Бухгалтерская финансовая отчетность малых предприятий. Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает и по каким правилам

Упрощенная бухгалтерская отчетность – форма, с которой бухгалтеру часто приходится иметь дело. При ее составлении нужно придерживаться ряда правил.

Что представляет собой упрощенная бухгалтерская отчетность?

Упрощенная отчетность отличается от обычной тем, что в ней содержатся только обобщенные статьи. Отсутствует детализация. Данная система отличается рядом особенностей:

  • Можно вести обобщенный план расчетов.
  • Можно применять упрощенный регистр. Под него потребуется создать свой формат.
  • Кассовый метод позволяет учитывать и фиксировать все доходы и траты компании.
  • Не нужно применять двойную запись.

Дебет и кредит в рассматриваемой отчетности не применяется. По этой причине получить развернутую информацию из документа практически невозможно.

Законодательная база

Упрощенная бухотчетность ведется на основании ФЗ №402 от 6 декабря 2011 года. Новая редакция этого закона была утверждена 4 ноября 2014 года. Рассмотрим основные его положения:

  • Статья 5 регулирует объекты бухгалтерского учета.
  • Статья 6 – данные о специалистах, ответственных за бухотчетность.
  • Статья 7 – информация об особенностях ведения отчетности.
  • Статья 8 – особенности подбора учетной политики.
  • Статья 9 – сведения о первичной документации, в том числе базовая информация.
  • Статья 10 – полный перечень регистров.
  • Статья 11 – нюансы инвентаризации активов и обязательств.
  • Статья 12 – исполнение финансовых намерений.

ВАЖНО! Бухгалтер обязан изучить все нюансы закона №402. Руководитель должен проследить за правильностью ведения отчетности, так как за предоставление неправильных сведений будет отвечать именно он.

Также ведение упрощенной отчетности регулируется некоторыми нормативными актами:

  • Положением о бухучете ПБУ 4/99.
  • Положением по ведению бухучета, установленным Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 №34н.
  • Приказ Минфина РФ от 02.07.2010 №66н.
  • Прочие нормативные акты по бухучету.

Данные законы регулируют форму рассматриваемой отчетности, содержание, особенности подачи и прочие нюансы. Именно на их основании составляется документ.

Состав упрощенной отчетности

  • Баланс.
  • Данные о финансовых значениях.
  • Приложение к отчету о результатах деятельности компании.

Перечень приложений изложен в пунктах 2,4 приказа Минфина №66н:

  • Отчет об изменении размеров капитала.
  • Отчет о движении денег.
  • Отчет о целевом применении средств.
  • Комментарии к отчетности.

НКО не требуется составлять отчет о целевом применении средств. Этот документ заменяется формой годовой отчетности. По отношению к рассматриваемой форме отчетности применяются некоторые послабления, которые изложены в приказе №66н. В частности, в документе фиксируются укрупненные показатели:

  • Баланс.
  • Финансовые показатели.
  • Целевое применение средств.

Компании, которые используют упрощенную отчетность, вправе или применять уже существующие формы, или разрабатывать их самостоятельно. В пункте 6 приказа №66н указано, что в документе следует фиксировать только данные, дающие представление о результатах деятельности структуры. В приказе №66н перечислены шаблоны форм отчетности.

Нюансы работы над упрощенной отчетности

В сообщении Минфина от 2015 года указан перечень льгот, которые применяются к упрощенной отчетности:

  • Решение об указании данных принимается на основании их существенности.
  • Можно не раскрывать сведения о сегментах предприятия, прекращенной деятельности.
  • События после завершения отчетного периода фиксируются только в том случае, если это действительно нужно.
  • Если были внесены коррективы в учетную политику, изменения фиксируются в отчетности.
  • Если были допущены существенные ошибки прошлых лет, нужно их исправить. При этом затрагивается информация о текущих доходах и расходах, но не изменяются данные о нераспределенной прибыли/убытках.

Те нюансы, которые не были указаны в законе, компания может определить самостоятельно.

Заполнение упрощенной бухотчетности

В отчетности не указываются сведения, которые не считаются существенными для ряда компаний. К таким сведениям относятся расходы по базовой деятельности, нынешний налог на прибыль и прочие показатели. В отчетности указываются следующие данные:

  • Выручка. Предварительно из нее нужно вычесть НДС и акцизы.
  • Траты по базовой деятельности предприятия, включающие в себя коммерческие расходы, траты по управлению.
  • Проценты к оплате по имеющимся кредитам и займам.
  • Прочие доходы. То есть доходы, которые не связанны с базовой деятельностью компании.
  • Прочие расходы, из которых вычтены проценты к оплате.
  • Налог на доходы.
  • Чистая прибыль.

Это базовые сведения, которые требуется указать. При необходимости данный перечень может быть расширен.

Как сдать упрощенную отчетность?

Отчетность необходимо сдавать в ИФНС. Годовой отчет, согласно пункту 1 статьи 23 НК РФ, нужно подавать или в электронной, или в бумажной форме. Форма подачи выбирается на усмотрение компании. Большинство организаций подают документ в электронной форме, так как в налоговом законодательстве содержатся требования к использованию электронных форм для компаний штатом больше 100 лиц и фирм, которые отчитываются по . ФНС был разработан формат упрощенной отчетности КНД 0710096 для ее сдачи через интернет.

Кто сдает упрощенную бухотчетность?

Закон №402 о «О бухучете» от 6 декабря 2011 года установил право ведения бухотчетности упрощенного формата для следующих субъектов:

  • Компании, которые принадлежат к малому бизнесу.
  • НКО (на основании ФЗ №7 «О некоммерческих компаниях»).
  • Лица, участвующие в проекте «Сколково».

В большинстве случаев упрощенная отчетность сдается субъектами малого предпринимательства. Как понять, относится ли компания к малому бизнесу? Перечень признаков таких субъектов перечислен в ФЗ №209 от 24 июля 2007 года. Компания должна соответствовать ряду признаков:

  • Годовая выручка не превышает 800 млн рублей.
  • Не более 49% ценных бумаг принадлежат иностранным лицам.
  • Число сотрудников в компании не превышает ста человек.

Следует учесть ограничения, изложенные в пункте 5 статьи 6 ФЗ №402. В частности, упрощенная отчетность не может использоваться такими субъектами, как:

  • Государственные организации.
  • Организации, попадающие под обязательный аудит.
  • Жилищные, а также жилищно-строительные кооперативы.
  • Микрофинансовые структуры.
  • Конторы адвокатов.
  • Кредитные потребительские структуры.
  • Нотариальные бюро.
  • Конторы по юридическим консультациям.
  • Адвокатские бюро.
  • Политические партии.
  • НКО, которые входят в реестр, указанный в пункте 10 статьи 13.1 ФЗ №7.

Данные субъекты должны сдавать отчетность в полном формате.

ВАЖНО! Даже в том случае, если перечисленные организации соответствуют всем признакам субъектов малого бизнеса, им все равно придется заполнять полную отчетность.

Упрощенная отчетность отличается рядом преимуществ: простотой, отсутствием необходимости указывать все сведения. Однако не все организации могут использовать ее. При ведении и подаче документации нужно основываться на существующих нормативных актах.

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность - баланс и отчет о финансовых результатах, которые расположены на одном бланке и имеют сокращенную форму. Право предоставлять такую отчетность предоставлено организациям, относящимся к категории малого бизнеса. Расскажем подробнее, кто сдает упрощенную бухгалтерскую финансовую отчетность, и как заполнить бланк правильно.

Для субъектов малого бизнеса предусмотрен целый ряд особенностей составления годового отчета. В частности, специально для них приказом Минфина № 66н утвержден бланк КНД 0710096 — упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность. Сроки и порядок ее направления в органы Росстата и ФНС не отличаются от установленных для всех остальных юрлиц. Единственная привилегия — маленький бланк и отсутствие обязанности давать пояснения. Разберемся подробнее, упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность, кто сдает годовой отчет в таком виде и какие существуют исключения.

Кто считается малым бизнесом

Для начала выясним, кто имеет право на такую привилегию предусмотренную Федеральным законом от 06.12.2011 № 402 "О бухгалтерском учете" , а именно, поймем, кого можно считать представителями малого бизнеса. Критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к этой категории прописаны в действующей редакции Федерального закона от 24.07.2007 № 209 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" . Так, в 2019 году малым предприятием считаются организации, у которых:

  • средняя численность работников за 2018 год не превышает 100 человек (как правильно посчитать работников, рассказано в приказе Росстата от 30.12.2014 № 739). В микропредприятии не может работать свыше 15 человек;
  • размер дохода от ведения предпринимательской деятельности не превышает 800 млн рублей за год для малых предприятий и 120 млн рублей за год для микропредприятий. Такие значения установлены правительством. Аналогичные ограничения предусмотрены для балансовой стоимости активов организации, под которой следует понимать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов организации. Вычислить этот показатель возможно только на основании данных бухгалтерского учета.
  • доля участия в уставном капитале Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов, а также российских юридических лиц не превышает 25 %, а доля участия иностранных организаций — 49 %. Однако из этого правила существуют исключения. Так, ограничения по участию в уставном капитале не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, которые работают над практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям. Кроме того, требование не распространяется на организации, получившие статус участника проекта в соответствии с , и другие компании, включенные в Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 № 1459-р .

Важно помнить, что с 10.08.2016 ФНС России ведет единый реестр МСП и к малым предприятиям фактически относятся только те организации и ИП, которые в него включены.

Исключения из правил

Порядок того, для кого возможен упрощенный учет и упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность, регулирует ФЗ о бухучете . В его статье 20 сказано, что такое право является одним из принципов регулирования бухучета в России. Однако не все МП имеют на это право. Так, в пункте 4 статьи 6 Закона № 402-ФЗ приведен закрытый перечень юридических лиц, которые обязаны вести полный учет, а значит, сдавать годовой отчет в полном объеме. К ним относятся:

  • жилищные и жилищно-строительных кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • нотариальные палаты;
  • юридические консультации;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии;
  • некоммерческие организации, которые включены в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7 "О некоммерческих организациях" , в качестве иностранных агентов.

Если организация является малым предприятием по всем критериям, но при этом является МФО, потребительским кооперативом или адвокатским бюро, упрощенная финансовая отчетность не для нее, сдавать все отчеты придется в полном варианте. Тем же организациям, которым повезло, можно скачать бланк бухгалтерской финансовой отчетности за 2018 год в конце этой статьи и заполнить его по образцу.

Упрощенная финансовая отчетность — 2019

Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса законодатели давно обещают разработать специальный федеральный стандарт. Однако это обещание до сих пор не выполнено, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов, в частности, такой учет и отчетность регулируют:

  • Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н ;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н ;
  • приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н "О формах бухгалтерской отчетности организаций" ;
  • другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

Хотя малые предприятия не должны подавать вместе с годовым отчетом пояснительную записку, в силу пункта 39 ПБУ 4/99 они имеют право предоставить контролирующим органам любую дополнительную информацию о себе. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету.

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность за 2018 год оформляется в соответствии с порядком, изложенным в информации Минфина № ПЗ-3/2015 . В документе дано право самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП может самостоятельно разработать форму отчета, используя упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах. Однако она должна быть предоставлена на утвержденном бланке — форма по кнд 0710099. За 2018 год в excel скачать бесплатно бланк можно в конце этой статьи. Что касается ИП на упрощенке без наемных работников — отчетность они предоставляют по другой форме, КНД 1152017.

Упрощенная бухгалтерская финансовая отчетность: пример заполнения

Малые предприятия имеют право раскрывать в упрощенном годовом отчете меньший объем информации, по сравнению с остальными организациями. Так, актив баланса малого предприятия состоит из одного раздела вместо двух, в нем нужно отразить всего пять показателей плюс итог. В пассиве баланса — один раздел из шести показателей плюс итог. В силу закона № 402-ФЗ, всем строкам, по которым указаны укрупненные показатели («Материальные внеоборотные активы», «Нематериальные, финансовые и другие оборотные активы»), необходимо присвоить код, соответствующий наибольшему из вошедших в сумму строки показателей.

Кроме того, заполняя строку «Материальные внеоборотные активы», необходимо включить данные о дебетовых сальдо по счетам 01, 03, 07, 08 (за исключением субсчетов 08-5 и 08-8), 15 и 60, а также указать сальдо по счету 16 и кредитовое сальдо по счету 02. Заполняя строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», необходимо включить в нее дебетовые сальдо по счетам 04, 58, 97, а также субсчетам 08-5, 08-8, 55-3, 73-1 и кредитовое сальдо по счетам 05 и 59. Это определено в пункте 35 ПБУ 4/99.

В упрощенном отчете о финансовых результатах для малых предприятий всего семь строк вместо обычных 18, а также полностью отсутствует раздел «Справочные данные». Организация может не указывать данные о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности и не предоставлять информацию по ее сегментам. Любые события бухучета должны отражаться в отчете только из требования рациональности, как это предписано пунктом 19.4 информации Минфина. В соответствии с этим документом, при формировании бухгалтерской отчетности субъектам малого бизнеса необходимо исходить из того, что в бухгалтерской отчетности должно быть дано достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и обо всех изменениях в финансовом положении за год.

В качестве образца того, как должна выглядеть упрощенная отчетность (КНД 0710096), мы взяли условное ООО «Пример», скачать бесплатно бланк упрощенной бухгалтерской отчетности за 2019 год (а точнее — за 2018 год, в 2019-м он только сдается) можно в конце статьи. Фирма применяет упрощенную систему налогообложения «доходы» со ставкой налога 6 %. Она занимается оценочной деятельностью. У нее отсутствуют нематериальные, финансовые и другие оборотные и внеоборотные активы. Учетной политикой организации предусмотрено, что выручка определяется по мере поступления денег от покупателей, а расходы признаются по мере их оплаты и относятся на уменьшение финансового результата текущего периода, как это предусмотрено в ПБУ 1/2008 и ПБУ 10/99 .

Образец заполнения упрощенной бухгалтерской отчетности, 2019 год

Отчет о финансовых результатах

Срок сдачи и ответственность за непредоставление

Срок сдачи бухгалтерского отчета за 2018 год для малых предприятий и всех остальных хозяйствующих субъектов — 31.03.2019. При этом у органов Росстата есть право отправить отчет на доработку при выявлении несоответствий. В этом случае исправленный отчет должен быть повторно сдан в территориальный орган статистики в течение двух дней.

Непредоставление или несвоевременное предоставление бухгалтерской отчетности даже в сокращенном варианте является правонарушением. За каждый непредоставленный документ юрлицо оштрафуют на 200 рублей, а его должностных лиц — на сумму от 300 до 500 рублей. Кроме того, будут применены санкции статьи 19.7 КоАП РФ , предусматривающей административную ответственность за опоздание со статистической отчетностью. Штраф по этой статье для должностного лица может составить до 5000 рублей.

Годовой отчет за 2018 год с помощью КонсультантПлюс

Все необходимые экспертные материалы для подготовки отчетности за год можно найти в . В ней есть специальный материал на эту тему — «Практическое пособие по годовой отчетности-2018», в котором досконально разобраны все аспекты и нюансы, приведены примеры и пошаговые инструкции, а также образцы заполнения всех форм и бланков. Например, там есть действующая форма баланса за 2018 год (бланк). Скачать бесплатно со штрих кодом можно также комплект упрощенной отчетности.

Тем, кто пока не относится к довольным пользователям КонсультантПлюс, предлагаем сокращенный бесплатный вариант — на эту тему. Одно ограничение: сборник доступен только для Петербурга.

Для организаций-туроператоров нет конкретных сроков, в которые надо представить копии бухгалтерской отчетности в Федеральное агентство по туризму конкретно. Однако в пункте 4 Порядка, утвержденного приказом Ростуризма от 4 августа 2009 г. № 175, сказано, что данные документы необходимо подать вместе со сведениями о финансовом обеспечении на новый срок. А такие бумаги подают не позднее трех месяцев до истечения срока действующего финансового обеспечения (абз. 4 ст. 17.3 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ). А значит, в тот же срок нужно подать и бухгалтерскую отчетность.

Что будет, если вовремя не сдать отчетность

Если вовремя не представить бухгалтерскую отчетность в ИФНС России, то инспекция может оштрафовать организацию по статье 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. за каждый документ в составе отчетности, который налоговые инспекторы получили с опозданием.

При определении суммы штрафа проверяющие руководствуются полным перечнем документов, которые должна сдавать конкретная организация (письма ФНС России от 16 ноября 2012 г. № АС-4-2/19309, Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-02-07/2/18285). Например, в составе бухгалтерской отчетности за 2015 год организация должна сдать следующие формы: Бухгалтерский баланс, Отчет о финансовых результатах, Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, пояснения в табличной и текстовой формах. Если организация не сдала в срок бухгалтерскую отчетность, то размер штрафа составит 1000 руб. (200 руб. × 5).

Кроме того, за несвоевременное представление бухгалтерской отчетности по заявлению налоговой инспекции суд может взыскать с ответственного сотрудника (например, руководителя организации) штраф на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому нарушителем обычно признают главного бухгалтера (бухгалтера с правами главного). А руководитель организации может быть признан виновным в следующих случаях:

  • в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • бухучет вела специализированная организация, и она же составляла отчетность (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Состав отчетности

Внимание: в действующем законодательстве не предусмотрена ответственность за то, что годовая бухгалтерская отчетность не утверждена. Но штраф возможен за непредставление акционерам такой отчетности для утверждения.

Административная ответственность в этом случае установлена частью 2 статьи 15.23.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Эта норма предусматривает наказание, в частности, за непредставление или нарушение срока предоставления обязательной информации (материалов) при подготовке к проведению общего собрания акционеров. К числу таких материалов относится и годовая бухгалтерская отчетность организации (ч. 3 ст. 52 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Штраф составит:

  • для организации - от 500 000 до 700 000 руб.;
  • для должностных лиц - от 20 000 до 30 000 руб. либо дисквалификацию на срок до одного года.

Ситуация: можно ли сдать в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность, не утвержденную на общем собрании участников (акционеров)? Срок подачи отчетности истекает раньше срока, на который назначено проведение общего собрания.

Да, можно.

По общему правилу бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после того, как ее экземпляр на бумажном носителе подпишет руководитель организации (ч. 8 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Но действительно период, в течение которого годовую бухгалтерскую отчетность надо сдать в налоговую инспекцию, не совпадает с тем, в течение которого ее надо утвердить общим собранием учредителей организации. Так, годовую отчетность ООО требуется утвердить не ранее чем через два, но не позже чем через четыре месяца после окончания отчетного года (абз. 2 ст. 34 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). А в акционерном обществе - не ранее чем через два, но не позже чем через шесть месяцев после окончания отчетного года (абз. 3 п. 1 ст. 47 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В налоговую же инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность нужно сдать не позднее трех месяцев по окончании отчетного года (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Сдвигать этот срок нельзя - закон этого не предусматривает. А за несвоевременное представление отчетности организацию, ее руководителя и (или) главного бухгалтера могут оштрафовать.

Вот и получается, что в налоговую инспекцию годовую бухгалтерскую отчетность надо представить, даже если на общем собрании ее утвердить не успели.

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Так, обязаны публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность публичные акционерные общества. Это следует из пункта 1 статьи 66.3 и пункта 6 статьи 97 Гражданского кодекса РФ, а также пункта 1.1 статьи 1 и статьи 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Акционерные общества публикуют текст годовой бухгалтерской отчетности на странице в сети Интернет. Срок - три дня с даты составления аудиторского заключения о достоверности отчетности. В любом случае опубликовать бухотчетность следует не позднее трех календарных дней с даты, когда истек срок ее представления в Росстат (п. 71.4 положения Банка России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

За 2015 год отчитаться в статистику нужно до 31 марта 2016 года включительно. Срок публикации отчетности вместе с аудиторским заключением выпадает на 4 апреля. Если опоздать с публикацией, будет штраф. Об этом предупреждает Банк России в информационном письме от 30 марта 2016 г. № ИН-06-52/17.

ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Требования об обязательной публикации отчетности распространяются в том числе и на организации, применяющие упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137).

Внимание: за нарушение требований законодательства о раскрытии информации эмитентом предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ).

Мера ответственности - штраф. При этом размер штрафа составляет:

  • от 700 000 до 1 000 000 руб. - для организации;
  • от 30 000 до 50 000 руб. - для должностных лиц (или дисквалификация на срок от одного года до двух лет).

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст. 264 НК РФ). При расчете единого налога при упрощенке с разницы между доходами и расходами указанные затраты также можно учесть в уменьшение налогооблагаемой базы (подп. 16 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Организации, которые применяют льготные режимы налогообложения и относятся к категории малого бизнеса, один раз в год обязаны предоставлять в органы статистики и налоговой службы бухгалтерскую отчетность. Баланс и отчет о финансовых результатах имеют сокращенную форму, но их очень важно заполнить правильно.

Составить и сдать бухгалтерскую отчетность за 2015 год все экономические субъекты обязаны до 31 марта 2016 года. В равной степени эта обязанность относится и к субъектам малого бизнеса. В частности, о том ООО на УСН какие отчеты сдавать. Однако для таких организаций в законодательстве предусмотрен целый ряд особенностей составления бухгалтерской отчетности, на которых необходимо остановиться подробнее.

Кто относится к малому бизнесу

В российском праве существует целый ряд критериев, в соответствии с которыми организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектами малого бизнеса. По нормам, к малым предприятиям относятся те хозяйствующие субъекты, у которых:

  1. Средняя численность работников за год, предшествующий отчетному, не превышает 100 человек, включительно. О том, как посчитать работников, можно узнать из приказа Росстата от 30.12.2014 г. N 739 "Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия". На микропредприятии, при этом, не может работать более 15 человек. Исчисление показателя средней численности сотрудников происходит с учетом всех граждан, которые фактически работали в отчетный период, включая тех, кто работал по гражданско-правовым договорам или по совместительству. С 1 января 2016 года данный показатель изменился, но это не влияет на сдачу отчетности за 2015 год.
  2. Размер выручки от реализации товаров, работ или услуг без учета НДС не превышает 800 млн рублей за год для малых предприятий, и 120 млн рублей за год для микропредприятий. Это определено в статье 4 Закона N 209-ФЗ и установлено постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 г. N 702 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства". Аналогичные ограничения предусмотрены для балансовой стоимости активов организации, под которой следует понимать остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов организации. Вычислить этот показатель возможно только на основании данных бухгалтерского учета. А размер годовой выручки определяется в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ. В письме от 10.09.2015 г. N Д05и-1163 Минэкономразвития России разъяснило, что категория хозяйствующего субъекта может быть изменена только при условии, когда предельные значения средней численности работников и выручки от реализации оказываются ниже или выше предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим. Этот порядок не относится к первоначальному определению категории предприятия.
  3. Доля участия в уставном капитале других лиц не превышает предельно разрешенных значений. Изменения в этом критерии произошли с 30 июня 2015 года, когда вступили в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 156-ФЗ. Начиная с этой даты, к субъектам малого предпринимательства могут быть отнесены только те организации, у которых в уставном капитале суммарная доля участия Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, а также общественных и религиозных организаций и благотворительных фондов не превышает 25%, а доля участия юридических лиц, включая иностранных, - 49%. Однако из этого правила существуют исключения. Так, ограничения по участию в уставном капитале не распространяются на хозяйственные общества и партнерства, которые работают над практическим применением результатов интеллектуальной деятельности, при условии, что исключительные права на эти результаты принадлежат их учредителям. Кроме того, требование не распространяется на организации, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 г. N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково", и другие компании, включенных в "Перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом "О науке и государственной научно-технической политике", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.07.2015 г. N 1459-р.

Поэтому, чтобы решить , а также других льготных режимах налогообложения, необходимо проверить соответствие этим критериям.

Упрощенная отчетность

Если организация удовлетворяет всем критериям, то она являлась в 2015 году субъектом малого предпринимательства и может пользоваться всеми привилегиями, установленными для данной категории юридических лиц. В частности, вести упрощенный бухучет, как это определено в статье 7 закона N 209-ФЗ. А упрощенные способы ведения бухгалтерского учета автоматически предполагают, что будут сданы упрощенные бухгалтерские (финансовые) отчеты. Как и остальные вопросы, связанные с учетом и документооборотом, порядок того, ООО на УСН какие отчеты сдавать регулирует. В статье 20 этого документа говорится, что право на применение упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, а также на упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность является одним из принципов регулирования бухгалтерского учета в России. Однако в силу пункта 4 статьи 6 Закона N 402-ФЗ, не у всех малых предприятий (МП) есть право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета. Существует закрытый перечень организаций, которые обязаны вести полный учет. Это касается:

  • всех организаций, у которых в силу закона годовая отчетность подлежит обязательному аудиту;
  • жилищных и жилищно-строительныхкооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • кредитных потребительских кооперативов;
  • нотариальных палат;
  • юридических консультаций;
  • коллегий адвокатов;
  • адвокатских бюро;
  • организаций государственного сектора;
  • политических партий, их региональных отделений;
  • некоммерческих организаций, которые включены в реестр, предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", в качестве иностранных агентов.

Поэтому, если ООО на УСН является ЖСК или адвокатским бюро, ему придется сдавать все отчеты в полном варианте. Для упрощенного учета у субъектов малого бизнеса, согласно пункту 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ, законодатели должны были разработать специальный федеральный стандарт. Однако такого стандарта до сих пор нет, поэтому малые предприятия руководствуются целым рядом законов и нормативных актов. В их число входят:

  • Федеральный закон от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • , утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 г. N 43н;
  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29.07.1998 г. N 34н;
  • другие действующие нормативные документы по бухгалтерскому учету.

Для того, чтобы вести упрощенный бухучет, необходимо согласовать этот вопрос с учредителями и прописать его порядок в учетной политике организации. В статье 14 Закона N 402-ФЗ определен состав упрощенной бухгалтерской отчетности, а формы годовых отчетов (баланса и отчета о финансовых результатах) утверждены приказом N 66н. Отдельно в законе отмечается, что малые предприятия не должны подавать вместе с отчетом пояснительную записку. Однако в силу пункта 39 ПБУ 4/99, МП могут представить контролирующим органам любую дополнительную информацию о всей годовой бухгалтерской отчетности. Эта информация подается в произвольной форме, так как не является утвержденным приложением к отчету. Порядок оформления упрощенной отчетности малых предприятий изложен в. В документе дано право самостоятельно принимать решение о включении в годовой отчет форм об изменениях капитала и движении денежных средств. Кроме того, МП может самостоятельно разработать форму отчета, используя упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о финансовых результатах.

Как правильно заполнить отчетные формы

Малые предприятия, в том числе ООО на УСН, имеют право раскрывать в годовом отчете меньший объем информации по сравнению с объемом информации, который обязаны предоставлять все остальные организации. Так, актив баланса малого предприятия состоит из одного раздела вместо двух, и в нем нужно отразить всего пять показателей плюс шестым итог, в пассиве баланса - один раздел из шести показателей плюс седьмой итог. В силу закона N 402-ФЗ, всем строкам, по котором указаны укрупненные показатели («Материальные внеоборотные активы», «Нематериальные, финансовые и другие оборотные активы»), необходимо присвоить код, соответствующий наибольшему из вошедших в сумму строки показателей. Кроме того, заполняя строку «Материальные внеоборотные активы», необходимо включить данные о дебетовых сальдо по счетам 01, 03, 07, 08 (за исключением субсчетов 08-5 и 08-8), 15 и 60, а также указать сальдо по счету 16 и кредитовое сальдо по счету 02. Заполняя строку «Нематериальные, финансовые и другие внеоборотные активы», необходимо включить в нее дебетовые сальдо по счетам 04, 58, 97, а также субсчетам 08-5, 08-8, 55-3, 73-1 и кредитовое сальдо по счетам 05 и 59. Это определено в пункте 35 ПБУ 4/99. В отчете о финансовых результатах для малых предприятий всего семь строк вместо обычных восемнадцати, а также полностью отсутствует раздел «Справочные данные». Организация может не указывать данные о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности и не представлять информацию по ее сегментам. Любые события бухучета должны отражаться в отчете только из требования рациональности, как это предписано пунктом 19.4 Информации Минфина. В соответствии с этим документом, при формировании бухгалтерской отчетности субъектом малого бизнеса, необходимо исходить из того, что в бухгалтерской отчетности должно быть дано достоверное и полное представление о финансовом положении организации, результатах ее деятельности и обо всех изменениях в финансовом положении за год. Непредоставление или несвоевременное предоставление в органы статистики и ФНС бухгалтерской отчетности малым предприятием является правонарушением. За каждый непредставленный документ организацию оштрафуют на 200 рублей, а ее руководителя или главного бухгалтера - на сумму от 300 до 500 рублей. Кроме того, в 2016 году значительно выросли санкции статьи 19.7 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несвоевременную сдачу статистической отчетности. Штраф для должностного лица теперь составляет до 5 тысяч рублей. Срок сдачи бухгалтерского отчета за 2015 год для ООО на УСН и других малых предприятий отчета - 31 марта 2016 года. Не нужно также забывать, что у органов статистики есть право отправить отчет на доработку при выявления несоответствий. В этом случае исправленный отчет должен быть повторно направлен в Росстат в течение двух дней. Не ошибиться со сроками сдачи годовых отчетов в 2016 году поможет

При этом при составлении упрощенной бухгалтерской отчетности в 2018 году малые предприятия руководствуются следующим подходом:

  • в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям);
  • в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная информация, без знания которой невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Упрощенные формы отчетности

Упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о целевом использовании средств для малых предприятий 2017-2018 утверждены Приказом Минфина России от 02.07.2010 № 66н .

Когда сдавать упрощенную отчетность

Особенности в сроках представления годовой бухгалтерской отчетности для малых предприятий законом не предусмотрены. Как и все организации, не позднее 31 марта они обязаны представлять годовую отчетность по своему месту нахождения:

  • в налоговую инспекцию (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ);
  • территориальный орган статистики (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).

Если 31 марта совпадет с выходным днем, сдать отчетность можно не позднее следующего за ним рабочего дня (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

За 2016 год сдать годовую отчетность малые предприятия должны были не позднее 31.03.2017.

За 2017 год сдать годовую бухгалтерскую отчетность малые предприятия должны не позднее 02.04.2018.

Упрощенная бухгалтерская отчетность: кто сдает

Составление упрощенной бухгалтерской отчетности - это своего рода послабление, которое предоставляется далеко не всем. У бухгалтеров периодически возникают вопросы об упрощенной бухгалтерской финансовой отчетности, кто сдает ее и при каких условиях. Однако чтобы ответить на вопрос, кто сдает упрощенную бухгалтерскую отчетность, а точнее, кто имеет право сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, необходимо определиться с тем, у кого вообще есть право на упрощенный бухучет. И связь здесь прямая: кому можно сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, им же можно вести и упрощенный бухучет. Но это далеко не значит, что если у вас есть право вести упрощенный учет, вы должны его вести и обязаны сдавать только упрощенную финотчетность. Вы по-прежнему можете вести бухгалтерский учет в полном объеме и, соответственно, представлять полный комплект бухгалтерской отчетности. И даже если вы применяете упрощенный бухучет, сдавать весь комплект бухгалтерской отчетности вам никто не может запретить.

Какие организации сдают упрощенную бухгалтерскую отчетность?

Вести упрощенный бухучет и готовить финансовую отчетность в упрощенном формате в 2018 году имеют право лица, перечисленные в ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» :

  • некоммерческие организации;
  • организации-«Сколковцы».

В указаны те хозяйствующие субъекты, которые не вправе вести упрощенный бухучет. К ним относятся:

  • организации, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту;
  • жилищные и жилищно-строительные кооперативы;
  • кредитные потребительские кооперативы;
  • микрофинансовые организации;
  • организации государственного сектора;
  • политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;
  • коллегии адвокатов;
  • адвокатские бюро;
  • юридические консультации;
  • адвокатские и нотариальные палаты;
  • некоммерческие организации, внесенные в реестр иностранных агентов.

Указанный выше перечень в отношении упрощенной бухгалтерской отчетности 2017-2018 (кто может сдавать ее, а кому такое право не предоставлено) является закрытым. При этом нужно руководствоваться ч. 4 с учетом требований ч. 5 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ . Это значит, что ответить утвердительно на вопрос, может ли НКО сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность, нельзя, руководствуясь лишь ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ , где указано, что некоммерческие организации относятся к тем, кто сдает упрощенную бух отчетность. В частности, нужно проверить, не относится ли такая НКО к некоммерческим организациям, включенным в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента. Если относится, то вести упрощенный бухучет такой организации нельзя.

А может ли ломбард сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность? Здесь уже нужно знать лишь то, относится ли такая организация к субъектам малого предпринимательства. Ведь прямого запрета на упрощенную отчетность в отношении ломбардов в Федеральном законе от 06.12.2011 № 402-ФЗ нет.