Властные группы в аграрном индустриальном информационном обществах. Постиндустриальное общество

Современные общества различаются по многим признакам, но есть в них и одинаковые параметры, по которым их можно типологизировать.

Одним из основных направлений в типологии служит выбор политических отношений , форм государственной власти как оснований для выделения различных типов общества. Например, у и я общества различаются по типу государственного устройства : монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия . В современных вариантах этого подхода отмечается выделение тоталитарных (государство определяет все основные направления социальной жизни); демократических (население может влиять на государственные структуры) и авторитарных (сочетающих элементы тоталитаризма и демократии) обществ .

В основу типологизации общества положено марксизмом различие обществ по типу производственных отношений в различных общественно-экономических формациях : первобытно-общинное общество (примитивно присваивающий способ производства); общества с азиатским способом производства (наличие особого вида коллективной собственности на землю); рабовладельческие общества (собственность на людей и использование труда рабов); феодальные (эксплуатация прикрепленных к земле крестьян); коммунистические или социалистические общества (равное отношение всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений).

Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Наиболее устойчивой в современной социологии считается типология, основанная на выделении традиционного, индустриального и постиндустриального обществ.

Традиционное общество (его еще называют простым и аграрным) — это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанном на традициях (традиционное общество). Поведение индивидов в нем строго контролируется, регламентируется обычаями и нормами традиционного поведения, устоявшимися социальными институтами, среди которых важнейшим будут семья, . Отвергаются попытки любых социальных преобразований, нововведений. Для него характерны низкие темпы развития , производства. Важным для этого типа общества является устоявшаяся социальная солидарность , что установил еще Дюркгейм, изучая общество австралийских аборигенов.

Традиционное общество характеризуется естественным разделением и специализацией труда (преимущественно по половозрастному признаку), персонализацией межличностного общения (непосредственно индивидов, а не должностных или статусных лиц), неформальным регулированием взаимодействий (нормами неписаных законов религии и нравственности), связанностью членов отношениями родства (семейным типом организации общности), примитивной системой управления общностью (наследственной властью, правлением старейшин).

Современные общества отличаются следующими чертами : ролевым характером взаимодействия (ожидания и поведение людей определяются общественным статусом и социальными функциями индивидов); развивающимся глубоким разделением труда (на профессионально-квалификационной основе, связанной с образованием и опытом работы); формальной системой регулирования отношений (на основе писаного права: законов, положений, договоров и т. п.); сложной системой социального управления (выделением института управления, специальных органов управления: политического, хозяйственного, территориального и самоуправления); секуляризацией религии (отделением ее от системы управления); выделением множества социальных институтов (самовоспроизводящихся систем особых отношений, позволяющих обеспечивать общественный контроль, неравенство, защиту своих членов, распределение благ, производство, общение).

К ним относятся индустриальное и постиндустриальное общества .

Индустриальное общество — это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран. Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Жизненный мир человеческого общества все сильнее подчиняется логике эффективности и инструментализма. Культура, в том числе традиционные ценности, разрушается под влиянием административного контроля , тяготеющего к стандартизации и унификации социальных отношений, социального поведения. Общество все больше подчиняется логике экономической жизни и бюрократическому мышлению.

Отличительные черты постиндустриального общества:
  • переход от производства товаров к экономике услуг;
  • возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;
  • главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;
  • контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;
  • принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

Последняя вызвана к жизни потребностями начавшегося формироваться информационного общества . Становление такого явления отнюдь не случайно. Основу социальной динамики в информационном обществе составляют не традиционные материальные ресурсы, которые к тому же во многом исчерпаны, а информационные (интеллектуальные): знания, научные, организационные факторы, интеллектуальные способности людей, их инициатива, творчество.

Концепция постиндустриализма сегодня детально разработана, имеет массу сторонников и все возрастающее число противников. В мире сформировались два основных направления оценки будущего развития человеческого общества: экопессимизм и технооптимизм . Экопессимизм предсказывает в 2030 г. тотальную глобальную катастрофу за счет возрастающего загрязнения окружающей среды; разрушения биосферы Земли. Технооптимизм рисует более радужную картину , предполагая что научно-технический прогресс справится со всеми трудностями на пути развития общества.

Основные типологии общества

В истории социальной мысли было предложено несколько типологий общества.

Типологии общества в период формирования социологической науки

Основатель социологии французский ученый О. Конт предложил трехчленную стадиальную типологию, в которую входили:

  • стадия военного господства;
  • стадия феодального господства;
  • стадия промышленной цивилизации.

В основу типологии Г. Спенсера положен принцип эволюционного развития обществ от простого к сложному, т.е. от элементарного общества ко все более дифференцированному. Развитие обществ Спенсер представлял как составную часть единого для всей природы эволюционного процесса. Низший полюс эволюции общества образуют так называемые военные общества, характеризующиеся высокой однородностью, подчиненным положением индивида и господством принуждения как фактора интеграции. От этой фазы через ряд промежуточных общество развивается к высшему полюсу — индустриальному обществу, в котором доминируют демократия, добровольный характер интеграции, духовный плюрализм и многообразие.

Типологии общества в классический период развития социологии

Данные типологии отличаются от описанных выше. Свою задачу социологи этого периода видели в том, чтобы объяснить ее, исходя не из общего порядка природы и законов ее развития, а из нее самой и ее внутренних закономерностей. Так, Э. Дюркгейм стремился найти «исходную клетку» социального как такового и с этой целью искал «простейшее», элементарнейшее общество, самую простую форму организации «коллективного сознания». Поэтому его типология обществ строится от простого к сложному, а в ее основу положен принцип усложнения формы социальной солидарности, т.е. сознания индивидами своего единства. В простых обществах действует механическая солидарность, потому что составляющие их индивиды очень похожи по сознанию и жизненной ситуации — как частицы механического целого. В сложных обществах существует сложная система разделения труда, дифференцированные функции индивидов, поэтому сами индивиды отстоят друг от друга по образу жизни и сознанию. Их объединяют функциональные связи, а их солидарность является «органической», функциональной. Оба типа солидарности представлены в любом обществе, но в архаических обществах господствует механическая солидарность, а в современных — органическая.

Немецкий классик социологии М. Вебер рассматривал социальное как систему господства и подчинения. Его подход основывался на представлении об обществе как о результате борьбы за власть и за удержание господства. Общества классифицируются по типу сложившегося в них господства. Харизматический тип господства возникает на основе личной особой силы — харизмы — правителя. Харизмой обычно обладают жрецы или вожди, и такое господство внерационально и не требует особой системы управления. Современному обществу, согласно Веберу, присущ легальный тип господства, основанный на праве, характеризующийся наличием бюрократической системы управления и действием принципа рациональности.

Типология французского социолога Ж. Гурвича отличается сложной многоуровневой системой. Он выделяет четыре типа архаических обществ, обладавших первичной глобальной структурой:

  • родоплеменные (Австралия, американские индейцы);
  • племенные, включавшие в себя разнородные и слабо иерархизованные группы, объединявшиеся вокруг наделенного магической силой вождя (Полинезия, Меланезия);
  • племенные с военной организацией, состоявшие из семейных групп и кланов (Северная Америка);
  • родовые племена, объединенные в монархические государства («черная» Африка).
  • харизматические общества (Египет, Древний Китай, Персия, Япония);
  • патриархальные общества (гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки);
  • города-государства (греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения);
  • феодальные иерархические общества (европейское Средневековье);
  • общества, породившие просвещенный абсолютизм и капитализм (только Европа).

В современном мире Гурвич выделяет: технико-бюрократическое общество; либерально-демократическое общество, построенное по принципам коллективистского этатизма; общество плюралистского коллективизма и т.д.

Типологии общества современной социологии

Для постклассического этапа развития социологии характерны типологии, основанные на принципе технического и технологического развития обществ. В наши дни наиболее популярна типология, которая выделяет традиционные, индустриальные и постиндустриальные общества.

Традиционные общества характеризуются высоким развитием сельскохозяйственного труда. Главным сектором производства является заготовка сырья, которая осуществляется в рамках крестьянских семей; члены общества стремятся к удовлетворению главным образом бытовых потребностей. Основой экономики является семейное хозяйство, способное удовлетворить если не все свои потребности, то значительную их часть. Техническое развитие крайне слабо. В принятии решений основным методом является метод «проб и ошибок». Социальные отношения развиты крайне слабо, как и социальная дифференциация. Такие общества ориентированы на традицию, следовательно, направлены в прошлое.

Индустриальное общество - общество, которое характеризуется высоким развитием промышленности и быстрыми темпами экономического роста. Экономическое развитие осуществляется в основном за счет экстенсивного, потребительского отношения к природе: для удовлетворения своих актуальных потребностей такое общество стремится к максимально полной разработке имеющихся в его распоряжении природных ресурсов. Главный сектор производства — обработка и переработка материалов, осуществляемые коллективами рабочих на фабриках и заводах. Такое общество и его члены стремятся к максимальной адаптации к настоящему моменту и удовлетворению социальных потребностей. Основным методом принятия решений является эмпирическое исследование.

Еще одна очень важная черта индустриального общества — так называемый «модернизаторский оптимизм», т.е. абсолютная уверенность в том, что любую проблему, в том числе социальную, можно решить, опираясь на научные знания и технологии.

Постиндустриальное общество — это общество, которое зарождается в настоящий момент и имеет ряд существенных отличий от индустриального общества. Если для индустриального общества свойственно стремление к максимальному развитию промышленности, то в постиндустриальном гораздо более заметную (а в идеале первостепенную) роль играют знания, технология и информация. Кроме того, быстрыми темпами развивается сфера обслуживания, обгоняя промышленность.

В постиндустриальном обществе нет веры во всесилие науки. Это отчасти связано с тем, что человечество столкнулось с негативными последствиями собственной деятельности. По этой причине на первый план выступают «экологические ценности», причем имеется в виду не только бережное отношение к природе, но и внимательное отношение к равновесию и гармонии, необходимым для адекватного развития общества.

Основой постиндустриального общества является информация, что в свою очередь породило еще один тип общества — информационное. По мысли сторонников теории информационного общества, появляется совершенно новое общество, характеризуемое процессами, противонаправленными тем, что имели место на предшествующих фазах развития обществ даже в XX в. Например, вместо централизации налицо регионализация, вместо иерархизации и бюрократизации — демократизация, вместо концентрации — разукрупнение, вместо стандартизации — индивидуализация. Все эти процессы обусловлены информационными технологиями.

Люди, предлагающие услуги, либо предоставляют информацию, либо ее используют. Например, преподаватели передают знания студентам, ремонтники используют свои знания для обслуживания техники, юристы, врачи, банкиры, летчики, дизайнеры продают клиентам свои специализированные знания законов, анатомии, финансов, аэродинамики и цветовых гамм. Они ничего не производят в отличие от заводских рабочих в индустриальном обществе. Вместо этого они передают или используют знания для оказания услуг, за которые готовы заплатить другие.

Исследователи уже применяют термин «виртуальное общество» для описания современного типа общества, сложившегося и развивающегося под воздействием информационных технологий, прежде всего интернет-технологий. Виртуальный, или возможный, мир стал новой реальностью вследствие компьютерного бума, охватившего общество. Виртуализация (замещение реальности се симуляцией/образом) общества, отмечают исследователи, является тотальной, так как все элементы, составляющие общество, виртуализируются, существенно меняя свой облик, свой статус и роль.

Постиндустриальное общество определяется также как общество «постэкономическое», «посттрудовое », т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. В постиндустриальном обществе человек утрачивает свою экономическую сущность и уже не рассматривается как «человек экономический»; он ориентируется на новые, «постматериалистические» ценности. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы, а в качестве приоритетных выступают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида в различных социальных сферах, в связи с чем формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Согласно концепции постэкономического общества, разработанной российским ученым B.Л. Иноземцевым, в постэкономическом обществе в отличие от экономического, ориентированного на материальное обогащение, главной целью для большинства людей становится развитие их собственной личности.

Теория постэкономического общества связана с новой периодизацией истории человечества, в которой можно выделить три масштабные эпохи — доэкономическую, экономическую и постэкономическую. В основе такой периодизации лежат два критерия — тип человеческой деятельности и характер соотношения интересов личности и общества. Постэкономический тип общества определяется как такой тип социального устройства, где хозяйственная деятельность человека становится все более интенсивной и комплексной, однако не определяется более его материальными интересами, не задается традиционно понимаемой экономической целесообразностью. Экономическую основу такого общества образуют деструкция частной собственности и возврат к собственности личной, к состоянию неотчужденности работника от орудий производства. Пост- экономическому обществу присущ новый тип социального противостояния — противостояние информационно-интеллектуальной элиты и всех не вошедших в нее людей, занятых в сфере массового производства и в силу этого вытесненных на периферию общества. Однако у каждого члена такого общества есть возможность самому войти в элиту, поскольку принадлежность к элите определяется способностями и знаниями.

У современного человека может сложиться неверное представление о том, на каком уровне развития находится человечество. Ведь его ментальность определяется не столько технологиями, сколько мироощущением. И если человек использует всю мощь инноваций для того, чтобы уничтожать природу, не может быть и речи о постиндустриальном обществе. В то же время, высокий уровень развития социума может быть достигнут и другими способами.

Индустриальное общество – это уровень развития социальной структуры, при котором происходит полный отказ от ручного труда, активно используется массовое автоматизированное производство, все рутинные процессы переходят под управление машин. Одновременно перестраивается общественная структура: разрушается традиционное общество, урбанизация делает перенаселёнными города и опустевшими – .

Постиндустриальное общество – это стадия развития социума, на которой происходит отказ от неэффективных и вредных привычек прошлого. В экономике основную массу создаёт инновационный сектор, производящий высокоинтеллектуальный продукт. Процессы труда и производства полностью автоматизированы, приоритетное внимание уделяется гармоничному развитию, экологии, человеческим ресурсам.

В настоящий момент мы находится на уровне индустриального общества со всеми его достоинствами и недостатками. Человечество озабочено сохранением ресурсов лишь в течение 3-4 десятилетий. При постиндустриальном обществе государства и организации будут заниматься сохранением энергии не по приказу, а по зову сердца. Индустриализация создаёт больше проблем, нежели решает. Урбанизация, концентрация опасных производств, загрязнение окружающей среды.

Постиндустриальное общество сможет решить все вопросы, которые мы накапливаем сегодня. Это поток сознания, неограниченные идеологическими или политическими рамками. В экономическом смысле данный уровень развития социума характеризуется высокоинтеллектуальным ВВП, идеальной конкуренцией, рациональным использованием природных богатств.

Выводы сайт

  1. Уровень развития социума. Постиндустриальное общество – это верхняя точка человеческой мысли, государства, экономики. В настоящий момент, реально достичь его можно лишь в нескольких странах мира с незначительной территорией (Норвегия, Япония, Южная Корея).
  2. Развитие промышленности. Индустриальное общество по сравнению со следующей ступенью развития имеет отсталые технологии, скорость их совершенствования значительно ниже.
  3. Рост населения. Постиндустриальное общество выходит на осознанный рост количества людей в мире. Сегодня он ничем не контролируется, что может привести к самым печальным последствиям.
  4. Структура экономики. В индустриальном обществе основную массу ВВП создаёт машиностроение, обрабатывающая промышленность, в постиндустриальном – сектор высоких технологий и инноваций.

Индустриальное общество - тип экономически развитого общества, в котором преобладающей отраслью национальной экономики является промышленность.

Индустриальное общество характеризуется развитием разделения труда, массовым производством товаров, машинизацией и автоматизацией производства, развитием средств массовой коммуникации, сферы услуг, высокой мобильностью и урбанизацией, возрастанием роли государства в регулировании социально-экономической сферы.

1. Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

2. Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

3. Интенсивная урбанизация

4. Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

5. Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

6. Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр. всего избирательного права)

7. Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

8. Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

9. Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Постиндустриальное общество - общество, в котором сфера услуг имеет приоритетное развитие и превалирует над объемом промышленного производства и производства сельскохозяйственной продукции. В социальной структуре постиндустриального общества возрастает численность людей, занятых в сфере услуг и формируются новые элиты: технократы, сциентисты.

Это понятие было впервые предложено Д. Беллом в 1962 году. Оно зафиксировало вступление в конце 50-начале 60-х гг. развитых западных стран, исчерпавших потенциал индустриального производства, в качественно новый этап развития.

Он характеризуется снижением доли и значения промышленного производства за счет роста сферы услуг и информации. Производство услуг становится основной сферой экономической деятельности. Так, в США в сфере информации и услуг сейчас трудится около 90% занятого населения. На основе этих изменений происходит переосмысление всех базовых характеристик индустриального общества, фундаментальная смена теоретических ориентиров.

Так, постиндустриальное общество определяется как общество "пост экономическое", "пост трудовое", т.е. такое общество, в котором экономическая подсистема утрачивает свое определяющее значение, а труд перестает быть основой всех социальных отношений. Человек в постиндустриальном обществе уже не рассматривается как "человек экономический" по преимуществу.


Первым "явлением" такого человека считают молодежный бунт конца 60-х гг., который означал конец протестантской трудовой этики как моральной основы западной индустриальной цивилизации. Экономический рост перестает выступать в качестве основного, тем более единственного ориентира, цели общественного развития. Акцент смещается на социальные, гуманитарные проблемы. В качестве приоритетных встают вопросы качества и безопасности жизни, самореализации индивида. Формируются новые критерии благосостояния и социального благополучия.

Постиндустриальное общество определяется также как общество "пост классовое", что отражает распад устойчивых социальных структур и идентичностей, характерных для индустриального общества. Если прежде статус индивида в обществе определялся его местом в экономической структуре, т.е. классовой принадлежностью, которой были подчинены все остальные социальные характеристики, то теперь статусная характеристика индивида определяется множеством факторов, среди которых возрастающую роль играет образование, уровень культуры (то, что П. Бурдье назвал "культурным капиталом").

На этом основании Д. Белл и ряд других западных социологов выдвинули идею нового "сервисного" класса. Ее суть состоит в том, что в постиндустриальном обществе не экономической и политической элите, а интеллектуалам и профессионалам, составляющим новый класс, принадлежит власть. В действительности принципиального изменения распределения экономической и политической власти не произошло. Утверждения о "смерти класса" также кажутся явно преувеличенными и преждевременными.

Однако существенные изменения в структуре общества, связанные в первую очередь с изменением роли знания и его носителей в обществе, несомненно, происходят (см. информационное общество). Таким образом, можно согласиться с утверждение Д. Белла, что "изменения, которые фиксируются термином постиндустриальное общество, могут означать историческую метаморфозу западного общества".

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО - понятие, фактически заменившее в конце 20 в. интересный радиоуправляемый вертолет по низкой цене заказать термин "постиндустриальное общество". Впервые словосочетание "И.О." был употреблен американским экономистом Ф. Машлупом ("Производство и распространение знания в Соединенных Штатах", 1962). Машлуп был одним из первых, кто исследовал информационный сектор экономики на примере США. В современной философии и других социальных науках понятие "И.О." быстро развивается в качестве концепции нового социального порядка, существенно отличающегося по своим характеристикам от предыдущего. Первоначально постулируется понятие "посткапиталистического" - "постиндустриального общества" (Дарендорф, 1958), в границах которого в отраслях экономики начинает преобладать производство и распространение знания, и, соответственно, появляется новая отрасль - информационная экономика. Быстрое развитие последней обусловливает ее контроль за сферой бизнеса и государства (Гэлбрейт, 1967). Выделяются организационные основы этого контроля (Болдуин, 1953; Уайт, 1956), в применении к социальной структуре означающие возникновение нового класса, так называемой меритократии (Янг, 1958; Гоулднер, 1979). Производство информации и коммуникация становятся централизованным процессом (теория "глобальной деревни" Мак-Люена, 1964). В конечном счете основным ресурсом нового постиндустриального порядка определяют информацию (Белл, 1973). Одна из наиболее интересных и разработанных философских концепций И.О. принадлежит известному японскому ученому Е. Масуде, стремящемуся осмыслить грядущую эволюцию социума. Основные принципы композиции грядущего общества, представленной в его книге "Информационное общество как постиндустриальное общество" (1983), следующие: "основой нового общества будет являться компьютерная технология, с ее фундаментальной функцией замещать либо усиливать умственный труд человека; информационная революция будет быстро превращаться в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологии и знания; потенциальным рынком станет "граница познанного", возрастет возможность решения проблем и развитие сотрудничества; ведущей отраслью экономики станет интеллектуальное про- изводство, продукция которого будет аккумулироваться, а аккумулированная информация станет распространяться через синергетическое производство и долевое использование"; в новом информационном обществе основным субъектом социальной активности станет "свободное сообщество", а политической системой будет являться "демократия участия"; основной целью в новом обществе будет реализация "ценности времени". Масуда предлагает новую, целостную и привлекательную своей гуманностью утопию 21 в., им самим названную "Компьютопией", которая заключает в себе следующие параметры: (1) преследование и реализация ценностей времени; (2) свобода решения и равенство возможностей; (3) расцвет различных свободных сообществ; (4) си-нергетическая взаимосвязь в обществе; (5) функциональные объединения, свободные от сверхуправляющей власти. Новое общество потенциально будет обладать возможностью достигнуть идеальной формы общественных отношений, поскольку будет функционировать на основе синергетической рациональности, который и заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества. С точки зрения осмысления процессов, реально имеющих место в современном постиндустриальном обществе, значимыми представляются также работы Дж. Бенингера, Т. Стоуньера, Дж. Нисбета. Ученые предполагают, что наиболее вероятный результат развития социума в ближайшем будущем - это интеграция существующей системы с новейшими средствами массовой коммуникации. Развитие нового информационного порядка не означает немедленного исчезновения индустриального общества. Более того, возникает Вероятность установления тотального контроля за банками информации, ее производством и распространением. Информация, став основным продуктом производства, соответственно, становится и мощным властным ресурсом, концентрация которого в одном источнике потенциально может привести к возникновению нового варианта тоталитарного государства. . Такую возможность не исключают даже те западные футурологи (Е. Масуда, О. Тоффлер), которые оптимистически оценивают будущие преобразования социального порядка.

Наступление индустриальной эпохи во взаимоотношениях человека и природы принято связывать с победой и окончательным утверждением во второй половине XVIII в. капиталистического способа производства. В это время возникает и начинает быстро развиваться крупная машинная индустрия. Основой новой формы организации общественного производства стала капиталистическая фабрика.

Характерной чертой техники этого периода явилось изобретение и распространение в основных отраслях промышленности (текстильной и машиностроительной) и сельского хозяйства рабочих машин. Применение механического ткацкого станка, парового двигателя, сельскохозяйственных машин (парового плуга, механических сеялок, жатвенных машин) привело к резкому увеличению промышленного и сельскохозяйственного производства, что сказалось на повышении уровня жизни и увеличении численности населения, составившей к 1800 г. 954 млн человек, а уже к 1900 г. - 1633 млн человек.

В XIX веке существенно возрос объем выработки ряда полезных ископаемых, прежде всего железной руды и угля. Уголь использовался в паровых двигателях и при производстве чугуна, поэтому его добыча, по словам П. Кууси, определяла все экономическое развитие в эту эпоху. Во второй половине XIX в. начинает развиваться добыча нефти и газа, растет добыча цветных металлов. Характерной чертой этого времени являются рост числа городов, их укрупнение, а также повышение концентрации в них населения. Многие новые города образуются в это время вокруг промышленных предприятий, превращаясь впоследствии в крупные промышленные центры. На всем протяжении XIX в. продолжалось развитие городской инфраструктуры, совершенствование систем удаления отходов, обеспечения городов сельскохозяйственной продукцией и налаживание сбыта промышленных товаров в аграрный сектор. Развивается система транспортных коммуникаций; строятся дороги, мосты. Строительный материал изымается из карьеров и каменоломен, в окрестностях городов осуществляются вырубки леса, необходимого для постройки деревянных сооружений. Все это деструктивно воздействует на естественные ландшафты и в конечном счете ведет к их разрушению. Им на смену приходят «антропогенные» ландшафты, в большей степени пригодные для проживания современного человека.

Прогресс в сельском хозяйстве во многом определил особенности питания людей в этот период. Рост производительности труда, достигнутый за счет использования сельскохозяйственных машин, вел к удешевлению продукции, делая ее более доступной широким слоям населения. Основу рациона большинства людей по-прежнему составляли хлеб, овощи и фрукты, ягоды, рыба. Широкое распространение в этот период получил картофель - новая культура, завезенная в Европу с Американского континента и отсюда уже распространившаяся по всему остальному миру. В странах Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии особую статью рациона составляла традиционная для этих регионов культура - рис. Мясо птицы и скота по-прежнему оставалось достаточно дорогим.

Вторую половину XVIII в. и весь XIX в. принято называть веком естествознания. В это время небывалый расцвет переживают науки о Земле (геология и география), биология, химия, астрономия, физика и др. Складывается эволюционно-исторический подход к анализу явлений природной и социальной действительности. В этот период многими исследователями, представителями различных научных направлений и специальностей разрабатываются отдельные аспекты предмета будущей единой экологической науки. Э. Геккель вводит термин «экология», которым обозначает новую отрасль знания о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Идет накопление данных о влияниях, оказываемых природой на человека и человеком на природу.

Период в истории становления взаимоотношений человека и природы, начавшийся одновременно с наступлением XX столетия и продолжающийся на всем его протяжении, в общем, характеризуется расширением экспансии человечества в природе, заселением всех доступных для проживания территорий, интенсивным развитием промышленного и сельскохозяйственного производства, открытием и началом эксплуатации новых способов высвобождения и преобразования энергии (в том числе энергии связей частиц атомного ядра), началом освоения околоземного космического пространства и Солнечной системы в целом, а также невиданным ранее ростом численности населения. Статистика показывает, что в 1920 г. Землю населяло 1862 млн человек, в 1940 г. - 2295 млн, в 1960 г. - 3049 млн, в 1980 г. - 4415 млн человек. В 1987 году человечество перешагнуло пятимиллиардный рубеж численности. Такие показатели прироста населения дают основание говорить о «демографическом буме» и строить чрезвычайно неблагоприятные прогнозы развития ситуации на ближайшую перспективу. Так, принято считать, что уже к 2000 г. число людей превысило 6 млрд человек, и демографы предполагают, что к 2025 г. человечество перешагнет восьмимиллиардный рубеж. Непрекращающийся процесс увеличения числа живущих на земле людей, по мнению большинства ученых, исследующих эту проблему, наряду с увеличением промышленного производства и потребления разнообразных природных ресурсов, а также с ростом количества отходов «жизнедеятельности» цивилизации поставит в ближайшие 100 лет вопрос о выживании человечества в целом.

Некоторые исследователи характеризуют современную нам эпоху как этап перехода к постиндустриальной (информационной) цивилизации, подразумевая под этим, что уже сегодня фактически осуществляется переход к главенству производства информации, знаний и гармонизации на этой основе взаимоотношений человека и природы.

Тысячекратное превышение нормальной численности человечества на земном шаре не может не сказаться на биотическом равновесии природы. Современным обществом в производство и потребление вовлекается такое количество веществ и энергии, которое в десятки и сотни раз превышает число биологических потребностей человека. Для каждого из нас сегодня требуется во много раз больше, чем для наших далеких предков. Если первобытный человек потреблял 1-2 л воды, то современный - 200 л воды в сутки, т.е. чем цивилизованнее нация, тем больше ее потребность. Человек берет у природной среды необходимые ему вещества, энергию и информацию, преобразовывает их в полезный для себя продукт (материальный или духовный) и возвращает в природу отходы своей деятельности. Деятельность человека выражается в незамкнутой цепочке:

Каждый из этих элементов несет негативные последствия:

  • - ощутимые сейчас (загрязнение природной среды);
  • - опасные в будущем (исчерпание природных ресурсов, техногенные катастрофы).

Отсюда можно сделать вывод, что одной из причин современного экологического кризиса является количественная экспансия человеческого общества (лат. экспансио - расширение, распространение). Это создает непомерный уровень и быстрое нарастание антропогенной нагрузки на природу.

Существует деление производящих обществ на:

1) Аграрные 2) Индустриальные 3) Постиндустриальные

Сен-Симон, Конт

1) Преобладание сельского населения, с/х- основа ВВП, преобладание Армии и Церкви. Феодальная собственность условна (принадлежит целой лестнице собственников). Феодальные, земельные наделы получают в основном за военные заслуги. Низкая мобильность. Крайняя неполитизированность - большинство населения индифферентно к государству (рассм как сборщик налогов). Политика на местах, чаще Гражданские Войны. Ресурс – земля.

2) Грань перехода к индустр. обществу:

Индустриализация, Промышленный переворот (промышл. производство- ведущий сектор экономики). Растягивается на десятилетия. 1830-1880 гг –первая индустриализация в России. Политика «Большая скачка» в 1930-е гг. настоящая индустриализация-рабочий класс преобладает в структуре населения. Пролетариат появляется, когда колхозы становятся совхозами

Урбанизация. «Крестьянская утопия» - благоприятная жизнь между городом и деревней (50 км), пищу для себя производят сами.

Гл. соц. институты: корпорации. Вед сила: Предприниматели (соединение ресурсов (труд, земля, капитал))

В отличие от аграрных обществ остро политизированные (Разв. полит партии, борьба за власть, за демократизацию общества)

Частная собственность, ресурс – капитал.

3) Переходная грань: НТР (середина 20 в) - превращение науки в непосредственную производительную силу. Ресурс: информация, знания (и главный продукт)

В стр-ре ВВП: преобладание услуг, потребления

Гл. институт: «Университеты» (конгломерат из учебных заведений, академическая инфраструктура, НИИ, библиотеки)

Противники: БАНКИ (финанс. структуры, кот могут захватить реальную власть)

Деурбанизация: проявл. всё ярче (70-80-ее гг). Высокое экологическое сознание.

Соц. силы: Сейнтисты(наука), Технократы(высоко квалифицированные специалисты)

Теория постиндустриального общества.

Постиндустриальное общество - общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг. Теория постиндустриального общества - широко применяется в западной политологии и социологии для обозначения современного общества.

Джон Гелбрейт (1908 - 2006) – аспекты деятельности крупных корпораций. Техноструктуры. Теория побудительных мотивов. «Американский капитализм», «Великая депрессия», «Новое индустриальное государство», «Экономика невинного обмана».



Д. Белл (1919) - американский социолог и публицист, основатель теории постиндустриального (информационного) общества. Себя он однажды описывал как «социалиста в экономике, либерала в политике и консерватора в культуре». «Грядущее постиндустриальное общество», «Социальные рамки информационного обществ».

Питер Друкер (1909 – 2005) – патриарх современного менеджмента. Сформировал теорию о глобальном рынке. Автор концепции «информационного работника». Основной импульс прогресса – от одной личности. Новая система стратификации. «Будущее индустриального человека», «Посткапиталистическое общество».

Э.Тоффлер (1928) – взаимосвязь технологий и социальных изменений. «Шок будущего». Концепция третьей войны. Научная концепция Элвина Тоффлера основывается на идее сменяющих друг друга волн-типов общества. Первая волна - это результат аграрной революции, которая сменила культуру охотников и собирателей. Вторая волна - результат индустриальной революции, которая характеризуется нуклеарным типом семьи, конвейерной системой образования и корпоративизмом. Третья волна - результат интеллектуальной революции, то есть постиндустриальное общество, в котором наблюдается огромное разнообразие субкультур и стилей жизни.

Ростоу Уолт (1916 – 2003) – «Стадии экономического роста. Некоммунисический манифест». Теория стадий экономического роста: традиционное общество, переходное, стадия сдвига (промышленная революция), зрелости (НТР), эра высокого массового потребления, поиск качества.

Маслоу Абрхам (1908 – 1970) – «Эупсихея» (чтобы создать идеальное общество, построить личности в самоактуализации). Пирамида: физиологические потребности, безопасность, принадлежности и любви, в уважении и почитании, познавательные, эстетические, самоактуализация.