Скрытие налогов статья. Уклонение от уплаты налогов

Государственный бюджет формируется, по большей части, из налогов и сборов, полученных с граждан и . Разумеется, невыплаченные налоги пагубно сказываются на государственной казне и социальных выплатах, выдаваемых из нее.

Вот почему является общественно опасным действием и подпадает под наказания сразу по трем кодексам – Административному, Налоговому и Уголовному.

Особенности злодеяния

Итак, уклонение от регламентированных законом налогов влечет за собой неприятные последствия. Чем больше сумма невыплаченных пошлин и налогов, тем серьезнее наказание.

В качестве субъекта налоговых преступлений могут выступать индивидуальные предприниматели (ИП), физические и юридические лица. Мы остановимся на уклонении, предпринятом физическими лицами. Этому противоправному деянию соответствует 198 статья УК РФ.

Более подробно о преступлении уклонения от налогов физлицом расскажет следующее видео:

Состав преступления

В 198 статье рассматривается случай уклонения от налогов, субъектом которого является физическое лицо. Для лиц, занимающих определенные должности в организации, обвиняемой в уклонении, применяют 199 статью УК.

Объектом описываемого 198 статьей деяния выступает само государство. Не уплачивая налог, субъект покушается на доходную часть бюджета страны. То есть, непосредственным предметом такого злодеяния являются сборы и налоги, взимаемые государством с физического лица.

Существует два основных пути уклонения от пошлин и налогов:

  • Непредставление налоговой декларации в положенный срок;
  • Искажение сведений и данных в поданной декларации или прочих налоговых документах.

Уголовный кодекс применяется лишь тогда, когда уклонение совершено физлицом в крупном (1 часть 198 статьи) или особо крупном (2 часть) размере.

К ответственности за данный тип нарушения призывают с 16 лет, в случае, когда лицо имеет облагаемый налогом доход и не выполняет возложенных на него налоговых обязательств. Наказуемо лишь такое уклонение, которое было совершено умышленно. Про способы совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, читайте ниже.

Способы совершения и расследование преступлений

Уклонение от налогов – одно из наиболее распространенных налоговых преступлений. Можно выделить несколько основных способов уклонения от налогов физическими лицами:

  • Непринятие действий по постановке на налоговый учет, а также ;
  • Сокрытие сведений об источниках дохода (например, не включение в декларацию информации о каких-либо гражданско-правовых сделках);
  • Указание сниженной стоимости проданного имущества;
  • Неправомерное использование предоставляемых государством налоговых льгот.

Чтобы обнаружить следы налогового преступления, следственная группа прибегает к экономическому, документальному и бухгалтерскому анализу. Исследованию подвергаются декларации и прочие налоговые документы. Лишь при установлении факта уклонения от уплаты налогов, а также крупному или особо крупному размеру выплат возможно применение в отношении нарушителя УК РФ.

Ответственность и наказание

Физическое лицо, уклонившееся от уплаты налога, может быть призвано к ответу по трем кодексам: налоговому, административному и уголовному.

НК РФ

Наказания, предусмотренные НК, имеют вид штрафов, что позволяет пополнить за счет нарушителя государственный бюджет. Когда размер невыплаченных налогов крупный, к данному штрафу добавляется уголовное наказание.

В НК можно выделить две статьи, посвященные уклонению от пошлин и налогов:

  • 119 – штраф за отсутствие декларации. Его размер составляет 5% от суммы налога, но не меньше 1000 рублей и не больше 30% от суммы невыплаченного налога;
  • 122 – штраф в размере 20% от налога при неумышленном занижении налоговой базы или в размере 40% в случае умышленного искажения данных.

А теперь давайте узнаем, какова административная и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.

КоАП

Административное наказание в виде штрафа (300 000 – 500 000 рублей) грозит лишь тем гражданам, которые занимают определенные должности в организации, не подавшей своевременно декларацию в налоговые органы.

О том, что грозит за уклонение от уплаты налогов по статье 198 УК РФ, читайте далее.

УК

При крупном размере неуплаты налога физлицу, согласно 198 статье УК, может быть назначен до 300 000 рублей. Суд, также, может

После принятия в России нового Уголовного законодательства в 1996 году, в его состав была введена глава 22, одни из основных положений которой – нормы, регламентирующие Уклонение от уплаты налогов УК РФ. Институт налогообложения, как часть экономической системы существует с момента образования государства. Налогом считается обязательное, невозвращаемое взимание денежных средств с частных и юридических лиц в пользу государства и общества. Нарушение законодательства о налогах и сборах, нередко приводит к наступлению серьёзных последствий в виде уголовной и других видов ответственности.

Под налогом продумывается индивидуальный невознаграждаемый платёж, взимаемый государством с физических и юридических лиц, как гарант своего нормального функционирования.

Сбором является возмездная плата, получаемая гос. органами от граждан и организаций за предоставление каких – либо услуг.

Неуплатой налогов в УК РФ считается злостное невыполнение лицом обязательств перед государством, путём невыплаты в бюджет необходимых взносов и отчислений. Кроме того, нарушителем является лицо предоставившее в специализированный орган недостоверные данные в декларации.

Необходимость уплаты налогов и сборов прежде всего вызвана тем, что эти средства формируют большую часть бюджета страны и поддерживают её экономику.

Государственный бюджет имеет три уровня:

  1. Федеральный – центральный фонд, используемый для финансирования безопасности и обороны страны, развития культуры, инфраструктуры, подготовки кадров гос. органов. Государственный центральный фонд формируется за счёт федеральных поступлений (Например, на добавленную стоимость) и сборов, таможенных пошлин, штрафов и пеней.
  2. Фонды субъектов – направлены в первую очередь на повышение социального уровня и защиты населения, а также развитие регионов. Региональные бюджеты складываются из сумм платежей за имущество акционерных и иных обществ и организаций, пошлин, налога на транспорт и игорный бизнес, лицензионные сборы.
  3. Финансовая база МСУ – используются для обеспечения производств, и коммунальных хозяйств. Местные фонды состоят из неналоговых поступлений, например, средства от продажи или аренды муниципальной собственности или оказания органами МСУ платных услуг.

Способы уклонения:

  • непредставление в налоговую инспекцию необходимых документов;
  • внесение заведомо ложной информации и данных;
  • отказ от перечисления денежных средств;

Начисление, удержание и расчёт суммы для перечисления в казну страны и всех её уровней, осуществляет специальный агент. В России чаще всего агентами выступают генеральные директора компаний, компетентные юридические лица и индивидуальные предприниматели. Они выступают посредниками между гражданами и иностранцами, которые должны осуществлять выплаты в бюджетную систему.

Обязанности агентов:

  1. Уведомлять ФНС в письменном виде об отсутствии возможности удержания доходов.
  2. Вести учётную базу по каждому плательщику в отдельности.
  3. Направлять в надзорные органы документацию, для осуществления контроля над исчислениями, удержанием и распределением сумм в соответствующий уровень бюджета.
  4. Хранить документы по плательщикам на протяжении четырёх лет.

Агент должен подсчитывать налоговые суммы, независимо от вида дохода плательщика. Если по каким-то причинам оплата невозможна, он обязан в течение 30 дней известить об этом факте ФНС. Извещение отправляется в виде заявления.

Агенты имеют тот же набор прав, что и плательщики. Ответственность агентов также регламентируют статья 198 УК РФ.

Объект имеет два вида:

  • основной – закреплённый законодательством порядок выплат денежных средств в пользу РФ;
  • дополнительный – материальные интересы страны.

Норма подразумевает следующие классы субъектов:

  1. Руководство предприятия, главный бухгалтер.
  2. Служащие, чьей задачей является оформление первичной финансовой и бухгалтерской документации.
  3. Человек организовавший преступление или подстрекающий к преступлению.

Объективная сторона: заключается в уклонении, через непредставление обязательной документации и декларации или включение в них недостоверных данных.

Субъективная сторона - в качестве основного признака вины выступает только умысел. Кроме того, имеет место квалифицированный состав данного злодеяния, оно определяется как совершённое группой посредством сговора или особо крупного размера.

Окончание времени уплаты обязательных платежей считается датой завершения правонарушения.

Закон выделяет следующие виды уголовной ответственности за неуплату налогов.

По части 1:

  1. Штрафные санкции 100 — 300 тысяч рублей или зарплата за 1 – 2 года.
  2. Принудительная деятельность до двух лет.
  3. Увольнение с должности.
  4. Арест на срок до полугода.
  5. Тюремное заключение на срок до 2 лет.

Если необходимость будет доказана, последует отказ правоохранительных органов от уголовного преследования. При этом виновное лицо все же понесёт ответственность, но уже в административном порядке. Кроме того, это не освобождает правонарушителя от обязанности выплатить полную сумму задолженности. Для отказа от преследования должник должен предоставить бухгалтерскую отчётность и правильный расчёт.

По части 2:

  1. Штрафные санкции 200 — 500 тысяч рублей или зарплата за 1 – 3 года.
  2. Исправительная деятельность до 5 лет.
  3. Запрет на занятия конкретной деятельностью до 3 лет.
  4. Увольнение с должности.
  5. Тюремное заключение на срок до 6 лет.

Существует условие для квалификации правонарушения, как совершенного при крайней необходимости – деяние совершено с целью устранения опасности для жизни одного или нескольких человек. Например, выплата задолженности по зарплате работникам предприятия раньше уплаты сборов.

Процедура инициации уголовных дел по статье 199 существенно отличается от «стандартного» порядка возбуждения производств по заявлению о правонарушении. Законодатель не предусматривает возможность возбуждения по докладу, поданному гражданами. Обычно заявителем о правонарушении выступает ФНС.

ОВД и Следственный комитет уполномочены назначать проверки при точном следовании процессу с участием ФНС. В случае установления признаков правонарушения в налоговой сфере следователь должен в течение 3 дней после принятия сообщения направить в ФНС образец поступившего доклада, а также приложить соответствующие акты и примерный расчёт недоимки.

ФНС не позднее двух недель после поступления данных направляет в СК:

  • Подтверждение о наличии нарушений.
  • Информацию о проверке плательщика, по факту которой ещё не принято решение.
  • Данные об отсутствии информации о нарушении.

Затем СК отказывает или возбуждает дело. Комитет может начать расследование и до поступления данных из ФНС, но только при наличии мнениями экспертов, указывающего на признаки злодеяния.

Несмотря на видимую простоту при квалификации данных преступлений, иногда доказать виновность человека или предприятия достаточно сложно.

Так, Постановление Пленума ВС России указывает на то, что невыплата предприятием налогов является оконченным нарушением в тот момент, когда истёк срок уплаты. Действия, совершённые до этого момента. Например, внесение неправдивых данных в документацию, подача фальшивой декларации) могут быть только приготовлением – покушением.

В 2015 г. КС России в Постановлении «По делу о рассмотрении законности нормы 199 УК» исходя из жалобы Ерофеевой В. М. указал, что в обязанность органов преследования, входит как установление самого факта неуплаты, так и доказывание «неправомерности подобных действий (бездействия) и наличие умысла». Запрещено «привлечение за деяния, следствием которых стало непогашение или уменьшение суммы выплаты, заключающимся в применении плательщиком своих прав, относящихся к освобождению от выплаты и выбора для него удобного вида платежа».

В 2016 г. районный суд г. Черемхово, признал виновным гражданина И.В. по ч. 2 ст. 199 и в качестве наказания приговорил его к 3 годам лишения свободы условно.

И. В. совершено уклонение посредством внесения в декларацию неверных данных. И.В. зарегистрировал с помощью подставных людей два предприятия в целях отмывания денежных средств, то есть легализации прибыли полученной преступным путём. Деяние было совершено в особо крупных размерах.

Главы предприятий и организаций, а также служащие, подвергаются мерам в виде:

  1. Условного срока от 6 месяцев до трёх лет, в случае крупного размера недоимки.
  2. От 1 года до 4 лет если размер является особо крупным.

Около трети осуждённых получают реальный срок наказания от 1 до 3 лет тюремного заключения. При рассмотрении практики по 199 статье юристы отмечают, что чаще всего мера пресечения в форме штрафа применяется к гражданам.

Мнение юристов

Специалисты в области права отмечают, что основные признаки противоправного поведения ст. 119 совпадают, с приведёнными в ст. 198. Отличаются эти нормы по предмету незаконных действий. К тому же, данные нормы отличаются суммами размера ущерба, причинённого государству.

В 199 данные параметры значительно выше:

  • Крупным размером в этой статье считается сумма более 5 миллионов рублей невнесённая в фонды в течение 3 лет.
  • Особо крупный – 15 миллионов за тот же срок.

Юристы и правоведы отмечают, что уголовный закон неверно определяет для данной категории дел только прямой умысел. Иногда встречаются уголовные дела, при рассмотрении которых выявляется его полнейшее отсутствие. Подобные ситуации возникают потому, что сотрудники предприятий – плательщиков не всегда разбираются в налоговых вопросах, в результате чего подают в ФНС недостоверные данные. Часто такая проблема встречается у малого бизнеса.

Несмотря на активные перемены в законодательстве о налогах и сборах, уголовный закон остаётся устойчивым, а судебная власть, органы внутренних дел и следственный комитет сформировали стабильную модель подхода к его применению.

В соответствии с Основным законом Российской Федерации каждый обязан платить налоги и сборы. Не стоит забывать, что налоги лежат в основе финансовой системы социально-ориентированной страны. Неполучение государством налогов ведет к нехватке в казне средств на здравоохранение, социальную сферу, оборону, обеспечение безопасности в стране.

Основным налогом, которое обязано уплачивать физическое лицо является налог с дохода. Если лицо получает доход по основному месту работы, либо из нескольких мест, но при этом общегодовая сумма не превышает, установленный законом предел, то такое лицо освобождается от уплаты налога. Если же физическое лицо занимается предпринимательской деятельностью, то оно обязано платить налоги и сборы с дохода, получаемого в результате осуществления этой деятельности. Порядок уплаты налогов определен в гл.23 Налогового кодекса РФ.

Важно! Уклонение от уплаты налогов и сборов в Российской Федерации наказуемым деянием. Ответственность за данное преступление предусмотрена в Налоговом и Уголовном кодексах РФ.

Налоговая ответственность наступает согласно ст. 122 НК РФ . При неправильном исчислении налога или неуплате /неполной уплате налогов и сборов, в следствие занижения налоговой базы, если в действиях правонарушителя отсутствуют признаки преступных деяний, указанных в ст.129.3 и 129.5 на правонарушителя накладывается штрафная санкция в виде 20% от неуплаченных налогов.

В случае, когда в действиях правонарушителя имеет место быть прямой умысел (ч.2 ст.122 НК РФ ), то размер штрафа выше - 40% от неуплаченной суммы налогов (сборов).

Уклонение от уплаты НДФЛ физическим лицом путем непредставления налоговой декларации или иных документов, установленных законодательством РФ, в случаях, когда это необходимо или предоставление заведомо ложных сведений при декларировании, совершенное в крупном размере является уголовным преступлением (ст.198 УК РФ ).

По ч.1 данной статьи виновному лицу грозит одно из следующих наказаний: штраф, принудительные работы, арест, либо лишение свободы на срок до 1 года.

Если преступление совершено в особо крупном размере (ч.2 ст.198 УК РФ), то суд назначает более строгое наказание:

  • штраф от 200 до 500 тысяч рублей, либо исходя из дохода осужденного за период от 1,5 до 32 лет;
  • принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет.

Согласно действующему законодательству:

  1. Крупный размер - более 600 тысяч рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 1 миллиона 800 тысяч рублей.
  2. Особо крупный размер - более 3 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 9 миллионов рублей.

Важно! Если лицо ранее не привлекалось к ответственности по данной статье, то при условии выплаты штрафа, предусмотрено НК РФ, а также всех пени и недоимок - освобождается от уголовной ответственности.

В качестве субъекта выступает физическое лицо, достигшее 16 лет - резиденты и нерезиденты РФ (получающие доходы на территории РФ), лица без гражданства, а также лица, занимающиеся частной практикой: детективы, охранники, индивидуальные предприниматели. Преступление совершается с прямым или косвенным умыслом. Если лицо является ИП, но в установленном законом порядке не зарегистрировало себя в налоговом органе, то он не вправе ссылаться на данный факт, как на основание для освобождения от уплаты налогов и сборов.

Расследованием уголовных дел по ст.198 УК РФ отнесено к компетенции Следственного комитета РФ. Основанием для возбуждения дела являются материалы налоговых проверок, в которых есть данные, указывающие на совершение преступного деяния в сфере налогообложения.

Ответственность за неуплату налогов юридическими лицами

Юридические лица уклоняются от уплаты налогов не реже, чем физические. В связи с этим в ст.199 УК РФ законодатель предусмотрел уголовную ответственность за неуплату налогов для организаций.

Субъектом данного преступления выступает директор, руководитель, главный бухгалтер, сотрудники временно их заменяющие на момент совершения преступления, а также иные лица, работающие в организации, которые внесли заведомо ложные сведения в налоговую и бухгалтерскую отчетность.

Согласно ч.1 ст.199 УК РФ за уклонение от уплаты обязательных налогов и сборов, а также за подачу заведомо ложных сведений о полученных доходах, совершенное в крупном размере предусмотрена ответственность в виде:

  1. штрафа;
  2. ареста до 6 месяцев;
  3. принудительных работ до 2 лет;
  4. лишения свободы до двух лет.

Если указанное преступление совершено группой лиц, либо в особо крупном размере, то преступникам грозит более строгое наказание: штрафная санкция в размере от 200 до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до 5 лет, либо лишение свободы до 6 лет.

К виновному в качестве дополнительного наказания по ст.199 УК РФ может быть применено такое наказание, как: лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать конкретную должность на срок до 3 лет.

  1. Крупный размер - более 2 миллионов рублей за период до 3 лет при условии, что сумма неуплаченных налогов превышает подлежащую уплаты более, чем на 10%, либо больше 6 миллионов рублей.
  2. Особо крупный размер - более 10 миллионов в пределах 3 лет при условии, что сумма превышает подлежащую уплате на 20%, либо её размер составляет более 30 миллионов рублей.

Для того, чтобы избежать проблем с налоговыми органами, рекомендуем Вам обращаться в соответствующие коммерческие организации, где работают квалифицированные юристы, бухгалтера, аудиторы.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует - напишите в форме ниже.

). Если в рамках (ст. 122 НК РФ) контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы.

Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.

Когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов

Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198 , 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.

Преступление Размер неуплаченной суммы Санкции за неуплату налогов (вид наказания)
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб.
— либо принудительные работы на срок до 1 года;
— либо лишение свободы на срок до 1 года
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн. руб. — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. руб. — либо штраф в размере 100 - 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;
— либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо арест на срок до 6 месяцев;
— либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет
Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговору Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн. руб. — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
— либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
— либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет

Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198 , п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):

  • преступление им было совершено впервые;
  • были уплачены сумма недоимки, пени и штрафа, установленного НК РФ. Сделать это нужно до первого судебного заседания по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 28.1 УПК РФ).

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения 2017

Уголовная ответственность за налоговые преступления - это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:

  • налоговых агентов, не исполняющих свои обязанности, установленные НК РФ по исчислению, удержанию и перечислению налогов (ст. 199.1 УК РФ);
  • руководителя организации или ИП, скрывшего денежные средства или имущество, за счет которых могла быть взыскана недоимка (

Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:

  1. Какая ответственность предусмотрена ст. 199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации».
  2. В каком порядке применяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности по ст. 199 УК РФ.
  3. Основания ответственности руководителя и главного бухгалтера организации.
  4. Особенности межведомственного взаимодействия между налоговыми органами и правоохранительными органами по налоговым преступлениям.
  5. Статистика наказаний по налоговым преступлениям.
  1. Диспозиция ч. 1 ст. 199 УК РФ: Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.

    Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.

    Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет

    Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.

    Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
    а) группой лиц по предварительному сговору;
    б) в особо крупном размере (особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей , при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).

    Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.

    Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.

    Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .

  2. В соответствии с ч. 1 ст. 78 УК РФ лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
    — два года после совершения преступления небольшой тяжести;
    — десять лет после совершения тяжкого преступления (ч. 2 ст. 199 УК РФ) .

    К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.

    Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.

    Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.

    Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.

    То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.

    Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.

    В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

    Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.

  3. Ответственность руководителя:
    При сумме доначислений по налогам в размере 2 и более млн. рублей налоговые органы передают материалы в следственные органы, проводится доследственная проверка, по итогам которой может быть возбуждено уголовное дело по ст. 199 УК РФ уже в отношении руководителя, в обязанности которого входило подписание отчетной документации (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 64). Необходимо отметить, что на практике даже если генеральный директор лично не подписывал отчетную документацию, в большинстве случаев генеральный директор привлекается к уголовной ответственности наряду с другими лицами, которые подписывали отчетную документацию.

    Ответственность бухгалтера:
    Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.

    При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.

    Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.

    Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.

    При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.

  4. Пунктом 3 ст. 32 НК РФ устанавливается, что, если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

    ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.

    Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.

    В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.

    Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).

    ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.

    Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».

    В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

    Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.

    Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.

    С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.

    В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.

    Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.

    Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.

  5. Анализ статистических данных говорит о том, что в общем массиве мер наказания за налоговые преступления превалирует штраф, на втором месте — условное наказание. Совсем незначительные показатели по исправительным работам и лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной. К реальным срокам лишения свободы приговорена минимальная часть лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за налоговые преступления.