Об утверждении государственной программы содействия занятости населения. Государственная программа российской федерации

В России показатель трудоспособного безработного населения на начало января 2019 года составляет 4,9% . Тот же показатель в США равен 3,9%, в Германии - 3,4%, в Швейцарии - 2,4%. В глобальном рейтинге стран Россия занимает 22-е место по безработице в мире .

Несмотря на активную работу Центра занятости населения (ЦЗН), помогающую при поиске работы для граждан, и его сотрудничество с различными организациями, которые предоставляют вакансии, сохраняется значительное количество безработного населения.

ВАЖНО

Для снижения уровня напряженности на рынке труда, Правительство РФ утвердило государственную программу содействия занятости населения, действие которой рассчитано до 31 декабря 2020 года . Главная цель госпрограммы - создание правовых и экономических условий, способствующих улучшению рынка труда.

В состав программы входят :

  1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.
  2. Развитие институтов рынка труда.
  3. Безопасный труд.

Чтобы решить проблему нехватки кадров в небольших городах и селах, разрабатываются программы господдержки работников, переехавших для трудоустройства в сельскую местность. В 2019 году действуют программы и . На обращении к Федеральному собранию 20 февраля 2019 года президент В. Путин предложил запустить еще одну программу по привлечению молодых специалистов на село - .

Цели и задачи госпрограммы на 2015-2020 годы

Программа «Содействие занятости населения» утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 298 . Ответственный исполнитель - Министерство труда и социальной защиты . В реализации также участвуют:

  • Федеральная служба по труду и занятости;
  • Фонд социального страхования;
  • Минфин России;
  • Министерство иностранных дел.

На финансирование госпрограммы выделено 668,5 млрд. рублей .

Целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание условий, обеспечивающих развитие эффективно функционирующего рынка труда, который позволяет преодолеть несоответствия спроса и предложения на рабочую силу, а также сократить долю нелегальной занятости и повысить мотивацию к труду.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи :

  • Создание механизмов защиты граждан от безработицы.
  • Обеспечение защиты трудовых прав граждан.
  • Повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
  • Внедрение культуры безопасного труда.

Подпрограммы

В состав госпрограммы входят следующие подпрограммы:

  1. Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан.

    Подпрограмма разработана для снижения роста безработицы. Основной задачей является поддержка безработных граждан, а также оказание содействия в трудоустройстве. Обеспечение роста занятости осуществляется путем использования новых информационных возможностей в целях информирования населения о возможности получить работу в разных регионах РФ.

    Ежегодно разрабатываются новые направления политики занятости населения. К 2020 году планируется сократить разрыв между уровнями зарегистрированной и реальной безработицей.

  2. Развитие институтов рынка труда.
    Главная цель подпрограммы - создание условий для повышения квалификаций работников и развитие профессиональной мобильности. В соответствии с потребностями рынка труда ежегодно проводиться разработка и актуализация профессиональных стандартов для бюджетных и коммерческих организаций. На данный момент утверждено более 1150 профстандартов.

    Реализация подпрограммы способствует увеличению размера реальной заработной платы, а также росту продолжительности трудоспособного периода граждан.

  3. Безопасный труд.

    Ответственным за реализацию мероприятий подпрограммы является Минтруд. Подпрограмма «Безопасный труд» начала действовать с 1 января 2018 года и должна завершиться к концу 2020 года. В этот период планируется уменьшить показатель численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве, а также снизить численность лиц с установленным впервые профессиональным заболеванием.

    К 2020 году планируется увеличить количество рабочих мест до 1900 тыс ., на которых улучшены условия труда. На реализацию подпрограммы с 2018 по 2020 годы из средств федерального бюджета выделено больше 205 млн. рублей .

Ожидаемые результаты реализации программы

По итогам реализации программы содействия занятости населению ожидается достижение следующих результатов:

  • создание гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
  • увеличение количества рабочих мест для инвалидов;
  • уменьшение разрыва между общей и зарегистрированной безработицей;
  • сокращение числа работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда;
  • создание условий для приведения структуры профессионального образования в соответствии с потребностями рынка труда.
Следить за ходом реализации

Программа реализуется с 2013 по 2020 годы. За ходом реализации программы можно следить на портале Госпрограмм .

Меры поддержки специалистов в сельской местности

В сельских населенных пунктах всегда актуальна проблема острой нехватки квалифицированных кадров в отраслях, имеющих социальное значение. Чтобы привлечь молодых специалистов, разрабатываются программы господдержки по обеспечению жильем работников, переехавшим в сельскую местность для осуществления трудовой деятельности.

Программы поддержки имеют два основных направления :

  1. Предоставление кредита по сниженной ставке.
  2. Выплата «подъемной» субсидии на улучшение жилищных условий.

Местные власти также оказывают поддержку молодым специалистам на селе. Часть средств на реализацию программ идут из региональных бюджетов.

Меры поддержки работников на селе предоставляются в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохоз продукции, сырья и продовольствия и регулируются Постановлением Правительства от 14 июля 2012 года №717 .

Программа «Молодой специалист на селе»

В связи с изменением законодательства, данная мера поддержки теперь реализуется в рамках вышеуказанной программы. Ранее она регулировалась другим нормативным актом, который утратил свою силу .

Обеспечение жильем молодых специалистов на селе - социальный проект, разработанный для привлечения молодых сотрудников для работы в сельской местности. Учителям, врачам и другим профильным специалистам, проживающим в селах, предоставлялась субсидия, покрывающая до 70% стоимости квартиры, дома или расходов на строительство.

Участвовать в программе могли граждане:

  • в возрасте до 35 лет;
  • постоянно проживающие в сельской местности;
  • имеющие диплом о высшем или среднем профессиональном образовании;
  • поступившие на работу в сельскую местность по специальности в течение 3-х месяцев после получения диплома;
  • проработавшие по специальности 3 года;
  • признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий;
  • имеющими на руках не менее 30% собственных средств от стоимости жилья.
Внимание

Субсидия выделяется в форме кредита по сниженной ставке в 5% годовых на срок до 10 лет . Погашение производиться путем списания денежных средств из заработной платы сотрудника. После получения субсидии прожить в селе нужно еще минимум 5 лет . При несоблюдении данного условия, деньги будут взысканы обратно.

Программа «Земский доктор»

Программа «Земский доктор» разработана для поддержки работников здравоохранения, переехавших в сельскую местность. Финансируется из бюджета субъектов РФ. Врачам предоставляется подъемная выплата в 1 млн. рублей , фельдшерам - 500 тыс. рублей , которую можно потрать:

  • на приобретение жилья - дома или квартиры;
  • покупку земельного участка для строительства дома;
  • постройку жилого помещения.
1 миллион рублей сельским учителям

Предполагается, что за переезд в небольшие города и села, педагоги будут получать единовременную выплату в 1 млн. «подъемных» рублей , которые можно потратить на покупку жилья, выплату ипотеки или приобретение материалов для строительства дома. Президент предложил запустить программу с 2020 года .

Выплата по программе «Земский учитель» будет предоставляться на следующих условиях:

  • возраст до 35 лет;
  • переезд в сельскую местность;
  • высшее профессиональное образование;
  • заключение договора с руководством школы минимум на 5 лет.

Требования к участникам программы еще обсуждаются. Подробные условия участия будут известны после разработки нормативных документов.

2.1 Общая характеристика сферы реализации государственной программы, основные проблемы в указанной сфере и прогноз ее развития

Цель настоящей государственной программы – создание правовых, экономических и институциональных условий, способствующих эффективному развитию рынка труда.

Для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач:

1. Предотвращение роста напряженности на рынке труда.

2. Привлечение иностранных работников в соответствии с потребностями экономики.

3. Содействие поддержанию высокой квалификации и сохранению здоровья работников, обеспечение защиты трудовых прав граждан.

По итогам реализация программы ожидается достижение следующих результатов:

Создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;

Предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;

Создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;

Удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;

Снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;

Создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;

Обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;

Обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;

Поддержание социальной стабильности в обществе.

Общий вклад программы в социально-экономическое развитие Российской Федерации заключается создании условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда.

Государственная программа реализуется в 2013 – 2020 годах. Этапы реализации программы не выделяются.

В 2010 и 2011 годах государственная политика в области содействия занятости реализовывалась в рамках постоянно действующих программ содействия занятости населения, а также дополнительных мер, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации.

Участниками мероприятий активной политики занятости – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения в 2011 году стали 10,7 млн. человек (в 2010 году - 12,2 млн. человек), из которых 5,4 млн. человек (в 2010 году - 6,4 млн. человек) обратились за содействием в поиске подходящей работы. При содействии органов службы занятости трудоустроено 3,4 млн. человек (в 2010 году - 4,0 млн. человек) или 63,3% от общей численности обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в 2010 году – 62,1%).

В 2011 году была продолжена реализация дополнительных мероприятий, позволивших в 2009-2010 годах стабилизировать ситуацию на рынке труда, а также снизить социальную напряженность в обществе.

Участниками дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации стали 554,9 тыс. человек.

Благодаря реализации дополнительных мероприятий было создано более 232,2 тыс. постоянных рабочих мест.

Принятые в 2010 и 2011 годах меры по стабилизации ситуации на рынке труда оказали существенное положительное воздействие на ситуацию с занятостью населения.

По данным обследования населения по проблемам занятости, проводимого Росстатом, общая численность безработных граждан снизилась с 5636 тыс. человек в среднем за 2010 год до 5020 тыс. человек в среднем за 2011 год (на 11%). При этом уровень общей безработицы снизился с 7,5% до 6,6% от численности экономически активного населения.

Численность зарегистрированных в органах службы занятости безработных граждан за аналогичные периоды снизилась с 1875 тыс. человек до 1430 тыс. человек (на 24%), а уровень регистрируемой безработицы – с 2,5% до 1,9% от численности экономически активного населения соответственно.

Вместе с тем на рынке труда существует проблема трудоустройства граждан, которые в силу различных причин (социальных, физических и иных) являются наименее конкурентоспособными. Это – женщины, имеющие малолетних детей, многодетные родители, родители детей-инвалидов, граждане, имеющие ограничения трудоспособности по состоянию здоровья, граждане предпенсионного и пенсионного возрастов, отдельные категории молодежи (не имеющие профессионального образования или выпускники профессиональных образовательных учреждений без опыта работы) и другие категории граждан (лица, уволенные с военной службы, освободившиеся из мест лишения свободы).

В сравнении с зарубежными странами уровень занятости в России является достаточно высоким, а уровень безработицы (по методологии МОТ) – относительно низким.

В России, в отличие от зарубежных стран, существует большой разрыв между данными по безработице, определяемыми в соответствии с методологией МОТ по результатам выборочного обследования населения по проблемам занятости (общая безработица) и административными данными, формируемыми органами службы занятости (регистрируемая безработица).

Этот разрыв во многом объясняется несоответствием возможностей органов службы занятости и ожиданий безработных.

Во-первых, пособие по безработице не обеспечивает необходимого уровня замещения утраченного заработка даже на уровне, необходимом для сохранения здоровья человека и обеспечения жизнедеятельности. Во-вторых, имеющиеся в органах службы занятости вакансии зачастую не отвечают запросам граждан, ищущих работу, так как в основной массе содержат позиции с низкооплачиваемыми рабочими местами, тяжелыми условиями труда. В-третьих, в обществе широко распространено мнение о том, что государственная служба занятости населения не способна оказать реальную помощь в трудоустройстве.

В целях повышения эффективности деятельности органов службы занятости как посредника между работодателями и гражданами, ищущими работу, необходимо создание стимулов для обращения в органы службы занятости как работодателей за подбором необходимых работников, так и граждан для поиска подходящей работы.

Модернизация российской экономики и ее дальнейшее развитие будет сопровождаться увеличением спроса на труд в целом, а также изменением его профессионально-квалификационной структуры, которые не в полной мере смогут удовлетворяться за счет национальных трудовых ресурсов. В сложившейся ситуации назрела необходимость оптимизации внешних миграционных потоков в соответствии с потребностями социально-экономического и демографического развития страны.

Переход от товарно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу экономического развития требует комплекса преобразований, важнейшим из которых является развитие человеческого потенциала России. Значительную роль в этом играет решение задачи по приведению содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда.

Для этого необходимо провести модернизацию профессиональных образовательных программ, с учетом потребностей рынка труда, которая должна быть отражена в национальной системе квалификаций. Национальная система квалификаций станет основой для обучения работников с учетом требований рынка труда, а также будет способствовать лучшей расстановке и использованию кадров на производстве, включая бюджетный сектор экономики.

Учитывая, что значительная часть социальных обязательств государства перед населением выполняется государственными муниципальными учреждениями необходимо, постоянно повышать квалификацию, профессионализм, инициативность и заинтересованность работников этих учреждений в результатах своего труда. Для этого, в свою очередь, помимо формирования национальной системы квалификаций, необходимо формирование действенных инструментов стимулирования работников к повышению своих личных деловых и профессиональных качеств, применению в своей работе новых образовательных технологий. Учитывая, что важнейшим инструментом управления мотивацией персонала оплата труда, целесообразно совершенствовать систему оплаты труда работников, увязывая заработную плату с количеством и качеством труда.

Необходимо привлечение и закрепление в бюджетном секторе квалифицированных специалистов, в том числе путем создания рабочих мест конкурентоспособных на рынке труда. Это, в свою очередь, обуславливает необходимость повышения заработной платы в бюджетном секторе до конкурентоспособного уровня.

Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году, а в 2020 году может составить 66,6 млн. человек.

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных, соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных (около 30%), среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013-2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек. По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

Федеральная государственная служба занятости населения является единой федеральной системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на:

Оценку состояния и прогноз развития занятости населения, информирование о положении на рынке труда;

Разработку и реализацию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;

Организацию мероприятий активной политики занятости населения;

Осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

Основными задачами Программы являются:

Обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;

Регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

Формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

Предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

Реализация Программы предусматривает осуществление в два этапа.

В рамках первого этапа реализации Программы федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер:

1. Определение потребности в создании рабочих мест.

2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест.

3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ.

4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест.

5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы.


6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей.

7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ.

8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест.

9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан.

На втором этапе реализации Программы федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач:

1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации.

2. Создание условий для повышения качества рабочих мест.

3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения.

Реализуемая политика занятости становится активной тогда, когда средства Государственного фонда занятости населения (ГФЗН) используются в полной мере, а в структуре расходов преобладают финансирование затрат на сохранение рабочих мест и создание дополнительных, предоставление субсидий для организации собственного дела, покрытие затрат на профессиональное обучение, переподготовку и профориентацию и др.

Региональные программы занятости населения - механизм государственного воздействия на региональные рынки труда в условиях отказа от территориального планирования и перехода к программным методам регулирования социально-экономических процессов и использования законодательной базы и ресурсов (прежде всего финансовых), находящихся в распоряжении государственных структур управления. Региональные программы занятости населения определяются как совокупность долго- и краткосрочных мероприятий с их соответствующим финансовым, организационным и иным обеспечением, целью реализации которых является достижение эффективной занятости трудоспособного населения в регионе в условиях рыночной экономики в сочетании с соц. поддержкой безработных.

По охвату территории Региональные программы занятости населения разделяются на государственные (федеральные), республиканские в составе РФ, краевые, областные, районные и городские. Региональные программы занятости населения состоят из следующих разделов: аналитического, целевого, программных заданий, ресурсного, сводного, организационного и юридического обеспечения.

Аналитический раздел раскрывает ситуацию на рынке труда, факторы, влияющие на показатели занятости, миграционные и демографические процессы, а также прогнозную оценку рынку труда, специфику социально экономической ситуации. Здесь рассматриваются вопросы оплаты труда, подготовки и переподготовки кадров, процессы высвобождения работников, создание новых рабочих мест и ликвидация действующих. Сбор необходимой информации производится по утвержденным формам статистической отчетности, а расчеты по утвержденным правительством РФ методикам.

В целевом разделе на основании предыдущего определяются концепция политики занятости перечень поставленных целей, их приоритетность, качественные и количественные параметры конечного ожидаемого результата, а также эффективность деятельности службы занятости.

Ресурсный раздел Программы рассматривает совокупность кадровых материально-технических и финансовых ресурсов, необходимых для реализации той или иной программы, источники их получения, необходимые объемы и сроки получения. Здесь рассматриваются юридическое обеспечение - перечень законодательных нормативных актов, необходимых для практической реализации той или иной программы.

В организационном разделе рассматривается общая схема разработки и реализация Программы занятости с привлечением, кроме службы занятости, других организаций. Распределяются обязанности между ними, устанавливаются сроки их реализации, порядок контроля за выполнением программы и ее мероприятия.

Региональные программы содействия занятости представляют механизм государственного воздействия на региональные рынки труда. Программы региональной политики занятости населения включают в себя мероприятия, направленные на:

Расширение роли органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в решении специфических региональных проблем рынка труда;

Осуществление приоритетного финансирования за счет средств федерального бюджета и социальных внебюджетных фондов социальных и экономических программ в регионах с высоким уровнем безработицы;

Минимизацию отрицательных последствий массовой безработицы в индустриальных районах, в том числе в малых и средних городах, поселках с моноэкономической структурой;

Предотвращение массовых увольнений работников, создание новых и сохранение существующих экономически целесообразных рабочих мест, осуществление опережающей переподготовки кадров для новых прогрессивных производств;

Обеспечение защиты трудовых прав работников несостоятельных организаций, эффективную поддержку граждан, потерявших работу, обеспечение их профессиональной ориентации.

Условно такие региональные программы можно разделить на три уровня:

1. республиканская программа занятости населения содержит совокупность организационных, материально-технических и финансовых мероприятий, которые могут быть реализованы только на этом уровне. К ним, в частности, может относиться создание рабочих мест в экономически неблагополучных областях, снижение социальной напряженности в районах с критической ситуацией на рынке труда, определение общей концепции занятости и анализ рынка труда;

2. областная программа занятости населения определяет мероприятия по регулированию рынка труда уже на другом, более низком уровне административно-территориального деления. К ним можно отнести создание межтерриториальных учебных структур, выделение городов, районов приоритетного развития. На этом уровне анализируется рынок труда и прогнозируются показатели занятости с учетом их влияния на другие критерии социально-экономического развития области;

3. городская программа занятости представляет собой набор конкретных мероприятий, которые направлены на решение проблем отдельных граждан и работодателей. Данные программы отличаются детальностью, определенностью и конкретностью. Они могут представлять собой совокупность мер, которые можно выполнить только с использованием своих ресурсов и реализовать с привлечением средств вышестоящего органа по трудоустройству; мероприятия, которые можно осуществить с привлечением местных органов власти и других структур.