Основной опыт реформы китайской экономики. Основные направления экономических реформ в современном китае

Вступление.

Несмотря на нередкие высказывания западных макро экономистов о том, что самым характерным в проводимых и проведенных китайских реформах является их полная непонятность и нелогичность с точки зрения западной экономической науки, эти реформы с самого начала были и остаются сейчас одними из наиболее проработанных в теоретическом, идеологическом и, в целом, в научном плане. Исключением может считаться только непродолжительный период конца 70х-начала 80х годов, (время начала китайских реформ), который вообще-то можно назвать "заявлением о намерениях". Но уже в 1982 году для решения задач обеспечения реализации целей и задач реформы на всех уровнях управления китайской экономикой был создан Государственный комитет по реформе экономической системы при Госсовете КНР. Параллельно с ним в сжатые сроки были созданы соответствующие комитеты по реформе экономической системы на уровне провинций, городов и ниже. К теоретическим исследованиям к началу 90х годов было подключено уже свыше 60 центральных научных учреждений, и еще весьма значительное число научно-исследовательских учреждений регионального и местного масштабов. С чем это, по-моему, может быть связано. Даже самый краткий экскурс в историю Китайской Народной Республики, который я просто обязан, буду привести ниже, дает богатую пищу для выводов о настроении китайского народа и перспективах развития, к которым неизбежно должно было прийти китайское руководство в конце 70х годов. Однозначно это можно было назвать усталостью от ошибок, глухим, но всеобщим нежеланием отвечать за ошибки своего руководства, для которого все это, вместе взятое, являлось серьезным сигналом об иссякании народного энтузиазма, а с ним и кредита доверия партии-лидеру. Больше ошибаться было нельзя, а отступать некуда. Чтобы не быть голословным, сейчас, очевидно, нужно рассказать о предшествовавшей началу нынешних реформ короткой, но насыщенной, трагической, но неоднозначной истории Китайской Народной Республики.

В первые 8 лет после образования КНР, молодое социалистическое государство, пережившее также и кровопролитную гражданскую войну, прошло через коренные качественные изменения в социально-экономической структуре. Трудно переоценимую помощь в закладке материально-технической базы социализма оказал Китаю Советский Союз и другие соцстраны. Во многом благодаря этой помощи и действительно огромному революционному энтузиазму китайского народа, в эти годы были достигнуты высокие и стабильные темпы экономического роста.

С 1958 года начался "большой скачок", призванный построить в Китае коммунизм, минуя социалистический этап. Из-за завышения по этой причине степени обобществления производства, средств производства, системы оплаты труда, систем распределения продовольствия и товаров народного потребления до совершенного абсурда, общественные и экономические отношения приняли невиданно уродливые формы. Последствия недопустимого опережения уровня развития производительных сил формами производственных отношений не замедлили сказаться. Со стороны, наиболее парадоксально выглядел тот факт, что фантастические темпы экономического роста, достигнутые в первые годы "большого скачка", не только не увеличили промышленного и сельскохозяйственного производственно-экономических потенциалов страны, но и очень серьезно подорвали их - настолько, что все последующие годы вплоть до конца 70х Китай оправлялся от этого удара, нанесенного самому себе.

Так, в 1961-65 годах, проводя политику "урегулирования" народного хозяйства, направленного на разукрупнение "народных коммун" и выработку более реальных планов экономического развития, китайское руководство так и не смогло оторваться от самой главной ошибки предыдущих лет, о которой уже говорилось выше, - от нарастающей тенденции отставания производительных сил от производственных отношений. Этот отрыв снова остро дал себя знать в период так называемой "культурной революции". Как гипотезу о причине такого упорства в повторении ошибок я могу предположить идеологический аспект. По-моему, само признание возможности таких ошибок на пути строительства социалистического и коммунистического общества через 10-15 лет после революции мог необратимо подорвать доверие народа к самой идее социализма-коммунизма. Кстати, здесь я во многом оправдываю "недоговоренность" политики "урегулирования". Скорее всего, поступаться и дальше идеологическими канонами даже ради здравого смысла в тот момент, как мне кажется, было, действительно, нельзя. Разумеется, это не относится к периоду "культурной революции", которую не может оправдать ничто.

Попытки ускорить прохождение переходного периода и создания материально-технической базы социализма предпринимались вплоть до конца 70х годов и не дали результата все по той же, уже много раз повторенной причине - отрыве производственных отношений от производительных сил. Этого, я думаю, должно быть достаточно для общего впечатления от начального экономического плацдарма современных китайских реформ, который само китайское руководство определило как "грань катастрофы".

Начало китайских реформ. Некоторые направления, тезисы и результаты.

Отправным этапом китайских реформ стал 1978 год, а конкретно - III Пленум ЦК КПК 11-го созыва, прошедший в декабре этого года. Кроме серьезных идеологических сдвигов, как то мощная критика левацкой идеологии, в буквальном смысле взаимное переименование многих принципов социализма и "отступлений от принципов социализма", реабилитация некоторых опальных и репрессированных политических, научных деятелей, его результатом стало принятие постановления о развитии системы производственной ответственности в деревне, которая, как оказалось потом, стала отправной точкой китайской экономической реформы. Еще более важным результатом этого пленума стали потенциальные возможности, открывшиеся для Китая в сфере управления экономикой.

Сразу после этого действительно исторического пленума был выдвинут тезис о необходимости совершенствовании производственных отношений в соответствии с существующим уровнем сравнительно отстающих производительных сил. Другие выводы касались недопустимо однообразной сложившейся в стране структуры собственности, связанных с ней закостенелых хозяйственного и политического механизмов, чрезмерной централизации власти и, в целом, скованности производительных сил и товарного производства. Эти и другие выводы, сделанные в октябре 1987 года на XIII съезде КПК, предшествовали принятию длительного трехэтапного плана на период до середины XXI века, включающего в себя:

    Удвоение на первом этапе (до 1990 года) валовой продукции промышленности и сельского хозяйства плюс решение проблемы обеспечения населения страны продовольствием и одеждой.

    Утроение на втором этапе (1991-2000) валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в КНР общество "среднего достатка".

    Достижение на третьем этапе (до 2050 года) национальным валовым продуктом мирового уровня среднеразвитых стран и, в основном, завершение комплексной модернизации народного хозяйства.

Теоретической основой экономической реформы в КНР служит переход китайского общества на рельсы социалистической плановой товарной экономики. Смысл этой концепции состоит в товарной сути социалистического способа производства, а также в признании необходимости сохранения товарно-денежных отношений на переходный период, как средства взаиморасчетов между отдельными товаропроизводителями при сохраняющихся главенствующем положением общественной формы собственности на основные средства производства и приоритетном значении централизованного макро планирования.

Большое практическое значение получили работы Сунь Ефана, У Цзинляня и других китайских ученых-экономистов, ставивших одними из основных условий реализации идеи создания регулируемого рыночного хозяйства

1) Хозяйственную самостоятельность предприятий (за исключением оборонных и стратегических) на микро уровне, то есть в отношениях со смежниками и потребителями. Здесь решающую и самоконтролирующую роль должны играть почти исключительно товарно-денежные отношения;

2) Постепенное возведение отношений "государство-предприятие" в ранг отношений между, хотя и не полностью равноправными, но, по крайней мере, экономически самостоятельными единицами. То есть, другими словами, я могу это назвать созданием системы государственного управления товарного производства с помощью государственных контрактов с товаропроизводителями на производство конкретных объемов конкретной продукции.

3) Избегание характерной для свободных, рыночных экономических систем анархии производства в масштабах общества за счет создания трехуровневого механизма принятия хозяйственных решений, обеспечивающего не ущемление интересов государства, всех товаропроизводителей от мелких до крупных, и задействованных в них трудящихся: (а) государственный уровень - вопросы темпов экономического роста, соотношения фондов накопления и потребления, распределения капитальных вложений, регулирования максимального и минимального уровня банковских процентов за кредиты, платы за фонды, изменения части системы налогообложения потребителей, соблюдения социальных гарантий и т.д.; (б) уровень предприятий - вопросы объема и структуры производимой продукции, затрат на производство продукции, нахождение источников снабжения, рынка сбыта и т.д. (в) уровень индивидуальной хозяйственной деятельности, то есть вопросы трудоустройства, индивидуального потребления, определения желаемого количества детей и т.д.

Заметим, что при этой структуре, уже в значительной степени внедренной в Китае, государство оставляет у себя в руках только первый уровень принятия хозяйственных решений (стратегические вопросы, общегосударственные проблемы и ряд инструментов ориентирования производителей на их решение).

Несмотря на такой более чем смелый подход к определению роли государства в отношениях с товаропроизводителями, китайские экономисты уделили огромное внимание разработке методов государственного контроля за деятельностью предприятий.

Наиболее динамично и без раскачки пошла сразу после III Пленума ЦК КПК 11-го созыва сельскохозяйственная реформа. Уже к концу 1984 года 99 процентов производственных бригад и 99,6 процентов крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за производство (семейный или подворный подряд), предусматривающую полную свободу использования продукции, остающейся после расчетов по государственному договору, по

статьям налогового законодательства и после отчислений в местные фонды органов власти. Эта система быстро повысила производительность крестьянского сельского хозяйства, за счет частной заинтересованности производителей.

Но, с другой стороны, хотя пока что, в целом, эта система себя экономически оправдывает, но будущее сельского хозяйства китайские ученые связывают с еще одним этапом аграрной реформой, необходимость которой обусловлена прежде всего постепенно возрастающей разницей между ростом потребностей стремительно растущего китайского общества и темпами развития сельскохозяйственного производства, сдерживаемого сложностью применения аграрных научно-технических достижений, которые

просто не по карману отдельным, частным мелким и средним производителям. Этот вопрос пока что не стоит чрезвычайно остро, но китайские экономисты уже сейчас ведут активные поиски новых форм сельскохозяйственной кооперации. Весьма вероятно, что в новых формах сельхозобъединений будут присутствовать и такие моменты, как концентрация земли в руках наиболее производительных крестьянских дворов или бригад, найм рабочей силы.

Примеры этого в Китае есть уже и сейчас. В любом случае можно с уверенностью сказать, что у прежних коммун шансов на возрождение в китайской деревне почти не осталось.

В отличие от аграрной реформы, реформа городского хозяйства началась в Китае значительно позднее - фактически по завершению реформ в деревне. В другом разделе о ней будет рассказано подробнее, сейчас же несколько слов о причинах такой ее "запоздалости" и направлениях.

Сразу надо сказать, что реформа в городах непосредственно связана с реформой китайской промышленности, которая почти полностью сконцентрирована в крупных городах. Кроме необходимости начала процесса изменений в промышленной структуре КНР, важным толчком для городской реформы послужило неудовлетворение насущных потребностей аграрной реформы. Для ее успешного продолжения город должен был обеспечить создание, во-первых, условий для свободной реализации сельскими производителями излишков производимой продукции, во-вторых, промышленного сектора по производству продукции для товарного обмена с сельским населением на базе конверсии определенной доли городского промышленного комплекса. Центром всячески поощрялось разнообразие создаваемых новых связей между городом и деревней. Но при этом варианте при влиянии региональных, социальных и других факторов создалось такое многообразие связей деревни с центральными местами, что проведение центром какой-то общей конкретной политики на местах в этом вопросе стало попросту нереальным. Поэтому и последовало резкое расширение полномочий местных органов власти и самоуправления.

Реформа финансовой системы

Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80х годов. Чтобы иметь наглядное представление о ее результатах, можно буквально двумя фразами охарактеризовать сначала прежнюю китайскую финансовую систему и затем - ныне существующую. Общее - главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий (в последние годы постепенно повышается роль внешней торговли). Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм - хозяйственную деятельность предприятий.

Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.

Первые три года были экспериментально - подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были:

а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: "Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы". То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета.

б) При второй форме - "деление прироста доходов, увязка доходов с расходами" – внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.

в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района. Полное название этой системы – "увязка доходов с расходами, деление общей суммы, нормативный коэффициент, действующий в течение нескольких лет". Эта форма нашла свое дальнейшее применение во взаиморасчетах государства с изолированными в хозяйственном и культурном плане высокогорными районами страны.

Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система "ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов". Временные положения о ней были опубликованы Госсоветом КНР в феврале 1980 года. Сферы местного и центрального бюджета на местах четко разграничивались по принципу хозяйственного подчинения предприятий. Отчисления в центральный бюджет, пропорции деления прибыли между центральным и местными бюджетами, величина промышленных дотаций оставались неизменными в течение 5 лет. Кроме того, что повышалась стабильность центрального бюджета за счет отказа от внеплановых дотаций, так как система фактически вводила их лимит, идея такой формы финансовых взаиморасчетов упала еще и на благодатную почву активизировавшегося вскоре процесса перехода предприятий на полную производственную ответственность. Дело в том, что устанавливались рамки доходов и расходов, за нарушение которых отвечали сами регионы своими же интересами. Принявшие эту форму финансовых отчислений в Госбюджет регионы в большинстве своем вскоре трансформировали многие положения этой системы на уровень своих взаимоотношений с предприятиями, значительно повысив тем самым их хозяйственную заинтересованность и финансовую самостоятельность.

Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. Собственно это уже рассматривалось в предыдущей главе, но, поскольку это же самое является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.

Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова стал переходным. На нем изобретательными китайцами было применено сочетание деления прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль подвергалась налогообложению по зафиксированному в налоговом законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным бюджетом и предприятием. Очевидно, само китайское руководство не было уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых, решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а, во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу - полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых (процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.

В качестве заключения могу добавить даже с некоторой точки зрения курьезный факт. Упорно "сопротивлявшаяся" своей отмене в нижних уровнях китайской экономики, система деления прибылей закончила свое существование в высших ее эшелонах. В ушедших на "подчистку шероховатостей" налогового законодательства 1985 и 1986 годах она активно использовалась для систематизации принятых в разное время отдельных законов о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с помощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормативов.

Реформа системы управления промышленностью.

В любом государстве, имеющем свою промышленность, существуют два уровня управления ею: управление производством на уровне предприятий и на уровне руководства всем национальным промышленным производством. Изменение степени влияния второго уровня управления на первый - это и есть реформа системы управления промышленностью. Степень этого влияния определяется многими факторами - специализацией национальной промышленности, формой ее участия в международном разделении труда, господствующей идеологией (приближенность к демократической концепции развития обуславливает вместе с более широким использованием рыночных механизмов и большую свободу управления хозяйственной деятельности предприятий), чисто временными условиями, в которых может находиться государство, и которые могут временами также серьезно влиять на степень централизованности системы управления промышленностью. Эти, а также некоторые другие факторы могут быть равноправными в формировании системы управления промышленностью, но какой-то или какие-то факторы могут иметь и приоритетное значение.

В Китае система управления промышленностью, необходимость реформации которой возникла на рубеже 70х-80х годов, в основном

сложилась в начале 50х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую систему.

После III Пленума ЦК КПК 11-го созыва начался большой эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления промышленностью. Для этого эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица обязаны были выделить определенное число "подопытных" предприятий. Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями, к августу 1980 года число участвующих в эксперименте предприятий возросло до более чем 6000, что составило около 16 процентов общего количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60 и 70 процентов в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли. Отношения между последними двумя показателями и первым уже позволяют, заметить степень эффективности новых форм хозяйственного управления. Для стимулирования реформы на этих предприятиях и для вовлечения в нее новых промышленных единиц госсектора в одобренном в сентябре 1980 года Госсоветом КНР докладе Государственного экономического комитета "О положении и перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности предприятий" указывалось на допустимость использования различных форм деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. С 1981 года эти права были значительно расширены также в сферах внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в национальную промышленность тех из них, которые доказали свою дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 года экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки.

Большинство этих отдельных проверок и весь эксперимент в целом заняли период с 1979 по 1983 годы и дали положительный результат.

В результате проведения этих экспериментов и закрепления их результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической ответственности. Вернее, к середине 80-х годов речь шла уже о совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 года 80 процентов крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той или иной ее формы. Широкое распространение получила система производственной ответственности, впервые созданная на пекинском металлургическом комбинате "Шоуду", получившая название "гарантия, обязательство, проверка". Она содержала в своей основе принцип приоритета договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей организацией и между предприятиями. Пункт "проверка" предусматривал систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую систему административно-финансовых санкций.

Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора, раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную деятельность партийных ячеек. На каком-то этапе оправдывавшая свое существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила, и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. Если честно, то позавидовать участи китайских директоров заводов и фабрик я бы не осмелился, особенно с учетом кампании на повышение роли собраний рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых коллективов в деле управления хозяйственной деятельностью своих предприятий.

Эксперименты по свободному использованию собственных фондов начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее составляющими стали в том числе:

1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собственные фонды предприятия после выполнения им Госплана по объему производства, качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам;

2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5, 10 и 15 процентов. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов предоставлялось предприятию в рамках развития производства, удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат;

3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по делению прибыли:

а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет;

б)Деление сверхплановой прибыли;

в)Деление всей прибыли;

г) Фиксированный объем отчисления прибылей;

д) Прогрессивный объем отчислений прибыли;

е) Твердые пропорции деления прибылей и другое.

Однако, можно сказать, что несмотря на то, что все эти эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и использование налогов на предприятия.

Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный подряд.

Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию, соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на городское строительство, на постройки, на пользование землей и транспортными средствами.

2.1 КИТАЙСКИЕ РЕФОРМЫ: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Наиболее характерная черта китайских системных экономических реформ состоит в постепенности, градуализме этого" процесса. Преобразования экономики в КНР никогда не велись методами «шоковой терапии». Изменения в институциональной структуре экономики, механизме ценообразования, системе внешнеэкономического регулирования и т.д. происходят эволюционным путем и растягиваются на достаточно длительные временные интервалы. Формы хозяйственной организации, свойственные развитым рыночным экономикам, берутся за образец, но ставка делается не на формированное насаждение этих форм, и принципиально иную экономическую среду, а на их постепенное вызревание из самой ткани реформирующейся экономики. Новые методы хозяйствования обычно отрабатываются в экспериментальном порядке -- в пределах отдельных регионов, отраслей или даже группы предприятий. Широко используются различного рода переходные формы. Допускается возможность возвратных движений, например, в случаях, когда применение той или иной хозяйственной инновации очевидным образом ухудшает макроэкономическую ситуацию или же усиливает социальную напряженность.Все это, однако, отнюдь не свидетельствует, что китайские формы носят более «мягкий» характер, чем, скажем, реформы и России. Напротив, в случае необходимости китайское руководство действует достаточно жестко и напористо. Об этом свидетельствует, в частности, практика «урегулирований» экономики -- так в Китае обычно называют антиинфляционную стабилизационную политику. В периоды «урегулирований» правительство решительно ужесточает бюджетную и денежную политику, ограничивает масштабы потребительского и инвестиционного спроса, вводит ограничения во внешнеэкономической сфере. Вследствие этого всплески инфляции в Китае в 80--90-е гг., хотя и происходили регулярно, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15--20%. Возможности для последовательной реализации курса реформ существуют благодаря асинхронности темпов экономических и политических преобразований. Вопрос о необходимости демократизации, политических реформ за последние два десятилетия становился в КНР неоднократно, но реально (особенно после студенческих волнений в мае-июне 1989 г.) политические преобразования свелись к некоторому усилению законодательной ветви власти и расширению рамок дозволенного в средствах массовой информации. Вопрос о демонтаже самих основ политической системы в КНР не только не ставится, но, напротив, сохранение и укрепление ныне действующих институтов сильной государственной власти считается залогом успешного реформирования экономики. Благодаря использованию традиционных для социалистических стран форм жесткого политического и идеологического контроля современному руководству КНР удается проводить в жизнь многие весьма непопулярные мероприятия экономических реформ, которые в условиях более плюралистической политической системы легко могли бы привести к проявлениям массового недовольства. Впрочем, возникающая в ходе реформ социальная напряженность купируется за счет не только политического прессинга, но и умелого идеологического обеспечения проводимых преобразований. Сохранение оболочки социалистической идеологии, т.е. фактически -- привычной для нескольких поколений системы ценностей, позволяет смягчить психологический эффект нововведений, не допустить ситуации, когда реформы наносят психологическую травму старшим поколениям, порождают у них чувство напрасно прожитой жизни. В то же время новые, рыночные ценности постепенно включаются в структуру государственной идеологии и становятся, таким образом, привычными и доступными большинству населения. При этом идеологическое обеспечение реформ не остается неизменным, оно эволюционирует по мере развития рыночной экономики. С течением времени на первый план в официальной пропаганде постепенно выходят установки не столько социалистического, сколько патриотического плана. Населению внушается чувство гордости по поводу успехов китайской экономики, усиления позиций Китая на мировой арене. Пропагандируется тезис о том, что на этапе быстрой структурной трансформации экономики необходимы национальная консолидация, социально-политическая стабильность. Следует отметить, что опыт постепенных реформ при сохранении прежней политической системы не является специфически китайским. По сходной схеме реформы происходили в Венгрии и Югославии в 60-80-е гг., да и в СССР во второй половине 80-х гг. Но прямое его заимствование в условиях России конца 90-х гг. просто невозможно. Для этого нет объективных условий, ибо развитие нашей страны в последнее десятилетие пошло по совершенно иной траектории. От принципа асинхронности экономических и политических реформ в СССР отошли уже в конце 80-х гг., а последующие события привели к катастрофическому распаду прежних партийно-государственных институтов. Утрата контроля над экономическими процессами, разрушение прежней плановой системы, компенсированное созданием новых рыночных институтов, способствовали тому, что к концу 1991 г. уже невозможно было придерживаться принципа постепенности в экономическом реформировании, и для спасения страны от хозяйственной катастрофы потребовался радикальный реформаторский прорыв. В результате к настоящему моменту в России возникла принципиально иная, чем в Китае, политическая и экономическая среда. Существуют качественные отличия экономики КНР от большинства других переходных экономик. Если Россия, многие страны члены СНГ и Восточной Европы к началу реформ представляли собой высоко индустриализованные экономики, то Китай и по сию пору остается страной, где процессы индустриализации еще далеки от завершения. К концу 70-х гг. около 80% почти миллиардного на тот момент населения КНР проживали в сельской местности. Поэтому существовали объективные условия для активизации экономического развития через раскрепощение хозяйственной энергии крестьянства и стимулирование тем самым сельскохозяйственного производства. Ускорение экономического роста могло быть достигнуто и счет перемещения трудовых ресурсов из аграрного сектора в формирующийся индустриальный. Причем обилие и дешевизна рабочей силы позволяли создавать промышленные производства, уже изначально ориентированные на экспорт, обладающие ценовой конкурентоспособностью на мировых рынках. Все эти факторы во многом предопределили специфику китайского вариант системных преобразований. В отличие от указанных выше стран у Китая были возможности создавать частный сектор экономики не только и не столько на базе государственного сектора, сколько наряду с ним, т.е. не путем приватизации уже существующих государственных предприятий, а за счет возникновения негосударственных укладов в ходе первичной индустриализации.

2.2 РЕФОРМЫ СЕЛА

Реформы в Китае начались с фактической деколлективизации сельского хозяйства, причем надо отметить, что она происходила в достаточной мере спонтанно. Официальные установки конца 70-х гг. предусматривали лишь определенную рационализацию существовавших на селе форм хозяйствования. Но на деле призывы руководства страны к реформа привели к лавинообразному сдвигу в производственных отношениях в деревне. Распад, существовавшей с конца 50-х гг., системы «народных коммун» происходил столь быстро, что власти сочли за благо возглавить этот процесс. Земельные участки стали передаваться крестьянским дворам в аренду на правах семейного подряда. крестьяне теперь должны были реализовывать фиксированную часть урожая государства по твердым ценам, а оставшейся продукцией они могли распоряжаться по своему усмотрению. Сроки семейного подряда в начале 80-х гг. обычно составляли 3 - 5 лет, но уже вскоре было разрешено продлевать их до 15 лет и более. Если в конце 1980 г. Система семейного подряда охватывала не более 20% крестьянских хозяйств в Китае, то в 1983 г. - уже 94,2%, а в 1984 г. - 96,5%.

Быстрым оказался и положительный эффект от проведенных на селе преобразований. Всего за шесть первых лет реформы (1978 - 1984 гг.) валовой сбор зерновых в Китае увеличился с 304,8 до 407,3 млн. т. Уже к середине 80-х гг. проблема насыщения минимальных потребностей в продовольствии и одежде была решена уже для 95% сельского и практически всего городского населения. Не менее важно и то, что успешная аграрная реформа привела в действие новый механизм индустриализации - через создание непосредственно в сельской местности так называемых волостных и поселковых предприятий. небольшие промышленные предприятия, а также предприятия сферы услуг создавались в деревне и в дореформенный период, что было составной частью проводившейся государством политики самообеспечения отдельных местностей. Но в годы реформ основная функция волостных и поселковых предприятий стала принципиально иной. Речь идет об обеспечении трудовой занятости тех крестьян, чьи рабочие руки не находят применения в земледелии. Проблема избыточной рабочей силы в китайской деревне существовала всегда, однако в годы реформ вследствие интенсивного развития товарно-денежных отношений и прогрессирующей социальной дифференциации она приобрела особенно острый характер. Общие размеры избыточной рабочей силы в середине 80-х гг. оценивались не менее чем в 250 млн. человек. Важно и то, что развитие волостных и поселковых предприятий позволяет ограничить масштабы миграции крестьян в крупные города, и без того испытывающие сильное демографическое давление; диверсифицировать сельскую экономику; задействовать на нужды инвестирования свободные денежные средства крестьян. Общее число волостных и поселковых предприятий в Китае увеличилось с примерно 6 млн. на конец 1984 г. до 24 млн. на начало 1998 г., а число занятых на них за этот период выросло с 52 до 130 млн. человек. Иными словами, за последние полтора десятка лет такие предприятия аккумулировали половину избыточных трудовых ресурсов деревни. За это время в стране возникло более 50 тыс. новых поселков и малых городов. Ныне на долю волостных и поселковых предприятий приходится около 1/3 ВВП Китая, а их доля в национальном промышленном производстве достигает 50%. На таких предприятиях производится широкий спектр товаров как потребительского, так и инвестиционного назначения: Ѕ изделий из шелка и трикотажа; ѕ кожаной обуви; 95% кирпича и черепицы; 40% цемента и угля. Доля продукции волостных и поселковых предприятий в экспорте страны увеличилась с 4,5% в 1985 г. до 38% в 1997г.

Культурная революция в Китае, проводившаяся с 1967 г, нанесла огромный вред экономике. Модель экономического развития основывалась на приоритете развитии сельского хозяйства и жесткой центральной власти. Благодаря труду крестьян были построены ирригационные каналы и расчищены большие участки земли для промышленного земледелия. Однако это не ликвидировало отставание сельского хозяйства, в котором производительность труда за годы культурной революции снизилась почти в 2 раза, и в стране, несколько раз возникала угроза голода. Сократилось также промышленное производство, в стране назрели очень серьезные социально-политические проблемы. После смерти Мао Цзэдуна (1976) Китай сменил курс экономического развития.

В 1978 г. Центральный Комитет Коммунистической партии Китая пришел к выводу о необходимости проведения в стране преобразований «подобных революции». Основная цель реформы - превратить Китай в богатое демократическое социалистическое государство с душевым доходом населения на уровне среднеразвитых стран мира.

Руководство Китая под руководством Ден Сяопина сделало ставку на эволюционные методы реформирования, что помогает сохранить стабильность в обществе. Виды хозяйственной деятельности, присущие рыночной экономики берутся за образец, формируются постепенно, исходя из собственных экономических интересов. Политическая система не меняется, сохраняется социалистическая идеология, привычная большей части населении, что помогает адаптироваться к реформам, не нанося психологический вред старшему поколению, постепенно социалистическая идеология заменяется патриотической, внушающей гордость за достижения страны, пропагандируется необходимость консолидации общества на этапе структурной трансформации экономики.

Экономические реформы в Китае начались с сельского хозяйства, так как к концу 1970-х годов на селе проживало почти 80% населения страны, поэтому существовали объективные предпосылки экономического развития через сельскохозяйственное производство.

Аграрная реформа . Перед началом реформ в 1978 году на долю сельского хозяйства в структуре ВВП приходилось 28.1%. Аграрная реформа началась с передачи земли в аренду крестьянам в виде семейного подряда сначала на 3-5 лет, потом аренду продлили на 15 и более лет. Были отменена практика единых закупок и поставок и ограничения цен на сельхозпродукцию. После того, как в экспериментальной провинции передача земли в аренду привела к увеличению урожая на 10%, аренда земли распространилась на все провинции. Надо отметить, что все реформы сначала апробировались в одном районе, если они были удачными, то распространялись на весь Китай.

Аграрная реформа была успешной, в стране в 2 раза увеличился сбор зерна, возросли доходы крестьян, улучшение их благосостояния повысило спрос на промышленные товары. Через семь лет после начала реформ в 1985 году Китай впервые за 25 лет стал экспортировать зерно.

Главным нововведением в деревенской экономике стало распространение подворного подряда (трудовых крестьянских хозяйств) с правом распоряжения, использования и наследования земельных наделов. Создание института частной собственности затруднено дефицитом пахотных площадей, перенаселенностью сельскохозяйственных районов страны (на душу населения в КНР приходится 0,09 га пахотной земли, меньше, чем, в среднем по миру) низким уровнем социально-экономического развития деревни, вековыми устоями крестьянской жизни. В целом, сельскохозяйственное производство в настоящее время сохраняет полунатуральный характер. Это определяется низким удельным весом товарной продукции (примерно 30%), которую закупает государство. И, тем не менее, производство сельскохозяйственной продукции постоянно растет.

Основная проблема сельского хозяйства КНР – низкий уровень занятости, для ликвидации этого дисбаланса в сельской местности создавались так называемые волостные и поселковые предприятия, на которых работают крестьянские семьи, которым сельскохозяйственный труд приносит недостаточный доход. Качество потребительской продукции, выпускаемой на этих предприятиях (одежда, обувь и пр.) низкое, поставки идут исключительно на внутренний рынок и удовлетворяют потребности населения с низким уровнем доходов.

Реформы в государственном секторе. Успех в сельском хозяйстве заложил основу для дальнейших преобразований. В КНР, как социалистическом государстве, был мощный госсектор, позиции которого были особенно сильны в традиционных областях экономики - нефтепереработка (84.9%), электроэнергетика (75.3%), металлургия (70.8%), производство алкоголя (96.9%). Государство с середины 1980-х годов пыталось увеличить самостоятельность предприятий, переводя промышленные предприятия на хозрасчет. К 1992 году практически все промышленные предприятия были переведены на хозрасчет. Были легализированы все частные предприятия, с численностью рабочих до 100 человек. Через 5 лет число этих предприятий возросло со 100 тысяч до 58 миллионов. Таким образом, параллельно с реформированием государственных предприятий, создавалась и развивалась частная собственность, возникали элементы рыночной экономики. Коммунистическая партия Китая, не скованная коммунистическими догмами, поводила в жизнь лозунг “Одна страна – две системы”.

С начала 90-х годов наступил новый этап производственных реформ. Реформирование государственных предприятий стало включать расширение прав, при сохранении за государством права собственности на их имущество, а также акционирование предприятий, за исключением предприятий оборонных отраслей, добычи редких металлов и государственной монополии. Предприятиям передали ценообразование, инвестиции, кадры и внешнюю торговлю, многие из них были акционированы. За 1992-95 годы удельный вес рабочей силы, занятой в госсекторе сократился с 95% до 19%.

Но предприятия не стали реально самостоятельными, так как их поддерживает государство, и они не подвержены инвестиционным рискам, продукция их часто неконкурентоспособна, но производство не закрывается из-за нежелания обострять безработицу. Неэффективные предприятия также стремятся к расширению производства и, поэтому в госсекторе существует почти неограниченный спрос на ресурсы, в частности на банковские кредиты под расширение производства. Это приводит к увеличению денежной эмиссии, результатом которой является инфляция. Особенность налоговой политики заключается в том, что предприятие платит фиксированную сумму налоговых отчислений, а прирост доходов использует по своему усмотрению, как правило, на увеличение зарплаты и инвестиционную деятельность. Это способствует увеличению потребительских расходов и сбережений населения. Сбережения помещают на депозиты в государственных банках, это, в свою очередь, позволяет банкам выдавать новые кредиты предприятиям.

Денежная политика . Для ускорения темпов экономического роста, создания дополнительных рабочих мест государство ослабляет денежную политику. Правительство постепенно сокращало налоги с 31.3% ВВП в 1979 до 10.3% ВВП в 2000 году, одновременно были сокращены госрасходы. Увеличение ресурсной базы предприятия привело к увеличению темпов роста экономики. Либеральный характер всей проводимой политики привел к усилению хозяйственной активности предприятий, периодически в экономике возникает инвестиционный бум, приводящий к высоким темпам экономического роста и ускорению роста цен. Когда инфляция достигает социально недопустимого уровня, государство ужесточает денежную политику и контроль над капиталовложениями. Совокупный спрос ограничивается, происходит замедление темпов роста экономики, инфляция постепенно снижается. Таким образом, хотя всплески инфляции в Китае наблюдаются регулярно с 1980-х годов, но были относительно непродолжительными, темпы роста цен в годовом исчислении не выходили за рамки 15-20%.

Экономическая политика государства ставила своей целью сохранение политической стабильности общества, поэтому правительство, в целях увеличения объемов экспорта в целях протекционистской защиты собственных товаров, не использовало такой инструмент, как девальвация национальной валюты. За годы экономических реформ, среднегодовые темпы снижения валютного курса составили около 8%. Были также обеспечены сравнительно низкие темпы инфляции благодаря умеренным темпам прироста денежной массы и грамотному регулированию экономического цикла.

КНР взял курс на строительство социалистической рыночной экономики, в конституции страны в качестве экономического курса закреплен термин “Социализм с китайской спецификой”.

Либерализация внешней торговли. Руководство КНР большое внимание уделило реформам внешнеэкономической деятельности. Ранее закрытое государство (автаркия), проводящее в жизнь концепцию “опоры на собственные силы”, взяло курс на вхождение в мировое хозяйство. В современной трактовке социалистическая экономика не исключает использование зарубежных технологий и финансовых источников, а наоборот, активно их использует в целях ускорения развития технологического уровня страны.

Внешнеэкономические реформы начались с либерализацией внешней торговли, сокращения импортных таможенных пошлин на сырье и комплектующие изделия (17.7% - в 1978, 2.5% - в 2000). Китай, с его безграничным рынком труда сделал ставку на производство трудоемкой продукции в рамках международного разделения труда. Возросла зависимость Китая от импорта, импортная квота увеличилась с 5% в 1978, до 28.3% в 2007 году, что свидетельствует о значительном вовлечении страны в мирохозяйственные связи.

Новые технологии позволили развернуть в стране широкомасштабное производство трудоемкой продукции и реализовывать ее на внешних рынках. Первоначально это были, в основном, изделия швейной промышленности, которые определяли структуру экспорта страны, впоследствии страна стала специализироваться в производстве более технологичной продукции, такой как электрические и электронные бытовые приборы, строительные материалы, мебель.

В 2001 году интегрируясь в мировую экономику Китай вступил в ВТО, делая акценты на переходе от экстенсивных факторов роста, основанных на использовании дешевого труда, к интенсивным факторам, опирающихся на развитие экономики знаний, использующей достижения научно-технического прогресса. С 1978 по 2010 год (табл.39) объем внешней торговли вырос более, чем в сто раз с 20.1 до 2173 млрд.долл.США, экспортная квота за этот период выросла с 4 до 36% ВВП

С 2000 года наблюдается особо динамичный рост внешней торговли страны, в 2004 году ее объем превысил трлн.долл.США, традиционно положительное сальдо внешней торговли с 2005 года превышает 100 млрд.долл.США, и формирует профицитный бюджет страны. Динамичное развитие внешней торговли замедлилось под влиянием мирового финансового кризиса, сократившего мировое потребление товаров, особенно длительного срока пользования.

Таблица 39

Динамика внешней торговли с 1978 по 2010 год, млрд.долл.США

Составлено по: [ www.wto.org ].

Несмотря на то, что страна производит треть мировых текстильных изделий и занимает ведущее позиции в этой отрасли, в настоящее время первое место в экспорте занимает более технологичные товары, которым можно отнести сложные предметы электроники, техники и оборудования. На первом месте в экспорте находится продукция машиностроения (42%), электроника (12%), одежда и обувь (25%). В структуре экспорта готовые изделия составляют более 80%, доля текстиля и одежды с 1990 года снизилась с 27 до 10.7%. Доля высокотехнологичной продукции составляет 30% экспорта - это электротехническая продукция, телекоммуникационное оборудование и др.

Доля сырьевых товаров в экспорте очень мала, несмотря на имеющиеся в стране мировые запасы угля, доля этой товарной группы не превышает 4% в структуре экспорта. Китай не стремится торговать природными ресурсами, а перерабатывает их в конечный продукт с высокой добавленной стоимостью, и продает на внешнем или внутреннем рынке.

В настоящее время Китай вышел на первое место в мире, основной объем экспорта направляется в развитые страны и в первую очередь в США, куда направляется 20.0% китайского экспорта, Гонконг – 12.0%, Япония – 8.3%, Республика Корея – 4.5%, ФРГ-4.3%. На долю этих стран приходится 70% закупок техники и 90% - лицензий, ноу-хау, патентов.

Основные торговые партнеры по импорту: Япония – 12.3%, Гонконг- 10.1%, Респ.Корея – 9.0%, Тайвань-6.8%, ФРГ – 5.5% Япония (машины и оборудование – 50% всех закупок) США (самолеты и электронно-вычислительная техника) ФРГ – продукция хим.пром

Привлечение иностранных инвестиций . Огромную роль в реализации реформ в Китае играет политика правительства по привлечению прямых иностранных инвестиций, которые вызвали рост и диверсификацию промышленного производства, стимулировали развитие экспорта. Географическая близость Гонконга, обладающего развитой финансовой сферой и огромными торговыми связями, явилась основным для иностранных компаний, которые начали размещать в Китае трудоемкие сборочные производства, ориентированные на экспорт. Для стимулирования инвестиционных процессов по решению китайского правительства в Приморских районах были созданы 5 специальных экономических зон (СЭЗ): Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу в провинции Гуандун (1980 год), Сямэнь в провинции Фуцзянь (1980), провинция Хайнань (1988) и “новая зона развития Пудун” (район Шанхая, 1990). В эти зоны были направлены потокипрямых иностранных инвестиций из Гонкон­га, Тайваня и США. В свободные зоны был разрешен беспошлинный ввоз сырья, проводилась льготная политика для привлечения инвестиций. Создание новых предприятий обеспечивало новые рабочие места для китайцев, повышало квалификацию рабочей силы, качество продукции и управления. Иностранные инвесторы обеспечивают предприятия оборудованием, тех­нологиями и финансированием, китайская сторона предоставляла инфраструктуру, трудовые ресурсы и местные связи.

Согласно законодательству иностранные инвесторы должны были приобретать сырье и вспомогательное оборудование у местных поставщиков, а реализовывать произведенную продукцию за пределами Китая. В 1995 году суммарный товарооборот экспорт этих зон составил 20% от внешней торговли КНР. В этих зонах зарегистрировано 15% всех предприятий с иностранными инвестициями, привлечено 11 млрд.долл.иностранных инвестиций. Огромную роль в подъеме экономики сыграла китайская диаспора (хуацяо), жители Гонконга, Тайваня и стран Юго-Восточной Азии, на их долю приходится 75% всех инвестиций в Китай. При вступлении Китая в ВТО свободные экономические зоны потеряли часть льгот, как недопустимой меры торговой защиты, противоречащей нормам ВТО, но в китайской экономике, эти зоны сыграли решительную роль при создании наукоемкого и технологичного производства.

Бурный рост китайской экономики делает ее привлекательной в глазах иностранных инвесторов, на мировых инвестиционных рынках Китай является вторым, после США, центром вложения иностранных инвестиций. Приток прямых иностранных инвестиций в китайскую экономику вырос с 4 млрд.долл.США в 1982, до 42 млрд.долл.США - в 2000 году, в настоящее время он составляет более 500 млрд.долл.США, увеличившись в 144 раза за три десятка лет. Предприятия с иностранными инвестициями, имеющие множество налоговых льгот, обязаны внедрять в производство новейшие научно-технические достижения, что делает китайские товары конкурентоспособными на мировых рынках, и позволяет расширять внешнюю торговлю. Предприятия с иностранными инвестициями, как правило, экспортно-ориентированные, применяют новейшие технологии и современное оборудование. Импорт технологий позволяет развивать информационный сектор, телекоммуникационные и биотехнологии. В “Китайской силиконовой долине” в районе Хайдиан севернее Пекина размещаются иностранные корпорации ведущих стран мира. Здесь сосредоточены многочисленные НИИ центры и университеты.

На рис.2 показана динамика ПИИ, за последние 12 лет она была положительной, иностранные инвестиции выросли почти в три раза, ежегодные темпы роста составляли от 5 до 25% в год.

Рис.2 Динамика прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в китайскую экономику и темпы их прироста с 1997 по 2008 годы

Наибольший рост иностранных инвестиций был отмечен с началом мирового кризиса в 2008 году. По сравнению со многими странами мира, сократившими промышленное производство, темпы роста экономика Китая, хотя и немного снизились (с 13% в 2007, до 9% в 2008), но оставались достаточно высокими, что привлекало иностранных инвесторов.

Политика открытости и создания благоприятного инвестиционного климата превратила Китай в экономику, привлекательную для иностранных инвесторов, а бурный рост внешней торговли и ее нарастающее положительное сальдо определяют изменение динамики китайских инвестиций за рубежом, которые по объему догоняют иностранные инвестиции в экономике Китая (табл.40).

Таблица 40

Динамика движения капитала КНР, в 2005-2011, годах млрд.долл.США

Иностранные инвестиции в экономику Китая 60,0 758,9 576,1 548,9 697,2
Китайские инвестиции за рубежом 11,0 184,0 227,3 317,2 322,0

Составлено по: .

Сокращение товарного экспорта Китая компенсируется увеличением инвестиционных потоков. В настоящее время объем иностранных инвестиций в экономику Китая более, чем в два раза превышает китайские инвестиции за рубежом, которые вкладываются в развитие добывающей промышленности в наименее развитых странах Азии и Африки. Надо отметить, что со второй половины первой декады XXI века, темпы роста китайских инвестиций за рубежом резко увеличились.


Похожая информация.


Экономическая реформа в Китае: достижения и задачи

ЧЖОУ СИНЬЧЭН
директор Института Восточной Европы и Средней Азии
Народного университета Китая
(Пекин)

Цель реформы - создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой
Перенеся центр тяжести на косвенные рычаги, государство не должно ослаблять макроэкономическое регулирование
При многоукладности хозяйства общественная форма собственности остается господствующей
Механизм рыночной экономики в КНР будет в основном создан к концу XX в.

Начало экономической реформы относится к концу 1978 г., когда 3-й пленум ЦК КПК 11-го созыва объявил о проведении в жизнь политики “реформы и открытости”. Суть преобразований - коренное изменение старой экономической системы, ставшей препятствием для развития производительных сил, и постепенная замена ее новой, способной придать этому развитию динамичный характер. Реформа, таким образом, представляет собой своеобразную революцию, ее главная задача - освобождение и эффективное развитие производительных сил.

Прежняя высокоцентрализованная плановая экономическая система дала Китаю немало исторически ценного и полезного, но многое в ней было порочным. Главный недостаток коренился в отношениях между государством и предприятием . При жесткой плановой системе предприятие было только административным придатком государственных органов и не имело права на предпринимательство. Кроме того, категорически отрицалась роль рыночного регулирования . Экономическая деятельность целиком определялась директивными планами.

Пороки старого механизма наиболее отчетливо проявились в условиях изменения общей ситуации в стране. Коренная перестройка экономики стала объективной необходимостью.

Суть реформы

Чтобы понять суть китайской реформы, надо усвоить, что социалистический строй и социалистическая экономическая система - разные вещи. Реформа требует коренного изменения не социалистического строя, а старой экономической системы . Это значит, что, во-первых, нельзя ставить целью преобразований ликвидацию социалистического строя, во-вторых, объектом реформы должна стать высокоцентрализованная плановая экономическая система. При этом нельзя ограничиваться ее чисто внешними изменениями и дополнениями, необходимо радикально преобразовать саму модель экономической системы и базисный механизм хозяйствования, т.е. осуществить определенный переход от плановой экономики к рыночной.

Долгое время в Китае видели в рыночной экономике отличительную черту капитализма, а в плановой - главную характеристику социализма. Практика, однако, показала, что план и рынок - лишь средства для экономического регулирования, что рыночная экономика подходит и социализму.

При социалистической рыночной системе рынок призван играть главную роль в распределении ресурсов, хозяйственная деятельность должна обязательно учитывать закон стоимости и изменения соотношения спроса и предложения. Рыночные рычаги будут перекачивать ресурсы в более эффективные предприятия и тем самым окажут давление на каждое предприятие, побуждая работать лучше. В результате удержаться на плаву удастся лишь наиболее жизнеспособным.

Рыночное регулирование носит двойственный характер: с одной стороны, рынок реагирует на экономические сигналы быстрее, чем план, что полезно для своевременной ориентации производства, с другой - рыночное регулирование отличается стихийностью и может принести негативный эффект. Поэтому нельзя ослаблять макроэкономический контроль государства, необходимо его всемерно совершенствовать . Государству следует создавать все условия для укрепления единого рынка внутри страны и его здорового развития.

Социалистическая рыночная экономическая система неотделима от социалистического строя. В структуре собственности общественная ее форма, включающая общенародную и коллективную, должна занимать господствующее место, частная же, в том числе с иностранным участием, должна иметь дополнительный статус. Государственным предприятиям предстоит выйти на рынок через равноправную конкуренцию и защищать свое доминирующее положение в экономике.

Принцип распределения по труду останется главной формой распределения. В то же время допускаются и другие формы, дополняющие его. В распределении прежде всего следует руководствоваться принципами эффективности и справедливости. Доходы должны быть дифференцированы с целью поощрения наиболее активных работников и стимулирования роста эффективности. Вместе с тем необходимо сдерживать тенденцию к социальному расслоению общества и стремиться к всеобщему благосостоянию.

При макроэкономическом контроле следует своевременно учитывать интересы текущие и перспективные, локальные и общенародные. Нужно одновременно использовать различные экономические и административные методы регулирования. Проводить реформу необходимо постепенно, поэтапно, планомерно и комплексно. Нельзя надеяться на быстрый результат и опережать исторический ход развития. Прежде чем воплотить какую-то идею в жизнь, нужно разработать комплексный план, внедрить его на небольшой территории и проверить на практике. Только при положительных результатах возможно его широкое распространение.

Этапы реформы

Начавшись в конце 1978 г., реформа получила всестороннее развитие после XII съезда КПК (1982 г.) и укрепила свои позиции в результате решений XIV съезда (1992 г.).

Важными вехами на ее пути стали XIII съезд КПК (1987 г.), давший подробное толкование теории начального этапа социализма , и XIV съезд КПК, постановивший, что целью реформы является создание социалистической рыночной экономической системы с китайской спецификой .

Реформа началась с сельского хозяйства, что отвечало требованиям того времени. Аграрные преобразования были связаны с отменой народной коммуны и заменой ее семейным подрядом и единой коллективной собственностью. Практически все 800 млн крестьян получили право на свободное сельскохозяйственное производство. В основном отменена система госзаготовок, освобождены цены на большинство видов сельскохозяйственной продукции.

Реформа вывела аграрный сектор из застоя, помогла ему вступить на путь специализации и повышения товарности. В деревне появились предприятия, созданные по инициативе крестьян, - волостно-поселковые. Они создали новые рабочие места, способствовав тем самым решению проблемы излишней рабочей силы в сельском хозяйстве, повышению жизненного уровня крестьян, модернизации сельского хозяйства, а также развитию реформы в целом.

3-й пленум ЦК КПК двенадцатого созыва (1984 г.) впервые выдвинул концепцию плановой товарной экономики , отбросив традиционное представление о несовместимости планового и товарного хозяйства. В городах в соответствии с принципом отделения права хозяйствования от права собственности отобран ряд предприятий, которым предоставили большую свободу действий. Постепенно они должны стать самостоятельными самофинансирующимися экономическими субъектами и выходить на рынок непосредственно в качестве товаропроизводителей. На предприятиях введен налог на прибыль вместо старой системы сдачи части прибыли, установлена система ответственности за результат предпринимательства на основе подряда, преобразована система планирования и ценообразования в целях усиления рыночных рычагов.

Четыре города - Шэньчжэнь, Чжухай, Сямынь, Шаньтоу - были объявлены специальными экономическими зонами. Вслед за ними 14 приморских городов, четыре региона в устьях рек Янцзы и Чжуцзян, юго-восточная часть провинции Фуцзянь, регион в районе Бахайского залива стали открытыми экономическими зонами. На острове Хайнань создана одноименная новая провинция, а сам он стал специальной экономической зоной. Все эти города и районы получили различные инвестиционные и налоговые льготы для привлечения иностранного капитала и технологий, заимствования эффективных методов управления у иностранных партнеров. Быстрое развитие их экономики способствовало эффективному росту в масштабе страны.

Основные результаты

За годы реформы экономическая система Китая претерпела глубокие изменения.

n Образовалась многоукладная экономика . Госпредприятия дают сегодня 48,3% промышленной продукции, коллективные - 38,2, частные, в том числе с иностранным участием, - 13,5%. На долю государственной торговли приходится 41,3% общего розничного оборота, коллективной - 27,9, частной - 30,8%. Многоукладность отвечает требованию развития производительных сил на начальном этапе социализма, однако мы считаем, что общественная собственность должна оставаться господствующей.

n В городах реформа госпредприятий пока не дала таких же положительных результатов, как в деревне, хотя определенные сдвиги имеются. Вводится система “современных предприятий ”, требующая четкого разграничения прав и ответственности между предприятием и центральной администрацией. Началось образование групповых предприятий, ставших основными участниками рынка. В соответствии с принципом “Чжуа Да Фан Сяо” (“держать в руках большие предприятия, отпустить маленькие”) многие мелкие госпредприятия получили право изменить не только механизм хозяйствования, но и форму собственности. Это позволило государству сосредоточить силы на улучшении положения крупных предприятий.

n В деревне сформировалась двухслойная хозяйственная система на основе сочетания коллективной собственности и семейного подряда.

Более чем за 10 лет интенсивного развития объем производственных основных фондов коллективного сектора на селе возрос с 94,9 млрд до 179,7 млрд юаней при среднегодовом приросте в 13%. Услуги (бесплатные или дешевые), предоставляемые коллективным сектором крестьянским дворам, удовлетворяют ежегодно 60,5% общей потребности в машинной распашке земель, 63 - в ирригационных работах, 66,1 - в защите посевов от вредителей и болезней, 42 - в семенах, 48 - в химических удобрениях, 35% - в борьбе с болезнями домашних животных и птиц. Это способствует успешному развитию семейного подряда.

Кроме того, в коллективном секторе появилось большое количество волостно-поселковых предприятий, создающих рабочие места для 120 млн крестьян.

Быстро развивается и семейный подряд как база сельской экономики, который постепенно переходит к масштабному хозяйствованию.

n Глубокие изменения произошли в системе ценообразования . Цены на большинство видов продукции стали свободными. Так, по потребительским товарам доля рыночных цен достигла 90%, средствам производства - 80, сельскохозяйственным продуктам - 85%.

n Преобразованы налоговая, банковская, валютная и инвестиционная системы . Введены налоги на добавленную стоимость, единый подоходный налог для предприятий, система распределения налогов между центральным правительством и местными администрациями. На долю центра при этом приходится большая часть налоговых поступлений.

Создана двухступенчатая банковская система через разделение функций центрального и низовых государственных банков. Одновременно выделены банки, проводящие в жизнь экономическую политику центрального правительства. Остальные кредитно-финансовые институты переходят на коммерческую основу.

Отменены официальные и рыночные курсы иностранных валют и введены единые плавающие курсы, регулируемые рынком.

Постепенно создается система “ответственности за риск” на основе сочетания инвестиций юридических лиц и кредитов банков. Каналы капиталовложений должны определяться характером объектов, т.е. зависеть от того, относится ли объект к базовым отраслям (добыча угля, нефти), отраслям, производящим продукцию конечного потребления (консервы, одежда), или имеющим общественное значение (транспорт, муниципальное строительство).

Реформа в этих сферах призвана создать благоприятную среду для независимого хозяйствования предприятий и равноправной конкуренции между ними.

n Формируется рыночный механизм , который играет все большую роль в экономической жизни страны. Доля видов промышленной продукции, производство которых регулируется государственными директивными планами, снизилась с 95% в 1978 г. до 5% в настоящее время. Удельный вес товаров, ценами которых непосредственно управляет государство, в розничном товарообороте упал с 95 до 6%. Помимо рынка товаров начали создаваться рынки капиталов, машин и оборудования, рабочей силы, других необходимых для производства элементов. Таким образом, рынок будет играть основную роль в распределении экономических ресурсов.

Получив возможность использовать разнообразные рычаги для регулирования макроэкономики, государство сократило прямое регулирование посредством административных директив, увеличив косвенное с использованием экономических инструментов (налоги, процентные ставки, валютные курсы, денежная масса), а также законодательства.

n Образуется структура распределения, соединившая принцип распределения по труду с другими его видами. Началось создание системы социального обеспечения населения.

Для оценки реформы необходимо определить основные критерии . По словам Ден Сяопина, преобразования можно считать удавшимися, если они способствовали развитию производительных сил, усилению мощи страны, повышению уровня жизни населения. Исходя из этих критериев китайскую реформу можно оценить как успешную.

После начала преобразований темпы роста заметно ускорились . В 1978-1995 гг. среднегодовой прирост ВВП составлял 9%, при этом в 1991-1995 гг. - 11%. Эти показатели значительно опережают средний мировой уровень. Китай продолжает занимать 1-е место в мире по выпуску цемента, хлопчатобумажных тканей, угля. Страна вышла на 1-е место по производству зерна, хлопка, рапсовых семян, мяса, яиц, 2-е - химических удобрений, 3-е - сахара, 4-е - электроэнергии, 5-е - сырой нефти. По объему ВВП Китай находится на одном из первых мест в мире. На его долю приходится 3,2% мирового валового продукта.

С каждым годом повышается качество жизни населения. Доход крестьянина увеличился с 134 юаней в 1978 г. до 1 578 юаней в 1995 г., заработная плата рабочего возросла с 615 до 3 893 юаней. Реальные (с учетом повышения цен) среднегодовые темпы роста доходов крестьян в этот период составили 7%, рабочих - 5%. Остаточная сумма вкладов на счетах населения повысилась с 21 млрд юаней в 1978 г. до 3000 млрд юаней в 1995 г., т.е. в 142 раза.

Таким образом, социально-экономические результаты реформы свидетельствуют об успешности ее проведения.

Пути формирования и совершенствования социалистического рыночного экономического механизма

Создание и совершенствование социалистического рыночного экономического механизма - задача реформы на текущий период и перспективу. Она включает пять основных звеньев.

n Реформа госпредприятий . Хотя они составляют лишь 19% общего количества промышленных предприятий страны, на их долю приходится около 50% выпуска продукции, 66% налогов и прибыли, переданных государству, 75% остаточной стоимости основных фондов. Кроме того, госпредприятия принадлежат в основном к ключевым отраслям народного хозяйства (энергетика, транспорт, производство важнейших видов сырья, материалов и оборудования). Поэтому от успеха их реформы во многом зависит судьба преобразований в целом.

Реформа госпредприятий ставит своей целью не аннулировать государственную собственность и осуществить приватизацию, а изменить механизм хозяйствования . Мы считаем, что государственная собственность совместима с рынком по следующим причинам:

во-первых, для создания рыночной экономики нужно лишь, чтобы участники рынка имели право на хозяйствование и самостоятельные экономические интересы;

во-вторых, это условие можно выполнить путем отделения права на хозяйствование от права на собственность по принципу “государственная собственность, самостоятельное предпринимательство, самоокупаемость”.

Ядром реформы госпредприятий является создание “современной системы предприятий”. Функции и ответственность должны быть четко распределены между правительством и предприятием. Правительство как собственник и макроэкономический регулятор имеет право контролировать его деятельность. Предприятие, получив статус юридического лица, должно нести ограниченную материальную ответственность за результат хозяйствования за счет и в рамках своего имущества. Поощряется соединение предприятий, создание консорциумов и групп. Для преобразования мелких предприятий разрешается использовать подряд, аренду и акционирование.

n Создание комплексной системы рынков . Для ее формирования необходимо развивать (помимо рынка потребительских товаров) рынки средств производства, рабочей силы, недвижимости, технологий и информации, а также фондовый рынок. Надо бороться со стремлением отдельных районов к самоизоляции и протекционизму в интересах собственных предприятий. Важно отстоять единый рынок внутри страны, интегрировать его в мировой, обеспечить необходимую законодательную базу.

Важное значение для равноправной конкуренции предприятий и оптимизации распределения экономических ресурсов имеет изменение системы ценообразования . За несколько лет сформируется его новый механизм. Государство будет устанавливать цены только на продукцию естественных монополий (нефть, природный газ, редкие металлы и др.), специфические товары (медикаменты, оружие), а также услуги учреждений таких сфер, как здравоохранение, образование, культура и спорт. Цены на остальные товары и услуги должны определяться рынком. При проведении реформы цен необходимо внимательно следить за их уровнем для предотвращения резкой инфляции.

n Углубление реформы систем распределения и социального обеспечения . При распределении доходов народного хозяйства следует принимать во внимание интересы государства, коллектива, личности, центрального правительства и местных администраций. Нужно устранять имеющие место перекосы в получении доходов гражданами на местах и местными администрациями.

Большое значение придается преобразованию системы заработной платы на предприятиях, в учреждениях и государственных органах исходя из их специфики. Личные доходы должны быть дифференцированными и соответствовать принципу “главное - эффективность, но с учетом справедливости”. Человеку нужно предоставить возможность получать доход от своего капитала и имущества, но эта форма дохода останется лишь дополнительной. Правительство намерено через политику распределения и налоговые рычаги регулировать личные доходы для предотвращения социального расслоения общества.

Намечается установить режим отчетности о доходах, подлежащих налогообложению, усилить контроль за подоходным налогом, ввести налоги на наследство и дарения.

Важной задачей является совершенствование системы социального обеспечения, ускоренная разработка законов по борьбе с безработицей, а также о пенсиях и здравоохранении. Городские рабочие и их коллективы совместно должны нести расходы на пенсионное и медицинское страхование.

Следует различать административную работу учреждений социального обеспечения и предпринимательскую деятельность фондов социального обеспечения. Учреждения должны контролировать доходы и расходы фондов, которые могут заниматься предпринимательской деятельностью, главным образом покупкой государственных облигаций с целью сохранения и увеличения основного капитала при обеспечении нормальных выплат и ликвидности.

n Создание механизма косвенного регулирования макроэкономики . Главная задача макроэкономического регулирования в условиях рынка - обеспечить баланс совокупного спроса и предложения, стимулировать оптимизацию структуры народного хозяйства, обеспечить длительное, быстрое и здоровое развитие экономики. Для создания эффективного механизма регулирования необходимо провести реформы плановой, банковской и налоговой систем.

Плановая система должна перейти от прямого к косвенному управлению, от преобладания натуральных показателей к доминированию стоимостных, от контроля предприятий общественной собственности к контролю предприятий всех форм собственности.

Банковская реформа включает в себя дальнейшее разделение функций банков разных категорий и развитие кредитно-банковских институтов, связанных с разными формами собственности.

Ядром налоговой реформы является система распределения налогов. Центральное правительство получает таможенные пошлины, часть налогов на потребление и добавленную стоимость, подлежащую таможенному обложению, налоги на потребление и доход госпредприятий, находящихся в ведении центрального правительства.

Центральное правительство и местные администрации совместно получают НДС, налоги на биржевые сделки и использование природных ресурсов.

В местные администрации поступают налоги на доходы предприятий, находящихся в их ведении, на индивидуальные доходы граждан, на пользование землей, сельскохозяйственными угодьями и пастбищами, на муниципальное строительство, с владельцев строений и транспортных средств. Намечается создание органов, несущих ответственность за сбор государственных и местных налогов (центральный орган - за государственные и общие налоги, местный - за местные).

n Изменение функций правительства . Для создания рыночной экономики требуется разделить функции правительства и предприятий. Функции правительства включают планирование, разработку экономической политики, предоставление информации, согласование спорных вопросов, оказание разного рода государственных услуг, контроль за исполнением. Местные администрации не должны вмешиваться в работу предприятий, разрешенную законом и входящую в их полномочия. Необходимо правильно распределить полномочия в управлении экономикой между центром и местными администрациями с целью поощрения инициативы обеих структур.

Все звенья радикальных преобразований взаимосвязаны. Китайская реформа в отличие от шоковой терапии проводится постепенно и комплексно, каждое ее звено тщательно обдумывается. Практика показала, что с помощью шоковой терапии можно лишь разрушить старый механизм, но нельзя создать новый. В результате страна вообще лишается экономического механизма, что приводит к хаосу. Не может увенчаться успехом и реформа в отдельных сферах экономики при отсутствии радикальных преобразований в других областях.

К концу XX в. в Китае в основном будет создан механизм рыночной экономики. В течение 20-30 лет мы усовершенствуем его, узаконив правила, выработанные в ходе реформы. Тогда преимущества социализма станут очевидными и общество достигнет еще больших успехов в экономическом и социальном развитии.