Что такое экономические знания. Экономические научные знания: сущность, функциональная структура

В. Л. Макаров - академик, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН

Нужно ли говорить, что Россия богата природными ресурсами, запасами полезных ископаемых, - об этом знают все. Но настоящее ее богатство - люди, их ум, знания и опыт. За пределами России давно поняли, в чем поистине неисчерпаемый источник наших богатств. По-прежнему многие молодые ученые стараются уехать на Запад. И причина этому - не всегда деньги. Часто нет нужного оборудования в лабораториях, условий для работы. Как исправить положение? Прежде всего, надо научиться правильно оценивать знания - так, как это делают во всех развитых странах. Валерий Леонидович Макаров - академик, академик-секретарь Отделения общественных наук РАН, директор Центрального экономико-математического института РАН, на общем собрании Академии наук РФ посвятил доклад проблемам экономики знаний. Текст доклада печатается в ближайшем номере "Вестника Российской академии наук", а читателям журнала "Наука и жизнь" мы предлагаем его расширенный реферат.

Тот, кто получает идею от меня,
пользуется ею, не обедняя меня,
подобно тому, как получивший свет
от моей лампы не погружает
меня во тьму.

Томас Джефферсон

Академик В. Л. Макаров.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПО СТРАНАМ НА БАЗЕ ПЕРВИЧНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Группы показателей, отражающих уровень развития повышенного спроса на знания (предложены ОЕCD)

Вклад отраслей повышенного спроса на знания в ВПП (доля добабленной стоимости в ВПП), %

Термин "экономика знаний" (или "экономика, базирующаяся на знаниях") ввел в оборот Фриц Махлуп в 1962 году, понимая под ним просто сектор экономики. Сейчас этот термин используется для определения типа экономики, где знания играют решающую роль, а производство знаний становится источником роста.

Сегодня инвестиции в знания растут быстрее, чем вложения в основные фонды. 90% всего количества знаний, которыми располагает человечество, получено за последние 30 лет, так же как 90% общего числа ученых и инженеров, подготовленных за всю историю цивилизации, - наши современники. А это явные признаки перехода от экономики, основанной на использовании природных ресурсов, к экономике знаний.

Некоторые эксперты считают, что экономика знаний - новый этап общественного развития. Так или иначе знания - вещь нешуточная, они переворачивают экономическую картину мира. Вот несколько примеров. Всем известна электронная игра "Тетрис". Ее придумал программист Вычислительного центра академии наук Алексей Пажитнов (и не так уж много времени он на это потратил). Игра принесла ему лично 15 тысяч долларов. Вычислительный центр, продав права на распространение фирме "Nintendo", получил 4 млн долларов, фирма же - от распространения изготовления игры - более 1 млрд долларов. Другой пример - знаменитая фирма "Microsoft". Ее рыночная стоимость оценивается в 350-400 млрд долларов, стоимость по прибыли - 50-70 млрд, а бухгалтерская стоимость - всего 5-10 млрд. (То есть стоимость основных фондов фирмы, включая стоимость "интеллектуального материала", во много раз ниже, чем ее оценивают на рынке.) К сожалению, у большинства российских предприятий отношение не в пользу рыночной стоимости. Но и в России есть примеры высокотехнологичного бизнеса, где доля знаний преобладает. Рыночная стоимость российской фирмы "Paragraph International" составляет 40 млн долларов при бухгалтерской стоимости 1 млн.

ИЗМЕРЕНИЕ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Знания - это продукт, с одной стороны, частный, который можно присваивать, а с другой - общественный, принадлежащий всем. Поэтому знания измеряют по затратам на их производство и по рыночной стоимости проданных знаний. Затраты включают расходы на исследования и разработки, на высшее образование, на программное обеспечение. По данному показателю Россия очень существен но отстает от наиболее развитых стран.

Сегодня в качестве интегрального показателя экономического развития чаще всего используется показатель валового внутреннего продукта (ВВП). В его основе - идея о том, что нужный продукт - это тот, который кем-то куплен. Цена, по которой продукт куплен, является истинной оценкой его полезности. Здесь акт купли-продажи принципиален.

Общественные (публичные) блага потребляются бесплатно или по ценам, не соответствующим их реальной ценности для человека. Поэтому производство и потребление общественных благ отражаются в ВВП (и системе национальных счетов) не по акту покупки, а по произведенным затратам, что коренным образом противоречит идее, заложенной в основу измерения результатов экономической деятельности.

Знания, по крайней мере значительная их часть, являются общественным благом, более того, даже не национальным, а международным общественным благом. Измерение их ценности, исходя из затрат, дает искаженную картину: затраты государства на науку отнюдь не есть стоимость произведенных знаний. Значит, нужно научиться измерять спрос на знания.

Для знания как публичного блага акт признания состоит в его использовании в той или иной форме. Степень его использования может быть разной: от обращения к нему до производства нового знания на базе использованного.

Спрос и только спрос определяет, жить или не жить знанию дальше. К великому сожалению, огромное число идей, открытий, изобретений и других произведенных людьми знаний исчезло, по-настоящему не родившись. То же самое можно сказать и о потенциальных гениях человечества.

Эксперименты, проведенные на компьютерной модели, которая имитирует действия участников экономики знаний, показывают, что ее эффективность предполагает соблюдение некоторого оптимального соотношения между всеми категориями действующих лиц. Количество знаний принимается равным числу людей, суммарно потребивших все виды знаний. Иначе говоря, число людей, изучивших теорию относительности Эйнштейна, складывается с числом людей, ознакомившихся с рецептом изготовления торта "Наполеон". Экономика знаний дает тем больший объем продукции, чем, с одной стороны, больше знаний создано и, с другой стороны, чем больше людей потребили эти знания. То есть важна и работа ученых, и работа людей, которые доводят знания до конечного потребителя. Каково оптимальное соотношение между ними, может быть установлено экспериментально.

Для эффективного использования накопленных опыта и знаний в производстве и потреблении, а также для исследования новых процессов и явлений необходима система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на знания и в целом экономики, основанной на знаниях. В качестве положительного примера можно привести предложенную Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЕСD) систему индикаторов, в составе которой можно выделить определенные группы показателей .

Экономику, основанную на знаниях, можно охарактеризовать двумя путями. Во-первых, со стороны входа, то есть на основе оценки общего объема затрат (суммарных инвестиций) на развитие ее базового сектора, в котором вырабатываются и распространяются новые знания (образование и НИОКР - научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы); во-вторых, со стороны выхода, то есть оценивая вклад по валовой добавленной стоимости отраслей, которые в основном и потребляют новые знания: от так называемых высокотехнологичных отраслей высшего уровня или ведущих высоких технологий, включающих также отрасли оборонной промышленности, до высоких технологий среднего уровня и сферы высокотехнологичных услуг. При расширенной трактовке сектора повышенного спроса на новые знания и технологии дополнительно учитываются также образование и здравоохранение, а иногда культура и управление.

По оценкам соответствующих показателей можно рассчитать уровни поддержки сектора знаний и его использования в экономике России, определяемые относительно мирового уровня или уровня передовых стран. Соотнеся затраты на входе, то есть на научные исследования и образование, и получаемый эффект на выходе, то есть вклад потребителей знаний - отраслей повышенного спроса на знания в ВВП, можно оценить сбалансированность развития экономики знании. Этот показатель не должен быть чрезмерно низким (в этом случае затраты на производство и распространение знаний неэффективны) или слишком высоким (последнее свидетельствует о том, что в стране либо не развита сфера НИОКР и образования, либо не выделяются ресурсы на их развитие, а эксплуатируется накопленный ранее научный потенциал, что сейчас наблюдается в России). Кроме того, соотношение между показателями различного уровня на выходе позволяет оценить внутреннюю сбалансированность сектора отраслей повышенного спроса на знания .

Сопоставление данных о затратах на входе сектора знаний в странах OECD и России для двух вариантов выбора отраслей (либо высшее образование, либо все уровни образования) показывает, что у нас относительно ВВП выделяется в первом случае в 3 раза, а во втором - в 2,1 раза меньше ресурсов, чем в среднем в странах ОЕСD. В сравнении с США, со Швецией, с Южной Кореей Россия проигрывает еще больше.

Соотношение между показателями на входе и выходе подтверждает, что в настоящее время в нашей стране недооценен труд занятых в науке и образовании, финансирование этих отраслей приближается к уровню стран с невысоким научно-техническим и образовательным потенциалом.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Экономика знаний имеет три принципиальные особенности. Первая - дискретность знания как продукта. Конкретное знание либо создано, либо нет. Не может быть знания наполовину или на одну треть. Вторая особенность состоит в том, что знания, подобно другим общественным (публичным) благам, будучи созданными, доступны всем без исключения. И, наконец, третья особенность знания: по своей природе это информационный продукт, а информация после того, как ее потребили, не исчезает, как обычный материальный продукт.

Были сомнения, что в применении к знанию (как дискретному продукту) рыночный механизм может быть столь же эффективным, как в случае с традиционными продуктами. Недавние исследования показывают, что основные результаты, полученные для делимых продуктов, при достаточно общих и реалистичных условиях оказываются верными также и для дискретных продуктов.

Как следствие второй и третьей особенностей в рыночной экономике распространители знаний оказываются в своеобразном, в некотором смысле монопольном, положении. Какую бы цену они ни назначили на свой продукт, невозможно продать максимальное количество "копий знания". Стремление же продать побольше вполне естественно, тем более что копия практически ничего не стоит - затраты на копирование чрезвычайно малы. Если назначить высокую цену, покупателей будет мало. При низкой цене покупателей будет много, но выручка может оказаться меньше, чем при высокой цене. В экономике знаний неэффективен традиционный рыночный механизм. Эффективность достигается тогда, когда используются так называемые дискриминационные цены , то есть цены, рассчитанные на конкретного потребителя.

Особенно распространены дискриминационные цены на рынке статистической информации и программного обеспечения. Как следует из истории, в традиционной экономике дискриминационные цены осуждались (Дж. Робинсон) и даже законодательно запрещались ("Акт Шермана" в США), поскольку они являются способом получения сверхприбылей монополиями.

На стандартном совершенном рынке конкуренция приводит к снижению цен до предельных издержек. На рынке же знаний цены выше предельных издержек. Продавец программ, стараясь получить максимальную прибыль, вынужден обеспечивать своей продукцией максимальное число пользователей. Система дискриминации по времени покупки, по юридическому статусу покупателя (коммерческая фирма, правительственная структура, университет), усложнение самого продукта (версии программы, подписка, пакетное обслуживание) в конечном счете приводят к максимальному удовлетворению потребностей в знаниях и информации. При этом еще и решается проблема качественного предоставления товара, то есть экономическим методом искореняется распространение пиратских копий. Впрочем, вопрос о пиратских копиях остается спорным. Некоторые потребители предпочитают менее качественные, но дешевые копии. Что интересно, существование нелегального бизнеса по продаже пиратских копий приводит к более широкому распространению знаний и информации, тем самым к лучшему удовлетворению потребительского спроса. Это объясняется несовершенством данного рынка, в перспективе нелегальный сектор будет сокращаться и сойдет на нет из-за своей неэффективности.

Для регулирования отношений собственности в сфере так называемых неосязаемых благ, к которым относятся знания, существует авторское право . Наряду с регулируемым законодательно действует и так называемое неформальное авторское право. Мировое научное сообщество пристально следит за тем, чтобы оно не нарушалось. Воровство научных результатов строго осуждается, в какой бы завуалированной форме оно ни проявлялось. Авторское право тесно связано с понятием репутации , которая в научной сфере в чем-то сродни производственной мощности предприятия. Репутация получает рыночную оценку, в частности, в форме уровня заработной платы ученого, а также спроса на его труд.

Перечисленные особенности экономики знаний говорят о ее существенных отличиях от стандартной рыночной экономики по действующим закономерностям и механизмам. И это затрудняет построение теории.

Экономика знаний - неразделимая триада рынков : рынка знаний, рынка услуг и рынка труда. Их нельзя рассматривать изолированно, настолько тесно они друг с другом взаимодействуют. Отсюда вытекает много следствий, и это должны осознать люди, которые принимают решения в данной области.

Нельзя не упомянуть о так называемом неотделимом , или неявном, знании . Речь идет о том знании, которое невозможно отделить от его носителя: индивида или научного, конструкторского и производственного коллектива. Есть мнение, что доля накопленного неотделимого знания у россиян выше, чем в других странах, что может стать нашим конкурентным преимуществом. Но коллективы легко уничтожить. И сейчас мы являемся свидетелями того, как разрушаются выдающиеся коллективы, которые создавали, например, крупные системы вооружений. Тем самым разрушается неотделимое знание, которое потенциально стоит миллиарды долларов.

УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

В современном обществе нужно достигнуть понимания того, что сектор знаний - машина по решению проблем . Поток проблем разнообразен и интенсивен, поэтому организация сектора знаний должна быть гибкой, динамичной - именно экономикой. Но для этого нужен особый тип специалиста, так называемый инновационный менеджер . Он должен нутром чувствовать прорывное направление. Уже есть люди, которые становятся миллионерами, даже миллиардерами, работая в данной области, но пока не у нас. У нас эта профессия только зарождается.

В качестве примера прорывного направления можно привести фуллерены (см. "Наука и жизнь" № 7, 1992 г.; № 11, 1993 г. - Прим. ред .). Хотя Нобелевская премия присуждена не нам, но 7% мирового потока публикаций в этой области - российские, причем основной вклад вносит Российская академия наук. Это направление сулит очень много. Но нужны инновационные менеджеры, которые знают, как превращать фундаментальное знание в деньги.

Мы привыкли к разделению труда между производителями и потребителями знания при участии посредника . Сейчас возникает новая система, в которой потребитель знания участвует в его создании. Рынок продуктов (знаний) заменяется рынком услуг. А это предполагает создание вокруг крупных компаний многочисленных мелких инновационных фирм, которые получают заказы от "материнской" компании. Так действует большинство американских гигантов, например компания "Дженерал моторс", вкладывающая десятки миллиардов долларов в исследования и разработки.

В России, к сожалению, этого пока нет. Крупнейшие российские компании должны быть игроками в экономике знаний, создавая связь производства и потребления знаний. Тем самым будет обеспечиваться спрос на знания. И здесь принципиальна роль государства. Без участия государства спрос на знания организовать не удастся.

Нашу Академию наук можно рассматривать как своего рода крупную компанию. Ее тоже следует окружить мелкими инновационными фирмами, которые создадут спрос, разные гибкие формы. Необходимо разделить функции директора на функции научного руководителя и исполнительного директора, как это принято во многих западных странах, а также организовать отделы, которые занимались бы зарабатыванием денег.

И, наконец, репутация , будь то "научное учреждение", фирма или журнал. Репутация Академии наук является гигантским рыночным ресурсом. Представители власти, которые ее финансируют, должны это понимать. В экономике знаний оплата репутации - уже аксиома.

В заключение несколько слов о главных уроках становления экономики, базирующейся на знаниях, для России. Прежде всего это необходимость изменения массового сознания. Нужно убеждать людей, что богатство в мозгах, а не в недрах. Хотя в нашем народе очень сильна уверенность в том, что мы - богатая страна, потому что у нас полно нефти, газа, пресной воды, наконец. Надо разъяснять, что мы не будем жить достойно, пока не научимся ценить и продавать знания.

Это очень важно - убедить руководителей всех уровней: сектор знаний - решатель проблем за деньги.

Наши крупные компании должны стать игроками в экономике знаний, научиться создавать вокруг себя и патронировать малый инновационный бизнес. А обязанность государства - создать благоприятную правовую, налоговую и организационно-экономическую среду для развития экономики знаний.

ПОДРОБНОСТИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ Страны, входящие в Организацию экономического сотрудничества и развития (OECD):

Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

ПЯТНАДЦАТЬ ИЗ НИХ ВХОДЯТ В ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ:

Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция, Швеция.

В 21-м веке главным конкурентным преимуществом будет уровень развития экономики знаний. Основными ресурсами уже сейчас для глобальных компаний являются знания и человеческий капитал. Этим вопросом занимаются ведущие специалисты. Многие страны и целые интеграционные объединения (Европейский союз) уверены, что экономика знаний - это лучший и единственный способ получить конкурентные преимущества на глобальном рынке. Страны и компании все больше средств вкладывают в исследования и разработки, защиту полученных знаний. Считается, что 90% знаний человечества получены за последние тридцать лет, 90% инженеров, ученых и исследователей, подготовленных за всю человеческую историю, работают в наше время.

История развития

Долгий путь к экономике знаний полностью пока не прошла ни одна страна. В целом весь мир стоит на этапе перехода в постиндстриальное общество, основной признак которого - это уменьшение доли производства за счет увеличения доли сектора услуг. Средний показатель доли сферы услуг в мире - около 63%. Конечно, есть страны с высоким уровнем сферы услуг, но только потому что населению недоступна занятость в других секторах. Например, Афганистан (56% - сфера услуг). И это никак не Беднейшие страны имеет доиндустриальную экономику. Это в основном сырьевые страны. Часть островных государств Океании вообще живут за счет доноров. На индустриальной стадии находятся многие страны Азии и Латинской Америки. Развитые страны уже находятся на стадии постиндустриальной экономики и этапе перехода к экономике знаний.

Определение

Экономика знаний - это система в которой решающим фактором и источником развития являются знания и человеческий капитал. Такая экономика нацелена на производство, обновление, распределение и применение знаний. Сам термин в 1962 году придумал Фриц Махлуп для обозначения сектора экономики, который производит, обрабатывает и управляет знаниями. Ближе к 90-м термин начала использовать Организация экономического сотрудничества для анализа элементов государственной политики. Согласно этой организации, экономика знаний - это экономика, которая стимулирует приобретать, создавать и распространять знания для ускорения экономического и социального развития.

Функции

Знания необходимо отличать от информации. Знания - это результат интеллектуальной деятельности человека. Информация - это источник для производства и способ сохранения и передачи результата мыслительной деятельности. Знания в экономике знаний - это и результат деятельности, и потребительский продукт, и фактор производства, и продукт, и средство распределения. То есть знания, если брать идеальный случай, выступают как "сырье", которое с помощью другого знания (фактора производства) перерабатывается в новое знание (продукт) и потом распределяется при помощи третьего вида знаний. Конечно, в остальных случаях знание может использоваться отдельно на любом этапе. Также важными функциями является использование знаний как средства управления и накопления результатов интеллектуальной деятельности.

Особенности

При рассмотрении нового важно понимание сути нового определяющего фактора производства. Знание (как продукт) имеет ряд особенностей, которые влияют на процесс воспроизводства и распределения. Любой результат интеллектуальной деятельности носит дискретный характер. Считается, что знания либо есть, либо их нет, они не могут делиться на половинки или четвертинки. Кроме того, знание (как общественное благо) доступно всем после его создания. Хотя необходимо время для его распространения и потребления, тем более если это сложный продукт. Знание (как информационный продукт) не исчезает после потребления. Это отличие от материальных продуктов.

Основные признаки

Самые развитые страны мира постепенно подбираются к этапу, когда основной движущей силой экономики будут знания. Основные черты, которые характеризуют современную экономику знаний:

  1. Доминирующее положение сферы услуг, в развитых странах мира уже сейчас доля сферы услуг составляет около 80%.
  2. Увеличение доли затрат на образование и исследования, например, Южная Корея прогнозирует, что в ближайшее время все население будет получать высшее образование.
  3. Бурный рост и распространение цифровых технологий, информационно- коммуникационные отрасли используются для управления экономикой знаний, во всех сферах: от сельского хозяйства до медицины.
  4. Всеобщее распространение коммуникационных сетей для организации связи между специалистами, компанией и клиентами.
  5. Укрупнение рынков, создание региональных объединений, создается все больше интеграционных объединений, потому что многие интеллектуальные продукты сложно производить только ресурсами одной страны.
  6. Увеличение количества и значения инноваций, все большее использование результатов интеллектуального труда для производства новой продукции.

Базис

Для развития нового этапа в организации общественного производства необходимо создать фундамент, основу экономики знаний, на котором можно будет располагать другие элементы нового производственного уклада. Выделяют следующие фундаментальные элементы:

  • институциональная структура, должна быть создана система экономических стимулов и мер государственной политики, способствующих производству, распространению и распределению знаний для производства продукции;
  • инновационная система, необходимо создать условия для воспроизводства и восприимчивости экономики к новым технологиям и новой продукции;
  • образование и обучение, система экономики знаний не может быть выстроена без одного из основных ресурсов - квалифицированных трудовых ресурсов;
  • информационная инфраструктура и цифровые технологии являются основными инструментами производства знаний и продукции при помощи знаний.

Институциональная структура и образование

Способность государства воспринимать инновации необходимо подготовить комплексом мер для создания экономической среды, стимулирующей создание интеллектуальных продуктов, правовой среды обеспечивающей защиту и интеллектуального продукта, распределение. Важным также является обеспечение общей свободы предпринимательства и легкости ведения бизнеса, в том числе отсутствие препятствий для открытия бизнеса, доступ к финансированию. Для создания инфраструктуры, которая непосредственно создает и распространяет новые знания, государство создает институты развития: фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы и технопарки.

Ключевое место в системе экономики знаний занимает человеческий капитал, который является основным фактором производства. В развитых странах практически все население охвачено средним образованием, значительная часть высшим, кроме того, работают системы профессиональной подготовки.

Инновационная система

Развитие экономики знаний напрямую зависит от качества национальной инновационной системы, которая формируется на основе часто-государственного партнерства. Государство при консультации высокотехнологичного сектора разрабатывает и проводит политику, максимально дружественную к инновациям. Финансирует университеты, научные центры, венчурные компании, которые адаптируют глобальные знания, создают свое знание и разрабатывают на основе выводов новые технологии и продукты. Создаются институты поддержки инноваций: инвестиционные фонды для финансирования венчурных проектов, коворокинги, технопарки и индустриальные комплексы высоких технологий. Частный бизнес участвует вместе с государством в финансировании и управлении этими инновационными структурами или создает свои.

Информационная инфраструктура

Главный канал распространения и инструмент создания новых знаний - это информационно-коммуникационные технологии. Основной продукт, который воспроизводится в экономике знаний - это тоже или ИКТ-технологии, или услуги, оказываемые с применении ИКТ-технологий. Уровень развития цифровых технологий определяет потенциал восприимчивости нового экономического уклада. Темпы формирования экономики знаний находится в прямой зависимости от уровня развития цифровых технологий.

Предпосылки

Стран, которые вошли в эпоху экономики знаний, находятся на стадии перехода на новый уровень, сравнительно немного, обычно упоминаются США, Германия, Южная Корея и Япония. Для перехода государства на экономику знаний должны созреть условия для такой трансформации. Прежде всего знания должны восприниматься экономикой как важнейший ресурс, более важный чем другие ресурсы (природные, трудовые, финансовые). На высокий удельный вес сектора услуг постиндустриального общества накладывается лавинообразный рост доли информационных технологий. Происходит увеличение инвестиций в человеческий капитал, особенно в специализацию и профессиональную подготовку. Потому что для производства знаний необходимы более квалифицированные кадры. Информационно-коммуникационные технологии проникают во сферы деятельности. Если брать такую отрасль, как автомобилестроение, то почти все ведущие компании уже разработали прототипы беспилотных автомобилей, которые управляются искусственным интеллектом. При этом ИКТ отвечают не только за управление транспортом, но и даже может поддерживать беседу с пассажиром. В экономике знаний роль инноваций является определяющей, это фактор и источник развития.

Как измерить

Методологию измерения того, насколько страна готова к переходу на новую модель экономики, разработал Всемирный банк в рамках программы «Знания для развития». Расчет ведется на основе 109 показателей, которые потом формируются два индекса:

  1. Индекс знаний показывает насколько страна может производить, принимать и распространять знания. Показатель учитывает возможности страны в сфере образования и трудовых ресурсов, объемы инновационной деятельности и развитие информационно-коммуникационных технологий.
  2. Индекс экономики знаний показывает, насколько страна умеет использовать знания для общественного развития и экономического роста. И также определяет, насколько близко или далеко находится страна от экономики знаний.

Исследования банка показали прямую взаимосвязь между уровнем готовности страны к экономике знаний, способностью к экономическому росту и конкурентоспособностью на глобальном рынке.

Инновации

Экономика знаний должна постоянно воспроизводить инновации, превращая новые знания в товары и услуги. То есть это экономика новых знаний. Инновации - это знания превращенные в товар готовый для продвижения на рынки. Таким образом, знания связываются с платежеспособным спросом и организуется обратная связь глобального рынка и сферы производства знаний. По степени инновационности экономики можно сказать, насколько страна погружена в экономику знаний. Инновационное развитие дает конкурентное преимущество: быстрее разрабатываются и выводятся на рынок новые продукты, используется больше новых технологических решений, высокотехнологичная продукция стоит дороже и быстрей продается. В рейтингах самых инновационных экономик мира первые места занимают Южная Корея, Швеция, Германия.

Почти экономика знаний

Южная Корея третий год подряд признается в рейтинге информационного агентства "Блумберг" самой инновационной Страна занимает первые места в мире по уровню расходов на исследования и разработки, полученным патентам и высокотехнологичным производствам, второе по уровню образованности В стране работает Министерство экономики и знаний, которое отвечает за экономическую и инвестиционную политику. Крупнейшие компании нацелены на продажу своих аккумулированных знаний, в каждой из фирм имеются подразделения, которые занимаются разработкой информационно-коммуникационными технологиями и продажей накопленного опыта. Например, крупнейшая сталелитейная компания POSCO, получив опыт в производстве металла, начала предлагать услуги по строительству металлургических заводов. После автоматизации своего производства, продает ИТ решения и в придачу продает управленческие решения. Основные усилия страны направлены на на реформирование структуры экономики знаний, повышение уровней использования критических технологий, в том числе использование искусственного интеллекта, уровня роботизации (страна и сейчас на первом месте в мире), беспилотных летательных аппаратов, автомобилей, кораблей, финансовых услуг с использованием ИТ.

Обычно под названием «экономика знаний» понимают такую хозяйственную систему, которая использует знания как источник развития и роста. При этом термин «экономика знаний» используют в широком и узком смыслах . Когда говорят о типе экономики, где знания играют доминирующую роль, то речь идёт о широкой интерпретации данной дефиниции. Если же речь идёт о некоей составляющей, о секторе экономики знаний, встроенной в общую хозяйственную канву, то тогда термин трактуется в узком смысле.

Часто понятие «экономика знаний» увязывают с категорией «человеческий капитал», подразумевая под последней население, имеющее тот или иной уровень знаний, умений, набор характеристик (дисциплинированность, обучаемость, аккуратность, законопослушность, склонность к правонарушениям, алкоголю и проч.). Это представляется логичным, так как люди составляют основу хозяйственных систем.

Однако нам следует взглянуть на данную проблему и под другим углом зрения. Представим себе несколько типов экономики знания .

Первый тип – технократический, когда государством управляет достаточно узкий круг технократов; такую социально-политическую элиту можно также назвать сциентократией . Подобная модель была впервые построена древнегреческим философом Платоном, который считал, что идеальное государство должны возглавлять мудрецы. Осуществляя государственное управление на иных принципах, чем это принято в различных демократиях, мудрецы и учёные быстрее решают задачи по созданию стабильного и процветающего государства. Платон не только выдвигал теоретические модели построения идеального государства, но и попытался применить их на практике, давая рекомендации тирану Дионисию. Кончилось это тем, что разгневанный Дионисий продал великого философа в рабство на невольничьем рынке.

Несмотря на плохое начало, технократическая модель оказалась весьма жизнеспособной и интересной, которая дала миру множество продолжателей. В современном прочтении применительно к экономике знаний её можно структурировать следующим образом. Правительство и законодательную власть представляют не политиканы и дилетанты из различных слоёв общества, а квалифицированные профессионалы с багажом специальных знаний (по управлению, экономике, технике, здравоохранению, образованию и т.д.). Текущие рекомендации и стратегии развития им выдают особые институты из предпринимательской и ведомственной среды, системы НИИ и РАН, а также международные эксперты.

Таким образом, научная и профессиональная элита, являющаяся носителем и концентратором знаний, управляет экономикой наилучшим образом, своевременно принимая и реализуя необходимые правовые акты, модернизируя промышленность, бизнес и некоммерческий сектор.

Как видим, в описанной технократической экономике знаний высокого уровня образования для всех не требуется, что экономит значительные средства на государственной системе просвещения. Продавцам, водителям, станочникам, представителям многих других профессий высшее образование не требуется. Излишние знания, которые быстро забываются, данным категориям работников не навязываются.

Второй тип экономики знаний имеет существенные отличия от рассмотренного выше технократического. В этой парадигме знания рассматриваются как существенная часть человеческого капитала, в связи с чем государство настаивает на определённом минимальном уровне образования – например, всеобщего среднего (11-летнего) или даже высшего образования. Теоретики такого подхода к экономике знаний полагают, что знания – это всегда благо, которое трансформируется в благосостояние и повышенный экономический рост.

Однако практика показывает, что такой подход ошибочен и приносит немало разочарований. Если мы возьмём, например, количество аспирантов, а также количество людей, защитившие кандидатские и докторские диссертации в РФ за последние 25 лет, то мы констатируем практически трёхкратный прирост. Тем не менее, за данный период времени российская наука в значительной степени снизила свою эффективность, утратила позиции на мировой арене. Формально возросший уровень знаний в обществе не только не привёл к экономическим прорывам, но лишь повысил затратность и эффективность научной отрасли.

Более того, здесь также можно подчеркнуть, что высокое качество человеческого капитала может вступать и действительно вступает в противоречие со структурой сырьевой экономики, которая делает невостребованными знания учёных, инженеров, преподавателей, вообще работников интеллектуальной сферы. Простая экономика нуждается в рабочих профессиях, в знаниях и умениях нижнего (прикладного) уровня. Иными словами, запросам экономики должен соответствовать уровень знаний.

Третий тип экономики знаний можно условно назвать тотальным. Здесь уже не просто отдельные талантливые учёные, профессионалы, носители практического опыта являются элитой нации, способной управлять государством. В таком обществе с максимально качественным человеческим капиталом все условно одинаково образованы, имеют один или несколько дипломов о высшем образовании или располагают научными степенями. Это, казалось бы, идеальное общество знаний, наверняка не станет таким же идеальным в хозяйственном отношении.

Люди, получавшие образование с целью получения высоких должностей и осуществления карьерных устремлений, будут впоследствии разочарованы тем, что высоких постов на всех не хватает, и большинству всё равно придётся трудиться на рабочих местах с высокой долей физического труда. Более того, заработная плата лиц, идущих на рабочие вакансии, будет выше, чем у людей, сделавших значительные инвестиции в обучение и получение знаний. Спрос на услуги вузов будет со временем падать (как например, это происходит в Швейцарии, которая, как считается, построила экономику знаний; ныне швейцарские вузы делают акцент на иностранных студентов), население и бизнес будут ориентироваться на недорогие и краткосрочные тренинги, позволяющих быстро добиваться конкретных результатов.

Таким образом, экономика знаний может принимать различные формы в современном мире, по-разному комбинируясь с политическими, хозяйственными, культурными и социальными реалиями.

В статье определены основные проблемы экономики знаний в современной России. Уточнено понятие «экономика знаний», выявлены характерные черты, особенности, а также предложены пути ее развития

Ключевые слова: ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ, ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ, НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНД РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ЗНАНИЙ

Современная отечественная экономика находится в новом качественном состоянии, которое связано с изменением условий хозяйствования, обусловленного: внедрением новых, высокого уровня технологий в производство, расширением информационного пространства, мобильностью капитала, повышенным значением креативного, творческого труда, возрастанием роли теоретических знаний. Тип экономики, в которой знания и информация становятся главными факторами производства, можно определить как экономику знаний. В теоретических и практических аспектах, как целостная концепция, экономика знаний находится в процессе динамичного развития, и, в зависимости от происходящих политических и экономических процессов, приобретает определенные черты и особенности, поэтому, представляется необходимым в данной работе выявить и уточнить основные черты, характерные особенности и основные тренды ее развития в современной России.

Углубленное исследование экономики знаний требует выявления главных предпосылок ее формирования. В современной экономике знание наряду с информацией превращается в фактор производства. Обладателям необходимых обществу знаний, креативного мышления и информации, как ресурса данные факторы производства приносят доход, мультипликативным эффектом которого можно назвать повышение интеллектуально-творческого потенциала общества при активном использовании новых ИКТ-технологий на рынках услуг и информации.

Кроме того, главными предпосылками экономики знаний можно назвать: повышение значимости интеллектуального капитала и инвестиций в системе образования и подготовки кадров; превращение инноваций в основной источник экономического роста и конкурентоспособности предприятий, регионов и национальных экономик .

Выявим отличительные черты современной экономики знаний. В монографии «Микроэкономика знаний» ученые-экономисты Г.Б. Клейнер и В.Л. Макаров выделяют значимые черты экономики знаний : знание становится полноценным товаром; любой товар несет в себе уникальные знания; знание становится одним из основных факторов производства наряду с уже известными факторами, такими как: земля, труд, капитал.

Обобщая главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты можно определить, что в постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, а современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. Для подтверждения этого исследуем концептуальные подходы к определению понятия «экономика знаний».

Сущностные характеристики понятия «экономика знаний» можно определить как результат эволюции постиндустриальной экономики и рассматривать как инновационную модель производства в виде взаимодополняемости информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики, к ним относится:

  • -увеличение в структуре национального производства доли сферы услуг, которая в большинстве стран уверено доминирует в процентном соотношении над сферой производства (постиндустриальная экономика);
  • -информация является фактором производства, а информационные технологии создают необходимую инфраструктуру для обработки и передачи информационных потоков делового, финансового и личного назначения (информационная экономика);
  • -знания являются источником для генерации нововведений во всех сферах национального хозяйства и отвечают непрерывно и динамично изменяющимся потребностям (инновационная экономика) .

В этом же направлении проводит свои исследования экономист Е.А. Ярушкина, которая считает, что более высокая по сравнению с прежними периодами эффективность различного уровня экономических организаций обеспечивается наличием и функционированием специфической системы генерации, освоения и распространения новых знаний, рыночное признание которых фиксируется в понятии инновационной деятельности. Распространение компьютерных систем формирует технологическую основу системы управления знаниями, требующую инженерных и менеджерских усилий с целью оценки спроса на знания и реализации коммерческого применения знаний .

Для всестороннего исследования понятия «экономика знаний» обратимся к исследованию выбранной тематики с позиций некоторых других методологических подходов.

Первый подход акцентирует главное внимание на роли ведущего ресурса в сфере производства, что свидетельствует о переходе хозяйства материального типа к организации общества, основанному на создании и последующем применении знаний . Фокусируясь на особенностях производства и потребления знаний в полезной деятельности людей, экономика знаний дает возможность превращать знания в доход не только в отраслях, непосредственно связанных с высокими технологиями .

Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономист-ученый Л.М. Гохберг связывает экономику знаний с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста . Экономисты М.В.Федоров и Э.В. Пешина отождествляют знания с источниками конкурентоспособности .

Третий подход связан с изменениями, произошедшими в трудовой деятельности общества. В рамках этого направления экономика знаний понимается как экономика «человека творческого с открытым сознанием», а также как специфическая сфера человеческой деятельности . В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

Эксперты Организации экономического сотрудничества и развития, понимают под экономикой знаний - экономику, основанную на производстве, обновлении, циркуляции, распределении и применении знаний. Человеческий капитал становится определяющим фактором возникновения и развития экономики знаний .

Понятие «экономика знаний» в настоящее время используется для характеристики типа экономики, в которой знания играют решающую роль в создании общественного богатства и являются важнейшим фактором экономического роста и конкурентоспособности .

Учитывая выше изложенное, дадим авторское определение понятию «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товар и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющаяся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономике.

В современной России в рамках хозяйственной деятельности общества экономика знаний динамично активизируется в своем тренде развития. Спецификой российской модели экономики знаний является возрастание роли знания, объединяющего в рамках новых коммерциализированных отношений образование, науку и производство, с активным поощрением государства и бизнеса спроса на науку и знания в рыночном понимании, то есть как оплаченного интереса потребителя. Кроме того, как российские, так и западные ученые считают, что в настоящее время кардинально новым является кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг .

Обратим внимание, что для современной экономики знаний присущи сетевой и глобальный характер ее структуры. С появлением и распространением технологий, использующих сеть Интернет, бизнес становится сетевым. Исследователями доказано, что при прочих равных условиях такие сети уменьшают транзакционные издержки, а потому их развитие представляется весьма целесообразным для совершенствования организации экономической деятельности на всех ее уровнях . В современной экономике знаний ресурсы также имеют сетевую природу, вспомним электронную почту, мобильные телефоны, но основной ресурс экономики знаний - это человеческий капитал, который является результатом затрат общества на образование, здравоохранение, физическую культуру и т.д. Вложение инвестиций в человеческий капитал имеют долгосрочный характер, поэтому значение их для национальной экономики огромно, что осознано в полной мере высокоразвитыми странами, где затраты на социальные нужды достигают 30 % ВВП .

Один из важных аспектов развития человеческого капитала - образование. Оно предоставляет услуги в виде обучения, его товар - образовательные услуги. Современная российская система образования формируется в рамках экономической, политической и административной структур, характерных для России. В ряде статей ученых Бутаковой М.М. и Соколовой О.Н. выделены наиболее значимые характеристики и тенденции развития системы высшего образования Российской Федерации:

  • -изменение направления тренда, характеризующего развитие высшего образования; экономика знание образование россия
  • -сохранение высокой привлекательности высшего образования для населения и соответственно высокой доли студентов в общей численности населения;
  • -развитие рынка услуг высшего образования при сохранении доминирующих позиций государственных вузов;
  • -переход на уровневую систему подготовки;
  • -активное использование целевого подхода со стороны государства к финансированию образовательных учреждений;
  • -институциональные изменения в системе высшего образования;
  • -изменение технологий обучения;
  • -ориентация образовательных программ на требования рынка труда .

Добавим также, что непрерывное образование и способность к переквалификации - неотъемлемая часть сохранения социального статуса личности . Изменения экономической и социальной сфер общества в условиях роста значимости знания неизбежно ведут к трансформации института высшего образования. Эта трансформация стала следствием целого ряда факторов, среди которых можно отметить рост спроса на высшее образование, глобализацию, изменение функций знаний, использование современных информационных технологий и развитие дистанционного образования. Центральное место теоретического знания напрямую связано с четвертой отличительной особенностью экономики: ее инновационным характером .

В качестве немаловажной особенности формирующейся национальной экономики знаний можно выделить тенденцию устойчивого долгосрочного развития, под которым подразумевается становление рациональных, прогрессивных пропорций в экономике, служащих нуждам индивида. Этот новый тип развития, по аналогии с теорией ноосферы русского ученого В.И. Вернадского, можно назвать ноосферным, понимая под этим разумно управляемое соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей людей осуществляется без ущерба для интересов конкретных людей, природы и будущих поколений .

В современной экономике России с развитием единого информационного пространства экономические и политические границы становятся транспарентными, а экономика отличается доминирующим значением креативного, творческого труда в производстве благ и характеризуется такими чертами, как: приоритет информации и знаний по сравнению с другими ресурсами; преобладание творческой деятельности; развитие информационной экономики; производство, ориентированное на индивидуального клиента; конкуренция в условиях глобального рынка; высокотехнологичные и информационные технологии, приобретающие глобальный характер, охватывают все сферы социальной деятельности человека; свободный доступ общества к информационным ресурсам; высокий темп изменений в социальной среде .

Обобщая вышеизложенное, можно определить основные направления национального тренда развития экономики знаний.

  • 1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах. Учитывая, что в ведущих отраслях промышленности развитых стран добавленная стоимость составляет значительную долю в произведенной продукции и услугах, можно утверждать, что развитие наукоемких отраслей экономики в России окажет положительное влияние как на развитие экономики знаний, так и на экономическое благополучие общества в целом.
  • 2. В последние годы ситуация в России в плане воспроизводства человеческого капитала имеет положительную динамику, однако расходы на науку все еще не достигли необходимого уровня, или финансирование производится преимущественно в крупных научных центрах. Этот фактор является одной из главных причин отсутствия стимулов у российской молодежи для работы в этих основных секторах экономики, ориентированной на знания. Недостаточный объем финансирования исследований приводит к усугублению проблемы преемственности знаний. Происходит значительное обесценение человеческого капитала, представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.
  • 3. На данном этапе формирования экономики знании в России необходимо уйти от модели развития экономики с сырьевой направленностью, предпринять адекватные меры на устранение препятствий, тормозящих становление экономики знаний и пойти по модели развития с инновационной направленностью с повышенным вниманием на науку и человеческий капитал. Согласно этой модели, в стране необходимо развивать сферу науки, увеличить ее финансирование, сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.
  • 4. Приоритетные направления исследований и разработок должны стимулироваться в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных в данных направлениях, но необходимых для развития научной среды в стране. Все перечисленные меры должны учитывать долгосрочные тенденции развития сферы исследований и разработок. На рисунке 1 представлена российская модель развития экономики знаний.

Современная Россия, из-за возникших внешних неблагоприятных политических и экономических факторов имеет и успешно решает целый ряд возникающих проблем. К современным проблемам можно отнести: введение экономических санкций со стороны стран Евросоюза и США, падение цен на нефть, падение курса рубля, повышение уровня инфляции. Происходят структурные сдвиги в экономике, меняется национальный менталитет общества, экономика знаний приобретает новые черты.

Рис. 1

Эти тенденции в основном проявляются в экономическом развитии целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции. Накопленный за последнее время объем научно-технического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие выводы.

Обобщены главные предпосылки формирования экономики знаний и ее отличительные черты. Определено, что в современной постиндустриальной экономике происходит активное развитие нематериальной сферы хозяйственной деятельности, т.е. современная российская экономика имеет тенденцию к позиционированию себя как экономика знаний. В исследовании применен ряд концептуальных подходов, а также синтез фундаментальных характеристик различных теорий развития экономики в тренде экономики знаний.

В первом подходе экономика знаний рассматривается как хозяйство, в котором знания становятся определяющим фактором производства во всех отраслях экономики. Второй подход раскрывает сущность экономики знаний с точки зрения критерия эффективности. Экономика знаний связывается с интенсивным использованием знаний для ускорения экономического роста, а знания отождествляют с источником конкурентоспособности. В рамках третьего подхода экономика знаний понимается как экономика человека творческого с открытым сознанием, а также как специфическая сфера человеческой деятельности. В рамках этой экономики происходит процесс воспроизводства знаний, необходимый человеку для решения фундаментальных и прикладных задач.

В работе сформулировано авторское определение понятия «экономика знаний» - это очередная стадия общественного развития, ресурсом и фактором производства которого является знание, преобразующееся в воспроизводственном процессе в товары и услуги, присутствующее в каждом виде деятельности индивида и являющееся человеческим капиталом в информационной и инновационной экономиках.

Предложена российская модель развития экономики знаний.

Уточнены сущностные характеристики понятия «экономика знаний»: это результат эволюции постиндустриальной экономики в виде инновационной модели производства с применением информационно-коммуникативных технологий, человеческого капитала и креативного потенциала фирм с участием социальных сетей, дополняющих и в ряде случаев заменяющих традиционные типы организации рынка. Согласно данному подходу экономика знаний представляет синтез фундаментальных характеристик, различных теорий развития экономики.

Определены специфические пути развития экономика знаний в современной России в рамках хозяйственной деятельности общества:

  • -кодификация теоретического знания и его ключевая роль в инновациях, как в сфере создания новых знаний, так и в сфере производства товаров и услуг;
  • -сетевой и глобальный характер экономики знаний, ее структуры и логики взаимодействия хозяйствующих субъектов, функционирующих в ней;
  • -образование, предоставляющее услуги в виде обучения, т.е. его товар - образовательные услуги, способность к переквалификации, непрерывному образованию, являющееся неотъемлемой частью сохранения социального статуса личности;
  • -развитие единого информационного пространства, экономические и политические границы становятся более прозрачными, а экономика отличается доминирующим значением творческого труда в производстве благ;
  • -развитие наукоемких отраслей экономики в России оказывает положительное влияние на развитие экономики знаний и на экономическое благополучие страны.

Выявлен современный тренд развития российской экономики знаний:

  • 1. Устойчивое и эффективное развитие наукоемкого сектора, где главной отличительной особенностью отраслей, занимающихся производством и распространением знаний, а также отраслей, предъявляющих повышенный спрос на знания, является высокий удельный вес добавленных стоимостей в производимых товарах и услугах.
  • 2. Обеспечение достаточного объема финансирования исследований. Происходит значительное обесценение человеческого капитала, представленного в виде опыта и знаний ученых, инженеров и специалистов. Без принятия адекватных мер в данных сферах в ближайшее время существует возможность сокращения научно-технического потенциала страны.
  • 3. Развитие сферы науки, увеличение ее финансирования. Необходимость сделать науку привлекательной для инвестирования со стороны бизнеса и иностранных инвесторов, и всячески поддерживать деятелей науки, создав нормативно-правовую базу, направленную на эффективную защиту их интересов и др.
  • 4. Приоритетные направления исследований и разработок имеют тенденцию стимулирования в соответствии с принципами, которые используются в наиболее развитых странах мира. Эти принципы должны основываться на изменении удельного веса, выделяемых финансовых ресурсов, а не абсолютных объемов, что необходимо для сохранения и увеличения научного потенциала на неприоритетных, но необходимых для развития научной среды в стране.

Определено, что в последнее время в России наблюдается позитивная динамика в развитии экономики знаний. Эти тенденции в основном проявляются в росте экономики целого ряда наукоемких отраслей машиностроения, таких как электротехническая промышленность, приборостроение и оборонно-промышленного комплекса, занимающегося производством военной и гражданской продукции и т.д. Накопленный за последнее время объем научно-технического потенциала позволяет рассчитывать на то, что при правильной экономической, промышленной и научно-технической политике правительства развитие экономики знаний может быть значительно ускорено.

Литература

  • 1. Мильнер Б.З. Управление интеллектуальными ресурсами / Б.З. Мильнер. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://institutiones.com/gener al /1072-upravlen ie-in tel lektualn im iresursami.html. Загл. с экрана.
  • 2. Клейнер Г. Микроэкономика знаний и мифы современной теории / Г. Клейнер // Высшее образование в России. 2006. № 9. С. 32-37.
  • 3. Мамедов О.Ю. Что обнаружил научный анализ «экономики знания»?// Вопросы регулирования экономики. 2012. Т. 3. №2. С. 9.
  • 4. Ярушкина Е.А. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2012. №4. С. 26.
  • 5. Гоженко К.Н. Теоретические характеристики экономики знания/ /К.Н.Гоженко/ Terra Economicus. 2011. Т. 9. №4-3. С. 11.
  • 6. Бариленко В.И. Роль повышения качества образовательных услуг вузов и научных организаций в развитии экономики, основанной на знаниях /В.И.Бариленко// Сибирская финансовая школа. 2012. №6. С. 42.
  • 7. Гохберг Л.М. Национальная инновационная система России в условиях «новой экономики» /Л.М.Гохберг// Вопросы экономики. 2003. №3. С 11.
  • 8. Федоров М.В., Пешина Э.В. Пентаспираль- концепция производства знаний винновационной экономике /М.В.Федоров, Э.В.Пешина// Управленец. 2012. №3-4. С. 4.
  • 9. Ермолов Ю.А. Современные факторы трансформации процесса труда вусловиях формирования экономики знаний// Социально-экономические явления ипроцессы. 2011. №8. С. 77.
  • 10. Унтура, Г. А. Экономика знаний как определяющий элемент новой экономики региона / Г. А. Унтура, А. В. Евсеенко // Регион: Экономика и Социология. 2007. № 1. С. 154-168.
  • 11. Экономика знаний: коллективная монография / Отв. ред. д-р экон. наук, проф. В. П. Колесов. М.: ИНФРА-М, 2008. 432 с. (с. 8).
  • 12. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы / М.В. Ченцова // Вестник Финансовой академии. 2008. №2. С. 118-126.
  • 13. Костюк В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях / В.Н. Костюк // Общественные науки и современность. 2004. № 4. С. 36-48.
  • 14. Степанова Т.Е. Закон реконфигурации знаний / Т.Е. Степанова // Креативная экономика. 2007. № 3. С. 36-44.
  • 15. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Высшее профессиональное образование в инновационно ориентированной экономике // Известия Алтайского государственного университета. 2012. №2-2 (74). С. 281-286.
  • 16. Бутакова М.М., Соколова О.Н. Исследование тенденций развития высшего профессионального образования в инновационной экономике регионов России // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2012. Т.2-2. №144. С.252-256.
  • 17. Гендина Н.И. Образование для общества знаний и проблемы формирования информационной культуры личности / Н.И. Гендина. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.mediagram.ru/.../h_4d6078f5bb9c0b11832651977d1e57e1. Загл. с экрана.
  • 18. Чернышова Ю.Н. Характерные особенности формирующейся экономики/Ю.Н.Чернышова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://arch.kyrlibnet.kg/uploads/Chernyshova%20U.N..pdf. Загл. с экрана.
  • 19. Макаров, В.Л. Микроэкономика знаний / В.Л. Макаров, Г.Б Клейнер. М.: Экономика, 2007. 204 с.
  • 20. Петрова Е.А. Денисова, А.А. Развитие системы управления регионом в условиях становления «экономики знаний»/Е.А.Петрова, А.А.Денисова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.volsu.ru/struct/generalservices/publish/vestniki/lastmagazine/ser-3-economy-1(20)-2012/1_Петрова,%20Денисова.pdf. Загл. с экрана.

(с) Юрий Владимирович Смагин , 2016

директор маркетингового агентства

«Бюро Проверок», руководитель проекта «Шопокоп», Президент Уральского Союза веб-разработчиков,

г. Челябинск, Россия

Аннотация. В данной статье рассматриваются актуальные проблемы перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу. Основной драйвер перехода — формирование экономики знаний. В общем виде сформулированы новые экономически модели создания и дистрибуции интеллектуальной собственности.

Ключевые слова: экономика знаний, интеллектуальная собственность, авторское право.

Постиндустриальное общество

Все чаще в отечественных СМИ и повседневной речи звучат термины: нанотехнологии, инновации, наукоемкие технологии, синергетический эффект, экономика знаний. Но какой смысл вкладывается в эти слова?

Новый курс «поставить экономику на инновационные рельсы» был заочно принят обществом без обсуждения и какого-либо понимания тех процессов, что последние 50 лет будоражат умы отечественных и зарубежных ученых. Апологеты нанотехнологий и прочие «конъюнктурщики» в мгновение ока заполнили медийное пространство сложными и чужеродными терминами. Зачастую, наделяя эти термины каким-то своим значением, отличным от принятого в академических кругах.

Современная парадигма развития глобальной экономики, теоретиками которой выступили такие ученые как Элвин Тоффлер, Даниел Белл, Зигмунт Бауман, Мануэль Кастельс, Роберт Нижегородцев, Владислав Иноземцев, Владимир Мухопад и др., бросает вызов — быть России в авангарде постиндустриального общества или оставаться «сырьевым придатком Запада».

Пока же ситуация в России выглядит так, как схематично показано на картинке ниже.

Если верить современным ученым , то мировая экономика находится на полпути к постиндустриальному обществу. Мы не говорим об экономике России или какой-то отдельной страны, т.к. разброс может быть значительным, вплоть до аграрной экономики. Мы говорим об изменениях между хозяйствующими субъектами на глобальном уровне.

Переход индустриальной экономики к постиндустриальной затрагивает следующие процессы :

    Движение капитала и особенности инвестиционного процесса.

Основной производственный ресурс — квалификация специалистов. Основной тренд в развитых странах —инвестиции не в производственные мощности, не в станки и стены, а в обучение сотрудников. Не маловажную роль в этом процессе играет культура потребления — ее необходимо стимулировать! Обеспеченный сотрудник мечтает не о еде, а о профессиональном и личностном росте.

    Движение рабочей силы и изменение статуса наемного труда.

Средства производства (интеллект, идеи) принадлежат самому сотруднику, а не собственнику компании. И все эти фундаментальные изменения в парадигме «начальство — подчиненный» происходят на фоне сложных миграционных процессов.

    Усиление роли малого и среднего бизнеса.

Массовое производство постепенно уходит в прошлое. Все больше популярностью пользуются мелкосерийные, «нишевые» продукты и услуги. Традиционные корпорации слишком большие, «неповоротливые», чтобы оперативно закрывать спрос на производство продуктов и услуг, адаптированных под конкретного потребителя.

    Превалирование знаний над капиталом.

Основную роль в покорении новых рынков стали играть инновации, технологические ноу-хау.

    Изменение роли различных общественных институтов.

Формирование нового класса интеллектуалов, в чьих руках сосредотачивается финансовая, политическая, общественная власть. Меритократия — наше будущее. Новые тенденции совершенно кардинальным образом меняют социальный ландшафт (разрушение института традиционного брака, дивергентный подход к образованию, пересмотр отношений между обществом и правительством — открытое правительство и т.д.).

Библиографический список

1. Тоффлер Э. Третья волна. М.: АСТ, 2004.

2. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология под ред. В. Иноземцева. М.: Академия, 1999.

3. Иноземцев В. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000.

4. Ченцова М.В. Концепция экономики знаний как новое направление формирования современной экономической парадигмы // Вестник Финансовой академии. М.: 2008. № 2(46). С. 118–125.

5. Ченцова М.В. Основные черты экономики знаний: теоретический аспект // Вестник Финансовой академии. М.: 2007. № 3(43). С. 105–113.

6. Википедия - свободная энциклопедия [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 24.08.2013).

7. Сайт компании ЗАО «Крибел-консалт» [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 14.08.2013).

8. Библиотека ресурсов интернет-индустрии [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 17.08.2013).

9. Карр, Николас Дж. Блеск и нищета информационных технологий. Почему ИТ не являются конкурентным преимуществом. М.: ИД «Секрет фирмы», 2005.

10. Царьков В. Free Software и Open Source: разные слова и разные идеи // CHIP special. Linux, зима 2005, № 76.

11. Информационный сайт пиратской партии России [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

12. Энциклопедия о движении за отмену интеллектуальной собственности и об истории авторского права [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

13. World Intellectual Property Report 2011 [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2011. URL: (дата обращения: 05.08.2013).

14. Научная электронная библиотека [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 09.08.2013).

15. Harvard Law School: The Law of Cyberspace - Social Protocols [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 03.08.2013).

16. Библиотека Мошкова [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 11.08.2013).

17. Центр исследований постиндустриального общества [Электронный ресурс]: офиц. сайт, 2013. URL: (дата обращения: 05.09.2013).

Десинхронизация

Изменения в этих процессах служат ориентирами для исследователей. Показывают, на каком этапе находится общество.

С изобретения компьютеров и прочих компонентов современного ИТ сектора экономика стала глобальной. Многообразие ныне здравствующих форм экономик мирно сосуществует в едином информационном поле, которое имеет физический каркас из телекоммуникационной инфраструктуры .

Вслед за скоростями передачи данных, ускорило свой ход и время делового человека. Нормированный рабочий день уходит в прошлое. Все большее кол-во фирм ведут операционную деятельность в широком диапазоне часовых поясов. Пространство сжалось до того уровня, когда полем действия стали не отдельные регионы, а вся планета целиком.

В то время как одни субъекты переходят на сверхскорости, другие все более и более отстают. Перечислим всех участников забега: образование, промышленность, наука, правительство, малый и средний бизнес (рис. 2).

Десинхронизация — одна из наиболее острых проблем, тем острее, чем ближе мы подходим к постиндустриальному обществу. В условиях сверхскоростей возникли и развиваются новые экономические формации и отношения.

Стимулы десинхронизации :

    развитие ИТ-инфраструктуры,

    глобализация конкуренции,

    децентрализация производственных и наукоемких мощностей,

    замещение промышленного капитала капиталом знаний.

Постиндустриальное общество — объективная реальность, которая не зависит от действующего в том или ином регионе типа экономических отношений .

Экономика Знаний

Ранее генерация знания и конкретных товаров производилась в одном и том же месте. Мануфактура существовала изолировано от остального мира. Все знания и опыт, накопленные на производстве, передавались от одного собственника к другому, оставаясь в стенах фабрики.

В наше время, когда репликация промышленных товаров по принципу «китайское производство» практически не требовательна к ресурсам, наметилась тенденция к децентрализации производственных и научных мощностей с замещением промышленного капитала капиталом знаний.

Россия, как и многие другие современные страны, оказалась не способна разглядеть стимулы будущих постиндустриальных изменений :

Перенаселение:

    развитие регионов с комфортными условиями размещения производственных мощностей,

    сложные миграционные процессы,

    развитие ресурсосберегающих технологий.

Перепроизводство:

    экономические кризисы и катаклизмы,

    развитие наукоемких отраслей производства с повышенными требованиями к ресурсам,

    глобальная конкуренция.

Перерасход:

    истощение ресурсной базы,

    изменение инвестиционных процессов,

    социальные преобразования.

Экономика знаний — это новый тип экономических отношений, при которых ставка делается на специалистов, генерирующих непрерывный поток технологий. Решение локальных и глобальных задач, возникших на пути мирового сообщества к постиндустриальной экономике, напрямую зависит от технологий завтрашнего дня.

Информация

Информация в современном мире стала играть ключевую роль . Некоторые экономисты выделяют информацию в отдельный фактор производства, выстраивая новую цепочку «земля - труд - капитал - способности - информация».

Стали складываться новые правовые и экономические институты, направленные на решение задач, связанных с новым фактором производства :

    патентное право,

    лицензирование,

    экспертиза нематериальных активов.

​ ​

Все эти институты рассматривают информацию как частную собственность, у которой есть хозяин . Факт, что не информация сама по себе играет ключевую роль в производстве, а люди, которые принимают на ее основе решения, осознанно или неосознанно умалчивается. Основным фактором производства стали специалисты, генерирующие непрерывный поток технологий.

Мировая практика в отношении интеллектуального капитала складывается не в интересах постиндустриального общества. Любое использование информации, коммерческое или для личных нужд, строго регламентируется и проходит процедуру одобрения правообладателем. Чаще всего на возмездной основе.

Под информацией мы понимаем :

  • изображение,

    программное обеспечение,

    база данных,

    алгоритм,

    технология.

Свойства информации :

    Хранится на физическом носителе.

    Процесс копирования и воспроизведения не требует дополнительных ресурсов.

    Для обработки определенной информации требуется определенный уровень компетенций.

Корневая проблема — оценка стоимости информации. До сих пор нет общепринятых и транспарентных критериев ценообразования на тот или иной вид информации.

Это обстоятельство послужило стимулом развития целых рынков, спекулирующих на несовершенстве правовых норм .

В нашем понимании информация сама по себе ничего не стоит. В этом смысле, стоимостью обладает следующее:

    Время специалиста на обработку (создание и удаление, кодирование и декодирование, декомпозиция, хранение и т.д.) информации.

    Управленческие решения, принятые на основе полученной информации.

И здесь мы приближаемся к первому пониманию стоимости информации: Информация тем ценнее, чем больше ресурсов потрачено на ее обработку.

Новые экономические модели

Укажем потенциальные направления развития исследовательской мысли. Цель — свести разрозненные идеи и модные экономические модели в единую концепцию создания и распространения информации в постиндустриальном обществе.

Возникли и бурно развиваются новые экономически модели, которые учитывают специфику постиндустриального общества.

Производство по требованию :

    печать по требованию,

    услуга по запросу,

    ПО как услуга (SaaS, облачные технологии),

    видео по требованию.

Сеть доставки и дистрибуции контента (CDN) :

    Сервис Steam по дистрибуции игр.

    NGENIX — дистрибуция потокового видео в рунете.

    CDNvideo — дистрибуция потокового видео в рунете.

Копилефт — обширный сборник лицензий, объединенных двумя базовыми принципами :

    Лицензия дает возможность использовать оригинал для создания производных, не требуя разрешения владельца авторского права.

    Лицензия распространяет эту возможность на все производные работы.

По сути копилефт — это полный антипод концепции авторского права.

Открытые методологии :

    открытый контент,

    открытый дизайн,

    открытая модель в музыке,

    открытый патент,

    открытое ПО,

    открытая наука,

    открытое государство.

Промежуточные гипотезы

    Неверное определение роли РФ в мировом экономическом процессе.

В то время, как весь мир испытывает на себе проблемы, связанные с десинхронизацией и процессами, сопутствующими переходу к постиндустриальному обществу, лидеры Российской Федерации провозглашают курс на инновации. Это в корне не верно. Для того, чтобы создать непрерывный поток инноваций, Российская Федерация должна осуществить переход к постиндустриальному обществу. Только тогда мы сможем «вписаться» в грядущую экономику знаний.

    Неверный подход к оценке стоимости и определению роли информации.

Корневая проблема — отношение хозяйствующих субъектов к роли и стоимости информации. Этот вопрос требует глубокой проработки.

    Неверные экономические модели для перехода к экономике знаний.

Традиционные экономические модели не работают в условиях, когда ключевым фактором производства выступает информация. Требуется разработка кардинально новых экономических моделей.

Наша статья носит индикативный характер. Вне нашего внимания остался, пожалуй, самый важный вопрос, связанный с постиндустриальным обществом и экономикой знаний, — этика и общественное благо.