Великобритания экономическое развитие кратко. ВВП Великобритании: структура

Материал содержит информацию об экономике и экономическом развитии государства. Статья указывает на наиболее значимые статьи экспорта, которые приносят значительную долю прибыли в бюджет страны. Формируется представление о том, что Великобритания находится в числе лидеров среди стран по уровню экономического развития.

Развитие экономики Великобритании

Великобритания — относится к государствам с высоким уровнем экономического развития. За последние два десятилетия в английской экономике были отмечены такие преобразования как:

  • сокращение госсектора;
  • понижение налоговых ставок для физических и юридических лиц;
  • урегулирована экономика с целью снижения государственных расходов.

По уровню запасов энергоресурсов Англия находится на первой позиции в Европе. Это связано с тем, что государство крупнейший производитель нефти и газа.

Рис. 1. Добыча газа в Англии.

Важное значение для страны имеет такая статья доходов, как экспорт.

Исторически значимым экономическим процессом до наших дней признается добыча каменного угля. Сегодня объемы постоянно сокращается.

Экономическое развитие Англии таково, что страна находится на седьмой позиции среди стран с развитой экономикой.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Важное значение для экономики страны имеет отрасль добывающей промышленности, которая состоит из следующих перспективных направлений:

  • транспортное машиностроение;
  • аэрокосмическая промышленность;
  • пищевая промышленность;
  • общее машиностроение;
  • электроника и электротехника;
  • химическая промышленность.

Рис. 2. Автомобилестроительный завод в Англии.

В туристической отрасли занято 7% трудоспособного населения. Столица страны является крупнейшим туристическим центром мира.

Хозяйство Великобритании

Хозяйство Великобритании высоко интернационализировано. Более 15% ВВП реализуется за пределами страны. Для экономики Англии свойственна внутриотраслевая специализация с обширным развитием детальной и сложной технологической специализации.

Рис. 3. Экономические Районы Великобритании на карте.

По уровню развития в Англии выделяют десяток экономических районов, которые различаются по уровню развития производительных сил и производственной специализации, специфике развития хозяйства, доминированию сложившихся территориально-производственных взаимосвязей.

Великобритания находится на второй позиции после США по числу полученных учеными страны нобелевских премий.

Развитие современного хозяйственного сектора Великобритании тесно связано с высокими технологиями. Англия - одно из государств-лидеров в мировом НТП, а среди европейских держав у островного государства наибольший научно-технический потенциал.

Экономическое развитие

Великобритания входит в семерку мировых экономически развитых стран. Она располагает месторождениями нефти и газа, добываемыми в Северном море, угля и известняка Земельные площади, пригодные для ведения сельского хозяйства, составляют 77% территории Великобритании. Трудовые ресурсы страны объединяют высококвалифицированных рабочих и видных ученых. За последние 20 лет в английской экономике были проведены такие преобразования" 1) сокращен государственный сектор (были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom, British Coal) снижены налоговые ставки с физических и юридических лиц; 3) проведено дерегулирование экономией (с одновременным снижением государственных расходов)

В промышленности Великобритании большую роль играют добывающие отрасли. Но надо заметить, что при одновременном закрытии шахт идет наращивание добычи нефти и газа на континентальном шельфе Северного моря. Нефтедобыча ведется с применением самых передовых технологий бурения на буровых платформах. British Petroleum и англоголландская компания Royal Dutch/Shell входят в число лидеров в своем сегменте рынка. В обрабатывающей промышленности приоритетом пользуются следующие отрасли:

Транспортное машиностроение (12,4% всего промыш

ленного производства), где выделяются автомобилестроение

(национальные компании и филиалы иностранных компаний

Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Pegeout-Talbot, Honda, Nissan,

Toyota), судостроение (в том числе производство судового

оборудования и строительство буровых платформ), аэрокос

мическая промышленность - третья в мире после США и

Франции, производящая гражданские и военные самолеты

(British Aerospace, Harrier, Tornado, Euro fighter), вертолеты « Си-

Кинг»и «Линко, авиадвигатели «Роллс-Ройс», оборудование

для европейского концерна Airbus Industry;

Пищевая промышленность (12,5% от всего производ

ства), включая производство знаменитого шотландского вис

ки, джина и молока;

Общее машиностроение: производство сельскохозяй

ственной техники и станков, включая производство текстиль

ного оборудования (Великобритания - седьмой в мире про

изводитель в мире станков);

Электроника и электротехника: компьютеры (включая

таких производителей, как IBM и Compaq); программное обес

печение; процессоры и суперкомпьютеры; средства телеком

муникаций (волоконная оптика, радары и т. п.); медицинское

оборудование; бытовая техника;

Химическая промышленность (11% от всего произ

водства): фармацевтика (Великобритания - четвертый в мире

производитель лекарств); агрохимия; парфюмерия; новые ма

териалы и биотехнологии;

Производство металлов (10,8% от всего производства);

Целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании

определяется уровнем развития высоких технологий. Великобритания обладает в Европе самым высоким научно-техническим потенциалом. Великобритания занимает второе место в мире после США по числу Нобелевских премий, полученных ее учеными Важнейшими открытиями британцев являются структура ДНК, суперпроводимость, радиоастрофизика, клонирование, озоновая дыра, компьютерная томография. Общепризнанно мировое господство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только British Telecom осуществляет около тысячи научно-исследовательских открытий в год), химии (фармацевтика, новые материалы, биотехнологии), аэрокосмической промышленности (самолеты Coneord, самолеты вертикального взлета и посадки, радары, системы слежения за воздушным движением)

Расходы иа научно-исследовательские открытия составляют свыше 2% ВВП в год, в том числе свыше 35% всех научно-исследовательских открытий финансируется государством. Высоко зарекомендовала себя в мире строительная отрасль Великобритании. Мировым признанием высокого качества построек британцев служит тот факт, что Евродис-нейленд под Парижем, олимпийские объекты в Атланте, аэропорт в Гонконге построены великобританскими фирмами.

Сектор услуг представлен такими отраслями, как финансы и туризм. 25% ВВП страны создает сектор финансовых услуг. В нем занято 12% трудовых резервов страны, а Лондон является мировым финансовым центром, финансовой столицей планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (кроме британских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными акциями, операции с драгоценными металлами. Кроме Лондона, крупными финансовыми центрами являются Манчестер, Кардифф, Ливерпуль, Эдинбург. Вторая по значимости отрасль сферы услуг - туризм, здесь занято 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон - крупнейший туристический центр мира.

В энергетике страны большую роль играет частный сектор, представленный компаниями British Petroleum, Shell, British Gaz, British Oil, Enterprise Oil.

Сельское хозяйство Великобритании высокотоварно, при этом его доля в ВВП страны самая маленькая среди развитых стран, меньше только у Германии. Великобритания обеспечивает себя продуктами питания наполовину. Основные сельскохозяйственные культуры" пшеница, овес, сахарная свекла, ячмень, пшеница. Животноводству страны был нанесен значительный ущерб из-за эпидемии губчатого энцефалита («коровье бешенство!»), поразившей крупный рогатый скот. В целях безопасности была уничтожена одна треть поголовья коров

Великобритания, как и все ведущие страны мира, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие Евротоннеля под английским каналом сделал связь Великобритании с континентом еще более устойчивой. Показательны успехи страны в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день является крупнейшей авиакомпанией мира (если считать долю ее участия в иностранных компаниях и английских компаниях), а лондонский аэропорт Heathrow - крупнейшая авиационная гавань мира.

Крупнейшие порты страны: Абердин, Белфаст, Бристоль, Кардифф, Дувр, Глазго, Гулль, Ливерпуль, Лондон, Манчестер, Плимут, Питерхэд, Скапа Флоу, Саутгемптон, Фалмут, Тис, Тайн. Торговый флот Великобритании состоит из 155 кораблей (1998 г.).

Экспорт состоит из: промышленных товаров, топлива, продукции химической промышленности, продовольствия.

География экспорта: страны ЕС - 56% (Германия - 12%, Франция - 10%, Нидерланды - 8%), США - 12%.

Импорт состоял из: промышленных товаров, продукции машиностроения, продовольствия.

География импорта: страны ЕС - 53% (Германия - 14%, Франция - 10%, Нидерланды - 7%, Ирландия - 5%), США - 13%.

Денежная единица - фунт стерлингов (100 пенсов).

Главными чертами экономики Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии являются: интегрированность в мировую экономическую систему; умеренные темпы экономического роста, соответствующие классической рыночной экономике.

Великобритания являлась лидером промышленной революции XIX в. Однако в начале XX в. ряд исторических факторов обусловил потерю лидирующих позиций. В настоящее время страна, некогда дававшая половину мирового промышленного производства, сохраняет за собой не более 3%.

С приходом в 1979 г. к власти консерваторов был ликвидирован контроль за иностранной валютой, дерегулированы финансовые рынки, проведена приватизация многих отраслей промышленности, сокращено прямое налогообложение высоких доходов. Правительство стало оказывать серьезную поддержку современным наукоемким отраслям и стимулировать экспансию иностранного капитала в экономику. На предприятиях, принадлежащих иностранным компаниям, производится 25% промышленной продукции.

Британская продукция отличается высокой наукоемкостью. Великобритания – одна из стран, лидирующих в мировом НТП, у нее наибольший научно-технический потенциал в Европе. Подтверждением может служить то, что Великобритания является вторым, после США, государством по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев являются:

– структура ДНК;

– суперпроводимость;

– компьютерная томография;

– озоновая дыра;

– радиоастрофизика;

– клонирование (Ян Вильмут из Эдинбурга вырастил овечку Долли, генетически идентичную донору).

Основу британской экономики составляет частный сектор, производящий 80% ВВП и обеспечивающий 75% занятости.

В конце XX в. сложилась следующая структура экономики Великобритании:

– «первичный сектор», включающий сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство – 1,8% ВВП и 1,1% общей численности трудовых ресурсов;

– «вторичный сектор» – обрабатывающая промышленность и строительство – 31,4% ВВП, 18,7 занятых;

– «третичный сектор» – сфера услуг – 66,8% ВВП и 80,2% занятых.

Промышленность. За последние два десятилетия произошли серьезные изменения в отраслевой структуре промышленности: повысился удельный вес машиностроения; возросла роль химической промышленности; быстрыми темпами развивается энергетика; нефтяная и газовая промышленность. В этот же период наблюдалось стабильное развитие пищевой промышленности. Однако снизилась роль и удельный вес угольной и легкой промышленности. Современное развитие промышленности страны определяют высокие технологии, именно поэтому продукция, произведенная в Великобритании, отличается своей высокой наукоемкостью. Расходы Великобритании на НИОКР составляют 2% ВВП.

Каменноугольная промышленность – одна из старейших отраслей хозяйства Великобритании.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. В настоящее время отрасль переживает кризис, так как на смену углю пришли нефть и газ.

Самыми крупными угольными бассейнами страны являются Йоркширский, Даремский и Северо-Западный. Однако доля угля в топливно-энергетическом балансе все время уменьшается, с 1970 по 1977 г. со 140 до 119 млн тонн. В настоящее время добыча угля составляет менее 49 млн тонн. Прежде Великобритания была крупным экспортером угля. В начале XX в. вывозилось до 110 млн тонн в год, теперь лишь 7–9 млн тонн.

Нефтяная и газовая промышленность. Великобритания занимает второе место в Западной Европе после Норвегии по добыче нефти. В 2000 г. добыча составила около 140 млн тонн. Сохраняется импорт нефти (40–50 млн т). Это связано, в том числе, с преобладанием легких фракций в североморской нефти и необходимостью получать всю гамму нефтепродуктов на нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ). Кроме того, сохраняющийся импорт нефти из Ближневосточного региона – это остаточное явление тех времен, когда британская перерабатывающая промышленность была ориентирована на поставки дешевого сырья из региона Персидского залива с соответствующим образом оборудованными нефтеперерабатывающими предприятиями.

Нефтепереработка представлена шестнадцатью НПЗ общей мощностью 96 млн тонн в год. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов: у Саутгемптона – в Фоли, в Ливерпуле, в устьях рек Темзы, Трента и Тиса. Построен также крупный завод в Шотландии на побережье Ферт-оф-Форта. От месторождений нефти в Северном море к нефтеперерабатывающим заводам в устье р.Тис и в заливе Ферт-оф-Форт проведены нефтепроводы.

Добываемый со дна Северного моря газ по проложенным на дне газопроводам достигает восточного побережья страны, а потом по магистральной нитке Лондон – Ланкашир и ее ответвлениям поступает во все районы страны. В 2000 г. добыча газа составила 90 млрд куб. м, из них

6,3 млрд куб. м идет на экспорт. Добыча ведется на 37 месторождениях. Крупнейшие из них – Леман-Бенк, Брент, Моркэм (1/2 объема добычи). Великобритания сохраняет импорт природного газа из Алжира, Катара и Норвегии. Добычу газа ведет государственная компания «Бритиш ГАЗ».

Энергетика. Потребности страны в электроэнергии удовлетворяются полностью за счет внутренних источников.

Большая часть электроэнергии производится на ТЭС (67,7%), работающих на угле, газе и мазуте. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн кВт) расположены около крупных городов: Лондона, Бирмингема, Ливерпуля и др.

В последние два десятилетия быстрыми темпами в стране развивалась атомная энергетика. АЭС производят 29,3% электроэнергии. Построено 11 АЭС с 28 атомными реакторами общей мощностью 13 820 МВт.

На долю ГЭС приходится 3% производства электроэнергии. Крупнейшие ГЭС расположены на р.Трент, р.Темзе. Наибольшее количество ГЭС построено на реках и озерах Шотландского нагорья.

Общее производство электроэнергии в 2000 г. составило 337 млрд кВт/часов, это 9-е место в мире.

В 1970 г. в Великобритании было закончено строительство единой системы электропередач «Супергрид».

Черная металлургия является старейшей отраслью промышленности. Отрасль развивалась в благоприятных условиях. Страна была богата коксующимися углями, угольные пласты часто содержали железную руду либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый металлургии – это известняки. Они имеются на британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены недалеко друг от друга и от крупных морских портов. Это сейчас облегчает доставку сырья из других стран, поскольку собственная добыча практически прекращена. Железную руду в настоящее время привозят из Канады, Либерии, Мавритании.

Крупнейшие металлургические центры находятся на побережье, так как работают на привозной железной руде. Это Сканторп в Хамберсайде, Порт-Телбот и Ллануэрн в Южном Уэльсе, Редкар в Тиссайде, Равенскрейг в Шотландии. В центральной части страны сохранил свое значение лишь Шеффилд, где производят высококачественные стали.

Крупнейшими производителями стали в Великобритании являются транснациональные корпорации «LNM» – 4-е место в мире и «Бритиш Стил» – 6-е место в мире по производству стали.

В 2000 г. общий объем производства составил около 18 млн тонн.

Цветная металлургия – одна из крупнейших в Европе. Работает отрасль почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превышает экспорт черных металлов.

Великобритания – один из крупных экспортеров таких цветных металлов, как цирконий, бериллий, германий, уран, ниобий и др., используемых в атомной и авиационной промышленности, электронике. Главными покупателями цветных металлов у Великобритании являются США и ФРГ. В то же время отечественная промышленность удовлетворяет лишь часть потребностей страны в важнейших цветных металлах. Например, потребность в меди и цинке обеспечивается на 1/2, в алюминии – на 2/3. Полностью покрываются потребности в олове, свинце.

Главный район цветной металлургии – Западный Мидленд. Крупными центрами отрасли являются Ливерпуль, Лондон, Соунси. Алюминий производят на заводах, расположенных у ГЭС в Шотландии. Три завода по выплавке алюминия расположены на о. Англси. Господствуют в отрасли две компании: «Бритиш алюминиум» и «Алкан индастриз».

Химическая промышленность. В послевоенные годы эта отрасль росла быстрее других. Изменилась ее сырьевая база. Открытие собственных крупных месторождений нефти и природного газа позволило быстрыми темпами развивать синтетическую химию возле нефтеперерабатывающих заводов. По объему продукции химической промышленности Великобритания уступает США, ФРГ и Японии, а по некоторым видам – и Франции, и Италии. Третья часть продукции идет на экспорт, объем его превышает импорт. В этой отрасли сильны позиции иностранного капитала, особенно американского.

Великобритания выделяется крупными масштабами производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, красителей, моющих средств, фармацевтики (четвертый в мире производитель лекарств).

В основной химии выросло производство серной кислоты, соды и хлора.

Расширился выпуск минеральных удобрений (ввозят фосфориты).

Главные районы химической промышленности: Юго-Восток, где в Большом Лондоне сосредоточено множество предприятий тонкой химии, особенно фармацевтических, а в Фоли – крупная нефтехимия. Ланкашир и Чешир сосредоточили предприятия основной химии. На северо-востоке Англии находится комплекс производств органической и неорганической химии (Бирмингем – Уилтон – Тиспорт), а нефтехимические производства – в Хамберсайде у Иммингема. В целом же нефтехимия тяготеет к портовым городам, куда поступает нефть. Минеральные удобрения производят на Юго-Востоке и в Йоркшире.

Машиностроение и металлообработка. Машиностроение – ведущая отрасль британской промышленности, обеспечивает стране 2/5 стоимости выпускаемой продукции, 1/3 объема экспорта. Во внешней торговле машинами и оборудованием Великобритания делит с Францией 4–5 места среди развитых стран.

В последнее десятилетие возрос объем инвестиций в передовые и наукоемкие отрасли – станкостроительную, электротехническую, авиационную, электронную.

Структура британского машиностроения сложней и многообразней, чем в других западноевропейских странах, за исключением ФРГ. Продукция отрасли высококачественна, что обеспечивается высокой квалификацией инженеров и рабочих.

Электротехника и электроника заняли первое место в структуре машиностроения по стоимости продукции. Наиболее динамично развивается электроника, но главные позиции здесь занимает американский капитал, а в производстве бытовой электроники – японский. Британские фирмы традиционно сильны в производстве радиоэлектронного оборудования и средств связи («Бритиш Телеком», «Ракал Электроникс», «Сименс-Плесси»).

В приборостроении более 2/3 стоимости продукции приходится на научные и промышленные приборы, в том числе на ряд новейших видов контрольно-измерительной и диагностической аппаратуры. Получило развитие также производство часов и фотоаппаратуры.

Транспортное машиностроение после тяжелого спада 1970-х г. развивается высокими темпами. Оживление в отрасли вызвано притоком японского, американского и немецкого капитала.

В автомобилестроении 85% объема производства приходится на следующие фирмы: «Ровер групп» (бывшая английская компания, приобретена в 1994 г. немецкой компанией «БМВ»), «Нисан», «Хонда», «Тайота», «Форд», «Дженерал моторс», «Талбот» (филиал французской компании «Пежо-Ситроен»). В 2000 г. произведено 4,8 млн легковых и грузовых автомобилей, это восьмое место в мире.

Производство автомобилей сконцентрировано в Западном Мидленде (Бирмингем, Ковентри) и на Юго-Востоке (Большой Лондон, Оксфорд, Лутон).

Быстро растет выпуск продукции в авиаракетостроении. По доле продукции на мировом рынке Великобритания занимает четвертое место (после США, Германии, Франции). Отрасль производит также продукцию военного назначения. Ведущие позиции в отрасли занимает приватизированная компания «Бритиш аэроспейс», специализирующаяся на выпуске широкого спектра различных самолетов, в том числе и военного назначения (тактический истребитель вертикального взлета и посадки «Харриер», самолет «Торнадо», вертолеты «Си-Кинг», «Линкс» и др.), космических аппаратов, ракет. Английская компания «Роллс-Ройс» является одним из крупнейших мировых производителей авиадвигателей.

В этой отрасли широко развита кооперация. Созданный европейский консорциум «Эйрбас индастри» включает компании «Бритиш аэроспейс», «Аэроспасьяль» (Франция), «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» (ФРГ), «КАСА» (Испания). В настоящее время этот консорциум контролирует 1/3 мирового рынка гражданской авиации.

Авиаракетная промышленность концентрируется вокруг Большого Лондона, в Бристоле, в Восточном Мидленде и Западно-Мидлендской конурбации.

Получило развитие и судостроение. Великобритания производит практически все типы судов, в том числе военные корабли, подводные лодки. Однако вследствие большой стоимости британские суда несмотря на высокое качество неконкурентоспособны, поэтому их производство сокращается. Основными центрами судостроения стали: Белфаст, Барроу-ин-Фернесс, а также Клайсайд.

Легкая промышленность. Ей принадлежит особое место. Она сыграла выдающуюся роль в промышленном развитии страны, во введении машинного производства в мире. До первой мировой войны она занимала внеконкурентное положение в мире, отличалась, как и сейчас, высоким качеством и разнообразием. Со времени экономического кризиса 30-х гг. прошлого века эта отрасль находится в состоянии депрессии. Ныне Великобритания превратилась из экспортера в крупного импортера хлопчатобумажных тканей.

Шерстяное производство ориентировалось на внутренний рынок и богатых покупателей США и Западной Европы. Оно меньше зависело от импортного сырья, и поэтому спад в нем менее резкий.

География текстильной промышленности сохранилась с эпохи промышленной революции. Основная часть хлопчатобумажного производства сконцентрирована в Ланкошире, шерстяного – в Йоркшире, трикотажного – в Западном Мидленде, льняного – в Северной Ирландии. Производство тканей из синтетических волокон тяготеет к этим же районам.

Сфера услуг в постиндустриальной Великобритании является важнейшей сферой экономики. Получили развитие: финансовые услуги, туризм, услуги бизнеса и другие. Великобритания является одним из лидеров предоставления услуг на мировом рынке. Объем экспорта услуг составляет 10% от мирового экспорта в этой сфере.

Важнейшей сферой экономики являются финансы, которые создают 25% ВВП страны. Здесь занято около 4 млн человек, 12% трудовых ресурсов страны. Столица страны – Лондон – является еще и мировой финансовой столицей, крупнейшим финансовым центром планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских в Лондоне представлено 50 крупных банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов, рынок облигаций, финансовый лизинг, трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами. Другими крупными финансовыми центрами являются: Ливерпуль, Манчестер, Эдинбург, Кардифф.

Великобритания – один из мировых центров туризма. В отрасли занято 7% экономически активного населения. Доход, получаемый от туризма, превышает 8 млрд долларов в год. Крупным туристическим центром стал Лондон.

Транспорт – важнейшая отрасль сферы услуг. В Великобритании, некогда главной морской державе мира, до настоящего времени около 90% грузооборота (включая внешние перевозки) приходится на морской флот (433 корабля). По объему грузооборота она занимает 14-е место в мире. Ни один порт страны не входит в десятку крупнейших в мире. Самые крупные порты страны – Лондон с грузооборотом 60 млн тонн в год; Ливерпуль – 10 млн. тонн; Саутгемптон – 30 млн тонн.

Доля автомобильного транспорта во внутреннем грузообороте и пассажирообороте составляет 90%.

На железнодорожный транспорт приходится ныне менее 1/10 внутреннего грузооборота и пассажирооборота. Протяженность железных дорог – 16,7 тыс. км. С 1993 г. действует железнодорожный тоннель под Ла-Маншем.

Значение трубопроводного транспорта (5% грузооборота) растет с началом добычи нефти и газа в Северном море. 75% нефти поступает на сушу по нефтепроводам.

Велики успехи Великобритании в развитии гражданской авиации. Английская авиакомпания «Бритиш Эйрвейс» является крупнейшей авиакомпанией мира, а Лондонский аэропорт «Хитроу» – крупнейшим международным аэропортом.

Сельское хозяйство Великобритании – одно из самых продуктивных и механизированных в мире. В нем занято около 1,1% экономически активного населения. Общий уровень самообеспеченности сельскохозяйственной продукцией составил в середине 1990-х гг. 82%. Полная обеспеченность достигнута по следующим продуктам: мясу птицы, свинине, говядине, молоку, пшенице, ячменю, овсу, всем овощам. Общая площадь обрабатываемых земель составляет 18,5 млн га.

Более 2/3 сельскохозяйственных угодий находится в руках фермеров. Однако для Великобритании все еще характерно наличие крупных землевладельцев (лендлордов), сдающих землю в аренду. Величина угодий, принадлежащих одному фермеру, в среднем составляет 70 га. В конце

XX в. насчитывалось 244 тыс. фермеров.

Ведущей отраслью сельского хозяйства является животноводство (62% стоимости сельскохозяйственной продукции). Выращивается крупный рогатый скот (около 12 млн голов), свиньи (8 млн голов), овцы (43,6 млн голов). Развитию этой отрасли в 1990-е гг. огромный ущерб нанесли эпидемии губчатого энцефалита и болезнь Крейцвальда-Якобса («коровье бешенство»).

В растениеводстве около 1/3 пашни занято зерновыми культурами. Выращивают пшеницу, ячмень. Часть зерна экспортируется. Под овощными и кормовыми культурами, садами, ягодниками занято 4% сельскохозяйственных угодий, больше 50% – под посевами многолетних трав.

Основные земледельческие районы расположены в Восточной и Юго-Восточной Англии, вокруг залива Уош.

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии (так звучит полное название страны) - конституционная монархия, номинальной главой которой с 1952 г. служит королева Елизавета II. Великобритания возглавляет и объединение бывших колоний и доминионов Британской империи - Содружество Наций (Commonwealth of Nations), в которое на сегодняшний день входит 50 стран, включая Канаду, Индию, Австралию, Новую Зеландию, Малайзию, Сингапур, ЮАР.

Территория Великобритании - 244 тыс. кв. км. Большая часть жителей страны - 80% - проживает в городах, которые занимают 11% территории страны. Население в середине 2014 г. оценивалось в 63,7 млн чел., что делает Великобританию страной с одной из самых высоких плотностей населения в мире - 382 чел. на км 2 - с особенной концентрацией в Лондоне и на юго- востоке. По масштабам экономики Великобритания - шестая в мире, ее ВВП в 2013 г. составил чуть больше 2,5 трлн долл, по рыночному курсу.

Великобритания имеет частично регулируемую рыночную экономику. Казначейство Ее Величества, возглавляемое канцлером казначейства, ответственно за разработку и исполнение британским правительством публичной финансовой и экономической политики. Банк Англии - центральный банк Великобритании - ответственен за выпуск национальной валюты - фунтов стерлингов. Банки Шотландии и Северной Ирландии также имеют право на выпуск своих собственных банкнот, однако обязаны иметь достаточное количество банкнот Банка Англии для покрытия всего собственного выпуска. Фунт стерлингов - третья крупнейшая резервная валюта в мире (после доллара США и евро). С 1997 г. Комитет по денежной политике Банка Англии ответственен за установление процентной ставки на уровне, необходимом для достижения целевого уровня инфляции, устанавливаемого канцлером ежегодно.

Размышляем самостоятельно

Осенью 2014 г. Шотландия, входящая в состав Великобритании, провела референдум о независимости. Хотя почти 55% шотландцев на этом референдуме высказались против выхода из состава Великобритании, насколько, на ваш взгляд, унитарный характер политической и экономической (в том числе бюджетной) структуры соответствует современному положению дел и способен ли он и в дальнейшем сдерживать сепаратизм регионов Великобритании?

Наиболее важные полезные ископаемые Великобритании - нефть и газ, добываемые на континентальном шельфе в Северном море. Кроме того, Великобритания располагает запасами угля и известняка. Таким образом, страна располагает собственными энергоресурсами, но прочими полезными ископаемыми наделена недостаточно, их приходится импортировать. Земельные ресурсы страны - площадь суши, пригодная для ведения сельского хозяйства, - составляют 77% территории Великобритании.

Великобритания имеет весьма выгодное географическое положение, которое с давних времен делало страну великой морской державой. Весьма значительны и трудовые ресурсы страны, объединяющие не только квалифицированных рабочих, но и видных мыслителей и ученых. Великобритания - родина капиталистического способа производства. Страна и в настоящее время продолжает поддерживать классические традиции капитализма, развивая свою экономику на принципах свободного предпринимательства. Экономика государства основана на частном предпринимательстве, доля частного сектора в общем объеме выпуска страны превышает 80%. Частный сектор обеспечивает свыше 3/4 всей занятости в стране. Политика правительства Великобритании обеспечивает самые благоприятные условия для развития предпринимательства.

Главная отличительная особенность макроэкономических особенностей развития Великобритании - она развивается не на основе принципов социального рыночного хозяйства, как Германия или Франция, а использует неолиберальную, англосаксонскую, модель развития. Поэтому модель британской экономики наиболее близка к США и очень сильно отличается от континентальных европейских стран.

Основы современной неолиберальной модели развития английской экономики были заложены в 1979 г., когда в стране была осуществлена политика тэтчеризма , названная так по имени знаменитой «железной леди»

Маргарет Тэтчер, лидера британских консерваторов и премьер-министра страны в 1979-1990 гг. «Тэтчеризм» в Великобритании, точно так же как и «рейганомика» в США, предполагал неоконсервативные реформы в экономике, направленные на снижение активной роли государства в экономике. Причем «тэтчеризм» начал осуществляться раньше «рейганомики», что связано с более ранней победой на выборах консерваторов в Великобритании, чем в США. Тем не менее, на М. Тэтчер и ее команду реформаторов решающее значение при выборе нового курса страны оказали американские профессора, пропагандировавшие идеи неолиберализма.

Экономическая политика правительства Великобритании в период нахождения у власти консерваторов включала в себя следующие программы:

  • 1. Поддержка рыночного механизма и предпринимательства, эффективности и гибкости экономической системы:
    • через политику приватизации (с 1979 по 1994 г. программа приватизации принесла в государственный бюджет около 55,5 млрд фунтов стерлингов, были проданы такие гиганты английской экономики, как British Telecom , British Coal и многие другие);
    • дерегулирование (издержки и административные расходы государства на регулирование экономики были существенно уменьшены);
    • налоговые реформы (налоговое бремя на физических и юридических лиц было значительно снижено: базовая ставка индивидуального подоходного налога стала равняться 25%, а налог на прибыль корпораций начал взиматься по ставкам 25 и 33%).
  • 2. Снижение расходов правительства с 47,5% ВВП в 1982 г. до примерно 40% ВВП; при этом государственный сектор производит в настоящее время около 8% ВВП. Для снижения расходов были проведены реформы в социальной сфере, приведшие к отказу от принципов прежней системы, напоминавшей социальное рыночное хозяйство континентальных европейских стран. При этом стимул к трудовой деятельности у населения был значительно повышен, а с иждивенческими настроениями в обществе было практически покончено.
  • 3. Монетарная политика, проводимая для борьбы с инфляцией, которая к моменту прихода М. Тэтчер к власти составляла более 13%, по классическим канонам монетаризма. Контролировалось количество денег в обращении, а важнейшим инструментом монетарной политики стали краткосрочные процентные ставки. За счет их достаточно высокого уровня в период всей деятельности консерваторов Великобритании удалось привлечь значительное количество иностранного и сохранить большую часть национального капитала.

Примеры из практики

В целом «тэтчеризм» осуществлялся в соответствии с концепцией экономики предложения, предполагавшей отход от кейнсианской идеи приоритета спроса в пользу поддержки предложения. Экономика предложения включала в себя:

  • отмену прямого государственного контроля;
  • стимулирование конкуренции на внутреннем рынке;
  • минимальное государственное регулирование, переход к косвенным механизмам макроэкономического контроля правительства над ситуацией в экономике;
  • селективную поддержку ряда сфер, в которых рыночные механизмы оказываются неэффективными, при том, что эти сферы жизненно необходимы для всего национального хозяйства (атомная энергетика, некоторые виды транспорта и т.п.);
  • приватизацию, активизацию роли частного сектора в экономике.

В результате проведения политики предложения государство избавляется от прежних неэффективных и убыточных предприятий, которые становятся высокодоходными в руках частного сектора, оставляя себе либо эффективные государственные предприятия, либо жизненно важные сферы экономической активности. Новая роль государства - косвенное регулирование экономики через монетарную и фискальную политику, обеспечение экономического роста при низком уровне инфляции и здоровых государственных финансах.

Примером успешного функционирования прежде убыточных государственных компаний в руках частного сектора может служить авиакомпания British Airways . Убыточная государственная авиакомпания смогла уже через два года после приватизации стать рентабельной и войти в десятку крупнейших авиакомпаний мира. В настоящее время авиакомпания участвует в одном из трех глобальных авиационных альянсов - Oneworld, занимая в нем ведущее место.

Консерваторам и их лидеру М. Тэтчер удалось добиться значительных успехов именно в изменении философии бизнеса в стране. Через приватизацию и усиление роли сферы услуг, в которой создавались рабочие места для высвобождавшейся в промышленном секторе рабочей силы, Великобритания получила высокоэффективную структуру современной смешанной экономики. Новая корпоративная культура Великобритании предполагает лидерство частного бизнеса, отсутствие преград для его развития со стороны государства. В стране создан благоприятный экономический климат, хорошие условия для инвестирования.

Хотя английские неоконсервативные реформы не обошлись без социальных конфликтов, самое главное, что удалось сделать М. Тэтчер, - это разрушить социально-экономические основы коллективистских традиций британцев, стимулировать свободный рынок и личную ответственность предпринимателей и работников. Кстати, «железная леди» получила свое символическое прозвище именно за свою бескомпромиссность в борьбе за либеральные принципы, за решительные позиции но отношению к необходимости сокращения социальных программ.

Несмотря на первоначальный успех неоконсервативных программ реформирования британской экономики, в конце 1980-х гг. популярность консерваторов уменьшилась. В немалой степени этому способствовало не только активное наступление правительства на систему социальных гарантий британцев, но и ситуация в экономике.

В 1990 г. М. Тэтчер на посту премьер-министра сменил ее последователь Джон Мейджор, действовавший также в соответствии с принципами неоконсерватизма. С точки зрения процесса европейской экономической интеграции, политика правительства консерваторов отличалась особой ролью Великобритании в Европейском экономическом сообществе и ЕС. М. Тэтчер и Дж. Мейджер стремились противопоставить британскую модель экономики традиционному социальному рыночному хозяйству большинства стран - членов этих объединений, в связи с чем между Великобританией и континентальными европейскими странами возникали частые разногласия по вопросам единой европейской экономической политики. Строительство единого «европейского дома» также объективно заставляло скорректировать консервативный курс развития Великобритании.

Окончательное поражение консерваторы потерпели в 1997 г., когда население, устав от засилья консерваторов во власти, оказало поддержку партии лейбористов, надеясь на возвращение к социальной ориентации в макроэкономической политике правительства и рост доходов за счет перераспределительной роли государства. Однако последующие премьер- министры страны не стали менять прежний экономический курс, заданный реформами М. Тэтчер и Дж. Мейджера. Такие позиции партии лейбористов, находящейся в настоящее время у власти, объясняются в первую очередь тем, что британская модель смешанной экономики оказалась более эффективной по сравнению с большинством европейских стран.

Великобритания идет в ногу с научно-техническим прогрессом, перестройка отраслевой структуры ее экономики вывела на первый план отрасли высоких технологий, в которых создается значительное количество высокооплачиваемых мест. Темпы роста экономики при этом выше, чем в Германии или Франции (1,8% в 2013 г.), а уровень безработицы (чуть выше 7%) примерно соответствует немецкому уровню и гораздо ниже показателей Франции.

Из-за того что экономика Великобритании находится в лучшем структурном положении, чем национальное хозяйство Франции и Германии, Великобритания зачастую придерживается в ЕС своей собственной позиции, в определенной степени противостоя политике двух вышеназванных континентальных стран, которые используют для укрепления своих позиций Европейский валютный союз и евро. Великобритания продолжает занимать свою принципиальную позицию в ЕС прежде всего потому, что интеграция при гегемонии Германии и Франции с их социально-рыночным хозяйством означает для Великобритании отход от прежних принципов либерализма в экономике. В случае интеграции Великобритании придется действовать точно так же, как и большинству стран ЕС: увеличивать налоги и уровень государственного регулирования экономики. Именно поэтому Великобритания не вошла в Европейский экономический и валютный союз и не стала вводить евро вместо фунтов стерлингов. Великобритания также борется с Германией и Францией за экономическое лидерство в ЕС.

Современная макроэкономическая ситуация в Великобритании имеет следующие основные особенности:

  • Умеренный уровень безработицы. Великобритания демонстрирует высокоэффективную модель рынка труда с довольно низким уровнем государственного регулирования на этом рынке, что обеспечивает неплохие показатели занятости. Британский рынок труда отличается значительным числом рабочих мест, создаваемых в частном секторе, низкими индивидуальными подоходными налогами, стимулирующими занятость, ликвидацией препятствий в мобильности рабочей силы. В июне 1999 г. был провозглашен манифест, поддерживающий гибкий рынок труда и отмену государственных ассигнований на поддержку рынка труда, что должно было стимулировать создание рабочих мест в частном секторе экономики, а также заставить британцев более активно предлагать свои услуги на рынке труда. Правительством предполагается также активное создание рабочих мест для молодежи.
  • Благоприятная налоговая политика . Налоговый климат Великобритании - один из самых привлекательных в Западной Европе: низкий уровень индивидуальных подоходных и корпоративных налогов, налоговые льготы для инвесторов. Действующее правительство предполагает пойти даже дальше консервативных предшественников в части снижения налогов, в особенности налога на прибыль корпораций (поэтапное снижение ставки до уровня 20% в апреле 2015 г., до 19% в 2017 г. и 18% в 2020 г.).
  • Благоприятный инвестиционный климат. Хорошую инвестиционную обстановку в стране обеспечивает не только ее привлекательный налоговый климат, но и достаточно низкие в сравнении с предыдущим периодом процентные ставки, а также общее стабильно благополучное состояние экономики страны и высокий уровень конкуренции на внутреннем рынке. Государство создало неплохие условия для привлечения в экономику иностранного капитала, особенно в сферу высоких технологий. В стране, в частности, ведут активную деятельность такие мировые транснациональные компании - лидеры научно-технического прогресса, как Motorolla , Nokia , Epson , Ford , BMW , Samsung и многие другие (в Великобритании действует свыше 13 тыс. иностранных компаний). До трети всех иностранных инвестиций в ЕС направляется в Великобританию, в том числе около 40% из американских капиталовложений в экономику ЕС. Особенно ощутимы иностранные инвестиции в производстве компьютеров и в автомобилестроении.

Все вышеназванное гарантирует Великобритании высокие темпы экономического роста, стабильность национальной валюты (курс фунта стерлингов по отношению к доллару менялся куда менее радикально, чем курсы других европейских валют, включая евро). Великобритания среди других развитых стран отличается также высокими темпами роста производительности труда.

Размышляем самостоятельно

Что из британского опыта современного экономического развития вы могли бы порекомендовать использовать в российских условиях?

Тем не менее, стоит признать, что, несмотря на успехи частного сектора экономики, общественная инфраструктура страны развита слабее, чем в Германии и Франции. В частности, хуже сеть междугороднего общественного транспорта, труднее попасть на консультацию к врачам системы общественного здравоохранения. Впрочем, это практически единственные издержки англосаксонской модели развития.

Структура экономики Великобритании следующая (данные за 2014 г.):

  • сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство - 0,6% ВВП;
  • промышленность и строительство - 20,6% ВВП;
  • сфера услуг - 78,8% ВВП.

Сельское хозяйство Великобритании отличается высоким уровнем эффективности и производительности, при этом Соединенное Королевство имеет относительно небольшую долю сельскохозяйственного производства в ВВП в сравнении с прочими развитыми странами. Великобритания примерно на половину обеспечивает себя продуктами питания собственного производства. К основным посевным культурам относятся пшеница, ячмень, овес, картофель, сахарная свекла.

Характеризуя промышленность Великобритании, можно отметить довольно значительную роль ее добывающих отраслей. Наряду с сокращением добычи угля и закрытием большого количества нерентабельных шахт, Великобритания наращивает добычу нефти и газа в Северном море. Причем применяются самые передовые технологии бурения и современные буровые платформы. Такие гиганты, как англо-голландская Royal Dutch Shell и British Petroleum входят в число лидеров в своем сегменте бизнеса.

В обрабатывающей промышленности страны приоритетом пользуются следующие отрасли:

  • транспортное машиностроение (12,4% всего промышленного производства), где особо выделяются:
    • - автомобилестроение (такие компании и филиалы иностранных компаний, как Land Rover, Ford, Jaguar, Vauxhall, Peugeot Citroen, Honda, Nissan, Toyota, на долю которых приходится 99% всего автомобильного производства);
    • - судостроение (Vickers Shipbuilding and Engineering, Vosper Thomycrof, Cammed Laird, Scott Lithgow, Swon Hunter, Harland and Wolff и др.), в том числе производство судового оборудования и строительство буровых платформ);
    • - аэрокосмическая промышленность, третья в мире после США и Франции, производящая гражданские и военные самолеты (British Aerospace, Harrier, Tornado, Eurofighter), вертолеты (Sea King и Lynx), авиадвигатели (Rolls-Royce) и оборудование для европейского концерна Airbus Industrie ;
  • пищевая промышленность (12,5% объема производства), включая производство знаменитого шотландского виски, джина и молока;
  • общее машиностроение: производство сельскохозяйственной техники и станков, включая текстильное оборудование (Великобритания - седьмой в мире производитель станков);
  • электроника и электротехника:
    • - компьютеры (в том числе таких известных производителей, как IBM и Compaq Computer)",
    • - программное обеспечение;
    • - суперкомпьютеры и процессоры;
    • - средства телекоммуникаций (системы связи, оптиковолоконный кабель, радары и т.п.);
    • - медицинское оборудование;
    • - бытовая техника;
  • химическая промышленность (11% всего объема производства):
  • - фармацевтика (Великобритания - четвертый в мире производитель лекарств);
  • - агрохимия;
  • - парфюмерия;
  • - новые материалы (пластмассы и т.п.) и биотехнологии;
  • производство металлов (10,8%);
  • целлюлозно-бумажная промышленность.

Развитие современной промышленности Великобритании определяют высокие технологии, британская продукция отличается высокой наукоем- костью. Великобритания - одна из стран, лидирующих в мировом научно- техническом прогрессе, а среди стран Европы у Великобритании, пожалуй, наибольший научно-технический потенциал. Подтверждением тому может служить то, что Великобритания - второе после США государство по числу полученных ее учеными нобелевских премий (свыше 70). Важнейшими открытиями британцев, в частности, считаются сверхпроводимость, структура ДНК, компьютерная томография, озоновые дыры, клонирование.

Общепризнано мировое первенство Великобритании в электронике и телекоммуникациях (одна только компания British Telecom осуществляет около тысячи НИОКР), химии (новые материалы, биотехнологии, фармацевтика), аэрокосмической промышленности (знаменитые в свое время сверхзвуковые пассажирские самолеты Concorde, радары, самолеты с вертикальным взлетом и посадкой, системы контроля за воздушным движением). Расходы Великобритании на НИОКР составляют свыше 2% ВВП, в том числе свыше 35% всех НИОКР финансирует государство.

Неплохо зарекомендовала себя и строительная индустрия Великобритании. Мировым признанием высокого качества строительства, осуществляемого британцами, служат такие сооруженные ими объекты, как Евро- диснейленд под Парижем, многочисленные объекты для Олимпийских игр 1996 г. в Атланте (США) и Лондонской олимпиады 2012 г., аэропорт в Гонконге.

Среди сферы услуг стоит выделить туризм и финансы. Финансовая отрасль создает 25% ВВП Великобритании. Здесь занято около 4 млн чел. (12% трудовых ресурсов страны), а столица страны - Лондон - еще и мировая финансовая столица, крупнейший финансовый центр планеты. Среди финансовых услуг следует выделить банковскую деятельность (помимо английских банков в Лондоне представлены 50 крупнейших банков мира), страхование, рынок производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, глобальные депозитарные расписки), рынок облигаций (еврооблигации), валютный рынок (операции с евровалютами), финансовый лизинг (трастовые операции с зарубежными активами, операции с драгоценными металлами). Кроме Лондона к крупным финансовым центрам относятся Манчестер, Кардифф, Ливерпуль, Эдинбург. Отказ Великобритании от валютной интеграции в рамках еврозоны, впрочем, несколько уменьшает потенциал развития Лондона в ближайшем будущем (в 2014 г. его уже начал теснить с первой позиции мировых финансовых центров Нью-Йорк), что стало отрицательным следствием традиционной британской осторожности в интеграционном процессе.

Вторая по значимости отрасль сферы услуг страны - туризм. Здесь занято около 7% трудоспособного населения, а ежегодный доход превышает 8 млрд долл. Лондон - один из крупнейших туристических центров мира.

Останавливаясь на особенностях инфраструктуры экономики Великобритании, можно отметить то, что в энергетике все большее влияние имеют частные компании, такие как British Petroleum, Royal Dutch Shell, British Gas, British Oil, Enterprise Oil. Примерно 35% выработки электроэнергии дает нефть, 30% - уголь, 25% - газ и 10% - атомная энергетика. Государство контролирует только атомную энергетику и часть компаний угольной промышленности.

Великобритания, как и все ведущие страны, обладает развитой транспортной инфраструктурой. Открытие тоннеля под Английским каналом сделало связь между островной Британией и континентальной Европой еще более устойчивой. Показательны успехи Великобритании и в развитии гражданской авиации. British Airways на сегодняшний день - одна из крупнейших авиакомпанией мира (если считать еще и долю ее участия в активах зарубежных и других английских авиакомпаний), а Лондонский аэропорт Хитроу - это крупнейшая международная воздушная гавань.

Внешняя торговля играет существенную роль для английской экономики: с экспортом связана треть ВВП страны и почти 30% ВВП приходится на импорт. Товарная структура внешней торговли страны следующая. В экспорте преобладает продукция промышленного и электронного машиностроения, электроника и вычислительная техника, автомобили и транспортные средства, энергоносители. Импортируются автомобили, а также продукция промышленного и электронного машиностроения, вычислительная техника, нефть, бумага, текстиль, сельскохозяйственная продукция. Ведущие торговые партнеры Великобритании - страны ЕС (особенно Германия, Франция, Нидерланды и Италия), США, страны Юго-Восточной Азии.

В 2014 г. Великобритания занимала 10-е место в мире среди экспортеров товаров (507 млрд долл., 2,7% мирового экспорта товаров), находясь при этом на 5-м месте среди импортеров товаров (683 млрд долл., 3,6% мирового импорта товаров). В экспорте услуг в 2014 г. Великобритания была 2-й в мире (329 млрд долл., 6,8% мирового экспорта услуг), занимая при этом 6-е место среди мировых импортеров услуг (189 млрд долл., 4,0% мирового импорта услуг).