Имущественный налог прямой или косвенный. Пример косвенного налога

Согласно распространенной классификации налоги в РФ делятся на прямые и косвенные . Тогда как суть прямого налога ясна – перечисляет процент со своей прибыли, сущность сборов второго вида остается спорной. Формально их тоже уплачивают предприниматели, фактически же третьи лица – обычно это покупатели. Косвенные налоги включаются в цену продукта или услуги. Получив от клиента денежную транзакцию, в которую включен косвенный сбор, продавец отчисляет государству.

Особенности косвенных налогов

Косвенные сборы имеют ряд следующих специфических черт:

  • Оперативность . Косвенный налог должен быть перечислен государству в кратчайшие сроки (например, срок для НДС – от месяца до квартала).
  • Высокая собираемость . Косвенные сборы перечисляются государству практически всегда, и причина тому – легкость мониторинга торговых операций. Нарушение выявить очень легко.

Виды косвенных налогов

Чаще всего косвенный налог принимает одну из следующих форм:

Самый важный косвенный налог – (НДС ). – это сумма, которая и формирует продавца. Государство облагает ее налогом, и в большинстве стран это считается нормальным.

Налог на добавленную стоимость играет большую роль для государства. Например, в России 40% бюджета формируется именно за счет этого сбора (что значительно больше, чем приносят прямые налоги). Важно, что уплачивается налог при каждой сделке независимо от того, скольких посредников прошел товар на пути к потребителю.

Ставка НДС зависит от вида товара. Большинство товаров и услуг облагается налогом в 18%, печатная продукция, лекарства и товары, которые потребляются детьми – в 10%. В ряде случаев платить НДС вообще не надо:

  • Если товар экспортируется.
  • Если фирма оказывает услуги пассажирских перевозок.
  • Если фирма реализует продукцию собственного производства (это применимо к предприятиям общественного питания).
  • Если предприятие оказывает услуги в сфере ЖКХ.

Перечень случаев освобождения от НДС определен государством – на региональном уровне изменять установленные правила нельзя.

Второй вид сбор – акциз – тоже включается в конечную стоимость, но применяется лишь в сфере производства. Иногда акциз фигурирует и в торговой деятельности – например, если товар импортируется с целью перепродажи с наценкой.

Такой косвенный налог, как таможенная , взимается на границе страны. Основание для этого налога – перемещение товара из одного государства в другое. В качестве целей существования пошлин выделяются следующие:

  • Регулирование объемов импорта различных групп товаров.
  • Установление баланса между импортом и экспортом.
  • Стимулирование потребления отечественной продукции (либо продукции, произведенной в конкретной стране).

Таможенные пошлины также классифицируются на виды:

Адвалорные таможенные сборы начисляются в виде процента от стоимости перевозимого товара. Исчисление специфических происходит по товарным единицам. Комбинированный способ начисления включает в себя признаки обоих вышеописанных типов.

По целям таможенные пошлины делятся на антидемпинговые и компенсационные . Первые применяются к экспортируемым товарам, стоимость которых при ввозе ниже, чем у аналогичных товаров на национальном рынке. Так государство защищает отечественных производителей. Компенсационные пошлины снижают активность таких видов бизнеса, которые могут использовать субсидии, а значит, находятся в заведомо более выгодном положении.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Многие люди даже не подозревают, что ежедневно платят в казну государства большое количество сборов. Это происходит на каждом шагу: при покупке еды на ужин, приобретении модной импортной обновки, при оплате услуг косметолога или парикмахера. А «виновны» в этом невидимые косвенные налоги. На сегодняшний день их роль в развитии экономики Российской Федерации трудно переоценить. Они не только пополняют бюджет, но и регулируют разные сферы рынка.

Все налоги разделяют на две большие группы – прямые и косвенные. По какому принципу происходит это разделение? В основе классификации лежат такие признаки:

  • время, в которое начисляется и уплачивается налог;
  • взаимосвязь субъекта и объекта налогообложения.

Прямые налоги платит то же лицо (физическое или юридическое), которое является собственником объекта налогообложения. Например, частный предприниматель (здесь он выступает субъектом налогообложения) за месяц получил определенную прибыль с продаж (объект). Теперь он должен заплатить с этой прибыли установленную законодательством сумму. Прямые налоги взимаются и с недвижимости.

Косвенные налоги также взимаются с налогоплательщика, но с одной существенной особенностью: они фактически оплачиваются другим лицом. Например, фабрика (субъект) производит канцелярские товары (объект) и продает их. Производитель уплачивает НДС с продажи канцтоваров, но эта сумма уже включена в цену, которую платит покупатель. Таким образом, де-факто косвенный налог платит не сам субъект налогообложения, а другое лицо.

Виды косвенных налогов:

  • универсальные, которые включаются в стоимость любого товара или услуги (самый распространенный пример – НДС или налог на добавленную стоимость);
  • индивидуальные, включенные в цену товаров или услуг особого типа (сюда относят акцизные сборы, налоги на покупку ювелирных украшений, на куплю-продажу недвижимости);
  • фискальные монополии – платежи за получение документов, выдающихся только государством, то есть государство выступает монополистом в этой сфере (например, плата за получение лицензий и разрешений);
  • таможенные пошлины, которые платят импортеры и экспортеры продукции (по сути они включены в стоимость товаров).

Для чего нужны косвенные налоги?

Косвенные налоги выполняют такие основные функции:

  • фискальную – то есть обеспечение государства денежными средствами;
  • регулирующую – они либо поощряют какую-либо отрасль экономики, либо же тормозят ее развитие.

НДС и пополнение государственного бюджета

НДС (налог на добавленную стоимость)– самый молодая разновидность. Его «отцом» называют французского экономиста М. Лоре. В налоговой системе Французской Республики НДС появился только в конце 50-х годов прошлого века. Сейчас он действует в 137 государствах. В США налога на добавочную стоимость нет, зато есть налог с продаж.

Благодаря НДС в бюджет государства поступают дополнительные денежные средства. Эта стоимость создается на всех этапах производства товара. Процент, который уплачивает покупатель, зависит от вида продукции.

Теоретически добавленная стоимость – это разность между стоимостью продаваемой продукции и стоимостью материальных ценностей, которые использовали для изготовления этого товара. Однако в реальной практике высчитать добавочную стоимость из общей очень сложно.

Экономисты выделяют такие основные особенности НДС. Во-первых, он нацелен на конечное потребление. В отличие от акцизов и пошлин он выполняет только фискальную функцию (то есть обеспечивает государственный бюджет дополнительными средствами). Также НДС отличается от акцизов и пошлин тем, что им облагаются все группы товаров и услуг.

С 2004 года в РФ ставка НДС составляет 18%. Некоторые группы товаров (например, предназначенные для детей) облагаются по сниженной ставке, а другие не подлежат налогообложению.

Акцизные сборы – регуляторы экономики

Как и НДС, акцизные сборы включаются в стоимость товара и оплачиваются покупателем. Обычно они устанавливаются на продукцию высокой стоимости и на те товары, которые производит государство как монополист.

Среди товаров, на продажу которых установлены акцизы, – алкогольные напитки, сигареты и другие табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения, огнестрельное и газовое оружие, дизельное топливо и т. д. Акцизами облагается игорный бизнес и проведение лотерей.

Установление акцизов на некоторые товары влияет на их производство и конечное потребление. Эта продукция дорожает, поэтому люди сокращают потребление подакцизных товаров. Производители под влиянием существенного сокращения спроса вынуждены сократить объем партий. Финансы естественным образом перетекают в другие сферы экономики.

Сумма акцизного сбора рассчитывается с применением установленных ставок. Они указаны в статье 193 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Налогоплательщик обязан отчитываться по акцизам ежемесячно. Сборы платятся по результатам продаж.

Таможенные пошлины

Таможенные пошлины взимаются таможенными органами государства с экспортных, транзитных и импортных товаром при ввозе и вывозе. Уплата такого налога – обязательное условие внешней экономической деятельности.

Этот вид сборов пополняет государственный бюджет и защищает внутренний рынок от перенасыщения иностранными товарами.

Есть несколько видов таможенных пошлин: импортные (или ввозные); экспортные (или вывозные), которые в РФ применяются только к сырью; транзитные (на данный момент в России установлены нулевые транзитные пошлины). ВОТ рекомендует полностью отказаться от транзитных пошлин.

Ставки таможенных пошлин могут исчисляться по-разному. Адвалорные пошлины определяются в процентах от таможенной стоимости (например, 6% от установленной цены товара).

Такой метод удобен для более дорогих вещей. Специфические сборы характеризуются взиманием конкретной денежной суммы за установленную единицу продукции. Такой способ удобен для массовых грузов. Смешанный способ заключается в комбинировании двух предыдущих. Оплатить нужно большую из полученных сумм.

В Российской Федерации ставки ввозных пошлин зависят от страны, из которой поступает товар. Преимущество отдается странам «третьего мира» и государствам СНГ.

Изучаем преимущества и недостатки косвенного налогооблажения

Преимущества косвенных налогов:

  • Косвенные налоги поступают в бюджет регулярно и быстро.
  • Они обладают высокой доходностью для государственного бюджета, потому что ими облагаются почти все группы товаров и услуг.
  • Они удобны для потребителя товаров и услуг, потому что уже включены в стоимость конечного продукта.
  • Чтобы регулировать взыскание этого вида налогов, не нужно дополнительно расширять штат сотрудников налоговой службы.
  • Удобство: оплата происходит во время покупки товара, не нужно идти дополнительно в какую-либо государственную инстанцию, заполнять документацию.
  • Отсутствует принудительный характер.

Недостатки косвенных налогов:

  • Ряд экономистов утверждает, что само существование косвенных налогов противоречит первому закону А. Смита – справедливости, потому что они ни коим образом не учитывают доходы платящего лица.
  • Нарушаются и права производителей товаров и услуг. Государственные ведомства для установления ставки вмешиваются в процесс производства продукции, иногда нарушают принятую технологию.
  • Из-за непостоянства потребления тех или иных товаров часто бывает трудно прогнозировать прибыль с косвенных налогов.
  • Прибыль ограничивается. У предпринимателя не всегда есть возможность повысить стоимость товара в соответствии с действующей налоговой ставкой.

Как осуществляется ? Эта статья поможет узнать все нюансы оплаты налогов для предпринимателей.

ООО могут воспользоваться упрощенной системой налогообложения. вы найдете рекомендации, которые помогут вам использовать эту систему.

Необходимо ли оплачивать налог на имущество организаций. Об этом вы узнаете .

Прямое и косвенное налогообложение: пути к идеальной экономической системе

Для эффективной работы системы налогообложения нужно определить идеальное соотношение прямых и косвенных налогов. Именно их долевое распределение позволяет узнать о том, какими методами формируется бюджет государства – фискальными или регулирующими.

Сегодня в мире существует несколько схем налогообложения:

  • англосаксонская – преимущество отдается прямым налогам, которые собираются с физических лиц (Великобритания, Австралия, Канада и др.);
  • евроконтинентальная – большая доля косвенных сборов, отчисления в большей части случаев идут на социальные выплаты;
  • латиноамериканская – преобладание косвенных налогов, которое объясняется высоким уровнем инфляции;
  • смешанная модель – сочетание черт разных схем выбирается для того, чтобы снизить зависимость бюджета от какого-то определенного вида налогов.

На данном этапе развития РФ сочетает в себе черты евроконтинентальной и латиноамериканской схемы.
Модель, функционирующая в стране связывается с уровнем развития экономики. Прямые налоги могут успешно функционировать только в стране с высоким социально-экономическим развитием. У налогоплательщика должен быть хороший стабильный уровень дохода и недвижимость. Косвенные налоги взимаются автоматически и не зависят от уровня жизни.

Заключение

Косвенные налоги в современном мире существуют в виде надбавки к цене на товар или услуги. Де-факто платит их покупатель продукции. Производитель же отчисляет полученную с продаж сумму в бюджет государства. Самые распространенные виды косвенных налогов – НДС, акцизные сборы и таможенная пошлина.

НДС (или налог на добавочную стоимость) устанавливается почти на все группы товаров и услуг. Его основная функция – фискальная. Акцизные сборы являются не только средством пополнения государственного бюджета, но и регулятором экономики.
Таможенная пошлина устанавливается на импорт, экспорт и транзит. Часто процентная ставка зависит от межгосударственных отношений.

Косвенные налоги имеют ряд плюсов и минусов. Исходя из разных точек зрения трактуется их «невидимость», удобство и механизм поступления в бюджет.

Несмотря на это, в большей части стран мира косвенные налоги преобладают над прямыми. Эта тенденция зависит как от социально-экономического уровня страны (в развивающихся государствах прямое налогообложение не будет эффективным), так и от политического режима.

Вконтакте

Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?

Основные характеристики налогов

Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:

Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.

Основания для классификации налогов: типы ставок

Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.

Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.

Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.

В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.

Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.

Способ перечисления платежа: прямые и косвенные налоги

Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.

Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.

Классификация прямых налогов

Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).

Общие и целевые налоги

Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.

Уровень налогообложения

Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).

К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.

Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.

Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.

Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.

Концепция налогообложения

Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.

Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.

Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.

Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.

Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.

Федеральные налоги

Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:


Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.

Региональные налоги

  • транспортный;
  • налог на имущество предприятий;
  • налог на игорный бизнес;
  • лицензионные сборы субъектов РФ.

Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.

Местные налоги

Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.

Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.

В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.

Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.

Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.

Специальные режимы

Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:

  • ЕСХН, или система налогообложения, адаптированная для сельскохозяйственных бизнесов;
  • УСН – упрощенная система исчисления и уплаты сборов;
  • ЕНВД – система уплаты вмененного дохода;
  • патентная схема;
  • система налогообложения, сопровождающая соглашения о разделе продукции.

Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.

Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.

Компоненты налога

Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • период;
  • ставка;
  • порядок исчисления платежа;
  • сроки уплаты налога в бюджет.

Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.

Классификация по объектам

Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.

Практическая полезность классификации налогов

Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.

Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.

Резюме

Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.

Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.

В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.

Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.

Налоговое законодательство, действующее в Российской Федерации, представляет собой сложную систему, построенную на основе взаимодействия множества разновидностей налогообложения для всех типов бизнеса. По какой бы системе ни работал индивидуальный предприниматель или же организация, они обязаны выплачивать в государственную казну налоги, которые делят на два вида: прямые и косвенные.

Косвенные налоги, прямые налоги, получаемые в государственную казну от населения и юридических организаций различного плана, являются ее важной, и, можно сказать, самой главной составляющей.
Прямые и косвенные налоги, примеры которых будут приведены ниже, помогают наполнять казну государства, что является основой для осуществления всех необходимых социальных выплат, заключения договоров, строительства жизненно необходимых проектов и т.д. Их роль в нормальном функционировании государства невозможно переоценить.

Все о прямых налогах

Что такое прямые налоги, как они высчитываются, и какая категория налогоплательщиков попадает под эти вычеты? Данный вопрос интересует практически каждого. Прямые налоги — это те, которые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации взимаются как с физических, так и с юридических лиц при получении какой-либо прибыли. Также данная разновидность налогов может взиматься с имущества, которым владеет налогоплательщик. Но к такому случаю относятся только те ситуации, при которых стоимость имущества физического или юридического лица дает повод для обложения его налогом.

Прямые изымаются по-разному. Все зависит от того, кем является налогоплательщик – физическим лицом или же юридическим.

Для персон гражданских прямым налогом является:

  1. Налог на доходы.
  2. На участок земли, находящийся в собственности человека.
  3. На используемую воду.
  4. На личные транспортные средства.

Для юридических лиц перечень налоговых сборов таков:

  1. Налог на добавленную стоимость с работающего персонала.
  2. На получаемую прибыль.
  3. На имеющееся имущество.
  4. На принадлежащие юридическому лицу транспортные средства.
  5. На принадлежащую землю.
  6. На бизнес, связанный с игровыми автоматами и т.п.
  7. На имеющиеся водные источники.
  8. На добычу природных ресурсов из недр земли.

Читайте также: Что такое Роспотребнадзор и чем он занимается

Так как в налоговую инспекцию регулярно поступает отчетная документация, а также декларации с различных организаций и от индивидуальных предпринимателей, количество денежных средств, которые должны поступить в государственную казну, просчитывается заранее.

В соответствии с законодательством нашей страны нет необходимости выплачивать налоги при получении доходов следующего типа:

  1. Пенсионных выплат.
  2. Пособий, выплачивающихся по причине становления на учет в центр занятости по месту жительства.
  3. Пособий, связанных с беременностью, а также родами.
  4. Выплат за сдачу крови (для доноров).
  5. Выплаты от супругов на несовершеннолетних детей – алименты.
  6. Выплаты за достижения в научной деятельности.
  7. Выплаты за достижения в различных сферах искусства.
  8. Денежная помощь от организации семье сотрудника в случае смерти последнего.
  9. Денежная помощь пострадавшим в случае стихийного бедствия.
  10. Доходы от продажи жилища, которое являлось собственностью гражданского лица более пяти лет. В случае когда жилье было приобретено до наступления 2016 года, оно должно являться собственностью физического лица до продажи не менее трех лет.

Подробный список доходов, облагающихся прямым налогом можно прочитать в ст.217 НК РФ.

Все о косвенных налогах

Косвенные налоги — это налоги, которые начисляются поверх стоимости того или иного товара. Их количество определяется количеством получаемой налогоплательщиком прибыли. Таким образом, получается, что налогоплательщик, который занимается производством той или иной продукции, или оказывающий какие-либо услуги должен продавать выпускаемое или же предоставлять свои услуги по цене с добавленной стоимостью на уплату в налоговую инспекцию.

По сути, в данном случае реальным плательщиком налоговых сборов является тот человек, который вышеупомянутый товар или услуги приобретает. Так как оплачивает при приобретении дополнительную стоимость именно он.

А производитель в данном случае является лишь посредником, помогающим попасть налоговым начислениям в государственную казну. При уплате налогов он выплачивает лишь ту денежную сумму, которая «накидывалась» поверх реальной стоимости продаваемых товаров или предоставляемых услуг.

Со времен образования первых государств появились и первые налоги. Они могли взиматься в натуральном или денежном виде, однако суть их всегда оставалась одинаковой: подданный отдает правительству часть своего дохода для покрытия государственных нужд. Например, для обеспечения армии, защищающей народ, создания

ирригационных сооружений, орошающих поля и кормящих население и так далее. Сегодня налогообложение существенно усложнилось, получило новые формы и методы, а также принципы, направленные на то, чтобы сделать его максимально справедливым (принципы прозрачности, удобства, пропорциональные методы налогообложения и так далее). Наиболее ранней формой этой дани являются так называемые прямые налоги. Они платились непосредственно с доходов и имущества подданного/гражданина. В современных же государствах налоги разделяют на целый ряд разновидностей. Основная классификация делит их на косвенные и прямые налоги. Их, в свою очередь, разделяют на дальнейшие разновидности. Так, прямые налоги выделяют следующие: подоходные, имущественные налоги на прибыль, на добычу полезных ископаемых, с наследства и дарения и прочие. Косвенный налог вытекает из установленных наценок на товары и услуги производящего предприятия. На эти наценки и устанавливается государственный налог. Таким образом, налогоплательщик платит его в казну не сам, а через покупку чего-либо.

Прямые налоги: виды

Косвенные налоги и их виды

Их разделяют на три типа:

  • Акцизы. Они устанавливаются на высокодоходные товары и исчисляются в проценте от их продажной цены.
  • Таможенные пошлины. Эти налоги, которые платятся в тот момент, когда товары пересекают границу в ходе импортных и экспортных операций. Помимо наполнения бюджета, с помощью этого инструмента обеспечивается защита и поддержка внутреннего производителя.
  • Фискальные монополии. Это плата физических или юридических лиц за определенные государственные услуги (предоставление лицензий, разрешений, печать и оформление бланков и другие).