Проблемы обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность российской федерации

Можно согласиться с оценками известного американского экономиста Туроу в том, что «сегодня Россия находится на полпути между рыночной и плановой экономикой, причем ни одна из них не работает».

Экономический результат реформирования - падение доли России в мировом ВВП до 2,4% и переход с 3-го места, которое занимала Россия в составе СССР (после США и Японии и делила его с ФРГ) на 15-е. До 1,3%, т.е. примерно вдвое сократился удельный вес России и в мировом экспорте по сравнению с доперестроечным периодом.

В результате на мировых рынках наукоемкой продукции гражданского характера доля российских изделий составляет 1%. Для сравнения: на долю США приходится 36%, Японии - 30% этих рынков. Особенно опасно отставание в таких отраслях, как информатика, электроника, связь, которое сложилось еще в прошлые десятилетия, в том числе из-за существовавшего разрыва между гражданским и военно-промышленным секторами экономики.

Общее экономическое ослабление России многие западные эксперты объясняют неэффективностью экономических реформ и чрезмерным открытием экономики внешней конкуренции. Другие подчеркивают, что виноват не «либерализм, а установившаяся в стране экономика разграбления». Особенно критическим подходом отличаются оценки французских экономистов. Профессор Бранде (Парижский университет Дофин) пишет: «В России было продано все, что можно было продать, и в результате при отсутствии средств для инвестиций огромные суммы денег оказались на индивидуальных счетах швейцарских и кипрских банков. Промышленный потенциал страны практически был уничтожен, а объем промышленного производства снижался на 10% в год».

Российская экономика в настоящее время остается в значительной степени реформируемой, переходной, не закончившей трансформацию в какое-либо конкретное состояние. Она сочетает в себе элементы старой и новой систем. Если по доле негосударственных хозяйствующих субъектов российская экономика может считаться вполне рыночной, то по эффективности их деятельности и уровню конкурентоспособности - нет. Кроме того, более половины российских фирм вообще являются фиктивными и зачастую связаны с незаконной деятельностью.

В России сохраняется неэффективная структура общественного производства - преобладание топливно-энергетических и сырьевых отраслей и низкий удельный вес продукции машиностроения и современных высокотехнологичных, наукоемких отраслей. Слабой является финансово-кредитная вообще и, банковская система, в частности, что ограничивает инвестирование производства. Внутренние параметры во многом определяют внешние: Россия на мировых рынках остается поставщиком сырья и импортером готовой продукции, в том числе различных видов современной техники и продовольствия.

Участие России в международных экономических отношениях пока незначительно. Доля России в населении мира - 2,5%, в мировых природных ресурсах - 30%, в мировом экспорте - 1,74 % (причем в мировом экспорте высокотехнологичных товаров - 0,7%), в мировом импорте - 0,73%. Следовательно, Россия слабо вовлечена в глобальные процессы, что связано как с наследием прошлого, так и со слабостями ее настоящего положения.

В то же время, значение мирового рынка для экономики России огромно. Так, в 2002 г. экспорт составил 133,7 млрд. долл., а импорт - 57,4 млрд. долл.

Следует все же отметить, что в последние несколько лет в развитии российской экономики наметились положительные тенденции, опережающие некоторые мировые процессы. Например, темпы прироста мирового валового продукта в 2002 г. равнялись 2,8%, в 2003г. - 2,5%, а темпы прироста российского ВВП составили соответственно 4,1% и 7,3%.

Наметившийся в последние два года и прогнозируемый в России рост производства и ВВП можно рассматривать как устойчивую тенденцию только в том случае, если удастся максимально использовать для роста отечественного производства благоприятные условия (девальвация рубля, рост мировых цен на нефть) и другие факторы конъюнктурного характера, которые, к сожалению, могут иметь обратимый характер.

Однако при всех недостатках экономической политики страны нельзя не видеть, что свободный доступ российских производителей на внешние рынки ограничивается далеко не либеральными мерами: в отношении России широко используется практика двойных стандартов, а также особых уступок и требований во внутринациональной и внешней экономической политике, прессинг внешней задолженности.

В результате Россия, имея ослабленную и несбалансированную экономику, должна вписываться в международную ситуацию, которой свойственны по меньшей мере три главные трудно разрешимые проблемы:

  • · раскол цивилизации;
  • · растущая непредсказуемость глобальных экономических процессов, особенно в области движения финансов;
  • · противодействие национального менеджмента многих стран методам и формам глобализации.

Россия имеет на мировых рынках, как конкурентные преимущества, так и слабости. К конкурентным преимуществам относятся:

  • а) высокая обеспеченность минерально-сырьевыми ресурсами - в России сосредоточено 13% мировых разведанных запасов нефти, 36% природного газа, 12% угля;
  • б) значительный объем накопленных основных производственных фондов и фондов универсального оборудования, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации ряда отраслей (хотя значительная их часть имеет большой срок службы и износа);
  • в) дешевая рабочая сила в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;
  • г) наличие уникальных передовых технологий в ряде отраслей, особенно в ВПК и др.

Следует отметить, что данные преимущества со временем утрачивать характер таковых - природные ресурсы исчерпываются, оборудование и новые технологии устаревают, квалифицированная рабочая сила стареет и эмигрирует.

Вместе с тем, многие российские конкурентные преимущества ограничиваются стратегическими слабостями России, к числу которых можно отнести:

  • а) слабость системы поддержки конкурентоспособности российского экспорта;
  • б) резкую переориентацию внешнеэкономических связей на Запад и усиление деформаций в данной сфере (усиление сырьевой ориентации российского экспорта, потеря традиционных рынков сбыта);
  • в) блокирование входа на рынки, где Россия имеет конкурентные преимущества;
  • г) конкурентоспособные технологии, используемые в ВПК, ориентированы на производство малых серий изделий при слабом уровне контроля материальных затрат;
  • д) быстрое снижение внутреннего спроса на наукоемкую продукцию, что разрушает и без того слабую конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на внешний рынок.

Тем не менее, для современной России характерно все более расширяющееся взаимодействие с мировым рынком. Доля России в мировом ВВП после кризиса 1998 г. имеет постоянную тенденцию к росту. Это обусловливает и усиление угроз, связанных с внешнеэкономической сферой.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ТУЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ
(Тульский филиал РГТЭУ)

Кафедра коммерции и менеджмента

КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине экономическая теория
на тему Проблемы экономической безопасности Российской Федерации

Выполнил:
студент 1 курса
очной формы обучения
специальности 080100
«Экономика и управление организацией» Руководитель:
Доцент, кандидат экономических наук

Отметка о допуске (не допуске) к защите
«_____» __________ 2014 г.

Тула 2014

Введение





2.1 Угрозы экономической безопасности РФ
2.2 Внутренние угрозы.
2.3 Внешние угрозы.
3. Пути преодоления проблем экономической безопасности России
Заключение
Литература

Введение.

В настоящее время исследование проблем экономической безопасности Российской Федерации по праву является одним из самых важных направлений деятельности ученых-экономистов. Колоссальное количество статей, монографий и исследований посвящается этой теме.
Современное положение России таково, что исследования экономистов в той или иной сфере так или иначе пересекаются с проблемами экономической безопасности, а как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, залог стабильности жизни общества.
Обеспечение государственной безопасности и обороноспособности страны всегда требует наличия развитой, сильной, стабильной экономики.
В современном мире развитие военных технологий сделало практически невозможным ведение крупномасштабных военных действий (эффект сдерживания), поэтому основным оружием в нынешних реалиях становятся экономические методы.

Цель работы: определить основные проблемы экономической безопасности РФ, проанализировать их сущность, а так жевыделить возможные пути их решения.
Задача: проанализировать выделенные проблемы, обработать собранную в ходе работы статистическую информацию.

1. Экономическая безопасность. Понятие, сущность.

Экономическая безопасность – это защищенность экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый уровень жизни населения.

Закон Российской Федерации «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех жителей страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является главным компонентом системы национальной безопасности, еегарантии являются необходимым условием для обеспечения стабильного развития национальной экономики.

В макроэкономике экономическая безопасность - такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Экономическая безопасность - совокупность экономических, политических, военных, научно-технологических и социальных аспектов и факторов, определяющих состояние, или уровень национальной безопасности государства.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.

Уровни экономической безопасности определяются следующими факторами:

1. Геополитическим и экономико-географическим положением страны и связанным с этим размещением производительных сил на территории страны. А также доступом к отечественным и зарубежным ресурсам.
2. Экономической и военно-политической мощью страны и ее конкурентной позицией в мировой экономической системе по стратегически важным направлениям развития.
3. Ориентацией институциональной системы страны на поддержку отраслей индустриальной экономики, от которой зависит уровень национальной безопасности.
4. Приоритетами экономической политики государства в отношении отраслей обеспечивающих конкурентное преимущество, предприятия национальной экономики.
5. Параметрами отраслевой и региональной структуры ВВП, стратегической значимостью отраслей национальной экономики и регионов страны для обеспечения национальной безопасности.
6. Наличием резервов стратегически важных материальных благ первого и высшего порядка в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форсмажорных обстоятельств.

1.1 Национальная экономическая безопасность.

Потребность в безопасности - устранении нежелательного воздействия, ведущего к кардинальным деформациям, представляет собой одну из основных потребностей как индивидуума, так и в целом всего общества. В современных условиях обострилась необходимость в безопасности, так как при несоблюдении ее возникает ряд негативных явлений не только для индивидуума, но и для всего общества - государства.
Под национальной безопасностью имеется в виду такое состояние внешней среды, которое позволяет поддерживать нормальное функционирование всего государства, сохранять его суверенитет и территориальную целостность.
Национальная безопасность в течение длительного промежутка времени имела исключительно внешнюю ориентацию - защита независимости государства от внешнего вмешательства. Современный этап развития человечества вывел понимание национальной безопасности на принципиально иной уровень. Научно-технический прогресс существенным образом изменил способы и саму суть военной агрессии. Например, с появлением атомного оружия ведение военных действий не имеет смысла, так как в результате их будет уничтожен как агрессор, так и объект агрессии. Уровень национальной безопасности все больше зависит не от конкретной военной мощи страны, а от таких факторов, как уровень развития национальной экономики, качество жизни населения, степень развитости социальной инфраструктуры, размеры национального богатства. Современные угрозы национальной безопасности сместились в сторону терроризма, межкультурных конфликтов, нарушения экологии, спада национальной экономики.
Основным составным элементом национальной безопасности является национальная экономическая безопасность, значение которой в современных условиях все более усиливается под влиянием глобализации и интеграции мировой экономики.
Национальная экономическая безопасность - это режим функционирования национальной экономики, который позволяет поддерживать приемлемые условия жизнедеятельности населения - качество, уровень жизни и обеспечение экономическими ресурсами в том объеме, который необходим для обеспечения устойчивых темпов экономического роста.
Национальная экономическая безопасность основана на таких основных принципах, как:
 Независимость национальной экономики. По причине все большего вовлечения национальных экономик в мировую этот принцип может быть выполнен только относительно - необходимо достижение состояния относительной независимости национальной экономики. Задача государства заключается в том, чтобы сформировать такой уровень развития национальной экономики, который позволяет ей занять конкурентные и равные позиции в мировом хозяйстве;
 Стабильность национальной экономики. Государство должно создать устойчивый рост национальной экономики, исключающий социальные потрясения, усиление роли криминальных структур и создающий режим безопасности для каждого гражданина;
 Устойчивые темпы роста национальной экономики. В современных условиях только постоянный и устойчивый рост может обеспечить приемлемый уровень экономической безопасности, включающий совершенствование производства, профессионализма каждого человека.
Экономическая безопасность основана на независимости, стабильности и росте национальной экономики, что является обязательным условием нормального ее функционирования.

1.2 Экономическая безопасность государства.

Для государства (как и для общества, и для личности) не существует абсолютной экономической безопасности, то есть состояния, когда отсутствуют какие-либо внешние и внутренние угрозы национальному хозяйству.

Очевидно, что экономическая безопасность государства определяется, прежде всего, состоянием производительных сил и социально-экономических отношений, масштабами использования достижений научно-технического прогресса в хозяйстве страны, структурой внешнеэкономических связей. В этой связи можно утверждать, что материальную основу экономической безопасности государства составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство и цивилизованную жизнь граждан.

Экономическая безопасность государства тесно связана с понятиями "развитие" и "устойчивость" экономики.
Развитие национального хозяйства – это один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у государства резко сокращаются возможности сопротивляемости негативным внешним и внутренним воздействиям.
Устойчивость национального хозяйства страны как единой системы означает прочность и надежность ее элементов, экономических и организационных связей между ними, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки.

1.3 Государственная стратегия экономической безопасности РФ.

Цель Государственной стратегии - обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.
Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
Реализация Государственной стратегии должна создать необходимые условия для достижения общих целей национальной безопасности. В частности, обеспечить:

Защиту гражданских прав населения, повышение уровня и качества его жизни, гарантирующих социальный мир в стране и спокойствие в обществе;
- Эффективное решение внутренних политических, экономических и социальных задач, исходя из национальных интересов;
- Активное влияние на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России.

Внешнеэкономическая направленность Государственной стратегии заключается в эффективной реализации преимуществ международного разделения труда, устойчивости развития страны в условиях ее равноправной интеграции в мирохозяйственные связи, недопущении критической зависимости России от зарубежных стран или их сообществ в жизненно важных вопросах экономического сотрудничества.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.

Государственная стратегия включает:
1. Характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности Российской Федерации как совокупности условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства;

2. Определение и мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы государства, на краткосрочную и среднесрочную (три-пять лет) перспективу.

3. Определение критериев и параметров, характеризующих национальные интересы в области экономики и отвечающих требованиям экономической безопасности Российской Федерации.

4. Формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость национальной экономики.

2. Положение России в современной экономике.

Обратимся к итогам Всемирного Экономического Форума 2013-2014.
Рейтинг глобальной конкурентоспособности 2013–2014 возглавила Швейцария, которая занимает первое место уже пятый год подряд. Второе и третье места, как и в прошлом году, занимают Сингапур и Финляндия, соответственно. Германия продвинулась на две позиции вверх и сейчас занимает 4 место.

Соединенные Штаты улучшили свой рейтинг с 7 до 5 места и по-прежнему остаются мировым лидером в обеспечении инновационных продуктов и услуг, несмотря на определенные проблемы в области макроэкономической стабильности. Улучшение позиций страны связано, прежде всего, с повышением эффективности финансового рынка, а также укреплением доверия общества к государственным институтам.

Отмечается, что по сравнению с предыдущим годом положение России улучшилось во многом за счет макроэкономических факторов. Благодаря низкому уровню государственного долга и сохраняющемуся профициту бюджета страна за последний год поднялась в этом разделе рейтинга с 22 на 19 место. Несмотря на то, что российская экономика сейчас балансирует на грани рецессии, пока ее макроэкономические показатели выгодно отличаются от показателей ряда других стран. К сильным сторонам российской экономики также отнесли высокую распространенность высшего образования, состояние инфраструктуры и значительный объем внутреннего рынка.

Однако воспользоваться своими конкурентными преимуществами России мешают низкая эффективность работы государственных институтов (118 место), недостаточный инновационный потенциал (78), неэффективная антимонопольная политика (116), неразвитость финансового рынка (121), низкий уровень конкуренции на рынках товаров и услуг (135) и дефицит доверия инвесторов к финансовой системе (132 место). Как и в прошлом году, ключевыми проблемами для экономического развития в России представители бизнеса называют коррупцию, неэффективность государственного аппарата, высокие налоговые ставки. Все эти факторы способствуют неэффективному распределению ресурсов страны и препятствуют росту конкурентоспособности.

Среди стран бывшего СССР Россия пропустила вперед Эстонию (32 место), Литву (48), Азербайджан (46), Казахстан (50) и Латвию (52). Остальные государства постсоветского пространства расположились ниже: Грузия (72 место), Армения (79), Украина (84, снижение на 11 позиций), Молдова (89) и Кыргызстан (121).

2.1 Угрозы экономической безопасности РФ.

Угрозы экономической безопасности - такие явления и процессы, которые отрицательно влияют на экономическое состояние страны, ограничивают экономические интересы личности, общества, государства, создают опасность национальным ценностям и национальному образу жизни.

Так из чего же на самом деле произрастают проблемы России в сфере экономики? Попробуем разобраться в этом вопросе, подходя к нему с разных сторон.

Сегодня остаются действующими угрозы экономической безопасности, связанные с диспропорциями в структуре экономики, низкой конкурентоспособностью продукции, вывозом капитала за рубеж, ростом корпоративного внешнего долга, нестабильной инвестиционной активностью, расслоением общества по имущественному признаку, а также разрывом уровней экономического и социального развития между субъектами Федерации.

2.2 Внутренние угрозы.

Одна из важнейших проблем, вне всякого сомнения, коррупция.
Коррупция сегодня является одной из укоренившихся проблем для российского общества, государства, экономики. Её воздействие на экономику страны возрастает, увеличиваются масштабы, расширяются области коррупционных действий.

Более 33,5 млрд долларов тратят ежегодно российские предприниматели на взятки коррумпированным чиновникам. В 3 млрд обходится простым гражданам «бытовая коррупция». По 20 тысяч долларов взяток в год приходится в среднем на каждого из 1,7 миллиона российских чиновников.
Благодаря стабилизации социально-экономической обстановки в Российской Федерации необходимость и возможности противодействовать ей перешли на качественно новый уровень.

Влияние коррупции затрагивает все стадии процессов производства и перераспределения ресурсов, нарушает целостность экономических систем, сокращает доходы бюджетов всех уровней.
Коррупция сопровождается не только масштабным выводом ресурсов из официального оборота, но и искажением статистической, финансовой, налоговой отчетности, снижением транспарентности (прозрачности) экономики.
В коррупционном обороте сконцентрированы огромные ресурсы, которые в случае их легализации могут стать резервом для экономического роста.

Также немаловажной проблемой является демографический кризис.
Обратимся к статистическим данным. 78% населения России проживает в ее европейской части, которая составляет менее 25% всей территории страны.
Доля городского населения в 2010 году составляла 73 %. По состоянию на 1 января 2013 года 166 городов имеют население численностью более 100 тысяч человек. Из них 15 городов имеют население численностью более одного миллиона человек.
Отсюда произрастаетпроблема незаселенности отдаленных регионов страны. Огромная часть территорий пустует, на нейпопросту некому жить.
Хоть Россия и находится на 9 месте по численности населения, но относительно ее территории – она очень мала. А по темпу роста населения Российская Федерация находится и вовсе на 183 месте из 195, так что в обозримом будущем улучшения ситуации с этой проблемой можно не ожидать.

Проблема недостаточного финансирование науки в России долгое время занимает одну из самых важных позиций. Проанализируем эту проблему на основе мировой статистики.

Рассмотрим таблицу финансирования НИОКР (Научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) в разных странах мира в недалеком 2009 году.

Доля стран в общих расходах на НИОКР в 2009 г. (Таблица №1)
Страна Общие расходы на НИОКР
млрд. долл. % от мировых расходов на НИОКР
США 389,2 35
Япония 139,6 12,6
Китай 123,7 11,1
Германия 67,9 6,1
Южная Корея 41,3 3,7
Франция 41,1 3,7
Великобритания 37,2 3,3
Индия 28,1 2,5
Канада 23,2 2,1
Россия 21,7 2
Бразилия 18 1,6
Швеция 11,4 1
Израиль 8,8 0,8
ВСЕГО 1112,5 100

Таким образом, Россия отставала от США по расходам на НИОКР в 17 раз, от Европейского Союза – в 12 раз, от Китая – в 6,4 раза, от Индии – в 1,5 раза.
Следовательно, можно сделать вывод, что затраты на НИОКР в нашей стране слишком малы в сравнении с мировыми лидерами, что затормаживает инновационное развитие экономики, одним из элементов которой является развитие научно-технического потенциала страны.

Структура затрат на технологические инновации организаций по видам в России отличается серьезными диспропорциями. Чуть меньше половины средств –около 48%, направляемых на технологические инновации, расходуется на покупку машин и оборудования. Заметно отстают от них расходы на исследования и разработки, которые устойчиво занимают второе место в составе инновационных затрат. Международные сопоставления показывают, что в ряде государств Западной Европы – в Бельгии, Исландии, Люксембурге расходы на ИР в 1,5–2 раза, а иногда и более превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования.
Можно сделать вывод, что в России предприятиями большее внимание уделяется закупке готового оборудования и машин, а не самостоятельным исследованиям и разработкам.

В структуре источников финансирования российской науки в течение последнего десятилетия главным, как и ранее, остается федеральный бюджет. Его доля на 2007 год, как следует из таблицы 2, составляет 66,5% от расходов на НИОКР. В то время как объем средствпредпринимательского сектора равнялся 26,6% от расходов на НИОКР, что недостаточно для обеспечения конкурентоспособности экономики. Сравнивая с другими странами, мы видим, что вклад бизнеса в таких странах-лидерах, как Япония, Китай, Швеция, США он достигал 70-77% от расходов на НИОКР.

Таблица №2
Расходы на НИОКР в 2007 г.
% от ВВП Доля финансирования (%)
Государство Бизнес
Швеция 3,6 24,43 63,86
Финляндия 3,47 24,05 68,2
Южная корея 3,47 24,8 73,65
Япония 3,44 15,63 77,71
США 2,68 27,73 67,40
Германия 2,54 27,76 68,07
Большая семерка 2,53 26,64 65,8
ОЭСР 2,29 28,56 63,79
Франция 2,08 38,42 52,44
Канада 1,88 31,42 49,4
Великобритания 1,79 29,33 47,19
ЕС 27 1,77 34,11 54,7
Китай 1,49 24,62 72,37
Россия 1,12 66,5 26,6
Бразилия 1,02 57,88 39,38
Индия 0,71 80,81 16,11

В декабре 2013 году на заседании Совета по науке и образованию президент Российской Федерации В.Путин пообещал направить на развитие фундаментальной науки около 48 млрд руб., заявив, что подходы, заложенные в федеральных целевых программах и ориентированные на проведение прикладных работ, фундаментальной науке совершенно не соответствуют.
«Здесь нужна своя, небюджетная логика - переход от сметы к формированию стратегических программ развития и грантовому выделению средств».

В январе текущего года президент поручил перевести финансирование науки в России на гранты:
«В целях повышения эффективности использования бюджетных ассигнований федерального бюджета на проведение научных исследований принять меры, направленные на изменение существующего механизма финансирования таких исследований, предусмотрев: осуществление финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований преимущественно за счёт грантов; прекращение финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ».
Как почва для перехода на гранты в ноябре прошлого года был создан Российский научный фонд, призванный на грантовой основе поддерживать исследования и разработки российских ученых. Его генеральным директором фонда был назначен Александр Хлунов. Потребность в создании фонда была связана с необходимостью совершенствования имеющихся механизмов финансирования в научной и научно-технической областях и потребностью в более гибком инструменте поддержки научных исследований, максимально учитывающем специфику данной сферы.

Проблема имущественного расслоения населения, на мой взгляд, так же является немаловажной.
Зарплаты чиновников из года в год увеличиваются, оставляя далеко позади зарплаты рядовых граждан, т.е. властные структуры не только практически не борются с этим явлением, но и вносят посильный вклад в его развитие.
В Китае, например, расслоение населения по доходам признается одной из самых острых социально-экономических проблем. Чтобы сократить разрыв между разными слоями китайского общества, определили эксперты, потребуется не менее 20 лет. В России для тех же целей может понадобиться куда больше времени.
Для отражения степени расслоения населения по доходам используют коэффициент Джини.
Коэффициент Джини представляет собой индекс концентрации доходов. Допустим, у всех граждан доходы одинаковые – тогда он равен нулю. А если весь доход страны осел у одного человека – тогда коэффициент равен единице.
Международные стандарты предписывают, что он не должен превышать 0,4, иначе это чревато социальными потрясениями. В большинстве же развитых стран он значительно ниже, поэтому социальная система в них весьма стабильна.
Естественно, этот показатель не охватывает все аспекты распределения доходов, и для их описания существует еще коэффициент фондов – соотношение доходов 10% самых богатых и 10% самых бедных граждан.
За последние 10-14 лет коэффициент Джини России вырос с 0,395 в 2000 году до 0,420 в 2012-м. Коэффициент же фондов увеличивается еще быстрее, что свидетельствует о нарастающем разрыве между самыми богатыми и самыми бедными. В 2000 году разрыв составлял 13,9 раза, а в 2012-м – уже 16,4 раза. Таким образом, расслоение населения по доходам – не только китайская, но и наша острейшая проблема.

В конце августа 2013 Росстат сообщил, что по итогам первого полугодия 2013 года среднемесячная зарплата федеральных госслужащих выросла в номинальном выражении (то есть без учета инфляции) почти на 20% по сравнению с первым полугодием 2012 года, составив в среднем 70 000 рублей.

13% населения страны ежемесячно зарабатывают менее 9 тысяч рублей, при этом в Калмыкии и кавказских республиках доля граждан с таким заработком превышает 30%.
"Вопрос о расслоении по доходам напрямую относится к социальной справедливости. Расслоение по доходам у нас запредельное" – заявил президент РФ В.Путин на конференции ОНФ в 2013 году.

Мое мнение таково, что в России концентрация ресурсов не обеспечивает инвестиций и не трансформируется в создание новых качественных рабочих мест. Эти ресурсы либо выводятся из страны, либо участвуют во множестве серых коррупционных схем. Даже такие суперпроекты, как Олимпиада, породили всего лишь обилие низкокачественных рабочих мест, которые заняли по большей части мигранты.

По моему мнению, проблему эту решить хоть и крайне сложно, но все же возможно. Ограничив зарплату государственным служащим и направив освободившиеся средства на увеличение зарплат рядовых граждан (работников образования, медицинских работников) можно добиться существенного улучшения ситуации, кроме того нужно ужесточить контроль за государственными служащими, в частности за тем, насколько достоверную информацию они предоставляют в декларациях и доходах и расходах.

Проблемы налоговой политики так же являются существенными.
В мае 2012 года Правительство РФ одобрило Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов. Согласно этому документу в 2013 - 2015 гг. предлагается продолжить совершенствование налоговой системы РФ путем проведения налогового маневра. Вместе с тем по документу имеется ряд замечаний и предложений.

В Основных направлениях налоговой политики отмечено, что важная задача изменений в налоговом администрировании состоит в том, чтобы общий уровень административной нагрузки снизился за счет привлечения к налогообложению большего числа налогоплательщиков. Трудно согласиться с таким подходом, целесообразнее повышать качество работы налоговых органов, сокращать документооборот, развивать согласительные процедуры и другие инструменты.

Большое внимание также уделено вопросам получения налоговыми органами документов и информации от банков, в том числе в отношении депозитов и счетов налогоплательщиков.
Однако актуальный на сегодняшний день вопрос о взаимоотношениях с банками по поводу ареста и снятия ареста со счетов неплательщиков не нашёл отражения в Основных направлениях налоговой политики.

Зачастую приостановление операций по счетам налогоплательщиков используется не как гарантия взыскания начисленных платежей, а как средство принуждения к уплате, что нередко ведет к злоупотреблениям, в том числе коррупционного характера. Блокировка счёта возможна также в случае непредставления декларации в установленный срок по причинам, не зависящим от налогоплательщика (проблемы с почтой, доставкой через оператора телекоммуникационных каналов связи).

Распространены случаи, когда требование об аресте счёта приходит в банк уже после фактического исполнения плательщиком налогового платежа. Причем банк не может после удовлетворения плательщиком инкассового требования автоматически и самостоятельно без письменного разрешения налогового органа разблокировать счет клиента. Безусловно, это негативно отражается на финансовом положении налогоплательщиков.

В качестве механизмов противодействия уклонению от уплаты налогов следует считать так называемые антиофшорные меры. Минфин России полагает, что если иностранная дочерняя компания не выплачивает дивиденды российской материнской компании, то прибыль офшора должна войти в налоговую базу российской компании.
В этих целях в НК РФ должен быть закреплен термин «иностранная контролируемая компания».

Однако для того, чтобы эти нормы заработали в реальной жизни, нужно создать четкие механизмы контроля, поскольку недобросовестные налогоплательщики довольно быстро научатся скрывать свою принадлежность к тем или иным фирмам

2.3 Внешние угрозы.
Важной внешней угрозой является рост государственного долга.
Совокупный внешний долг России снова вырос. По оценке ЦБ РФ, на 1 января 2014г. он достиг 732,046 млрд. долларов, что превысило на 15% прошлогодний показатель в 636,435 млрд. долларов.

Коротко рассмотрим структуру внешней задолженности России:

Долги органов государственного управления (собственно госдолг) перед зарубежными кредиторами увеличились за год почти на 16,5% и достигли 63,44 млрд. долларов. Главным образом, долги номинированы в ценных бумагах.

Внешние долги банковской системы в 2013г. возросли на 6.6% – до 214.94 млрд. долларов.

Долг Центробанка России практически не изменился и составляет 15.844 млрд. долларов (годом ранее – 15,639 млрд. долларов).
Основные объемы внешней задолженности России по-прежнему приходятся на т.н. «прочие секторы» (предприятия и организации). Внешние долги отечественных компаний за 2013 год выросли на 20 процентов (73,019 млрд. долларов) и достигли внушительной цифры в 437,822 млрд. долларов. В том числе внешние обязательства в виде кредитов возросли с 230,512 до 266,297 млрд. долларов.

Несмотря на то, что рост совокупного внешнего долга России в 2013г. замедлился до 15,0% против 18.1% в 2012г., его масштабы (95,6 млрд. долларов) остаются очень значительными. Кроме того, уровень внешнего долга к началу 2014г. достиг отметки в 31,1% ВВП.

Структура российского экспорта носит преимущественно сырьевой характер: на внешний рынок поставляются в основном энергетическое сырье, необработанные металлы и концентраты. Доля продукции глубокой переработки не превышает 10%, что значительно снижает эффективность экспорта.
В то же время усиливается импортная экспансия на российский рынок и зависимость от мирового рынка в удовлетворении внутренних потребностей, в том числе стратегических, продовольственными товарами и наукоемким оборудованием.

Проблема утечки кадров за границу.
К сожалению, в настоящее время Россия является основным поставщиком высококвалифицированных специалистов за рубежом. И в этом случае речь идет о потере той части населения, которые могли бы обеспечить России достойное место в мире ХХI века.
Организация экономического сотрудничества и развития решением управляющего совета приостановила процесс принятия России в свой состав и объявила об усилении сотрудничества с Украиной.

На данный момент внимание общественности приковано к санкциям западных стран против России в связи с неодобрением вхождения Крыма в состав России.

Организация Североатлантического договора:

Приостановила проведение военных и гражданских встреч с Россией, а также отказалась от планирования совместных военных миссий.
- Приостановила практическое сотрудничество с Россией и исключила её из процесса ликвидации сирийского химического оружия.
- Приостановила все формы сотрудничества с Россией, кроме переговоров на уровне послов и выше.
- Парламентская ассамблея Организации Североатлантического договора прекратила сотрудничество с Федеральным собранием Российской Федерации.
- Закрыла свободный доступ к штаб-квартире всем работникам миссии России при Организации Североатлантического договора, за исключением посла, его заместителя и двух помощников.

Европейский союз:

Приостановил переговоры с Россией по вопросу облегчения визового режима и нового базового соглашения.
- Ввел санкции против 21 российского и крымского чиновника, включающие в себя запрет на въезд на территорию Евросоюза и замораживание банковских счетов.
- Отменил проведение саммита ЕС-Россия, расширил список лиц, против которых вводятся санкции, на 12 человек, страны-члены ЕС отменили двусторонние саммиты с Россией.
- Прекратил строительство «Южного потока» и заявил о возможности отказа от российского газа.

Совет Европы:

Отменил все запланированные мероприятия в России.
- Лишил российскую делегацию права голоса и запретил её представителям занимать руководящие должности в Парламентской ассамблее Совета Европы, а также запретил российским представителям участвовать в миссиях наблюдателей Парламентской ассамблеи Совета Европы до конца 2014 года.

Европейская организация по безопасности аэронавигации запретила осуществление авиаперелётов в Крым.

G8 «Большая восьмёрка»:

Приостановила подготовку ведущих стран Запада к проведению саммита «Группы восьми» в июне в Сочи.
- Приостановила участие России.

США:
4 марта заморозили инвестиционное и военное сотрудничество с Россией, также были отменены двусторонние переговоры и планирование конференций.
27 марта приостановили сотрудничество с Россией в сфере борьбы с наркотиками, а также приостановили выдачу американским компаниям лицензий на экспорт в Россию «потенциально опасной продукции»
28 марта прекратили лицензирование экспорта в Россию товаров и услуг оборонного назначения.
30 марта прекратили работу российско-американской президентской комиссии.
2 апреля приостановили ряд проектов с Россией в рамках двусторонней президентской комиссии, а также некоторые направления сотрудничества по линии правоохранительных органов, а финансирование на их реализацию переадресовали Украине.
3 апреля приостановили консультации с Россией в области противоракетной обороны, а также приостановили сотрудничество в космической сфере за исключением проекта Международной космической станции и по ряду проектов в области мирного атома.
3. Пути преодоления проблем экономической безопасности России.
Созданный неблагоприятный климат для повышения конкурентоспособности российских предприятий требует принятия срочных мер по обеспечению выживаемости российской экономики в условиях все обостряющейся конкуренции на мировом рынке в процессе его глобализации:

1) разработка государственной научной политики с увязкой с инновационной и промышленной политикой, политикой нового этапа приватизации и политикой в отношении малого бизнеса;

2) ускорение научно-технического прогресса и повышение конкурентоспособности, ключ к которым лежит в свободном предпринимательстве, рыночных механизмах;

3) последовательное проведение политики по укреплению российской науки на базе укрепления фундамента реального сектора российской экономики, прежде всего в части сельского хозяйства и промышленных отраслей, производящих предметы народного потребления;

4) перевод российского производства на инновационный путь развития:
– создание мощного комплекса инновационных производств, работающих в условиях зрелой рыночной инфраструктуры;
– последовательное проведение политики постоянной поддержки и расширения новых конкурентных преимуществ тех предприятий, которые ориентируются на выпуск новой технологичной продукции и создание собственных брэндов, при этом освобождаясь от неконкурентоспособных предприятий-банкротов;
– проведение антимонопольной политики с запрещением любой искусственной поддержки и лоббирования интересов отдельных, особенно неэффективных производителей;

– завершение реформы естественных монополий, направленной на формирование конкурентоспособных блоков внутренних производителей;

– разработка национальной программы повышения производительности труда и конкурентоспособности производства в целях стимулирования отечественного инновационного бизнеса, усиления связей между академическими институтами и вузами, отраслевыми НИИ и лабораториями и промышленными предприятиями;

– изменение налогового режима для инновационных фирм и подразделений;

– разработка надёжного законодательства по защите интеллектуальной собственности.

Подъем уровня инвестиций с 20 до 30% ВВП, поэтому основным приоритетом экономической политики является инвестиционный климат, привлечение частных инвестиций.

Факторами и условиями обеспечения вышеперечисленных мер, направленных на создание интеллектуальной экономики, основанной на знаниях, могут являться следующие:

1. Реформирование российской науки, включающее следующие этапы:
– коммерциализация сферы НИОКР: встраивание в рыночный механизм учёных, прикладное использование их достижений;
– ориентация исследований (в том числе и фундаментальных) на конкретные целевые программы, на конкретное финансирование научно-технических проектов, связанных с развитием инновационного бизнеса;

– выстраивание сетей «наука – эксперимент – производство» и увеличение в результате этого доли частного финансирования НИОКР при снижении долигосударственного финансирования.

2. Обеспечение достаточного объема финансирования научно-технической сферы. К сожалению, затраты на НИОКР в стране составляют порядка 12 млрд. долл., в то время как в США – 264, в Евросоюзе – 150 и в Японии – 130 млрд.долл. К тому же, необходимо учесть, что значительная часть наших затрат на НИОКР по прежнему идет в военно-промышленный комплекс и почти не касается выпуска массовой отечественной продукции гражданского назначения.

3. Формирование тесной связи между сферой НИОКР и промышленностью:

– создание государственной системы поощрения предпринимателей за использование в производстве новейших достижений отечественной науки и техники;

– целевое финансирование особо важных и перспективных проектов;

– снижение налогов, предоставление специальных кредитов, лизинг новейших видов машин и оборудования под государственные гарантии.

4. Открытое признание государством приоритетности научно-технического прогресса и инновационного развития перед ростом производства. Государство должно иметь специальные программы по ускорению научно-технического прогресса и инновационному развитию российской промышленности. Такие программы имеются практически во всех развитых странах мира.

5. Расширение международного научно-технического сотрудничества, изучение полезного зарубежного опыта.

В рамках борьбы с коррупцией Владимир Путин подписал Указ «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014–2015 годы».

Утвержденный Национальный план направлен на решение следующих основных задач, в том числе:
- Совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ;
- Активизация антикоррупционного просвещения граждан;
- Обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с Национальной стратегией противодействия коррупции.

Кроме того, внесены изменения в Указ Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 "О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению".

В интересах реального социально-экономического роста в России необходимо пересмотреть политику правительства и реформ в структурной, промышленной, денежно-кредитной политике и использовании внешнеэкономических связей.

Важной задачей является восстановление отношений с другими странами, особенно в реалиях Украинского кризиса и вхождения Крымской республики в состав Российской Федерации. Последний факт серьезно осложнил диалог России и западных стран.
События на данный момент продолжают развиваться, однако уже введено некоторое количество санкций в отношении России, так как с точки зрения западных стран присоединение Крыма к России является как нарушением экономической целостности Украины.

Заключение.

Подводя итоги, можно сказать, что перед Россией стоит, во-первых, задача реформирования науки, иначе без этого увеличение ее финансирования не даст необходимого эффекта, во-вторых, перевод российского промышленного производства на инновационный путь развития на базе экономики, основанной на знаниях и, в-третьих, расширение научно-технических связей и партнерства с мировыми научно-технологическими лидерами. При этом инновационная способность является важнейшим фактором конкурентоспособности. Если страна обладает такой способностью, то она имеет стратегическое преимущество. Следовательно, необходимо сформировать современные механизмы связи науки и бизнеса, обеспечить конкретный выбор приоритетов и «точек роста» на инновационной основе. Россия может и должна интегрироваться в мировое научно-техническое пространство, стать достойным партнером мировых научно-технических лидеров в области инноваций и торговли высокотехнологичными продуктами.
Так же одной из стоящих перед Российской Федерацией задач стоит налаживание отношение с западными странами. Меры по решению этой проблемы уже начали приниматься, в настоящее время, как я считаю, напряженность в отношениях пошла на спад.
Большинство экономических проблем Российской Федерации вполне решаемы, суть только лишь заключается в том, что в одночасье от накопленных за многие десятилетия проблем избавиться невозможно, процесс этот требует времени и немалых усилий. Хоть и по сей день в Российской экономике остается достаточное количество больных мест, но в последние годы наблюдается хоть и незначительная, но все же положительная динамика, что внушает надежду на то, что когда-нибудь серьезные в нынешнее время проблемы экономической безопасности России будут решены.
Литература:

1. Гордиенко Д. В. «Основы экономической безопасности государства».
2. «Экономическая безопасность России: Общий курс»Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова.
3. Илларионов А.И. «Критерии экономической безопасности».
4. Архипов А. «Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения».
5. Шишкарёв С.Н. «Правовые основы антикоррупционной политики России. История и современность: монография».
6. Козлова А. «Экономическая безопасность как явление и понятие».
7. Бекетов Н.В. «Проблемы обеспечения экономической безопасности государства в сфере внешнеэкономической деятельности».
8. Кузнецова Е.И. «Национальная экономическая безопасность как предмет экономической стратегии государства»
9. Ria.ru – российское информационное агентство.
10. Ru.Wikipedia.org – свободная энциклопедия.
11. Gks.ru – российский комитет статистики.
12. News.kremlin.ru – сайт президента России.

Обеспечение экономической безопасности является одной из важнейших функций государства, это – гарантия независимости страны и обязательное условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Экономическая безопасность входит в систему национальной безопасности вместе с такими ключевыми ее составляющими, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий и т.д. Оценка уровня государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, региональная экономическая дезинтеграция, резкая дифференциация в доходах, утечка финансовых средств за рубеж показывают, что обеспечение экономической безопасности представляет весьма актуальную проблему для современной Украины.

Проблемы экономической безопасности актуализируются в кризисные периоды развития. Так, например, экономический кризис 1923-1933 гг. требовал разработки и внедрения эффективных мер по укреплению экономической безопасности государства, постоянства его экономической системы и социализации экономической политики. Такой подход отразился в «новом курсе» экономической политики, предложенным президентом Франклином Рузвельтом, и характеризовался поддержкой денежно-финансовой и банковской системы, стимулированием частных инвестиций, стабилизацией цен, регулированием инфляции и конкурентной борьбы. Эти мероприятия укрепили экономическую и социальную безопасность государства, позволили проводить эффективную социальную политику, адекватную требованиям времени. За счет создания условий обеспечения экономической безопасности человека, предоставления государственных гарантий социальной безопасности в стране удалось достичь значительных экономических результатов, внедрить в жизнь надлежащие институциональные изменения и законодательные инициативы. В 1934 г. был создан Федеральный комитет по экономической безопасности, а в 1935 г. - Управление по социальному обеспечению (Socіal Securіty Board), который с течением времени был превращен в администрацию (Socіal Securіty Admіnіstratіon). В этом же году были приняты законы по экономической безопасности личности.

На протяжении 70-90-х гг. ХХ в. экономическое состояние характеризуется обстоятельствами «нефтяного шока», мирового продовольственного и сырьевого кризиса, кризисами финансовых систем западных стран. В этот период были разработаны концепции международной и национальной безопасности в области обеспечения топливно-сырьевыми ресурсами и продовольствием; произошло становление первых структурных элементов системы обеспечения отдельных западных государств и мира в целом; убедительно утвердилась позиция о том, что достижение экономической устойчивости государства является важнейшим фактором глобального лидерства, наиболее эффективного обеспечения национальных интересов страны в целом и экономических в частности .

Многолетний процесс поиска эффективных путей надежной защиты национальных экономических интересов в США, позволил создать эффективное и действенное нормативно-правовое обеспечение экономической безопасности. Экономическая безопасность США как отдельная и целостная проблематика не формулируется как в концептуальных и стратегических документах, так и в законодательных и нормативно-правовых актах. Она рассматривается лишь как неотъемлемая и важнейшая структурная составляющая национальной безопасности Соединенных Штатов в Стратегии национальной безопасности и подается в виде отдельных аспектов, касающихся ее законодательного обеспечения. Опыт США является наиболее показательным и полезным в ситуации, когда нестабильность глобальной экономики существенно увеличилась, и усилилось внимание к вопросам обеспечения экономической безопасности на уровне национальных экономик.

В настоящее время существуют как теоретические, так и методические подходы к оценке уровня экономической безопасности страны. Так, к показателям экономической безопасности относят наиболее значимые параметры, дающие общее представление о состоянии экономической системы в целом, ее устойчивости и мобильности: рост ВВП, уровень и качество жизни большинства населения, темпы инфляции, уровень безработицы, структура экономики, имущественное расслоение населения, криминализация экономики, состояние технической базы хозяйства, расходы на НИОКР, конкурентоспособность, импортная зависимость, открытость экономики, внутренний и внешний долг государства.

Однако единого представления о том, что понимать под безопасностью вообще, и экономической безопасностью, в частности, не существует.

Справедливым, по мнению автора, является понимание безопасности как совокупности условий существования субъекта, которыми он овладел (постиг, усвоил, создал) в процессе его самореализации, и которые он, таким образом, в состоянии контролировать. Таким образом, безопасность – не есть состояние защищенности интересов субъекта, безопасность вообще не есть чье бы то ни было состояние. Безопасность есть условия существования субъекта, контролируемые им. Безопасность, в общем виде, - есть специфическая совокупность условий деятельности. Обеспечение безопасности, в свою очередь, есть процесс создания благоприятных условий деятельности. Обеспечение безопасности субъекта есть создание условий, при которых реализовывались бы его интересы, осуществлялись бы поставленные им цели, в основании которых лежат его ценности . Подобное понимание безопасности позволяет отойти от непопулярного в настоящее время подхода управления безопасностью, основанного на угрозах, и перейти к управлению потенциалом рассматриваемого объекта.

Существуют также подходы к определению угроз национальной безопасности, основанные на текущем анализе и прогнозе динамики внешней среды. Такой подход был представлен при определении основных угроз безопасности Украины на заседании СНБО Украины 17 ноября 2010 г. Так, было выделено три основные угрозы национальной безопасности, которые можно назвать текущими, ориентированными на решение проблем развития страны в течение следующего, 2011 года.

Первой угрозой было названо то, что за 20 лет независимости Украины не удалось выстроить государство с достаточным финансово-экономическим иммунитетом. С высокостабильным инвестиционным климатом и ответственным национальным бизнесом. Поэтому мировой финансово-экономический кризис будет и в дальнейшем определять повестку дня жизни страны, общества и каждого гражданина.

В качестве второй угрозы определена быстрая потеря страной конкурентоспособности, что происходит на фоне низкотехнологической украинской экономики, потери мотивов для внедрения инноваций, на фоне неэффективного государственного управления.

Третьей угрозой на заседании СНБО было определено наращивание социально-политического конфликта и общегражданской нестабильности. В частности, речь шла об отсутствии консолидации усилий власти и оппозиции.

Также были рассмотрены угрозы, связанные с безопасностью развития, обороноспособностью государства в условиях угроз террористической деятельности, радикализации сепаратизма, экстремизма, информационных войн и появления новых видов оружия в киберпространстве .

Таким образом, выделены три сферы жизнедеятельности общества: финансовая, экономическая и социально-политическая, кризисные явления в которых являются достаточно вероятными. Из данного перечня финансовые и экономические угрозы составляют предмет изучения экономической безопасности страны. Кроме того, в предложенном перечне угроз прослеживается явный переход от управления на основе оценки угроз как факторов воздействия внешней среды – к управлению потенциалом объекта. Ведь как «финансово-экономический иммунитет», так и конкурентоспособность экономики страны представляют собой оценку ее потенциала, а не факторов воздействия внешней среды. Потому данный подход представляет собой констатацию факта: при существующих тенденциях развития внешней среды потенциал объекта является недостаточным. Следовательно, увеличение нестабильности развития глобальной экономики требует адекватного увеличения экономического потенциала национальной экономической системы, что и будет являться комплексом мероприятий по обеспечению экономической безопасности страны.

Литература Покотиленко Р.В. Дисертація на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук: Механізм формування та забезпечення економічної безпеки, Спеціальність 08.02.03 – Організація управління, планування і регулювання економіки, Донецьк. – 2002. Иващенко Г.В. О понятии «безопасность» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.portalus.ru/modules/philosophy. Українська правда [Електронний ресурс] Влада визначилася з основним загрозами для України. – Режим доступу: http://www.pravda.com.ua/news/2010/11/20/5589207.

ЦВЕТКОВА А.Ю.
к.э.н., доцент
ГОУ ВПО Санкт-Петербургский государственный горный институт им. Г.В.Плеханова (ТУ)

Проблемы обеспечения экономической безопасности России в период экономического кризиса

Проблемы обеспечения экономической безопасности страны, стабильного экономического развития государства и общества стоят перед многими странами мира, особенно в период кризиса. Современное социально-экономическое положение России обусловливает чрезвычайную актуальность целенаправленной деятельности государства в сфере обеспечения экономической безопасности страны и российского общества.

Реализация национальных интересов России в большинстве случаев возможна только при условии наличия достаточных экономических возможностей и устойчивого экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что экономической безопасности принадлежит определяющее место в общей системе национальной безопасности .

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности – это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижения успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов.

Экономическая безопасность представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, благоприятствующих эффективному динамическому росту национальной экономики, её способности удовлетворять потребности общества, государства, индивида, обеспечивать конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, страхующую от различного рода угроз и потерь.

Экономическая безопасность страны должна обеспечиваться, прежде всего, эффективностью самой экономики, то есть, наряду с защитными мерами, осуществляемыми государством, она должна защищать сама себя на основе высокой производительности труда, качества продукции и т.д. Обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она должна поддерживаться всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики.

В 2000 году была принята Концепция национальной безопасности Российской Федерации – система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации.

Концепция определяет принципиальные исходные положения по национальной безопасности страны, которые должны стать основой формирования внутренней и внешней политики государства. В нем дан анализ места России в мировом сообществе, определены ее национальные интересы, процессы и явления, им угрожающие.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности: оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и других – зависит от экономических возможностей страны. В то же время разработка программы первоочередных и долговременных мер по обеспечению экономической безопасности России и практические шаги в этом направлении должны опираться на четкое осознание современных угроз.

В соответствии с Концепцией национальной безопасности, «в сфере экономики угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, существенным сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности и научно-технического потенциала, стагнацией аграрного сектора, разбалансированием банковской системы, ростом внешнего и внутреннего государственного долга, тенденцией к преобладанию в экспортных поставках топливно-сырьевой и энергетической составляющих, а в импортных поставках - продовольствия и предметов потребления, включая предметы первой необходимости» . Состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны. Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности угрожают России утратой передовых позиций в мире, деградацией наукоемких производств, усилением внешней технологической зависимости и подрывом обороноспособности России.

Негативные процессы в экономике лежат в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации. Это ведет к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих – производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей способствуют усилению напряженности во взаимоотношениях регионов и центра, представляя собой угрозу федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации .

Даже краткий анализ современных угроз позволяет сделать вывод о необходимости радикального изменения подходов к обеспечению экономической безопасности страны. Нарастание этих угроз во многом связано с просчетами в выборе стратегии и тактики российских реформ.

В ходе реформ, каких-либо преобразований в обществе и экономике, в период кризиса экономика особенно беззащитна перед угрозами экономической безопасности. Как показывает мировой опыт, в такие периоды повышается неустойчивость экономики, нарушается её нормальное функционирование.

Экономическая логика развития предполагает диверсификацию рынков сбыта, и в этом случае разумная долгосрочная политика России должна увязывать энергетическую стратегию и модернизацию страны, поскольку экспорт энергоносителей является основным финансовым источником развития, как это следует из структуры российской внешней торговли. В долгосрочной перспективе Россия, как и любая страна с достаточными человеческими и природными ресурсами, будет пытаться модернизировать свою обрабатывающую промышленность, особенно машиностроение, при этом задача поиска экспортных ниш будет все более актуальной в условиях экономического кризиса.

В настоящее время необходимо развивать внутренний российский рынок, повышать платёжеспособность населения, всеми мерами увеличивать благосостояние населения.

Следует повысить эффективность управления собственностью – и в частном, и в государственных секторах.

Необходимо уменьшить существующий перекос национальной экономики в пользу экспортно-ориентированного сектора экономики путём размещения масштабных государственных заказов в ВПК, атомную, машиностроительную, авиационную и авиакосмическую, химическую и фармацевтическую, электронную промышленность, обеспечивающие создание товаров с высокой добавочной стоимостью.

Источники

1. Блохин С.В. Понятие экономической безопасности // oad.rags.ru/…/issues/issue0506/090508.htm
2. Концепция национальной безопасности РФ. Указ Президента Российской Федерации №24, 10.01.2000.
3. Кузык Б. Стратегия развития: задачи перехода к геоэкономической модели // Российский экономический журнал. №3. 2008.
4. Миронова Т.А. Экономическое развитие России в 2008 году // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 23 (154).

Нной жизни.

Здесь недопустимы легкомысли и попытки преуменьшить грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем р чь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей -внешних и внутренних, долговрем нных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективны методы их отражения.

Как показывает мировой опыт, обеспечение экономической безопасности - это гарантия независимости страны, услови стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достиж ния успеха. Поэтому обеспечение экономической безопасности принадл жит к числу важнейших национальных приоритетов.

Центральное направление мирового развития в 21 веке – глобализация, Три основных вектора, под воздействием которых проходило развитие мира, это геополитика, геоэкономика и геостратегия . До второй половины 20 века на первом месте находилась геополитика. Геополитика влияла на изменение географических границ государств, для достижения своих целей государства применяли военные методы воздействия, силой захватывая необходимые им территории. Главными игроками в геополитике являются различные государства, военные блоки союзных государств, преследующие схожие цели. Некоторые ещё пробуют решать свои проблемы с помощью военной силы (вторжение Ирака в Кувейт), но на первый план выходит геоэкономика, дающая возможность для мировой перестройки, лишённой открытой конфронтации, геоэкономическими (невоенными) методами. Это вызвано, прежде всего, возросшей ролью транснациональных корпораций. Сегодня они, а не отдельные государства, ведут борьбу за мировые ресурсы.

Интернационализация коренным образом изменяет характер международного разделения труда. Сегодня процессы обмена идут не только между государствами, но и прежде всего между транснациональными структурами, мировыми воспроизводственными центрами (или ядрами), крупными технологическими мегаполисами. Звеньями этих центров становятся экономические структуры и системы управления, относящиеся к различным национальным экономикам.

«Стыки» взаимодействия центров есть не что иное, как экономические границы, которые могут не совпадать с национальными. По своей конфигурации мировые производственные центры подвижны, соответствующие экономические границы носят изменяющийся характер, именно по этим границам идёт непрерывный передел мира.

В рамках мировых интернациональных структур формируется и перераспределяется мировой доход. Реализация экономических интересов происходит не только на мировом рынке, но и на так называемом экономическом атласе мира, в том числе на национальном геоэкономическом атласе.

Оперирование на геоэкономическом атласе требует не выжидательной (или конъюнктурной) торговой тактики, а наступательной, активной позиции и соответствующих механизмов реализации своих интересов. Соответственно, векторная стратегия задаёт стратегическую модель внешнеэкономических связей, целенаправленно воздействуя на формирование геоэкономической ситуации.

Национальная экономика способна к воспроизводству геоэкономически эффективно с преобразованием своего внешнеэкономического сектора из торгово-посреднической в производственно-инвестиционную модель внешнеэкономических связей. Для этого государству надо чётко определить свои стратегические интересы, и в зависимости от них строить взаимоотношения с крупными транснациональными структурами.

Если государство берёт на вооружение геоэкономический вектор развития, то появляются новые (невоенные) виды воздействия на конкурентов, такие как экономические, экологические, демографические и т.д.

Президент РФ Путин Владимир Владимирович, в своём ежегодном обращении к нации прямо сказал, что у России есть два возможных пути развития – либо Россия будет сильным государством, либо данное государство исчезнет с атласа мира, по крайней мере, в том виде, в каком оно существует сегодня. Многим иностранцам Россия нужна в виде сырьевого придатка их экономики, живущая за счёт продажи своих ресурсов. Это гибельный путь для России. Для того, чтобы выжить, государству необходимо строить свою экономическую политику с учётом требований техногенного развития мирового сообщества в 21 веке, необходимо найти свои точки роста в виде новых технологий, в которых мы должны не догонять, а опережать зарубежных конкурентов.

Понятие экономической безопасности страны включает в себя не только поддержание на достаточном уровне социально-политической и военной стабильности государства, но и прежде всего развитие экономики с включением её в процессы глобализации, проходящие сегодня в мировом сообществе. В данной работе рассмотрены некоторые вопросы экономической безопасности страны, а также мнение автора о направлении развития российской экономики с целью отражения угроз экономической безопасности России.

1.СУЩНОСТЬ И КРИТЕРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ.

В 70-е годы впервые появился термин "экономическая безопасность". Он достаточно быстро получил распространение в развитых капиталистических странах. Именно тогда, отстаивая реалистичную оценку сложившейся международной обстановки, представители прежде всего стран Западной Европы выступили за использование экономических методов обеспечения национальной безопасности. Одной из главных задач экономической безопасности является сохранение и укрепление позиций страны в мировой экономической системе.

В настоящее время экономическая безопасность - это общенациональный комплекс мер, направленных на устойчивое постоянное развитие и совершенствование экономики страны, который обязательно предполагает социально-политическую стабильность и самостоятельность государства, а также механизм противодействия внешним и внутренним угрозам.

Проблемы реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, обеспечения защиты национальных интересов в важнейших сферах экономики приобретают все большую значимость, привлекают к себе пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения. Актуальность этих проблем вызвана масштабами угроз, и реальным уроном, нанесенным экономической безопасности страны вследствие беспрецедентного народнохозяйственного кризиса, по своей глубине и продолжительности намного превзошедшего Великую депрессию в США 1929-1933гг.

Поскольку в странах с развитой рыночной экономикой (прежде всего в США) накоплен достаточно большой позитивный опыт в сфере обеспечения национальной экономической безопасности, то он в настоящее время несомненно представляет интерес.

После окончания "холодной войны" обеспечение экономической безопасности стало приоритетным направлением в политике США.

Официально об этом неоднократно заявлял государственный секретарь У. Кристофер. Так, в феврале 1993 года он подчеркнул, что внешняя политика США должна стоять на "трех китах": укреплении экономической безопасности страны, поддержании демократии и соблюдении прав человека. Ключевыми моментами в обеспечении экономической безопасности являются, по словам секретаря, повышение конкурентоспособности американских товаров на внутреннем и внешнем рынках, сокращение зависимости страны от иностранных займов и укрепление ее возможностей выполнять международные обязательства в торгово-экономических и других областях.

Понятие национальной безопасности шире понятия экономической безопасности страны, оно включает оборонную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д.

Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности в ряд понятий, формирующих системный взгляд на современную жизнь общества и государства:

Различия в национальных интересах, стремление к более полному вычленению их из общих интересов, несмотря на развитие интеграционных процессов – требуется разработка соответствующей стратегии.

Ограниченность природных ресурсов, разная степень обеспеченности ими отдельных стран содержит потенциальную возможность для обострения экономической и политической борьбы за пользование этими ресурсами.

Возрастает значение фактора конкуренции в производстве и сбыте товаров, особенно в сфере финансово-банковских услуг. Умение создавать условия для развития финансово-банковского сектора и отладить его чёткую работу ставятся в один ряд с умением создавать новые промышленные и сельскохозяйственные технологии.

Вот почему возрастание конкурентоспособности одних стран другими рассматривается как предмет реальной опасности, угрозы их национальным интересам.

Сама экономическая безопасность имеет сложную внутреннюю структуру, в которой можно выделить три её важнейших элемента:

Экономическая независимость. Экономическая независимость не носит абсолютного характера потому, что международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля над национальными ресурсами. Необходимо выйти на такой уровень производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает её конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.