Портреты архитекторов на денежных купюрах. Неожиданно: портреты на купюрах

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

Деньги – это красиво. Мы обращаем внимание на их номинал, забывая о том, что это еще и произведения искусства.

Представляем вниманию посетителей сайта виртуальную выставку посвященную искусству портрета на купюрах России первой половины 20 века.

На деньгах издавна изображали портреты исторических деятелей, проявивших себя в различных сферах (политика, военное дело, искусство, наука).

В состав виртуальной экспозиции вошли бумажные денежные знаки из нумизматического фонда Козьмодемьянского музейного комплекса представляющие собой настоящие графические шедевры – знаменитые «катеньки» и «петеньки» со сложнейшими гравированными портретами российских самодержцев. Так же не остался в стороне символ советского времени – портрет Ленина на банкнотах СССР.

500 рублей или внешность Петра I «выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести»

Остановимся более подробно на 500-рублевой банкноте, самой крупной по достоинству за всю историю царских денег. Отличалась она и своими большими размерами – 275х126 мм. На широком белом купоне банкноты размещался локальный водяной знак в виде портрета Петра I, а по всему полю кредитного билета – изображение его номинала. На лицевой стороне в верхней части слева находился малый государственный герб образца 1883 года. Правее по центру стояла надпись: «Государственный кредитный билет» и номинал прописью «Пятьсот рублей», а ниже – гарантия золотого обеспечения: «Государственный Банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы (1р.= 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота)», подписанная банковским управляющим и кассиром. Каждая банкнота имела свой шестизначный номер с двухбуквенной литерой. Здесь же можно было прочитать выдержку из закона от 14 ноября 1897 года:

1. Размен Государственных кредитных билетов на золотую монету обеспечивается всем достоянием Государства.

2. Государственные кредитные билеты имеют хождение по всей Империи наравне с золотою монетою.

3. За подделку кредитных билетов виновные подвергаются лишению всех прав состояния и ссылке на каторжные работы.


Характер оформления оборотной стороны купюры можно описать как смесь стиля модерн с «русским» стилем, проявляющимся в пристрастии к тяжеловесным архитектурным деталям, знакам монархической власти. С правой стороны банкноты художники поместили фигуру молодой девушки – аллегории России, в одежде которой причудливо сплелись готические и русские народные черты, а слева – портрет Петра I в овальной раме, увенчанной короной. Из-за него в народе 500-рублёвые купюры любовно называли «петеньки» или «петруши».

Образцом для изображения на банкноте послужила гравюра «Петр I» Якоба Хоубракена, нидерландского художника и графика. Сама гравюра, в свою очередь, делалась с работы голландского художника-портретиста Карла Моора. Портрет Петра он написал в Гааге в марте 1717 года, куда последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский приехал из Парижа на лечение.

В то время Петру I было 45 лет, и о том, какое впечатление он производил на окружающих, можно узнать из свидетельства герцога Сен-Симона, встречавшегося с Петром в Париже: «Он был очень высок ростом, хорошо сложен, довольно худощав, с кругловатым лицом, высоким лбом, прекрасными бровями; нос у него довольно короток, но не слишком, и к концу несколько толст; губы довольно крупные, цвет лица красноватый и смуглый, прекрасные черные глаза, большие, живые, проницательные, красивой формы; взгляд величественный и приветливый, когда он наблюдает за собой и сдерживается, в противном случае суровый и дикий, с судорогами на лице, которые повторяются не часто, но искажают и глаза и всё лицо, пугая всех присутствующих. Судорога длилась обыкновенно одно мгновение, и тогда взгляд его делался странным, как бы растерянным, потом всё сейчас же принимало обычный вид. Вся наружность его выказывала ум, размышление и величие и не лишена была прелести».

Над оформлением банкноты 1912 года трудились талантливейшие художники и граверы Экспедиции заготовления государственных бумаг. Устроиться туда было непросто, приглашались только очень способные и одаренные специалисты из Германии, Франции, Австрии, Швейцарии. Долгое время никто не знал, кто именно работал над оформлением банкноты.

Причин тому несколько: 500 рублей вышли в обращение незадолго до революционных событий, а после 1917 года историей создания купюр с царскими портретами никто не интересовался. Кроме того, под страхом строжайшего взыскания работникам предприятия предписывалось «состав и приготовление всяких государственных бумаг содержать в глубокой тайне от всех не принадлежащих Экспедиции лиц и даже от своего семейства». Секретность работы не позволяла разглашать имена тех, кто разрабатывал государственные бумаги.

В настоящее время сотрудниками спецфонда ФГУП «Гознак» установлено, что над проектом лицевой стороны работал художник Р. Зарин, а над проектом оборотной стороны – художник Р. Ресслер, клише для кредитного билета выполнил гравер И. Лундин.

100 рублей или «Катеньке» уже больше ста лет.

Не все знают, что именно Екатерина II ввела в России бумажные деньги, хотя сама мысль о том, чтобы – по примеру передовых европейских стран – пустить в денежное обращение бумажные купюры, зародилась в правительственных кругах России еще в середине XVIII века.

29 декабря 1768 года Екатерина II подписала указ о появлении в России бумажных денег, и с тех пор она сама не единожды попадала на банкноты.

Самым известным стал ее банкнотный портрет, помещённый на государственный кредитный билет 100 рублевого достоинства образца 1910 года. В народе эту банкноту ласково называли «Катенькой» или «Катеринкой».



Кредитный билет печатался на бумаге с локальным водяным знаком (портретом Екатерины II) на белом купоне. Цвет купюры – традиционный для купюр достоинством 100 рублей – желто-бежевый, ее размер – 258х120 мм.

При работе над изображением императрицы художники и граверы предположительно взяли за основу картину художника И. Б. Лампи (старшего) – портрет Екатерины II с аллегорическими фигурами Крепости и Истины, созданный в 1790 годы. Иоганн Баптист Лампи (старший), австрийский художник итальянского происхождения, приехал в Петербург в 1792 году. Лампи был великолепным мастером живописи, его композиция уверенно свободна, колорит красив, мазок легок и смел. Он написал несколько схожих портретов императрицы, один из которых и был использован при работе над сторублёвой купюрой.

Сто рублей – это было много или мало для того времени? Согласно данным за 1911–1915 годы, мужчина, занятый в сельском хозяйстве в период весеннего сева, получал 71 копейку в день в черноземной полосе и 95 копеек в нечерноземной полосе. При сенокосе оплата повышалась до 100 и 119 копеек соответственно. Если взять оплату в день 100 копеек, то в месяц его заработок составлял около 30 рублей, за весенне-летний сезон с выходными и праздниками он мог заработать около 100 рублей и купить на них себе 5 коров и 5 лошадей (стоимость каждой примерно 10 рублей).

Царские купюры достоинством 100 и 500 рублей, выпущенные в 1910-1912 гг., стали последними банкнотами, которые можно было обменять в банке на золото. Известны они также как «романовские» или «николаевские». Созданные в Экспедиции заготовления государственных бумаг (ныне Санкт-Петербургская бумажная фабрика – филиал АО «Гознак»), они оказались настоящим шедевром, и их художественное совершенство не поблекло и по сей день. Высочайшее мастерство художников и гравёров, которые трудились над купюрами, прекрасно защищало их от подделки – точно воспроизвести индивидуальную манеру авторов портретов Екатерины II и Петра I на банкнотах не смог бы даже самый виртуозный фальшивомонетчик.

Банкноты Ильича или символ целой эпохи.

Портрет Ленина на банкнотах СССР стал одним их символов советского времени. Но все же вождь мирового пролетариата не сразу попал на банкноты, хотя потом лик Ильича на них сохранялся с завидным постоянством, сохраняясь десятилетиями в неизменном виде.

Минуло ровно 80 лет с момента, когда на купюрах СССР в 1937 году впервые появился портрет В.И. Ленина.

Вообще, на изображения Ленина в Союзе не скупились, и, раз появившись на денежных знаках, он уже с них не исчезал, однако сейчас речь пойдет именно о самых первых купюрах, которыми расплачивались наши прадедушки и прабабушки.

История ленинского портрета, появившегося на купюрах 1937 года, довольно интересна. Через месяц после смерти вождя мирового пролетариата в 1924 году Управление фабриками Заготовления Государственных Знаков (так назывался Гознак первые два года после революции) разослало примерно двадцати известным художникам того времени письма с предложением создать портрет Ленина. В письмах говорилось, что портрет должен быть таким, чтобы с него можно было сделать классическую гравюру на металле для изделий Гознака. По условиям конкурса, портрет следовало исполнить «в академическом характере, желательно итальянским карандашом».

Среди художников были действительно выдающиеся фигуры, достаточно упомянуть Кустодиева, Анненкова, Малютина, Лансере, Петрова-Водкина, Кордовского, Эберлинга.

Однако на изделия Гознака попала работа А.Р. Эберлинга, который писал Ленина маслом. Выпускник Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств в Петербурге, Альфред Рудольфович Эберлинг приобрёл известность еще в царское время, занимая должность официального придворного портретиста вплоть до отречения Николая II.

Кроме множества официальных портретов, Эберлинг известен портретами знаменитых балерин – Анны Павловой, Матильды Кшесинской, Тамары Карсавиной.

При работе над портретом Ленина главной сложностью было отсутствие натуры – «натура» в то время уже лежала на Красной площади во временном деревянном мавзолее. Хотя Эберлингу повезло увидеть Ленина на одном из публичных выступлений, для портрета он все же воспользовался фотографией.







В 1937 году Гознаку было поручено изготовление новых билетов Государственного банка СССР достоинством 1, 3, 5 и 10 червонцев. Именно они и стали первыми купюрами с Лениным.

Портрет Ленина, выполненный Эберлингом, гравировал художник А.Г. Блюм. Основную работу по созданию оригиналов новых червонцев взял на себя главный художник Гознака – Иван Иванович Дубасов: он оформил эскизы трех номиналов (в три, пять и десять червонцев), эскиз одного червонца сделал художник С.А. Поманский.

Что можно было приобрести в те годы на 10 червонцев? В магазине на них можно было купить 1 кг пшеничной муки (4 червонца 60 коп.), 1 кг лущеного гороха (3 червонца 60 коп.) и 1 кг гречневой муки (1 червонец 82 коп.).

Малеванная Т.С.
старший научный сотрудник отдела хранения МУ КМК
23.08.2017

Список литературы

  1. Наука и жизнь. Внешность Петра I «не лишена была прелести» // https://www.nkj.ru/open/28855/
  2. Наука и жизнь. Банкноты Ильича // https://www.nkj.ru/open/31149/
  3. Наука и жизнь. «Катеньке» больше ста лет! // https://www.nkj.ru/open/28944/
  4. Иллюстрированный энциклопедический справочник «Символ власти» 2006 г.

Президенты на долларовых банкнотах: в статье представлены долларовые купюры на которыех передставлены портреты выдающихся людей страны. Какой президент находится на однодолларовой банкноте? Конечно, это - Джордж Вашингтон.

Эта статья была бы неполной без обзора портретов на Американских монетах , который мы опубликовали совсем недавно. Здесь же речь пойдет о бумажных купюрах. Деньги постоянно теряют ценность! Что Вы могли купить на 1$ 10 лет назад? Теперь Вам понадобится 8$, чтобы купить то же самое!

Что нужно сделать чтобы попасть на долларовую банкноту?


Итак, рассмотрим американские бумажные деньги и портреты изображенные на них (заметьте, что некоторые личности изображенные на банкнотах никогда не занимали пост президента!).

Президент Джордж Вашингтон на однодолларовой банкноте:


Президент Томас Джефферсон на двухдолларовой банкноте


Президент Авраам Линкольн на пятидолларовой банкноте


Портрет Александра Гамильтона на десятидолларовой банкноте (Он не был президентом)


Президент Эндрю Джексон на двадцатидолларовой банкноте


Президент Улисс Симпсон Грантна пятидесятидолларовой банкноте


Президент Уильям Маккинли на 500$ банкноте

Президент Гровер Клевелэнд на 1 000$ банкноте


Президент Джеймс Мэдисон на 5 000$ банкноте


Портрет Сэлмон П. Чейза на 10 000$ банкноте. (Он не был президентом)

Пока российские города сражаются за право быть изображённым на купюрах номиналом 200 и 2000 рублей (говорят, что шансы Сочи призрачны), мы решили познакомить наших читателей с подборкой портала archdaily.com архитекторов, увековеченных на купюрах разных стран.

С точки зрения увековечивания, честь представлять страну на денежных банкнотах является одной из самых высоких наград, которые можно достичь. Даже несмотря на то, что электронные деньги всё больше входят в оборот, наличные останутся надёжным стандартом для обмена товаров и услуг.

В некоторых странах, имена лиц, изображённые на банкнотах становятся сленговыми названиями самих купюр. И хотя фраза «подсчёт Ле Корбюзье» не совсем привычно слетает с языка, до недавнего времени выбор нескольких архитекторов на банкноты был достаточно частым явлением. Читайте далее, чтобы узнать какие 15 архитекторов увековечены в валюте каких стран и сколько они стоят.

Ле Корбюзье (Швейцария)

Архитектор, который не нуждается в представлении. Ле Корбюзье был выдающимся пионером модернистского движения. В список работ в его родной Швейцарии включён Heidi Weber Museum, также известный как центр Ле Корбюзье. Портрет Ле Корбюзье с его отличительными очками показан на банкноте номиналом 10 швейцарских франков.

Александр Таманян (Армения)

Работавший в начале XX века в неоклассическом стиле архитектор известен благодаря его проекту Армянского Оперного театра и других построек в столице страны — Ереване. Он изображён на банкноте номиналом 500 драм.

Мимар Кямаледдин Бей (Турция)

Кямаледдин был ведущим архитектором Турции в конце Османской империи. В своих работах смешивал традиционные османские стили с европейской чувствительностью. На обратной сторона банкноты номиналом 20 лир изображён Кямаледдин вместе с одной из его главных работ — Университет Гази в Анкаре.

Чарльз Ренни Макинтош (Шотландия)

Лидер движения стиля модерн (Art Nouveau) в Великобритании, Макинтош известен благодаря такому зданию, как школа искусств в Глазго. Один из корпусов, построенных по проекту Макинтоша теперь носит его имя. Он может быть замечен на шотландских купюрах номиналом £100, вышедших в обращение с 2009 года.

Мимар Синан (Турция)

Главным архитектором Османской империи под властью султанов Сулеймана Великолепного, Селима II и Мурада III в 16-м веке Синаном разработаны проекты многих из известных мечетей и бань Турции. Портрет Синана был изображен на обратной стороне турецкой банкноты номиналом 10000 лир с 1982 по 1995 год.

Отто Вагнер (Австрия)

Вагнер был членом движения Венский Сецессион. Важной его работой является здание австрийского Почтового сберегательного банка в Вене. Его портрет был изображён на 500-шиллинговой банкноте с 1986 по 1997 год.

Виктор Орта (Бельгия)

с 1994 по 2001 год на бельгийской банкноте номиналом 2000 франков можно было увидеть архитектора Виктора Орта, наиболее известного благодаря своим биоморфным деталям здания Hotel Tassel, которое он закончил в 1894 году. Часто это здание признается в качестве первым образцом стиля модерн (Art Nouveau) в архитектуре.

Алвар Аалто (Финляндия)


Пожалуй, самый влиятельный скандинавский архитектор, основоположник северного модернизма Алвар Аалто был размещён на финской купюре номиналом 50 марок с 1986 по 2002 год. Наиболее известные его работы: здание библиотеки в Выборге и Säynätsalo Town Hall.

Гюстав Эйфель (Франция)

Автором наиболее широко известной башни, которая носит его имя, Eiffel был известный архитектор и инженер, запроектировавший много мостов и зданий в конце 1800-х и начале 1900-х. Его портрет украшал банкноту номиналом 200 Franc с 1996 по 2002 год.

Бальтазар Нойман (Германия)

Архитектор 18-го века, работавший в стиле барокко, Нейман был показан на купюре номиналом 50 немецких марок с 1991 по 2002 вместе с одним из его величайших достижений — Würzburg Residence.

Джан Лоренцо Бернини (Италия)

Возможно, самый великий из всех барочных художников. Скульптуры и здания Бернини до сих пор можно увидеть по всей Италии, в том числе и колоннады площади Святого Петра в Риме. Портрет Бернини украшал банкноту номиналом 50000 лир выпуска 1985-2002 гг.

Франческо Борромини (Швейцария)

Конкурент Бернини, Борромини разработал проекты одних из самых драматичных церквей Рима: Сан-Карло алле Куатро Фонтане и Сант-Иво алла Сапиенца. Он был изображён на банкноте 100 швейцарских франков с 1976 по 2000 г., хотя и не без противоречий, так как его родной город Тичино в настоящее время находится на территории Швейцарии, в то время как при жизни Борромини считалась частью Италии.

Жозе Плечник (Словения)

С 1992 по 2007 год портрет архитектора-последователя движения Венский Сецессион Жозе Плечника можно было увидеть на банкноте номиналом 500 толаров, что является признанием его вклада в архитектуру Любляны, в том числе такого знакового сооружения как Тройной мост.

Кристофер Рен (Великобритания)

Одного из самых известных в истории английских архитекторов Кристофера Рена помнят благодаря его дизайну собора Святого Павла в Лондоне. Портрет архитектора и главное его произведение можно увидеть на банкнотах номиналом 50 фунтов стерлингов выпуска 1981-1996 годов.

Томас Джефферсон (США)

Очевидно, что Томаса Джефферсона больше помнят как отца-основателя Соединенных Штатов Америки, хотя он также был известным архитектором, использующим нео-палладианские идеалы в проектировании кампуса Университета Вирджинии и его усадьбы Монтичелло. Портрет Джефферсона и сегодня можно найти на передней части редко используемых купюр номиналом 2 доллара.

Портреты архитекторов на денежных купюрах

5 3 чел.

На деньгах, которыми мы ежедневно расплачиваемся за покупки, изображены различные здания и события. Это нормальная практика, и многие страны также украшают свои деньги архитектурными достопримечательностями - например, архитектурные мотивы присутствуют на купюрах евро. Старшее поколение должно помнить, что на бумажных деньгах, кроме достопримечательностей Москвы, в частности Кремля, был изображен портрет человека - В. И. Ленина. Сегодня более детально рассмотрим интересные случаи изображения людей на купюрах.

Теоретически денежный знак хотя бы один раз может побывать в руках самого бедного жителя самой бедной страны. Соответственно, с давних времен для властителей размещение самого себя на банкноте - самый удобный способ заставить подданных лицезреть свое венценосное изображение. Сейчас это можно назвать модным зарубежным словом пиар. По этой причине среди прочих «денежных» портретов изображения царей, королей и властителей занимают первое место.

Например, портретные изображения на денежных знаках соседней России, банкноты которой встречались и на территории нашей страны, появились в 60-х годах XIX века. На обратной стороне знаков в овальном медальоне располагались портреты коронованных особ. На пятирублевой купюре - князя Дмитрия Донского, на десятирублевой - царя Михаила Федоровича, на двадцатипятирублевой - царя Алексея Михайловича. Пятидесятирублевый билет украсило изображение императора Петра I, сотенный - императрицы Екатерины.

Трудно сказать, в какой момент и кому вдруг стало понятно, что на купюрах нарушена историческая субординация портретов, но единожды выпущенную в 1866 году банкноту достоинством в 50 рублей на время перестали печатать, 5, 10, 100 рублей выходили до 1880 года, 25 рублей - до 1876 года. В 1898 году кредитные билеты выпустили в новом оформлении: 100-рублевая банкнота была с портретом Екатерины, 500-рублевая - с изображением Петра. В 1899 году в обращение был пущен билет достоинством в 50 рублей, на котором поместили портрет Николая I, а в 1909-м - 25 рублей с портретом Александра III. С тех пор этот порядок не менялся до самой революции.

Все эти банкноты, выпущенные в Российской империи, имели свои названия. Так, кредитный билет с портретом Петра I получил ласковое название «петруша». Сотенная бумажка, украшенная портретом Екатерины II, неофициально именовалась «катенькой». Кстати, едва знаки вышли в обращение, все заметили, что в тесном соседстве с надменной царицей оказался юноша с обнаженным торсом. Это событие было воспринято как намек на известную любвеобильность царствующей особы. В обществе даже появилась такая эпиграмма: «Не то чудно, что голый Геркулес в соседство близкое к императрице влез, а то чудно, что памятка о легком сем сюжете увековечена на сотенном билете».

Советские денежные знаки портретным разнообразием не баловали. Единственный лик, которым позволялось украшать их, был ленинский, и это изображение отличалось долгожительством. Впервые портрет Ленина украсил билеты государственного банка СССР номиналами в 1, 3, 5 и 10 червонцев образца 1937 года.

Десять лет спустя, в 1947 году, в ходе денежной реформы изображения Ленина поместили на банковские билеты в 10, 25, 50 и 100 рублей. В 1961 году профильный портрет Ленина вновь сохранен на банкнотах в 10, 25, 50 и 100 рублей, в 1991 году перешел на купюры в 200, 500 и 1000 рублей, на которых сохранялся до 1992 года. Таким образом, изображение Ленина украшало советские денежные знаки в течение 55 лет.

Соединенные Штаты Америки не сразу пришли к существующему в настоящее время порядку размещения портретов в соответствии с номиналом доллара. Ни один из американских президентов и политиков высшего ранга не получил права быть запечатленным на банкнотах при жизни.

Предлагаем еще раз вспомнить, чьи портреты размещены на купюрах США. Люди на бонах США располагаются в следующем порядке:

  1. $1 - Джордж Вашингтон, 1-й президент США;
  2. $2 - Томас Джефферсон, 3-й президент США;
  3. $5 - Авраам Линкольн, 16-й президент США;
  4. $10 - Александр Гамильтон, финансист;
  5. $20 - Эндрю Джексон, 7-й президент США;
  6. $50 - Улисс Грант, 18-й президент США;
  7. $100 - Бенджамин Франклин, ученый.

Вообще же в долларовом ряду закреплены места банкнот достоинством до 100 000. До сих пор существуют поныне действительные банкноты номиналом в 500, 1000, 5000, 10 000 долларов.

На 500 долларов изображен, в зависимости от серии, 25-й президент США Уильям Мак-Кинли или председатель Верховного суда Джон Маршалл; на 1000 - первый министр финансов Александр Гамильтон или 22-й и 24-й президент США Гровер Кливленд; на 5000 - 4-й президент США Джеймс Мэдисон; на 10 000 - Саймон Чейз, финансист, один из основателей американского доллара.

Эти купюры выпускались до 1945 года, а с 1969 года официально изымаются из обращения, тем не менее еще до сих пор можно расплатиться такой купюрой. Например, на сегодня не изъято 130 купюр номиналом в 10 000 долларов. Денежный знак номиналом в 100 000 долларов с портретом 28-гo президента США Вудро Вильсона в обращение никогда не поступал. Выпускался он исключительно для обслуживания внутренних расчетов в учреждениях Федеральной резервной системы.

Президенты, не попавшие в так называемый «святой долларовый мавзолей», но высоко оцененные нацией, удостоены места на памятных монетах. В их числе - Дуайт Эйзенхауэр и Джон Кеннеди.

$500. Джон Маршалл

$500. Уильям Мак Кинли

$1000. Александр Гамильтон