Атэс в австралии. Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (атэс) и участие в нем россии

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество - — Тематики электросвязь, основные понятия EN Asia Pacific economic cooperationAPEC … Справочник технического переводчика

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - … Википедия

    АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО - (Asian Pacific Economic Cooperation) Межправительственная организация 21 государства региона, среди которых США, Канада, Япония, Мексика, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Китай, Южная Корея, страны АСЕАН и др., создан в 1989 г. по инициативе… … Внешнеэкономический толковый словарь

    Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - ASIA PACIFIC ECONOMIC COOPERATION (APEC) Региональный экономический блок, образованный в 1990 г. с целью создания зоны свободной торговли. В группировку вошли: Австралия, Бруней, Гонконг, Индонезия, Канада, Китай, Республика Корея, Малайзия,… … Словарь-справочник по экономике

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - региональная группировка, созданная в 1989 г. В объедиение входят государства бассейна Тихого океана, сильно различающиеся по уровню экономического развития. В 1995 г. принята Программа, предусмативающая создания зоны свободной торговли и… … Геоэкономический словарь-справочник

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество - В связи с предстоящим саммитом глав государств и правительств АТЭС, 18 19 ноября. Межправительственный форум "Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) создан в ноябре 1989 года на первой конференции министров… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Форум "Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество" (АТЭС) - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС, Asia Pacific Economic Cooperation Forum) межгосударственный форум, созданный для содействия экономическому росту, сотрудничеству, торговле и инвестициям в Азиатско Тихоокеанском регионе.… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Азиатско-Тихоокеанский регион - Страны Азиатско Тихоокеанского региона Азиатско Тихоокеанский регион политический и экономический термин, обозначающий страны, расположенные по периметру Тихого океана и многочисленные островные государства в сам … Википедия

    АТЭС - Азиатско Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) международная (региональная) экономическая организация. АТЭС крупнейшее экономическое объединение (форум), на которое приходится свыше 60 % мирового ВВП и 47 % объёма мировой торговли… … Википедия

Книги

  • , . Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием `Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья`. Во второй книге серииделается попытка ответить на… Купить за 2666 грн (только Украина)
  • Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество. Вчера, сегодня, завтра , . Книга продолжает серию изданий, посвященных развитию макрорегиона, под общим названием "Стратегия развития Дальнего Востока и Прибайкалья" . Во второй книге серии делается попытка ответить на…
  • 8.Валютный союз.
  • 9. Концепция Дж.Винера о повышении или понижении благосостояния стран, участвующих в создании зст или тс.
  • 10.Взаимосвязь глобализации и регионализации – две модели современного и будущего развития.
  • 11. «Вызовы» глобализации. Нарастающая взаимозависимость мирохозяйственной среды.
  • 12. Новые черты интеграционных соглашений в 90-е гг. XX в. И в настоящее время.
  • 13. Новая политико-экономическая конфигурация мирового хозяйства.
  • 14. Этапы формирования ес и его механизмов.
  • 16. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (еэс) или Римский договор.
  • 17. Договор о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом).
  • 18. Основные этапы формирования таможенного союза в рамках ес.
  • 19.Основные принципы и порядок становления таможенного союза.
  • 20.Основные цели создания таможенного союза. Ст.29 Римского договора.
  • 21. Общая торговая политика. Единый таможенный тариф как инструмент торговой политики ес.
  • 22. Внешнеторговая политика как часть общей экономической политики ес. Структура пошлин етт.
  • 34. Экономическая интеграция в Северной Америке. Предпосылки, цели и особенности североамериканской интеграции.
  • 35. Особенности североамериканской интеграции по сравнению с моделями интеграции в других регионах.
  • 36. Основные положения соглашения нафта. Цели нафта.
  • 37. Институциональная структура нафта.
  • 38. Североамериканское соглашение по сотрудничеству в сфере окружающей среды.
  • 39. Североамериканское соглашение по трудовому сотрудничеству.
  • 40. Положительные эффекты нафта. Отрицательные эффекты нафта.
  • 41. Форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (атэс). Участие рф в атэс.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.
  • 43. Макроэкономические показатели стран атэс.
  • 44. Схема управления атэс.
  • 45. Основные решения, принятые на саммитах атэс. Основные ре-шения, принятые в рамках Форума атэс.
  • 46. Торговая и инвестиционная либерализация в атэс: направления, сложности проведения и результаты.
  • 47. Экономическое и техническое сотрудничество (экотек) в рамках атэс: роль и основные направления.
  • 48. Влияние торговой и инвестиционной либерализации на динамику взаимных экономических связей в рамках атэс.
  • 49. Возможности создания зоны свободной торговли и инвестиций в рамках атэс.
  • 50.Характеристика интеграционных тенденций в развивающихся странах.
  • 51.Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (асеан). Цели и направления создания асеан.
  • 52.Зона свободной торговли асеан.
  • 53.Инвестиционная зона асеан. Цели, основные направления создания и результаты.
  • 54.Влияние экономической интеграции на динамику взаимных экономических связей стран – членов асеан.
  • 55.Сотрудничество асеан с другими интеграционными группировками и странами.
  • 56.Общая характеристика латиноамериканской экономической интеграции.
  • 57.Общий рынок стран Южного конуса (меркосур).
  • 58.Андское соглашение.
  • 59.Карибское сообщество (кариком).
  • 60. Роль сша в Латиноамериканской экономической интеграции.
  • 61. Проект всеамериканской зоны свободной торговли (фтаа).
  • 66. Особенности образования Совета Экономической Взаимопомощи
  • 70. Многоуровневая (разноскоростная) модель хозяйственного взаимодействия как характерная черта современного этапа интеграции в снг.
  • 71. Евразийское экономическое сообщество.
  • 72. Союз России и Белоруссии: основные пути формирования Союзного государства.
  • 73. Единое экономическое пространство (еэп).
  • 74. Центрально-азиатское экономическое сообщество.
  • 75. Перспективы экономической интеграции в снг.
  • 76. Экономические отношения России и ес и их правовая база.
  • 77. Действующая правовая база – Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между рф и ес.
  • 78. Перспективы развития договорно-правовой базы экономического взаимодействия России и ес.
  • 42. Атэс: цели и направления деятельности. Организационная структура.

    Цели и задачи атэс

    Ее главная долгосрочная цель - углубление внутрирегиональных экономических отношений путем устранения препятствий в торгово-инвестиционном и технологическом взаимодействии.

    Цели деятельности Азиатско-Тихоокеанского Форума Экономического Сотрудничества были официально определены в 1991 в Сеульской декларации:

    1) Поддержание экономического роста стран региона;

    2) Укрепление взаимной торговли;

    3) Обеспечение режима свободной открытой торговли согласно нормам ГАТТ/ВТО и укрепление регионального сотрудничества.

    Деятельность в АТЭС направлена на обсуждение и поиск согласованных решений по следующим направлениям:

    1. Достижение выгод от глобализации и новой экономики. Ведется работа по расширению экономического и технологического сотрудничества путем принятия индивидуальных планов действий в этой сфере

    2. Продвижение либерализации торговли и инвестиций. Расширяется применение методов упрощения торговых процедур для повышения эффективности торговли,

    3. Поддержание устойчивого экономического роста. Предусматривается расширение сотрудничества в финансовой сфере,

    Структура АТЭС

    Сеульская декларация установила приверженность стран-участниц достижению свободной торговли и региональному экономическому сотрудничеству на основе прин-ципа открытого регионализма. Деятельность АТЭС базируется также на принципе консенсуса при принятии решений, недискриминации, взаимного уважения и равен-ства, соответствия нормам ВТО и «сетевого» сотрудничества (с учетом возможностей каждой страны-участницы).

    Структура АТЭС носит децентрализованный характер.

    Каждая страна председательствует в АТЭС в течение года, а ее лидер является председателем Форума и возглавляет встречи лидеров, министров, высших должностных лиц, групп АТЭС по проблемам туризма, малого и среднего бизнеса, таможни, стандартов и соответствия. В других рабочих группах АТЭС председатель избирается на основе принципа консенсуса.

    На встречах глав государств-членов АТЭС (Economic Leader"s Meeting) принимаются важнейшие политические решения. Первая встреча глав государств - членов АТЭС состоялась в 1993 г. в Сиэтле (США). Десятая встреча лидеров стран - членов АТЭС состоялась в Лос-Кабосе (Мексика) 26-27 октября 2002 г.

    Направления деятельности АТЭС определяются на ежегодных встречах мини-стров иностранных дел и экономики (Ministerial Meeting).

    Совещания министров (Sectoral Ministerial Meetings) отраслей: образования, энер-гетики, труда, науки и технологий, связи, транспорта, финансов, торговли, малых и средних предприятий, экологии и др. проводятся отдельно.

    Перед очередной встречей министров регулярно проводятся встречи должностных лиц старшего состава (Senior Officials Meeting - SOM). Должностные лица старшего состава подготавливают рекомендации для решений, принимаемых на уровне министров. Они осуществляют мониторинг и координируют бюджет и рабочие программы для форума АТЭС.

    Ведущую роль в обеспечении взаимодействия между государственными структу-рами и деловым сообществом играет Деловой консультативный совет АТЭС - ДКС (APEC Business Advisory Council), который был создан в соответствии с ре-шением Осакского саммита в ноябре 1995 года. Члены ДКС назначаются непо-средственно главами государств и правительств из числа наиболее авторитетных и компетентных представителей деловых кругов. От каждой страны в совет входит до трех человек, нередко одно место резервируется для руководителей малого и среднего бизнеса. Члены ДКС встречаются три-четыре раза в год и вырабатывают рекомендации по вопросам улучшения делового и инвестиционного климата в регионе. Рекомендации представляются главами государств и правительств АТЭС на их ежегодных саммитах в форме доклада. Одобренные главами государств и правительств рекомендации ДКС становятся в дальнейшем "руководством к действию" для АТЭС в целом. Комитет по мониторингу планов действий ДКС наблюдает за реализацией Индивидуальных планов действий (ИПД) членов форума, которые служат основным инструментом либерализации в области торговли и инвестиций. КМПД отслеживает внедрение ИПД в электронном формате и изучает пути их совершенствования.

    Административно-технические функции выполняет созданный в 1993 г. Секрета-риат (APEC Secretariat) со штаб-квартирой в Сингапуре. Круг обязанностей, исполня-емых Секретариатом, определен в официальном заявлении, утвержденном государ-ствами - членами АТЭС. На основании этого документа Секретариат является основ-ным рабочим органом АТЭС. Руководство Секретариатом осуществляет исполни-тельный директор в строгом соответствии с приоритетными направлениями деятель-ности, установленными на совещании должностных лиц старшего состава (действу-ющих от лица министров).

    Текущая макроэкономическая обстановка располагает к развитию экспортных отраслей российской экономики. Мы уже обсуждали с одним из наших экспертов — академиком Андреем Спартаком перспективы рынков Азиатско-Тихоокеанского региона для нашей страны. Россия уже почти 20 лет является членом АТЭС — международной организации, которая объединяет ведущие страны АТР. Используется ли этот инструмент для продвижения российского экспорта и каковы перспективы этого сотрудничества — в интервью с Татьяной Флегонтовой, директором Российского центра исследований АТЭС.

    Что представляет из себя Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество и какова его роль в мировой экономической системе?

    Форум АТЭС был создан в 1989 году по инициативе австралийского премьер-министра Хоука. Россия вступила в АТЭС в 1998 году и в 2012 году было её первое и пока единственное председательство. Сегодня АТЭС играет достаточно серьёзную роль в мировой экономической системе. По итогам прошлого года 64% мирового ВВП приходилось на совместный ВВП экономик АТЭС, а доля экономик АТЭС в мировом товарообороте составила 48%.

    ВВП и доля стран АТР в глобальной экономике в 2000-2017 гг. Источник:

    В чем состоят ключевые особенности АТЭС по сравнению с другими международными организациями?

    Во-первых, это организация клубного типа. Решения, принимаемые в АТЭС, не имеют обязательного характера, но тем не менее, важно отметить, они принимаются методом консенсуса. Высокая вероятность выполнения договоренностей экономик связана с ежегодно формируемой отчетностью о достижениях экономик АТЭС и имиджевой составляющей. Результаты работы стран на техническом уровне обсуждаются в рамках саммитов в конце года.


    Источник: РИА Новости

    Во-вторых, АТЭС — это одна из немногих площадок, где происходит открытый диалог между развитыми и развивающимися странами. Можно выделить несколько ключевых групп экономик или блоков, которые участвуют в деятельности АТЭС. Это англосаксонский блок (Австралия, США, Новая Зеландия, Канада) плюс Япония, ведущие азиатские игроки – Япония, Китай, Россия и Корея. Можно также выделить группу азиатских тигров – помимо Кореи сюда входят Гонконг, Тайвань и Сингапур, государства-члены АСЕАН и южноамериканские экономики – Мексика, Перу и Чили. Особняком стоит Папуа — Новая Гвинея, но её деятельность в АТЭС в последние годы активизируется. В следующем году все мероприятия будут проходить под эгидой Папуа — Новая Гвинея и на территории этой страны.


    Источник: Российский центр исследований АТЭС

    Зачастую про АТЭС говорят только в ключе проведения саммитов . Проводятся ли какие-то другие мероприятия на площадке АТЭС?

    АТЭС – это структура, которая функционирует в течение всего года, когда происходят три ключевых кластера встреч рабочих групп, которые заканчиваются встречами старших должностных лиц. Проводится ряд других встреч различного уровня. Они более технического характера, но именно там происходит основной объём работы экономик АТЭС. Помимо этого, активную работу ведет деловой консультационный совет и проводятся ежегодные встречи представителей бизнеса экономик АТЭС.

    Почему сотрудничество интересно для национальных экономик?

    Площадка АТЭС может быть интересна с точки зрения продвижения интересов национальных компаний в регионе. Во-первых, в рамках АТЭС, проводится большое количество семинаров и диалогов, исследований и опросов как представителей властных структур экономик, так и представителей бизнеса. Формируются базы данных, информационные ресурсы, которые позволяют с большей легкостью получить информацию о регулировании экономик АТЭС, о том, каким образом функционирует бизнес в экономиках АТЭС, как встраиваться в международную торговлю, международное экономическое сотрудничество бизнесу из экономик АТЭС.

    Во-вторых, АТЭС зачастую является площадкой для апробирования тех или иных решений, и в случае успеха рекомендательные решения АТЭС в дальнейшем переносятся на другие площадки, например, на площадку ВТО, и там уже принимают обязательный характер. Можно отметить достаточно серьезный уровень взаимодействия форума АТЭС с Большой двадцаткой, ОЭСР, рядом других форумов и организаций.

    В-третьих, одни из наиболее обсуждаемых региональных интеграционных инициатив были сформированы именно в Азиатско-Тихоокеанском регионе или с участием экономик АТЭС. Это и Транстихоокеанское партнерство, и Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, и Тихоокеанский альянс. Несмотря на то, что в последние полгода наблюдается некоторое замедление этих процессов, тем не менее Азиатско-Тихоокеанский регион остается ключевым в плане развития региональной торгово-экономической интеграции. Поэтому, формируя и развивая наши инициативы, в том числе, ЕАЭС, проект Большой Евразии, проект по сопряжению ЕАЭС с китайской инициативой Шелкового пути, нужно учитывать происходящие интеграционные процессы в АТР и включаться в них.


    Источник: Российский центр исследований АТЭС

    Что может получить бизнес от участия в АТЭС?

    Первое – это, наверное, наиболее простой вариант – это поиск партнёров и обмен опытом. АТЭС активно работает по направлению развития малых и средних предприятий, в т.ч., проводится масса форумов и различного рода выставок и ярмарок. Здесь можно и себя показать, и на людей посмотреть. Например, проводить кампании по обмену лучшими практиками с представителями бизнеса аналогичных индустрий.

    Второе – это снижение издержек при выходе на внешние рынки. Хотя рекомендации АТЭС не носят обязательный характер, тем не менее, долгосрочные работы приводят к гармонизации ряда стандартов, к сокращению тарифных и нетарифных ограничений. И если у бизнеса есть долгосрочные цели по выходу и по закреплению собственных интересов на том или ином рынке Азиатско-Тихоокеанского региона, то ему стоит участвовать в работе АТЭС.

    Третье – это продвижение собственных наработок. На площадках АТЭС обсуждаются вопросы торговли отдельными товарами, вопросы технологического сотрудничества, формирования общих новых или гармонизации существующих стандартов. Последнее особенно важно для инновационных, высокотехнологичных товаров, в том числе цифровых товаров, для многих из которых ещё не сформированы общепризнанные технические стандарты.


    Источник: Российский центр исследований АТЭС

    Насколько активно Россия участвует в АТЭС?

    Основной пик активности России в АТЭС пришелся на 2012 год, когда Россия в нем председательствовала. Приоритеты года и ключевые инициативы были сформированы именно благодаря российским предложениям.

    О каких приоритетах и инициативах идет речь?

    Первый приоритет – это либерализация торговли. В частности, был сформирован перечень экологических товаров, по которым к концу прошлого года экономики договорились, и уже, кстати говоря, снизили тарифные ограничения до уровня 5% и ниже. Другим приоритетом было формирование надежных цепочек поставок. В рамках этой инициативы большое внимание уделялось проблематике развития Дальнего Востока. В рамках следующего приоритета значительное внимание уделялось вопросам содействия продовольственной безопасности. И, наконец, – это инновационный рост, инновационное развитие.

    Эти инициативы сегодня развиваются?

    Как это ни печально, но заинтересованность России в работе в АТЭС сегодня стала гораздо меньше. Тем не менее, на сегодняшний день работа по всем начатым трекам продолжаются – инициативы, которые Россия выдвигает сегодня, зачастую берут начало именно из председательства 2012 года.

    Второй блок вопросов – это развитие человеческого капитала. Здесь хотелось бы отметить работу, которая ведется в области сотрудничества по высшему образованию. Например, ежегодно во Владивостоке проходит конференция по высшему образованию. В этом году она будет посвящена вопросу признания дипломов и квалификаций в регионе АТЭС. Также ведется работа по направлению обеспечения культуры профилактики в охране труда. На площадке ВНОТ (Всероссийская неделя охраны труда) в этом году была проведена пробная конференция АТЭС по данной тематике и в следующем году планируется проведение мероприятия высокого уровня, то есть на уровне министров и замминистров. Большое значение имеет работа АТЭС по поддержке инновационных конкурентоспособных МСП и стимулированию включения их в международную торговлю. Основным из направлений работы является формирование информационной базы данных (APEC MarketPlace), которая дает полную информацию малым и средним предприятиям, необходимую для выхода на рынки экономик АТЭС. Россия активно в этом участвует, предлагает свои направления и свои разработки.

    Третий блок вопросов, которые активно продвигаются Россией в АТЭС – это проведение структурных реформ и обеспечение инновационного роста. В этом году Россией было выдвинуто несколько инициатив и проектов, которые были успешно приняты и поддержаны экономиками АТЭС.

    Данные опроса ВЦИОМ, подготовленные к саммиту стран АТЭС. Источник: ВЦИОМ

    Какие это инициативы?

    Во-первых, – инициативы по развитию инновационных кластеров и технологических рынков будущего. Они развиваются совместно с НИУ-ВШЭ, планируется подключение АСИ и РВК. Также мы активно привлекаем бизнес к этим направлениям.

    Во-вторых, – комплексная инициатива развития удалённых регионов экономик АТЭС. Это связано с задачей по продвижению интересов российского Дальнего Востока, тем не менее, инициатива была поддержана и Китаем, и Индонезией, и рядом других стран, у которых есть свои интересные наработки по развитию удалённых регионов. Уже в августе этого года будет проведена соответствующая конференция уровня старших должностных лиц по данной проблематике. По результатам данной работы планируется сформировать комплексный стратегический план АТЭС по этому вопросу.

    В последнее время происходят большие изменения в мировой экономике и торговле, в том числе связанные с развитием новых технологий. Они как-то отражаются на дискуссиях в АТЭС? Появляются ли какие-то новые вопросы, которые до этого не обсуждались?

    Да, конечно, дискуссии меняются. Если раньше ключевым вопросом была региональная экономическая интеграция, традиционное снижение тарифных барьеров, то сейчас ключевыми вопросами являются, во-первых, инновационное развитие, и здесь Россия, как я уже говорила, продвигает ряд интересных инициатив и проектов. Во-вторых, – это развитие цифровой экономики, что тоже для России принципиально важно. В этом году планируется формирование общей дорожной карты АТЭС по развитию цифровой экономики.

    Можете рассказать подробнее об идеях, которые закладываются в такую карту?

    Для начала речь идет о развитии физической инфраструктуры, то есть обеспечении всеобщего доступа в интернет. Здесь мы говорим не только о наличии широкополосного интернета по всей территории экономик АТЭС, но и о его доступности.

    Второй блок вопросов – это обеспечение создания регуляторной базы, которая должна быть сформирована для развития цифровой экономики. На сегодняшний день ни в одной из экономик АТЭС комплексного законодательства в этой области нет. Есть отдельные законы, которые касаются персональных данных, цифровой подписи, электронного документооборота, других вопросов.

    Третий блок вопросов касается обеспечения безопасности системы Интернет и цифровой экономики в целом. Это одно из ключевых направлений, потому что «большие данные» являются стимулом роста, некой валютой современной экономики, при этом необходимо обеспечивать должную защиту этих данных на разных уровнях. Роль государства в этом случае имеет принципиальное значение.

    Четвертый блок – это формирование инклюзивной цифровой экономики. Здесь снова встаёт вопрос и удалённых регионов, и малых и средних предприятий, и обеспечения доступа к цифровым технологиям лиц с ограниченными возможностями.

    Также важно отметить необходимость поддержания развития соответствующих технологий.

    Отдельный вопрос – это формирование инструментария статистической оценки цифровой экономики.

    А что с электронной торговлей?

    Электронная коммерция является отдельным направлением работы АТЭС. В этом году председательствует в АТЭС Вьетнам, и по его инициативе разрабатывается рамочное соглашение по развитию электронной коммерции в экономиках АТЭС.


    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) – крупнейшее в мире экономическое объединение, на участников которого приходится около 60% мирового ВВП и примерно половина объёма мировой торговли. АТЭС было образовано в 1989 г. в Канберре (Австралия) по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией, в связи с чем действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов. Цели организации – укрепление сотрудничества между странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и обеспечение в нем условий свободной открытой торговли.

    АТЭС объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории (Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС. Россия вступила в АТЭС в 1998 г.

    Первоначально высшим органом АТЭС были ежегодные совещания на уровне министров. С 1993 г. главной формой организационной деятельности АТЭС являются ежегодные саммиты лидеров экономик АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности.

    Россия рассматривает АТЭС в качестве одного из важнейших и перспективных институтов интеграции в районе «тихоокеанского кольца». По своему экономико-географическому охвату и «президентскому» формату Форум – самая представительная и не имеющая аналогов в АТР многосторонняя структура диалога и взаимодействия по ключевым вопросам торговли, инвестиций, экономического и технического сотрудничества, а также острейшим общемировым проблемам и вызовам.

    Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона, особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях. Они могут стать своеобразным «сухопутным мостом» между странами так называемого Тихоокеанского кольца и Европой. Важнейшей вехой российского участия в АТЭС стало определение Владивостока как столицы саммита в 2012 г.

    10 – 11 ноября 2014 г. в Пекине (Китай) прошла 22-ая ежегодная встреча лидеров экономик АТЭС. По завершении саммита страны-участницы приняли 24-страничную декларацию, в которой содержится множество подробностей о том, как будет развиваться взаимодействие в дальнейшем, например, был разработан план по усилению взаимосвязанности в 2015–2025 гг. Страны АТЭС также в очередной раз подтвердили верность принципу отказа от протекционизма.


    После переговоров между Россией и Китаем было подписано 17 документов, касающихся нефтегазового сектора, гидроэнергетики, совместных инфраструктурных проектов и поставок оборудования. Наряду с уже подписанным договором в мае 2014 г. о поставках газа Китаю через восточный маршрут «Сила Сибири», был подписан меморандум и рамочное соглашение об увеличении поставок газа КНР почти в 2 раза за счет мощностей западного маршрута «Алтай». После реализации всех подписанных соглашений по поставкам природного газа Китай станет импортером российского газа №1 в мире.

    В сфере финансов новых соглашений достиг и российский Внешэкономбанк (ВЭБ). Банк совместно с китайскими партнерами создаст фонд по привлечению частных китайских инвестиций. Помимо создания фонда ВЭБ планирует привлечь несколько млрд. долларов иностранных инвестиций для строительства в России жилья эконом-класса.

    В ходе саммита АТЭС президент США продвигал идею создания Транстихоокеанского партнерства, условия которого полностью не разглашаются, зато просматривается намерение – ограничить дальнейший экономический рост Китая и собрать вокруг себя – и против Китая – все страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Транстихоокеанское партнерство, по замыслу организаторов, должно стать международной торгово-экономической организацией с возможным введением зоны свободной торговли в регионе. С такой идеей выступили в 2003 г. Новая Зеландия, Сингапур и Чили. США заинтересовались проектом в 2008 г. Однако ни США, ни другие страны до сих пор не подписали соглашение об учреждении транстихоокеанского партнерства, а ведут переговоры.

    Российский лидер в интервью китайским СМИ выступил против планов США. «Очевидно, что Транстихоокеанское партнёрство – очередная попытка США построить выгодную для себя архитектуру регионального экономического сотрудничества. В то же время полагаю, что отсутствие в составе его участников таких крупнейших региональных игроков, как Россия и Китай, вряд ли позволит выстроить эффективное торгово-экономическое взаимодействие. Оценить, что реально достигнуто в рамках Транстихоокеанского партнерства, пока непросто. Продвижение этой инициативы осуществляется в закрытом режиме даже для бизнеса и общественности самих договаривающихся государств, не говоря уже о других странах», – заявил В. Путин.

    В целом саммит можно назвать удачным – сотрудничество стран АТЭС продолжается и продолжается успешно. Об этом свидетельствуют хотя бы те данные, которые привел в своем выступлении Владимир Путин: «В последние годы расширение торговых связей Азиатско-тихоокеанского региона сопровождалось заметным ростом экономики наших стран. Сегодня на долю АТЭС приходится 37% мировой торговли, значительно улучшились и условия жизни населения. Это тоже факт, который является объективным. Во многом это результат развивающейся в АТР экономической интеграции. В прошлом году в АТЭС пройден качественный рубеж: впервые объемы торговли внутри нашего объединения превысили размеры экспортно-импортных операций с внерегиональными странами. Для сохранения такой позитивной динамики необходимо и дальше углублять торгово-инвестиционное сотрудничество между нашими странами, активнее устранять избыточные административные барьеры, о которых мы постоянно говорим, улучшать доступ на рынки».

    По данным китайской таможенной статистики, товарооборот между Россией и КНР в 2013 г. составил $89,21 млрд, увеличившись на символические 1,1%. Основными статьями российского экспорта до сих пор остаются «минеральное топливо, нефть и нефтепродукты» (67,9% общего объема), древесина (7,1%), рудное сырье (5,3%), цветные металлы (4,3%), а также химическая продукция (3,8%). В свою очередь основными статьями китайского экспорта в Россию по итогам 2013 года стали машинно-техническая продукция (38,0%), химическая продукция (8,4%), «одежда текстильная» (6,8%), «одежда трикотажная» (6,5%), а также обувь (6,1%).

    Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - международная экономическая организация, созданная для сотрудничества в области региональной торговли, обеспечения экономического развития, либерализации условий капиталовложений в странах Азиатско-Тихоокеанского региона.

    АТЭС была образована в 1989 году в Канберре по инициативе премьер-министров Австралии и Новой Зеландии. Созданию АТЭС предшествовало долгое развитие в 1960–1980-х в азиатско-тихоокеанском регионе более локальных экономических союзов – АСЕАН, Тихоокеанского экономического совета, Конференции по тихоокеанскому экономическому сотрудничеству, Южнотихоокеанского форума и т.д. Процесс взаимодействия активизировался в 1980-е, когда страны Дальнего Востока стали демонстрировать высокий и стабильный экономический рост.

    Первоначально участвующими экономиками АТЭС стали 12 стран - 6 развитых государств бассейна Тихого океана (Австралия, Канада, Новая Зеландия, США, Южная Корея, Япония) и 6 развивающихся государств Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (Бруней, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины). Позднее к ней присоединились - Китайский Тайбэй, Гонконг, Китайская Народная Республика, Мексика, Папуа-Новая Гвинея, Чили, Перу, Россия и Вьетнам. Штаб-квартира АТЭС находится в Сингапуре.

    Россия подала заявку на вступление в АТЭС в марте 1995 года. Позже в этом же году было принято решение о подключении России к рабочим группам АТЭС. Полностью процедура вступления России в организацию завершилась в ноябре 1998 года. Россия заинтересована в участии в интеграционных проектах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особую роль в которых играют Сибирь и Дальний Восток, прежде всего в энергетической и транспортной областях.

    Направления деятельности АТЭС:

    Обмен информацией и проведение консультаций о политике и развитии экономики с целью достижения устойчивого роста, осуществления корректировок и сокращения разрыва в экономическом развитии;

    Разработка стратегий, предусматривающих сокращение препятствий на пути движения товаров, услуг и инвестиций;

    Сотрудничество в сфере энергетики, рыболовства, транспорта, телекоммуникаций, туризма, охране окружающей среды;

    Содействие развитию региональной торговли, инвестиций, движению финансовых ресурсов, трансферу технологий, промышленному сотрудничеству, развитию инфраструктуры, обеспечению трудовыми ресурсами.

    Структура АТЭС

    Структура Форума носит децентрализованный характер. Главной формой организационной деятельности Форума с 1993 являются ежегодные саммиты лидеров стран АТЭС, в ходе которых принимаются декларации, подводящие общий итог деятельности Форума за год и определяющие перспективы дальнейшей деятельности. Чаще проходят встречи министров иностранных дел и внешней торговли стран-участниц.

    Главными рабочими органами АТЭС являются:

    Деловой консультационный совет (ДКС) - автономный бизнес-форум, объединяющий в своих рядах представителей бизнеса, которые выражают точку зрения делового мира в форуме АТЭС, непосредственно участвуя в его работе.

    Комитеты экспертов - комитет по торговле и инвестициям, экономический комитет, административно-бюджетный комитет.

    Рабочие группы по различным отраслям экономики - по промышленной науке и технологиям, по проблемам малого и среднего бизнеса, по стимулированию торговли и др.

    Участие России в АТЭС

    В ноябре 1998 по инициативе МИД России был сформирован «Деловой клуб АТЭС» – неформальное объединение представителей российских деловых кругов, ориентированных в своей деятельности на азиатско-тихоокеанский регион. В него входят более 50 крупных российских фирм и банков.

    Первым важным мероприятием в России в рамках Форума АТЭС стало прошедшее в мае 2001 в Москве заседание ДКС, в котором приняло участие около 100 представителей деловой элиты стран АТЭС.

    К сожалению, даже в середине 2000-х связи большинства стран-участниц АТЭС с Россией оставались довольно слабыми. Одной из основных причин этой негативной ситуации эксперты считают недостаточную активность российских представителей в ДКС АТЭС, их слабую взаимосвязь с российскими государственными ведомствами и деловыми кругами.

    Шагом к активизации участия РФ в АТЭС стала разработка государственной концепции участия России в Форуме, которую изложил президент Российской Федерации В.В. Путин во время очередного саммита АТЭС в Бангкоке в октябре 2003. В своем выступлении он заявил, что «курс России на дальнейшее развитие всестороннего сотрудничества со странами АТР – это наш осознанный выбор. Он сделан в силу возрастающей взаимозависимости мира… и в силу того, что этот регион сегодня стал одним из самыхдинамично развивающихся».

    На 13 саммите АТЭС в Пусоне в ноябре 2005 было предложено считать приоритетным направлением экономического сотрудничества России со странами АТЭС совместную работу в сфере энергетики, а в политической сфере – борьбу с терроризмом.

    В 2012 г. Россия стала председателем АТЭС, что является важным стимулом для активизации участия страны в его деятельности и расширения экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

    Идея проведения во Владивостоке официальной встречи глав государств-членов АТЭС была впервые публично озвучена губернатором Приморского края С.М. Дарькиным в ходе 14-го международного Саммита АТЭС, проходившем в ноябре 2006 года в Ханое (Вьетнам). Тогда же президент России В.В. Путин дал поручение ряду государственных структур подготовить официальные предложения на этот счет. С этого момента отношения России в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества заметно активизировались.

    В сентябре 2007 года на очередном Саммите АТЭС в Австралии лидеры стран-участниц Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества официально поддержали предложение нашей страны провести очередную встречу в верхах в 2012 году в России. Соответствующее решение зафиксировано в итоговой Сиднейской декларации.

    Российская Федерация в качестве приоритетов своего председательства на саммите АТЭС-2012 объявила следующие основные направления:

    • Формирование надежных транспортно-логистических цепочек (более активное использование возможностей: Транссиба, БАМа, Северного морского пути);
    • интенсивное взаимодействие для обеспечения инновационного роста;
    • укрепление продовольственной безопасности (из примерно 925 миллионов голодающих и недоедающих в мире около 580 миллионов живут в Азиатско-Тихоокеанском регионе);
    • либерализация торговли и инвестиций региональная экономическая интеграция.

    Принятая по итогам саммита Владивостокская декларация отражает заявленные приоритеты периода председательства РФ в АТЭС. Страны АТЭС договорились воздерживаться до конца 2015 года от введения новых экспортных ограничений, создания барьеров для инвестиционной деятельности и торговли, а также взяли на себя обязательства по отказу от протекционизма. Кроме того, участники Форума подтвердили свою приверженность борьбе с коррупцией, укреплению государственных и мировых финансовых систем, а также снижению резкого колебания цен и повышению уровня продовольственной безопасности. Для России саммит сложился удачно. традиционно форум АТЭС - это площадка для дискуссий и наметки планов, а не для принятия решений, однако российский саммит стал исключением. По итогам форума в мире заговорили о «восточном развороте» экономики РФ.

    На площадке АТЭС-2012 встретились лидеры ведущих держав региона (Китая, России, США, Японии), между которыми было подписан ряд соглашений. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов, отвечавший за подготовку форума, отметил, что саммит АТЭС во Владивостоке должен помочь смещению внешнеторгового баланса России в сторону азиатских стран.

    По итогам саммита АТЭС, который прошел в Пекине в ноябре 2014 года страны-участницы приняли решение о создании в Азиатско-Тихоокеанском регионе зоны свободной торговли (АТЗСТ). Россия будет самым энергичным и конструктивным образом участвовать в этой работе. Естественно, при этом будет использоваться интеграционный опыт Российской Федерации в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС).