хозяйств являются составной частью децентрализованных финансов. Исторически финансы домашних хозяйств сравнительно недавно включены в состав звеньев финансовой системы. Это вызвано тем, что финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета и его использованию играют важную роль по регулированию платежеспособного спроса страны. Фактически определенная часть создаваемого ВВП в виде товаров и услуг проходит через рамки семейного бюджета. Существует следующая зависимость: чем выше доходы членов общества, тем выше спрос на производимые материальные ценности и тем устойчивее экономическое положение организаций.