Предмет и функции экономической теории. Предмет экономической теории, ее функции и методы

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

1.1 Предмет, структура, функции и методы
экономической теории

Предмет экономической теории как общественной науки
о производственных отношениях между людьми
в условиях ограниченных ресурсов

Экономическая теория состоит из двух больших блоков: микроэкономики и макроэкономики.
Микроэкономика - экономика на уровне человека, семьи, предприятия (фирмы), отрасли. Она изучает поведение субъектов на рынке, отношения между ними в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, исследует также отношения между производителями и государством. Ядром микроэкономического анализа выступает фирма (предприятие).
Микроэкономика изучает поведение отдельных хозяйственных субъектов экономики - домохозяйств и фирм, анализируя которые, она стремится объяснить причины и факторы, обусловливающие принятие тех или иных решений, а также указать последствия принятия этих решений на рынке.
Данный блок тесно связан с макроэкономикой. Если использовать образное выражение, то можно сказать: макроэкономика - это лес с высоты птичьего полета, а микроэкономика - деревья этого леса.
Целью экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества.
С одной стороны, макроэкономика (от греч. makros - большой) - это совокупность таких форм хозяйствования, которые охватывают национальную экономику в целом. При этом под понятие «национальная экономика» принято подводить хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования разных наций в пределах определенного государства .
В отличие от микроэкономики, которая изучает главным образом поведение отдельного хозяйствующего субъекта, макроэкономика исследует систему как целое и ее важнейшие составные элементы, такие как совокупное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, внешней торговли, функционирования государственного сектора и др.
Макроэкономика анализирует не только структурные компоненты национальной экономики. Ее главная цель - исследование взаимосвязей между общеэкономическими явлениями и процессами (в масштабах национальной экономики).
Всю макроэкономическую систему хозяйствования объединяют следующие конструирующие элементы:
1) тип общей совместной собственности. Общее совместное присвоение представляется в виде государственной собственности;
2) народнохозяйственная целостность, базирующаяся на общем(национальном) разделении труда, которое делает взаимосвязанными все крупные сферы, отрасли производства и экономические регионы (относительно самостоятельные территориальные подразделения) страны;
3) макроэкономика образует единое экономическое пространство, которое скрепляется общей денежной системой.
С другой стороны, макроэкономика - это теория рационального использования ограниченных ресурсов, исследующая и изучающая экономику в целом. В центре внимания макроэкономики такие проблемы, как: обеспечение устойчивого роста экономики, полной занятости ресурсов, минимизация инфляции и уровня безработицы, оптимизация внешнеэкономических связей и отношений в стране.
Взаимосвязь экономической теории и экономики представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Взаимосвязь экономической теории и экономики

Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра-ботки и эмпирической адаптации.
Экономическая теория - это наука о системах экономических отношений общества.
До 90-х годов ХХ века в стране преобладающее значение в формировании экономического мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по-литэкономия. И поэтому мировая экономическая мысль концаХIХ- начала ХХ века изучалась многими недостаточно, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи-сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Предметом исследования политэкономии в соответствии c классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
В настоящее время представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы-ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.
Предмет экономической теории представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Предмет экономической теории

Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие отмечают, что это наука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег.
Итак, общепризнанного определения предмета экономической теории нет, но, большинство экономистов признают, что это универсальная наука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека, предприятия (фирмы).
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конкуренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений.

Мировоззренческие, общие научные, частные методы исследования

Экономическая теория, как и любая другая наука, не может ограничиваться лишь созерцанием окружающей нас действительности. Метод экономической теории представляет собой совокупность способов, приемов познания экономических отношений, людей и воспроизведение их в системе экономических категорий, принципов, законов, моделей.Совокупность методов, использующихся в экономической теории, представляет собой методологию .Сущность мировоззренческих методов исследований состоит в простом созерцании и изучении текущих процессов и явлений.Экономические процессы и явления рассматриваются как в динамике, так и в статике.Экономическая теория в большей своей части пользуется общенаучными методами познания. Существуют следующие методы экономической теории: метод познания, изложения, анализ, синтез, индукция, дедукция, графический метод.
Задача метода познания состоит в проникновении и раскрытии сущности экономических процессов и явлений. Это достигается путем движения мышления от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
Метод изложения призван полученные результаты исследования воспроизвести в логически стройной и непротиворечивой системе экономических категорий, принципов, законов.
При анализе происходит мысленное разложение явления на составные части и выделение отдельных его сторон с целью выявить то специфическое, что отличает их друг от друга.
При синтезе происходит мысленное объединение расчлененных анализом частей, сторон с целью выявить то общее, что связывает эти части, стороны в единое целое.
Индукция представляет собой способ исследования, при котором познание действительности совершается в процессе выработки единичных утверждений, обеспечивающих возможность сделать обобщающие выводы и сформулировать общие положения .
Дедукция - способ исследования, при котором знания о процессах и явлениях формируются в ходе перехода от общих положений к частным и единичным суждениям.
Графический метод основан на создании графиков. Графики представляют собой изобразительное средство наглядной иллюстрации функциональной зависимости и связей между различными экономическими факторами.
Частные методы исследования применяются в зависимости от конкретной сложившейся ситуации.

Структура и функции экономической теории

В рамках экономической теории изучаются вопросы, касаемые микроэкономических и макроэкономических процессов общественной жизни, проблем мировой экономики.
На рисунке 3 представим основные функции экономической теории.

Рис. 3. Функции экономической теории

Существует ряд функций, выполняемых экономической теорией:
1) познавательная;
2) методологическая;
3) практическая;
4) мировоззренческая;
5) прогностическая.
Познавательная функция заключается в познании явлений социально-экономической жизни общества, методологическая - в определении методов исследования, практическая - в определении способов практического применения тех или иных методов исследования для реально существующей ситуации в экономической жизни общества и государства.
Мировоззренческая функция заключается в формировании определенного экономического мировоззрения, взгляда на окружающую действительность.
Прогностическая функция заключается в разработке краткосрочных и долгосрочных прогнозов той или иной ситуации.

Место экономической теории в системе экономических наук

Обратим внимание на традиционно сложившийся подход к определению экономической науки. Суть его сводится к тому, что экономическая теория призвана заниматься изучением причин материального благосостояния. При этом слова «матери-альный» и «экономический» используются как синонимы. Можно сказать: все, что связано c развитием материального производства и обменом продуктами, должно быть отнесено к предмету эконо-мической теории, остальное же должно остаться за ее рамками. Но так ли это? Возьмем заработную плату столяра и музыканта. Труд первого вызывает рост материального благосостояния, труд второ-го - нет. Но труд и того, и другого получает оценку в виде заработ-ной платы и вступает в кругооборот обмена. Теория заработной платы применима к обоим случаям. Концепция заработной платы, игнорирующая суммы, которые выплачиваются за нематериаль-ные услуги, не позволяет создать общую теорию процесса форми-рования богатства. Она разорвала бы единство процесса обмена. Труд и плотника, и музыканта является объектом спроса, потому что он обладает ценностью для экономических субъектов.
В современном мире экономическая теория занимает особое место среди экономических наук, являясь первоисточником экономических знаний.

В процессе становления и развития экономической теории как науки были сформированы ее основные функции: познавательная, методологическая, практическая, прогностическая, воспитательная.

Познавательная функция - реализуется через исследование сущности экономических процессов и явлений. Раскрывая и формируя экономические понятия и концепции, экономическая теория тем самым обогащает знание людей, приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение людей, оказывает содействие научному предвидению процессов экономического развития общества.

Методологическая функция состоит в том, что экономическая теория выступает методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основополагающие базовые понятия, экономические законы, принципы хозяйствования, которые реализуются во всех областях и сферах человеческой деятельности.

Практическая функция экономической теории сводится к научному обоснованию экономической политики государства, разработке рекомендаций относительно применения принципов и методов рационального хозяйствования на уровне экономических агентов.

Прогностическая функция обнаруживается в разработке научных основ предвидения перспектив социально-экономического развития в будущем. В сущности она сводится к разработке прогнозов долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов и возможных конечных результатов.

Воспитательная функция состоит в формировании у граждан экономической культуры, логики современного экономического мышления, которые обеспечивают целостное представление о функционировании экономики на национальном и общемировом уровнях и дают им возможность выработать грамотное хозяйственное поведение в условиях рыночной системы. Она воспитывает в них осознание того, что достичь успехов и высшего жизненного уровня можно лишь овладев глубокими знаниями, в результате упорного труда, принятия обоснованных решений и способности брать на себя ответственность за свои хозяйственные действия.

Потребности и ресурсы. Проблема выбора .

Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики.

Все многообразие определений предмета экономической теории можно свести к единому началу: в центре ее изучения лежит хозяйственная деятельность людей, которая развивается по общим законам взаимодействия человека с природой. Это очень сложный и запутанный комплекс разнообразных явлений и процессов. На всех этапах хозяйственной деятельности между отдельными группами людей, собственниками, предприятиями, внутри фирм, между городом и деревней, с одной стороны, а также всеми агентами и государством, с другой стороны, развиваются экономические отношения. Вне этих отношений и при нарушенных хозяйственных связях не будет выработан продукт для удовлетворения имеющихся потребностей.


В общем плане в хозяйственной деятельности выделяются четыре стадии кругооборота благ: ПРОИЗВОДСТВО - РАСПРЕДЕЛЕНИЕ - ОБМЕН - ПОТРЕБЛЕНИЕ, который называется общественным воспроизводством.

Ведущей сферой является производство или процесс создания материальных и духовных благ, необходимых для существования и развития человека.

Распределение - это процесс определения доли каждого человека в созданном богатстве. Такая доля зависит в первую очередь от количества созданных благ и системы распределения этих благ, существующей в той или иной стране.

Обмен - это процесс движения материальных благ и услуг от одного субъекта к другому и форма общественной связи производителей и потребителей.

Потребление - процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей.

Таким образом, этот процесс кругооборота от производства к потреблению называется общественным воспроизводством. При этом воспроизводство необходимо не только в процессе прямого удовлетворения потребностей людей. На предприятиях используются материалы, топливо, оборудование, а также умственные и физические силы людей, то есть происходит производственное потребление. В процессе производственного воспроизводства также осуществляется распределение и обмен различными видами деятельности и созданными в результате такой деятельности благами.

Воспроизводство бывает простым и расширенным. При простом воспроизводстве процесс производства возобновляется в прежнем, неизменном объеме, а при расширенном - процесс производства возобновляется в увеличенном объеме. Для современной экономики характерно расширенное воспроизводство. Это предполагает, что новые инвестиции в производство не только возмещают израсходованный капитал (использованное сырье и материалы, изношенное оборудование), но и увеличивают его производительность дополнительными или более эффективными средствами производства.

По словам американского экономиста В. Леонтьева , - экономика каждой страны представляет собой большую систему, в которой очень много разных видов деятельности и все они взаимодействуют между собой. Содержанием и характером взаимодействия элементов в этой сложной системе определяется само ее "лицо", эффективность функционирования.

В индустриально развитых странах ныне выделяется около 500 крупных отраслей и блоков хозяйства, где вырабатываются десятки миллионов товаров и услуг для удовлетворения производственных и личных потребностей людей. Каждый из экономических блоков в свою очередь имеет сложную структуру. При этом хозяйственную деятельность осуществляют не просто члены общества, а экономические агенты в лице работников, владельцев имущества, банкиров, домохозяйств и т.д.

При этом надо иметь в виду, что каждая стадия в создании и продвижении готового продукта к потреблению представляет собой подсистему в общей системе экономических отношений. В подсистеме действуют свои специфические законы, которые выражают устойчивые причинно-следственные связи в данном хозяйственном процессе, в данном его звене. К примеру, благосостояние собственника крупного предприятия и хорошо работающего человека будет выше по сравнению с собственником малого предприятия, а также нерадивым или неумелым работником. Но в целом это снова же зависит от существующей в стране экономической системы, создающей то или иное «лицо» всей нации.

Первоначальную основу жизни людей составляет общественное производство. Прежде чем заниматься наукой, искусством, политикой, люди должны иметь минимум средств к существованию (материальных благ): крышу над головой, одежду, пищу и т.д. И поэтому, если мы хотим рассмотреть этот сложный клубок общественных отношений, раскрыть хозяйственные связи, социальные процессы, а также определить направленность, тенденции в их движении, нам прежде всего необходимо рассмотреть общественное производство, как источник всякого благополучия.

Производство не единственный фактор, определяющий богатство стран и народов. На экономическое развитие оказывают влияние природные ресурсы, климат, естественное плодородие земли, накопленные людьми знания и опыт, численность народонаселения и другие факторы. Однако определенный результат общество может получить лишь в том случае, если использует эффект, заложенный в этих факторах, в процессе производства.

Под производством понимается процесс воздействия человека на предметы и силы природы и приспособления их к удовлетворению тех или иных своих потребностей.

Поэтому, чтобы понять структуру общественного производства рассмотрим сущность и классификацию потребностей. Потребность - это нужда личности или общества в чем-либо необ-ходимом для поддержания жизнедеятельности или развития. Значение потребностей вытекает из самого процесса общественного производства. Вернемся к процессу кругооборота материальных благ от производства к потреблению и поставим следующий вопрос: почему после потребления материальных благ люди вновь занимаются производством? В более общем плане этот вопрос позволяет сформулировать определяющую цель развития производства . Такой целью, вне всякого сомнения, является удовлетворение возрастающих потребностей людей.

Таким образом, потребности выступают внутренним импульсом активной производственной деятельности. Именно они определяют целевую направленность развития производства. В свою очередь общественное производство, независимо от существующей экономической системы выступает средством удовлетворения потребностей, то есть всегда имеет своей целью удовлетворение потребностей людей в материальных благах и услугах.

Потребности составляют сложную систему, которую можно структурировать по различным критериям. В наиболее общем виде потребности разделяют на материальные, духовные и социальные. На первом плане всегда стоит удовлетворение материальных по-требностей - в пище, одежде, жилье и пр. Материальные потребности могут удовлетворяться как товарами, так и услугами (ремонт автомо-биля, консультация юриста или врача и т. п.). Духовные потребности удовлетворяются в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и пр.

В широком смысле к духовной пище относятся все виды инфор-мации, которые получает человек. По мере развития общества растут возможности расширения и удовлетворения социальных потребностей, таких, которые связаны с участием в различных формах общественной и коллективной деятель-ности. Они могут быть и материальными, и духовными, но главное в них то, что они носят общественный характер и обусловлены необхо-димостью людей жить и сотрудничать вместе.

Широкое распространение получила классификация потребностей, предложенная американским экономистом А. Маслоу , согласно которой все по-требности располагаются в восходящем порядке от «низших» матери-альных до "высших» духовных:

1) физиологические (еда, питье и т. д.);

2) в безопасности (защита от боли, страха и т. д.);

3) в социальных связях (любовь, участие в группах по интересам);

4) самоуважение (достижение цели, признания);

5) в самоактуализации (реализация способностей и т. д.).

Согласно А. Маслоу, первые две группы потребностей относятся к низшему порядку, две последние - к высшему. До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потреб-ности высшего порядка.

Производство, которое должно удовлетворить все эти разнообразные потребности имеет, в свою очередь соответствующую внутреннюю структуру. Различают производство материальное и нематериальное, Первое содержит в себе области по производству материальных благ и услуг (промышленность, сельское хозяйство, строительство, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т.д.). Нематериальное производство связано с производством (предоставлением) нематериальных услуг и созданием духовных ценностей (здравоохранение, образование и т.д.). Это два взаимозависимых вида производства, причем одно без другого существовать не может. Гармоничное соотношение между ними оказывает содействие стабильному экономическому развитию общества.

В современных условиях значение сферы нематериального производства и услуг значительно возрастает, его рост становится общей закономерностью социально-экономического развития всех стран, особенно развитых цивилизованных государств. Особое значение для развития производства и общества в целом приобретает образование, наука, информационно-коммуникационные услуги.

Исторически общественное производство прошло длинный путь развития от изготовления простейших продуктов к производству сложных технических систем, гибких производственных комплексов, вычислительных машин. И все же любое производство, первобытное или современное, характеризуется некоторыми общими чертами.

В нем взаимодействуют единые производственные ресурсы или факторы . Этими понятиями в экономической теории обозначают совокупность различных элементов производства, которые могут быть использованы в процессе создания благ и услуг.

Марксистская теория в качестве факторов производства выделяет три компонента: рабочую силу человека, предметы труда и средства труда, подразделяя их на две группы: личный фактор и вещественный фактор производства.

В качестве личного фактора производства всегда рассматривается рабочая сила - совокупность физических и интеллектуальных способностей человека к работе. Предметы труда и средства труда выступают как вещественный фактор производства, как средства производства.

Неоклассическая теория традиционно выделяет четыре группы факторов: труд, землю, капитал и предпринимательские способности.

Труд как фактор производства представлен физической или интеллектуальной деятельностью, направленной на изготовление благ и предоставления услуг. По мере развития общественного производства изменяются характер и содержание труда. На ранних этапах развития общества главную роль играли физические способность человека к труду. По мере развития производства, в особенности в условиях современной научно-технической революции, все более высокие требования предъявляются к умственным способностям человека, к его интеллектуальному уровню, научно-техническому умению, квалификации и другим качествам.

Земля рассматривается как естественный фактор. Она не является результатом человеческой деятельности. К этой группе факторов производства относят естественные богатства: залежи недр, пахотные земли, леса и т.д.Говоря о земле, прежде всего надо иметь в виду ее использование в сельском хозяйстве. Для сельскохозяйственного рабочего (фермера) земля - это главное средство производства.

Капитал как фактор производства выступает в виде совокупности благ, которые используются при создании благ и услуг. Это разнообразные орудия работы, инструменты, механизмы, помещения, средства связи, пути соединения и др. По мере развития производства средства труда развиваются, совершенствуются, усложняются.

Кроме совокупности благ, ряд экономистов под капиталом понимают знание, умение человека, его энергию, которые используются в производстве товаров и услуг.

Взгляды экономистов на капитал разнообразные, но все они едины в одном: капитал ассоциируется со способностью приносить доход. Различают капитал основной и оборотный. Капитал материализован в зданиях, сооружениях, станках, функционирует в производстве несколько лет и его стоимость переносится на готовый продукт по мере износа частями в виде амортизационных отчислений. Это основной капитал. Другая часть капитала, которая включает сырье, материалы, энергетические ресурсы, используется (потребителем) полностью за один производственный цикл, воплощаясь в выработанной продукции. Это оборотный капитал. Деньги, израсходованные на оборотный капитал, возвращаются после реализации продукции.

Предпринимательские способности - особый вид человеческого капитала представленного деятельностью по координации и комбинированию всех других факторов производства с целью создания благ и услуг. Специфика этой разновидности человеческого ресурса состоит в умении и желании в процессе производства на коммерческой основе внедрять новые виды продуктов, технологий, форм организации бизнеса в условиях риска понести убытки.

В современных условиях, кроме выше названных, выделяют другие ресурсы: организация и технология производства, наука и информация, инфраструктура и другие.

Прежде всего, необходимо отметить организацию и технологию производства. Именно благодаря им достигается рациональное взаимодействие рабочей силы и средств производства.

Организация производства - это определенное устройство внутренних производственных связей, которые обеспечивают единство и упорядоченность всего процесса производства.

Технология производства представляет собой конкретные способы обработки предметов труда, определенный порядок производственных процессов.

Наука - это теоретически систематизированные знания. В потоке современных научных исследований можно выделить три основные направления: фундаментальные исследования - с целью получения новых знаний и выявления закономерностей изучаемых явлений;

прикладные исследования - исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки - обеспечивают соединение науки с производством.

Важнейшим ресурсом и фактором производства стала информация. Информация представляет собой поток тех или иных сведений и различных сигналов. Информация обеспечивает: функционирование техники; оптимальную организацию самого производства и контроль за его ходом; возможность быстрой перестройки производства; повышение уровня знаний и квалификации работников; быстрое распространение передовых идей и технологий.

Информационные ресурсы - это отдельные документы и отдельные массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных и других информационных системах).

Особую роль в современной экономике играет и такой фактор как инфраструктура.

Инфраструктура - совокупность всех отраслей и сфер деятельности, которые создают общие условия для производства. Инфраструктура включает две подсистемы: производственная - это вспомогательные отрасли, непосредственно обслуживающие производство (транспорт, связь, материально-техническое снабжение, складское хозяйство и т.д.) социальная (или непроизводственная) - это сфера, которая обеспечивает необходимые социально-культурные условия жизни людей (жилищное и коммунальное хозяйство, торговля, служба быта, образование, здравоохранение и т.д.).

Подводя итог анализа факторов, необходимо отметить, что производство возможное только при введении в производственный процесс всех факторов. Производство определенного блага или услуги требует также определенного набора факторов, главными из которых есть работа, земля, капитал и предпринимательство. Они действуют взаимосвязано и дополняют друг друга. Отсутствие одного из низ ведет к разрушению системы и делает невозможным производственный процесс.

Основные функции экономической теории

Используя рассмотренные методы, экономическая теория выполняет свои основные функции -познавательную, методологическую, практическую. Познавательная функция экономической теории состоит в исследовании, изучении объективной реальности, в данном случае - экономической жизни общества на определенном его этапе, в познании и характеристике законов функционирования экономических систем, причин и условий их зарождения и развития. Являясь фундаментальными пауками, экономические теории выступают методологической основой для всех прикладных экономических наук, таких как экономика промышленного предприятия, экономика сельского хозяйства, финансовый менеджмент, логистика и т.д. В этом проявляется методологическая функция экономических теорий. Практическую функцию экономические теории выполняют во взаимодействии с экономической политикой. Получая социальный заказ, они формулируют и раскрывают суть экономических проблем, с которыми сталкивается страна, отрасль, фирма, показывают пути и необходимые ресурсы для их преодоления и тем самым выступают теоретической основой экономической политики.

Экономические законы и категории

Устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений и процессов называются законами. Выделяют законы естественные и экономические.

Естественные законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи и взаимосвязи явлений природы.

Экономические законы - это устойчивые, существенные, постоянно повторяющиеся связи, взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов экономической жизни. Они действуют только там, где есть деятельность человека.

Кроме этих законов в обществе действуют юридические законы, представляющие собой нормативные акты, принятые референдумом (народным голосованием) или высшим представительным органом государственной власти (парламентом) в особом процессуальном порядке, регулирующие наиболее важные стороны общественных отношений и обладающие высшей юридической силой.

Экономическая теория рассматривает лишь экономические законы.

Экономические законы подразделяются на общие и специфические.

Общие экономические законы - это законы, действующие во всех или нескольких способах производства.

Специфические экономические законы - это законы, действующие в пределах одного способа производства.

Экономические законы, как и законы природы, имеют объективный характер, т.е. действуют независимо от воли и сознания людей. Если объективный характер законов природы проявляется более наглядно (день сменяется ночью, зима - весной и т.п.), то объективность экономических законов, глубина их проявления скрыта от человеческого глаза. Существует две формы реализации экономических законов: стихийная и сознательная. Сознательная форма реализации экономических законов предусматривает систему сознательно разработанных обществом рычагов для осуществления экономической политики, как частного бизнеса, так и государства.

От экономических законов следует отличать экономические категории, которые представляют собой наиболее общие понятия явлений и процессов экономической жизни, отражающие их существенные стороны. Каждая экономическая категория - это научное понятие, которое отвлеченно характеризует сущность какого-либо экономического явления. К их числу относятся: товар, деньги, стоимость, цена, собственность, спрос, предложение, финансы, кредит и др.

Между экономическими законами и экономическими категориями существует тесная связь. Экономические категории являются основой для отражения устойчивых и прочных причинно-следственных связей и зависимостей, составляющих содержание объективных экономических законов.

Наука существует там, где есть закономерности, которые можно выделить, изучить и предсказать. Это относится к любой науке, в том числе и экономической. Всякое научное исследование включает в себя последовательную систему трех стадий: живое созерцание - абстрактное мышление - практика, где есть четкая формулировка гипотез, их следствий и сопоставление последних с данными наблюдения. Теория принимается, сечи она согласуется с опытом, с фактами. Если она не сопоставима с фактами реальности, она не представляем научного интереса. Подчинение фактам реальности это правило, которое главенствует в любой научной дисциплине.

Многие современные экономисты основное внимание уделяют проблемам эффективной организации хозяйства, когда ресурсы общества становятся все более ограниченными и редкими. В этой связи экономическую теорию определяют как науку о выборе в условиях ограниченных ресурсов. Встречаются определения экономической теории как науки о богатстве, об экономических отношениях и экономических законах. Ее определяют как науку о видах деятельности, связанных с денежными сделками. Некоторые экономисты предметом экономической теории считают анализ рыночного хозяйства. Экономическую теорию определяют и как науку об эффективном использовании редких ресурсов.

Чаще всего предмет экономической теории определяется в двух аспектах. Во-первых, как исследование поведения человека в процессе производства, распределения материальных благ и услуг в мире редких ресурсов и, во-вторых, как эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими, ставящее своей целью достижение максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

То есть, предметом экономической теории является система производственных отношений в единстве с богатством и ограниченностью ресурсов, их эффективным использованием. Эта наука изучает поведение человека - и как производителя, и как потребителя.

Экономическая наука – это наука общественная наряду с другими общественными науками она исследует связи и отношения между людьми и поведения человека в обществе. Она рассматривает не общество в целом, а лишь сферу его экономической жизни, то есть хозяйственные связи, отношения, экономическое поведение людей. Экономическая теория занимается такими вопросами, как организация и регулирование экономики, ценообразование и денежные доходы, безработица, инфляция бедность и неравенство, военные расходы и загрязнение окружающей среды. Человеческие потребности во благах практически безграничны, а ресурсы для их создания ограничены, поэтому в центре внимания экономистов поиск путей эффективного использования, ограниченных ресурсов в производстве, материальных благ для максимального удовлетворения потребностей людей.

Структура экономической теории.

1. Отраслевая – организация народного хозяйства обуславливает существование таких экономических наук как экономика промышленности, экономика с/х, экономика природопользования.

К функциональным экономическим наукам относятся (менеджмент, маркетинг, бух/учёт, финансы и кредит, экономическая статистика).

Историческая – история народного хозяйства, история экономической мысли.

Методология.

Исследуя хозяйственные процессы, экономическая теория принимает ряд общественных методов познания, то есть таким методам, которые используют естественные науки. Наблюдение и сбор фактов (то есть восприятие экономических процессов в их реальном виде и сбор фактов происходящих в действительности). Например, можно определить, как изменились товарные цены, за тот или иной период.

Эксперимент – то есть проведение искусственного научного опыта, когда изучаемый объект становится в специально созданные и контролируемые условия. Например проверка эффективности новой системы оплаты труда в рамках определённой группы работников.

Анализ и синтез. Анализ – это изучение объекта по частям. Анализ показателя себестоимости по элементам затрат и так далее.

Синтез. Это изучение объекта в целом. Например определение показателя себестоимости продукции: как сумму всех затрат. Экономическая теория делится на микроэкономику (фирма, цена, рынок) и макроэкономику (экономика страны, мира).

Индукция и дедукция – это два противоположных но тесно связанных способа рассуждения. Индукция т.е. обобщение это движение мысли от отдельных фактов к общему выводу. Например, увеличение цен на хлеб, молоко и так далее. Рост дороговизна в стране (инфляция).

Дедукция – это рассуждение в обратном направлении от общего положения к частным выводам. Например по растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому виду продовольствия.

5. Графический – он основан на использовании различных чертежей и рисунков, благодаря им обеспечивается компактность и наглядность в изложении теоретического материала.

Функции экономической теории:

1. Познавательная то есть изучение и объяснение экономики общества и предъявления полученных знаний в теоретическом виде.

2. Методологическая то есть экономическая теория служит теоретической и методологической базой для всей системы экономических наук.

3. Образовательная то есть имея экономические знания люди чувствуют себя увереннее и могут правильно принимать точные и хозяйственные решения в различных жизненных ситуациях.

4. Практическая есть разработка конкретных принципов и способов рационального хозяйства.

Производительные силы общества, как материально-вещественная сторона производства.

Производительные силы – это силы, которые человек сумел приспособить для своего производства и потребления. Так как производство и потребление немыслимы без человека, то силу природы используемые для производства и потребления есть производительные силы человека. Они имеют внутреннею структуру. Внутри них выделяют прежде всего средства производства и рабочую силу. Производительные силы.

Средства производства – это материальные ресурсы включающие две группы вещей. (1). То чем производят (то есть средства труда – это вещи с помощью которых создают необходимые блага – машины, оборудование, компьютеры). То из чего производят, предметы труда – вещи на которые люди воздействуют в процессе труда и которые составляют материальную основу будущего продукта.

Рабочая сила – это способность человека к труду, совокупность умственных и физических сил применяемых в производстве. Произведённые людьми средства часто называют капиталом. Он в свою очередь разделяется на реальный и денежный.

Моделирование – предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образу (модели). Особенно эффективно математическое моделирование на компьютерах, позволяющее например, просчитать наиболее рациональный вариант хозяйственных связей предприятия.

Метод научных абстракций или абстрагирование, используется для выработки тех или иных отвлечённых понятий, абстракций или категорий (то есть деньги, цена, дешёвый, дорогой). Чтобы получить какую-либо научную абстракцию, учёные абстрагируются от второстепенных свойств изучаемого объекта, а нужные им свойства выделяют. Скажем для определения такой экономической категории, как товар, необходимо отвлечься от размеров, веса, цвета и других несуществующих характеристик предмета, которые предлагаются в магазинах.

Основные этапы развития экономической теории.

Экономическая мысль зародилась в глубокой древности и прошла сложный путь своего развития. В начале экономические знания формировались как отдельные элементы общей науки. Самостоятельное развитие экономической теории началась в эпоху зарождения капитализма в середине второго тысячелетия нашей эры.

Меркантилизм – это первая теория в области экономики он произошёл от итальянского слова торговец. Основателями этого были купцы им нужны были теории о развитии торговли. Наибольшее развитие меркантилизм достиг в Англии главные его теоретики - это Томас Манн 1571 – 1641. Антуан де Монкретьен 1575 – 1621. Он ввёл в оборот термин полит экономия. Основные идеи теории.

Главным богатством общества являются деньги.

Источником богатства служит сфера обращения

Государство должно помогать обогащению общества своей целенаправленной экономической политикой.

Главной задачей политики меркантилизма было обеспечение накопления денег в стране. В начале это проводилось административными методами. Был введён запрет на вывоз денег за рубеж ограничился импорт.

Классическая школа Физиократа. Физиократия означает власть природы. Её основатели французские экономисты 18 века Франсуа Кене 1694 – 1774 и Анн Робер Жак Тюрго 1727 – 1781 в отличии от меркантилистов Кене и его последователи источником богатства общества, считали производство, а не обогащение. Единственной производственной отраслью по их мнению было сельское хозяйство. Они считали, что это сфера это новое богатство где создаётся чистый продукт. Не земледельческие отрасли представлялись им как бесплодная сфера, которая не приносит ничего нового лишь преобразует продукты природы и земледелия. Дело в том что аграрный сектор Франции был в ужасном состоянии, а промышленность обслуживали высшие классы. В этих условиях Физиократы выступали за приоритет сельского хозяйства в экономике. Важнейшей заслугой Кене был его первый в истории макроэкономического исследования труд (он издал экономическую таблицу), где наглядно показал оборот сельскохозяйственной продукции Франции.

Рыночная школа классиков. Основатели шотландский экономист и философ Адам Смитт 1723 – 1790. Английский экономист Дэвид Рекардо 1772 – 1823. В отличии от Физиократов они полагали, что всякое производство увеличивает богатство общества. Они выдвинули ряд новых систем взглядов, где главными из которых являлись проблема мотивов и стимулов хозяйственной деятельности человека. Классики сделали вывод, что первым условием является свободная и конкурентная рыночная экономика. Адам Смит по этому поводу рассуждал так. В обществе существует определённый естественный порядок, той стихийно независимой от воли людей, действуют определенные законы. Они и управляют всеми экономическими процессами. Каждый человек стремиться улучшить своё материальное положение, это и есть мощный стимул его хозяйственной активности. Люди, обычно, не думают об общественной пользе, но все они тесно взаимосвязаны, обмениваются продуктами своего труда и оказывают услугу друг другу.

Марксистская экономическая теория.

Основоположник этой теории немецкий экономист и социолог К. Маркс (1818 -) и его единомышленник Ф. Энгельс (1820 - 1895). Марксисты заявили о своей теоретической защите интересов рабочего класса, поэтому их экономическое учение называют пролетарской политической экономией. Согласно их идеям общество населено непримиримо враждебными двумя основными классами буржуазией и пролетариатом. Никаких компромиссов между ними и никакие реформы капитализма невозможны, речь шла об уничтожении частной собственности и ликвидации буржуазии как класса. Сторонники марксизма заявили о своём курсе на насильственный захват политической власти и установление диктатуры пролетариата исследуя буржуазное общество с позиции рабочего класса Маркс, Энгельс, Ленин (1870 - 1924) пришли к выводу, что главным его пороками являются частная собственность на средство производства и растущая эксплуатация наёмного труда.

Линия экономикс.

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Понятие «метод» в переводе с греческого означает определенный путь достижения чего-либо. В любой науке используются определенные методы исследования. Эти методы подразделяются на:

а) всеобщие (философские);

б) общенаучные (исторический, логический, математический);

в) специфические (для каждой отрасли науки).

Метод формальной логики позволяет правильно применить общезначимые формы мысли (понятия, суждения, умозаключения) и средства мышления (определения, законы мыслительной деятельности). Это помогает достичь истинности высказанных положений и выводов. Основу метода формальной логики познания экономики составляют индукция и дедукция, анализ и синтез, а также движение от конкретного к абстрактному.

Экономическая теория полнее отражает действительность, если используетдиалектику – учение об общих законах развития природы, общества и мышления. К числу таких законов относятся развитие форм материального мира путем перехода от количественных изменений в качественные, отражение саморазвития системы путем «отрицания- отрицания».

Важную роль в изучении экономики играют общенаучные методы. В их числе – исторический метод . Он позволяет рассматривать хозяйственные системы в присущей им последовательности исторического развития. Такой метод помогает конкретно представить все особенности каждой системы на разных этапах ее исторического развития.

Экономико-математическое моделирование , являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменения экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствий, а также делает возможным прогнозирование экономических процессов.

Всякая наука оправдывает свое назначение тем, что посредством научных абстракций она в той или иной мере раскрывает сущность своего предмета и выявляет объективные формы его развития. К этим формам относятся: продукт труда, его средства и орудия, потребности, обмен, товар, деньги и т.д. Включаемые в предмет научного экономического анализа, все эти формы становятся экономическими категориями , т.е. образуют своего рода понятия, из которых слагается в целом предмет экономической теории.

Подобно естественным наукам, экономическая теория исследует экономические категории, чтобы раскрыть сущность и законы развития производства ограниченных благ. Экономический закон – это устойчивая, постоянно повторяющаяся связь между экономическими явлениями.

По своему характеру экономические законы подразделяются на два типа: объективные (не зависящие от воли и желания людей) и субъективные.

Объективные законы подразделяются на общие, специфические, абсолютные, законы-тенденции.



Законы, свойственные организационно-экономическим отношениям, являются общими для разных эпох, которые проявляются в любом социальном строе. Они выражают направленность поступательного развития общественного производства, объективные основы роста его эффективности, развитие организационно-экономических отношений, диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

Специфические законы характерны только для конкретного способа производства. Они выражают суть исторически определенных производственных отношений, возникающих на основе тех или иных форм собственности на средства производства, и действуют лишь при соответствующем общественном строе (капитализм и социализм). В итоге они, как правило, действуют как более или менее устойчивые тенденции , выражающие общую направленность движения производства, распределения, обмена и потребления благ. Наряду с законами-тенденциями действуют некоторые абсолютные законы, всегда преодолевающие противодействующие факторы.

Функции экономической теории. Экономическая теория изучает экономические отношения и свойственные им законы. Из существа этой теории вытекают ее функции.

Основными функциями экономической теории являются познавательная, прогностическая и практическая.

Познавательная функция состоит в том, чтобы всесторонне изучить формы экономических явлений и их внутреннюю сущность, что позволяет открыть законы, по которым развивается национальная экономика.

В западной литературе в этом случае говорят о позитивной экономической теории, которая путем анализа фактов и данных выводит научные обобщения о хозяйственном поведении людей.

Прогностическая функция экономической теории заключается в разработке научных основ предвидения перспектив научно-технического и социально-экономического развития на долгосрочный период. Она приобретает актуальное значение в связи с разработкой планов и прогнозов развития национального хозяйства.

Практическая функция экономической теории состоит в научном обосновании экономической политики государства, выявлении принципов и методов рационального хозяйствования.