Виды и формы контроля в бюджетной организации. Порядок внутреннего финансового контроля в учреждении и образцы документов

Система внутреннего контроля учреждения - это совокупность организационной структуры, методик и процедур, принятых руководством учреждения для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, финансируемой за счет бюджетных средств и доходов за счет деятельности, приносящей доход, которая включает организованные внутри учреждения и его силами надзор и проверку:

  • 1) соблюдения требований законодательства;
  • 2) исполнения приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • 3) правильности документального оформления первичных документов;
  • 4) предотвращение ошибок и искажений;
  • 5) своевременности и подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • 6) обеспечение сохранности имущества учреждения.

Внутренним контролем прежде всего занимаются бухгалтеры.

В связи с этим в должностных инструкциях бухгалтеров необходимо предусмотреть в разделе «Обязанности» контрольные функции бухгалтера и в разделе «Ответственность» указать, какую моральную и матермальную ответственность несет бухгалтер за неисполнение контрольных функций.

В системе внутреннего контроля субъектами контроля являются руководители, специалисты других служб. В должностных инструкциях этих субъектов контроля должны указываться контрольные функции и ответственность за их неисполнение.

К институтам внутреннего контроля в учреждениях относятся назначаемые собственниками (вышестоящими учреждениями) или руководством учреждения ревизоры или ревизионные комиссии.

Ревизорам или ревизионной комиссии необходимо предоставить права, которые позволят осуществить общую программу проверки:

  • проверку соответствия фактов хозяйственной жизни действующему законодательству;
  • проверку целесообразности совершения фактов хозяйственной жизни, так как они могут быть законными, но не целесообразными;
  • проверку правильности составления первичных документов, составления корреспонденции счетов бухгалтерского учета и отражения их в соответствующих журналах операций;
  • проверку правильности составления учетных бухгалтерских расчетов;
  • проверку планово-сметных документов;
  • изучение приказов и распоряжений и проверка их исполнения;
  • изучение переписки бюджетного учреждения;
  • проверку состояния и сохранности товарно-материальных ценностей и наличия материально-ответственных лиц;
  • проверку состояния наличия и анализ эффективности использования объектов основных средств;
  • проверку использования средств на ремонт основных средств;
  • проверку правильности ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности;
  • проверку правильности начисления и своевременности уплаты налогов в бюджет и сборов в государственные внебюджетные фонды.

В крупных бюджетных учреждениях могут быть созданы ревизионные комиссии или в штате административно-управленческого персонала предусмотрена штатная единица ревизора, который должен знать порядок ведения учета на счетах Единого плана счетов.

Выше изложенные права ревизоров, ревизионных комиссий могут быть вменены бухгалтерам. Действующая надежная система внутреннего контроля предусматривает наличие планов проведения проверки ревизором или ревизионной комиссией с указанием сроков и объема проверок по отдельным вопросам, ответственного лица за проверку.

Контрольные процедуры бухгалтеров заключаются в проверке правильности составленного первичного документа, пересчете итогов, сравнении документов, в которых отражена хозяйственная операция, и встречных документов, подтверждающих факт совершения операции. Например, для подтверждения факта начисления оплаты труда по трудовому соглашению за оказание консультационных услуг по ведению учета в наличии должны быть документы: договор на оказание консультационных услуг, акт выполнения работ, в котором должно быть указано содержание консультации, затраты времени и стоимость этих консультаций.

Внутренний контроль будет наиболее действенным в том случае, если средства контроля встроены в инфраструктуру учреждения (рис. 1.5).

Рис. 1.5.

В связи с этим необходимо разработать положения о внутреннем контроле бюджетного учреждения.

Внутренний контроль призван служить механизмом для минимизации ошибок, расточительства, предупреждения случаев мошенничества и хищений. Внутренний контроль должен охватывать все разнообразные риски, связанные с деятельностью бюджетных учреждений. Он играет важнейшую роль в способности учреждения выполнять поставленные задачи.

Контрольные задания

  • 1. Укажите организации, относящиеся к сектору государственного управления.
  • 2. Дайте характеристику бюджетного учреждения.
  • 3. Назовите источники финансового обеспечения бюджетных учреждений.
  • 4. Охарактеризуйте нормативное регулирование бухгалтерского учета бюджетного учреждения.
  • 5. Дайте классификацию имущества бюджетного учреждения, укажите, для каких целей она предусмотрена.
  • 6. Назовите способы организации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и укажите их преимущества и недостатки.
  • 7. Опишите содержание учетной политики бюджетного учреждения для целей бухгалтерского учета.
  • 8. Опишите содержание учетной политики бюджетного учреждения для целей налогообложения.
  • 9. Сформулируйте цель и задачи внутреннего контроля бюджетного учреждения.
  • 10. Предложите варианты организации внутреннего контроля бюджетного учреждения.

В соответствие c частью 4 ст. 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации распорядители бюджетных средств осуществляют внутренний финансовый аудит учреждения. Это необходимо для следующих целей:

  • Оценка надежности финансового контроля, подготовка плана, связанного с повышением его эффективности;
  • Подтверждение достоверности имеющейся отчетности и соответствие алгоритма ведения бюджетного учета стандартам, установленным Минфином РФ;
  • Подготовка рекомендаций относительно эффективности расхода бюджетных средств.

Как правило, порядок внутреннего финансового аудита устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти, местной администрацией. При проведении данного мероприятия действуют Правила №193 по реализации средств федерального бюджета. Для гарантии единообразного подхода к аудиту Приказом Минфина РФ от 3.12.2016 №822 приняты особые методические рекомендации.

Объектом представленной разновидности аудита являются структурные подразделения распорядителя бюджета, подведомственные распорядители, получатели финансовых средств.

Согласно ст. 6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не являются главными администраторами бюджетных средств, администраторами бюджетных средств, получателями бюджетных средств и не относятся к участникам бюджетного процесса и положения БК РФ о порядке ведения внутреннего финансового аудита на них не распространяются и такие проверки в отношении их не должны осуществляться. Исключение из данного правила - случаи возложения на них полномочий получателя бюджетных средств.

Внутренний финансовый контроль: специфика реализации

Согласно части 1 статьи 160.2-1 БК главные администраторы доходов бюджета производят внутренний финансовый контроль учреждения. Здесь важно соблюдение следующих критериев:

  1. Составление стандартов бюджета по расходам;
  2. Организация мер, повышающих результативность использования финансовых средств

Ответственность за проведение финансового контроля несет руководитель, либо заместитель руководителя.

Задачи внутреннего финансового контроля:

  • Управление рисками при неудовлетворительных результатах выполнения внутренних бюджетных процедур;
  • Устранение нарушений бюджетного законодательства и прочих нормативных правовых актов, имеющих отношение к бюджетным правоотношениям;
  • Повышение экономности использования финансовых средств.

Согласно положениям, ст.6 и п. 1 ст. 152 БК РФ бюджетные и автономные учреждения не должны являться участниками бюджетного процесса. Последовательность ведения внутреннего финансового контроля для них не актуальна. Исключением считаются лишь случаи возложения на них функций получателя бюджетных средств.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетными организациями реализуется в виде субсидии. Размер субсидий рассчитывается, исходя из нормативных затрат на оказание госуслуг. Отсюда следует, что после списания в оговоренном порядке субсидии на выполнение государственного задания и её дальнейшего зачисления на счет учреждения, субсидия утрачивает статус средств соответствующего бюджета. В этих случаях относительно бюджетных автономных организаций внутренний финансовый контроль производиться не может.

Компания ЦБУ Интеркомп предлагает огромный спектр услуг в области финансового аудита. Специалисты компании оказывают консультационную и юридическую поддержку. К тому же – имеют представление об особенностях функционирования всех видов государственных учреждений. За счет своевременного отслеживания изменений и нововведений в российском законодательстве фирма учитывает все актуальные потребности клиентов.

В бюджетном учреждении должно быть разработано Положение о внутреннем контроле . Это один из определяющих документов по контролю деятельности организации.

Унифицированной формы Положения нет, учреждение разрабатывает его самостоятельно. Наша задача — помочь грамотно составить этот важный документ.

Положение о внутреннем контроле в учреждении должно содержать следующие разделы:

1. Общие положения:

  • цели и задачи внутреннего контроля;
  • принципы внутреннего контроля.

2. Организация системы внутреннего контроля.

3. Субъекты внутреннего контроля.

4. Функции и права службы внутреннего контроля.

5. Ответственность субъектов внутреннего контроля.

6. Оценка эффективности системы внутреннего контроля.

7. Заключительные положения.

Фрагмент Положения о внутреннем контроле

1. Общие положения

1.2. Настоящее Положение устанавливает единые цели, задачи и принципы проведения внутреннего контроля.

1.3. Внутренний контроль направлен на:

  • соблюдение требований законодательства РФ в области бухгалтерского (бюджетного) учета, внутренних процедур составления и исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности;
  • эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами (нормативами);
  • соблюдение финансовой дисциплины;
  • повышение качества ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и составления отчетности;
  • повышение результативности использования субсидий и средств, полученных от приносящей доход деятельности.

1.4. Основные цели внутреннего контроля:

  • подтверждение достоверности бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности учреждения;
  • соблюдение действующего законодательства РФ, регулирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

1.5. Основные задачи внутреннего контроля:

  • установление соответствия совершаемых финансовых операций в части финансово-хозяйственной деятельности и их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете требованиям нормативных правовых актов;
  • установление соответствия проводимых операций регламентам и полномочиям сотрудников;
  • анализ системы внутреннего контроля учреждения, позволяющий выявить существенные аспекты, влияющие на ее эффективность.

1.6. Принципы внутреннего контроля учреждения:

  • принцип законности — неуклонное и точное соблюдение всеми субъектами внутреннего контроля норм и правил, установленных нормативным законодательством РФ;
  • принцип объективности — внутренний контроль осуществляется с использованием фактических документальных данных в порядке, установленном законодательством РФ, путем применения методов, обеспечивающих получение полной и достоверной информации;
  • принцип независимости — субъекты внутреннего контроля при выполнении своих функциональных обязанностей не зависят от объектов внутреннего контроля;
  • принцип системности — периодичная проверка всех сторон деятельности объекта внутреннего контроля и его взаимосвязей в структуре управления;
  • принцип ответственности — каждый субъект внутреннего контроля несет ответственность за ненадлежащее выполнение своих контрольных функций;
  • принцип профессиональной компетентности и добросовестности — проверяющий должен владеть необходимым объемом знаний и навыками для проведения проверки.

1.7. Внутренний контроль осуществляют:

  • сотрудники учреждения в соответствии с их полномочиями и функциями;
  • служба внутреннего контроля, созданная приказом руководителя учреждения.

2. Организация системы внутреннего контроля

2.1. Система внутреннего контроля обеспечивает:

  • точность и полноту документации бухгалтерского учета;
  • соблюдение требований законодательства;
  • своевременность подготовки достоверной бухгалтерской отчетности;
  • предотвращение ошибок и искажений;
  • исполнение приказов и распоряжений руководителя учреждения;
  • выполнение планов финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • сохранность имущества учреждения.

2.2. Система внутреннего контроля дает возможность оценить эффективность работы структурных подразделений и отделов учреждения.

2.3. В учреждении используется три типа контрольных мероприятий: предварительный, текущий и последующий контроль.

2.3.1. Предварительный контроль предшествует совершению хозяйственной операции. Он позволяет определить ее целесообразность и правомерность.

Цель предварительного контроля — предупредить нарушения на стадии планирования расходов и заключения договоров.

Предварительный контроль осуществляют руководитель учреждения, его заместители, главный бухгалтер, специалисты юридической службы и службы внутреннего контроля.

Основные методы предварительного контроля:

  • проверка финансово-плановых документов (расчетов потребности в финансовых средствах, плана финансово-хозяйственной деятельности и др.) руководителем, главным бухгалтером, их визирование, согласование и урегулирование разногласий;
  • проверка и визирование проектов договоров (контрактов) специалистами юридической службы и главным бухгалтером;
  • предварительная экспертиза документов (решений), связанных с расходованием финансовых и материальных средств, осуществляемая заместителем руководителя по административно-хозяйственной части, главным бухгалтером, руководителями подразделений, специалистами службы внутреннего контроля.

2.3.2. Текущий контроль производится путем повседневного анализа исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности, ведения бухгалтерского учета, мониторинга расходования денежных средств по назначению.

Методы текущего внутреннего контроля:

  • проверка расходных денежных документов до их оплаты (расчетно-платежных ведомостей, платежных поручений, счетов и т. д.). Фактом контроля является разрешение документов к оплате;
  • проверка наличия денежных средств в кассе;
  • проверка полноты оприходования полученных в банке наличных денежных средств;
  • проверка у подотчетных лиц наличных денежных средств, полученных под отчет, и оправдательных документов;
  • контроль за взысканием дебиторской и погашением кредиторской задолженности;
  • сверка аналитического учета с синтетическим счетом (оборотная ведомость);
  • проверка фактического наличия материальных средств.

Ведение текущего контроля осуществляется на постоянной основе специалистами службы внутреннего контроля и бухгалтерии.

2.3.3. Последующий контроль проводится по итогам совершения хозяйственных операций путем анализа и проверки бухгалтерской документации и отчетности, проведения ревизий и иных необходимых процедур.

Цель последующего внутреннего контроля — обнаружение фактов незаконного, нецелесообразного расходования денежных и материальных средств, вскрытие причин нарушений.

Методы последующего внутреннего контроля:

  • внезапная проверка кассы;
  • проверка поступления, наличия и использования денежных средств в учреждении;
  • документальные проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Для последующего контроля используются плановые и внеплановые проверки.

Плановые проверки проводятся с периодичностью, установленной графиком проведения внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности.

Объекты плановой проверки:

  • соблюдение законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета и норм учетной политики;
  • правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бухгалтерском (бюджетном) учете;
  • полнота и правильность документального оформления операций;
  • своевременность и полнота проведения инвентаризаций;
  • достоверность отчетности.

В ходе проведения внеплановой проверки осуществляется контроль по вопросам, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях.

Проведение последующего контроля осуществляется специалистами службы по внутреннему контролю.

Проверка оформляется приказом (распоряжением) руководителя учреждения, в котором указывают:

  • тему проверки;
  • вид и форму проверки;
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии по проведению внутреннего контроля.

2.4. Лица, ответственные за проведение проверки, анализируют выявленные нарушения, определяют причины и разрабатывают предложения для принятия мер по их устранению и недопущению в дальнейшем.

2.5. Результаты предварительного и текущего контроля оформляются в виде протоколов проведения внутренней проверки. К ним может прилагаться перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, если таковые были выявлены, а также рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.6. Результаты проведения последующего контроля оформляются в виде акта. Акт проверки должен включать следующие сведения:

  • характер и состояние систем бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
  • методы и приемы, применяемые при проведении контрольных мероприятий;
  • анализ соблюдения законодательства РФ, регламентирующего порядок осуществления финансово-хозяйственной деятельности;
  • выводы о результатах проведения контроля;
  • описание принятых мер и перечень мероприятий по устранению недостатков и нарушений, выявленных в ходе последующего контроля, рекомендации по недопущению возможных ошибок.

2.7. Работники учреждения, допустившие недостатки, искажения и нарушения, в письменной форме обязаны представить руководителю учреждения объяснения по вопросам, связанным с результатами проведения контроля.

2.8. По результатам проведения проверки специалистами службы внутреннего контроля разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений с указанием сроков и ответственных лиц, который утверждается руководителем учреждения.

По истечении установленного срока уполномоченный специалист службы внутреннего контроля незамедлительно информирует руководителя учреждения о выполнении мероприятий или их неисполнении с указанием причин.

3. Субъекты внутреннего контроля

3.1. В систему субъектов внутреннего контроля входят:

  • руководитель учреждения и его заместители;
  • служба внутреннего контроля;
  • руководители подразделений, отделов и работники учреждения.

3.2. Разграничение полномочий и ответственности органов, задействованных в функционировании системы внутреннего контроля, определяется внутренними документами учреждения, в том числе положениями о соответствующих структурных подразделениях, а также организационно-распорядительными документами учреждения и должностными инструкциями работников.

С. С. Велижанская,
заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Внутренний финансовый контроль (ВФК) в учреждении поможет эффективно использовать бюджетные деньги, трудовые и материальные ресурсы. Задача ВФК– обнаружить ошибки, исправить и не допустить их в дальнейшем. В статье найдете готовые образцы Положения, карты и журнала внутреннего финансового контроля.

В силу п. 1 стат. 19 Закона № 402-ФЗ и п. 6 Инструкции № 157н все учреждения обязаны организовывать проверку своей деятельности. Такая процедура позволяет эффективно использовать средства бюджета, обеспечить высокое качество учета, а также достоверность отчетности. Рассмотрим, что включает внутренний государственный финансовый контроль, по каким правилам или стандартам проводится.

Как организовать систему внутреннего финансового контроля

Внутренний финансовый контроль в бюджетном учреждении направлен на достижение организацией своих целей, предотвращение отклонений от установленного порядка, обеспечение корректности учета, отчетности. Особенно актуально данное мероприятие для учреждений со сложной организационной структурой, включающей филиалы или подразделения.

Про последние изменения в порядке контроля читайте в статье журнала

Система проверки должна охватывать все операции, сделки и события, которые могут влиять на результат деятельности или перемещение денег. При разработке плана ревизионных мероприятий для собственного применения можно использовать федеральные стандарты для аудиторской деятельности. В процессе выбора конкретных действия нужно учитывать требования в области финансов:

  • На федеральном уровне – государства.
  • На региональном уровне или местном – субъектов РФ или муниципалитетов.

Это обусловлено тем, что все учредители (РБС и ГРБС) обязаны проверять свои подчиненные структуры. Параллельно учреждения подвержены ревизии со стороны государства или местных органов власти. Основной целью мероприятий является проверка:

  • Соблюдения требований, принятых правил составления бюджета по расходованию средств.
  • Соблюдения нормативных стандартов по составлению бюджетных отчетов, ведению учета получателя финансирования.
  • Подготовки и реализаций мероприятий по эффективности, экономности использования средств бюджета.

При разработке системы ВФК нужно учитывать требования следующих нормативно-правовых актов:

  • БК РФ.
  • Закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г.
  • Закона № 7-ФЗ от 12.01.96 г.
  • Закона № 174-ФЗ от 03.11.06 г.
  • Приказа Минфина № 157н от 01.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 191н от 28.12.10 г.
  • Приказа Минфина № 33н от 25.03.11 г.
  • Приказа Минфина № 18н от 20.03.14 г.
  • Приказа Минфина № 356 от 07.09.16 г.
  • Постановления Правительства № 1092 от 28.11.13 г.

Структура и положение о контроле

Положение о внутреннем финансовом контроле составляется для утверждения порядка осуществления внутреннего финансового контроля. Допускается оформление этого регламента в виде отдельного раздела учетной политики учреждения. Предварительно, нужно определить, кто именно будет проводить процедуру. Вариант зависит от объема и срочности работ, общего положения дел в учреждении, организационной структуры:

  • Отдельное специальное подразделение – к примеру, отдел, департамент или служба.
  • Уполномоченные сотрудники или подразделения.
  • Специальная комиссия для проведения проверки.
  • Штатный аудитор или ревизор.
  • Внешний аудитор, привлеченный «со стороны» на договорной основе.

Порядок ВФК должен включать следующие основные нюансы проверки:

  • Главные задачи и цели мероприятий.
  • Применяемые методики и процедуры.
  • Объекты и субъекты мероприятия.
  • Порядок оформления итоговых результатов и исправления обнаруженных нарушений.
  • Ответственность лиц, по вине которых допущены искажения, неточности, нарушения.

Учреждение может добавить в положение любые сведения, включая план внутреннего финансового контроля ведения учета в соответствии с нормативными требованиями. Главное – согласовать текст положения с ГРБС.

Образец Положения о внутреннем финансовом контроле в бюджетном учреждении

Смотрите и скачайте образец положения:

Карта и методы внутреннего финансового контроля

При подготовке к осуществлению ВФК необходимо разработать карту внутреннего финансового контроля. Здесь приводятся сведения о должностном работнике, ответственном за соблюдение сроков, периодичность операций. Дополнительно указываются способы и методы проверок и т.д. В карте требуется привести все виды операций, за выполнение которых отвечает отдельное подразделение.

Документ формируется до начала очередного года. Корректировки вносятся в следующих ситуациях:

  • При внесении изменений в карту по решению руководителя администратора (главного администратора) и получателя средств.
  • При корректировке нормативных требований по регулированию бюджетных процедур и правоотношений.

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля

Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предназначен для фиксации информации о выявленных нарушениях и недостатках, данных об источниках рисков неисполнения бюджета, рекомендаций по исправлению. По итогам проведенного внутреннего мероприятия можно заполнить протокол или служебную записку. К документу прикладывается перечень мер по устранению обнаруженных нарушений и рекомендации по их дальнейшему предотвращению.

Стандарты осуществления внутреннего муниципального финансового контроля подразумевают оформление результатов. Для этого составляется заключение; а при внешней ревизии – акт. Документы заполняются произвольно. От работников, по вине которых произошли недоработки, требуется предоставить письменные объяснения руководителю организации.

Журнал внутреннего финансового контроля с примером заполнения

В журнале внутреннего финансового контроля учреждения приводят:

  • Сведения о нарушениях и недостатках при выполнении бюджетных процедур.
  • Информацию об имеющихся бюджетных рисках.
  • Рекомендации по их устранению и предотвращению.

Согласно стандартам внутреннего финансового контроля, в документе приводятся итоговые результаты исследования правомерности ведения организацией деятельности. Дополнительно отражаются выводы о качестве тех хозяйственных операций, которые влияют на эффективное распоряжение бюджетными средствами.

Оформлять журнал обязано то подразделение учреждения, которое назначено ответственным за исполнение бюджетных процедур. Заполняется документ на основании сведений от проверяющего ведомства. Бланк можно формировать произвольно. Рекомендуется использовать для примера стандарт Казначейства РФ по Приказу № 475 от 16.12.16 г. В этом нормативно-правовом акте утвержден сам бланк и порядок его составления.

Допускается оформление журнала в электронном формате или «на бумаге». Электронный способ позволяет группировать нарушения по периодам их возникновения, типам и прочим критериям. Посредством использования программы доступны идентификация времени записи; защита от доступа посторонних; внесение отметок о нарушениях.

Пояснительная записка к годовой отчетности

Порядок осуществления внутреннего муниципального финансового контроля предусматривает заполнение соответствующих сведений в пояснительных записках. Такие формы прикладываются к годовой бухотчетности (ф. 0503760) учреждения и бюджетной отчетности (ф. 0503160). В таблице № 5 приводятся данные о результатах проведенных в отчетном периоде проверочных мероприятий, а также рекомендации по устранению недоработок.

Ответственность

На законодательном уровне санкции за отсутствие у организации системы внутреннего контроля финансовой отчетности напрямую не утверждены. Но финансовый орган может в любое время посетить учреждение для изучения его системы контроля. По результатам такой проверки ревизоры могут вынести предписание или представление. Если никаких замечаний к ревизии нет, бланк не заполняется.

В документе указывается на наличие нарушений. Если не исполнить предписание (представление), нарушителю грозит ответственность. В настоящее время размер штрафной санкции составляет:

  • Для должностных сотрудников учреждения – 20000-50000 руб. или возможна дисквалификация на период 1-2 года.

Обратите внимание! При проведении внутренних проверок виды ответственности можно предусмотреть для субъектов процедуры в рамках их обязанностей. Для лиц, виновных в недостатках, нарушениях и искажениях, как правило, вводится дисциплинарная ответственность по ТК РФ. Оценкой адекватности и эффективности системы, контролем за ее соблюдением занимается специальная комиссия. Состав комиссии утверждается руководителем организации.

"Бюджетные учреждения: ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности ", 2009, N6

ПОЛОЖЕНИЕ О ВНУТРЕННЕМ КОНТРОЛЕ:

РАЗРАБАТЫВАЕМ, УТВЕРЖДАЕМ, ПРИМЕНЯЕМ

Как показывает практика, не все учреждения уделяют внимание всем этапам контроля, некоторые ограничиваются лишь вялотекущим и последующим контролем. В таком случае учреждению можно посоветовать другую методику внутреннего контроля, которая включает в основном последующий контроль уже совершенных операций.

Определяемся с внутренними плановыми

и внеплановыми проверками

Контроль посредством проведения проверок наиболее практикуется внешними ревизорами учреждения, что не мешает прибегать к таким методам при осуществлении внутреннего контроля. Как для плановых, так и для внеплановых проверок может понадобиться ревизионная комиссия, которая будет заниматься указанными мероприятиями контроля. Работники такой комиссии несут ответственность за обоснованность выводов по результатам проверки, составленный отчет и предложения руководству <3>.

<3> Помимо плановых и внеплановых, проверки могут делиться на тематические, обобщающие и комплексные в зависимости от специфики и сферы деятельности бюджетного учреждения.

Плановые проверки осуществляются с определенной периодичностью, поэтому их объекты и сроки проведения указываются в графике проверок. Он включает: объект проверки, период, срок проведения и ответственных исполнителей. Из перечисленных пунктов особое внимание следует уделить направлениям работы ревизионной комиссии. Учреждения самостоятельно выбирают объекты для проверки. Перечислим основные из них, которые чаще других фигурируют в положении о внутреннем контроле:

Соблюдение действующего законодательства и норм учетной политики;

Целевое использование бюджетных средств;

Правильность и своевременность отражения всех хозяйственных операций в бюджетном учете;

Полнота и правильность документального оформления операций;

Отражение в учете доходов и расходов по внебюджетным средствам ;

Сохранность финансовых и нефинансовых активов учреждения;

Достоверность отчетности бюджетного учреждения.

В программе внутренних проверок перечисленные вопросы могут быть разбиты на подвопросы по контролю конкретных подразделений, участков и хозяйственных операций.

При внеплановых внутренних проверках контролируются вопросы, в отношении которых есть информация о возможных нарушениях и злоупотреблениях, поэтому в положении о внутреннем контроле могут быть не указаны объекты внеплановой проверки. В то же время нужно перечислить по крайней мере основания проведения такой проверки (неустранение нарушений, выявленных в ходе планового контроля, получение сведений о несоблюдении законодательства).

Любая проверка, независимо от того, является она внутренней или внешней, заканчивается оформлением результатов. По результатам контроля руководитель может принять следующие решения: привлечение к ответственности, поощрение работников, иные решения в пределах его компетенции. На основании выводов, сделанных по результатам проверки, составляется отчет. В него включаются все объекты проверки, а также описание выявленных недостатков и нарушений. На основании отчета разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков и нарушений, назначаются сроки и ответственные лица.

Пара слов о важном для бухгалтера приложении

Положение о внутреннем контроле предназначено для всех работников учреждения. То же самое можно сказать об одном из неотъемлемых приложений - положении о внутреннем документообороте. Его соблюдают все сотрудники, на которых распространяется действие документа, но больше всех с ним работает бухгалтерия. Безусловно, положение о внутреннем контроле - более емкий документ по сравнению с положением о документообороте, но для бухгалтера большинство разделов относится именно к системе документооборота.

О том, что включает в себя система документооборота, сказано в Положении о документах и документообороте в бухгалтерском учете <4>. В частности, в нее входят:

Первичные документы;

Учетные регистры, бухгалтерская и налоговая отчетность;

График документооборота;

Порядок хранения документов.

<4> Утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105.

Все элементы являются важными, но, как показывает практика, недостаточно внимания уделяется графику документооборота. Он составляется для того, чтобы упорядочить движение документов в бюджетном учреждении и обеспечить своевременное получение бухгалтерской службой первичных документов, их учет и хранение. Следовательно, прежде всего в графике должны быть установлены сроки движения документов по основным этапам: создание (передача), проверка (обработка), хранение. График лучше оформить распоряжением руководителя как приложение к приказу об учетной политике. С ним следует ознакомить под расписку всех должностных лиц, ответственных за составление и представление тех или иных документов, в установленные сроки.

Подведем итоги

Несмотря на то что для бюджетных учреждений четких инструкций по составлению положения о внутреннем контроле нет, как видим, этот документ не настолько сложен, чтобы у бухгалтера не хватило навыков его составить. Главное - выделить основные разделы и прописать все то, что необходимо для достижения поставленной цели.

С. Булаев

Эксперт журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной

деятельности"

Подписано в печать