Характерные признаки финансовых отношений. порядок распределения прибыли

Понятие и сущность финансов

Сущность, признаки финансов как экономической категории

Рыночное хозяйство базируется на использовании товарно-денежных отношений и применении таких стоимостных категорий, как деньги, цена, финансы, кредит, прибыль и т.д. В свою очередь под экономической категорией понимаются общественные, специфические, однородные отношения, которые в абстрактном виде характеризуют одну из сторон общественного бытия, в частности, отношения, возникающие между людьми в процессе производства и распределения, материальных благ.

Для понятия сущности финансов, их роли в воспроизводственном процессе и месте среди других стоимостных категорий необходимо усвоить, что финансы это категория историческая.

Термин «финансы» происходит от латинского слова «finis», означающего конец, окончание. В денежных отношениях, складывающихся между населением и государством в лице судьи, князя, короля, это означало завершение платежа, окончательный расчет. Лица, платившие взносы в пользу государства, получали соответствующий документ, который назывался fine.

Позднее от термина finis произошло слово financia, обозначающий денежный платеж, наличность. Во Франции этот термин применялся в XYIвеке уже в более широком смысле - как совокупность публичных доходов и расходов. Несколько позже появился термин «публичные финансы» (publicfinance) как в русском, так и во всех западноевропейских языках, и означал совокупность государственных доходов и расходов.

От латинского слова fiscusпроизошел термин «фиск» (казна). Этим словом в латинском языке называли плетеную корзину, в которую ссыпали деньги и материальные ценности, полученные государством от населения в качестве налогов. Термин fiscus, таким образом, получил новое содержание и стал обозначать денежные и материальные ценности, которыми располагало государство.

Исторический характер финансов как объективной экономической категории, прежде всего, свидетельствует о том, что ее основные сущностные характеристики не могут кардинально меняться со сменой общественно-экономической формации.



Финансы как научное понятие выступают объектом изучения финансовой науки, которая исследует закономерности развития общественных отношений, выраженных в данной стоимостной категории.

Объектом изучения финансовой науки являются как общегосударственные (публичные) финансы, так и финансы отдельных хозяйственных субъектов (предприятий, корпораций). При изучении публичных финансов исследуют процессы формирования и использования государственных доходов и расходов. Предметом изучения финансов хозяйствующих субъектов является образование и использование капитала, доходов и денежных фондов этих субъектов.

Существуют объективные закономерности развитие финансовых отношений:

· Во - первых, основой любых форм финансовых отношений являются деньги. Во всех финансовых операциях, связанных с распределением прибыли, перечислением налоговых платежей, формированием доходов и так далее происходит движение денежных средств, причем реальное движение денег.

· Во-вторых, финансовые отношения непосредственно порождаются государством, в то время как другие стоимостные категории (деньги, цена, прибыль) обусловлены ведением товарного хозяйства.

· В-третьих, важным условием возникновения и развития финансов является сфера распространения товарно-денежных отношений в общей совокупности экономических связей. Чем шире эта сфера, тем большее значение в хозяйственной системе приобретают финансы. Так, в экономике, где вместо реального денежного оборота присутствует бартерный обмен, взаимозачеты, квазиденьги, неизбежно происходит сужение финансовых отношений.

· В-четвертых, финансы выражают денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

· В-пятых, регулирующая деятельность конкретной страны, связанная с практическим использованием финансов, обособляется в финансовую политику государства. Финансовая политика связана с поддержанием макроэкономических пропорций развития хозяйства, решением неотложных социальных проблем, укреплением обороноспособности и правопорядка в стране и так далее. Ее осуществляют специально уполномоченные органы финансовой системы (Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет и т.д.).

· В-шестых, финансы в развитой форме включают не только общегосударственные финансы, но и финансы предприятий и корпораций, государственный кредит.

Указанные закономерности позволяют определить финансы как самостоятельную экономическую категорию, играющую значительную роль в общественном воспроизводстве. Несмотря на самостоятельность финансы тесным образом взаимосвязаны с другими стоимостными экономическими категориями, такими как деньги, цена, заработная плата, кредит.

Как отмечалось выше, деньги являются материальной основой существования финансов.

В свою очередь, цена включает в себя все структурные части стоимости, которые в дальнейшем распределяются и получают свои экономические формы в виде финансовых ресурсов и фондов. Цена подготавливает условия для функционирования финансов. Другими словами, финансы конкретизируют те пропорции, которые заложены ценой.

В ходе распределительных процессов финансы тесно взаимосвязаны с такой экономической категорией как заработная плата. Финансы создают условия для нормирования заработной платы и других фондов оплаты труда.

Кредит дополняет финансовые ресурсы и позволяет осуществлять процесс расширенного воспроизводства. С помощью кредита финансовые ресурсы перераспределяются между организациями и гражданами. Постоянно происходит переливание кредитных ресурсов в финансовые, и наоборот. Все фонды предприятий концентрируются на счетах в банках и являются источником ссудных фондов банков для выдачи кредитов.

Между кредитом и финансами много общих черт, но основной из них является широкое использование в кругообороте и воспроизводственном процессе.

История становления и развития финансовых отношений свидетельствует о том, что им свойственны определенные признаки.

Характерные признаки финансовых отношений

Признаки Характеристика признаков
Денежный (стоимостной) характер финансовых отношений Финансовые отношения между экономическими субъектами и государством имеют денежный (стоимостной) характер, позволяющий отделить финансы от натуральных сборов, доминирующих на ранних стадиях развития общества. Появление финансовых отношений всегда сопровождается реальным движением денежных средств, что характерно для развитого рыночного хозяйства.
Распределительный (перераспределительный) характер финансовых отношений Финансы выражают распределение (перераспределение) стоимости валового внутреннего продукта (ВВП). Эти процессы характерны для второй стадии воспроизводственного процесса, - стадии распределения стоимости ВВП в денежной форме. Здесь движение стоимости в денежной форме осуществляется обособленно от движения товаров, что вызвано отчуждением собственности (переходом от одного владельца к другому - государству- в форме косвенных налогов) или целевым распределением каждой ее части, принадлежащей одному владельцу, на фонды возмещения, потребления и прибыль. То есть на этой стадии воспроизводства имеет место одностороннее движение стоимости в денежной форме. Благодаря финансам происходят процессы перераспределения стоимости общественного продукта во всех звеньях хозяйства и в непроизводственной сфере. Распределение (перераспределение) стоимости ВВП сопровождается движением денежных средств, принимающих форму финансовых ресурсов, которые составляют материальную основу финансовых отношений.
Фондовый характер денежных отношений, выражающих категорию «финансы» Заключительным этапом финансовых отношений является формирование фондов денежных средств. Финансовые фонды являются важнейшей составной частью общей системы денежных фондов, создаваемых в хозяйстве. Фондовая форма функционирования финансовых ресурсов позволяет: 1) теснее увязать удовлетворение потребностей с экономическими возможностями государства; 2)сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях развития общественного воспроизводства; 3) полнее увязать общественные и личные интересы в целях развития производства и социальной сферы. В практике существует и нефондовая форма использования финансовых ресурсов (сметная форма финансирования в бюджетных организациях)
Финансовые отношения как обязательное условие формирования финансовых ресурсов Финансовые отношения всегда связаны с формированием и использованием доходов, принимающих форму финансовых ресурсов. Ни одна из стоимостных категорий (кроме финансов) не характеризуется таким материальным носителем.
Регулирование государством финансовых отношений Финансовые отношения, будучи объективными, тем не менее, регулируются государством посредством: 1)налогов и налоговых льгот; 2)финансовых санкций за несоблюдение налогового законодательства; 3)процентов по государственным ценным бумагам; 4) учетной ставки ЦБ России; 5) ставки единого социального налога (взноса) и др.

Выделение существенных признаков финансов позволяет дать им следующее определение.

Финансы представляют собой совокупность экономических отношений, выраженных через реальный оборот денег, опосредствующий движение стоимости путем увеличения или уменьшения доходов хозяйствующих субъектов, государства, населения в форме образования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции финансов

Конкретное содержание и общественное назначение финансов проявляется в их функциях. Следует иметь в виду, что функция обладает спецификой, свойственной только данной стоимостной категории. В экономической науке нет единства по поводу количества функций, выполняемых финансами, но большинство авторов признают две основные функции данной категории: распределительную (перераспределительную) и контрольную.

Перераспределительная функция осуществляется во всех сферах общественной жизни, то есть и в материальном производстве и в нематериальной сфере, в сфере обращения. Она связана с распределением стоимости произведенного валового внутреннего продукта, с формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств

Субъектами распределения на микроуровне являются юридические и физические лица, на макроуровне, соответственно, государство. В свою очередь объектами распределения служат внутренний валовой продукт (ВВП) и национальный доход (НД) в денежной форме.

Необходимость осуществления распределительной (перераспределительной) функции финансов обусловлена, во-первых, необходимостью межотраслевого и межтерриториального распределения с целью наиболее эффективного использования доходов и накоплений предприятий и организаций. Во - вторых, наличием непроизводственной сферы, где национальный доход не создается, однако содержание здравоохранения, просвещения социального обеспечения и так далее требует значительных финансовых ресурсов. В - третьих, существованием различных социальных групп населения и необходимостью переспределения доходов между ними.

Основными инструментами осуществления распределительной функции финансов являются такие категории как налоги, цены, кредит, прибыль.

Осуществление распределительной функция финансов дает возможность:

1. формировать денежные фонды на уровне хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства;

2. формировать фонды целевого назначения;

3. осуществлять межотраслевое, межтерриториальное перераспределение, а также перераспределение между непроизводственной и производственной сферами и различными социальными группами;

4. создавать необходимые резервы, как на микро, так и макроуровнях.

Контрольная функция финансов является продолжением распределительной функции и обусловлена сущностью, свойствами финансов как экономической категории. Именно способность финансов количественно отображать ход воспроизводственного процесса, отслеживать складывающиеся в обществе стоимостные пропорции, позволяет осуществлять контроль за распределением ВВП и НД по денежным фондам и их целевым использованием.

Чебоксары-2011

Введение

Термин финансы произошел от латинского слова financia, означающего доход, платеж при сделке. Впервые слово стало употребляться в торговых городах Италии в XIII-XV вв. Позже им стали обозначать денежные отношения.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Финансы - неотъемлемая часть денежных отношений, поэтому их роль и значение зависят от того, какое место денежные отношения занимают в экономических отношениях. Однако не всякие денежные отношения выражают финансовые отношения. Финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям. Деньги - это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда ассоциированных производителей, а финансы - экономический инструмент распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, орудие контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Главное их назначение в том, чтобы путем образования денежных фондов обеспечить не только потребности государства и предприятий в денежных средствах, но и контроль за расходованием финансовых ресурсов. Финансы выражают денежные отношения, возникающие между, предприятиями в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, реализации продукции и услуг; предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении; государством и предприятиями при уплате ими налогов в бюджетную систему и финансировании расходов, государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов; отдельными звеньями бюджетной системы; страховыми организациями и предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая. Финансы - неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Финансы воздействуют на производство, распределение и носят объективный характер (НД - вновь созданная стоимость или стоимость валового продукта за вычетом потребленных в процессе производства орудий и средств производства). Финансы - это, прежде всего распределительная категория. С их помощью осуществляется вторичное распределение и перераспределение национального дохода. Социально-экономическая сущность финансовых отношений заключается в исследовании - за счет кого государство получает финансовые ресурсы и в чьих интересах использует эти средства.

Финансы: возникновение, эволюция, сущность, место в системе финансовых отношений

Финансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении общества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.

На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.

С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI-XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.

Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.

Для создания первых капиталистических предприятий широко использовались государственные займы и налоги. Важная роль в создании первоначальных капиталов принадлежала системе протекционизма, позволяющей первым капиталистам устанавливать на производимые промышленные изделия высокие цены, получать высокие прибыли, которые в значительной части направлялись на расширение производства.

В условиях капитализма, финансы выражают экономические отношения в связи с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Для государственных финансов капиталистических стран характерен быстрый рост расходов, что обусловлено, прежде всего, усилением милитаризации экономики. Военные цели, погашение государственного долга и процентов по нему составляли больше 2/3 всех государственных расходов. Огромные средства направлялись на содержание государственного аппарата - парламента, министерств, ведомств, полиции, тюрем и др. Затраты на просвещение, здраво охранение были крайне невелики. Основным источником доходов были налоги.

К началу XX в. государство стало участвовать в процессе производства, распределения и использования общественного продукта.

Значительное развитие получило вмешательство государства в экономику. Оно стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам, так называемые экспортные премии.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне.

Были созданы межгосударственные фонды денежных средств. Появились новые государственные расходы.

Огромные расходы вызывают необходимость увеличения налогов - главного финансового метода мобилизации ресурсов в государственные и местные бюджеты.

Развитие финансов. Возникновение и развитие финансов обусловлено такими факторами, как:

) общественное разделение труда и деление общества на социальные группы;

) развитие товарно-денежных отношений в связи с ростом производства и увеличением ВВП и НД, а также изменением функций денег, механизма их обращения;

) появление самостоятельных, независимых хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность и создающих для производства необходимые денежные фонды;

) создание и усложнение сферы деятельности государства.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с разнообразными по форме процессами, которые проявляются в общественной жизни и обязательно сопровождаются движением денежных средств (распределение прибыли, перечисление налоговых платежей, внесение внебюджетных и благотворительных платежей).

Движение денежных средств само по себе не раскрывает сущности финансов. Для ее постижения необходимо выявить те общие свойства, которые характеризуют внутреннюю природу всех финансовых явлений - отношения между различными участниками общественного производства.

Финансы, выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение, выступают в качестве экономической категории.

Важный признак финансов - денежный характер финансовых отношений. Деньги являются обязательным условием существования финансов.

Следующим признаком финансов как экономической категории является распределительный характер финансовых отношений.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов, которые формируются у субъектов хозяйствования и государства за счет различных видов денежных доходов, отчислений и поступлений, а используются на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование работающих, удовлетворение различных потребностей общества.

Потенциально финансовые ресурсы образуются на стадии производства, когда создается новая стоимость и осуществляется перенос старой. Реально формирование финансовых ресурсов начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и в составе выручки вычленяются конкретные экономические формы реализованной стоимости.

Финансовые отношения всегда связаны с формированием денежных доходов и накоплений, принимающих форму финансовых ресурсов. Это является важным специфическим признаком финансов, отличающим их от других распределительных категорий.

Итак, финансы - это денежные отношения, которые возникают в процессе распределения и перераспределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием денежных доходов и накоплений у субъектов хозяйствования и государства и использованием их на расширенное воспроизводство, материальное стимулирование, удовлетворение социальных и других потребностей общества.

Сущность финансов, закономерности их развития, сфера охватываемых ими товарно-денежных отношений и роль в процессе общественного воспроизводства определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства.

На ранних стадиях развития общества, когда в роли денег выступали товары (скот, соль, а позднее металлы), существовал эквивалентный обмен товаров. Функция денег - средство платежа, и на ее базе появление кредитных денег и знаков стоимости создает условия, когда товар и действительные деньги не встречаются в обмене не только во времени, но и в пространстве. При этом растет неэквивалентный обмен, а подчас вообще обмен ценностями нарушается. Спекуляция на товарном, денежном, валютном рынках приводит к перераспределению ВВП и НД. Подобные же отношения возникают и при функционировании финансов.

Финансы, являясь инструментом второй стадии общественного воспроизводства, могут влиять на все стадии воспроизводства и процесс в целом.

Объективные предпосылки влияния связаны с двумя обстоятельствами:

) финансы функционируют во всех сферах общественного производства (производстве, обращении, потреблении);

) финансы могут быть катализатором экономических процессов (что вытекает из распределительной функции).

Распределение начинается в сфере материального производства, эта сфера оказывает влияние на характер и масштабы производства.

Сфера обращения. Для нее характерны процессы купли-продажи. Потребительские свойства товара не меняются, меняется его стоимость. Товар продается, и предприятие получает выручку, происходит распределение этой выручки по фондам возмещения, накопления, потребления. Финансовые отношения предшествуют и завершают процесс купли-продажи.

Сфера потребления выделяет:

) коммерческие организации;

) бюджетные организации.

Сейчас существуют организации смешанного типа, где коммерческие структуры выделяют деньги для бюджетных организаций. Сознательное использование финансов в интересах общества и отдельных его элементов превращает финансы из объективной экономической категории в экономический инструмент хозяйствования.

Экономический инструмент - экономическая категория, воплощенная в конкретных формах проявления и сознательно используемая обществом для достижения конкретных целей. Экономический инструмент, в том числе и финансы, несут 2 начала: первое - объективное (вытекающее из экономической категории), второе - субъективное (орудие реализации

экономической политики государства). Влияние финансов:

) количественное (характеризуется пропорциями распределительного процесса);

) качественное (характеризуется воздействием финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования).

Качественная сторона влияния характеризуется пропорциями в распределительном процессе; отражает воздействие финансов на материальные интересы субъектов хозяйствования через различные формы организации финансовых отношений; влияет на общественный продукт и связана с превращением финансов в стимул развития экономики. Такое превращение возможно, когда порядок формирования доходов, условия и принципы формирования фондов, направления их использования удается тесно увязать с экономическими интересами субъектов хозяйствования.

Экономический стимул - инструмент, который связан с материальными интересами субъектов хозяйствования. Сознательное использование финансов в общественном производстве приводит к результатам, в которых проявляется активная роль финансов в общественном производстве в условиях рынка.

Функции финансов как проявление сущности. Общественное назначение финансов

финансы отношение

Сущность финансов как особой сферы распределительных отношений проявляется, прежде всего, с помощью распределительной функции. Эта функция реализует общественное назначение финансов - обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами. Здесь осуществляется первичное распределение вновь созданной стоимости и формирование на ее основе первичных доходов: прибыли, начислений на социальное страхование и др.

Распределительная функция финансов обслуживает воспроизводственный процесс в целом, активно влияя на все его стадии. Вместе с тем распределительная функция позволяет предприятиям сформировать фонды целевого назначения, необходимые для удовлетворения потребностей развивающегося производства и материального стимулирования работающих.

Распределительная функция финансов заключается в том, что:

через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ;

вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

Еще одной не менее важной функцией финансов является контрольная, основу которой составляет движение финансовых ресурсов. Поскольку финансы пронизывают все общественное производство, все его сферы и подразделения, все уровни хозяйствования, они выступают «универсальным орудием контроля со стороны общества за производством, распределением и обращением совокупного общественного продукта». Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Финансовая информация позволяет увидеть различные стороны работы предприятий, оценить результаты хозяйственной деятельности и на этой основе принимать меры, направленные на устранение выявленных негативных моментов.

Контрольная функция действует, не изолировано, а в тесном единстве с распределительной. Совместность действия этих функций позволяет полностью раскрыть экономическую сущность финансов. В реальной жизни не существует таких финансовых отношений, которые имеют только распределительный характер и не обладают контрольной функцией. В то же время нет и таких финансовых отношений, которые обладали бы свойством контроля и не являлись распределительными. В их единстве и тесном взаимодействии финансы могут проявить себя в качестве категории стоимостного распределения.

Контрольная функция финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;

контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Многие современные экономисты выделяют и другие функции финансов. Они носят субъективный характер и выполняют роль управленческих инструментов.

Регулирующая функция тесно связана с вмешательством государства с помощью финансов в процесс воспроизводства.

Стимулирующая функция государственных и муниципальных финансов заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и экономических программ.

Фискальная функция финансов связана с тем, чтобы поддерживать нерентабельные, но необходимые отрасли хозяйства. Она осуществляется с помощью множества методов и приемов (инвестирование, налогообложение, имитирование и др.).

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что финансы являются неотъемлемой частью денежных отношений и играют огромную роль в формировании, распределении и использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций, задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства. Также можно сказать, что финансы объективно необходимы, так как обусловлены потребностями общественного развития.

Финансовые отношения на современном этапе. Виды финансовых отношений

Все финансовые отношения осуществляют распределение ВВП и НД; участвуют в формировании фондов и денежных средств, в использовании их. Все финансовые отношения контролируют и регулируют распределительный процесс.

В общей совокупности финансовых отношений могут быть выделены три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений и организаций; страхование; государственные финансы. Внутри каждой из названных сфер выделяют звенья. Группировка финансовых отношений осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов.

Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения: внутрихозяйственное - финансами предприятий; внутриотраслевое - финансами предприятий, комплексов, ассоциаций; межотраслевое и межтерриториальное - государственным бюджетом, внебюджетными фондами.

Каждое звено финансовой системы, подразделяется на подзвенья в соответствии с внутренней структурой содержащихся в нем финансовых взаимосвязей. Так, в составе финансов предприятий, в зависимости от отраслевой направленности, могут быть вычленены финансы промышленных, сельскохозяйственных, торговых предприятий и т.д. а в зависимости от формы собственности - финансы государственных предприятий, кооперативных, акционерных, частных и др.

Финансовая система РФ включает в себя следующие звенья финансовых отношений: гос. бюджет, внебюджетные фонды, гос. кредит, фонды имущественного и личного страхования, фондовый рынок, финансы предприятий различных форм собственности.

Финансовые отношения по природе являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Последние формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве объективного критерия классификации финансовых отношений. В соответствии с ним в общей совокупности финансовых отношений выделяют три крупные взаимосвязанные сферы: финансы хозяйствующих субъектов (предприятий, организаций, учреждений), страхование, государственные финансы. В зависимости от характера деятельности субъектов внутри каждой из этих сфер можно выделить различные звенья. Каждое звено выполняет свои задачи, имеет собственную структуру финансового аппарата, однако в совокупности они образуют финансовую систему государства.

Основной задачей финансовых отношений является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование социальных, управленческих, правоохранных, военных и производственных функций. Они формируются, главным образом, из налоговых, таможенных и прочих платежей, а также доходов, полученных от размещения государственных финансовых ресурсов и от реализации государственных ценных бумаг, от реализации государственного имущества или от сдачи его в аренду.

На уровне организаций финансовые отношения можно объединить в следующие группы:

а) финансовые отношения с государством представлены отношениями предприятий с бюджетами различных уровней и внебюджетными фондами по поводу уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей; с налоговыми и другими компетентными органами по поводу контроля правильности и своевременности уплаты налогов, по поводу государственного заказа и государственных закупок, по поводу дотаций, субвенций и т.п. Этот вид финансовых отношений характеризует строгая законодательная регламентация;

б) финансовые отношения <#"justify">1. Дробозина Л.П. Финансы. Денежное обращение. Кредит / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др. - М. "Перспектива", 2007. - 477 с.

2. Ковалева А.М. Финансы / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева. - М. Финансы и статистика, 2008. - 384 с.

Мамедов О.Ю. Современная экономика. / О.Ю. Мамедов, Ростов-на-Дону. "ФЕНИКС", 2006 г. - 608 с.

Полякова Г.Б. Финансы. 3-е изд. перераб. и доп. - М. Юнити-Дана, 2008. - 703 с.

Ф.Н. Емельянова. Финансы (Основы теории финансов. Государственные и муниципальные финансы) / Учебное пособие. Чебоксары - 2007.- 238 с.

Введение

Одни источники говорят, что термин «финансы» появился от латинского слова finantia приблизительно в 13 - 15 веках в торговых городах Италии и буквально обозначал платеж.

Другие источники утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, в его труде «Шесть книг о республике», изданном в 1755 году. Противоречий в этих утверждениях, на мой взгляд, нет. Они, скорее, дополняют друг друга. Если поверить Большой советской энциклопедии, то французское «finances» пошло от старофранцузского «finer». Ну а то, что французский язык относится к романской языковой группе (уходит корнями в латынь), является фактом общеизвестным. Следовательно, лингвистические корни термина следует, по-видимому, искать в древнем Риме. Иначе говоря финансы имели свое место и в древние времена.

Так что же такое финансы? Финансы, без которых не может быть распределен национальный доход, не могут быть обслужены товарно-денежные отношения между экономическими субьектами, не могут быть обеспечен капиталом в различных его формах участники экономического процесса, не могут возникнуть выгодные финансовые отношения и др.

Многие ошибочно говорят, что финансы - это деньги. Каждый объект или явление, если имеет свое персональное название, имеет и свои, присущие только ему характерные признаки. Также деньги и финансы - абсолютно разные понятия.

Деньги - самостоятельная экономическая категория, выполняющая вполне конкретные функции: мера стоимости, средство обращения и т. д. (вспомните из курса экономической теории). А мы говорим, что финансы - это денежные отношения, возникающие в процессе. Конечно, продолжение может быть разным. Возьмем десять разных книг в библиотеке, в которых будет расшифровано понятие «финансы». Ни в одной из них оно не будет одинаковым, хотя, в принципе, смысл один и тот же.

Если провести соцопрос на тему «Значение и роль финансов в обществе», все ответят, что финансы очень важны для каждого государства и его населения, в том числе и для Украины и украинцев. Статистика показывает, что даже те люди, которые не знают точно, что такое финансы, отвечают именно так. Почему?

Так что же такое финансы? Какую роль они играют в обществе? Именно на эти вопросы отвечает данная курсовая работа. И как уже стало ясно ее тема «Финансовые отношения и их роль в регулировании рыночной экономики» очень актуальна.

Финансовые отношения: сущность и структура

Финансы как экономическая категория

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег". Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин "finansia", в дословном переводе также означающий "денежный платеж". В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин "финансы" (фр. - "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки.

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) в работе "О доходах Афинской республики" и Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) в работе "Государственное устройство Афин", индийским ученым Вашнагупта (321-297 гг. до н.э.) в работе "Наука о политике" и др.

По мере развития товарно-денежных отношений и форм государственности существенно расширялась система финансовых отношений экономических субъектов, а соответственно углублялось и трактование финансов. Наибольший расцвет финансов связывается с последним пятидесятилетием, когда государственные функции большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения заняли ведущее место в развитых экономических системах. Таким образом современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Рассмотрим основные сущностные характеристики категории "финансы" в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик состоит в следующем.

1. Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. В соответствии с научной классификацией экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта, создаваемого экономической системой. Обслуживая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая движение стоимости в процессе его создания, непосредственно влияя на распределение и перераспределение доходов (прибыли) участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов на расширенной основе, финансы полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.

Как экономическая категория финансы отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.

2. Категория "финансы" является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем единой абстрактной сущности системы финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений.

Формы этих отношений могут существенно отличаться в различных общественно-экономических формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы как объективная экономическая категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций. Хотя конкретное государство в условиях любой общественно-экономической формации может активно воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, поставленных целей и задач, но оно не в состоянии ни создавать, ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется).

Современная финансовая наука выделяет два основных подхода к концепции главного экономического содержания финансов как экономической категории.

Сторонники первого подхода считают, что основу финансовых отношений составляет лишь та часть экономических отношений, которая связана с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода между экономическими субъектами. Соответственно, те экономические отношения, которые осуществляются на эквивалентной основе (в эквивалентной форме) и не затрагивают процесс перераспределения стоимости, из финансовых отношений ими исключаются. Этот подход известен как "распределительная концепция финансов".

Сторонники второго подхода полагают, что в систему финансовых отношений должна включаться вся совокупность экономических отношений, возникающих на всех стадиях воспроизводственного процесса (а не только на его распределительной стадии). Соответственно, финансовыми они признают все экономические отношения между участниками воспроизводственного процесса, осуществляемые как на эквивалентной, так и на безэквивалентной основе. Этот подход известен как "воспроизводственная концепция финансов".

Как и большинство отечественных и зарубежных исследователей автор придерживается первой ("распределительной") концепции финансов, считая, что только распределительные (перераспределительные) отношения (а не отношения производства и обмена стоимости) составляют основу этой категории. Только с помощью распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода финансы косвенно воздействуют на всю систему воспроизводственных отношений, однако со стадиями производства и обмена стоимости финансовые отношения прямо не связаны.

4. Финансовые отношения экономических субъектов носят денежную форму. Материальной основой функционирования финансов выступают денежные средства, с помощью которых осуществляется денежный оборот между участниками экономического процесса. Это характеризует финансы как систему прежде всего денежных отношений между субъектами.

При рассмотрении этой характеристики категории "финансы" следует выяснить, как соотносятся между собой финансы и деньги, а также система финансовых и денежных отношений в целом.

Рассматривая категории финансов и денег, следует прежде всего отметить, что они не тождественны между собой ни по экономическому содержанию, ни по выполняемым функциям. Так, если деньги являются товаром особого рода, представляющим собой всеобщий эквивалент для измерения затрат труда ассоциированных производителей товаров и услуг, то финансы - это не сами денежные средства, а лишь экономические отношения, возникающие в процессе движения денег между экономическими субъектами. При этом в финансах денежные отношения характеризуют движение не только непосредственно денег в наличной или безналичной формах, но и движение замещающих их денежных эквивалентов в форме краткосрочных финансовых инвестиций (в частности, краткосрочных ценных бумаг, краткосрочных депозитных вкладов), вложений в объекты тезаврации (в частности, в драгоценные металлы, приобретаемые в целях хранения) и т.п.

Кроме того, следует отметить, что в процессе финансовых отношений деньги не всегда выступают как всеобщий эквивалент. Так, в процессе перераспределения стоимости финансы широко используют кредит, при котором движение денег оторвано от движения стоимости товаров.

Следует также обратить внимание на то, что отражение финансовых отношений преимущественно с помощью денег характерно лишь для развитой стадии товарного производства - в ранних общественно-экономических формациях финансовые отношения носили преимущественно натуральный характер.

Характеризуя категорию "финансы" по этому признаку, следует отметить также, что система денежных отношений в совокупности гораздо шире системы финансовых отношений, опосредствованных деньгами. Так, финансы отражают только те денежные отношения между экономическими субъектами, которые связаны с распределением (перераспределением) валового внутреннего продукта и национального дохода. Исходя из этого критерия к финансам (а соответственно и к финансовым отношениям) не относится обширная система денежных отношений между отдельными гражданами, между гражданами и предприятиями розничной торговли при реализации товаров за наличный расчет и некоторых других их видов, т.к. они связаны с эквивалентным обменом и не обслуживают распределительные и перераспределительные процессы.

Таким образом, финансы как систему денежных отношений характеризуют не сами денежные средства, а лишь их оборот в процессе распределительных и перераспределительных экономических отношений отдельных субъектов. При этом денежные отношения, связанные с финансами, опосредствуют лишь часть совокупного денежного оборота страны.

5. Финансы как экономическая категория характеризуют отношения между экономическими партнерами, организуемые государством. Важнейшей особенностью финансовых отношений является то, что преимущественная их часть организуется государством. Поэтому само возникновение финансов и их развитие неразрывно связано с историей появления и развития государственного устройства, т.е. государства как органа управления. Государственное регулирование финансов охватывает все основные формы финансовых отношений: между государством и предприятиями (объединениями); между государством и населением; между различными предприятиями (объединениями); между предприятиями и работающим на них населением и т.п.

В процессе организации финансовых отношений между экономическими субъектами государство определяет состав основных форм этих отношений; создает систему правового оформления этих отношений в виде законов, указов, постановлений и других правовых норм, разрабатываемых различными органами государственного управления; осуществляет активный контроль за соблюдением субъектами установленных правовых актов и при необходимости налагает определенные санкции за их нарушение.

Организуя финансовые отношения, государство исходит из определенной государственной финансовой политики, т.к. между этими экономическими составляющими существует довольно тесная взаимосвязь. Первоначально даже наука о финансах развивалась в едином комплексе с наукой о финансовой политике государства. Последняя выступала при этом как прикладная составная часть финансовой науки. Выразителем определенной государственной финансовой политики финансы становятся в первую очередь в процессе формирования доходов и расходов государства. Посредством своей финансовой политики государство может активно влиять на экономическое развитие страны, оказывая на него как позитивное, так и негативное воздействие.

Следует, однако, подчеркнуть, что государственная политика не формирует финансовые отношения и не рассматривает их экономическое содержание, а лишь определяет цели и задачи финансового развития страны, направленные на достижение предусмотренной эффективности экономики в краткосрочном или долгосрочном периоде. Иными словами, выстраивая определенную финансовую политику, государство рассматривает систему сложившихся финансовых отношений между экономическими субъектами как базовую исходную составляющую, воздействуя лишь на механизм реализации этих отношений.

Выступая организатором финансовых отношений, государство всегда обладает особыми полномочиями в их реализации со своими экономическими партнерами, в первую очередь, с предприятиями (объединениями) и населением. В результате этого указанные экономические субъекты финансовых отношений имеют разные права, т.е. являются неравноположенными. Проявлением этой неравноправности, т.е. неравностоимостных экономических отношений является то, что созданная предприятиями или населением, занятом в производственной сфере, добавочная стоимость перераспределяется в пользу государства.

6. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу формирования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Формирование денежных фондов субъектами финансовых отношений изначально рассматривалось как одна из основных характеристик финансов как экономической категории. На первоначальном этапе развития финансов речь шла лишь о государственных денежных фондах; позднее категория финансов включила в свой состав и разнообразные денежные фонды, формируемые другими экономическими субъектами - местными органами государственного управления, хозяйственными объединениями, предприятиями и т.п.

Под денежными фондами следует понимать обособленную часть денежных средств и их эквивалентов, имеющую целевое предназначение и самостоятельную форму функционирования. Как видно из этого определения понятие "денежные фонды" не тождественно понятию "денежные средства", находящиеся в распоряжении экономического субъекта. В состав денежных средств, наряду с денежными фондами, входит и та их часть, которая не связана целевыми ограничениями и расходуется экономическими субъектами свободно на любые нужды в законодательно предусмотренном порядке.

Система денежных фондов, формируемых экономическими субъектами в процессе финансовых отношений, весьма многообразна. Основу классификации этих денежных фондов составляет уровень их формирования. По этому признаку денежные фонды подразделяются на централизованные (общегосударственные) и децентрализованные (местных органов управления, хозяйственных объединений, предприятий и т.п.). Источником формирования как централизованных, так и децентрализованных денежных фондов экономических субъектов являются валовой внутренний продукт и национальный доход.

Таким образом, формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов отдельными экономическими субъектами является одной из важнейших характеристик финансов как экономической категории.

7. Категория "финансы" характеризует экономические отношения отдельных субъектов по поводу использования централизованных и децентрализованных денежных фондов. Сформированные различными экономическими субъектами денежные фонды подлежат использованию в предстоящем периоде. Необходимость использования денежных фондов предопределена уже их целевым характером и является логическим следствием процесса их формирования. Финансовые отношения в процессе использования централизованных и децентрализованных денежных фондов тесно связаны с задачами и направлениями расходования сформированных денежных авуаров.

Так, использование централизованных денежных фондов, сформированных на общегосударственном уровне, направлено на обеспечение решения макроэкономических задач общественного развития. К числу основных из этих задач относятся обеспечение обороны страны, содержание центральных органов государственного управления, поддержка стратегически важных для страны отраслей экономики, выравнивание уровня экономического и социального развития отдельных регионов, развитие фундаментальных научных исследований, охрана окружающей среды.

Использование денежных фондов, сформированных на уровне местных органов государственного управления, направлено на обеспечение решения задач экономического и социального развития отдельных регионов страны. Основными из этих задач являются: поддержка муниципальных предприятий, развитие жилищного строительства и коммунальных служб, решение экономических проблем регионального масштаба, социальная помощь населению.

Использование денежных фондов, сформированных отдельными хозяйственными структурами - предприятиями, объединениями и т.п., направлено на расширение и модернизацию основных средств, внедрение новых технологий, пополнение собственных оборотных активов, дополнительное стимулирование персонала и другие цели, обеспечивающие их текущее и стратегическое развитие.

В процессе использования денежных фондов различными экономическими субъектами важнейшей задачей является обеспечение экономного расходования и высокой отдачи денежных средств.

8. Категория "финансы" характеризует экономические отношения, направленные на обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства. Финансовые отношения возникают в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода, с одной стороны, и направлены на обеспечение условий их воспроизводства в предстоящем периоде, с другой. Эффективность финансовых отношений в обществе определяется тем, в какой мере они способствуют возрастанию темпов воспроизводства общественного продукта. Поэтому обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства следует рассматривать как основную цель функционирования финансов.

Важнейшим условием обеспечения процесса расширенного воспроизводства является рост объема финансовых ресурсов, направляемых на экономическое и социальное развитие страны. Это предполагает, что формирование и использование денежных фондов всеми субъектами финансовых отношений должно осуществляться на расширенной основе с каждым новым экономическим (хозяйственным) циклом. Обеспечение такой динамики не только создает базу постоянного прироста объема валового внутреннего продукта и национального дохода, но и позволяет расширять охватываемую финансами сферу распределительных и перераспределительных денежных отношений между экономическими субъектами.

Таким образом, можно сделать вывод, что обеспечение условий эффективного осуществления процесса расширенного воспроизводства является не только главной целью финансов, но и важнейшей предпосылкой расширения сферы финансовых отношений в стране.

Рассмотрение наиболее важных сущностных характеристик категории финансов позволяет следующим образом сформулировать ее содержание: "Финансы представляют собой объективную экономическую категорию, характеризующую организуемую государством совокупность распределительных и перераспределительных денежных отношений между отдельными экономическим субъектами.

Введение

Глава 1. Финансовые отношения: сущность и структура

1.2 Субъекты финансовых отношений и структура финансов

1.3 Черты, признаки и значение финансов

Глава 2. Бюджетная система Украины

2.1 Структура бюджетной системы Украины

2.2 Государственный бюджет Украины

2.3 Бюджетный дефицит и государственный долг

Глава 3. Налоги и их роль в регулировании общественного производства

3.1 Налоги и их классификация

3.2 Налоговая система Украины

3.3 Бюджетно-налоговая политика Украины на современном этапе

Заключение

Список используемой литературы

Приложение


Введение

Одни источники говорят, что термин «финансы» появился от латинского слова finantia приблизительно в 13 - 15 веках в торговых городах Италии и буквально обозначал платеж.

Другие источники утверждают, что это понятие было введено в обиход французским ученым Ж. Боденом, в его труде «Шесть книг о республике», изданном в 1755 году. Противоречий в этих утверждениях, на мой взгляд, нет. Они, скорее, дополняют друг друга. Если поверить Большой советской энциклопедии, то французское «finances» пошло от старофранцузского «finer». Ну а то, что французский язык относится к романской языковой группе (уходит корнями в латынь), является фактом общеизвестным. Следовательно, лингвистические корни термина следует, по-видимому, искать в древнем Риме. Иначе говоря финансы имели свое место и в древние времена.

Так что же такое финансы? Финансы, без которых не может быть распределен национальный доход, не могут быть обслужены товарно-денежные отношения между экономическими субьектами, не могут быть обеспечен капиталом в различных его формах участники экономического процесса, не могут возникнуть выгодные финансовые отношения и др.

Многие ошибочно говорят, что финансы – это деньги. Каждый объект или явление, если имеет свое персональное название, имеет и свои, присущие толькоему характерные признаки. Также деньги и финансы – абсолютно разные понятия.

Деньги- самостоятельная экономическая категория, выполняющая вполне конкретные функции: мера стоимости, средство обращения и т. д. (вспомните из курса экономической теории). А мы говорим, что финансы- это денежные отношения,возникающие в процессе. Конечно, продолжение может быть разным. Возьмем десять разных книг в библиотеке, в которых будет расшифровано понятие «финансы». Ни в одной из них оно не будет одинаковым, хотя, в принципе, смысл один и тот же.

Если провести соцопрос на тему «Значение и роль финансов в обществе», все ответят, что финансы очень важны для каждого государства и его населения, в том числе и для Украины и украинцев. Статистика показывает, что даже те люди, которые не знают точно, что такое финансы, отвечают именно так. Почему?

Так что же такое финансы? Какую роль они играют в обществе? Именно на эти вопросы отвечает данная курсовая работа. И как уже стало ясно ее тема «Финансовые отношения и их роль в регулировании рыночной экономики» очень актуальна.


Глава 1. Финансовые отношения: сущность и структура

Этимология термина "финансы" имеет глубокие исторические корни. Многие исследователи связывают происхождение этого термина с латинским глаголом "Finis", означающим "уплачивать обусловленную сумму денег". Как производное от этого глагола в XIII-XIV веках в итальянском языке возник и закрепился термин "finansia", в дословном переводе также означающий "денежный платеж". В такой узкой трактовке этот термин постепенно получил международное распространение для характеристики системы денежных отношений между населением и государством. В более широкой системной экономической трактовке термин "финансы" (фр. - "finance") в научный оборот ввел французский ученый Ж. Боден в своей известной работе "Шесть книг о республике" (1577 г.), с которой по общепризнанному мнению связывается зарождение теории финансов, т.е. финансовой науки.

Формирование и развитие финансов как системы экономических отношений носит еще более глубокий исторический характер. Возникновение финансов как особой формы экономических отношений связывается с появлением государства. Финансовые отношения на первоначальном этапе становления финансов были направлены на обеспечение формирования государственных доходов в форме различных денежных и натуральных сборов. Эта система финансовых отношений рассматривается уже древнегреческими мыслителями Ксенофонтом (430-355 гг. до н.э.) в работе "О доходах Афинской республики" и Аристотелем (382-322 гг. до н.э.) в работе "Государственное устройство Афин", индийским ученым Вашнагупта (321-297 гг. до н.э.) в работе "Наука о политике" и др.

По мере развития товарно-денежных отношений и форм государственности существенно расширялась система финансовых отношений экономических субъектов, а соответственно углублялось и трактование финансов. Наибольший расцвет финансов связывается с последним пятидесятилетием, когда государственные функции большинства стран существенно расширились, а товарно-денежные отношения заняли ведущее место в развитых экономических системах. Таким образом современные финансы следует рассматривать как продукт развития форм государственности и товарно-денежных отношений.

Рассмотрим основные сущностные характеристики категории "финансы" в современной трактовке. Система таких сущностных характеристик состоит в следующем.

1. Категория "финансы" отражает характер определенных экономических отношений и соответственно входит в систему экономических категорий. В соответствии с научной классификацией экономическими признаются отношения по поводу производства, обмена, распределения и потребления совокупного общественного продукта, создаваемого экономической системой. Обслуживая товарно-денежные отношения между экономическими субъектами, участвующими в формировании совокупного общественного продукта, отражая движение стоимости в процессе его создания, непосредственно влияя на распределение и перераспределение доходов (прибыли) участников экономического процесса и обеспечивая необходимое накопление капитала в различных его формах для осуществления воспроизводственных процессов на расширенной основе, финансы полностью отвечают требованиям вышеизложенного критерия.

Как экономическая категория финансы отражают содержание экономических процессов и явлений в сфере финансовых отношений и являются важнейшей составной частью экономической системы в целом. От результативности финансовых отношений во многом зависит эффективность экономической системы государства и уровень экономического развития общества.

2. Категория "финансы" является объективной категорией, функционирующей в различных общественно-экономических формациях. Являясь объективной экономической категорией, финансы выступают носителем единой абстрактной сущности системы финансовых отношений во всех общественно-экономических формациях, хотя отличительные функции финансов, их роль в общественном воспроизводстве могут определяться особенностями общественно-экономического строя конкретного государства. Это связано с тем, что любое государство независимо от общественно-экономического строя формирует для реализации своих властных функций систему необходимых ему финансовых отношений.

Формы этих отношений могут существенно отличаться в различных общественно-экономических формациях, но сущность финансов как экономической категории при этом остается неизменной. Так, если рабовладельческой и феодальной общественно-экономическим формациям соответствовали преимущественно натуральные отношения, то и финансы участвовали в формировании доходов государства преимущественно в натуральной форме. С расширением товарно-денежных отношений в последующих общественно-экономических формациях, осуществление этой и других функций финансов начало проявляться преимущественно в денежной форме.

Таким образом, можно сделать вывод, что финансы как объективная экономическая категория связана с закономерностями развития материального производства в условиях различных общественно-экономических формаций. Хотя конкретное государство в условиях любой общественно-экономической формации может активно воздействовать на финансы в зависимости от политического устройства, уровня экономического развития, поставленных целей и задач, но оно не в состоянии ни создавать, ни отменять систему финансовых отношений как целостное понятие.

3. Главным содержанием категории финансов выступают распределительные и перераспределительные отношения. Основной концепцией главного экономического содержания категории финансов являются отношения между различными экономическими субъектами в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода. Содержание этой концепции состоит в том, что основным предметом финансовых отношений экономических субъектов являются финансовые ресурсы, которые окончательно формируются лишь на стадии распределения произведенной стоимости (т.е. когда эта стоимость реализуется и перераспределяется).

Современная финансовая наука выделяет два основных подхода к концепции главного экономического содержания финансов как экономической категории.

Сторонники первого подхода считают, что основу финансовых отношений составляет лишь та часть экономических отношений, которая связана с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта и национального дохода между экономическими субъектами. Соответственно, те экономические отношения, которые осуществляются на эквивалентной основе (в эквивалентной форме) и не затрагивают процесс перераспределения стоимости, из финансовых отношений ими исключаются. Этот подход известен как "распределительная концепция финансов".

1. Термин «финансы» с латинского означает:

a) систему денежных отношений
b) деньги
+ c) денежный платеж
d) денежную форму капитала
e) государственные публичные финансы

2. Трактовка финансов как экономической категории соответствует:
a) началу XX века
b) концу 20 — х годов XX века
+ c) середине 40 — х годов XX века
d) концу 70 — х годов XX века
e) началу осуществления рыночных реформ

4. Сторонники воспроизводственной концепции сущности финансов:
+ a) А.М. Александров
b) В.П. Дьяченко
+ c) Д.С. Моляков
d) В.М. Родионова
+ e) Н.Г. Сычев

5. На какой стадии воспроизводственного процесса имеет место двустороннее движение стоимости:
a) потребления
b) распределения
+ c) обмена
d) производства
e) контроля

6. Процесс стоимостного распределения общественного продукта осуществляется с помощью категорий:
a) товар
+ b) цена (если отклоняется от стоимости)
+ c) финансы
d) страхование
+ e) заработная плата

7. Большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через такие основные функции как:
a) распределительную и регулирующую
b) стабилизационную и регулирующую
c) распределительную и организационную
+ d) распределительную и контрольную
e) регулирующую и контрольную

8. Материальными носителями финансовых отношений являются:
a) все денежные средства
+ b) финансовые ресурсы
c) доходы и расходы денежных фондов целевого назначения
d) валовой внутренний продукт
e) национальный доход

9. Укажите специфические черты (свойства), позволяющие выделить финансы из всей совокупности разнообразных денежных отношений:
+ a) финансы производны от денежной формы стоимости
+ b) финансы связаны с реальным движением денежных средств
+ c) финансы связаны с отношениями владения стоимостью различными субъектами
d) финансы опосредуют встречное движение стоимостей находящихся в товарной и денежной формах
+ e) финансы опосредуют неэквивалентное движение денежной формы стоимости

10. Укажите функцию, с помощью которой реализуется назначение финансов — обеспечить каждого субъекта хозяйствования и государство необходимыми им финансовыми ресурсами:
a) организационная
b) регулирующая
c) контрольная
+ d) распределительная
e) стимулирующая

11. Укажите функцию финансов, которая сигнализирует о возникающих отклонениях в пропорциях распределения ВВП, в своевременном и полном образовании целевых денежных фондов:
+ a) контрольная
b) регулирующая
c) распределительная
d) организационная
e) стимулирующая

12. Объектами действия распределительной функции финансов является:

+ b) часть национального богатства
c) накопления физических лиц
+ d) доходы от внешнеэкономической деятельности
e) целевые денежные фонды

13. Укажите какую стадию не включает воспроизводственный процесс:
a) обмена
b) производства
+ c) накопления
d) распределения
e) потребления

14. Укажите децентрализованные денежные фонды:
a) федеральный бюджет
b) бюджет Пенсионного фонда РФ
+ c) фонд оплаты труда
+ d) уставный фонд
e) бюджет г. Оренбурга

15. Финансовая система — это:
a) звено финансов индивидуальных предпринимателей
b) сфера финансов субъектов хозяйствования
c) совокупность бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления
+ d) совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений
e) совокупность взаимосвязанных между собой уровней бюджетной системы

16. Финансы субъектов хозяйствования являются исходной сферой финансовой системы, так как в этой сфере:
+ a) происходит формирование первичных финансовых ресурсов
b) осуществляется процесс производства товаров и оказания услуг
+ c) начинается процесс распределения и перераспределения стоимости
d) происходит регулирование рынка товарами и услугами
e) осуществляется постоянное восполнение и увеличение производственных фондов и фондов непроизводственного назначения

17. Сферы финансовой системы РФ:

b) государственные внебюджетные фонды
+ c) финансы субъектов хозяйствования
d) финансы страховых организаций
e) финансы индивидуальных предпринимателей

18. Финансовые отношения в сфере экономических субъектов можно сгруппировать по:
a) территориальному признаку
+ b) организационно — правовым формам
+ c) отраслевому признаку
d) временному признаку
+ e) характеру деятельности субъекта

19. Группировка финансов в сфере государственных и муниципальных финансов осуществляется по:
+ a) функциональному назначению
b) времени функционирования
c) формам собственности
d) методам хозяйствования
+ e) уровням управления

20. Совокупность взаимосвязанных между собой сфер и звеньев финансовых отношений — это:
a) финансовая политика
b) финансовые отношения
+ c) финансовая система
d) финансовые ресурсы
e) финансовый механизм

21. Укажите звенья финансовой системы СССР:
a) общегосударственные финансы, государственный кредит, страхование
b) государственный кредит, муниципальные бюджеты, региональные бюджеты
c) федеральный бюджет, региональные бюджеты, местные бюджеты
+ d) общегосударственные финансы, финансы отраслей народного хозяйства, государственный кредит
e) общегосударственные финансы, государственное социальное страхование, государственный кредит

22. В составе сферы государственных и муниципальных финансов по функциональному назначению выделяются следующие звенья:
a) местные финансы, федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды
+ b) бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления, внебюджетные фонды
c) федеральный бюджет, региональные бюджеты, территориальные внебюджетные фонды
d) федеральный бюджет, территориальные бюджеты, муниципальные внебюджетные фонды
e) федеральный бюджет, финансы страховых компаний, местные финансы

23. Звенья финансовой системы в сфере финансов экономических субъектов (при группировке финансовых отношений по методам хозяйствования):
a) финансы государственных предприятий
+ b) финансы коммерческих организаций
+ c) финансы некоммерческих организаций
d) финансы общественных объединений
e) финансы акционерных обществ

24. Соотнесите понятия «финансы» и «финансовая система»:
a) экономическое содержание финансов предопределяет построение финансовой системы
b) структура финансовой системы определяет содержание финансов
+ c) финансы трансформируются в финансовую систему на основе группировки финансовых отношений по определенным признакам
d) финансовая система в ходе исторического развития превращается в финансы
e) финансы в ходе исторического развития превращаются в финансовую систему

25. Фонд обязательного медицинского страхования относится к сфере:
+ a) государственные и муниципальные финансы
b) финансы субъектов хозяйствования
c) финансы индивидуальных предпринимателей
d) государственные внебюджетные фонды
e) финансы страховых организаций

26. В составе финансов некоммерческих организаций в соответствии с организационно — правовой формой выделяют:
a) финансы государственных и муниципальных унитарных предприятий
+ b) финансы потребительских кооперативов
c) финансы хозяйственных товариществ
+ d) финансы общественных организаций
+ e) финансы фондов

27. В составе финансов коммерческих организаций в соответствии с организационно — правовой формой выделяют:
a) финансы учреждений
+ b) финансы акционерных обществ
c) финансы общественных организаций
+ d) финансы производственных кооперативов
+ e) финансы хозяйственных товариществ

28. Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в следующих формах:
a) бюджетов соответствующих уровней
b) фондов целевого назначения
c) денежных доходов
+ d) фондовой и нефондовой
e) внебюджетных фондов

29. К источникам формирования финансовых ресурсов относят:
+ a) стоимость валового внутреннего продукта
b) фонд заработной платы работников материального производства
+ c) часть национального богатства, вовлекаемого в процесс стоимостного распределения
+ d) поступления от внешнеэкономической деятельности
e) федеральный бюджет

30. Укажите виды финансовых ресурсов:
a) выручка от продаж
+ b) амортизационные отчисления
+ c) налоговые доходы
d) проценты по ценным бумагам
+ e) страховые платежи

31. Укажите конкретную часть национального богатства, которая вовлекается в процесс стоимостного распределения:
+ a) средства от продажи части золотого запаса страны
+ b) доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности
+ c) переходящие остатки бюджетных средств
d) доходы от внешнеэкономической деятельности
e) выручка от продажи бесхозного имущества

32. На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования оказывают влияние:
+ a) отраслевые особенности
b) страховые платежи
+ c) организационно — правовая форма
+ d) сфера деятельности
+ e) способ ведения хозяйства

33. Финансовое обеспечение воспроизводственных затрат осуществляется в форме:
+ a) самофинансирования
b) налогообложения
+ c) государственного финансирования
d) страхования
+ e) кредитования

34. Укажите финансовые ресурсы, за счет которых обеспечиваются потребности общественного производства на макроуровне:
a) децентрализованные
b) валовой внутренний продукт
c) национальный доход
+ d) централизованные
e) национальное богатство

35. Объектами государственного финансового регулирования выступают:
+ a) отраслевая структура экономики
b) внутриотраслевые пропорции
c) внутрихозяйственные пропорции
+ d) территориальные пропорции
+ e) социальная структура общества

36. Самофинансирование характерно для:
a) всех экономических субъектов
b) только для организаций, основанных на частной собственности
+ c) для всех коммерческих организаций
d) для всех некоммерческих организаций
e) только для финансовых посредников

37. Методами государственного финансового регулирования воспроизводственных и отраслевых пропорций являются:
+ a) изменение налоговых ставок
b) различные формы поддержки нижестоящих бюджетов
c) трансфертные платежи
+ d) изменение амортизационной политики
e) бюджетное финансирование и другие формы поддержки субъектов хозяйствования

38. Укажите финансовые рычаги и способы воздействия на экономические процессы:
+ a) цены и тарифы
+ b) налоги
c) патентные пошлины
+ d) таможенные пошлины
+ e) бюджет

39. В составе финансовых стимулов развития производства и повышения его эффективности выделяют:
+ a) специальные финансовые льготы и санкции
+ b) поощрительные фонды
c) трансфертные платежи
+ d) бюджетные методы интенсификации производства
+ e) эффективные направления инвестирования финансовых ресурсов

40. Основные направления финансового воздействия на процессы общественного развития:
+ a) финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства
b) проведение стабилизационных мероприятий
+ c) финансовое регулирование экономических и социальных процессов
+ d) финансовое стимулирование лучших результатов деятельности
e) финансовое перераспределение добавленной стоимости

41. Укажите на каких стадиях экономического цикла государство использует стабилизационную (стимулирующую) финансовую политику:
a) экономического оживления
+ b) стагнации
c) экономического подъема
+ d) экономического спада
+ e) депрессии

42. Для сдерживающей политики характерно:
a) снижение налогов
b) увеличение государственных расходов
c) привлечение дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке
+ d) усиление налогового бремени
+ e) снижение государственных расходов

43. Субъектами финансовой политики являются:
a) управляющие фирмой
b) сферы и звенья финансовой системы
+ c) органы законодательной и исполнительной власти
d) население
e) субъекты хозяйствования

44. Типы финансовой политики:
a) классическая, регулирующая, бюджетная
b) регулирующая, распределительная, командно-административная
c) классическая, воспроизводственная, контрольная
+ d) классическая, регулирующая, планово-директивная
e) классическая, распределительная, директивная

46. Совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами — это:
+ a) финансовая политика
b) финансовая система
c) финансовый механизм
d) финансовые санкции
e) финансовые отношения

47. Долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу, называется:
a) финансовой тактикой
+ b) финансовой стратегией
c) финансовым планированием
d) финансовым управлением
e) финансовым программированием

48. Слагаемые финансового механизма, если исходить из сфер функционирования финансов и не допускать дублирования:
+ a) финансовый механизм экономических субъектов
b) финансовый механизм коммерческих предприятий
c) финансовый механизм индивидуального предпринимательства
+ d) бюджетный механизм
e) налоговый механизм

49. Вид организации финансовых отношений определяет:
a) различные виды ресурсов используемых в экономической системе
+ b) способ выражения и проявления финансовых отношений в соответствующих финансовых ресурсах
c) конкретные виды бюджетных доходов
d) конкретные виды бюджетных расходов
e) конкретные виды межбюджетных трансфертов

50. Под формой организации финансовых отношений понимается:
a) установление механизма секвестирования расходов бюджета
+ b) установление механизма аккумуляции, перераспределения и использования финансовых ресурсов
c) установление механизма финансового регулирования общественного производства
d) установление механизма финансового стимулирования общественного производства
e) формирование элементов финансового механизма

51. Методами формирования финансовых ресурсов являются:
+ a) финансовый метод
b) бюджетный метод
+ c) метод кредитования
+ d) налоговый метод
+ e) страховой метод

52. Укажите на каких стадиях экономического цикла государство использует сдерживающую финансовую политику:
+ a) экономического подъема
b) экономического спада
+ c) экономического оживления
d) стагнации
e) депрессии

53. Совокупность мероприятий проводимых государством в области формирования и использования бюджетов всех уровней, называется:
a) бюджетным механизмом
+ b) бюджетной политикой
c) бюджетным правом
d) бюджетным планированием
e) бюджетным процессом

54. Для стабилизационной (стимулирующей) финансовой политики характерно:
+ a) увеличение государственных расходов
b) снижение государственных расходов
+ c) привлечение дополнительных финансовых ресурсов на финансовом рынке
+ d) снижение налогов
e) усиление налогового бремени

55. Совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения называется:
a) финансовой системой
+ b) финансовым механизмом
c) финансовым правом
d) финансовой политикой
e) финансовой стратегией

56. Бюджетная политика подразделяется на:
+ a) политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней
b) политику в области государственного социального страхования
+ c) политику в области бюджетных расходов
+ d) политику в сфере межбюджетных отношений
e) политику в области социальной защиты населения

57. Субъекты управления финансами:
+ a) финансовый отдел
+ b) Министерство финансов
+ c) финансовая служба
+ d) финансовая дирекция
+ e) финансовое управление

58. Функциональные элементы управления финансами:
a) органы управления финансами
+ b) финансовое планирование и прогнозирование
+ c) оперативное управление
d) стратегическое управление
+ e) финансовый контроль

59. Высшим органом исполнительной власти в России является:
a) Президент РФ
b) Администрация Президента РФ
+ c) Правительство РФ
d) Совет Федерации
e) Государственная Дума

60. Стратегическое управление финансами осуществляется:
a) федеральными службами
+ b) Президентом РФ
+ c) Федеральным Собранием
d) федеральными агентствами
+ e) Правительством РФ

61. Оперативное управление финансами осуществляется:
+ a) министерствами
+ b) федеральными агентствами
c) Федеральным Собранием
+ d) организациями
+ e) федеральными службами

62. Совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также субъектов хозяйствования- это:
a) финансовый менеджмент
+ b) финансовое право
c) финансовая политика
d) финансовый контроль
e) финансово — правовые акты

63. Финансовое законодательство включает в себя:
+ a) налоговый кодекс
b) указ Президента
c) постановление Правительства
d) международные договора
e) письма, инструкции, изданные органами исполнительной власти

64. Укажите органы исполнительной власти подведомственные Министерству финансов РФ
a) Федеральная служба по финансовому мониторингу
b) Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом
+ c) Федеральная налоговая служба
+ d) Федеральная служба финансово — бюджетного надзора
e) Федеральная таможенная служба

65. Органы управления финансами в некоммерческих организациях:
a) совет директоров
+ b) попечительские советы
+ c) бухгалтерия
+ d) ревизионная комиссия
+ e) руководители некоммерческой организации

66. Органы управления финансами в коммерческих организациях:
a) ревизионные комиссии
b) попечительские советы
+ c) собрание акционеров
+ d) совет директоров
+ e) бухгалтерия

67. Своевременное зачисление налоговых платежей предприятий и организаций на бюджетные счета контролируют:
a) инспекции федеральной налоговой службы
+ b) органы Федерального казначейства РФ
c) отделения Пенсионного фонда РФ
d) территориальные финансовые органы
e) контрольно — ревизионные управления Министерств и ведомств

68. Функции Президента РФ:
a) рассмотрение проекта федерального бюджета
b) утверждение отчета об исполнении бюджета
+ c) подписание и обнародование закона о федеральном бюджете на соответствующий год
+ d) определение целей и задач финансовой политики в послании Федеральному собранию
e) исполнение федерального бюджета

69. Основные функции Министерства финансов РФ
a) проводит экспертизу отчетов об исполнении федерального бюджета
+ b) разрабатывает проекты законов в области налогообложения
+ c) организует исполнение федерального бюджета и составляет отчет об его исполнении
d) определяет финансово — бюджетную политику страны
+ e) осуществляет управление государственным долгом

70. Полномочиям депутатов Государственной Думы РФ соответствуют функции:
+ a) рассмотрение и утверждение федерального бюджета
+ b) рассмотрение и утверждение финансового законодательства
+ c) формирование Счетной палаты РФ
+ d) утверждение отчета об исполнении федерального бюджета
e) составление отчета об исполнении федерального бюджета

71. В системе управления государственными финансами Правительство РФ реализует следующие задачи:
+ a) разрабатывает и реализует финансовую политику в РФ
b) рассматривает и утверждает проект федерального бюджета
+ c) представляет в Государственную Думу РФ проект федерального бюджета
+ d) утверждает постановления, издает распоряжения, обеспечивающие реализацию финансового законодательства
+ e) определяет задачи и функции федеральных органов исполнительной власти

72. Процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максимального эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей финансовой ситуации и соответствующего перераспределения финансовых ресурсов — это:
a) финансовое планирование
b) финансовое прогнозирование
c) финансовый контроль
+ d) оперативное управление
e) стратегическое управление

73. Финансовое планирование способствует:
+ a) достижению пропорционального и сбалансированного функционирования и развития отдельного субъекта и экономики в целом
b) сбору и анализу информации о финансовом состоянии управления всего объекта
c) эффективности принятых управленческих решений
d) сопоставлению текущих и плановых финансовых показателей
+ e) обеспечению устойчивых темпов экономического роста

74. Финансовые планы, утверждаемые в форме закона:
+ a) федеральный бюджет
b) бюджет Оренбургской области
c) консолидированный бюджет РФ
+ d) бюджет Пенсионного фонда РФ
e) сводный финансовый баланс региона

75. Финансовое планирование — это:
+ a) функциональный элемент системы управления финансами
b) элемент финансовой системы страны
c) элемент финансовой политики
d) элемент финансового механизма
e) элемент финансового контроля

76. Укажите методы расчета показателей финансовых планов, используемые в финансовом планировании:
+ a) экстраполяции
+ b) нормативный
c) математического моделирования
d) метод экстренных оценок
+ e) программно — целевой

77. Финансовые планы экономических субъектов:
+ a) смета доходов и расходов бюджетного учреждения
b) бизнес — планы предприятия
+ c) баланс доходов и расходов промышленного предприятия
d) бюджет г.Москвы
e) федеральный бюджет

78. Этапы финансового планирования
a) последующий контроль за выполнением текущего финансового плана
+ b) составление финансового плана как документа
+ c) расчеты по конкретным видам доходов и расходов на планируемый период
+ d) анализ выполнения финансового плана в предыдущих и текущем плановых периодах
e) оперативное управление выполнением плана текущего периода

79. Исследование конкретных перспектив развития финансов субъектов хозяйствования и субъектов власти в будущем, научно обоснованное предположение об объемах и направлениях использования финансовых ресурсов на перспективу называется:
a) финансовым планированием
b) финансовым программированием
+ c) финансовым прогнозированием
d) финансовой политикой
e) финансовым контролем