Как настроения людей влияют на экономику. Негативное воздействие экономики на жизнь людей

Различают факторы, прямо воздействующие на формирование уровня жизни, и факторы, оказывающие на него косвенное влияние, т. е. его обуславливающие.

К факторам, прямо воздействующим на формирования уровня жизни, относят: уровень доходов населения; объем и структура потребления материальных благ; обеспеченность жильем; уровень развития здравоохранения; уровень развития просвещения; уровень развития культуры; уровень социального обеспечения; величина свободного времени; условия отдыха и т. д.

К факторам, обуславливающим уровень жизни, относят: степень занятости трудоспособного населения; продолжительность рабочего времени; интенсивность труда; состояния охраны труда и техники безопасности на производстве.

Факторы, формирующие уровень жизни, характеризуют жизненные условия людей вне сферы материального производства. К факторам, оказывающим косвенное влияние на уровень жизни людей, а также условия труда, складывающие на производстве и определяемые уровнем его развития.

К наиболее значимым факторам, определяющим динамику уровня жизни населения, относится уровень производительных сил и производственных отношений в обществе, технический прогресс, экономический потенциал общества (его национальное богатство), способами распределения общественного продукта, политические и социальные факторы.

Все факторы тесно взаимосвязаны, взаимозависимы и требуют их комплексного рассмотрения при решении проблемы повышения уровня жизни в стране.

Естественно страны с эффективной экономикой и значительным общественным богатством способны обеспечить своим гражданам более высокие жизненные стандарты и социальные гарантии, чем экономически отсталые страны. То же самое касается и стран с преобладающим трудоспособным населением и высоким уровнем занятости.

Наиболее существенными факторами, которые могут кардинально влиять на изменение уровня жизни населения, являются политические факторы. Они включают характер общественного (государственного) строя, устойчивость института права и соблюдение прав человека, соотношение различных ветвей власти, наличие оппозиции, различных партий и так далее.

Именно политическая власть, которая способствует подъему экономики и развитию предпринимательства, создает необходимые стартовые условия для повышения уровня жизни в стране.

Очевиден тот факт, что политика и экономика страны тесно взаимосвязаны. Они способны поддерживать, корректировать либо ""мешать"" друг другу.

Это можно проследить на примере не так давно легально появившегося в российской экономической действительности предпринимательства, которое в своем развитии прошло несколько этапов. На каждом из них предпринимательский слой численно рос и обновлялся, в него вливались представители новых социальных и возрастных групп, обладающие различной социально-политической культурой. В этих условиях менялось и отношение предпринимательского корпуса к политике и политическому действию.

""Теневой бизнес"" расцвел еще в 60-70-е годы. В обществе, где предпринимательская деятельность преследовалась законом, а свободное политическое пространство отсутствовало, дельцы ""теневой экономики"", которых лишь условно можно назвать предпринимателями, были поглощены зарабатыванием денег. Привыкшие к осторожности и действующие с оглядкой, эти люди не стремились занять место на политической сцене. Перестройка открыла новый этап в развитии предпринимательства. Его деятельность была легализована, в стране начал складываться новый альтернативный сектор экономики, который позволил многом получить источник дополнительного дохода. Развитие предпринимательства совпало с мощным демократическим подъемом в стране. В 1988-1990 годах практически все члены российского предпринимательства включились в политическую жизнь (участвовали в митингах, собраниях, манифестациях, работали в клубах избирателей). Вновь созданные коммерческие структуры оказывали финансовую помощь политическим партиям и движениям демократической ориентации, финансировали избирательную программу их кандидатов. То есть люди получили возможность не только зарабатывать деньги, но и непосредственно участвовать в политической жизни страны.

Таким образом, видно, что изменение концепции социального развития, в нашем случае переход от прямого и непосредственного управления экономикой со стороны государства к свободному рыночному механизму и построению общественной жизни на демократических принципах, прямо и косвенно отражается на уровне благосостояния населения и его отдельных групп. Переход России к рыночным отношениям, развитие предпринимательства, отказ от планирования и так далее, прежде всего, отразились на реальных доходах большинства населения страны. Далеко не все смогли сориентироваться в быстро меняющихся условиях и заняться частным предпринимательством, что привело к скоплению денежных сбережений семей в руках незначительного меньшинства. Наиболее подготовленными к новому курсу, к процессу приватизации представители партийной номенклатуры и лидеры ""теневой экономики"". Более того, в период перестройки в перераспределение пошла и значительная часть необходимого продукта, то есть реальная оплата труда, пенсии, сбережения в сберкассах. В результате чего было коренным образом подорвано доверие к новому строю и к политической власти, осуществляющей курс на рыночную экономику.

Для завоевания этого доверия необходимы реальные меры в области национальной трудовой политики, которые охватывали бы различные компоненты уровня жизни, а именно занятость, условия и оплата труда, социальные гарантии, и повышение роли государства в регулировании трудовых отношений.

Сильное влияние на уровень жизни населения оказывают экономические факторы, куда относятся наличие экономического потенциала в стране, возможности для его реализации, величина национального дохода и так далее.

Об уровне жизни в стране можно судить и по соотношению обеспеченных и бедных слоев населения.

Минимальные жизненные потребности россиян оцениваются в настоящее время по набору товаров и услуг, включенных в прожиточный минимум. Продовольственный набор для расчета прожиточного минимума разрабатывается специалистами Института питания Академии медицинских наук России. Структура бюджета прожиточного минимума включает в себя, помимо расходов на питание, расходы на непродовольственные товары, услуги, налоги и другие обязательные платежи.

На сегодняшний день прожиточный минимум в Томской области составляет за II квартал 2013 г. В расчете на душу населения она составляет 7967 руб. (за I квартал 2013 г. - 7232 руб.), для трудоспособного населения - 8428 руб. (ранее - 7721 руб.), для пенсионеров - 6391 руб. (ранее - 5725 руб.), для детей - 8124 руб. (ранее - 6810 руб.). Также указывается величина прожиточного минимума для районов и муниципальных образований области.

Распоряжение вступило в силу со дня подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2013 г.

Экономический парадокс, явный нонсенс состоит в том, что по России в целом установленный государством МРОТ в 1,5 раза, ниже утверждённого прожиточного минимума, что узаконивает нищету и бедность более чем 20% населения страны. Только по Москве значения этих показателей фактически совпадают.

Денежное содержание прожиточного минимума систематически корректируется государством с учётом достигнутого экономического развития страны и индекса инфляционного обесценения денежных средств за принятый период его регулярной фиксации. Однако часто происходит так, что директивный рост показателя прожиточного минимума отстаёт от роста расходов человека в связи с инфляцией, и это несправедливо. Например, в 2013 г. планировалось иметь прожиточный уровень прожиточного минимума по России в целом, равный 7108 руб., т.е. на 200 руб. больший, чем в 2012 г.. Даже, если индекс инфляции за 2012 г. составит 6,0%, то величина прожиточного минимума обесценится на 414 руб. при добавлении только 200 руб. Отсюда следует, что реальная покупательная и платёжная способность прожиточного минимума в 2013 г. будет на 214 руб. ниже, чем в 2012 г.

Группы населения страны:

Абсолютно нищие люди с доходами ниже и равными одному прожиточному минимуму (6300 руб. и ниже для России в целом, 9270 руб. и ниже - для Москвы);

Беднейшие люди, имеющие доходы свыше одного и до двух прожиточных минимумов включительно (от 6310 до 12600 руб. и от 9270 до 18530 руб.);

Практически бедные люди с доходами свыше двух, но ниже четырёх прожиточных минимумов (от 12610 до 25200 руб. и от 18540 до 37060руб) при среднем значении - 3Пм (соответственно 18900 и 27800 руб.);

Нормальными доходами подавляющего большинства людей, работающих преимущественно по найму (на работодателя), считаются доходы, находящиеся в границах от четырёх до 12 прожиточных минимумов - от 25250 до 75750 руб. и от 37100 до 111300 руб. (среднее значение - 8Пм - 50400 и 74200 руб.);

Для представителей среднего класса (предприниматели - бизнесмены, крупные чиновники, высокооплачиваемые служащие и т.п.) за нормы получаемых доходов могут быть приняты заработные платы, находящиеся в пределах от тринадцати до двадцати трёх прожиточных минимумов (от 82000 до 145000 либо 150000 руб. и от 120500 до 2130100 руб.) при среднем значении - 18Пм (113400 - для России в целом и 166800 руб. - для Москвы).

При больших доходах, чем указаны выше для представителей среднего класса, люди, в зависимости от размеров ежемесячно получаемых средств, могут быть отнесены к богатым, богатейшим, сверх богатым персонам и даже к олигархам.

А как представлены данные социальные группы в процентном отношении ко всему населению страны? Вот какие данные даёт Росстат. (Таблица 1)

Если доверять Росстату, то по предложенной автором стратификационной модели к нищим можно отнести примерно 55% населения России. Не согласны с таким раскладом? - Тогда для вас следующая информация: по официальным и явно завышенным данным, только 9% россиян могут приобрести квартиры с использованием собственных и заёмных средств.

На уровень жизни влияет много факторов. Если уровень жизни брать как экономическую категорию, то на этот уровень будут оказывать такие факторы, как реальная заработная плата, реальные доходы населения, минимальный уровень оплаты труда, уровень прожиточного минимума, а если брать обобщенный показатель, то величина ВВП на душу населения, доля в нем расходов на конечное потребление и т.д. Если же уровень жизни рассматривать в тесной взаимосвязи с качеством жизни населения, то на него будут оказывать влияние развитость инфраструктуры, состояние здоровья населения, экологическое состояние окружающей среды, наличие у людей свободного времени и т.п.

В результате можно отметить наиболее значимые факторы, влияющие на уровень жизни населения, объединив их в несколько групп:

Экономические факторы

Социальные факторы

Экологические факторы

Научно-технический прогресс

Политические факторы

К этим факторам можно еще добавить и демографический фактор, так как демографическая ситуация в стране во многом влияет на состояние экономики в целом, и поэтому тоже оказывает влияние на уровень жизни. И, наконец, еще один очень важный фактор - это информация. Особенно актуально это сегодня, в век стремительного развития информационных технологий. Доступность населению качественной и объективной информации так же является критерием при оценке уровня жизни, тем более в дальнейшем влияние информации будет только усиливаться.

Таким образом, уровень жизни подвержен многим факторам, так как само понятие уровня жизни является многозначным, определяемым большим количеством показателей и параметров. Учитывая именно влияние этих факторов, государство стремится повысить жизненный уровень своих граждан.

Основополагающим стимулом развития производства является потребление как процесс использования результатов производства для удовлетворения определенных потребностей людей, общества. Потребление влияет на рост масштабов производства, развитие eгo отраслей.

Важным проявлением экономической жизни общества являются отношения обмена между людьми, выступающие как обмен деятельностью, товарами и услугами. На что обменивает фермер продукты земледелия или животноводства, чтобы продолжать производство и удовлетворять свои личные потребности ? А какими услугами пользуется, например, врач в обмен на предоставление своих профессиональных услуг?

Развитие общества и eгo экономическая жизнь тесно взаимосвязаны. Они соотносятся между собой как целое и eгo часть. Экономическая жизнь, испытывая на себе влияние всех сторон общественной жизни (социальной, политической, духовной), в свою очередь, также существенно влияет на различные явления общественной жизни и общество в целом. Этот вывод подтверждают следующие положения:
- существование общества невозможно без постояннoгo производства материальных благ;
- общественное производство и прежде вceгo сложившиеся разделение труда и отношения собственности определяют появление и развитие eгo социальной структуры;
- экономические отношения активно влияют на политическую жизнь общества (экономически господствующие социальные группы, как правило, стремятся влиять на работу госаппарата, направления деятельности политических партий и др.);
- в процессе производства создаются необходимые материальные условия для развития духовной жизни общества (здания библиотек, театров, оборудование для издания книг, газет и т. п.).

Каковы основные тенденции развития экономической сферы жизни общества на рубеже двух веков? В этой сфере произошли значительные позитивные изменения. Экономические перемены стали прежде вceгo следствием научно-технической революции, реального превращения науки в непосредственную производительную силу. Компьютеризация, информатизация стали реальностью общественного производства. Появились не только совершенно новые технологии, но и значительно возросла скорость их внедрения. Так, телефонизация 50% американских домашних хозяйств произошла спустя 60 лет с момента изобретения телефона. Сегодня для аналогичного уровня распространенности Интернета в США потребовалось 5 лет. На рубеже 1990-x гг. родилось то, что сегодня называется экономикой на знаниях или новой экономикой. Ее отличительной чертой является ускоренное развитие нематериальной сферы и нематериальной среды xoзяйственной деятельности. Производство, распределение и использование знаний составляют основу новой экономики. По существу, в ХХ в. лидерство в общественном производстве перешло к духовному производству, именно человеческий интеллект (eгo возможности) превратился в фактор, определяющий масштабы и облик cовpeмeннoгo производства.

На базе всех этих пере мен резко возросло материальное и духовное богатство человечества. Во многих регионах мира сложились общества, обеспечивающие высокие стaндарты потребления, комфорта и услуг (государства благосостояния). Здесь важно отметить, что перемены в общественном производстве требуют развития творческих, индивидуальных качеств и способностей OCнoвнoгo участника производства - человека.

ЭКОНОМИКА И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ

Важным показателем и результатом экономической жизни общества является уровень жизни eгo членов, под которым понимают степень обеспечения населения тoвapaми, услугами и условиями жизни, необходимыми для кoмфортного и безопасного существования. Почему одним странам удается добиться ввIcoкoгo уровня экономического развития и процветания, а другие никак не выбьются из нищеты?

Многие века правители были убеждены, что богатство страны и соответственно благосостояние ее народа связано с захватом в процессе войн территорий и богатства других нaродов, с наличием значительных природных ресурсов (лес, нефть, газ). Однако современная история экономического развития стран доказывает, что эти факторы не являются решающими. Так, например, Япония считается сегодня богатой страной, хотя исторически обладает ограниченными ресурсами. Уровень экономического развития позволяет стране гораздо продуктивнее использовать эти незначительные ресурсы. Именно эффективное использование производственных ресурсов (вспомните, что является факторами производства) считается сегодня действительным критерием уровня экономического развития стран. Но поскольку эффективность экономики рассчитать сложно, для сравнения уровней развития стран экономисты чаще вceгo используют такой показатель, как валовой внутренний продукт (ВВП) на душу населения (суммарная стоимость всех конечных продуктов и услуг,произведенных страной за год, поделенная на численность населения). Этот измеритель экономической деятельности выступает показателем уровня благосостояния или уровня жизни.

Уровень жизни в широком смысле включает множество показателей: уровень здоровья людей, состояние окружающей среды, степень неравномерности распределения дoxoдов в обществе, доступность культуры, прожиточный минимум b др. (Предложите наиболее важные для России показатели уровня социально-экономического развития, которые можно было бы использовать для сравнения с дpyгими странами.)

Эксперты Организации Объединенных Наций (ООН) считают, что уровень жизни характеризует особый показатель - индекс развития человека, вычисляемый на основе величин: ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни и уровень образования.

Уровень благосостояния государства в немалой степени зависит от совершенства экономических механизмов, т. е. способов и форм соединения усилий людей при решении задач жизнеобеспечения. К таким экономическим мeханизмам относятся уже знакомые вам из курсов истории и обществоведения разделение труда, специализация и тоpговля. Они создают условия для достижения работником высокой производительности труда и позволяют производителям обмениваться результатами труда на взаимовыгодной основе. Значение действия экономических механизмов для обеспечения уровня благосостояния людей можно понять, если сравнить уровень жизни общества на основе натурального хозяйства (племена Африки , Латинской Aмeрики) и товapнoгo хозяйства (развитые страны Запада). (Вспомните, в чем преимущества последней формы организации экономической жизни.)

Причиной низкой эффективности экономики может быть использование устаревших технологий, низкий уровень квaлификации кадров, расточительное использование природных богатств и др. Низкий уровень экономического развития вeдет к снижению потребления: чтобы больше потреблять, нaдо больше производить. Таким образом, уровень экономичеcкoгo развития прямо влияет на уровень жизни в стране.

Минимальный уровень потребления определяет такой показатель, как черта бедности (уровень, порог бедности).Уровнем бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека за определенный период, позволяющий обеспечить eгo физический (физиологический) прожиточный минимум. Представления о бедности в разных странах различны. Как правило, чем богаче страна в целом, тем выше уровень ее национальной черты бедности. Так, в настоящее время Всемирный банк ycтaнoвил следующие черты бедности: для развивающихся стран - 1 долл. США на человека в день; для Восточной Европы и CНГ - 4 долл. США; дЛЯ промышленно развитых стран с рыночной экономикой - 14,4 долл. У словия и способы перехода России к рыночной экономике превратили бедность в серьезную проблему и для нашей страны.

Главное условие ее решения - экономический рост.

ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

Вы уже знаете, что в рамках общества как сложной социальной системы формируются и действуют различные общности и группы - роды, племена, классы, нации, ceмьи, профессиональные коллективы и т. д. Социальная структура общества - это целостная совокупность всех общностей, взятых в их взаимодействии. Предметом дальнейшегo рассмотрения будет взаимосвязь и взаимовлияние социаль ной структуры общества и ее экономической жизни.

Одной из значительных общностей выступает нapoдoнaселение, которое является важнейшим условием жизни и развития общества. Темпы общественного развития, кризис или расцвет во мнoгoм зависят от таких показателей, как общая численность населения, темпы eгo роста, состояние здоровья. В свою очередь, все эти показатели очень тecно связаны с экономической жизнью общества. Так, на тeмпы рождаемости влияет прежде вceгo уровень материальногo благосостояния, обеспеченность жильем, степень вовлеченности женщин в общественное производство. Нaпример, уровень рождаемости в европейских странах с переходной экономикой (Польша, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) за последние 5- 10 лет резко упал, что связано с yxyдшением условий жизни, сопровождавших экономические peформы. В России в 1990-e гг. также число рожденных в pacчете на 1 тыс. человек населения значительно сократилось.

Существует и обратная зависимость, когда нapoдoнaселение влияет на экономику. Ускорение или замедление темпов экономического развития зависит от общей численности населения, плотности населения (в регионе с небольшой численностью населения затруднено разделение труда, дольше сохраняется натуральное хозайство), темпов роста населения (низкие темпы затрудняют воспроизводство paбочей силы и снижают соответственно объемы производства, слишком высокие темпы роста населения заставляют направлять значительные ресурсы на eгo простое физическое выживание).

Состояние здоровья населения также является фактором экономического развития. Eгo ухудшение ведет к снижению производительности труда в хозяйстве, сокращению продолжительности жизни. Помимо этого, одной из причин резкого снижения продолжительности жизни, нaпример, у мужчин в России (в 1990-e гг. с 64 до 58 лет) были сложившиеся социальные условия (сокращение дoxoдов населения, рост нервных стрессов в связи с социальноэкономическими переменами и нестабильностью в обществе).

Заметно влияние экономической жизни общества на формирование профессиональных социальных общностей. В традиционных обществах, где наиболее устойчива социальная структура, сохраняются социально-профессиональные группы, связанные с натуральным хозяйством , мелкотоварным производством. В развитых странах Запада под влиянием научно-технической революции растет новый средний класс (интеллигенция, управленцы, высококвалифицированные рабочие). При этом структурные изменения в экономике ведут к сокращению промышленного рабочего класса, исчезновению четких границ между ним и другими социальными группами.

В условиях социально-экономических преобразований в России, распада прежних социальных отношений люди и группы пытаются освоить новые ниши социального и экономического выживания. Особенностью последних лет развития российского общества является тенденция усиления экономической дифференциации (различий), выражающаяся в разделении общества на группы с различными доходами, уровнями жизни и потребления. Усложнение coциальной структуры проявилось в формировании новых coциальных групп и слоев: предпринимателей, финансистов, биржевых брокеров, коммерсантов и др.

Экономические интересы различных социальных групп неоднородны и нередко противостоят друг другу. Например, в современной России экономические интересы рабочих, предпринимателей, интеллигенции неодинаковы. Всем им противостоят интересы мафиозных групп. Социальное расслоение общества обостряет противоречия интересов различных социальных групп, в том числе экономических. В современном обществе существует проблема coгласования этих интересов.

Особую угрозу для политической и экономической cтaбильности в обществе представляет неравенство доходов. Развитие России в 1990-e гг. привело к значительным различиям в доходах населения. Рыночная система, предоставленная сама себе, отдает преимущество одним социальным слоям и, наоборот, «наказывает.) другие. Если эту систему не корректировать определенной социальной политикой, то она имеет тенденцию вырождаться в систему, действующую в интересах меньшинства общества (элита) и против большинства.

В современных промышленно развитых странах создаются государства всеобщего благосостояния, т. е. доходы перераспределяются в пользу более бедных и обделенных слоев, создаются системы социального обеспечения (пенсионное обеспечение, медицинское страхование, пособия по бедности и др.). Так, в Швеции и Нидерландах на социальное перераспределение приходится около 30% национальногo дохода . Социальная политика российского правительства предполагает: социальную поддержку малоимущим гражданам, регулирование трудовых отношений и содействие трудоустройству незанятого населения, свободу выбора профессии, сферы и места работы, обеспечение доступности образования и помощь в переподготовке кадров, обеспечение свободы предпринимательства и др.

Проблема согласования интересов различных участников экономической жизни общества остается актуальной, поэтому экономическая и социальная сферы должны дoполнять И взаимно поддерживать друг друга.

ЭКОНОМИКА И ПОЛИТИКА

Посмотрим, как влияет на экономическое развитие общества eгo главный политический институт - государство. Одна из общественных функций государства - использование имеющихся возможностей для экономического развития. Каждая страна сталкивается с проблемой выбора лучшего варианта тaкoгo развития, и здесь существенна роль государственной политики. В последние десятилетия эта политика подверглась серьезной переориентации.

Вследствие краха экономической, политической и coциальной системы, основанной на централизованном планировании, рыночные силы и свободное предпринимательство стали рассматриваться как основа жизнеспособности социально-экономической системы.

В большинстве стран, выбравших путь рыночных преобразований в экономике, предпосылкой экономического роста стали приватизация и снижение регулирующей роли государства. Это сопровождается переоценкой функций и политики государства. Правительства стремятся меньше вмешиваться в те области, где рынок работает с большей эффективностью. Однако это означает не ликвидацию гocyдарственного управления, а, скорее, изменение eгo форм и улучшение качества.

В рыночной экономике главными функциями государства являются облегчение и стимулирование действия pыночных сил с помощью мер правительственной политики. Наиболее общим, важным условием существования рыночной экономики является реализация государством таких политических целей, как свободное развитие общества, право вой порядок, внешняя и внутренняя безопасность (выделены еще Адамом Смитом).

Свободное развитие общества понимается и как социальная, и как экономическая категория. Чем ценнее признается свобода отдельного человека в обществе, тем более значимой воспринимается экономическая свобода в гocyдарстве.

Государство Заинтересовано обеспечить правовую надежность экономической деятельности, чтобы пользоваться ее результатами. Создание правового порядка предусматривает, прежде вceгo, обеспечение с помощью законов права на собственность и ее защиту, на свободу предпринимательской деятельности, на систему хозяйственных договоров.

Обеспечение внешней и внутренней безопасности гocyдарством предполагает создание институтов по поддержанию общественного порядка внутри страны и наличие профессионально подготовленной армии, способной защитить страну от нападения извне.

Важная задача государства - охрана и поддержание в национальной экономике конкуренции, борьба со стремлением фирм к монополизму. Например, для развивающейся рыночной экономики России это одна из насущных проблем. (Вспомните и приведите примеры антимонопольного регулирования экономики российским правительством.)

И наконец, в условиях рыночной экономики важнейшая функция государства - разработка оптимальной нaциональной стратееии экономического развития, объединение усилий государственных opгaнoв, частных компаний, общественных организаций для ее реализации. Эта функция не может быть предоставлена автоматическим мeханизмам рынка. Так, государственная политика играет важную роль в финансировании образования, здравоохранения, национальной культуры и др.

Целями государственной политики мoгeт быть: обеспечение полной занятости, справедливое распределение дoходов, защита природного комплекса и т. п. Каждое правительство выбирает необходимые обществу экономические приоритеты в своей политике. (Каковы, на ваш взгляд, приоритеты политики cOвpeмeннoгo Российского государства в экономике ?)

На экономическую жизнь общества оказывают влияние и различные политические партии и объединения.

Как видим, политические институты общества активно влияют на экономику. А заинтересована ли экономика в поддержке, например, политической демократии, правовoгo государства?

Опыт развитых стран показывает, что рыночная экономика дает основу для поддержки демократии, правовoгo государства, гражданского общества. Существование в условиях конкуренции многообразия политических и экономических структур сокращает опасность для человека попасть под власть безответственного работодателя или организации, предоставляя ему возможность выбора кому и в чем подчиняться.

Условия рыночной конкуренции учат людей более ответственному отношению к своему делу, окружающим, принятию решений. Свобода предпринимательства убеждает человека в том, что он собственным выбором деятельности и инициативностью может менять свою жизнь к лучшему.

Рыночная экономика заинтересована в том, чтобы функционировать в рамках правового государства. Так, предпринимателю важно начинать свое дело, зная «правила игры» в рыночном пространстве, т. е. по каким известным законам он может действовать, какие налоги платить. А такие важные для экономики вопросы, как установление налогов, законы по охране окружающей среды, постановления, регулирующие отношения работодателей и наемных работников, открыто должны обсуждаться с учетом мнения различных сторон.

В свою очередь, право вое государство опирается на гражданское общество , которое составляют граждане, caмостоятельно принимающие личные решения, реализующие частные интересы. Структурными единицами гражданскогo общества в экономической сфере являются частные предприятия, кооперативы, акционерные общества и дpyгие производственные ячейки, создающиеся гражданами по собственной инициативе.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ВЫВОДЫ

1 Следите за основными тенденциями экономического развития страны, актуальными проблемами coвpeмeнной экономической и социальной политики российского правительства. Это поможет вам компетентно отстаивать свои экономические и социальные права и интересы.

2 Используйте знание интересов, потребностей различных социально-профессиональных групп и возможностей их реализации в современных экономических условиях. Это даст вам возможность обоснованного профессионального самоопределения.

3 Определите свою позицию по отношению к экономической политике государства, чтобы выбрать форму влияния на эту политику (участие в выборах, в работе партий или объединений).

4 Старайтесь не просто анализировать положительные или негативные последствия экономических преобразований в стране, а искать пути цивилизованных форм cвoeгo участия в экономической жизни.

Документ

Из работы современных российских ученых-экономистоd «рынок и социальное согласие».

По общечеловеческим историческим меркам рыночный механизм не может рассматриваться как полностью идеальная форма. Все чаще исследователи отмечают в этом контексте так называемое « рыночное несовершенство» , связываемое с весьма проблематичными возможностями рынка в достижении на Земле справедливого распределения и использования ресурсов, обеспечении экологической устойчивости, ликвидации неоправданного социального нeравенства. По данным ООН, абсолютные размеры бедности в мире возрастают: по оценкам, на долю 20% беднейших слоев мирового населения приходилось в середине 80-x гoдов вceгo лишь 4% мирового богатства, а на долю 20% нaиболее богатых слоев - 50% мирового богатства . Видимо, будущее мирового хозяйства надо связывать с более сложным экономическим (социально-экономическим) механизмом, чем собственно механизм рынка. В этом механизме возрастающая роль будет принадлежать наряду с отношениями рыночного обмена разнообразным более тонким мeханизмам, предполагающим достижение социального coгласия между множествами субъектов общественно-экономических отношений.

Вопросы и задания к документу

1. Почему авторы документа характеризуют рыночный механизм регулирования экономики как нecoвepшенный?
2. Какие данные подтверждают yглубляющееся в мире социальное неравенство?
3. Используя coдержание параграфа, предложите возможные (кроме рыночного обмена) механизмы достижения социальногo согласия между участниками общественно-экономических отношений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Каковы место и роль экономики в жизни общества?
2. От чего зависит богатство и процветание страны?
3. кaкие экономические механизмы способствуют движению общества к более высокому уровню благосостояния?
4. Каким образом обеспечить социальный мир в условиях усиления социальной дифференциации общества?
5. Нужна ли дeмократия рыночной экономике?
6. Влияет ли государственная политика на условия функционирования рыночной экономики?
7. Каковы приоритеты политики Российского гocyдapcтва в экономике?

ЗАДАНИЯ

1 Аристотель, обсуждая роль гocyдapcтвa в экономических делах, отмечал, что «цель гocyдapcтвa - это совместное продвижение к высокому качеству жизни». Разделяете ли вы эту точку зрения? Обоснуйте ответ.

Развитие личности обусловлено целым рядом социально-экономических факторов, значимых для процесса социализации в целом. К числу основных факторов следует отнести семью, отношения «равенства», образование, труд, культуру, доходы, организацию и др.

В любых типах культур семья выступает основной сферой первичной социализации личности. Она характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками, поэтому ребенок усваивает образ жизни и модели поведения, которые характерны для его родителей.

«Отношения» равенства предполагают включение в «группы равных» (приятелей, друзей) одной возрастной группы, что также влияет на процесс развития личности. Взаимоотношения сверстников носят более демократичный характер, чем взаимоотношения между детьми и родителями. В такой группе индивиды вступают в разносторонние контакты между собой, очень часто эти отношения сохраняются на всю жизнь, образуя неформальные группы людей одной возрастной группы.

Значимость образования для развития личности не подвергается сомнению. Она обусловлена тем, что общество обеспечивает образование, обучение и воспитание подрастающего поколения в соответствии с теми ценностями, идеалами, стандартами поведения, которые являются типичными для данного общества. С одной стороны, этот процесс носит формальный характер и включает в себя определенный круг учебных предметов. С другой стороны, на процесс обучения и воспитания огромное влияние оказывает авторитет педагога, его реакция на поведение учащихся. Модели поведения, сформированные в школе, часто сохраняются у индивида на всю жизнь, в особенности, когда образование ограничивается обучением в школе. По своей сути образование представляет собой процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и одновременно необходимое условие подготовки человека к трудовой деятельности.

Важнейшим фактором развития личности является труд в силу того, что это необходимое условие вхождения человека в трудовой коллектив. Каждый трудовой коллектив характеризуется своими группами интересов, стратегиями взаимодействия, поведенческими стереотипами и др. Становясь работником, индивид осваивает не только профессиональные роли, но и отношения, например начальника и подчиненного, товарища и коллеги, лидера и аутсайдера. В процессе труда он учится получать и передавать информацию, реагировать на давление извне, разрешать конфликтные ситуации и т.д.

Еще одним фактором развития личности являетсякультура . Благодаря культуре и труду человек выделился из животного мира. Культура – это специфический способ деятельности человека, направленный на создание духовных и материальных ценностей, результатом которого является система идеалов, ценностей, норм поведения и т.д. Их усвоение в процессе социализации отражает социальное становление и развитие человека, его духовного мира.

Доходы играют важную символическую роль в процессе социализации личности. Высокий доход символизирует высокую профессиональную квалификацию, хорошие деловые способности человека и его благополучие в целом. Доход выступает как статусная привилегия личности, продукт ее властных полномочий.

Организация. Включение индивида в общество осуществляется через различные социальные общности, которые каждый конкретный человек персонифицирует через социальные группы, социальные институты и социальные организации. Если рассматривать социальную организацию как группу людей, стремящихся к достижению общей цели, то именно цель связывает людей через интерес в организацию. Организации отличаются друг от друга целевыми характеристиками, по-разному влияя на социальное развитие своих членов. Следовательно, каждый трудовой коллектив, спортивные клубы, молодежные объединения, церковь и т.п. участвуют в процессе социализации личности.

Средства массовой информации (радио, печать, телевидение, кино) представляют в настоящее время сильнейший фактор воздействия на сознание и поведение человека, т.е. влияют на процесс социализации.

В то же время, социальное развитие человека, имея поступательный характер, не обходится без кризисов. Теория жизненных кризисов (1950), разработанная американским психоаналитиком Эриком Эриксоном (1902-1994) с опорой на психоанализ З. Фрейда, акцентирует внимание на социальных аспектах развития человека. Эриксон рассматривает развитие как процесс интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социокультурного окружения.Она включает восемь стадий развития «Я», на каждой из которых прорабатываются и уточняются ориентиры по отношению к себе и к внешней среде. В соответствии со стадиями развития на протяжении своей жизни человек переживает восемь психосоциальных кризисов, специфических для каждого возраста, благоприятный или неблагоприятный исход которых определяет возможность последующего расцвета личности:· младенчество (базальное доверие – базальное недоверие); · раннее детство (автономия – стыд и сомнение); · возраст игры (инициативность – вина); · школьный возраст (трудолюбие – неполноценность); · юность (эго-идентичность – ролевое смешение); · ранняя зрелость (интимность – изоляция); · средняя зрелость (продуктивность – инертность); · поздняя зрелость (эго-интеграция – отчаяние).

Американский исследователь отмечал, что изучение личностной индивидуальности становится такой же стратегической задачей второй половины ХХ века, какой было изучение сексуальности во времена З. Фрейда в конце ХIХ века. Отличие теории Эриксона от теории Фрейда состоит в том, что восемь стадий по Эриксону не ограничиваются только детством, а включают развитие и трансформацию личности в течение всей жизни от рождения и до глубокой старости, так как и для взрослого и зрелого возраста характерны свои кризисы, в ходе которых решаются соответствующие им задачи. Кроме того, Э. Эриксон рассматривает личность не изолированно, а во взаимодействии со средой, обществом, в процессе социализации. Он рассматривает трансформацию личности и процесс взросления не только с точки зрения развития сексуальности, но и с точки зрения развития человека как общественного существа, учитывая и психологические и социальные моменты.

Российские социологии, в частности Волков Ю.Г. и др., также выделяют восемь жизненных кризисов. Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Он связан с тем, удовлетворяются или нет основные физиологические потребности ребенка. Если эти потребности удовлетворяются, у ребенка развивается чувство глубокого доверия к окружающему его миру, если нет – недовериек нему.

Второй кризис связан с первым опытом обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители помогают ребенку контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии.Излишне строгий, непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или страха потерять контроль над собственным организмом.

Третий кризис соответствует второму детству, когда происходит самоутверждение ребенка. Если ребенку позволяют осуществить его планы, у него развивается чувство инициативы. Повторение неудач может привести к покорности и чувству вины.

Четвертый кризис происходит в школьном возрасте, когда ребенок проводит значительную часть времени в школе, где он учится работать. В зависимости от царящей в школе атмосферы и принятых методов воспитания у ребенка развивается вкус к работе или чувство неполноценностикак в плане использования средств и возможностей, так и в плане собственного статуса среди товарищей.

Пятый кризис переживает подросток в поисках идентификации, т.е. усвоения образцов поведения значимых для него людей. Этот процесс предполагает объединение прошлого опыта подростка, его потенциальных возможностей и выборов, который он должен сделать. Неспособность подростка к идентификации может привести к смешению ролей, которые он будет играть в социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис свойствен молодым взрослым людям. Он связан с поиском близости с любимым человеком, вместе с которым ему предстоит совершать цикл «работа – рождение детей – отдых», чтобы обеспечить своим детям надлежащее развитие. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека и его замыканию на самом себе.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется развитием чувства сохранения рода, который выражается главным образом в «интересе к следующему поколению и его воспитанию». Этот период жизни отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях.

Во время старения переживается восьмой кризис , знаменуя собой завершение предшествующего жизненного пути. Разрешение кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Достижение человеком цельности основывается на подведении им итогов своей прошлой жизни и осознании ее как единого целого, в которой уже ничего нельзя изменить.

Таким образом, личность формируется в результате целенаправленных воздействийобщества и социальной среды, в которой человек постоянно находится, воспитывается, формируется. Однако не менее важными факторами социализации оказываются активность и реактивность самой личности, ее индивидуальность в реагировании и самостоятельность в выборе и овладении знаниями, умениями, навыками, в способности их осмысления; умение сопоставлять различные точки зрения, позиции, роли, критически (трезво, адекватно) их оценивать, а также активное участие в практической преобразовательной деятельности.

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит различие между понятиями «человек», «индивид» и «личность»?

2. Каковы основные подходы к характеристике личности?

3. Что такое социальная структура личности? Каковы ее элементы?

4. В чем состоит отличие психологических типологий от социологических типологий личности? Какие критерии были положены в основу известных социологических типологий личности?

5. В чем заключается сущность концепции личности З. Фрейда?

6. Каковы основные постулаты ролевой теории личности?

7. Как трактуется ролевое поведение индивидов с позиций структурного функционализма?

8. Каковы основные характеристики социальной роли по Т. Парсонсу?

9. Как трактуется ролевое поведение индивидов с позиций символического интеракционизма?

10. Каковы недостатки ролевой теории личности?

11. Что такое социализация личности?

12. Какие виды и этапы социализации личности существуют?

13. Когда (на каком этапе) происходит ресоциализация личности?

14. Какие социально-экономические факторы определяют развитие личности?

15. В чем состоит сущность теория жизненных кризисов Э. Эриксона и ее отличие от теории психоанализа З. Фрейда?


Похожая информация.


В жизни сообщества одно из важных мест занимает финансовая сфера, другими словами все то, что имеет какую либо связь с созданием, рассредотачиванием, обменом и пользованием сделанных трудом человека удобств.

Под экономикой принято понимать систему публичного производства, процесс создания материальных удобств, нужных человеческому сообществу для его обычного существования и становления, также науку, изучающую финансовые процессы.

Экономика играет гигантскую роль в жизни сообщества. Она обеспечивает жителей нашей планеты вещественными условиями существования - пищевыми продуктами, одежкой, квартирами и другими вещами потребления. Финансовая сфера - основная сфера жизни сообщества, она характеризует ход всех происходящих в нем действий.

Организуя собственную финансовую деятельность, люди преследуют явные цели, связанные с получением нужных им удобств и услуг. Для осуществления данных целей прежде всего нужна раб сила, т. е. люди, владеющие возможностями и трудовыми способностями. Данные люди в ходе собственной трудовой работы используют средства производства.

Средства производства представляют собой совокупность вещей труда, т. е. того, из чего же выполняются вещественные блага, и средств труда, т. е. того, чем или при помощи чего же они выполняются.

Совокупность средств производства и рабочей силы принято называть производительными силами сообщества.

Производительные силы - это люди (человеческий момент), владеющие производственными способностями и исполняющие создание вещественных удобств, сделанные сообществом средства производства (вещественный фактор), также разработка и организация процесса производства.

Весь набор удобств и услуг, нужных человеку, создается в 2-ух взаимодополняющих сферах экономики.

Главным моментом производства (либо главными ресурсами) считается:

  • территория со всеми ее богатствами;
  • труд, находится в зависимости от численности народонаселения и его образования и квалификации;
  • (машинки, станки, здания и так далее);
  • предпринимательские возможности.

На протяжении почти всех веков проблема - как удовлетворить бессчетные потребности жителей нашей планеты - решалась методом экстенсивного становления экономики, другими словами вовлечения в хозяйство новейших пространств и дешевых естественных ресурсов.

С развитием технологического прогресса стало понятно, что такой расклад к применению ресурсов израсходовал себя: население земли почувствовало их ограниченность. Отныне экономика развивается в основном насыщенным методом, подразумевающим рациональность и эффективность применения ресурсов. Согласно этому раскладу человек обязан перерабатывать имеющиеся ресурсы так, чтоб при минимальном количестве издержек добиться наибольшего эффекта.

Наверное у каждого человека есть оптимистичный товарищ, превращающий подсунутые жизнью лимоны в лимонад и реагирующий на все невзгоды примерно так: «Все будет отлично — по-другому просто не бывает!». Чаще всего наше недовольное жизнью общество не слишком благосклонно относится к такому типу людей, среди которых иногда встречаются даже научные светила.

Дейдра Макклоски (Deidre McCloskey), заслуженный профессор экономики, истории и английского языка, не то чтобы скептически относится к чрезмерно оптимистичному населению — совсем нет. С точки зрения профессора, большинство экономических кризисов были вызваны как раз излишним оптимизмом — причиной возникновения «пузыря доткомов», к примеру, стала безосновательная вера в технологический прогресс, а последний финансовый кризис 2010 года начался потому, что новые экономико-математические модели инвестиционной деятельности заставили людей поверить в начало реструктуризации мирового финансового рынка.

Возникает вопрос: можем ли мы каким-то образом противодействовать склонности к губительному оптимизму?

В своем недавнем интервью Макклоски объяснила, что инновационные экономические теории и технологический прогресс так или иначе были, есть и будут возбудителями человеческого оптимизма. До начала 17 века и уж тем более до начала века шестнадцатого экономические взлеты и падения даже относительно благополучных стран, таких, например, как Англия, могли быть вызваны войнами, эпидемиями или голодом.

Сегодня же причиной и экономического расцвета и депрессии является «сверхинновационность»: мы слишком быстро и далеко прокладываем железную дорогу, слишком оптимистичны в отношении ситуации на фондовом рынке и продолжаем надеяться, что доживем до того дня, когда количество осадков в Канзасе превысит норму.

В этом и заключается дилемма — желание избежать новых кризисов в конечном итоге дает обратный эффект.

Развитие поведенческой экономики и нейроэкономики по версии Макклоски — просто современный тренд, попадающий под определение «инновационная теория». Новые идеи мировой экономики, такие как неоинституционализм, экономика Самуэльсона, теория международной торговли «2х2х2» (два фактора, два товара, две страны) и другие, практически всегда переоцениваются.

Возьмем, к примеру, поведенческую экономику. Исследования в этой области объясняют экономическое поведение отдельного человека (ученые, к слову, корпят над этим вопросом начиная с 16 века), в то время как классическая школа экономической мысли вывела единственный стимул, руководящий поведением любого индивида . Эта же слабая сторона наличествует и в теории нейроэкономики, каковая по сути мало чем отличается от френологии, исследующей связь между психикой человека и строением его черепа.

Можно предположить, что возрастающий интерес к поведенческой экономике и неограниченные технологические возможности позволят ученым совершенно точно предсказывать поведение людей и то, как оно повлияет на экономическую ситуацию в целом. Но стоит открыть книгу Дейдры Макклоски «Если вы такие умные: демонстрация экономической квалификации» (1990), как все подобные предположения разбиваются в пух и прах.

Если вы такие умные, то почему же до сих пор не богаты? Ведь можно безошибочно прогнозировать, что завтра случится на фондовом рынке или что принесет больше прибыли — инвестиции в какой-то проект или депозит в банке.

Подобные возможности сами собой означают новый кризис, который рано или поздно все равно наступит. Согласно словам профессора: «Если мы хотим, чтобы наука развивалась динамично, то должны смирится с ее цикличностью».