Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании. Социально-экономические проблемы рынка

Экономическая наука рассматривает два полярных друг другу способа координации деятельности людей в повседневной хозяйственной жизни.

Первый - иерархический , его функционирование находится в основании командно-административной системы хозяйства, по которому работает и фирма (предприятие).

Второй - спонтанный (стихийный). Он реализован в рыночной системе хозяйства. Информация, необходимая производителям и потребителям, передастся в ней путем ценовых сигналов. Кроме данного обстоятельства, к основным чертам рыночной системы хозяйства относятся:

  • многообразие и равноправие форм собственности на средства производства, включая частную;
  • максимальная экономическая самостоятельность субъектов хозяйствования, которая законодательно гарантированна и реально осуществима;
  • полная экономическая ответственность субъектов хозяйствования за результаты своей деятельности. На рынке действуют собственники, которые рискуют своим имуществом, стремятся к приумножению собственности и одновременно приумножают богатство общества;
  • добровольность рыночных сделок, установления рыночных отношений. Все сделки заключаются на взаимовыгодной основе. За счет добровольных сделок выигрывают обе стороны, извлекая при этом свои прибыль и полезность, руководствуясь собственным интересом;
  • конкуренция участников рынка как главный двигатель экономического и научно-технического развития;
  • свобода ценообразования в соответствии с требованиями закона стоимости и спросом-предложеннем;
  • открытость экономики, ее интеграция в систему мирохозяйственных связей.

Ядром рыночной системы является рыночный механизм, взаимодействие элементов которого было рассмотрено выше. Существует масса свидетельств тому, что это самый эффективный на сегодняшний день способ регулирования экономических процессов.

Преимущества

К преимуществам рыночного механизма относятся:

  • более эффективное распределение ограниченных ресурсов. Рынок направляет ресурсы на производство товаров, необходимых обществу;
  • возможность функционирования при наличии весьма ограниченной информации — данных о цене и об издержках производства;
  • гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям;
  • оптимальное использование результатов научно-технического прогресса, поскольку стремление к получению высокой прибыли заставляет предпринимателей (товаропроизводителей) идти на риск, предметно заниматься вопросами внедрения технических новшеств в производство;
  • способность давать потребителям и производителям свободу выбора и действий в принятии решения;
  • возможность обеспечивать удовлетворение самых разнообразных потребностей населения товарами и услугами самого высокого качества.

Недостатки

При всех своих достоинствах рыночный механизм имеет и серьезные недостатки. Он не способен автоматически, самостоятельно решать крупные социально-экономические проблемы. Среди них:

  • обеспечение права человека на труд и, как следствие, на определенный стандарт благосостояния;
  • то обстоятельство, что экономика, регулируемая рыночным механизмом, подвержена нестабильному развитию, в ней присутствуют рецессионные и инфляционные процессы:
  • невозможность осуществления стратегических прорывов в области фундаментальной науки;
  • отсутствие экономического механизма защиты окружающей среды, решения экологических проблем;
  • тот факт, что обеспечение надежной и эффективной обороноспособности страны превращается в сложную проблему.

Эти обстоятельства обусловливают особую роль государства в рамках рыночной системы хозяйства. Следует заметить, что в процессе эволюции рыночной системы хозяйства менялись и взгляды представителей экономической мысли на роль государства в экономике. В разные исторические этапы по этому поводу доминировали две основные концепции.

Первая — классическая модель, которая была разработана еше представителями английской . Модель исходит из условий рынка . Предполагает автоматическое регулирование экономики с помощью механизма, основанного на взаимодействии спроса и предложения. Все кризисные проблемы разрешаются в итоге действием механизма цен. Поэтому роль государства в экономике должна быть минимальной. Она сводится к физической защите граждан, охране собственности, организации денежного обращения. Такая роль государства получила образное определение: «Государство — ночной сторож». Лозунг классиков: «Пусть все идет так. как идет» оставался основным в мировой экономической теории и практике до начала XX в.

Вторая модель - кеинсианская. Она носит имя английского экономиста Дж. М. Кейнса, который разработал ее в первой трети XX в. Данная модель исходит из условий рынка несовершенной конкуренции и отсутствия автоматического механизма выхода экономики из положения, при котором наблюдаются высокая безработица и кризис перепроизводства. Вследствие этого активное вмешательство государства в работу рыночного механизма признается жизненной необходимостью. Считается, что государство призвано регулировать объемы наиионатьного производства и уровень занятости в стране.

Практическая деятельность государства, основанная на применении теории Кейнса, получила название политики активизма, а сама концепция стала именоваться кейнсианством. Она доминировала в рыночной теории и практике до начала 80-х гг. XX в.

Несовершенства рынка

Делают его в принципе весьма эффективной системой. Однако это не означает, что рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Обособление экономических агентов, неполное совпадение их интересов, а зачастую и антагонизм неизбежно ведут к обострению многих противоречий.

В основном несовершенства рынка связаны с отклонением от условий, обеспечивающих . К тому же рыночная экономика оказывается неспособной обеспечить производство важных благ или создаст их в недостаточных объемах.

В чем же проявляются несовершенства, или, как их нередко называют, провалы рынка?

1. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям . В условиях рыночной стихии неизбежно возникают монополистические структуры, ограничивающие свободу конкуренции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка.

Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходимость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых монополий, электроэнергию, транспорт.

2. Рынок не заинтересован и не способен производить общественные блага («общественные товары»). Эти товары либо вообще не производятся рынком, либо поставляются им в недостаточном количестве.

Особенность общественных товаров состоит в том, что ими может пользоваться каждый, но не обязан за них платить. К тому же обычно нельзя ограничить их использование.

Дорожными знаками, регулирующими правила движения, обязаны пользоваться все во избежание нежелательных последствий. Вакцинация должна охватывать всех жителей, иначе не удастся исключить инфекционные заболевания. Общественные блага — это неконкурентные товары и услуги, доступные практически каждому.

Бесплатны для потребителя, но не бесплатны для общества. Производство бесплатных благ связано с издержками, которые не способен нести рынок.

Рынок не может решить проблему производства благ для общественного пользования, ибо нельзя ограничить их потребление, согласовать издержки с «полезностью», устранить неизбежные коллизии (например, проблему «безбилетника», определение категорий пользователей). Удовлетворение нужд общества, не связанных непосредственно с бизнесом, предполагает создание соответствующей институциональной структуры, непосредственное участие государства.

3. Рыночный механизм непригоден для устранения внешних (побочных) эффектов , так называемых экстерналий. Экономическая деятельность в условиях рынка затрагивает интересы не только его непосредственных участников, но и других людей. Ее последствия нередко носят негативный характер.

По мере роста общественного богатства проблема внешних эффектов становится все более острой. Увеличение количества автомобилей в пользовании сопровождается загрязнением воздуха. Целлюлозно-бумажные комбинаты отравляют водные источники. Широкое применение химических удобрений делает продукты питания непригодными для употребления.

Сам рынок не способен устранить или компенсировать ущерб, наносимый внешними эффектами. Соглашение между заинтересованными сторонами без внешнего вмешательства может быть достигнуто лишь в редких случаях, когда отрицательный эффект незначителен. На практике при возникновении серьезных проблем необходимо вмешательство государства. Оно вводит жесткие нормативы, ограничения, использует систему штрафов, определяет границы, которые не вправе переступать участники хозяйственной деятельности.

4. Рынок не обладает способностью обеспечивать социальные гарантии , нейтрализовать чрезмерную дифференциацию в распределении доходов. Рынок по своей природе игнорирует социальные и этические критерии, т.е. справедливость при распределении ресурсов и доходов. Он не обеспечивает стабильную занятость трудоспособного населения. Каждый должен самостоятельно заботиться о своем месте в обществе, что неизбежно ведет к социальному расслоению, усиливает социальную напряженность.

«Нормальный» рынок порождает ненормальные пропорции распределения созидаемого богатства. Рыночные отношения создают благоприятные условия для проявления узкокорыстных интересов, порождающих спекуляцию, коррупцию, рэкет, торговлю наркотиками, другие антиобщественные явления.

5. Рыночный механизм порождает неполную и асимметричную информацию . Только в условиях полностью конкурентной экономики все участники рынка обладают достаточно исчерпывающей информацией о ценах и перспективах развития производства. Но сама конкуренция заставляет фирмы скрывать реальные данные о положении дел. Информация стоит денег, и экономические агенты — производители и потребители — обладают ею в различной степени.

Отсутствие совершенной информации, неполнота и неравномерность ее распределения создают преимущества для одних и подрывают способность принятия оптимальных решений у других. Продавцы и покупатели, предприниматели и рабочие не обладают равнозначной информацией. Между тем информация является в некоторых отношениях общественным товаром. Наиболее полную и надежную информацию предоставляет не частный рынок, а государственные институты.

Итак, рынок не является идеальным механизмом регулирования экономической деятельности.

Несовершенства (провалы) рынка могут быть смягчены созданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики. При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет “смешанную экономику”, в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты - через администра­тивное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В ры­ночном механизме никто из индивидов или организаций созна­тельно не занимается решением триады экономических про­блем: “что”, “как” и “для кого”. Просто производители и по­требители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмот­рении видно, что рыночная система - система не хаоса и анар­хии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое обще­ство, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества - способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматичес­кий рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая

услуга. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообраз­ные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обес­печивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продав­цами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков эко­номике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них - “что производить” - определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая - “как производить” - определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья - “для кого производить” - обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова"

Кемеровский институт (филиал)

Факультет экономический

Кафедра экономической теории


Курсовая работа

по дисциплине "Экономическая теория"

на тему "Достоинства и недостатки рыночной экономики и роль государства в его функционировании"


Выполнена студентом 1 курса КМ-131

Специальности коммерция

Пономаревым Алексеем Владимировичем

Руководитель - ассистент кафедры экономической теории

Хирная Алена Юрьевна


Кемерово 2014 г.


Введение

Рыночная экономика: понятие, сущность, этапы становления

1 Рынок: понятие, принципы функционирования, функции

2 Характерные черты рыночной экономики

3 Достоинства и недостатки рыночной экономики

Рыночная экономика и роль государства в ней

1 Механизм и роль государственного регулирования основных механизмов рыночной экономики

2 Основные проблемы рыночной экономики

Заключение

Список литературы


Введение


Актуальность темы исследования. В современном обществе очень важной является проблема адекватного рационального распределения ресурсов для обеспечения достойного уровня жизни всех граждан.

Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие услуги производить и в каком объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы - оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы - нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы - замедление экономического роста, в 70-е годы - стагфляция, в 80-е годы - высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы - государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Целью решения этих проблем является полная занятость населения, экономическая стабильность, высокие льготы ветеранам и инвалидам, помощь малоимущим и уверенность в завтрашнем дне.

В своей работе я хотел бы показать, что представляет собой механизм рыночной экономики, преимущества и недостатки рынка, а так же то, насколько эффективно эта система способна решить поставленную перед обществом задачу.

Вопросы, касаемо которых пойдет речь в данной работе:

изучение рыночного механизма;

изучение преимуществ рыночного механизма;

выявление недостатков рыночного механизма;

роль государства в рыночной экономике в разные времена;

характеристика современной рыночной экономики;

функциональная роль государства в рыночной экономике в современном обществе.

Объект работы - рыночный механизм.

Предмет - достоинства и недостатки рыночной экономики.


1. Рыночная экономика: понятие, сущность, этапы становления


.1 Рынок: понятие, принципы функционирования, функции


Рынок - это система экономических отношений, складывающихся в процессе производства, обращения и распределения товаров, развивающаяся вместе с развитием товарного производства, при этом вовлекая в обмен не только произведенные продукты, но и продукты, не являющиеся результатом труда (земля, дикорастущий лес).

Предположительно, рынок - изобретение финикийцев, живших около 3000 лет назад. Мореплаватели, десантируясь на дальних берегах, осматривали положение - выбирали, что можно забрать с собой "на память" у аборигенов. Если община аборигенов была бесполезна, и дальнейшее сотрудничество не предполагалось, принималось решение об отъеме. В этом случае моряки отбирали то, что им понравилось, у слаборазвитых народов. Племена при этом разгонялись. Однако если предполагалось дальнейшее сотрудничество с аборигенами или народ этот был необходим для получения желанного, мореплаватели предлагали на обмен свои вещи. Любое насилие поставило бы крест на деловых отношениях, так что участники обмена могли выбирать что-то понравившееся и предлагать что-либо свое, надеясь на то, что эта вещь заинтересует другую сторону. Так был изобретен бартер - добровольный эквивалентный обмен товара на товар.

Следующим шагом в развитии рыночных отношений становится изобретение денег, а вследствие и торговли - обмена товара на эквивалентное количество денег. Стоимость первых денег была эквивалентна стоимости материала, из которых изготавливали. Но с развитием товарообменных отношений и экономики в общем, прогресс пришел к обеспеченным деньгам - банкнотам. Изначально банкноты представляли собой сертификат от банка на получение соответствующего номиналу товара или товарных денег. Однако с отменой золотого стандарта в 1971 году, суть которого заключалась в том, что доллар перестал обеспечиваться золотом, появились так называемые фиатные деньги. Их номинальная стоимость обеспечивается и гарантируется государством за счет власти и авторитета. Такой подход позволяет государству вести более гибкую денежно-кредитную политику, осуществляя эмиссию денежных средств при необходимости

Пройдя множество преобразований и инноваций, за огромный период времени, рынок эволюционировал в форму современной социальной экономики, однако стоит отметить, что на этом развитие рынка как системы не окончено: рынок - это динамично развивающаяся система, направленная на оптимизацию товарообменных процессов.

Современный высокоразвитый рынок выполняет 6 взаимосвязанных основных функций.

  1. Посредническая функция состоит в том, что рынок напрямую соединяет производителей (продавцов) и потребителей товаров и услуг, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке цен, спроса и предложения, купли - продажи. Без рынка практически невозможно определить насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая или экономическая связь между конкретными участниками рыночного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется выбрать наиболее подходящего покупателя.
  2. Ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.
  3. Информационная функция - сложившиеся цены информируют о состоянии экономики. В частности через конкретный разброс цен (скажем, на чай, кофе и какао), через их падение или рост деловые люди узнают о размерах производства продукции, о насыщенности рынка товарами, о запросах потребителей и т.д. Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные знания по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  4. Регулирующая функция действует через механизм свободных рыночных цен. Из менее выгодных отраслей с низкими ценами (перепроизводство продукции) капиталы перетекают в более прибыльные отрасли с повышенными ценами (недопроизводство). В результате в первых отраслях производство сокращается, а во вторых - растет. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.
  5. Стимулирующая функция тоже осуществляется с помощью рыночных цен. Цены "вознаграждают" дополнительной прибылью тех, кто производит товары, наиболее совершенствует производство, увеличивает производительность, снижает издержки. Через рыночные цены стимулируется эффективность экономики и НТП. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных областей.
  6. Оздоравливающая функция довольно жесткая, но экономически оправдана. Рынок очищает экономику от ненужной и неэффективной хозяйственной деятельности. Те предприниматели, которые не учитывают запросы потребителей и не заботятся о прогрессивности и рентабельности своего производства, терпят поражение в конкурентной борьбе и "наказываются" банкротством. И, наоборот, общественно полезные и эффективно работающие предприятия процветают и развиваются.

По свидетельству П. Самуэльсона, в США от одной трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Средний цикл малого бизнеса не превышает шести лет. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы.

Характерные черты рынка, типичные для всех способов хозяйствования:

  1. Достаточное число продавцов и покупателей для свободного выбора партнеров по хозяйственным и коммерческим связям.
  2. Самостоятельность экономических субъектов и их материальная ответственность за свою деятельность.
  3. Прямые связи производителей и потребителей без диктата одной из сторон, т.е. равноправные партнерские коммерческие связи.
  4. Конкуренция за потребителя и его рубль.
  5. Свободное ценообразование - право хозяйствующего субъекта самостоятельно договариваться о цене
  6. Для формирования свободной конкуренции рынка требуется многообразие форм собственности: частной, акционерной, кооперативной, государственной, смешанной.
  7. Создание рыночной инфраструктуры (рынок товаров и услуг, рынок капитала, финансовый рынок и т.д.)

Принципы функционирования рынка:

1 . Свобода выбора субъекта среди форм экономической деятельности.. Каждый субъект волен избирать любые формы хозяйственной деятельности, кроме форм, запрещающихся законом.

2 . Всеобщность рынка. Он охватывает рыночными отношениями все многообразие ценностей, созданных природой и человеком.

3 . Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

. Саморегулирование деятельности. Самосоздание и самозакрытие предприятия, при ведущем финансовом контуре управления.

5 . Принцип договорных отношений. Он распространяется и на взаимные поставки, закупки и на обязательства, выступает также в форме трудовых контрактов.

6 . Свобода ценообразования. Рыночная цена отражает себестоимость продукции, ее обменный курс по отношению к другим товарам, ее потребительские свойства.

.Самофинансирование. Рынок порождает чувство экономической ответственности в связи с угрозой финансового банкротства, учит добывать деньги, упорядочивает учет и контроль финансовых средств.

8. Децентрализация управления и самостоятельность. Однако, во-первых, экономика не может быть децентрализованной полностью, и, во-вторых, необходима система правил экономического поведения.


.2 Характерные черты рыночной экономики


Рыночная экономика - система, основанная на частной собственности, свободе выбора, конкуренции, опирающаяся на интересы частных лиц и ограничивающая роль государства.

Сущность рыночной экономики состоит в гарантии свободы потребителя в выборе товаров и услуг на рынке.

Свобода предпринимательства заключается в том, что каждое частное лицо вправе выбирать, каким образом распределять свои финансы, организовывать порядок производства и распределения благ, как тратить выручку и т.д.

Частная собственность является основой рыночной экономики, так как является гарантией выполнения контрактов, а также невмешательства третьих лиц.

Этапы становления рыночной экономики:

1. Классический капитализм. Классический капитализм существовал в развитых в настоящее время странах с 18 до начала 20 веков.

Черты, характеризующие классический капитализм:

А) Наличие частной собственности;

Б) Свобода конкуренции, обеспечивающая свободный вход на рынок и перелив капитала из одной отрасли в другую

В) Наличие независимых производителей, которые сами решают, какие блага производить, сколько и по какой цене продавать

Г) Свобода участников рынка(включая рабочую силу)

Д) Установление цен согласно уровням спроса и предложения

Е) Ориентировка предпринимателей на получение большей прибыли, заставляющая их экономить ресурсы и использовать новые технологии для повышения производительности труда

Классический капитализм свободно развивался на основе частной собственности, не предусматривая вмешательства государства. Стадия классического капитализма способствовала резкому развитию промышленности, торговли и человека в целом. Но в начале 20 века, данный механизм перестал соответствовать потребностям человека. Поэтому в большинстве развитых стран классический капитализм трансформировался в смешанную экономику.

Смешанная экономика (современный капитализм). Смешанная экономика может быть охарактеризована как экономика, функционирующая на основе рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

Характерной чертой смешанной экономики является наличие государственного сектора. Такое введение обусловлено прежде всего прогрессом общества в техническом плане, а также необходимостью улучшения инфраструктуры. Появление новых технологий, сырья, сложного оборудования сделало необходимым развитие дорог, связи, коммуникаций. В середине 20 века предприятиям понадобился качественно новый вид работника с хорошим образованием, с высоким профессиональным и культурным уровнем. Все эти задачи в смешанной экономике возлагаются на государство.

В странах со смешанной экономикой большое внимание уделяется человеку, его развитию. Такая тенденция реализуется через создание системы социальной защиты человека (различные виды социального страхования, социального обеспечения)

Социальная рыночная экономика. Данная концепция была разработана в Германии, поэтому сам термин социальная рыночная экономика зачастую ассоциируется с Германией, однако данный вид рыночной экономики присущ не только Германии, но и многим другим странам с развитой экономической системой. Социальная рыночная экономика - это продукт естественного исторического развития общества, присущий всем странам рыночной экономики.

Социальная рыночная экономика является наиболее развитой формой рыночной экономики, где принцип свободного хозяйствования сочетается с социальным порядком, социальным прогрессом.

Многие ученые не видят границ между социальной рыночной экономикой и смешанной, однако, не смотря на наличие множества общих признаков, каждую из них нужно рассматривать как самостоятельную форму рыночной экономики.

Немецкий ученый X. Ламперт, характеризуя социальную рыночную экономику подчеркивал, что эта модель представляет собой синтез гарантированной государством свободы, свободы экономической и идеалов социального государства, означающих социальную защищенность и социальную справедливость.

Черты, характеризующие социальную рыночную экономику:

А) Ориентировка на решение как экономических, так и социальных целей

Б) Распространение рыночной экономики лишь в тех областях, где она будет эффективна и не будет приносить социально нежелательные результаты

В) Функционирование на основе экономического и социального порядков

Социальный порядок - это институты и нормы, определяющие социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами общества.

Социальная рыночная экономика включает в себя различные модели, присущие определенным нациям. Различают немецкую, голландскую, шведскую, японскую и др.


.3 Достоинства и недостатки рыночной экономики

предпринимательство государство бизнес безработица

Необходимость вмешательства государства в экономику Адам Смит, а также многие видные экономисты XIX и начала ХХ веков (Джон Стюарт Милль, Альфред Маршалл и др.) полагали, что рынок - это саморегулирующаяся система, в которой помощь государства является излишней и даже вредной.

Рынок является наиболее эффективной формой организации экономики и обладает следующими преимуществами:

Рынок способствует наиболее эффективному распределению ресурсов в обществе. Механизмы рынка направляют ограниченные ресурсы на производство благ, которые необходимы для граждан больше всего;

Рынок быстро приспосабливается к изменяющимся условиям;

Рынок обеспечивает независимость потребителей и производителей. Независимость потребителя проявляется в том, что потребитель имеет определенную услугу или товар в качестве цели. Товары и услуги, представленные на рынке, могут приниматься или отвергаться им. Предприятия достигают успеха, если предлагают качественные товары и услуги за выгодную для покупателя цену. Понимание этого принципа и приспособление к поведению потребителя является одним из важных качеств для выживания в условиях конкуренции - одного из основных признаков рынка как такового;

Повышение качества товаров и услуг, представленных на рынке, ведет к наиболее полному удовлетворению потребителя;

Рынок способствует внедрению в производство достижений науки и техники, а постоянное совершенствование технологий производства способствует эффективной комбинации спроса и предложения - их уравновешиванию;

Однако ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX и начала ХХ веков, когда на смену эпохи свободной конкуренции пришли монополии, а в 20-30-х гг. ХХ века разразился мировой экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица. Экономические проблемы привели к социальной и политической нестабильности, которая вылилась в две мировые войны, революции, произошедшие в ряде стран, и другие мировые потрясения. Это свидетельствует о том, что, несмотря на указанные позитивные черты, рынок обладает и рядом недостатков:

расслоение населения на богатых и бедных. В современном обществе тенденция к росту различий между богатыми и бедными не только сохраняется, но и усиливаются. ООН анонсировала информацию, согласно которой, соотношение в средних доходах между самыми богатыми и самыми бедными странами в 1960 г. составлял 30:1, а в 2000 г. - уже 74:1, в 2010- 83:1. Соотношение между доходами самых богатых и самых бедных в России (коэффициент фондов) в первом полугодии 2009 года составило 15,8 - точно таким же оно было по итогам аналогичного периода годом ранее. Для сравнения, в первые полгода 2005 года коэффициент составлял 14,5, через год - 14,9, а в 2007-м - 15,4.

отсутствие гарантий занятости населения и порождение безработицы;

монополизм - господство монополий, т.е. предприятий, контролирующих большую долю производства и сбыта какого-либо товара на рынке;

нестабильность цен, проявляющаяся в возникновении инфляционных процессов;

Экономические кризисы - периоды разрушения, которые могут охватывать всю экономику или отдельно ее стороны;

деятельность в рыночной экономике часто приводит к нежелательным эффектам, например, загрязнение окружающей среды;

рынок не стимулирует производство общественных товаров (уличное освещение, охрана общественного порядка, поддержание чистоты на улицах и т.п.), т.к. действия, производимые внутри рынка, направлены на получение прибыли.

Негативные стороны рынка мешают нормальному функционированию и развитию экономики. Поэтому государство должно стремиться свести эти негативные явления к минимуму, для чего оно осуществляет вмешательство в экономику и ее регулирование.

Однако нередки случаи, когда деятельность государства, направленная на исправление недостатков рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Государство порой не может обеспечить эффективное распределение и использование общественных ресурсов. Причинами этого могут быть некомпетентность госслужащих или отсутствие у них необходимой информации, а также несовершенство политического процесса (лоббизм, поиск политической ренты, использование политической власти в интересах личного обогащения, а не для общественной пользы), ограниченность контроля над бюрократией в связи со стремительным ростом государственного аппарата. Из этого порой делается вывод, что государство вообще не может быть эффективным регулятором экономики и должно отказаться от этой роли, т.е. происходит возврат к идеям либерального направления экономической теории.

Нельзя согласиться с подобными рассуждениями. Классический рынок без государственного регулирования уже существовал в истории, проявил и исчерпал свои возможности двигателя экономического прогресса. Общество не должно отказываться от использования государства как регулятора экономики, но необходим постоянный поиск новых форм и методов государственного управления, оптимального сочетания экономической свободы предпринимателей с ограничением ее со стороны государства ради достижения главного общественного блага - поступательного гармоничного развития экономики и общества.


2. Рыночная экономика и роль государства в ней


.1 Механизм и роль государственного регулирования основных механизмов рыночной экономики


В большинстве современных стран государство активно вмешивается в экономику, участвует в решении экономических и социальных проблем. Экономика, основанная на сочетании рыночного механизма и активного государственного регулирования, в которой действуют два основных регулятора производства - рынок и государство - называется смешанной экономикой.

Основными функциями государства в смешанной экономике являются:

Обеспечение стабильного экономического роста, проведение антикризисной и антициклической политики

Беспечение социального мира и социальной стабильности, проведение социальной политики, обеспечивающей рост благосостояния всему населению

Финансирование науки, образования, здравоохранения. Развитие научно-технического прогресса

Охрана окружающей среды

Проведение антимонопольной политики

Антиинфляционная политика

Защита интересов государства и национальных производителей на международной арене

Существует 3 группы методов государственного регулирования экономики:

а) правовые;

б) административные;

в) экономические.

Правовые методы заключаются в том, что государство создает законодательную базу для экономической деятельности, своего рода правила игры для экономических субъектов. К ним относятся система законодательных норм и правил, определяющих формы собственности, виды предпринимательской деятельности, условия заключения контрактов, права и обязанности в области трудовых отношений и т.п.

К административным методам относятся лицензирование различных видов деятельности (медицинской, торговой и т.п.), контроль государства за качеством продукции.

Экономические методы призваны воздействовать на характер рыночных связей в экономике.

Примерами экономических методов являются:

Установление фиксированных цен на некоторые виды товаров и услуг.

Государственные заказы на производство продукции и оказание услуг.

Создание государственной собственности в социально-важных отраслях, которые не могут быть достаточно прибыльными (общественный транспорт, энергетика, музеи, заповедники, наука, образование),

Общенациональное планирование экономики - разработка планов социально-экономического развития и программ развития отдельных отраслей (например, сельское хозяйство).

Бюджетно-налоговая политика - регулирование экономики через государственный бюджет с помощью 2-х основных инструментов: налогов и государственных расходов,

Денежно-кредитная политика - совокупность мер государства, направленная на изменение денежной массы с целью повышения эффективности экономики, обеспечения устойчивости национальной валюты. Основными инструментами являются ставка рефинансирования и норма обязательных резервов


2.2 Основные проблемы рыночной экономики


Проблематика рыночной экономики варьируется в зависимости от рассматриваемой страны. Внимательно рассмотрев современную рыночную экономику в Российской Федерации, можно установить ряд проблем:

Недостаточное законодательно-правовое и нормативное обеспечение

Недостаточное развитие инфраструктуры товарных рынков

Большие транспортные издержки

Высокая степень монополизации экономики

Несовершенство системы финансовых и кредитных отношений

Неравномерность расположения посреднических организаций на территории России

Отсутствие качественной надежной и полной информации, всесторонне характеризующей состояние информационного обеспечения наблюдений за функционированием товарных рынков и элементов их инфраструктуры

В 1990 г. в экономике РФ начался открытый спад. Реформы начала 1990-х гг. привели к трансформационному кризису, "последним словом" которого был финансовый кризис 1998 года. Но реформы и возродили основы рыночной экономики, и обеспечили восстановительный рост, который имел две выраженные фазы.

Первая продолжалась с конца 1998 г. до 2003 года. Характерно, что в эти годы цены на нефть не имели существенного влияния на подъем экономики: в 2003 г. баррель стоил всего 27 долларов. Экономика развивалась естественным путем при высокой деловой активности, при склонности бизнеса к риску и относительно мягкой политике государства по отношению к предпринимателям. Затем в 2004-2008 гг. цены на нефть росли примерно на 12-15% в год, эти годы и принято называть "тучными" для российской экономики, стоимость кредитов в эти году значительно снизилась. Если до 2003 г. бизнес вкладывал при высоких ставках, то теперь он вкладывал при относительно низких ставках кредита и высоких ценах на нефть. После дела ЮКОСа градус деловой активности в России существенно упал. И при этом многие эксперты активно выступали за немедленное вложение высоких доходов от нефти в экономику, за превращение доходов в инвестиции совершенно вне и независимо от желания и готовности бизнеса поднимать экономику и возможного получения от вложений какого-либо эффекта. Лоббисты, работающие, в том числе, на государственные компании, требовали роста госрасходов. Когда конфликт между бюрократией и бизнесом разрешился в пользу первой, начал расти государственный сектор. Дешевые деньги заменили серьезные институциональные реформы. Предложения и программа Германа Грефа начала 2000 гг. фактически не были исполнены, "подъем" экономики опирался на нефтяные доходы и на деятельность "ручных" бизнесменов, которым помогала власть в обмен на готовность помогать правительству и лояльность к нему. Этот период в развитии российской экономики естественным образом завершился, когда благоприятные внешние условия сменились неблагоприятными. Кризис был тяжелым, ВВП упал в 2009 г. на 7,9%.

Затем начался новый восстановительный рост экономики 2010-2011 гг., породивший полнейшую уверенность наших лидеров в неуклонном дальнейшем росте.

Однако оказалось, что просто высокие цены на нефть российскую экономику не поддерживают на траектории роста, для этого требуется их постоянное повышение. А повышения цен на нефть не предвиделось. И уже 2012 г. показал снижение темпов роста до 3,4%.


В результате коренных социально-экономических реформ в 90-е годы прошлого века и эволюционных изменений 2000-2012 годов в России сложилась самобытная социально-экономическая система смешанного государственно-олигархо-рыночного типа, которая отличается следующими чертами:

А) огосударствлением экономики и социальной сферы. Доля государственной собственности применительно к созданию валового внутреннего продукта составляет около 60%, из которых немногим менее 40% занимают бюджетная сфера и внебюджетные государственные фонды и около 20% - государственные предприятия и организации типа "Газпрома", "Роснефти", РЖД, атомных электростанций, Группы

"ИНТЕР РАО" и "РусГидро", оборонного комплекса, космической промышленности, "Ростехнологий", "АвтоВАЗа", "Аэрофлота", "Связьинвеста", РОСНАНО и многих других;

Б) концентрацией олигархического капитала, сосредоточенного в руках миллиардеров и мультимиллионеров и охватывающего до 20% всех активов страны;

В) устаревшей материально-технической базой со средним износом основных фондов в размере около 50%, средним сроком службы машин и оборудования - 15 лет, коэффициентом выбытия старых фондов около 1%, а их обновлением - около 4% в год;

Г) отсталой структурой народного хозяйства с заниженной долей производства готовой продукции с высокой добавленной стоимостью, особенно в части развития высокотехнологических наукоемких и инновационных отраслей. Чрезмерно низок удельный вес в ВВП экономики знаний, включающей науку, информационные технологии, образование, биотехнологии и здравоохранение. При этом повышенное внимание уделяется добыче нефти и газа, развитию сырьевых отраслей, производству полуфабрикатов и материалов. Особенно сильно отстала транспортная инфраструктура;

Д) ущербной финансовой системой с доминированием государственного бюджета, бюджетных и резервных государственных фондов - с подавляющей долей "коротких" денег для целей текущего финансирования при отсутствии сколь-нибудь крупных рыночных фондов "длинных" денег и необходимости для предприятий и организаций заимствовать их у иностранных инвесторов, в связи с чем корпоративный внешнеэкономический долг крайне высок и приближается к критической черте;

Е) исторически сложившейся допотопной системой территориального деления и управления с использованием для большинства субъектов Федерации самой неэффективной дотационной системы финансирования;

Ж) неразвитой социальной сферой, особенно в части охраны здоровья, пенсионного обеспечения и жилищно-коммунального хозяйства, где во многом сохранены пережитки социалистического иждивенчества;

З) преобладанием бюрократической системы решения назревших вопросов путем непрерывного внесения изменений в действующие экономические и социальные системы, причем изменений, как правило, не связанных с коренным качественным обновлением этих систем.

Осуществляемая экономическая и социальная политика в основном воспроизводит эти особенности нашей социально-экономической системы. Так было в "жирные" докризисные годы, так обстоит дело и в нынешний, "тощий", послекризисный период. В докризисное десятилетие экономика и социальная сфера развивались высокими темпами, обеспеченными не менее чем наполовину за счет большого притока валютной выручки, прежде всего из-за восьмикратного повышения цен на экспортную нефть и кратного повышения цен на другие виды сырья в 1998-2008 годах. В столь благоприятных условиях было трудно ожидать от правительства инициатив по коренному реформированию тех или иных сфер деятельности, поскольку назревшие вопросы разрешались за счет дополнительного финансирования из имеющихся, можно сказать - избыточных, источников. Тем самым существующие диспропорции и недостатки в социально-экономическом развитии как бы затушевывались, и на них не обращалось достаточного внимания.

После перехода к рыночной экономике Россия оказалась перед необходимостью ликвидировать свое технологическое отставание. Наша страна ввиду относительно высокой стоимости рабочей силы проигрывает по показателям издержек производства многим развивающимся странам. Для хорошего роста необходим сильный технологический рывок, и эта задача постепенно решается бизнесом. Развитые страны также будут развиваться в основном за счет технологических изменений, что даст повышение границы технологических возможностей. По данным национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", рост ВВП до 2050 года в среднем составляет 4%, так как прирост добычи ресурсов не ожидается. Однако возможны три различных сценария развития российской экономики. В том числе сценарий III - самый пессимистичный - прогнозирует падение до 10-11% уровня производительности труда в РФ по отношению к производительности труда США, принятой за 100%.


Рисунок 1. Темпы Роста ВВП в России за 1990-2012 гг.


Сценарий I - это сценарий "модернизации сверху", который предполагает прежний иерархический курс выполнения решений "сверху" без демократизации, политических и правовых реформ. Минимум первого варианта - это достижение 32% американской производительности труда. Максимум этого варианта - 37%. Сегодня наша производительность составляет 28-29% американской, и если к 2050 г. она поднимется лишь к 37%, значит, задачи модернизации Россия не решила. Это потеря шанса, но это наиболее вероятный на сегодняшний день вариант.

При реализации сценария II и интенсивного развития существенных перемен к 2050 г. уже не произойдет. Минимальный вариант сценария II выходит лишь на 36% мирового технологического уровня, соответственно, нужен скорейший переход к этому сценарию. Тогда экономика страны получает возможность выйти на 42,5% или даже на 50-54% (максимальный вариант) технологической границы в 2050 году.

Чтобы перейти на интенсивный сценарий потребуется серьезная реформа распределения доходов. Необходимо введение пенсионных платежей всего населения, - взносы должны обеспечивать получение в будущем достаточных пенсий. Медицинское страхование также должно поддерживаться взносами граждан. Проблема в том, что примерно половина населения не получает соответствующих доходов, поэтому нужно повысить заработную плату в бюджетном секторе. Средств на это нет. Но если напечатать дензнаки, повысить зарплату и параллельно у тех, кто ее получил, взять обязательный взнос в пенсионный и медицинский фонды, то тем самым можно, не разгоняя инфляцию, создать денежное предложение и обеспечить функционирование нормальной финансовой системы. Такой, которая может работать в рыночной экономике сколь угодно долго и при любых ценах на нефть. Также за счет выросшей денежной массы у фондов можно сформировать ресурсы для ипотечного кредитования жилищного строительства и обслуживания жилья. Тогда ситуация меняется, год - два будут колебания в уровне цен, но на второй или третий год может установиться общий баланс, ситуация в целом уравновесится и станет контролируемой.

Сегодня средств, собираемых через ЕСН у работодателей на пенсионные цели, без нефтяных доходов недостаточно для выплаты пенсий. И нельзя быть уверенными в нефтяных доходах. Причиной тому может стать не отсутствие нефти у страны, а нежелание ее добывать при том уровне мировых цен, который может сложиться в будущем. Другие страны будут, к примеру, все активнее добывать сланцевый газ, у них будет более высокая производительность, цены на нефть упадут, и рассчитывать на то, что система, сложившаяся еще в индустриальную эпоху, будет продолжать функционировать, мы не можем. А история учит, что падения цен на нефть до 8-12 долл. за баррель российский бюджет не выдержит.

Нужно изменить ситуацию в политическом и правовом поле, поскольку иначе в экономике не работают со всей возможной эффективностью рыночные механизмы. Для нормальной работы механизмов конкуренции необходимо снять с бизнеса массу правовых и политических ограничений. Чтобы рынок мог нормально функционировать необходимо установить верховенство закона для всех без исключения. Пока этого нет, бизнес не будет вкладывать деньги в достижение высокой эффективности.

Развитие событий в России оставляет надежду на то, что потребуется не так много времени, чтобы добиться перемен. Однако эти перемены необходимы для дальнейшего развития на равнее с ведущими мировыми державами.


Заключение


Роль государства в экономике очень велика. Оно создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны.

Рыночная экономика способствует эффективному размещению ресурсов, если в отраслях промышленности осуществляется совершенная конкуренция. В совершенно конкурентных отраслях индустрии фирмы достигают экономически эффективного уровня объема производства. Для конкурентных фирм предельный доход и цена товара равны, поскольку дополнительный доход, получаемый при производстве одной единицы товара, просто равен цене, которую платят за товар покупатели. Поскольку именно фирмы несут все издержки производства при совершенной конкуренции, то предельные издержки фирм - это и есть предельные общественные издержки.

Государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной. Следует отметить, что государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

Государство создает условия для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. С другой стороны, государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны.

По мере эволюции рыночных отношений менялось представление о месте и роли государства в рыночной экономике, а также о масштабах государственного регулирования экономики. Государственное регулирование экономики - это система экономических мероприятий государства, посредством которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества. В социально ориентированной рыночной экономике государственное регулирование экономики направлено на устранение несовершенства рынка, придание ему социальной направленности, а не на ликвидацию рыночных отношений как таковых.

К основным направлениям государственного регулирования экономики относятся: обеспечение правовой основы экономической деятельности, создание общественных благ, проведение антимонопольной политики, создание инфраструктуры, перераспределение доходов, проведение фискальной политики, поддержка малого бизнеса, регулирование внешнеэкономической деятельности и др.

Существуют пределы государственного регулирования экономики. Границей государственного регулирования экономики является эффективность рыночной экономики как системы. Чрезмерное участие государства в экономической жизни общества может привести к исчезновению стимулов у предпринимателей и работников трудиться эффективно и ответственно.

Основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику.


Список литературы


1. Аганбегян А.Г. Материалы лекций

Аширов Ф.Х. Основы экономической теории и практики. М.: Логос, 2005. - 248 с;

Г. Клейнер, Д. Петросян, А. Беченов. Еще раз о роли государства и государственного сектора в экономике. "Вопросы экономики". 2004г, №4. - с. 12-13;

Государственное регулирование рыночной экономики: Учебник для вузов / Под общ. Ред. Кушлина В.М., Волгина Н.А. - М.: ОАО "НПО "Экономика"", 2004. - 125 с;

Губин Е.П. Государственное регулирование рыночной экономики и предприятия: правовые проблемы. - М.: Логос, 2005. - с. 98-100;

Е. Гайдар - Государственная нагрузка на экономику. Вопросы экономики. 2004г, №9. - с. 56-58;

Лившиц В.И. Экономическая теория: Макроэкономика: Учебное пособие.- Томск: Изд. ТПУ, 20046. - 303 с;

Макконел К.Р., Брю С.Л. "Экономикс". - М.: изд. "Республика", 2004. - 211 с;

Основы экономической теории. Книга 1.- М.: - Юристъ, 2005. - 198 с;

Тарасевич. Макроэкономика. М.: Финансы, ЮНИТИ, 2006. - 305 с;

Экономика: Учебник / Под ред. Булатова А.С. - 3-е изд., перераб. М.: Издательство БЕК, 2005. - с. 295-296.

Юрьева Т.В. Социальная Экономика Учеб. для студ. вузов, обучающихся по эконом, спец. - М.: Дрофа, 2001.

Ясин Е.Г. Материалы лекций


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Для того, чтобы осуществлять рациональный выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны обладать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации такого выбора: стихийный (спонтанный) и иерархический (упорядоченный). Первый из них предполагает, что информация, необходимая потребителям и производителям, передается путем ценовых сигналов, указывая производителям, куда выгоднее вложить капитал, и потребителям, где рациональнее совершать покупки. К таким системам относится рынок – стихийный экономический порядок. Второй из них – иерархия – основан на власти. Он предполагает наличие соответствующих законодательных актов, устанавливающих строгое подчинение нижестоящих звеньев вышестоящим в процессе управления.

Проблемы экономической организации общества решаются различными методами, основанными:

А) на традициях, обычаях;

Б) рыночных механизмах;

В) административно-командной системе.

В традиционных обществах такое решение достигается на основе опыта, традиций, обычаев, религиозных воззрений и представлений. В таких системах регулирование процессов производства, потребления и распределения благ, как правило, затруднено или ограничено. Изменения, как правило, имеют место лишь в исключительных случаях и происходят довольно редко. В целом такие системы, в силу соблюдения традиций и обычаев, трудно реагируют на изменение внешних и внутренних условий. В таких странах наследственность и касты определяют экономическую роль индивида. Как правило, в них имеет место четко выраженный экономический застой (стагнация), а технический прогресс и инновации практически отсутствуют, религиозные и культурные ценности являются первичными по сравнению с экономической деятельностью. В этих обществах функционирует натуральное хозяйство на основе общинной собственности.

Решение триады основных экономических проблем в рыночной экономике рассмотрим на примере так называемого рынка чистой (свободной) конкуренции. Этот тип рынка характеризуется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В такой системе, когда каждый из участников стремится увеличить свой доход, не думая об интересах общества в целом. Рыночная система представляет собой механизм, с помощью которого эти индивидуальные решения согласуются между собой и даже координируются. Производство товаров и услуг, с одной стороны, и предложение ресурсов, с другой стороны, означает, что существует множество продавцов и покупателей товаров и услуг, а также ресурсов, то есть всегда имеется свобода выбора. В результате, все основные проблемы в такой системе решаются самостоятельно, то есть без участия государства. Роль правительственного (централизованного) планирования отсутствует. Так как рыночная система является саморегулирующейся, вмешательство государства может оказаться вредным и опасным. Поэтому, в основном, правительство занимается защитой прав частной собственности и правовой защитой участников рынка. В рыночной экономике проблемы «Что», «Как» и «Для кого» решаются, главным образом, с помощью системы рынков и цен через механизм прибылей и убытков.

Административно-командная экономика является фактически диаметрально противоположной рыночной и представляет собой иерархическую систему. Эту систему характеризует общественная собственность на средства производства и принятие всех экономических решений путем механизма централизованного планирования. Все крупные хозяйственные решения, связанные с использованием и объемами ресурсов, структурой и выпуском продукции, а также с ее расширением и использованием, находит свое отражение в, так называемом, едином государственном плане, а точнее – в системе взаимосвязанных народнохозяйственных планах. В этой системе промышленные предприятия, являясь собственниками государства, осуществляют свою деятельность на основе централизованных планов. В таких планах конкретизировалось количество ресурсов, выделяемых сверху каждому предприятию, количество требуемых рабочих с указанием перечня их профессий и специальностей, а также объемы, качество и цены выпускаемой продукции, осуществлялось прикрепление поставщиков к потребителям. Кроме того, в национальном масштабе экономики утверждалось соотношение между производимым объемом средств производства и объемом предметов потребления.

Централизованное планирование в командной экономике обеспечивалось с помощью административно-командной системы управления, являющейся гигантской иерархической системой, в которой каждое нижестоящее звено подчиняется вышестоящему звену. Решения, принимаемые вышестоящим звеном, являются законом для нижестоящего.

На практике действие механизма централизованного планирования оказалось громоздким, слабоманевренным и недостаточно эффективным, что привело к многократным корректировкам планов предприятий, нарушению пропорционального развития отраслей, отсутствию свободы выбора для производителей, снижению эффективности общественного производства.

Страны со смешанной экономикой имеют отдельные черты, свойственные как рыночной, так и командной экономике. Например, США – ближе к чистому рынку, а правительство играет опосредованную роль в экономике, способствуя ее стабильности и росту; а на государственных предприятиях производятся те товары и услуги, которые не поставляются рыночной системой.

В Швеции государство активно влияет на перераспределение национального дохода, используя систему трансфертных выплат населению и увеличивая доходы малоимущим. Экономика Швеции представляет собой гибридную систему, а именно: 90% хозяйственной деятельности сосредоточено на частных фирмах, но правительство играет очень активную роль в поддержании стабильности и уровня доходов.

В Великобритании в экономике имеют место и крупнейшие корпорации, и мелкий, и средний бизнес, и государственные предприятия, и профсоюзы. Профсоюзы оказывает существенное влияние на работу рыночного механизма.

Частная собственность и опора на рыночную систему так же, как и общественная собственность и централизованное планирование, существует не всегда одновременно друг с другом. Например, в нацисткой Германии была командная экономика и частная собственность на средства производства, но она была поставлена под жесткий контроль.

В противоположность этому югославский социализм имел общественную (коллективную) собственность на ресурсы и одновременно опирался на свободные рынки.

Япония отличается высокоразвитым индикативным планированием и координацией экономической деятельности как государственного, так и частного секторов экономики.

Рациональное решение триады основных экономических проблем предполагает максимально возможный рост производства при полной занятости населения и полном использовании остальных факторов производства

Основные экономические проблемы рынка

Замечание 1

Базовым понятием экономики является рынок и его функционирование. Без рыночного механизма не было и самой экономики, производства товаров и услуг.

Рынок решает множество экономических проблем. Но выделяют три главные проблемы:

  • что производить?
  • как производить?
  • для кого производить?

Решение первой проблемы осуществляется при ограниченных ресурсах, выбора основных характеристик товаров и услуг, которые должны быть произведены (количество, объем, номенклатура, ассортимент). Какие именно товары и услуги нужно производить, решают потребители. Выяснить мнение потенциальных покупателей помогут исследование рынка. Первоначально происходит пробная продажа товара. Если возникает спрос, то предприятие может повысить объем производства и соответственно получить большую прибыль. При отсутствии спроса, товар убирается с рынка и заменяется новым или усовершенствованным.

Вторая проблема предполагает определение предприятий, ресурсов и технологий, которые будут использоваться при производстве продукции. При решении данной проблемы учитывается конкуренция между разными производителями. Чем она выше, тем больше товара на рынке и соответственно ниже его цена. При конкуренции производители стараются уменьшать стоимость продукции, но не ущерб себе. В этом случае первоочередной задачей является снижение себестоимости, чтобы иметь возможность поставить наценку не ниже рыночной. Снижению затрат способствует применение новых и прогрессивных техники и технологий, компьютерных и телекоммуникационных систем.

Решение третьей проблемы позволяет выявить принципы и формы сбыта продукции потребителям. В этом случае большое влияние оказывает соотношение спроса и предложения на рынках средств производства. Это те ресурсы, которые используются при производстве товаров и услуг. Поэтому производители стремятся распространять свои товары на рынки, где доходы населения большие, что означает высокую покупательскую способность. Это дает возможность компаниям получить максимальную прибыль.

Важность и необходимость решения данных трех проблем связано с принципом ограниченности ресурсов и безграничностью потребностей. Поэтому главной целью является рациональное распределение экономических ресурсов для получения максимального дохода.

Методы решения экономических проблем

Замечание 2

Сознательным решением триединой проблемы (что, как и для кого производить) на рынке никто не занимается. Происходит встреча продавца и покупателя, определяются объемы производства и стоимость продукции.

Первая проблема определяется выражением предпочтений потребителей. Спрос зависит от цен на товар. Это и является мотивом для производства продукции. Покупатель приобрел товар, значит, его устраивает цена на него. Своим поведением он дал понять производителю, что его продукция пользуется спросом и можно повышать объемы выпуска.

Вторая проблема определяется конкуренцией между производителями товаров и услуг за доступные средства производства. Для удержания своих позиций, а иногда и выживания на рынке необходимо снижать издержки или устанавливать их на минимальном уровне. Поэтому компании получают запланируемую прибыль посредством минимизации издержек и применения эффективных методов производства.

Третья проблема решается соотношением спроса и предложения. В центре рынка находится потребитель, именно он диктует условия и указывает, куда направлять ресурсы.

Подобных проблем не возникло, если бы ресурсы не были бы ограничены. Потребности всегда опережают возможности, и удовлетворить их в полной мере невозможности при отсутствии необходимых ресурсов в достаточном количестве.

Методы решения этих трех проблем достаточно условны. Они включают в себя элементы различных типов экономик (традиционной, административно-командной, и рыночной). Рыночной экономики в чистом виде не существует. И только смешанные экономические системы способны решить сложившиеся проблемы на рынке.

Социально-экономические проблемы рынка

Благоприятное развитие любого государства зависит от того, насколько она способно сочетать личные интересы каждого гражданина и общественные потребности. Главное не подавить частные потребности, что может привести к развалу даже самой развитой экономики. Поэтому следует найти подходящие формы и методы реализации общественных интересов с помощью действий людей, которые обусловлены личными интересами. Это означает, что необходимо ставить людей в такие условия, при которых их частные цели можно достичь через прямое или косвенное удовлетворение интересов общества.

Любая страна превыше всего ставит принцип гуманизма. Политика России, являющейся социальным государством, направлена на создание благоприятных условий для жизни и развития граждан. Любое общество неоднородно, поэтому социальная политика государства ориентировано на согласование интересов и создание устойчивых отношений между различными социальными сообществами. Одним из главных направлением политики страны является именно социальное обеспечение и обслуживание населения (выплата пособий, предоставление льгот и субсидий).

Замечание 3

Социальная политика тесно связана с экономикой страны. Она позволяет стимулировать экономический рост и подчинение производства интересам граждан, усиление трудовой миграции, обеспечение достойного уровня жизни и социальной защиты населения.

Основными социально-экономическими проблемами, которые решает государство и общество, являются:

  • обеспечение единства территорий государства, охраны границ и поддержание обороноспособности;
  • сохранение общественного порядка, борьба с преступностью;
  • проблема занятости населения;
  • вопрос социальной справедливости и социальной гарантии;
  • обеспечение нормальных условий жизни и деятельности населения от рождения до старости;
  • отсутствие равенства в доходах различных социальных групп;
  • защита интересов потребителей;
  • защита семей, материнства и детства.

Решение вышеперечисленных проблем требует значительных ресурсов, грамотной и эффективной политики государства.