Объект исследования экономической теории. Объект и предмет экономической теории


Тема 1. Введение в экономическую теорию

1. Логика курса

А. Ответьте на следующие вопросы:

1) Как изменился объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов. Определение объекта экономической теории не возможно без понимания предмета экономической теории.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

Так, например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов, отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”, ибо “в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”, последнее же не включается в предмет политэкономии.

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди множества определений предмета теоретической экономики политэкономии) указывается, что экономикс – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета теоретической экономии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая

экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской экономической литературе появляются определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения теоретической экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В связи с этим, прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации.

Современная экономическая мысль рассматривает прибыль как доход от использования всех факторов производства, т.е. труда, земли и капитала. Но и в таком понимании нет единства и четкости. В одних случаях прибыль рассматривается как плата за услуги предпринимательской деятельности, в других - как плата за новаторство и талант в управлении фирмой, в третьих - как плата за риск и т.д. Все эти определения расплывчаты и скорее выражают вознаграждение предпринимателю за его умение соединять факторы производства и эффективно их использовать. Однако доход в виде процента и ренты получают и те люди, которые передают право распоряжения своим капиталом в той или иной форме другим лицам и сами в экономической деятельности не участвуют. Речь идет о нетрудовых доходах, получаемых законным путем.

За каждым фактором производства стоят конкретные люди и группы людей. За трудом - наемные рабочие, за капиталом - его владельцы, за землей - его собственники. И если мы признаем, что всякое экономическое благо есть результат взаимодействия факторов производства, то обязаны признать и то, что все группы населения, стоящие за этими факторами участвуют своим трудом в создании благ и новой стоимости. Разница лишь в том, что одни участвуют сегодняшним живым трудом, а другие прошлым, воплощенным в материальных элементах производства. Это их накопленный овеществленный труд. Он может быть результатом трудовых усилий целого ряда поколений.

Всякое экономическое благо есть, в конечном счете, продукт труда всего общества. И эффект его усилий принимает форму доходов (прибыли) на всех уровнях хозяйственной деятельности, что в конечном счете рассматривается как объект экономической теории.

2) Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальным их взгляды в наше время?

Термин «меркантилизм» (от итальянского mercante - торговец, купец) ввел в обо­рот в XVIII веке английский экономист Адам Смит. Этим термином принято обозна­чать систему экономических взглядов, которая была достаточно ши­роко распространена в Европе во втором тысячелетии нашей эры и в письменном виде дошла до нас благодаря некоторым публикациям английских, итальянских и французских авторов XVI-XVII веков. Меркантилизм был распространен и в других странах, но только в работах англичан Вильяма Стаффорда (1554-1612), Томаса Мена (1571-1641), француза Антуана Монкретьена (1575-1622), шотландца Джона Лоу (1677-1729), итальянцев Гаспара Скаруффи (1519-1584), Антонио Джевонези (1712-1769) и некоторых других экономистов меркантилистские воззрения приобрели за­вершенные очертания.

Меркантилизм – это первая попытка найти закономерности развития хозяйства в сфере обращения, так как исторически первой формой капитала был торговый капитал. Меркантилизм как политика – это государственное регулирование отношений, связанных с накоплением денег в стране. К. Маркс называл этот период «периодом первоначального накопления капитала». Начало этого периода связывается с началом великих географических открытий, когда появились возможности для расширения внешнеторговых связей, для захвата колоний, для притока золота в страны нарождающегося капитализма. Идеологи меркантилизма были убеждены, что только деньги олицетворяют богатство нации и государства.

Они считали, что приумножение богатства требует протекционистских мер по регулированию внешней торговли, того, чтобы поощрялся экспорт, сдерживался импорт и всемерно поддерживалась национальная промышленность. Меркантилисты считали, что возможно поддержание низкого уровня заработной платы благодаря росту населения, т.е. большого предложения рабочей силы.

Источником богатства меркантилисты считали неэквивалентный обмен в результате торговых взаимоотношений с другими государствами.

Меркантилизм в своем развитии прошел два этапа. В XVI веке господствует политика активного денежного баланса – это ранний меркантилизм. Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы были обязаны выручку возвращать в свою страну, а иностранным купцам предписывалось тратить деньги внутри страны. Налагались запреты на вывоз благородных металлов. Представители раннего меркантилизма использовали административные приказные меры для удержания денег в стране.

Второй этап – поздний меркантилизм –XVII в., начало XVIII в. На данном этапе проводится политика активного торгового баланса, т.е установка на превышение вывоза товаров над ввозом.

Такое положение могло быть обеспечено двумя способами. Во-первых, поощ­рялся вывоз готовой продукции и ограничивался вывоз сырья и ввоз предметов роскоши. Во-вторых, стимулировалось развитие посреднической торговли, для которой разрешался вывоз денег за границу. При этом считалось необходимым доку­пать как можно дешевле в одних странах и продавать как можно дороже в других. В рамках этого подхода устанавливались высокие импортные пошлины, выплачива­лись экспортные премии, правительства стремились к обеспечению безопасности внешнеторговых коммуникаций, предоставляли различные привилегии торговым компаниям, выдавали государственные субсидии для развития экспортоориентированных и импортозаменяюших производств.

В целом меркантилистская политика государств была достаточно продуктивной для многих стран, но постепенно вела к серьезной конфронтации между конкуриру­ющими на внешнем рынке странами, приводила к взаимным ограничениям в тор­говле. Другим недостатком политики а духе меркантилизма было постепенное за­медление, а затем и упадок производств, ориентированных на внутренние рынки. Так, последовательная меркантилистская политика во Франции в период Ришельй и Кольбера вела к ухудшению положения в области сельского хозяйства и ремесла, ори­ентированного на местные нужды, порождала постоянный рост налогового давле­ния на большую часть французского общества. Для обеспечения все возрастающих государственных расходов рано или поздно правительство было вынуждено перехо­дить к использованию бумажно-денежного обращения, что на данном этапе приво­дило к быстрому обесценению бумажных денег и расстройству хозяйственной системы. Таким образом, уже в XVIII веке логически завершенный меркантилизм стал тормозом экономического развития и вступил в противоречие с реальными потреб­ностями хозяйственных систем в Европе. В то же время необходимо отметить, что многие понятия и принципы меркантилистской доктрины успешно пережили свое время и широко применяются в современной теории и практике.

Характеристика взглядов меркантилистов на развитие экономики:

Меркантилисты

1. Где создается богатство

Богатство создается в результате внешней торговли, при обязательном протекционизме государства, при проводимой политике активного торгового баланса, в сфере обращения, где произведенные товары превращаются в деньги.

2. Кто создает богатство

Богатство создается купцами. Производство служит лишь предпосылкой для создания богатства.

3. Кому достается чистый доход

Чистый доход достается государству

4. Отношение к торговцам

Основное требование государства – деньги должны оставаться в стране. Местные купцы должны возвращать выручку в свою страну, иностранным купцам предписывается тратить деньги внутри страны.

5. Отношение к ремесленникам

Люди, занятые во всех отраслях производства и обслуживающей сфере создают предпосылки богатства страны.

6. Отношение к деньгам

Деньги – искусственное изобретение людей. теории (4)Реферат >> Экономическая теория

320 с. 11. Серяков С. Г. Экономическая теория : Микроэкономика. Макроэкономика. Конспект лекций . / С. Г. Серяков – М. ... : Юрист, 2001.– 318 с. 12. Чепурин М. Н., Голиков А. Н., Ермилова С. В. Сборник задач по экономической теории ...

Объектом исследования экономической теории является экономика – особая сфера жизнедеятельности общества, связанная с эффективным использованием имеющихся при производстве товаров, их обращением и распределением для удовлетворения общественных потребностей.

Экономика имеет сложную структуру, в которой можно выделить сферу производства товаров, сферу потребления и воспроизводства рабочей силы, и соединяющую эти сферы рыночную сферу товарно-денежного обращения и распределения доходов.

Структурно сфера производства объединяет два подразделения. В первом подразделении производятся средства, необходимые для самого производства, во втором подразделении производятся предметы потребления. Элементами сферы производства являются предприятия и фирмы, объединенные в отрасли.

Процесс производства товаров и услуг включает процесс труда, имеющий следующие моменты: предмет труда, средство труда и сам труд как целесообразную деятельность человека.

Предметом труда называют объект на который направлена трудовая деятельность с целью производства из него продукта.

Средства труда бывают активные и пассивные. Активные средства труда или орудия труда предназначены для непосредственного воздействия на предмет. Пассивные средства труда обеспечивают необходимые условия процесса производства. Земля является всеобщим средством труда (в сельском хозяйстве – активным средством труда, а в промышленности – пассивным, представляющим территорию для предприятий).

Средства труда и предметы труда объединяют в средства производства, являющиеся вещественными факторами производства.

Главным моментом процесса труда является целесообразная деятельность или человеческий труд. Целесообразность является атрибутом туда. Она означает не только необходимость труда для удовлетворения общественных потребностей, но и содействие труда развитию человека, его рабочей силы – личного фактора процесса труда.

Средства труда и рабочая сила общества составляют его производительные силы. Главной производительной силой является человек, его потенциальные возможности.

Участие в процессе труда оказывает двойственное воздействие на человека. С одной стороны происходит расходование жизненной энергии человека, поэтому для повторения процесса труда необходимо восстанавливать эту энергию, воспроизводить рабочую силу, способность человека к труду. С другой стороны в процессе труда рабочая сила развивается, повышается ее квалификация. Эта сторона труда не требует восстановления рабочей силы, напротив, квалификация утрачивается, если человек не трудится.

Таким образом, труд развивает рабочую силу в сфере производства и обусловливает другую сферу, в которой рабочая сила воспроизводится. Воспроизводство рабочей силы происходит в процессе потребления, который протекает в сфере потребления. Потребляя товары и услуги, человек воспроизводит свою рабочую силу.

В современной экономике воспроизводство рабочей силы имеет общественный характер. Для воспроизводства квалифицированной рабочей силы необходима инфраструктура, включающая сферу услуг, системы образования, здравоохранения, безопасности.

Таким образом, целесообразность труда связывает производство и потребление. Однако для нормального развития экономики сфера производства должна быть активна, а значит, относительно независима от сферы потребления.

Сфера обращения отделяет производство от потребления. Она включает разнообразные рыночные структуры, где происходит распределение доходов и обращение товаров и услуг.

Важнейшим свойством экономики является отсутствие разделительных границ между сферами, что присуще также живым объектам. Кроме того, развитие экономики происходит в результате создания новых производственных единиц и последующего замещения ими устаревших. Данный процесс обмена отличает живые объекты.

Великий английский экономист Альфред Маршалл (1842–1924) в конце жизни заметил, что целью экономиста является скорее экономическая биология, чем экономическая динамика. Маршалл выделил методологические принципы, показывающие близость экономики и биологии. Прежде всего, это принцип непрерывности или отсутствия разделительных границ и принцип замещения, которые отличают живой и механический объекты. Поэтому результаты экономических исследований и вырабатываемые на их основе рекомендации имеют относительный характер, присущий наукам о живой природе.

Эволюция объекта исследования экономической теории. Актуальность меркантилизма в наши дни. Марксизм - база мощных политических движений. Количественное измерение полезности. Издержки производства. Совершенная, несовершенная, монополистическая конкуренция.
Краткое сожержание материала:

Размещено на

Задания по темам учебной дисциплины «Микроэкономика»

1. В ведение в экономическую теорию

Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Долгое время экономические проблемы не рассматривались как самостоятельные и представлялись частью правовых, политических, а порой религиозных и философских проблем.

В древних и средневековых сводах законов и трактатах определялись социальное положение и права отдельных людей и групп населения (разделение на сословия, касты и т.п.). Особенно большое значение для дальнейшего развития экономической теории имело постепенное уяснение понятия права собственности. Когда впоследствии экономисты обратились к изучению этой категории, они могли опереться на устоявшееся в обществе (именно под влиянием юридической трактовки в законах) понимание сущности права собственности. Частная собственность строго оберегалась во всех древних цивилизациях, покушение на нее каралось смертной казнью или обращением в рабство.

Философы подходили к экономическим вопросам с моралистической (нравственно или безнравственно богатство, деньги и т.п.), политической (польза или вред для государства тех или иных экономических установлений) или религиозной стороны.

Среди экономических взглядов докапиталистической эпохи выделяются достижения греко-римской цивилизации. В Древней Греции и Древнем Риме, длительное время развивавшихся на базе независимых городов-государств(полисов) со значительным числом свободных граждан, рыночные отношения получили наибольшее развитие среди всех цивилизаций древности. Поэтому с именами античных ученых связано появление первых собственно экономических концепций . Почти забытые в эпоху Средневековья, они вновь стали популярны в период Возрождения и дали толчок развитию современной экономической мысли.

Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

В бурную эпоху гибели феодализма и рождения рыночной экономики появилась первая экономическая школа -- меркантилизм, которая выражала интересы торговой буржуазии и обосновывала экономическую политикупротекционизма. Меркантилисты (на современный взгляд, наивно) отождествляли богатство нации с золотыми и серебряными деньгами . Впрочем, с позицийкупеческого капитала такой подход был вполне логичен: надежную форму богатство приобретает лишь тогда, когда товар продан, т.е. обращен в деньги.

Основным средством приумножения национального денежного богатства считалось государство, которое с помощью многочисленных указов и законов проводило политику протекционизма. На ранних этапах развития меркантилизма это выражалось в государственном запрете на вывоз денег из страны, что, однако, мешало развитию внешней торговли. Поэтому позже политика протекционизма стала проводиться с помощью ограничения импорта товаров путем введения высоких таможенных пошлин и поддержки национального производства, в первую очередь в экспортных отраслях.

Разумеется, современный протекционизм сильно изменился по сравнению с XV-XVII вв. Целью этой политики перестало быть привлечение золота в страну. Куда более важной стала максимизация объема спроса на продукцию национальных производителей. Именно поэтому протекционизм называют также политикой защиты отечественного производителя . Если на российскую продукцию будет спрос, то повысится ее выпуск, снизится безработица, начнется экономический рост и т.д.

Однако главный рецепт протекционизма остался тем же, что и при меркантилистах: надо сдерживать импорт, не позволяя иностранцам удовлетворять часть внутреннего спроса страны своими товарами, и стимулировать экспорт, чтобы помочь собственным предприятиям отвоевать часть спроса иностранных держав.

Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый индивид, с точки зрения А. Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а наоборот, ведет общество к благополучию.

Принцип «невидимой руки» объяснял эту, казалось бы, парадоксальную ситуацию. Посудите сами, как может существовать и благоденствовать общество, состоящие из эгоистов, которые стремятся к материальному обогащению? А. Смит показал, что рынок устроен так, что реализовать свой личный интерес индивид может, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. «Не от благожелательности мясника, пивовара или булочника ожидаем мы получить свой обед, а от соблюдения ими своих собственных интересов». Значит, преследующий собственные выгоды человек «невидимой рукой» направляется на цели всего общества, способствует его развитию.

В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Как известно, выводы Ленина о скорой гибели капиталистической рыночной системы под воздействием внутренних противоречий историей не подтвердились. Небезупречны они и в формально-логическом отношении. Но на эвристическом уровне применительно к России Ленин заложил основы исследования фундаментальной проблемы, до тех пор не попадавшей в поле зрения экономистов. Имеется в виду проблема общей устойчивости экономических систем. Десятилетия спустя институционалисты разных стран и направлений один за другим стали обосновывать в своих работах тезис о повышенной экономико-политической неустойчивости стран, находящихся на определенной стадии преодоления отсталости. Недаром работы Ленина остаются библией революционеров -- людей, стремящихся на практике использовать эту неустойчивость в целях радикального слома старой системы.

Русский марксизм дореволюционной эпохи сопровождался активной пропагандой экономических знаний среди непрофессиональных кругов -- рабочих, студентов, интеллигенции, что превратило его со временем в большей степени в политическое и идеологическое мировоззрение, чем научную экономическую концепцию.

С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

Появление следующей крупной научной школы -- маржинализма -- относитсяк 70-м годам XIX в. и связано с изменениями в экономике и промышленном производстве. Бурное развитие экономики, вызванное промышленной революцией, продолжалось весь XIX в. Множество технических изобретений, переход к фабричному производству, механизация труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и многое другое способствовали насыщению рынка товарами и услугами, а также резкому обострению проблем реализации продукции. Рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Не учитывать потребителя и его роли в экономике, как это делала классическая школа, было уже нельзя.

Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

Кейнсианцы утверждают, что частной экономике присущи макроэкономическая нестабильность, отсутствие механизма автоматического саморегулирования, и поэтому необходимо активное государственное вмешательство в экономику.

Монетаристы, наоборот, утверждают, что именно частной экономике присущи макроэкономическая стабильность, механизм автоматического саморегулирования, а государственное вмешательство подрывает этот механизм. Стабилизационная политика государства способствует нестабильности экономической системы и усиливает циклические колебания.

Дискуссии между кейнсианцами и монетаристами об экономической роли государства в рыночной экономике позволили переосмыслить некоторые наиболее фундаментальные аспекты макроэкономической теории. Сегодня очень немногие экономисты придерживаются крайнего кейнсианского взгляда, согласно которому “деньги не имеют значения” или противоположной монетаристской крайности “только деньги имеют значение”. Современная денежно-кредитная политика использует все положительное, что есть в этих двух концепциях.

В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

Социалистический период развития нашего государства сопровождался развитием экономической мысли только в границах марксистско-ленинской теории. Остальные направления экономической науки были преданы забвению, а ученых, занимавшихся ими, постигла печальная участь -- один из них вынуждены были навсегда покинуть Родину, другие были репрессированы и физически истреблены, как, впрочем, и многие экономисты-маркс...


Горная промышленность и энергетика в системе народного хозяйства. Оборотные средства энергетических объектов. Оплата труда работников. Себестоимость,...


Основные функции экономической теории. Методы экономического исследования. Методология микроэкономики - приемы познания экономических отношений и проц...


Предпринимательство, его организационно-правовые формы. Индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Образование хозяйственного о...

Рабочая тетрадь

Мнацаканян А.К.

ТЕМА 1. Введение в экономическую теорию.

ЛОГИКА КУРСА

А. Ответьте на следующие вопросы:

1. Как изменялся объект исследования экономической теории с древнейших времен до наших дней?

Начиная с глубокой древности общество стремилось влиять на экономические процессы, сознательно вмешиваться в их ход. В то время экономическая теория интересовалась проблемами прав и социального положения отдельных людей и отдельных сословий. Позднее эта наука изучала уже богатство страны в целом и достижение отдельных ее граждан. Философы подходили к экономическим вопросам с моралистической (нравственно или безнравственно богатство, деньги и т.д.), политической (польза или вред для государства тех или иных экономических установлений) или религиозной стороны. В XV-XVII веках церковь не осуждала богатство, восхваляла его, если оно было результатом личных усилий. Считалось, что богатство нации это количество имеющегося у него золота и серебра. Классическая политэкономия отождествляла богатство нации уже не с золотыми и серебряными монетами, а с массой созданных товаров, она считала, что государство не должно вмешиваться в рыночное регулирование (принцип laissez faire – Не мешайте!). До Карла Маркса экономика рассматривалась как статичный, неизменный объект. Маркс создал одну из первых теорий развития экономики, положив начало перспективному направлению исследований, он объединил экономические и исторические знания в одно целое. Маржиналисты изучили мотивы поведения человека и пришли к выводу о связи психологической ценности того или иного блага для потребителя с количеством данного блага, уже имеющегося в распоряжении. Была создана закономерность, получившая название закона убывающей полезности. Неоклассики выдвинули теорию многофакторности производства, по которой признавался ряд факторов – капитал, земля, предпринимательская способность. Также Альфред Маршалл создал теорию рыночной равновесной цены, в которой показал зависимость свободного рыночного ценообразования и от спроса, и от предложения. Джон Мейнард Кейнс создал книгу «Общая теория занятости, процента и денег», в которой обосновал необходимость постоянного присутствия государства в экономике. Он считал, что саморегулирование рынка не было абсолютно совершенным и в неблагоприятных условиях вполне могло вести к длительной консервации кризиса. Монетаристы считали, что надо ограничить вмешательство государства в экономику страны. Милтон Фридмен сформулировал главный тезис монетаристов – «деньги имеют значение», в котором заключена мысль, что главное воздействие на общую конъюнктуру в стране оказывают изменения в денежно-кредитной сфере. Он считает, что для стимулирования производства необходимо стремиться к устойчивому, но низкому (чтобы не вызвать инфляции) темпу увеличения массы денег в обращении. Заслугой американской институциональной школы стал прорыв в определении объекта исследования экономической науки. Согласно взглядам институционалистов, развитие экономики определяется в первую очередь именно характером существующих в ней институтов (сформированных и защищенных законом обычаев).



2.Почему меркантилисты считали необходимым вмешательство в экономику? Что делает актуальными их взгляды в наше время?

Только государство страны могло отменить вывоз денег из страны (т.е. отменить закупку ресурсов и готовой продукции, а только продавать свои изделия), следуя лозунгу меркантилистов «Много давать – мало покупать». То, таким образом, капитал страны увеличивался за счет экспорта. В настоящее время такая политика помогает стране улучшить свое положение, увеличивает приток денежных средств, поддерживает своих производителей на рынке.

3. Каким образом эгоистический интерес человека может служить обществу? Как это объяснял Адам Смит?

Каждый человек, живя в государстве, решает все проблемы для своей выгоды. Вообще человек, с точки зрения Адама Смита, по природе эгоистичен и стремится к постоянному увеличению своего богатства, но это не является пороком, а, наоборот, ведет общество к благополучию. И этот человек может реализовать свой личный интерес, только предлагая свой труд и продукты труда в обмен. Значит, преследующий собственные выгоды, человек помогает обществу обогатиться.

4. В чем сила и слабость марксистской теории? Почему марксизм стал базой мощных политических движений?

Сила марксисткой теории в том, что Карл Маркс впервые использовал фактор человека, т. е. Рассмотрел проблему эксплуатации наемного труда, рабочих, проблему классов, создал прибавочную теорию стоимости, по которой рабочим полностью не оплачивался их труд. Слабость в том, что Карл Маркс рассмотрел противостояние труда и капитала и сделал вывод о неизбежной победе труда над капиталом и уничтожении последнего. На самом же деле капитал даже в настоящее время господствует над трудом, и я, например, не вижу альтернативы победы труда над капиталом в ближайшее будущее.

Мне кажется, главным фактором такого явления, как становление марксизма базой мощных политических движений, стала ангажированность Карла Маркса в пользу рабочего класса, т.к. в конце XIX века существовало очень много радикальных, настроенных на полное уничтожение капитализма бедных слоев населения. Поэтому его учение стало теоретической базой деятельности массовых левых партий.

5. С какими изменениями в экономике связано появление маржинализма?

Бурное развитие экономики, вызванное промышленной революцией, продолжалось весь XIX век. Множество технических изобретений, переход к фабричному производству, механизация труда, развитие транспорта, строительство железных дорог и много другое способствовали насыщению рынка товарами и услугами, а также резкому обострению проблем реализации продукции. Рынок, где правила диктовал продавец, постепенно превращался в рынок покупателя. Не учитывать потребителя и его роли в экономике, как это делала классическая школа, уже было нельзя. Поэтому и появляется такая крупная научная школа, как маржинализм.

6.Почему кейнсианцы настаивают на активном государственном регулировании экономики, а монетаристы считают его вредным? Какая из этих доктрин представляется вам более применимой к сегодняшней России?

Джон Мейнард Кейнс создал книгу «Общая теория занятости, процента и денег» во время Великой депрессии (1923-1933 гг.), поэтому в то время государство должно было постоянно присутствовать в экономике и помогать ей выходить из кризиса. Монетаристы же создали свое учение в эпоху экономического роста страны, когда она (страна) не нуждалась в государственном регулировании, тогда как использование кейнсианских рецептов поддержания в экономике высокой занятости имело негативную сторону - резкое усиление инфляции. Но монетаристы не отрицали полное невмешательство государства в экономику страны. Просто они видели функцию государства в поддержании стабильного денежного обращения, в частности в недопущении инфляции. На мой взгляд, в данный период времени наиболее приемлема доктрина кейнсианства, так как в России сейчас существует переходная экономика, и государство еще не может дать свободу экономике страны для саморегулирования рынка.

7.В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?

Евгений Евгеньевич Слуцкий известен как создатель теории сбалансированного бюджета потребителя, общий смысл которого состоит в том, что, выбирая товары, потребитель ориентируется не только на полезность того или иного блага и его цену, но постоянно соизмеряет объем и структуру запросов со своим доходом (бюджетом).

Михаил Иванович Туган-Барановский создал инвестиционную теорию циклов, он показал, что в основе периодических кризисов лежит разрыв между процессами сбережения и инвестирования.

Василий Васильевич Леонтьев разработал метод «затраты-выпуск».

Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.

Метод – способ достижения цели. Изучение экономических явлений предполагает наличие особых методов научного познания. Эти методы совершенствовались по мере развития экономической науки.

Эмпирический метод заключается в сборе и описании фактов и событий. Он опирается на данные наблюдений и эксперименты.

Статистический метод дополнил простой сбор информации ее количественным анализом.

Причинно-следственный метод выявляет причинно-следственные связи между отдельными явлениями.

Позитивный анализ направлен на выявление объективных закономерностей и явлений в том виде, как они существуют, т.е. имеет целью констатацию факта.

Нормативный анализ устанавливает важнейшей проблемой верный выбор цели.

Метод научной абстракции заключается в выделении наиболее важных, существенных явлений и мысленном отождествлении от второстепенных деталей. Этот метод позволяет расчленять объект исследования и анализировать основные взаимосвязи в «чистом» виде.

Методы диалектического и исторического материализма. Главным тезисом материалистического подхода к истории состоит в том, что сознание определяется общественным бытием., поэтому главным в общественном строе являются материальные производительные силы. В зависимости от них формируются производственные отношения людей, в том числе их важнейший элемент – отношения собственности.

Функциональный метод – анализ категорий не в «вертикальной» причинно-следственной связи, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. Этот метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия различных явлений, создавать экономические модели и разрабатывать многовариантные, альтернативные способы достижения цели, решая задачи оптимизации.

Эконометрика (экономико-математический метод). В его рамках применяются регрессионный анализ, математическое моделирование, линейное и нелинейное программирование, системный анализ.

9.Можно ли свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики? Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

На мой взгляд, наиболее точным является следующее определение:

Экономическая теория – изучение способов, которыми человечество решает проблему ограниченности ресурсов. У всякого общества потребности превышают ресурсы, и поэтому должна быть создана система распределения ресурсов между конкурирующими целями. Это исследование поведения людей в процессах производства, распределения, обмена и потребления благ в мире ограниченных ресурсов. Я считаю, что именно это определение наиболее полно отражает суть экономической теории.

Мне кажется, что свести предмет экономической теории к изучению трех фундаментальных проблем экономики нельзя, т.к. три фундаментальные проблемы экономики – это уже конкретизация проблемы выбора. А ведь существуют еще понятия потребностей людей и редкости ресурсов, а также исторический фактор

ЭССЕ.

Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Мнацаканян А.К.

На мой взгляд, три фундаментальные проблемы экономики не существуют отдельно, а напрямую зависят друг от друга. То есть вопрос: «Для кого производить?» подразумевает вопрос: «Что производить?» А вопрос: «Что производить и в каком количестве?» связан с вопросом: «Как производить?» Рассмотрим это подробнее на примере.

Предприятие производит хлебобулочные изделия. Допустим, что оно главным проблемой считает вопрос «Что и в каком количестве производить?» Но, решая этот вопрос, оно должно опираться на используемые ресурсы, потому что можно производить продукцию разными путями, т.е. закупать муку, мак, корицу и другие продукты производства у конкурирующих организаций, но можно и производить это самому на подшефном предприятии, которое поставляет требуемую продукцию, тем самым экономя на закупке продуктов. Но количество продукции также напрямую зависит от потребительского спроса, т.е. от решения вопроса: «Для кого производить?».

Следующая ситуация складывается тогда, когда данное предприятие главной проблемой считает вопрос: «Как производить?» Но этот вопрос также опирается на решение проблемы - «Что и в каком количестве производить?». Т.е. при производстве, например, булочек с маком чем больше булочек вы собираетесь производить, тем больше ресурсов придется потратить для их производства. А количество произведенных булочек зависит от того, как их будет раскупать население. Но также вы можете печь хлеб, хотя даже если на него будет уходить больше муки, то цена хлеба будет больше, чем одной булочки, и хлеб будет раскупаться быстрее, т.к. это продукт каждодневного потребления.

Еще один вариант развития заключается в том, что то же предприятие может выбрать главной проблемой вопрос: «Для кого производить?». Т.е. сначала предприятие может выпустить ограниченную пробную партию продукта и посмотреть, как эту продукцию будут раскупать люди, а впоследствии, если продукт понравится потребителям, ввести его в массовое производство. Но в таком случае данный вопрос все равно будет опираться на решение проблемы - «Что производить?».

Т.е. мы не можем выбрать потребителя, не выбирая продукта производства. Например, булочки с различными начинками, а также различные сушки, сухарики могут понравиться молодым людям, хлеб, в основном, будут покупать люди среднего возраста, тогда как людям преклонного возраста можно предложить специально испеченные очень мягкие булочки. А производство различных продуктов зависит от решения проблемы - «Как производить?».

На мой взгляд, среди всех трех фундаментальных вопросов - «Что и в каком количестве производить?», «Как производить?» и «Для кого производить?» выделить главный нельзя, т.к. все эти вопросы зависят друг от друга, и при решении одного вопроса непременно встает другой.

Многие социалистические концепции исходят из того, что главным является вопрос: «Для кого производить?». На мой взгляд, этот подход не совсем правильный, т.к. прежде чем решать вопрос: «Для кого производить?», надо решить вопрос: «Что производить?». Ведь не может предприятие искать клиентов, не предлагая им какого-нибудь конечного продукта производства.

Я считаю, что, возможно, эти три фундаментальные проблемы являются внешними проявлениями одной более общей проблемы, а именно проблемы выбора, связанной с ограниченностью ресурсов. Перед каждым обществом встает проблема выбора.

При выборе наилучшего способа использования ограниченных ресурсов приходится учитывать альтернативные варианты применения одних и тех же ресурсов, разные цели, которые преследует государство, фирма, домохозяйство. А три фундаментальных вопроса - «Что производить и в каком количестве?», «Для кого производить?» и «Как производить?», которые жизнь ставит перед любым обществом, являются конкретизацией проблемы выбора.

Существуют ли три отдельных фундаментальных проблемы экономики или все они сводятся к одной?

Обратите внимание на следующие аспекты проблемы:

Обдумайте, влияет ли ответ на вопрос «Что производить?» на решение вопроса «Для кого производить?». Есть ли обратное влияние решения вопроса «Для кого производить?» на проблему «Что производить?». Связаны ли вопросы «Что производить?» и «Как производить?». Рассмотрите и другие парные взаимосвязи всех трех фундаментальных вопросов экономики.

Существует ли среди трех фундаментальных вопросов экономики главный? Многие социалистические концепции, например, в явной или неявной форме исходят из того, что главным является вопрос «Для кого производить?». Сформулируйте свое отношение к такому подходу.

Не являются ли три фундаментальных вопроса внешними проявлениями какой-то более общей проблемы? Попробуйте ее сформулировать.

Раздел «Эссе» является главным заданием для студента. Следует выбрать одну тему эссе из предлагаемых к каждому занятию вариантов и написать соответствующую работу. Рекомендуемый размер эссе 1-2 машинописных страницы. Цель написания эссе состоит в формировании у студента умения вырабатывать и корректно аргументировать свою точку зрения на новые для автора (а часто и объективно спорные) проблемы. То есть делать именно то, что составляет значительную часть практической работы любого экономиста.

Отправным моментом работы над эссе должно быть обдумывание своего рода подсказок, сгруппированных под заголовком: «Обратите внимание на следующие аспекты проблемы». Переписывать все эти пункты в само эссе не обязательно, они играют роль «затравки» или вспомогательной конструкции, помогающей выкристаллизоваться вашему мнению (когда здание готово, строительные леса убирают). Вообще эссе считается своего рода промежуточным жанром между научным и литературным произведением. Оно призвано показать скорее общий подход к проблеме, чем проанализировать ее детали. Важно понимать при этом, что особо ценится свежий взгляд на проблему, выделяющий кроме (или даже вместо!) наводящих вопросов какие-либо ее новые стороны.

Следует также иметь в виду, что многим темам эссе сознательно придан провокативный характер, то есть вынесенный в их заголовок вопрос допускает как положительный, так и отрицательный ответ. Студенту не обязательно при этом придерживаться изложенной в учебнике или на лекции позиции.

Если же мы обратимся к мировой литературе прошлого и настоящего, то мы увидим различие в толковании предмета теоретической экономики (политической экономии).

Так, например, у представителей первой школы политической экономии – меркантилистов , отражающих интересы торговцев эпохи первоначального накопления капитала, предметом научных исследований было богатство. Источником богатства объявлялась торговля, само же богатство отождествлялось ими чаще с деньгами. Школа физиократов перенесла предмет политической экономии – национальное богатство – из сферы обращения в сферу производства. Это было величайшим достижением экономической науки, хотя физиократы ошибочно считали источником “богатства” только сельское хозяйство.

Представители английской классической школы политической экономии расширили предмет политической экономии до исследования условий производства и накопления (Смит), а также распределения (Д.Рикардо) национального богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства, куда включались: промышленность, строительство, сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.

Аналогичного мнения о предмете политической экономии придерживаются отдельные и современные западные экономисты, рассматривая политическую экономию как науку о производстве, распределении и потреблении национального богатства. Но понимание последнего в процессе исторического развития экономической мысли менялось. Первоначально национальное богатство представляли в виде денег, затем в виде результата производства, а сегодня в национальное богатство включают и самого человека, его ум, его интеллект, информацию как источник последующего развития общества.

Экономическая мысль прошлого сохранила и другое понимание политической экономии как науки о народном или общественном хозяйстве. Немецкие экономисты В.Рошер и К.Бюхнер объявили предметом политической экономии народное хозяйство, под которым ими понимаются отношения людей к внешней природе. А.Богданов и И.Степанов в свое время отмечали, что вошедшее в учебники определение политической экономии как “науки об общественном хозяйстве… совершенно неточно и ненаучно”, ибо “в понятие об общественном хозяйстве входит и вся техника производства”, последнее же не включается в предмет политэкономии .

В известном всему миру учебнике М.Самуэлсона “Экономикс” среди множества определений предмета теоретической экономики политэкономии) указывается, что экономикс – наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей.

Еще ранее А.Маршалл определял предмет теоретической экономики или политической экономии как исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию и мотивам противодействия. В этом определении подчеркивается роль человека в экономике.

В современной экономической литературе распространено понимание предмета теоретической экономии как изучение “редкости”, ограниченности ресурсов. Так, Дж.Робинсон пишет, что политическая

Экономия – это наука, которая изучает поведение людей как связь между целями и ограниченными средствами, имеющими альтернативные пути применения. И в российской экономической литературе появляются определения теоретической экономики как науки о том, как люди стремятся использовать ограниченные ресурсы в производстве товаров и услуг, рационально распределяя и обменивая их, пытаясь удовлетворить свои безграничные потребности с целью всестороннего развития способностей и расширения возможностей человека.

Перечень определений теоретической экономики можно было бы и далее продолжить, но в этом, думается, нет необходимости. Имеет смысл согласиться с П. Самуэльсоном в том, что все определения теоретической экономики (политэкономии) как науки раскрывают ее предмет с разных сторон, ибо берутся различные аспекты жизнедеятельности человека, в том числе и экономический, что не позволяет дать ему краткое и в то же время всеобъемлющее определение.

При изучении предмета теоретической экономики с целью более четкого его осмысления целесообразно выделять: сферу исследования – экономическая жизнь или среда, в которой осуществляется хозяйственная деятельность; объект исследования – экономические явления; субъект исследования – человек, группа людей, государство; предмет исследования – жизнедеятельность “экономического человека”, группы людей и государства, их экономическое поведение в связи с той экономической средой, в которой они находятся.

В связи с этим, прибыль выступает непосредственной целью хозяйственной деятельности и всех субъектов рыночной экономики, занятых предпринимательством. Эта категория является объектом экономической теории и занимает основополагающую роль в рыночной экономике, вот уже в течение ряда столетий не смолкают споры о ее сущности и формах. В учебниках и научных статьях категория «прибыль» неразрывно связывается с категорией дохода, капитала, процента, воздержания, ожидания и многими другими. В практическом же плане прибыль не представляет никакого секрета и во всех странах с рыночной экономикой ее количественная величина определяется как разница между общей выручкой от реализации товаров и услуг и совокупными издержками. В теоретическом плане мы снова вынуждены рассмотреть два подхода к оценке экономической природы прибыли.

К. Маркс в «Капитале» определил прибыль как превращенную форму прибавочной стоимости. Последняя по Марксу представляет собой неоплаченный прибавочный труд наемного рабочего, занятого в сфере материального производства.

Рабочий своим трудом создает стоимость большую, чем стоит его рабочая сила. Эта разница привлекает капиталиста и ради нее он развивает свою бурную деятельность. На поверхности буржуазного общества присвоение чужого труда затушевывается и прибыль выступает как порождение движения всего авансированного капитала, как результат издержек производства. Таким образом, в марксистской трактовке прибыль есть результат эксплуатации наемного труда капиталом и отношение «капиталист - наемный рабочий» составляет основное отношение капиталистического общества.

С такой трактовкой прибыли согласиться невозможно по ряду причин. Если под эксплуатацией понимать присвоение продукта неоплаченного труда и атрибут капитализма, то капитализм охватывает всю историю человеческой цивилизации .

Джон Мейнард Кейнс (1883-1946) – выдающийся ученый-экономист современности. Его книга “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) уже в 30-е годы послужила теоретико-методологической базой программ стабилизации экономики на уровне правительств в ряде государств Европы и США. По оценкам многих экономистов эта книга явилась поворотным пунктом в экономической науке ХХ в. И во многом определяет экономическую политику стран и в настоящее время. Ее главная новая идея состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Новаторство экономического учения Кейнса проявилось, во-первых, в предпочтении макроэкономического анализа микроэкономическому подходу, во-вторых в обосновании “психологического закона”. Дж.М.Кейнс утверждал о необходимости недопущения с помощью государства урезания заработной платы как основного условия ликвидации безработицы, а так же о том, что потребление ввиду психологической склонности человека к сбережению растет гораздо медленнее доходов. Т.Е. психологическая склонность человека к сбережению определенной части дохода сдерживает увеличение дохода из-за сокращения объема капиталовложений, от которых зависит получение дохода.

Наращивание инвестиций и обусловленный этим рост национального дохода и занятости населения, может рассматриваться как своеобразный экономический эффект – “Эффект мультипликатора”. Это означает, что увеличение инвестиций приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост инвестиций.

Эффективность регулирования государством экономических процессов зависит от изыскания средств под государственные инвестиции, достижения полной занятости населения, снижения и фиксирования нормы процента. По концепции Кейнса, чем ниже норма ссудного процента, тем выше стимулы к инвестициям, к росту уровня инвестиционного спроса, что в свою очередь расширяет границы занятости, ведет к преодолению безработицы.

Монетаризм – направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам (англ. monetary - денежный). В 70-е годы мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис. Главным стала инфляция на фоне общего сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских рецептов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в пользу монетаризма. Монетаризм провозглашает незыблемость основ рыночной экономики: свободной конкуренции и свободного ценообразования как условий достижения равновесия. Монетаристы считают, что рынок по-прежнему остается саморегулирующейся системой, а область вмешательства государства нужно ограничить денежной сферой.

Милтон Фридмен – американский экономист, лауреат Нобелевской премии по экономике, присужденной за работы в области “потребления, истории и теории денег”. Фридменовская монетарная концепция привела к “повторному открытию денег” из-за почти повсеместно растущей инфляции. В своих исследованиях, книгах “Исследования в области количественной теории денег” (1956), “История денежной системы США,1867-1960”(1963, в соавторстве с А.Шварц), Фридмен наглядно показал, что рост инфляции, вопреки логике (по Кейнсу) сопровождается не снижением, а ростом безработицы. Именно поэтому им была предпринята попытка возрождения значения денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Его силиями монетарная концепция была апробирована республиканским правительством США. Наибольшего успеха монетарные экономические воззрения имели во времена “рейганомики”, позволили ослабить инфляцию при реальном укреплении доллара.

Основное расхождение во взглядах М.Фридмена и Дж.М.Кейнса состоит в государственном регулировании экономики. Именно поэтому у двух ученых различные оценки кризиса 1929-1933 гг. и соответственно путей выхода из депрессии. Основной мыслью работ Кейнса является полное государственное регулирование экономики и соответственно для выхода из депрессии необходимо увеличение государственных расходов в различных формах: рост государственного сектора в экономике, организация общественных работ, предоставление льгот и субсидий частным предприятиям, государственные закупки у частного сектора. В отличие от своего предшественника М. Фридмен считает экономику саморегулируемой системой и требует ограничить вмешательства государства только денежной областью. Деньги, по мнению Фридмена, могут быть стихийным регулятором экономических процессов.

Сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства.


Кейнсианство

Монетаризм

1. Отношение к безработице

Главное зло для экономики, так как чревата социальными потрясениями.

Не одно правительство не может быть мудрее рынка, не нужно увлекаться социальными программами.

2. Отношение к инфляции

Меньшее зло, чем безработица, так как ее можно контролировать и удерживать в разумных пределах.

Главное бедствие для экономики любой страны

3. Роль бюджетного дефицита

Возникает при сильном росте государственных расходов

Для урегулирования бюджетного дефицита не нужно постоянное вмешательство государства в экономику, рынок – саморегулируемая система.

4. Темпы роста денежной массы

Необходим рост денежной массы для покрытия бюджетного дефицита лишь при его возникновении.

Темпы роста постоянны и стабильны, независимо от состояния коньюнктуры и составляют 3-4% в год.

Действие основного психологического закона, выведенного Дж. Кейнсом сильно проявляется в настоящее время в России. При значительном понижении уровня жизни основной массы населения страны, именно наименее обеспеченная часть населения пытается различными способами увеличить свои сбережения. Именно на этой психологии строятся различные финансовые пирамиды, именно на это рассчитывают сейчас новые страховые организации, обещающие огромные (в несколько раз превышающие государственные ставки) проценты в будущем.

В связи с тем, что экономика нашей страны утратила способность к саморегулированию необходимо государственное вмешательство в нее для увеличения совокупного спроса. Для этого необходимо создать условия для превращения сбережений граждан в инвестиции через банковскую систему, что приведет к увеличению спроса на средства производства, к росту занятости, а значит к расширению потребительского спроса. Для стимулирования инвестиций в производство ставка по кредитам должна быть сравнительно низкой. Можно сделать вывод, что учение Кейнса до сих пор не утратило своей значимости и применяется экономистами всего мира.
7) В каких областях вклад российских ученых в экономическую теорию был наиболее значимым?
Российские ученые, не смотря на трудные социально-экономические специфические условия развития общества, внесли значительный вклад в развитие мировой экономической науки.

Иван Тихонович Посошков (1652-1726) в “Книге о скудосте и богатстве” (1724) изложил свои экономические взгляды и предложил проект реформ по улучшению экономического и политического устройства страны. Он считал, что основой богатства является производительный труд в промышленности и сельском хозяйстве. Необходимо совершенствовать систему налогообложения, чтобы крестьянин и ремесленник были больше заинтересованы в труде. Следует улучшать и защищать общественную торговлю. Посошков И.Т. считал полезным конкуренцию и необходимою регламентацию хозяйственной жизни.

Н.Д. Кондратьев (1892-1938) разработал теорию экономических циклов - “длинных волн”, которые переживает мировая экономика примерно через каждые полстолетия, проходя так называемые повышательную и понижательную фазы; сформулировал закономерности длительных колебаний экономической конъюктуры.

“Всеобщая организационная наука (тектология)” Александра Александровича Богданова (1873-1928) имеет универсальный характер, ибо рассматривает принципы и законы организационных процессов во всех сферах органического и неорганического мира, в работе стихийных сил и сознательной деятельности людей. Ряд идей, высказанных автором в этом крупном научном труде, были развиты в кибернетике и общей теории систем.

Александр Васильевич Чаянов (1888-1937) - выдающийся экономист-ограрник, занимавшийся проблемами экономики крестьянского хоз-ва, кооперации в деревне и организации агротехнической службы. Главным предметом исследование у него было семейно-трудовое крестьянское хозяйство, которое являлось в России основным хозяйствующим субьектом в аграрном секторе страны. Оно устойчиво, функционирует по своим внутренним законам, руководствуется организационно-производственным планом, включающим денежный бюджет, трудовой баланс во времени и по различным отраслям и видам

Деятельности, оборот денежных средств и продуктов. В кооперировании

Крестьянских хозяйств Чаянов А.В. видел важный путь к мощному росту их эффективности, но, во-первых, объединение хозяйств должно идти снизу, по их инициативе; во-вторых, кооперироваться должны те виды деятельности, технические возможности которых превосходят возможности индивидуального хозяйства; в-третьих, размер кооператива зависит от конкретных условий (отрасль хозяйства, географическое положение, природная Среда и др.).

Российская экономико-математическая школа сложилась еще в конце XIX в. Среди ученых этой школы видное место занимает Владимир Карпович Дмитриев (1868-1913), который попытался ряд положений классической экономической теории переложить на язык математики (ценность, полезность, конкуренция и др.). Он разработал систему уравнений для определения цен всех товаров, при этом все затраты по производству товаров сводил к затратам труда как к первичному фактору.

Крупный ученый-математик Леонид Витальевич Кантарович (1912-1986) в 1939г. опубликовал брошюру “Математические методы организации и планирования производства”, а в 1942г. завершил работу “Экономический расчет наилучшего использования ресурсов”. По сути дела был создан новый раздел математики - линейное программирование. Он впервые построил оптимальные статичные и динамичные модели текущего и перспективного планирования.

Значительный вклад в экономическую теорию внес Василий Сергеевич Немчинов (1894-1964), о чем говорят названия его работ: “Экономический смысл математических множителей оптимального планирования”, “Экономико - математические методы и модели” и др.

Экономическая теория социализма развивалась, а практика создания адекватной ему экономики осуществлялась в нашей стране и в других странах в сложных условиях. Во-первых, о социализме были самые общие представления, которые определялись в середине XIX в. в Западной Европе в отличной от российской ситуации.
8) Опишите эволюцию и постепенное обогащение содержания методов, используемых экономической теорией.
Методология экономической теории - это наука о методах изучения

Хозяйственной жизни, экономических явлений.

Следует иметь в виду как субъективный, так и объективный подходы.

Методы - инструменты, совокупность приемов исследования в науке и

Воспроизведения их в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:

· метод научной абстракции

· анализ и синтез

· индукцию и дедукцию

· исторический и логический методы.

Все эти методы и инструменты используются в единстве.

При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции. При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.

В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи. Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами.

Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.

Анализ - мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно. Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.

Посредством индукции обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам. Дедукция - переход от общего к частному.

Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы.

Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя. Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному.

Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.

Изучение экономической действительности допускает проведение экспериментов, правда, их возможности существенно ограничены по сравнению с естественными и точными науками. Сознательное массовое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, Ф. Тэйлора, на макроуровне – с именами Дж.М.Кейнса и М. Фридмена. Многократные эксперименты на макро- и микроуровне проводились и в нашей стране.

В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.

Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.

Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, - это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.

Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека.

Предположение о максимизации выгоды - упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной.

В современной экономической теории широко распространен предельный анализ - технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.

При изучении экономических проблем часто используют позитивный и

Нормативный подходы. Позитивный анализ означает изучение экономической реальности, то есть того, что было или есть и составление на

Основе наблюдаемых явлений экономических прогнозов. С помощью позитивного анализа мы делаем утверждения “.. если, то..”. Например, позитивный анализ того, как изменяются доходы бюджета Российской Федерации в 1997 году может быть

Применен для выяснения того, как будут финансироваться бюджетные расходы этого года. Это - прогноз государственных расходов при определенных тенденциях в формировании доходов. При увеличении доходов против плановых повысятся возможности запланированных бюджетных выплат, а если доходы не собираются в полной мере, то и расходы придется сократить. Позитивный анализ не содержит в себе положительных или отрицательных оценок того, что произойдет или произошло.

Позитивные утверждения не всегда бывают верными, но их можно проверить фактами.

Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то..”. Пример: “Для структурной

Перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий».

Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.

Экономическая теория формулируется в виде позитивных утверждений, но большинство расхождений между экономистами возникает при рассмотрении вопросов нормативного плана.
9)
Какое из определений предмета экономической теории кажется вам более точным?

В настоящее время существует огромное количество определений экономики, а, следовательно, и предмета экономики.

Экономика - это сфера деятельности людей, в результате которой создается богатство для удовлетворения разнообразных потребностей, как их самих, так и общества.

В любом обществе решается триединая проблема (Самуэльсон): что производить, как производить, для кого производить. Любое общество располагает ограниченным количеством экономических ресурсов. Потребности людей постоянно возрастают(ограничены кошельком). В этой связи встает проблема рационального использования этих ресурсов. Предметом экономической теории является в первую очередь экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления.

Экономическая теория изучает сферу производства и распределения жизненных благ в условиях ограниченных ресурсов. Это означает, что объектом изучения экономической теории является решающая область жизнедеятельности людей, без которой невозможна ни одна другая форма реализации личностных и общественных интересов.

Английский экономист Лайнен Роббинс (1898-1984) дал следующее определение предмета экономикс , которое широко используется в западной литературе: "Экономика - это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование(проблема выбора)".

Экономическая теория изучает движение экономической жизни - тенденции в развитии цен, производства, безработицы. Экономические цели: экономический рост, полная занятость, экономическая эффективность (максимальная отдача при минимуме издержек), стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливое распределение доходов, экономическая обеспеченность, торговый баланс.

Марксистское определение - Экономическая теория изучает экономические отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества.

Самуэльсон - Предмет экономической теории изучает, как люди и общество выбирают способ использования дефицитных ресурсов, которые могут иметь многоцелевые назначения, для того, чтобы произвести разнообразные товары и распределить их сейчас или в будущем для потребления различных индивидов или групп общества.

Определение экономики в учебнике Макконнела и Брю - Во-первых экономика - это исследование поведения человека в процессе производства, распределения и потребления материальных благ и услуг в мире редких ресурсов.

Во-вторых экономика исследует эффективное использование ограниченных производственных ресурсов или управление ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека.

На мой взгляд, определение Самуэльсона является более точным, поскольку в него включены такие понятия как:

Потребность людей – главный движущий мотив человеческой деятельности

Редкость ресурсов

Проблема выбора наилучшего способа использования ограниченных ресурсов.

Хотя данные понятия включены частично и в другие определения, все же определение предмета экономической теории данное Самуэльсоном выглядит более точным.
Б. Проследите взаимосвязь между экономическим развитием общества и особенностями научных теорий, появившихся в соответствующую эпоху:


Античные теории

®

Меркантилизм

®

Классическая политэкономия

®







Традиционная экономика с элементами товарности


Ранняя рыночная экономика, торговый и ссудный капитал


Парадигма экономической науки - трудовая теория стоимости


|


|


|


Первые теории товара и денег


Богатство = деньгам = золоту


Богатство = массе созданных товаров


Марксизм

®

Маржинализм

®

Кейнсианство

®

|


|


|


Теоретико-мировоззренческая система революционных взглядов рабочего класса, представляющая законы развития общества и обобщающая опыт классовой борьбы народных масс против эксплуатации


Направление в экономической науке, признающее принцип снижающейся предельной полезности фундаментальным элементом теории стоимости


Макроэкономика, выявление закономерностей национальной экономики


|


|


|


Трудовая теория стоимости, эксплуатация труда капиталом


Завершение производственной революции


Государственное регулирование экономики


Неоклассика

(монетаризм)


®

Институционализм

®

Глобальная цивилизация

®







Теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы


Направление в экономической мысли, делающее главный акцент на анализе институтов


Глобализация, экология, терроризм, Интернет




|




Экономический либерализм


Включение внешнеэкономических факторов


………


Подобное прямое сопоставление уровня экономического развития и содержания экономических теорий вполне оправдано, т.к. именно от уровня развития экономики зависит направленность создаваемых теорий с целью повышения эффективности производства.
В. Какие возможности дают экономисту следующие методы?

Эмпирический метод


Статистический метод


Метод научных абстракций






Сбор и описание фактов и событий


Наблюдение за количественной стороной экономических процессов


Позволяет исключать из рассмотрения отдельные несущественные взаимоотношения между субъектами экономики и концентрировать внимание на рассмотрении нескольких субъектов.






Причинно-следственный метод


Функциональный метод


Эконометрические методы






Метод анализа данных, целью которого является обнаружение причинных связей между условиями и событиями


Наблюдение явлений во взаимовлиянии с количественной точки зрения


Для оценки производственных технологий и исследования факторов, лежащих в основе спроса фирм на капитал и рабочую силу.