Зарплаты чиновников в россии. Сколько зарабатывают госслужащие сейчас и раньше

Размер заработных плат у российских чиновников заслуживает отдельного внимания. По сводным данным, предоставленным Росстатом в первом полугодии 2015 года, усредненная заработная плата государственного служащего была равна 95 000 рублей. Ее размер стал больше на 4,9% по сравнению с предыдущим годом. Прожиточный минимум, установленный официально на данный момент, составлял 7 161 рубль.

В число людей, работающих в федеральных службах, входят следующие категории:

  • судебные приставы;
  • сотрудники внешней разведки;
  • работники в сфере охраны здоровья;
  • научные работники, сюда же входят деятели образования и культуры;
  • ряд других.

У определённой категории служащих данных ведомств доход в этот период был несколько поменьше, чем у всех остальных чиновников. Средний размер их зарплаты равен 76 100 рублей. Эта цифра не достигает установленного минимума. Работники части федеральных организаций имеют еще меньше. К примеру, в агентстве по техническому регулированию и в органах следственного комитета России усредненный оклад составлял около 47 000 рублей. Самые низкие зарплаты, как на период 2015 года, так и теперь, у служащих в агентствах по делам стран СНГ.

Чиновники, стоящие у исполнительной власти, зарабатывают несколько больше: в 2015 году их зарплата была равна 84 100 рублей. По сравнению с предыдущим годом оплата их труда увеличилась примерно на 1,8 % за месяц.

Работники судебных органов, в том числе генпрокуроры, сотрудники прокуратур располагали месячной зарплатой в размере 106 200 рублей.

Госдума имеет в своем составе депутатов нижней палаты в количестве 450 человек, каждый из которых получал по 113 000 рублей ежемесячно. В сравнении с предыдущим годом их оплата стала больше на 26,5%.

В составе Совета Федерации в верхней палате трудятся чиновники в количестве 170 человек, которые в 2015 году имели ежемесячно по 139 000 рублей каждый.

Эта цифра почти на 20% больше по сравнению с 2014 годом.

В 2015 году существенно возросли зарплаты у служащих Министерства иностранных дел. Процент увеличения составил 84,5%. Месячный доход каждого сотрудника равнялся 139 000 рублей.

Работники Конституционного суда, которые занимаются проверкой законов и договоров, актов и прочих документов на предмет соответствия, получали заработную плату в размере 153 000 рублей.

Работники счетной палаты имеют зарплаты довольно высокие. В их компетенции: контроль фондов, расходной и доходной частью бюджета страны, а также банковскими учреждениями. Они следят за целевой направленностью кредитов, а также состоянием внешнего долга страны в целом. Сотрудники счетной палаты получали 180 000 рублей в месяц. Это на 69,3% больше по сравнению с предыдущим годом.

Правительственному аппарату зарплату в 2015 году снизили на 7,8%. Работники данного ведомства контролируют исполнение правительственных решений. Их заработная плата составляла 194 800 рублей в месяц.

Администрации президента зарплату также снизили на 2,1%. На момент 2015 года она составляла 226 200 рублей в месяц.

Размеры заработных плат в зависимости от ведомств

Само собой разумеется, что по сравнению с другими зарплаты работников федеральных государственных органов несколько больше средних зарплат по России.

В федеральных органах России трудятся чиновники высшего ранга, которые получают довольно внушительные зарплаты. Это ведомства МИД, Министерство обороны, Министерство экономики развития, Следственный комитет, Спецстрой, Верховный суд, Конституционный суд, гидромет, ЦИК.

В регионах чиновников трудится в несколько раз больше. Количество сотрудников, занимающих должности в государственных органах составляет примерно 682 000 человек, в муниципальной службе занято 307 000 сотрудников.

Их доходы существенно ниже, по сравнению с работниками, занятыми в федеральной службе, а заработок варьируется в пределах от 42 000 до 36 900 рублей. Однако стоит заметить, что работа у них довольно ответственная и обязанностей у каждого немало. Что касается вопроса повышения заработных плат, то такая тенденция наблюдается ежегодно.

По определению специалистов российского центра уровня жизни, труд работников управленческой сферы считается одним из самых сложных. Соответственно и заработная плата у них должна быть немаленькая. Разговоры о том, что ее размер в некоторой степени превышает среднюю оплату труда в целом по стране, вполне обоснованы. Но проблема не в том, что чиновничий аппарат зарабатывает много, а в том, что все остальные – мало. По предварительным подсчетам средний заработок госслужащих доходит до положенного минимума. Их доход в среднем должен составлять примерно 9 прожиточных минимумов, что в переводе на рубли равняется 80 000 рублей в месяц.

На каждого трудящегося в России должно выдаваться 55 000 рублей, что равно 5 прожиточным минимумам. Однако государственный бюджет этих денег не выделяет: среднемесячный доход для обычных работников значительно меньше и равен примерно 36 500 рублей в месяц, то есть 3,3 прожиточного минимума. Целью государства на данный момент является доведение зарплаты российских граждан до этой планки. Таким образом, вопросов у населения страны по поводу больших зарплат чиновников не будет возникать.

Стоит заметить, что информация по доходу чиновников не должна считаться тайной. В любой стране обычные граждане всегда находятся в курсе того, как отрабатывается жалование государственными служащими и на какие цели тратятся налоговые отчисления. В развитых странах прозрачность данной информации является нормой. Россия в этом плане не исключение.

Повышение зарплат федеральных госслужащих в 2018 году остается под вопросом, последние новости из правительственных кабинетов не дают окончательного ответа на данный вопрос. Экономический кризис вынудил чиновников экономить на собственной оплате труда, однако улучшение экономической ситуации может вернуть в повестку дня вопрос об индексации зарплат.

В ожидании повышения зарплаты в 2018 году: последние новости для федеральных госслужащих

Доходы чиновников федерального уровня значительно превышают средние показатели оплаты труда. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года среднемесячный доход федерального служащего превысил отметку 100 тыс. руб. Наибольший уровень дохода имеют представители Администрации Президента – более 200 000 руб. При этом кризис вынудил чиновников заморозить индексацию собственных зарплат, что привело к фактическому обесцениванию доходов чиновников на уровень инфляции.

Ежегодное повышение оплаты труда госслужащих было приостановлено в 2014 году, что позволило существенно сократить бюджетные расходы. Общее количество федеральных госслужащих превышает 370 тыс. человек. С учетом роста уровня инфляции после девальвации рубля, индексация зарплат становилась дополнительным бременем для государственной казны.

Правительство намеревалось оптимизировать бюджетные расходы, отказавшись от индексации зарплат чиновников. Уже в 2018 году власти могут пересмотреть свое решение, что может возобновить регулярное повышение зарплат федеральным госслужащим. При этом чиновники еще не решили, когда и как изменяться должностные оклады.

В правительстве обсуждают два варианта развития событий для госслужащих. В первую очередь власти могут возобновить ежегодную индексацию, что приведет к увеличению зарплат на 4%. Кроме того, эксперты не исключают более масштабного повышения оплаты труда, если отечественная экономика сохранит положительную динамику. В таком случае власти смогут компенсировать обесценивание зарплат за время кризиса.

Тенденции нефтяного рынка и динамика бюджета определят, что ждет федеральных госслужащих в 2018 году.

Восстановление экономики федерального масштаба

Оптимизм чиновников связан с надеждами на скорое восстановление экономического роста. Отечественная экономика преодолела негативные тенденции и переходит к этапу устойчивого роста. Кроме того, улучшение правительственных прогнозов вызвано повышением цен на нефть, что обеспечит бюджет дополнительными поступлениями.

Согласно оценкам представителей Минфина, рост нефтяных котировок до 50 долл./барр. увеличит доходы бюджета на 1 трлн руб., что положительно отразится на итоговом дефиците государственной казны. В результате власти получат дополнительный финансовый ресурс, который будет использован для индексации зарплат и пенсий.

В том числе чиновники смогут отказаться от ограничений, которые были необходимы в разгар экономического кризиса. Во время экономических неурядиц правительство приняло решение заморозить зарплаты чиновников, а некоторые категории служащих столкнулись с сокращением оплаты труда на 10%.

В следующем году власти смогут восстановить ежегодную индексацию зарплат, что увеличит оплату труда чиновников на 4%. Наиболее оптимистичный сценарий предполагает повышение зарплат с учетом инфляции прошлых периодов, когда экономический кризис не позволял проводить индексацию. В таком случае оклады госслужащих прибавят 30-40%, однако реализация данного сценария остается маловероятной.

Уровень окладов госслужащих оказывает непосредственное влияние на размер пенсии за выслугу лет. Без повышения зарплаты в 2018 году, пенсии федеральных госслужащих останутся на прежнем уровне.

Пенсионные вопросы

Пенсия за выслугу лет определяется как процент от нынешних окладов. В зависимости от стажа службы, данный показатель изменяется в диапазоне 45-70%. Продление моратория на индексацию зарплат обернется заморозкой пенсионных выплат.

Кроме того, в Минфине рассматривают альтернативный вариант повышение зарплат госслужащих. Представители ведомства предлагают отказаться от ежегодной индексации и рассматривать вопрос увеличения оплаты труда в рамках бюджетного процесса. В таком случае правительство сможет принимать решения исходя из существующих доходов, что положительно отразится на сбалансированности бюджета.

В следующем году зарплаты госслужащих могут увеличиться на 4%, что зафиксировано в базовом прогнозе. Также власти рассматривают варианты продления моратория на индексацию, откладывая повышение оплаты труда до более благоприятного периода. Оптимистичный прогноз предусматривает увеличение зарплат на 30-40%, что позволит компенсировать инфляцию прошлых периодов.

Дата публикации: 09.06.2017

Дата изменения: 09.06.2017

Прикрепленный файл: docx, 21.09 кБ

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе? оссийской Федерации" и Указом Президента? оссийской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих". ? азмеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы п/пНаименование должностиДолжностной оклад(рублей в месяц)Ежемесячное денежное поощрение (должностных окладов)Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы (в процентах к должностному окладу)1. Должности категории "руководители"Высшая группа должностей1Первый заместитель федерального министра950010,5150-2002Заместитель федерального министра950010,5150-2003Директор департамента87435,5150-2004Заместитель директора департамента84064150-2002. Должности категории "помощники (советники)"Высшая группа должностей5Помощник федерального министра84064150-2006Советник федерального министра84064150-2003. Должности категории "специалисты"Главная группа должностей7Начальник отдела в департаменте71463,5120-1508? еферент69783120-150Ведущая группа должностей9Заместитель начальника отдела в департаменте62222,590-12010Ведущий советник61382,590-12011Советник60522,590-12012Ведущий консультант59702,590-12013Консультант58852,590-120Старшая группа должностей14Главный специалист-эксперт53812,560-9015Ведущий специалист-эксперт48772,560-9016Специалист-эксперт43722,560-904. Должности категории "обеспечивающие специалисты"Ведущая группа должностей17Ведущий специалист 2 разряда56332,590-120Старшая группа должностей18Старший специалист 1 разряда43722,560-9019Старший специалист 2 разряда42892,560-9020Старший специалист 3 разряда42052,560-90Младшая группа должностей21Специалист 1 разряда37002,5до 6022Специалист 1 разряда31962,5до 60 ? азмеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащихНаименование классного чинаОклад за классный чин (рублей в месяц)Действительный государственный советник? оссийской Федерации 1 класса 3112Действительный государственный советник? оссийской Федерации 2 класса2944Действительный государственный советник? оссийской Федерации 3 класса2775Государственный советник? оссийской Федерации 1 класса 2524Государственный советник? оссийской Федерации 2 класса2355Государственный советник? оссийской Федерации 3 класса 2189? оссийской Федерации 1 класса1934Советник государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса1768Советник государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса 1599? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 1 класса 1515? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса 1263? еферент государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса1179? оссийской Федерации 1 класса 1011Секретарь государственной гражданской службы? оссийской Федерации 2 класса 927Секретарь государственной гражданской службы? оссийской Федерации 3 класса 759 ? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службеСтаж работы? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10от 5 до 10 лет15от 10 до 15 лет 20свыше 15 лет30? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайнуСтепень секретности? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)"Особой важности" 50 - 75"Совершенно секретно" 30 - 50"Секретно" (при оформлении допуска с проведением проверочных мероприятий)10 - 15"Секретно" (при оформлении допуска без проведения проверочных мероприятий)5 - 10? азмеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайныСтаж работы? азмер надбавки (в процентах к должностному окладу)от 1 до 5 лет 10от 5 до 10 лет15свыше 10 лет20 Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов? оссийской Федерации, утверждаются приказом Минфина? оссии от 09 июля 2007 № 61 н "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов? оссийской Федерации"

Оплата труда федеральных государственных гражданских служащих производится в соответствии со статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих".

Размеры месячных должностных окладов, ежемесячных надбавок к должностному окладу за особые условия гражданской службы и ежемесячных денежных поощрений федеральных государственных гражданских служащих в соответствии с замещаемыми ими должностями федеральной государственной гражданской службы

п/п

Наименование должности

Должностной оклад
(рублей в месяц)

Ежемесячное
денежное поощрение
(должностных окладов)

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы
(в процентах к должностному окладу)

Высшая группа должностей

Первый заместитель федерального министра

Заместитель федерального министра

Директор департамента

Заместитель директора департамента

Высшая группа должностей

Помощник федерального министра

Советник федерального министра

Главная группа должностей

Начальник отдела в департаменте

Референт

Ведущая группа должностей

Заместитель начальника отдела в департаменте

Ведущий советник

Советник

Ведущий консультант

Консультант

Старшая группа должностей

Главный специалист-эксперт

Ведущий специалист-эксперт

Специалист-эксперт

Ведущая группа должностей

Ведущий специалист 2 разряда

Старшая группа должностей

Старший специалист 1 разряда

Старший специалист 2 разряда

Старший специалист 3 разряда

Младшая группа должностей

Специалист 1 разряда

Специалист 1 разряда

Размеры месячных окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих

Наименование классного чина

Оклад за классный чин
(рублей в месяц)


Федерации 1 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 2 класса

Действительный государственный советник Российской
Федерации 3 класса

Государственный советник Российской Федерации 1 класса

Государственный советник Российской Федерации 2 класса

Государственный советник Российской Федерации 3 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса


Российской Федерации 1 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Референт государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 1 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 2 класса

Секретарь государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну

Размеры ежемесячной надбавки к должностному окладу государственных гражданских служащих структурных подразделений по защите государственной тайны за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны

Положения о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации, утверждаются приказом Минфина России от 09 июля 2007 № 61 н "Об утверждении Положений о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы государственным гражданским служащим, о порядке премирования, о порядке выплаты материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным гражданским служащим и работникам, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Министерства финансов Российской Федерации"

В государственных учреждениях трудится немало россиян – одних только федеральных чиновников по стране приходится по одному на каждых девяносто жителей, а если брать статистические данные по всему государственному сектору, то эта цифра составляет около 6 миллионов человек, трудоустроенных в госучреждениях. Все эти люди получают заработную плату, начисляемую из государственного бюджета, а она, как известно, редко бывает высокой.

Именно потому для них особенно злободневными являются вопросы, связанные с индексационными мерами и повышением уровня окладов. Ситуация с зарплатами госслужащих на протяжении нескольких лет оставалась критичной – последнее повышение было проведено в 2013 году, а потом на эту часть расходов госбюджета был наложен индексационный мораторий. Впрочем, госслужащие неоднократно слышали от властей, что уже скоро их жизнь наладится.

Президент издал «майские указы», постановив, что с 2018 года оклады госсужащих возрастут в 1,5 раза, покрыв «недостачу» финансирования за все прошлые годы. Но уже скоро в СМИ просочилась информация о том, что бюджет не располагает средствами для массового увеличения окладов, поэтому госслужащим, скорее всего, поднимут финансовое довольствие в пределах годовой инфляции. Давайте узнаем, какими могут стать зарплаты госслужащих в 2019 году!

Похоже, госслужащим стоит рассчитывать не на «майские указы», а исключительно на индексацию зарплат по текущему уровню инфляции в России

Кто является государственным служащим?

Следует сказать, что далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом. Стоит отметить, что, несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

Как уже было сказано выше, на 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 миллионов чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 миллионов. Можно провести расчет:

  • примерно 15 тысяч человек занимают посты в законодательной власти общефедерального уровня;
  • около 35 тысяч россиян являются депутатами парламентов на уровнях республик, краев и областей. В их число входят депутатские помощники и сотрудники парламентских органов;
  • примерно 700 тысяч народных избранников представляют законодательные собрания в 24 тысячах российских муниципалитетов;
  • еще 700 тысяч человек – это те, кто работают на различных должностях в министерствах, федеральных агентствах и филиалах этих ведомств, открытых в регионах;
  • также нужно учитывать 600 тысяч человек, говоря об администрациях регионов, а также министерствах и ведомствах территориальных субъектов РФ;
  • около миллиона людей – это чиновники муниципалитетов;
  • еще 1,5 миллиона сотрудников заняты в органах лицензирования, контроля и регистрации, то есть во всевозможных фондах типа пенсионного или страхового.

Как формируется зарплата госслужащего?


Зарплата чиновника состоит из окладов, надбавок за выслугу лет и допвыплат

Итоговые суммы, начисляемые госслужащим в виде заработной платы, состоят из нескольких основных компонентов:

  • оклад, основой для начисления которого является занимаемая должность;
  • оклад, начисляемый на основании чина;
  • надбавка за определенную выслугу лет. Например, если человек трудится в качестве госслужащего на протяжении 1-5 лет – ему начисляют до 10% к окладу, за службу на протяжении 5-10 лет — 15%, 10-20 лет — 20%, а если проработать в госорганах более трех десятков лет, можно получить надбавку в размере 30%;
  • допвыплаты — они положены тем, кто трудится на особых условиях, в подразделениях со сложной и секретной работой. Для младших сотрудников такие допвыплаты могут доходить до 60% оклада, для старших – достигать 120%, а для руководства – до 200%.

Нужно отметить, что индексационным манипуляциям подвергается именно оклад, то есть когда говорят о повышении зарплаты госслужащих, речь идет именно о двух компонентах, указанных в начале списка. Кстати, многие экономисты придерживаются такого мнения – оклады будут повышены за счет экономии, которой достигнет правительство, сократив стимулирующие выплаты. Почему госслужащие могут лишиться части допвыплат, мы объясним чуть позже.

Текущая ситуация с зарплатами госслужащих

Как уже было сказано, в течение последних лет правительство ежегодно пролонгировало мораторий, запрещающий индексировать оклады государственных служащих. В перечне основных причин, сдерживающих пересмотр окладов в сторону повышения, были названы неблагоприятные условия в национальной и мировой экономике, рост безработицы, повышение инфляционных проявлений, жесткие санкции и негативные тренды нефтерынка.

Вопрос о повышении окладов обсуждался в правительстве с завидной регулярностью, тем более что в адрес властей постоянно поступают просьбы решить этот вопрос. Итогом стала разработка законопроекта от представителей Министерства финансового развития РФ. Они подготовили перспективный документ еще в 2016 году, однако его рассмотрение было отложено на конец 2017 года. Тогда Минфин предложил еще на один календарный период отказаться от индексации зарплат госсотрудникам, судьям, военным и полицейским.

Затем в прессе были опубликованы новые сведения – согласно заявлению Максима Топилина (главы Министерства, отвечающего за трудовую и социальную сферу страны), буквально в первые месяцы 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 200% в отношении среднерегионального уровня. Потом в СМИ просочилась информация, что итоговый рост зарплат в 2018 году достигнет 38% в сравнении с текущими показателями, но буквально через пару дней в пресс-службе правительства эту информацию опровергли.

С комментариями по вопросу повышения окладов выступил бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что федеральный бюджет попросту не имеет денег для такого масштабного пересмотра окладов. Можно было бы переложить ответственность в этом вопросе непосредственно на региональные власти, но местные бюджеты далеко не всегда хорошо наполняются – многие территориальные единицы и так зависят от федеральных субсидий, а им еще нужно обеспечить ремонт школ, детских садиков и медицинских учреждений.


Многие считают, что зарплаты госслужащих в России уже и так достаточно высокие, а значит, пересматривать их в ближайшее время не обязательно

Впрочем, если судить по данным Росстата, то ситуация у чиновников не так уж плоха – в первом квартале 2016 года их среднемесячная оплата труда достигала 99 тысяч рублей, а во втором составила 115,7 тысяч. Официальная статистика сообщает, что чиновникам не приходилось жаловаться и до этого – только за 2002-2013 годы зарплаты государственных служащих выросли в 6 раз.

Впрочем, есть и другие источники статистической информации. Согласно с ними средняя зарплата госслужащего по стране равна 35,7 тысячам рублей. Для некоторых регионов России с зарплатами в 25-27 тысяч это вполне хороший результат, но, например, в столице, где средняя зарплата равна 84,1 тысячам рублей, зарплата госработников существенно отстает от усредненного показателя.

Можно отметить, что средний уровень окладов совершенно не отражает реальную картину для отдельных представителей сектора государственной службы. Многие представители этой категории россиян говорят, что называемые Росстатом цифры не отвечают действительности. Естественно, далеко не все получают обещанные 100 тысяч рублей. Высокие зарплаты – прерогатива незначительной части сотрудников госслужб. Об этом свидетельствуют такие данные:

  • 199 тысяч рублей ежемесячно — зарплата, которая начисляется лишь 1,7 тысячам служащих, представляющих президентскую администрацию. Этот показатель является в России самым высоким. Впрочем, в ведомстве отмечают, что зарплаты были урезаны – годом раньше тут платили в среднем 216 тысяч рублей;
  • 179,8 тысяч рублей в среднем получают в Совете Федерации. Тут зарплаты повысились на 18,6% за год;
  • 118,6 тысяч рублей – это средняя заработная плата 150 человек, работающих в Федеральном агентстве специального строительства;
  • 114 тысяч рублей – зарплата, которую в среднем получат за месяц те, кто занимает высшие должности в Министерстве чрезвычайных ситуаций, однако таких сотрудников насчитывается только около 430. Для сравнения, обычные сотрудники МЧС в Москве могут претендовать на 50 тысяч рублей, а в регионах она и того меньше – около 32 тысяч со всеми надбавками;
  • 116,9 тысяч рублей – суммы, начисляемые тем, кто работает в Управлении по делам президента страны;
  • 112 тысяч рублей – зарплата 410 человек, занимающих высшие должности в структуре Федеральной службы экологического, технического и атомного надзора;
  • 146,4 тысячи в нацвалюте – это средняя зарплата для 251 представителя Конституционного суда. Кстати, годом ранее среднее значение зарплат тут было равно 135 тысячам рублей;
  • 119 тысяч рублей – среднемесячный заработок, положенный 862 работникам Верховного суда;
  • 141,1 тысяч в нацвалюте – среднемесячное финансирование работников аппарата Госдумы;
  • 148,8 тысяч рублей – зарплата представителей МИДа;
  • 109 тысяч в нацвалюте положены работникам Минфина;
  • 75 тысяч рублей – среднее финансовое довольствие 436 человек, занятых на должностях в Судебном департаменте при Верховном суде;
  • 84 тысячи в нацвалюте – зарплаты, которые начисляют 451 сотруднику Генеральной прокуратуры РФ;
  • 66 тысяч рублей – среднее значение зарплат, положенных 16 тысячам работников Следственного комитета;
  • 89 тысяч в нацвалюте начисляют 275 работникам Центризбиркома;
  • 162 тысячи в месяц – средний показатель зарплаты тысячи государственных аудиторов из Счетной палаты;
  • 64 тысячи рублей – средняя зарплата, начисляемая 180 сотрудникам Аппарата при уполномоченном по правам человека;
  • 53 тысячи рублей – средняя зарплата тех, кто работает в Госархиве РФ;
  • 50,9 тысяч рублей в среднем – зарплаты чиновников из Росмолодежи. Они замыкают приведенный перечень, причем за год снижение их окладов составило около 17%.

Интересно, что не во всех территориальных единицах страны на протяжении 2017 года придерживались наложенного моратория. Кое-кто из региональных властей решил воспользоваться лазейкой: дело в том, что президентский указ запретил всеобщую индексацию, но не повышение окладов для отдельных категорий чиновников. Именно этим, кстати, поясняются и данные про увеличение зарплат представителей министерств и ведомств, приведенные выше.

Роскомстат отмечает, что показатели коэффициентов усредненной оплаты труда работников центральных министерств и ведомств выросли на 3,5%, а в регионах этот рост составил 7,7%. Общефедеральные траты на увеличение окладов некоторых категорий работников судов и министерств, сенаторов, депутатов и прокурорских сотрудников обошлось казне в 47,5 миллиардов рублей.

Какими будут зарплаты госслужащих в 2019 году?

Последнее предложение Минтруда в отношении индексации заработных плат госслужащих, которая была зпаланирована на 2018 год, заключалось в повышении окладов на 4%. Инициатива была одобрена как отвечающая экономическим реалиям и вступила в силу с 1.01.2018. Это коснется всех сотрудников, трудоустроенных в госорганизациях, включая работников вспомогательных служб, обслуживающих помещения и оборудование госучреждений.

Оклады будут повышены не только чиновникам, но и программистам, техникам, электромонтерам, слесарям, уборщикам и сантехникам. Минимальный оклад с 1.01.2018 года для госслужащих составит 9489 рублей для тех, кто трудоустроен по договору на 40 рабочих часов за неделю. Что касается перспектив и прогнозов на 2019 год, было сказано, что рост окладов приблизит их к установленному в стране прожиточному минимуму. За этот период минимальный показатель будет доведен до 100% прожиточной «минималки».


В 2019 г. минимальный оклад госслужащих доведут до прожиточного минимума

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2019 и 2020 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

Так, Минэкономразвития говорит, что дальше рост окладов замедлится и составит 1,3% и 1,5% в 2019 и 2020 годах соответственно. В бюджете указаны 450 миллиардов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат госслужащим. Из этой суммы на стимулирующие выплаты будет направлено около 380 миллиардов в нацвалюте. Некоторые правительственные аналитики уже озвучили прогноз, согласно которому в 2019 году среднемесячный уровень зарплат чиновников (включая стимулирующие выплаты) достигнет 137,8 тысяч рублей.

Пересмотр начисления стимулов

Отдельно скажем о реформах, которые ожидают чиновников уже в 2018 году. Правительство нацелено на то, чтобы начислять стимулирующие выплаты соразмерно с эффективностью работы отдельно взятого государственного служащего. В ведомствах утверждают, что текущие заработные платы чиновников являются необоснованно дифференцированными, поэтому нужно подходить к вопросу повышения зарплат на основании подхода, отличного от нынешней схемы.

Например, чиновник в администрации президента получает выплаты в размере 200 тысяч рублей, а обычный чиновник высшего ранга может претендовать в среднем на 76 тысяч. Что уж говорить о специалистах первой категории, которым даже в столице положено довольствие в размере 26 тысяч! Именно потому аналитики предлагают повышать оклады молодым госслужащим, стимулируя их работать на честной и эффективной основе на благо россиян.

Новые законодательные нормы гласят: чтобы получить максимальный оклад и дополнительные надбавки, чиновникам придется соблюдать нормативы, прописанные в их личном трудовом договоре. Обещают, что с 2018 года для всех должностных лиц будут установлены критерии, позволяющие провести оценку эффективности труда. В итоге, если чиновник не сумеет доказать свою полезность в качестве специалиста, он получит оклад без надбавок-стимулов.

Критериальный подход все еще находится в стадии разработки – вполне возможно, что это новшество вступит в силу именно в 2019 году. Главная сложность состоит в обозначении показателей эффективности работы чиновников. Пока что власти отвечают на этот вопрос туманно, ссылаясь на ежегодные отчетные документы и формы, внутренние регламенты и списки критериев, выдвинутых к образованию, навыкам, компетенциям и стажу сотрудников.


С 2019 года зарплаты госслужащих будут зависеть от эффективности их труда

При этом не каждого госслужащего можно оценить количественными мерами. Допустим, сотрудников ведомств, работающих с инвестиционным капиталом, можно оценить по критерию его привлечения, госслужащих из Минпромышленности – по введению новых производственных мощностей, представителей Министерства труда – по показателям сокращения числа безработных граждан. Но измерить эффект от работы сенатора или сотрудников Госаппарата или Конституционного суда вряд ли возможно.