Селективный протекционизм. Протекционистские меры: какие они бывают

Для процветания государства и его экономики необходимо заботиться о том, чтобы были соответствующие условия развития. Они могут или возникать во время планомерного развития человечества, или создаваться отдельно. Вот последний аспект мы с вами и рассмотрим в рамках данной статьи.

Что такое протекционизм?

Так называют экономическое покровительство со стороны государства, направленное на производителя внутри страны. Он проявляется в ограждении хозяйственного сектора от конкуренции с иностранными товарами. Также проводится поощрение экспорта своей конкурентоспособной продукции на внешний рынок. Меры направлены на развитие национальной экономики и её защиту с помощью тарифного/нетарифного регулирования. Основной противостоящей философией является «свободный рынок».

Какой бывает протекционизм?

Существуют такие формы:

  1. Постоянная защита. Подразумевает поддержку стратегических отраслей (вроде сельского хозяйства), при слабости которых страна оказалась бы уязвимой в условиях войны.
  2. Временная защита. Используется, чтобы поддержать отрасли, которые были недавно созданы, и которым необходимо время, чтобы окрепнуть и конкурировать с мировыми аналогами.
  3. Ответные меры. Применяются, если торговые партнеры вводят определённые ограничения первыми.

Виды протекционизма

В зависимости от развития тенденций, выделяют такие типы:


Протекционистские меры в России и в остальном мире

Какие инструменты используются, чтобы защищать отечественные отрасли? Будут рассматриваться российские протекционистские меры, но следует отметить, что мировые очень близки к ним или даже одинаковы с ними (зависит от страны). Итак, применяется:


Следует заметить, что основное внимание в статье было уделено РФ. Но подобным образом действуют и другие государства мира.

Протекционизм - государственная экономическая политика, сутью которой яв ляется защита отечественных произ водителей товаров от конкуренции со стороны фирм других стран с помощью установления различного рода огра ничений на импорт.

Дилемма, что лучше - протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, - предмет многовековой дискуссии экономистов и политиков.

Типы торговой политики: протекционизм и свободная торговля.

Протекционизм: Суть политики в сдержании ввоза в страну высоко конкурентной иностранной продукции и стимулирование экспорта национальной продукции.

Защита национального производства от конкуренции со стороны зарубежных производителей (демпинг);+развитие производства; +защита молодых отраслей национальной экономики; +стимулирует рост собственного производства;

Уравновешивание внешнеторгового баланса.

Ослабление конкуренции в экономике; стимулы совершенствования производства;

Сужаются возможности выбора для потребителей;

Лишение возможности использования международного разделения труда;

Подрывает возможности для экспорта товаров.

Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить следующие виды протекционизма:

селективный протекционизм - защита от конкретного товара, или защита от конкретного государства;

отраслевой протекционизм - защита определенной отрасли (прежде всего сельского хозяйства в рамках аграрного протекционизма);

коллективный протекционизм - взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран;

скрытый протекционизм - защита с использованием нетаможенных методов, в том числе методов внутренней экономической политики.

Причины существования протекционизма:

1. Для развитых стран - это стремление поощрить собственных производителей и защитить их от международной конкуренции.

2. В развивающихся странах (в виде ограничений на ввоз промышленных товаров из-за рубежа) для защиты развивающейся национальной промышленности для проведения индустриализации (было успешно осуществлено в Индии). Если большой внешний долг - то для экономии валюты страны.

Формы протекционизма:

1. тарифный протекционизм - это установление высоких ставок таможенного тарифа на ввозимые из-за рубежа товары. Взимание тарифных пошлин в виде процента от цены товара или твердых ставок за единицу товара увеличивает цену импортируемых товаров и делает их менее конкурентоспособными. Таким образом ведут торговые войны США и Япония. Увеличение таможенных пошлин на 20% увеличивает цену импортного продовольствия с 20000 руб. до 27000 руб. В результате спрос снижается с 01 до 02. Производство отечественного продовольствия должно вырасти с 03 до 04, а импорт соответственно уменьшиться.



2. нетарифные ограничения -установление квот на ввоз и вывоз товаров в количественном или стоимостном выражении. Эта формы вводится обычно на определенный срок в связи с каким -либо событием (ярмарка) или для защиты интересов национальной промышленности в связи с необходимостью улучшить платежный баланс. Лицензии на экспорт вводятся на товары, дефицитные на местном рынке. Торговля в таком случае осуществляется по лицензиям, выдаваемым уполномоченными на то организациями. Для второй половины ХХ-го века характерно снижение таможенных пошлин и усиление нетарифных ограничении. Нетарифные ограничения широко используются в торговой конкуренции США. Японией, странами ЕС из-за несбалансированности расчетов между ними для защиты не всей национальной экономики в целом. А лишь от дельных отраслей. Эта политика получила название "селективного протекционизма" Существует и "коллективный протекционизм", когда ряд стран защищают совместно свои рынки от третьих стран (страны ЕС). По-разному используют нетарифные ограничения Япония и США. Япония их использует очень активно, чтобы дать возможность окрепнуть высокотехнологичным отраслям для конкурентной борьбы. США, напротив, в развитии наукоемких отраслей придерживаются мнения. что окрепнуть можно лишь в ходе конкурентной борьбы.

3. субсидирование экспорта - государственное стимулирование экспорта за счет бюджета. Такое субсидирование возможно в виде: - прямого финансирования научно - исследовательских и опытно -конструкторских работ, которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.



Беларусь

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей. которые ведутся для экспортного производства; - пред оставление льготных кредитов; - предоставление экспортных премий за вывоз товаров за рубеж (в США -за вывоз зерна); - освобождение фирм - экспортеров от налогов.

Важнейшими направлениями протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Беларусь

Самый наглядный пример протекционистских мер в Беларуси - Указ Президента №214 от 21 апреля, которым в Беларуси введены временные повышенные ставки таможенных пошлин на ряд потребительских товаров в целях защиты отечественных производителей. Согласно указу, установлены повышенные пошлины для двух списков товаров. В первый список, в частности, вошли телевизоры, холодильники, СВЧ-печи, пылесосы, часы, мебель, нижнее белье, виноградное вино. Второй список составили овощи - картофель, лук, капуста, морковь и свекла.

Другой громкий белорусский пример - это запрет региональных чиновников пускать товар из одной области в другую. Их главный аргумент - поддержка местных бюджетов и сохранение рабочих мест. Однако когда на дворе разразился кризис, Минэкономики Беларуси наконец-то решило положить конец таким "торговым войнам" и разработало проект указа, который снимет ограничения на свободное перемещение товаров внутри страны. Теперь окончательный ответ за Совмином и Администрацией Президента.

На лондонском саммите G20 страны-участницы подтвердили свое стремление бороться с протекционизмом. Как отметил посол Великобритании в Беларуси Найджел Гулд-Дэвис, "все экономисты ссылаются на печальный опыт "Великой депрессии". Одним из факторов, который осложнил ситуацию в 30-х годах, были протекционистские меры отдельных стран. Это нанесло серьезный ущерб глобальной системе инвестирования и торговли. Сейчас все понимают, что сегодня нельзя повторить печальный опыт". В связи с этим “Большая двадцатка” поручила Всемирному банку и Всемирной торговой организации заниматься мониторингом ситуации в области международной торговли и составлять "списки стыда" стран, которые не брезгуют протекционизмом и воздвигают торговые барьеры, чтобы защитить собственных производителей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Московский государственный индустриальный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГИУ»)


по дисциплине: «Мировая экономика»

на тему: «Современный протекционизм»


ДОПУСКАЕТСЯ К ЗАЩИТЕ

Заведующий кафедрой, к.э.н Марущак Илья Иванович


Москва 2011


Введение

Протекционизм: основные понятия

Зарождение протекционизма за рубежом

Аргументы «за» и «против» протекционизма

Формы протекционизма

Протекционизм в России

Заключение


Введение


Центральный вопросом внешнеторговой политики на сегодняшний день является вопрос: «что выбирать для обеспечения экономического развития страны?».

Этот вопрос изучался многими историками и общественными деятелями, но дискуссия «протекционизм: аргументы за и против» далека от завершения.

Хотя установлено, что развитие внешней торговли ускоряет экономический рост страны и выгодно для нас, зависимость от мирового рынка порождает серьезные социально-экономические проблемы.

Конкуренция иностранных товаров может ухудшить экономическое положение отраслей хозяйства, вызвать их разорение и увеличить безработицу.

Зависимость от импорта может привести к нежелательной зависимости от экспортера (в том числе к политической зависимости).

Зависимость от внешней торговли в современных условиях увеличивает риски экономических потерь торговых партнеров от колебаний валютных курсов и цен на мировом рынке.

Цель работы изучение вопроса современного протекционизм.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

Исследовать основные понятия протекционизма;

Описать зарождение протекционизма за рубежом;

Изучить аргументы «за» и «против» протекционизма;

Описать формы протекционизма;

Исследовать нужен ли протекционизм в России.

Для выполнения работы были использованы учебные пособия и монографии по мировой экономике российских и зарубежных авторов, материалы периодической печати.

1. Протекционизм: основные понятия


Протекционизм - это преднамеренная политика правительств некоторых стран, направленная на повышение барьеров торговли, таких как тарифы и квоты, для того чтобы защитить отечественную промышленность от иностранной конкуренции.

Протекционизм (франц. protectionnisme, от лат. protectio - защита, покровительство) - экономическая политика государства, нацеленная на защиту национальной экономики.

В рамках политики протекционизма предполагается, что защита отдельных отраслей отечественной экономики необходима на определенный срок, чтобы способствовать организованной перестройке производства. Однако при этом существует опасность, что такая защита станет постоянной, если она служит интересам деловых или политических кругов.

Протекционизм предполагает любые государственные меры по защите промышленности своей страны от иностранной конкуренции. Осуществляется посредством прямого или косвенного ограничения импорта иностранных товаров, снижающих их конкурентоспособность в сравнении с товарами национального производства. Для протекционизма характерно финансовое поощрение национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Протекционизм защищает главным образом развитие промышленности, иной раз и сельское хозяйство.

Протекционизм возник в период первоначального накопления капитала (XVI-XVIII вв.). Теоретической основой протекционизма было учение меркантилистов, согласно которому источником богатства страны выступает активный торговый баланс, обеспечивающий приток в страну золота и серебра Протекционизм был широко распространен во Франции. В России впервые получил распространение при Петре I. Идею об активном торговом балансе выдвигал И. Т. Посошков.

Систему протекционизма защищали многие крупные экономисты Запада, среди которых был, например, немецкий экономист Ф. Лист.

Экономическую полезность протекционизма отстаивал Дж. Ст. Милль, он защищал покровительственные пошлины, особенно в странах, которые только недавно вступили на путь индустриального развития. Дж. М. Кейнс в работе «Трактат о деньгах» сформулировал идею о защите протекционистских мер и их значении в повышении уровня занятости.

Таким образом, Ф. Лист, Дж. Ст. Милль и Дж. М. Кейнс подходили к проблеме протекционизма исходя из закономерностей развития стран в различных исторических периодах.


2. Зарождение протекционизма за рубежом


Через протекционистскую стадию, как орудие своего развития, прошли все ныне развитые страны.

Несмотря на то, что Англию принято считать бастионом «свободной торговли» и экономического либерализма. Однако факты говорят о том, что на начальных стадиях развития в Англии существовала мощная система протекционизма и протекционизм ослабевал по мере приобретения Англией статуса экономического лидера.

В определенный период Англия пробовала оказывать покровительство иностранным судовладельцам и купцам. Но это привело к тому, что в XVII столетии голландцы взяли полный верх на море, а продукты французской промышленности ворвались потоком в Англию, которая стала вывозить почти исключительно одно сырье, причем в основном на иностранных судах.

Поворот в лучшую сторону во внешней торговле и в промышленности начинается в Англии с принятия в 1651 г. радикального протекционистского закона Кромвеля, который ограждал английское судостроение и другие отрасли экономики от зарубежной конкуренции. В дальнейшем на протяжении второй половины ХVII и всего ХVIII в., в период соперничества с Нидерландами, Англия была страной с сильно развитой системой протекционизма.

Под защитой высоких таможенных пошлин на импорт и административных запретов на ввоз в страну тканей, судов и т.п. была подготовлена, а затем и произведена промышленная революция в Англии, и она превратилась из второстепенной в торгово-политическом смысле державы в экономического и политического лидера.

По мере развития и укрепления позиций Англии в мировой торговле многие ограничительные законы и барьеры были отменены. К середине ХIХ века экономика Англии стала самой открытой в мире. Реализация принципа «свободы торговли» фактически стала для Англии в этот период осуществлением «права сильного». Об этом свидетельствует и применявшаяся тогда политика поощрения использования демпинговых цен. Фабричный демпинг служил целям упрочения экономического лидерства Англии путем подавления развития национальной промышленности других стран.

Так же протекционизм играл важнейшую роль и в экономической истории США.

Широко известно выражение Т. Джефферсона «Государство - ночной сторож» в образной форме отразившее фундаментальные особенности общественного устройства США и традиционные американские ценности, такие как принцип «aissez faire» - минимизации вмешательства государства в экономику - и система свободной торговли. Сторонники Т. Джефферсона утверждали, что самое хорошее то правительство, которое меньше всего управляет.

Однако одновременно с «линией Джефферсона» в американской политике и общественной мысли существовала «линия Гамильтона». В отличие от Т. Джефферсона, А. Гамильтон не признавал личный интерес в качестве организующего принципа общества и последовательно выступал за активную роль государства в экономике. Он писал: «Ничем не ограниченный дух предпринимательства ведет к нарушению законов и произволу, а в итоге - к насилию и войне». В своей Великой программе 90-х годов ХVIII в. А. Гамильтон призывал государство «предоставлять средства лишь тем, кто готов использовать их под контролем общества на развитие национального производства», тем самым ставя национальные интересы выше частных. Сторонники А. Гамильтона видели в национальном правительстве эффективный инструмент для превращения аграрной страны в бурно развивающуюся промышленную державу.

В то время как на уровне общественной идеологии и широко декларируемых принципов победила «линия Джефферсона», в практике политических реалий, в организации национальной государственности и хозяйственной жизни, как свидетельствует история, победила «линия Гамильтона».

США на протяжении почти трех четвертей периода своего существования были протекционистской страной с высокими таможенными барьерами. Единственными периодами относительно низких протекционистских барьеров было время накануне Гражданской войны и после каждой из мировых войн.

Даже после того, как США обогнали Англию по уровню производительности труда, в 1890 г. были введены новые тарифы, повышающие цену импортных товаров в среднем на 50%, а в 1897 г. - до 57%. Эти меры поставили барьер на пути многих товаров из Англии и других стран. Британские производители обвинили тогда США в создании «закрытого рынка» и в «нечестной» конкуренции.

В разгар Великой депрессии в 1930 г. во имя защиты американских товаропроизводителей был принят закон Смута-Хьюли, поднявший импортные тарифы в среднем на 53%.

В целом за период 1820-1940 гг. усредненный уровень ввозных пошлин в США составил величину порядка 40% от таможенной стоимости товаров.

Только в конце Второй мировой войны США сменили протекционистскую политику на политику свободной торговли и в 1947 г. начали активную борьбу за сокращение тарифных и нетарифных ограничений в торговле через Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). Именно в тот период, когда экономика основных конкурентов оказалась разрушенной в результате войны, Соединенные Штаты стали страной с самыми низкими торговыми барьерами и, желая закрепить свое положение единоличного экономического лидера (в начале 50-х гг. на США приходилось 40% мирового производства), выступали за создание свободного мирового рынка.

Во Франции проведение активной протекционистской политики связано с именем Ж.Б. Кольбера, который в 1660-1680-е гг. фактически контролировал всю внутреннюю политику страны. Проводившаяся им экономическая политика, получившая впоследствии название «кольбертизм», являлась разновидностью меркантилизма и заключалась в обеспечении активного торгового баланса путем поощрения промышленности, создания мануфактур, увеличения вывоза промышленных изделий и ввоза сырья, сокращения ввоза готовых изделий иностранного производства. В 1667 г. Кольбер ввел новый таможенный тариф, резко повысивший пошлины на ввоз иностранных товаров. По его инициативе были созданы монопольные компании для внешней торговли. Кольбер санкционировал масштабное государственное финансирование работ по строительству и улучшению дорог, каналов, по многократному увеличению численности судов торгового и военного флота. Все эти меры оказались эффективным средством ускоренного хозяйственного развития и упрочения экономической мощи Франции.

Протекционизм был центральным звеном политики Бисмарка в Германии. В XX веке после Второй мировой войны протекционизм продуктивно использовали для целей индустриализации Япония, Южная Корея и многие другие страны.


3. Аргументы «за» и «против» протекционизма


Принцип протекционизма имеет ряд достоинств, которые делают политику правительственного контроля за внешней торговлей притягательной для многих стран. Самой общей причиной ограничения внешней торговли является тот факт, что правительства отдельных стран мыслят категориями национальных интересов, а не интересов человечества в целом. В пользу протекционизма обычно выдвигаются следующие аргументы.

Во-первых, защита необходима для того, чтобы не дать исчезнуть только что появившимся отраслям промышленности, неспособным выдержать реальность международной конкуренции. Огражденные таким образом рынки могут привлечь капиталы, которые будут участвовать в развитии национальной промышленности;

Во-вторых, протекционизм полезен тем, что он может увеличить занятость населения, позволяя осуществлять программы развития. Но при условии, что меры протекционизма не вызовут ответную реакцию со стороны иностранных партнеров. В краткосрочном периоде он может улучшить условия торговли, заставляя иностранных производителей нести протекционистские издержки;

В-третьих, протекционистская политика государства защищает промышленность в период ее возникновения и развития.

В-четвертых, протекционизм повышает уровень использования национальных ресурсов.

В-пятых, протекционизм, применяя импортные пошлины, тем самым улучшает условия торговли и увеличивает экономические выгоды.

В-шестых, протекционизм позволяет смягчить кризис в тех отраслях, которые переживают негативные проблемы в своем экономическом развитии.

В-седьмых, протекционизм применяется в чрезвычайных условиях (при кризисе платежного баланса; при необходимости введения тарифов за ограничения другой страны; когда появляется нужда в защите национальной экономики от недобросовестной конкуренции иностранных экономических субъектов и т. п.).

В-восьмых, в целом протекционизм можно рассматривать как способ защиты национальной независимости в секторах, важнейших с точки зрения безопасности (производство стали, химическая промышленность), способ защиты отдельных социальных слоев (фермеров) или некоторых депрессивных регионов (наблюдается отставание промышленных отраслей), как способ защиты уровня жизни (борьба с конкуренцией со стороны НИС с дешевой рабочей силой).

Так же наиболее популярным доводом в пользу проведения политики протекционизма является аргумент молодой отрасли. Протекционизм может быть эффективным средством стимулирования развития новой отрасли, которая может значительно увеличить благосостояние страны, но которая не сможет начать развиваться, если не будет защищена от конкуренции импорта. Со временем, при условии соответствующей защищенности, такая отрасль способна достичь внутренней экономии от масштаба (т. е. меньших затрат благодаря эксплуатации большого внутреннего рынка) и приобрести преимущества от различных положительных внешних эффектов (хорошо обученная рабочая сила или эффект обучения в процессе производства).

В конечном счете, новая отрасль может стать равной или даже более эффективной по отношению к своим зарубежным конкурентам. После того как отрасль стала конкурентоспособной, меры протекционизма по отношению к ней могут быть отменены.

Негативным моментом при защите новых отраслей с помощью мер протекционизма является тот факт, что отрасли, нуждающиеся в опеке, часто выбираются не на основе сравнительных преимуществ, а по политическим мотивам. При этом предоставляемая протекция может быть чрезмерной и продолжаться дольше, чем это необходимо.

Критика протекционизма велась главным образом для выявления отрицательных сторон политики ограждения национальной экономики от иностранной конкуренции. Последствия такой политики очевидны, и они свидетельствуют об издержках протекционизма.

Во-первых, протекционизм в долгосрочном плане подрывает основы национального производства, поскольку ослабляет давление со стороны мирового рынка, необходимое для развития предпринимательской инициативы. Над стремлением к прогрессу, инновациям верх берут рутина, нежелание расставаться с приобретенными привилегиями и полученными доходами по положению. Решимость окружить себя протекционистскими барьерами часто определяется не общенациональными экономическими интересами, а является результатом давления мощных частных интересов, пользующихся лоббистской поддержкой политических и парламентских кругов.

Во-вторых, протекционизм вреден с точки зрения потребителя которого он заставляет переплачивать за необходимые ему товары и услуги, причем не только за импортные, облагаемые таможенной пошлиной, но и за изделия национального производства, выпуск и продажа которых связаны с неконкурентной системой ценообразования.

В-третьих, протекционизм порождает риск цепной реакции, поскольку после защиты одних отраслей рано или поздно потребуется защита других.

В-четвертых, ограждение национальных производств от иностранной конкуренции загоняет их в конечном счете в протекционистскую ловушку, ибо если для укрепления таких производств были "выданы костыли", то потом их достаточно сложно убрать без риска краха. Таким образом, введенный как временная мера протекционизм может стать неотъемлемым атрибутом долгосрочной национальной экономической политики.

В-пятых, политика протекционизма усиливает межгосударственное соперничество и несет потенциальную угрозу международной стабильности и безопасности. Она ослабляет узы взаимозависимости между странами, сдерживает развитие и углубление международного разделения труда, специализации и кооперации производства, порождая одновременно вражду и недоверие друг к другу.


4. Формы протекционизма

протекционизм внешний торговля конкуренция

Современный протекционизм развитых капиталистических государств выражает в первую очередь интересы крупных национальных и международных монополий. Захват, делёж и перераспределение рынков сбыта товаров и капиталов составляют главное его содержание. Осуществляется с помощью сложной системы государственно-монополистических мер, контролирующих и регулирующих внешнюю торговлю. Усиление интернационализации капиталистического производства и дальнейшее развитие государственно-монополистического капитализма приводят к тому, что наряду с традиционными методами пограничного регулирования растет использование в протекционистских целях внутренних экономических и административных рычагов, а также валютно-финансовых и денежно-кредитных средств, ограничивающих применение иностранных товаров.

Составной частью современного протекционизм является аграрный протекционизм, который возник во время мирового аграрного кризиса конца 19 в., защищающий интересы национальных монополий. Аграрный протекционизм - это система финансово-правовых мероприятий государства, направленных на поддержание или повышение доходов предпринимателей в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях аграрно-промышленного комплекса.
Развитие процессов капиталистической интеграции привело к появлению своеобразного «коллективного» протекционизм, который осуществляется с помощью согласованных действий групп развитых капиталистических стран. Примером является внешнеторговая политика стран «Общего рынка». Особенность современного протекционизма - приспособление торговой политики капиталистических государств к новой обстановке, сложившейся в мире. Протекционизм развивающихся стран носит принципиально иной характер. Их внешнеэкономическая политика направлена на защиту формирующихся отраслей национального хозяйства от экспансии со стороны империалистических держав. Этот протекционизм содействует достижению экономической независимости молодых суверенных государств.

Выделим несколько форм протекционизма:

селективный протекционизм - направлен против отдельных стран или отдельных товаров;

отраслевой протекционизм - защищает определенные отрасли (прежде всего сельское хозяйство, в рамках аграрного протекционизма);

коллективный протекционизм - проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;

скрытый протекционизм - осуществляется методами внутренней экономической политики.

Сейчас в эпоху глобализации и таможенного разоружения протекционизм как общее и преобладающее направление внешнеэкономической политики тех или иных стран, казалось бы, ушел в прошлое. Но на самом деле он полностью не исчез, а лишь перешел в другую форму - селективного протекционизма в отношении отдельных видов и категорий товаров.


Протекционизм в России


Каждый раз, когда мы говорим о путях выхода из кризиса для страны, нельзя не отметить политику протекционизма, которая в разные периоды истории и с разной степенью эффективности применялся государствами как один из способов защиты национальных интересов. Случаются, случаи, когда на стадии становления отрасли ее продукция просто не в состоянии конкурировать с продукцией из-за рубежа. Именно в этой ситуации протекционизм призван поддержать наиболее уязвимые отрасли страны, которые без господдержки в сложных экономических условиях могут просто не выжить. Кроме того, пошлины и налоги, установленные государством на ввоз импортной продукции,- это один из источников доходов бюджета страны. Многие экономисты считают, что ограничение импорта необходимо для обеспечения национальной безопасности.

Однако чрезмерный протекционизм, с одной стороны оказывая содействие развитию отечественного производства, с другой может привести к застойным явлениям в экономике, усилению монополизма и снижению конкурентоспособности национальных товаров. Обратной стороной протекционизма является завышенный уровень цен на продукты, защищенные высокими пошлинами. Ослабляются побудительные стимулы к техническому прогрессу в отраслях, огражденных от иностранной конкуренции. К тому же ответные меры стран - торговых партнеров могут нанести национальному хозяйству ущерб, превышающий его выигрыш от мер таможенной защиты.

Василий Колташов руководитель центра экономических исследований ИГСО, автор ряда исследований по экономическим и социальным вопросам, политологии, психологии, истории и культуре. Журналист и аналитик. В 2009 году выпустил книгу посвященную кризису глобальной экономики.

Писателем задолго до того как кризис мировой экономики был признан свершившимся фактом, спрогнозировал его ход и далеко идущие последствия. Раскрыл глубинные причины кризиса, его циклическое и одновременно системное происхождение. В книге даны ответы на многочисленные актуальные для современного общества вопросы.

В книге Василия Колташова говориться и о протекционистской политике российских властей в 2008-2009 годах, как о недостаточно результативном как антикризисном средстве. Причина низкой эффективности заградительных таможенных мер состояла в сочетании их с курсом на сокращение реальных доходов населения, базисных потребителей в экономике.

По его словам: «Россию все чаще называли в 2009 году одним из мировых лидеров по применению протекционистских мер. При этом развитие кризиса в РФ происходило быстрее, чем во многих других странах. Малую полезность защитных таможенных мер объяснял быстро ослабевающий внутренний спрос. Правительство все чаще защищало отечественных производителей от внешних конкурентов, но при этом совершенно не заботилось о поддержании потребителей. Крах автомобильной отрасли создавал в России угрозу новой крупной волны сокращений, вероятны они были и в других хозяйственных секторах, зарплаты бюджетников в 2010 году не планировалось увеличить, а пенсии должны были возрасти незначительно. Потребительская инфляция грозила продолжить пожирать реальные доходы населения. Все это обещало обернуться новым сжатием рынка, несмотря на растущий протекционизм».

Протекционистская политика в России за два года кризиса не стала системной. В большой степени ее определяли лоббистские возможности компаний, а не стремление властей поддержать и расширить внутренний рынок страны. Существовало противоречие между интересами сырьевых экспортеров и работающими на внутренний сбыт предприятиями. В интересах первых государство девальвировало рубль на стыке 2008 и 2009 годов и стремилось сохранить низкий уровень оплаты труда. Вторых старались успокоить протекционистскими уступками, при этом, уничтожая их рынок сбыта. Переход России по мере роста цен на нефть в 2009 году к «политике крепкого рубля» не внушал успокоения. Государство сокращало свою инвестиционную активность (в 2010 году капвложения должны были уменьшиться на $4 млрд.), в то время как для оживления экономики ее требовалось наращивать.

В ЦЭИ ИГСО были убеждены: Россия должна и дальше усиливать протекционизм. Мировой кризис отменял перспективу присоединения страны к ВТО, что могло обернуться только крушением ее экономики. В целях преодоления кризиса приоритетным для государства должно было стать развитие национального производства и расширение внутреннего рынка, а не поддержание экспортно-сырьевых монополий. Требовалось воссоздание разрушенных отраслей и основание при государственном участии новых технологически передовых производств. При этом российский рынок должен был иметь надежную защиту.

В интересах поддержки отечественных производителей правительство России в 2009 году подняло импортные пошлины на целый ряд товаров. Пошлины на телевизоры повышены с 10% до 15%, на отдельные виды металлопроката - с 5% до 15%, нелегированной стали - с 5% до 20%, на трубы из черных металлов - с 5% до 15% и 20%. Для поддержания производителей автомобилей были установлены заградительные пошлины на иностранные автомашины. Размер пошлин на новые или имеющие трехлетний срок эксплуатации автомобили был установлен в размере 30%. Транспортные средства, прослужившие от трех до пяти лет, облагались 35% таможенным сбором. На более старые автомобили пошлина оказывалась еще большей. Власти клялись во временности подобных мер. Иностранные конкуренты оказались практически вытеснены с российского автомобильного рынка. Однако крах отрасли не был остановлен.

Президент РФ Медведев Д.А. считает, что «протекционизм в глобальной экономике загоняет проблемы внутрь».

«Приход госсобственности в большинстве секторов экономики должен рассматриваться как неизбежное, но кратковременное решение вопроса. При этом рассматривать решения, приняты в конце прошлого года, как вредные, неверно. Меры, принятые во время развития экономического кризиса, явились лишь небольшим дополнением к тому огромному массиву протекционизма, который копился в предыдущий период», - сказал президент.

В 2010 г. президент России Дмитрий Медведев заявил, что власти не допустят «регионального протекционизма» в решении продовольственных проблем.

Исходя из выше сказанного, правительство РФ не поддерживает политику протекционизма.

Заключение


По результатам написанной работы можно сделать следующие выводы.

Протекционизм - это экономическая политика государства по защите внутреннего рынка. Заключается в системе мер по ограничению и контролю внешнеторговой деятельности, по стимулированию экспорта.

Протекционизм бесспорно остается распространенным явлением в современном мире и таковым останется, несмотря на снижение уровня и масштабов. Более того, инструментарий современной экономической теории в последние десятилетия активно использовался для поиска новых аргументов в пользу протекционизма, что в определенной степени «подпитывает» движение антиглобализма.

Конкурентоспособность экономики РФ на данном этапе ниже, чем у экономик развитых и даже у ряда развивающихся стран. В связи с этим возникает опасность, что в глобальном мировом хозяйстве Россия может занять место, не отражающее ее истинного потенциала. На данный процесс можно повлиять путем защиты отечественного производства и конкурентной среды при помощи проведения политики протекционизма.

Важнейшим направлением протекционизма в настоящее время должно стать повышение роли нетарифных ограничений и селективный характер протекционистских мер: защищается не внутреннее производство в целом, а отдельные отрасли. Протекционистские меры все чаще вводятся в качестве элемента структурной политики, нацеленной на приспособление национальных производителей к происходящим изменениям во всемирном хозяйстве.

Роль и значение протекционизма в современных экономических условиях продолжают оставаться значительными. Государственная защитная политика позволит национальной экономике быстрее и эффективнее адаптироваться к условиям глобальной экономики.

Список использованной литературы


1.Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р., Макроэкономика. - СПб.: Питер. 2008. - 240 с.: ил.

2.Ивашковский С. Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2002. - 472 с.

.Кризис глобальной экономики. Колташов В. - М: ИГСО, 2009. - 448 с.

.Курс экономической теории под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А, - АСА (Киров), 2006. - 832 с.

.Мировая экономика в век глобализации: Учебник / О.Т. Богомолов. - М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 359 с.

6.Мировая экономика: учеб. / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова [и др.]; под ред. И. П. Николаевой. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с.

7.Смирнов П.Ю. Мировая экономика. Шпаргалки - М: АСТ, 2009. - 64 с.

.Хмелев И.Б. Мировая экономика: Учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2009. - 360 стр.

9.Шпаргалка по мировой экономике Татарников Е.А, Максимчук Л.В - М.: изд-во "Аллель-2000", 2005. - 64 с.

Http://www.rusdoctrina.ru/page95676.html - Русская доктрина
Аналитический интернет-журнал "РПМонитор"


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Одним из наиболее спорных методов в современной российской экономике считается политика протекционизма.

Некоторые считают ее полезной и оправданной, другие же ратуют за полную, ничем не ограниченную свободу движения товаров и капиталов через государственную границу.

Что такое протекционизм?

В современной понятийной системе экономическим протекционизмом называют меры, которые принимает для защиты своего экономического пространства от иностранных товаров и капиталов. Способы этой защиты могут быть разными, но направлены они, как правило, на защиту и развитие собственных производительных сил.

При помощи протекционистских мер обеспечивается экономический рост, результатом которого становится повышение благосостояния всей массы населения.

Не нужно забывать и о том, что чрезмерный протекционизм может привести к изоляции. Другие страны тоже закроют границы для импорта товаров. Современная мировая экономика сложилась таким образом, что ни одно государство не может обеспечить себя всем необходимым, не обращаясь к импорту. Разрыв международных торговых связей в перспективе приведет к замедлению экономического роста, особенно губительному для маленьких и бедных стран.

Протекционистские меры

Реализация политики протекционизма обычно происходит через:

— введение высоких таможенных сборов на нежелательные к импорту группы товаров, которые могут производиться или уже выпускаются в нашей стране;

— нетарифные меры – квотирование отдельных видов импорта, лицензирование товаров или видов экономической деятельности, прямые запреты на ввоз тех или иных товаров при помощи введения жестких стандартов качества и др.;

— поддержка отечественных предприятий-экспортеров через дешевые кредиты, льготы по налогам, субсидирование производства определенных товаров и т.д.

Протекционизм помогает развивать нужные для экономики отрасли, защищает отечественное производство от наплыва дешевого импорта, помогает создавать рабочие места и увеличивать занятость населения.

Кому выгоден протекционизм?

В современном мире протекционистские меры для защиты своих экономик применяют практически все государства, но делают это разными способами. В странах Европы наиболее распространены нетарифные способы защиты своих рынков – квотирование ввоза, предельно жесткие требования к качеству, лицензирование и т.д. Развивающиеся страны нередко защищают свои рынки при помощи высоких таможенных сборов на ввоз определенных видов товаров.


Следует заметить, что практически все сильные экономики пользуются протекционизмом для защиты своих производителей и своего банковского сектора. Эта политика для государств «старой Европы» и для США имеет первоочередное значение.

В то же время слабые государства нередко под давлением международных организаций вынуждены снимать все барьеры, что приводит к еще большему падению производства и ухудшению экономического положения людей.

Значение протекционизма для российской экономики

Для России, практически вся территория которой расположена в зоне холодного климата, экономический протекционизм является суровой необходимостью. Наши предприятия не могут на равных конкурировать с предприятиями более южных стран, так как значительную долю себестоимости продукции составляют энергетические затраты и амортизационная стоимость .

Для постройки завода в нашей стране необходимо возвести капитальное утепленное здание на мощном фундаменте, с заглубленными на метр и более инженерными коммуникациями. Для сравнения – в европейских странах коммуникации прокладывают на глубине, не превышающей 30 см от поверхности, а в странах Юго-Восточной Азии производства располагаются практически в легких ангарах без фундамента и утепления. Разительно отличаются и затраты на отопление промышленных мощностей.


Еще одна составляющая экономики – развитая сеть дорог – из-за сурового климата в нашей стране разрушается намного быстрее, чем в более южных государствах, и требует ежегодных солидных вложений. Кроме того, огромные расстояния между городами и предприятиями еще более увеличивают расходы производителей.

Не используя протекционистские меры, правительство России подвергает экономику страны риску быть окончательно уничтоженной и превратиться в бесправный сырьевой придаток развитых государств. Только разумный протекционизм в сочетании с грамотной внешней политикой дают нашей стране шанс выстроить действительно успешную экономику для процветания всех граждан России.

Протекционизм — ограждение экономики внутри государства от внедрения заграничного продукта и опека собственного производства для его подъема и процветания.

Как результат — налаживается отечественное производство и сокращается безработица.

Но из-за воздействий системы тарифных и не тарифных лимитов государство натолкнется на самоизоляцию и убыль конкурентоспособности продукции.

В глобальном мире — без протекционизма многие страны могут лишиться промышленности, лишиться рабочих мест. Такие государства рискуют получить социальный протест и рост популистов.

Факторы и итоги протекционизма

Развитые страны посредством внедрения методов протекционизма поддерживают и поощряют собственного производителя. Благоприятное использование политики протекционизма в развитых странах приемлемо при условиях использования тарифов, перекрывающихся выгодой, вызванной снижением импортных цен. Особенно это верно для стран монополистов, которые свободно устанавливают цену и объем выпуска своей продукции на международном рынке.

Для развивающихся стран протекционизм является способом поддержки и защиты молодых растущих отраслей производства и способом проведения индустриализации. А у государств с большими внешними долгами — для экономии собственной валюты. Ведение политики протекционизма дают стимул иностранным фирмам на территории слаборазвитой страны создавать инвестиции в виде «тарифных предприятий», с целью преодоления торговых барьеров.

  1. При тарифном протекционизме устанавливаются высокие таможенные платы на импорт и экспорт. В слаборазвитых странах способ такого дохода очень прибылен. Рост таможенной пошлины на товар увеличивает цену, что влияет на спрос продукта. Рост производства отечественной продукции увеличивается, а импорт падает.
  2. К нетарифным ограничениям относят установку квот на ввоз и вывоз продукции в выражении ее количества и стоимости, ввод лицензий на дефицитные товары и экономические санкции, также введение особых стандартов качества, санитарных ограничений, запретов на продажу некоторых видов продукции в определенных странах. Все следующее верно не для всей экономики в целом, а для отдельных отраслей. Так называемая политика «селективного протекционизма». При договоренности нескольких стран в применении барьеров для определенных стран — применимо понятие политики «коллективного протекционизма».

Исторические примеры протекционизма

Таможенная защита промышленности в Англии, начавшаяся с 1690 года привела к расцвету текстильной и металлургической промышленности. В течении XVIII в. благосостояние Англии повысилось, возросла заработная плата, исчезла безработица.

Важная роль протекционизма в становлении текстильной промышленности в США на протяжении 150 лет, проведение которой и легло в основу промышленной политики страны.

За период режима протекционизма в России в XIX веке была возведена текстильная, машиностроительная и сахарная промышленности. Метод протекционизма сыграл важную роль в индустриализации государства.

Минусы протекционизма

Долгосрочное и превышенное применение протекционизма приводит к замедление экономического роста, сокращению международного рынка и самоизоляции, торговым войнам, отрицательно воздействуя на мировую экономику и благосостояние государства.

Международная торговля

Международная торговля, на протяжение всего своего пути развития, не обходилась без вмешательства государства. Можно с уверенностью сказать, что история международной торговли тесно связана с историей и развитием системы её государственного регулирования. Существует две торговых политики: протекционистская и политика свободной торговли.

  • Свобода торговли — политика, в ходе которой государство минимально вмешивается в развитие внешней торговли, тем самым, торговля, развивается на основе спроса и предложения.
  • Протекционизм — политика государства, направленная на защиту своего отечественного рынка от иностранных конкурентов. В ходе осуществления этой политики, используются тарифные и не тарифные инструменты торговой политики.

Обычно, такая политика, свойственна для стран с слабым экономическим развитием. Государство, избравшее данный вид политики в сфере экономики, стремится в первую очередь поддержать отечественных производителей, особенно в период их появления и начала работы.

Впрочем, когда в глобальном мире все рынки поделены меж крупными игроками, от протекционизма трудно удержаться, да и упомянутые выше страны — крупные игроки, лидеры — тоже занимаются протекционизмом даже в ещё бОльшем объёме.

Даже самые развитые страны рискуют повысить градус социальной напряжённости, если не будут прибегать к протекционизму. Отсутствие такового рождает города-призраки — моногорода, где закрылось основное образующее предприятие из-за того, что государство вовремя не поддержало его.

Политика свободной торговли и протекционизма практически никогда не существовали в чистом виде.

Чаще всего, государства проводят политики в этой сфере выборочно, затрагивая именно проблемные места в стране.

Существует целый перечень протекционистских мер, которые охватывают самые различные направления. Среди самых значимых выделяются:

  • Таможенное обложение — предполагает использование покровительственных пошлин для более сложного ввоза определенных видов продукции, а в некоторых случаях и вывоза. Для того, чтобы облегчить национальным производителям конкуренцию с зарубежными производителями, устанавливается высокая планка таможенной пошлины при импорте готовой продукции, а более низкая — при импорте сырья и других материалов.
  • Не тарифные барьеры — ограничения, направленные на внешнеэкономическую деятельность, осуществляемых при помощи системы определенных мер (экономических, политических).

Среди не тарифных барьеров, наибольшее распространение получили такие меры, как:

  • Контингентирование — установка определенной квоты на импорт или экспорт отдельных товаров, в рамках которой, внешнеторговые операции осуществляются свободно.
  • Лицензирование — мера, обязывающая организации, которые хотят заниматься внешнеэкономической деятельностью, получить лицензию (разрешение) на осуществление этой деятельности у правительственных органов. Данная мера, позволяет государству эффективнее контролировать международные отношения и своевременно регулировать их.
  • Антидемпинговые правила — закон, который дает возможность вводить барьеры по тарифам в случае, когда отечественные производители, столкнуться с продажей товаров иностранных конкурентов по ценам, которые будут ниже себестоимости продукции.

Все меры, которые были перечислены выше, носят прямой характер воздействия. Ограничения же косвенного типа, не имеют прямой связи с внешнеэкономической деятельностью. К таковым относятся:

  • Налоговая система — ее построение устраивается таким образом, чтобы создать покупателям национальной продукции определенные преимущества.
  • Транспортный тариф — устраивается таким образом, чтобы экспортеры национальной продукции имели ряд преимуществ перед импортерами иностранных товаров.

Некоторые порты имеют ограниченный доступ для иностранцев.

Налагаются разного рода запреты на государственные учреждения, которые приобретают иностранную продукцию, при наличие аналогов в отечественном производстве.

За последние годы, в нашей стране произошла инверсия протекционизма, государство стало активно защищать интересы не отечественных компаний, а иностранных.

Известно, что протекционизм — это защита своего отечественного производства от иностранных конкурентов. Практически все хорошо развитые государства в экономическом аспекте, используют протекционистские инструменты. Однако также, в большинстве стран есть рынок который автоматически не взаимодействует с иностранными компаниями и их товарами — рынок государственных закупок.

Протекционизм входит в моду. Это важный козырь популистов всех мастей и, надо сказать — на это есть все основания: по примеру ЕС — очень многие страны (Прибалтика, Венгрия) потеряли массу производств, не только из-за позиции Германии и других лидеров, но и из-за нерешительности самих государств в применении протекционистских мер.

Критика непротеционизма

В 90е годы российские власти гораздо больше сосредотачивают внимание на «открытых» рынках, которые очень часто регулируются «грубыми» тарифными методами. Это является практически внедрением иностранных компаний на рынок государственных закупок.

Таким образом, в России в 90-х сложилась система «обратного» протекционизма, в итоге все государственные ресурсы работают на защиту иностранных поставщиков от российских компаний. В следствие чего, в стране сложилась такая ситуация, при которой, большое количество инвестиций беспрепятственно уходило за границу.

Да, можно сказать, что в ситуации была и вина российских производителей, которые не могли производить продукцию высокого качества и с низкой ценой (а кто кроме Китая может?!), а так же не отстаивали свои интересы (кроме — они отстаивали).

Государству нельзя отворачиваться от отечественных производителей и необходимо всеми силами выправлять сложившуюся ситуацию в лучшую сторону, ведь производители сами могут отвернуться от государства и перенести свою деятельность за пределы своей страны.