Инвестиционная политика современной россии. Инвестиционная политика российской федерации

Все государства в мире должны проводить рациональную экономическую политику. Естественно, Российская Федерация не является исключением из правил. При этом инвестиционная политика России является одним из важнейших факторов и даже локомотивом эффективного развития экономики в стране.

В настоящее время Российская Федерация все еще проходит процесс становления рыночной экономики. Сейчас мы не можем признать эффективность ее работы ни на микро-, ни на макроуровне. В связи с этим значение грамотной инвестиционной политики РФ еще больше возрастает.

Как и в других странах мира, в России под инвестиционной политикой принято понимать создание механизма, с помощью которого государство может активно влиять на существующую экономическую систему, в частности, на рынок инвестиций и субъектов малого, среднего и крупного бизнеса. Она включает себя большое количество способов влияния на данную сферу.

Цели инвестиционной политики в Российской Федерации можно сформулировать просто. Она должна:

  • сформировать благоприятный деловой климат;
  • стимулировать развитие предпринимательства;
  • усовершенствовать социальную сферу;
  • способствовать приоритетной реализации программ и проектов, которые имеют первостепенное значение для государства;
  • минимизировать риски частных инвесторов и компаний;
  • создать простые и понятные условия, которые бы позволили привлекать в страну большое количество иностранных инвесторов.

Существуют три уровня, в рамках которых имеет смысл рассматривать государственную инвестиционную политику:

  • федеральный;
  • региональный;
  • муниципальный.

На федеральном уровне основными инструментами органов исполнительной власти являются налоговая (фискальная), денежная (монетарная) и кредитная политика.

Налоговая система решает две важнейшие задачи. Во-первых, она позволяет сформировать государственный бюджет, который впоследствии будет перераспределен и направлен на реализацию важнейших инвестиционных проектов. Во-вторых, она помогает создавать благоприятные условия, позволяющие привлекать в страну внешних инвесторов.

Монетарная и кредитная политика имеют собственные эффективные инструменты. Среди них управляемая учетная ставка, регулируемая масса денежных средств в стране, кредитование. Влияя надлежащим способом на перечисленные инструменты, Правительство и Центральный Банк РФ могут стимулировать спрос на инвестиции внутри страны.

Существующая специфика

Инвестиционную политику, проводимую исполнительными органами государственной власти, многие отечественные и зарубежные эксперты считают достаточно специфической. Ее прекрасно характеризуют такие особенности:

  • существенное влияние государства на экономику;
  • смешанный характер, допускающий существование как рыночных, так и административных рычагов воздействия;
  • зависимость от мирового экономического кризиса.

Правительство Российской Федерации проводит собственную инвестиционную политику, опираясь на отраслевое законодательство и подзаконные нормативно-правовые акты. С помощью данных нормативны документов происходит регулирование всех инвестиционных процессов, протекающих в государстве.

Основными субъектами государственной инвестиционной политики является Правительство Российской Федерации, Министерство Финансов, Министерство экономического развития, Государственная дума и Центральный Банк.

Вполне естественно, что в такой огромной стране, как Россия, все инвестиционные процессы не могут регулироваться непосредственно из федерального центра. Большую роль в решении стоящих перед страной задач решают региональные власти. На уровне регионов для это создаются местные инвестиционные государственные структуры, которые, как правило, носят название департаментов и агентств.

Региональный аспект

Размер государства оказывает очень большое значение на методологию проводимой в нем инвестиционной политики. Россия является самой крупной страной в мире, поэтому для нее такая специфика приобретает особый размах. При разработке и проведении федеральной инвестиционной политики должна обязательно учитываться специфика отдельных субъектов федерации. Необходимо принимать во внимание:

  • особенности географического положения;
  • имеющиеся природные ресурсы;
  • уровень развития транспортной инфраструктуры;
  • непосредственное соседство с иностранными государствами;
  • инвестиционную привлекательность;
  • состояние экологии.

В идеале Правительство РФ должно максимально грамотно и эффективно объединить инвестиционные потенциалы всех субъектов федерации. На основе такой кооперации в масштабах страны должен создаваться благоприятный деловой климат.

Эффективность проводимой политики

В настоящее время инвестиционная политика, проводимая органами исполнительной власти России, не может быть в полной мере признана эффективной. По-прежнему остаются нерешенными целый ряд важных задач:

  • не существует тесной взаимосвязи между приоритетными и реализуемыми инвестиционными проектами;
  • уровень рационализации финансовых трат из федерального бюджета недостаточно высок;
  • инвесторы не обладают всей полнотой прав и гарантий;
  • государственное инвестирование доминирует над частным;
  • не существует акцента на реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.

Ключевым моментом видится именно недостаточный уровень частных инвестиций. Государственный инвестиционный потенциал в первую очередь должен быть направлен на развитие военно-промышленного комплекса (ВПК), фундаментальную и прикладную науку. Вместо этого ввиду отсутствия должного уровня частных вложений, Правительству приходится взваливать на государственный бюджет значительную часть инвестиций в экономику и социальную сферу.

  • Тема 4. Рыночный механизм. Теория спроса и предложения.
  • 4.1. Рынок: понятие, структура, функции.
  • 4.2 Спрос и предложение: рыночное равновесие.
  • 4.2.1 Спрос. Закон спроса. Факторы спроса.
  • 4.2.2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения.
  • 4.2.3. Равновесие спроса и предложения.
  • 4.2.4. Государственное регулирование цен и его последствия.
  • 4.3. Эластичность спроса и предложения. Факторы эластичности.
  • Тема 5. Потребительское поведение и рыночный спрос.
  • 5.1. Совокупная и предельная полезность. Функция полезности. Законы Госсена.
  • 1. Товары - совершенные заменители
  • 3. Товары, нежелательные для потребителя.
  • 4. Нейтральные товары.
  • Тема 6. Производство и издержки в рыночной экономике.
  • 6.1. Природа издержек производства: основные понятия.
  • 6.2. Издержки в краткосрочном периоде.
  • 6.3. Издержки в долгосрочном периоде. Максимизация прибыли.
  • 6.4. Производственная функция.
  • Тема 7. Типы рыночных структур: конкуренция и монополия.
  • 7.1. Общая характеристика рыночных структур. Совершенная конкуренция.
  • 7.2. Монополия.
  • Особенности антимонопольной политики в России
  • 7.3. Олигополия.
  • 7.4. Монополистическая конкуренция.
  • Тема 8. Рынок труда.
  • 8.1. Общая характеристика рынка труда.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.1. Общая характеристика рынка труда.)
  • Тест контрольный (8.1. Общая характеристика рынка труда)
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.2.Спрос и предложение на рынке труда)
  • Тест контрольный (8.2.Спрос и предложение на рынке труда)
  • 8.3. Несовершенная конкуренция на рынке труда
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (8.3.Несовершенная конкуренция на рынке труда)
  • Тест контрольный (8.3.Несовершенная конкуренция на рынке труда)
  • Тема 9. Рынок капитала и земли.
  • 9.1. Понятие капитал и его виды.
  • 9.2. Рынок капитала. Процент. Дисконтированная стоимость.
  • 9.3. Спрос и предложение земли.
  • 9.4. Земельная рента: абсолютная и дифференцированная. Цена земли.
  • Тема 10. Государство в смешанной экономике.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест контрольный (10.2.Теория общественного выбора)
  • 10.3. Фиаско государства
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (10.3. Фиаско государства)
  • Тест контрольный (10.3. Фиаско государства)
  • 10.4. Государственное регулирование экономики: основные цели и инструменты
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 11. Национальная экономика: основные результаты и показатели.
  • 11.1. Макроэкономика: предмет, структура, модели.
  • 11.2. Система национальных счетов как инструмент макроанализа.
  • 11.3. Методы расчета агрегатных показателей.
  • Тема 12. Совокупный спрос и совокупное предложение: проблема равновесия.
  • 12.1. Макроэкономическое равновесие: позиции различных школ.
  • 12.2. Модель макроэкономического равновесия «аd-аs».
  • Тема 13. Потребление и сбережения.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (13.1. Потребление и сбережение)
  • Тест контрольный (13.1. Потребление и сбережение)
  • Тема 14. Инвестиции.
  • 14.1. Понятие и факторы инвестиций. Модель «сбережения - инвестиции» (I - s).
  • 14.2. Инвестиционная политика государства.
  • Тема 15. Деньги и национальное производство
  • 1.Функцию меры стоимости.
  • 2. Функцию средства обращения.
  • 1. Товарных денег.
  • 15.2. Денежный рынок и его равновесие
  • 15.2.1. Спрос на деньги, его компоненты и факторы изменения.
  • Тема 16. Банковская система.
  • 16.1. Современная кредитная система. Центральный банк и его функции.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (16.1.Современная кредитная система. Центральный банк и его функции).
  • Тест контрольный (16.1.Современная кредитная система. Центральный банк и его функции)
  • Вопросы для самопроверки:
  • 16.3. Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы.
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тест учебный (16.3. Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы)
  • Тест контрольный (16.3.Предложение денег. Роль банков в формировании денежной массы)
  • Тема 17. Макроэкономическая нестабильность: инфляция и безработица.
  • 17.1.Экономические циклы: причины, фазы, механизм развития.
  • 17.2. Безработица: понятие, виды, последствия.
  • 17.3. Инфляция: причины, виды, последствия.
  • Тема 18. Макроэкономическая политика.
  • 18.1. Фискальная политика: цели, направления, инструменты. Дискреционная и недискреционная фискальная политика. Встроенные стабилизаторы.
  • 18.2. Кредитно – денежная политика: цели, направления, инструменты.
  • Тема 19. Экономический рост: содержание и типы.
  • 19.2. Типы экономического роста. Модели роста.
  • Модели экономического роста.
  • Тема 20. Мировая экономика и международные отношения.
  • 20.1. Теория международной торговли.
  • S в противоположность меркантелистам а.Смит выступал за:
  • S Принцип абсолютных преимуществ сформулировал:
  • S в противоположность меркантелистам а.Смит выступал за:
  • S Принцип абсолютных преимуществ сформулировал:
  • 20.2. Внешняя торговля в странах с большой и малой открытой экономикой. Равновесие на мировом рынке.
  • 20.3. Государственная политика в области внешней торговли
  • 20.4. Платежный баланс и валютный курс.
  • Платежный баланс
  • Тема 21. Основные направления развития экономической мысли.
  • 21.1. Первые научные концепции и теоретические экономические школы.
  • 21.2. Формирование и эволюция современной экономической мысли.
  • 21.3. Развитие экономической науки в России.
  • 14.2. Инвестиционная политика государства.

    Лекция

    В реальной экономике под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство, в том числе имущественные права, иные права, имеющие де­нежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) дости­жения иного полезного эффекта.

    Инвестиции принято делить на реальные и финансовые.

    Портфельные (финансовые) инвестиции - вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий. При осуществлении портфельных инвестиций инвестор увеличи­вает свой финансовый капитал, получая дивиденды и доходы на ценные бумаги.

    Реальные инвестиции - вложения в создание новых, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий. В этом случае предприятие-инвестор, вкладывая средства, увеличива­ет свой производственный капитал: основные производственные фонды и необходимые для их функционирования оборотные сред­ства.

    Важным рычагом воздействия на предпринимательскую деятель­ность субъектов хозяйствования и экономику страны является ин­вестиционная политика - одна из составных частей экономичес­кой политики государства.

    Под инвестиционной политикой государства понимается ком­плекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствова­ния с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема эко­номики, повышения эффективности производства и решения соци­альных проблем.

    Цель инвестиционной политики - реализация стратегичес­кого плана экономического и социального развития страны. Но в любом случае конечной целью инвестиционной политики является оживление инвестиционной деятельности, направленной на подъем отечественной экономики и повышение эффективности обществен­ного производства.

    Задачи инвестиционной политики зависят от поставлен­ной цели и конкретно сложившейся экономической ситуации в стра­не. Кним могут относиться: выбор и поддержка развития отдель­ных отраслей хозяйства; реализация программы по конверсии во­енно-промышленного комплекса; обеспечение конкурентоспособ­ности отечественной продукции; поддержка развития малого и среднего бизнеса; поддержка развития экспортных производств; обеспечение сбалансированности в развитии всех отраслей эко­номики России; реструктуризация угольной промышленности; ре­ализация программы жилищного строительства в стране, в част­ности для военных и др

    Государство для выполнения своих функций регулирования эко­номики использует как экономические (косвенные), так и админис­тративные (прямые) методы воздействия на инвестиционную дея­тельность и экономику страны путем издания и корректировки со­ответствующих законодательных актов и постановлений, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и ин­вестиционной, политики.

    Экономические методы воздействия государства на предприни­мательскую и инвестиционную деятельность в большей степени под­ходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить между собой. Экономические рыча­ги, которые использует государство для регулирования экономики, в том числе и инвестиционных процессов, довольно разнообразны, но основными из них являются: налоги, участие государства в инвес­тиционной деятельности, создание свободных экономических зон, перераспределение доходов и ресурсов, ценообразование, создание благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций, кредитно-финансовые механизмы и другие.

    Административные, т. е. методы прямого воздействия, должны использоваться государством в том случае, если экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении топ или иной задачи.

    Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, предусматривает:

    Создание благоприятных условий для развития инвестицион­ной деятельности путем: совершенствования системы налогов; при­менения механизма начисления амортизации и использования амор­тизационных отчислений; установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, не носящих индиви­дуального характера и др.;

    Прямое участие государства в инвестиционной деятельности, которое осуществляется в форме капитальных вложений путем: раз­работки, утверждения и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными государства­ми; формирования перечня строек и объектов, подлежащих техни­ческому перевооружению для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета; предоставления на конкурсной основе государственных гарантий но ин­вестиционным проектам за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации и др.

    Инвестиционный климат - это среда, в которой протекают инвестиционные процессы. Он формируется под воздействием взаи­мосвязанного комплекса законодательно-нормативных, организа­ционно-экономических, социально-политических и других факторов, определяющих условия инвестиционной деятельности в отдельной стране, регионе, городе. Инвестиционный климат выступает объек­том воздействия инвестиционной политики. С одной стороны, он определяет стартовые условия для разработки инвестиционной по­литики, а с другой - является ее результатом.

    Инвестиционная деятельность - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижение иного полезного эффекта. Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность, в зависимости от их уровня, мож­но классифицировать в две группы:

    1) Первая группа - факторы, влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне; все внешние факторы по отношению к предприятию. К ним можно отнести: степень совершенства налоговой системы; нормативно-правовое обеспечение инвестицион­ной деятельности; степень участия государства в инвестиционной де­ятельности; уровень инфляции; дефицит бюджета; состояние и дина­мику развития экономики страны; степень совершенства финансово-кредитной политики; экономическую, в том числе и инвестиционную, политику государства; социальное и политическое положение в обще­стве; степень совершенства рыночных отношений; наличие свобод­ных экономических зон; созданные условия для привлечения иност­ранного капитала; степень риска вложения инвестиций; поддержку государством развития малого и среднего бизнеса и др.

    2) Вторая группа - факторы, влияющие на инвестиционную деятель­ность на микроуровне (внутренние факторы).К ним можно отнести: размеры (масштабы) предприятия; финансовое состоя­ние; применяемые способы исчисления амортизационных отчисле­ний; научно-техническую политику предприятия; инвестиционную политику; организационно-правовую форму хозяйствования и другие.

    В любом обществе инвестиции предопределяют общий рост эко­номики, что дает возможность создавать накопления и больше потреб­лять в будущем. Важной макроэкономической пропорцией выступает со­отношение накопления и потребления в ВВП страны. Норма накопления показывает, какая часть ВВП направляется в инвестиции в основной капитал для расширения производства.

    Норма накопления в российской экономике 1999-2001 гг. оста­валась низкой. В 2001 г. она составила 17%, в дальнейшем происходит рост валовых накоплений до 21% ВВП. Это означает, что экономический рост в среднесрочной перспективе должен со­провождаться опережающим по сравнению с динамикой потребления ростом инвестиций в основной капитал.

    Мировой опыт за­рубежных стран, преодолевавших негативные последствия струк­турных и циклических кризисов, показывает, что в фазах ожив­ления и подъема экономики норма валового накопления в основной капитал достигала уровня 30-40% ВВП и выше (например, Германия и Япония в послевоенные десятилетия, США в 50-60-е годы).

    В СССР в течение многих десятилетий норма накопления была высокой (около 30% ВВП), но эффективность капитальных вложений постоянно снижалась. Таким образом, проблема накоплений в россий­ской экономике связана с необходимостью аккумуляции достаточных объемов инвестиций и их эффективной отдачей.

    Возможности накопления основного капитала в стране зависят от размеров валовых национальных сбережений государства, предприя­тии и населения. Однако для России в настоящее время характерен разрыв в цепочке «сбережения - инвестиции», что является серьезной проблемой для всего народного хозяйства. Так, например, в 2000 г. ва­ловые национальные сбережения оценивались в 32% ВВП, в то время как накопление основного капитала составило только 15% ВВП.

    Низ­кий уровень капитализации национальных сбережений свидетельствует о сохраняющемся недоверии потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику, обусловленном эконо­мическими и правовыми рисками, низкой прибыльностью инвестиру­емого капитала.Одной из наиболее характерных черт системного кризиса, охва­тившего экономику России в 90-е годы XX в., явилось резкое со­кращение инвестиций в реальный сектор экономики. За десяти­летие инвестиции в основной капитал снизились в четыре раза.

    Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполага­ет восстановление условий для внутреннего накопления, устранение диспропорции в отраслевом распределении - перераспреде­ление внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в об­рабатывающую промышленность для модернизации и формирования со­временной структуры экономики.

    Для этого целесообразно снижение чрезвычайно завышенной эффективности вложений в финансовый сектор экономики, восстановление нормальных экономи­чески обоснованных соотношений между текущим потреблением и накоп­лением. Требуются меры по поддержке платежеспособного спроса на оте­чественные товары инвестиционного и потребительского назначения.

    Ре­шение этих задач может обеспечиваться проведением целого комплекса мероприятий, касающихся различных аспектов ценовой, валютной, нало­говой политики, а также политики доходов. Отсюда объективно следует необходимость усиления роли государства как основного субъекта, орга­низующего экономическую деятельность в переходной экономике.

    Вопросы для самопроверки:

      Какие меры необходимо принять для инвестиционного подъема в российской экономике?

      Определите внутренние и внешние источники инвестиций для российских предприятий.

      Чем объяснить низкую инвестиционную активность российских банков?

      Как привлечь для инвестирования в производство средства населения?

      Сбережения и норма накопления в современной российской экономике.

      Бюджет развития как инструмент инвестиционной политики.

      Налоговые механизмы стимулирования инвестиций.

      Какие причины тормозят привлечение в Россию иностранных инвестиций?

      Что необходимо сделать для улучшения инвестиционного климата в России?

      В какие сферы российской экономики необходимо стимулировать приток иностранного капитала?

      Каков баланс выгод и отрицательных последствий участия иностранного капитала в российской экономике?

    #Type=Exercise;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=3;TimeLimit=30 Тест по теме 14.2.

    Тест учебный ()

    SИнвестиционная деятельность - это:

    N- Деятельность государства по стимулированию инвестиций

    N+ Вложение инвестиций и совокупность практических действий по реализации инвестиций

    N- Совокупность мероприятий по защите инвестиций

    SФинансовые инвестиции подразумевают вложение средств:

    N- В средства производства

    N+ В ценные бумаги

    N- В интеллектуальные ценности

    SПод расширенным воспроизводством основных фон­дов понимают:

    N- Строительство и приобретение ОФ в размерах, соответствующих сумме начисленного износа по действующим производственным основным фондам

    N+ Строительство и приобретение ОФ в размерах, превышающих сумму уменьшения ОФ в результате износа

    N- Строительство и приобретение ОФ в размерах, меньше суммы уменьшения ОФ в результате износа

    SВ состав заемных и привлеченных источников финан­сирования инвестиций не включаются:

    N- Эмиссия акций

    N+ Прибыль, лизинг

    N- Банковские кредиты, лизинг

    N- Мобилизация внутренних ресурсов

    SФакторы, не влияющие на инвестиционную деятельность на макроуровне:

    N+ Размеры предприятия

    N- Уровень инфляции

    N- Степень риска вложений

    SВенчурный капитал образуется путем:

    N- Формирования портфеля ценных бумаг предприятия

    N- Привлечения иностранных инвесторов для создания совмест­ных предприятий по продвижению инвестиционного товара на рынке сбыта

    N+ Участия инвесторов в ограниченном определенными времен­ными рамками акционерном обществе вновь создаваемых ма­лых инновационных фирм

    N- Благотворительности

    SИнновационный потенциал фирмы - это:

    N- Проведение научно-исследовательских работ, лицензионная деятельность фирмы

    N- Деятельность по созданию и использованию интеллектуаль­ного продукта и доведение новых идей до их реализации в виде готового товара на рынке, представляющего интеллектуальную собственность

    N+ Способность к собственной разработке новшеств, возможнос­ти к эффективному внедрению имеющихся открытий и изобрете­ний

    SРеальные инвестиции не направляются на;

    N+ Приобретение ценных бумаг

    N- Развитие непроизводственной сферы

    N- Развитие производства

    SВоспроизводственная структура капитальных вло­жений характеризует:

    N- Распределение инвестиционных затрат на активные и пассив­ные элементы основного капитала

    N+ Распределение инвестиционных затрат на новое строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение

    N- Распределение инвестиционных затрат по отраслям народно­го хозяйства

    SКосвенное воздействие государства на инвестицион­ную деятельность включает:

    N- Финансирование инвестиционных проектов

    N+ Совершенствование механизма начисления амортизационных отчислений

    N- Прямой запрет инвестиционной деятельности

    N- Предоставление бюджетных ссуд

    #Type=Exam;QuestionToShow=10;CompletePercent=80;AttemptCount=1;TimeLimit=30 Тест по теме 14.2.

    Тест контрольный (14.2. Инвестиционная политика государства )

    SПортфельные (финансовые) инвестиции – это вложения в:

    N+ Акции, облигации, другие ценные бумаги, активы других предприятий

    N- Экономику других стран

    N- Человеческий капитал

    S Реальные инвестиции – это вложения в:

    N+ Создание новых, реконст­рукцию и техническое перевооружение действующих предприятий

    N- Конвертируемую валюту

    N- В оборотные сред­ства для поддержания сохранения недвижимости

    S Под инвестиционной политикой государства понимается ком­ плекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством:

    N- По улучшению качества товаров и услуг

    N+ По созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствова­ния с целью оживления инвестиционной деятельности и подъема эко­номики

    N- По увеличению производственных мощностей заводов и фабрик

    S К з адачами инвестиционной политики могут относиться:

    N- Выбор и поддержка развития отдель­ных отраслей хозяйства;

    N- Поддержка развития малого и среднего бизнеса;

    N- Обеспечение конкурентоспособ­ности отечественной продукции;

    N- Поддержка развития экспортных производств;

    N- Ре­ализация программы жилищного строительства в стране;

    N+ Все сказанное.

    S К факторам, влияющим на инвестиционную деятельность предприятия на макроуровне не относится:

    N- Степень совершенства налоговой системы

    N- Нормативно-правовое обеспечение инвестицион­ной деятельности

    N- Степень участия государства в инвестиционной де­ятельности

    N+ Организационно-правовую форму хозяйствования предприятия

    N- Уровень инфляции

    SК факторам, влияющие на инвестиционную деятель­ность на микроуровне (внутренние факторы ). можно отнести:

    N- Размеры (масштабы) предприятия

    N- Финансовое состоя­ние

    N- Применяемые способы исчисления амортизационных отчисле­ний

    N- Научно-техническую политику предприятия

    N+ Все сказанное

    S Норма накопления в российской экономике в последние 15 - 20 лет:

    N- Оста­ется низкой

    N- Составляет от 17% до 21% ВВП

    N+ Все сказанное верно

    S Мировой опыт за­ рубежных стран показывает, что для подъема экономики норма валового накопления в основной капитал должна быть на уровне:

    N- Более 70 % ВВП

    N+ 30 – 40 % ВВП и выше

    N- 10 -15 % ВВП

    S Для России в настоящее время серьезной проблемой инвестировании в основной капитал является:

    N- Резкое со­кращение инвестиций в реальный сектор экономики

    N- Разрыв в цепочке «сбережения (32% ВВП) - инвестиции (15% ВВП)»

    N- Недоверие потенциальных инвесторов к вложению сберегаемых средств в российскую экономику

    N+ Все сказанное верно

    S Преодоление воспроизводственного кризиса в России предполага­ет:

    N- Восстановление условий для внутреннего накопления

    N- Устранение диспропорции в отраслевом распределении (перераспреде­ление внутренних инвестиционных ресурсов из сырьевых отраслей в об­рабатывающую промышленность)

    N- Поддержку платежеспособного спроса на оте­чественные товары

    N+ Все сказанное верно

    Список литературы:

      Микроэкономика. Теория и российская практика: учебник / кол.авт,; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. А.Ю. Юданова. Финан­совая академия при Правительстве РФ. - 7-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.-624с.

      Курс экономической теории: учебник - 5-е дополненное и пе­реработанное издание - Киров: «АСА», 2002 г. - 832 с.

      Экономика. Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Под ред. А.И. Арипова, А.Н. Нестеренко, А. Б. Большакова. - М.:ПБОЮЛ М. А. Захаров, 2001, -784с.

      Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник / ; под ред. проф. А.Г. Грязновой и проф. Н.Н.Домной. - 4-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2007.-688с.

    31. Инвестиционная политика государства

    Инвестиционная политика – это комплекс целенаправленных мер, которые государство осуществляет, чтобы создать благоприятные условия для субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.

    Рычаги, с помощью которых государство оказывает влияние на инвестиционную деятельность: кредитно-финансовая политика, налоговая политика, амортизационная политика, научно-техническая политика.

    Цель инвестиционной политики – реализация стратегического плана экономического и социального развития страны.

    Задачи инвестиционной политики: 1) выбор и поддержка развития отдельных отраслей экономики; 2) обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции; 3) поддержка развития экспериментальных производств; 4) поддержка развития среднего и малого бизнеса; 5) разработка механизмов реализации инвестиционной политики; 6) создание источников и методов формирования инвестиций; 7) создание нормативно-правовой базы; 8) обеспечение функционирования органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики; 9) создание условий для привлечения инвестиций.

    Виды инвестиционной политики: государственная, отраслевая, региональная, субъектов хозяйствования.

    Разработка инвестиционной политики происходит с учетом таких принципов: 1) нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов; 2) учет инфляции, факторов риска; 3) экономическое обоснование инвестиций; 4) формирование оптимальной структуры портфельных и региональных инвестиций; 5) выбор надежных и более дешевых источников и методов формирования инвестиций.

    В целом, необходимо стремиться к обретению независимости России в отраслях:

    – ускоряющих прогресс (электронная, космическая, авиационная промышленность);

    – обеспечивающих продовольственную независимость (пищевая промышленность);

    – обеспечивающих независимость в сфере обеспечения граждан лекарствами и медпрепаратами.

    Перерабатывающие отрасли в своем развитии должны опережать добывающие.

    Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

    § 2 Экономическая политика государства Каковы сущность и цели экономической политикиЭкономическая политика проводится от лица государства правительством. Она представляет собой главную линию действий правительства в области производства, распределения, обмена и

    Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

    3. Денежно-кредитная политика государства: цели и инструменты Денежно-кредитная политика представляет собой вид экономической политики, проводимой Центральным банком (ЦБ) страны с целью урегулирования денежных отношений и обеспечения более эффективного распределения

    Из книги Банковские операции автора Шевчук Денис Александрович

    ЛЕКЦИЯ № 9. Экономическая политика государства 1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны

    Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

    1. Экономическая политика государства: основные цели и задачи Основные цели экономической политики государства заключаются в следующем:1) обеспечение эффективного функционирования экономической системы страны посредством создания надлежащей правовой базы и

    Из книги Экономическая теория. автора

    Инвестиционная политика ИНВЕСТИЦИЯМИ являются денежные средства, целевые банковские вклады, паи, акции и другие ценные бумаги, технологии, машины, оборудование, лицензии, в том числе на товарные знаки, кредиты, любое другое имущество или имущественные права,

    Из книги Российский крупный бизнес: первые 15 лет. Экономические хроники 1993-2008 гг. автора Паппэ Яков Шаявич

    86. Инвестиционная политика предприятий. Источники финансирования капитальных вложений При разработке инвестиционной политики предприятия целесообразно предусмотреть:- соответствие мероприятий, которые предполагается осуществить в рамках этой политики,

    Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

    20.4. Перераспределение доходов. Социальная политика государства Еще одним противоречием в деле распределения доходов является противоречие между эффективностью и равенством, или социальной справедливостью. Эффективность есть получение обществом максимума возможных

    Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

    3.3 Оппортунистическая социально-экономическая политика российского государства Описанная ситуация - катастрофический характер перехода и доминирование в нем спонтанных процессов - привела к тому, что сложившаяся в начале 1990-х гг. государственная и политическая

    Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

    Тема 33 ИНВЕСТИЦИОННАЯ И ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 33.1. Инвестиции в краткосрочном и долгосрочном периодах. Инвестиции и темпы роста ВВПИнвестиции – это долгосрочные вложения государственного или частного капитала в различные объекты народного хозяйства в

    Из книги Экономика России на распутье… автора Аганбегян Абел Гезович

    6.6.5. Перераспределение доходов населения и социальная политика государства Заработная плата не является единственным источником доходов населения.Доход – это сумма денежных средств, получаемых за определенный промежуток времени и предназначаемых для приобретения

    Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич

    Вопрос 88 Фискальная политика государства: цели и виды

    Из книги Новая эпоха - старые тревоги: Экономическая политика автора Ясин Евгений Григорьевич

    Глава III Антикризисная политика государства

    Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

    32. Налоговая и амортизационная политика государства Государство может влиять на инвестиционную активность при помощи налоговой и амортизационной политики.Амортизационная политика устанавливает порядок начисления и использования амортизационных отчислений.

    ПОЛИТИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА В 1970-Х ГГ. Общее знание в 1960-х гг., отраженное в докладе Донована, представлявшего большинство, состояло в том, что законодательство не может контролировать отношения между работодателями и профсоюзами. Тем не менее Закон «Об отношениях

    Для стимулирования инвестиционной деятельности и создания благоприятного инвестиционного климата необходимо осуществлять продуманную инвестиционную политику.

    Инвестиционная политика государства это совокупность методов и приемов, направленных на решение задач, связанных с накоплением и использованием капитальных и финансовых вложений, обеспечивающих экономический рост и повышение благосостояния населения .

    Основной задачей государственной инвестиционной политики является стимулирование сбережений физических и юридических лиц и их трансформация в инвестиции. Воплощение этой задачи на практике зависит от множества факторов. Основные направления и общие положения (санкции, условия льготного кредитования и т.п.) государственной инвестиционной политики определяет Министерство экономического развития РФ с учетом положений Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). В соответствии с данным документом региональные власти вносят дополнения и уточнения в инвестиционную политику, учитывая при этом транспортную доступность, наличие подготовленных для инвестирования объектов, квалифицированных трудовых ресурсов, преференций, доступной информационной поддержки. Подобные меры направлены на обеспечение целевого использования инвестиционных ресурсов и контроль результатов.

    Основой для разработки инвестиционной политики служат сложившиеся в мировой экономической науке концепции.

    На Западе преобладает американо-английская концепция, основанная на использовании финансовых факторов. В соответствии с данной концепцией накопления определяются ставками процента по кредитам и вкладам, долей государственного потребления, применением мультипликационного эффекта, умножающего роль инвестиций . Ключевым положением американо-английской концепции является использование стимулирующих методов, при этом основным стимулом служат государственные расходы на общественные работы. Они позволяют увеличить инвестиции, вовлечь в производственный процесс дополнительную рабочую силу, т.е. увеличить занятость, а следовательно, доход и потребление.

    Вторая концепция, разработанная Й. Шумпетером, отводит центральное место предпринимательской функции. В основе этой концепции заложена теория "эффективной конкуренции": рыночный механизм в ней рассматривается как плодотворное взаимодействие сил монополий и конкуренции, базирующееся на нововведениях, придающее особый динамизм экономическому развитию. При этом массовые инвестиции в основной капитал будут являться движущей силой процветания и простимулируют нововведения в отдельных областях .

    Министром экономики ФРГ Л. Эрхардом была разработана и реализована на практике концепция социального рыночного хозяйства. Ключевым положением концепции является развитие свободного предпринимательства и ответственности за восстановление страны и реализацию способностей и инициативы граждан.

    В основу четвертой концепции заложен подход китайских (Дэн Сяопин) и японских лидеров, предполагающий наличие инвестиционной политики, основанной на возрождении духа бережливости и предприимчивости с целью национального подъема.

    Выбор концепции определяется такими факторами, как: развитость экономики, стадия экономического развития, национальные особенности правительства и др.

    Характер инвестиционной политики зависит от государственного вмешательства как во внутренние, так и во внешние экономические процессы, от степени увязки данной политики с иными направлениями, к которым относят политику финансово-кредитную, лицензионную, налоговую, ценовую, доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций и др. (табл. 1.20).

    Таблица 1.20

    Классификация инвестиционной политики государства

    Классификационный

    1. По наличию и характеру правовой базы

    Формализованная предполагает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса (налоги, цены, доходы, тарифную систему, сроки амортизации оборудования и методы учета основных средств).

    Неформализованная характеризуется низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80%), свободным перемещением капитала за рубеж и обратно, а также несистематизированной правовой базой

    2. По форме управления

    Либеральная предполагает экономические методы государственного регулирования инвестиционных процессов, наличие развитой вертикальной системы инвесторов (государство – финансовые институты – бизнесмены – мелкие инвесторы), разнообразных источников инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитую финансовую инфраструктуру. Роль государства состоит в установлении "правил игры" во взаимоотношениях "инвестор – государство", что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Централизованная основана на использовании преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций формируются за счет аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе условное

    Основные цели инвестиционной политики России заключаются:

    • – в стимулировании процесса модернизации производства на основе массового внедрения перспективных нововведений и обновления научно- технического потенциала;
    • – оптимизации соотношений между капиталовложениями в ресурсодобывающие, перерабатывающие и потребляющие отрасли;
    • – перераспределении капитальных вложений в пользу отраслей, обеспечивающих повышение благосостояния народа, ускорение научно-технического прогресса;
    • – развитии социальной инфраструктуры .

    Основные задачи государственной инвестиционной политики: обеспечение структурной перестройки экономики; стимулирование инвестиций физических и юридических лиц, в том числе и в социальную сферу; регулирование занятости населения; привлечение инвестиций из различных источников, включая иностранные; совершенствование нормативно-правовой базы инвестиционной деятельности; создание условий для развития различных видов инвестирования; государственная поддержка среднего и малого бизнеса .

    В России инвестиционная политика государства формируется под влиянием следующих факторов:

    • – сильная роль государства в управлении экономикой, государство выступает инициатором радикальных экономических реформ;
    • – необходимость обеспечения наибольшей отдачи от действий юридических и физических лиц и от долгосрочных перспектив государственной политики;
    • – политическая и экономическая нестабильность;
    • – последствия затянувшегося мирового финансового кризиса;
    • – отсутствие четкого и правильного развития реального сектора экономики .

    Рассмотрим, каким образом в России регулируется инвестиционная деятельность. Регулирование осуществляется на национальном, региональном и международном (наднациональном) уровне.

    На наднациональном уровне регулирование происходит на основе международного инвестиционного права (см. подробнее гл. 9). Регулирование на национальном и региональном уровнях может осуществляться с нескольких позиций; в частности, различают правовое, налоговое, государственное регулирование инвестиционной деятельности. Следует отметить, что эти направления регулирования тесно связаны между собой. Так, правовое и налоговое регулирование, по сути, составляют часть государственного регулирования инвестиционной деятельности организаций.

    Правовую основу регулирования инвестиционной деятельности в России составляют Конституция РФ, федеральные законы и постановления. В субъекте РФ помимо федерального законодательства разрабатываются местные нормативные акты, регламентирующие деятельность инвесторов на территории региона.

    В настоящее время инвестиционная деятельность в России на федеральном уровне регулируется рядом нормативных документов. Особо следует выделить следующие законы:

    • 1) Закон РСФСР 26.06.1991 № 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР";
    • 2) Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
    • 3) Федеральный закон от 16.06.1998 № 102-ФЗ "Об ипотеке";
    • 4) Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
    • 5) Федеральный закон от 25.02.1999 № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложениях";
    • 6) Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".

    Данные нормативные акты регламентируют процесс осуществления, контроля и регулирования инвестиционной деятельности и являются основой для разработки регионального налогового законодательства.

    Следует отметить, что в законодательстве РФ предусмотрено прекращение или приостановление инвестиционной деятельности. Правомочные государственные органы могут прекратить или приостановить инвестиционную деятельность в случаях признания инвестора банкротом; стихийных и иных бедствий, катастроф; введения чрезвычайного положения; если продолжение инвестиционной деятельности может привести к нарушению установленных законом экологических, санитарно-гигиенических и других норм и правил, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства


    Введение

    Инвестиционная политика государства

    Практическое задание

    Заключение

    Список литературы


    ВВЕДЕНИЕ


    Инвестиции - совокупность затрат, реализуемых в форме долгосрочных вложений капитала в промышленность, сельское хозяйство, транспорт и другие отрасли хозяйства.

    Процесс инвестирования в конечном итоге связан с общественным производством. В процессе развития экономики капитальные вложения обеспечивают возможность обновления и качественного совершенствования основных средств, ресурсов для улучшения структуры производства. В механизме управления экономикой инвестиции выполняют важную функцию регулятора темпов развития.

    Инвестиционная политика связана с созданием условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и управления финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании таких условий, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы не «убегали» из России, а, наоборот, происходил приток иностранного капитала.

    Активизация государственной инвестиционной политики на современном этапе является ключевым условием перехода российской экономики к устойчивому росту. Важнейшими направлениями государственной инвестиционной политики являются: усиление государственной поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.


    1 Инвестиционная политика государства


    Под инвестициями понимают долгосрочные вложения материальных и финансовых средств в тот или иной вид деятельности (производства, бизнеса), движимое и недвижимое имущество, денежный оборот, интеллектуальные и иные ценности с целью получения преимуществ (выгод, прибыли) в будущем. (7)

    Инвестиции как экономическая категория выполняют ряд важнейших функций, без которых невозможно нормальное развитие экономики предприятия и государства в целом, т.к. инвестиции направляются не только с целью получения прибыли (частные инвестиции), но и с целью регулирования экономики в целом и проведения определенной структурной политики (государственные инвестиции).

    На макроуровне экономики инвестиции являются необходимой основой для таких процессов, как:

    осуществление расширенного воспроизводства;

    ускорение темпов научно-технического процесса;

    улучшение качества и конкурентоспособности продукции;

    создание необходимой сырьевой базы;

    развитие здравоохранения, образования, культуры и др. социальных сфер. (11)

    Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного кризиса в стране. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), постоянный и общеизвестный набор правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате через государственные преобразования в инвестиционной политике. (14)

    Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

    Инвестиционная политика государства имеет сложную структуру, содержание которое выражено по следующим основаниям:

    по характеру проблем и основательности их решения;

    по направлениям деятельности государства (планирование, программирование, нормотворчество, государственные заказы инвестиционных товаров, финансовое и кадровое обеспечение инвестиционного комплекса и т.д.);

    по источнику и характеру властных полномочий (федеральная, региональная, местная);

    по секторам, сферам и отраслям экономики;

    по методам регулирования (прямые и косвенные, административные и рыночные);

    по инструментам воздействия (нормативные, бюджетные, внебюджетные). (6)

    Инвестиционная политика, как правило, формируется правительством и находит свое отражение в федеральной инвестиционной программе и бюджете. (11)

    Отдельные положения, относящиеся к инвестиционной политике, содержатся в посланиях Президента РФ Федеральному Собранию, а также в специальных законах. Ряд конкретных мер по активизации инвестиционной деятельности содержится в программных постановлениях и документах, относящихся к формированию региональной политики.

    Политика в области инвестиционной деятельности опирается на основные законодательные акты РФ о собственности, приватизации и земле.

    Государство посредством денежно-кредитной и финансовой политики может влиять на изменение соотношений между инвестиционным спросом и предложением, а, следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансовых активов. Оно определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров и, как следствие, структуру самих инвестиций.

    Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, платежеспособного спроса населения на товары и услуги и т.д.) применяются те или иные концепции регулирования рынка инвестиционных товаров. При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней:

    конечных целях (рост производства и национального дохода, увеличение занятости населения);

    промежуточных целях (соотношение между спросом и предложением на капитал, процентными ставками на кредитные ресурсы, динамикой денежной массы и др.).

    Конечные (стратегические) цели определяют степень воздействия данной формы денежно-кредитной и финансовой политики на производство. Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулирования пропорций спроса и предложения ресурсов в денежно-кредитной и финансовой сферах.

    В настоящее время бюджетное финансирование инвестиционной деятельности пока осуществляется на базе подходов, существенно ограничивающих воздействие государства на ход рыночных преобразований и структурную перестройку экономики. При этом данные недостатки связаны не столько с ограниченными возможностями бюджетной системы, сколько с неопределенной или даже ошибочной стратегией распределения централизованных инвестиций, отсутствием действенного контроля за их использованием. Необходимость решения этой проблемы дополняется тем, что перекосы в государственной инвестиционной политике одновременно являются причиной отсутствия или существенного искажения ориентиров для частных инвесторов.

    Анализ свидетельствует о наличии определенной зависимости между государственными приоритетами и инвестиционными мотивациями частных инвесторов, которую необходимо учитывать при разработке перспективных направлений инвестиционной политики.

    В противном случае не удастся сформировать основу для проведения общегосударственной инвестиционной политики и согласования интересов инвесторов различных уровней, а предпринимаемые меры будут по-прежнему носить преимущественно пассивный характер и не обеспечивать запланированных результатов.

    Следует также учитывать, что недостаточная и бессистемная поддержка отдельных производителей или регионов снижает стимулы к накоплению и последующему самофинансированию и не способствует формированию рыночного поведения хозяйствующих субъектов. (6)

    При анализе вопроса об возможностях государственной инвестиционной поддержки производителей нельзя не учитывать крайнюю ограниченность бюджетных средств.

    Вместе с тем в современных условиях не меньшее значение приобретают повышение качества обоснования и четкости реализации инвестиционной политики, учет степени проработанности и реальности бюджетного планирования. (6)

    Важной проблемой, связанной с использованием государственных инвестиций, является их низкая по сравнению с частными инвестициями эффективность. Данные о реализации федеральных программ подтверждают, что используемые при распределении государственных финансовых ресурсов подходы не способствуют росту эффективности инвестирования и реструктуризации национальной экономики.

    Государственная поддержка частных инвестиций осуществляется посредством долевого участия государства в инвестиционных проектах, прошедших конкурсный отбор.


    Репетиторство

    Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

    Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
    Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.