Учетная политика микропредприятия на осно. Особенности формирования учетной политики предприятий малого бизнеса (субъектов малого предпринимательства)

"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2012, N 5

Отправной точкой для написания статьи послужил новый Закон о бухгалтерском учете <1>, который обязывает все применяющие УСНО организации вести с 2013 г. бухгалтерский учет. Казалось бы, куда торопиться - время еще есть. Но впечатление обманчиво, так как учетная политика "обкатывается" годами, прежде чем ведущийся по ней бухгалтерский учет будет соответствовать всем требованиям законодательства. Поэтому предлагаем заранее побеспокоиться о столь важном для любого торгового предприятия документе.

<1> Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ.

В какой ситуации находятся "упрощенцы"?

Начнем с того, что по объектам ОС и НМА у организаций малого бизнеса, применяющих УСНО, уже должна быть минимальная учетная политика. К этому обязывает ныне действующий Закон о бухгалтерском учете <2>. Напомним, учетная политика должна применяться последовательно из года в год, поэтому правила учета ОС и НМА, которые организация применяет в настоящее время, можно взять как готовую наработку и включить их отдельным разделом в учетную политику на 2013 г. При этом целесообразно еще раз оценить, все ли устраивает в порядке бухгалтерского учета названных активов (критерии признания, способ начисления амортизации, сроки проведения инвентаризации и т.д.). Кроме того, следует проверить, все ли необходимые приложения разработаны к данному разделу: формы документов, регистры бухгалтерского учета и т.д.

<2> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ.

Далее приведем подсказки, которые помогут бухгалтеру при составлении главного распорядительного документа. В частности, при составлении учетной политики "упрощенцам" с прицелом на 2013 г. целесообразно следовать требованиям, предъявляемым к данному документу уже новым Законом о бухгалтерском учете. В нем сказано, что организация при формировании учетной политики должна руководствоваться законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (среди основных документов: ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" <3>, ПБУ 6/01 "Учет основных средств" <4>, ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам" <5> и т.д.). Особо хочется отметить ненормативные разъяснения рекомендательного характера. Одно из последних - Информация Минфина России N ПЗ-3/2010 <6>. В этом документе даны советы чиновников субъектам малого предпринимательства по организации ими бухгалтерского учета. Именно с данного документа предлагаем "упрощенцам" начать разработку учетной политики.

<3> Утверждено Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
<4> Утверждено Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
<5> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н.
<6> Данная Информация размещена на официальном сайте Минфина в подразделе "Обобщение практики применения законодательства" раздела "Законодательные и иные нормативные правовые акты" рубрики "Бухгалтерский учет", а также содержится в информационно-правовых базах.

Как составить учетную политику субъектам малого предпринимательства?

По мнению финансового ведомства, учетная политика субъектов малого предпринимательства должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйствования и величины организации. Как этого можно достигнуть? Во-первых, не применять ряд сложных бухгалтерских стандартов. Во-вторых, вести бухгалтерский учет в упрощенном порядке даже в отношении тех ПБУ, которые такие субъекты применяют наряду с остальными. В-третьих, сократить количество применяемых синтетических счетов. И, в-четвертых, составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме (баланс и отчет о прибылях и убытках), ограничиваясь указанием наиболее важной информации о финансовом состоянии и результатах деятельности компании (применительно к небольшим торговым организациям).

Полный перечень того, что должна включать в себя учетная политика предприятия, приведен в п. 4 ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации" <7>. Не будем рассматривать все, выделим наиболее интересные и спорные для учетной политики "упрощенца" моменты.

<7> Утверждено Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

О плане счетов

Согласно п. 4 ПБУ 1/2008 при составлении учетной политики бухгалтеру следует начать с разработки рабочего плана счетов, необходимого для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты представления финансовой информации. В Информации Минфина России N ПЗ-3/2010 приведен "упрощенный" план счетов для представителей малого бизнеса. Рациональность его заключается в том, что вместо нескольких похожих (аналогичных) счетов предлагается использовать один, например, для:

  • материальных запасов (счет 10 "Материалы" вместо счетов 07, 10, 11);
  • готовой продукции и товаров (счет 41 "Товары" вместо счетов 43, 41), что очень кстати для организации сферы торговли;
  • денежных средств в банках (счет 51 "Расчетные счета" вместо счетов 52, 55, 57, 51);
  • дебиторской и кредиторской задолженности (счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" вместо счетов 62, 71, 73, 75, 76, 79);
  • затрат, связанных с производством и продажей продукции (работ, услуг) (счет 20 "Основное производство" вместо счетов 23, 25, 26, 28, 29, 44, 20);
  • капитала (счет 80 "Уставный капитал" вместо счетов 80, 82, 83);
  • финансовых результатов (счет 99 "Прибыли и убытки" вместо счетов 90, 91, 99).

Организациям торговли целесообразно внести в этот перечень некоторые коррективы и использовать для учета затрат счет 44 "Расходы на продажу" (счет, который в малом бизнесе является основным и часто единственным счетом учета затрат). Если предприятие совмещает несколько направлений торговли, то на данном счете следует организовать раздельный учет. В частности, для этого могут быть использованы субсчета:

  • 44-1 "Расходы на продажу, связанные с ведением оптовой торговли";
  • 44-2 "Расходы на продажу, связанные с ведением розничной торговли";
  • 44-3 "Расходы на продажу, связанные с ведением комиссионной торговли";
  • 44-4 "Расходы на продажу, связанные с ведением всех направлений деятельности".

Другое отраслевое уточнение касается счета учета товаров (41), его целесообразно дополнить субсчетами:

  • 41-1 "Товары на складах";
  • 41-2 "Товары в розничной торговле" (при совмещении нескольких видов деятельности);
  • 41-3 "Тара под товаром и порожняя";
  • 41-4 "Товары в оптовой торговле" (при совмещении нескольких видов деятельности).

При этом независимо от масштабов бизнеса в целях контроля за сохранностью аналитический учет товаров ведется по наименованиям (сортам, партиям), местам хранения, ответственным лицам. При необходимости рабочий план счетов розничным продавцам следует дополнить счетом 42 "Торговая наценка". Напомним и о забалансовом учете: если организация занимается комиссионной торговлей, ей понадобится счет 004 "Товары, принятые на комиссию". Продавцы, ведущие свой бизнес на арендованных площадях, должны использовать счет 001 "Арендованные основные средства". После того как утверждены все балансовые и забалансовые счета, бухгалтер может переходить к формированию регистров бухучета.

О бухгалтерских регистрах

Субъекты малого предпринимательства могут применять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухучета без использования (простая форма) или с использованием регистров учета имущества. Первый вариант предполагает регистрацию всех операций в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Но организациям торговли вряд ли он подойдет, так как большое количество операций вынуждает вести не одну книгу, а набор регистров в комплекте упрощенных ведомостей, предназначенных для формирования информации для управленческих целей и составления бухгалтерской отчетности. Каждая ведомость, как правило, применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов. Так советует делать Минфин в Информации N ПЗ-3/2010 и в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства <8>. Не будем углубляться в эту тему, а рассмотрим следующую ситуацию.

<8> Утверждены Приказом от 21.12.1998 N 64н.

Ревизоры, проведя первичные мероприятия налогового контроля и не найдя нарушений, о совершении которых у них имелись сведения, затребовали у организации регистры бухгалтерского учета. Проверяемая компания отказала в этом ревизорам, указав на то, что в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организация не утверждает и не ведет указанные регистры в бумажной форме (в виде журналов и карточек). Вместо этого организация предложила налоговикам ознакомиться с документами в электронном варианте (предоставить доступ к программе). Сотрудников ФНС такой ответ не устроил, и они решили привлечь "продвинутого" налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление требуемых документов. Кто прав в данной ситуации?

За ответом обратимся к Письму Минфина России от 25.01.2012 N 07-02-06/10. Утверждение регистров бухгалтерского учета является одним из обязательных требований законодательства о бухгалтерском учете, напоминают чиновники. Налоговым законодательством (пп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ) предусмотрено право налоговых органов истребовать у налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

В частности, при проведении выездной налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с любыми документами, связанными с исчислением и уплатой налогов (п. 12 ст. 89 НК РФ). Однако в случае, если в соответствии с установленными правилами ведения бухгалтерского учета и учетной политикой организацией не утверждаются и не ведутся регистры бухучета в определенной форме, у налоговиков отсутствуют основания для привлечения этой организации к ответственности за непредставление в налоговый орган регистров учета по форме, не соответствующей учетной политике компании. Согласитесь, ответ дает налогоплательщику хороший козырь, если он не готов сразу представить для проверки регистры бухгалтерского учета. С "упрощенцев" такие документы вряд ли будут требоваться в этом году, но в следующем, возможно, это будет "гвоздем программы", так как автор допускает, что не все "спецрежимники" сразу начнут вести бухучет, как это обязывает сделать новый Закон о бухгалтерском учете.

Об "отраслевых" активах предприятий торговли

В организациях торговли часто возникают вопросы по оценке товаров при их списании (Письма Минфина России от 20.03.2012 N 03-03-06/1/137, от 16.02.2012 N 03-03-06/1/88). Напомним, существует несколько способов, наиболее распространенный из которых - списание товаров по средней себестоимости. Ответы финансового ведомства касаются в основном списания товаров с позиции учета по налогу на прибыль, но "упрощенец" тоже может к ним прислушаться. Выводы такие. Если организация имеет обособленные подразделения, то налогоплательщик вправе самостоятельно определить, будет он формировать среднюю стоимость товара по каждому подразделению или по организации в целом, закрепив принятое решение в учетной политике. Также в случае изменения (пересчета) цены товаров поставщиком покупатель должен пересчитать (скорректировать) среднюю стоимость начиная с периода их оприходования до момента списания. Если в момент оприходования товаров допущена ошибка и она несущественна (или существенна, но допущена субъектом малого предпринимательства), то бухгалтер вправе не исправлять ее тем периодом, когда она была допущена, а исправить перспективно (п. 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" <9>). Прибыль или убыток, возникшие в результате исправления ошибки, отражаются в составе прочих текущих доходов или расходов.

<9> Утверждено Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н.

В этом же разделе статьи напомним о других моментах, которые следует зафиксировать в учетной политике. В связи с тем что организация торговли применяет УСНО, суммы "входного" НДС, предъявленные поставщиками, включаются в стоимость приобретенных товаров. Валовой доход для определения торговой наценки в рознице (если учет ведется по продажным ценам) рассчитывается: по общему товарообороту, по ассортименту товарооборота, по среднему проценту, по ассортименту остатка товаров. Обязательно нужно указать основания и способы предоставления скидок покупателям (скидка на будущее, скидка "задним числом" или скидка при реализации). Здесь же нужно обозначить порядок уценки товаров: с использованием резерва под снижение стоимости материальных ценностей (для товаров, учитываемых по покупным ценам) или с помощью корректировок торговых наценок (для товаров, учитываемых по продажным ценам). Товары, переданные в переработку, отражаются либо с использованием счета учета материалов (10), либо с использованием субсчета, открытого к счету учета товаров (субсчет 41-5 "Товары, переданные в переработку"). Отдельное внимание нужно уделить неотфактурованным поставкам товаров: для их учета можно использовать отдельный субсчет, либо довольствоваться обычными счетами и при поступлении документов корректировать стоимость корректировочными проводками, либо проводить "дооценку" ("уценку") начальной стоимости товаров. Транспортные расходы по доставке товаров либо включаются в их стоимость, либо относятся в состав расходов на продажу текущего периода. Предприятие вправе создавать или не создавать резервы по гарантийному ремонту и обслуживанию товаров.

Обращаем внимание, все сказанное касается бухгалтерского учета товаров, их налоговый учет организация-"упрощенец" ведет в порядке, который должен быть установлен в налоговой политике, разработанной на основании норм гл. 26.2 НК РФ.

Иные решения "упрощенной" политики

Как следует из Информации Минфина России N ПЗ-3/2010, "упрощенцы" как субъекты малого предпринимательства вправе принять решение и:

  • использовать кассовый метод учета доходов и расходов;
  • не проводить переоценку ОС и НМА в бухучете;
  • оценивать финансовые вложения в порядке, установленном для финансовых вложений, по которым текущая рыночная стоимость не определяется (то есть по стоимости приобретения);
  • не отражать оценочные и условные обязательства, условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов (на предстоящую оплату отпусков работникам, выплату вознаграждений по итогам работы за год, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание);
  • признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров полностью в отчетном году в качестве расходов по обычным видам деятельности;
  • отражать все расходы по займам в составе прочих текущих затрат организации.

Напоминаем, все перечисленные допущения являются правом представителя малого бизнеса, которым он может воспользоваться или нет, при этом свой выбор следует зафиксировать в учетной политике.

К сведению. Если в бухгалтерском законодательстве не определен способ отражения в учете той или иной нестандартной хозяйственной операции, то бухгалтер вправе обратиться за ответом к МСФО, которые уже официально переведены и опубликованы в России.

Об отчетности субъектов малого предпринимательства

Бухгалтерская отчетность является итоговым результатом ведения бухучета и одним из элементов учетной политики организации. В Минфине считают, что представители малого бизнеса могут раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных субъектов предпринимательства. "Упрощенцам", которые начнут вести бухучет, целесообразно приводить в отчетности показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях обособленно лишь в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения субъекта или финансовых результатов его деятельности. Все это следует упомянуть в учетной политике. Кстати, любые изменения учетной политики в отчетности субъекты малого предпринимательства вправе показывать перспективно (в текущем периоде, не возвращаясь назад). Также допускается исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного пересчета с включением прибыли или убытка, возникших в результате их исправления, в состав прочих доходов или расходов текущего периода. Бухгалтерская отчетность организации должна включать показатели деятельности всех обособленных подразделений (вместе с выделенными на отдельные балансы) (Письмо Минфина России от 14.04.2011 N 07-02-06/49) ("упрощенец" вправе иметь зарегистрированные в налоговых органах обособленные подразделения, ему не разрешается иметь только филиалы и представительства (п. 3 ст. 346.12 НК РФ)).

Еще об одном немаловажном моменте

Итак, описанные рекомендации можно использовать при написании учетной политики, но, чтобы начать ей пользоваться, необходимо, чтобы в бухгалтерском учете организации были сформированы начальные остатки. Действительно, ведь компания будет начинать 2013 г. не с нуля, а уже имея активы и обязательства, а также накопленную прибыль или убыток. Как их определить? Наиболее простой и доступный способ - провести инвентаризацию. Если бухгалтер решил начать вести учет в переходном периоде, то данное мероприятие следует приурочить к началу этого периода. Кстати, по отдельным активам и обязательствам у бухгалтера есть информация и без проведения инвентаризации. На любую дату у "упрощенца" есть данные по ОС и НМА, по которым он ведет бухучет в обязательном порядке на основании норм действующего пока Закона о бухгалтерском учете. Не составит труда определить остаток денежных средств по выпискам банков и кассовой книге организации. Если торговая организация периодически проводит сверку по налогам, сборам и взносам, то это поможет оценить кредиторскую задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами. По остальным обязательствам и активам целесообразно провести инвентаризацию не только для оценки стоимости, но для ревизии фактического наличия имущества. Однако не все можно оценить в ходе ревизии активов и обязательств. Не получится определить этим способом такой важный показатель бухгалтерского баланса, как нераспределенная прибыль (убыток), без которого тоже не обойтись на начало 2013 г.

Один из практичных способов определения данного показателя заключается в использовании сущности метода двойной записи. Все балансовые проводки в итоге должны дать равенство актива и пассива баланса. Поэтому, если в нем по документам и в ходе инвентаризации определены все активы и обязательства, методом подстановки и прямого вычисления несложно будет определить накопленную прибыль (убыток). На практике для корреспонденции с начальными остатками активов и пассивов выбирается некий вспомогательный счет. На нем подсчитываются дебетовые и кредитовые обороты, а их разница есть как раз сальдо счета 84 "Нераспределенная прибыль (убыток)". Необходимость использования вспомогательного счета вызвана тем, что счет 84 корреспондирует не со всеми счетами, к тому же он используется для накопления и распределения прибыли, а не для формирования начальных остатков. Поэтому и вводится вспомогательный счет, который по окончании оценки всех активов и обязательств закрывается на счет учета нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Пример. Торговой организацией (малое предприятие, применяющее УСНО) на основании документов и по итогам инвентаризации выявлены: основные средства на сумму 500 тыс. руб., по ним начислена амортизация - 300 тыс. руб., товары - 1 млн руб., денежные средства (на счетах в банках и в кассе) - 200 тыс. руб., дебиторская задолженность (по выданным авансам, проданным товарам) - 300 тыс. руб., кредиторская задолженность (по полученным авансам, приобретенным товарам) - 400 тыс. руб., задолженность по зарплате - 150 тыс. руб., по взносам во внебюджетные фонды - 60 тыс. руб., по единому налогу - 40 тыс. руб., уставный капитал - 50 тыс. руб.

По кредиту вспомогательный счет корреспондирует с активами (ОС, запасы, денежные средства, дебиторская задолженность). Кредитовый оборот составит 2 млн руб. (500 000 + 1 000 000 + 200 000 + 300 000). По дебету вспомогательный счет корреспондирует с пассивами - 1 млн руб. (300 000 + 400 000 + 150 000 + 60 000 + 40 000 + 50 000). Разница в 1 млн руб. есть кредитовый остаток вспомогательного счета, иначе говоря, прибыль торгового предприятия, накопленная до отчетной даты. Показатель вписывается в разд. III пассива баланса на дату формирования остатков активов и обязательств.

После проведенного подготовительного мероприятия можно переходить к непосредственному ведению бухучета, руководствуясь принятой учетной политикой.

Заметим, восстанавливать весь бухгалтерский учет "упрощенцу" не нужно, так как новый Закон о бухгалтерском учете к этому не обязывает. Для заполнения баланса достаточно оценить входные остатки на отчетную дату (и указать их во II графе бухгалтерского баланса "На 31 декабря 2012 года"), а отчет о прибылях и убытках бухгалтер может заполнить только по данным о доходах и расходах текущего периода. При этом рекомендуем все же ввести переходный период, например II полугодие или последний квартал уходящего года, в течение которого будет вестись "пробный" учет исходя из "чернового" варианта учетной политики. А на начало следующего года уже можно будет утвердить окончательную редакцию данного документа с учетом всех поправок и доработок по итогам ведения бухгалтерского учета в переходном периоде.

* * *

Остается добавить, что бухучет организаций-"упрощенцев", относящихся к субъектам малого предпринимательства, намного проще систематизации и обобщения финансовой информации остальных организаций (среднего и крупного бизнеса). Поэтому не стоит бояться начала 2013 г., и, перефразируя известное выражение, можно сказать: "Не так страшен бухучет, как его малюют". Главное, вести его аккуратно, правильно и систематично, не допуская пропусков хозяйственных операций, которых у субъектов малого предпринимательства, в том числе в сфере торговли, не так много. Результат покажет время.

С.В.Булаев

Эксперт журнала

"Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение"

План

1. Особенности учетной политики малого предприятия

2. Учётная политика для целей налогообложения ИП

3. Методика формирования Приказа об учетной политике организации ИП.

Цель: иметь представление об учетной политике

Студент должен:

Знать:

Особенности составления учетной политики

1. Особенности учетной политики малого предприятия

В соответствии с п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика орга­низации» в составе учетной политики предприятия ут­верждается:

а) рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требова­ниями своевременности и полноты учета и отчетности;

б) формы первичных учетных документов, регистров бух­галтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

в) порядок проведения инвентаризации активов и обяза­тельств организации;

г) способы оценки активов и обязательств;

д) правила документооборота и технология обработки учет­ной информации;

е) порядок контроля за хозяйственными операциями;

ж) другие решения, необходимые для организации бухгал­терского учета.

Особенностью учетной политики малого предприятия яв­ляется, как правило, уменьшение ее объема в связи со срав­нительно небольшим количеством хозяйственных операций, ограниченным числом сотрудников. Кроме того, норматив­ными актами могут быть предусмотрены специфические спо­собы учета для малых предприятий, что также найдет отра­жение в учетной политике.

Малые предприятия, ведущие учет только основных средств и нематериальных активов, в учетной политике мо­гут отражать только способы учета данных объектов.

В составе учетной политики малого предприятия может быть утвержден сокращенный перечень счетов бухгалтер­ского учета. Данный перечень счетов приведен в п. 8 Типовых рекомендаций. Однако при его применении необходимо учи­тывать, что с момента вступления в силу Типовых рекомен­даций план счетов изменился. Иными словами, следует про­изводить корректировку счетов, указанных в Типовых реко­мендациях в соответствии с действующим Планом счетов.

График документооборота всеми организациями разра­батывается в соответствии с Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете, утвержденным при­казом Минфина СССР. В связи с небольшим штатом сотрудников малого предприятия возможно осуществление различных функций одними лицами, например, бухгалтер может вести кадровый учет, складской учет и т.п.

2. Учётная политика для целей налогообложения

1. Налоговый учет ведётся лично.

Возможен вариант:

Налоговый учет ведётся сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги в соответствии с договором.


2. Учет имущества, обязательств и хозяйственных операций осуществляется раздельно по каждому из следующих видов деятельности:

  • услуги общественного питания;
  • сдача в аренду недвижимости.

Основание: пункт 7 Порядка, утвержденного приказом от 13 августа 2002 г. Минфина России № 86н, пункт 6 статьи 346.53 Налогового кодекса РФ.

3. В отношении деятельности, связанной со сдачей в аренду нежилых помещений, применяется патентная система налогообложения.

Основание: подпункт 19 пункта 2 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.

4. Записи в книге учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуального предпринимателя по деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания осуществляются на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.

Основание: пункт 2 статьи 54 Налогового кодекса РФ, подпункт 1 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, п. 4 и 9 Порядка, утвержденного приказом от 13 августа 2002 г.Минфина России № 86н

5. Доходы от сдачи в аренду недвижимости отражаются в книге учета доходов индивидуального предпринимателя, применяющего патентную систему налогообложения, на основании первичных документов по каждой хозяйственной операции.

Основание: пункт 1 статьи 346.53 Налогового кодекса РФ, подпункт 1 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, пункт 1.1Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. № 135н.

Налог на доходы физических лиц

6. Профессиональный налоговый вычет признаётся в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов.

Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, предусмотренном главой 25 Налогового кодекса РФ.

В случае невозможности документального подтверждения расходов профессиональный налоговый вычет признаётся в размере процентов от суммы доходов от предпринимательской деятельности.

Основание: статья 221 Налогового кодекса РФ.

7. Оценка сырья и материалов, используемых в предпринимательской деятельности, производится по методу средней стоимости.

Основание: пункт 1 статьи 221, пункт 8 статьи 254 Налогового кодекса РФ.

8. Оценка покупных товаров производится по методу средней стоимости.

Основание: пункт 1 статьи 221, подпункт 3 пункта 1 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

9. Транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, учитываются отдельно.

Основание: пункт 1 статьи 221, статья 320 Налогового кодекса РФ.

Налог на добавленную стоимость

10. Ведётся раздельный учет затрат на осуществление операций, как облагаемых НДС, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения).

Основание: пункт 4 статьи 149, пункт 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.

11. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам (работам, услугам), используемым в деятельности по оказанию услуг общественного питания, облагаемой НДС, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Налогового кодекса РФ, без ограничений.

Основание: абзац 3 пункта 4 статьи 170, статья 172 Налогового кодекса РФ.

12. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам, используемым в деятельности по предоставлению в аренду недвижимости, облагаемой по патентной системе, к вычету не принимаются и при расчете НДФЛ не учитываются.

Основание: подпункт 3 пункта 2, пункт 4 статьи 170, пункт 11 статьи 346.43 Налогового кодекса РФ.

13. Суммы налога, предъявленные поставщиками по товарам, используемым одновременно в деятельности по оказанию услуг общественного питания и в деятельности по предоставлению в аренду недвижимости, в течение квартала регистрируются в книге покупок на всю сумму, указанную в счете-фактуре.

Размер вычетов корректируется по итогам налогового периода (квартала).

Корректировка осуществляется пропорционально выручке от деятельности, облагаемой по патентной системе, в общей выручке предпринимателя за квартал.

При этом в расчет выручки не включаются доходы, признаваемые внереализационными в соответствии со статьей 250 Налогового кодекса РФ.

Указанная корректировка производится по каждому счету-фактуре по состоянию на последний день налогового периода (квартала).

Суммы налога, подлежащие по итогам квартала восстановлению, в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, не включаются и при расчете НДФЛ не учитываются.

Основание: пункт 4 статьи 149, подпункт 2 пункта 3, пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Индивидуальный предприниматель Петров П.П.

Чем крупнее организация и чем больше у нее разнообразных операций и объектов учета, тем объемней будет и ее . Однако у крупных компаний достаточно специалистов и консультантов. А вот небольшим организациям, где часто главный бухгалтер - он же и единственный, помощь не помешает.
Именно поэтому в бухгалтерском учете малым предприятиям дан ряд послаблений. Но чтобы ими воспользоваться, надо:
- во-первых, определить, имеет ли право ваша организация называться таким предприятием (точнее - субъектом малого предпринимательства);
- во-вторых, закрепить свой выбор в учетной политике.
Напомним, что субъекты малого предпринимательства - это организации, у которых одновременно соблюдаются следующие три условия (Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.
Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим (Часть 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Учтите, что статус малого предприятия не зависит от системы налогообложения.
Составляя наш конструктор учетной политики , мы ориентировались на небольшую торговую организацию, которая часть своих помещений сдает в аренду. В нашем образце учетной политики - только те показатели, без которых никак не обойтись. Чтобы вам было удобнее ориентироваться, для каждого такого показателя мы приводим несколько возможных вариантов его учета. Разумеется, в свою учетную политику надо переносить только один вариант из нескольких возможных - тот, который вам больше подходит.

Малые предприятия могут составлять отчетность в упрощенном виде . В баланс и в отчет о прибылях и убытках можно включать показатели по группам статей (без их детализации по статьям), то есть без каких-либо дополнений можно использовать формы, приведенные в Приказе Минфина России N 66н.
Однако по своему выбору малые предприятия могут детализировать показатели по статьям бухгалтерской отчетности, тем самым расширив предложенные Минфином формы.


Организация может установить критерий существенности ошибки не только от процентной доли показателя. К примеру, можно ориентироваться на сумму ошибки (например, признавать , из-за которых расхождения составили не менее 100 000 руб.).
Главное, чтобы критерий существенности отражал, насколько информация о показателе или об ошибке в нем важна для принятия пользователями отчетности экономических решений.


Организации, не являющиеся малыми предприятиями, должны исправлять существенные ошибки в отчетности ретроспективно (Пункты 9 - 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).


Организации, не являющиеся малыми, не могут отказаться от применения этих и любых других ПБУ. А малые предприятия могут выбрать, какие из вышеперечисленных ПБУ применять, а какие - нет.


Только малые предприятия, не выпускающие обращающиеся на бирже ценные бумаги, могут выбирать, какой метод определения доходов и расходов применять: метод начисления или кассовый (Пункт 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Поэтому если организация не относится к малым, то в учетной политике не требуется указывать метод определения доходов и расходов.


Управленческие расходы , учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", организации могут также (Пункты 9, 20 ПБУ 10/99; Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
(или ) учитывать в себестоимости продукции, работ, услуг (списывать в дебет счетов 20, 23, 29);
(или ) в качестве условно-постоянных относить напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли (в дебет субсчета 90-2 "Прочие расходы").

Только малые предприятия могут учитывать расходы по любым займам и кредитам в прочих расходах (Пункт 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н).

Малые предприятия, за исключением эмитентов ценных бумаг, обращающихся на бирже, могут учитывать финансовые вложения по их первоначальной стоимости.


Организация может установить в бухучете иной лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам - главное, чтобы он был менее 40 000 руб., а не более.
Также организация может решить, что все имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев учитывается в составе основных средств (Пункт 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Однако при утверждении лимита лучше учитывать, что в налоговом учете к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (Статья 256 НК РФ).


Организация может установить иной уровень существенности (Пункт 6 ПБУ 6/01).


Организация может применять разные способы начисления амортизации к различным группам однородных основных средств. Однако изменить способ начисления амортизации по конкретному объекту после его ввода в эксплуатацию нельзя (Пункт 18 ПБУ 6/01).
Для простоты часто организации выбирают единый способ начисления амортизации по всем объектам основных средств.


При начислении амортизации объектов основных средств способом уменьшаемого остатка можно применять коэффициент ускорения, но не выше 3. Его надо закрепить в учетной политике (Пункт 19 ПБУ 6/01).
Если у вас на балансе есть лизинговое имущество, то, чтобы по нему начислять амортизацию с повышающим коэффициентом, надо выбрать способ уменьшаемого остатка. Иначе лизинговый коэффициент, даже если он предусмотрен в договоре, нельзя будет применять при расчете амортизации в бухучете.


Если транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете к счету 10, надо определиться с порядком их признания в расходах:
(или ) полностью списывать их на финансовый результат по окончании каждого месяца;
(или ) списывать по среднему проценту, исходя из стоимости материалов, списанных за месяц.
При небольшом удельном весе транспортно-заготовительных расходов в выручке от реализации их можно полностью списывать на счета 20 "Основное производство", 25 "Вспомогательное производство" или на другие счета учета затрат (Пункт 88 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


При взвешенной оценке исходят из среднемесячной фактической себестоимости, при расчете которой учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц. Это самый простой способ списания.
При скользящей оценке определяют фактическую себестоимость материала в момент его отпуска (списания), при этом при расчете учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска (Пункты 16, 18 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 78 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


По продажным ценам можно учитывать товары, которые ваша организация планирует продавать в розницу (Пункт 16 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


Самый простой способ списания товаров - по средней взвешенной себестоимости.


Если в организации есть спецодежда со сроком службы более 12 месяцев, то независимо от стоимости ее можно учесть:
(или ) в составе материально-производственных запасов. Тогда стоимость спецодежды, переданной сотрудникам, включается в расходы равномерно (линейным способом) в течение срока ее службы (Пункты 13, 20, 26, 27 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н);
(или ) в составе основных средств с начислением амортизации исходя из срока ее службы (Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159).
Свой выбор надо закрепить в учетной политике.
(!) Помните, что в налоговом учете для целей расчета налога на прибыль стоимость спецодежды (Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ):
(или ) со сроком службы не более 12 месяцев (независимо от стоимости) или сроком службы более 12 месяцев, но стоимостью менее 40 000 руб. - включается в состав материальных расходов единовременно при передаче ее в эксплуатацию;
(или ) со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью более 40 000 руб. - включается в состав амортизируемого имущества (Пункт 1 ст. 256 НК РФ). Амортизация на нее начисляется по нормам, рассчитываемым исходя из нормативного срока службы.
Если у организации есть специальный инструмент, специальные приспособления и специальное оборудование, принципы их учета также надо закрепить в учетной политике (Пункты 9, 24 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).


В бухгалтерском учете теперь есть только обязательные резервы, которые необходимо создавать в случае, если в организации выполняются условия для создания таких резервов. Для некоторых резервов в учетной политике требуется закрепить принципы формирования таких резервов.
Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать резервы по оценочным обязательствам. Однако они должны создавать другие резервы - к примеру, резерв сомнительных долгов.


Определять доходы и расходы по кассовому методу можно, только если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (Пункт 1 ст. 273 НК РФ).


Если вы будете начислять амортизационную премию, то в учетной политике лучше закрепить порядок определения или сам размер (процент) этой премии.


Применение повышающих коэффициентов в налоговом учете возможно лишь в ряде случаев. К примеру, при лизинге или по ОС, работающим в условиях агрессивной среды (Статья 259.3 НК РФ).

Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно указать, что стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения, включая дополнительные расходы, которые учитываются при формировании себестоимости материалов в бухучете (в частности, комиссионные вознаграждения и таможенные пошлины).


Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно установить, что в покупную стоимость товаров включаются те же расходы, что и в бухучете. В частности, расходы на транспортировку, разгрузку, посредническое вознаграждение.


При создании некоторых резервов в учетной политике надо закреплять отдельные элементы этих резервов - к примеру, предельную сумму отчислений в резерв.

Проектом нового правительственного положения о счетах-фактурах предусмотрено, что нумерация всех счетов-фактур (на отгруженные товары, на полученные авансы и корректировочных) должна быть единая (сплошная). Однако как сейчас, так и в дальнейшем при нумерации авансовых и корректировочных счетов-фактур организация может применять специальные символы.


Как мы уже упомянули, учетная политика будет тем больше, чем разнообразнее операции. Так, учетную политику придется дополнить, если в организации есть:
(или ) производство собственной продукции, работ, услуг (потребуется как минимум закрепить принципы распределения расходов на прямые и косвенные, оценки НЗП и готовой продукции);
(или ) операции, облагаемые и не облагаемые НДС, или же операции, облагаемые по разным режимам налогообложения (потребуется закрепить порядок раздельного учета).
Также придется дополнять учетную политику, если в организации есть обособленные подразделения, производство товаров с длительным циклом, нематериальные активы и ряд других активов и операций.

бухгалтерский учет налог доход капитал

Учетная политика предприятия - это документ, который должен быть на каждом предприятии. Существует специальное Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 106н. Именно в нем дано понятие учетной политики, а также определено, какая информация должна содержаться в учетной политике.

Как указано в ПБУ 1/2008, учетная политика организации - это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, а именно первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Почему же каждая организация в обязательном порядке должна самостоятельно разрабатывать учетную политику? Дело в том, что законодательство позволяет применять различные способы учета по отношению к одинаковым объектам.

Например, законодательством установлены различные способы начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Поэтому организация должна самостоятельно выбрать наиболее удобный для себя способ начисления амортизации и записать свое решение в специальном документе - учетной политике организации.

Учетную политику организации формирует главный бухгалтер (бухгалтер) организации, а утверждает руководитель организации соответствующим приказом.

Учетная политика обязательно должна содержать:

  • - рабочий план счетов бухгалтерского учета, который включает синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • - формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов (например, бухгалтерская справка);
  • - порядок проведения инвентаризации (сроки, причины);
  • - методы оценки активов и обязательств;
  • - правила документооборота (документооборот оформляется отдельным документом, в приказе об учетной политике дается ссылка на утвержденный документооборот) и технология обработки учетной информации;
  • - порядок контроля за хозяйственными операциями (кто визирует первичные документы, ответственные исполнители и т.п.).

Помимо учетной политики для бухгалтерских целей, о которой говорится в ПБУ 1/2008, предприятию важно сформировать и учетную политику для целей налогообложения. В настоящее время требование об обязательном наличии такого документа содержит гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ.

Один из важных аспектов учетной политики - выбор метода признания доходов (расходов). В настоящее время есть два способа отражения выручки в учете - "по оплате" (кассовый метод) и "по отгрузке" (метод начисления).

Применение кассового метода признания доходов и расходов в бухгалтерском учете возможно только теми организациями (за исключением банков), у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость не превысила одного миллиона рублей за каждый квартал.

В учетной политике для целей налогообложения метод признания доходов и расходов определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом требований ст. ст. 271 - 273 Налогового кодекса РФ.

Заметим, что в учетной политике предприятия отражаются не только метод признания доходов и расходов для бухгалтерского учета, но в обязательном порядке и момент определения выручки в целях налогообложения. Таким образом, предприятия на сегодняшний день, как правило, формируют две учетные политики - одна в целях бухгалтерского учета, а другая в целях налогового учета. Организация имеет право принять одну учетную политику (например, для бухучета) - по методу начисления, а другую - по кассовому методу. Однако подобные разночтения по учетной политике существенно усложняют учет на предприятии в целом, практически вынуждая вести два параллельных учета - один для налогообложения, другой - бухгалтерский.

Кроме того, необходимо понимать, что учетная политика для бухгалтерского учета отражает методы отражения в учете тех или иных операций, и впоследствии по данным бухгалтерского учета формируется бухгалтерская (балансовая) прибыль. Что касается учетной политики для налогового учета, то в соответствии с ней предприятие отражает доходы и расходы для формирования базы для налогообложения прибыли, а также НДС. Отметим, что "налоговая" прибыль может совершенно не совпадать с "бухгалтерской" прибылью. Это на сегодняшний день существенно усложняет работу бухгалтера, так как он обязан вести и бухгалтерский, и налоговый учет. Как же разобраться в том, какая прибыль является "бухгалтерской", а какая "налоговой" и в чем их существенное различие? В первую очередь необходимо помнить, что ведение бухгалтерского учета регламентируется Министерством финансов РФ, а ведение налогового учета в первую очередь основывается на требованиях, изложенных в гл. 25 Налогового кодекса РФ.

Еще необходимо помнить, что такие налоги, как налог на прибыль и НДС, рассчитываются на основании данных, сформированных по налоговой учетной политике, а, например, налог на имущество - на основании данных бухгалтерского учета. В этой связи также стоит отметить, что налоговая учетная политика может быть не одинаковой в отношении налога на прибыль и налога на добавленную стоимость, то есть, например, налог на прибыль предприятия может определяться "кассовым методом", в то время как НДС с 2006 г. определяется исключительно "по отгрузке".

Предприятие не может поменять учетную политику в середине календарного (финансового) года. По мере возникновения дополнительных объектов учета (например, в III квартале предприятие стало заниматься новым видом деятельности) могут быть внесены дополнительные пункты и разделы в учетную политику. Изменения учетной политики допускаются при изменении законодательства, при разработке организацией иных приемов и способов учета, при существенных изменениях условий хозяйствования.

Вновь созданная организация должна разработать учетную политику и передать ее в налоговую инспекцию в течение 90 дней со дня своей регистрации.

В качестве приложений к учетной политике должен иметься перечень используемых счетов бухгалтерского учета и формы регистров налогового учета. По возможности учетную политику для целей налогообложения следует оформить отдельным документом, так как она регулируется совсем другим законодательством, чем бухгалтерская.

Важно отметить, что учетная политика предприятия - это документ, который в первую очередь призван выражать и защищать интересы предприятия. При выборе каждого существенного аспекта учетной политики нужно оценить экономическую эффективность того или иного из возможных методов учета и налогообложения для конкретного предприятия. Если в законодательстве нет однозначного требования, как именно должен учитываться, оформляться факт конкретной финансово-хозяйственной операции, то выбранный вами и закрепленный в учетной политике метод будет верным. Зачастую можно предусмотреть в учетной политике ряд допускаемых в законодательстве возможностей, которые в вашем конкретном случае облегчат налоговое бремя и позволят предприятию наиболее эффективно работать и развиваться.

В учетной политике отражены основные разделы учета. При этом нет необходимости переписывать все ПБУ по бухгалтерскому учету либо все положения Налогового кодекса РФ. Если приказ о применении учетной политики подписан 1 января 2008 г., то применяться политика начнет только с 1 января 2009 г. Также следует отметить, что учетная политика предприятия не может меняться чаще одного раза в два года, и только возможны дополнения к учетной политике либо изменения, связанные с изменениями в законодательстве.

В настоящее время существует несколько различных режимов налогообложения. При этом только некоторые режимы налогообложения налогоплательщик вправе выбрать к применению, другие - являются обязательными, если предприятие удовлетворяет определенным условиям.

В настоящей главе мы остановимся на самом распространенном и самом сложном одновременно - на применении общего режима налогообложения. Каждому из применяемых специальных режимов будет посвящена отдельная глава книги, где вы сможете ознакомиться с особыми условиями применения того или другого режима, а также иными особенностями, возникающими в бухгалтерском учете.

Итак, общий режим налогообложения предусматривает уплату всех соответствующих налогов и ведение бухгалтерского учета в полном объеме. При применении общего режима налогообложения к налогоплательщику применяются общие, а не специальные правила и требования. Практически любое крупное предприятие применяет именно общий режим налогообложения, т.к. любой специальный режим рассчитан в первую очередь на малый бизнес. Однако и большое число малых предприятий применяет общий режим налогообложения.

Учетная политика - это основополагающий документ для любого юридического лица. С 2019 года порядок составления учетной политики изменен. Рассмотрим порядок составления документа на конкретном примере и уточним особенности налогообложения для УСН и ОСНО.

Учетная политика: что это и зачем нужно

Это основной документ, который устанавливает:

  • порядок ведения бухгалтерского учета учреждения;
  • круг ответственных лиц;
  • формы, регистры и бланки первичной документации;
  • документооборот;
  • порядок и систему налогообложения производства или реализации товаров, работ, услуг.

В нем должны быть подробно раскрыты все особенности ведения бухучета и налогообложения.

Документ может быть утвержден на год или на несколько лет. Но в 2019 году всем учреждениям без исключения придется закрепить в нем большое количество изменений, установленных обновившимся законодательством.

При формировании следует опираться на действующее законодательство:

  1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ в части определения метода ведения бухучета на предприятии, определения круга ответственных лиц за организацию и ведение.
  2. Новый федеральный стандарт бухгалтерского учета — Приказ Минфина № 274н от 30.12.2017, который определил исключительные положения для учреждений госсектора.
  3. Учетная политика учредителя — это новшество, введенное в действие ФСБУ. Теперь составлять основополагающий документ компании следует с учетом требований и положений учредителя.
  4. Налоговый кодекс РФ в части системы налогообложения, налоговых периодов, ставок, льгот и вычетов. Определяется по всем действующим налоговым обязательствам на текущий и последующие годы.
  5. Приложение № 1 к Приказу Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н (ПБУ 1/2008). В положении закреплены особенности составления учетной политики и обязательные требования к содержанию рабочего документа.
  6. Приказ Минфина России от 30.03.2015 № 52н. Регламентирует особенности составления, хранения и учета первичной документации.
  7. Инструкции от 01.12.2010 № 157н, от 16.12.2010 № 174н, от 25.03.2011 № 33н. Устанавливают Единый план счетов, состав и порядок формирования бухгалтерской отчетности.

В интернете можно найти конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно, он поможет быстро составить рабочий документ или подготовить изменения для действующего. В конце этой статьи вы сможете скачать бесплатно учетную политику организации: образец 2019 года с приложениями.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу подойдет для малого предприятия, которое ведет бухучет в упрощенном порядке. Исключениями являются: адвокатские конторы, кредитные и микрофинансовые фирмы, жилищные и кредитные кооперативы, а также те компании, чья отчетность подлежит обязательному аудиту. Ведение упрощенной бухгалтерии также пропишите в положениях учетной политики, иначе наказание контролирующих органов неизбежно.

Правила утверждения

Утвердить учетную политику должен руководитель предприятия либо иное лицо, наделенное соответствующими полномочиями. Обычно для этого издается отдельный приказ или соответствующее распоряжение либо постановление.

Ежегодно утверждать новый документ не нужно. УП должна применяться в учреждении из года в год. Корректируются только те положения, которые изменились в силу вступления новых нормативно-правовых актов либо в связи с изменениями деятельности предприятия и иными случаями.

Обратите внимание, что законодатели определили предельные сроки, в которые субъект обязан утвердить УП. Однако речь идет о вновь созданных госкомпаниях. Так, УП для бухучета необходимо утвердить не позднее отчетного периода, в котором было создано данное госучреждение.

Для УП в части налогообложения следует разработать и утвердить документ не позднее окончания первого налогового периода, в котором было создано предприятие или компания (п. 12 ст. 167, ст. 313 НК РФ).

Допустимо оба документа утвердить одним приказом, например, в декабре месяце. То есть объединить УП для БУ и УП для НУ в одном распорядительном документе. Текст самой учетной политики оформите, как приложение к приказу. Дополнительно оформите приложениями формы, бланки и иные регистры, которые будут применяться в хозяйственной жизни компании.

Обратите внимание, что специальной формы для приказа или распоряжения утверждения УП не предусмотрено. Чиновники не утвердили унифицированной формы для данной ситуации. Следовательно, составьте приказ в произвольной форме. В нем укажите все необходимые реквизиты для бумаги данной категории. Обязательно пропишите:

  1. Номер и дату составления.
  2. Законодательные нормативы, на основании чего было принято решение.
  3. Суть распоряжения.
  4. Дату начала действия приказа, с какого момента положения вступают в силу.
  5. Ответственного за составление (главный бухгалтер, например).
  6. Определите лицо, ответственное за контроль над исполнением приказа.

Пример приказа об утверждении УП в бюджетном учреждении

Общедоступный документ

С 2019 года положения УП должны быть общедоступными и открытыми. Это касается не только учредителей в отношении своих подведомственных учреждений, но и всех юридических лиц. Напомним, что индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухучет, а, следовательно, и составлять УП не обязаны.

А это значит, что все представители бюджетной сферы должны опубликовать положения УП на своих официальных сайтах. В некоторых случаях копию приказа об утверждении УП вместе с текстом и приложениями придется предоставить учредителю.

Такой подход позволяет проконтролировать актуальность положений, введенных соответствующим распоряжениям. Простыми словами, учредитель может проконтролировать:

  • правильно ли в госучреждении организован и ведется бухучет;
  • соответствует ли он заявленным требования и стандартам;
  • отвечает ли индивидуальным особенностям отрасли.

При выявлении несоответствий дать распоряжение устранить нарушения в кратчайшие сроки.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Рассмотрим порядок составления учетной политики в виде таблицы.

Наименование пункта

Ответственные лица за формирование и утверждение

Разрабатывает главный бухгалтер или другое лицо, ответственное за ведение бюджетного учета. Утверждает только руководитель.

Обратите внимание, что если в штате госучреждения отсутствует должность главный бухгалтер (бухгалтер), а ведение бухучета передано стороннему лицу, компании, централизованной бухгалтерии по договору на осуществление бухобслуживания, то составлением учетной политики в таком случае должен заниматься тот субъект, на которого возложена обязанность по ведению бухучета. То есть на стороннего бухгалтера или компанию, централизованную бухгалтерию, аутсорсинговую организацию и другое.

Информация об учреждении

Необходимо подробно указать не только полные регистрационные сведения об организации, ее видах и целях деятельности, но и данные об учредителе, обособленных подразделениях и прочую информацию.

Нормативная база

Определяется с учетом специфики учреждения. Указывается в виде перечня НПА, на основании которого осуществляется бухгалтерский и налоговый учет.

Обратите внимание, что с 2019 года бюджетники обязаны в состав нормативной базы включать не только положения новых федеральных стандартов, но и УП учредителя.

Ознакомиться с положениями УП учредителя можно на официальном сайте органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, либо запросить информацию напрямую.

Порядок внесения изменений

Законодательством установлено, что изменения следует вносить 31 декабря года, предшествующего году вступления изменений. Исключительные случаи: значительное изменение законодательства в течение финансового года. Пропишите данные нормы отдельным пунктом.

Обратите внимание, что новый ФСБУ № 274н определил исчерпывающий порядок внесения изменений, дополнений и корректировок в документ. Об этом более подробно мы рассказали ниже.

Организационно-техническая часть

Порядок ведения бухучета

Определяется круг ответственных лиц (бухгалтер в единственном лице, отдел бухгалтерии или сторонняя организация). Также необходимо указать, каким способом ведется учет (вручную, с помощью программных продуктов или через интернет-ресурсы).

Формы первичных документов и регистров

На основании 402-ФЗ и ФСБУ, бюджетная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить бланки первички и регистров учета. Либо предусмотреть использование унифицированных форм. Это решение необходимо закрепить в учетной политике (либо указать номера и коды ОКУД унифицированных форм, либо приложить собственные бланки).

Право и порядок подписи документации

Отдельно пропишите, кто имеет право первой подписи, а кто — второй на всех финансовых документах. Обычно это директор и главбух. Но предусмотрите ответственных лиц на периоды отсутствия начальника и главного бухгалтера.

Также определите ответственных, имеющих право подписи первичной документации, это может быть бухгалтер или другой специалист.

Рабочий план счетов

На основании Единого плана счетов разработайте свой. Указывайте только те счета, которые используются для учета. Пропишите корреспонденцию, если этого требует специфика учреждения.

Документооборот

Распишите порядок передвижения документации (первичка, регистры, отчетность, прочее) между структурными подразделениями бюджетной организации. Определите ответственных лиц в каждом отделе. Ознакомьте под подпись с готовым алгоритмом всех заинтересованных лиц.

Учет и инвентаризация активов и обязательств

Подробно распишите порядок учета и инвентаризации ОС и МЗ, обязательств. Учитывайте положения федерального стандарта «Основные средства». Напомним, что он должен применяться с 2018 года.

Порядок выдачи денежных средств подотчет

Установите предельный лимит выдачи подотчет, также определите максимальный срок, на который выдаются средства. Если расчеты ведутся через банковские карты (счета) сотрудников, также укажите и это обстоятельство. Размеры суточных и командировочных расходов выделите в отдельное положение о командировании.

Исправление ошибок

Пропишите порядок исправления ошибок. Отдельно установите алгоритм для существенных ошибок в текущем и прошлом финансовых периодах. Также пропишите последовательность исправления несущественных помарок, описок.

Обратите внимание, что для составления данного раздела учетной политики необходимо руководствоваться новым ФСБУ № 274н.

Формы отчетности

Определите перечень обязательных форм бухгалтерской отчетности, а также собственные отчеты, необходимые для организации. Собственные бланки разместите в виде приложений к учетной политике.

Внутренний финансовый контроль

Отдельно опишите порядок организации и ведения внутреннего финансового контроля в учреждении (по каждому этапу). Определите формы отчетности и периодичность ее предоставления руководителю.

Методологическая часть в части бухучета

Учет доходов

Определите способы учета доходов в разрезе видов предпринимательской деятельности и форм доходов. Пропишите особенности отражения поступлений по рабочим счетам плана.

Учет расходов

Установите алгоритм отнесения расходов на финансовый результат. Пропишите промежуточные счета бухучета. При необходимости распишите, что относится к основным, внереализационным и прочим расходам. Особое внимание уделите счетам, пропишите корреспонденцию отражения расходов.

Учет основных средств и материальных запасов

Обозначьте особые условия отражения амортизации и новой оценки основных фондов. Порядок применения нового классификатора для ОС.

Определите нормы расхода ГСМ на списание на каждый вид транспорта (при необходимости).

Учетная политика для целей налогообложения

Вид системы налогообложения

Закрепите выбранную систему налогообложения. Также отдельно по каждому виду обязательств пропишите ставки, периоды, льготы и порядок их применения, порядок определения налоговой базы. Не забудьте дополнить положением об исчислении и уплате страховых взносов, НДС и налога на прибыль.

Налоговые регистры

Утвердите налоговые регистры в разрезе обязательств по налогам либо укажите унифицированные формы.

Как правильно внести изменения

Внесение изменений и дополнений в основополагающий документ требует соблюдения определенного алгоритма. Так, в Приказе Минфина № 274н чиновники строго закрепили основания для проведения данной процедуры.

Итак, изменения в учетную политику можно внести только в трех случаях:

  1. Положения и нормы законодательства, которые устанавливают общие требования к организации и ведению бухучета, изменены. В таком случае организация обязана внести соответствующие изменения в свою УП.
  2. Учреждением разработаны новые формы ведения бухучета, которые позволят формировать более достоверную и релевантную информацию об объектах бухучета.
  3. Условия деятельности экономического субъекта существенно изменяются. Например, госучреждение проходит стадию реорганизации либо возложенные на учреждение функции и полномочия изменены.

Во всех остальных случаях изменения и дополнения вносят в действующий документ с начала года. Однако могут быть исключения.

При внесении изменений в течение финансового года учреждению необходимо согласовать свои действия с учредителем, а также с финансовым органом. В противном случае нововведения могут быть расценены как нарушение действующего законодательства.

Но и это еще не все. Новый стандарт определил ситуации, которые не могут считаться изменением положений учетной политики. К таковым относят случаи, когда для отражения фактов хозяйственной деятельности, возникших впервые, определяются:

  • абсолютно новые правила по организации и ведению бухучета в рамках данного экономического субъекта;
  • способ бухучета, используемый для отличных по существу хозяйственных операций, имевших место ранее.

Обратите внимание, что новые положения ФСБУ не отличаются от положений Федерального закона № 402-ФЗ.

К тому же следует учитывать, что некоторые корректировки могут потребовать ретроспективного анализа. К таковым следует относить те изменения, которые повлияют или же способны существенно повлиять на финансовый результат, финансовое положение, движение денежных средств субъекта.

В таком случае бухгалтер либо иное ответственное лицо обязано внести соответствующие корректировки:

  • изменить данные входящих остатков по статье «Финансовый результат учреждения»;
  • скорректировать значения статей отчетности, которые связаны с финансовым результатом субъекта.

Менять показатели прошлогодней отчетности не нужно. Однако при формировании финотчетов за текущий период придется подать соответствующие данные о скорректированных сравнительных показателях.

Образец учетной политики УСН «Доходы», 2019 год

Если учреждение применяет УСН «Доходы», то составление учетной политики для целей налогообложения не обязательно. Она необходима, когда предусмотрено несколько вариантов ведения налогового учета либо порядок не установлен законом. Это обусловлено тем, что для учреждения налоговой базой признаются все доходы, расходы же не имеют значения.

Если же организация применяет ЕВНД при УСН, то составлять учетную политику придется. Здесь необходимо прописать порядок раздельного учета имущества, принимаемых обязательств, финансово-хозяйственных операций.

При совмещении УСН и ЕВНД дополнительно предусмотрите раздельные налоговые регистры и формы учета, чтобы обеспечить полное и прозрачное разделение. Организацию, которая не организовала такое разделение, оштрафуют налоговики.

Шаблон учетной политики для организации, совмещающей УСН и ЕНВД

Образец учетной политики предприятия 2019 года

Предлагаем ознакомиться с образцом учетной политики на 2019 год, составленным на примере бюджетного учреждения, порядок составления учетной политики для ОСНО.

Задавайте вопросы, и мы дополним статью ответами и пояснениями!