Налог на имущество на недостроенный жилой дом. Дом приземляется

Налог на дом является одним из вариантов платежей, которые должны осуществлять граждане, выступая собственниками имущества. Необходимо видеть чёткую разницу между таким понятием, как налоги на жилой дом и помещение многоквартирного дома, и налоги за дом при его покупке или продаже. В данном случае это разные варианты действий при налогообложении. Чтобы избежать проблем, а именно нарушений и штрафов за неуплату налога на частный дом или помещения многоквартирных домов, а также землю, на которой стоит домик, следует понять, что это за имущество, является ли оно объектом незавершённого строительства, имеются ли совладельцы, с земельным участком дом, или нет. Всё это позволит определиться с порядком налогообложения и возможностью его избежать.

Имущество, находящееся во владении граждан, обязательно облагается налогом. Однако чаще всего платежи осуществляются в отношении построек, сооружений, зданий, в том числе тех, что не имеют жилого предназначения. Объектами также выступают земельный участок, земли с домами, доли частного дома, квартиры многоэтажных домов. Всё это можно обозначить, как недвижимое имущество. Эти объекты всегда облагаются налогами, и именно от них будет зависеть порядок, применяемый к налогу и определению его размер.

Налоги на имущество физических лиц признаются местными, то есть регламентируются исключительно Налоговым кодексом РФ и актами законодательных органов муниципалитета.

Говоря об объектах налогообложения подробнее, следует отметить, что любая территория, земельные участки, недостроенное помещение или сооружение, которое находится в процессе строительства, гаражи и даже парковочные места - всё это наряду с домом или квартирой признаётся недвижимостью, а значит, будет облагаться налогами в установленном законом порядке. При этом в любом случае размер платежа будет зависеть от площади имущества и его характеристик. Чем больше площадь, тем, соответственно, выше налог, если же если речь идёт о загородной недвижимости, то есть вероятность, что на неё налог также будет выше. Или же за объект незавершённого строительства плата будет ниже, чем за достроенный дом.

Независимо от того, купил владелец дом на земельном участке, несколько у него земельных участков с постройками, в том числе если они являются недостроенными, смысл налогообложения не изменится. Некоторые граждане считают, построю дом на земельном участке и буду платить налог только за сам надел. Это не так. В процессе строительства или если оно осталось незавершённым, дом оказался недостроенным или же работа была приостановлена, в любом случае придётся платить налог, причём относится это не только к землям, но и к дому. Отсюда определяется, что способ приобретения жилья, построил его человек или купил, роли играть не будет, так как фактически лицо является полноправным владельцем имущества.

Частные дома чаще всего определяют, как загородные, по крайней мере, если они находятся за пределами городской территории. И если данный факт может повлиять на размер налога, то на порядок уплаты нет. Первый и главный момент для правильного определения плана действий - это установление круга субъектов. Именно они обязаны обращаться в налоговую службу и уплачивать ежегодно рассматриваемый вариант налога. Далеко не каждый гражданин, который касается загородных домов, квартир, постройки на земельном участке, даже если он и есть человек, построивший её, или же оставивший после себя недострой, будет платить налог.

Только лицо, являющееся собственником жилого или нежилого помещения, а также иной недвижимости может выступать в роли налогоплательщика и обязано регулярно уплачивать налоги на имущество.

Исходя из смысла закона, платит только полноправный владелец.

Однако несмотря на довольно конкретное определение круга субъектов, существуют свои нюансы при определении обязанного лица:
  1. Когда владение домом осуществляется в организации, то плательщиком считается администрация такого юридического лица, которая и будет нести ответственность за рассматриваемую обязанность. Тоже правило относится к случаям, когда владение осуществляется в товариществе. СНТ (садовое некоммерческое товарищество), как некоммерческая организация и самый распространённый вариант владения частным домом на коллективной основе, будет также выступать налогоплательщиком в лице руководства объединения. То есть организационно-правовая форма значения иметь не будет.
  2. Когда домом владеют несколько лиц, то их имущество облагали единым налогом, однако впоследствии собственники имеют возможность договориться между собой, посчитать налог, чтобы каждый получил ту сумму к оплате, которая бы соответствовала доле его владения. При этом ответственность за неуплату будет возлагаться на каждого в равной степени.
  3. Когда лицо выступает арендатором, то оно не обязано уплачивать налог. Обязанность сохраняется исключительно за владельцем. Однако в договоре может прописываться, что расходы на уплату обязательных платежей также будут включены в арендную плату, после чего затраты осуществляет уже арендатор, но официально признаваться налогоплательщик он не будет.

Избежать обязанности по уплате налогов можно лишь в некоторых случаях и при исключительных обстоятельствах. По общему же правилу, если получали имущество в собственность и не отчуждали его впоследствии, то обязательно нужно уплачивать налоги, причём без нарушения сроков и размеров платежей.


Как отмечалось выше, при постройке дома или в случае получения его по соглашению, лицо сразу же приобретает обязанность платить налог на имущество. Для граждан в таких ситуациях является очень важным вопрос о том, сколько придётся платить ежегодно за владение тем или иным вариантом недвижимости. Для расчёта каждого конкретного вида налога установлена своя схема исчисления, и платежи на имущество не исключение.

Основной показатель для определения размера налога – стоимость имущества по кадастру. Однако до 2020 года учитывается как кадастровая, так и инвентаризационная цена, с целью снижения финансовой нагрузки на граждан.

В основу любого налога входит налоговая ставка, которая определяется и устанавливается только законодательными актами, а именно Налоговым кодексом.

Говоря о ставках налога на владение имуществом, то их закон определяет несколько вариантов, так как стоимость такой недвижимости может быть различна:
  • 0,1% от кадастровой и инвентаризационной стоимости дома, квартиры, гаража, недостроенных объектов и парковочных мест;
  • 3%, если цена по кадастру выше трёхсот миллионов рублей, а объектами являются помещения для офисов, бизнеса или торговли;
  • 0,5% от стоимости иных объектов, которые признаются недвижимостью и попадают под действие налогового закона.

Органы власти в регионах могут менять показатели ставок, уменьшая их или увеличивая. Причём уменьшить процент можно без ограничений, а увеличить не больше чем в три раза.

Относительно порядка расчёта налога, то он имеет определённый план действий, который основывается на новых правилах о кадастровой и инвентаризационной цене имущества и понижающем коэффициенте:

  1. Сначала определяется сумма отчислений, то есть рассчитывается налог исходя из кадастровой цены.
  2. Далее определяется размер налога с учётом старых показателей, а именно инвентаризационной стоимости.
  3. После этого из первого результата вычитается второй, получится разница, причём существенная, поскольку кадастровая цена всегда выше инвентаризационный. После этого сумму необходимо умножить на понижающий коэффициент, который на сегодняшний день равен 0,4.
  4. К полученному результату прибавляется налог по инвентаризационной цене и в итоге выводится общая сумма, которая представляется к оплате.

Для понимания, следует рассмотреть пример. Кадастровая цена равна 1,2 миллионам рублей, а инвентаризационная – 200 тысяч рублей. Налоговая ставка – 0,1, одинакова для каждого варианта. 1,2 млн рублей * 0,1 = 1 200 рублей и 200 тысяч рублей * 0,1 = 200 рублей. После этого из 1 200 вычитается 200 рублей, что равно 1 000 рублей. Этот показатель умножается на коэффициент, к итогу прибавляется показатель по инвентаризационной цене: 1 тыс. рублей * 0,4 = 400 + 200 = 600 рублей налога на квартиру.

Для самостоятельного определения суммы налога необходимо обратиться к официальному сайту ФНС (федеральная налоговая служба), где размещено специальное приложение «Калькулятор».

При расчёте следует обращать внимание на возможность получения льгот. Например, независимо от того, сколько в доме проживает человек, налогом будет облагаться только та площадь, которая превышает 50 квадратных метров. То есть, когда дом имеет площадь в 100 м 2 , то налог будет начислен только за половину. Дом с меньшей площадью налогами не облагается. Возможны и иные льготы для определённых категорий лиц, налоговые вычеты и даже полное освобождение от налоговых обязательств.


Несмотря на то что государство устанавливает жёсткие требования к соблюдению налоговых законов и чётко контролирует процесс уплаты налогов гражданами, оно также предоставляет им некоторые послабления в виде льгот, вычетов и возможностей освобождения от своих обязательств. Самым распространённым из этих вариантов является именно налоговый вычет, который представляет собой возврат части средств со стороны государства, которые были потрачены гражданином при возведении дома или на проценты, начисляемые в случай займа денег у банка на покупку жилья.

Как получить налоговый вычет на построенный или купленный дом?

В первую очередь нужно понять, когда допускается подавать документы на получение данной привилегии:
  1. Если было осуществлено строительство дома, который предназначен для проживания и предполагает возможность регистрации в нём граждан. Когда же оформить прописку в такой постройке нельзя, то и вычет получен быть не может.
  2. Если была осуществлена покупка дома, который не достроен. В этом случае вычет будет возможен, если в договоре прямо укажут факт того, что это объект незавершённого строительства.
  3. Если была осуществлена покупка готового для проживания дома. В этом случае вычет будет предоставлен на расходы по сделке.

В иных случаях налоговые вычеты предоставляться не будут, независимо от того, какой был приобретён дом и в каком порядке.

Налоговый вычет может быть получен только после того, как в установленном законом порядке и размере будет уплачен основной налог на имущество.

Не все расходы могут попасть под возможность возврата государством. В случае с покупкой достаточно указать на все издержки, в том числе проценты по кредиту.

Когда же речь идёт о строительстве, то НК РФ (Налоговый кодекс) устанавливает конкретный перечень расходов, попадающих под налоговый вычет:
  • расходы, понесённые в результате покупки надела для строительства;
  • расходы, связанные с приобретением дома, который был не достроен;
  • расходы, связанные с покупкой материалов для ремонта и строительства, подтверждённые чеками;
  • расходы по оплате услуг рабочих при проведении строительства;
  • расходы, которые были осуществлены при подключении коммуникационных связей и оформлении специальной документации на дом.
  • Чтобы получить рассматриваемую привилегию, очень важно подготовить все требуемые документы:
    • паспорт;
    • декларацию, предоставляемую в налоговом органе;
    • документы, которые подтверждают все понесённые расходы;
    • заявление в установленной форме;
    • выписка из реестра о праве на дом;
    • квитанция, которая подтверждает, что налог ранее был уплачен;
    • соглашение о предоставлении кредита, а также документ, отражающий начисление и уплату процентов по нему, если вычет получается при покупке дома.

    Весь пакет бумаг передаётся в налоговый орган, который в установленный период должен принять решение.

    Обычно перечисление денежных средств осуществляется не позднее трёх–четырёх месяцев после получения заявления. Размер налогового вычета на сегодняшний день составляет 13% от общей суммы расходов. При этом максимальная сумма вычета составляет два миллиона рублей, больше этого предела возвращено не будет, независимо от размера расходов.

    Таким образом, налог, уплачиваемый в случае владения домом, напрямую зависит от трёх показателей: стоимости (кадастровой и инвентаризационной), площади и налоговых ставок. Неисполнение обязанности по его уплате повлечёт за собой меры ответственности.

    При этом законом допускается применение льгот к отдельным категориям граждан, а также предоставление вычетов в качестве поддержки при осуществлении расходов на строительство или покупку жилого дома.

Объект незавершенного строительства является объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц, если на такой объект оформлено право собственности (ст. 400 , пп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ).

Обязанность по уплате налога возникает, если в субъекте РФ, на территории которого расположено такое имущество, введен порядок уплаты налога исходя из кадастровой стоимости имущества. Если в целях налогообложения имущества применяется его инвентаризационная стоимость, то налог уплачивается только в отношении тех объектов незавершенного строительства, инвентаризационная стоимость которых определена (Информация ФНС России от 31.05.2017 , от 10.04.2017).

При исчислении налога в отношении объекта незавершенного строительства исходя из его кадастровой стоимости необходимо учитывать следующие особенности.

Налоговые вычеты и льготы

Объекты незавершенного строительства не включены в перечень объектов, по которым предоставляется вычет по налогу на имущество. На федеральном уровне льгота по объектам незавершенного строительства также не предусмотрена. Однако льготы могут быть предусмотрены нормативными правовыми актами муниципальных образований (законодательством г. г. Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) (п. 2 ст. 399 , п. п. 3 — 5 ст. 403 , п. 4 ст. 407 НК РФ; Информация ФНС России от 31.05.2017).

Примечание. Информацию о льготах, установленных местными органами власти, вы можете получить через интернет-сервис ФНС России «Справочная информация о ставках и льготах по имущественным налогам» или на сайте УФНС вашего региона.

Налоговая ставка

Размеры налоговых ставок устанавливаются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления, а в г. г. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе — региональными законами. Так, в г. Москве ставки налога на имущество физических лиц установлены Законом г. Москвы от 19.11.2014 N 51.

Налоговые ставки могут быть увеличены, но не более чем в три раза, при этом должны соответствовать пределам, установленным федеральным законодательством (п. п. 2 — 4 ст. 406 НК РФ).

В общем случае при определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта незавершенного строительства, если проектируется жилой дом, налоговая ставка составляет 0,1%. При этом в г. Москве ставка в отношении подобных объектов установлена в размере 0,3% кадастровой стоимости (пп. 1 п. 2 , пп. 1 п. 6 ст. 406 НК РФ; п. 3 ст. 1 Закона N 51).

Порядок и срок уплаты налога

Налог уплачивается по месту нахождения объекта незавершенного строительства на основании направленного налоговым органом уведомления (п. 2 ст. 409 НК РФ).

При этом налоговый орган не направляет налоговое уведомление, если общая сумма исчисленных имущественных налогов составляет менее 100 руб. Есть одно исключение: налоговый орган направит уведомление с суммой налога менее 100 руб. в том году, по окончании которого он утратит право его направить (за три предшествующих года) (п. 4 ст. 52 НК РФ).

Исчисление суммы налога

Налоговая инспекция рассчитывает налог по истечении календарного года отдельно по каждому объекту незавершенного строительства по месту его нахождения на основании сведений, представленных органами Росреестра (п. 4 ст. 85 , п. п. 1 , 2 ст. 408 НК РФ; п. 1 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 N 457).

Обратите внимание!

Налог уплачивается за период не более чем три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2 ст. 52 , п. 4 ст. 409 НК РФ).

Если объект незавершенного строительства находится в общей долевой собственности, то каждый из ее участников уплачивает налог пропорционально своей доле.

Если объект незавершенного строительства находится в общей совместной собственности супругов, они уплачивают налог поровну (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Помимо этого, если объект незавершенного строительства находится в собственности менее года, налог исчисляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев владения объектом незавершенного строительства к 12 календарным месяцам года (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Первые четыре года с момента введения нового порядка исчисления налога исходя из кадастровой стоимости имущества являются переходными. Для них установлен особый порядок расчета и применение временных понижающих коэффициентов, которые позволят снизить налоговую нагрузку на граждан (в первый год — 0,2; во второй — 0,4; в третий — 0,6; в четвертый — 0,8).

В течение переходного периода сумма налога рассчитывается по формуле (п. 8 ст. 408 НК РФ):

Если инвентаризационная стоимость объекта незавершенного строительства не определялась, показатель Н2 будет равен 0. Таким образом, сумма налога к уплате равна произведению суммы налога за год (Н1) без учета переходных правил и соответствующего понижающего коэффициента.

Начиная с пятого года налог будет рассчитываться исходя из кадастровой стоимости без применения понижающих коэффициентов.

Обратите внимание!

Вы обязаны до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), сообщить в налоговый орган о каждом объекте налогообложения, по которому не получили налоговое уведомление. Сообщать об объектах налогообложения не нужно, если вы ранее получали налоговое уведомление в отношении объекта налогообложения или не получали его в связи с предоставлением налоговой льготы (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Налогоплательщик должен уплатить сумму налога не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (календарным годом), начиная с налогового периода 2015 г. (п. 1 ст. 409 НК РФ; Письмо ФНС России от 11.01.2016 N БС-4-11/48@).

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Федеральной налоговой службы —

Объект незавершенного строительства - налог на имущество , рассчитываемый с него, стал предусматриваться с 2015 года. Рассмотрим, при каких условиях производится налогообложение незавершенного строительного объекта.

НЗС и налог на имущество

Незавершенное строительство (НЗС) — это объект, по которому не закончены строительные работы. НЗС может находиться как в одной из стадий строительства, так и в стадии опытной эксплуатации или быть приостановленным, законсервированным либо прекращенным. Но в любом случае его окончательная стоимость не сформирована, и он не готов к полноценной эксплуатации по тому назначению, для которого создается.

По объекту НЗС как у физических, так и у юридических лиц может возникать обязанность уплаты налога на имущество.

Основные положения по этому налогу содержит Налоговый кодекс РФ (гл. 30 — для юрлиц, гл. 32 — для физлиц). В 2014-2015, а затем и в 2016-2017 годах гл. 30 была в значительной степени скорректирована, а гл. 32 стала нововведением 2014 года и применяется с 2015-го. До 2015 года имущество физлиц облагалось налогом в соответствии с законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1, и НЗС по нему объектом налогообложения не являлось.

Подробнее о том, как менялся налог на имущество организаций в 2014-2018 годах, читайте в статье .

Налог на имущество имеет статус регионального, и особенности его применения как для юридических, так и для физических лиц регламентируются законами субъектов РФ, которым дано право определения особенностей налоговой базы, дифференциации налоговых ставок (в пределах, определенных НК РФ), введения дополнительных льгот. При этом для юрлиц возможно установление отличных от других регионов порядка и сроков уплаты налога. Для физлиц срок уплаты налога на имущества является единым на всей территории Российской Федерации - не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог на имущество по НЗС для физлиц

Итак, физлица (в том числе ИП), являющиеся собственниками объектов, должны платить налог на имущество — незавершенное строительство в числе таких объектов (подп. 5 п. 1 ст. 401 НК РФ). Для целей налогообложения физлиц оно учитывается только с 2015 года.

Для введения налога субъектами РФ и проведения кадастровой оценки объектов установлен переходный период до 2020 года, в течение которого базой налогообложения может быть либо инвентаризационная, либо кадастровая стоимость (ст. 402 НК РФ), если объект не относится к подлежащим налогообложению только по кадастровой стоимости (ст. 378.2 НК РФ).

Если в целях налогообложения применяется кадастровая стоимость имущества, то базой для расчета налога является кадастровая стоимость имущества на начало налогового года, уменьшенная на вычеты, определенные пп. 3-6 ст. 403 НК РФ. Однако объекты незавершенного строительства на федеральном уровне не включены в перечень объектов, по которым предоставляется вычет по налогу на имущество (пп. 3-6 ст. 403, ст. 404 НК РФ). Вычет по объектам незавершенного строительства может представляться, только если он предусмотрен региональным законодательством.

Если в целях налогообложения имущества применяется его инвентаризационная стоимость, то налог не уплачивается, поскольку для объектов незавершенного строительства инвентаризационная стоимость не определяется (письмо Минфина России от 14.12.2017 № 03-05-06-01/83522, информация ФНС России от 31.05.2017, приказ Минстроя РФ от 04.04.1992 № 87). Таким образом, с налогового периода 2015 года для физлиц налогом на имущество объект незавершенного строительства облагается при выполнении 3 обязательных условий (письмо МФ РФ от 27.05.2015 № 03-05-06-01/30444):

  • на объект зарегистрировано право собственности;
  • субъект РФ установил в качестве базы для налогообложения кадастровую стоимость или объект относится к облагаемым только на основе кадастровой стоимости по ст. 378.2 НК РФ (административные, торговые, жилые объекты);
  • величина стоимости объекта определена.

Предельные ставки налога при расчете на основе кадастровой стоимости зависят от назначения и стоимости незавершенного объекта (п. 2 ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% — для НЗС жилья;
  • 2% — для НЗС административных, торговых и дорогих (более 300 млн руб.) объектов;
  • 0,5% — для НЗС прочих объектов.

Предельные ставки налога от инвентаризационной стоимости определены только стоимостью объекта (п. 4 ст. 406 НК РФ):

  • 0,1% — не более 300 тыс. руб.;
  • 0,1-0,3% — от 300 тыс. до 500 тыс. руб.;
  • 0,3-2% — более 500 тыс. руб.

У ряда физлиц есть право на льготы по налогу (п. 1 ст. 407 НК РФ). К ним относятся:

  • люди, имеющие государственные награды;
  • инвалиды;
  • участники боевых действий или отслужившие в армии более 20 лет;
  • граждане, подвергшиеся воздействию радиации в результате аварий;
  • члены семей погибших при исполнении обязанностей военных и госслужащих;
  • пенсионеры;
  • лица творческих профессий в отношении помещений, используемых для творчества;
  • физлица, использующие в личном хозяйстве хозстроения площадью до 50 кв. м.

Административные, торговые и дорогие (более 300 млн руб.) объекты не льготируются (п. 5 ст. 407 НК РФ), а по остальным льгота может быть применена только к одному объекту недвижимости каждого вида по выбору налогоплательщика при наличии документального подтверждения права на нее. Документы на льготу подаются в ИФНС вместе с заявлением о ее предоставлении не позднее 1 ноября года, за который будет рассчитан налог (п. 7 ст. 407 НК РФ).

Льготированию не подлежат также объекты, используемые в предпринимательской деятельности. К НЗС, которое, являясь недостроем, еще не используется в предпринимательских целях, льгота может быть применена. Однако если ИФНС будет выявлен факт такого использования НЗС, то налог на это имущество начислят.

Ставки, объекты налогообложения и льготы могут быть дифференцированы в регионах. Если в законах субъектов таких уточнений нет, то применяются положения НК РФ.

Расчет налога осуществляет ИФНС и высылает уведомление вместе с платежным документом налогоплательщику-физлицу с таким расчетом, чтобы физлицо получило комплект документов на уплату налога не позднее чем за 30 дней до наступления срока платежа (п. 2 ст. 52 НК РФ).

Если на объект НЗС оформлена общая или долевая собственность, то налогоплательщиками будут все его собственники в равных или пропорциональных доле частях соответственно (п. 3 ст. 408 НК РФ).

Если объект возник в течение налогового года, то его кадастровая стоимость для целей налогообложения принимается на дату регистрации в кадастре. В случае выявления ошибки в кадастровой стоимости пересчет налога делается с периода такой ошибки. При спорной кадастровой стоимости изменения налога учитываются с даты подачи заявления на пересмотр стоимости, но не ранее внесения корректировок в кадастр (п. 2 ст. 403 НК РФ).

Если право собственности на объект существует неполный год, то расчет делается с учетом коэффициента, снижающего налог в пропорции к количеству полных месяцев фактического нахождения в собственности. При этом полным месяцем считается тот, в котором право собственности возникло до 15 числа или прекратилось после 15 числа (п. 5 ст. 408 НК РФ).

Так же, с учетом количества месяцев фактического наличия права на собственность, учитывается льгота по налогу. При этом месяцы возникновения и исчезновения права на льготу считаются полными (п. 6 ст. 408 НК РФ).

Если налогоплательщик, имеющий НЗС в собственности, не получил уведомления ИФНС на уплату налога, и они ни разу ему не приходили, ему необходимо проинформировать налоговую инспекцию о наличии объекта налогообложения (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

Налог на имущество по НЗС для юрлиц

Объекты НЗС, находящиеся в распоряжении юрлиц, не являются предметом обложения налогом на имущество, если они не готовы для использования в процессе производства. Факт готовности определяет само юрлицо. Однако это не означает, что объект НЗС можно сколь угодно долго держать в стадии незавершенного.

Особенно опасен в этом отношении этап опытной эксплуатации. Если на этом этапе не осуществляется необходимая доработка объекта (не продолжают вкладываться средства в доведение его технических характеристик до проектных), а в производстве продукции он систематически участвует, то безопаснее ввести его в состав основных средств и обложить налогом на имущество. В противном случае ИФНС может признать его объектом налогообложения, и суд с ней согласится (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2015 № Ф09-9720/14).

О начислении налога при эксплуатации имущества читайте в материале .

Объекты, которые юрлицо строит самостоятельно, привлекая для этого заемные средства, будут иметь разную стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в связи с разным учетом процентов. Важно сохранить эту разницу при вводе объекта в эксплуатацию. Обе стоимости по-своему важны: налоговая — для расчета амортизации, которая учтется при определении налога на прибыль, а бухгалтерская — для расчета налога на имущество, если не появится обязанности считать этот налог от кадастровой стоимости.

О том, когда возникает обязанность по расчету налога от кадастровой стоимости, читайте в статье .

Итоги

У юридических лиц объекты незавершенного строительства не облагаются налогом на имущество.

У физических лиц незавершенное строительство может облагаться налогом, если в регионе его местонахождения налоговая база по налогу исчисляется с кадастровой стоимости, оно находится в собственности физического лица и известна его кадастровая стоимость.

У владельцев недвижимости, которые оформили свое имущество по всем правилам, но по каким-то причинам не получают платежки об уплате налогов, остается чуть больше двух месяцев, чтобы поставить в известность об этом налоговые инспекции. Иначе - серьезные штрафы, сообщили "Российской газете" в Федеральной налоговой службе.

За найденные налоговиками "объекты-невидимки" придется платить и штраф, и налог за последние три года. Фото: Reuters

Уточним, что касается это всех физлиц. 1 января 2017 года заканчивается двухлетний переходный период. Именно до этой даты и надо уведомить налоговиков о своих квартирах, дачах и банях, за которые не приходят налоговые уведомления. Транспортные средства тоже попадают под эту норму Налогового кодекса, принятую в 2014 году. Если в 2017 году налоговики обнаружат "объекты-невидимки", за которые по нескольку лет не платятся налоги, то инспекторы взыщут долги сразу за три последних года. Плюс выпишут штраф - 20 процентов от неоплаченной суммы.

И вот какие расчеты сделали специально для "РГ" в БТИ Московской области. Например, хозяевам, имеющим коттедж на Истре площадью 331,2 квадратного метра и не платившим налоги три года, при проверке начислят налог за 2013 год - 31 852,54 рубля. Налог за 2014-й - 31 852,54 рубля. Налог за 2015-й - 35 454,16 рубля. И штраф 20 процентов от неуплаченной налоговой суммы - то есть 19 831,84 рубля. А в целом граждане заплатят в бюджет 118 991,08 рубля. Если, конечно, они про этот коттедж не заявят до 1 января 2017 года. Заявят - им простят налоги за три года. И они начнут платить "с чистого листа", как полагается, ежегодно.

Есть еще и другая проблема - незарегистрированной недвижимости физлиц. И сейчас муниципальные власти, бюджеты которых формируются от уплаты местных налогов на объекты недвижимости, приступили к массированному поиску незарегистрированных построек - домов, бань, просторных сараев, веранд от 50 квадратных метров. В полную силу движение контролеров развернулось в Подмосковье. Скоро такую практику могут распространить на всю страну.

Если граждане заявят о своих домах в срок, им простят неуплату налога на имущество физлиц за три года

Московская область, к слову, занимает первое место в России по объему недвижимости. Только объектов капстроительства (домов, гаражей и других построек) насчитывается почти 9 миллионов, то есть 9 процентов от общего числа в РФ. В "работу" на 2016 год взяты 6 районов и 9 городских округов. Всего проверят около 2 миллионов объектов недвижимости. По предварительным оценкам, от 20 до 40 процентов из них не вовлечены в налоговый оборот.

На обходы комиссии с участием представителей органов муниципальной власти, налоговой и областного министерства имущества выходят каждые выходные. Дополнительный доход в муниципальные бюджеты ожидается, по предварительным оценкам, 1,5-1,8 миллиарда рублей.

Ищут не только "утаенные от налоговой строения", но и вообще незарегистрированные. За два месяца с начала работы в Московской области нашли уже несколько сотен неоформленных капитальных строений. Многие относятся к элитному жилью. "Только на прошлой неделе в ходе рейда беседовали с хозяевами такого "дворца" в Истринском районе. На частной территории расположились банный комплекс, бассейн, гараж и теннисный корт", - рассказывает генеральный директор Московского областного БТИ Владислав Мурашов.

По его словам, контролеры видят десятки примеров, когда в одном и том же районе у одних владельцев с документами все в порядке, они честно платят налоги, а другие собственники уклоняются от своего гражданского долга. Возникают резонные вопросы - как получается, что за деревянный садовый домик, доставшийся по наследству, одни люди платят налоги, а совсем рядом их соседи из фешенебельных коттеджных поселков просто не регистрируют имущество и уходят от налогов из года в год?

Однако безответственность заканчивается. Затянувшим с оформлением недвижимости более чем на полгода, то есть с июля 2017 года, грозят не только штрафы, но и снос неузаконенного имущества, если суд признает объект самовольной постройкой.

В 2016 году только в Московской области проверят более 2 млн объектов недвижимости. Фото: Сергей Савостьянов/ РГ

Как рассказали "РГ" в Московском областном БТИ, механизм выявления незарегистрированных построек следующий. Данные аэрофотосъемки территории сопоставляют с информацией государственного кадастра недвижимости, ЕГРП и архивами БТИ. На карте отмечают строения площадью более 50 квадратных метров, права на которые не зарегистрированы или они вовсе не стоят на учете. Затем владельцы земельных участков, на которых расположены такие объекты, получают информационные письма от налоговиков с указанием на необходимость оформления объектов недвижимости.

В свое оправдание многие участники проверок, у которых уже найдены такие постройки, поясняют, что просто не знакомы с процедурами регистрации - не знают, какие документы необходимо подготовить, куда обратиться, не владеют информацией по изменениям в законодательстве, которые могут повлечь за собой утрату собственности. Аргументы эти, когда дело идет об уплате налогов, в расчет, естественно, не берутся.

Тем временем минфин предложил взимать налог на имущество "с недостроя", то есть с домов, которые построены на частных земельных участках, отражены в кадастре, но не оформлены в собственность владельцев, физлиц. Об этом говорится в проекте "Основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы".

Цель - вовлечение в налоговый оборот объектов капитального строительства, поставленных владельцами земельных участков на кадастровый учет, но права на которые не зарегистрированы.

До сих пор налог на имущество за строение начисляется, если владелец оформил права собственности, поэтому многие граждане хитрят - не оформляют собственность на здания, которые расположены на принадлежащих им земельных участках.

Чтобы оформить дом, баню или иную постройку, нужно пройти две процедуры. На первом этапе потребуется заполнить утвержденную минэкономразвития стандартную декларацию о постановке объекта недвижимости на кадастровый учет и подготовить технический план, который делают кадастровые инженеры.

Минфин предложил взимать налог на имущество физлиц с недостроенных домов, сараев, дач и бань

Эти документы нужно подать в Кадастровую палату через любой многофункциональный центр (МФЦ). Спустя 10 рабочих дней ведомство выдаст владельцу кадастровый паспорт.

Вторая процедура - регистрация права собственности. Здесь от вас потребуется заполнить еще одну декларацию по форме, утвержденной минэкономразвития, оплатить госпошлину 350 руб. и, приложив заявление, подать документы в Росреестр. Пройдя эти два этапа, вы получите официальный документ о праве собственности на объект с четкими параметрами, необходимыми для уплаты налогов.

Главная — Консультации

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года.

Нужно ли платить налог за недостроенный дом?

  1. гараж, машино-место;
  2. единый недвижимый комплекс;

Разрешите сообщить

Юридические тонкости

Зарегистрированный недострой

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Главная — Консультации

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса.

Нужно ли платить налог на недостроенный дом?

При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц. Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра. Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Главная — Консультации

Налог на имущество физлиц: объекты незавершенного строительства

Обязанность по уплате налога на имущество физических лиц возникает при одновременном соблюдении как минимум трех условий. Так, имеющееся имущество признается объектом налогообложения, физлицо владеет им на праве собственности и из инспекции получено уведомление об уплате в отношении данного имущества налога. В то же время на законодательном уровне введена дополнительная обязанность для физлиц в случае, если они столкнутся с тем, что в полученном уведомлении не указано принадлежащее им имущество, уведомить об этом налоговую инспекцию. Проблема в том, что среди объектов налогообложения налогом на имущество физлиц с 1 января 2015 г. значатся и объекты незавершенного строительства. Нужно ли о них информировать налоговиков и как вообще происходит налогообложение подобных "недостроев"?

С 1 января 2015 г. порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц на территории РФ регулируется гл. 32 Налогового кодекса (далее — Кодекс). Исчисление налога на основании ст. 408 Кодекса, как и прежде, осуществляется налоговым органом. При этом уплата налога производится налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений, которые направляются налогоплательщикам налоговыми органами по окончании налогового периода, то есть года. За 2015 г. налог нужно уплатить не позднее 1 декабря 2016 г. (ст. 409 НК).

В то же время перечень объектов налогообложения с начала минувшего года значительно расширен. К таковым в соответствии с п. 1 ст. 401 Кодекса относится расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

  1. жилой дом. При этом для целей налогообложения к жилым домам относятся также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства;
  2. жилое помещение (квартира, комната);
  3. гараж, машино-место;
  4. единый недвижимый комплекс;
  5. объект незавершенного строительства;
  6. иные здания, строения, сооружения, помещения.

Разрешите сообщить

Больше всего вопросов возникает касательно такого объекта налогообложения, как "объект незавершенного строительства". В понимании многих граждан это просто какой-то недострой. И тогда вообще непонятно, как в отношении его нужно платить налог.

Ситуация становится еще более проблемной, если учесть, что согласно п. 2.1 ст. 23 Кодекса по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, физлица обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в инспекцию по месту жительства или по месту нахождения такого имущества. Такая обязанность возникает в случае, если по тем или иным причинам уведомление из налогового органа получено не было или же в нем отсутствовал тот или иной объект недвижимости.

При этом к названному сообщению нужно приложить копии правоустанавливающих документов на "потерянные" объекты или документы, подтверждающие госрегистрацию ТС, о существовании которых налоговики также оказались, что называется, не осведомлены.

Юридические тонкости

Итак, если мы говорим об объекте незавершенного строительства, то для простого обывателя перед глазами встает картинка — некий недостроенный объект. Кстати говоря, многие "физики" на своих дачах годами, а то и десятилетиями что-то строят и никак не достроят. Означает ли это, что все они "попали" на налог на имущество? В этом вопросе как раз и нужно разбираться.

Начнем с того, что согласно ст. 400 Кодекса плательщиками налога на имущество признаются физлица, владеющие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 Кодекса. При этом в силу положений ст. 130 Гражданского кодекса объекты незавершенного строительства отнесены к недвижимым вещам, права на которые подлежат госрегистрации. А ст. 25 Закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" закреплено, что право собственности на объект незавершенного строительства регистрируется на основании документов, подтверждающих право собственности (право пользования) на земельный участок, на котором размещен этот объект, а также на основании разрешения на строительство и документов, содержащих описание объекта незавершенного строительства. Причем переход права собственности на "незавершенку" также подлежит госрегистрации в установленном на то порядке.

Ну и, наконец, если учесть, что согласно ст. 219 ГК право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации, то выходит, что именно с этого момента и появляется объект налогообложения налогом на имущество физлиц.

Иными словами, если права на "незавершенку" не зарегистрированы, то и объект налогообложения как таковой отсутствует. А это означает, что у физлица в отношении этого объекта не возникает обязанность уплачивать налог и сообщать о его существовании налоговикам не нужно.

Зарегистрированный недострой

На практике необходимость зарегистрировать права на объект незавершенного строительства возникает в случае, если его предполагается продать. При таких обстоятельствах с момента госрегистрации права собственности налог на имущество в отношении его платить уже придется. И сумму налога налоговики уже определят самостоятельно на основании информации, которая к ним поступит из госреестра.

Налог на незавершённое строительство или реконструкцию

Здесь важно учитывать два момента.

Во-первых, согласно п. 5 ст. 408 Кодекса в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на имущество исчисление суммы налога в отношении данного имущества производится с учетом специального коэффициента. Таковой определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых это имущество находилось в собственности налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом если возникновение права собственности на имущество произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно или прекращение права собственности на имущество произошло после 15-го числа соответствующего месяца, то такой месяц принимается за полный. Если же право на имущество возникло после 15-го числа соответствующего месяца или прекратилось до 15-го числа соответствующего месяца включительно, то месяц возникновения (прекращения) указанного права не учитывается при исчислении налога.

Во-вторых, в пп. 15 п. 1 ст. 407 Кодекса предусмотрено право физических лиц, владеющих хозяйственными строениями или сооружениями, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, заявить право на налоговую льготу. Она предоставляется в размере подлежащей уплате суммы налога в отношении названных объектов при условии, что они принадлежат физлицу на праве собственности и не используются им в предпринимательской деятельности. Однако… данная льгота к объектам незавершенного строительства не имеет никакого отношения. Как разъяснили представители ФНС в Письме от 3 марта 2016 г. N БС-4-11/3541@, хозяйственные строения и сооружения представляют собой результат завершенного строительства. Соответственно, в отношении "недостроев" указанная льгота не применяется.

Июль 2016 г.

Налог на имущество

Всё чаще в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Вологодской области (Кадастровая палата) обращаются граждане, органы государственной власти и органы местного самоуправления в связи с отсутствием сведений о кадастровой стоимости у объектов недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости.

Налоги за недостроенный дом

Разберемся в причинах.
Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании результатов государственной кадастровой оценки.
В случае образования или создания объекта недвижимости, при включении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, осуществлении кадастрового учета изменений площади, категории земель, разрешенного использования для земельных участков, а так же назначения, площади, номера кадастрового квартала или родительского объекта для объектов капитального строительства Кадастровой палатой осуществляется определение кадастровой стоимости.
Для расчета кадастровой стоимости используется такая величина, как «удельный показатель кадастровой стоимости».
В случае отсутствия в результатах государственной кадастровой оценки земель утвержденных удельных показателей кадастровой стоимости определить кадастровую стоимость не представляется возможным. Определение кадастровой стоимости земельного участка в данном случае возможно только в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Также кадастровая стоимость земельного участка не может быть определена при отсутствии в сведениях о земельном участке таких характеристик, как разрешенное использование и категория земель.
У объектов капитального строительства кадастровая стоимость может отсутствовать в случае, если объект недвижимости является сооружением, машино-местом, объектом незавершенного строительства, единым недвижимым комплексом или предприятием как имущественный комплекс, поскольку не установлен порядок определения кадастровой стоимости таких объектов недвижимости.
С 01.01.2017 г. в соответствии с нововведениями в законодательстве полномочиями по проведению государственной кадастровой оценки, а так же определению кадастровой стоимости в период между датой проведения последней государственной кадастровой оценки и датой проведения очередной государственной кадастровой оценки наделяется бюджетное учреждение, которое будет создано и на территории Вологодской области, что значительно уменьшит количество объектов недвижимости без кадастровой стоимости.
На территории Вологодской области проведение государственной кадастровой оценки бюджетным учреждением запланировано на 2019 г. по земельным участкам (все категории), на 2020 г. по объектам капитального строительства.